Профессия пирогова из рассказа чудесный доктор

Винница, украина. здесь в усадьбе вишня на протяжении 20 лет жил и работал известный русский хирург николай иванович пирогов: человек,

Винница, Украина. Здесь в усадьбе «Вишня» на протяжении 20 лет жил и работал известный русский хирург Николай Иванович Пирогов: человек, за свою жизнь совершивший немало чудес, прототип «чудесного доктора», о котором повествует Александр Иванович Куприн.

История создания

25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово» выходит произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор (истинное происшествие)», которое начинается со строк: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад…», — что сразу настраивает читателя на серьезный лад: ведь реальные истории мы воспринимаем ближе к сердцу и сильнее переживаем за героев.

Так, историю эту Александру Ивановичу поведал знакомый банкир, который, кстати, также является одним из героев книги. Реальная основа рассказа ничуть не отличается от того, что изобразил автор.

«Чудесный доктор» – произведение об удивительном человеколюбии, о милосердии одного известного доктора, который не стремился к славе, не ждал почестей, а лишь бескорыстно оказывал помощь тем, кому она была необходима здесь и сейчас.

Смысл названия

Почему автор назвал доктора чудесным? Во-первых, благодеяние врача совпало с кануном рождества, поэтому Мерцаловы восприняли его появление, как настоящее праздничное чудо.

Во-вторых, никто, кроме Пирогова, не захотел протянуть руку помощи нуждающимся людям, светлый и чистый посыл рождества прохожие заменили на погоню за скидками, выгодными товарами и праздничными яствами. В этой атмосфере проявление добродетели — чудо, на которое остается только надеяться.

Жанр и направление

«Чудесный доктор» – это рассказ, а если быть точнее, святочный, или рождественский, рассказ. По всем законам жанра, герои произведения оказываются в сложной жизненной ситуации: беды сваливаются одна за другой, не хватает денег, из-за чего персонажи даже задумываются о сведении счетов с жизнью. Помочь им может только чудо. Чудом этим становится случайная встреча с доктором, который за один вечер помогает им побороть жизненные трудности. Произведение “Чудесный доктор” имеет светлый финал: добро побеждает зло, состояние духовного упадка сменяется надеждами на лучшую жизнь. Однако это не мешает нам отнести данное произведение к реалистическому направлению, ведь все произошедшее в нем – чистая правда.

Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. И все эти человеческие беды в светлый праздник Рождества Христова озаряются чудом.

Композиция

Все произведение построено на контрастах. В самом начале двое мальчишек стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух. Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить. О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья.

Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых.

Суть

В рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприн повествует о том, как человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь. Действие происходит приблизительно в 60-е годы 19 века в Киеве. В городе царит атмосфера волшебства и приближающегося праздника. Начинается произведение с того, что двое мальчишек, Гриша и Володя Мерцаловы, радостно глазеют на витрину магазина, шутят и смеются. Но вскоре оказывается, что в семье их большие проблемы: живут они в подвале, денег катастрофически не хватает, отца погнали с работы, полгода назад умерла их сестренка, теперь и вторая, Машутка, сильно заболела. Все отчаялись и, кажется, готовы к самому худшему.

В этот вечер отец семейства идет просить милостыню, но все попытки тщетны. Он заходит в парк, где рассуждает о тяжелой жизни своей семьи, и его начинают посещать мысли о самоубийстве. Но судьба оказывается благосклонна, и в этом самом парке Мерцалов встречает человека, которому суждено изменить его жизнь. Они едут домой к обедневшему семейству, где доктор осматривает Машутку, выписывает ей необходимые лекарства и даже оставляет крупную сумму денег. Он не называет имени, считая содеянное своим долгом. И лишь по подписи на рецепте семья узнает, что доктор этот – знаменитый профессор Пирогов.

Главные герои и их характеристика

Рассказ предполагает небольшое количество действующих лиц. В этом произведении для А.И. Куприна важен сам чудесный доктор, Александр Иванович Пирогов.

  1. Пирогов – известный профессор, хирург. Он знает подход к любому человеку: он так внимательно и заинтересованно смотрит на отца семейства, что почти сразу внушает ему доверие, и тот рассказывает обо всех своих бедах. Пирогову не надо раздумывать, стоит ли помогать или нет. Он направляется домой к Мерцаловым, где делает все возможное, чтобы спасти отчаявшиеся души. Один из сыновей Мерцалова, будучи уже взрослым мужчиной, вспоминает его и называет святым: «… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо».
  2. Мерцалов – сломленный невзгодами мужчина, которого гложет собственное бессилие. Видя смерть дочери, отчаяние жены, обездоленность остальных ребятишек, он стыдится своей неспособности им помочь. Доктор останавливает его на пути к малодушному и фатальному поступку, спасая, прежде всего, его душу, которая была готова согрешить.

Темы

Главными темами произведения являются милосердие, сострадание и доброта. Семья Мерцаловых делает все возможное, чтобы справиться с навалившимися бедами. И в момент отчаяния судьба посылает им подарок: доктор Пирогов оказывается настоящим волшебником, который своим неравнодушием и сочувствием излечивает их искалеченные души.

Он не остается в парке, когда Мерцалов выходит из себя: будучи человеком невероятной доброты, он выслушивает его и сразу же делает все возможное, чтобы помочь. Мы не знаем, сколько таких поступков совершил профессор Пирогов за свою жизнь. Но можно быть уверенным, что в его сердце жила огромная любовь к людям, неравнодушие, которые оказались спасительной соломинкой для несчастной семьи, которую он протянул в самый нужный момент.

Проблемы

А. И. Куприн в этом небольшом рассказе поднимает такие общечеловеческие проблемы как гуманизм и утрата надежды.

Профессор Пирогов олицетворяет человеколюбие, гуманизм. Ему не чужды проблемы незнакомых людей, а помощь ближнему он воспринимает как должное. Ему не нужны благодарности за содеянное, не нужна слава: важно лишь, чтобы люди вокруг боролись и не теряли веру в лучшее. Это и становится его главным пожеланием семье Мерцаловых: «…а главное – не падайте никогда духом». Однако окружение героев, их знакомые и коллеги, соседи и просто прохожие – все оказались безучастными свидетелями чужого горя. Они и не подумали, что чье-то бедствие их касается, не захотели проявить человечность, думая, что они не уполномочены исправлять социальную несправедливость. В этом и заключается проблема: никому нет дела до того, что происходит вокруг, кроме одного человека.

Отчаяние тоже подробно описано автором. Оно отравляет Мерцалова, лишает его воли и силы двигаться дальше. Под влиянием горестных дум он опускается до трусливого упования на смерть, в то время как его семья погибает от голода. Ощущение безысходности притупляет все остальные чувства и порабощает личность, которая в состоянии жалеть только себя.

Смысл

Какова же основная идея А. И. Куприна? Ответ на этот вопрос как раз и заключен во фразе, которую говорит Пирогов, уходя от Мерцаловых: не падайте никогда духом.

Даже в самые темные времена нужно надеяться, искать, а если совсем не остается сил, ждать чуда. И ведь оно случается. С самыми обыкновенными людьми в один морозный, скажем, зимний день: голодные становятся сытыми, замерзшие – согретыми, больные ­– выздоравливают. И чудеса эти совершают сами люди добротой своих сердец — это и есть главная мысль писателя, который видел спасение от социальных катаклизмов в простой взаимовыручке.

Чему учит?

Это небольшое произведение заставляет задуматься о том, как важно быть неравнодушным к окружающим нас людям. В суете дней мы часто забываем о том, что где-то совсем рядом страдают соседи, знакомые, соотечественники, где-то царит нищета и хозяйствует отчаяние. Целые семьи не знают, как заработать себе на хлеб, и еле-еле доживают до получки. Поэтому так важно не пройти мимо и суметь поддержать: добрым словом или поступком.

Помощь одному человеку мир, конечно, не изменит, но изменит одну его часть, причем самую важную для того, что дает, а не принимает помощь. Даритель обогащается гораздо больше, чем проситель, ведь он получает духовное удовлетворение от того, что сделал.

Автор: Млада Рудницкая

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа «Чудесный доктор» (А. Куприн)

Автор:
Самый Зелёный
·

«Унылая пора! Очей очарованье!» — думает выпускник, возвращаясь с уроков в осеннюю пору, но «отдаленные седой зимы угрозы» все ближе и явственнее: грядет Итоговое сочинение, и пора что-то решать, пока оно нас не порешило. Подготовиться без лишних нервов и драм помогут аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для итогового сочинения 2021-2022 года. Список литературных примеров пособит в трудную минуту творческого застоя и настроит ученика на нужную волну книжных ассоциаций. Если в этой подборке Вы не отыскали нужный аргумент, сам он Вас не найдет. Напишите нам в комментарии, и Многомудрый Литрекон добавит то, что нужно.

