Проект тема народные сказки 3 класса по литературе кац

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 82-83размышляем о прочитанном.1. вы прочитали сказку жуковского спящая царевна.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

Учреждение: 

МБОУ Ленинская средняя школа

Ученический творческий проект «Русские народные сказки» является образцом детского проекта на тему «Русские народные сказки» и содержит в себе описание цели, задач, объекта и предмета творческой работы по литературному чтению (литературе), а также определение и анализ русских народных сказок.

Подробнее о проекте:

Учебная исследовательская работа на тему «Русские народные сказки» содержит справочную информацию об истории возникновения и принципах создания русской народной сказки, в работе выделяются основные виды сказок. дается их определение. Ознакомившись с материалами этого проекта, вы сможете лучше понять структуру и характер сказок, научитесь их классифицировать.

Индивидуальный проект «Русские народные сказки» могут подготовить учащиеся 1, 2, 3, 4 класса начальной школы в рамках предмета литературное чтение и ученики 5 класса школы в рамках предмета литература. В процессе работы над проектом о русских народных сказках дети могут реализовать свои творческие способности — придумать свою сказку, создать рисунок или поделку по мотивам народной сказки, подготовить театрализованное выступление.

Работу над творческим проектом на тему «Русские народные сказки» также можно организовать для воспитанников детского сада с участием воспитателя и родителей.

Оглавление

Введение
1. История русской народной сказки.
2. Виды русских народных сказок.
2.1. Русские народные волшебные сказки
2.2. Русские народные бытовые сказки.
2.3. Русские народные сказки о животных.
Заключение
Литература
Приложение 1. Сказки учеников 3 класса.
Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам.

Введение

Вы знаете, что такое сказка? Нам казалось, что ответ на этот вопрос может дать любой человек: и взрослый, и ребенок. Приступив к работе над проектом, мы и не подозревали, что сказка играет огромную роль в жизни каждого отдельно взятого человека и народа в целом.

Народные сказки передаются от дедов внукам и правнукам. И каждое поколение вносит в них что-то своё, присущее своему времени. Но неизменным остаётся противостояние добра и зла, светлых и тёмных сил. Причём во всех сказках зло всегда имеет много средств, с помощью которого оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут победить зло или перевоспитать злодеев сказки.

Актуальность работы: сказка помогает ребенку в выборе нравственных ориентиров.

Цель: выяснить, что такое сказка и какие виды сказок бывают, познакомиться с русскими народными сказками.

Задачи:

  1. Дать определение сказки.
  2. Установить виды народных сказок.
  3. Дать определение понятий русской народной сказки как жанра устного народного творчества;
  4. Проследить историю возникновения сказок и их типологию.
  5. Сочинить свою сказку.

Методы:

  • Знакомство с литературой;
  • Чтение и изучение русских народных сказок;
  • Анализ сказок;
  • Просмотр мультфильмов и сказок;
  • Рисование героев сказок.

Практическая значимость: расширение представлений младших школьников о сказках, развитие творческих способностей у детей.

История русской народной сказки

Сказка — это особый литературный жанр. Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.

Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как клад полезных и поучительных знаний.

Итак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Действующие лица такой истории — вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает

Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних- главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.

В других — главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана -дурака, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки.

И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу

благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.

Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.

Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу.

Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.

Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.

Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка» умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.

Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.

Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:

  1. Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.
  2. Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.
  3. Сказки могут передаваться и через книгу.

Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.

Виды русских народных сказок

Виды сказок подразделяются: на сказки о животных, волшебные и бытовые. Дадим определение каждому виду.

Русские народные волшебные сказки

Мечты об иной, светлой жизни, в которой люди оказываются победителями в жизненной борьбе, воплотились в волшебных сказках. Волшебные сказки богаты вымыслом, яркими образами. В них показаны чудесные события, действуют фантастические персонажи.

Одним из таких персонажей является Жалмауыз – кемпир. Это страшная старуха, напоминающая Бабу -Ягу.

В русских народных сказках мы встречаем волшебные предметы: сапоги- скороходы, скатерть – самобранку и т.д.

Положительные герои в волшебных сказках проходят через все препятствия, побеждают злых духов, достигают благородной цели. Они часто действуют не только на земле, но и в подземном и в подводном царствах, встречаются со страшными чудовищами и побеждают их. На этом пути героям помогают замечательные люди, наделённые необыкновенными способностями животные и сказочные птицы.

Русские народные бытовые сказки

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

Русские народные сказки о животных

Их очень много. Герои этих сказок — домашние животные, звери и птицы, которым приписываются человеческие черты.

Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором.

Главными персонажами народных сказок являются волк или лиса, олицетворяющие собой зло, а добрые качества присущи зайцу, петуху, коту, барану, ягнятам, или курице.

Овца — символизирует безобидность, спокойствие, волк – глупость, бык в сказках труженик; лиса – хитрая, притворщица; тигр – жестокосердный тиран.

Весь сюжет сказок построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лиса очень коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в сказках. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации.

Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лиса сполна получают по заслугам за свои деяния. Сказки о животных поучительны, познавательны.

Заключение

Сказки – самые древние творения человеческого духа. Она один из популярных и любимых жанров в устном народном творчестве.

Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки.

