Программа по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе

Итоговое сочинение для выпускников 11-х классов состоится 1 декабря. вопросы подготовки и успешного его написания волнуют не только выпускников, но

Итоговое сочинение для выпускников 11-х классов состоится 1 декабря.

Вопросы подготовки и успешного его написания волнуют не только выпускников, но и родителей. На ваши вопросы отвечает Дощинский Роман Анатольевич, председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в Москве, начальник отдела Московского центра качества образования.

Как подготовиться к итоговому сочинению и на что обратить внимание во время написания?

Роман Анатольевич: Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма).

Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.

Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, которые в дальнейшем будут частью композиционного фрагмента «я-высказывание».

В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевых понятий, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.

Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщаются тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (собственные доводы и примеры из литературных произведений). Заключение – это подведение итога, выводы на основе приведенных рассуждений. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.

При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные лексические средства и грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

В чем его особенность и чем оно отличается от сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ?

Роман Анатольевич: Особенность итогового сочинения – в его литературоцентричности. Оно предполагает обязательное обращение к прочитанному литературному произведению, построение аргументации с опорой на хорошо знакомый литературный материал.

В качестве примеров для аргументации выпускник может использовать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, искусствоведческую), произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, путевые очерки, литературную критику, другие источники отечественной или мировой литературы. Причем достаточной считается опора на один текст.

Кроме того, итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых умений школьника, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.

Специфика итогового сочинения проявляется и в зачетной системе оценивания. Зачет за него выставляется при условии соблюдения требований к объему и самостоятельности сочинения, а также при получении зачетов по критерию № 1 (раскрытие темы сочинения), критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) и по одному из критериев № 3 – № 5.

Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется, за нее автоматически выставляется «незачет».

Остается мало времени. Какие ресурсы порекомендуете использовать для подготовки? В том числе, где ребенку посмотреть важные композиционные отрывки произведений, чтобы цитаты из этих отрывков можно было использовать в качестве аргументов в сочинении?

Роман Анатольевич: При подготовке к итоговому сочинению учащиеся должны пользоваться только проверенными, надежными учебными материалами, в том числе и открытыми информационными ресурсами. Среди них:

— Методические рекомендации по итоговому сочинению на сайте ФИПИ: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie.

— Видеоразбор формата итогового сочинения на сайте Рособрнадзора: http://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/materialy-dlya-podgotovki-k-ege/videokonsultaczii-razrabotchikov-kim-ege/; https://youtu.be/D8qFDDr02HE.

— Консультации и видеоконсультации экспертов по подготовке к итоговому сочинению на сайте Московского центра качества образования и Регионального центра обработки информации города Москвы: https://mcko.ru/articles/2598; https://mcko.ru/articles/2616; http://rcoi.mcko.ru/webinars/.

— Ресурсы МЭШ. При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, и электронные учебные пособия и т. д.

Что касается банка важных композиционных отрывков произведений, то его каждый выпускник создает прежде всего для себя. Наверное, нет ничего опаснее изучения целостного произведения по его фрагментам, трактовка которых изначально шаблонизирована. Это может привести к серьезным фактическим ошибкам в работах. Тем более рекомендации таких фрагментов произведений, как правило, связаны с разбором тематических направлений, а не тех конкретных тем, которые будут предложены на самом итоговом сочинении.

Ирина, здесь совет может быть только один: в процессе подготовки к итоговому сочинению необходимо повторить и систематизировать содержание центральных, ключевых произведений, изучаемых на уроках литературы в 9–11 классах. Не обязательно больших и событийных. К данным произведениям, например, относятся:

  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова (для тематического направления № 5),
  • «Медный всадник» А.С. Пушкина (для тематического направления № 2),
  • «Очарованный странник» Н.С. Лескова (для тематических направлений № 1 и № 3),
  • «Старуха Изергиль» М. Горького (для тематического направления № 3),
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова (для тематических направлений № 2 и № 5)

Скажите пожалуйста, каковы будут основные критерии оценки работы? И как можно оспорить результат, если мнение оценивающих будет не слишком объективно? Это ведь не математика и не физика…

Роман Анатольевич: Эксперты оценивают работы участников по определенным критериям, поэтому их оценка должна быть объективной, а не субъективной.

