Проект слово 3 класс рассказ о слове вода

Для того, чтобы очистить воду в городской квартире, не обязательно отдавать ее на анализ в лабораторию. состав важен, однако букет

Для того, чтобы очистить воду в городской квартире, не обязательно отдавать ее на анализ в лабораторию. Состав важен, однако «букет» водопроводной воды, как правило, предсказуем: предельные значения уровня вредных веществ не превышены, соответствие СанПиН соблюдено. Но пить воду прямо из крана мы вам все же не советуем: вредные вещества, хоть и в небольших концентрациях, там присутствуют и в долгосрочной перспективе могут обернуться головной болью.

Фильтрация — это комплексный процесс, сочетающий в себе несколько способов очистки. Познакомимся с основными из них.

Механическая (предварительная) фильтрация

Самый простой способ очистки воды: она проходит через своеобразное «сито», и все частицы крупнее его ячеек задерживаются. Один из самых распространенных материалов для картриджей механической фильтрации — полипропилен: химически инертный, безвредный и бюджетный материал, поры которого можно «подогнать» под разный (так или иначе достаточно крупный) диаметр.

Механическая фильтрация активно используется на городских водоканалах, особенно при заборе воды из открытых источников — рек, озер, водохранилищ. Вода очищается от песка, глины, растений и прочих нежелательных «добавок». Вот только поры фильтрующего материала достаточно велики, и растворенные загрязнители (активный хлор, нитраты и т.д.) или микроорганизмы через предфильтры пройдут совершенно спокойно. Но для их устранения предусмотрены совсем другие фильтры.

Это не значит, что эти «другие» более продвинутые: просто у предфильтров и фильтров тонкой очистки разные цели. Механическая фильтрация, например, позволяет быстро и без удара по карману очистить воду от механических и видимых глазу примесей во всей квартире или даже во всем доме — но с растворенными вредными веществами этот номер не пройдет. Впрочем, обо всем по порядку.

Сорбция

Если механический фильтр — это сито, то сорбционный — это губка, которая впитывает растворенные в воде примеси. По такому же принципу работают противогазы — только загрязнители они извлекают не из жидкости, а из воздуха. Впитывающие материалы называют сорбентами, самый популярный из них — активированный уголь.

Что значит активированный?

Сырье (в случае АКВАФОР это кокосовая скорлупа) превращают в уголь, нагревая без доступа кислорода — этот процесс называется «пиролиз». Полученный уголь обрабатывают водяным паром при температуре около 1000°C. В результате получается очень чистый материал с отличными сорбционными качествами: площадь поверхности составляет около 1000–1500 квадратных метров на 1 грамм угля.

Еще одна небольшая деталь: не любой активированный уголь позволяет хорошо очистить воду. Значение имеет и размер гранул, и его происхождение: березовый, а тем более каменный уголь по качеству не сравнятся с кокосовым. Он лучше активируется, и получаемая площадь поверхности во много раз превосходит все ожидания от угля другого типа.

Современные фильтрующие смеси содержат не только уголь, но и дополнительные сорбенты, которые придают материалам синергетический эффект. В качестве такого элемента АКВАФОР использует микроволокно AКВАЛЕН™: это не только «ловушка» для тяжелых металлов, но и гидрофильный («любящий воду») агент, который позволяет использовать мельчайшие гранулы угля, а значит увеличивать площадь контакта с водой и глубину очистки.

Ионный обмен

В водоочистке это процесс, при котором ионы кальция и магния (солей жесткости, содержание которых определяет мягкость или жесткость воды) замещаются ионами натрия — то есть вода становится мягкой. Как правило, для этого применяют ионообменные смолы. В умягчителях они действуют сами по себе, выполняя свою основную функцию — умягчение, — а в сорбционных фильтрах сочетаются в тех или иных пропорциях с активированным углем и прочими фильтрующими средами.

Одно из главных и весьма полезных свойств ионообменных смол — это способность к регенерации: смолу можно «воскресить» обычной поваренной солью.

Ионообменные материалы (иониты) также для служат для очистки от тяжелых металлов — например, свинца. Но их эффективность в этом не так уж впечатляет, поскольку отсутствует селективность (избирательность): допустим, что на тысячу ионов кальция приходится один ион свинца, и в условиях такого количественного превосходства свинец чаще всего «проскользнет незамеченным». Чтобы исправить возможные недочеты, специалисты АКВАФОР разработали особое ионообменное микроволокно АКВАЛЕНТМ, которое «специализируется» именно на тяжелых металлах.

Человеческий организм не «оборудован» никакими защитными «противометаллическими» механизмами, и, скажем, мышьяк, ртуть и прочие незваные гости там просто накапливаются, приводя к непрогнозируемым последствиям — скорее всего, неприятным.

Полое волокно

Продвинутая технология мембранной очистки, отсеивающая мельчайшие примеси, включая бактерии и цисты (микрофильтрационная мембрана с порами до 0,1 мкм), а в некоторых случаях и вирусы (ультрафильтрационная мембрана с порами до 0,01 мкм, — поскольку вирусы относятся к самым мелким из возможных примесей).

Да, полое волокно это тоже мембрана: в фильтре ее можно расположить и в виде рулона, как в случае обратноосмотической, но для удобства и минимизации занимаемого пространства из нее делают тонкие «ниточки», стенки которых состоят из супермелких полых ячеек, через которые как раз и пытаются вместе с потоком воды пройти загрязнители — впрочем, безуспешно. Это гарантия антибактериальной защиты — исключительно механической, без всяких химических добавок, что особенно актуально для семей с маленькими детьми.

Обратный осмос

Очистка происходит за счет обратноосмотической мембраны, которая разделяет поток на чистую и дренажную воду. Никакие примеси — ни растворенные, ни нерастворенные — она не пропускает, и на сегодняшний день это самый эффективный способ фильтрации.

Перед обратноосмотической мембраной обязательно должны быть установлены предфильтрационные модули, чтобы избежать ее повреждения. А еще вода после очистки обратным осмосом требует минерализации, поскольку полезные минералы удаляются мембраной так же эффективно, как и вредные вещества.

Современные обратноосмотические системы прошли многочисленные этапы технологической «эволюции», стали менее дорогостоящими и занимают меньше места: не всем из них даже требуется отдельный накопительный бак.

Линейка современных обратноосмотических систем АКВАФОР DWM обеспечивает максимально возможную в домашних условиях степень очистки: в сравнении с традиционными системами у них более высокая скорость фильтрации, небольшие габариты и оптимальное соотношение чистой воды и дренажа — его намного меньше, чем в стандартных системах.

Сейчас качество жизни и здоровье напрямую зависят от интеграции технологий в жизнь. Так пусть это будут самые лучшие технологии, которые фундаментально меняют мир к лучшему. Выбирайте себя и своих близких — а АКВАФОР вас в этом поддержит.

Аннотация 

Предлагаемый сборник тестов по литературному чтению подготовлен на основе учебной программы по курсу «Литературное чтение» УМК «Школа России» для обучающихся 3 классов. Материал расположен по темам в порядке прохождения его в 3 классе.

К каждому тесту имеются ответы. 

Тестовые работы в пособии представлены в двух вариантах.

Материалы сборника позволят учителям организовать текущий контроль знаний учащихся по литературному чтению. Тесты могут использоваться как на уроках, посвященных изучению новой темы, так и в качестве контрольных заданий на итоговом занятии. Работа может также осуществляться учениками дома для самоконтроля, что особенно актуально для обучающихся, по каким-либо причинам, пропустившим занятия по теме.

Тесты составлены в соответствии с требованиями минимума содержания образовательного стандарта. 

Тест по теме «Самое великое чудо на свете»

1 вариант

1. Продолжи загадку про книгу: «Языка не имеет, а у кого побывает, тот… 

а) …много знает
б) …расширяет свой кругозор 
в) …самый умный
г) …хорошо учится 

2. Что не относится к рукописной книге? 

а) Напечатана в типографии 
б) Переплёты отделаны золотом и драгоценными камнями 
в) Переплёт делался из досок и обтягивался кожей 
г) Начальная буква каждого абзаца узорчатая 

3. Древние рукописные книги писали на … 

а) пергаменте
б) бересте 
в) глиняных табличках
г) бумаге 

4. Летопись — это … 

а) рассказ о важных событиях из истории Древней Руси 
б) рассказы о жизни святых 
в) сказки о Древней Руси 
г) былины 

5. Рукописные книги писали … 

а) учёные монахи
б) учёные 
в) знатные и богатые люди
г) любой, кто умел писать 

6. Когда научились печатать книги? 

а) в середине XV века
б) в начале XV века 
в) в конце XV века
г) в начале XVI века 

7. При каком царе напечатали первую книгу? 

а) При Иване Грозном
б) При Юрии Долгоруком 
в) При Иване Калите
г) При Петре Первом 

8. Как звали первопечатника? 

а) Иван Фёдоров
б) Иван Калита 
в) Иван Красный
г) Иван Грозный 

9. Друкарь — это … 

а) книгопечатник
б) глупый человек 
в) переписчик книг
г) дружелюбный человек 

10. Почему книга самое великое чудо на свете? 

