Программная музыка что за прелесть эти сказки 5 класс

Конкурс рисунков и поделок что за прелесть эти сказки !в октябре проходил конкурс рисунков и поделок на тему

Конкурс
рисунков и поделок  « Что за прелесть эти
сказки !»

В октябре  проходил конкурс рисунков и поделок на тему «
Что за прелесть эти сказки !». В этом конкурсе приняли участие : Толстихина
Уля, Михайлова Василиса, Копылов Миша. Молодцы наши ребята! Всегда принимают
активное участия в разных конкурсах, мероприятиях.

AVvXsEjSIL3rKl5csLQlbkBcqiL3 uZmvmvJ8gzDwMa6sIMaQAKS18oNIckGmlnT56WakCI5tWl pVdXo1cU RjdVMMUQQxbaVUd4rRDPN38kUnQyhTCj8JwilQuHdPGB rslUnQpQiSBk JHvb9UIWQKAv4cFpDAaOK8Eb8gNOo8VI0KN5uir9gYbSYa657Dg=w601 h281

AVvXsEg02DuQ0OVc5U02hvmQxFYGvVnHTDq7ZcdiQEIvgikTsDFI5fMJoqntIGkSyS6ZjtmaJNnb2XFQMYgVxjvnVzvGUxHbIeJ

01.09.2021  1 сентября. День науки и технологии.

День знаний – это
праздник книг, цветов, друзей, улыбок, света!
1 сентября 2021 года
двери нашей школы вновь распахнулись, чтобы дать старт новому учебному году!
  

 Все ребята, отдохнувшие и загорелые, снова
собрались на школьном дворе. Они радовались встрече с одноклассниками, и  учителями.

Традиционно 1 сентября
в нашей школе проводится торжественная линейка, посвящённая Дню Знаний, но в
связи с пандемией коронавируса День знаний в России прошел в очном режиме с
соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора. 
В нашей школе традиционная линейка состоялись только для первоклассников
и будущих выпускников. Для остальных учащихся были проведены классные часы
«День науки и технологий».

 Указом Президента
Российской Федерации от 25 декабря 2020 г. № 812 «О проведении в Российской
Федерации Года науки и технологий» 2021 год объявлен годом науки и технологий.

На уроке рассмотрели  роль науки и
технологии в развитии России. Наша страна исторически является одной из мировых
научных держав. А так же рассмотрели роль науки и технологии в обеспечении
устойчивого развития нашей  страны. Посмотрели видеоролик о достижениях
науки в стране. Узнали имена людей, которые внесли вклад в развитие науки.Часть
урока посвятили конструированию. Мы с ребятами смастерили из бумаги голубя мира. 

Праздник 1 сентября всегда остаётся
незабываемым, радостным и в тоже время волнующим. Хочется пожелать ученикам и
учителям, чтобы не только 1 сентября было радостным, но и все дни, проведённые
в школе. Пусть новый учебный год станет для всех плодотворным и богатым на
знания, открытия, творчество и достижения!

Программная музыка что за прелесть эти сказки 5 класс

_______________________________________________________

                           Начало нового учебного года 

img10 Дорогие четвероклашки,  поздравляю
вас с днем знаний.
Добро пожаловать в очередной учебный год! Этот
год для вас будет ответственным и сложным.
 Желаю, чтобы все предметы давались легко, на
переменах было весело, а учителя не были слишком строгими. Пусть дневник
пестрит яркими пятерками, а унылые двойки никогда не будут его гостями.
Желаю
каждому из вас закончить его успешно и с хорошими оценками. Проявите в этом
году все свои таланты и знания, будьте ответственными и любознательными. Удачи
вам и доброго пути в новый учебный год, за новыми знаниями.

actsii kopiya

28 апреля в школе прошёл субботник. все учащиеся школы принимали участие в уборке школьной территории. Наш класс убирал территорию около спортивной площадке. Потом мы помогали убирать в саду листья.

20210501 124032

________________________________________________________________ 

f0860a2221e3776f59cc364647e110eb

История праздника%25D1%258E

С 01-04 марта мы готовили подарки для мам,поздравление,
учили стихотворения. 05.03. мальчики нашего 
класса поздравляли девочек , рассказывали стихи, смотрели видеоролик,
провели викторину для девочек. 

MyCollages%2B%25284%2529

MyCollages%2B%25285%2529

________________________________

MyCollages%2B%25282%2529


8 февраля
, в день
российской науки и в честь года науки и технологий в нашей школе с грандиозным
успехом прошла ярмарка наук. Ребята и учителя хорошо постарались. Были
представлены все науки, которые изучаются в школе. Было очень много интересного
и полезного.
Надеемся этот день запомнится надолго!

28.01.2021 г. Копыловы Михаил и Татьяна  посетили в городской библиотеке книжную выставку » Мы Сталинград врагу не сдали. Мы отстояли.» 

IMG 20210130 WA0005IMG 20210130 WA0004

посвященную «Дню  Победы  Сталинградской битвы» 

%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BDslide 10

                             ГОЛОСА СТАЛИНГРАДА
                        Перевел с таджикского
                       Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
                      Помните! Нам опалило глаза
                      дыхание черной пурги.
                      Надменной тучей пошли на нас
                      безжалостные враги.
                      И клятву тогда Сталинград произнес,
                      встречая военные дни.
                      И стали бронзовыми слова,
                      так сказаны были они!
                     «Мы здесь, в Сталинграде, клянемся стоять.
                     Мы в эти камни вросли.
                     Клянемся насмерть стоять!
                     Для нас 
за Волгою нету земли!..»

