Проект сказка ложь да в ней намек в детском саду старшая группа

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 города россоши утверждено: и. о.заведующего мкдоу д/с6 г. россоши л.в.кичикна 2018-2019

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6  города Россоши

                                                                                                    Утверждено:

                                                                                                            И. о.заведующего

                                                                                                                            МКДОУ д/с№6 г. Россоши

                                                                                                                             _______________ Л.В.Кичик

на 2018-2019 уч. год

месяц

тема

цель

содержание

Сентябрь

Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла золотое

Развитие у детей слухового внимания

1.рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба»

2.беседа по содержанию сказки

3.веселый танец с детьми

Мы не просто ребятки, а ребятки-цыплятки

Формировать у детей образно-выразительные умения

1.пересказ сказки с использованием перчаточного театра

2.П/и «Курочка и цыплята»

Курочка и цыплятки

Освоение выразительных жестов, движений

1.П/и «Курочка и цыплята»

2.разыгрывание сказки «Курочка Ряба»

Октябрь

«Почему плакал котенок»

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку

1.рассказывание сказки «Почему плакал котенок» (настольный театр)

2.беседа по содержанию сказки

3.П/и «Котята»

Каждому хочется котенку помочь

Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса

1.пересказ сказки

2.упражнение «Изобрази героя»

Волшебная шкатулка

Формировать умение последовательно пересказывать сказку

1.Отгадывание загадок о домашних животных

2.пересказ сказки «Почему плакал котенок»

Котенок наелся молока, стал веселым и довольным он тогда

Совершенствовать умение передавать образы героев сказки

Драматизация сказки «Почему плакал котенок»

Ноябрь

Желтый маленький комочек, любопытный очень-очень

Развивать у детей творческое воображение, вызвать эмоциональный настрой на сказку

1.Знакомство со сказкой К. Чуковского «Цыпленок»

2. имитация движений

Быстро времечко пройдет и цыпленок подрастет

Учить имитировать характерные движения сказочных движений

1.рассказывание сказки «Цыпленок»

2.беседа по содержанию сказки

3. . имитация движений

Волшебный сундучок

Развивать творческое воображение

1.отгадывание загадок

2.ряжение

3.упражнение «Изобрази героя»

Мешок с сюрпризом

Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки

Драматизация сказки К. Чуковского «Цыпленок»

Декабрь

Потеряли котятки по дороге перчатки

Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки

1.Знакомство со сказкой С. Маршака «Перчатки»

2.беседа по содержанию

3.П/и «Грустный котенок»

Отыскали перчатки, вот спасибо, котятки!

Совершенствовать выразительность в передаче образа

1.Мимические этюды

2.Драматизация сказки С. Маршака «Перчатки»

Выросла репка большая-пребольшая

Развитие слухового внимания, учить имитировать характерные движения сказочных героев

1.рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Репка»

2.прослушивание сказки на магнитофоне

Тянут-потянуть, вытянули репку

Формировать умения работать вместе, сообща, дружно, развивать творческое воображение

разыгрывание сказки «Репка»

Январь

Без друзей нам не прожить ни за что на свете

Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки

1.Д/и «Назови друга ласково»

2.рассказывание сказки «Как собака друга искала»

3.беседа по содержанию сказки

Очень жить на свете туго без подруги и без друга

Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимания взаимопомощи, дружбы

1.отгадывание загадок

2.рассказывание сказки «Как собака друга искала» вместе с детьми

3.П/и «Песик и Барбосик»

Собачке грустно, ей не спится, с кем собачке подружиться

Вызвать эмоциональный настрой на сказку, развивать творческое воображение

1 пантомимические упражнения

2.драматизация сказки «Как собака друга искала»

Февраль

Воробей клевал зерно, кот хозяйский- цап его

Формировать умения передавать характерные особенности героев сказки, с помощью выразительных движений, голоса

1. рассказывание сказки «Почему кот моется после еды»

2.имитация движений и голосов героев сказки

Воробей и кот

Формировать умения отвечать на вопросы по содержанию сказки

1.П/и «Воробьи и кот»

2.Рассказывание сказки «Почему кот моется после еды» совместно с детьми

Хитрый воробушек обманул кота

Развивать умения передавать характерные особенности героев сказки, с помощью выразительных движений, голоса

1.отгадывание музыкальных загадок

2.ряжение

3.рассказывание сказки с имитацией действий персонажей

Почему кот моется после еды

Учить драматизацию сказки, развивать творческое воображение

1.П/и «Воробышки и кот»

2.Драматизация сказки «Почему кот моется после еды»

Март

Лисичку заяц в дом пустил и вот на улице один

Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения

1.рассказывание сказки «Лиса и заяц»

2.Рассматривание иллюстраций к сказке

3.подготовка атрибутов к драматизации

Каждый хочет заиньке помочь

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку, развивать творческий потенциал

1.беседа по сказке «Лиса и заяц»

2.имитационные упражнения

3.подготовка атрибутов к драматизации

Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!

Формировать умение передавать характерные особенности героев сказки, с помощью выразительных движений. голоса

1.имитационные движения под музыку

2. мимические этюды

Лиса, заяц и петух

Развивать слуховое внимание, учить работать дружно, сообща, учить драматизировать сказку

1.отгадывание музыкальных загадок

2.драматизация сказки «Лиса и заяц»

Апрель

Дайте только срок, построим теремок!

