Проект сказки пушкина в музыке 4 класс

Vii городская научно-практическая конференция школьниковпервые шаги в наукувозрастная категория: юный исследовательсекция: литератураназвание работы:пушкин в музыкеавтор работы:утешева евгения михайловнаг.о. тольятти, моу

VII городская научно-практическая конференция школьников

«Первые шаги в науку»

Возрастная категория: «Юный исследователь»

Секция: «Литература»

Название работы:

«Пушкин в музыке»

Автор работы:

Утешева Евгения Михайловна

Г.о. Тольятти, МОУ лицей № 51, 5 А класс

Научный руководитель:

Мамбетова Людмила Федоровна

учитель русского языка и литературы

высшей категории МОУ лицея №51

Саратцева Ольга Ивановна

учитель музыки

высшей категории МОУ лицея №51

Тольятти 2011

Содержание

Введение        

Цель работы.        

Задачи:        

Актуальность темы        

Пушкин в музыке        

Вывод.        

Заключение        

Список используемой литературы.        

Введение

Творчество А.С. Пушкина идет с нами по жизни с раннего детства:  сказки о золотом петушке, о царе Салтане, о глупой старухе и всемогущей рыбке, стихи, позже- поэмы, повести, романы.… Недавно я узнала, что ко многим произведениям А.С.Пушкина написана музыка, и уже много лет звучат музыкальные произведения, созданные  на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров и концертных залов.

Пушкинское творчество стало неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые создавали музыкальные произведения на его стихи. А.С. Пушкин говорил: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь- мелодия!»  

«Музыкальные  впечатления  глубоко  отразились  в  пушкинском  творчестве. «Моцарт и Сальери», строфы  о  Россини  в  «Евгении  Онегине», пение Лауры в «Каменном госте»  и  Мери  в «Пире во время чумы», русские народные песни в «Евгении Онегине», в «Борисе Годунове», в «Руслане и Людмиле», в «Капитанской дочке», — читаем мы в одной из статей о Пушкине.  

Но, может быть, еще сильнее оказалось обратное влияние- влияние творчества  поэта на музыку. Очень многие  ранние русские романсы написаны композиторами на стихи своего великого современника. Всего же было создано порядка двадцати опер по литературным творениям Пушкина, а также около десяти балетов. На основе стихов Пушкина получались великолепные романсы и вальсы. Каждый романс, песня или опера обладают своей особенной музыкальной гармонией

Мне показалось интересным узнать, какие произведения великого поэта положены на музыку, что за композиторы их написали. Для этого я обратилась к книгам.

Цель работы.

        Познакомиться с музыкальными иллюстрациями произведений                             А.С. Пушкина.

Задачи:

        1. Проследить, в каких произведениях русских музыкальных классиков используется пушкинская тематика.

        2. Изучить произведения А.С. Пушкина, положенные на музыку.

        3. Провести анкетирование среди людей разных возрастных групп с целью выявить знание музыкальных произведений на стихи А.С. Пушкина.

Актуальность темы

        Не секрет, что в наше время люди стали меньше читать хорошей литературы слушать хорошей музыки, их заменило «краткое изложение» классического текста и «клубная музыка». Перед началом своей работы над этим проектом я провела опрос в своем классе, чтобы узнать, знают ли мои одноклассники о произведениях Пушкина, положенных на музыку. В опросе участвовали 22 учащихся 5 «А» класса МОУ лицея №51. Предлагаю вашему вниманию результаты данного опросо.

Вопрос 1. Как часто вы обращаетесь к произведениям А.С.Пушкина?

Часто – 7 из 22 (31,8 %)

Редко – 15 из 22 (68,2 %)

Вопрос 2. Знаете ли вы, что многие стихотворения А.С.Пушкина легли в основу музыкальных произведений?

Да – 10 из 22 (45,5 %)

Нет – 12 из 22 (54,5 %)

Вопрос 3. Назовите конкретные произведения А.С.Пушкина, положенные на музыку.

Не назвали – 20 из 22 (90,9 %)

Назвали – 2 из 22 (9,1 %) (назвали произведения «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Русалка»)

К сожалению, опрос показал, что очень мало современные подростки знают о нашем литературном и музыкальном наследии.

Мне показалось интересным и важным  показать глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между классической музыкой и классической литературой; доказать, что эта связь действительно существует, потому что произведения искусства не возникают на пустом месте,  только из воображения авторов: они рождены жизнью, питающей и композиторов, и поэтов. Поэтому мы находим так много общего между музыкой и литературой, хотя выражается оно разными средствами, в разных формах, по- разному воздействуя на нас.

             Пушкин в музыке

         В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось в музыке, как творчество Пушкина. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни.

        «Пушкин — неисчерпаемый родник для русской музыки», – писал А.Н.Серов. А замечательный русский композитор А.К.Лядов говорил: «О Пушкин, Пушкин! Вечный, лучезарный, свободный художник… Вот перед кем я могу стоять на коленях!»

        Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта близки всем людям, все его произведения ярки и эмоциональны. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у Пушкина родное, близкое своему внутреннему миру,  зажигаться его поэтическим вдохновением.

        Если роль творчества Пушкина так велика в развитии русской музыкальной культуры, то не менее интересно проследить, какое же значение имело музыкальное искусство в жизни и творчестве самого поэта.

        Сила воздействия музыки на Пушкина была очень велика. Часто, упоенный звуками, поэт произносил: «И замереть и умереть можно…» Пушкин – единственный из русских поэтов, который писал стихи на определенную мелодию. Так, услышав в Бессарабии  цыганскую песню, он создает полную страстного огня и драматизма песню Земфиры, а под непосредственным воздействием восточной мелодии рождается стихотворение «Не пой, красавица, при мне».

        Поэт часто обращается в своём творчестве к фольклору: пение Баяна в «Руслане и Людмиле», черкесская песня в «Кавказском пленнике», татарская песня рабыни в «Бахчисарайском фонтане», песня девушек в «Евгении Онегине» и многие другие.

        Не одна только народная музыка завоёвывает симпатии поэта. Пушкину хорошо известно всё современное ему музыкальное искусство – будь то русская или зарубежная опера, симфоническая или камерная музыка.

        В лицейские годы в домашнем театре графа В.Толстого Пушкин знакомится с модными в то время операми Е.Фомина и Д.Поизиелло; кроме этого он бывает на музыкальных вечерах учителя музыке Теппера. После окончания лицея круг музыкальных впечатлений значительно расширяется. С музыкой поэт соприкасается в концертных залах музыкальных собраний, в театрах, на вечерах у друзей-музыкантов. Постепенно формируется музыкальный вкус, выявляются музыкальные привязанности.

        Жизнь Пушкина в Петербурге со времени окончания лицея и до момента ссылки на юг, богата музыкальными впечатлениями. Поэт слушает игру знаменитого пианиста Джона Фильда, восхищается пением известной итальянской певицы Каталани, знакомится с композиторами Верстовским и Алябьевым.

