Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс

сказка о мртвой царевне и о семи богатырях, написанная а. с. пушкиным осенью 1833 года в болдино, создана по сюжету


«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», написанная А. С. Пушкиным осенью 1833 года в Болдино, создана по сюжету народной сказки, известной многим
народам мира. В своей «Сказке…» Пушкин почти ничего не выдумал — он использовал мотивы фольклора, главным образом русской сказки,
записанной им в Михайловском со слов Арины Родионовны. Конец записи Пушкина таков: «Мачеха ее приходит в лес под видом нищенки — собаки ходят на цепях и
не подпускают ее. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич
влюбляется в ее труп, и проч.»

Весьма схожим сюжетом обладают русские народные сказки № 210 и 211 «Волшебное зеркальце» из сборника А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки»,
а также сказка братьев Гримм «Белоснежка», написанная в 1812 году. Смысл сюжета — торжество любви над смертью. Похожий сюжет известен многим народам, он
оригинально обработан в «Тысяче и одной ночи», в «Пентамероне» Джамбатисты Базиле, в драме Шекспира «Цимбелин». Немецкая Шнеевиттхен (Белоснежка) из сказки
братьев братья Гримм сюжетно синонимична падчерице русских сказок.

Сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна», созданная в августе 1831 года в Царском селе, написана по мотивам сюжета немецкой народной сказки
«Царевна-шиповник» (нем. Dornröschen), которую он нашёл у братьев Гримм, и французской «Красавица, спящая в лесу» (фр. La Belle au Bois Dormant),
обработанной Шарлем Перро.

В разных сказках количество мужчин и их род занятий может разительно отличаться. Их может быть двое, семеро, десять и даже двенадцать. Мужчины могут быть
братьями, охотниками, разбойниками, богатырями, царевичами, королевичами, гномами и даже месяцами.

Вот несколько примеров из сюжетов сказок народов мира.

Сказка народов Восточной Африки «Волшебное зеркало» построена по сходной схеме, насыщенной местным национальным колоритом. Вместо семи богатырей в данной
сказке появляются десять охотников.

Монгольская народная сказка «Волшебный мертвец» также рассказывает о семи братьях, сыновьях хана, которые встретили изгнанную ревнивой мачехой девушку
и стали с ней жить.

Шотландская народная сказка «Золотое деревце и Серебряное Деревце» рассказывает о жене короля, которой форель в ручье
говорит о том, что её дочь красивее, чем она. Жена короля придумывает план убийства дочери, сказавшись больной и рассказав мужу-королю, что её могут вылечить
только сердце и печень дочери. В сказке также фигурирует отравленная игла и принц.

В армянской сказке «Нури Хадиг» Луна говорит матери, что её дочь Нури Хадиг стала красивее чем она. Вместо отравленного яблока волшебным предметом
выступает кольцо. Отец выгоняет дочь, сказав матери, что убил её. Дочь попадает в замок в лесу, в котором спит принц. Девушка ухаживает за ним семь лет.
Принц оживает, собирается жениться на девушке, но мать подсылает цыганку, которая надевает девушке на палец кольцо, после чего та засыпает. Принц в конце
сказки снимает кольцо, девушка просыпается.

Итальянская народная сказка «Белла Венеция», записанная Итало Кальвино, повествует о матери, владелице гостиницы, спрашивающей постояльцев о том, есть ли
кто красивее её. Один из постояльцев однажды говорит, что собственная дочь Беллы красивее, чем она сама. Белла прогоняет дочь из дому. Та встречает
в лесу двенадцать грабителей, которые приглашают её стать им младшей сестрой. Белла, узнав об этом, подсылает к дочери нанятую ведьму с наказом погубить её
с помощью волшебного гребня. Мёртвую дочь грабители хоронят в пустотелом стволе дерева. Через некоторое время принц, выехавший на охоту, обнаруживает
девушку, вынимает гребень из её волос, и она оживает, после чего выходит замуж за принца.

В греческой сказке «Мирсина» сюжет рассказывает о трёх сёстрах, двум из которых солнце говорит о красоте младшей. Сёстры прогоняют младшую,
та в лесу встречает двенадцать месяцев и начинает с ними жить в качестве сестры. Вместо отравленного яблока — отравленный хлеб.

Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки» утверждает, что вышеуказанный сюжет является далёким отголоском
родоплеменной полиандрии и основан на обряде мужской инициации и последующем проживании посвящённых юношей в особом «мужском доме», в котором они
проходили обучение старшими членами рода племенным обрядам и способам охоты.

В реальной жизни этот обычай зафиксирован Джеймсом Фрэзером в его многотомном труде
«Золотая ветвь: Исследование магии и религии». В частности Фрэзер писал о девушках, живущих в мужских домах на островах Палау, следующее: «Во время своей
службы она должна держать помещение дома в чистоте и следить за огнём. Мужчины обращаются с ней хорошо, и её насильно не принуждают оказывать своё расположение.
Девушка живёт в особом помещении при доме. Обращение с ней рыцарское. Ни один из юношей не дерзнёт войти к ней в помещение. Она обильно снабжается пищей,
юноши заботятся о предметах роскоши для неё. Ей приносят орехи бетеля и табак».