а) Они рассказывают нам о необычных случаях из жизни, приключениях, исторических событиях, странах… 
б) Дорого стоит 
в) Редкость 
г) Много картинок, красочная

Ответы: 1 — а, 2 — а, 3 — а, 4 — а, 5 — а, 6 — а, 7 — а, 8 — а, 9 — а, 10 — а

2 вариант

1. В каком году появилась первая печатная книга в нашей стране?

а) в 1564 г.
б) в 1654 г.
в) в 1954 г. 
г) в 1754 г.

2. Какой инструмент использовали для письма в Древней Руси?

а) карандаш
б) ручку-перо
в) гусиные перья
г) уголь

3. Кто является автором «Повести временных лет»?

а) Иван Фёдоров
б) Иван Васильевич
в) монах Нестор
г) народ

4. Какую первую книгу напечатал Иван Фёдоров?

а) Букварь
б) Апостол
в) Азбуку
г) Библию

5. Сколько времени ушло на создание первой печатной книги?

а) 1 год
б) 10 месяцев
в) 1 месяц
г) 10 дней

6. Какой материал использовали для письма в Древней Руси?

а) бумагу
б) пергамент
в) глиняные дощечки
г) ткань

7. Укажи правильное значение слова друкарь.

а) министр
б) типографщик, книгопечатник
в) помощник
г) художник

8. Продолжи пословицу.  Кто много читает, …

а) дела не знает
б), а в несчастье утешает
в) тот много знает
г) с пути сбивает

9. Что такое летопись?

а) рассказывалось о важных событиях из истории Древней Руси;
б) сказки о Древней Руси;
в) былины;
г) рассказы о жизни святых.

10. Отметь верное утверждение

а) Сначала на Руси появились печатные книги, а потом рукописные
б) Сначала на Руси появились рукописные книги, а потом печатные
в) Рукописные книги разрешалось выносить из библиотеки

Ответы: 1 — а, 2 — в, 3 — в, 4 — б, 5 — б, 6 — б, 7 — б, 8 — в, 9 — а, 10 — б

Тест по теме «Русские народные песенки»

1.Каких русских народных песен не бывает?

А) закличек
Б) загадочных
В) колыбельных

2. Как называется сказка, которая начинается как обычная сказка, но заканчивается неожиданно?

А) скучная
Б) докучная
В) короткая

3.Что не относится к устному народному творчеству?

А) потешка
Б) пословица
В) рассказ

4.К какому жанру устного народного творчества относятся эти строчки:
«Солнышко, покажись,
Красное, нарядись!»

А) песенка — закличка
Б) считалка
В) потешка

5. В переводе с английского языка это слово означает «народная мудрость», «знание». Что это за слово?

А) фольклор                         
Б) пословица                 
В) сказка                   
Г) поговорка

6.Назовите Русские народные промыслы:

А) Богородская игрушка
Б) Свистулька
В) Гжель
Г) Изготовление ткани

Ответы: 1 — Б, 2 — Б, 3 — В, 4 — А, 5 — Б, 6 — А, В

Тест по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1 вариант

1. Почему Алёнушка с братцем остались одни?

А. родители умерли 
Б. родители уехали в город 
В. родители переехали в другой дом

2. Куда пошла Алёнушка?

А. к подружкам
Б. на работу
В. за дровами

3. Из какого копытца хотел попить Иванушка в первый раз?

А. из лошадиного
Б. из коровьего
В. из козьего

4. Из какого копытца хотел попить Иванушка во второй раз?

А. из козьего 
Б. из лошадиного 
В. из коровьего

5. Из какого копытца хотел попить Иванушка в третий раз?
А. из козьего 
Б. из коровьего 
В. из лошадиного

6. За кого Алёнушка пошла замуж?

А. за принца 
Б. за боярина 
В. за купца 

7. Куда позвала ведьма Алёнушку?

А. в лес за грибами 
Б. в поле за цветами 
В. на речку купаться

8. Что сделала ведьма с Алёнушкой?

А. оставила её в поле 
Б. потеряла её в лесу 
В. бросила её в воду

9. Как ведьма оказалась в доме купца?

А. оборотилась Алёнушкой, надела её платье 
Б. стала невидимой 
В. назвалась тётей

10. Кто рассказал купцу всю правду?

А. ведьма 
Б. слуга 
В. Козлёнок

Ответы: 1 — а, 2 — б, 3 — б, 4 — б, 5 — а, 6 — в, 7 — в, 8 — в, 9 — а, 10 — б 

2 вариант

1. Почему сестрица и братец остались одни — одинёшеньки?

А) родители их прогнали
Б) родители умерли
В) дети потерялись

2. Куда пошла Алёнушка?

А) на работу
Б) за грибами
В) играть с подругами
Г) за дровами

3. Откуда Иванушка хотел попить в третий раз?

А) из козьего копытца
Б) из лошадиного копытца
В) из речки
Г) из волшебного колодца

4. Что случилось с Иванушкой?

А) попал в жилище ведьмы
Б) стал жеребёночком
В) стал телёночком
Г) стал козлёночком  

5. Что предложил Алёнушке купец?

А) спасти Иванушку
Б) убить ведьму
В) выйти за него замуж

6. Что сделала с Алёнушкой ведьма?

А) превратила в лягушку
Б) надела на шею камень и бросила в реку
В) заперла в подвале

7. Как ведьма попала в дом к купцу?

А) околдовала купца
Б) оборотилась мышкой
В) оборотилась Алёнушкой

8. Почему ведьма упросила купца зарезать козлёнка?

А) козлёнок ей не понравился
Б) козлёнок всё знал
В) козлёнок казался ей очень вкусным

9. Как купец узнал правду?

А) его слуга подслушал разговор козлёнка с Алёнушкой
Б) купец подслушал разговор ведьмы
В) козлёнок всё рассказал купцу

10. Сколько раз перекинулся через голову козлёнок, прежде чем стал снова мальчиком?

А) три
Б) четыре
В) шесть

Ответы: 1 — б, 2 — а, 3 — а, 4 — г, 5 — в, 6 — б, 7 — в, 8 — б, 9 — а, 10 — а

Тест по сказке «Иван-Царевич и серый волк»

1 вариант

1. Назови имя царя, у которого было 3 сына.

А. Берендей
Б. Балдуин
В. Бердибек

2. Что росло в саду у этого царя?

А. яблоня с красными яблоками
Б. яблоня с золотыми яблоками
В. яблоня с волшебными яблоками

3. В каком порядке сыновья караулили сад?

А. младший, средний, старший
Б. старший, средний, младший
В. старший, младший, средний

4. Кто воровал яблоки из царского сада?

А. Единорог
Б. Сивка-Бурка
В. Жар-птица

5. Кто съел коня Ивана-царевича?

А. серый волк
Б. хитрая лиса
В. лесной медведь

6. Что царь Афрон приказал сделать Ивану-царевичу?

А. приведи златогривого коня 
Б. привези Елену Прекрасную 
В. принести золотых яблочек

7. Что царь Кусман приказал сделать Ивану-царевичу?

А. принести золотых яблочек 
Б. приведи златогривого коня 
В. привези Елену Прекрасную

8. Что ответил серый волк на благодарность Ивана-царевича?

А. я ещё тебе пригожусь 
Б. прощай навек 
В. если что — свистни три раза

9. О чём сговорились старшие браться?

А. разбудить брата
Б. утопить брата
В. убить брата

10. Кого попросил серый волк слетать за живой и мёртвой водой?

А. ворона
Б. грача
В. Сороку

11. Что сделал серый волк с братьями после того, как оживил Ивана-Царевича?

А. забрал всё и привязал их к дереву
Б. растерзал и клочки по полю разметал
В. простил их и отпустил

Ответы: 1 — а, 2 — б, 3 — б, 4 — в, 5 — а, 6 — а, 7 — в, 8 — а, 9 — в, 10 — а, 11 — б

2 вариант

1.Сколько сыновей было у царя Берендея?

А) два
Б) один
В) три

2. Что воровали из царского сада?

А) яблоки
Б) груши
В) виноград

3. Кто поймал вора?

А) старший сын
Б) младший сын
В) средний сын

4. Кто оказался вором?

А) серый волк
Б) златогривый конь
В) Жар-птица

5. Что случилось с конём Ивана-царевича?

А) его съел серый волк
Б) ускакал домой
В) заблудился в лесу

6. Кто помогал Ивану-царевичу?

А) серый волк
Б) златогривый конь
В) Жар-птица

7. У кого Иван-царевич хотел похитить Жар-птицу?

А) у царя Кусмана
Б) у царя Афрона
В) у царя Далмата

8. У кого Иван-царевич хотел похитить златогривого коня?

А) у царя Кусмана
Б) у царя Афрона
В) у царя Далмата

9. В кого превращался серый волк?

А) в Жар-птицу
Б) в Ивана-царевича
В) в Елену Прекрасную

10. Кто похитил Елену Прекрасную?

А) Кощей Бессмертный
Б) Серый волк
 В) Иван-царевич

11. Кто убил Ивана-царевича?