        В этот период театр – трагедия, комедия, опера, балет – занимает весьма значительное место в жизни Пушкина. Часто в письмах Пушкин говорит о Россини. Из Одессы поэт пишет Дельвигу: «Правда ли, что едет к нам Россини и итальянская опера? Боже мой! Это представители рая небесного. Умру с тоски и зависти». А в письме к Вяземскому он замечает: «Твои письма оживляют меня, как умный разговор, как музыка Россини».

        Возвратившись из ссылки, Пушкин с жадностью и восторгом окунается в мир искусства. Он завсегдатай на концертах в филармоническом зале. Весьма интересна программа этих концертов: Реквием Моцарта, «Сотворение мира» Гайдна, симфония Бетховена. Пушкин частый гость на музыкальных вечерах у Виельгорских, у Зинаиды Волконской, дом которой был, как писал Вяземский «волшебным замком музыкальной феи… Там стены пели: там мысли, чувства, разговор, движения – всё было пение».

        Приезжая в Москву, Пушкин бывает в Петровском (теперь Большом) театре. В московских и петербургских шли в то время оперы: «Волшебная флейта», «Дон Жуан» Моцарта, «Волшебный стрелок» Вебера, «Фенелла» Обера.

        Известно, что Пушкин был на первом представлении оперы Глинки «Иван Сусанин» 27 ноября 1837 года. Многие тогда не поняли оперы, но Пушкин оценил ее сразу.

        Музыка Глинки была дорога и понятна Пушкину. Известно, что поэт часто встречался с Глинкой, слушал его у Дельвига «он (Глинка) часто услаждал весь наш кружок своим дивным вдохновением», — вспоминает А.Керн. Романс, написанный  Глинкой на стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»  

        Нередко на вечерах исполнялись романсы и песни на слова Пушкина. Ещё в юношеские годы его стихи были переложены на музыку лицейскими композиторами. Н.Корсаковым и М.Яковлевым; постепенно круг музыкантов,  обращающихся к поэзии Пушкина, расширяется. При жизни поэта на его тексты писали романсы Верстовский, Алябьев, Титов, Виельгорский, молодой Глинка и многие другие. Композиторов в этот период интересовали стихи Пушкина, имеющие куплетную форму, воспевающие любовь и природу. Многие романсы входят в постоянный светский репертуар («Черная шаль», «Старый муж» А.Верстовского, «Зимний вечер» М.Яковлева, «Погасло дневное светило» И.Геништы).

        С 1823 по 1837 год русскими композиторами написана музыка более чем к 70 лирическим произведениям Пушкина. Некоторые стихи Пушкина выходили в свет вместе с нотами. Так, «Слеза» появилась в виде романса композитора М. Яковлева — лицейского друга Пушкина; таким же образом было опубликовано стихотворение « Я здесь, Инезилья» с музыкой Глинки.

        Большое число стихотворение поэта в 20-е годы пелось как городская песня: « Чёрная шаль», « Под вечер осенью ненастной», «Талисман», «Узник», « Буря Мглою», « Девицы, красавицы», « Старый муж», « Любви, надежды, тихой славы».

        Гениальная опера « Руслан и Людмила» М. Глинки открыла пути воплощения в музыке не только лирических, но эпических, фантастических и сатирических образов Пушкина.

        Среди имён композиторов второй половины XIX века выделяются Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, которые в своих операх стремились раскрыть разные стороны творчества поэта.

Пушкин любил русские песни, он не только их записывал, но и старался в некоторых своих стихах подражать народному творчеству, черпая из песен образы своих героев или сюжеты произведений. На основе народной поэзии появились некоторые поэмы балладного склада поэта. Кроме того, народность произведений Пушкина звучит и в его повестях и романах, пьесах и поэмах. Многие стихи Александра перешли в число народных песен. К ним относится «Зимний вечер», ставший достаточно популярной в народе песней.

        Стихотворение «Зимний вечер» написано Пушкиным в 1825 году в томительной ссылке в глухом Михайловском (Псковском имении отца поэта), где единственной собеседницей и утешительницей поэта была его няня Арина Родионовна; музыка принадлежит М.Яковлеву.

        Очень скоро благодаря искренности и простоте это произведение стало  распеваться как народная песня. Наивная, печальная мелодия поверяет слушателям грусть и тоску изгнанника – поэта.

        Стихотворение Пушкина  « Песня Земфиры» («Старый муж, грозный муж») было переложено на музыку при его жизни четырьмя  композиторами (Верстовским, Виельгорским, Гурилевым, Ганнибалом-дядей Пушкина). Самым популярным из них как во время поэта, так и теперь является романс А. Верстовского «Цыганская песня». Произведение это привлекает необузданной энергией и огромной внутренней силой. В романсе слышатся отзвуки цыганской песни.

        Над трагедией «Русалка» Пушкин начал работать в 1829 году. Русские народные сказки побудили поэта создать свое произведение.

        Напечатана «Русалка» была после смерти автора.

        Даргомыжский не раз в переписке отмечал свою особую любовь к творчеству Пушкина, и не раз говорил «… не могу шагу без него». Им написано на тексты Пушкина 17 романсов и 3 оперы («Торжество Вакха», «Русалка» и «Каменный гость»).

        Писать оперу на сюжет пушкинской «Русалки» было делом трудным и ответственным. Трудным потому, что трагедия не закончена, а ответственным потому, что музыка должна была не только соответствовать драматической силе текста, но и обогащать его. Как показала сценическая долговечность оперы, Даргомыжский блестяще решил эти задачи. Не найдя либреттиста, композитор сам пишет текст для своей оперы. В одном из его писем читаем: «Что меня мучает – это либретто: вообрази, что я сам плету стихи. Поэты у нас все гении… и с ними ладу никакого нет; смотрят на тебя с высоты и презирают».

        Либретто создано композитором, очень близко трагедии Пушкина. Лишь кое-где Даргомыжский ставит свои акценты: смягчает образ Князя, усиливает трагические переживания Мельника. Сам же композитор пишет текст финала для своего произведения, который является логическим завершением трагедии Пушкина.

        «По своей мелодической прелести, — писал Чайковский, — по теплоте и безыскусственности вдохновения, по изяществу кантилены и речитатива «Русалка» в ряду русских опер занимает бесспорно первое место после недосягаемо гениальных опер Глинки».

        Каватина Князя – одна из любимейших арий – привлекает слушателей выразительной мелодией. Большую роль отводит композитор в сопровождении, усиливающему, дополняющему ее драматический характер.

        В 30-х годах Пушкин создает  ряд сказок. Знание русского фольклора поэт широко использовал в своем творчестве. По словам М. Горького, «Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу, не искажая…».

        В 1899 году к столетию со дня рождения Пушкина Н.А.Римский – Корсаков создает оперу на сюжет «Сказки о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановича и о прекрасной царевне Лебеди». Либретто к этой опере написал В.Н.Бельский, сохранив по возможности пушкинский текст и сюжет.

        Музыка Римского – Корсакова замечательно передает неторопливый стиль повествования, нарочитую медлительность, свойственной пушкинскому произведению. Очень живописны симфонические антракты: знаменитые «Три чуда», «Полет шмеля» и другие.

