Произведение лунный парк герои сказки

Наброски, разрозненные детали, звуки, запахи и ассоциации из всего этого сплетена канва жика в тумане, сказки сказок и других

Наброски, разрозненные детали, звуки, запахи и ассоциации — из всего этого сплетена канва «Ёжика в тумане», «Сказки сказок» и других работ режиссёра.

В начале была Марьина роща. А в Марьиной роще — деревянный дом, двор, тополь и мальчик, который много лет спустя воспоёт этот пейзаж в одном из главных своих мультфильмов. Речь, конечно, о режиссёре Юрии Норштейне и его мультфильме «Сказка сказок». Но обо всём по порядку.

Норштейн о себе

Автобиография режиссёра — сдержанная, всего две страницы. Родился в 1941 году в эвакуации, учился в художественной школе, потом — на курсах художников-аниматоров. С 1961-го работал на киностудии «Союзмультфильм». Там познакомился со своей будущей женой — художницей Франческой Ярбусовой (именно она нарисовала Ёжика, Лошадку и других неотделимых от нашего культурного кода персонажей).

Норштейн, по собственному признанию, не сразу полюбил мультипликацию. Даже хотел оставить киностудию и заняться искусством. Он так вспоминал: «Мои попытки поступить в художественные заведения оканчивались полным провалом. Как будто сама судьба показывала пальцем моё место в жизни». Отношение к режиссуре изменилось после прочтения книг Сергея Эйзенштейна.

фото 1


Юрий Норштейн за работой, 1966. (РИА «Новости»)

«Своими учителями» Норштейн называет Андрея Рублёва, Рембрандта, Ван Гога, Гойю, древних художников, создавших наскальные рисунки в пещерах Альтамира и Ласко. Под влиянием этих и других мастеров мультфильмы Норштейна стали своего рода пособием по мировой живописи. Отсылки к шедеврам можно найти во многих кадрах.

Ёжик в тумане: и шут, и святой

«Азбукой и морфологией для мультипликации» Норштейн считает работы Пауля Клее — крупнейшего художника европейского авангарда. Казалось бы, что общего у «Маленького шута в трансе» Клее и эстетики «Ёжика в тумане»? Неподготовленному зрителю может показаться, что ничего. Но, по словам режиссёра, это произведение было «той мерой, которая удерживала фильм в эстетических границах, помогала нам с художником Франческой Ярбусовой не потерять дорогу и не провалиться в слащавость». Сам Клее давал ученикам задание: «Отправьте линию на прогулку». Его «Шут» — та самая линия на прогулке, художник нарисовал его, не отрывая руки от холста. Понимая эту логику, проще представить «скелеты» персонажей Норштейна, воображаемые каркасы, на которых держатся образы.

фото 2


Пауль Клее «Маленький шут в трансе», 1929. (artchive.ru)

Другой шедевр, без которого был бы невозможен Ёжик, — «Спас Вседержитель». Норштейн сказал в одном интервью: «Когда мы рисовали Ежика, мы смотрели на «Спаса» Андрея Рублёва. Помните эту икону? Должно было быть ощущение всемирности героя. Его взгляд, движения, всё прочее. Я помню, когда мы снимали сцену его встречи с Медвежонком, подошёл мой коллега и товарищ Николай Серебряков, посмотрел на него и сказал: »Божий человек»».

фото 3


Андрей Рублёв «Спас Вседержитель», фрагмент «Звенигородского чина», 1410-е. (Wikimedia Commons)

фото 4

Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)

Мир вокруг Ёжика

Итак, главный герой мультфильма стал плодом противоречивого союза западного авангарда и древнерусской иконописи. А что насчёт пейзажа? В изображении природы видится ещё больше аллюзий. Например, трава, сквозь которую пробирается Ёжик и в которой забывает свой узелок, напоминает «Большой кусок луга» — одну из наиболее известных «натурных штудий» Альбрехта Дюрера.

фото 5


Альбрехт Дюрер «Большой кусок луга», 1503. (Wikimedia Commons)

фото 6


Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)

Сцена погружения Ёжика в реку вызывает несколько ассоциаций. Это и Лета, река забвения из древнегреческой мифологии, и картина прерафаэлита Джона Эверетта Милле «Офелия».

фото 7


Джон Эверетт Милле «Офелия», 1851—1852. (Wikimedia Commons)

фото 8


Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)

Но всё-таки краеугольный камень, на основе которого создаётся весь мир мультфильма, — восточное искусство. Деревья за пеленой тумана — возможно, «Сосновый лес» японского художника Хасэгавы Тохаку. Важен туман и в культуре Китая: мастера Поднебесной изображали его, когда хотели подчеркнуть неуловимость момента, беспрестанное течение жизни, отсутствие статичности в окружающем мире.