   27.01.2021 г  прошли
соревнования по баскетболу на Муниципальном уровне
 Петровск-Забайкальского района. В команде
участвовали девочки нашего класса : Михайлова Арина, Колосова Ксения, Артемьева
Соня, Трофимов Максим. Этими РЕБЯТАМИ мы гордимся. Молодцы!

IMG 20210127 WA0008

IMG 20210129 WA0028

       Дистанционный конкурс « Ларец новогодних чудес» 

С 1 декабря  2020 по 15 января  2021 проходил  дистанционный конкурс детского творчества « Ларец новогодних чудес» .  Копылов
Михаил
 принял  участие в конкурсе  фототворчество   «В объективе новый год» и занял 2 мест

IMG 1b749d5ed3f5675a494e42dad80a39b0 VIMG db96caf5271068006bc5dbf9e7ee9ff3 V

В декабре в Забайкальском крае прошел губернаторский конкурс рисунков
«Новогоднее Забайкалье». Всего в конкурсе приняли участие 6300 забайкальских
школьников. Об этом ZAB.RU 10 января сообщили в пресс-службе Минобразования
региона.

      Победителями конкурса стали
2550 школьников, из них 55 детей с ограниченными возможностями здоровья. Все
победители были награждены сладкими подарками от главы региона на праздничных
новогодних мероприятиях в образовательных организациях.

     Представленные работы были
выполнены в различных техниках. Все работы отличаются оригинальностью,
выразительностью и аккуратностью оформления. Большинство участников конкурса
отразили в рисунках краевую или городскую праздничную тематику, символику края,
исторические или архитектурные памятники Забайкалья. Ребята изобразили свои
родные места: «Новый год на Ингоде», «Новогодние Улеты» «Забайкальский Новый
год», «Родные просторы».

В конкурсе могли принять участие обучающиеся 1-4 классов государственных,
муниципальных, частных образовательных организаций и коррекционных школ.
Конкурсные работы оценивались по трем критериям: соответствие работы заявленной
теме и целям, оригинальность идеи и композиции, качество исполнения.

Из нашего класса принял участие в этом конкурсе Копылов Михаил. МИША ПРЕДСТАВИЛ СВОЮ РАБОТУ НА КОНКУРС И БЫЛ НАГРАЖДЁН ПОДАРКОМ.

IMG 20201230 WA0016

IMG 20210129 WA0028

День учителя, всемирный праздник

5%2B%25D0%25BE%25D0%25BA%25D1%2582%25D1%258F%25D0%25B1%25D1%2580%25D1%258F%2B %2B%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%258C%2B%25D1%2583%25D1%2587%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258F

    У многих из нас этот праздник связан с
воспоминаниями о бантах, букетах и советском прошлом. Кажется, это исконно наш,
советско-российский праздник. А между тем, это не так, 
5 октября День учителя
отмечается в большинстве стран мира. И называется World Teachers’ Day.
     И все-таки мы были первыми. Впервые праздник отметили в
Советском Союзе еще в 1965 году, правда, поначалу он приходился на 29 сентября.
И только через 30 лет был установлен международный День учителя.

        В нашей школе
прошёл День солидарности в борьбе с терроризмом

с 3 сентября по 8 сентября классными руководителями были
проведены классные часы: Конкурс рисунков: 

IMG 20200908 WA0007IMG 20200908 133750

IMG 20200908 133633

5 октября в школе прошел
праздник День учителя !

Ребята 3 «б» и 4 «б»
классов  поздравили своих учителей и
учителей всей школы с профессиональным праздником — Днем учителя! Изготовили газету
« С Днём учителя» и « Цветок пожеланий». Весь день на переменах звучали искренние
теплые слова, видео и музыкальные поздравления для всех учителей нашей Школы.

 

IMG 20201002 WA0011

В рамках Акции 12 октября 2020 г. была проведена игра «Следопыт»

Цель игры:

расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь
новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений.

Задачи игры:

  • обучение детей навыкам
    коллективной самоорганизации;
  • развитие
    коммуникативных умений;
  • сплочение
    детского или общешкольного коллектива;
  • поднятие
    общего эмоционального тонуса;
  • психологическая
    поддержка отдельных членов детского или взрослого коллектива;
  • развитие
    представлений об окружающем мире и т.д.

Результат игры:

Психологическая игра «Следопыт» проходила довольно весело, школа стала
единым целым, а находящиеся в ней люди — близкими и интересными собеседниками.

Впечатления у ребят остались самые приятные и радостные. Девочки и мальчики
пожелали, чтобы такое мероприятие в школе было еще.

IMG 3789

IMG 3785

20201012 110609

Викторина по сказкам Пушкина

(учитель: Ивандеева Елена Викторовна)

Цель:

— познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта;
— пробудить интерес  к  творчеству поэта;
— воспитывать умение видеть красоту родной природы слушая и читая стихи поэта;

Предварительная работа:
конкурс рисунков по сказкам А.С.Пушкина, чтение сказок поэта.