  1. Как бороться с преступностью? Зачастую главной причиной преступления является безвыходное положение человека. Загнанный в угол, он готов на все, чтобы вырваться из нищеты, угнетения или иной западни. Поэтому каждому человеку, оказавшемуся в трудном положении, необходима моральная и материальная поддержка. Так, сострадание и милосердие доктора Пирогова из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» спасли жизнь семьи Мерцаловых и предотвратили преступление главного героя против себя самого и своих близких. Глава семьи находился в таком состоянии, что собрался вешаться: дочка серьезно болела, с работы выгнали, семья голодает. От отчаяния он рассказал о своей беде случайному прохожему, который и оказался доктором. Пирогов сразу послал старших детей за едой и дровами, осмотрел больную, выписал бесплатный рецепт, оставил денег. Он стал для Мерцаловых настоящим ангелом, ведь после его посещения их жизнь постепенно стала улучшаться. Пирогов проявил сострадание — отложил свои планы и пожертвовал деньгами, чтобы бескорыстно помочь другим. Милосердие героя вызывает уважение у читателей, ведь один такой поступок спас несколько человек и предотвратил самоубийство одного из них. Именно поддержка общества может переубедить преступника и направить его на путь истинный.
  2. Достоин ли преступник сочувствия? Нередко мы слышим о сочувствии к преступникам, но очень трудно проявить его, если они не пожалели свою жертву и не раскаялись в содеянном. Вот жертва преступления, Лариса Огудалова, героиня драмы А. Н. Островского «Бесприданница», заслуживает сострадания. Внешне ее жизнь неплоха: поклонники, интересные знакомства, скорая свадьба. Однако на самом деле мать практически продает девушку каждому обеспеченному человеку, потому что Лариса — бесприданница. Девушка влюбилась в Паратова, а он лишь поиграл с ней. Она готова выйти за нелюбимого Карандышева, лишь бы скорее уехать и начать скромную жизнь. Но и тот использует Ларису как способ самоутверждения. Девушка ни у кого не находит понимания и сочувствия, человека в ней не видят, лишь игрушку. Даже Вожеватов и Кнуров разыгрывают ее в орлянку и рассматривают только в качестве содержанки. Она вновь верит Паратову, но он предает ее. А жених убивает Ларису, не простив пренебрежения. Все перечисленные мужчины являются преступниками, ведь своими действиями или бездействием вовлекают беззащитную девушку в проституцию и доводят ее до трагической гибели. Однако никто из них не признает своей вины, никто не видит в унижении женщины ничего преступного. Поэтому сочувствия герои не вызывают, они же его не проявили.
  3. Какие поступки вызывают у человека чувство вины? Порой мы совершаем то, за что потом стыдно всю жизнь. Например, когда неблагодарная дочь бросает пожилого отца, — этот поступок нельзя смыть раскаянием или оправданием. Такой пример мы находим в литературе. Станционный смотритель Самсон Вырин из одноименной повести А. С. Пушкина жил на своей отдаленной станции спокойно, пока один проезжий офицер не влюбился в его привлекательную дочку. Военный прикинулся больным, соблазнил девушку и увез с собой. Вырин опасался, что дочь станет одной из провинциальных дурочек, которых обманывают и бросают на произвол судьбы. Он отправился в Петербург, чтобы найти дочь. Она не проявила должного сострадания к отцу и не писала ему ни строчки о своей жизни. Поговорить смотрителю с дочерью не дали, напротив – с позором прогнали. С той поры жизнь Вырина потеряла краски, он вскоре умер. Дочь приехала к отцу, но было поздно. Ей осталось только чувство вины. Она сама стала матерью и поняла, насколько была неправа, но изменить уже ничего не могла и лишь рыдала на могиле.
  4. Можно ли оправдать преступление? Когда человека к преступлению принуждают невыносимые условия жизни, его нельзя осуждать. Поэтому лишь сострадание вызывает Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Отец девушки спился, потерял работу. Его вторая жена болеет чахоткой, у нее дети, которых нечем кормить. Ради семьи Соне приходится «идти по жёлтому билету». Она занимается противоправным и преступным делом, разрушает нравственность, но ведь в таком безвыходном положении у нее нет иного способа заработать. Она не может ждать, пока погибнут от голода ее сестры и брат, мачеха и отец. Ее преступление вынужденное, отчаянное, поэтому ее осудить мы не имеем права. Даже среди окружающей ее грязи Соня остаётся светлой и доброй. А потому автор дает ей шанс начать жизнь с чистого листа.
  5. Нужно ли прощать преступление? Порой люди оказываются в таких условиях, когда преступление является единственным выходом из тупика и возможностью хоть как-то свести концы с концами. В этом случае их можно и понять и простить, ведь не они виноваты в безнадежности и безвыходности обстоятельств. Но Алексей Иванов, герой рассказа А. П. Платонова «Возвращение», принял это далеко не сразу. Он вернулся с фронта домой, пережил ужас войны. Но семья героя, жена Любовь, дети Петруша и Настя, также были в сложнейших обстоятельствах. Любовь работала не покладая рук, чинила соседям обувь, чтобы получить каких-нибудь продуктов и накормить детей. Женщина заслужила сострадание и милосердие. Она изменила мужу, когда уже «ее душа умирала». И хоть сам Иванов изменил, он собрался уходить, не мог простить измену. Но вовремя одумался, остановило его сострадание к детям, которые побежали его останавливать. Алексей понял, что хотя бы ради них нужно попытаться построить новую жизнь и простить то, что даже преступлением назвать нельзя. Он не имел морального права покидать семью в такое сложное время.
  6. Самый жестокий обвинитель — это совесть: так ли это? Даже если преступник не наказан за свое деяние, совесть всегда произнесет свой жестокий приговор, и от него никуда не деться. Это доказывает пример из литературы. Главная героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» влюбилась в дворянина Эраста. Тот вроде бы тоже полюбил ее, но пойти против сословных предрассудков не смог, женился на другой, а Лизой просто поиграл, приятно провел с ней время. Однако для девушки это было настоящее чувство, без которого она не смогла жить, поэтому покончила с собой. Ее история вызывает сострадание, а поведение Эраста – порицание, ведь он виноват в произошедшем. И сам герой винил себя в гибели девушки, хоть и не получил формального наказания. Он всю жизнь чувствовал себя убийцей и прожил годы в мучениях, пытаясь заглушить боль. Совесть стала его единственным, но пожизненным обвинителем, который не отменил своего приговора даже спустя долгие годы.
  7. Какое преступление никак нельзя оправдать? Один из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» сказал, что трусость является самым главным пороком. Именно преступление, связанное с ним, никак нельзя оправдать, ведь от трусости берут свое начало многие беды. Иешуа, герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», переживает предательство, пытки, несправедливый приговор, и все эти несправедливости происходят от трусости людской. Иешуа с состраданием относится к своему обвинителю, Понтию Пилату. А тот понимает, что за Иешуа правда, но ничего не может сделать. Почему? Потому что боится лишиться своего статуса, боится бунта в Иерусалиме, боится признать правоту того, за кем не стоит общепризнанный авторитет. Из-за трусливого отступничества Пилата от истины пленника казнили, причем мучительным и изощрённым способом. И прокуратор винил себя в этой смерти, пытался искупить грех, но тщетно. Все потому, что его преступление нельзя оправдать: страшась за свою судьбу, человек предал самого себя, истину и призвание. А это самое страшное, что может случиться с личностью. Оправдывая ее, мы поощряем куда более серьезные преступления, на которые такой человек пойдет в будущем, не имея никакой моральной опоры.
  8. Как убедить преступника раскаяться в содеянном? Самым страшным наказанием для преступника является изгнание. Бойкот всех людей очень сложно перенести, ведь человек — существо социальное. Это доказывает М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку, которая отказалась ему подчиниться. Соплеменники предлагали разные варианты наказания, но старейшины остановились на наиболее действенном. Ларру прогнали из общины. Теперь с ним никто не общался и никак не контактировал. Сначала Ларра не испытывал неудобств, ведь был одержим гордыней. Он воровал скот и уводил насильно женщин. Но со временем одиночество стало сильно давить на него. Он уже и сам просил о смерти, но Бог покарал его бессмертием. В результате Ларра потерял человеческий облик и стал тенью среди людей. Без сомнения, тяжелая кара вынудила его не раз пожалеть о содеянном, раз он призывал смерть. Оказавшись вне социума, личность осознает свои ошибки и делает все возможное, чтобы вернуться.
  9. Месть — это преступление или восстановление справедливости? Очень часто люди думают, что месть обидчику решит все проблемы и восстановит справедливость, но это не так. Л.Н. Толстой романе-эпопее «Война и мир» доказал это. Андрей Болконский был обманут невестой: она не дождалась его и едва не убежала с другим мужчиной из дома. Герой не смог простить ни Наташу, ни ее соблазнителя. Он решил отомстить Анатолю. Болконский искал его везде, но начавшаяся война отвлекла его от поисков и заставила заняться более полезными делами. Однако эта мысль о мести сжимала душу героя и не давала ему вернуть радость жизни. Он жил этой идеей. Но на Бородинском поле судьба сама свела счеты: Анатоль потерял ногу, а Андрей получил серьезное ранение. И в госпитале Болконский смог простить Курагина. Увидев его мучения, он вдруг осознал, что не может испытывать злость к этому человеку. Пережитое испытание помогло князю простить и свою невесту. Он убедился, что месть не восстанавливает справедливость, а преумножает горе. Только прощение помогает человеку забыть обиду и жить дальше.
  10. Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»? М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» показал, что равнодушие является источником всех преступлений. Так, Григорий Печорин безразличен к судьбе людей, которые встречаются на его пути, поэтому позволяет себе манипулировать ими и даже разрушает их жизни, чтобы развлечься. Он губит Бэлу, вырвав ее из родной среды. Когда девушка полюбила его, он остыл и заставил ее страдать. Он обманул и использовал Мери, разбил ей сердце просто от скуки. Он мучил Веру своей эгоистичной любовью, которая лишь требовала, но ничего не давала взамен. Он убил Грушницкого просто потому, что он не извинился за подмену оружия. Наконец, он шутки ради напугал и прогнал прочь «честных контрабандистов». Сколько дурных поступков, причиной которых стало безразличие! Григорий не думает о людях, поэтому совершает преступления и не даже не чувствует своей вины.
  11. Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»? М. Горький в повести «Детство» показал преемственность преступлений, а не поколений. Василий Васильевич прошел суровую школу жизни, и все мрачные впечатления перенес в свою семью. Он был плохим отцом: бил и унижал детей, а дочь даже намеревался выдать замуж против воли ради денег. К чему привело это домашнее насилие? К тому, что сыновья Каширина выросли такими же порочными и жестокими. Один из них до смерти избил жену, другой едва не покушался на жизнь отца. Варвара бежала из такой семьи, и второй брак оказался неудачным: муж бил ее беременную. Одно преступление за закрытыми ставнями породило десятки других, даже более ужасных, так как зло размножается спорами: из одной жестокости быстро выходят другие.
  12. Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его? Н.В. Гоголь в повести «Шинель» подтвердил это. Улицы Петербурга кишели преступниками, потому что они были уверены в своей безнаказанности. «Значительные лица» столицы халатно относились к своим обязанностям и смотрели на зло сквозь пальцы. Поэтому когда Акакия Акакиевича ограбили на улице, а он не смог найти справедливости и защиты. Кража шинели ночью ни у кого не вызывала удивления, правоохранители лишь пожимали плечами: ничего не поделаешь. «Значительное лицо» и вовсе выгнало просителя вон, чтобы порисоваться перед приятелем. Поэтому можно смело сказать, что именно генерал поощряет грабителей. Он тоже оказывается на месте жертвы в финале. А как иначе? Поддерживая преступников, мы сами становимся потерпевшими рано или поздно.
  13. Почему люди совершают преступления? В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» показал мотивы преступления ребенка. Валек воровал еду, но только потому, что был голоден, как и его умирающая от болезни сестра. Мальчик понимает, что воровать — это плохо, но что ему остается делать? Родителей у него нет, родственников — тоже, а обыватели городка считают его бродягой и сторонятся вместо того, чтобы помочь. В те времена дети не могли рассчитывать даже на отправку в приют. Валек оказывается совершенно один наедине с миром, который безразличен к его горю. Поэтому он превращается в малолетнего преступника только из-за голода и холода. 
  14. Какие преступления нельзя простить? М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показал преступление, которое никак нельзя простить. Аксинью изнасиловал родной отец. Девушка была связана ремнями и не могла защитить себя. Ее криков никто не услышал. Более того, после инцидента отец угрожал дочери расправой за донос. Но Аксинья рассказала о насилии матери и брату. Те не стали даже ждать суда и сами расправились с преступником. Родной сын убил отца, а мать ему помогала. Его поступок просто нельзя простить и понять. Насилие над несовершеннолетней девушкой, еще и над родной дочерью, должно быть наказано самыми строгими мерами, ведь нельзя допустить его распространения и реабилитации.
  15. Что мешает человеку преступить закон? Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» показал, что больше всего преступник боится огласки. Так, Чичиков скупает крестьян на бумаге, пока о его делах в городе почти никто не знает. Помещики не говорят о сделке, дабы сбросить налоговое бремя тихо и без последствий. А сам Чичиков упивается всеобщим уважением и своей безнаказанностью. Его повсюду приглашают и принимают, как равного члена высшего общества. Пока никто не догадывается об афере, Павлу Ивановичу нечего опасаться. Преступление любит тень. Но как только в обществе становится известно об его махинациях с покупкой мертвых душ, Чичиков сворачивает свою аферу и спасается бегством. Ему стыдно и неприятно находиться среди людей, которые его осуждают. Всеобщее порицание и мешает человеку преступить закон. Поэтому все маргиналы скрывают свой образ жизни и свои деяния. Как только другие узнают об этом, продолжать противоправные действия уже невозможно, ведь человеку стыдно за себя и страшно оказаться в изоляции.

