Программа теория и практика написания сочинений разных жанров

Пояснительная записка к элективному курсу теория и практика сочинения разных жанров. 10 классрабочая программа по элективному курсу рабочая программа составлена

Пояснительная записка к элективному курсу

«Теория и практика сочинения разных жанров». 10 класс

  1. Рабочая программа по элективному курсу

 Рабочая программа составлена с учетом программы по русскому языку «Русский язык 10-11 классы под редакцией Н. Г. Гольцовой  (базовый и профильный уровни), Москва, «Русское слово», 2004 год, ориентированной на расширение знаний и умений обучающихся в вопросах написания сочинения по тексту ЕГЭ. Дополнительный час реализуется в целях выполнения тренировочных заданий, формирующих умения создавать собственные тексты на основе готового текста, а также банк аргументов из художественной и публицистической литературы. Программа ориентирована на использование учебного пособия «Русский язык: комментарий к проблеме текста и аргументация» под редакцией Г. Т. Егораевой, Москва, издательство «Экзамен», 2015 год, допущенного к использованию в общеобразовательных организациях Приказом №729 Министерства образования и науки РФ.

Особенность и актуальность курса   заключается в том, что он способствует совершенствованию языковой, коммуникативной компетенций учащихся, что является требованием времени. Умение думать, грамотно писать и рассуждать необходимо учащимся для успешной социализации, успешной сдачи экзамена, самоопределения в вопросах выбора профессионального пути. Программа соответствует основным образовательным целям школы в развитии личностного и профильного направлений старшеклассников. Особенностью программы является поэтапная работа по исследованию художественных и публицистических текстов и подготовка к аргументированному письменному высказыванию с опорой на жизненный и читательский опыт.

Цели для данного курса:

-Учить анализировать текст: выделять проблему, комментировать ее, определять авторскую позицию, аргументированно высказывать собственную точку зрения, привлекая примеры из художественной литературы или жизненных ситуаций.

-Учить писать сочинение-рассуждение: моделировать вступительную, основную, заключительную части, используя различные приемы.

-Анализировать тексты, составлять таблицы проблем и банк аргументов для комментирования основной мысли текстов.

-Развивать умение предупреждать текстовые ошибки при создании текста сочинения: логические, фактические, грамматические, синтаксические, стилистические.

Формы обучения: лекции, практикумы, проба пера, олимпиады, защита проектов, презентации.

Методы обучения: поисковый, метод анализа текстов, исследовательско-проблемный, компетентностный методы.

Приемы обучения: комментирование, тестирование, рецензирование.

Принципы отбора материала: системность, практическая направленность.

  1. Общая характеристика элективного курса:

Курс углубляет и развивает знания и умения при создании собственного текста сочинения, совершенствует навыки анализа языковых фактов, учит приемам переработки авторского текста, информации,  развивает устную и письменную речь с точки зрения эффективного достижения поставленных коммуникативных задач .Формирование и развитие навыков проходит в условиях методических рекомендаций и основных направлений учебно-методических комплексов:

 1.Т. М. Пахнова. «Русский язык 10-11», Базовый и профильный уровни. Москва, издательство «Дрофа», 2014 год.

2.Г. Т. Егораева. «Русский язык: комментарий аргументация». Москва, издательство «Экзамен», 2015 год.

  1. Место курса в учебном плане ОУ:

 На изучение курса отводится 1 час в неделю (35 часов в год). Курс занимает центральное место в интеграции гуманитарных предметов с точки зрения развития общего уровня ученика, его нравственности, культуры. Кроме этого, курс учит воспринимать информацию на всех предметах, интерпретировать ее, понимать аспекты поднятых проблем. Изучение теории 16 часов. Практика написания сочинения 19 часов.

  1. Содержание учебного курса:

 Тема №1. (2 часа). Основные требования к сочинению по тексту ЕГЭ.

Тема №2. (2 часа). Тема текста, проблема.

Тема №3. (3 часа). Текстовый комментарий.

Тема №4. (2 часа). Концептуальный комментарий.

Тема №5. (3 часа). Позиция автора.

Тема №6. (2 часа). Личное мнение.

Тема №7. (4 часа). Аргументы.

Тема №8. (4 часа). Вступление и заключение.

Тема №9. (9 часов). Развитие речи.

Тема №10. (2 часа). Работа над ошибками.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. В ходе изучения данного курса старшеклассник должен усвоить:
  1. Понятия «проблема», «позиция автора», «аргумент».
  2. Модель сочинения-рассуждения.
  3. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.

Формировать:

  1. Понимание принципов работы при составлении развернутого ответа.
  2. Понимание проблемы текста позиции автора
  3. Личностную позицию в отношении анализа текста и авторской позиции.

Развивать:

  1. Умение ориентироваться в критериях оценивания каждого фрагмента сочинения-рассуждения.
  2. Умение проводить языковедческий, речеведческий и смысловой анализ слов.
  3. Навыки рассуждения по проблеме и создания собственного высказывания.
  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Используются следующие средства обучения: аудио-и-видеотехника, электронные средства-тесты и тексты-онлайн для контроля и развития речи, словари и справочные материалы под редакцией Ожегова и Тихонова, словари Академии наук 200-2015 годов, демонстрационный материал-тесты сайта ФИПИ).