Используемая литература: 
сказки А.С.Пушкина, книга с загадками.Ход конкурсной программы:

          — Добрый день, уважаемые дети и наши гости. Я приглашаю вас в удивительный мир сказок А. С. Пушкина. Александр Сергеевич родился 6 июня 1799 года, в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать, Надежда Осиповна, -внучка «арапа Петра великого», Абрама Ганнибала. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил читать, сам немного сочинял стихи. Писатели, поэты любили бывать в доме Пушкиных. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал сочинять стихи, когда ему было три года.

        Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Няня знала много песен, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил слушать. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил её ещё и ещё повторить их. Сегодня мы проведем викторину по этим сказкам. Но для начала, вам необходимо разделиться на 2 команды. Каждая из команд должна придумать себе название и выбрать капитана (капитаны говорят названия своих команд). Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для одной из команд. Если команда ошибается, то на него могут ответить другая команды. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. В конце викторины мы посчитаем жетоны, и выясним, какая команда лучше всех знает сказки Пушкина и достойна приза.

Задание 1:  Шифровка (каждая команда получает по две шифровки, в них названия животных из сказок Пушкина).

GJRРWFЫNZJБDSКLQАU – ( рыбка).

JRПWQRЕLJGТSZУFШGYОКUW – (петушок).

WQЛGFSJЕLJNБSЕRZДЬJ – (лебедь).

JHGFБHGЕSZLЛVYWКQАR – (белка).

Задание 2: «Назови сказку правильно»
Ведущий: Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.
— «Сказка о рыбаке и ….» 
(рыбке)

— «Сказка о царе Салтане и …» (сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче)
— «Сказка о Золотом …» 
(петушке)
— «Сказка о попе и …» 
(о работнике его Балде)
— «Сказка о спящей царевне и…» 
(семи богатырях)


Задание 3:  «Найдите ошибку в данном отрывке»
(Отрывок из сказки напечатан на листе и зачитывается ведущим, потом передаётся в команды. Каждой команде – один отрывок. На обсуждение даётся 1-2 минуты. За правильный ответ жюри присуждает 3 жетона, за ответ с подсказкой – 2 жетона. Первым правом подсказки обладают команды-соперницы.)


А) Свет мой, солнышко, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, 
Всех румяней и белее. (правильно: зеркальце)
Б) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно двадцать лет и три года. (правильно: тридцать)
В) За морем принцесса есть, 
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает, 
Месяц на косе блестит,
А во лбу звезда горит. (правильно: царевна)

Задание 4: «Вспомни название сказки»  (по опорным словам участники викторины называют название сказки)

1) Окошко, царь, сестры, бочка, остров.  («Сказка о царе Салтане»).
2) Простофиля, дурачина, изба, корыто.  («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3) Базар, жадность, оброк, веревка. («Сказка о попе и работнике его Балде»)
4) Мудрец, шамаханская царица, шатер, звездочет.    («Сказка о золотом петушке»)
5) Солнышко, месяц, зеркальце, ветер.   («Сказка о мертвой царевне»)

Задание 5:  «Из какой сказки отрывок»

  Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок, а вы отгадывайте, из какой сказки этот отрывок.
1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком. 
(«Сказка о царе Салтане…»)
2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» 
(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». 
( «Сказка о золотом петушке».)
4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». 
( « Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «Жил-был поп, толоконный лоб». 
(«Сказка о попе и его работнике Балде»)
6. «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон» 
(«Сказка о золотом петушке».)
7. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. 
(«Сказка о царе Салтане».)
8. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» 
(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)


Задание 6:  «Знатоки сказок».
(1. Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку,
Царствуй, лежа на боку.

2. Из какой сказки эти строки?

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

(“Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь”.)

3. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру.)

4. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)

5. Из какой сказки эти строки?

… Дева вдруг 
ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”

(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)

6. Из какой сказки эти строки?

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)

7. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?

(“.. Волю первую твою
Я исполню, как мою”.)

8. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколка)

9. Сколько лет прожил старик со старухой “у самого синего моря”? (Тридцать лет и три года.)

10. Кого назвал Балда меньшим братом? (Зайца.)

Задание 7:  «Самый внимательный» 
1.Сколько раз менялось море в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (4 раза) 
2.Как море менялось? («Море слегка разыгралось», «Помутилося синее море», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море») 
3.Продолжи строфы: 
«Приплыла к нему рыбка, спросила …» («-Чего тебе надобно, старче?») 
«Белка песенки поёт, да …» (« … орешки всё грызёт.) 
«Я ль, скажи мне, всех …» ( « … милее, всех румяней и белее?») 
«Сказка – ложь, да в ней …» (« … намёк! Добрым молодцам урок.») 
4.Чем старик ловил рыбу в «Сказке о рыбаке и рыбке»? 
5.В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане…»? (В муху, комара, шмеля) 
6.Что пела белочка, грызя орешки в «Сказке о царе Салтане…»? («Во саду ли, в огороде») 
7.Где жил старик со всоею старухой? («У самого синего моря») 
8.Почему пушки с пристани палят в «Сказке о царе Салтане…»? («Кораблю пристать велят») 
9.Что приговаривал Балда с укоризной в «Сказке о попе и о работнике его Балде»? 
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной») 
10. Какой был у попа лоб? (Толоконный) 
11.Отчего умерла царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»? 
(Съела отравленное яблоко) 
12.На ком хотел жениться царь Дадон из «Сказки о золотом петушке»? (На Шамаханской царице)

 
Задание 8: «Собери картинку»
Ведущий: У вас на столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенный на них герой. Та команда, которая быстрее справиться с заданием получит 3 жетона. Вторая команда – 2 жетона.