Совершенствовать выразительность в передаче образа

1. отгадывание загадок по сказке

2. имитационные упражнения под музыку

Стоит в поле теремок, теремок

Закреплять знания детей о народной сказке. Воспитывать интерес к народному творчеству

1.рассказывание сказки «Теремок» с показом

2.беседа по содержанию

3.упражнения на интонационную выразительность

В тесноте, да не в обиде

Развивать творческое воображение, инициативу

1.Игра-имитация «Догадайся, о ком говорю»

2.Веселый танец

Ох, красивый теремок! Очень, очень он высок

Учить драматизацию сказки, развивать творческое воображение

1.отгадывание сказки по костюмам

2.драматизация сказки

Май

Волк и семеро козлят

Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки

1.Знакомство с русской народной сказкой  «Волк и семеро козлят»

2. имитация движений и голосов героев сказки

Не открывайте, козлятушки, волку

Формировать умения передавать характерные особенности героев сказки, с помощью выразительных движений, голоса

1. рассказывание сказки

2. упражнения на интонационную выразительность

Что же делать козе без козлят

Развивать умения передавать характерные особенности героев сказки, с помощью выразительных движений, голоса

1.отгадывание музыкальных загадок по сказке

2.ряжение

3.рассказывание сказки с имитацией действий персонажей

Коза и козлятушки-ребятушки

Вызвать эмоциональный настрой на сказку, развивать творческое воображение

1 пантомимические упражнения

2.драматизация сказки «Волк и семеро козлят»

Тема: «Сказка – ложь, да в ней н$амёк…»

Цель: развитие у учащихся фантазии, воображения, творческого потенциала.

Задачи:

Обучающая: закреплять у детей знания русских народных сказок;

Развивающая: развивать психические процессы: речь, память, мышление;

Воспитывающая: прививать детям любовь к чтению, к русскому фольклору.

Оборудование: плакат – кроссворд, 2 ковра, жетоны, маркер, иллюстрации сказок, рисунки детей, маски животных, шкатулка, пёрышко, горошек, игла, кольцо, яйцо, соломинка, манная крупа, сарафан, платок, книги для выставки.

Ход занятия.

$Ведущая. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на нашем занятии, давайте отгадаем кроссворд ( на стенде ).

Р – этим предметом Иван пытался разбудить братьев( рукавица ).

$У – эта птица иногда превращается в кривенькую девочку (уточка).

С – имя девицы из сказки « о молодильных яблочках» (Синеглазка).

С – кличка сказочного коня (Сивка).

К – без этого домашнего животного не обходится большинство сказок (конь).

И – жилище Бабы – Яги (избушка).

Е – имя героя, который использовал необычны$й вид транспорта (Емеля).

С – предмет, благодаря которому царевич нашёл себе жену (стрела).

К – в чем нёс медведь девочку вместе с пирожками (короб).

А – сестра Иванушки ($Алёнушка).

З – этим подавился петушок (зёрнышко).

К – посуда , из которой журавль кормил лису (кувшин).

И – на её кончике смерть одного из сказочных героев (игла).

Ведущая. Русские народные сказки создавались, развивались и распространялись творчески, то есть передавались от человека к человеку устным путем, рассказыванием. Возникшие в глубокой древности, они переходили из поколения в поколение, от дедов к отцам, от отцов к сыновьям. Большинство крестьян в те времена были неграмотны.

Сказительница$. Ни радио, ни кино в ту пору не было. Газет и журналов крестьяне не выписывали. О театре слыхом не слыхивали, а потому сказка заменяла и театр, и книгу, и газету. Сказки были желанными гостями на вечеринках, но особенно в избе, где семья коротала за работой долгие вечера. И любили их слушать не только дети, но и взрослые.

Ведущая. В народных сказках воспеваются человеческие добродетели:

справедливость, геройств$о, трудолюбие, верная любовь, честность.

И осуждаются людские пороки: трусость, лень, жадность, глупость, самодурство.

А.С.Пушкин, отмечая глубокий смысл народных сказок, говорил: «Сказка ложь, да в ней намёк, доб$рым молодцам урок».В сказке каждое слово означает особую сказочную правду. Течёт тёплая река Сказки, перетекает в нашу жизнь и так смешивается с ней, что разделить их трудно.

Сказительница. Вот вам, ребятки, сказочка «Ворон и яблоки». А вы мне скажите, в чём урок?

«Повадился ворон яблоки воровать в саду. Хозяин думал – думал, да и придумал. В бочку смолы налил, а сверху яблок поло$жил. Ворон хотел яблоки своровать – сразу прилип. Хвост отлепит – клюв приклеивается, клюв отлепит – хвост приклеивается».

В чём в этой сказке урок? (Ответы детей).

КОНКУРС «ПОДУМАЕМ НАД СКАЗКОЙ».

(раздать по классам названия р.н. сказок)

— Надо подумать и сказать:

1) Сколько героев в сказке?

2)$ Какие слова в ней чаще всего повторяются?

3) Какова мораль сказки?

КОЛОБОК – 7 героев (дедушка, бабушка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса).

Слова: «Я колобок, колобок по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужён».

Мораль: не надо забывать об осторожности с хитрецами. (Простота хуже воровства.)

$РЕПКА – 7 героев (репка, дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка).