        Мягкий, шутливый тон этого произведения подчеркивается близостью некоторых музыкальных эпизодов к частушке. В музыке часто звучат подлинно народные песни и песни, созданные композитором в духе народного фольклора.

        Первая постановка оперы состоялась в октябре 1900 года в Москве и прошла с шумным успехом. Восторг зрителей был вызван как прекрасной музыкой, так и блестящим оформлением спектакля, которое принадлежало кисти замечательного русского художника М. А. Врубеля. С тех пор «Сказка о царе Салтане» прочно вошла в оперный репертуар русского театра.

        В 1834 году Пушкин создает редкую по сатирической силе «Сказку о золотом петушке».

        Сюжет этого произведения лег в основу последней оперы Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок», в котором композитор задался целью «Додона (у Пушкина – Дадон) осрамить окончательно».

        Либретто, написанное В.Н.Бельским, во многом углубляет злой сатирический тон пушкинского произведения, вводит много новых ситуаций, раскрывающих главную идею оперы – высмеивание самодержавия.

         Мир красоты, утонченности, мечтательности олицетворяет прекрасная Шемаханская царица, которая противопоставляется в опере грубому, неизменному царству Додона.

        Опера появилась на частной сцене 14 сентября 1909 года в Москве, через год после смерти ее создателя, и была тепло принята слушателями.

С произведениями Пушкина работали самые знаменитые музыканты разного времени, они по-своему переосмысливали литературные строки. Крупнейшим из них стала «Руслан и Людмила», созданная Глинкой и поставленная в 1840 г. в Петербурге. Мотивы былинных произведений, характерные для поэмы Пушкина, нашли свое отражение и в эпической опере.

 Пушкин обладал уникальным даром писать непревзойденные сочинения, создавать особый ритм произведению. Неслучайно его творения пользовались и пользуются до сих пор большой популярностью у композиторов и музыкантов.

Вывод.

        Все самые гениальные композиторы XIX, XX веков с волнением «оживляли» в музыке творения поэта, привнося с музыкой свою гамму чувств, дополняя и углубляя содержание произведений. Только в дореволюционное время количество романсов на стихи А. С. Пушкина превышало 500, а в наше время уже более 1000: романсы Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева, Рахманинова, Глазунова. Мясковского, Прокофьева, Свиридова и многих других. Высшие достижения русской оперной классики навеяны гением Пушкина: «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Русалка», «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского

        К сожалению, анкетирование показало, что современные молодые люди не очень хорошо знакомы с музыкальным наследием Александра Сергеевича. Я надеюсь, моя работа заинтересует моих одноклассников и они тоже с удовольствием будут изучать произведения Пушкина.

Заключение

Пушкин – наше всё. Я несколько раз слышала это выражение, но только сейчас поняла его значение. Наверное, нет другого такого поэта, так вдохновлявшего композиторов! Пушкинская тематика используется в огромном количестве музыкальных произведений — оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни … Наверное, целой жизни не хватит, чтобы изучить все произведения А.С.Пушкина, положенные на музыку. Я рассказала лишь о нескольких из них. Стихи великого поэта привлекали и продолжают привлекать  композиторов  и  сегодня. Бородин, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Глинка  оставили  нам прекрасные образцы лирических интерпретаций  поэзии  Пушкина. Все дальше уходит время, а неумолкающая лира поэта по-прежнему волнует и вдохновляет, пробуждая добрые чувства. Совершенно справедливо мнение Георгия Свиридова о том, что «великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно какому-либо времени, каждое время поет его по-своему», и молодые музыканты современности так же, как их предшественники отдают и будут отдавать дань его бессмертной музе.  

Список используемой литературы.

1. Овчинников М.А. “Творцы русского романса” – М.:Музыка,1992.

2. СмирноваЭ. “Русская музыкальная литература” — М.: Музыка, 2001.

3. Соболева Галина “Русский романс” — М.: АОЗТ РИФМЭ, 1995.

4. В. Васина-Гроссман. «Первая книга о музыке», 1988, «Музыка», Москва.

5. С. Шлифштейн. «Глинка и Пушкин», 1950, Музгиз, Москва.

6. Материалы и статьи, опубликованные в Интернете.

http://pyshkin-literatyra.ru/index.html

 http://create-daydream.narod2.ru/

Цель урока:

познакомить учащихся с образами пушкинских
сказок в опере Н.А.Римского – Корсакова “Сказка
о царе Салтане…”

Задачи урока:

  • развивать навыки музыкального восприятия
    произведений;
  • продолжить знакомство с лучшими образцами
    народной и классической музыки, углубить
    познания в области ее интонационной
    выразительности;
  • развивать вокальные навыки при разучивании и
    исполнении песен

Средства урока:

  • Музыкальный центр.
  • Портреты А.С.Пушкина, Н.А.Римского – Корсакова.
  • Комплект из цветных фотооткрыток оперы “Сказка
    о царе Салтане…”.
  • Репродукции: И.Билибин “Бочка по морю плывет”,
    И.Билибин “Тридцать три богатыря”, И.Билибин
    “Царевна – Лебедь”, М.Врубель “Царевна –
    Лебедь”.
  • Музыкальный материал: “Три чуда”, вступление к
    IV действию оперы Н.А.Римского – Корсакова
    “Сказка о царе Салтане…”; музыкальные картинки
    к опере “Сказка о царе Салтане…”. Сюита для
    оркестра. Соч.57.
  • Песенный материал: р.н.п. “Во саду ли, в
    огороде”; хор “ Не в саду, не в огороде” из оперы
    “Сказка о царе Салтане…”; песня “Ветер по морю
    гуляет” музыка Г.Струве, слова А.Пушкина.
  • Театральные декорации: куклы, ширма.

Предварительная подготовка: театральная
студия “Свеча” заранее готовит театральный
отрывок по сказке А.С.Пушкина “Сказка о царе
Салтане…”

Структура урока.

Этапы работы

Содержание

Оборудование

1

Организационно —
подготовительный

Музыкальное приветствие

фортепиано

2

Музыкально — образовательный

Беседа о передаче сказочных
образов в музыке.

Портреты, книга “Сказка о
царе Салтане…”

3

Слушание и восприятие музыки

Последовательность
музыкальных картин в опере, темы –
характеристики героев. Беседа о передаче
сказочных образов средствами музыки.

Репродукции, музыкальный
центр, музыкальный материал

4

Знакомство с песенным
репертуаром. Исполнительство.

Восприятие музыки

Исполнение р.н.п. “Во саду ли,
в огороде”, разучивание хора “Не в саду, не в
огороде”, вокальный вариант темы царевны –
Лебедь. Прослушивание и обсуждение музыкальных
тем –характеристик.

Учитель раздает напечатанный
текст песенного репертуара, музыкальный
материал

5

Физкультминутка

Дети выполняют плавные
движения под музыку, импровизируют

Музыкальный материал

6

Театрализованное
представление

Фрагменты сказки в исполнении
театральной студии

Ширма, куклы, музыкальное
сопровождение из оперы.

7

Итог урока.

Музыка обогащает сказку,
делает образы сказки более яркими, красочными.
Каждый герой имеет свою музыкальную
характеристику.