Литература:

1.Федеральный банк экзаменационных заданий в формате ЕГЭ-2013-2015 учебных годов.

2.УМК под ред. Т. М. Пахновой.  «Русский язык.  10-11 классы».  1и 2 части, Москва, Издательство «Дрофа», 2013-2015 г.

3.УМК под редакцией .Г.Т. Егораевой «Русский язык-комментарий аргументация». Москва, Издательство «Экзамен». 2015 год.

  1. Предполагаемые результаты реализации программы:

Приобретение социальных знаний — овладение понятийным аппаратом для успешной социализации: Язык. Речь. Человек. Культура. Постязыковая эра, эра визуальности, духовные ценности, чувство языка, талантливый человек. Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества: Труд. Речь. Культура. Литература. Образование. Успешность. Эстетика. Этика. Приобретение опыта самостоятельного действия-исследование, проекты, творческие работы, выполнение заданий повышенного уровня, участие в олимпиадах УРФО, ВШЭ, МГУ, ИТМО, интернет-олимпиады публикации сочинений-эссе, рецензий, сочинение ЕГЭ.

                                            Составитель: Шелестюк Елена Владимировна,

                                                          учитель русского языка и литературы        

                Рабочая программа   элективного учебного предмета «Теория и практика написания сочинения» составлена на основе:

— Базисного учебного плана школы на 2017-2018учебный год.

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.

          Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.

Актуальность элективного курса «Теория и практика написания сочинения» определяется тем, что данный курс поможет учащимся оценить свои потребности, возможности и сделать обоснованный выбор дальнейшего жизненного пути.

Курс  включает в себя повторение основных  тем  основной и средней школ по русскому языку, включенных в раздел «Развитие речи»,  и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этим  темам и углубляющих их по основным содержательным линиям. Материал подобран таким образом, чтобы обеспечить обобщающее повторение, углубить и расширить знания учащихся

в учебном плане.

          Программа  элективного курса рассчитана на 35 часов – 1час в неделю,  может быть рекомендована для учащихся любого профиля.

Основные  формы   работы   на  практических  занятиях: работа   в   парах, самостоятельная  работа   учащихся   по   индивидуальным   заданиям

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам опроса теоретического материала, а также выполнения практических заданий.

Итоговый контроль – в форме творческой работы по написанию сочинения.

  Полученные учащимися знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.

Вся практическая часть курса  представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы ученики научились:

Тема занятия

1

Тип сочинения – речевая характеристика персонажа. Составление обобщающих таблиц – анализов речи героя.

2

Составление плана сочинения – речевой характеристики. Подбор фактического материала, написание вступления

3

О нормах синтаксиса и их нарушении. Вариантность в форме управления, согласования. Речевые нормы.

4

Лирические отступления  и их роль в произведениях Пушкина, Гоголя.

5

Сочинение – анализ эпизода. Технология написания, задачи, возможные ошибки, постановка вопросов к анализу эпизода.

6

Составление плана – анализа эпизода, подбор фактического материала, написание вступления.

7

Стилистические упражнения 

8

Сочинение – характеристика образа автора.

9

Темы. Частные темы. Тематические мотивы. Сочинение по теме литературного произведения.

10

Подготовительный этап к сочинению по теме литературного произведения.

11

Проблема и идея. Типология проблематик литературных произведений.

12

Жанры эпоса, лирики, драмы. Трудности в определении жанровой природы. Сомнительные в жанровом отношении произведения русской художественной литературы.

13

Конфликт, сюжет, композиция в литературном произведении.

14

Рецензия как жанр экзаменационного сочинения Требования, предъявляемые к рецензии.Возможные ошибки. Технология написания. Подготовка вопросов к рецензии.

15

Пейзаж. Практикум  анализа пейзажа

16

Анализ цикла лирических произведений.

17

Проблемно — обобщающие темы сочинений по русской литературе ХХ века.

18

Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы.

19

Эссе как жанр ученического сочинения.

20

Очерк как жанр ученического сочинения.

21

Основная мысль текста – рассуждение. Языковые средства, обеспечивающие связность текста

22

Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса)

23

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

24

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

25

Обобщающе – повторительные уроки. Подготовка к экзаменационному сочинению. Редактирование отрывков сочинений.

№ п/п

Дата проведения

Наименование темы

Кол-во часов

Виды деятельности, контроль.

1.

07.09.17

Тип сочинения – речевая характеристика персонажа.

1

Лекция учителя с элементами беседы.

Составление обобщающих таблиц – анализов речи героя.

2 — 3

14.09.17

21.09.17

Составление плана сочинения – речевой характеристики.

2

Подбор фактического материала, написание вступления.  Знакомство с рецензией на сочинение.  Обсуждение работ. Совершенствование написанного.

4.

28.09.17

О нормах синтаксиса и их нарушении. Вариантность в форме управления, согласования. Речевые нормы.