Слова: «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут – а вытянуть не могут».

Мораль: «Дружно не грузно, а врозь – хоть брось».$

ПЕТУШОК — ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК – 4 героя (петух, лиса, кот, дрозд).

Слова: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка. Выгляни в окошко, дам тебе горошка».

Мораль: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Ведущая. Русские народные сказки весьма разнообразны. Возникшие в глубокой древности, они рассказывают о животных, поведение которых напоминает поведение людей. Небольшие по объёму сказки о животных служат прекрасным средством воспитания$.

Сказительница. Вот вы так мудрёно сказываете, а ребята-то поняли?

Ведущая. Уверена, ребята хорошо знают сказки и их героев. Скажите, какие звери встречаются в русских сказках ? (Ответы детей).

У каждого свой характе$р. Вот (выходят дети в масках) хитрая лисичка, глупый волк, трусливый заяц, неуклюжий медведь, храбрый петух, умный кот. И другие животные создают богатую галерею разнообразных типов и характеров. Очень много создано народом волшебных, или чудесных сказок. Эти сказки населены разного рода чудесами: добрыми и злыми чудовищами, волшебными персонажами, необыкновенными превращениями.

Сказительница. Верно. Много в наших сказках диковинок. Какие чудо – вещи вы, ребята, знаете? (Ответы детей: шапка –$ невидимка, сапоги – скороходы, скатерть – самобранка, гусли – самогубы, ковёр – самолёт, летучий корабль).

ФИЗМИНУТКА «ПОЛЁТ НА КОВРЕ — САМОЛЁТЕ»

Ведущая. В русских сказках почти любой предмет может оказаться сказочным. Сейчас мы в этом убедимся.

КОНКУРС «СКАЗОЧНЫЕ ВЕЩИ».

Я вам буду показывать обычные в$ещи, а вы сделаете их сказочными, то есть назовёте, в какой сказке они упоминаются. (Шкатулка с вещами).

Соломинка – «Пузырь, соломинка и лапоть».

Пёрышко – «Фенист – Ясный Сокол».

Горошек – «Кот, петух и лиса».

Кольцо – «Волшебное кольцо», «12 месяцев».

$

Яйцо – «Курочка Ряба», «Царевна – лягушка».

Манная крупа – «Лиса и журавль».

Ведущая. Есть сказки об обычной жизни, без волшебства – бытовые сказки, которые наиболее популярны у взрослых. В них рассказывается о лодырях и тружениках, об удачных и неудачных супружеских парах, о бедных и богатых соседях.

$Сказительница. Герои этих сказок: сметливый бедный мужик, бывалый отставной солдат, как правило, ставят в смешное положение глупую барыню, помещика, попа.

$

Ведущая. Ребята. В сказках есть ЗАЧИН (вступление). Какие вы знаете зачины? (Ответы детей: «В некотором царстве, в некотором государстве жили – были …»; «Жили – были дед и баба…»).

А какие КОНЦОВКИ обычно у русских сказок? (Ответы детей: «Тут и сказка вся, больше врать нельзя»; «И стали они жить – поживать, да добро наживать»; «Завели они пир на весь мир. И я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Есть и другие ПРИСКАЗКИ. Я начну читать, а вы продолжайте.

1. «Скоро сказка сказывается…»(да не скоро дело делается).

2. «Сказка от начала$ начинается, до конца читается, в середине…»(не перебивается).

3. «Ни в сказке сказать…$»(ни пером описать).

4. «Стань передо мной…»(как лист перед травой).

5. «Избушка, избушка на курьих ножках, повернись…(ко мне передом, а к лесу задом).

6. «Растёт не по дням…(а по часам).

Сказительница. А знаете ли вы, ребятишки, что такое докучливые ска$зки?

Так вот. Жил себе человек Сашка, на нём серая сермяжка, на затылке – пряжка, на шее – тряпка, на голове – шапка .Хороша ли моя сказка?(И сначала).

— Поди – ка сюда, девочка. Рассказать тебе докучливую сказку?

— Расскажите!

— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи. Рассказать тебе докучливую сказку? $

— Не надо!

— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо. Рассказать тебе докучливую сказку? И т. д.

А вот еще сказочка: «Жил – был царь, у царя был двор, на дворе – кол, на колу – мочало» Не начать ли всё сначала?

Ведущая. Повеселили вы нас, гостья дорогая. Спасибо вам, маст$ерица – сказительница! Как же вы все сказки помните?

Сказительница. Что помню – рассказала, да ещё приду – расскажу. А что не помню, так для этого грамотными людьми сказки русские в книги записаны. А вот русская народная пословица говорит: «Напишешь пером, не вырубишь топором».

Чтец. Кто детских книжек не читал,

Считай полжизни потерял.

Друзей прекрасных не узнал.

$А ты читал? А ты читала?

Со сказкой вы не расставайтесь,

Детьми подольше оставайтесь.

Кто русских сказок не читал,

Конечно много потерял!

Ведущая. Напоминаю всем о том:

Вас ждет волшебный

Книжкин дом!

Приходите скорей!

Приводите друзей!

В$месте почитаем!

Всех вас приглашаем!

Приближается долгожданное лето! Скоро мы покинем групповые помещения и переместимся на летние веранды почти на весь день. Чем же мы будем заниматься летом? Игровые занятия с детками выстроятся по тематическим сменам, в соответствии с которыми и будет проходить занимательная развивающая деятельность.