Репродукции, набор
фотооткрыток с изображением фрагментов оперы
“Сказка о царе Салтане”

Ход урока.

I. Музыкальное приветствие.

II. Вступительная беседа.

Учитель. Причудливый, волшебный,
фантастический мир сказочного творчества
находит свое выражение в музыке. Разные облики
сказочных героев, все богатство мира сказок
получило свое звуковое выражение. Музыка
воссоздает сказочные образы в своих звучаниях,
добавляя этим образам небывалую красочность. Все
средства музыки – от гибких и прихотливых
мелодических линий до тембрового разнообразия
оркестра – направлены на создание красочного
мира картины.

Сегодняшний наш урок посвящен сказке
А.С.Пушкина, которая вдохновила Н.А.Римского –
Корсакова на создание оперы.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут…

Вы узнали, откуда эти строчки?

Дети. Да, эти строчки из сказки А.С.Пушкина
“Сказка о царе Салтане…”

Учитель. Верно, сказки А.С.Пушкина вдохновили
многих композиторов на создание музыкальных
произведений. Мелодичность произведений
А.С.Пушкина особенно заметна в его сказках.
Давайте вместе подумаем, что же объединяет
музыку и поэтический мир литературных
произведений Пушкина?

Дети. Поэзия состоит почти из тех же
элементов, что и музыка: в ней есть интонация и
ритм, темп и паузы, ее звуковые повторы – подобны
созвучности музыкальных фраз.

Учитель. Поэтический текст обогащает музыку
смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров.
Все это богатство мы найдем в опере Николая
Андреевича Римского – Корсакова “Сказка о царе
Салтане…”. Этого композитора справедливо
называют композитором – сказочником. Перу
Римского – Корсакова принадлежит 7 опер,
написанных на сказочные сюжеты.

III.

Слушание и восприятие музыки.

Учитель. Последовательность музыкальных
картин в опере “Сказка о царе Салтане…” та же,
что и в стихах А.С.Пушкина. Звучит фанфарный
призыв, призывая слушателя удвоить свое
внимание. Звуки фанфар начинают каждую картину
оперы. Что вы представляете под эту музыку?

Дети. Колышущийся океан, широкая,
величественная тема у оркестра. Неожиданно
загудели литавры, забасили тромбоны и фаготы –
возникает новая тема у оркестра. Тема звучит на
пульсирующем фоне скрипок.

Учитель.

Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

Чудится, что по волнам перекатывается тяжелый
предмет. Да это же бочка! А в ней плачет, бьется
царица (репродукция “ Бочка по морю плывет…”
И.Билибин). Какую музыкальную картину написал
Н.А.Римский – Корсаков!

И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

Дети. Неужели и это рисует музыка?

Учитель. Да. Звучит тема Гвидона. Какая она?

Дети. Светлая мелодия у кларнета, переходит к
низкому тембру валторн.

Учитель. Есть в сказке А.С.Пушкина и в опере
Н.А.Римского – Корсакова три чуда, которые
удивляют самих героев сказки. Давайте вспомним
их?

Дети. Мы вспомнили эти три чуда в сказке! Чудо
Белки, грызущей золотые орешки и вынимающей из
них изумрудные ядрышки, чудо тридцати трех
богатырей, выходящих из моря, чтобы беречь
столицу царя Гвидона. И — самое наиглавнейшее —
чудо невиданной красоты Царевны – Лебеди.

Учитель. Верно, а вот эти строчки из сказки
А.С.Пушкина:

Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор —
С ними дядька Черномор.

(Репродукция Тридцать три богатыря.
И.Билибин)

А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

(Репродукция “Царевна – Лебедь”
И.Билибин)

Учитель. Давайте послушаем симфоническую
картину “Три чуда” из оперы. Как три чуда
изображены в музыке Римского – Корсакова?

Дети. Мелькают, слышатся знакомые мотивы,
народные интонации. Белочка поет “Во саду ли, в
огороде”.

(Можно исполнить р.н.п. “Во саду ли, в
огороде” вместе с игрой на музыкальных
инструментах).

IV. Знакомство с песенным материалом.
Разучивание и исполнение.

Учитель. Давайте теперь разучим хор из этой
оперы “Не в саду, не в огороде” (идет работа над
произведением).

Чем хор “Не в саду, не в огороде” отличается от
народной песни?

Дети. Куплет за куплетом звучит одна мелодия,
но в оркестре меняются тембры инструментов,
мелодия как бы расцвечивается.

Учитель. Снова звучит фанфарный призыв. В
музыке слышится шум “бурливого моря”.

Дети. Это на берег выходят витязи – богатыри.

Учитель. А теперь давайте обратимся к образу
прекрасной царевны – Лебедь. Посмотрите,
пожалуйста, на репродукцию картины М.Врубеля
“Царевна – Лебедь”. Какая неземная красота
отличает этот образ! Немало произведений создано
художником под влиянием музыкальных образов
Римского – Корсакова. Н.А.Римский – Корсаков был
любимым композитором и другом художника Михаила
Врубеля. Из каких интонаций строится тема
царевны – Лебедь в опере?

Дети. Тема царевны – Лебедь будто соткана из
интонаций русских народных песен.

Учитель. Композитор Н.А.Римский – Корсаков
использует р.н.п. “На море утушка”. Он грустную
“Утушку” делает торжественно – ликующей, еще
более выразительной. Мелодия “Утушки” при этом
сохраняет свою “народную правдивость”. Давайте
разучим вокальный вариант этой темы.

(Работа над темой и ее исполнение).

Учитель. Сегодня царевна – Лебедь проведет с
нами физкультминутку.

V. Физкультминутка.

(Звучит К.Сен-Санс. Лебедь. Учащаяся
театральной студии вместе с куклой показывает
движения и дети их повторяют).

VI.

Театрализованная часть урока.
Звучит музыка из оперы.

Учитель. Ребята! Вы слышите плеск воды, крик
птицы. Мне кажется нас посетили сказочные
персонажи из оперы “Сказка о царе Салтане…”.

(Начинается театрализованное представление,
звучит музыка из оперы.)

На ширме кукла Лебедь и Гвидон.

Лебедь: “Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела упала в море;
Это горе – все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись”.

На ширме опечаленный князь Гвидон. Звучит тема
царевны – Лебедь из оперы и появляется Царевна –
Лебедь.

Лебедь: “ Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?”
Гвидон: “Грусть – тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу”
Лебедь: “ А кого же на примете ты имеешь?”
Гвидон: “ Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит.
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?
Лебедь: “Да! такая есть девица.
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта – я”.

(Звучит тема царевны, превращение Лебедя в
Царевну, Гвидон и Царевна уходят).

Учитель. Ребята! Мы посмотрели фрагменты
театрализованного представления сказки
А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане …”. Еще раз
прослушали музыкальные характеристики героев из
оперы Н.А.Римского – Корсакова. Наш сегодняшний
урок подошел к своему завершению.

VII

. Итог урока.