Первый критерий – «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала зачетной по этому критерию, важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение с опорой на литературный материал, оценку героя или его поступка. Но всё это непременно следует строго подчинить теме сочинения.

Умение использовать литературный материал оценивает второй критерий – «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут быть не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).

Напомню, что незачет по данному критерию (а следовательно, за всю работу в целом) ставится в случаях, если: а) сочинение написано без привлечения литературного материала, б) в сочинении существенно искажено содержание произведения, в) литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для развернутой аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.

Третий критерий – «Композиция и логика рассуждения» – оценивает умение школьников выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением. Кроме того, при оценивании учитываются логические ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.

Четвертый критерий – «Качество речи». Он оценивает точное выражение мысли и разнообразие лексики. Здесь также должны учитываться речевые ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.

Пятый критерий – «Грамотность». Учитывает орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.

При возникновении конфликтной ситуации (несогласии выпускника с выставленной оценкой за итоговое сочинение) выпускник или его родитель (законный представитель) вправе написать официальное заявление на имя директора образовательной организации с просьбой инициировать перепроверку работы независимым экспертом. На основании данного заявления директор сам может назначить такого независимого эксперта или обратиться в орган исполнительной власти для осуществления перепроверки и оценки региональной независимой комиссией.

Здравствуйте, Роман Анатольевич! Можно ли использовать примеры из произведений малоизвестных авторов?

Роман Анатольевич: Выпускник имеет право использовать любой литературный материал, в том числе популярную сегодня среди молодежи литературу Интернет-изданий. Однако, если проверяющий не сможет обнаружить в открытых источниках информацию об указанном выпускником в сочинении произведении и его авторстве, он правомочен признать такое итоговое сочинение не соответствующим важному критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала).

Были случаи, когда на итоговом сочинении выпускники для анализа использовали собственные произведения. Но это индивидуальные случаи, каждый из которых требует индивидуального подхода в оценивании. В целом эксперты строго ориентируются на утвержденную критериальную базу оценивания работ.

Добрый вечер. Мы дома с ребенком уже месяца два пишем друг другу письма в бумажном виде, тренируем, так сказать, практику связанного текста. Какие еще методы посоветуете?

Роман Анатольевич: Это хороший метод! Я всегда говорю своим ученикам так: если хотите научиться писать сочинение, надо его писать. Да, поначалу будут ошибки, будет вообще не очень легко. Но лиха беда начало. Все мы когда-то на ошибках учились и, скажу честно, учимся до сих пор. Тот как раз не ошибается, кто ничего не делает. Олег, вы совершенно правильно поступаете, что с помощью естественной переписки развиваете навыки письменной речи своего ребенка.

В период подготовки также полезно заучивать афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия в сочинении, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Можно даже постараться заранее подготовить фрагмент с раскрытием основных понятий, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

Источник: Аctivityedu.ru

Недавно стало окончательно известно: одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение 15 апреля. Чем ближе знаменательный день, тем волнительнее: свободное время занимает подготовка к ЕГЭ, а из школьной программы по литературе в голове остались только дуб из «Войны и мира»  и топор Раскольникова. Но не всё так страшно. Никто не найдёт волшебной пилюли со знаниями, однако есть возможность сэкономить время и посмотреть экранизации известных произведений. Они не заменят книги, но помогут вспомнить основные события и ключевых персонажей. Собрали фильмы, которые облегчат подготовку к итоговому сочинению.