фото 9


Хасэгава Тохаку «Сосновый лес», 16-й век. (Wikimedia Commons)

фото 10


Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)

Влияние Востока прослеживается и в другом аспекте мультфильма. Режиссёр использовал ярусные декорации — как в китайском театре теней. Кроме того, рыба, которая появляется в сцене с рекой, была собрана из фрагментов полупрозрачной плёнки, крепившихся на шарниры. Примерно по такому же принципу собирается традиционная китайская кукла дракона.

Всем сказкам сказка

Другая важная работа Норштейна — «Сказка сказок». Режиссёр назвал мультфильм так же, как турецкий поэт Назым Хикмет — своё стихотворение, а неаполитанский писатель Джамбаттиста Базиле — сказочный сборник. Кроме того, режиссёр сам отмечал аналогию с «Песнью песней». «Фильм »Сказка сказок» дорог мне, потому что он связан с Марьиной рощей. Потому что я прожил здесь почти 25 лет. Потому что оттуда уехал». В анамнезе — Марьина роща, а на экране — вновь туман Востока.

Продолжение — на Diletant.media

Читайте также:

Заговор против Габсбургов

Мятеж на «Баунти»

На лыжах через Гренландию

«Плачется ль тебе, родной,
дышится легко ли?
Нету сказки ни одной
без сердечной боли.».
«Плачется ли тебе, родной»

http://litgalaktika.ru/publ/9-1-0-3134

Когда читаю других авторов, одним из главных критериев для меня становится ощущение внутренней сопричастности. Критик из меня неважный. Я почти не вижу огрехов, так как меня захватывает процесс знакомства с внутренним состоянием автора и его литературных героев. Я быстро погружаюсь в сюжет, в хитросплетение психологического состояния действующих лиц. А когда возникает ощущение что автор выражает мои мысли, моё внутреннее состояние, мой взгляд на ситуацию – просыпается необходимость диалога с человеком, желание дискутировать, соглашаться или оспаривать. Часто результатом такого погружения становится отклик в виде стихотворения, рассказа.

Конечно, не всегда получается такое единение с автором. Но существуют авторы, которые сразу по сердцу. Ты его ещё не видел, не общался с ним, просто прочёл его стихи, или рассказ, и всё, понимаешь, это «твой» человек. Таких авторов – «по сердцу», у меня много. Если перечислять их имена, список получится внушительный.

В этом списке окончательно и бесповоротно одно из лидирующих мест занимает и Наташа Сафронова. Знакомство наше началось восемь лет назад циклом «Для меня и Стёпки Ложкина» http://litgalaktika.ru/publ/51-1-0-2238. Я сразу окунулась в мир фантазий, непосредственности, детского умения дружить и принимать друг друга безоговорочно.

«- Викуся, поиграем в футбол? – звонко промурлыкал мне рыжий котенок.
— Ты – нападающий! И я увидела, как большой мягкий шар катится мне навстречу, я с удовольствием пнула по нему лапой, и гоняла его по футбольному полю с другими кошками до тех пор, пока он не распустился длинной запутанной ниткой…»

Детская тема в Наташином творчестве всегда оказывается разнообразной, интересной, увлекающей не только в прозе, сказках, но и в стихах о детях и для детей:

«Мальчик Ваня очень смелый.
Очень храбрый удалец!
У него есть даже сабля –
вот какой он молодец!
Если саблей он взмахнет –
ни за что враг не пройдет!
Если он пальнет из пушки –
у врагов оглохнут уши!
Вот какой он молодец!
Вот какой он удалец!» («Герой») http://litgalaktika.ru/publ/20-1-0-2971

Сначала я решила, что нашла хорошего детского писателя. Но, я ошиблась. Наташа не только детский писатель, она прекрасный прозаик без всяких уточнений. Прозаические произведения, в каком бы формате они ни были написаны, интересные, увлекательные. «Тот, которого стоит ждать» http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-1726, «Остановка» http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-6125, «Краденое солнце» http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-3624, и многие другие.

Герои из рассказов Наташи, кем бы они ни оказывались, всегда вызывают жгучее желание поучаствовать в их судьбе, помочь им, подсказать, а часто, чисто по-женски, пожалеть. Характер повествования доверительный, словно беседуешь с закадычной подругой, от которой нет никаких секретов. Ощущается сопричастность в судьбе других людей, приходит осознание того, насколько каждый человек влияет на жизнь живущих рядом. Приходит понимание того, что в душе у каждого — маленький неуверенный ребёнок, каким бы взрослым и самодостаточным человек не был в реальности. Так и хочется сказать: «У каждого свои страхи и сомнения в душе, своя боль».