А. С. Пушкин
« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Фрагмент рабочей тетради
  • по литературе
  • 5 класс

Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)

  • Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
  • П. Бажов
  • В Москве прошло детство А. С. Пушкина
  • Мать поэта Надежда Осиповна
  • Отец Сергей Львович
  • Дядя Василий Львович
  • Брат поэта Лев Сергеевич
  • Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором

Секреты литературной сказки

  • Секрет внезапного чуда
  • Секрет неожиданной точки зрения
  • Секрет загадочной детали. Подтекст
  • Поучительный вывод

Словарь

  • Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Составьте цитатный план.
  • Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?
  • Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?

Цитатный план

  • «Царь с царицею простился..»
  • «Царь женился на другой..»
  • «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
  • «А царевна все ж милее..»
  • «Вот Чернавка в лес пошла..»
  • «Будь нам милая сестрица»
  • «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
  • «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
  • «В руки яблочко взяла»
  • «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
  • «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
  • «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
  • «Свадьбу тотчас учинили»

Основные образы сказки

  • ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
  • ● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
  • ● Как отомстила царица-мачеха царевне?
  • ● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?
  • Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
  • Внешность царевны и ее внутренние качества.
  • Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
  • Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
  • Отношение автора к героине.
  • ► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.

Словарь

  • Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
  • Между тем росла, росла,
  • Поднялась и расцвела..
  • Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

Практическая работа

  • Царского происхождения, умны, красивы
  • Царица
  • Царевна
  • Злая
  • Завистливая
  • Гордая
  • Своенравная
  • Ленивая
  • Грубая
  • Надменная
  • Жестокосердная
  • Добрая
  • Бескорыстная
  • Скромная
  • Кроткая
  • Трудолюбивая
  • Вежливая
  • Простая
  • Добродетельная

Помощники царевны

  • ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?
  • ► Как богатыри относятся к царевне и почему?
  • ■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
  • ■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

Будьте внимательны к слову

  • Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
  • Простился
  • В путь-дорогу снарядился
  • С белой зори до ночи
  • Белешенька земля
  • Восхищенья не снесла
  • Свойство зеркальце имело
  • Нраву кроткого такого
  • Вдруг погасла
  • Красная девица
  • В горести душевной
  • Сотворив обряд печальный
  • Вдруг погасла жертвой злобе
  • Потешить
  • С мольбой погнался
  • Трубит уже молва
  • Т. Маврина
  • Е. Пашков
  • В. Милашевский
  • В. Конашевич
  • ► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
  • В. Назарук

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

  • Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107).
  • Основные положения статьи запишите в тетрадь.
  • Определите способы рифмовки:
  • Царь с царицею простился,
  • В путь-дорогу снарядился,
  • И царица у окна
  • Села ждать его одна.
  • Парная
  • Там на неведомых дорожках
  • Следы невиданных зверей;
  • Избушка там на курьих ножках
  • Стоит без окон, без дверей..
  • Перекрестная

Проверьте знание сказок А. С. Пушкина

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

Использованная литература

  • ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm
  • ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
  • ◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html
  • http://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
  • http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
  • http://www.bookmate.ru/books/255032
  • http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064
  • ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
  • ◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
  • ◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
  • Интернет-ресурсы. Режим доступа:

Учебный проект по литературе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Бродячий сюжет» о спящей царевне Выполнила: ученица 5 класса «Г» Мардарь Анастасия Руководитель: Литвинова Е.В. ГБОУ Гимназия №1748 «Вертикаль»

Слайд 2

Типология проекта Проект- творческий Предметная область- литература Актуальность — при чтении сказок встречается что-то общее в сюжете.

Слайд 3

Проблема: какие «бродячие сюжеты» встречаются в разных сказках о спящей царевне? Цель: сопоставить сказки разных авторов разных стран и определить наличие «бродячего сюжета» о спящей царевне.

Слайд 4

Бродячий сюжет- это сюжет, составляющий основу устного или письменного произведения, повторяющийся в фольклоре и поэтическом творчестве разных народов и в разные эпохи

Слайд 5

Объект исследования: образ спящей царевны в следующих произведениях: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Слайд 6

Ход проекта: 1. Внимательное прочтение текста предложенных сказок. 2. Анализ текста каждой сказки (по плану). 3. Формулировка вывода о сходстве и различии сказок, т.е. о наличии или отсутствии «бродячего сюжета». 4. Создание реального продукта — современной сказки с «бродячим сюжетом» о спящей царевне.

Слайд 7

План анализа текста Сравнение сюжетов: Пир; Предсказание о ребёнке; Добрые феи; Злая чародейка; Веретено; Волшебный сон; Принц; Концовка- торжество добра и справедливости

Слайд 8

Годы создания произведений: Ш. Перро «Спящая красавица»-1697 год Братья Гримм «Шиповник»-1810 год Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»-1812 год В. А. Жуковский «Спящая царевна»-1831 год А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»-1833 год Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»

Слайд 9

Сравнение сюжета Пир Праздновали: В.А.Жуковский «Спящая царевна» Ш.Перро «Спящая красавица» Братья Гримм«Шиповник» Не праздновали: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой Царевне и 7 богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и 7 Гномов» Русская народная «Волшебное зеркальце»

Слайд 10

Сравнение сюжета Предсказание о ребёнке Было: В.А. Жуковский «Спящая царевна» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не было: Ш. Перро «Спящая красавица» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Слайд 11