«Убить пересмешника» (1962)

Направления: «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой»

Это чёрно-белая кинокартина, которую максимально приблизили к первоисточнику. Создатели экранизации сохранили и атмосферу произведения, и сюжетные линии, а сценарист Хортон Фут перенёс в фильм повествование от лица одной из героинь. Эта история универсальна благодаря широкому кругу тем, которые поднимаются в романе: расовое и социальное неравенство, несправедливость, предрассудки, перемены в обществе, взаимоотношения родителей и детей, взросление и становление личности.

1618069928

«Один день Ивана Денисовича» (1970)

Направления: «Забвению не подлежит», «Разговор с собой»

Это англо-норвежский фильм о жизни заключённых в советском исправительно-трудовом лагере. Картина длится менее двух часов, однако сценарий почти не отклоняется от первоисточника. Писатели редко хвалят экранизации произведений, но Александр Исаевич Солженицын подчёркивал, что создатели фильма поняли и передали страдания лагерников. Они показали жизнь осуждённых, которую годами наполняли страх, голод и холод. Из недостатков фильма Солженицын упомянул лишь слишком чистые телогрейки на актёрах.

1618069929

«Герой нашего времени» (2007)

Направления: «Я и другие», «Разговор с собой»

Это восьмисерийный фильм, снятый по одноимённому произведению Михаила Юрьевича Лермонтова. Он охватывает все главы романа. Несмотря на некоторые расхождения с книгой, картина отражает все основные события произведения и точно передаёт образы персонажей. Особое внимание уделяется характеру Григория Печорина. Образ главного героя дополняет закадровый текст, который повторяет лермонтовские строки из романа.

1618069930

«Мартин Иден» (1976)

Направления: «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой»

Телевизионный спектакль по роману Джека Лондона длится три часа и не вмещает в себя всей книги, но передаёт главные события. Эта история о простом моряке будет полезна при подготовке к нескольким направлениям. Мартин Иден — главный герой произведения, который влюбился в девушку из состоятельной семьи и решил стать писателем и добиться успеха, несмотря на происхождение. Жизненный путь персонажа заставляет задуматься о том, как найти своё место в жизни и не потерять себя.

1618069931

«Отцы и дети» (1983)

Направления: «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой»

Создатели советской экранизации передали все события романа и дословно воспроизвели цитаты из книги. Фильм поможет понять главные идеи произведения о взаимоотношениях поколений, нигилизме и любви. Одно из преимуществ картины — подбор актёров. Владимира Богина не раз называли лучшим экранным Базаровым: тургеневский герой в его исполнении не только нигилист, который не признаёт авторитетов, но и человек, способный на любовь. Длится фильм 3,5 часа и состоит из четырёх серий.

1618069932

«Мастер и Маргарита» (2005)

Направления: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой»

За близость к тексту Михаила Афанасьевича Булгакова сериал полюбился и зрителям, и критикам. Авторы картины поставили перед собой задачу наиболее полно передать содержание романа. Они перенесли на экран не только диалоги персонажей, но и часть авторских слов. В экранизации их произносят герои сериала. На экране сохранилось существование трёх миров, каждый из которых показали в определённых цветах: Москва — в тонах сепии, Ершалаим — в красных и жёлтых оттенках, «чудеса» свиты Воланда — в красках. Особо в сериале подчёркивается связь образов Мастера и Иешуа: роль Мастера озвучил Сергей Безруков, который сыграл Иешуа.

1618069933

«1984» (1984)

Направления: «Время перемен», «Разговор с собой»

Если первую экранизацию романа Джорджа Оруэлла обвиняют в упрощении и романтизации антиутопии, то вторую считают удачной из-за бережного отношения к первоисточнику и сохранения его атмосферы. Создатели фильма не перенесли на экран все мысли и чувства книжных героев, но уделили особое внимание сюжету и ярким образам персонажей. В фильме изображается борьба тайной организации с жестоким тоталитарным режимом, в центре событий — влюблённые, которым запретили любить. При подготовке к итоговому сочинению роман будет полезен благодаря нравственным и философским проблемам, которые ставятся в нем.