1

Предупреждение речевых ошибок. Анализ звучащего текста.

5.

05.10.17

Лирические отступления  и их роль в произведениях Пушкина., Гоголя.

1

Составление плана сочинения по лирическим отступлениям..

6 — 7

12.10.17

19.10.17

Составление плана – анализа эпизода.

2

Подбор фактического материала, написание вступления. Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение. Совершенствование написанного.

8.

26.10.17

Стилистические упражнения 

1

выполнение тестовых заданий

9 — 10

16.11.17

23.11.17

Сочинение – характеристика образа автора.

2

Составление плана сочинения – характеристики образа автора, подбор фактического материала, написание вступления. Обсуждение работ. Знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного.

11. — 12

30.11.17

07.12.17

Темы. Частные темы. Тематические мотивы. Сочинение по теме литературного произведения.

2

Сочинение – характеристика лирического героя. Составление плана сочинения – характеристики лирического героя. Подбор фактического материала, написание вступления.

13.

14.12.17

Подготовительный этап к сочинению по теме литературного произведения.

1

Совершенствование написанного. Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного.

14 — 15

21.12.17

28.12.17

Проблема и идея. Типология проблематик литературных произведений.

2

Сочинение по проблеме и идее литературного произведения. Предупреждение речевых ошибок.

16 — 17

Жанры эпоса, лирики, драмы. Трудности в определении жанровой природы. Сомнительные в жанровом отношении произведения русской художественной литературы.

2

Сочинение о жанровой природе литературного произведения. Совершенствование написанного. Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение,

18 — 19

Конфликт, сюжет, композиция в литературном произведении.

2

Подготовка к сочинению по конфликту, сюжету или композиции. Составление планов сочинений по конфликту. Взаимопроверка работ, написание рецензии на работу товарища

20

Рецензия как жанр экзаменационного сочинения Требования, предъявляемые к рецензии.Возможные ошибки. Технология написания. Подготовка вопросов к рецензии.

1

Составление плана рецензии, написание вступления, знакомство  с образцами рецензии  

21

Пейзаж. Практикум  анализа пейзажа

1

Составление планов по сочинениям о природе в литературном произведении. Сочинение – анализ пейзажа.

22

Анализ цикла лирических произведений.

1

Составление планов к сочинению – анализу поэтических циклов.

23 — 24

Проблемно — обобщающие темы сочинений по русской литературе ХХ века.

2

Составление планов сочинений на данную тему. Написание вступлений к проблемно – обобщающим темам по русской литературе ХХ века.

25

Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы.

1

Практикум, выполнение задания 22 — 25

26

Эссе как жанр ученического сочинения.

1

 Практикум, выполнение 25 задания ЕГЭ

27

Очерк как жанр ученического сочинения.

1

Составление таблиц, опорных конспектов, анализ текста. Выполнение текстовых заданий, анализ текстов

28

Основная мысль текста – рассуждение. Языковые средства, обеспечивающие связность текста

1

Составление памяток, анализ художественных текстов. Текстовые задания, самоанализ творческих работ, подготовка сообщений

29

Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса)

1

Построение логической схемы текста-рассуждения, конкурс заметок в стенную печать

30

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

1

Лекция. Выполнение текстовых заданий, анализ текстов

31

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

1

Лекция. Выполнение текстовых заданий, анализ текстов 

32 — 35

Обобщающе – повторительные уроки. Подготовка к экзаменационному сочинению. Редактирование отрывков сочинений.

4

Выполнение 25 задания, анализ текстов

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

МБОУ «СОШ № 2»

 _________________

Т.В. Гладких

Протокол №

от «__»________2019

«Согласовано»

Заместитель директора

 по УВР

_____________

 В.А. Караулова

«___»________2019

«Утверждено»

Директор

МБОУ «СОШ № 2»

 ___________

Л.В. Буханцева

«___»__________2019

Рабочая программа

элективного курса

по русскому языку

«Теория и практика написания сочинений»

10-11 кл.

Составила: учитель русского языка и литературы

Иванова Елена Михайловна

2019–2020 учебный год 

Пояснительная записка

Программа данного курса предназначена для  подготовки учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку (литературе).

Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности.

Обучение теории и практике написания сочинений – это необходимое условие, которое способствует формированию коммуникативной компетенции школьников. Создание  сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие умения, навыки и способы деятельности школьников.

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимся навыками связной речи. Работа над сочинением  учит развивать мысли на избранную тему ,формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность  высказать то, что тревожит и волнует.  Она  приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном . Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства- и устно,  и письменно.

 Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни  реализовался.

Программа курса рассчитана на 68 часов, по 1 часу в  неделю  в 10 и 11 классах.

Цель курса:

— обеспечение  комплексной (наряду с обязательными занятиями (уроками) подготовки учащихся к написанию сочинения, к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Задачи курса:

— развивать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме

— способствовать усвоению знаний о языке и речи: литературных нормах, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности;

-развивать умение определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;  создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информации;

-воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать  и оценивать мастерство художников.