Метки: 11 классаргумент из литературыВечная темадекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкаПреступление и наказаниепример из литературысписок

Читайте также:

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе на теме:»Смысл названия рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор»

Профессия пирогова из рассказа чудесный доктор

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Профессия пирогова из рассказа чудесный доктор

  • 2 слайд

    А.И.Куприн «Чудесный доктор»1. Перечитайте первый абзац . Как вы понимаете в

    Описание слайда:

    А.И.Куприн «Чудесный доктор»
    1. Перечитайте первый абзац . Как вы понимаете выражение «следующий рассказ не есть плод досужего вымысла»?

  • 3 слайд

    Николай Иванович Пирогов (1810-1881)Врач, основоположник военно-полевой хиру

    Описание слайда:

    Николай Иванович Пирогов
    (1810-1881)
    Врач, основоположник военно-полевой хирургии. Участвовал в обороне Севастополя (1854-55) во время Крымской войны в качестве доктора. Первым применил наркоз во время операции на поле боя. Ему принадлежат многие открытия в области хирургии, он автор медицинских книг и атласов.

  • 4 слайд

    Сам же А. И. Куприн подтверждал, что рассказ не является художественным вымыс

    Описание слайда:

    Сам же А. И. Куприн подтверждал, что рассказ не является художественным вымыслом, а является реальной историей, которую он услышал спустя 30 лет из уст одного из членов семейства Мерцаловых.
    Возможно, что образ Мерцалова в данном случае собирательный, ведь мы не знаем сколько ещё было подобных бедных семейств, которым бескорыстно и милосердно помогал чудесный доктор Николай Иванович Пирогов.

  • 5 слайд

    Александр Иванович КупринАлександр Иванович Куприн родился в Пензенской губер

    Описание слайда:

    Александр Иванович Куприн
    Александр Иванович Куприн родился в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Мать дворянского происхождения, принадлежала к старинному княжескому татарскому роду. Отец его умер, когда мальчику не исполнилось и года. Мать вынуждена была поселиться в московском вдовьем доме. Когда мальчику исполнилось 6 лет, мать определила его в Разумовский сиротский пансион, где он прожил 4 года. В 1880 году он поступил во вторую московскую военную гимназию, которая через 2 года была преобразована в кадетский корпус. Тягостная жизнь “казенного мальчика” была изображена им впоследствии в повести “На переломе”. Позже Куприн сотрудничает в газетах, становится профессиональным литератором. В 1919 году Куприн уехал за границу, постоянно тосковал по России. В 1937 году вернулся в родную Москву. “Даже цветы на родине пахнут по-иному”,-говорил он.
    А.И.Куприн был человеком, обладающим громадной жизненной силой. Эта сила делала его зорким, любопытным, любознательным. Он как-то сказал, что хотел бы на несколько минут стать каждым человеком, встреченным им, каждым животным, мухой или растением, чтобы знать, что они думают, что чувствуют.