Сравнение сюжета Добрые феи Были: В.А.Жуковский «Спящая царевна» Ш.Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не были: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Русская народная сказка «волшебное зеркальце»

Слайд 12

Сравнение сюжета Злая чародейка Была: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не была: Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»

Слайд 13

Сравнение сюжета Веретено Было: В.А.Жуковский «Спящая царевна» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не было: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»

Слайд 14

Сравнение сюжета Волшебный сон Был: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»

Слайд 15

Сравнение сюжета Принц Был: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Ш. Перро «Спящая красавица» Русская народная сказка «волшебное зеркальце» Не был: Братья Гримм «Шиповник»

Слайд 16

Сравнение сюжета Концовка- торжество добра и справедливости В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Слайд 17

Результат: Сопоставив сказки разных авторов и народов, можно сделать вывод, что «бродячий сюжет» о спящей царевне проявляет себя во всех сказках в следующем: Главные героини-царевны или принцессы; Месть злых чародеек; Мотив волшебного сна; Избавляют девушек от сна принцы или королевичи Концовка – торжество добра и справедливости

Слайд 18

Вывод: Цель работы достигнута, доказано наличие «бродячего сюжета» в сказках о спящей царевне

Слайд 19

Использованные ресурсы dic.academic .ru -словарь литературоведческих терминов lukoshko .net — тексты сказок

Слайд 20

Реальный продукт Моя сказка о спящей красавице


 Выполнил: Степанов Илья, ученик 5-б класса Научный руководитель: Болдырева Н.Н .

Выполнил: Степанов Илья, ученик 5-б класса

Научный руководитель: Болдырева Н.Н .


Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс


Актуальность   исследования Сказки сопровождают нас с самого раннего детства, чем старше мы становимся, тем интереснее и сложнее становятся их сюжеты и герои. Однако мы часто замечаем, что в сказках разных народов нам встречаются похожие сюжеты, ситуации, персонажи. Из научной литературы мы знаем, что существуют так называемые бродячие сказочные сюжеты, которые так или иначе повторяются в той или иной форме в фольклоре и литературе разных народов. Существуют множество экранизаций этих произведений. Нам показалось интересным провести исследование по этой теме, потому что она соответствует нашему возрасту, кругу чтения и дает возможность для творчества.

Актуальность   исследования

Сказки сопровождают нас с самого раннего детства, чем старше мы становимся, тем интереснее и сложнее становятся их сюжеты и герои. Однако мы часто замечаем, что в сказках разных народов нам встречаются похожие сюжеты, ситуации, персонажи. Из научной литературы мы знаем, что существуют так называемые бродячие сказочные сюжеты, которые так или иначе повторяются в той или иной форме в фольклоре и литературе разных народов. Существуют множество экранизаций этих произведений. Нам показалось интересным провести исследование по этой теме, потому что она соответствует нашему возрасту, кругу чтения и дает возможность для творчества.


Объект   исследования  – бродячий сказочный сюжет о «спящей красавице». Предмет   исследования   – русская и зарубежная литература и фольклор. Цель  – узнать, что такое бродячий сюжет и какие известны бродячие сказочные сюжеты; определить особенности сюжета о «спящей красавице», сходство и различие в литературе и фольклоре разных народов.

Объект   исследования  – бродячий сказочный сюжет о «спящей красавице».

Предмет   исследования   – русская и зарубежная литература и фольклор.

Цель  – узнать, что такое бродячий сюжет и какие известны бродячие сказочные сюжеты; определить особенности сюжета о «спящей красавице», сходство и различие в литературе и фольклоре разных народов.


Проблемные   вопросы Что такое бродячий сказочный сюжет? Какие бродячие сказочные сюжеты известны в литературоведении? Каковы особенности бродячего сюжета «спящая красавица»? Что общего в этом сюжете у разных народов и у разных писателей? Чем отличаются произведения с данным сюжетом?

Проблемные   вопросы

Что такое бродячий сказочный сюжет?

Какие бродячие сказочные сюжеты известны в литературоведении? Каковы особенности бродячего сюжета «спящая красавица»?

Что общего в этом сюжете у разных народов и у разных писателей?

Чем отличаются произведения с данным сюжетом?


В… мире …сказок… В мире сказок

В… мире …сказок…

В мире

сказок


Гипотеза

Гипотеза


Сюжет о «спящей красавице» заключается в следующем: у некоего царя/короля долго нет детей, и некое волшебное существо предсказываете царице/королеве рождение ребёнка; предсказание сбывается, и рождается долгожданная дочь-красавица. На рождение или крестины дочери царь / король собирает пир и приглашает колдуний/фей/ведуний, которые должны одарить новорождённую чудесными подарками. Обычно забывают пригласить одну из колдуний/фей/ведуний, которая, обидевшись, предсказывает девочке смерть. Однако последнее слово остаётся за младшей колдуньей / феей, которая смягчает проклятие и заменяет смерть на долгий сон, который должен быть прерван поцелуем влюблённого царевича / принца.

Сюжет о «спящей красавице» заключается в следующем: у некоего царя/короля долго нет детей, и некое волшебное существо предсказываете царице/королеве рождение ребёнка; предсказание сбывается, и рождается долгожданная дочь-красавица. На рождение или крестины дочери царь / король собирает пир и приглашает колдуний/фей/ведуний, которые должны одарить новорождённую чудесными подарками. Обычно забывают пригласить одну из колдуний/фей/ведуний, которая, обидевшись, предсказывает девочке смерть. Однако последнее слово остаётся за младшей колдуньей / феей, которая смягчает проклятие и заменяет смерть на долгий сон, который должен быть прерван поцелуем влюблённого царевича / принца.


