Проект сочинение самая интересная наука

Тем временемв блогах... еще... комментарии еще... елена владимировна, благодарю за добрые слова! вы всегда так внимательны к оформ... благодарю вас,
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Елена Владимировна, благодарю за добрые слова! Вы всегда так внимательны к оформ…

Благодарю Вас, Ольга Борисовна, за контрольный тест! Прибрала Ваш ресурс для сле…

Большое спасибо. К сожалению, всего один урок на это чудо, а чаще всего вообще п…

Хокку — одна из оригинальностей японской культуры. Вы представили замечательный …

Спасибо за снежную сказку, Наталья Александровна! Оформление работы очень понрав…

Татьяна Владимировна, благодарю вас за внимание к моей работе и ее высокую оценк…

Разработки проектов учащихся по курсу биология в основной школе. Множество готовых проектов и отчетов, которые можно использовать для анализа и построение выводов.

Категория Проекты учащихся по биологии содержит материалов: 63

Страницы: 1 2 3 4 »

Проект «Безопасность бега, как основа успешных тренировок»

word150

Статья знакомит читателя с элементарными правилами занятия легкой атлетикой, которые основаны на научных доводах и практике автора статьи. Многие, начиная заниматься легкой атлетикой, полагают, что главное – быстро бегать. Однако, не учитывая законы работы тела, достичь вершин спорта не получится. Советы спортсмена Васина Андрея, ученика 11 класса помогут понять это.

№74206 |
23.04.2020 |
nellihim

| 28Kb

Исследовательская работа «Картофельные чипсы — польза или вред здоровью?»

word150

Цель исследования – выявить влияние различных компонентов чипсов на функции органов человека, провести качественный анализ чипсов, определить калорийность этих продуктов питания. Для этого были использованы методы исследования: анкетирование учащихся, качественное определение жиров, качественное определение крахмала.

Проект по теме «Молоко эликсир здоровья!»

word150

Молоко – уникальный, созданный самой природой продукт питания. Благодаря своим ценным питательным свойствам с древнейших времен играет важную роль в питании человека.

Проект по теме «Биогазовые установки»

word150

Дефицит энергии и ограниченность топливных ресурсов показывают неизбежность перехода возобновляемым источником энергии, которые безопасно в экологической плане

Проект «Лук-зелёный друг»

word150

Проект разработан учащимся 6 класса, целью которого являлось вырастить зеленое перо лука из луковицы в стаканчиках с водой.

Проект по теме «Пища под ногами»

word150

Дикорастущие пищевые растения с древних времен были и продолжают оставаться неисчерпаемым источником пищевых продуктов и не раз выручали людей в трудные неурожайные годы. Но и теперь, когда нет недостатка в продуктах питания, они должны широко входить в пищевой рацион населения.

№60236 |
08.01.2018 |
44tanay

| 0.3Mb

Исследовательская работа «Водный обмен. Значение воды для здоровья человека»

word150

Конкурс, посвященный Всемирному Дню воды. Тема: «Водный обмен. Значение воды для здоровья человека». Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Сейчас в связи с ухудшением экологической ситуации проблема, связанная с качеством воды стала наиболее актуальной. Нас волнует, какую воду мы пьём, и как это влияет на наше здоровье.

№55108 |
25.07.2017 |
urabi2244

| 0.2Mb

Исследовательская работа «Влияние употребления чипсов на организм школьника»

word150

Работа на тему:«Влияние употребления чипсов на организм школьника».Предмет исследования – влияние употребления чипсов на пищеварение школьника.
Цель исследования — изучить историю появления и особенности влияния чипсов на пищеварение и рассмотреть альтернативные варианты их
приготовления в домашних условиях.

№55213 |
17.07.2017 |
urabi2244

| 1.0Mb

Оценка качества плодов новых сортов яблони

word150

Значение яблок в пищевом рационе человека велико. Они служат источником поступления в организм витаминов, микроэлементов, питательных веществ. Товарные качества яблок определяются государственными стандартами по комплексу свойств: химических, физических, и биологических.

№50565 |
09.01.2017 |
школа23

| 50Kb

Проект «Заповедный край изучай и охраняй»

s11058792

В ходе реализации проекта проводится исследовательская работа на особо охраняемой природной территории, трудовые десанты по очистке леса, эколого-просветительская работа для учащихся и населения.

№48189 |
29.11.2016 |
relikt

| 57Kb

Проект по биологии на тему «Зимующие птицы Смоленщины»

word150

Проект по биологии на тему «Зимующие птицы Смоленщины» выполняется с обучающимися 8 класса. Цель проекта: Развитие познавательных и творческих способностей у учащихся. Формировать отзывчивость, любовь к природе, птицам, желание помогать им. Формировать самооценку своих поступков.

№46692 |
06.11.2016 |
Фадеева

| 1.0Mb

Комплексное исследование болота «Ва – нюр»

word150

Испокон веков болота казались людям таинственными, обладающими какой – то необычной силой. В древности во многих местах земного шара болота были для людей своего рода мостом между повседневной жизнью и потусторонним миром. Среди других ландшафтных комплексов болота выделяются постоянным избытком влаги и недостатком кислорода в воде. Воды болот имеют повышенную кислотность, из-за чего отмершие растительные остатки плохо и очень долго разлагаются в них. Болотные ландшафты необычайно широко распространены по всему земному шару

№45569 |
17.10.2016 |
северянка

| 78.3Kb


40 научных и социальных разработок, проектов и идей представили на зональном туре 100 идей для Беларуси.

Свои научные и социальные разработки, проекты и идеи на зональном туре республиканского молодежного инновационного проекта представили 40 молодых гродненских исследователей, изобретателей, медиков, программистов и талантлиых ребят из других сфер.
 

IMG_9747.JPG

– Проект «100 идей для Беларуси», на мой взгляд, является одним из самых ярких проектов БРСМ для нашей молодежи. Он ставит перед собой много целей и выполняет еще больше задач. Это не только поиск новых идей, но и талантливой молодежи, предоставление ребятам возможности раскрыть свой творческий потенциал, – отметил первый секретарь Гродненского городского комитета БРСМ Артем Макаревич. – В этом году участников проекта мы поделили на две группы: первая – учащиеся  учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, вторая – студенты университетов, работающая молодежь и молодые ученые до 35 лет. На городскую выставку-презентацию были вынесены лучшие проекты. Спектр направлений, в которых ребята смогли проявить себя, действительно широкий. Их разработки представлены в десяти номинациях.

На суд городского экспертного совета, который оценивал не только актуальность и новизну идеи, но и ее практическую значимость и реальность реализации, было представлено 40 проектов – от социальной сферы и медицины до энергоэффективных, агропромышленных, строительных и авиакосмических технологий. Больше всего инноваций, как подчеркнула второй секретарь Гродненского городского комитета БРСМ, куратор проекта «100 идей для Беларуси» по городу Гродно Анна Киселевская, было представлено в номинациях «Общество и социальная сфера», «Экология», «Информационно-коммуникационные технологии».

IMG_9708.JPGIMG_9711.JPG

IMG_9687.JPG

– У молодежи города Гродно данный проект пользуется особой популярностью. Это мы видим по количеству участников, которое ежегодно растет. Многие ребята выступают уже не первый год, постоянно что-то новое придумывают и воплощают свои идеи в жизнь, – отметила Анна Киселевская.

Студентки 2 курса специальности «Журналистика (печатные СМИ)» факультета истории, коммуникации и туризма ГрГУ имени Янки Купалы Анна Карпинчик и Ксения Салей презентовали проект «PROF 1». Согласно проекту девушки издают собственный онлайн-журнал. В его основе, по словам студентов, – практика тьюторства. 

IMG_9764.JPG

анна ксенія.jpeg

– На первом курсе университета у нас была дисциплина, цель которой – издание собственного журнала. С нашим преподавателем, руководителем проекта Анной Чеславовной Рыжкович мы решили, что нам нужно развивать практику тьюторства – обучения старшекурсниками студентов младших курсов, – рассказала Анна Карпинчик.


– Планируем выпускать наше интернет-издание раз в месяц. Уже вышло два номера. Пока журнал распространяем в пределах нашего вуза. Мы считаем, что практика тьюторства очень интересна для развития молодежи во всех высших учебных заведениях нашей страны. Для будущих специалистов той или иной профессии будет полезен опыт сверстников, старшекурсников, –
дополнила Ксения Салей и отметила, что журнал состоит из рубрик. Каждая из них интересная и уникальная. Например, в рубрике «Краткий путеводитель» речь идет о тонкостях журналистской деятельности. Также издание предполагает размещение материалов, касающихся литературы, имиджа, финансовой безопасности.

IMG_9783.JPG

Интеллектуальное приложение «FiBi Home», с помощью которого можно дистанционно управлять умными устройствами в доме, разработали учащиеся Гродненского государственного колледжа техники, технологий и дизайна Владислав Петров и Антон Юлбарисов.  