Задание 9: «Сказочные прилагательные» 
Назовите существительные из сказок А. С. Пушкина, которые согласуются со следующими прилагательными: 

хрустальный (гроб, дом белки), разбитое (корыто), золотой (петушок), синее (море), распроклятая (мошка), бедненький (бес), золотые (скорлупки), красная (девица), чудный (остров), славный (царь), столбовая (дворянка), парчовая (кичка), печальная (тьма, мгла). 

Подведение итогов викторины
Подсчитываются очки. Команда, получившая наибольшее количество баллов, награждается книгами с произведениями А. С. Пушкин

Конспект урока музыки

5 класс

« Что за прелесть эти сказки!

Фольклор в музыке русских композиторов»

Учитель музыки:

Свинцова Людмила Николаевна

Цель: Продолжить формирование знаний о взаимосвязи музыки и литературы, на примере симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова.

Планируемые результаты:

Учебные – закрепить и расширить ранее полученные знания о взаимосвязи музыки и литературы

— продолжить знакомство с понятием «фольклор» через творческую и исполнительскую деятельность

— сформировать знания и дать понятие «программная музыка» и «сюита»

— знакомство с биографией и творчеством великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова

Развивающие – развить у учащихся учебно-познавательный интерес в области музыки к поиску новых знаний

— развивать образное мышление

— развитие творческой активности учащихся

Воспитательные – воспитывать умение работать в коллективе и в парах

— воспитание музыкальной «слушательской» культуры

Ход урока.

1. Организационный этап.

Музыкальное приветствие, вход в класс под музыку, занимают свои места

Фн.№1 Заставка песни «Сказки гуляют по свету» Е.Н.Птичкин (начало)

2. Проверка ранее изученного

Учитель: Сегодня мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: “Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?” (вопрос прописан на учебной доске)

— На предыдущих уроках мы убедились, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратилась бы в сплошной вокализ – пение без слов. Исчезли бы и балет, и опера, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения.

И одной из граней соприкосновения на прошлом уроке было воплощение в музыке литературного фольклора – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности (сказки, легенды, предания)

-Вспомните, с каким музыкальным произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Ученики: Симфоническая миниатюра «Кикимора»

Анатолия Константиновича Лядова.

Учитель: Скажите, что послужило литературной основой этой миниатюры?

Ученики: Основой стало народное сказание.

Учитель: Да, верно. Русский композитор А. К. Лядов передал своё видение этого произведения, главных персонажей с помощью музыкальных средств выразительности. А как вы представили себе образы этого сказания?

(Ребята показывают свои рисунки, которые они нарисовали дома)

3. Вокально-хоровая работа (распевка, повторение ранее выученной песни)

Учитель:

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки,
Уже навострили ушки… 
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

Фн. №2 Песня «Две Аленушки»

4. Постановка цели и задач урока.

Учитель: — На этом уроке мы продолжим с вами путешествие по жанрам литературы и музыки, и выявим их взаимосвязь.

— Ребята, попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?

Учитель: (Произношу с подсказками детей)

«У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево – сказку говорит…»

Учитель: — Любите ли вы сказки?

Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка является главным действующим героем.

5. Актуализация знаний.

Учитель: «Что за прелесть эти сказки!»

— Ребята, кто является автором этого сказочного высказывания?

Ученики: А. С. Пушкин

Учитель:

— Музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песню. Писателями и поэтами написано очень много различных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке.

— Это, прежде всего сказки, которые можно назвать «Музыкальными сказками».

— Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.

Тема нашего урока так и звучит: «Что за прелесть эти сказки! Фольклор в

музыке русских композиторов»

(Ученики записывают тему в тетрадь)

Учитель: В доме Пушкиных часто проходили музыкально-литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А. Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А. Пушкина нашли своё продолжение в музыке композиторов – сказочников… Как вы думаете, каких? Назовите этих композиторов

Ученики: П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков.

Учитель: Я хочу представить свою помощницу. К нам на урок я пригласила Знатока русской музыки.

— Она подготовила ответы на вопросы по творчеству и биографии Римского – Корсакова. И в диалоге с вами расскажет что-то интересное.

Детям раздает вопросы, они задают их, знаток отвечает.

— Где и когда родился Николай Андреевич Римский – Корсаков?

— Он родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине.

— Какая традиция существовала в семье Римских-Корсаковых?

— Все Римские – Корсаковы служили на флоте.

— Где учился Николай Андреевич Римский – Корсаков?

— В 12 лет его определили в морской корпус в Петербурге, где он учился 6 лет.

— Что совершил Римский – Корсаков в 18 лет?

— Он был 2 года в кругосветном путешествии на военном корабле клипере – «Алмаз», сумел побывать в разных странах, а позже написал о своём путешествии в книге «Летопись моей музыкальной жизни».

— Какие вы знаете музыкальные произведения этого композитора?

— Он сочинил 15 опер, 3 симфонии, 79 романсов, произведения для симфонического оркестра. Самые известные его оперы: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и др.

— Докажите, что Римский – Корсаков был педагогом?