Сколько же сказок уже услышано и прочитано нами с раннего детства! И нет среди них таких, которые бы нам не нравились. Бывали сказки, похожие друг на друга и не похожие, бывали весёлые и грустные, длинные и короткие. А вот скучные и глупые не попадались никогда

Повзрослев, мы будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в их фантастический, волшебный и одновременно такой живой и реальный мир. Каждый сказочный образ оживает в воображении ярче, чем кадры кино или телевидения. И это не случайно. Ведь сказка – совершенное произведение народного духа.

В сказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. И поэтому сказка вечна.

Справедливость, которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках.

На изученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.

Литература

  1. А.Н.Афанасьев Сборник «Народные русские сказки»
  2. Детская литература сказка»Волк и семеро козлят»
  3. Художественная литература хрестоматия «КАПЕЛЬКА»
  4. Литературное чтение, учебник 3 класс
  5. А.Любарской Сборник сказок «В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»

Приложение 1. Сказки, сочинённые учащимися 3 класса

Жила-Была девочка. Её звали Елена. Когда она была очень маленькой, родители бросили её. Девочка умела колдовать.

Однажды Елена пошла в лес за ягодами. Набрала полную корзину ягод и пошла домой. На другой день она снова пошла в лес. Но она увидела красные яблоки на яблоне и собрала целое лукошко.

На третий день пошла малину собирать. И вдруг слышит, что в кустах кто-то плачет. Посмотрела Елена и увидела старенькую бабушку. Девочка спрашивает: «Зачем вы плачете?»

«Видишь ли,- отвечает старушка,- когда я была молодой, была очень красивой, а сейчас превратилась в некрасивую старушку. Я сама на себя не похожа. А мне хочется всегда быть молодой и красивой».

«Вы не плачьте,- говорит Елена,- я вас мигом сделаю молодой и красивой».

Поверила бабка Елене и пошла за ней. Стала колдовать над бабкой Елена, и старушка превратилась в такую красавицу, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Но Елена предупредила, что старушка будет молодой и красивой до тех пор, пока она будет делать добрые дела. Как только в её мыслях появится зло, она снова превратится в дряхлую старушку.

Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.

Сухов Иван, ученик 3 класса

В одной деревне жила с родителями девочка Маша, а рядом с деревней в лесу было логово злого чудища. Однажды Маша пошла в лес за грибами. Чудище заметил её и поймал, принёс в логово и посадил в темницу. Но в темнице Маша оказалась не одна. Там жила серая мышка.

Мышка пожалела Машу и подарила ей волшебный платочек. Если загадать желание и взмахнуть платочком один раз, то желание исполнится. Маша поблагодарила мышку, загадала желание, взмахнула платочком и оказалась за пределами логова в лесу.

Узнал про это чудище и помчался за Машей. Бежит Маша, а перед ней длинная и широкая река. Взмахнула Маша платочком и появился мост. Перешла она речку и побежала дальше. Бежит Маша, а перед ней густой, тёмный лес, а чудище уже почти рядом. Взмахнула Маша платочком и появилась тропинка через лес. Тропинка вывела её из леса. Вскоре Маша увидела свою деревню.

Но как чудище остановить? Ведь он может навредить жителям деревни. Взмахнула она платочком и появились волки, которые напугали чудище и заставили его вернуться в своё логово, а волки ушли в лес. Прибежала Маша домой и рассказала всё родителям, а они предупредили жителей деревни, чтобы те не ходили далеко в лес.

Кривощёкова Юлия? ученица 3 класс

Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам

колобок

теремок

репка

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Тема урока: русские народные сказки

Цель: cоздать условия для обобщения,
систематизации и расширения у детей
представлений о устном народном творчестве, сказках

Задачи:

  • создать условия для формирования
    читательских умений; для обобщения и
    систематизации знаний о русских народных
    сказках
  • способствовать возникновению интереса к
    исследовательской деятельности через самостоятельное чтение
  • развивать любознательность, внимательность и
    читательскую память

Тип урока: урок комплексного
применения знаний и способов деятельности

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Сегодня у нас урок, на котором вам
понадобятся не учебник, а только ваши знания и
наблюдательность.

2. Мобилизующий этап. Формулирование
учащимися темы и цели урока

– На доске – кроссворд: определите жанр
фольклора
– Разгадайте данный кроссворд , и вы узнаете
ключевое слово темы нашего урока.

1. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в
делах.

2. Три-та-та,три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка – по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
– Ох ты, котик, котик,
Крутолобенький !
Поиграй ты ,кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

3. Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
– Чем ты бороду красил?
– Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.

4. Днём спит,
Ночью летает
И мышек хватает.

5. Катилось яблоко
Мимо сада.
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.

6. Коровушка, бурёнушка,
Подай молочка,
Покорми пастушка.

(1 – пословица, 2 – потешка, 3 – небылица, 4 –
загадка, 5 – считалка, 6 – закличка)

– Итак, какое слово получилось? Попробуйте
сформулировать тему нашего урока.
– Правильно, тема урока – русские народные
сказки.
– Какие задачи перед собой поставите?