– Наш проект подразумевает реализацию целостной экосистемы для подключения и взаимодействия с более чем тысячей устройств: умная розетка, робот-пылесос и другие. Также разработка предназначена для энергосбережения. Она позволяет вести учет потребления электроэнергии. Тем самым можно сократить в разы затраты на электричество. По управлению системой разработано приложение, где можно подавать команды интеллектуальному помощнику. Система может с нами разговаривать и выполнять все поручения, что также экономит время. При настроенной конгфигурации автоматизируется сценарий действий устройств. Условно: открылась дверь – включилась лампочка,
– сообщили разработчики проекта.

IMG_9767.JPGIMG_9793.JPG

Героико-патриотический проект «Герои не умирают: их подвигам жить в веках»  разработали студенты 3 курса специальности «История» ГрГУ имени Янки Купалы Дмитрий Апон, Ангелина Маркиш, Никита Акудович, Ростислав Привалов. Его цель – увековечивание памяти воинов, погибших при освобождении города Гродно в 1944 году. 

IMG_9751.JPG

апон.jpeg

–  Два года назад мы создали образовательный интернет-ресурс, где размещаем информацию о героях, которые погибли при освобождении нашего города. Это их фотографии, биографические данные, награды, места захоронения и многое другое. С каждым годом мы все дальше от тех ужасающих событий, но важно сохранить память о героях, событиях. Проект направлен на воспитание патриотических чувств и будет полезен в образовании. Например, в школе на уроках истории, краеведения и в вузах при изучении истории Беларуси,  – поделился Дмитрий Апон.

В рамках зонального тура конкурса состоялся отбор лучших проектов в каждой номинации. Победители представят город Гродно в декабре на областном этапе конкурса. 

IMG_9723.JPGIMG_9701.JPG

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Заявление Учёного совета Института философии РАН

в связи с назначением временно исполняющего обязанности директора Института

Учёный совет Института философии РАН при поддержке научного коллектива выражает категорическое несогласие с назначением на должность ВРИО директора Института А.В. Черняева.

Учёный совет выражает полное доверие академику А.В. Смирнову как руководителю и учёному (см. приложение №1). Он был избран в 2015 году и после пяти лет успешной работы, в течение которых Институт вошёл в первую категорию, подтвердив статус мирового лидера в социально-гуманитарных науках, был вновь избран на эту должность в полном соответствии с нормами закона и регламента, пройдя согласования с кадровыми комиссиями РАН и Совета по науке при Президенте РФ. Он был назначен ВРИО директора с 22 декабря 2020 г. По истечении 45 дней, согласно пп. 3, 4, 6 и 9 Указа президента РФ от 20.03.2017 г. № 120 избранный кандидат также считается автоматически согласованным Полномочным представителем Президента РФ в Центральном федеральном округе. Однако Академик А.В. Смирнов продолжал оставаться ВРИО директора вплоть до декабря 2021 года. В ноябре 2021 г. Министерство начало подготовку пакета документов для назначения А.В. Смирнова ВРИО директора Института философии РАН с 22 декабря 2021 г. сроком на год. Подготовка документов, сначала оперативно продвигавшаяся, была неожиданно прервана 30 ноября 2021 г. Министерством со ссылкой на несогласование без объяснения причин, по истечении всех разумных сроков и вплотную к окончанию его полномочий в качестве ВРИО директора. В итоге в самый последний момент (то есть буквально в последний день) на должность ВРИО директора совершенно неожиданно для всех в нарушение норм административной и научной этики был назначен кандидат философских наук А.В. Черняев – в этом качестве нигде публично не обсуждавшийся и ни в коей мере не располагающий научным и административным авторитетом, минимально необходимым для этой ответственной должности. Назначение было проведено спешно, без обязательно предусмотренного процедурой согласования с РАН и в полной тайне от Института. Как сказано в Приказе, основанием данного назначения является личное заявление ведущего научного сотрудника А.В. Черняева.

Ранее А.В. Черняев потерял должность заместителя директора Института, а затем был снят с должности руководителя сектора истории русской философии, доказав свою неспособность к административной работе в научном коллективе. Перед этим он по правилам Института автоматически баллотировался в состав Учёного совета как заведующий сектором, однако не прошёл в него в результате тайного голосования общего собрания научных сотрудников. После столь впечатляющих репутационных и статусных потерь А.В. Черняев включился в кампанию по дискредитации Института в целом и в особенности его руководства. Центром этой кампании является ресурс «Царьград» (см. приложение № 2).

Кампания против Института философии РАН построена на ложных идеологических и политических обвинениях в адрес академической структуры и конкретных лиц, к политике вовсе не имеющих никакого отношения. Ряд выступлений А.В. Черняева был довольно быстро им же удалён из сети во избежание публичных разоблачений.  Данное назначение в Институт с сильными академическими традициями, высококвалифицированным составом (88 докторов наук, 6 членов РАН) в качестве ВРИО директора кандидата наук без имени в научном мире и какой-либо поддержки в коллективе уже вызвало широкий общественный резонанс. Этот резонанс, без всякого сомнения, будет расти по мере деятельности нового назначенца, а также по мере публичных аналитических исследований всех обстоятельств и скрытых пружин данной отнюдь не только кадровой интриги.

В связи с вышеизложенным просим вышестоящие инстанции пересмотреть столь странное назначение. Это было бы лучшим продолжением конструктивного сотрудничества учёных и структур управления, построенного на взаимопонимании, доверии и взаимном уважении.

Также просим российскую научную общественность, независимую аналитику и СМИ поддержать Институт философии РАН в этой одиозной и беспрецедентной для академического сообщества ситуации. Считаем, что принципом разрешения подобных коллизий должна быть максимальная публичность.

Учёный совет Института философии РАН в расширенном составе
Научный руководитель Института философии РАН академик РАН А.А. Гусейнов

22 декабря 2021 года

Приложение № 1.

Обращение Учёного совета Института философии РАН к Президенту РФ В.В. Путину

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Обратиться к Вам нас вынуждает кризисная ситуация, сложившаяся в Институте философии РАН в связи с неутверждением кандидатуры академика РАН А.В. Смирнова на должность директора.

А.В. Смирнов, возглавляя Институт философии РАН с 2015 года, сплотил его коллектив для выполнения государственного задания с акцентом на исследовании традиций и идентичности, ценностных основ и цивилизационных перспектив развития российского общества. Он руководит одной из основных мегатем Института философии РАН «Российский проект цивилизационного развития». Данная научно-исследовательская программа исходит из идеи многополярного мира и многовекторной переориентации глобальной политики, из тезиса, что «Россия – это не просто страна, это действительно отдельная цивилизация: это многонациональная страна с большим количеством традиций, культур, вероисповеданий». Она опирается на классическую для русской философии категорию «всечеловеческое» как на концепцию, способную объединить разные слои населения, выразить уникальную национальную идею, имеет целью разработать с позиций государственного мышления принципы гармоничного развития российского общества, цивилизационной и национальной безопасности страны.

А.В. Смирнов – выдающийся учёный с мировым именем, с собственной научной школой, академик-секретарь Отделения общественных наук РАН, Президент Российского философского общества, член Руководящего комитета Международной Федерации философских обществ и Международного института философии. В настоящее время А.В. Смирнов как член Организационного комитета по подготовке празднования столетия А.А. Зиновьева, созданного Распоряжением Правительства РФ во исполнение Указа Президента РФ, руководит подготовкой Российского философского конгресса, а также рядом других академических мероприятий, посвященных этой дате. Под руководством А.В. Смирнова Институт вошел в первую категорию, подтвердив свой статус лидера мирового уровня в социально-гуманитарных науках.

Именно такой учёный, опытный организатор науки, совмещающий глубину академического философского знания с подлинно патриотической позицией, способен принести наибольшую пользу в качестве руководителя ведущего философского института России. Его неутверждение вносит нервозность и в другие научные коллективы, способствует появлению ненужной конспирологии, создаёт лишнее напряжение между учёными и структурами управления.

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Коллектив Института просит Вас содействовать в разрешении возникшей проблемы. Кандидатура А.В. Смирнова успешно прошла предусмотренные законом и регламентом процедуры: как демократические (выдвижение и избрание), так и административные (согласование с Президиумом РАН, кадровой комиссией Совета при Президенте РФ по науке и образованию, а также шаги, предусмотренные пп. 3, 4 и 6 Указа президента РФ от 20.03.2017 г. № 120).

Учёный совет
Института философии РАН

Приложение № 2.

О политических и идеологических амбициях и неформальных связях владельца этой структуры см., в частности: «Кибермонархия Константина Малофеева: как устроен бизнес православного миллиардера» // The Bell, 19 ноября 2019. В планах ещё не существующей православно-монархической партии – разработка «Программы-мечты 2050», претендующей стать идеологическим ориентиром деятельности Президента РФ и основой государственной идеологии. Вместе с тем в ИФ РАН под руководством А.В. Смирнова разрабатывается большая программа «Российский проект цивилизационного развития». Данное академическое исследование исключает участие в политике и сочинении идеологий. Но это не отменяет того факта, что и кадровые интриги вокруг Института философии РАН могут являться следствием желания устранить хотя бы гипотетическую идейную конкуренцию или даже приватизировать авторитетный интеллектуальный потенциал. В худшем случае речь может идти о недобросовестной конкуренции в системе партийного строительства.