    Основное содержание программы  составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.

    Материал рассматривается поэтапно, в соответствии с теми задачами, которые предстоит выполнять учащимся: в  течение обучения в 10 классе – это отработка и  совершенствование навыков в написании сочинений разных жанров; в 1 полугодии 11 класса – подготовка к написанию сочинения по литературе по 5 направлениям, во 2 полугодии 11 класса – это целенаправленная подготовка в написании сочинения по заданию № 27 КИМ ЕГЭ.   Таким образом, у обучающихся последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения с разными требованиями написания.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

  • Системность,
  • Целостность,
  • Доступность,
  • Научность,

Формы работы:

-работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);

-практикум;

-сочетание групповой, парной и индивидуальной работы;

-презентация (выполнение заданий).

Виды деятельности учащихся:

-анализ текста;

-составление плана, тезисов;

-составление схем, таблиц, алгоритмов:

-выполнение заданий КИМ;

-работа с карточками, заданиями презентаций.

написание сочинений, творческих работ

Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать

  • стили речи и типы текста;
  • тип речи рассуждение и его отличительные особенности (цель, структурные компоненты, языковые средства);
  • композицию текста рассуждения

                        выразительные средства языка

Уметь

  • адекватно понимать информацию прочитанного текста;
  • использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
  • самостоятельно подбирать и правильно использовать художественный материал;
  • самостоятельно конструировать ту или иную структуру предложения и использовать ее в сочинении;
  • владеть навыками стилистической правки текста;
  • создавать текст сочинения-рассуждения

Способы оценивания обучающихся:

Предметом диагностики и контроля в курсе являются внешние образовательные продукты учащихся, а именно: сочинения-рассуждения по предложенным литературным произведениям(10 класс),  5-ти направлениям ( 1 полугодие 11 класса), сочинение-рассуждение по тексту задания №27 КИМ  ЕГЭ.

Проверка достигаемых обучающимися результатов производится в следующих формах:

— текущая диагностика и оценка учителем деятельности обучающихся (практические работы, выполнение заданий КИМ );  

-текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

       -итоговая оценка деятельности и образовательной продукции обучающегося в соответствии с критериями;

-итоговая качественная оценка индивидуальной деятельности обучающихся учителем в виде отзыва или рекомендации;

-промежуточный контроль проводится после каждого раздела, а итоговый — в конце курса.

Критерии и нормы оценки качества знаний: отметка/зачет

                       Учебно-тематический план       10 класс

Основные разделы

Кол-во часов

В том числе

р/речи

самостоятельных работ

  1. Теоретическая часть

5

  1. Практическая часть

29

14

15

       ИТОГО:

34  

Содержание учебного предмета

Раздел

Количество часов

Содержание

1.

Теоретическая часть

5

Календарно-тематическое планирование

№  п/п

Раздел,  тема

Кол-во часов

Дата прове-

дения

Приме-

чания

1.

Вступление .Композиция  классического сочинения. Критерии оценивания. Стили  и типы речи.

1

лекция

2.

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Тема и основная мысль сочинения. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению

1

Практикум

3.

Классификация сочинений по жанрам. Своеобразие жанров сочинений. Разные жанры ученических сочинений(эссе, письмо, дневник ,сравнительная характеристика и др.)Выбор жанра в зависимости от темы.

1

Лекция

4.

План сочинения (простой и сложный). Вступление  к сочинению. Виды вступлений( историческое, аналитическое биографическое и др).

1

Лекция

5.

Основная часть в сочинении. Подбор материала по теме сочинения по литературному произведению.

1

Практикум

6.

Нормы литературного языка. Предупреждение речевых ошибок.

1

Практикум

7.

Сочинение- характеристика героя ( сравнительная характеристика).

1

лекция,  практикум

8.

Редактирование сочинений, совершенствование написанного.

1

Практикум

9.

Виды ошибок ( речевые, грамматические, логические, фактические, орфографические)

1

Практикум

10.

Заключение в сочинении. Технология написания заключения в сочинении.

1

лекция, практикум

11.

Технология написания сочинения( подбор аргументов )

1

Практикум

12.

Технология написания сочинения.

1

Практикум

13.

Определение тем прозаических и лирических произведений.

1

Практикум

14.

Анализ лирических произведений. Выразительные средства языка.

1

Практикум

15.

Сочинение по теме литературного произведения ( основная часть)

1

Практикум

16.

Сочинение по теме литературного произведения ( вступление, заключение).

1

Практикум

17.

Работа над ошибками ( речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные).

1

Практикум

18.

Анализ стихотворения (тема, идея, образы).Выразительные средства языка

1

Лекция Практикум

19.

Выразительные средства языка(работа с прозаическим и лирическим текстами).

1

Практикум

20.

Сочинение-миниатюра. Написание сочинения по литературному произведению.

1

Практикум

 21.

Составление плана сочинения по литературному произведению. Подбор эпиграфа.

1

Практикум

22.

Написание вступления к сочинению по литературному произведению.

1

Практикум

23.