Однако в некоторых сказках на этот сюжет накладываются другие события: царица-мать умирает, и царь / король женится на другой, злой мачехе, которая узнаёт от волшебного зеркала, что царевна / принцесса превосходит её красотой. Мачеха пытается избавиться от красавицы, отправляя на верную гибель, и потом предпринимает три попытки убить её, используя различные способы и отравленные предметы, в числе которых есть и яблоко. Царевна находит приют в лесу у карликов / гномов / богатырей. В результате действий злой мачехи царевна умирает, её хоронят в стеклянном / хрустальном гробу. Будит её опять же поцелуй влюблённого царевича / принца. В каждой сказке у разных народов этот сюжет имеет свои отличительные особенности и детали.

Однако в некоторых сказках на этот сюжет накладываются другие события: царица-мать умирает, и царь / король женится на другой, злой мачехе, которая узнаёт от волшебного зеркала, что царевна / принцесса превосходит её красотой. Мачеха пытается избавиться от красавицы, отправляя на верную гибель, и потом предпринимает три попытки убить её, используя различные способы и отравленные предметы, в числе которых есть и яблоко. Царевна находит приют в лесу у карликов / гномов / богатырей. В результате действий злой мачехи царевна умирает, её хоронят в стеклянном / хрустальном гробу. Будит её опять же поцелуй влюблённого царевича / принца.

В каждой сказке у разных народов этот сюжет имеет свои отличительные особенности и детали.


Задачи 1. Найти информацию в научной литературе и в Интернете. 2. Проанализировать материал, сравнить сюжеты, композицию и героев сказок. 3. Составить анкету, провести опрос. 4. Проанализировать анкеты, выбрать самое важное. 5.  Установить их первоисточники, выявить родство этих сказок с народными; установить сохранение традиций народных сказок в литературных произведениях 6. Систематизировать результаты работы. 7. Подвести итоги, сделать выводы. Методы исследования:  анализ художественной литературы, сравнение произведений; моделирование гипотезы.

Задачи

1. Найти информацию в научной литературе и в Интернете.

2. Проанализировать материал, сравнить сюжеты, композицию и героев сказок.

3. Составить анкету, провести опрос.

4. Проанализировать анкеты, выбрать самое важное.

5.  Установить их первоисточники, выявить родство этих сказок с народными; установить сохранение традиций народных сказок в литературных произведениях

6. Систематизировать результаты работы.

7. Подвести итоги, сделать выводы.

Методы исследования:  анализ художественной литературы, сравнение произведений; моделирование гипотезы.


Объект исследования   - тексты: «Сказка о мертвой царевне» , «Спящая царевна» , «Белоснежка» братьев Гримм, «Спящая красавица» Шарля Перро. Предмет исследования:  сюжеты, композиция, художественные средства, герои произведений, совпадения и различия в них, наличие элементов народной сказки.   Цель:  найти сказки с сюжетом о спящей царевне, определить сходства и различия между ними и первоисточниками.

Объект исследования   — тексты: «Сказка о мертвой царевне» , «Спящая царевна» , «Белоснежка» братьев Гримм, «Спящая красавица» Шарля Перро.

Предмет исследования:  сюжеты, композиция, художественные средства, герои произведений, совпадения и различия в них, наличие элементов народной сказки.

Цель:  найти сказки с сюжетом о спящей царевне, определить сходства и различия между ними и первоисточниками.


Годы создания произведений Миф о деве Солнце

Годы создания произведений

  • Миф о деве Солнце


Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс


Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник - волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А М.К. Азадовский указывает на западно - европейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского народа.

Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.

Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А М.К. Азадовский указывает на западно — европейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского народа.


«Бродячий сюжет»   - устойчивый комплекс сюжетных мотивов , составляющие основу устного или письменного произведения, переходящий из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования.

«Бродячий сюжет»

  — устойчивый комплекс сюжетных мотивов , составляющие основу устного или письменного произведения, переходящий из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования.


Мы провели анкетирование среди учащихся 5–6-х классов, а также их родителей (35 анкет). По результатам опроса нам удалось выяснить, что 1% опрошенных не читали сказки в детстве, 97% – читали. При этом 89% из них любят читать сказки; остальные – нет. На вопрос анкеты «Знаете ли Вы, что такое бродячий сказочный сюжет?» утвердительно ответили 51% опрошенных, слышали о «бродячем» сюжете, но не знают, что это такое – 23%, никогда не слышали о «бродячем» сюжете – 26%

Мы провели анкетирование среди учащихся 5–6-х классов, а также их родителей (35 анкет). По результатам опроса нам удалось выяснить, что 1% опрошенных не читали сказки в детстве, 97% – читали. При этом 89% из них любят читать сказки; остальные – нет.

