Слайд 1
Творческий проект « По сказкам Чуковского» Подготовила: Полянских В. М. 2018г
Слайд 2
Творческий проект « По сказкам Чуковского» Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, продуктивная,изобразительная , театрализованная, музыкальная, игровая) Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: долгосрочный Участники проекта: дети, родители, педагоги Цель: создание условий для совместной проектной деятельности детей, педагогов и родителей по ознакомлению с творчеством К.И.Чуковского . Задачи: глубже познакомить детей с произведениями К.И.Чуковского . мотивировать детей и родителей на развитие традиции семейного чтения, а так же на выполнение творческих работ по прочитанному материалу. создать условия в группах для поддержания интереса детей к творчеству К. И.Чуковского (оборудование книжного уголка, театральной зоны с костюмами героев сказок К.Чуковского и др.) — организовать совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
Слайд 3
Этапы работы: I этап: Целеполагание. Спланировать работу таким образом, чтобы вызвать интерес к произведениям классиков отечественной детской литературы, а так же к теме проекта у всех участников педагогического процесса через следующие формы работы: обсуждение проекта с воспитателями, специалистами и родителями, составление плана-схемы проекта. II этап: Подбор информации, литературы, дополнительного материала, создание ПРС. III этап: Работа по плану с детьми, родителями, педагогами. IV этап: Презентация проекта.
Слайд 4
Реализация проекта в разных видах деятельности: 1.Познавательно-речевая свободная деятельность: Чтение сказок К.И.Чуковского : « Тараканище », « Бармалей », «Краденое солнце», «Лимпопо», «Крокодил», « Муркина книга», «Муха – Цокотуха ». Чтение стихов: «Бутерброд», «Черепаха», «Чудо-дерево», «Туфелька», «Путаница», « Закалялка », « Бебека », «Храбрецы», «Обжора», «Радость», «Слониха читает», «Поросенок», « Федотка », «Песня о бедных сапожках», «Муха в бане», «Приключения Бибигона ». Выучить с детьми наизусть: отрывки из сказок, стихи, роли героев из музыкальной сказки «Муха – Цокотуха ». 2. Непосредственно – образовательная деятельность: • По художественной литературе «В Гостях у дедушки Корнея»; • Литературный вечер по творчеству К.И. Чуковского «Чудо – книга»; • Создание книги «Чудо-книга»; • Рисование персонажей из произведений Чуковского.
Слайд 5
3. Беседы по содержанию знакомых произведений. 4. Экскурсии в детскую библиотеку: • «Знакомство с творчеством К.Чуковского » 5. Творческое сочинительство : «Невероятные приключения знакомых героев»; 6. Открытое мероприятие: • Литературный вечер по творчеству К.И. Чуковского «Чудо – книга»; 7. Музыкально-театрализованная и досуговая деятельность • Игры-драматизации по сказкам «Телефон», «Муха-цокотуха», «Телефон»; • Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит», « Бармалей », « Федорино горе» и др..
Слайд 6
Пути реализации проекта • Пополнение содержания книжного уголка сказками К.И.Чуковского . • Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов. • Участие в конкурсах рисунков, поделок, стихов. • Организация выставок творческих работ. • Слушание музыкальной сказки композитора М.Красева «Муха — Цокотуха» • Разучивание ролей всех героев. Содержание работы с детьми: • Беседы о жизни и творчестве К.И.Чуковского • Слушание различных сказок К.И.Чуковского . • Разучивание стихов, отрывков из сказок К.И.Чуковского . • Пересказ прочитанных сказок, их инсценировка. • Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам К.И.Чуковского . • Просмотр мультфильмов. • Игровая деятельность. • Продуктивные виды деятельности: работа с природным материалом, рисунок различной техники исполнения и т.д.
Слайд 7
Участие родителей в проекте • Знакомство с проектом. • Чтение сказок с детьми дома. • Помощь в пополнении книжного уголка произведениями К.И.Чуковского . • Наглядная информация для родителей (стенды, выставки и т.д.) • Совместная деятельность родителей и детей в изготовлении поделок, рисовании иллюстраций к сказкам. • Создание «Чудо-книги».
Слайд 8
Игры-драматизации по сказкам
Слайд 9
и: Работа с детьми: просмотр иллюстраций, игра «Путаница», рисование раскрасок.