Учитель. Сегодня мы познакомились еще с одной
сказкой А.С.Пушкина, на которую замечательный русский
композитор Н.А.Римский – Корсаков написал оперу
“Сказка о царе Салтане…”. Эта опера
открывает нам целый мир сказочных сюжетов,
действий, персонажей, мир богатейшей мелодики,
оркестровки. Сказка А.С.Пушкина сама по себе
очень музыкальна, но благодаря музыке
Н.А.Римского – Корсакова она стала еще
живописнее, ее образы стали еще ярче и красочнее.
Дома вы можете в своих альбомах нарисовать
“музыкальную картинку” из этой оперы, а
сегодняшнее наше путешествие в мир сказки
заканчивается, но мы обязательно встретимся с
ней еще не один раз на наших уроках музыки.

Внеурочное интегрированное мероприятие

«Сказки Пушкина в музыке»

Цель продолжить формирование основ духовно-нравственного воспитания младших школьников через приобщение к творчеству А.С.Пушкина и музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности

Задачи:

  • Воспитание уважения и любви к русской музыке и литературе.

  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

  • Научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую оче­редь литературой и изобразительным искусством)

Планируемые результаты

Личностные результаты:

— формирование чувства сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительного отношения к истории и культуре.

Метапредметные результаты

— умение строить логические умозаключения, делать выводы

— смысловое чтение

Предметные результаты

— воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классической музыке

— развитие творческих способностей в процессе музыкальной деятельности.

Оборудование урока: магнитная доска, музыкальные инструменты, музыкальные фрагменты, магнитофон, медиапроектор, компьютер, экран.

Ход мероприятия

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Учитель: Добрый день дорогие друзья! Я очень рады встрече с вами!   Давайте поздороваемся! 

Музыкальное приветствие

Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, лёгкий ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!

На экране транслируется фрагмент из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» «Лукоморье».

Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? О ком?

Ответы.

О Пушкине, о его сказках.

Учитель: Как вы думаете, кто первый придумал сказку?

Рассуждения учащихся.

Были в деревнях такие люди, сказочники и сказочницы, которые больше всех знали сказок и хорошо их рассказывали. Но и они не могли сказать, кто это сочинил. Дело давнее, текст не записали, автору своё имя поставить было не на чем, да и писать никто ещё не умел. Сказки были ничьи — и в то же время общие. Так и назвали их — народные.

Сказка – был один из любимых жанров А.С.Пушкина. 

skazki pushkina v muzykie 1

Учитель: Любовь к сказкам привила мальчику Саше его няня – Арина Родионовна.

skazki pushkina v muzykie 2

А верите ли вы в сказки? Как вы думаете, существует Лукоморье?

Ответы. Рассуждения

Учитель: Да, вопрос сложный и чтобы ответить на него мы отправимся в путешествие по сказкам этого Великого русского писателя

А знаете ли вы сказки Александра Сергеевича?
Соглашайтесь без опаски. Вспомним пушкинские сказки.

skazki pushkina v muzykie 3

Из какой сказки эти строки?

Царь с востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.

Ответы

skazki pushkina v muzykie 4

Учитель: Узнали, молодцы. Конечно, это «Сказка о золотом петушке». Вам нравится эта сказка? Она очень понравилась еще одному человеку.

На экране появляется портрет Н.А. Римского-Корсакова

skazki pushkina v muzykie 5

Учитель: Вы узнали, кто это? Чей портрет?

Ответы.

Учитель: В прошлом году, на уроках, мы знакомились с творчеством Н.А. Римского-Корсакова. Эта прекрасная сказка Александра Сергеевича вдохновила композитора к написанию одноименной оперы. Сейчас вам предлагается послушать маленький отрывок из оперы и ответить на вопрос: кто изображен в этом фрагменте?

Звучит музыка из оперы Римского-Корсакова « Золотой петушок»

Учащиеся отвечают.

Учитель: Почему вы решили, что это петушок?

Ответы.

skazki pushkina v muzykie 6

Учитель: Вспомните, какие слова кричал петушок в сказке у Пушкина?

Учащиеся: «Кири – ку – ку! Царствуй лежа на боку!»
Учитель: Вновь слова из знакомой сказки. Какой?

Жил был поп,

Толоконный лоб

Ответы

skazki pushkina v muzykie 7

Учитель: На базаре есть доска объявлений. Я предлагаю узнать, кто их дал и в какую сказку нужно обратиться. Найти в объявлениях ошибки, если они есть.

Дети читают объявления на слайде и говорят, из каких они сказок.

  1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.

Могу:

  • Запрягать лошадь;

  • Топить печь;

  • Закупать продукты на рынке;

  • Печь яйца, варить кашу;

  • Нянчить детей.

Мой адрес….. (Царица-мачеха из «Сказка о мертвой царевне»)

  1. Школа целителей и экстрасенсов проводят ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как:

  • Укусы правого и левого глаза;

  • Волдыри на носу.

Начало ближайших занятий в («Сказке о золотом петушке»).

  1. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Обращаться к …. (Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»).

  1. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес….(«Сказка о царе Салтане…»)

  1. Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом? Обращаться к (Балда. «Сказка о попе…»)

Учитель – Молодцы! Справились с заданием.

Учитель: Спасибо. Их какой сказки следующие слова?

Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился,

А царица у окна

Села ждать его одна

Ответы

skazki pushkina v muzykie 8

Учитель: — А что царица сделала, когда ей зеркало сказало что она всех милее? 

Игра: «Повторяй за мной»
Один из учащихся показывает движения, остальные повторяют за ним.
И царица — хохотать, 
И плечами пожимать, 
И подмигивать глазами, 
И прищелкивать перстами, 
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Учитель: А теперь музыкальная загадка. Чей образ нарисовал композитор в этом произведении?

Звучит «Полет шмеля» Н.А. Римского – Корсакова.

Учащиеся узнают произведение.

Учитель: Молодцы, узнали.

— Какие чувства и настроение передает музыка «Полета шмеля»?

— Какие еще чудеса происходят в этой сказке?

Ответы.

Звучит музыка Н.А. Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане»

«Три чуда»

skazki pushkina v muzykie 9skazki pushkina v muzykie 10skazki pushkina v muzykie 11

Учитель: Вы помните, какую мелодию напевала белочка? Я предлагаю взять музыкальные инструменты и исполнить ее.

Импровизация на музыкальных инструментах.

Учитель: Мы слышали как изобразил Царевну-Лебедь композитор. А теперь я предлагаю посмотреть, какой образ Царевны — Лебедь был создан русским художником Врубелем.

skazki pushkina v muzykie 12skazki pushkina v muzykie 13

На экране появляется портрет М.И. Глинки

skazki pushkina v muzykie 14

Учитель: Вспомните, с каким произведением этого композитора вы знакомы?

Ответы.

Учитель: Музыкальный отрывок напомнит нам об одном из героев этой оперы.

Звучит «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людми­ла» М. И. Глинки в исполнении оркестра

Учитель: Вы узнали?

Ответы

Какие картины возникают перед вами?

А каким представляете его вы?

skazki pushkina v muzykie 15

Что слышится в «Марше Черномора»? Это сохраняется на протяжении всего произведения?

Звучит «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людми­ла» М. И. Глинки в исполнении фортепиано

Учитель: А сейчас, что изменилось?