А.Голубев Здравствуйте, у микрофона Алексей Голубев, и сегодня мы будем выяснять, спасут ли мир экостартапы. Речь пойдет о программе фонда «Сколково» GreenTech Startup Booster-2021. С нами на связи Михаил Тыкучинский, директор по развитию Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково». Михаил, добрый день.

М.Тыкучинский Добрый день.

А.Голубев Насколько я понимаю, мы с вами сегодня будем говорить о том, о чем так много сегодня говорят по всему миру самые крупные компании. Это устойчивое развитие, экология, зеленая промышленность, ESG, это крайне популярная аббревиатура сегодня. Так вот, мой первый вопрос, просто чтобы мы все понимали, что такое программа GreenTech Startup Booster, о которой я уже сказал – что это такое?

М.Тыкучинский Спасибо большое. Действительно, тема очень актуальная. Может быть, немножко о ней говорят сейчас слишком много, хотя об экологии и о нашем будущем говорить много невозможно. Ну вот мы стараемся не только говорить, но и делать. Это программа по поиску, проработке, подготовке и сопровождению к реальному внедрению в промышленность технологических разработок, которые предлагают стартапы. На разные стадии. От идей, которые еще пока находятся на стадии НИОКР до практически уже готовых, но еще не получивших большое масштабирование проектов, которым мы помогаем найти заказчика, сформулировать бизнес-эффект вместе с индустриальным партнером, и дальше помогаем сопровождать внедрение.

Для того, чтобы это сделать, сначала эти проекты нужно найти. И мы в течение года, программа ежегодная, она занимает практически целый год по длительности. Сначала мы осуществляем глубокий международный поиск, безусловно, всю Россию захватываем и близлежащие страны. Дальше проходит многоступенчатый отбор с участием научных экспертов, у нас участвуют ведущие вузы, занимающиеся вопросами экологии. После этого мы переходим уже к более детальной проработке предложений с индустриальными партнерами программы. Уникальность программы в том, что она объединяет достаточно большое количество крупных российских и международных промышленных компаний, которые не просто оценивают какие-то призы победителям, как часто бывает с конкурсами инновационных решений, они выходят со своими конкретными, практическими, оплачиваемыми запросами. И вместе с ними мы уже эти проекты отбираем и доводим до фактического внедрения.

А.Голубев Ну вот в новостях о вашей программе фигурирует часто слово «акселератор», такое непростое, на мой взгляд, слово. Я не знаю, как правильно это охарактеризовать? Это конкурс? Или что это?

М.Тыкучинский Это слово часто используют в разном контексте, так же, как же слово ESG многие переносят, но понимают под этим совершенно разное. Конкурсная часть, безусловно, есть. И она, безусловно, важна. Но конкурс – это только первая часть. Акселератор – это что-то, что ускоряет какой-то процесс. Вот тот проект, та программа, которую мы реализуем, она ускоряет практическое внедрение. Для этого нужно сначала найти, отобрать, подготовить и дальше внедрить. Вот в целом эта программа поэтому и называется «акселератор», потому что разработки до реального внедрения на промышленных предприятиях, особенно в России, к сожалению, надеюсь, этот тренд изменится, но они иногда идут медленнее, чем хотелось бы. Вот мы помогаем акселерировать этот процесс.

А.Голубев Это происходит в России, «Сколково». Это что-то мы придумали, или это откуда взято? Есть ли похожие программы за границей? Я не слышал, что Россия вот прямо впереди планеты всей в плане перехода на зеленую промышленность.

М.Тыкучинский Это не только зеленой промышленности касается. Наверное, в целом в части работы со стартапами Россия не на лидирующих позициях. Но я хочу сказать, что конкурс этого года показал, что очень много интересных технологических разработок есть, и у нас очень много международных компаний и партнеров в программе этого года, которые подтверждают, что разработки находятся на очень высоком уровне. Поэтому необходимо только чуть-чуть дополнить это инфраструктурой по работе с этими стартапами.

Подобные конкурсы или акселерационные программы есть и за рубежом. В дополнение к этому за рубежом очень много у крупных индустриальных партнеров, особенно – которые занимаются тематикой ESG, создано своих специализированных подразделений, венчурных студий, венчурных фондов, которые инвестируют в соответствующие технологии. В России все это пока только начинается. И у некоторых компаний есть уже венчурные фонды, которые немножечко инвестируют в ESG, но пока вот путь для стартапов в корпорацию, он не совсем понятный. Вот за рубежом инфраструктура работы с технологическими стартапами у тех компаний, которые действительно ими интересуются, она выстроена. Здесь мы потихонечку ее выстраиваем вместе с компаниями, и в рамках этой программы, можно сказать, не только стартапам помогаем, но и корпорациям помогаем научиться работать со стартапами.

А.Голубев А сейчас… Вот какое-то время отбирались эти стартапы, я так понимаю. Сейчас какой этап программы?

М.Тыкучинский Ну, вот так, наверное, случайно совпало, но сегодня, как раз прямо сейчас, практически в живой студии нахожусь в университете Сколтеха, Сколковский институт науки и технологий, сейчас проходит суперфинал… Правильнее его назвать «демо-днем», потому что сегодня формально все участвующие проекты – это победители, из 977, если я правильно помню, проектов, подавших заявки в этом году, сейчас выступают 27, то есть, ступенчатый фильтр, он был пройден этим количеством. И это компании, стартапы, вызвавшие наибольший интерес, практический интерес со стороны индустриальных партнеров. А индустриальных партнеров в этом году 16, представляющих самые-самые разные отрасли промышленности. Это и Якутская топливная энергетическая компания, Мосэнерго, Accenture, Газпромбанк, Газпромнефть, Северсталь, НорНикель, 3М, «Сибур», TotalEnergies, Enel, EDF, «Илим». Очень-очень широкий спектр потенциального внедрения, поэтому проекты очень разные. Сегодня как раз они выступают, и по результатам будут сформированы дорожные карты… Может быть, немножко бюрократическое слово, но практически планы по тому, как дальше эти проекты будут реализовываться с той или иной компанией в следующем году. Здесь где-то при нашей непосредственной поддержке специалистов фонда «Сколково», где-то компании уже начинают работать напрямую, собственно, это и есть наша цель… Возможно, не во всех проектах потребуется сопровождение с нашей стороны, но здесь мы оказываем и стартапам, и корпорациям поддержку в реализации, в запуске этих пилотных проектов. Поэтому сегодня вот финал. Уникальность этого финала и программы этого года, наверное, тоже, в отличие от предыдущего. В этом году мы добавили так называемый «джуниор трек», детский, скажем так. До 17 лет принимали туда заявки. И студенческий. В прошлом году мы работали только со взрослыми стартапами, сейчас вот эти два трека появились. И ребята уже выступили. Фантастические результаты. Порядка 100 проектов школьных со всей России, мы были совершенно не готовы и не ожидали, что такая взрослая программа вызовет такой живой отклик у юных, можно сказать, разработчиков. Но они еще не разработчики, но увлеченных темой экологии. И уровень проработки… Безусловно, они где-то привлекали менторов, но уровень проработки фантастический, на уровне совершенно взрослых проектов. И студенческие проекты, ожидания к ним были выше, но больше 100 проектов было подано, было очень сложно выбирать. Четыре лучших детских, четыре лучших взрослых выступили сейчас. Взрослые начнут выступать в ближайшее время.

Запись этого будет доступна на Ютуб, и это можно будет посмотреть, на сайте greentech.sk.ru. Так что все, кому интересно, какие конкретно проекты участвуют, и чем вообще сейчас живет с точки зрения ESG российская промышленность. И часто спрашивают: «А вот что там у вас в Сколково?». Вот оно, реальное… Это не только «Сколково», «Сколково» здесь выступает интерфейсом, экосистемой, которая объединяет стартапы и корпорации.

А.Голубев Я напомню, с нами на связи Михаил Тыкучинский, директор по развитию Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково». Мы выясняем, спасут ли мир экостартапы. Смотрите, из тысячи заявок было отобрано 27. Почти из тысяч – 27. И это, как я понимаю, не только из России стартапы. Со всего мира. В каком формате они участвуют? Это как-то все удаленно происходит? Или все съехались в «Сколково».

М.Тыкучинский Это происходит гибридно, сейчас появилось новое слово. Безусловно, довольно значительное количество смогло приехать. Наверное, больше половины участвует онлайн, и большая часть работы в рамках программы проходила онлайн за исключением тех ситуаций… Все-таки экология – это не только про удаленные коммуникации, и не все вещи померить, испытать, реализовать в «цифре», поэтому компании ездили на объекты, проводили испытания, проводились какие-то реальные физические процессы, которые невозможно получить или перевести в «цифру», но сейчас финал проходит в гибридном формате. Кто-то выступает онлайн, кто-то слушает онлайн, сейчас это существенно ускоряет процесс общения.

А.Голубев А можно задам вопрос, может быть, в такой несколько грубой форме? Кому это надо? Понятно… Точнее, непонятно. Вот стартапы – они что, получат… Стартаповые победители получают какие-то гранты, финансирование, или что? Или с этого получат что-то компании крупные, которые вы уже называли, которые будут внедрять эти новации. Или государство с этого что-то получит, какие-то новые зеленые технологии? Кому это все нужно?