Слайд 10
Литературный вечер по творчеству К.И. Чуковского «Чудо – книга» 28.11.2018г.
Слайд 11
В процессе осуществления работы достигли следующих результатов: — У дошкольников развивается устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в игре по сюжету произведения. — Воспитанники умеют импровизировать образы героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию). — Дети выразительно исполняют ролевые действия, реплики, песни. — У дошкольников развиваются творческие способности в различных видах деятельности (изобразительной, художественной, речевой, музыкальной и игровой). — В группе пополнена предметно–развивающая среда декорациями, атрибутами к спектаклю, видами театра, персонажами кукольного театра- Дети становятся дружнее, сплочение, . зарождается чувство партнерства, взаимовыручки. Дошкольники овладевают навыками публичных выступлений. Цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». К.И.Чуковский
Подготовительный этап: беседа «Какие сказки я знаю»; опрос детей «По страницам сказок»; анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей»; организация и проведение занятий по лепке «Мой любимый сказочный герой»; организация и проведение занятий по рисованию по теме «Любимая сказка».
Наименование проекта | «В гостях у сказки» |
Адресация проекта | Воспитанникам, родителям и всем педагогам детского сада |
Участники проекта | Воспитатели, родители и воспитанники старшей группы |
Цель проекта | Развивать у детей старшего дошкольного возраста интерес к художественной литературе, речевые умения |
Задачи проекта | Задачи для воспитанников: — Сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний; — Воспитывать интерес к книге и бережное отношение к ним; — Вызывать положительные эмоции при чтении книг |
Задачи для родителей: — Вовлечь родителей в образовательный процесс; —Привлечь родителей к чтению дома и совместной продуктивной деятельности. | |
Задачи для педагогов: — повысить интерес воспитанников к чтению и художественной литературе; — повысить уровень развития речи детей; — возродить чтения в кругу семьи. | |
Сроки реализации | краткосрочный (1 неделя) |
Вид проекта | информационно-познавательный, творческий |
Продукт проекта | -Выставка «Книжный калейдоскоп»; -Выставка детских работ; -Посещение библиотеки. |
Особенности проекта | Будет полезен и интересен всем участникам образовательного проекта |
Итоги проекта | — изучая историю появления книги, дети заинтересуются ее содержанием; — повысится интерес к чтению и художественной литературе; — повысится уровень развития речи детей; — проект будет способствовать возрождению чтения в кругу семьи. |
Основной этап:
Деятельность детей | Деятельность родителей | Деятельность педагогов |
Дети участвуют в беседах, отвечают на поставленные вопросы; Отражают в своих работах полученные ранее впечатления; Дети с удовольствием слушают художественные произведения; Дети пересказывают сказки; Дети помогают в оформлении выставки; Дети посещают библиотеку. | Создают предметно-развивающую среду – «Книжный уголок»; Рисуют вместе с детьми рисунки на тему «Мы рисуем книгу», проходят анкетирование «Роль сказки в воспитании детей» | Собирает и обрабатывает собранную информацию, проводит беседу «Какие сказки я знаю», организует рассматривание иллюстраций к сказкам, организует и проводит занятия по лепке и рисованию по данной теме, оформляет выставку детских работ, оформляет выставку «Книжный калейдоскоп», организует экскурсию в библиотеку. |
Заключительный этап
-выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;
-повторный опрос детей и анкетирование родителей;
-выставка книг «Книжный калейдоскоп»
-экскурсия в библиотеку;
-анализ полученных результатов.
В реализации проектной деятельности:
1. По результатам диагностики было видны знания детей различных сказок.
2. У воспитанников сформировалось понимание того, что книга источник знаний.
3. У воспитанников появился интерес к книге и сформировались навыки бережного отношение к ним;
4. На протяжении реализации проекта «В гостях у сказки» у детей развивалась связная речь.
5. На протяжении проекта у детей формировалась познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта
Подготовительный этап: беседа «Какие сказки я знаю»; опрос детей «По страницам сказок»; анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей»; организация и проведение занятий по лепке «Мой любимый сказочный герой»; организация и проведение занятий по рисованию по теме «Любимая сказка».