Сочинение по литературному произведению( основная часть, заключение). Характеристика героя, сравнительная характеристика.

1

Практикум

24.

Работа над ошибками. Редактирование текста, нахождение всех видов ошибок.

1

Практикум

25-26

Анализ эпизода литературного произведения.

2

Практикум

27.

Работа над ошибками. Нахождение в тексте всех видов ошибок.

1

Практикум

28-34

Работа над речевым оформлением сочинения. Предупреждение ошибок в сочинении ( речевые, логические, фактические и др.). Работа с текстами  литературных произведений.

7

Практикум

Всего

Используемая литература

1.Павлова Т.И., Раннева Н.А., Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9.11 классах:учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону: Легион. 2009.

2.Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов-на-Дону, 1998.

3.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слов. М., 2001.

4.Долинина Т.А. Учимся писать сочинение. ЕГЭ по русскому языку. 10-11 класс: метод. Пособие для учащихся. Пермь, 2013.

Государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя
общеобразовательная школа № 595

РАЗРАБОТАНО И ПРИНЯТО

Педагогическим Советом

ГБОУ  школы № 595

Протокол №       

УТВЕРЖДАЮ                                         
Директор ГБОУ  школы № 595  _______________________Р.И. Мохов 

Приказ   №  

Рабочая
программа элективного курса

«Теория
и практика написания сочинений»

для
10 и 11 классов

Срок
реализации программы 2020-2021 уч. г.

                                                         
Автор-составитель:

                                                         
Учитель   Басаева Анна Владимировна

Санкт-Петербург

2020-2021

 Аннотация

Элективный курс «Теория и практика написания сочинений» предназначен для
учащихся  10 (11) классов общеобразовательных школ и рассчитан на  34  часа
учебной нагрузки (один год обучения).

Программа курса разработана с учетом знаний и умений учащихся,
освоивших курс  основной школы, и позволяет углубить и систематизировать
содержание базового учебного предмета «русский язык», обеспечить оптимальное
формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.

Программа нацелена на повышение уровня знаний по одному из наиболее трудных
разделов курса русского языка – «Текстоведение и речеведение».

Реализация программы предполагает совершенствование практических
умений:

— анализа текста;

— информационной переработки текстов;

— создания собственного речевого произведения заданного стиля и типа
речи.

Большое внимание в программе уделяется вопросам культуры речи.

Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения
способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной
и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и
навыков.

Успешная реализация программы поможет старшеклассникам обобщить и
систематизировать знания по данному разделу курса русского языка,
совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую
поддержку в процессе систематизации знаний при подготовке к итоговой
аттестации. Деятельный характер обучения дает возможность в полной мере
раскрыть потенциал учащихся.

 Пояснительная
записка

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинений»
предназначена для учащихся 10 (11) классов общеобразовательных школ.  Объем
программы – 34 часа учебной нагрузки, которая реализуется в течение одного
учебного года.

Цель программы:

                    
повторение
и углубление содержания учебного материала, изученного в среднем звене
общеобразовательной школы;

                    
формирование
языковой, коммуникативной образованности обучающихся;

                    
 оказание
психологической поддержки старшеклассникам в процессе систематизации знаний и
умений подготовке к экзамену.

Цели и содержание программы соотнесены
с целями и задачами модернизации российского образования, требованиями
государственного стандарта по русскому языку, опираются на   нормативные
документы:  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования», а также Письмо МОН РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических
рекомендациях по реализации элективных курсов».

Задачи:

Ø   
  развивать умения анализировать текст: проводить смысловой,
 речеведческий, языковой анализы текста;

Ø   
 обобщить знания о выразительных средствах языка;

Ø   
 совершенствовать речевую деятельность учащихся, умения
и навыки  изложения мыслей в устной и письменной формах связной речи;

Ø   
формировать устойчивые навыки нормативной речи.

Содержательный компонент программы определяется
обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «русский язык»
и  представляет трудные для выпускников разделы программы по речеведению и
текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной
переработки текстов разных стилей и типов речи. Подготовка учащихся к написанию
сочинения-рассуждения получает теоретическое обоснование и сопровождается
обязательной практической реализацией.

Программа элективного курса предполагает использование активных форм
организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, применения
игровых технологий, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды
работ: анализируют тексты, создают собственные тексты, выполняют тестовые
задания и др. Программа тесно связана с курсом русской литературы.

 Итоговый контроль предусматривает проверку сформированности
практических познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД. В
качестве проверочного материала возможно использование контрольных
измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или сборников по подготовке к итоговым
испытаниям  по русскому языку.

Ожидаемые результаты

 Учащиеся должны уметь

·        
Познавательные
УУД: анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения
содержания, композиции, стилевых особенностей, использования
изобразительно-выразительных средств языка, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;

·        
Коммуникативные
УУД: создавать собственные письменные тексты на актуальные
социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы;

·        
Регулятивные
УУД:  правильно использовать многообразие грамматических форм и лексическое
богатство языка;

·        
Познавательные
УУД:  владеть приемами редактирования текста, оценивать речевое высказывание с
опорой на полученные речеведческие знания.