На вопрос анкеты «Знаете ли Вы, что такое бродячий сказочный сюжет?» утвердительно ответили 51% опрошенных, слышали о «бродячем» сюжете, но не знают, что это такое – 23%, никогда не слышали о «бродячем» сюжете – 26%


На вопрос «Читали ли вы сказки с похожими сюжетами?» 91% опрошенных ответили «да», и только 9% – «нет». - При этом смогли назвать сказки с похожими сюжетами 60%, не смогли – 40%

На вопрос «Читали ли вы сказки с похожими сюжетами?» 91% опрошенных ответили «да», и только 9% – «нет».

— При этом смогли назвать сказки с похожими сюжетами 60%, не смогли – 40%


Знают, откуда берутся сказки с бродячими сюжетами 54% опрошенных, не знают – 46%

Знают, откуда берутся сказки с бродячими сюжетами 54% опрошенных, не знают – 46%


Большинство (97%) видит отличия в сказках с бродячим сюжетом, а 3% – нет При этом читали сказку с сюжетом о спящей красавице 100% анкетируемых.

Большинство (97%) видит отличия в сказках с бродячим сюжетом, а 3% – нет

При этом читали сказку с сюжетом о спящей красавице 100% анкетируемых.


Выделяются разные типы бродячих сюжетов: героические, повествующие главным образом о славных подвигах героев, витязей, богатырей и пр.; таков, например, бродячий сюжет «бой отца с сыном» и пр.; мифологические или волшебно-сказочные, в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, чудо-девице, скатерти-самобранке и пр. персонажах и предметах волшебных сказок; таков, например, бродячий сюжет в сказках и былинах о Змее Горыныче и спрятанной смерти и пр.; сказочно-бытовые, повествующие о бытовых явлениях, нашедшие отражение в сказке; таковы бродячие сюжеты о мачехе и падчерице, о похищении жен и девушек как отголосок обычая «умыкания» и пр.; новеллистически-бытовые (сатирически-бытовые); таковы бродячие сюжеты в ряде анекдотов о глупцах, в новеллах о вероломных женах и вдовах, в сказках про попа и мужика и прочие.

Выделяются разные типы бродячих сюжетов: героические, повествующие главным образом о славных подвигах героев, витязей, богатырей и пр.; таков, например, бродячий сюжет «бой отца с сыном» и пр.; мифологические или волшебно-сказочные, в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, чудо-девице, скатерти-самобранке и пр. персонажах и предметах волшебных сказок; таков, например, бродячий сюжет в сказках и былинах о Змее Горыныче и спрятанной смерти и пр.; сказочно-бытовые, повествующие о бытовых явлениях, нашедшие отражение в сказке; таковы бродячие сюжеты о мачехе и падчерице, о похищении жен и девушек как отголосок обычая «умыкания» и пр.; новеллистически-бытовые (сатирически-бытовые); таковы бродячие сюжеты в ряде анекдотов о глупцах, в новеллах о вероломных женах и вдовах, в сказках про попа и мужика и прочие.


Бродячие сюжеты делятся на группы, например, сюжет о «спящей красавице», «Снегурочке» и другие. Мы решили более подробно рассмотреть сюжет о «спящей красавице». В.А. Жуковский в 1831 году написал стихотворную сказку «Спящая царевна», где рождение у царицы дочери предсказывает рак. С сюжетом «Спящей красавицы» перекликается сказка про Белоснежку и 7 гномов (1812 г., братья Гримм) А.С. Пушкин перенёс обе фольклорные традиции на русскую почву в собственной «Сказке о мёртвой царевне» (1833 г.). Предшественницей «Спящей красавицы» (1697 г.) Ш. Перро является сказка Джамбаттисты Базиле «Солнце, Луна и Талия», впервые опубликованная в 1634 г. Сказка народов Восточной Африки «Волшебное зеркало» построена по сходной схеме, насыщенной местным национальным колоритом. Вместо 7 богатырей – 10 охотников. «Волшебное зеркальце» – русская народная сказка. Миф о деве Солнце.

Бродячие сюжеты делятся на группы, например, сюжет о «спящей красавице», «Снегурочке» и другие. Мы решили более подробно рассмотреть сюжет о «спящей красавице».

В.А. Жуковский в 1831 году написал стихотворную сказку «Спящая царевна», где рождение у царицы дочери предсказывает рак.

С сюжетом «Спящей красавицы» перекликается сказка про Белоснежку и 7 гномов (1812 г., братья Гримм) А.С. Пушкин перенёс обе фольклорные традиции на русскую почву в собственной «Сказке о мёртвой царевне» (1833 г.).

Предшественницей «Спящей красавицы» (1697 г.) Ш. Перро является сказка Джамбаттисты Базиле «Солнце, Луна и Талия», впервые опубликованная в 1634 г.

Сказка народов Восточной Африки «Волшебное зеркало» построена по сходной схеме, насыщенной местным национальным колоритом. Вместо 7 богатырей – 10 охотников.

«Волшебное зеркальце» – русская народная сказка.

Миф о деве Солнце.


Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс


Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс


Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс

Бр. Гримм, Ш. Перро, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин – все они записали сказку о Спящей красавице, по-своему преобразив ее. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824–1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник – волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А М.К. Азадовский указывает на западноевропейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского народа.


Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы - Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»


Такое литературное состязание продолжалось многие годы. За этот период Пушкиным и Жуковским были написаны большое количество сказок, некоторые из них были созданы на основе одного и того же сюжета народной сказки. Но так изменены, дополнены, что воспринимаются как совершенно разные произведения. В итоге один из писателей все же признал свое поражение перед талантом другого.   Жуковский присылает Пушкину портрет с надписью “Победителю ученику от побежденного учителя”. Такое признание Пушкин получил после создания своей первой знаменитой поэмы “Руслан и Людмила”.