Наименование проекта | «В гостях у сказки» |
Адресация проекта | Воспитанникам, родителям и всем педагогам детского сада |
Участники проекта | Воспитатели, родители и воспитанники старшей группы |
Цель проекта | Развивать у детей старшего дошкольного возраста интерес к художественной литературе, речевые умения |
Задачи проекта | Задачи для воспитанников: — Сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний; — Воспитывать интерес к книге и бережное отношение к ним; — Вызывать положительные эмоции при чтении книг |
Задачи для родителей: — Вовлечь родителей в образовательный процесс; —Привлечь родителей к чтению дома и совместной продуктивной деятельности. | |
Задачи для педагогов: — повысить интерес воспитанников к чтению и художественной литературе; — повысить уровень развития речи детей; — возродить чтения в кругу семьи. | |
Сроки реализации | краткосрочный (1 неделя) |
Вид проекта | информационно-познавательный, творческий |
Продукт проекта | -Выставка «Книжный калейдоскоп»; -Выставка детских работ; -Посещение библиотеки. |
Особенности проекта | Будет полезен и интересен всем участникам образовательного проекта |
Итоги проекта | — изучая историю появления книги, дети заинтересуются ее содержанием; — повысится интерес к чтению и художественной литературе; — повысится уровень развития речи детей; — проект будет способствовать возрождению чтения в кругу семьи. |
Основной этап:
Деятельность детей | Деятельность родителей | Деятельность педагогов |
Дети участвуют в беседах, отвечают на поставленные вопросы; Отражают в своих работах полученные ранее впечатления; Дети с удовольствием слушают художественные произведения; Дети пересказывают сказки; Дети помогают в оформлении выставки; Дети посещают библиотеку. | Создают предметно-развивающую среду – «Книжный уголок»; Рисуют вместе с детьми рисунки на тему «Мы рисуем книгу», проходят анкетирование «Роль сказки в воспитании детей» | Собирает и обрабатывает собранную информацию, проводит беседу «Какие сказки я знаю», организует рассматривание иллюстраций к сказкам, организует и проводит занятия по лепке и рисованию по данной теме, оформляет выставку детских работ, оформляет выставку «Книжный калейдоскоп», организует экскурсию в библиотеку. |
Заключительный этап
-выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;
-повторный опрос детей и анкетирование родителей;
-выставка книг «Книжный калейдоскоп»
-экскурсия в библиотеку;
-анализ полученных результатов.
В реализации проектной деятельности:
1. По результатам диагностики было видны знания детей различных сказок.
2. У воспитанников сформировалось понимание того, что книга источник знаний.
3. У воспитанников появился интерес к книге и сформировались навыки бережного отношение к ним;
4. На протяжении реализации проекта «В гостях у сказки» у детей развивалась связная речь.
5. На протяжении проекта у детей формировалась познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость.
- Мне нравится
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).
Участники: дети, воспитатели, родители.
Актуальность темы
Сказки для детей раннего возраста просты, носят цикличный характер: повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову, вовлекая в активную речевую работу. Сказка является помощником не только в развитии речи у детей раннего возраста, но и в развитии разнообразных сенсорных эталонов.
Также сказка нужна для того, чтобы в иносказательной форме показать процесс становления ребёнка от маленького, бессильного и неумелого до большого, сильного, и умелого. Для этого герой проходит ряд испытаний, из которых каждый раз выходит победителем: то есть растёт, взрослеет, становится умнее.
Цель проекта: расширение представления детей о русских народных сказках (на примере сказки «Колобок») развитие воображения, мышления, звукоподражания; привлечение родителей воспитанников к совместной деятельности по реализации проекта.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с народным творчеством на примере сказки «Колобок»
- Побуждать детей к звукоподражанию, проговариванию слов
- Побуждать детей отвечать на вопросы
- Обогащать сенсорный опыт детей (осязание)
- Формировать умение узнавать в игрушках, на картинках персонажей сказки и называть их.
Развивающие:
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей и мелкую моторику рук;
- Пополнять и обогащать словарный запас детей:
- существительными: колобок, заяц, волк, медведь, лиса, мордочка;
- прилагательными: жёлтый, румяный, круглый;
- глаголами: постудить, покатился.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие: стимулировать любознательность. Продолжать работу по обогащению сенсорного опыта детей.
- Речевое развитие: пополнять и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
- Художественно-эстетическое развитие: развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности. Приучать детей к слушанию народных сказок, сопровождая их чтение показом различного вида театра.