В прозаических произведениях всегда чётко и выверено распределены приоритеты между героями, там нет ни одного случайного персонажа. У каждого из них своя роль, они дополняют друг друга, помогают раскрыть основную сюжетную линию, при этом сами по себе остаются интересными для читателя. Читаешь и понимаешь – этот персонаж тоже может быть главным, так как прорисовывается ещё одна человеческая судьба, с которой хочется познакомиться.

Красной линией в Наташином творчестве проходит тема одиночества, не только в личных отношениях, но и глобально, как внутреннее состояние человека:
«Вот тогда-то у Вари и появился гномик. Совсем крошечный, просто удивительно, что девочка его вообще заметила. Он спустился по лунному лучу на подоконник, оттуда ловко спрыгнул на одеяло.

— Ты кто? – одними губами прошептала девочка.
— Филя, — тоже тихо ответил гномик.
— Откуда ты взялся?
— От сырости завелся, — серьезно ответил маленький человечек.
— Отчего завелся? — удивилась девочка.
— От сырости, — кивнул Филя. – Плачешь, плачешь… Хорошо, что я у тебя завелся, а не мокрицы.
— Я вообще никогда не плачу, — не согласилась Варя. – Я молчу.
— Вот именно. Плакать молча – это самое плохое, что может случиться с человеком, — объяснил гномик. – Надо же иногда и поговорить. И даже покричать. (Рассказ «Варя, Филя и другие»http://litgalaktika.ru/publ/50-1-0-3337)

Внутреннее одиночество любого человека и любовь, у каждого своя, большая, или маленькая, безответная, или взаимная. Будь то — любовь между мужчиной и женщиной, или с родными и близкими, как правило сопряжена с потерей, или с невозможностью быть с любимыми по разным причинам. Эта тема красной линей прослеживается и в поэзии:

«Милый ты мой, хороший.
Горький ты мой, родной.
День затихает к ночи,
и не приносит почта
писем твоих…» («Ночь») http://litgalaktika.ru/publ/10-1-0-1913

Читаешь и проникаешь сочувствием, пониманием душевного состояния литературного героя, примеряешь к себе, пропускаешь через призму собственного понимания. И всё это благодаря точным, чётко выверенным фразам, душевности и глубинности смысла стихотворения:

«Не бывает разлуки без боли.
Не бывает — расстался и счастлив,
и не ждешь, и не кажется боле:
постучит заплутавшая сказка.
Все-то ходишь от двери к окошку,
и глядишь, и глядишь на дорогу…
Жили-были старик со старушкой,
счастье мыкали трудно и долго.
Горе горькое звали остудой,
запивали водой из колодца.
А одной-то взять силы откуда,
чтобы вычерпать сказку до донца?» («Остуда») http://litgalaktika.ru/publ/9-1-0-2989

А самое удивительное, когда, перечитывая в очередной раз произведения Наташи, вдруг ловишь себя на мысли, что ты ещё не всё понял, хочется снова вернуться, вчитаться, переосмыслить. И каждый раз находишь новое, глубинное, важное.

Приглашаю всех ближе познакомиться с произведениями Наташи, уверяю, не пожалеете.

Советы библиотекаря: шесть книг, от которых невозможно оторваться, — от классики до современных произведений.

По выходным сотрудники московских библиотек продолжают рассказывать о детских книгах, которые могут сделать теплее любой зимний вечер. Надежда Королева, главный библиотекарь детской библиотеки № 133, советует произведения, которые отлично подойдут для уютного домашнего чтения.

Малышам

«Сова» Виталия Бианки

Эта проверенная временем книжка (впервые «Сова» была опубликована в 1921 году) отлично подойдет для знакомства маленького ребенка с миром качественной литературы. Добрая сказка написана очень простым и легким языком, она обязательно понравится малышам.

Отец Виталия Бианки был известным орнитологом, поэтому тему природы Виталий Валентинович очень любил с детства. В этой книге он говорит о том, что каждая птица для чего-то нужна, каждая выполняет свое важное дело.