А) братья
Б) цари
В) Кощей Бессмертный

Ответы: 1 — В, 2 — А, 3 — Б, 4 — В, 5 — А, 6 — А, 7 — Б, 8 — А, 9 — В, 10 — Б, 11 — А

Тест по сказке «Сивка-Бурка»

1 вариант

1. Что решил однажды старик посеять у себя на поле?

А. Рожь
Б. Пшеницу
В. Ячмень

2. Кто выполнил поручение отца?

А. старший сын
Б. младший сын
В. средний сын

3. Что решил взять с собой Иван-дурачок, когда пошёл стеречь поле?

А. кваса и хлеба
Б. крепкую сеть и водицы
В. пирог и верёвку

4. Кто прискакал на поле в самую полночь?

А. конь
Б. волк
В. заяц

5. О чём попросил конь Иванушку?

А. отпустить его на волю 
Б. накормить вдоволь 
В. выкупать в чистой водице

6. Что предложил конь за свою свободу?

А. мешок пшеницы 
Б. сослужить службу 
В. десять золотых монет

7. Где сидела царевна Елена Прекрасная?

А. на чердаке
Б. в хижине
В. в терем

8. Каких грибов набрал Иван в лесу?

А. полное лукошко мухоморов 
Б. целую корзину поганок 
В. ведро опят

9. Что Иванушка снял с пальца царевны?

А. золотой перстень 
Б. заветный перстень 
В. волшебный перстень 

10. Почему Иванушка перевязал руку?

А. порезал палец 
Б. сломал руку 
В. спрятал перстень

11. Чем закончилась сказка?

А. они сыграли свадьбу
Б. царевна отправила Ивана домой
В. царь был недоволен выбором дочки

Ответы: 1 — б, 2 — б, 3 — в, 4 — а, 5 — а, 6 — б, 7 — в, 8 — а, 9 — б, 10 — в, 11 — а

2 вариант

1.  Сколько сыновей было у старика?

А) два
Б) один
В) три
Г) четыре

2.  Как звали младшего сына?

А) Илья Муромец
Б) Алёша Попович
В) Иванушка-дурачок
Г) Иван-царевич

3. О чём старик попросил сыновей?

А) постеречь ячмень
Б) постеречь рожь
В) постеречь пшеницу
Г) постеречь кукурузу

4.  Кто выполнил поручение отца?

А) старший сын
Б) младший сын
В) средний сын
Г) соседский мальчик

5.  Как он поймал вора?

А) схватил руками
Б) накинул на шею верёвку
В) заманил в капкан
Г) усыпил

6.  Что вор предложил в обмен на свободу?

А) ковёр-самолёт
Б) скатерть- самобранку
В) сапоги-скороходы
Г) свою службу

7.  Кто была Елена Прекрасная?

А) волшебница
Б) дворянка
В) царевна
Г) царица

8.  Где жила Елена Прекрасная?

А) хижина
Б) дворец
В) терем
Г) светлица

9. Когда Иванушка допрыгнул до Елены Прекрасной?

А) первый раз
Б) второй раз
В) третий раз
Г) четвёртый раз

10.  Почему Иванушка перевязал руку?

А) сломал руку
Б) ушиб руку
В) спрятал перстень
Г) порезал руку

11.  Как Елена Прекрасная нашла свой перстень?

А) высматривала в окно
Б) потчевала гостей
В) наблюдала в бинокль
Г) приглашала на танец

Ответы: 1 — в, 2 — в, 3 — в, 4 — б, 5 — б, 6 — г, 7 — в, 8 — в, 9 — в, 10 — в, 11 — б

Тест по стихотворению «Весенняя гроза»

1.  Фёдор Иванович Тютчев — автор стихотворения

а) «Мама! Глянь-ка из окошка…»
б) «Весенняя гроза»
в) «Зима»
г) «Встреча зимы»

2. Какова основная тема произведения

а) пробуждение природы с приходом весны
б) народные традиции
 в) весенняя гроза
 г) паводок

3. «Гром резвится и играет» — это

а) сравнение
б) метафора
в) олицетворение
г) эпитет

4. Найдите значение слова «перлы».

а) жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг
б) пальцы  
в) перловая крупа
г) птицы

5. Найдите созвучное слово: Раскаты молодые — перлы…

а) голубые                         
б) дождевые         
в) золотые                          
г) снеговые

Ответы: 1 — б, 2 — в, 3 — в, 4 — а, 5 — б

Тест по стихотворению «Листья»

1. Из какого произведения эти строки?

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!

а) Ф. И. Тютчев «Листья»
б) А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»
в) И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
г) И. З. Суриков «Детство»

2.    Как зовут поэта Тютчева?

а) Афанасий Афанасьевич             
б) Федор Иванович
в) Иван Саввич                               
г) Иван Захарович

3.    С иглами ежа Ф. И. Тютчев сравнивает…

а) хвою
б) лучи солнца
в) иней
г) шиповник

4.    Обращаясь к ветру, листья называют ветви…

а) родными
б) сухими
в) докучными
г) чужими

5.    Какой способ рифмовки использован в произведении Ф. И. Тютчева?

а) кольцевая и перекрестная
б) параллельная и перекрестная
в) перекрестная
г) параллельная

Ответы: 1 — а, 2 — б, 3 — а, 4 — в, 5 –в

Тест по творчеству поэтов: А. А. Фет, И. С. Никитин, И.З.Суриков

1. Как зовут поэта Никитина?

а) Иван Саввич
б) Федор Иванович
в) Иван Захарович
г) Афанасий Афанасьевич

2. Из какого произведения приведенные слова? 
Зима, гостья, гуляй, расстилай, мороз, песни севера.

а) «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
б) «Детство»
в) «Встреча зимы»
г) «Зима»

3. Из какого произведения эти строки?
И сидишь, ни слова…
Тихо все кругом;
Только слышишь — воет
Вьюга за окном.

а) И. С. Никитин «Встреча зимы»
б) И. 3. Суриков «Детство»
в) А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»
г) Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

4. Какую тему, помимо красоты зимней природы, раскрывает в своем произведении И. З. Суриков «Детство»? 

а) Зимняя охота
б) Крестьянский быт
в) Зимние забавы
г ) Тяжелая крестьянская доля

5. Кто представлен в образе лирического героя в стихотворении «Зима»?

а) Крестьянин
б) Деревенский мальчишка
в) Барин
г) Поэт

6. «Морозы пришли» — это:

а) Олицетворение
б) Метафора
в) Сравнение

7. О ком из поэтов идет речь?
Жизнь его была очень тяжелой. Умер он в 39 лет от чахотки. Но детство его было счастливым.

а) Ф.И. Тютчев
б) И.С. Никитин
в) А. А. Фет 
г) И.З. Суриков

Ответы: 1 — а, 2 — в, 3 — б, 4 — б, 5 — г, 6 — а, 7 — г

Тест «А. С. Пушкин и фрагменты из поэмы и романа»

1.  О ком из писателей приведенные строки?
Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.

А) Л. Н. Толстой
Б) А. С. Пушкин 
В) М.Ю. Лермонтов
Г) И. А. Крылов  

2. В каком году родился А. С. Пушкин? 

А) 6 июня 1899 года
б) 6 июля 1799 года 
В) 6 июля 1899 года
Г) 6 июня 1799 года 

3. В каком городе родился А. С. Пушкин? 

А) в Петербурге
Б) в Москве 
В) в Париже
Г) в Киеве     
  
4.    Где жила бабушка А. С. Пушкина?

А) имение Ясная поляна
Б) г. Москва 
В) имение Захарово
Г) село Тарханы

5. Укажи, строки из стихотворений А.С.Пушкина

а) «Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят …»

б) «В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе»

в) «За весной красой природы,
Лето знойное пройдёт»

г) «На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна …

6.  Вставьте пропущенные слова:

1) Уж небо __________________дышало,
Уж реже __________________ блистало… 

2) в тот год __________________погода
Стояла ____________на дворе,
 __________ ждала, ждала природа.

7.    О чём говорит поэт? Напиши кратко. 

Зимы блистательный ковёр — ______________________________________
Деревья в зимнем серебре — _______________________________________

Тест по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро»

1. О чем стихотворение «Зимнее утро»?

а) О родной природе
б) О любви
в) О свободе

2. Кто такая Аврора?

а) Богиня Солнца
б) Богиня красоты
в) Богиня утренней зари

3. Сколько строф в стихотворении?

а) Четыре
б) Пять 
в) Шесть

4. С каким настроением следует читать первую строфу?

а) с чувством затаенной грусти
б) с чувством радости 
в) с чувством легкого сожаления

5.    Продолжите фразу из стихотворения «Зимнее утро»:

а) «День __________________________»
б) «Друг __________________________»
в) «Тучи__________________________»
г) «Поля__________________________»
д) «Ты __________________________»

6.     Укажите правильные контрастные образы:

а) Мороз — солнце 
б) Дремлешь — проснись 
в) Открой — явись

7.    Какие строки НЕ принадлежат стихотворению «Зимнее утро»?

а) «Мчатся с севера тучки свинцовые» 
б) «Смолкли птицы и их щебетание» 
в) «Приятно думать у лежанки»

Ответы: 1 — а, 2 — в, 3 — б, 4 — б, 5 — чудесный, прелестный, мрачные, пустые, печальная, 6 — а, б, 7 — а, б

Тест по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

1 вариант

1. Что хотела сделать первая девица, если станет царицей?