  • 6 слайд

    - Как вы понимаете значение слова “чудесный”? (словарное определение слова чу

    Описание слайда:

    — Как вы понимаете значение слова “чудесный”? (словарное определение слова чудесный: 1) являющийся чудом, волшебный, сверхъестественный;
    2) проникнутый фантастикой, полный чудес, удивительный, необычный;
    3)чудный, замечательный

  • 7 слайд

    Святочный рассказ?? Почему?Александр Куприн. Елка в капельке Александр Фёдор

    Описание слайда:

    Святочный рассказ?? Почему?
    Александр Куприн. Елка в капельке
    Александр Фёдоров-Давыдов. Хаврошина ёлка
    Антон Чехов. Мальчики
    Ванька
    Аркадий Аверченко. Рождественский день у Киндяковых
    Василий Никифоров-Волгин. Заутреня Святителей под Новый год
    Василий Розанов. С Рождеством Христовым!
    В сочельник
    Евгений Поселянин. Николка
    И.А. Ильин. Рождественское письмо
    Монахиня Варвара. Рождество Христово. Детство золотое
    Софья Макарова. Рождественский фонарь
    Константин Станюкович. Рождественская ночь
    Леонид Андреев. Ангелочек
    Лидия Алексеевна Чарская. Герои
    Елка через сто лет
    Максим Горький. Извозчик
    Михаил Зощенко. Ёлка
    Надежда Лухманова. Чудо Рождественской ночи
    Ёлка в зимнице
    Николай Лесков. Христос в гостях у мужика
    Под Рождество обидели
    Николай Телешов. Елка Митрича

  • 8 слайд

    Рожде́ственский или святочный расска́з — литературный жанр, относящийся к кат

    Описание слайда:

    Рожде́ственский или святочный расска́з — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определённой спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.

  • 9 слайд

    Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в которо

    Описание слайда:

    Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и как счастливая случайность, удачное совпадение, которые в парадигме значений календарной прозы тоже видятся как знак свыше. Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика.

  • 10 слайд

    КЕРОСИН ДОСУЖИЙ РЫСАКИ ПОЛОЗЬЯ ЛЮЛЬКА РИЗА ОТРЕПКИ

    Описание слайда:

    КЕРОСИН
    ДОСУЖИЙ
    РЫСАКИ
    ПОЛОЗЬЯ
    ЛЮЛЬКА
    РИЗА
    ОТРЕПКИ

  • 11 слайд

    - Ребята, в какое время года происходит действие в рассказе? - Что увидели ма

    Описание слайда:

    — Ребята, в какое время года происходит действие в рассказе?
    — Что увидели мальчики на витрине магазина?
    — Чем вы можете объяснить впечатление, которое произвела “великолепная выставка” витрины на мальчиков?
    — А как вы относитесь к праздникам?
    — Какие чувства вы испытываете при их приближении?
    — Ребята, а могла ли семья Мерцалова надеяться на сюрпризы, подарки в праздничные дни?

  • 12 слайд

    Почему мальчики не могли надеяться на праздник и подарки? Как об этом говори

    Описание слайда:

    Почему мальчики не могли надеяться на праздник и подарки? Как об этом говорится в тексте ) до того момента как они приходят домой?

  • 13 слайд

    Анализ рассказаКто они, герои рассказа «Чудесный доктор»? В какой ситуации мы

    Описание слайда:

    Анализ рассказа
    Кто они, герои рассказа «Чудесный доктор»?
    В какой ситуации мы впервые встречаемся с Гришей и Володей?

  • 14 слайд

    «Запах нищеты»Как семья Мерцаловых оказалась в бедственном положении?

    Описание слайда:

    «Запах нищеты»
    Как семья Мерцаловых оказалась в бедственном положении?

  • 15 слайд

    - Где жили Мерцаловы? - Расскажите, что произошло в семье? - Почему они оказа

    Описание слайда:

    — Где жили Мерцаловы?
    — Расскажите, что произошло в семье?
    — Почему они оказались в подвале и жили в таких ужасных условиях?
    — Какая обстановка, атмосфера царила в доме Мерцаловых? (Зачитайте, приведите примеры).
    — Пытался ли Мерцалов достать денег?
    — Почему все, к кому обращался Мерцалов за помощью, отказывали ему?
    — Что он предпринимал?
    — Почему уходит из подземелья Мерцалов

  • 16 слайд

    Роль пейзажа в произведенииЗачитайте пейзажную зарисовку. С помощью каких ср

    Описание слайда:

    Роль пейзажа в произведении
    Зачитайте пейзажную зарисовку. С помощью каких средств Куприн передаёт красоту зимнего пейзажа?

  • 17 слайд

    Роль портрета в произведении. «Встреча с незнакомцем»Портрет Мерцалова и «чуд

    Описание слайда:

    Роль портрета в произведении. «Встреча с незнакомцем»
    Портрет Мерцалова и «чудесного доктора»

  • 18 слайд

    - В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем? - Как вы по

    Описание слайда:

    — В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем?
    — Как вы понимаете высказывание современного ученого Ильи Шевелёва: “Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее”? К кому из персонажей рассказа вы могли бы применить эти слова?
    — Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым?
    — Почему он не ушел после “озлобленных криков” Мерцалова? Какую помощь оказывает незнакомец семье Мерцалова? Кто он по профессии?
    — Почему незнакомец, уходя от Мерцаловых, не назвал своего имени?
    Какие прилагательные вы бы подобрали, ххарактеризуя поступок незнакомца?

  • 19 слайд

    - Почему не дал деньги открыто? (Потому что боялся поставить в неловкое полож

    Описание слайда:

    — Почему не дал деньги открыто? (Потому что боялся поставить в неловкое положение, не хотел обидеть или как-то оскорбить хозяев)
    — Определите, пожалуйста, как в тексте проявляются оттенки значения слова “чудесный”?
    — Что было “чудесного” в поступках незнакомца?

  • 20 слайд

    - Скажите, пожалуйста, изменила ли эта встреча с чудесным незнакомцем жизнь М

    Описание слайда:

    — Скажите, пожалуйста, изменила ли эта встреча с чудесным незнакомцем жизнь Мерцаловых?
    — Ребята, какова основная мысль рассказа? (Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком)
    — Чему он нас учит?

  • 21 слайд

    Что же такое ЧУДО? Как бы вы ответили на вопрос, отталкиваясь от текста данн

    Описание слайда:

    Что же такое ЧУДО? Как бы вы ответили на вопрос, отталкиваясь от текста данного рассказа??

  • 22 слайд

    Сострадание Милосердие Участие Бескорыстие благодетель

    Описание слайда:

    Сострадание
    Милосердие
    Участие
    Бескорыстие
    благодетель

  • 23 слайд

    Сформулируйте рецепт доктора Пирогова?

    Описание слайда:

    Сформулируйте рецепт доктора Пирогова?

  • 24 слайд

    Профессия пирогова из рассказа чудесный доктор

  • 25 слайд

    Профессия пирогова из рассказа чудесный доктор

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация как иллюстрация к видеоуроку «Смысл названия рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор». Актуально при дистанционном обучении.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л. и др. / Под ред. Сухих И.Н.

Похожие материалы

  • Смысл названия рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор»

  • Сказка по литературе «Владимирская земля»

  • Сказка по литературе «Феи леса»

  • Сказка по литературе «Олениха и кузнец»

  • Сказка по литературе «Приключения принцессы»

  • Контрольная работа по литературе

  • Статья по литературе на тему «Мифы народов мира»

  • Викторина по литературе на тему «Календарные мифы. Масленица»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5447483 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Сценарий
урока  литературы в 6 классе

Учитель
русского языка и литературы  ГБОУ СОШ С. Хилково

Татьяна
Николаевна Валиулова

Тема урока:
Великая сила милосердия. А. И. Куприн «Чудесный доктор».

Цель: формирование
читательской культуры личности, развитие навыков смыслового чтения у
шестиклассников на основе критического анализа  рассказа А.И. Куприна «Чудесный
доктор».