Забронировать книгу в библиотеке

«Рождество в домике Петсона» Свена Нурдквиста

Дружелюбный старичок Петсон живет вместе со своим котенком Финдусом где-то в маленькой шведской деревушке. Им никогда не бывает скучно: с ними постоянно происходит что-то интересное. Благодаря серии из восьми книг о Петсоне и Финдусе шведский писатель Свен Нурдквист прославился на весь мир. Кстати, изначально он хотел создать сказку о двух стариках, но в процессе один из них «превратился» в забавного котенка.

Сюжет этой книжки разворачивается вокруг одного из главных праздников года — Рождества. Герои собираются пойти в лес, чтобы срубить там елку, но внезапно Петсон подворачивает ногу. Что же делать? Прочтите — и узнаете, как герои вышли из затруднительного положения.

Забронировать книгу в библиотеке

Произведение лунный парк герои сказки

Ребятам постарше

«Теплый хлеб» Константина Паустовского

Рассказ «Теплый хлеб» советского писателя Константина Паустовского — отличный материал для размышлений и обсуждений. Однажды мальчик Филька обидел раненого коня, о котором заботилась вся деревня, — ударил его, когда тот потянулся к куску хлеба. А потом в деревне началась череда неудач: остановилась мельница, промерзла река. Как все исправить?

Подойдя к этому моменту, можно закрыть книжку и предложить ребенку самому придумать концовку. А потом снова вернуться к книге и дочитать, чтобы сравнить два финала.

Забронировать книгу в библиотеке

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

«Черный красавчик» Анны Сьюэлл

Это еще одна история про лошадей. Черный красавчик — конь, от лица которого ведется повествование. Он родился и вырос на ферме, наслаждаясь спокойной умиротворенной жизнью. Но потом в результате несчастного случая он повредил себе ноги и оказался не нужен хозяевам, которые продали его в Лондон — возить тяжелый кеб (наемный экипаж). Черный красавчик наблюдает за людьми, размышляет о жизни.

Книга увидела свет в 1877 году. Писательница Анна Сьюэлл с детства обожала лошадей, но о верховой езде не было и речи — из-за травмы, полученной в 14 лет, она была всю жизнь прикована к постели. Женщина могла подолгу наблюдать за лошадьми, любоваться ими и не выносила, когда с ними плохо обращались. Именно это подтолкнуло ее к написанию книги. Читатели и критики приняли «Черного красавчика» очень тепло. Этот роман стал первой и последней книгой Анны Сьюэлл — писательница умерла через несколько месяцев после ее выхода.

Книга совершенно точно понравится всей семье. Вы проникнетесь всеми трудностями и испытаниями, которые выпадут на долю главного героя, некоторые моменты растрогают до слез. Но все закончится хорошо — ведь доброта и любовь всегда побеждают.

Забронировать книгу в библиотеке

Произведение лунный парк герои сказки

Подросткам

«Я не тормоз» Нины Дашевской

Тринадцатилетний Игнат — самый обычный подросток, который ходит в школу, делает уроки, помогает дома по хозяйству. Но больше всего на свете он любит скорость, свои самокат и скейтборд. У мальчика синдром дефицита внимания и гиперактивности, ему нужно постоянно быть в движении, он не любит стоять на месте. Книга такая же, как и Игнат, — стремительная, динамичная. Все 160 страниц легко можно прочесть залпом.

«Я не тормоз» — победитель конкурса детской книги «Книгуру» 2015 года. Отличное произведение о том, что нужно принимать себя таким, какой ты есть, и что в мире есть люди, которые любят тебя именно за твои особенности.

Забронировать книгу в библиотеке

«Оскар и Розовая Дама» Эрика-Эмманюэля Шмитта

Французский писатель и драматург Эрик-Эмманюэль Шмитт затрагивает очень серьезную и непростую тему. Главный герой, десятилетний Оскар, болен раком. Он лежит в больнице, и о нем заботятся сиделки, облаченные в розовую униформу. За это маленькие пациенты зовут их Розовыми Дамами.

Однажды врач сообщает Оскару, что ему осталось жить всего 12 дней. И тогда одна из Розовых Дам предлагает ему представить, что за один день он проживает 10 лет. Мальчик рассказывает о тех воображаемых событиях, которые могли бы с ним произойти.

Может показаться, что эта книга слишком печальна. Но это не так. Она наполнена светлой грустью, и, читая ее, совсем не чувствуешь тяжести и горечи.

Забронировать книгу в библиотеке

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

  • Произведения какого жанра а п чехов не писал романы драмы новеллы рассказы
  • Произведения рэя брэдбери для итогового сочинения
  • Произведения по направлению человек путешествующий короткие рассказы
  • Произведения про смысл жизни для сочинения
  • Прозвище в русских народных сказках комар