— Он обучил и воспитал 200 учеников, многие стали выдающимися музыкантами, например: Глазунов, Лядов, Аренский, Стравинский, Прокофьев.

— Руководил ли Николай Андреевич симфоническим оркестром?

— Да, он был прекрасным дирижёром.

— Сколько лет прожил композитор?

— Он прожил 64 года.

Учитель: Римский – Корсаков во время кругосветного путешествия на клипере «Алмаз» побывал в некоторых восточных странах и очень заинтересовался культурой и бытом этих государств. Давайте приоткроем дверь в сказочный мир Востока, который не перестаёт удивлять во все времена

Фн.№3 Музыка востока (начало)

Учитель: – Каким вы себе представляете Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова?

Ученики: пустыня, верблюд, солнце, песок, восточные сказки…

Учитель: Восточные сказки… Они не могут оставить равнодушными ни одного человека. Вот уже несколько сотен лет увлекают взрослых и детей герои арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

«Влечёт Восток сияньем красок,

Зовёт базарной суетой,

С Али – Бабой, героем сказок,

С Синдбадом, брошенным волной.

Там Шехеразада начинает,

Для Падишаха свой рассказ,

Багдадаский вор там убегает,

Торговцев обманув не раз.

На ослике, качаясь, едет

Хаджа, мудрейший Насреддин,

И, вынув лампу, вызывает

Седого джинна Алладин.

Там поднимаясь на барханы,

Стремясь пустыни перейти,

Идут с востока караваны,

Сходясь на Шёлковом пути.

И на Востоке, средь барханов

Живёт красавица одна

Она зовётся Шехеразадой

Она прекрасна и умна».

Учитель: Восточные сказки не оставили равнодушным и Николая Андреевича Римского-Корсакова, который по их мотивам написал Симфоническую сюиту.

– Ребята, а что означает слова «сюита»?

Ученики:

Сюита – жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.

(Записывают в тетрадь)

Учитель: У Римского-Корсакова сюита напоминает симфонию, состоящую из 4-х частей, каждая из них имеет названия, то есть имеют программу.

Такие музыкальные произведения называют программной музыкой.

Учитель: Сформулируете определение программной музыки.

Ученики: (С помощью учебника стр. 20)

Программная музыка – это музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.

Учитель: Композитор назвал сюиту «Шехеразада» и приложил к партитуре следующую программу:

(Читают ученики в учебнике стр. – 21)

Учитель: На какие образы настраивает нас композитор?

Ученики: Шахриара и Шехеразады.

6. Новый материал. Работа над программной музыкой.

Учитель: Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты «Море и Синдбадов корабль», который начинается с показа главных героев.

— Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают?

(Слушание музыкального фрагмента)

Фрагмент №1 «Море. Синдбадов корабль»

Первая часть называлась «Море. Синдбадов корабль».

Она начинается с медленного вступления — своеобразного пролога всей сюиты — и строится на двух контрастных темах. Первая, тема султана Шахриара, исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами и звучит грозно и величественно.

Вторая тема, тема Шехерезады, поручена солирующей скрипке, которую поддерживают аккорды арфы. Ее гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент: Обе темы являются не просто лейтмотивами, объединяющими все произведение

Учитель: — Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете?

Ученики: Грозный, могучий, злой, властный султан.

Учитель: Как вы это почувствовали?

Ученики: Воинственно и грозно звучат инструменты медно-духовой группы.

Учитель: А какую картину рисует в вашем воображении тема Шехеразады?

Ученики: Мягкая, нежная, изящная, пленительная…

Учитель: Какой инструмент помог нам всё это почувствовать?

Ученики: скрипка, арфа.

(Слушание музыкального фрагмента)

Фрагмент №2 «Рассказ Календера-царевича»

Вторая часть называлась «Рассказ Календера-царевича»

(Календеры — бродячие монахи, жившие подаянием. Герой арабской сказки — царевич, во избежание опасностей переодевшийся в монашескую одежду).

Ее начинает голос Шехеразады, но затем она как бы передает повествование новому рассказчику, и начинается сказка в сказке.

Тему Календера исполняет солирующий фагот; она звучит неторопливо, спокойно и имеет восточный характер.

Фрагмент №3 «Царевич и царевна»

Третья часть, «Царевич и царевна», — это лирический центр произведения. Главная партия — тема Царевича — плавная спокойная мелодия песенного склада, исполняемая скрипками.

Побочная партия— тема Царевны — грациозная и подвижная, имеет танцевальный характер.

(Слушание музыкального фрагмента)

Фрагмент №4 «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником»

Четвертая часть — «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Это грандиозный финал сюиты, объединяющий многие ее темы, «собирающий» героев произведения на веселом празднике. Сложная композиция части сочетает в себе черты рондо-сонаты с вариационностью. Во вступлении звучат оба лейтмотива сюиты, причем тема Шахриара становится быстрой и энергичной, а тема Шехеразады — более взволнованной. Главная партия финала — стремительно кружащаяся, темпераментная восточная пляска.

Учитель:

А сейчас давайте представим, что мы находимся в волшебном замке султана и видим перед собой пленительную Шехеразаду.

(Звучит видео — ряд. Дети повторяют движения восточного танца

Фн.№ 3 Восточная мелодия (танец)

7.Вокально-хоровая работа.