А) на весь мир наткать полотна
Б) устроить пир на весь крещённый мир
В) во всём слушаться царя
Г) родить богатыря

2. Кем сделал царь Салтан младшую сестру?

А) царицей
Б) поварихой
В) ткачихой
Г) нянькой

3. Куда уехал царь Салтан?

А) на охоту
Б) в путешествие
В) на войну

4. О чём хотела царица сообщить мужу в своём письме?

А) что у неё всё по-прежнему        
Б) что она родила богатыря
В) что она родила неведому зверюшку
Г) что её обижают сёстры

5. Каким посланием было заменено её письмо?

А) что царица болеет
Б) что у царицы всё хорошо
В) что царица родила неведому зверюшку
Г) что царица злая и неблагодарная

6. Какой ответ отправил царь Салтан?

А) бросить царицу и ребёнка в воду
Б) ждать его возвращения
В) наказать ткачиху и повариху

7. Что произошло с царским посланием?

А) оно было заменено на другое
Б) вообще не было доставлено никакого послания
В) оно было доставлено по назначению

8. Куда волна вынесла царицу и сына?

А) на берег соседней страны
Б) принесла обратно
В) на необитаемый остров
Г) на остров, где был большой город

9. Кого увидел юноша на острове?

А) чайку и ворона
Б) лебедь и ястреба
В) лебедь и коршуна
Г) утку и орла

10. Что сказала царевичу лебедь?

А) зря ты убил чародея
Б) ты убил чародея и спас девицу
В) ты убил очень злую птицу

11. Какого чуда не было в сказке?

А) белка
Б) богатыри
В) учёный кот
Г) царевна Лебедь

Ответы: 1 — Б, 2 — А, 3 — В, 4 — Б, 5 — В, 6 — Б, 7 — А, 8 — В, 9 — В, 10 — Б

2 вариант

1. Что делали девицы под окном поздно вечерком?

А) вязали
Б) пряли
В) шили
Г) гадали

2. Кем сделал царь Салтан младшую сестру?

А) царицей
Б) поварихой
В) ткачихой
Г) служанкой

3. Сколько сестёр было у жены царя Салтана?

А) одна
Б) две
В) три
Г) четыре

4. Куда уехал царь Салтан?

А) на охоту
Б) в путешествие
В) в гости
Г) на войну

5. Какого роста родился сын царя Салтана?

А) с вершок
Б) с ноготок
В) в один дюйм
Г) в один аршин

6. Куда посадили царевну с сыном?

А) в лодку
Б) на корабль
В) в бочку
Г) на плот

7. Какое дерево росло на острове, на который попала царица с сыном?

А) ель
Б) дуб
В) сосна
Г) берёза

8. В кого не превращался князь Гвидон?

А) в комара
Б) в пчелу
В) в муху
Г) в шмеля

9. Какие скорлупки имели орешки, которые грызла белочка?

А) золотые
Б) серебряные
В) изумрудные
Г) бронзовые

10. Сколько богатырей выходило из моря?

А) 44
Б) 33
В) 34
Г) 43

11. Что сделал царь Салтан с поварихой, ткачихой и Бабарихой, узнав про их обман?

А) казнил
Б) отпустил всех трех домой
В) отправил в ссылку
Г) отругал

Ответы: 1 — б, 2 — а, 3 — б, 4 — г, 5 — г, 6 — в, 7 — б, 8 — б, 9 — а, 10 — б, 11 — б

Тест по басням И. А. Крылова 

1. Крылов высмеивал в баснях глупость, жадность, наглую самоуверенность. Это:

а) достоинства
б) пороки
в) недостатки

2. Из какой басни И. А. Крылова — это крылатое выражение «тот дурак, кто слушает людских тех врак»?

а) «Мартышка и Очки»
б) «Зеркало и Обезьяна»
в) «Ворона и Лисица»

3. С моралью какой басни созвучно изречение «в чужом глазу соринку видим, а в своем бревна не замечаем»?

а) «Мартышка и Очки»
б) «Зеркало и Обезьяна»
в) «Ворона и Лисица»

4. В какой басне мораль начинается словами: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна»? 

а) «Мартышка и Очки»
б) «Зеркало и Обезьяна»
в) «Ворона и Лисица»

5. В какой басне крылатое выражение «а он украдкою кивает на Петра»?

а) «Мартышка и Очки»
б) «Зеркало и Обезьяна»
в) «Ворона и Лисица»

6. В какой басне один из главных неодушевленный предмет оказался бесполезен из-за невежества главной героини?

а) «Мартышка и Очки»
б) «Зеркало и Обезьяна»
в) «Ворона и Лисица»

7. В какой басне присутствует собеседник-советчик Медведь у главной героини

а) «Мартышка и Очки»
б) «Зеркало и Обезьяна»
в) «Ворона и Лисица»

Ответы: 1 —  б, 2 —  а, 3 —  б, 4 —  в, 5 —  б, 6 — б, 7 —  б

Тест по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Утёс»

1. Как звали Лермонтова?

а) Матвей Юрьевич           
б) Максим Алексеевич
в) Юрий Михайлович         
г) Михаил Юрьевич

2. Ведущей темой стихотворения является тема:

а) дружбы
б) природы
в) одиночества
г) свободы

3. Каким настроением проникнута первая строфа стихотворения

а) грусти
в) радости
б) тоски
г) безысходности

4. Какое изобразительное средство использовано в строке:
«Утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя»
 
а) олицетворение
б) эпитет
в) сравнение

5. Объясни значение слова утёс

а) высокий столб                        
б) высокая скала
в) одинокое дерево                      
г) овраг

Ответ: 1- г, 2 — в, 3 — в, 4 — а, 5 — б

Тест по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»

1 вариант

1. Где стоял корабль? 

а) у берегов Австралии
б) у берегов Африки 
в) у берегов Америки
г) у берегов Индии 

2. Какая погода установилась к вечеру? 

а) прохладная
б) приятная
в) жаркая, душная 

3. Какой приказ отдал капитан? 

а) «Отдать швартовы!»
б) «Полный вперед!» 
в) «Полный назад!»
г) «Купаться!» 

4. Какую купальню устроили матросы? 

а) спустили парус в воду 
б) окружили место купания канатами 
в) купались между кораблем и берегом 

5. Почему два мальчика стали плавать в открытом море? 

а) им не хватило места в общей купальне 
б) их не пустили в общую купальню 
в) им запретили купаться 
г) им было тесно в общей купальне 

6. Куда они поплыли наперегонки? 

а) к небольшому острову 
б) к берегу 
в) к тому месту, где был бочонок над якорем 

7. Кто был отцом одного из мальчиков? 

а) капитан
б) боцман
в) судовой врач
г) старый артиллерист 

8. Что он вначале кричал сыну? 

а) «Назад!»
б) «Плыви быстрее!» 
в) «Не выдавай! Понатужься!»
г) «Давай! Давай!» 

9. Что он стал кричать потом мальчикам? 

а) «Назад! Вернитесь!»
б) «Стойте! Остановитесь!» 
в) «Быстрее! Вперёд!» 

10. Почему? 

а) начинался шторм
б) появилась акула 
в) появился пиратский корабль
г) корабль стал тонуть 

11. Что сделали матросы? 

а) попрыгали за борт и поплыли к мальчикам 
б) спустили лодку и поплыли к мальчикам 
в) стали громко звать мальчиков 
г) стали стрелять 

12. Почему помощь матросов могла не успеть? 

а) мальчики стали тонуть
б) пираты открыли огонь 
в) поднялся сильный ветер
г) акула была слишком близко 

13. Что сделал артиллерист, когда услышал визг мальчиков? 

а) выстрелил из пушки в акулу 
б) выстрелил из ружья в акулу 
в) выстрелил из пушки два раза 

14. Какая картина предстала перед глазами людей на корабле, когда дым рассеялся? 

а) жёлтое брюхо мёртвой акулы 
б) тонущий пиратский корабль 
в) акула исчезла 
г) мальчиков не было видно 
д) всё было по-прежнему 

ОТВЕТЫ: 1 — б, 2 — в, 3 — г, 4 — а, 5 — г, 6 — в, 7 — г, 8 — в, 9 — а, 10 — б, 11 — б, 12 — г, 13 — а, 14 — а

2 вариант

1. Где стоял корабль? 

А) у берегов Африки
Б) у берегов Австралии
В) у берегов Америки

2. Какой приказ отдал капитан вечером?

 А) «Полный вперед!»
 Б) «Купаться!»
 В) «Отбой!»

3. Сколько мальчиков было на корабле?

А) два
Б) три
В) один

4. Почему было принято решение разрешить купание:

а) закончен трудный день
б) стояла нестерпимая жара
в) так отдыхали всегда
г) команде было некуда спешить

5. Где было разрешено купаться:

а) в купальне
б) в открытом море
в) не было ограничений
г) рядом со спасательным кругом

6. Почему мальчики стали плавать в открытом море? 

А) им не хватило места в общей купальне 
Б) их не пустили в общую купальню 
В) им было тесно в общей купальне

7. С кем автор сравнивает мальчиков, когда они купались в море?