  • Николин Парк — 38 000 руб.
  • Рассказово — 36 000 руб.
  • Отрадное — 42 000 руб.

 5-ти разовое питание и занятия английским языком каждый день

Программы летних смен

расписание летних смен 2021

С 1-11 июня 2021 пройдет тематическая смена «Читалия» («Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»).

Воспитатели с детишками отправятся в удивительный сказочный мир. Это – мир сказок и чудес. Весь мир сказок – тайна. За каждой запертой дверью скрывается дивное сказочное царство. В сказках происходит множество чудес. А как приятно окунуться в мир добра, волшебства, познакомиться с огнедышащими чудовищами, с маленькими гномиками, великанами, чудо богатырями! Сказочные персонажи расскажут ребятам о своем волшебном мире и его главном законе – добро всегда побеждает зло. Много гостей бывает каждый день в этой стране. Ее гости очень дружны с книгами. Мы надеемся, что, побывав в стране Читалии, наши детки подружатся с книгами, и они расскажут им много интересного. А поведут их в эту сказочную страну – сказочные персонажи, которые хорошо знают туда дорогу. Дети познакомятся с библиотекой, смогут заглянуть в самые интересные ее залы, окунуться в разнообразие книг, альбомов, нот, журналов, которые есть в библиотеке, побывают в волшебной Комнате Сказок, познакомятся с выставками известных иллюстраторов детских книг.

С Незнайкой на Луну мы отправимся с 14—25 июня 2021 года.

В нашем саду это будет время опытов и экспериментов, занимательных квестов, путешествий в космос и прогулок по Луне. Всю смену будем применять науку на практике. Побываем в условиях невесомости, примерим костюм астронавта, исследуем кратеры Марса и построим макет собственной космической станции.А после заглянем в Мобильный планетарий. В космическом пространстве интерактивной композиции не только познакомимся, но и в прямом смысле прикоснемся к научным законам в области физики, механики и гравитации. На этой выставке экспонаты трогать руками не только можно, но и нужно! Юные исследователи отправятся в «космическое путешествие» с личным астрогидом. Это интерактивная игра с захватывающим квестом. Участники отгадывают загадки, отвечают на вопросы экскурсовода, решают поставленные задачи. Дети окунутся в мир неизведанных тайн, увидят первые космические корабли, узнают историю Белки и Стрелки, заглянут в спускаемый аппарат первого корабля «Восток», в современный корабль «Союз» и космическую станцию «Мир»; узнают, что едят космонавты на завтрак.

Время опытов, экспериментов и выхода в открытый космос. Проверим на себе, что происходит в условиях невесомости с человеческим телом, приготовим космическую еду, спроектируем личную обсерваторию и запечатлеем Млечный путь и галактики. Закрепим изученное в Планетарии, где прикоснемся к Солнечной системе и узнаем, что скрывает туманность Андромеды.

Тематическая смена с 28 июня-9 июля будет называться «Я покажу тебе Москву»

Сыщики и кладоискатели, путешественники и исследователи. В эту смену мы примерим на себя сразу несколько ролей. Превратив всю территорию «Akademkids» в Москву в миниатюре, будем проводить археологические раскопки у стен Кремля, построим свои высотки и посмотрим на столицу глазами пассажира ретропоезда.В развлекательной и непринужденной форме узнаем почти все секреты Москвы.А изучать животный мир отправимся в самый крупный и старинный комплекс Москвы — Зоологический музей МГУ.Постараемся исследовать столицу вдоль и поперек. Будем много ходить, искать древние сокровища, разгадывать загадки. Узнаем о семи тайнах Третьяковской галереи, разберемся в секретах московской подземки, проникнем в закулисье самого большого в Европе цирка.Нас ждут занятия по ориентированию в городе и безопасности, просмотр презентаций и старинных фотографий Москвы, на основе которых сделаем в конце смены старшие детки подготовят авторский проект.А еще пройдем по залам Оружейной палаты и увидим вооружение древнерусского витязя.

С 12 июля-23 июля мы поселимся в Мастерской ремесел

Педагоги и воспитатели сформируют у детей представление о том, что такое профессии. А так как одним из верных способов рассказать детям о той или иной профессии является игра, то мы будем много играть и погружаться в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игры дадут возможность нашим детям расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда. Поставленные задачи по ознакомлению с профессиями преимущественно будут осуществляться через метод проектов, который дает возможность в интересной форме расширять и углублять знания детей, объединять профессии в тематические блоки, применять различные технологии, которые делают работу увлекательной. Самая мастер-классная тематическая смена! Артисты, спортсмены, художники, скульпторы, дизайнеры украшений, архитекторы. Десятки профессий и ремесел ждут нас. В программе смены тематические занятия в творческой мастерской, музыкальные гостиные, театральные лаборатории. Обязательно пройдут спортивные занятия на свежем воздухе: баскетбол, футбол и веселые старты.