Планируемые образовательные результаты:

ЛР-1: раскрывает 
своё понимание человеческого счастья, обосновывает своё мнение;

ЛР-2: активно и
заинтересованно включается в выполнение всех заданий;

ЛР-3: высказывает
своё отношение к рассказу А.И. Куприна, к авторской позиции писателя;

РУД-1: формулирует
цель урока с помощью главного вопроса;

РУД-2: планирует
предстоящую деятельность с помощью познавательных вопросов;

РУД-3: проводит
содержательную рефлексию  познавательной деятельности;

ПУД-1: выделяет и
называет существенные признаки ключевых понятий: милосердие, сострадание,
сочувствие;

ПУД-2: выделяет
основную мысль в тексте, интерпретирует её;

ПУД-3: переводит
информацию из одной знаковой системы (текст) в другую (графическую);

КУД-1: выполняет
задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

ПР-1: рассказывает
основную сюжетную линию рассказа;

ПР-2: даёт
характеристику главному герою рассказа;

ПР-3: определяет и интерпретирует авторскую позицию, определяя своё к ней
отношение, и на этой основе  формировать собственные ценностные ориентации;

ПР-4: подтверждает
свои суждения цитатами из текста.

Программное
содержание:
Реальная основа и содержание рассказа.
Образ главного героя. Смысл названия. Тема служения людям и добру. Образ
доктора в русской литературе.

Программные требования: Выпускник научится:

— осознанно
воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловое анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций,
отбирать произведения для чтения;

— воспринимать
художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,
современнику, потомку;

— выявлять и
интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой
основе  формировать собственные ценностные ориентации;

— определять
актуальность  произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с
другими читателями.

Метапредметные связи: русский язык, история.

Образовательная
технология:
технология развития критического мышления

Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией  В. Я. Коровиной,     
мультимедийные средства, маркеры,  рабочие листы.

Основные понятия:  счастье,
милосердие, сострадание, сочувствие

Имена выдающихся личностей: А.И. Куприн, Н.И.
Пирогов.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

Стадия «Вызов»

 Здравствуйте, ребята. Задание: Прочитайте
высказывание: «В жизни главное – счастье. А оно у каждого своё…»

Согласны ли вы с этим утверждением?

— Какого человека вы могли бы назвать счастливым?

Задание: Прочитаем высказывания,
подтверждающие, мысль о том, что у каждого оно своё.

— Сегодня на уроке предлагаю вам поразмышлять о человеческом счастье,
а поможет нам в этом великий русский  писатель Александр Иванович Куприн.

— Что вы знаете об этом писателе, какие его произведения читали

— Куприн прожил
длинную, трудную, но в то же время радостную жизнь. Он был энергичным,
бодрым, отзывчивым человеком, обладающим редким талантом жизнелюбия. И даже
попадая в самые тяжелые жизненные ситуации, умел быть счастливым. Это человек
широкой души. Он был добрым и щедрым по отношению к другим людям. Любовь к
жизни и интерес к человеческой судьбе у писателя были огромны. А. И. Куприн
считал, что «человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и
счастья». Своими знаниями о жизни, мыслями о ней, чувствами он делился в
своих произведениях.

— Какой возникает
вопрос?

Главный
вопрос урока:

Как
Александр Иванович Куприн понимает, что такое счастье?

— Однажды А.И.
Куприн услышал от преуспевающего банкира историю, которая не смогла его
оставить равнодушным. И он описал её в своём рассказе «Чудесный доктор». Какую
историю рассказал А.И. Куприн?

— Какие возникают
вопросы, ответы на которые помогут нам понять авторскую позицию, его
отношение к этой истории?

Варианты
вопросов:

— Почему рассказ
называется «Чудесный доктор»?

— Что хотел
сказать Куприн читателям?


Итак, я приглашаю вас к размышлению
над страницами прочитанного рассказа. Разбираясь в содержании, будьте
внимательны к слову.

Слайд

1
ученик

Фронтально

Слайд

Слайд
 (портрет, годы жизни)

Фронтально

Слайд

2-3
ученика. Знак согласия – поднятая рука

Слайд
4

фронтально

ЛР-2

ПУД-2

РУД-1

РУД-2

Стадия «Осмысление»

1.     
Работа с ключевыми понятиями.

Аналитическая беседа

-Какое впечатление произвел на вас рассказ
«Чудесный доктор»?

Как вы думаете, какова основная мысль в этом рассказе? (Чуткое,
внимательное отношение одного человека к другому, своевременная помощь,
милосердие)

От каких слов образовано слово «милосердие» (от
слов милое +сердце, сложением двух основ.
)

Тема урока «Великая сила милосердия»

— Когда и  в чём,
по-вашему, проявляется милосердие? 

— Как вы
понимаете такие слова, как «сострадание, сочувствие, доброта»?

Задание: Соотнесём наши определения этих понятий с толковым  словарём С.И.
Ожегова

Сострадание – – жалость, сочувствие, вызываемые  чьим-то
несчастьем, горем С.И. Ожегов)

Милосердие —  готовность помочь кому-то или простить кого-нибудь из сострадания,
человеколюбия (С.И. Ожегов)

Сочувствиеотзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью
других (С.И. Ожегов)

Доброта(добро)-
 нечто хорошее, положительное, добрый поступок.

— Назовите
ключевые слова, отражающие сущность этих понятий.

2. Образ
главного героя рассказа

Аналитическая
беседа:

— Кто является
главным героем рассказа?

— Что поразило
А.И. Куприна в докторе? Почему он его назвал чудесным? Давайте поразмышляем.

Практическая
работа
с кластером: заполнение по
ходу аналитической беседы и выборочного чтения.

Выборочное
чтение:
подтверждение истинности высказанных
суждений цитатами из текста.

Аналитическая
беседа:

— Почему семья
Мерцаловых оказалась в бедственном положении?
(глава
семейства заболел и  потерял работу).

— В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с
незнакомцем?
(Им овладело
отчаяние, потому что ему неоткуда было ждать помощи, он не мог рассчитывать
на сострадание окружающих)

Как Мерцалов вначале отреагировал на
незнакомца, почему? Почему Мерцалов потом открылся ему?

(Никто до
этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и
поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все
по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для
вас”).

Какие человеческие качества проявил доктор?

(Не мешкая, старик начинает действовать:
“Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал”) (стр.12)

Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной
встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие.
“Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.

Что
изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?

(Жизнь в доме Мерцаловых закипела…)(стр.14)

Каким
предстаёт перед нами доктор в рассказе? Как относится к нему автор?

-Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного
доктора»?
(Аптечный ярлычок на лекарство).

Как вы думаете, почему “чудесный доктор”
отказался назвать свое имя?
(Это бескорыстный и скромный человек,
недаром взрослый Григорий Емельянович называет его святым. Совершив доброе
дело, он не ждет за это никакой благодарности
).

Как вы думаете, почему Куприн
заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи
Мерцаловых? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному
доктору»?
(Добро, которое сделал для Мерцаловых
доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых
)

— В чем же идея рассказа о «чудесном» докторе? На какие поступки
автор хотел вдохновить читателя?

фронтально

фронтально

Слайд

Фронтально

Раздаточные
листы

фронтально

ЛР-2

ПУД-2

ПР-1

ПУД-1

ПР-1

ПР-2

ПУД-3

ПР-3

ПР-4

ПР-1

ПР-3

Стадия «Рефлексия»

Содержательная
рефлексия

Что
привлекло ваше внимание в рассказе, когда вы его читали дома?

— Что поразило
вас  в рассказе, когда вы его читали дома?

Как бы вы
теперь ответили на вопрос, почему рассказ называется «Чудесный доктор»?

Как вы
думаете, что хотел  сказать Куприн читателям?

— В чём, как
вы думаете, великая сила милосердия?

— А вы знаете, что Куприн, говоря о
докторе, писал о реальном человеке, оставившим существенный след в медицине.
Хотите узнать о нём?

Фамилия “чудесного доктора” —  Николай Иванович Пирогов –
знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810 – 1881 г.г.). Нелёгким был
его путь в медицине. Он лечил всех: и императора Александра, и бедных людей,
которые шли к нему на прием целыми толпами. Он помогал простым людям, как
мог, раздавал деньги беднякам. Это самоотверженный, бескорыстный человек,
посвятивший всю свою жизнь спасению людей.
Хирург,
анатом, педагог, основоположник военно-полевой хирургии, способствовал
подготовке сестёр милосердия в России в период военных действий в Крыму в
1853-1856 годах. Позже это общественное движение получило название Красного
креста.)