  • вспомнить русские народные сказки
  • ответить на вопросы
  • думать, делать выводы

3. Актуализация знаний

– Давайте вспомним, что такое устное народное
творчество? (Передавалось из уст в уста, не
записывалось. Народное – сочинял не один
человек, автора установить нельзя. Творчество –
от слова «творить»)

– Каким ещё словом мы можем назвать устное
народное творчество? (Фольклор)
– Какие жанры фольклора мы вспомнили, разгадывая
кроссворд?
– Какие ещё вы можете назвать? (Былина,
былинный сказ, песня, песенка, и д.р.)

– Чем сказка отличается от другого произведения?
(Сказка – это произведение, в котором
изображается чудесное, необычное. Есть
волшебство, фантастические персонажи. В сказке
есть зачин, присказка и концовка. Троекратный
повтор)

– Какие виды сказок вы знаете? (Сказки о
животных, волшебные, бытовые, докучные)

  4. Проверка домашнего задания

– Какие сказки вы прочитали к уроку?

Выступления учащихся по плану:

1. Название сказки
2. Краткое содержание сказки, как зовут главного
героя сказки
3. Чему учит сказка. Рассматривание книги со
сказкой (если принёс)

По ходу выступлений заполняется таблица:

Название сказки Главный герой сказки
   
   

5. Физкультминутка

– Я буду называть героев сказок, если герой
положительный, вы становитесь на цыпочки,
поднимаете руки над головой и хлопаете, как бы
приветствуя его. Если герой отрицательный, то с
силой отталкиваете его от себя

6. Формулировка проблемы

– Молодцы! Вы много прочитали интересных
сказок. Посмотрите на таблицу, что заметили?
(В большинстве русских народных сказках героя
зовут Иван.)

– Почему? Как вы думаете?
– Почему имя «Иван» так распространено и любимо
русским народом?
– В чём причины?

7. Формулировка гипотез (предположений)
учащимися

  • Может быть ответ в значении имени?
  • Может быть, это имя понравилось своим звучанием?
  • Может имя связано с каким-то значимым событием в
    истории страны?
  • Может имя «Иван» имели какие-то очень уважаемые
    люди?

– Где можно найти ответ на наш вопрос?
справочной литературе, энциклопедиях, спросить
взрослых, родителей, посетить библиотеку,
обратиться к компьютеру и т.д.)

8. Задание на дом: попробуйте найти
ответы на наши вопросы.

9. Викторина по сказкам

– В конце урока попрошу вас ответить на вопросы
викторины. Я думаю, вы легко справитесь с моими
заданиями, так как много прочитали сказок.

Как взмахнул Иван своим булатным мечом
раз-другой, так и снёс у  Чуда-юда шесть голов. А
Чудо-юдо ударил – по колени Ивана в сырую землю
вогнал.

(Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо.)

Наступило время младшего брата идти стеречь.
Пошёл Иван-царевич стеречь отцов сад и даже
присесть боится, не то, что прилечь. Как его сон
задолеет, он росой с травы умоется, сон и прочь с
глаз. Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду
свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он
видит – на яблоню села Жар-птица и клюёт золотые
яблоки.

(Иван-царевич и Серый Волк.)

У царицы родился Иван-царевич, у кухарки –
Иван-кухаркин сын, у коровы – Иван Быкович. Стали
ребятки расти не по дням, а по часам; как хорошее
тесто на опаре поднимается, так и они вверх
тянутся. Все три молодца на одно лицо удались, и
признать нельзя было, кто из них дитя царское, кто
– кухаркино и кто от коровы народился.

(Иван Быкович)

Иван-царевич вошёл в дом. Девица его приняла,
напоила-накормила и расспросила. Он ей рассказал,
что пошёл доставать мать от Кощея Бессмертного.
Девица говорит ему на это:
– Трудно вернуть мать, Иван-царевич! Кощей ведь
бессмертный – убьёт тебя. Ко мне он часто
ездит…У него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли
его?

(Кощей Бессмертный)

После обеда говорит старший брат, орёл:
– Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу,
вот тебе богатырский конь – дарю со всею сбруею,
и с золотом, и с камнями самоцветными.
Средний брат, сокол, подарил ему другого
богатырского коня, меньшой брат, воробей, –
рубашку.
– Возьми, – говорит, – эту рубашку пуля не берёт,
коли наденешь её, никто тебя не осилит.

(Чудесная рубашка)

Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и
запросил третье, а как выпил третье ведро – взял
свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все
двенадцать порвал.
– Спасибо, Иван-царевич, – сказал Кощей
Бессмертный, – теперь тебе никогда не видеть
Марьи Моревны, как ушей своих. – И страшным
вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью
Моревну, прекрасную королевну, подхватил её и
унёс к себе.

(Марья Моревна)

Полез Иван-царевич на стеклянную гору. Шаг
наверх ползком, десять – вниз кубарем. Он и день
лезет, и другой лезет. Все руки себе изрезал, ноги
искровенил. На третьи сутки долез до верху. Стал
братьям кричать:
– Я пойду матушку отыскивать, а вы здесь
оставайтесь, меня дожидайтесь три года и три
месяца, а не буду в срок, так и ждать нечего. И
ворон моих косточек не принесёт!