Такое литературное состязание продолжалось многие годы. За этот период Пушкиным и Жуковским были написаны большое количество сказок, некоторые из них были созданы на основе одного и того же сюжета народной сказки. Но так изменены, дополнены, что воспринимаются как совершенно разные произведения. В итоге один из писателей все же признал свое поражение перед талантом другого.

  Жуковский присылает Пушкину портрет с надписью “Победителю ученику от побежденного учителя”. Такое признание Пушкин получил после создания своей первой знаменитой поэмы “Руслан и Людмила”.


Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс


Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс


В.А.Жуковского «Cпящая царевна» и братьев Гримм «Шиповничек»

В.А.Жуковского «Cпящая царевна» и братьев Гримм «Шиповничек»


Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс


В сказке Жуковского у царя Матвея украли одно из 12-ти золотых блюд и поэтому не пригласили на пир в честь рождения дочери 12-ю чародейку, которая, к тому же, была «хромоногой, старой, злой». В сказке братьев Гримм у короля было 12 золотых тарелок, а ведуний 13, поэтому 13-ю ведунью не пригласили.

В сказке Жуковского у царя Матвея украли одно из 12-ти золотых блюд и поэтому не пригласили на пир в честь рождения дочери 12-ю чародейку, которая, к тому же, была «хромоногой, старой, злой».

В сказке братьев Гримм у короля было 12 золотых тарелок, а ведуний 13, поэтому 13-ю ведунью не пригласили.


Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс


Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс


 Сопоставив сказки разных авторов и народов, можно сделать вывод, что «бродячий сюжет» о спящей царевне проявляет себя во всех сказках в следующем: Главные героини-царевны или принцессы; Месть злых чародеек; Мотив волшебного сна; Избавляют девушек от сна принцы или королевичи Концовка – торжество добра и справедливости

Сопоставив сказки разных авторов и народов, можно сделать вывод, что «бродячий сюжет» о спящей царевне проявляет себя во всех сказках в следующем:

Главные героини-царевны или принцессы;

Месть злых чародеек;

Мотив волшебного сна;

Избавляют девушек от сна принцы или королевичи

Концовка – торжество добра и справедливости


Сказка «Спящая царевна» и «Сказка о мертвой царевне» были написаны Жуковским и Пушкиным в результате шуточного поэтического состязания на лучшую обработку народной сказки

Сказка «Спящая царевна» и «Сказка о мертвой царевне» были написаны Жуковским и Пушкиным в результате шуточного поэтического состязания на лучшую обработку народной сказки


Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс


Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс


Сходства сказок: беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле ; причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида ; зло совершают женщины : старуха-фея и царица (чернавка) – мачеха, ведьма, колдунья; царевен пробуждают принцы : царевич Елисей и царские сыновья; все царевны – красавицы . царевичам помогают в поисках царевен : 11 чародеек, 7 богатырей, ветер, солнце, луна; царевны пробуждаются / оживают ; Обидчицы (злая чародейка, царица-мачеха) превращаются в старух .

Сходства сказок:

  • беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле ;
  • причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида ;
  • зло совершают женщины : старуха-фея и царица (чернавка) – мачеха, ведьма, колдунья;
  • царевен пробуждают принцы : царевич Елисей и царские сыновья;
  • все царевны – красавицы .
  • царевичам помогают в поисках царевен : 11 чародеек, 7 богатырей, ветер, солнце, луна;
  • царевны пробуждаются / оживают ;
  • Обидчицы (злая чародейка, царица-мачеха) превращаются в старух .


Сюжет сказок Общее: в основу сказок положены сюжеты народных сказок. Разное: Жуковский использовал сюжеты народной немецкой сказки «Царевна-шиповник», обработанной братьями Гримм, и народноц французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Пушкин использовал сюжет народной немецкой сказки «Белоснежка», обработанную братьями Гримм.

Сюжет сказок

Общее:

в основу сказок положены сюжеты

народных сказок.

Разное:

  • Жуковский использовал сюжеты народной немецкой сказки «Царевна-шиповник», обработанной братьями Гримм, и народноц французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро.
  • Пушкин использовал сюжет народной немецкой сказки «Белоснежка», обработанную братьями Гримм.


Сон или смерть героини? Общее: Во всех сказках героиня забывается сном или умирает, т.е.теряет связь с миром. Разное: У Жуковского царевна спит 300 лет (« Триста лет продлится он У Пушкина царевна умирает , а потом уже оживает.

Сон или смерть героини?

Общее:

Во всех сказках героиня забывается сном или умирает, т.е.теряет связь с миром.

Разное:

  • У Жуковского царевна спит 300 лет Триста лет продлится он
  • У Пушкина царевна умирает , а потом уже оживает.


Чья вина? Общее: Во всех сказках героиню губит злая женщина по причине обиды, мести, ненависти, неприязни. Разное: У Жуковского чародейка мстит за то, что ее не пригласили на праздник. У Пушкина злая мачеха завидует царевне и решает избавиться от неё;

Чья вина?

Общее:

Во всех сказках героиню губит злая женщина по причине обиды, мести, ненависти, неприязни.