М.Тыкучинский Ну, вопрос не грубый, вопрос понятный, абсолютно честный. Единственное что, здесь, наверное, в плане ответа не «или/или/или»… Я считаю, что здесь все будет «и». Вопрос, кому это нужно… С точки зрения стартапов, компании, которые создавались, чтобы зарабатывать деньги на технологиях, это дополнительная возможность поиска клиентов, выхода на международный и российский рынок привлечения инвестиций, поэтому для стартапов подтверждение того, что они были отобраны, это уже гарантия того, что на них обратят внимание. Плюс те реальные пилотные проекты, которые мы запускаем с индустриальными партнерами, они позволяют в дальнейшем еще более обоснованно привлекать инвестиции и находить следующих клиентов.

Я надеюсь, что стартапы в этом направлении делают это тоже не ради денег. Это в определенном смысле и импакт, который они приносят в наше общество за счет того, что благодаря их технологиям мир становится чище, для них это тоже важно. Для корпораций, если отвечать цинично – да, их, естественно, интересует увеличение прибыли, и она достигается за счет разных способов. Или за счет повышения эффективности процессов, за счет уменьшения штрафов и различных сборов, которые на компанию накладываются как существующим, так и перспективным законодательством в этой сфере за счет формирования новых продуктов, которые соответствуют принципам ESG, которые являются экологичными, которые находят спрос у потребителя, того, что инвесторы начинают воспринимать эти компании как экологичные, с большей охотой… Это можно объяснять модой, можно объяснять еще чем-то, но это факт, что компании, позиционирующие и доказывающие, что они соответствуют принципам ESG, привлекают финансирование быстрее и во многих случаях дешевле… У некоторых инвесторов вообще потихонечку появляются ограничения не инвестировать в компании, которые не занимаются ESG, поэтому здесь прямые выгоды финансовые есть. А для государства в целом, безусловно, если убрать совсем циничную экономику, мир действительно должен становиться чище. И, безусловно, зарабатывать деньги нужно, и все должны к этому стремиться, но зарабатывать деньги нужно ответственно.

Собственно, весь принцип концепции устойчивого развития заключается в том, что зарабатывать сейчас нужно без ущерба для будущих поколений. Мне кажется, что роль государства в регулировании… Как минимум, в стимулировании такого образа мышления, оно крайне важно, потому что по своей функции, по роли, должно заботиться о следующих поколениях не меньше, чем о существующем.

А.Голубев Ну вот как мы выяснили, прямо сегодня проходит презентация проектов стартапов-победителей. А вы можете назвать некоторые из них… Какие-то, может, самые интересные проекты? Что эти стартапы предлагают?

М.Тыкучинский Сегодня выступали, кстати, и некоторые стартапы-победители прошлого года, которые рассказывали о том, что они сделали за этот год. И, может быть, в каких-то случаях это чуть более явно, поскольку стартапы этого года только приступают к реализации пилотных проектов. Например, системы контроля качества воздуха. Это крайне актуальная задача, президентом поставлена задача разработки национальной системы экологического мониторинга, и мы очень активно участвуем в этой программе, в том числе, интегрируя в нее разработки наших стартапов. Это, кстати, к вопросу об эффектах для государства.

Компания «Видеоматрикс» — это система анализа воздуха по видеоизображению. Есть компания НРЗБ, которая разрабатывает платформы для сбора и анализа качества воздуха из различных источников, они за прошлый год уже запустили в разных городах, в разных регионах России свои проекты. Компания Cashluck, которая занимается переработкой жидких шлаков от черной и цветной металлургии, перерабатывая их в строительный материал. Запущены в прошлом году ряд проектов с крупными металлургическими предприятиями, и отходы превращаются в деньги.

Система мониторинга утечек метана, компания НРЗБ, вышла на международные рынки с разработками. Это я говорю о компаниях прошлого года, которые выступали.

В этом году тоже очень разные. Это и системы мониторинга, и системы переработки. Вообще в целом программа велась по шести большим ключевым направлениям. «Чистая планета» — это технологии очистки сбросов, выбросов в атмосферу. «Низкоуглеродная экономика»…

А.Голубев Здесь мы поставим запятую перед перерывом. С нами на связи Михаил Тыкучинкий, директор по развитию Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково». Мы выясняем, спасут ли мир экостартапы, говорим о программе фонда «Сколково» GreenTech Startup Booster-2021, продолжим эту тему после новостей.

НОВОСТИ

А.Голубев Здравствуйте еще раз, мы продолжаем, у микрофона Алексей Голубев, мы сегодня говорим о том, как экостартапы собираются спасти нашу планету. Говорим о программе фонда «Сколково» GreenTech Startup Booster-2021. С нами на связи Михаил Тыкучинский, директор по развитию Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково».

Михаил, мы остановились на тех проектах, которые были реализованы по итогам прошлого акселератора. Тогда давайте продолжим о тех проектах, которые вот представлены в этом году.

М.Тыкучинский Мы говорили о том, что у нас в этом году расширилась технологическая палитра, вызовы, по которым мы искали проекты. У нас шесть основных направлений. «Чистая планета» — различные проекты, связанные с улавливанием и уменьшением эффектов выбросов, сбросов, «Низкоуглеродная экономика», «Экономика замкнутого цикла», «Цифровой мониторинг», «Безопасная среда» и «Экология экстремального климата». Вот это шесть ключевых направлений, по которым были сформулированы задачи нашими индустриальными партнерами. Соответственно, проекты очень и очень разные. Наверное, перечислять 27 не буду… Поскольку сейчас еще идет отбор, говорить, какие больше нравятся-не нравятся будет не совсем корректно. Это различные установки по улавливанию, например, и обезвреживанию газов с очисткой… Например, очень перспективная инженерная разработка – улавливание углекислого газа за счет роторно-дисковой машины, которая встраивается в газовод, и улавливание СО2, задачи декарбонизации очень хорошо решает.

Интересная разработка, связанная с использованием избыточного тепла, которое образуется при работе солнечных батарей для нагрева воды. И сама идея не нова, но очень эффективная получилась установка, она реализуется, в том числе, за рубежом.

Системы автономного питания и перезаряжания дронов, которые могут использоваться для различных систем мониторинга. Очень широкий спектр, связанный… Мониторинг и датчики, которые… Была проблема несколько лет назад, связанная с таянием вечной мерзлоты, и расположенные на них нефтяные резервуары. Вот датчики, которые своевременно могут сигнализировать о такой опасности, и при этом обладают низким энергопотреблением, и могут очень долго располагаться в земле.

А.Голубев Да, смотрите, у вас такая хорошая выборка, почти 1000 заявок. Можно проанализировать, откуда больше всего стартапов отправили свои заявки, из каких стран? Интересно понять, где самые сильные команды у нас на планете, вот по этому направлению ESG?

М.Тыкучинский Видите, здесь… Это не просто какой-то аналитический срез, поэтому ответить на вопрос, где находятся самые сильные, он, наверное, к сожалению не помогает. Это стартапы, которые пришли на эту программу, чтобы реализовывать конкретные проекты с нашими индустриальными партнёрами. В первую очередь в России. Да, у нас есть партнеры, которые ищут и могут предоставить возможности для реализации во всем мире. Но, безусловно, в первую очередь речь идет о российском рынке, что накладывало определенные ограничения на привлечение тех стартапов, которые на эту программу придут.

Конечно, наибольшее количество из России. Не буду никакие проценты приводить, подавляющее. Но это очень-очень широкая география. По городам мы считали, это 170 городов и больше 20 стран. Есть проекты… Их не очень много, но есть проекты из Азии, из Индии, из Китая, Америки, Японии, Израиля. Несколько проектов вышли в финал. В основном это, конечно, российские. А сказать, что на основе этого можно сделать вывод, что российские технологии лучшие или худшие, я бы так не стал. Но мы, в первую очередь, ориентируемся на поддержку российских стартапов. Но не снимаем с себя задачу поиска наилучших доступных решений для индустриальных партнеров.

А.Голубев Михаил, вот такой вопрос. Кажется, что крупные компании и государство, и вообще мы все заинтересованы в том, чтобы снизить вредные воздействия производства на экологию. Почему эта задача поручается никому не известным маленьким стартапам, маленьким компаниям, молодым людям, а не каким-то крупным, признанным, научным институтам, у которых есть опыт, понимание, степени, доктора наук? Почему не они этим занимаются?

М.Тыкучинский Спасибо большое, очень хороший провокационный вопрос. Но на самом деле, здесь же вопрос – кто кому поручает. На самом деле, никто никому не поручает. И здесь… Противопоставление, очень часто я с ним сталкиваюсь. Есть стартапы, есть традиционная наука, и это вот какой-то конфликт. На самом деле, здесь нет никакого конфликта, и те профильные научные глубокие исследовательские и аналитические институты должны и будут, и занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями в этом вопросе. Более того, огромная часть из них с нами сотрудничает и является нашими экспертами, которые помогают оценивать те или иные стартапы. При этом стартапы часто очень… являются выходцами из этих научных институтов. И задача стартапа – донести технологию в рынок. Многие корпорации работают и должны, наверное, работать и с тем, и с другим сегментом. Так же, как и государство должно поддерживать и фундаментальную науку, и помогать стартапам развиваться. Поэтому здесь, во-первых, никто не получает… Это идет от рынка, потому что мы в рамках нашей программы ориентируемся на запросы корпораций. Во-вторых, и стартапы, и наука активно участвуют в этой программе, и здесь нет противоречия.