(Медное, Серебрянное и Золотое
царство)

Растёт сынок у охотника, как тесто на опаре
всходит, – не по годам, а по часам. И вырос
большой: умён, пригож, молодец молодцом. Вот
как-то раз пошёл отец по саду погулять, гулял он
гулял и вышел к реке. В то самое время поднялся из
воды человек: борода по пояс, волосы – до пят.
Стал на воде и говорит:
– Что ж ты обещать скор и забывать скор?
Припомни-ка, ведь ты должен мне.
Воротился охотник домой темней тучи и говорит
жене: «Сколько ни держать нам при себе нашего
Иванушку, а надобно отдать. Дело неминучее»

(Василиса Премудрая)

9. Итог урока

– Сегодня мы славно поработали .Давайте
посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые
поставили в начале урока?
– Вспомнили сказки?
– Отвечали на вопросы?
– Думали, подводили итоги?

10. Рефлексия

– Перед вами волшебное яблочко. Раскрасьте
его одним из трёх цветов: зелёным, красным,
жёлтым. Если урок понравился – красным, если
что-то не очень понравилось – жёлтым, если урок
показался скучным и ничего не понравилось –
зелёным.

– Спасибо за урок!

Приложение

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ :
  « НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. СКАЗКА­ ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ 
НАМЁК..»                                                              3 
КЛАСС
Содержание
1 Автор проекта
2 Название проекта
3 Цели и задачи
4 Направляющие вопросы
5 План проекта
6 Ученические работы
(презентация работ).
7 КВН по сказкам.
1.Автор проекта:
Еременко Яна Степановна учитель начальных классов
2.Название проекта:
«Народные сказки .Сказка ложь , да в ней намёк…»
Данный проект посвящён   народным сказкам. Проект предназначен для 
учащихся 3 класса. 
Продолжительность данного проекта  3 недели.
Результаты работы:  презентация  творческих работ учащихся: поделки по 
сказкам, инсценировка  сказок, изготовление литературных комиксов по 
сказкам.
 Завершением проекта станет участие учащихся в  КВН  по сказкам 
«В гостях у сказки».
3. Цель: 
Повысить интерес учащихся к литературному чтению. Привлечь  внимание 
детей к важности данного жанра в жизни людей.
Задачи: Расширять  читательский  кругозор.
Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Продолжать знакомить с разными видами  сказок. Способствовать 
накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные 
произведения.
Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё 
собственное.
Учить эмоционально – чувственному восприятию произведения.
Развивать личностно­смысловую сферу (отношение детей к действительности,
переживания и т.д.).
Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызвать 
сочувствие к ним и желание помочь.
Дать возможность ребёнку выразить своё настроение, отношение к 
произведению разными способами. 
Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения 
применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
Обогащать и расширять словарный запас детей.    
 Развивать коммуникабельность и  навыки сотрудничества в группе.    
4.Направляющие вопросы
Основополагающий вопрос:
Сказка ложь?
Проблемные вопросы:
Нужны ли детям сказки?
Для чего люди сочиняли и пересказывали сказки? 
 Как сказки  могут помочь  нам в жизни? 5.План проекта
1. Подготовительный этап.
Разработка идеи проекта.
 Разработка инструментов оценивания.
­самооценка, оценивание группы,рефлексия ;
 Подготовка информационных ресурсов для проекта (вводная презентация)
­литературные жанры;
­что такое сказка?
­виды сказок;
­назначение сказки;
­популярные герои сказок;
­викторина «  Сказки , знакомые с детства».
2. Проектировочный этап.
Формулирование основополагающего, проблемного  вопросов.
 Определение тем исследований. 
­выбор заданий  по желанию детей;
­составление групп;
Разработка плана действий по группам. 
­группа разрабатывает план своих действий (под руководством учителя);
­распределение ролей; 
­назначение консультаций;
Виды работы:
­посещение библиотеки ;
­чтение сказок на уроках литературного чтения; ­уроки внеклассного чтения ( дополнительное чтение и просмотр сказок);
­составление и проведение   мини  викторин по каждой сказке(парная и 
групповая работа);
3.Введение в проект.
Сбор и анализ материала. 
­обсуждение на консультациях по группам;
Создание продуктов проектной деятельности по результатам исследования.
 Выявление предварительных знаний обучающихся по теме проекта. 
­ координация работы, консультирование; 
Оценивание промежуточных результатов работы. 
4. Заключительный этап.
 Презентация продукта проекта учащимися.  
Подведение итогов. 
5. Контрольно­коррекционный этап.
Самооценка. Взаимная оценка.  
Оценивание результатов работы. 
Рефлексия.  
­Раскрась волшебный цветок нужным цветом.
Было ли интересно готовиться к 
проекту?
жёлтый ­ да      
  красный ­ нет
Доволен ли результатом своей 
работы?
жёлтый­ да
красный­ нет
Было ли трудно?
синий­ да
зелёный­ нет Если были трудности, то в чём?
           Презентации работ.
                    Творческие работы по сказкам. Инсценировки  сказок по группам (Кукольный театр).                      
                                              
                Было весело и интересно!
              КВН  по сказкам.