1618069934

«Горе от ума» (1977)

Направления: «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой»

Двухсерийный фильм-спектакль — сокровище для выпускника. Постановка в точности соответствует тексту пьесы, а игра артистов помогает понять идею комедии. Просмотр картины подойдёт как для освежения сюжета в памяти, так и для знакомства с ним.

1618069935

«Преступление и наказание» (2007)

Направления: «Я и другие», «Разговор с собой»

Современная экранизация романа смотрится легко и передаёт основную мысль произведения. Создатели сериала следовали логике романа и практически полностью сохранили сюжет. Поступки персонажей будут понятны даже тем, кто не знаком с литературным первоисточником. В истории о бедном студенте, который убил старуху-процентщицу из-за желания испытать себя и проверить теорию о «необыкновенных» людях, ставится много проблем. Среди них — нравственный выбор, влияние общества на человека, оторванность от других людей.

1618069936

Итоговое сочинение — лишь один из шагов на пути к окончанию школы. Верьте в себя и помните: каждому одиннадцатикласснику по силам получить заветный «зачёт».

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Многомудрый Литрекон не раз подавился, пока съедал собаку на написании итоговых сочинений. Да, дело это непростое. Далеко не всем нравится читать классику и рефлексировать, рассуждая о нравственных терминах и их значении. Выпускникам и так нужно к ЕГЭ готовиться, а тут еще и десять допусков подогнали, и один другого краше. Поэтому некогда особо вникать и хочется поскорее перейти к сути — поступлению в вуз и обретению профессии, которая, наконец, окупит все эти старания. Чтобы научиться быстро писать итоговое сочинение, нужно ознакомиться с лайфхаками на эту тему. А еще нужно взять на вооружение клише и шаблоны для итогового сочинения. Здесь Вы найдете готовые универсальные фразы для вступлений, заключений, аргументации, а также специальные пасхалочки для этого года и его направлений. Приятного просвещения!

Для вступления

Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему. Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения. С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как

  • Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
  • Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
  • Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
  • Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
  • Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
  • Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
  • Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
  • Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
  • Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
  • На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
  • Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
  • Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.

Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:

  • В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
  • Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
  • Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
  • Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
  • Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
  • Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
  • Это доказывают многочисленные литературные примеры.
  • Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
  • Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
  • За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
  • Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
  • Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
  • Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
  • Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
  • Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.

Для основной части

Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.

Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • В наше время людям уже известно, что…
  • Не подлежит сомнению тот факт, что…
  • Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Нельзя не признать, что в наши дни…
  • Моя позиция по этому вопросу однозначна:
  • По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
  • По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
  • Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
  • Конечно, сегодня мы понимаем, что…
  • Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны: 

  • Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
  • Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
  • Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
  • Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
  • Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
  • Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
  • Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
  • Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
  • Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
  • Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
  • Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).
  • В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
  • Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:

  • Авторская позиция ясна:
  • Автор повествует о…
  • Писатель изображает картину, где…
  • В книге изображаются герои, которые…
  • Автор описывает…
  • Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
  • Автор показывает…
  • Поэт показывает…
  • Размышления автора позволяют понять, что
  • Лирический герой осознал, что
  • Писатель размышляет о…
  • Автор обращает свое внимание на проблему…
  • Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Автор хочет этим сказать, что
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Позиция автора проявляется в…
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
  • Автор учит нас тому, что…
  • Этот поступок героя говорит о …
  • Поведение героя говорит о том, что
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Судьба героя позволяет сделать вывод, что
  • Автор подводит нас к мысли о том, что
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
  • Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
  • Писатель осуждает…
  • Автор выражает категорический протест против…
  • Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
  • Он ставит нам в пример…
  • Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
  • Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция: 
  • Автор подчеркивает…
  • Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
  • Автор утверждает…

Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:

  • Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
  • Писатель считает, что…
  • Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
  • Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Автор убеждает нас в том, что
  • Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.

  • Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
  • Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
  • Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
  • Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
  • Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
  • Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
  • Хочется верить, что…
  • Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
  • Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Аргументация подтверждает то, что
  • Нельзя не согласиться с тем, что
  • Нельзя проигнорировать тот факт, что
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Определения терминов и цитаты

Нравственные определения — это очень сложный материал, над которым бились философы в течение столетий. Мыслить абстрактно дано не каждому. Это каждому и не нужно. Если демагогия — не Ваш конек, но это и не Ваш конец, ведь Многомудрый Литрекон оставляет здесь полезные ссылки на подборки нравственных понятий с несколькими вариантами трактовок. Они будут особенно актуальны в этом году:

  1. Определения нравсвенных и философских понятий: список 1
  2. Определения абстрактных понятий: список 2

Ни пуха, ни пера!

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеклишешаблоны

Читайте также:

ЕГЭ 2021

РАСПИСАНИЕ ЕГЭ 2021

Об особенностях выдачи медали «За особые успехи в учении» в 2021 году

Об особенностях заполнения и выдачи аттестатов о среднем общем образовании в 2021 году

Примерная форма заявления

Приказ №105/307 от 16.03.2021 года «Об особенностях проведения ГИА в 2021 году»


Отдел образования администрации Курского муниципального округа Ставропольского края информирует о том, что Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах определены следующие направления тем итогового сочинения на 2020/2021 учебный год: 

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:

1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения


Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года

Письмо Рособрнадзора № 05−86 от 24.09.2020 о направлении методических материалов и документов для организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году

Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году


Дата написания итогового сочинения 5 апреля 2021 года


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Результатом итогового сочинения является «ЗАЧЕТ» или «НЕЗАЧЕТ». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.


ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА
в 2020-2021 УЧЕБНОМ ГОДУ

Директор МКОУ «СОШ №18»
Бионенко Людмила Алексеевна

телефон 8(87964) 5-40-15

Заместитель директора по УВР
Алехина Олеся Александровна
телефон 8(87964) 5-40-15

Технолог МКУ «Центр ОУ»
Царевская Юлия Михайловна
телефон 8(87964) 5-40-66
электронная почта yulia_tsarevskaya_texnolog@mail.ru

Заместитель начальника отдела образования:
Павлиошвили Людмила Николаевна
телефон 8(87964) 6-59-69.
— организует и проводит государственную аттестацию за курс среднего общего образования (11 класс)

В Ставропольском крае работает «горячая линия» по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

Специалисты «горячей линии» готовы ответить на Ваши вопросы по организации и проведению единого государственного экзамена — 8 (8652) 37-24-02, 99-77-90 (доб. 902), 74-84-07.

Режим работы «горячей линии» министерства образования и молодежной политики Ставропольского края:
Понедельник — пятница: 10.00-17.00, перерыв: 13.00 — 14.00
Выходные: суббота, воскресенье, праздничные дни.
В дни экзаменов — с 08.30 ч. до 17.00 ч.

«ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ» РОСОБРНАДЗОРА по вопросам подготовки и проведения ЕГЭ:

+7 (495) 984-89-19

«Телефон доверия к ЕГЭ» +7 (495) 104-68-38
Понедельник — пятница: 09.00-18.00

Адрес доверия «ЕГЭ»: ege@obrnadzor.gov.ru


Приказ Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) в Ставропольском крае в 2020/21 учебном году

Порядок  проведения итогового сочинения (изложения) в Ставропольском крае в 2020/21 учебном году

Информация о сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения)

Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2020/2021 учебном году для учителей русского языка и литературы

Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)

Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

Образец заполнения бланков

Итоговое сочинение (изложение). Учебные материалы (видео-материалы).

Постановление Правительства Российской Федерации №256 от 26 февраля 2021г. «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году

Единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) – представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего  общего образования и предусматривает совмещение государственной итоговой аттестации выпускников ХI классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в ссузы и вузы.