А) с рыбами
Б) с лягушками
В) с ящерицами

8. Кем был отец одного из мальчиков? 

А) капитаном 
Б) старым артиллеристом
В) помощником капитана

9. Кого вдруг увидели в море?

А) дельфинов
Б) кита
В) акулу

10. Из чего выстрелили в акулу?

А) из ружья
Б) из пушки
В) из пистолета

11. Кто убил акулу?

А) матрос
Б) старый артиллерист
В) капитан

12. Какого цвета было брюхо у мёртвой акулы?

А) серое
Б) белое
В) жёлтое

13. Когда поднялся старый артиллерист? 

А) когда чуть-чуть отдохнул 
Б) когда пришёл в себя после удара 
В) когда услышал общий радостный крик  
Г) когда услышал крик мальчиков 

Ответы: 1 — а, 2 — б, 3 — а, 4 — б, 5 — а, 6 — в, 7 — в, 8 — б, 9 — в, 10 — б, 11 — б, 12 — в, 13 — в

Тест по рассказу Л. Н. Толстого «Прыжок»

1. Произведение «Прыжок» — это…

А) быль
Б) басня
В) рассказ

2. Где происходило действие?

А) на яхте
Б) на корабле
В) на лодке

3. Сколько лет было мальчику?

А) 12 лет
Б) 13 лет
В) 11 лет

4. Кем был отец мальчика?

А) матросом
Б) дрессировщиком
В) капитаном

5. Кто развлекал людей на палубе?

А) собачка
Б) обезьяна
В) попугай

6. Что обезьяна отняла у мальчика?

А) кепку
Б) панаму
В) шляпу

7. Что обезьяна с ней сделала?

А) повесила на мачту
Б) повесила на край последней перекладины
В) одела на голову

8. Почему мальчик залез на мачту?

А) ему было жалко шляпы, потому что обезьяна её трепала
Б) ему было стыдно перед матросами, которые смеялись
В) он хотел похвастаться своей ловкостью

9. Зачем капитан вышел на палубу с ружьём?

А) хотел пострелять чаек
Б) хотел выстрелить в обезьяну
В) застрелить акулу

10. Как мальчик оказался в море?

А) ему приказал отец
Б) упал с перекладины
В) захотел искупаться

Ответы: 1 — в, 2 — б, 3 — а, 4 — в, 5 — б, 6 — в, 7 — б, 8 — б, 9 — а, 10 — а

Тест по рассказу Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

1. Где показывали диких зверей?

а) в Лондоне
б) в Риме
в) в Москве
г) в Париже

2. Кого, кроме денег, брали за смотренье зверей?

а) мышек
б) собак и кошек
в) собак
г) кошек

3. Зачем собачонку бросили в клетку ко льву?

а) некуда было деть
б) льву на съедение
в) по ошибке
г) для компании

4. Что собачка стала делать в клетке?

а) стала махать хвостиком
б) испугалась
в) стала лаять на льва
г) укусила льва

5. Что лев сделал с собачкой?     

а) зарычал на неё
б) не обратил на неё внимание
в) ударил лапой
г) смотрел и не трогал

6. Чем лев поделился с собачкой?

а) косточкой
б) мясом
в) корочкой хлеба
г) сосиской

7. Кто узнал в зверинце свою собачку?

а) девочка
б) князь
в) барин
г) мальчик

8. Сколько собачка прожила в клетке со львом?

а) месяц
б) неделю
в) год
г) полгода

9. Что случилось с собачкой?

а) её украли
б) убежала
в) заболела и издохла
г) её продали

10. На какой день умер лев?

а) на пятый
б) на третий
в) на десятый
г) на шестой

Ответы: 1 — а, 2 — б, 3 — б, 4 — а, 5 — г, 6 — б, 7 — в, 8 — в, 9 — в, 10 — г

Тест по рассказу Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве»

1. В чём писатель увидел красоту летнего утра?

а) в распустившихся цветах.
б) в кружении жучков, мошек, бабочек.
в) в зелени листьев.
г) в каплях росы, блестящих на солнце. 

2. С чем автор сравнивает росу?

а) Жемчугом.
б) Алмазами. 
в) Хрусталиками.
г) Блёстками. 

3.     Почему катаются капельки росы по листу?

а) Лист блестящий и гладкий как стекло. 
б) Лист завёрнут по краям. 
в) Лист мохнат и пушист, как бархат. 
г) Лист покрыт льдом. 

4.    Объясни значение слова «алмаз» в природе.

а) Драгоценный камень. 
б) Блестящая капля воды. 
в) Сияние солнечных лучей.
г) Украшение на одежде. 

5.     Объясни значение слова «алмаз» в тексте.

а) Блестящая капля воды.
б) Драгоценный камень.
в) Украшение на одежде. 
г) Сияние солнечных лучей.

6.    Какими цветами переливаются «алмазы» по наблюдению автора?

а) И красным, и оранжевым, и бирюзовым. 
б) И жёлтым, и красным, и синим. 
в) И белым, и фиолетовым, и желтым. 
г) И красным, и желтым, и бирюзовыми. 

7.    Что запомнилось автору больше всего?

а) Солнечное утро.
б) Вкус росы. 
в) Сияние алмазов.
г) Украшение на одежде. 

8.    Что автору кажется вкуснее всякого напитка?

а) Вода из родника.
б) Капля дождя. 
в) Капля росы.
г) Сияние алмазов. 

9.    Какие чувства передаёт писатель в этом тексте?

а) Радость, восхищение красотой. 
б) Спокойное любование. 
в) Сияние алмазов. 
г) Тревожное ожидание. 

10.    Определите жанр произведения.

а) Рассказ.
б) Повесть.
в) Сказка.
г) Пьеса.

Ответы: 1 — г, 2 — б, 3 — в, 4 — а, 5 — а, 6 — б, 7 — б, 8 — в, 9 — а, 10 — а

Тест по произведению Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

1. В какое время года происходит действие в стихотворении? 

А) летом
Б) осенью                    
В) зимой
Г) весной 

2. Чем мужики топили зайцев? 

А) вёслами
Б) дровами            
В) баграми
Г) лаптями 

3. Как дед Мазай называл зайцев? 

А) команда                            
Б) команда 
В) команда                          
Г) команда босая косая бедная горемычная 

4. С кем дед Мазай сравнивает зайчиху? 

А) с купчихой
Б) с поварихой               
В) с ткачихой
Г) с боярыней 

5. Чем накрыл Мазай зайчиху? 

А) фуфайкой
Б) зипуном                    
В) косовороткой
Г) ушанкой 

6. Сколько зайцев спасались на бревне? 

А) около сотни
Б) двадцать                   
В) с десяток
Г) пара 

7. Сколько зайцев обогрел дома дед Мазай? 

А) 2
Б) 4                     
В) 8
Г) 10 

Ответы: 1 — г, 2 — в, 3 — б, 4 — а, 5 — б, 6 — в, 7 — а 

Тест по сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1 вариант

1. Каким изображен Заяц в начале сказки?

A) трусливым
B) храбрым
C) бесстрашным

2. Почему над Зайцем смеялись молодые и старые зайцы?

A) он показывал фокусы
B) он хвастался, что никого не боится
C) он всегда улыбался

3. Что грозился сделать с Волком Заяц?

A) напугать
B) выгнать из лесу
C) съесть

4. Каким считали Зайца, когда он хвастался, что съест Волка?

A) смешным и глупым
B) бесстрашным и храбрым
C) несчастным

5. Кого в первую очередь хотел съесть Волк?

A) Зайца-хвастуна
B) самого большого зайца
C) самого маленького зайца

6. Почему у Зайца-хвастуна «примёрз» язык?

A) съел сосульку
B) упал в сугроб
C) увидел Волка

7. Что сделал Заяц-хвастун, когда увидел Волка?

A) подпрыгнул и со страха упал на широкий волчий лоб
B) убежал в лес и спрятался
C) съел его

8. Почему Волк убежал от зайцев?

A) их было слишком много
B) ему показалось, что кто-то в него выстрелил
C) они были большими и сильными

9. Почему Заяц был несчастным?

A) убегая от волка, он выбился из сил
B) съел Волка
C) ему постоянно не везло

10. Каким Зайца считали в конце сказки?

A) несчастным
B) смешным и глупым
C) бесстрашным и храбрым

11. Действительно ли Заяц был бесстрашным и храбрым?

A) Да.
B) Нет.

Ответы: 1 — а, 2 — в, 3 — с, 4 — а, 5 — а, 6 — с, 7 — а, 8 — в, 9 — а, 10 — с, 11 — в

2 вариант

1.     Где родился заяц?

а) в зоопарке
б) на ферме
в) в поле
г) в лесу 

2.     Каким был заяц?

а) трусом
б) храбрым
в) веселым
г) грустным 

3.     Какой зверь подошёл неслышно к поляне, где собрались звери, которые пришли послушать зайца?

а) медведь
б) лиса
в) волк
г) кабан

4.     О чем подумал волк, увидев зайца на лесной поляне?

а) хорошо бы с зайцем поиграть в догонялки 
б) хорошо бы зайчиком закусить 
в) хорошо бы познакомиться с семьёй зайцев 
г) хорошо бы подружиться с зайчиком 

5.    Куда взобрался заяц, чтобы его лучше было видно?