Учитель: Ребята, интересно было бы нам жить, если бы не было сказок?

Ученики: Нет.

Учитель: Сейчас, вы познакомитесь с новой песней, которую мы начнём разучивать. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос, о чём поётся в этой песне?

Фн.№1.«Сказки гуляют по свету» Е.Н.Птичкин (песня)

(Показ песни. Определение характера, настроения, содержания песни, разучивание 1 куплета).

Учитель: Какую роль играет сказка в этой песне?

Ученики: Если б не было сказок, не появились бы такие прекрасные песни.

8.Контроль усвоения.

Учитель: Ребята, наш урок подходит к завершению. Я надеюсь, вы приобрели новые знания

— Нарисуйте к следующему уроку одного из героев симфонической сюиты «Шехеразада»

9. Рефлексия.

Учитель: Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие.

– Что же объединило на нашем уроке музыку и литературу?

— Сегодня я узнал, что без сказки………?

— Сегодняшние знания я могу применить…..

— Больше всего мне понравилось……

— Я расскажу о Римском – Корсакове (кому?)…..

— Я узнал, что программная музыка – это…..

Учитель: Заканчивая урок, я хочу сказать спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке и попрошу на смайликах выразить свое настроение.

Вопросы знатоку

1. Где и когда родился Николай Андреевич Римский – Корсаков?

— Он родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине.

2. Какая традиция существовала в семье Римских-Корсаковых?

— Все Римские – Корсаковы служили на флоте.

3. Где учился Николай Андреевич Римский – Корсаков?

— В 12 лет его определили в морской корпус в Петербурге, где он учился 6 лет.

4.Что совершил Римский – Корсаков в 18 лет?

— Он был 2 года в кругосветном путешествии на военном корабле клипере – «Алмаз», сумел побывать в разных странах, а позже написал о своём путешествии в книге «Летопись моей музыкальной жизни».

5. Какие вы знаете музыкальные произведения этого композитора?

— Он сочинил 15 опер, 3 симфонии, 79 романсов, произведения для симфонического оркестра. Самые известные его оперы: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и др.

6. Докажите, что Римский – Корсаков был педагогом?

— Он обучил и воспитал 200 учеников, многие стали выдающимися музыкантами, например: Глазунов, Лядов, Аренский, Стравинский, Прокофьев.

7. Руководил ли Николай Андреевич симфоническим оркестром?

— Да, он руководил симфоническим оркестром и был прекрасным дирижёром.

8. Сколько лет прожил композитор?

— Он прожил 64 года.

Базовый учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д.
Критская. Музыка. 5 класс.

— с симфонической сюитой Н.А. Римского-Корсакова
“Шехеразада”;

— формировать познавательный интерес к
симфонической музыке.

— развивать умение слышать музыку,
анализировать её, изображать в игровой форме
сказочных героев.

— воспитывать любовь к музыке русских
композиторов посредством симфонической музыки.

— формирование художественного вкуса как
способности чувствовать и воспринимать
музыкальное искусство во всём многообразии его
видов и жанров;

— активное использование основных
интеллектуальных операций в синтезе с
формированием художественного восприятия
музыки;

— умение организовывать свою деятельность в
процессе познания мира через музыкальные образы,
определить её цели и задачи, выбирать средства
реализации этих целей и применять их на практике,
взаимодействовать с другими людьми в достижении
общих целей; оценивать достигнутые результаты;

— формирование ключевых компетенций:
исследовательские умения, коммуникативные
умения, информационные умения;

— обобщить и систематизировать знания
материала по жанрам вокализа, романса, песни;

— определить музыкальные особенности жанра
баркаролы.

Тип урока: Урок “открытия” нового
знания.

Формы работы учащихся: фронтальная,
групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование,
раздаточный материал:
мультимедийный
проектор, экран, музыкальный центр, наутбук,
презентация по теме урока, пианино, учебник,
рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши,
портрет композитора, иллюстрации к сказке,
иллюстрации к балету “Шахерезада”.

— симфоническая сюита Н.А.
Римского-Корсакова “Шахерезада” — слушание;

Этап урока Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например,
демонстрация)
Деятельность ученика Универсальные учебные
действия, способствующие отработке личностных,
предметных или метапредметных результатов
Этап мотвации к учебной деятельности Предлагает исполнить первый куплет
песни муз. Е. Птичкина

(Из кф Оленья охота)
“Сказки гуляют по свету”

— О чём исполненное произведение?

— Какой жанр?

— Как прозвучала песня?

— Как вы думаете, над какими моментами в этой
песне нужно поработать?

Исполнение песни.

Ответы на вопросы
учителя.

Работа над артикуляцией.

Личностные

Развитие
эмоционально-нравственной отзывчивости

Этап самостоятельного формулирования
темы урока
Ребята, попробуйте сами определить тему
урока. Прочитайте текст на слайде, о чём идёт
речь? (слайд 1)

— Найдите в тексте, что такое
Программная музыка.

— А какой литературный жанр использовал
композитор в своей музыке?(Слайд 2)

— Программная музыка.

-Инструментальные
произведения в основе которых лежат
литературные произведения.