В начале урока я предложила вам поразмышлять, порассуждать
о человеческом счастье.  Как вы думаете, как связан наш рассказ с понятием
счастье?

— Как бы вы теперь ответили на главный вопрос урока:

Как Александр Иванович Куприн понимает, что такое счастье?

— Есть ещё одно
очень мудрое высказывание: «Если хочешь быть счастливым – будь им!» Ответите
ли вы на призыв великого писателя ? Что нужно делать для того, чтобы быть
счастливым, по мнению А.И. Куприна?

Задание:
Продолжите предложение

Теперь я, чтобы
быть счастливым ……

Обобщение вывод:

Чудо деятельного сострадания, помощи человеку без
ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для
каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов, все же есть в нашей
реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны
окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами
и протягивать руку помощи нуждающимся. Ребята, надо верить в чудеса!

— И в наше время  немало милосердных  людей, которые
помогают и словом, и делом.  Например, существует  благотворительный фонд
имени Анжелы Вавиловой, который помогает  детям с онкологическими
заболеваниями. Он оплачивает лечение ребят в зарубежных клиниках, оснащает 
медицинские заведения дорогостоящим оборудованием, бытовой техникой. Фонд
создан в 2003 году Владимиром и Мариной Вавиловой и назван в память об их
дочери, ушедшей в мир ангелов от лейкемии в возрасте  пяти лет. В  Казани
действует «Детский хоспис», цель которого помочь больным детям. На эти же
цели  отдала присуждённую ей Государственную премию  известная актриса Чулпан
Хаматова.

Д.З. Написать сочинение-миниатюру «
Счастье-это……»

Фронтально

Слайд

Слайд

Слайд

ЛР-1

ЛР-2

КУД-1

РУД-3

ЛР-3

Приложение 1

  image001       image002

image003          image004  

image005

         image006

image007     image008

image009image010

На чтение 19 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Разберем главные мысли рождественского рассказа А. И. Куприна, рассмотрим главных героев, их поступки и жизненную позицию. Поделимся методическими советами, которые пригодятся учителю литературы для завершения цикла занятий по произведению.Репродукция картины Люка Филдса  «Доктор», 1891 г.07 октября 2019cover3d1__w337.jpg

Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень. 11 класс. Хрестоматия Купить

Ключевые герои

Рассмотрим подробнее главных героев рассказа:

  • Мерцалов — отец, глава семьи, оказавшийся в труднейшем положении. Он видит бессилие своей жены и изнеможение детей. Его существование — медленная погибель. Осознавая свою бесполезность в помощи семье, Мерцалов задумывается о смерти: «Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке».

  • Елизавета Ивановна старается ухаживать за детьми. Пережив уже смерть одного ребёнка, она борется за жизнь умирающей дочери. Автор описывает её так: «высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом…» Однако, несмотря на все горести, её не оставляет надежда — она остаётся стойкой в борьбе за жизнь членов семьи.

  • Дети Мерцаловых, конечно, лишены беззаботной поры. Володя и Гриша, как старшие, полностью вовлечены в спасение маленькой Машутки. Выполняя поручение матери, они оказываются в городе, дивятся его обычаям и красотам. Условия жизни Мерцаловых или закаляют детей для дальнейшей суровой жизни или пытаются сломить, как это произошло с Машуткой.

  • Профессор Пирогов становится спасителем Мерцаловых. Это человек гуманных взглядов, делающих его добрым избавителем семьи от ужасных перепитий жизни. Как известно, прототипом этого героя является настоящий учёный. Это наполняет историю, рассказанную А. И. Куприным, реалистичностью.

Основная мысль

Главной проблемой в рассказе является взаимоотношение людей. В нашем мире с человеческим милосердием сосуществует безразличие и равнодушие. Победа последних может означать для некоторых людей потерю веры в лучшее. Одна из главных мыслей «Чудесного доктора» состоит в том, что люди не должны быть безучастны к несчастью окружающего, ведь каждый из нас может сотворить чудесное — спасти от отчаяния. Доктор исцелил семью Мерцаловых. Человеческая отзывчивость — вот важнейшее средство «По рецепту профессора Пирогова». Также в рассказе присутствует мысль о том, что нельзя терять надежду. Мерцалов-отец был сокрушён внешними обстоятельствами и признал свою беспомощность перед ними. Но и в жизни происходят чудеса — всегда найдётся тот, кто протянет руку помощи, как говорит Пирогов, «…главное — не падать никогда духом».Методические советы для учителя

Перед тем как говорить о творчестве А. И. Куприна, о его рассказе конкретно, лучшим решением будет познакомить ребят с биографией писателя. В этом плане хорош учебник «Русский язык и литература. Углублённый уровень. 11 класс. Часть 1» под редакцией В. В. Агеносова (с. 172-188), так как он ещё и анализирует хронологию творчества, рассказывает о многих других произведениях писателя.

7dc02e72eef4dcda4b640d852f9333b5.jpg

После прочтения и обсуждения «Чудесного доктора» рекомендуем предложить школьникам творческое задание — написать эссе на одну из следующих тем (напомнить ребятам об особенностях жанра сможет учебник «Русский язык» для 9 класса под редакцией М.М. Разумовской, с. 154):

  • — Что такое чудо? Есть ли место чуду в нашей жизни?
  • — Как сохранять надежду на лучшее и не падать духом?
  • — Чудесный доктор — это профессия или человеческое естество?

При написании эссе следует приводить примеры, аргументы из прочитанного текста А. И. Куприна и, конечно же, использовать собственные мысли и рассуждения.Куприн А., рассказ «Чудесный доктор» Жанр: святочный рассказ Читайте краткое содержание других святочных рассказов: Лукашевич К. «Заветное окно»Главные герои рассказа «Чудесный доктор» и их характеристика

  1. Мерцалов Емельян. Отец семейства, безработный, отчаявшийся, помышлявший о самоубийстве человек.
  2. Елизавета Ивановна. Его жена. Бедная, замотанная и больная женщина.
  3. Гриша, старший сын Мерцалова, 10 лет.
  4. Володя. Младший сын.
  5. Машутка. Девочка 7 лет, больная.
  6. Пирогов. Профессор, доктор, добрый, отзывчивый, милосердный.

План пересказа рассказа «Чудесный доктор»

  1. Витрина магазина
  2. Сырой подвал
  3. Неудачный визит к барину
  4. Отчаяние матери и отца
  5. Мерцалов на скамейке
  6. Веревка
  7. Странный старик
  8. Доктор
  9. Чудесная помощь
  10. Профессор Пирогов

Кратчайшее содержание рассказа «Чудесный доктор» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчики вернулись в сырой подвал с отказом.
  2. Больная мать качала люльку и укрывала больную девочку.
  3. Мерцалов в отчаянии пошел в сад и стал думать о самоубийстве
  4. Незнакомый старик выслушал его историю и повел домой.
  5. Он осмотрел девочку, выписал рецепт и дал денег на лечение.
  6. Все в семье пошло на лад, а профессора Пирогова они видели после этого лишь на похоронах.