3 класс
КВН проводится по группам.
Музыка(«В гостях у сказки»)
-Сегодня мы совершим путешествие в мир сказок. Нас ждут
разные испытания. Вы обязательно с ними справитесь, если
будете внимательны, будете помогать друг другу и
работать вместе и дружно.
Направлять нас в путешествии будет сказочный предмет, но
мы тоже ему поможем. Угадайте, из какой он сказки. (На доске появляется яблонька из сказки «Гуси-лебеди».)

-Давайте поможем ей освободиться от тяжёлых плодов.
Для этого надо выполнить задания на яблочке, и мы
узнаем, удалось ли вам помочь.
(на каждом яблочке после выполнения задания появляется
буква слова: спасибо)
-Легко ли в одиночку преодолевать трудности?
Вот и вы будете путешествовать по группам, что бы друг
другу помогать. Каждая группа от яблоньки получает
бонусы-баллы, по которым мы определим знатоков .
Яблоко 1.
-Придумайте сказочное название команды и объясните
,почему именно его выбрали?
Яблочко 2.
«Угадай сказку».
*Отдыхайте ,люди добрые, а ты, воевода, за злой язык ,за
недобрый глаз ещё попляши.
(Семь Симеонов) *Свадьбу сыграли, за работу принялись: один хлеб сеет,
другой по морям плавает, третий счёт ведёт.(Семь Симеонов
)
*Подъезжает к самой реке Смородине ,к Калинову мосту .По
всему берегу лежат мечи ,да луки поломанные ,лежат кости
человеческие.(Иван-крест.сын)
*Видит он –дело плохо. Снял левую рукавицу ,запустил в
избушку. Рукавица крышу пробила ,а братья всё спят, ничего
не слышат.(Иван-крест.сын)
*Велела она принести ложку и привести 6 мышей. Запрягла
мышей в ложку и сама в ней уселась. Мыши тот час
обернулись борзыми конями.(Жаба-королева)
*Не хочу я , чтобы ты так мучился и жил впроголодь. Буду
каждую ночь приносить по большой рыбе.(Птица Кахна)
*А старик разложил на ковре под деревом разные угощения и
стал ждать .(Птица Кахна)
*Взглянул он вниз , а земли не видно. Потемнело у него в
глазах от страха, разжал он пальцы и полетел вниз.(Птица
Кахна)
Яблочко 3
«Сундук потерянных вещей».
-Кто из героев сказок растерял эти вещи?
Слайд Яблочко 4
Исправь ошибки.
Слайд.
В названиях сказок есть ошибки. Ваша задача ­ найти их. 
1. Петушок ­ золотой голосок. 
2. Волк и семеро ягнят. 
3. Петушок и кукурузное зернышко. 
4. Лисичка­сестричка и заяц. 
5. Иван­царевич и Серый Пес. 
6. Даша и медведь. 
7. Утки­лебеди. 
8. Петушок Ряба. 
Яблоко 5
*«Народная мудрость». -Подбери к сказке пословицу.
Мал золотник ,да дорог.
ПтицаКахна
Не рыл бы ты другому яму-сам в неё попадёшь. Иван-
крест. сын
Предательством счастья не сыщешь. Семь
Симеонов
Не пригожа ,да пригодна.
Царевна – лягушка
Яблоко 6
*Восстанови сказку».
­ Восстановите последовательность событий в сказках. 
1­3 группе  дается сказка «Петушок и бобовое зернышко»
Бобовое зернышко проскочило. 
Бросилась курочка к хозяину. 
Подавился петушок бобовым зернышком. 
Бросилась курочка к кузнецу. 
Петушок во все горло закричал: «Ку­ка­ре­ку!» 
Смазала курочка петушку горлышко. 
Бросилась курочка к корове. 
Бросилась курочка к хозяйке. 
 2­4группе ­ «Гуси­лебеди»
Машенька встретилась с речкой. 
Девочка в избушке Бабы­Яги. Машенька бросилась догонять гусей. 
Девочка встретилась с яблоней. 
Мышка помогает Машеньке. 
Гуси­лебеди унесли Иванушку. 
Сестрица приводит братца домой. 
Девочка встретилась с печкой.
 