- Физическое развитие: сохранять, укреплять здоровье детей; предупреждать утомление.
Предполагаемый результат:
- Дети проявляют интерес в рассматривании картин и иллюстраций к сказке «Колобок».
- Речь детей активизируется, они отвечают на вопросы воспитателя.
- Обогащается сенсорный опыт детей.
- Дети следят за развитием действия в драматизации сказки.
- Родители принимают участие в изготовлении поделок по сказке.
Этапы работы над проектом
I ЭТАП — Подготовительный
Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.
- Дидактические игры:
- «Катится Колобок или нет?» на сравнение куба и шара, что покатится, а что нет?;
- «Собери героев сказки» (пазлы) на развитие мелкой моторики рук;
- «Найди такую же картинку» на развитие внимания
- «Провести колобка по тропинке»: на развитие внимания, мелкой моторики;
- Наглядно-дидактические пособия:
- Картинки и иллюстрации к сказке
- Макет по сказке «Колобок»
- Тактильная книга «Колобок»
- Подборка различных видов театра: настольный, перчаточный, на фланелеграфе, магнитный
- Подборка пальчиковой гимнастики
3. Разработка ОД по развитию речи.
II ЭТАП — Основной
Деятельность с детьми:
- Чтение русской народной сказки «Колобок»;
- Рассматривание картин, иллюстраций к сказке;
- Драматизация сказки «Колобок»;
- Разучивание пальчиковой гимнастики;
- Проведение дидактических игр;
- П/и «Пройти по дорожке колобка»: упражнять в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость;
- П/и «Догони Колобка»: упражнять детей в беге в разных направлениях, не задевая друг друга;
- Развитие движений «Колобок»: учить детей становиться в круг, расширять и сужать его;
- Развитие движений: учить детей имитировать движения сказочных героев;
- Дыхательные упражнения «Чей колобок дальше катиться?» — укреплять круговые мышцы рта, тренировать навыки правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах;
- Проведение артикуляционная гимнастики«Варенье»: выработка подъема языка вверх; подвижности кончика языка;
- Игровая ситуация «Построим дом для колобка»;
- Проведение НОД «Колобок» по речевому развитию;
- Оформление выставки детских работ.
Взаимодействие с родителями:
- Выставка творческих работ «Такой разный Колобок»;
- Консультации:
- «Прививаем детям любовь к сказкам»;
- «Почему важно перечитывать ребенку одну и ту же книгу. Снова и снова».
III ЭТАП — Заключительный
Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей.
Публикация материала на сайте ДОУ, на образовательном портале «Продлёнка».
Презентация проекта
Результаты проекта:
В ходе реализации проекта дети познакомились с русской народной сказкой «Колобок», рассмотрели иллюстрации и картинки по теме. Был пополнен и активизирован словарный запас, разучены новые дидактические и подвижные игры, пальчиковая гимнастика.
Дети посмотрели драматизацию сказки в различном исполнении. Проведены занятия по различным видам деятельности, а также с использованием нетрадиционной техники — аппликация «рваной бумагой».
Совместно с родителями была создана выставка «Такой разный Колобок», тактильная книга «Колобок» и сделан макет по сказке.
Я считаю, что реализация проекта прошла успешно.
Презентация проекта:
- Выставка работ по теме «Наш веселый Колобок» (дети);
- «Такой разный Колобок» (родители).
Приложения:
- Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили».
- Конспект НОД «Колобок» по речевому развитию.
- Подборка фотографий продуктивной деятельности.
Список литературы
- Русская народная сказка «Колобок»;
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336;
- Карпухина Н.А.Конспекты занятий в ясельной группе;
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. — М.: Карапуз. — 2010;
- Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. — М: ООО Издательство «Дом. ХХ век». — 2008. — 249с.;
- Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей. — М.: Сфера, 2017. — 869 c.
Просмотр экранизаций, настольные игры и другие приемы, которые сотрудники столичных библиотек используют на работе и дома, — в материале mos.ru.