С 26 июля – 6 августа 2021 во время тематической смены «Ледниковый период»

Мы предложим детям отправиться в увлекательное путешествие по Ледниковому периоду, где нас будут ожидать невероятные приключения и испытания. Это будет испытание ребят на силу, смелость и находчивость. Но сначала в гости  к детям попадет загадочный объект из прошлого… В путешествии дети смогут увидеть своими глазами животных ледникового периода, познакомиться с местами их обитания и особенностями их жизни. Мы узнаем тайны, которые скрывают эти удивительные звери: мамонт, саблезубый тигр, шерстистый носорог, пещерный медведь…  Мы увидим обстановку пещеры древнего человека, будем освобождать животных из ледяного плена. Конечно же, нас ждут конкурсы, игры, соревнования, квесты и участие в мастер-классе по изготовлению животных из ледникового периода.

С 26 июля – 6 августа 2021 нам предстоит путешествие в страну «Безопасность».

Вместе со сказочными героями ребята отправятся в путешествие и узнают, как вести себя в случае возникновения пожара, познакомятся с правилами безопасного поведения на улицах и на дорогах.  Во время волшебного пути дети услышат много полезных сведений. Например, о том, почему нельзя разговаривать с незнакомцами, как переходить дорогу на регулируемом пешеходном переходе, для чего нужны светофоры и что такое проезжая часть и тротуар. Так же дети познакомятся с телефонами срочных служб (скорая помощь, полиция, пожарная охрана). Путешествие в страну «Безопасность» представляет собой большую комбинацию самых разных игр, мастер-классов и занятий, которые связаны общей темой. Такие формы проведения досуга, как игры, путешествия, конкурсы, состязания, игровые программы, — способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют их кругозор, развивают любознательность. Конкурс рисунков «Волшебные дорожные знаки» (Письмо-обращение водителю).Викторина «Дорожная азбука», Акция с ГИБДД «Мы за безопасные дороги»,«Школа светофорных наук». В стране «Безопасность» ребят ожидают спортивные игры: «Дорожной грамоте учимся с детства», «СПАСАТЕЛИ, ВПЕРЕД!».

С 9 августа – 20 августа 2021 ребят ожидает необычная тематическая смена «Путешествие в волшебную Академию»

Фея Доброта пригласит их в путешествие по волшебной Академии, где чародеи поделятся с детьми секретами кулинарного мастерства, расскажут о тонкостях составления букетов, а еще покажут необычное применение цветной бумаги, красок и блесток. Любознательность и наблюдательность деток помогут развить интерес к художественно-творческой деятельности, научат соотносить художественные образы с собственным опытом восприятия. В ходе путешествия они посетят «Мастерскую царицы Флоры», «Клуб юных художников» и самостоятельно поупражняются в создании шедевров. Как всегда, будут и тематические дни, посвящённые дружбе, здоровью, путешествиям.

Тема: «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

Цель: развитие у учащихся фантазии, воображения, творческого потенциала.

$Задачи:

Обучающая: закреплять у детей знания русских народных сказок;

Развивающая: развивать психические процессы: речь, память, мышление;

Воспитывающая: прививать детям любовь к чтению, к русскому фольклору.

Оборудование: плакат – кроссворд, 2 ковра, жетоны, маркер, иллюстрации сказок, рисунки детей, маски животных, шкатулка, пёрышко, горошек, игла, кольцо, яйцо, соломинка, манная крупа, сарафан, платок, книги для выставки.

Ход занятия.

$Ведущая. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на нашем занятии, давайте отгадаем кроссворд ( на стенде ).

Р – этим предметом Иван пытался разбудить братьев( рукавица ).

$

У – эта птица иногда превращается в кривенькую девочку (уточка).

С – имя девицы из сказки « о молодильных яблочках» (Синеглазка).

С – кличка сказочного коня (Сивка).

К – без этого домашнего животного не обходится боль$шинство сказок (конь).

И – жилище Бабы – Яги (избушка).

Е – имя героя, который использовал необычный вид транспорта (Емеля).

С – предмет, благодаря которому царевич нашёл себе жену (стрела).

К – в чем нёс медведь девочку вместе с пирожками (короб).

А – сестра Иванушки (Алёнушка).

З – этим по$давился петушок (зёрнышко).

К – посуда , из которой журавль кормил лису (кувшин).

И – на её кончике смерть одного из сказочных героев (игла).

Ведущая. Русские народные сказки создавались, развивались и распространялись творчески, то есть передавались от человека к человеку устным путем, рассказыванием. Возникшие в глубокой древности, они переходили из поколения в поколение, от дедов к отцам, от отцов к сыновьям. Большинство крестьян в те времена были неграмотны.

Сказительница. Ни радио, ни кино в ту пору не было. Газет и журналов крестьяне не выписывали. О театре слы$хом не слыхивали, а потому сказка заменяла и театр, и книгу, и газету. Сказки были желанными гостями на вечеринках, но особенно в избе, где семья коротала за работой долгие вечера. И любили их слушать не только дети, но и взрослые.

Ведущая$. В народных сказках воспеваются человеческие добродетели:

справедливость, геройство, трудолюбие, верная любовь, честность.

И осуждаются людские пороки: трусость, лень, жадность, глупость, самодурство.

А.С.Пушкин, отмечая глубокий смысл народных сказок, говорил: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».В сказке каждое слово означает особую сказочную правду. Течёт тёплая река Сказки, перетекает в нашу жизнь и так см$ешивается с ней, что разделить их трудно.

Сказительница.$ Вот вам, ребятки, сказочка «Ворон и яблоки». А вы мне скажите, в чём урок?