а) на дерево 
б) на муравьиную кучу 
в) на болотную кочку 
г) на пенёк 

6.    Куда со страха упал заяц?

а) на землю
б) на пенёк 
в) на лоб волку
г) на лапы зайцев 

7.     Что сделал заяц, когда увидел перед собой волка?

а) спрятался за зайцами 
б) закрыл лапками от страха мордочку 
в) задал стрекоча 
г) упал в обморок 

8.    . Куда свалился от испуга заяц?

а) в болото
б) под куст 
в) в берлогу к медведю
г) в норку к ежу 

9.    Что случилось с волком?

а) он все время бежал в другую сторону 
б) он догонял зайца 
в) он остался ждать зайца на поляне 
г) пошёл в гости к лисе 

10.     Что кричали зайцы, когда нашли зайчишку под кустом?

а) стыд и позор тебе заяц 
б) как хорошо, что ты живой 
в) молодец, косой, что ловко напугал волка 
г) ничего не сказали 

Ответы: 1 — г, 2 — а, 3 — в, 4 — б, 5 — г, 6 — в, 7 — в, 8 — б, 9 — а, 10 — в

Тест по сказке «Лягушка — путешественница»

1 вариант

1. Кто автор сказки «Лягушка — путешественница»?

а) Д. Н. Мамин — Сибиряк
б) В.М.Гаршин
в) А.С.Пушкин

2. Как жилось лягушке в болоте?

а) хорошо
б) плохо
в) кое-как

3. Чем она питалась?

а) тиной и камышом
б) рыбой и водяной лилией
в) мошками и комарами

4. Кого лягушка увидела в небе?

а) гусей
б) уток
в) лебедей

5. Почему жительнице болота хотелось на юг?

а) потому, что там у нее много подруг
б) надоело сидеть в болоте
в) потому, что там тепло, много комаров и мошек

6. Что придумала лягушка, чтобы утки взяли её в теплые края?

а) полететь верхом на птице
б) найти ковер — самолет
в) полететь на прутике

7. В какое время путешествовала лягушка?

а) зима
б) весна
в) осень
г) лето

8. Что обозначает выражение «захватило дух»?

а) переполняли эмоции
б) вдохнуть воздух
в) очень интересно

9. Почему путешественница упала во время полета?

а) она крикнула и выпустила прутик изо рта
б) ее уронили птицы
в) прутик сломался

10. Какая черта характера едва не погубила лягушку?

а) неосторожность
б) хвастовство
в) любознательность

11. Что нужно было для того, чтобы лягушка смогла путешествовать с утками?

а) чтобы утки не крякали, а лягушка не квакала
б) чтобы утки летели медленно, а лягушка не квакала

12. Как часто менялись утки?

а) каждый час
б) каждые 2 часа
в) каждые 3 часа
г) каждые полчаса

13. Что думали утки о лягушке?

а) что квакушка разбилась о землю
б) что квакушка нырнула в болото
в) что квакушка утонула в пруду
г) что квакушка улетела с другими утками

14. Чему учит сказка?

а) почаще менять место жительства
б) никогда не хвастаться
в) придумывать разные истории

Ответы: 1 — б, 2 — а, 3 — в, 4 — б, 5 — в, 6 —  в, 7 — в, 8 — а, 9 — а, 10 — б, 11 — а, 12 — б, 13 –а, 14 —  б

2 вариант

1. Чем любила наслаждаться лягушка, живя в своём болоте?

а) Ярким солнцем
б) Сильным ветром
в) Тёплым мелким дождиком

2. Почему лягушка не стала квакать, получая удовольствие?

а) Потому что была уже осень, а осенью лягушки не квакают
б) Чтоб не наделать много шума и никого не разбудить
в) Она квакать не любила

3. Кто прилетел, когда лягушка нежилась в болоте?

а) Летучие мыши
б) Аисты
в) Утки

4. Куда направились птицы после отдыха?

а) На север
б) На юг
в) Домой

5. О чём лягушка попросила уток, узнав, куда они летят?

а) Взять её с собой
б) Рассказать потом, как они провели время
в) Никуда не улетать

6. Почему утки не стали есть лягушку?

а) Лягушки для уток невкусные
б) Она была великовата для них
в) Пожалели её

7. На чём лягушка отправилась в путешествие?

а) На листе кувшинки
б) На прутике
в) На спине одной из уток

8. Что нельзя было делать при полёте во избежание несчастного случая?

а) Открывать рот
б) Хлопать глазами
в) Смотреть вниз

9. За что утки хвалили лягушку?

а) За её доброту
б) За её удивительно умную голову
в) За её удивительную красоту

10. О чём лягушка попросила уток во время отдыха?

а) Чтобы они летели пониже
б) Чтобы они летели повыше
в) Чтобы они останавливались почаще

11. О чём попросила лягушка у уток на самом деле?

а) Чтобы не было страшно
б) Чтобы её видели люди
в) Чтобы лучше разглядывать землю

12. Какой вопрос был задан людьми в третьей деревне?

а) «А кто это летит между утками?»
б) «А что это делает лягушка среди уток?»
в) «И кто это придумал такую хитрую штуку?»

13. Что заставило лягушку открыть рот и полететь вниз?

а) Гордость и хвастовство
б) Милость и дружелюбие
в) Внимательность и осторожность

14. Куда в итоге шлёпнулась лягушка?

а) На землю
б) в чистое море
в) в грязный пруд

15. Почему утки не опустились на землю и не взяли лягушку с собой?

а) Они не заметили, как лягушка упала
б) Они подумали, что лягушка получила своё
в) Они подумали, что лягушка разбилась, и очень жалели её

Ответы: 1 — в, 2 — а, 3 — в, 4 — б, 5 — а, 6 — б, 7 — б, 8 — а, 9 — б, 10 — а, 11 — б, 12 — в, 13 — а, 14 — в, 15 — в

Тест по сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

1 вариант

1. Почему Рукодельница никогда не скучала? 

А) она много читала 
Б) у неё было много друзей 
В) она всё время была занята делом 

2. Какая беда приключилась с Рукодельницей? 

А) она уронила ведро в колодец 
Б) она уронила рукавицы в колодец 
В) она потеряла кошелёк с деньгами 

3. Куда спустилась Рукодельница? 

А) в пещеру
Б) в подвал
В) в колодец 

4. Что предложил Мороз Иванович девочке в обмен на ведёрко? 

А) принести ему блюдо пирожков 
Б) остаться у него жить на месяц 
В) три дня послужить ему 

5. Какое первое задание Мороз Иванович дал Рукодельнице? 

А) приготовить обед
Б) приготовить постель
В) прополоть грядки 

6. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу? 

А) подарил горсть золотых монет 
Б) подарил медных монет 
В) подарил горсть серебряных пятачков и брильянтик 

7. Почему Ленивица не выполнила просьбу пирожка и яблок? 

А) побоялась
Б) поленилась
В) из вредности 

8. Взбила ли Ленивица Морозу перину? 

А) взбила, но плохо
Б) взбила
В) совсем не взбила 

9. Как обращался Мороз с Ленивицей? 

А) ругал её
Б) наказывал её
В) хорошо обращался 

10. Какую награду получила Ленивица? 

А) горсть медных монет 
Б) слиток серебра и брильянт, которые растаяли 
В) ведёрко золотых монет, которые превратились в золу 

11. Кого считала Ленивица, сидя у окошка?

А) Бабочек
Б) Мух
В) Птичек

12. Что ел Мороз Иванович, сидя на ледяной лавочке?

А) Мороженое
Б) Ледяные сосульки
В) Снежные комочки

13. Какое высказывание наиболее точно отражает главную мысль текста?

А) Не всё то золото, что блестит.
Б) Что припасёшь зимой, летом пригодиться.
В) По работе и награда.

14. Что было у Мороза Ивановича на кровати под периной?

А) Зеленая травка
Б) Снег
В) Драгоценные камни

15. Каким словом можно заменить слово «почивать»?

А) кушать
Б) спать
В) благодарить

Ответы: 1 — В, 2 — А, 3 — В, 4 — В, 5 — Б, 6 — В, 7 — Б, 8 — В, 9 — В, 10 — Б, 11 — Б, 12 — В, 13 — В, 14 — А, 15 — Б

2 вариант

1. Почему Рукодельница никогда не скучала? 

А) она много читала 
б) у неё было много друзей 
в) она всё время была занята делом 

2. Какая беда приключилась с Рукодельницей? 

А) она уронила ведро в колодец 
Б) она уронила рукавицы в колодец 
В) она потеряла кошелёк с деньгами 

3. Куда спустилась Рукодельница? 

А) в пещеру
б) в подвал 
в) в колодец 

4. Что предложил Мороз Иванович девочке в обмен на ведёрко? 

А) принести ему блюдо пирожков 
Б) остаться у него жить на месяц 
В) три дня послужить ему 

5. Какое первое задание Мороз Иванович дал Рукодельнице? 

А) приготовить обед 
б) приготовить постель 
в) прополоть грядки 

6. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу? 