А.Голубев Да, но вот смотрите, мы с вами уже говорили, что ESG – такое модное понятие. И вроде как крупные компании, они уже не могут сегодня не быть в этом тренде. То есть, какая-то компания будет открещиваться, говорить, что «нет, мы не занимаемся темой ESG», то как-то они будут не прогрессивны, и работать не смогут. На самом деле, это что, действительно желание спасти нашу планету от загрязнения и сделать всех счастливыми и здоровыми? Или это просто… Ну такая сейчас мода. Такой тренд. Будем сейчас ESG. Через пять лет будет о чем-то другом говорить.

М.Тыкучинский Ну, во-первых, я считаю, что здесь противоречия… Я не знаю, в какой мере оно есть или должно быть. Корпорации по определению всегда – машинки для зарабатывания денег. Они для этого создаются, и такая роль у них по экономической теории. При этом корпорации вынуждены, в силу своей рыночной специфики, следовать за тенденциями рынка, который как раз и формирует человечество. А человечество… Да, это, можно сказать, мода. Но что в этом плохого? Мода иногда бывает и хорошая. То есть, я считаю, что это вещь правильная. То есть, если правильные вещи становятся модными, они от этого не становятся хуже. Но таким образом, рынок фактически позволяет связать реальный запрос населения через товарно-денежные механизмы с тем, как себя начинают вести компании. Поэтому – да, если такая мода отражает правильную… На мой взгляд, по крайней мере, тенденцию и правильные пожелания человека, то это хорошо. Будут ли компании всю жизнь этому следовать, зависит, в первую очередь, от нас, от того, какой запрос будет транслировать общество и как оно будет создавать тот рынок, на котором эти корпорации работают

Если для нас, для потребителей, этот тренд становится важным, станет важным, и мы не будем отказываться от этой моды, то и корпорации, скорее всего, будут вынуждены следовать в фарватере. Если мы скажем: «Давайте все загрязнять», значит, они будут следовать. Нет такой абстрактной сущности «корпорация», какой-то заговор мировых корпораций. Есть рынок.

А.Голубев Тогда вопрос. Почему такие опасения высказываю, потому что раньше было крайне модное словосочетание «социальная ответственность бизнеса». Мне кажется, мы еще это не до конца раскрыли, а уже началась вот эта ESG. Или это просто расширено? Не только социальная ответственность. Открыл шаурмичную, посади рядом газончик, теперь этим не ограничивается дело, теперь еще шире пошли. Так?

М.Тыкучинский Теперь социальная ответственность уже по серьезному. Вот раньше посадил деревья, садик разбил около завода – и уже вроде как отчитался. Теперь этого недостаточно. И ответственность перед локальными сообществами никуда не делась, она в букве S в ESG все равно осталась. Но ответственность за более, наверное… Вот сегодня можно говорить, что ты, даже действуя локально, несешь ответственность за глобальные вещи. Вот это – то, что изменилось. Концепция глобальной… Даже твои маленькие выбросы, они влияют на весь мир. Наверное, это важно. Но это просто развитие предыдущей идеи.

А.Голубев Да, вот многие стартапы, которые у вас выступают сегодня, они будут говорить о глобальном потеплении. Можно ваше мнение узнать? Потому что ученые говорят, что это неизбежный процесс, нам его не избежать. Но можно, может быть, замедлить. Эти стартапы занимаются чем? Замедляют процесс? Или пытаются повернуть вспять?

М.Тыкучинский Вы знаете, я с детства испытываю глубокое уважение перед наукой. Я не являюсь фундаментальным ученым. Но если ученые это подтверждают, значит, этому можно верить. Поэтому – да, если глобальное потепление… Но если глобальное потепление нельзя обратить, но можно замедлить, это не значит, что этого не нужно делать. Так же, как течение хронических болезней. Есть болезни, которые неизбежно ведут к смерти, даже классически сама жизнь неизбежно ведет к смерти. Это не значит, что не нужно стараться лечить, поддерживать и удлинять, так же, как сейчас с пандемией. Нужно оттянуть пик заболеваемости максимально вправо, чтобы успеть разработать какие-то лекарства, подготовиться. Поэтому с глобальным потеплением… Любой возможный сдвиг вправо, даже если мы не сможем изменить, все равно полезен. Стартапы не изменят, наверное, и не являются уникальной панацеей от всего. Не будет среди наших стартапов, нет такого, что с завтрашнего дня – все – глобальное потепление отменяется. Но каждый-каждый будет вносить свой вклад. И за счет этого общий эффект будет достигаться.

А.Голубев Да, спасибо вам большое. У нас, к сожалению, время закончилось. С нами на связи был Михаил Тыкучинский, директор по развитию Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково». Мы говорили о том, как экостартапы спасают мир, говорили о программе фонда «Сколково» GreenTech Startup Booster-2021. Михаил, спасибо, до свидания.

М.Тыкучинский Спасибо большое.

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа
№15»

Проект
по физике:

«Знаменитые
физики России»

Выполнила:

Шемякина Арина

ученица 7А класса школы №15

Руководитель:

Жуков Андрей Валерьевич

учитель физики школы №15

г.
Рязань

2021

Оглавление

Введение

1.   Открытия
наших соотечественников

2.  Российские
физики – лауреаты Нобелевской премии

3 . Наши великие
земляки физики

3.1
Владимир Фёдорович Уткин

3.2.
Александр Васильевич Пёрышкин

3.3 
Константин Эдуардович Циолковский

Заключение

Использованные
ресурсы:

Приложение 1.
Памятные места Рязани

Приложение 2.
Памятные места Рязанской области

  В этом учебном году мы
начали изучать новый для нас предмет – физику. На первых же уроках я узнала,
что эта наука одна из наиболее древних и важных научных дисциплин  — наука,
изучающая свойства материи, основа всего естествознания. Изучать физику —  значит
изучать Вселенную. Физика — самая интересная ветвь науки, поскольку
Вселенная куда сложнее, чем кажется, и она вмещает в себя все существующее
вокруг нас.

  Именно по этой причине
физика считается фундаментальной наукой. Другие естественные науки (биология,
химия, геология и др.) описывают отдельные классы явлений, которые в конечном
итоге подчиняются физическим законам.

   Российская наука не
только одна из самых великих в мире, она еще является кузницей кадров для
других стран. В мире даже существует такой термин «русская наука», хотя многие
из ученых, которых так называют, уже давно не живут в России, но родились и учились
здесь. 

•        Актуальность
проекта.
Российские учёные внесли свой вклад в развитие научной мысли во
всем мире. Многие 
великие российские учёные трудились и трудятся за рубежом в научно-исследовательских
учреждениях с мировым именем. Их открытия продвигают вперед технологии и
знания во всем мире, а многие революционные идеи и изобретения в мире создаются
на фундаменте научных достижений наших соотечественников.

•        Цель проекта:
изучить вклад российских ученых в современную  науку физику.

•        Задачи
проекта:

1.      Собрать
теоретический материал о российских ученых физиков;

2.      Изучить влияние физиков России на науку физики в целом.

•        Методы
исследования:

1.      Изучение теоретических
материалов;

2.      Анализ.

 Открытия и изобретения  российских
учёных используются во всех сферах жизни. Вот лишь некоторые из них.

·                   
П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин — первая в мире электрическая лампочка;

·                   
А.С. Попов — изобретатель радио;

·                   
В.К. Зворыкин — первый в мире электронный микроскоп, телевизор и телевещание;

·                   
А.Ф. Можайский — изобретатель первого в мире самолёта;

·                   
И.И. Сикорский — великий авиаконструктор, создал первый в мире вертолёт,
первый в мире бомбардировщик;

·                   
А.М. Понятов — первый в мире видеомагнитофон;

·                   
С.П. Королёв — первая в мире баллистическая ракета, космический корабль,
первый искусственный спутник Земли;

·                   
А.М. Прохоров и Н.Г. Басов — первый в мире квантовый генератор – мазер;

·                   
С.М. Прокудин-Горский — первая в мире цветная фотография;

·                   
Ф.А. Пироцкий — первый в мире электрический трамвай;

·                   
Ф.А. Блинов — первый в мире гусеничный трактор;

·                   
В.А. Старевич — объёмно-мультипликационное кино;

·                   
Е.М. Артамонов — изобрёл
первый в мире велосипед с педалями, рулём, поворачивающимся колесом;

·                   
О.В. Лосев — первый в мире усилительный и генерирущий полупроводниковый
прибор;

·                   
В.П. Мутилин — первый
в мире строительный комбайн;

·                   
А. Р. Власенко — первая в мире зерноуборочная машина;