Содержание
программы

В структуре изучаемой
программы выделяются следующие разделы:

1. Вводное
занятие.(1 час.)

Задачи курса. Требования
к школьному сочинению.  Нормы оценки сочинений. Разные жанры ученических
сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы.

2. Общие
сведения о языке. Язык и речь
. (1 час.)

Понятие о системе
языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней
языка. Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке материальной и духовной
культуры народа.  Язык и речь. Формы речи: устная и письменная. Основные
особенности устной и письменной речи.

3.  Литературный
язык.
Культура речи. (4 час.)

Формы существования
русского национального языка. Национальный язык – единство его различных форм. Литературный
язык и язык художественной литературы. Языковая норма и ее основные особенности.
Понятие нормы и ее изменчивости.  Понятие культуры речи. Качества речи. Аспекты
культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Культура устной и
письменной речи.  Основные качества хорошей  речи:  содержательность, точность,
 логичность, правильность, выразительность, чистота, эмоциональность. Нормативные
словари современного  русского языка и справочники.

4. Текст.
Строение текста.
(2 час.)

Текст и его место в
системе языка и речи. Текст – самая крупная единица синтаксической системы,
сложный результат мыслительной речевой деятельности. Текст (высказывание) как
единица общения. Признаки текста. Тема, тематика, основная мысль текста (идея),
проблема, проблематика. Языковые способы и средства организации текста.  Грамматическая
связь между частями текста: цепная и параллельная. Понятие об абзаце.  Правила
построения абзаца.

5. Типы речи. (5
час.)

Понятие о типах речи.
Особенности разных типов речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Умение
делить текст на части в зависимости от типа речи и устанавливать между ними
связь. Структурирование текста-рассуждения.

6.
Функциональные стили речи.
(3 час.)

Стиль речи и
речевая ситуация. Научный стиль, сферы его использования, назначение.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение, основные
признаки. Признаки публицистического стиля, основные жанры. Композиция
публичного выступления, выбор языковых средств с учетом цели, особенностей
адресата, ситуации и сферы общения. Общие признаки разговорной речи, типичные
ситуации  и задачи разговорной речи, языковые средства, основные жанры
(рассказ, беседа, спор). Основные признаки художественной речи. Тексты разных
функциональных стилей  и жанров. Определение различных стилей текста. 
Написание текста в заданном стиле.

7. Выразительность
речи.  Изобразительно-выразительные средства языка,  их разнообразие.
( 2 час.)

Основные признаки  художественной
речи: образность, использование изобразительно-выразительных средств языка  (лексические,
синтаксические:  эпитет, сравнение, метафора, аллегория,  олицетворение, перифраза
и др.) Использование   изобразительно-выразительных средств языка в
художественной  литературе.  Тенденции употребления 
изобразительно-выразительных средств в устной и письменной речи. Написание текстов
с использованием различных   изобразительно-выразительных средств языка.

8. Анализ
текста. Приемы редактирования. Классификация речевых и грамматических ошибок.
(7 час.)

Тема и основная
мысль текста. Заглавие. Понимание авторской позиции.  Создание собственных
текстов разных типов речи. Приемы редактирования. Классификация речевых и
грамматических ошибок. Исправление типичных ошибок, встречающихся в сочинении.  Анализ
и редактирование собственного сочинения. Написание рецензии на сочинение.

9. Контроль знаний.
 Написание и анализ сочинений разных жанров.

( 5 час.)

Типы вступлений.
Практикум подбора типов вступления к разным темам и написание их. Приемы
редактирования. Анализ и редактирование собственного сочинения. Правильное
словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм
литературного языка. Определение типа ошибок  и их исправление.
Предупреждение  типичных ошибок, встречающихся в сочинении.

 Учебно-тематический
план

№ п/п

Наименование
разделов программы

Количество
часов

Виды деятельности
учащихся

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Задачи курса.

1

1

входная диагностика, проведение
самодиагностики составление таблицы ЗХУ, анализ ученических сочинений

2.

Общие сведения о языке.  Язык и речь.

1

1

составление опорного конспекта, выступление
на семинаре

3.

Литературный язык. Культура речи.

4

1

3

практикум, тестирование, работа со
словарями,

игра-тренинг

4.

Текст. Строение текста.

2

1

1

практикум, работа по информационной
переработке текста

5.

Типы речи.

Анализ текстов разных типов речи.
Структурирование текста-рассуждения.

5

1

4

практикум, работа с текстами публицистики и
художественной  литературы, тестирование

6.

Функциональные стили речи.

3

1

2

практикум, работа с текстами разных  стилей
речи, работа в группе  на семинаре

7.

 Выразительность речи. 
Изобразительно-выразительные средства языка,  их разнообразие.

2

1

1

работа с текстами из произведений
художественной литературы, тестирование, творческая работа

8.

Классификация  ошибок. Анализ и редактирование
собственного сочинения.