А) подарил горсть золотых монет 
Б) подарил медных монет 
В) подарил горсть серебряных пятачков и брильянтик 

7. Почему Ленивица не выполнила просьбу пирожка и яблок? 

А) побоялась 
б) поленилась 
в) из вредности 

8. Взбила ли Ленивица Морозу перину? 

А) взбила, но плохо
б) взбила 
в) совсем не взбила 

9. Как обращался Мороз с Ленивицей? 

А) ругал её
б) наказывал её 
в) хорошо обращался 

10. Какую награду получила Ленивица? 

А) горсть медных монет 
Б) слиток серебра и брильянт, которые растаяли 
В) ведёрко золотых монет, которые превратились в золу 

11. Какое высказывание наиболее точно отражает главную мысль текста?

А) Не всё то золото, что блестит.
Б) Что припасёшь зимой, летом пригодиться.
В) По работе и награда.

Ответы: 1 — в, 2 — а, 3 — в, 4 — в, 5 — б, 6 — в, 7 — б, 8 — в, 9 — в, 10 — б, 11 — в

Составила Золотарева Л.Н.
учитель начальных классов
МОУ СШ № 2
г. Богородицк-2019

 

Контрольно-измерительные материалы по русскому родному языку

4 класс.

Нормы

контрольных работ по родномуу языку

1 триместр

2 триместр

3 триместр

год

Контрольное списывание

1

1

Диагностические работы

(контрольная работа,   апрель)

1

1

Проект по теме «Рассказ о слове» («Словари – наши друзья и помощники»)

1

1

Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

1

1

Итого

4

Контрольное списывание.

Наше отечество.

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

К. Д. Ушинский

Грамматические задания:

1.Запиши синонимы к слову  Отечество -…, …, солдат -…, …, смелый -…, …

2. Спиши предложения, впиши антонимы к словам:

Смелый там найдёт, где робкий … .

Хороша верёвка длинная, а речь … .

За что купил, за то и… .

Подальше положишь – поближе … .

3.Замени крылатые выражения одним словом.

Рукой подать-… .    Бить баклуши -…  .Мчаться во весь дух -…

Контрольная работа

1 вариант

1. Что такое диалог? Приведи пример.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что такое монолог? Приведи пример.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Запишите в два столбика словосочетания: а) с прямым, б) с переносным значением.

Чистые помыслы, чистые руки; быстрая река, быстрый ум.                                 

4. Напишите по 2 примера в каждую группу.

Омофоны (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению) –_______________________________________________________

Омографы (слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению) –__________________________________________________________

Омоформы (это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах) –___________________________________________________________

5. Распределите выражения по группам.

Метафора (перенос значения слова по сходству) –________________________

Олицетворение (уподобление какого-либо предмета или явления живому существу) –__________________________________________________________

Сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим) –__________________________________________________________________

отговорила роща золотая; яркий, как солнце; мёртвая тишина.

6. Закончите пословицы и поговорки.

Дело мастера … ._____________________.

Яблоко от яблони … .___________________________.

7. Напишите типы текста._____________________________________________

8. Напишите стили речи.

9. Составьте предложения.

Видеть, на, старик, опушка, дерево, грозой, разбитое

торчать, из, щепки, дерева, длинные

под, сидеть, ним, медведь

медведь, хватать, оттягивать, щепку, ее, отпускать, а, потом

раздается, звонкий, ласковый, и, звук, в, воздухе

наклонит, слушать, и, голову, медведь

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст.

Воробей.

__Моя собака приближалась к нему.

__Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться.

__Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья.

__Собака бежала впереди меня.

__Он упал из гнезда, растопырив крылышки.

__Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.

__Я поспешил отозвать пса- и удалился.

2 вариант

1. Что такое диалог? Приведи пример.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что такое монолог? Приведи пример.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Запишите в два столбика словосочетания: а) с прямым, б) с переносным значением.

Чугунная поступь, чугунная решетка; холодные руки, холодное сердце.

4. Напишите по 2 примера в каждую группу.

Омофоны (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению) -___________________________________________________________

Омографы (слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению) -__________________________________________________________

Омоформы (это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах) –____________________________________________________________

5. Распределите выражения по группам.

Метафора (перенос значения слова по сходству) –_________________________

Олицетворение (уподобление какого-либо предмета или явления живому существу) –___________________________________________________________

Сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим) –______________________________________________________________

Здесь даже камни плачут; река, как зеркало;   на каждом дереве горит.

6. Закончите пословицы и поговорки.

Один в поле … ._________________________.

Ученье — свет … .______________________.

7. Напишите типы текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Напишите стили речи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Составьте предложения.

река Клязьма, прохладной, лентой, вьётся, голубой

струи, ласково, перекатах, журчат, на, хрустальные

мелеть, последние, стала, за, река, но, годы

ливни, берега, размывают их, нужно, укрепить

кустарников, юные, вдоль, деревьев, тысячи, и, натуралисты, берегов, посадили

спокойны, но, берега, ребята, Клязьмы, за

10. Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст.

Находчивость.

__Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой.

__Однажды пастух пас большое стадо овец в горах.

__Правильно говорят, что собака друг человека.

__Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь.

__Произошёл обвал и перегородил путь овцам.

__Овцы были спасены.

Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Примерный план.

  1. Начало половодья.
  2. Апрельский солнечный денёк.
  3. Деревья встречают весну.
  4. Настроение картины.

Пример сочинения.

На первом плане изображена река. Время года — весна, поэтому река написана оранжево — жёлтыми и голубыми цветами. Она разлилась и забрала старую лодку в свои воды. Река затопила часть деревьев, стоящих у берега. Снег только что растаял, поэтому большая часть деревьев ещё не успела одеться в листву. Тени деревьев падают на воду и отражаются тёмными тонами: коричневыми, красными и бордовыми.

На втором плане изображен островок с растущими на нём берёзками. Эту небольшую часть земли вода еще не успела залить. Деревья кажутся очень блеклыми, т.к. солнце падает именно на этот остров. Но все равно небольшая часть островка остаётся в тени. На эту часть падает коричневая тень от деревьев.

На заднем плане изображён свободный от воды участок земли. Деревья закрывают большую часть острова, но мы отчётливо видим два светлых дома. Вода затопила два других дома. Дома, собирая блики воды, кажутся сине — зелёными.

Когда я смотрю на эту картину, я чувствую тепло весеннего солнца и прохладу зеркальной воды. Мне кажется, что сейчас к лодке подбежит дед Мазай, а на островок выбегут зайцы. Мазай сядет в лодку и поплывёт спасать ушастых.

Примерный проект по теме «Рассказ о слове»

Проект по теме «Рассказ о слове ветер?» (на тетрадном листе или листе А4 на выбор)

  1. Лексическое значение слова.
  2. Однокоренные слова.
  3. Синонимы.
  4. Антонимы.
  5. Фразеологизм.
  6. Сочетаемость слова.
  7. Пословица.
  8. Загадка.
  9. Поговорка.
  10. Предложения с этим словом.

1). Лексическое значение прописано в толковых словарях, поэтому возьмем любой толковый словарь и найдем это слово. Например, из словаря Ожегова:

http://www.bolshoyvopros.ru/files/answer/7831691/80179ea4aec6631dd76ae728217452c1.png

2). Однокоренные слова, это слова с корнем ВЕТЕР//ВЕТР:

ветровой, ветерок, ветрище, обветренный.

3). Синонимы:

вихрь, буря, ветрило, дуновение, смерчь, торнадо, суховей, ураган, циклон, ветрище.

4). Антонимы:

штиль, безветрие, тишина.

5). Фразеологизмы со словом ветер:

http://www.bolshoyvopros.ru/files/answer/7831691/a9e8def0b87071a63114e90608c92c52.png

6). Сочетаемость слова:

легкий ветер, попутный ветер.

7). Пословицы, загадки, поговорки со словом ветер:

Из словаря Даля:

http://www.bolshoyvopros.ru/files/answer/7831691/fee48f3466f0cef00da801e7dd7a0841.png

8). Примеры предложений со словом ветер:

Хотя ветер ночью был не сильный, у соседа замело снегом окно.

Попутный ветер помог ребятам  занять первое место.

2 вариант

Лексическое значение слова:

  1. Поток воздуха
  2. Перемены (ветер перемен)

Однокоренные слова: ветреный, ветряной, ветерок, заветренный, подветренная, безветрие.

Синонимы: буря, вихрь, смерч, ураган, борей.

Антонимы: затишье, штиль, безветрие.

Фразеологизмы: ветер перемен, ветер в голове, бороться с ветряными мельницами, деньги на ветер

Сочетаемость слова: сильный, шквалистый, порывистый, осенний, летний, пронизывающий.

Пословицы о ветре:

Большое дерево сильный ветер любит.

Ветер горы разрушает- слово народы поднимает.