Яблоко 7
«Сказочный кроссворд»
По горизонтали.
1.Так в сказках обозначается слово «спорить».(перечить)
3.Оружие Ивана- крестьянского сына.(меч)
5.Так называли одного из сыновей в сказке «Жаба –
королева».(дурак)
7.Верный помощник Ивана –крестьянского сына.(конь)
9.Музыкальный инструмент ,на котором играл один из
Симеонов.(рожок).
По вертикали.
2.В чём принес Иван –царевич лягушку к отцу?(платок).
4. Продолжи фразу: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам ….(урок).
6.Человек ,объявлявший в старину важные известия .
(глашатай)
8.Правитель на Востоке из сказки «Птица Кахна».(падишах)
Подведение итогов.
Прочитайте слово,которое получилось. На доске слово :Спасибо
-Как вы думаете,мы помогли яблоньке?
-Почему вам удалось это сделать?
Подведём итог баллов каждой группы.
План проведения презентации на тему «Народные
сказки. Сказка ложь, да в ней намёк…»
1.Вступительное слово учителя.
-Сегодня мы собрались ,чтобы ещё раз окунуться в волшебный мир сказки.
-Что привлекает нас в сказках?
Дети:
-Волшебство и превращения.
-В сказках добро всегда побеждает зло.
-Сказка помогает человеку в трудные минуты.
-Сказки учат нас хорошим поступкам.
-В сказках есть мудрость и поучение.
-Как вы думаете, что подразумевается под фразой :«Сказка ложь ,в ней
намёк, добрым молодцам урок?»
Дети :
-Несмотря на то ,что в сказках есть вымысел, сказки учат человека поступать
правильно.
-Давайте вспомним некоторых героев сказок ,поступки которых могут в
жизни нам помочь и научить доброму и хорошему.
-На экране изображены герои .
-Соотнеси их с поучениями, которые связаны с поступками этих героев. Вместе и дело спорится.                                              За дела и награда.
Безвыходных ситуаций не бывает.                              Слушай того,кто добра тебе желает.
                                                   Нельзя быть очень доверчивым.                                 
-Молодцы!
-Вы прочитали много сказок. Сопереживали их героям, анализировали
поступки, а как бы вы поступили на месте героев.
Для презентации выбрали сказки ,которые вам нравятся.
2.Презентация.
Мы начинаем презентацию. (Звучит мелодия «В гостях у сказки».)
ГРУППА №1 «Знатоки сказок».
-Ребята этой группы составили для вас кроссворд по сказкам. Давайте
проверим, так ли хорошо вы их знаете.
Кроссворд
Молодцы! Вы справились .
-Давайте поаплодируем ребятам ,за их работу.
Какой вопрос вам показался наиболее интересным? А трудным?
ГРУППА №2 «Юные кукловоды».
Как вы думаете , почему они так себя назвали?
-Верно, кукловоды-это артисты ,которые управляют куклами. Этих кукол ребята сами изготовили. Давайте послушаем ,что они для этого
использовали.
(Картон,бумага,краски,штапики,клей,ткань).
Сказка «Колобок».
Молодцы!
-Давайте им поапладируем за интересное представление сказки.Ребята очень
старались.
ГРУППА №3 «Рукавичка».
-Как вы думаете ,почему ребята так себя назвали?
-Давайте теперь послушаем их.(Куклы изготовлены на рукавичках и
перчатках.)
-Уважаемы зрители, будьте внимательны,так как вам нужно угадать сказку
,которую представят ребята.
-Угадали сказку?
-Верно это сказка «Котофей Иванович».
-Апплодисменты артистам.
ГРУППА №4 «Сказочный комикс».
-Кто расскажет ,что такое комикс?
Это слово пришло к нам из другого языка.
Комикс (от англ. comic — смешной) — серия рисунков с краткими текстами, образующая определённое
связное повествование.
­Ребята попытались использовать данную форму ,чтобы рассказать нам сказку. Но мы им тоже 
поможем.
­Слушайте и смотрите внимательно, так вам надо угадать сказку.
­О какой сказке идёт речь?
­Верно. Это сказка «Птица Кахна».
­Какой сюжет сказки был более интересным и ярким? 
­Поблагодарим ребят за интересную работу.
3.Подведение итогов презентации.  Рефлексия   и оценивание.
­Вы все очень постарались, проявили своё творчество в работе.
Оцените свою работу и работу членов своей группы. Поставь свой лайк. -подготовка хорошая,очень понравилось
— участник старался , но были недочёты (плохо знал свою роль,неаккуратен в
оформлении работы.
— -не принимал участие в работе группы.
Рефлексия.
-Оцените чувства и состояния ,которые вы испытали при подготовке к
проекту.
Было ли интересно готовиться к
проекту?
Жёлтый-да Красный-нет
Доволен ли результатами своей работы?
Жёлтый-да Красный-нет
Было ли трудно? В чём трудность?
Синий-да Зелёный-нет Какие эмоции испытал ,после
презентации?Запиши.
Спасибо за работу.

Защита проекта по литературному чтению в 3 классе УМК «Планета знаний»
Тема: «Иван-герой русских народных сказок»

Автор: Степаненкова Наталья Николаевна

Организация: МБОУ СОШ

Населенный пункт: Липецкая область, с. Чернава

Пояснительная записка.

Учитель:

Степаненкова Наталья Николаевна

Тема проекта по литературному чтению:

«Иван – герой русских народных сказок»

Целевая группа:

Ученики 3 класса.

Цели:

Изучить образ Ивана в русских народных сказках, вызвать интерес к чтению сказок, развивать творческие способности.

Вопросы, на которые нужно найти ответы:

Какое значение у имени Иван?

Почему именно это имя выбрано для героя русских народных сказок?

Какова родословная Ивана?

Проблемные вопросы:

Иван действительно дурак?

В сказках Иван совершил больше добрых или злых дел?

Какова роль Ивана в сказках?

Описание проекта

Данный проект является долгосрочным. В работе над проектом задействованы учащиеся 3 класса. При работе над проектом выясняется, почему именно Иван является главным героем большинства русских народных сказок.

Этапы проекта

1.Подготовительный этап: формулирование темы, целей проекта.

2. Планирование: определение сроков, выбор средств и методов выполнения, способа оформления результатов.

3. Основной этап: сбор, анализ и обобщение информации, подготовка материалов для презентации.

4. Заключительный этап: представление проекта, рефлексия.