·                   
А.Д. Сахаров — первая в мире водородная бомба;

·                   
И.И. Ползунов — первый в мире тепловой двигатель;

·                   
Г.Е. Котельников — первый ранцевый спасательный парашют;

·                   
И.В. Курчатов — первая в мире атомная электростанция;

·                   
М.О. Доливо-Добровольский — изобрёл систему трёхфазного тока, построил трёхфазный
трансформатор;

·                   
С.О. Костович — создал в 1879 году первый в мире бензиновый двигатель;

·                   
В.П. Глушко — первый в мире электротермический ракетный двигатель;

·                   
Д.П. Григорович — создатель гидросамолёта;

·                   
М.В. Ломоносов — впервые в науке сформулировал принцип сохранения материи и
движения, впервые в мире начал читать курс физической химии, впервые обнаружил
на Венере существование атмосферы;

·                   
В.В. Петров — физик, разработал самую большую в мире гальваническую батарею,
открыл электрическую дугу;

·                   
К.С. Джевецкий — построил первую в мире подводную лодку с
электродвигателем;

·                   
Н.И. Кибальчич — впервые в мире разработал схему ракетного летательного
аппарата;

·                   
Н.Н. Бенардос — изобрёл электросварку;

·                   
А.Г. Столетов — физик, впервые в мире создал фотоэлемент;

·                   
 И.В.
Болдырев
 — первая гибкая
светочувствительная негорючая плёнка, легла в основу создания кинематографа;

·                   
И.А. Тимченко — разработал первый в мире киноаппарат;

·                   
С.М. Апостолов-Бердичевский и М.Ф. Фрейденберг — создали первую в мире автоматическую
телефонную станцию;

·                   
Н.Д. Пильчиков — физик, впервые в мире создал и успешно демонстрировал систему
беспроводного управления;

·                   
К.Э. Циолковский — основоположник космонавтики;

·                   
П.Н. Лебедев — физик, впервые в науке экспериментально доказал
существование давления света на твёрдые тела;

·                   
Г.А. Тихов — астроном, впервые в мире установил, что Земля при
наблюдении её из космоса, должна иметь голубой цвет. В дальнейшем это
подтвердилось при съёмках нашей планеты из космоса.

И ещё очень много…

 Но это лишь малая доля из всего того, что было сделано  русскими
учёными. Наши земляки прославили свою выдающуюся родину абсолютно во всех
научных дисциплинах, начиная от медицины и биологии, и заканчивая разработками
в сфере космических технологий. Русские ученые оставили для нас, своих
потомков, огромный клад научных знаний, чтобы обеспечить нас колоссальным
материалом для создания новых великих открытий.

 2. 
Российские физики – лауреаты Нобелевской премии

              За наиболее
выдающиеся открытия в науке ученым всего мира  присуждается самая престижная Нобелевская
премия  — высшая награда за научные достижения, ежегодно присуждаемая
Нобелевским комитетом в Стокгольме 10 декабря в день смерти Альфреда Нобеля. Среди
лауреатов есть и наши соотечественники.

·                   
1958 год ‑ Павел Черенков,
Илья Франк и Игорь Тамм, премия за открытие и истолкование
«эффекта Черенкова».

·                   
1962 год ‑ Лев Ландау, премия
за основополагающие теории конденсированной материи, в особенности
жидкого гелия.

·                   
1964 год ‑ Николай Басов
и Александр Прохоров, премия за фундаментальные работы в области
квантовой электроники, приведшие к созданию генераторов и усилителей
на основе принципа мазера‑лазера.

·                   
1978 год ‑ Петр Капица, премия
за фундаментальные изобретения и открытия в области физики
низких температур.

·                   
2000 год ‑ Жорес Алферов,
премия за работы по получению полупроводниковых структур, которые
могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров.

·                   
2003 год ‑ Алексей Абрикосов
и Виталий Гинзбург
, премия
за пионерский вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих
жидкостей.

·                   
2010 год ‑ Константин Новоселов и Андрей Гейм , выпускники Московского физико-технического института ,
работающие в Великобритании, «за новаторские эксперименты
по исследованию двумерного материала графена».
 

  Графен представляет собой очень тонкую — толщиной
в один атом — углеродную пленку, которая благодаря своей структуре обладает
множеством интересных свойств: это и замечательная проводимость, и
прозрачность, и гибкость, и очень высокая прочность. Для графена  все время
находят новые и новые области применения, например в микроэлектронике: из него
создают гибкие дисплеи, электроды и солнечные батареи.

3 . Наши великие земляки физики

3.1 Владимир
Фёдорович Уткин

image001

Родился 17 октября 1923 года в поселке Пустобор Ерахтурского
района Рязанской области. Отец, Федор Дементьевич (1886-1940), свою трудовую
деятельность начал с 14 лет. Работал на заводах в поселках Клетино, Пустобор
Рязанской области, в дальнейшем плановиком-экономистом на чугунолитейном заводе
в поселке Лашма. Мать, Анисия Ефимовна (1893-1981), была домохозяйкой.

В семье Уткиных было
четыре брата: Николай, Владимир, Петр и Алексей. Николай Федорович (1919-1989)
— профессор, был проректором Ленинградского военно-механического института.
Петр Федорович (1925-1974), служил в Вооруженных Силах СССР, подполковник.
Алексей Федорович (1928 г. рожд.), доктор технических наук, действительный член
Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского, действительный член
Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Лауреат Ленинской и
Государственной премий. Главный конструктор КБ средств механизации, Санкт
Петербург.

  Супруга, Валентина
Павловна (ум.1994 г.), окончила индустриальный техникум в городе Касимове,
работала конструктором. Дочь — Наталья (1950 г. рожд.). Сын — Николай (1953 г.
рожд.).

  В 1941 году Владимир
Уткин с отличием окончил среднюю школу №2 в городе Касимове, и уже в августе
был призван в ряды Красной Армии и направлен в училище связи, затем в 21-й
отдельный полк связи. Вчерашний школьник стал военным телеграфистом, сержантом 49-й
отдельной роты связи 278-й Сталинской Краснознаменной сибирской ордена Суворова
П степени истребительной авиационной дивизии Резерва Ставки Верховного
Главнокомандования.

  С 1942 года и до конца
войны Уткин воевал на различных фронтах — Волховском, Северо-Кавказском, Южном,
4-м и 1-м Украинских, 3-м Белорусском, пройдя путь от Волхова до Берлина,
испытав тяготы походной жизни, горечь утрат и счастье побед. За мужество и
отвагу, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, старший сержант
Уткин В.Ф. награжден двумя орденами Красной Звезды, Отечественной войны II
степени, медалями.

  В 1946 году В. Ф. Уткин
поступил в Ленинградский военно-механический институт. После успешного
окончания института в 1952 году получил распределение в одно из ведущих конструкторских
бюро страны — КБ «Южное» в городе Днепропетровске. Работал
инженером-конструктором, старшим инженером, затем возглавлял различные
научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения: начальник
группы, начальник сектора, заместитель начальника отдела, заместитель главного
конструктора.

  В 1967 году назначен
первым заместителем главного конструктора и начальника КБ «Южное», в 1971 году
— главным конструктором и начальником, а в 1979 году — генеральным
конструктором и начальником КБ. С 1986 года он являлся генеральным директором и
генеральным конструктором НПО «Южное».

  В качестве разработчика
и руководителя научно-исследовательских работ В.Ф. Уткин непосредственно
принимал участие в создании современных ракет-носителей и космических
летательных аппаратов. Под его руководством разработаны и сданы на вооружение
четыре стратегических ракетных комплекса, обеспечивших паритет отечественных
ракетно-ядерных сил с соответствующими силами США, создано несколько
ракет-носителей. Последние разработки -высокоэффективная, экологически чистая
ракета-носитель «Зенит», способная выводить на околоземную орбиту 12 тонн
полезного груза, твердотопливная ракета СС-24, которая может стартовать не
только из шахты, высокоэффективная стратегическая ракета СС-18, не имеющая
аналогов в США. В области космических аппаратов были введены в строй различные
спутники оборонного и научного назначения. Всего на разнообразные орбиты было
выведено более трехсот аппаратов семейства «Космос», которые составляют значительную
часть от общего количества спутников этой серии.

  К числу достижений КБ,
возглавляемого В.Ф. Уткиным, относятся также создание разделяющихся орбитальных
головных частей ракет, разработка уникального минометного вида старта тяжелой
ракеты из шахты, решение комплекса научно-технических проблем, обеспечивающих
непрерывное боевое дежурство жидкостных ракет в заправленном состоянии в
течение многих лет, а также стойкость ракет при действии на них поражающих
факторов. Стратегия конструктора-ученого В. Ф. Уткина — нахождение
альтернативных оптимальных научно-технических решений при минимальных затратах.

  В.Ф. Уткин — активный
участник работ в области международного сотрудничества по исследованию и
освоению космического пространства. Знаменательным событием стала реализация
обширной программы «Интеркосмос», являвшейся значительным вкладом в дело
совместного исследования околоземного пространства учеными различных стран. В
содружестве с французскими учеными был осуществлен проект «Аркад» с помощью
спутника «Орел».