Загадки про ветер

http://www.bolshoyvopros.ru/files/answer/9082681/876a5c794b005a42d92eebea25bdee0c.png

Предложения со словом ветер:

http://www.bolshoyvopros.ru/files/answer/9082681/808e36d93797e189598560ef9fc4ca1f.png

В конце проекта надо сделать рисунок

«Рассказ о слове» мороз:

http://cdn01.ru/files/users/images/1d/6c/1d6cab6e0bf34e2dd3a4f24838ba9daf.jpg

Нормы оценок по русскому родному языку 4 класс

Контрольное списывание

 «5» – нет ошибок;
«4» –1 ошибка или 1 исправление;
«3» –2 ошибки и 1 исправление
«2» –3 ошибки

Сочинение

Примерный объём сочинений:

 Количество слов: 4 класс 11 – 12 предложений 70 – 80 слов

Примечание: На проведение сочинения рекомендуется отводить не менее одного часа. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.

Основными критериями оценки сочинений является:

  • достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания;
  • грамотное речевое оформление,;
  • правильное употребление слов, нормативное построение предложений;
  • лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
    Сочинения в начальной школе носят 
    обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит одну отметку: за содержание.

СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольной работы по родному (русскому) языку для обучающихся 4  класса

1. Назначение работы.

Определить уровень  овладения предметных результатов у учащихся 4 класса по итогам усвоения программы по предмету «Родной язык».

2.Характеристика структуры и содержания работы.

  Контрольная работа состоит из тестовых вопросов.

  По своей сложности 10 заданий работы могут быть разделены на две  группы:

— задания базового уровня

— задания повышенного уровня

3. Время выполнения работы.

На выполнение всей контрольной работы отводится 45 минут.

4. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Задания базового уровня: тестовые задания 1, 2, 3, 6, 7, 8.

Задания повышенного уровня: 4, 5, 9, 10.

Максимальное количество баллов за выполнение всех заданий работы –  25 баллов.

Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут

обучающимися.

Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов, проверяемых в рамках процедуры оценки состояния системы начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении)

КОД

Проверяемые умения

3. РАЗДЕЛ «Лексика»

3.1.

выявлять слова, значение которых требует уточнения

3.2.

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

5. РАЗДЕЛ «Синтаксис»

5.1.

различать предложение, словосочетание, слово

5.2.

 устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении

5.3.

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения

5.4.

определять восклицательную невосклицательную интонацию предложения

6. РАЗДЕЛ «Орфография и пунктуация»

6.1.

применять правила правописания (в объеме содержания курса)

6.2.

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника

6.5.

проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки

7. РАЗДЕЛ «Развитие речи»

7.1.

оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста

7.2.

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор)

7.3.

выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения

7.4.

самостоятельно озаглавливать текст

7.5.

составлять план текста

7.6.

сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения

Оценка выполнения работы.

Номер задания

Количество баллов

Критерии оценивания

Базовый уровень

1

1

Задание выполнено без ошибок

Задание не выполнено или выполнено неверно

2

1

Задание выполнено без ошибок

Задание не выполнено или выполнено неверно

3

1

Задание выполнено без ошибок

Задание не выполнено или выполнено неверно

6

1

Задание выполнено без ошибок

Задание не выполнено или выполнено неверно

7

1

Задание выполнено без ошибок

Задание не выполнено или выполнено неверно

8

1

Задание выполнено без ошибок

Задание не выполнено или выполнено неверно

ИТОГО

6 баллов

Повышенный уровень

4

3

За каждый правильный ответ  по 1 баллу.

5

3

За каждое верное предложение по 1 баллу.

9

6

За каждый правильный ответ  по 1 баллу.

10

7

Задание выполнено без ошибок (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

ИТОГО

19 баллов

Всего максимальный балл

25 баллов

«5» — 23 — 25 баллов (93-100%)

«4» — 17 — 22 баллов (92-71%)

«3» — 12 – 16  баллов (70 – 50%)

«2»- менее 12  баллов (49 и ниже)

  • 23 апреля 2021

Конкурс «Детский исследовательский проект»

На уроках по окружающему миру я услышала, что пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Тогда я решила узнать, как можно беречь воду, и научиться бережно её расходовать. Поэтому я выбрала тему исследования «Как беречь воду».

Цель работы: воспитание бережного отношения к пресной воде.

Задачи:

  1. Узнать о запасах пресной воды.
  2. Выяснить, где мы теряем воду.
  3. Определить, как устранить потери воды.

Гипотеза: если каждый человек будет беречь воду, то мы будем меньше терять пресной воды.

Объект исследования: пресная вода.

Предмет исследования: как сберечь пресную воду.

Методы:

  • самостоятельное обдумывание,
  • чтение книг,
  • знакомство с фильмами,
  • поиск информации в Интернете,
  • беседа со специалистами,
  • наблюдение,
  • эксперимент.

Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными, выплавка металла, изготовление тканей …

В человеке 90 частей из 100 – это вода, то есть организм человека большей частью состоит из воды. Вода нужна всему живому на Земле.

Вода находится везде – в океанах, морях, реках и озёрах, под землёй и в почве, может быть в виде снега и льда, облаков, тумана, пара, дождя, снега, подземных рек и озёр.

Общее количество воды на Земле не меняется. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды сокращаются из-за загрязнения.

Информация из Интернета.

  • 97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов.
  • 3 % (то есть 39500 куб. км) – пригодны для человека. Запасы пресной воды распределены так:
      • 69-75 % – Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги.
      • 24-30 % – грунтовые воды.
      • 0,5 % – атмосферная влага.
      • 0,5 % – поверхностные воды.

В России много ледников в Арктике, на Кавказе, Камчатке, Алтае, в Сибири. Большая часть запасов пресных вод находится в озёрах, их в России около 2 млн. На долю одного только Байкала приходится 88 % запасов пресной воды! Значительные ресурсы пресной воды в реках. Подземные воды распространены по всей территории России.

Интересные сведения:

  • Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды.
  • Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту.
  • На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит около 100 л воды.
  • При мытье автомашины из шланга расходуется до 200 л воды.
  • При подтекании воды в унитазе в сутки уходит 40 л воды.
  • Для принятия ванны надо в три раза больше воды, чем для душа.

Знакомство с фильмами.

Из фильмов «Великая тайна воды» и «Вода» узнала, что:

  • Человек на 70-90 % состоит из воды и ежедневно выпивает 2,5 л воды.
  • Доступной пресной воды в мире всего 0,5 % от мировых запасов.
  • 1 млрд. людей в мире не имеют доступа к пресной воде.
  • Вода – единственное вещество, без которого невозможна жизнь на планете Земля!

Беседа со специалистом.

Моя мама – специалист предприятия «Водоканал». Она рассказала, что из наших кранов течёт подземная, артезианская вода, содержащая все необходимые нашему организму вещества. У нас очень вкусная вода! Она соответствует стандартам питьевой воды.

Наблюдения.

Я стала наблюдать, как мы пользуемся водой. Оказалось, неразумно:

  • Чистим зубы, открыт кран, и вода струёй течёт в канализацию.
  • Забываем закрыть кран, выходя из кухни или ванной.
  • Моем посуду, держа кран открытым.
  • Неплотно закрываем кран, и вода потихоньку капает.
  • Дети в столовой моют руки, открыв кран полностью.

Во время походов воду приносили из ручья. Готовили еду, мыли посуду, пили чай, умывались, мылись в баньке через день. Воды тратилось гораздо меньше, чем дома.

Эксперимент «Отношение к воде»

Записали показания водомера. Два дня пользовались водой как раньше. Отметили новые показания счётчика. А потом два дня старались беречь воду. И снова посмотрели показания водомера. Оказалось, что за два дня можно экономить 1 кубометр воды! Мы посчитали… Получилось 20 руб. 17 коп. – это пакет молока, или два мороженых. Значит, разумно пользуясь водой, мы не только бережём её, но и экономим деньги.

Эксперимент «Вид крана»

Рычажным краном гораздо удобнее пользоваться, чем вентильным, если хочешь беречь воду. И смешивание горячей и холодной воды в рычажном кране происходит быстрее. Значит, воды расходуется намного меньше.

Заключение.

Чтобы сократить потери воды, надо:

  • не оставлять краны открытыми;
  • следить за исправностью кранов;
  • регулировать силу струи воды;
  • мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства.
  • выключать воду, пока чистим зубы;
  • уменьшать напор, когда моем посуду;
  • в унитазе снизить уровень заполнения;
  • мыть посуду в чашке;
  • в душе чаще отключать кран, пока намыливаемся или мылим голову.

С этой темой я выступала на городской конференции юных исследователей и заседании школьного научного общества. Мы с ребятами принимали участие в конкурсах «Уроки чистой воды», «Берегите воду».

Презентация «Как беречь воду»

    Автор: Удовенко София Евгеньевна, 8 лет, ученица 2 «А» класса МОУ СОШ № 30, МУДОД «Станция юных натуралистов, город Новоалтайск Алтайского края. Руководитель: Сартисон Лариса Христьяновна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 30, МУДОД «Станция юных натуралистов, город Новоалтайск Алтайского края. Педагогический стаж 26 лет.

    , чтобы вы могли оставить свой комментарий.

  • Проект сказка в гости к нам пришла 2 младшая группа
  • Проект русские народные сказки 3 класс литературное чтение планета знаний
  • Проект рассказ о слове счастье 3 класс русский язык
  • Проект рассказ о слове тетрадь 3 класс
  • Проект рассказ о слове ягода русский язык 3 класс