Официальный информационный портал Единого Государственного экзамена


Расписание ЕГЭ. Расписание ГВЭ


Открытый банк заданий ЕГЭ


Телефоны горячей линии ЕГЭ


Памятка для участников ЕГЭ и их родителей/законных представителей


Родительское собрание для 11-х классов по итоговому сочинению

Родительское собрание для 11-х классов «Проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020 году»

Сервис ознакомления с результатами ЕГЭ http://check.ege.edu.ru/ 


Всё о ЕГЭ:

  • Общие сведения
  • Новости ГИА
  • Права выпускников с ограниченными возможностями здоровья
  • Правила заполнения бланков ответов участниками ЕГЭ 
  • Правила заполнения бланков ответов участников ГВЭ 
  • Памятка для участников ЕГЭ и их родителей (законных представителей)
  • Информация для участников государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, родителей (законных представителей)
  • Памятка по использованию калькуляторов
  • Прохождение ГИА в 10 классе
  • Приказ Департамента образования Ярославской области от 13.12.2021 № 295/01-04
    «О проведении итогового собеседования по русскому языку в Ярославской области в 2021/22 учебном году
  • Минимального количества баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам на 2021/22 учебный год
  • Соответствие между первичными и тестовыми баллами по стобалльной системе оценивания
     
  • Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 17.11.2021 № 834/1479
    «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2022 году»
  • Перечень версий стандартного программного обеспечения, предоставляемого участнику для выполнения экзамена по Информатике в компьютерной форме (КЕГЭ) 

Итоговое сочинение 2021-2022 учебный год

Программа по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе Приказ о переносе сроков итогового сочинения

Программа по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе ИЗМЕНЕНИЕ СРОКОВ Изменения в приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24 ноября 2020 г. № 665/1156 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020/21 учебном году в части проведения итогового сочинения (изложения).

Общая информация

Итоговое сочинение (изложение) – условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА). Следовательно, написание сочинения является обязательным для выпускников школ текущего года. Выпускники прошлых лет, в том числе освоившие образовательные программы среднего общего образования за рубежом, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, могут писать сочинение по собственному желанию. Изложение проводится для лиц с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды (при предоставлении документов, подтверждающих статус); обучающихся, получающих среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

Для участников с ограниченными возможностями здоровья (при предоставлении копии рекомендаций ПМПК), участников – детей-инвалидов и инвалидов (при предоставлении справки, подтверждающей инвалидность) продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

Сроки и места подачи заявлений

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Места подачи заявлений:

  • обучающиеся XI (XII) классов подают заявления в образовательные организации, в которых они осваивают образовательные программы среднего общего образования, а экстерны – в образовательные организации по выбору экстерна;
  • выпускники прошлых лет, а также обучающиеся профессиональных образовательных – в места регистрации для участия в написании итогового сочинения (перечень мест)

Сроки проведения

Сроки проведения итогового сочинения (изложения) – первая среда декабря.

Дополнительные сроки –  первая среда февраля и первая рабочая среда мая.

Сроки, места и порядок информирования о результатах

Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения) осуществляется по месту регистрации заявлений не позднее двух рабочих дней со дня их получения в образовательной организации/в местах регистрации  под подпись с указанием даты ознакомления.

Федеральные и региональные документы

С документами, определяющими порядок проведения итогового сочинения (изложения) можно ознакомиться на сайте департамента образования Ярославской области.

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Программа по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе Приказ об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) на территории Ярославской области // внесение изменений в приказ ДО ЯО от 04.10.2019 № 302/01-04

Программа по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе Порядок проведения итогового сочинения (изложения) на территории Ярославской области new

Программа по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе Приказ об утверждении правил заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году от 28.10.2020, приложение 

 Программа по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе Приказ об утверждении памятки о порядке проведения итогового сочинения (изложения) от 26.10.20, приложение

Программа по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе Письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном год new

Программа по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году

Программа по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году new


Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год


Информармация

  • Программа передач на сегодня в гостях у сказки краснодар
  • Программа не усвоена как пишется
  • Программа минимум как пишется правильно
  • Программа передач на сегодня в гостях у сказки на сегодня москва
  • Программа передач на сегодня канал в гостях у сказки спб