  В.Ф. Уткин принимал самое деятельное участие в работах по
использованию оборонных научно-технических разработок в интересах науки и
народного хозяйства: создание ракеты-носителя «Циклон» на базе СС-9, спутника
«Космос-1500», использованного для вывода каравана судов из льдов
Восточно-Сибирского моря.

  С 1990г. он — директор
Центрального научно-исследовательского института машиностроения Российского
космического агентства. Он активно принимал участие в перестройке управления
ракетно-космической отрасли страны в новых экономических условиях, внес существенный
вклад в разработку Федеральной космической программы России. Под его
руководством в институте велись научные исследования по различным разделам
Федеральной программы, проводятся научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы с целью создания экспериментальных аппаратов
специального назначения. В рамках достигнутых договоренностейс США
обеспечивается научно-техническое «сопровождение» ключевых проблем, связанных с
международной космической станцией МКС.

  Заслуги и опыт В.Ф.
Уткина, его авторитет в международных научных кругах во многом определили его
назначение сопредседателем совместной с НАСА экспертной комиссии — «комиссии
Уткина-Стаффорда», осуществляющей взаимный контроль над проблемными вопросами
создания МКС.

  Незаурядный талант организатора
В.Ф. Уткина, его неиссякаемая энергия и работоспособность, умение
прогнозировать грядущие события позволили в трудное для страны время сохранить
научный потенциал института, его основные направления и остаться ведущей
организацией России и мира в области ракетно-космической техники.

  В.Ф. Уткин — доктор
технических наук, действительный член Российской академии наук, Национальной
академии наук Украины, Международной академии астронавтики, президент Академии
космонавтики имени К.Э.     Циолковского, почетный член Российской академии
ракетных и артиллерийских наук. Он возглавлял координационный
научно-технический совет РКА и РАН по исследованиям и экспериментам на
пилотируемой станции «Мир» и российском сегменте МКС. Он является автором свыше
200 научных трудов и изобретений.

 Его выдающиеся заслуги были дважды отмечены званием Героя
Социалистического Труда. Он — лауреат Ленинской и Государственной премий,
кавалер шести орденов Ленина, ордена Красного Знамени, 14 медалей.

image002  

 В
2002 г. 3 сентября  исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Васильевича
Пёрышкина – человека, который более шестидесяти лет жизни посвятил делу родного
образования, преподаванию физики в средней школе, имя которого знакомо в нашей
стране и за рубежом многим миллионам.

Пёрышкин А.В. –
член-корреспондент Российской академии образования, лауреат Государственной
премии СССР. Педагогическая общественность России решила 2002 г. объявить годом
А.В. Пёрышкина

  В 1918-1919 гг. начала
создаваться новая единая трудовая школа. Шел поиск нового содержания, новых
форм и методов обучения.

  А.В. Пёрышкин, приехав
в 1922 г. в Москву, оказался в центре этих проблем. Он попадает в сильный,
дружный творческий коллектив педагогов, оказавших на начинающего учителя очень
большое влияние (заведующий школой М.М. Пастрак, математик Е.С. Березанская,
историк А.И. Стражев и др.). 

 Александр Васильевич
создает в школе очень хороший физический кабинет. Жил он в это время в интернате
при школе и все свободное время проводил с учащимися. “Это были лучшие годы
моей жизни, которые я и сейчас, на склоне моих лет, вспоминаю с умилением, –
говорил Александр Васильевич в сентябре 1981 г. на встрече с первокурсниками. –
Школа занимала всю мою жизнь, и честно скажу вам: я был счастлив”.

  В 1923 г. в физических
лабораториях МГУ встретились и на всю жизнь подружились пятеро студентов: А.В.
Пёрышкин, Н.Н. Малов, П.С. Кудрявцев, В.В. Крауклис и Ю.В. Басов.
“Жизнерадостный, веселый, неунывающий при неудачах, которых тогда у нас
хватало, – таким я помню Александра Васильевича в те далекие студенческие
годы”, – писал впоследствии известный историк науки проф. П.С. Кудрявцев. Свой
трудовой путь П.С. Кудрявцев начинал в скромной должности школьного лаборанта у
А. В. Пёрышкина. “Здесь я познакомился с педагогическим мастерством Александра
Васильевича Его изумительные по форме и содержанию уроки стали для меня
недосягаемым образцом”. Впоследствии Александр Васильевич выступил как редактор
первого тома замечательного труда профессора Кудрявцева “История физики”,
любимым же для него был спецкурс для студентов “Вопросы “истории физики”. Еще в
1919 г. известный педагог-физик А.В. Цингер предложил проект-мечту: создать
особое научно-исследовательское учреждение для обсуждения и решения проблем
преподавания физики в новой школе – Дом учителя физики (или Центральный
физический кабинет). Из разных учебных заведений передали институту четыре
физических кабинета, в том числе кабинет старинного кадетского корпуса с приборами
столетней давности и кабинет частной гимназии М. Вильберга (сотрудника
лебедевской лаборатории). Для этой гимназии в 1913 г. был целиком выписан из-за
границы кабинет с лучшими современными приборами. Собрали библиотеку, хорошую
мастерскую, замыслили кабинет истории физики.

  Знаменательно отметить,
что большинство из тех, кто прямо или косвенно оказал большое влияние на
становление личности А.В. Пёрышкина как учителя и методиста, были
непосредственными учениками по Московскому университету выдающегося русского
физика и блестящего педагога проф. Н.А. Умова. Это А.В. Цингер, Н.В. Кашин,
И.И. Соколов, Д.Д. Галанин, Д.И. Сахаров, А.В. Павша, Г.И. Фалеев, С.Н. Жарков,
А.И. Бачинский. Все они глубоко восприняли идеи Н.А. Умова по совершенствованию
преподавания физико-химических наук в России и идеи служения народу через
образование. В дальнейшем именно их трудами были заложены основы советской
методики преподавания физики и московской школы методики преподавания физики. 

 Шли годы, Республика
крепла, развивалась сеть школ, совершенствовалась методика преподавания
физики…

  Долгое время Александр
Васильевич работал в Московском пединституте (ныне МПГУ) сначала в должности
доцента, а потом деканом физико-математического факультета и заведующим
созданной им кафедрой методики преподавания физики. Эта кафедра была любимой у
студентов. Они шли на нее, как в добрый гостеприимный дом, и всегда встречали
там уважительное отношение, понимание и поддержку. Возглавивший в 1975 г.
кафедру проф. С.Е. Каменецкий был коллегой и учеником Александра Васильевича и
всей своей деятельностью продолжал дело учителя. То же с полным правом можно
отнести и к сменившей Каменецкого в 2000 г. проф. Н.С. Пурышевой.

  А.В. Пёрышкин – автор, соавтор, редактор большого числа
учебников, методических книг и статей. Особенно удачными оказались книги для
6-го и 7-го классов – они выдержали двадцать четыре издания. Учебники по физике
и книги для учителей Александра Васильевича получили широчайшее распространение
и всеобщее признание не только в нашей стране, но и за рубежом; они переведены
на десятки языков и использовались во многих странах мира. По ним учились дети
в Болгарии, Югославии, Монголии, Корее, Индии, на Кубе. Учебники Александра
Васильевича Пёрышкина издавались в Японии, США и других странах.

image003

Константин Эдуардович
Циолковский родился в 1857 году в русском селе Ижевское Рязанской губернии, в
семье польского дворянина, служившего по ведомству государственных имуществ. В
1860 году семья Циолковских переехала в Рязань. В возрасте 9 лет Константин Циолковский
заболел скарлатиной. 

В результате осложнения
после болезни он частично потерял слух. Это событие оказало огромное влияние на
его дальнейшую жизнь.

В 1868 году семья
Циолковских переезжает в Вятку. В 12 лет Константин поступает в гимназию, но
учеба ему не дается, в том числе и из-за плохого слуха. Ко всему этому в 1870
году умирает мать Циолковского, что еще больше замыкает мальчика в самом себе.
И спустя 3 года после поступления его отчисляют из гимназии за неуспеваемость и
плохое поведение. Он начинает заниматься образованием самостоятельно.
Единственными друзьями мальчика становятся книги. В отличие от гимназических
учителей книги щедро оделяют его знаниями и никогда не делают ни малейших
упреков. В это же время Константин Циолковский приобщается к техническому и
научному творчеству.

  И вот уже через два
года в 1873 году для отца становятся очевидными способности сына, и он решает
послать мальчика в Москву для продолжения образования.

Москве в течение 3 лет он
самостоятельно и с успехом изучает химию, физику, астрономию, высшую
математику, аналитическую геометрию.

  В 1876 году Циолковский
в возрасте 19 лет возвращается в Вятку, с большим багажом знаний и технических
идей. Именно с этого момента можно отсчитывать начало увлечения Циолковского
аэродинамикой.

  В 1878 году семья
Циолковских возвращается в Рязань.

  В 1879 году Константин
Циолковский построил первую в мире центробежную машину (предшественницу
современных центрифуг) и провел на ней опыты с разными животными. Вес рыжего
таракана был увеличен в 300 раз, а вес цыпленка — в 10, без малейшего для них
вреда.