Ответы.

Сравнение тембрового звучания марша Черномора М. Глинки в исполнении

симфонического оркестра и фортепиано.

skazki pushkina v muzykie 16

Учитель: Наше путешествие подходит к завершению, но мы так и не решили, есть ли Лукоморье. Я предлагаю исполнить «Песню-спор».

Инсценировка песни.

Учитель: Каждый из вас ответит на этот вопрос сам. Но самое главное, что я сегодня поняла, вы любите и знаете сказки Пушкина. Я надеюсь, что эту любовь вы пронесете через всю жизнь.

skazki pushkina v muzykie 17

Урок по предмету «Музыка» на тему:

«Творчество Александра Сергеевича Пушкина

в музыке русских композиторов».

Целевая аудитория: 4 класс.

Провела: учитель первой квалификационной категории Антонова Татьяна Олеговна.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний;

Вид урока: урок-путешествие;

Вид работы: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, музыкальный центр, дневник урока;

Литература: учебник музыки 4 класс (Критская, Сергеева, Шмагина), интернет-ресурсы для создания презентации;

Цель урока: определить значимость творчества А.С. Пушкина в развитии русской классической музыки.

Задача урока: закрепление материала по творчеству А.С. Пушкина в музыке русских композиторов.

Ход урока.

Слайд 1-4.

  1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята».

Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Здравствуйте, гости).

Прошу вас присесть и начать нашу активную и интересную работу. Сегодня, как обычно, вы будете работать индивидуально, в группе и все вместе. Даже оценивать будете себя самостоятельно. Желаю удачи!

  1. Актуализация знаний.

Я предлагаю вам определить тему нашего урока. У каждого на парте на парте находится «Дневник урока», который вы будете заполнять, выполняя различные задания. За каждое выполненное задание вы получаете накопительные баллы.

Работа в группе. Разгадай кроссворд.

Слайд 5-6.

Вопросы к кроссворду были составлены на основе пройденных материалов. Разгадав его, мы сможем определить тему нашего разговора. Вам поможет ключевое слово. На данное задание вам отводится 7 минут. Приступайте к работе!

  1. Композитор, автор кантаты «Александр Невский».

  2. Какое действие происходит на ярмарке?

  3. Ласковое обращение к былинному герою, жившему 800 лет назад.

  4. Имя одного из братьев, сочинивших старославянскую азбуку.

  5. Количество чудес в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

  6. Фамилия главного героя в опере П.И. Чайковского.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина в музыке русских композиторов.

Слайд 7.

Молодцы, вы все удачно справились с заданием теперь с легкостью скажете мне фамилию человека, о котором пойдет речь. (А.С. Пушкин)

Правильно, сегодня нам предстоит совершить увлекательное музыкальное путешествие. И нашим путеводителем в бескрайнем океане музыки будут поэтические произведения А.С. Пушкина. Все дело в том, что многие композиторы очень любили творчество великого поэта и сочиняли на его стихи удивительную музыку.

Слайд 8.

Посмотрите внимательно на портреты. Это композиторы русские или зарубежные? (русские)

Да, верно. Теперь попробуем определить тему нашего урока. (Творчество А.С. Пушкина в музыке русских композиторов)

Определяем цель. (Определить значимость творчества А.С. Пушкина в развитии русской классической музыки)

  1. Основной этап урока.

Слайд 10-11.

А теперь я попрошу вас послушать музыкальное произведение и вспомнить, как оно связано с творчеством великого поэта. Во время слушания я попрошу вас в своих дневниках проанализировать музыку при помощи средств музыкальной выразительности.

Слушание. П.И.Чайковский «Осенняя песнь». (Это произведение связано с любимым временем года поэта — осенью. А написал его известный композитор П.И.Чайковский).

Слайд 12.

  • На какое поэтическое произведение Чайковский написал эту музыку? («Унылая пора, очей очарованье…»)

  • Что вдохновило Пушкина написать это стихотворение? (Пребывание в селе Михайловское)

  • Как композитор выразил свои эмоции в музыке? (Природа увядает…)

  • Какой композитор тоже написал на это стихотворение музыку? (Г.В. Свиридов, но в своей музыке он дает природе шанс выжить и характер совершенно иной)

  • Предлагаю вам еще раз послушать эту музыку и проанализировать ее в своих дневниках.

Слушание музыки. Г.В. Свиридов «Осень». Слайд 13.

Слайд 14.

Теперь мы с уверенностью можем сказать, что эти произведения контрастны.

И мы с вами знаем замечательную мажорную песню про осень. Предлагаю ее исполнить.

Исполнение песни «Осень — раскрасавица». Слайд 15.

Очень хорошо, чудесное исполнение, но время летит вперед и у меня для вас уже готово следующее задание.

Работа в паре. Угадай кто?

Слайд 16.

Этот композитор очень любил творчество А.С. Пушкина. Написал 14 опер, из них 9 опер на сказочную тему. Именно поэтому его называли композитором-сказочником. (Н.А.Римский-Корсаков)

Какая сказка Пушкина заинтересовала великого русского композитора? («Сказка о царе Салтане»)

Индивидуальная работа. Музыкальная викторина.

Слайд 18.

В ваших дневниках иллюстрации чудес в сказке. Их три. Необходимо правильно расставить номера при прослушивании. Желаю удачи.

Слайд 19. Физминутка «Елочка».

Слайд 20.

Посмотрите на экран. Что вы видите? (На экране картина «Пушкин на ярмарке»)

Зачем великому поэту необходимо было присутствовать на шумных ярмарочных гуляньях? (Для написания своего романа в стихах «Евгений Онегин»)

Какой композитор отразил в своем творчестве данный роман? (П.И. Чайковский написал оперу «Евгений Онегин»)

Слайд 21.

А кто на ярмарках развлекал народ и пел частушки? (Скоморохи) Слайд 22.

Представим себя на ярмарке и исполним «Частушки».

Исполнение песни «Частушки». Слайд 23.

П.И. Чайковский особенно любил творчество великого поэта. Я сейчас дам вам послушать его музыку. Надеюсь, что вам удастся вспомнить ее название.

Слушание. П.И.Чайковский «У камелька». Слайд 24. (Посвящение любимой няне Арине Родионовне Яковлевой на стихи «Зимний вечер»)

Вот и мы дождались наступления зимы. Предлагаю провести ритмическую зарядку.

Слайд 25. Ритмы зимы.

Очень надеюсь, что зима скоро постучится к нам настоящими морозами, чтобы мы смогли поиграть в снежки и покататься с горки, как в следующей песне.

Исполнение песни «Русская зима». Слайд 26.

  1. Подведение итогов урока.

Ребята, вы сегодня очень активно работали. Попрошу вас посчитать баллы и поставить себе оценку за урок, согласно критериям, которые указаны в дневнике.

Максимальное количество баллов-21.

0-8 баллов- «2»

9-13 баллов «3»

14-17 баллов-«4»

18-21 балл- «5»

  1. Рефлексия.

У вас на столе лежат цветные полоски. Поднимите вверх полоску того цвета, которая отражает ваше настроение. Спасибо.