Накануне, 2 апреля, в день рождения Ганса Христиана Андерсена, отметили Международный день детской книги. Специалисты в области книгоиздательства проводят к празднику разного рода просветительские мероприятия, привлекают внимание к детской литературе и рассказывают о том, как важно читать с самого раннего возраста. Но что делать, если ребенок предпочитает книгам гаджеты? И как быть, если он читает через силу и без удовольствия? В этих вопросах помогают разобраться люди, которые задаются ими каждый день и точно знают, как заинтересовать чтением ребенка любого возраста.
Надежда Краснова: «Все просто, если нет принуждения»
Библиотекарь 1-й категории библиотеки № 111
За годы работы в библиотеке я поняла одно: нужно давать ребенку самому выбирать книги, даже если его выбор вам кажется не очень интересным. Если ему хочется читать, например, фантастику, не настаивайте на классике. Ведь без удовольствия не будет и любви.
Еще один важный совет родителям: никогда не наказывайте ребенка чтением. Да, бывает и такое. В этом случае процесс будет ассоциироваться с негативными эмоциями, и ребенок вряд ли когда-нибудь возьмет в руки книгу по доброй воле.
Один из лучших способов привить любовь к чтению — это игра. Однажды в библиотеке мы придумали серию сказочно-литературных квестов для младших школьников. Разделили помещение на несколько локаций, которые украсили в стилистике разных сказок. Кота Ученого, Русалку, Кикимору, Бабу-ягу и других сказочных персонажей играли наши сотрудники и волонтеры. Ребята получили волшебную карту с изображением мест, куда им нужно было отправиться. На каждой локации их ждали задания, направленные на развитие логики, памяти, творческого мышления и, конечно, знакомство с книжными новинками. Наши квесты посетили более двухсот человек.
А еще мы любим книги на иностранных языках, поэтому решили организовать серию онлайн-мастер-классов по изучению английского. Главными героями стали юные читатели, которые отлично вжились в роль блогеров. Еще мы читаем сказки и стихотворения на английском и немецком языках. Некоторые ребята говорят, что теперь слушают их перед сном. Все просто, если нет принуждения.
Наталья Ключникова: «Подавать детям собственный пример»
Заведующая библиотекой № 138
Проверено: усилить интерес ребенка к книгам поможет чтение по ролям. Это раскроет творческий потенциал и сблизит его с родителями. А еще можно вместе создавать иллюстрации к только что прочитанной книжке.
Конечно, рекомендую записаться в библиотеку — там ребенок не только сможет выбирать что-то по душе, но и общаться с другими читателями, посещать интересные встречи. Например, в нашей библиотеке вот уже восемь лет работает клуб выходного дня «Нескучная суббота». Каждую субботу в 15:00 начинаются тематические игровые и познавательные программы, в которых дети могут принять участие вместе с родителями. Для встреч клуба мы всегда оформляем специальную книжную выставку — и, как правило, к концу праздника ребята разбирают почитать все «экспонаты».
Вообще, конечно, лучше всего работает собственный пример — дети ведь всегда подражают взрослым, играют в дом, в работу. Они будут играть и в читателей, если видят дома книги и читающих родителей. Кстати, в нашей библиотеке есть даже читательские династии — большие семьи, которые регулярно приходят к нам за книгами вместе.
Ольга Хлыстова: «Рекомендую купить диафильмы и диапроектор»
Заведующая библиотекой № 266
Каждому возрасту — свой подход. Я говорю это не только как библиотекарь, но и как мама двоих детей. В идеале нужно приучать ребенка к книгам буквально с рождения, тут на помощь придут прибаутки и потешки. Ребенок растет — приступайте к сказкам, только маленьким, большие тексты поначалу пугают детей. Советую обыгрывать персонажей — не столько читать, сколько рассказывать.
Когда мой сын не хотел читать, я предлагала ему посидеть за книжкой вместе. Он соглашался, а потом я останавливалась на самом интересном месте и говорила: «Слушай, мне нужно срочно отлучиться, подожди пять минут, и продолжим». Сыну было интересно, что же там произойдет дальше, и он с нетерпением ждал моего возвращения. Сейчас с удовольствием читает сам.
Еще я часто рекомендую родителям купить диафильмы и диапроектор. Когда я начала показывать диафильмы в библиотеке, все говорили: «Да ну, наших детей этим не удивишь, они это смотреть не будут». Ничего подобного! Диафильмы пользуются огромной популярностью — дети даже спорят, кто будет читать текст вслух.