7

2

5

практикум, взаимопроверка, комплексный
анализ, составление плана сочинения, редактирование, написание рецензии на
работу товарища

9.

Контроль знаний.  Написание и анализ
сочинений разных жанров.

5

5

практикум творческая работа, комплексный
анализ текста

10.

Резерв

4

ИТОГО

34

7

27

 Список
основной литературы для учителя

(по
выбору учителя):

1.                 
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык.
Теория. – Москва, Просвещение.

2.     
   Беднарская Л.Д. Анализ
текста. Теория и практика : программа элективного курса. 10-11 кл. // Рус. яз.
в школе. – 2006.

3.     
  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Дидактические
материалы  к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.
10-11 классы.» — Москва, Просвещение.

4.     
. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Методические
рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.
10-11 классы.» — Москва, Просвещение.

5.     
Громов И. Формирование речеведческой  культуры:
абзац как основная единица речеведения (6-7 кл., 17 ч.) / И.Громов // Рус.яз. –
2009. — №9.

6.     
Искусство устной и письменной речи :
программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов (68 ч.) //
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс /
авт.-сост. С.И. Львов. – М. : Мнемозина.

7.     
Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на
литературную тему. — М.:

Школа – Пресс,
1995.

8.  Русова
Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. Новгород:  Деком , 1995

9.  Рыжова Н. В. Методика написания
экзаменационного сочинения. М.: Экзамен.

10. Солганик  Г. Я. Стилистика
русского языка. 10-11 кл. — М.

11.  Угроватова Т.Ю. Русский язык: 10-11 кл.
34 урока подготовки к ЕГЭ. — Москва, Эксмо.

12.  Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их
предупреждение. – М.: Просвещение.

 Список
литературы для учащихся

(Одно
из нижеперечисленных изданий на выбор образовательного учреждения)

1.  Греков
В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.  Пособие для занятий по русскому языку в старших
классах./- Москва, Просвещение.
(Примечание. Пособие, выбранное ГБОУ СОШ
№595 Приморского района г.Санкт-Петербурга)

2. Егораева Г.Т.
ЕГЭ. Практикум по русскому языку, подготовка к выполнению части 3 (С). – М.:
«Экзамен», 2013.

3. Сенина Н.А.
Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.
Учебно-методическое пособие. – Ростов / Д: Легион, 2011.

 Дополнительная литература

1. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие.
— М.: Рольф.

2. Долинина Т.А. Русский язык.
Как написать сочинение на едином государственном экзамене. – Москва, Айрис
пресс.

3. Малюшкин А.Б. Комплексный
анализ текста. Рабочая тетрадь. Учебное пособие. – Москва, ТЦ «Сфера».

4.  Розенталь
Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.- М.: Издательский
дом «ОНИКС 21 век».

5.
Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.

6.  Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или
Как научиться красиво и убедительно говорить: учеб. пособие. – СПб.: Паритет.

Что за курс

Если вы заметили, что ребенку нравится читать тематические блоги, он тщательно подбирает слова для своих постов и мечтает стать писателем, — значит, самое время развивать навык писать тексты.

«Писательский марафон» — это авторская программа Skysmart для детей и подростков, которые делают первые шаги на своем творческом пути и хотят выражать свои мысли так, чтобы окружающие понимали их правильно.

Занятия на курсе проходят один на один с учителем. Гибкая программа позволяет менять уроки местами и при желании какой-то теме уделять больше времени.

За 16 уроков ученики узнают классические и современные жанры письма и будут практиковаться писать собственные тексты. А в конце курса школьники получат 12 законченных произведений, которые смогут использовать как портфолио при устройстве на стажировку или для участия в конкурсах.

60cca1de7d54f433500701

Анастасия Бучко,

академический директор русского языка Skysmart

«Писательский марафон» — это образовательная сказка, приключенческая повесть, где в каждом уроке есть свои линии и персонажи. При этом ученик вместе с учителем вовлечены в процесс и тоже играют определенные роли.

Главные герои курса Рита и Никита — любознательные подростки, которые приходят в издательство Skywrite, где знакомятся с авторами и узнают секреты писательского мастерства.

В каждом уроке есть своя драматургия, и дети учатся выполнять нестандартные задания. Например, отличать вредные советы бабули от полезных, перенимать опыт у автора стихов, копирайтера и корреспондента.

Я считаю, что такой подход здорово развивает критическое мышление.

Кому подойдет

Писательский курс наши методисты разработали специально для школьников 5–10-х классов.

Уровень знаний у всех разный, поэтому задача преподавателей — адаптировать уроки под каждого ученика. Если ребенок захочет на чем-то остановиться и подробнее углубиться в тему — преподаватель подстроится под желания и комфортную для школьника скорость обучения.

«Писательский марафон» подойдет:

  • тем, кому нравится преобразовывать свои мысли в текст;
  • тем, кто устал объяснять несколько раз то, что он имел в виду;
  • тем, кто хочет связать свою будущую профессию с текстами;
  • тем, кто хочет с легкостью вести свои социальные сети.

И не только писателям!