Главная мысль рассказа «Чудесный доктор» Никогда нельзя отчаиваться, ведь чудеса случаются.Чему учит рассказ «Чудесный доктор» Рассказ учит никогда не терять надежду, не приходить в отчаяние, не думать о самоубийстве, как бы тяжело не приходилось. Учит верить в лучшее, в то что черная полоса закончится и все будет хорошо. Учит верить в чудеса, особенно в рождественскую ночь.Отзыв на рассказ «Чудесный доктор» Мне очень понравился этот трогательный и красивый рассказ, который просто невозможно читать без слез. Профессор Пирогов показал себя настоящим человеком, готовым всегда прийти на помощь другим людям, и не требующим за это благодарности. Он действовал по велению своего большого, доброго сердца и поэтому знавшим его казался настоящим ангелом.Пословицы к рассказу «Чудесный доктор» Кто скоро помог, тот дважды помог. Дорога помощь вовремя. Мир не без добрых людей. Надежда умирает последней. Не отведав горя, не познаешь и счастья.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Чудесный доктор» Два мальчика стояли перед витриной роскошного магазина и хохотали. Их насмешил вид поросенка, у которого изо рта торчала травка. А вообще на витрине было на что посмотреть двум голодным мальчуганам. Наконец старший из них, Гриша, позвал младшего Володю. Поручение, которое дала мальчикам мать закончилась плачевно и теперь они торопились вернуться домой — в подвал ветхого здания, стоявшего далеко от освещенных улиц и блистающих елок. Мальчики спустились в подвал и толкнули нужную дверь. Уже год семья Мерцаловых жила в этом подвале и мальчики успели привыкнуть к тяжелому запаху нищеты. Но сегодня контраст между блестящей жизнью и вонючим подземельем был столь разителен, что их сердца вздрогнули от недетского горя и отчаяния. В комнате на кровати лежала девочка семи лет, ее лицо горело, а дыхание было затрудненным. Недалеко в люльке орал грудной ребенок и мать успевала покачать люльку, поправляя подушку больное девочке. Она с надеждой обернулась к мальчикам. Но старший Гриша стал рассказывать как они безуспешно пытались вручить письмо суровому швейцару, слезно умоляя передать его барину. Как швейцар гнал их прочь, а потом заторопившись даже ударил Володю по затылку. Молча слушавший рассказ младший мальчик подтвердил слова брата. Мать замолчала, прислушиваясь к стонам Маши, потом предложила мальчикам поесть холодный суп, который нечем было разогреть. В этот момент вошел Мерцалов. Его руки покраснели от мороза, глаза ввалились. Он сразу понял, что произошло. В тот год несчастья посыпались на Мерцалова одно за другим. Сперва он заболел брюшным тифом и на лечение потратили все сбережения. Потом его место управляющего отдали другому. Стали продавать вещи, переехали в подвал, потом начали болеть дети. Одну девочку уже похоронили, и вот заболела вторая. Его жена, Елизавета Ивановна кормила грудью малыша и бегала на другой конец города стирать белье. В этот день Мерцалов обегал всех знакомых, чтобы найти денег хотя бы на лечение девочки. Жена тоже пыталась занять у своей барыни, а детей послали к бывшему барину Мерцалова. Но все тщетно. Мерцалов снова надвинул шляпу и стал собираться. Он сказал, что пойдет хотя бы просить милостыню, потому что сидением делу не поможешь. Он шел по пустым улицам бесцельно и добрел до городского сада. Мерцалов устал и потому зашел в сад и сел на скамейку. Все вокруг было величественно и спокойно и Мерцалову вдруг захотелось такого же спокойствия. Он нащупал в кармане веревку и подумал, что лучше погибнуть быстро, чем умирать медленно. Мерцалов встал, и вдруг услышал шаги. Он озлобленно обернулся. Приближался какой-то невысокий старик в меховом пальто. Подойдя ближе он попросил разрешения присесть на скамейку. Старик добродушно стал хвалить зиму и говорить, что купил подарочки знакомым ребятишкам. И тут Мерцалова прорвало. Срываясь на крик, он говорил о том, что его дети помирают с голода, а грудной младенец целый день ничего не ел, так как у жены пропало молоко. Старик не ушел, как думал Мерцалов, а попросил рассказать подробнее. Что-то было внушающее доверие в необыкновенном лице старика и Мерцалов торопливо принялся рассказывать. Вдруг старик вскочил и протянул ему руку. Он сказал, что счастье Мерцалова, что тот встретил доктора и надо спешить.Через десять минут они уже входили в подвал. Елизавета Ивановна неподвижно лежала, мальчики ели борщ и плакали. Доктор ласково обратился к Елизавете Ивановне и та послушно встала. Вскоре уже мальчики растапливали печку дровами, за которыми доктор послал к соседям и раздували самовар, Машутку обернули согревающим компрессом, а Мерцалов сбегал в магазин и купил на три рубля, данных доктором, горячей пищи и булок. Доктор что-то написал на бумажке и протянул ее Мерцалову. Он сказал Мерцалову идти в аптеку и купить лекарства, а завтра позвать доктора Афросимова, которого обещал предупредить. Потом доктор встал и торопливо вышел. Мерцалов бросился за ним, на бегу спрашивая имя доктора. Но тот только махнул рукой. Вернувшись Мерцалов нашел на столе несколько крупных ассигнаций, а в аптеке узнал и имя доктора — профессор Пирогов. Прошло много лет и Григорий Мерцалов, тот самый маленький Гриша, стал солидным работником банка и любил рассказывать, что с того времени на их семью словно ангел снизошел. Отец снова нашел работу, мать встала на ноги, братья пошли в гимназию. А чудесного доктора они видели после этого только раз, на его похоронах.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор»

Произведение Куприна “Волшебный доктор”, основанное на реальных событиях, похоже на добрую сказку. В рассказе “Чудесный доктор” герои попали в сложную жизненную ситуацию: отец семейства Мерцалов потерял работу, дети заболели, умерла младшая девочка. Вокруг кипит красивая сытая жизнь, а семья нищенствует. В преддверии праздника Рождества отчаяние достигает предела, Мерцалов думает о самоубийстве, не в силах выдерживать испытания, которые выпали на долю его семьи. Именно тогда главный герой встречает “ангела-хранителя”.

Характеристика героев «Чудесный доктор»

Главные герои

Емельян Мерцалов

Глава семьи, работавший управляющим в доме некого барина за 25 рублей в месяц. Потеряв работу из-за долгой болезни, вынужден скитаться по городу в поисках помощи, просить милостыню. В момент повествования находится на грани самоубийства, потерян, не видит смысла в дальнейшем существовании. Худой, с впавшими щеками и провалившимися глазами, он похож на мертвеца. Чтобы не видеть отчаяния своих близких, он готов в летнем пальто с посиневшими от холода руками бродить по городу, уже даже не надеясь на чудо.

Елизавета Ивановна Мерцалова

Супруга Мерцалова, женщина с грудным ребёнком, ухаживающая за больной дочкой. Ходит на другой конец города, чтобы стирать бельё за копейки. Несмотря смерть ребёнка и полную нищету, продолжает искать выход из ситуации: пишет письма, стучится во все двери, просит помощи. Постоянно плачет, находится на грани отчаяния. В произведении Куприн называет её Елизавета Ивановна, в отличие от отца семейства (его – просто Мерцалов). Сильная, волевая женщина, не теряющая надежду.

Володя и Гришка

Дети супругов, старшему около 10 лет. Накануне Рождества блуждают по городу, разнося письма матери. Дети заглядывают в витрины магазинов, с восторгом наблюдая за дорогой красивой жизнью. Они привыкли к нужде, к голоду. После появления “волшебного доктора” детей чудесным образом получилось устроить в казённую школу. В конце повествования автор упоминает, что узнал эту историю от Григория Емельяновича Мерцалова (именно тогда становится известно имя отца мальчиков), который был тем самым Гришкой. Григорий сделал карьеру и занимает хороший пост в банке.

Машутка

Маленькая дочь Мерцаловых, болеет: находится в жару, без сознания. Поправляется благодаря заботе доктора, его лечению и средствам, оставленным им для семьи вместе с рецептом на лекарство.

Профессор Пирогов, доктор

Его образ в произведении – образ доброго ангела. Встречает Мерцалова в городе, где покупает подарки для знакомых детишек. Он единственный, кто выслушал историю обнищавшей семьи и с радостью откликнулся помочь. В рассказе Куприна – это умный, серьёзный пожилой человек невысокого роста. У «чудесного» доктора ласковый приятный голос. Он не побрезговал нищенской обстановкой и отвратительными запахами подвала, где проживает семья. Его приход меняет всё: становится тепло, уютно, сытно, появляется надежда. Нужно отметить, что доктор одет в поношенный старомодный сюртук, это выдаёт в нем человека простого.

</tr></table>

Второстепенный персонажи

Швейцар барина

Прогоняет и обзывает детей, дав Володьке затрещину, чтобы они не беспокоили барина по пустякам. Не принимает письма от матери. Бессердечный, чёрствый человек.

Человек в енотовом пальто

На просьбу Мерцалова о помощи отвечает, что нужно идти работать.

</tr></table>

Главные герои “Чудесного доктора” – простые люди, в силу обстоятельств, попавшие в отчаянное положение. Имена персонажей играют роль характеристики в произведении. Описание быта и жизни семьи Мерцаловых в начале и в конце рассказа – резко контрастны, что создаёт эффект волшебного перевоплощения. Материалы статьи могут быть полезны для составления читательского дневника или написания творческих работ по произведению Куприна.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году было написано произведение А. И. Куприна «Чудесный доктор»?</h3>

    • <label>1897;</label>
    • <label>1898;</label>
    • <label>1987;</label>
    • <label>1988.</label>

(новая вкладка)Содержание:

Краткое содержание

В Киеве морозная погода, два мальчика — Мерцаловы Гриша и Володя, рассматривают витрину гастронома. Братья голодны, ведь на завтрак они ели лишь постные щи. Ребята тяжело вздыхают и возвращаются домой. Мать посылала сыновей в город, чтобы они попросили у барина денег, раньше у него служил их отец. К сожалению, швейцар прогнал ребят.