Разное:

  • У Жуковского чародейка мстит за то, что ее не пригласили на праздник.
  • У Пушкина злая мачеха завидует царевне и решает избавиться от неё;


Спаситель и его помощники. Общее: Во всех сказках героиню спасает мужчина царских кровей, которому добраться помогают разные помощники. Разное: У Жуковского царевичу и помогает старик, подсказывая дорогу. У Пушкина к оролевичу Елисею помогают силы природы ( в русском фольклоре природа всегда помогает человеку ).

Спаситель и его помощники.

Общее:

Во всех сказках героиню спасает мужчина царских кровей, которому добраться помогают разные помощники.

Разное:

  • У Жуковского царевичу и помогает старик, подсказывая дорогу.
  • У Пушкина к оролевичу Елисею помогают силы природы ( в русском фольклоре природа всегда помогает человеку ).


Покой царевны. Общее: Во всех сказках героиню кладут в особенное место. Разное: У Жуковского и братьев спит в доме, который уснул вместе с ней. У Пушкина царевна лежит в хрустальном гробу в пещере .

Покой царевны.

Общее:

Во всех сказках героиню кладут в особенное место.

Разное:

  • У Жуковского и братьев спит в доме, который уснул вместе с ней.
  • У Пушкина царевна лежит в хрустальном гробу в пещере .


Причина сна (смерти). Общее: Во всех сказках героиня подвергается воздействию какого-либо предмета. Разное: У Жуковского и орудие зла – веретено , которым укололась царевна. У Пушкина о рудие – отравленное яблоко.

Причина сна (смерти).

Общее:

Во всех сказках героиня подвергается воздействию какого-либо предмета.

Разное:

  • У Жуковского и орудие зла – веретено , которым укололась царевна.
  • У Пушкина о рудие – отравленное яблоко.


Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс


Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс


Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс


Вывод: Таким образом, проведенное исследование подтверждает, что в литературе есть похожие произведения с сюжетом о спящей царевне . В сказках «Спящая царевна» и «Сказке о мертвой царевне» различий больше, чем общего, и сказка Пушкина ближе к русским народным, легко запоминается, поэтому ее хорошо знают и любят как дети, так и взрослые. Сказки любимого поэта есть в каждой семье, и встреча с ними происходит в раннем возрасте.

Вывод:

Таким образом, проведенное исследование подтверждает, что в литературе есть похожие произведения с сюжетом о спящей царевне .

В сказках «Спящая царевна» и «Сказке о мертвой царевне» различий больше, чем общего, и сказка Пушкина ближе к русским народным, легко запоминается, поэтому ее хорошо знают и любят как дети, так и взрослые. Сказки любимого поэта есть в каждой семье, и встреча с ними происходит в раннем возрасте.


Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира слишком похож. У героев сказок Братьев Гримм, В. Жуковского, Ш. Перро, А. С. Пушкина похожи характеры и к тому же сказки одинаково построены. Значит можно сказать, что это бродячие сказочные истории.

Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира слишком похож. У героев сказок Братьев Гримм, В. Жуковского, Ш. Перро, А. С. Пушкина похожи характеры и к тому же сказки одинаково построены. Значит можно сказать, что это бродячие сказочные истории.


Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс


Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс


Использованная литература dic.academic.ru-словарь литературоведческих терминов lukoshko.net- тексты сказок Колесникова Т. А. Бродячий сказочный сюжет о «спящей красавице» в русской и зарубежной литературе и фольклоре [Текст] / Т. А. Колесникова, М. С. Мушкатина, Е. Н. Тимофеева // Весенний школьный марафон : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. школьников (Чебоксары, 31 мая 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 52–63. — ISBN 978-5-9500127-2-3.к

Использованная литература

  • dic.academic.ru-словарь литературоведческих терминов

lukoshko.net- тексты сказок

  • Колесникова Т. А. Бродячий сказочный сюжет о «спящей красавице» в русской и зарубежной литературе и фольклоре [Текст] /
  • Т. А. Колесникова, М. С. Мушкатина, Е. Н. Тимофеева // Весенний школьный марафон : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. школьников (Чебоксары, 31 мая 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 52–63. — ISBN 978-5-9500127-2-3.к


Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Проекты:
1 Электронная презентация «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» (коллективный, Срок реализации-1 неделя)
2 Электронный альбом «Стихи о Родине, родной природе в иллюстрациях» (коллективный, Срок реализации-1 неделя)
3 Литературный праздник(коллективный, Срок реализации-1 месяц)
4 Портфолио читателя «Я художник-иллюстратор»(индивидуальный, Срок реализации-1 год)

Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2014.
  2. Литература. 5  кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2014.
  3. Литература. 5 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (автор-сост. В. П. Полухина); под ред. В.Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2014.

Календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС

урока

Дата Тема урока Виды деятельности Планируемые результаты
Предметные УУД Личностные

1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

Изучение содержания параграфа, работа с теоретическим материалом. Научиться пользоваться учебником,

Определять роль книги в жизни человека

Познавательные: уметь искать и находить необходимую информацию,Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Формирование стартовой мотивации к учению
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 10ч
2 Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор Составление таблицы «Жанры фольклора», составление тезисного плана по теме «Детский фольклор» Научиться различать произведения малых жанров фольклора, сказки по видам,

выявлять характерные художественные приёмы, использовать в речи сказочные обороты, учиться навыкам пересказа и выразительного чтения.