Формы деятельности

1 – 2 этапы: групповая работа;

3 этап: частично – поисковая и исследовательская индивидуальная и групповая работа;

4 этап: творческая работа.

Методы, используемые для реализации проекта:

— устные (опрос, беседа, сообщение);

 — наглядные (рисунки);

 -практические (составление письменных рассказов);

 — методы теоретического уровня (изучение и обобщение).

Ресурсы:

Основные:

ПК; проектор; презентация по теме; рисунки героев русских народных сказок.

Дополнительные:

Запись песен «В гостях у сказки», «Дорогою добра».

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Сказка в гости к нам пришла,

В мир фантазий позвала.

Всё про сказку мы расскажем,

Свои знания покажем.

  1. Введение в тему.

(Слайд 1)

Все люди с раннего детства любят сказки, верят в чудеса, которые происходят в сказках, верят, что сказочные герои действительно существуют.

Народные сказки сочинял народ, вкладывая в них свои мечты о хорошей жизни бедняка, справедливого отношения к простому человеку. В сказках народ рассказывал о красоте, трудолюбии, доброте и уме простых людей.

Сначала сказку придумал один человек, рассказал ее другому. Второму сказка понравилась, он ее запомнил и рассказал еще кому-то, придумав что-то свое. Так зарождалась народная сказка.

Когда появилась первая народная сказка, никто не знает, но до сих пор народные сказки живут в народе.

Сегодня мы подводим итог нашей большой исследовательской работы по теме «Иван – герой русских народных сказок» по разделу «Народные сказки», который мы закончили изучать на уроках литературного чтения. Я всех вас приглашаю в сказку… (Слайд 2)

  1. Актуализация знаний

(Слайд 3)

Ещё А. С. Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».  Перед собой мы поставили следующие цели:…

(Слайд 4)

Чтобы организовать исследовательскую работу, мы продумали, на какие вопросы должны найти ответы и какие проблемные ситуации разрешить.

(Слайд 5)

Чтобы ответить на все эти вопросы, нам надо было проделать большую работу.

  1. Решение задач исследования.

(Слайд 6)

Для исследования мы решили выбрать Ивана – героя многих русских народных сказок, попробовать выяснить, почему именно Иван и какой он герой.

Почему в русских народных сказках используется имя Иван?

Информация из дополнительной литературы (Истоки славянской культуры), подготовленная учеником.

Царь Иван Васильевич Грозный был поклонником простых народных забав. Без сказок и небылиц царь даже не мог засыпать. Не с этих ли пор сказочники, желая ему угодить, просто закрепили за главным героем сказок имя Иван? Да и среди крестьян имя Иван (от библейского Иоанн) несколько столетий было самым распространенным. Каждый четвёртый мужчина был Иваном. Недаром немцы в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов называли каждого русского Иваном. Вполне вероятно, что немцы были в курсе нашей истории.

А сколько мы знаем фольклорных произведений, героями которых являются Иваны. Так, характерным героем волшебной сказки является Иван-царевич. В других сказках Иван – образ народного заступника. Кто бы ни был противником Ивана – будь то Змей, или Кощей, или Лико Одноглазое, или Баба-Яга – в битве со всеми он выходит победителем. Он всегда смелый, полный презрения к опасности, честный, правдивый, умный, великодушный, стойкий к беде, верный в дружбе, умеет найти выход из трудного положения, клеймит презрением трусов, а за измену, предательство, порой, сурово наказывает.

(Слайд 7      У кого ты ни спроси –

                     Всем известно на Руси:

                     То он царь, то из крестьян,

                     А зовут его …

Давайте узнаем тайну происхождения этого имени.

История имени Иван:

Информация из дополнительной литературы о происхождении имени Иван, подготовленная учеником.

Иван означает «милость Божия».

Анализ тайны имени Иван имеет смысл начать с происхождения. История имени Иван имеет древнееврейские корни и происходит от библейского еврейского имени, которое обозначает «будет помилован».

Иван — это замечательное имя. В нем сочетается сила и слабость, добро и коварство, душевная открытость и хитрость, нежность и ярость. Он настойчив и, если что-то задумает, часто идет напролом. Он открыт, отзывчив, всегда готов прийти на помощь. Имя Иванушка непростое, в нем многое откроется.

(Слайд 8)

Продолжая свои предположения, мы решили, что имя Иван распространенное, известное, красивое и христианское…

Много людей носят имя Иван, мы провели опрос. У нас в школе учатся… Иванов. В наших семьях… Иванов. Известность имени мы готовы подтвердить, назвав знаменитых людей, носящих это имя. (Дети называют известных людей носивших имя Иван). Иван — красивое русское имя. Специалисты называют около 150 форм этого имени. Мы тоже попробуем назвать несколько….

И, наконец, это имя христианское.

Информация из дополнительной литературы о трех христианских праздниках, подготовленная учениками.

(Слайд 9-11)

Мы попробовали представить Ивана, вглядеться в его образ на иллюстрациях к сказкам и нарисовать этого героя. Вот, что у нас получилось.