Навык четко выражать свои мысли пригодится не только на гуманитарных, но и на технических специальностях. Поздравить коллегу, написать сопроводительное письмо к вакансии, составить отчет, — все это можно делать легко и в удовольствие. А как именно — расскажем на курсе.

Как проходит урок

Индивидуально. Занятия на писательском курсе проходят в том же формате, что и обычные уроки в Skysmart: один на один с учителем на специальной онлайн-платформе. Где и когда заниматься — выбор за вами. Понадобится только компьютер и хорошее интернет-соединение.

60cca1de6452a018643832

Дойна Макарь,

контент-директор направления русский язык Skysmart

Как показывает практика Skysmart, результат индивидуальных занятий всегда выше и быстрее, чем групповых. И не будем преуменьшать значение атмосферы на уроке, при тет-а-тет занятиях легче уловить настроение ученика, понять, чего он хочет и чего ожидает.

А еще у нас нет сжатых сроков, принуждений и заурядных сочинений.

«Писательский марафон» — максимально творческий курс. Мы подобрали столько интересных тем для обсуждения, что ребенку самому захочется что-то написать или сказать.

Весело. Каждое занятие начинается с веселой творческой разминки. Например, ученику нужно угадать, какая песня зашифрована в эмодзи и какой заголовок точно заинтересует читателя.

Продуктивно. Следующий шаг — разбор проблемной ситуации. Например, кто-то из работников издательства ушел в отпуск, а работа горит, и нужно срочно что-то предпринять. То есть отредактировать текст самостоятельно! Учитель дает немного теории, приводит примеры, а ребенок сам отрабатывает навыки письма и в конце урока создает свой уникальный текст. Домашнее задание тоже есть, хотя делать его и необязательно.

Курс состоит из 16 занятий. Так как уроки индивидуальные, интенсивность выбирает сам ребенок: можно проходить один урок в неделю, а можно встречаться с преподавателем через день. Никаких ограничений нет!

60cca1de7d54f433500701

Анастасия Бучко,

академический директор русского языка Skysmart

Наш курс можно мысленно поделить на три части: тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. Внутри каждого блока мы рассматриваем наиболее актуальные жанры текстов. Например, говорим о нашумевшем сторителлинге.

Каждый урок построен так, что мы сначала знакомимся с жанром, смотрим примеры текстов, а после пишем текст вместе с учеником. Все это обернуто в какую-то проблемную ситуацию.

Например, в уроке про рекламные тексты ребята сталкиваются с тем, что конкурирующее издательство выкрало техническое задание и хочет сделать рекламу быстрее нас, а наша задача — выполнить задание качественно и в срок.

Какие жанры освоят школьники

Темы курса — это авторская разработка специалистов Skysmart. Мы взяли жанры, с которыми каждый из нас сталкивается время от времени. Они пригодятся и тем, кто не связан с медиамиром.

После курса ребенок сможет самостоятельно написать не только хорошее школьное сочинение, но и информативное объявление на авито, резонансный пост в соцсетях, аргументированную рецензию на фильм и трогательное поздравление на праздник.

«Писательский марафон» состоит из 16 онлайн-уроков:

  • 1 урок — микрожанры;
  • 2 урок — технические описания;
  • 3 урок — рекламные слоганы и сценарии;
  • 4 урок — колонка о путешествиях;
  • 5 урок — продающие тексты;
  • 6 урок — пишем отзывы и рецензии;
  • 7 урок — сторителлинг;
  • 8 урок — репортаж с места события;
  • 9 урок — специальные репортажи;
  • 10 урок — интервью со звездой;
  • 11 урок — пишем биографию;
  • 12 урок — расследование;
  • 13 урок — критический отзыв;
  • 14 урок — тексты для видеоблогов;
  • 15 урок — посты в соцсетях, сторис;
  • 16 урок — приемы писательского мастерства.

Что получит школьник после курса

За время курса ученик освоит самые распространенные жанры. Эти знания пригодятся для школьных сочинений, участия в конкурсах в соцсетях, при поступлении в университет на творческие факультеты.

Если заниматься дважды в неделю, курс можно пройти за 2 месяца.

Ребенок не просто научится создавать тексты, которые захочется дочитать до конца, но и значительно расширит свой кругозор и словарный запас.

Кое-что интересненькое!

Когда мы пишем текст, наше мышление развивается: мозг обрабатывает большой объем информации, задействует память и фантазию. Так что, как ни крути, — одни плюсы.

Кроме того, ребенок научится говорить грамотно, образно и связно, а это очень важный навык — он нужен, чтобы выступать с презентациями в школе и в университете, сдавать устные экзамены, проходить собеседования на работу.

А к концу курса у школьника соберется настоящее портфолио из 12 текстов, которые можно использовать при устройстве на стажировку или для подработки. Например, в популярные медиа.

  • Программа для написания рассказов
  • Программ или програм как пишется
  • Программа передач канала в гостях у сказки на сегодня и завтра
  • Прогноз погоды рассказ на английском
  • Проверочная работа сказка о мертвой царевне и семи богатырях с ответами 4 класс