Познавательные:

Планировать необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками

уметь ориентироваться в разнообразии решения задач,

Регулятивные:

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач

Осуществлять совместную деятельность в парах с учётом познавательных задач

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, этических чувств, доброжелательности и отзывчивости.

Осознание себя как индивидуальности и как члена общества

3 Сказка как особый жанр фольклора
4 «Царевна – лягушка» встреча с волшебной сказкой Выразительное чтение сказки, выражение личного отношения к прочитанному.
Устное рецензирование чтения одноклассников и актёров, пересказ
Выразительное чтение сказки, пересказ, устные и письменные ответы на вопросы.
Выразительное чтение сказок, рецензирование чтения одноклассников, участие в коллективном диалоге. презентация и защита собственных иллюстраций
5 Герои. Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка»
6 «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.
7 Тема мирного труда и защиты родной земли.
8 Сказка о животных «Журавль и цапля».

Бытовая сказка «Солдатская шинель»

9 Урок – игра. Русские народные сказки Работа с занимательным материалом, тестами, загадками и иллюстрациями Знать содержание сказок, их героев, узнавать произведения по иллюстрациям Познавательные:, уметь ориентироваться в разнообразии решения задач, Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

10 Р.Р. №1

Составление волшебной сказки.

Сочинение собственных сказок Уметь создавать письменные высказывания

Использовать выразительные средства языка в соответствии с поставленной задачей

11 Стартовый контроль Контрольная работа №1

по теме «Сказки»

Выявление уровня облученности учащихся за курс начальной школы

Контрольная работа.

Тест.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2ч
12

13

Русское летописание.

Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Понятие о летописи.

Практические работы.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора.

Знать особенности повествования произведений древнерусской литературы, уметь воспринимать и анализировать текст Познавательные:, выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, извлекать нужную информацию Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствовать имеющиеся

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 2ч

14
15

М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»

Поиск сведения о писателе с помощью справочной литературы и ресурсов интернет

Выразительное чтение стихотворений, анализ

Знать особенности содержания произведений, уметь читать текст, уметь воспринимать и анализировать Познавательные:, планировать совместно с учителем и выполнять учебно-познавательные действияРегулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информациюКоммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. Проявлять желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе,
Осознавать себя как индивидуальности и как члена общества
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 43ч
16 Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр Составление сообщения о баснописце,

Выразительное чтение басен, чтение басен наизусть, составление вопросов к басням, характеристик героев, работа со словарём, в том числе литературоведческих терминов

Игровые виды деятельности презентация и защита собственных иллюстраций

Уметь сравнивать и анализировать произведения разных авторов, знать понятие басни как жанра,

Знать содержание произведений, давать характеристику герою

Познавательные:, осознавать познавательную задачу,

выполнять учебно-познавательные действия

извлекать нужную информацию

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания

Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

17

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий

18

Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях

19 В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» Устный рассказ о поэте, выразительное чтение, в том числе наизусть, устные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев презентация и защита собственных иллюстраций Знать сюжетное своеобразие сказки

Уметь раскрывать нравственное содержание, находить лирические и эпические черты

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной формеРегулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию Коммуникативные:

строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе

Осознавать себя как индивидуальности и как члена общества

20

В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок»

21

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») Поиск сведений о поэте, устный рассказ о поэте, выразительное чтение, в том числе наизусть, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев

Поиск незнакомых слов, работа со словарём, пересказы фрагментов сказки, создание собственных иллюстраций к произведениям поэта

Знать и лицейских и детских годах А.С.Пушкина, содержание изучаемых произведений, понимать идею произведений, давать характеристику героям, знать заданные стихотворения наизусть Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию

Адекватно оценивать свои достижения

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания

Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

22

23

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
24 Стихи и проза. Рифма и ритм

25

Проект№1

Электронная презентация «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира»

26

Контрольная работа №2

по творчеству А.С.Пушкина, В.А. Жуковского

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. В чём превосходство царевны над царицей?
  2. Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты?
  3. В чём общность и различие «Спящей царевны» В. А. Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина?

Тестирование по творчеству И. А. Крылова. В. А. Жуковского, А. С. Пушкина

Уметь создавать письменные высказывания

Знать содержание изучаемых произведений, понимать идею произведений, давать характеристику героям

Сравнивать произведения и их героев

Познавательные:, осознавать познавательную задачу,

выполнять учебно-познавательные действия

извлекать нужную информацию

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию

Адекватно оценивать свои достижения

Коммуникативные:

строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность

Осваивать новые виды деятельности
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
27
28
Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» Выразительно читать сказки( в том числе наизусть и по ролям)

Поиск незнакомых слов, работа со словарём, участие в коллективном диалоге, обсуждение иллюстраций к сказкам, презентация и защита собственных иллюстраций

Знать содержание сказок, уметь рассказывать сюжет, формулировать идею и проблематику произведений Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в беседе

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе

Осознавать себя как индивидуальности и как члена общества

  • Проект сказка ложь да в ней намек в детском саду старшая группа
  • Проект рассказ о слове машина русский язык 3 класс
  • Проект сказка гуси лебеди
  • Проект рассказ о слове русский язык 3 класс иней
  • Проект рассказ о слове мама 3 класс русский язык