  В 1880 году Константин
Циолковский сдает экзамены на звание учителя уездной школы и переезжает в
Боровск по назначению от Министерства просвещения на свою первую
государственную должность. В том же году Циолковский женится на Варваре
Евграфовне Соколовой. Молодая чета начинает жить отдельно, и молодой ученый
продолжает физические опыты и техническое творчество. В доме у Циолковского
сверкают электрические молнии, гремят громы, звенят колокольчики, пляшут
бумажные куколки.

  В это же время
Циолковский самостоятельно разрабатывает кинетическую теорию газов и отправляет
рукопись в Русское физико-химическое общество в Петербург, незадолго до этого
основанное Менделеевым. И вскоре он получает ответ от Менделеева: кинетическая
теория газов уже открыта… 25 лет назад. Но даже эта, казалось бы, неудача
принесла Циолковскому известность в мире науки. В Русском физико-химическом
обществе поверили в самостоятельность разработок Циолковского и пригласили его
войти в состав этого общества.

  Циолковский все больше
приобщается к науке и технике, окончательно выбрав для себя аэродинамику, как
дело всей жизни. С практической точки зрения аэродинамику он начинает с попыток
создания цельнометаллического аэростата. Но ему не удается довести дело до
реализации проекта.

  В 1891 году в трудах
Общества любителей естествознания публикуется статья Циолковского
«Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость».

  В 1892 году семья
Циолковских переезжает в Калугу в связи с переназначением Константина
Эдуардовича по службе.

 В это время Циолковский
начинает писать статьи и просто мысли и рассказы. Публикуется его
фантастическая повесть «На Луне». В 1894 году в журнале «Наука и
жизнь» публикуется работа «Аэроплан или птицеподобная (авиационная)
летательная машина».

  В 1897 году Циолковский
строит аэродинамическую трубу. Эта труба стала второй в России (первую построил
в 1871 году в Петербурге инженер Пашкевич для исследования вопросов
баллистики). Циолковский же стал первым в вопросах поиска закономерностей
полета с малыми скоростями. Он стал одним из основателей новой науки —
экспериментальной аэродинамики.

  10 мая 1897 года
Циолковский вывел формулу, установившую зависимость между скоростью ракеты в
любой момент, скоростью истечения газов из сопла, массой ракеты и массой
взрывных веществ. Закончив математические записи, Циолковский машинально
поставил дату: 10 мая 1897 года. Разумеется, он ни на секунду не подозревал,
сколько радости доставит впоследствии историкам находка пожелтевших и измятых
листков. Ведь написав дату вычислений, Циолковский, сам того не ведая, закрепил
свое первенство в вопросах научного освоения космоса.

  В 1900 году Академия
наук приняла решение помочь Циолковскому в проведении опытов по аэродинамике.
Циолковский на основе опытов выводит формулу, связывающую потребную мощность
двигателя с аэродинамическим коэффициентом сопротивления и коэффициентом
подъемной силы. Эти труды легли в основу его работы «Исследование мировых
пространств реактивными приборами», первая часть которой была опубликована
в 1903 году в «Научном обозрении». В этом пионерском труде
Циолковский полностью доказал невозможность выхода в космос на аэростате или с
помощью артиллерийского орудия, вывел зависимость между весом топлива и весом
конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения, высказал идею
бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам,
проанализировал поведение ракеты вне атмосферы, в среде, свободной от
тяготения. Правда, результат первой публикации оказался совсем не тот, какого
ожидал Циолковский. Ни соотечественники, ни зарубежные ученые не оценили эти
исследования.

  За период с 1898 по
1902 год Константин Эдуардович опубликовал 16 статей по вопросам
воздухоплавания и аэродинамики.

  В 1911 году
«Вестник воздухоплавания» публикует вторую часть труда
«Исследование мировых пространств реактивными приборами». В ней
Циолковский вычисляет работу по преодолению силы земного тяготения, скорость и время
полета. На этот раз статья Циолковского наделала много шума в научном мире.
Циолковский обрел много друзей в мире науки. В 1914 году выходит дополнение к
данной работе. Эта работа считается самым ценным трудом Циолковского и
закрепляет его первенство в исследовании вопросов космической техники.

  Социалистическая
революция в России изменила жизнь Циолковского к лучшему. Он с радостью
встретил перемены в политической жизни страны. Фигура Циолковского пришлась ко
двору новому руководству страны. В 1921 году Совет Народных Комиссаров РСФСР
принимает решение о назначении Циолковскому персональной пенсии.

  В 1926 году публикуется
большой труд Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными
приборами».

  19 сентября 1935 года
на 78 году жизни Константин Эдуардович Циолковский умирает.

 Циолковский считается
одним из основоположников философского течения названного
«космизмом». За свою жизнь Константин Эдуардович Циолковский написал
более 130-ти разного рода статей и сочинений, и более 80-ти рукописей. Довольно
много из них на одни и те же темы, а иные вообще повторяются. Более менее
оригинальных трудов из более чем 200 рассмотренных насчитывается около 130. При
этом около 50 из них — философские и около философские, 15 научных, около 60-ти
технических, и из них 40 на тему металлического дирижабля, около 10 научно
популярных и где-то столько же фантастических рассказов.

  Примерно с 1918 года он
начинает писать все больше философских сочинений и к науке обращается все
меньше. В журналах в основном выходят его старые, чуть видоизмененные научные и
технические статьи.

  На протяжении всей жизни Циолковский был, почти что, одержим
своим металлическим дирижаблем, который он задумал еще в возрасте 30-ти лет.
Всю жизнь в своих трудах он пытался доказать возможность создания такого
дирижабля. 3 мая 1925 года был диспут в Политехническом музее Москвы о
целесообразности постройки дирижабля Циолковского. Но металлический дирижабль
так и не был построен.

  Собирая и анализируя
информацию об ученых-физиках, я узнала много нового для себя, испытал чувство
гордости за соотечественников.  Даже краткая информация о великих русских
физиках является достаточно объемной. Этапом создания проекта была обработка и
систематизация собранной информации, создание презентации.  Данная работа
потребовала от меня внимательности, грамотности, умения работать с текстом, 
выбирать главное, также работая над проектом, я развивал свои навыки работы на
компьютере, приобретал умения грамотно форматировать текст, вставлять картинки.

  Результаты моей  работы
над проектом  могут быть использованы на уроках физики и классных часах. Считаю
проект завершенным. Задачи и цели, поставленные мной, достигнуты. Работа над
проектом была интересной, познавательной, я узнала много нового, приобрел новые
навыки и умения, которые  пригодятся мне в учебе.

  Своими открытиями наши
соотечественники ученые-физики внесли огромный вклад в развитие мировой  науки.
Ученые многих стран объединялись и объединяются для совместной работы и
достижения общей цели – познания мира и использования науки для процветания
человечества.

Хотелось бы, чтобы и в дальнейшем открытия наших ученых были
достойны Нобелевской премии, и чтобы больше ученых оставалось у нас в стране, а
не уезжали в другие страны.

1. «100 человек, которые изменили ход истории» Еженедельное
издание. Выпуск №41./ ООО «Де Агостини», 2008 год.

 2.Кудрявцев П. С. Курс истории физики: Учеб. пособие для
студентов пед. ин-тов по физ. спец. — 2 изд., испр. и доп. — М. : Просвещение,
1982. — 448 с., ил

3.http://www.epochtimes.ru/content/view/69981/4/сайт   Лауреаты Нобелевской премии по физике

4.http://www.nobeliat.ru/physics   сайт «Нобелевские лауреаты»

5.wikipedia.org   Википедия

6. http://class-fizika.narod.ru/mm9.htm    Сайт «Класс!ная физика»

7. http://fmf.pskgu.ru/  Физико-математический факультет ПсковГУ

image004

Мемориальная доска на школе №1 г. Пскова Улица Калинина, дом 5

image006image007

image008image009image010

image011image012image013

АННОТАЦИЯ

на проект учащейся 7 класса
МБОУ школы №15

Шемякиной  Арины

           Выбор
темы учащимися был сделан самостоятельно в связи с интересом к данной проблеме.
Работа над темой велась в течении 2020-2021 учебного года. Вначале это было
сообщение в учебном проекте в рамках внеурочной  деятельности «Занимательная
физика».

 В выборе темы
прослеживается интерес к изучаемому материалу. Результаты исследований и
подобранный материал показывают, что учащиеся серьёзно отнесли к изучению
выбранной темы. 

Работа
выдержана в нужном объеме, имеется подробный план, список использованной
литературы. В работе использован различный материал, проанализировано большое
количество литературы и исследован различный материал по теме. Работа написана
грамотно, с использованием терминологии.                                                       
                                             

                                               Учитель
физики  МБОУ школы №15

                                               Жуков.
А.В.

  • Проект сюжет о спящей царевне в сказках народов мира презентация 5 класс
  • Проект сказка ложь да в ней намек в детском саду старшая группа
  • Проект рассказ о слове машина русский язык 3 класс
  • Проект сказка гуси лебеди
  • Проект рассказ о слове русский язык 3 класс иней