Семья нищенствует, уже долгое время она проживает в подвале старого покосившегося здания. Младшая дочка Маша болеет, бедная мать, Елизавета Ивановна, разрывается между страдающей девочкой и грудным ребёнком.

Этот год выдался необычайно тяжёлым для семьи Мерцаловых, им довелось пережить не одно несчастье. Вначале глава семейства заболел брюшным тифом. Пока он проходил лечение, его уволили. Семья осталась без средств к существованию. Начали болеть детки. Недавно похоронили младшую дочку. И вот, чтобы достать деньги на лекарство Маше, отец бегает по городу и просит людей о помощи, только никто не хочет ничего ему давать. Кто-то аргументировано отказывает, а кто-то попросту выгоняет.

Возвратившись домой, глава семейства узнаёт, что барин не стал помогать. Ему хочется «бежать куда попало, без оглядки». Он готов на всё, только бы не видеть «молчаливого отчаяния» близких. Мерцалов уходит из дома, он говорит семье, что ещё попробует раздобыть денег. Задумываясь о самоубийстве, отец присаживается на скамейку. Вдруг он замечает пожилого человека, идущего по аллее. Старик садится рядом с мужчиной и рассказывает ему, что купил знакомым ребятам подарки, по дороге к ним ему захотелось прогуляться по саду.

Отца бедной семьи вдруг охватывает злоба. Он размахивает руками и кричит, что его сыновья могут умереть от голода, пока старик кого-то балует подарочками. Незнакомец не сердится, он лишь просит рассказать всё более детально. В его лице есть нечто такое, что внушает доверие. Дослушав мужчину, он говорит, что является врачом, и просит показать ему девочку.

Оказавшись у Мерцаловых, доктор осматривает малышку, просит принести дрова и растопить печь. Он выписывает рецепт и удаляется. Отец спрашивает у врача, как его звать, однако тот не хочет представляться и просит «не выдумывать пустяков».

После ухода доктора семья находит деньги, оставленные им под блюдечком с рецептом. Когда Мерцалов покупает в аптеке лекарство, он узнаёт, что фамилия благодетеля — Пирогов, он замечает её на аптечном ярлыке.

Характеристика матери и отца

Отца зовут Емельян Мерцалов. Когда-то он служил у одного барина управляющим. За свою работу мужчина получал около 25 тысяч рублей в месяц. Из-за тяжёлой болезни он лишился заработка, и теперь ему нечем кормить семью. Приходится скитаться по городу в поисках куска хлеба.

Мужчина в отчаянии. Он задумывается о том, чтобы свести счёты с жизнью. Ему очень горестно видеть, как страдают его близкие, не имея возможности утолить голод, а он не в силах это изменить. Мужчина стремится почаще уходить из дома, чтобы только не видеть, как мучается его семья.

Мерцалов не видит ни малейшего смысла в своём существовании. На момент повествования он плохо выглядит.

Куприн приводит следующее описание внешности мужчины:

  • худой;
  • со впалыми глазами.

Его супруга, Елизавета Ивановна, на протяжении долгого времени ухаживает за больным ребёнком, который в итоге всё равно погибает. Женщина пытается выживать, у неё на руках младенец. Денег очень мало, средств постоянно не хватает. Елизавета Ивановна всё же не теряет надежды:

  • она стучит во все двери;
  • обращается в высшие инстанции.

Женщина всё время плачет. Как и её муж, она находится на грани отчаяния. Нужно отметить, что автор рассказа называет её по имени-отчеству, а отца — просто Мерцаловым.

Это означает, что писатель убежден, что женщина обладает большей силой. Она мужественно преодолевает несчастья и готова бороться до конца.

Володя, Гришка и Машутка

В семье Мерцаловых растут двое мальчишек, обоим по 10 лет. На Рождество они скитаются по городу и разносят людям открытки от матери, в которых она просит о помощи. Ребята бродят по улицам, наблюдая за счастливой жизнью богатых детей. Они тоже мечтают отмечать праздник, радоваться своему семейному счастью. После появления в их жизни чудесного доктора им удаётся устроиться в казённую школу.

Автор произведения отмечает, что эту историю он узнал от Григория Емельяновича, одного из сыновей. Тот рассказал, что, повзрослев, он и его брат нашли своё место в жизни. К примеру, Гриша построил карьеру и сейчас работает в банке.

Машутка — болеющая грудная дочь. Её никак не удаётся вылечить. Лишь с появлением врача ситуация стабилизируется.

Он выписывает рецепт на лекарство и рассказывает, что ещё может помочь бедной малышке.

Доктор Пирогов

Доктор Пирогов — настоящий профессионал своего дела. Это представитель общественной элиты, он воспитан в лучших манерах, хорошо выглядит. Однако, невзирая на своё знатное положение, профессор проявляет элементарные чувства сострадания. Он стал единственным человеком, пожелавшим узнать о горе Мерцалова и захотевшим помочь ему.

Он не только выполнил свои профессиональные обязанности, но ещё и проявил заботу об эмоциональном состоянии людей.

Для этого человека не важны материальные блага, он не побрезговал нищенской атмосферой дома. Для него все люди равны. Цель доктора — поддержать слабых и обездоленных. Писатель сравнивает его образ с добрым и хорошим ангелом.

Куприн убеждён, что именно такие люди способны согреть душу другим. Пирогов — доктор не только по профессии, но и по призванию. Нельзя кому-то помочь, если нет готовности отдать самое ценное и дорогое.

Анализ произведения

«Чудесный доктор» — рождественский рассказ. Главные герои давно уже забыли, что такое радость. Отец подумывает о самоубийстве, мать в отчаянии. Автор акцентирует внимание на контрасте между всеобщим ликованием и тяжестью на душе главных героев «Чудесного доктора» Куприна.

К счастью, происходит чудо, и судьба сводит главу семейства с добрым человеком, встреча с которым приводит к возрождению персонажей. «Чудесный доктор» содержит некоторые элементы фантастики.

Читатель узнаёт, что весь год семья переживала несчастья. Заболел и остался без работы отец, пришлось переехать в мрачный и холодный подвал. Один ребёнок умер, второй находился при смерти. Женщине приходилось ходить в мороз на другой конец города, чтобы постирать бельё и получить хоть какие-то деньги. Из-за тяжёлого физического труда у неё пропало молоко, и нечем было кормить младенца.

Писатель однозначно хотел донести до своего читателя важность человеколюбия и сочувствия. Когда Мерцалов совсем отчаялся, помощь пришла. С ним заговорил незнакомец, который впоследствии проникся историей мужчины и оказал его семье реальную помощь. С момента появления чудесного доктора в семью вернулось счастье.

Тема рождественского чуда неотъемлемо связана с образом ключевого персонажа — человека, который тут же бросился помогать людям, с которыми он даже не был знаком. Основными характеристиками доктора являются:

  • душевная чуткость;
  • неравнодушие;
  • бескорыстие.

Когда доктор услышал рассказ Мерцалова, сразу же смекнул, что перед ним находится сломленный жизненными невзгодами человек, готовый решиться на отчаянный шаг. Врач сумел уберечь его от самоубийства, которое бы не только не помогло, но принесло бы семье ещё больше несчастья. Этот человек появляется в семье в канун Рождества и воспринимается, как истинное чудо. В его образе воплощены идеи любви к людям, именно они находятся в основе всей рождественской философии.

Если необходимо написать сочинение или подготовить пересказ «Чудесного доктора», а времени в обрез, можно ознакомиться с укороченной версией рассказа. Конечно, в идеале всё же лучше читать оригинал, это позволит глубже понять произведение.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Используемые источники:

  • https://rosuchebnik.ru/material/chudesnyy-doktor-klyuchevye-mysli-obrazy-i-geroi-rasskaza-a-i-kuprina/
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/12/blog-post8.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/chudesnyy-doktor/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-geroev-chudesnyy-doktor.html

  • Профилакторий лесная сказка первоуральск
  • Профессия психолог сочинение кратко
  • Профессия скульптора рассказ о профессии для детей
  • Проффи или профи как пишется
  • Профессия кота василия в сказке кошкин дом