«Повадился ворон яблоки воровать в саду. Хозяин думал – думал, да и придумал. В бочку смолы налил, а сверху яблок положил. Ворон хотел яблоки своровать – сразу прилип. Хвост отлепит – клюв приклеивается, клюв отлепит – хвост приклеивается».

В чём в этой сказке урок? (Ответы детей).

$КОНКУРС «ПОДУМАЕМ НАД СКАЗКОЙ».

(раздать по классам названия р.н. сказок)

— Надо подумать и сказать:

1) Сколько героев в сказке?

2) Какие слова в ней чаще всего повторяются?

3) Какова мораль сказки?

$КОЛОБОК – 7 героев (дедушка, бабушка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса).

Слова: «Я колобок, колобок по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужён».

Мораль: не надо забывать об осторожности с хитрецами. (Простота хуже воровства.)

РЕПКА – 7 героев (репка, дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка).

Слова: «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут – а вытянуть не могут».

Мораль: «Дружно не грузно, а врозь – хоть брось».

ПЕТУШОК — ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШО$К – 4 героя (петух, лиса, кот, дрозд).

Слова: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка. Выгляни в окошко, дам тебе горошка».

Мораль: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Ведущая. Русские народные сказки весьма разнообразны. Возникшие в глубокой древности, они рассказывают о животных, поведение которых напоминает поведение людей. Небольшие по объёму сказки о животных служат прекрасным средством воспитания.

Сказительница$. Вот вы так мудрёно сказываете, а ребята-то поняли?

Ведущая.$ Уверена, ребята хорошо знают сказки и их героев. Скажите, какие звери встречаются в русских сказках ? (Ответы детей).

У каждого свой характер. Вот (выходят дети в масках) хитрая лисичка, глупый волк, трусливый заяц, неуклюжий медведь, храбрый петух, умный кот. И другие животные создают богатую галерею разнообразных типов и характеров. Очень много создано народом волшебных, или чудесных сказок$. Эти сказки населены разного рода чудесами: добрыми и злыми чудовищами, волшебными персонажами, необыкновенными превращениями.

Сказительница. Верно. Много в наших сказках диковинок. Какие чудо – вещи вы, ребята, знаете? (Ответы детей: шапка – невидимка, сапоги – скороходы, скатерть – самобранка, гусли – самогубы, ковёр – самолёт, летучий корабль).

ФИЗМИНУТКА «ПОЛЁТ НА КОВРЕ — САМОЛЁТЕ»

Ведущая. В русских сказках почти любой предмет может оказаться сказочным. Сейчас мы в этом убедимся.

КОНКУРС «СКАЗОЧНЫЕ ВЕЩИ».

Я вам буду показывать обычные вещи, а вы сделаете их сказочными, то есть назов$ёте, в какой сказке они упоминаются. (Шкатулка с вещами).

Соломинка – «Пузырь, соломинка и лапоть».

Пёрышко – «Фенист – Ясный Сокол».

Горошек – «Кот, петух и лиса».

Кольцо – «Волшебное кольцо», «12 месяцев».

Яйцо – «Курочка Ряба», «Царевна – лягушка».

Манная крупа – «Лиса и журавль».

$Ведущая. Есть сказки об обычной жизни, без волшебства – бытовые сказки, которые наиболее популярны у взрослых. В них расск$азывается о лодырях и тружениках, об удачных и неудачных супружеских парах, о бедных и богатых соседях.

Сказительница. Герои этих сказок: сметливый бедный мужик, бывалый отставной солдат, как правило, ставят в смешное положение $глупую барыню, помещика, попа.

Ведущая. Ребята. В сказках есть ЗАЧИН (вступление). Какие вы знаете зачины? (Ответы детей: «В некотором царстве, в некотором государстве жили – были …»; «Жили – были дед и баба…»).

А какие КОНЦОВКИ обычно у русских сказок? (Ответы детей: «Тут и сказка вся, больше врать нельзя»; «И стали они жить – поживать, да добро наживать»; «Завели они пир на вес$ь мир. И я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Есть и другие ПРИСКАЗКИ. Я начну читать, а вы продолжайте.

1. «Скоро сказка сказывается…»(да не скоро дело делается).

2. «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине…»(не перебивается).

3. «Ни в сказке сказать…»(ни пером описать).

4. «Стань передо мной…»(как лист перед травой).

5. «Избушка, избушка на курьих ножках, повернись…(ко мне передом, а к лесу задом).

$

6. «Растёт не по дням…(а по часам).

Сказительница. А знаете ли вы, ребятишки, что такое докучливые сказки?

Так вот. Ж$ил себе человек Сашка, на нём серая сермяжка, на затылке – пряжка, на шее – тряпка, на голове – шапка .Хороша ли моя сказка?(И сначала).

— Поди – ка сюда, девочка. Рассказать тебе докучливую сказку?

— Расскажите!

— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи. Рассказать тебе докучливую сказку?

— Не надо!

— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо. Рассказать тебе докучливую сказку? И т. д.

А вот еще сказочка: «Жил – был царь, у царя был двор, на дворе – кол, на колу – мочало» Не начать ли всё сначала?

$Ведущая. Повеселили вы нас, гостья дорогая. Спасибо вам, мастерица – сказительница! Как же вы все сказки помните?