(Выставка рисунков)

(Слайд 12)

У каждого человека есть семья. Есть семьи и у Иванов в сказках. Прочитав много русских народных сказок, мы выясняли, кто были родители Ивана. Были ли у него братья и сестры. А теперь попробуем составить родословную этого героя… (выбрать из списка необходимые для родословной слова)

(Слайд 13)

Какой Иван в сказках?  Давайте прочитаем пословицу… Как вы понимаете её смысл? А вот какое происхождение у слова дурак? Почему во многих  русских сказках главный герой Иван дурак?

Информация из дополнительной литературы, подготовленная учениками.

1.  С древнего нашего славянского языка слово ДУРАК переводится примерно, как человек не от мира сего, с мышлением запредельным или расширенным. Именно поэтому ему удавалось в сказках попадать во всякие запредельные измерения, куда другие не могли попасть. Многие сказки исказились со временем и, например, Кощей Бессмертный или Баба Яга — стали отрицательными героями, когда в реальности в прошлом — это были очень уважаемые люди, Ведуны и Ведуньи, причём отшельники с огромной могущественной силой. И жили они далеко от людей, чтобы те ненароком не испортили свою судьбу, неправильно относясь или общаясь с этими необычными людьми.

Эти люди — Кощуны и Яги — навевали не страх, а трепетное уважение и крайнюю степень сосредоточенности, чтобы при них не наделать глупостей. Были известны определенные правила, как к ним обращаться и как вести себя рядом. Это можно было делать только тем, кто обладал «расширенным сознанием» и многомерно видел. Посему, сказки и донесли, что к ним попадали только люди определенные, не от мира сего. Именно Дурак легко и непринужденно проходил те испытания, которые, простому человеку были не по силам, и природа к нему благоволила, и общался он со зверьем и стихиями легко.

2. Таков и Иванушка-дурачок, который часто выступает героем волшебных сказок. Этот образ – гениальное создание народной творческой фантазии и мудрости. За невзрачной наружностью и кажущейся глупостью скрывается человек, обладающий высокими нравственными и интеллектуальными качествами. Это человек большой силы воли, настойчивости, ума, мужества, духовной красоты. Скромность, кажущаяся на первый взгляд пассивность, незаинтересованность ни в чём “дурака” выступает ярким контрастом с эгоизмом, корыстью, завистью его старших “умных” братьев. Положительный образ Иванушки-дурачка сохраняет свою волшебную силу и обаяние благодаря заключённой в нём вере народа в возможность преодоления несправедливости и бесправия. И, наконец, нельзя не отметить многообразие форм этого имени: Иванушка, Ивашка, Иванко, Ванюшка, Ванька, Иванечка, Ивась…

(Слайд 14)

Чтобы ответить на вопрос, какие роли играет Иван в сказках, мы в классе познакомились со сказками…. И рассмотрели образ героя на примере трех сказок. И вот, что у нас получилось….

(Слайд 15)

Мы считаем, что Иван в сказках олицетворяет положительного героя. Проанализируем каждую сказку…

 (Слайд 16)

«Царевна – лягушка »

Выбрать из списка отрицательные и положительные роли Ивана.

(Слайд 17)

«Сказка об Иване царевиче и Сером Волке»

Выбрать из списка отрицательные и положительные роли Ивана.

(Слайд 18)

«Сивка – Бурка»

Выбрать из списка отрицательные и положительные роли Ивана.

(Слайд 19)

Вывод

  1. Подведение итогов исследования

(Слайд 20)

Результат исследований

В результате наших исследований мы получили:

Преобладание положительных ролей Ивана в сказках. 

Олицетворение его, как защитника, освободителя, воина, охранника, труженика, добытчика, преданного мужа и сына.

В нем сочетается сила и слабость, добро и коварство, душевная открытость и хитрость, нежность и ярость.

Он настойчив и, если что-то задумает, часто идет напролом.

Он открыт, отзывчив, всегда готов прийти на помощь.

(Слайд 21)

Какую же роль отводит народ в сказках?

Выбрать из списка роли Ивана.

 (Слайд 22)

Давайте подведем итоги

  1. Рефлексия

(Слайд 23)

Мы хорошо потрудились. Спасибо вам за работу. Захотелось ли вам продолжать читать сказки? Чему они нас могут научить? Только добру. Давайте послушаем песню.

Используемая литература, интернет — источники.

1. Буданцев Юрий «Про Ивана-дурака. Крещенские раздумья» http://www.voskres.ru/articles/ivan.htm.

2. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка». Изд-во «Форум», Москва, 2007 год.

3. Синявский А.Д. «Иван-дурак. Очерк русской народной веры». http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_durak.html .

4.  Значение и происхождение имени Иван http://allotaro. Ru.

5. Русские народные сказки/обраб. Афанасьева – М.:Детская литература, 1989.

6. Русские народные волшебные сказки. – М: Детская литература, 1990.

7. http://ru-sled.ru/istoki-slavyanskoj-kultury/.

Приложения:

  1. file1_003da160-e8a3-4605-a.. 20,9 МБ

Опубликовано: 27.11.2019

  • Проект тематические сказки по математике 3 класс
  • Проект сочиняем волшебную сказку 3 класс литературное чтение примеры
  • Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира урок в 5 классе
  • Проект слово 3 класс рассказ о слове герой
  • Проект события и герои сказок пушкина в книжной графике 5 класс