— Сказки

Регулятивные

Учатся размышлять,
слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные:

самостоятельное формулирование темы урока

Этап получения новых знаний — Кто изображён на портрете? (3 слайд)


Кто знает имя композитора? После ответов детей:

Я расскажу о нём… очень хотел плавать, был
морским офицером… но не смог из-за морской
болезни…

— Для чего я рассказала вам этот момент из жизни
композитора? Какую тему сказок он использовал?

— Композитор

— Ответы…

— Сказки на морскую тему.

Познавательные

Учатся слушать и
производить анализ прослушанного в свете темы,
попытка классифицировать

Этап самостоятельного получения
информации
(Слайд 6) Да, он использовал арабскую
сказку “Тысяча и одна ночь”.

— Предлагаю
разделиться на группы

— Прошу прочитать краткое содержание выбранной
вами части. Время прочтения 2 минуты.

Прочтение по группам содержание частей
сказки.
Коммуникативные

Формирование умения
грамотно строить речевые высказывания,
планирование учебного сотрудничества

Познавательные: самостоятельное чтение текста

Регулятивные: прогнозирование, планирование

Этап самостоятельного умозаключения Это симфоническая сказка, для кого
предназначено её исполнение?

— Расскажите по
иллюстрации об этом коллективе, чем они
занимаются?

— Смотрим видео фрагмент.

— Какую музыку исполнил симфонический оркестр?

— Симфонический оркестр

(Слайд 7)

— Ответы учеников

Познавательные:

учатся размышлять над
иллюстрацией,

определять средства музыкальной
выразительности

высказывать суждения о музыке, Регулятивные:
развитие умения осмыслить полученную информацию

Этап реализации полученной
информации с проговариванием во внешней речи
В симфонической сказке программа,
состоящая из 4-х частей. (Слайд 8).

Первая часть:

(Слайд 9) Море и корабль Симдбада

(морское путешествие)

Слушаем фрагмент 1 части: Учебная задача перед
слушанием:

— Первая группа кратко пересказывает
содержание I части сюиты.

— Контраст в динамике, в
настроении…. Первую тему исполняет весь оркестр,
а во второй солируют скрипки.

Регулятивные: развитие умения
осмыслить полученную информацию

Познавательные

Учатся выделять основную мысль из текста,
определять средства музыкальной
выразительности

высказывать суждения о музыке

Коммуникативные:

умение выражать мысли, управление поведением
партнера

Какие средства музыкальной
выразительности использует композитор, чтобы
изобразить главных героев сказки? картину
сильнейшего шторма?
— Бурю, морской шторм, затем затишье
— Какие события нам рисует музыка?

(дополняет)
Всеми своими красками оркестр описывает сначала
спокойное море, путь корабля, затем тревогу и
смятение и Буря утихает, корабль плавно скользит
по морским просторам. (Слайд 10)

Вторая часть сказки называется Рассказ
Календера–Царевича Тему Календера Учебная
задача перед слушанием:

— Какой инструмент солирующий?

— Как звучит тема в исполнении этого
инструмента?

— Пересказ II группы содержание сюиты:
это повествование о битвах и скачках, рассказ о
чудесах Востока.

— Исполняет солирующий фагот;

— Тема звучит неторопливо, спокойно и имеет
восточный колорит

Этап самостоятельной получения
знаний
— Темой какого персонажа началась эта
часть?

— Почему?

Учитель: (Слайд 11) Последняя часть
симфонической сказки называется Праздник в
Багдаде. Учебная задача перед слушанием

Какие средства музыкальной выразительности
композитор использует для того чтобы изобразить
восточный праздник?

— Шехеразады. Потому, что она главная,
она рассказывает эту сказку.

— Пересказ III
группы: Это грандиозный финал сказки,
объединяющий многие темы, “собирающий” героев
произведения на веселом празднике.

— Быстрый темп, игривое настроение,
танцевальный ритм, мажорную тональность, яркую
динамику.

— Шехеразады.

Познавательные:

логические —
анализ, классификация

Регулятивные: самоконтроль

— Скажите, во всех фрагментах
присутствие какого персонажа было ярко выражено?


Почему?

— Потому что она рассказчица.
Этап включения в систему знаний и
повторения
— А как называется такая музыкальная
тема, которая звучит на протяжении всего
произведения и характеризует героя?

(Слайд 12)

Учитель: Подводим итог урока. Ответим на
вопросы.

(Слайд 13)

— Лейтмотив Познавательные:

логические — анализ,
классификация

Этап рефлексии учебной деятельности на
уроке
Задание — Расшифруйте название
музыкальных инструментов, и соотнесите их с
названием оркестров, в левый запишите
инструменты симфонического оркестра, в правый
народного.

— На кружочке нарисуйте смайлик
который будет обозначать понравился вам урок или
нет.

Ответы на вопросы.

Отгадывание
загадки. Подбор прилагательных, характеризующих
настроение и оценку деятельности на уроке.

Регулятивные:

Открытость учащихся в
осмыслении своих действий

Личностные: формирование самооценки,
самоуважения

6 июня наша страна отмечает 221-ю годовщину со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.