Еще мы устраиваем теневые театры: вместе все готовим, вырезаем, а потом проигрываем по ролям. Детям очень нравится.
Ольга Зайцева: «Организовать семейный просмотр экранизации книги»
Библиотекарь 1-й категории библиотеки № 258
В нашей библиотеке действует специальный проект по приучению детей к чтению «Пластилиновая ворона». Сначала мы изучаем произведение, обсуждаем героев — и главных, и второстепенных. А потом занимаемся поделками — рисуем, лепим, делаем аппликации. Это очень увлекает.
В феврале — марте мы устраивали интересную акцию, которая сразу полюбилась нашим читателям. Мы заворачивали книги в красивые обертки, чтобы не было видно обложку, и предлагали не выбирать, а взять вслепую. Брали с удовольствием. Книги мы подбирали специально: там было больше современных произведений, новинок, потому что классику ребята читают и в школе.
У нас есть подборка тематических настольных игр, самые обычные ходилки-бродилки по мотивам приключений героев известных сказок — Винни Пуха, кота Леопольда, Золушки и других. Такая игра дает повод познакомиться с книгой, прочесть ее. Очень советую родителям взять этот способ на заметку — он незатратный и очень веселый.
Еще вариант приучить ребенка к чтению — организовать семейный просмотр экранизации хорошей книги. В ходе дальнейшего обсуждения фильма можно предложить ребенку познакомиться с первоисточником.
Марина Соломонова: «Пусть заинтересуется сам»
Заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара
Для маленького ребенка важен процесс не столько чтения, сколько обсуждения. После того как вы перевернули последнюю страницу, спросите у него: «Что ты понял из книжки? А можешь пересказать, что тебе понравилось больше всего?» Так вы узнаете, произошел ли у ребенка контакт с произведением.
Для детей постарше надо найти историю, которая их заинтересует. Пусть ребенок читает по чуть-чуть, не принуждайте и не торопите его. Ходите вместе в книжные магазины или библиотеки, говорите ему: «Давай я выберу одну книгу, и ты одну, и мы вместе обсудим». Пусть будет разнообразие — не только, допустим, классика, но и фэнтези, и детективы.
С подростками сложнее. Они перегружены информацией: школьная программа, экзамены, те же соцсети. Просто пусть в вашем доме везде будут разные книги. И ни в коем случае не говорите ребенку, чтобы он взял одну из них почитать, — пусть заинтересуется сам. Не навязывайте.
Для каждого возраста важно жанровое разнообразие и включение в круг чтения произведений разных времен. Как куратор каталога «Сто лучших книг для детей и подростков» я стараюсь отслеживать новые произведения, тренды. Не хочется забивать каталог похожими произведениями.
Анна Тучкова: «Обязательно прислушивайтесь к ребенку»
Библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68
Самая распространенная ошибка — родители приходят в библиотеку и просят: «Порекомендуйте что-нибудь для мальчика!» Или: «А что выбрать для девочки?» Это неправильно, потому что книги пола не имеют.
Обязательно прислушивайтесь к ребенку, учитывайте, что ему интересно. Если он любит приключения, то выбирайте приключенческие сюжеты, если любит про волшебство — не отказывайте в этом.
Еще совет: перед тем как дать ребенку книжку, вы можете вкратце рассказать своими словами, о чем она. Метод простой, но очень действенный.
Они позволят создать инновационные формы совместной работы учащихся и педагогов на базе школьных музеев и библиотек.
Московский центр «Патриот. Спорт» приглашает школьников и педагогов принять участие в фестивале «Духовные скрепы Отечества» и конкурсе «Школьный музей: новые возможности». Они продлятся в течение всего учебного года. Участники смогут по-новому взглянуть на школьные музеи и библиотеки, использовать эти пространства как площадки для самовыражения и реализовать собственные инициативы по их развитию.
«Наши новые проекты направлены на поиск инновационных форм использования школьных музеев и библиотек для совместной работы детей и педагогов. Музеи и библиотеки любого масштаба — это источник знаний по истории и культуре. Их нужно активно развивать и интегрировать в образовательный процесс и внеурочную деятельность. Важна и воспитательная составляющая: соприкасаясь с музейными экспонатами и художественными произведениями, в атмосфере музея или читального зала прошлое становится для ребят ближе и понятнее. Все это сделает обучение более интересным и наглядным, а учителям предоставит возможности для внедрения новых методик и технологий», — отметил директор Московского центра «Патриот. Спорт» Марат Кучушев.