$Сказительница. Что помню – рассказала, да ещё приду – расскажу. А что не помню, так для этого грамотными людьми сказки русские в книги записаны. А вот русская народная пословица говорит: «Напишешь пером, не вырубишь топором».

Чтец$. Кто детских книжек не читал,

Считай полжизни потерял.

Друзей прекрасных не узнал.

А ты читал? А ты читала?

Со сказкой вы не расставайтесь,

Детьми подольше оставайтесь.

Кто русских сказок не читал,

Конечно много потерял!

Ведущая. Напоминаю всем о том:

Вас ждет волшебный

Книжкин дом!

Приходите скорей!

Приводите друзей!

Вмест$е почитаем!

Всех вас приглашаем!

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Школа-интернат №26» ОАО «РЖД»

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

$ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

(с элементами проектной деятельности)

$

ТЕМА «СКАЗКА – ЛОЖЬ,

ДА В НЕЙ НАМЕК…

НА ИЗОБРЕТЕНИЯ»

Подготовила и провела:

Учитель начальных классов

высшей категории

Смирнова Ольга Олеговна

$

Г. Нижнеудинск

Цели:

  • познакомить учащихся с разнообразием предметов окружающего мира;

  • дать представление о том, что любой предмет окружающего мира был изобретен и создан человеком;

  • обратить внимание учащихся, что изобретениям предшествовали мечты людей, многие из которых были описаны в сказках;

    $

  • продолжать работу по развитию умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам;

  • развивать и активировать словарный запас детей;

  • воспитывать интерес к изобретательству и экспериментальной деятельности, к истории человечества

Оборудование: лента изобретений, фоногра$мма песни Ю.Кима «Если вы не очень боитесь кощея», лучинка

1. Орг. момент

(звучит фонограмма с началом сказки, на доске картина со сказочницей)

Все дети – фантазеры. Все дети любят сказки. И взрослые тоже любят ск$азки. Кто-то слушает сказки, кто-то сам уже читает. Кто-то сказки сочиняет. Про сказки много сказано:

« Что за прелесть эти сказки»

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

— В сказках живут мечты человека. И многие мечты со временем воплотились в быль.

И об этом мы сегодня с вами $и поговорим. Но сначала я хочу проверить, а хорошо ли вы знаете сказки.

2. Активизациия знаний.

«Экскурсия по сказкам»

  1. Как звали спутника Элли, Страшилы и Трусливого Льва в сказочной повести

Волкова «Волшебник изумрудного города»? (Железный $дровосек)

  1. Какой герой прилетел на помощь несчастной жертве, держа в руке маленький фонарик? ( Комарик. К.Чуковский «Муха-цокотуха»)

  2. Что было у Карлсона на спине? (Пропеллер. А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»)

  3. Назовите предшественника стиральной машины, у которого сидела старуха на берегу синего моря? (Корыто. А$.Пушкин)

  4. Назовите предка самолета, на котором летали герои русских сказок. (Ковер-самолет)

  5. Назовите транспортное средство Бабы-Яги. (Ступа и метла)

  6. Назовите транспортное средство Емели. ( Печка)

  7. $Как сейчас называется огниво? (Зажигалка)

  1. В какой сказке транспортным средством героини были утки? (Гаршин «Лягушка-путешественница»

— Молодцы, сказки вы хорошо знаете. А вот справитесь ли вы со следующим заданием?

(найти лишний предмет)

— Лишн$ий — велосипед, а все остальные предметы – волшебные.

— Ребята, а ведь, правда, жалко, что таких волшебных вещей нет в нашей жизни.

А хотите, я расскажу вам новую современную сказку? Ну, тогда садитесь поудобнее и слушайте.

В нашем классе живут настоящие вошебники. 10 мальчиков и 10 девочек. И родители у них тоже волшебники. И учительница. А волшебники они потому, что легко управляют разными сказочными предметами. Когда заканчиваются уроки, волшебники отправляются домой.$ Многие идут пешком, а вот Юля и учитель – используют сапоги-скороходы. Все ребята дома любят посидеть возле серебряной тарелочки с наливным яблочком и узнать, ч$то происходит в мире. Ну, а если тарелочка ничего интересного не показывает, тогда можно поиграть и на гуслях – самогудах. А вечером, когда вся семья собирается вместе, прилетает жар-птица и сиянием своих перьев освещает всю квартиру, пока не приходит время ложиться спать.

— Скажите, ребята, так какими же волшебными предметами мы так легко пользуемся?

Гусли –самогуды – магнитофон, радио;

Сапоги-скороходы – машины;

Серебряная тарелочка – телевизо$р;

Жар-птица – лампочки, осещение;

Ковер-самолет – самолеты;

Ступа – ракеты.

— Оказывается, все эти волшебные предметы уже есть в нашей жизни, мы пользуемся ими каждый день и даже не обращаем на это внимание.

3. Постановка проблемы.

$А в каких сказках встречаются эти волшебные предметы? (русские народные)

А откуда же в старину, когда сочинялись эти сказки, люди знали про телевизор, электрическое освещение, рак$еты, радио?