А.С. Пушкин — автор всем известных и любимых сказок. Не одно поколение детей выросло на сказках Пушкина, его творчество, ставшее неотъемлемой частью нашей культуры, сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Сказки Пушкина написаны в живой и легко воспринимаемой стихотворной форме, созвучной народным напевам и сказаниям. Фольклор вдохновил поэта и обогатил его творчество красочными образами и сюжетами. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма, – писал Пушкин под впечатлением от рассказов своей няни Арины Родионовны, донесшей до него великолепие и мудрость народного творчества. – Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Сказочный мир Пушкина наполнен героями, созданными под влиянием фольклора, такими как царь Салтан, царевна Лебедь, кот ученый, богатыри, Балда, также здесь присутствуют исконно славянские мифологические персонажи — Кощей и Баба Яга с Избушкой на курьих ножках.

Как провести этот день с дошкольником? 

1. Немного биографии

Александра Сергеевича  знают не только в нашей стране. Он известен всему миру. Конечно, сначала был просто маленький Саша Пушкин. Родился он очень давно – 6 июня 1799 года. В то время ещё не жили ни вы, ребята, ни я, не было на свете даже моей бабушки. Саша жил в большой семье. У него были старшая сестра и два младших брата. А ещё у Саши была няня Арина Родионовна. В доме у них было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже начал писать стихи очень рано – в три года.

Но мы с вами знаем, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства Арина Родионовна знала много сказок и очень хорошо их рассказывала. Арина Родионовна брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка… Эти сказки маленький Саша мог слушать подолгу. Но когда он вырос, он не забыл свою няню, он написал о ней стихотворение «Буря мглою небо кроет…» и, когда приезжал домой, обязательно слушал сказки и рассказы своей старенькой няни.

Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село, в Лицей – школу для мальчиков. Здесь он проучился шесть лет,встретил своих будущих друзей: Ивана Пущина, Антона Дельвига. В Царском Селе Пушкин начал писать свои настоящие стихи (можно продемонстрировать рисунок : Пушкин читает стихи своим друзьям). Пушкин любил рисовать и часто рядом со стихами он рисовал пером.

Прошло много лет с того времени, когда жил великий поэт. Но его стихи не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всём мире. Его именем названы город, станция метро, улицы, площади. В Казани, в самом центре города стоит памятник поэту. Создан музей Пушкина.

Каждый год печатаются новые книги с его стихами, сказками. Но есть одна старая книга, которая хранится в музее. Учитель- Онегин Д. С. – прислал с фронта своим дочерям письмо и книгу со стихами Пушкина. Он думал, что погибнет на войне, не вернётся домой. В письме он написал, чтобы дочери хранили эту книгу, раненую в бою. Но он вернулся, много лет хранил эту книгу, а потом передал её в музей.

2. Посмотрите этот замечательный мультфильм в котором говорится о Великом поэте простыми, понятными любому ребёнку словами.

https://yadi.sk/i/ET5mbxBJpoSMog

3. С какого возраста  нужно читать детям Пушкина?

В соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой знакомство со сказками Пушкина начинается уже в 1 младшей группе (дети от 2 до 3 лет). Воспитатель читает отрывок из «Сказки о царе Салтане»

Конечно, педагог не сообщает детям автора и название сказки, а привлекает внимание малышей к кораблику с парусами, пущенному по воде. Предлагает всем подуть, посмотреть, как побежит кораблик на раздутых парусах. Вот так в игровой форме начинается знакомство с волшебными сказками великого поэта.

Во второй младшей группе (дети от 3 до 4 лет) воспитатель знакомит детей с отрывками из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

Образы солнышка, ветра, месяца дотупны и понятны детям этого возраста. Иллюстрации в книгах прекрасно дополняют чтение отрывков. Конечно, воспитатель вправе сам решать сообщать ли дошкольникам автора данных строк или нет. Я считаю, что уже в младшей группе дети вполне могут запомнить фамилию Пушкин.

В средней группе (дети от 4 до 5 лет) предагается заучивание отрывка из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»- «Ветер, ветер, ты могуч!». Работа над поэтическим прозведением включает в себя всегда предварительную работу- знакомство с новыми словами, объяснения их смысла, чтобы не отвлекаться на это во время чтения. Детям необходимо сообщить имя, отчество и фамилию поэта, показать портрет. Предложить вспомнить стихотворение про ветер, которое они уже читали ранее. Если дети затрудняются, педагог читает. Здесь снова на помощь приходят иллюстрации.

Почему объяснение новых слов так важно в работе над сказками Пушкина? Дело в том, что в них содержится столько архаизмов, т. е. слов, вышедших из употребления, что дошкольнику будет очень трудно понять смысл целой фразы. Следует привести примеры архаизмов: ланиты (щеки, выя (шея, длань (ладонь, внемлить (слушать).

Сказки Пушкина нужно читать очень внимательно, а не вырывать какие-то места для запоминания.

Так в старшей группе знакомство со сказками продолжается чтением «Сказки о царе Салтане,сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сказка достаточно большая по объему, поэтому прочитать за один раз не получится. Значит, это будет чтение с продолжением. Здесь можно использовать прием-запомнить место, на котором остановились, а в следующий раз предложить вспомнить. 

В подготовительной к школе группе детям читают «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

4. А теперь можно и повтворить.

Рисуйте, делайте поделки, аппликацию. Здесь Вас никто не ограничивает. Дайте полёт фантазии.

  • Прогулка по парку рассказ осеннему
  • Программы ворд эксель как пишется
  • Продерусь сквозь заросли как пишется
  • Программа мероприятия в гостях у сказки
  • Проверь внимательно ли ты прочитал сказку ашик кериб выполни тестовые задания ответы