Литературные путешествия и «гагаринские уроки»
Фестиваль «Духовные скрепы Отечества» продлится до мая 2022 года. Присоединиться к нему могут школьники 2-11-х классов. В рамках первого этапа, который называется «Россию мы Отечеством зовем», участников ждут «Библиомарафон» по отечественной истории, литературно-музыкальный баттл «Мы вместе!», посвященный Дню народного единства, игровая программа «Мир сказок», литературное путешествие по романам Ф.М. Достоевского, мастер-класс по созданию музейных экспонатов и интеллектуальная игра «Быть Ломоносовым хочу!», приуроченная к 310-летию со дня рождения ученого.
Второй этап фестиваля под названием «О Родине, о доблести, о славе» пройдет с декабря по январь. Школьники смогут принять участие в онлайн-викторине, посвященной 125-летию военачальников Георгия Жукова и Константина Рокоссовского, присоединиться к проекту «Идем дорогою добра» в честь Международного дня добровольца, поучаствовать в литературном марафоне к 200-летию со дня рождения Николая Некрасова и патриотических акциях «День героев Отечества», а также посетить музейные уроки, посвященные 80-летию Московской битвы, и онлайн-выставку «Ушли в 41-м, чтобы был 45-й».
Мероприятия третьего этапа, «Есть такая профессия — Родину защищать!», продлятся с февраля по март 2022 года. Участников ждут добровольческие акции, исследовательский проект «Защитники» и музейные уроки «Хранители Отечества». Кроме того, в марте в школах пройдут информационные классные часы, посвященные Дню воссоединения Крыма с Россией.
Финальный этап «Через все прошли и победили» состоится в апреле — мае 2022 года и включит в себя «гагаринские уроки» «Космос — это мы», онлайн-проект «Живая память», посвященный Дню Победы, акцию «Бессмертный полк» и квест «Гордо реет флаг России». Кроме того, участники увидят серию флэшбук-презентаций, в которых известные люди расскажут о своих любимых книгах, посвященных истории нашей страны.
В конце каждого этапа для педагогов состоятся семинары и сессии для обмена опытом и лучшими практиками. По итогам фестиваля самые активные школы-участницы получат призы от Московского центра «Патриот. Спорт».
Чтобы принять участие в фестивале, представителям образовательных организаций нужно пройти регистрацию. Подробнее о мероприятии можно узнать из положения.
Школьный музей как проектный офис
Городской конкурс «Школьный музей: новые возможности» продлится до 30 апреля 2022 года и будет состоять из четырех этапов. Первый этап «Учебный день в школьном музее» будет идти до 15 ноября. Командам учащихся и педагогов нужно снять видео о возможностях школьных музеев как площадок для проектных офисов. Ролики должны демонстрировать, каким образом пространства и коллекции музеев можно использовать для решения образовательных задач.
Второй этап, «Музейный квест», пройдет с 16 ноября по 31 декабря 2021 года. Команды должны будут рассказать, как интерактивные технологии помогают в воспитательной работе, которая ведется на базе школьных музеев.
Третий этап продлится с 1 января по 15 февраля и будет называться «Бал экспонатов». Участникам предложат создать тематические выставки, объединяющие экспонаты из школьных музеев и библиотечных фондов. Презентовать экспозицию можно будет в формате 3D-тура или видеосюжета.
Четвертый этап под названием «Выходные в школьном музее» пройдет с 16 февраля по 31 марта. Для него командам нужно будет снять видеосюжеты о том, как школьники, родители и педагоги совместно организуют музейные мероприятия выходного дня.
Зарегистрироваться на конкурс можно на сайте Московского центра «Патриот. Спорт». Команды могут участвовать в любом количестве этапов. Лауреатов и призеров определят по каждому этапу в отдельности и результатам участия в конкурсе в целом. Подробная информация содержится в положении.
Московский центр «Патриот. Спорт» реализует в школах и колледжах столицы разнообразные инициативы в сфере музейной педагогики. Среди них онлайн-проект «Артефакты школьных музеев Москвы», посвященный самым интересным экспонатам и их историям, квест «Подвиг народа», разработанный совместно с Музеем Победы, и другие.