( люди мечтали, им хотелось улучшить условия своей жизни)

— В те времена, когда русский народ сочинял эти сказки, свечи для освещения использовали только очень богатые люди, а остальным приходилось ложиться спать после захода солнца или сидеть при свете лучинки. Что такое лучинка? (показать)

И, коне$чно, же женщины, придумывая на ночь сказки своим детям воплощали в них мечту об освещении в образе жар-птицы. А сегодня мы пользуемся электричеством. (показатьсвечу, керосиновые лампы)

Словарная работа: лучинка — электричество

А вот еще один пример: «Возле моря сидит его старуха, перед ней разбитое корыто». А самые первые приспособления для стирки белья назывались … (показать)

Можно себе представить, сколько сил уходило у женщины, чтобы вещи были чистыми

Корыто – машинка-автомат.

$Но путь к машине-автомату был долгим. Посмотрите, пожалуйста, какой была первые стиральные машины.

(видеоролик)

Итак, давайте подведем первые итоги:

СКАЗКА – МЕЧТА – ИЗОБРЕТЕНИЕ

$

4. Человек – изобретатель.

— Как вы думаете, а какими качествами должен обладать человек – изобретатель?

(фантазия, упорство, много знать)

Упражнения для развития творческих способностей учащихся:

1. Дорисуй круг до какого-нибудь предмета:

2. Как можно использовать карандаш по$мимо его прямого назначения?

3. Черный ящик.

Наверное, еще первобытному человеку было интересно, как он выглядит, и для этого он использовал лужицу воды. Затем придумали небольшой бронзовый кружок, который полировали с одной стороны. Современный вид этого предмета изобрели мастера древней Венеции: они на стеклянную поверхность нанесли слой металла. Способ держался в строжайшей тайне, даже астера жили на острове, куда посторонний не мог попасть. Тому, кто покидал остров, грозила смерть. Этим предметом ук$рашали богатые дворцы и дома, а бедным людям он был не по карману, так как стоил очень дорого. Сейчас этот предмет есть в каждом доме. О чем идет речь? (Зеркало)

5. Важные$ изобретения человечества.

— Обо всех изобретениях написать сказки просто невозможно, но мечтать человек может безгранично. И, конечно же, воплощать свои мечты в жизнь. За время своего существования человечество изобрело миллионы разных предметов.

Выпиши из каждого ряда лишнюю букву и определи, что было величайшим изобретением человека:

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖКЖЖЖЖЖЖЖЖ

ССССССССОССС$СССССССССССССС

МММММММММММЛММММММММ

ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЕЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ

ОООООСОООООООООООООООООО

ЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮОЮЮЮ

( колесо)$

— Этот предмет до сих пор используется человеком. Причем, его форма и предназначение не меняется. Меняются только размеры и материал.

— А вот посмотрите на эти предметы. Многим из вас они знакомы. Дискета, диск и флеш-карта.

Душ.

Древние греки обожали принима$ть душ, правда они делали это в фонтанах. Настоящий же душ, с насадкой – лейкой, превращающей струю воды в мелкий дождик, появился на свет в 1872 году… в тюрьме. Главный врач тюрьмы из города Руана Франсуа-Мэрри Делябо – задумался о том, как обеспечить чистоту тысяче узников. Ему пришла в голову идея заменить погружение в ванну «дождем» из горячей воды. Экономия воды и времени была налицо. Вместо получаса и 200 литров воды на одну помывку уходило 5 минут и всего 20 литров. Изобретение многновенно вышло за пределы тюрьмы. А по мере того, как в течение 20-го века вод$опровод проникал в жилые дома, душ стал появляться и в квартирах.

Бритва

В 1901 году Кинг Кэмп Жилет запатентовал изобретение, которое в прямом смысле преобразило лицо человечества. Это была бритва со сменными одноразовыми лезвиями. Что такое бритва, знали, конеч$но, и до этого – ведь щетину на лице с древних времен удаляли острыми раковинами. Первая бритва из стали была изготовлена в 17-м веке в Англии и заслужила прозвище «короткая сабля». Пользоваться ею было непросто, и виртуозно обращаться с этим холодным оружием умели только брадобреи. Так что господин Жилет со своей безопасной бритвой, снабженной маленьким лезвием, которое к тому же было защищено решеточкой, произвел революцию в парикмахерском деле. Несложная и недорогая вещица имела столь оглушительный успех, что борода в Европе вскоре вышла из моды.

Зубная щетка.

В древности зубы $чистили с помощью веточки, расщепленной на конце. А самая первая зубная щетка со свиной щетиной появилась в 15-м веке в Кит$ае. Ручка у нее была из бамбука, а щетину брали только у сибирского вепря. Первые зубные щетки с очень жесткой нейлоновой щетиной были сделаны в США в 1938 году. После Второй мировой войны щетинку удалось сделать более мягкой, и тогда зубная щетка стала предметом первой необходимости и поселилась в каждой ванной комнате.

Изобретения, придуманные детьми:

  1. Универсальная сумка-само$бранка.

Это модель — пра-пра-правнучка сказочной скатерти-самобранки. На вид она не отличается от современной модели сумок. Только лишь на одной из сторон панель с клавишами и монитор, где в меню выбираешь список необходимых продуктов. Сумка удобна в обращении. Что хочешь, то и заказывай не выходя из дома.

6. Подведение итогов.

  • Проект рассказ о слове машина русский язык 3 класс
  • Проект сказка гуси лебеди
  • Проект рассказ о слове русский язык 3 класс иней
  • Проект рассказ о слове мама 3 класс русский язык
  • Проект рассказ о слове зима 3 класс русский язык примеры