  1. Домашнее задание.

1.Записать в тетрадь состав оркестра русских народных инструментов.

2.Выписать композиторов, использующих фольклор в своих музыкальных произведениях.

Спасибо за урок. До свидания.

ДНЕВНИК УРОКА

Фамилия, имя ____________________________________

Тема урока _______________________________________

Цель урока _______________________________________

  1. Разгадай кроссворд.

Композитор, автор кантаты «Александр Невский».

Какое действие происходит на ярмарке?

Ласковое обращение к былинному герою, жившему 800 лет назад.

Имя одного из братьев, сочинивших старославянскую азбуку.

Количество чудес в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Фамилия главного героя в опере П.И. Чайковского.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина в музыке русских композиторов.

  1. Слушание и анализ музыки.

    Музыкальная викторина.

    ИТОГ УРОКА (отмечай только один отзыв знаком V)

    ОЦЕНИ СЕБЯ

    Максимальное количество баллов-21.

    0-8 баллов- «2»

    9-13 баллов «3»

    14-17 баллов-«4»

    18-21 балл- «5»

    СПАСИБО ЗА УРОК!

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

                              1. Вступление

Многогранный пушкинский талант с присущим
ему разнообразием идей и жанровых форм,
изобразительностью и музыкальностью
стиха вызывает глубокий резонанс во всех
упомянутых видах искусства, а музыкальная
жизнь произведений Пушкина настолько значительна,
что заслуживает особого разговора.

Музыкальность пушкинского стиха была
отмечена и высоко оценена его современниками.
Великолепно чувствуя звуковую красоту
русской речи, Пушкин средствами обычного
обиходного языка сумел создать недосягаемые шедевры
поэтической легкости и благозвучия. Огромная
заслуга Пушкина-лирика и в том, что он
окончательно утвердил в русской поэзии
силлабо-тонический принцип стихосложения
и убедительно продемонстрировал его
богатейшие ритмические возможности.

Уже первые лицейские стихи Пушкина были
положены на музыку: «Роза» М. И. Глинки,
«Пробуждение» («Мечты, мечты») А. А. Алябьева, «Веселый пир» К. П. Вильбоа. И с тех пор
этот процесс не прекращается. Высокий
настрой души поэта, апофеоз дружбы и любви
в его лирике получили такой отзвук в русском
вокальном творчестве, какой можно сравнить
разве что с многократным горным эхом.

Пушкин-сказочник отозвался в оперном
творчестве М. И. Глинки («Руслан и Людмила»)
и вдохновил замечательного колориста Н. А. Римского-Корсакова

(«Сказка о царе Салтане», «Золотой 
петушок»).

Романтические поэмы Пушкина, рисующие
исключительную личность в исключительных
обстоятельствах, легли в основу музыкальной
драматургии многих оперных и балетных
спектаклей. Лучшие из них – «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский
фонтан» (балеты Б. В. Асафьева).

Оперные композиторы послепушкинской
эпохи – периода расцвета русского симфонизма
и реалистической оперы – продолжали
обращаться к сюжетам Александра Сергеевича,
в которых наряду с яркой драматической коллизией присутствовали
реалистически решенные характеры героев.
Так возникли «Русалка» и «Каменный гость»
А. С. Даргомыжского, «Пиковая дама» П.
И. Чайковского, «Моцарт и Сальери» Н. А.
Римского-Корсакова.

Почему же именно произведения А. С. Пушкина оказали столь сильное
впечатление на композиторов, заставившее
их отразить свои чувства в музыке? Мы
выдвинули гипотезу, что близость пушкинский
произведений к музыке заложена в истоках
его творчества.

В работе была поставлена цель: доказать единство произведений А. С.
Пушкина и музыки русских композиторов.

Цель реализовывалась через ряд поставленных задач:

  1. выяснить, творчество каких композиторов
    связано с именем А. С. Пушкина;
  2. найти и проанализировать тексты и музыку
    романсов, написанных на стихи Пушкина;
  3. изучить истории создания опер по мотивам
    произведений Пушкина и средства воплощения
    пушкинских героев в музыке;
  4. исследовать характер музыки к кинофильмам
    по произведениям А. С. Пушкина;
  5. найти истоки музыкальности творений
    Пушкина.

2. А. С. Пушкин в музыке

2.1 Композиторы, писавшие музыку
на стихи Пушкина

Многие композиторы оказались вдохновленными
произведениями А. С. Пушкина. Среди них
такие известные имена, как

  1. Михаил Иванович Глинка (1804-1857) – великий русский композитор. Мы с полным правом говорим о Пушкине как выразителе своего времени и создателе основ современного русского языка. С таким же правом мы можем говорить  и о Глинке как создателе русской классической музыки. Подобно Пушкину, он вобрал в себя все лучшее, что было до него в русской музыкальной культуре.
    И на этой прочной основе – народной и
    профессиональной – создал новую музыку.
    Творчество Глинки явилось для русской
    музыки вершиной ее расцвета и вместе
    с тем – основой, почвой, на которой развивалось
    творчество русских композиторов XIX века и композиторов нашего времени.
  1. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) – младший современник и преемник Глинки, с творчеством которого в русскую музыку вошли новые художественные образы, идеи. Он разоблачал средствами своего искусства несправедливость современного
    ему общества. И в том – его историческая
    заслуга. Опера Даргомыжского «Русалка»,
    впервые прозвучавшая в мае 1856 года, открыла
    новую страницу в истории русской музыки, продолжая традиции первых опер Глинки. «Русалка» — опера новая по своей направленности,
    ибо в ней проявился демократизм композитора,
    интерес к людям простым, не «знатного
    звания».
  1. Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – великий русский композитор. Огромную
    самобытность Мусоргского определила
    одаренность в сочетании с широтой интересов
    и той подлинной народностью, которая
    стала основной чертой его творческой
    натуры. Он явился наиболее убежденным,
    наиболее последовательным выразителем
    нового демократического направления
    в музыке. Ибо стремился приобщить музыку к окружающей действительности,
    подчинить ее насущным интересам общества,
    сделать ее необходимой народу.
  1. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – выдающийся русский композитор, педагог, дирижер. Занимался музыкой под руководством М. А. Балакирева, примкнул к творческому содружеству
    Могучей кучке. Римским-Корсаковым создано
    15 опер. В атмосфере революционно-освободительных
    настроений русского общества на рубеже
    ХХ века оперы-сказки Римского-Корсакова
    приобрели новую идейную направленность.
    В них явственно звучит ирония в изображении незадачливого царя («Сказка о царе Салтане»), острая сатира на самодержавие («Золотой петушок»).
  1. Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – великий русский композитор, педагог.
    Расцвет его творчества ознаменовала
    опера «Евгений Онегин». К последнему периоду
    жизни композитора относится создание
    наиболее трагического произведения «Пиковая
    дама».
  1. Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998). Свои первые сочинения Свиридов написал
    ещё в 1935 году — цикл лирических романсов на слова Пушкина. Стиль Свиридова значительно
    менялся на ранних этапах его творчества.
    Его ранние вещи были написаны в стиле
    классической романтической музыки и
    были похожи на работы немецких романтиков.
    Позже Свиридов старался писать произведения,
    которые носили исключительно русский характер. Пока
    музыка Свиридова оставалась малоузнаваема
    на Западе, в России его работы пользовались
    грандиозным успехом у критиков и слушателей
    за их простые, лирические мелодии и народный
    характер.

Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего
Модеста Мусоргского, обогащая его достижениями
XX столетия. Он использует традиции старинного
канта, обрядовых попевок; знаменного
распева, а в то же время — и современной
городской массовой песни. Творчество
Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность
музыкального языка, отточенность, изысканную
простоту.

  1. Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) — русский профессор военной фортификации; композитор и музыкальный критик. Кюи был одним из членов «Могучей кучки». С 1864 выступал как музыкальный критик, отстаивая
    принципы реализма и народности в музыке,
    пропагандируя творчество М. И. Глинки,
    А. С. Даргомыжского и молодых представителей
    «Новой русской музыкальной школы», а
    также передовые новаторские течения
    зарубежной музыки. В роли критика он часто публиковал разгромные
    статьи на творчество Чайковского. Обширно
    творческое наследие композитора: 14 опер,
    в том числе «Сын мандарина» (1859), «Анджело»
    (по В.Гюго, 1875), «Сарацин» (по А.Дюма-отцу,
    1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепьяно., скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли. Наибольший интерес представляют романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации.
    Среди них популярны «Сожжённое письмо»,
    «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина),
    и др.
  1. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) — российский композитор, пианист, дирижёр,
    основатель первой русской консерватории (1862), брат пианиста Рубинштейна.
    Среди произведений Рубинштейна 4 духовных оперы (оратории): «Потерянный рай», «Вавилонская башня», «Моисей», «Христос» и одна библейская сцена в 5 картинах — «Суламифь», а также 13 опер, в том числе
    «Дмитрий Донской», «Демон», «Купец Калашников», «Нерон», «Попугай», «Сибирские охотники», «Хаджи-Абрек» и др., несколько симфоний (наиболее известна вторая с программным названием «Океан»), концерты для фортепиано, виолончели, скрипки с оркестром, а также сонаты, трио, квартеты и другая камерная музыка.1

Все перечисленные композиторы в своем
творчестве обращались к Пушкину. Это
не мало известные имена, а знаменитые
на всю Россию музыканты. Они стоят в музыке
на том же уровне, что и Пушкин в литературе. Основные жанры,  в которых они работали
с произведениями Пушкина – оперы и романсы,
о которых и пойдет речь дальше.

Мы проанализировали наиболее известные
романсы, сравнив стихотворения Пушкина
и музыку, написанную на них, и изучили
историю создания и выражение чувств героев через музыку в некоторых операх.

2.2 Романсы

2.2.1 Жанр романса, наиболее 
известные романсы

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

Напоминают мне оне

Другую жизнь и берег дальный…

(А. С.Пушкин.)2

Романс – (испанское romance от позднелатинского romanice). Камерное
музыкально-поэтическое произведение
для голоса с инструментальным сопровождением.
В романсе мелодия яснее, чем в песне, связана
со стихом, отражает не только общий его
характер, но и поэтичную структуру, но
и отдельные образы, ритмичность и интонации
в частности.3

Работая с романсами XIX века, мы нашли произведения, написанные
на стихи Пушкина у следующих композиторов:

  1. Верстовский
  2. Власов
  3. М. И. Глинка
  4. А. С. Даргомыжский
  5. Донаурова
  6. Корганов
  7. Ц. А. Кюи
  8. Н. А. Римский-Корсаков
  9. А. Г. Рубинштейн
  10. Г. В. Свиридов
  11. Яковлев4

Обратимся к текстам и музыке этих романсов.

2.2.2 Анализ пушкинских 
стихотворений

Мы проанализировали стихотворение А.
С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

Мир этих строк идеален. Знаменитый гимн
высокому и светлому чувству – любви!

Вглядимся в композицию стихотворения.
Оно делится на три равных части – по две строфы в каждой.
Первая посвящена воспоминанию о давней
петербургской встрече с юной красавицей
Анной Керн, воспроизводит то, что особенно
запомнилось в те краткие часы званого
вечера у Олениных («милые черты»; «голос
нежный»). Пушкинская строфа идеальна,
потому что она равна самой себе. Жизнь
остановилась. Звучит только вдохновенный
гимн бытию:

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Вторая часть отделена от того, о чем
говорилось раньше, значительным промежутком
времени; коротким предложением открывается вторая часть.

Бурное стремительное течение жизни,
ее беды и тревоги заглушили, стерли из
памяти «небесные черты». Но мир у Пушкина
целен и неделим. В приобретенной безмерности
у него все:

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Какая неудержимая стремительность (она
усиливается повторяющимся союзом «и»)!

И внезапно «душе настало пробужденье,
и вот опять явилась ты…». Все дальнейшее
– светлый порыв воскресшего чувства.

Оказывается, жизнь не остановилась.
Чувство растет. У Пушкина проходит всего одно мимолетное
виденье, и поток захватывает нас. Чувство
достигает своего апогея и уносит в бездну:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.5

Да, этими стихами можно наслаждаться, черпать в них
утешение. Пушкин не только поэт, он еще
и художник, тонко чувствующий окружающее.
Поражает необычайная звуковая полногласность.
И что удивительно: слова, казалось бы,
самые повседневные, привычные, соединенные
у Пушкина, дают впечатление волшебной
праздничности, поднимают душу и несут
ее на крыльях восторженного вдохновения.
Они залиты солнцем безграничного счастья,
они поют и сияют.

Сначала грустное и нежное воспоминание,
затем горестное сознание утраты и, наконец,
торжественный взлет радости и восторга.

Все это прекрасно воспроизвел М. И. Глинка
в музыке бессмертного романса.

Что же помогает так воспринимать стихотворение
Пушкина? Природное чутье языка и безукоризненный
слуховой вкус; необыкновенное сочетание
гласных и согласных, отсутствие резко задевающих
слух шипящих – мы не обнаружим ни одного
темного пятнышка, за исключением слога
«чу». Стихи сами по себе живут, дышат,
точно передают охватившее поэта волнение…

… Читаешь стихотворение «Я вас любил» и изумляешься: в нем нет ни эпитетов,
ни сравнений, ни метафор. Но, говоря словами
в.Г. Белинского, « в нем та же трогающая
душу гуманность, та же артистическая
прелесть», что и в других интимных стихотворениях
поэта.

Простота этого стихотворения обманчива. Его основу образует
троекратное повторение выражения « Я
вас любил…». В соответствии с этими повторами
стихотворение распадается на три части,
в каждой из которых выражение « Я вас
любил», сохраняя общее значение, приобретает
новые оттенки.

  • Проект слово 3 класс рассказ о слове вода
  • Проект сказка в гости к нам пришла 2 младшая группа
  • Проект русские народные сказки 3 класс литературное чтение планета знаний
  • Проект рассказ о слове счастье 3 класс русский язык
  • Проект рассказ о слове тетрадь 3 класс