Проект сборник сказок 3 класс

Проект сочиняем волшебную сказкуна уроках литературного чтения при знакомстве с русскими народными сказками, ученики 3в решили составить сборник своих волшебных

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

На уроках литературного чтения при знакомстве с русскими народными сказками, ученики 3в решили составить сборник своих волшебных сказок. Попробовать себя в роли сказочника было интересно. Сказки получились замечательные, забавные. Сохранено авторское правописание.

Вотяков Андрей

Волшебные грибы.

Жили-были дед и баба и был у них петух. Петух кукарекал по утрам и будил солнышко. Однажды петух заболел. Солнышко затянула туча. Всем в деревне стало грустно. А бабушка и вовсе заболела. Пошел тогда дедушка в лес по грибы и по ягоды для бабушки.

Идет он узкой тропинкой и видит: в канаву упал жучок и не может взлететь. Дедушка его пожалел и помог ему. Жук взлетел и прожужжал: «Я тебе еще пригож-ж-жусь»!

Идет дедушка дальше. Увидел зайчика, который тонул в реке. Дедушка кинул ему веревку и вытащил его на бережок. Зайчик тоже пропищал: «Я тебе еще пригожусь».

Зашел дедушка в сосновый лес, а у белки к сосновой смоле хвост приклеился. Дедушка и белочке помог, хвостик освободил. А сам сел на пенек и пригорюнился, вспомнил он про петуха и бабушку. Подбегают к нему белка, заяц и жук и говорят: «Мы знаем как тебе помочь. Покажем мы тебе заветную полянку, где растут грибки-здоровяки. Они вылечат твоего петуха и бабушку».

Набрал дедушка грибов, поблагодарил своих новых друзей и помощников.

Дома дедушка сварил грибную похлебку и накормил ею петуха и бабушку. В тот же час петух выздоровел и громко закукарекал. Из-за тучи сразу вышло солнышко и ослепительно засияло. Все в деревне обрадовались, запели песни, а бабушка выздоровела.

Вотяков Андрей, ученик 3в

Вовка-умелые ручки

Жил-была Баба — Яга. У неё были гуси. Отправила она их в городскую школу и сказала: “Принесите мне из 3 класса мальчика по-воспитание, да по-упитанние”. Баба — Яга ждала остей к обеду. А тем временем гуси уже стучали крыльями в окно школы. Выбрав замечательного мальчика Вовку, принесли его в избушку к Бабе-Яге. Гуси забрали Вовку с уроков труда, где он мастерил подарок маме. Не растерявшись. Вовка прихватил с собой ящик с инструментами. Когда Баба-Яга закрыла его в чулане, Вовка спилил все задвижки и замки на дверце и убежал на урок труда. Вот как умение работать помогло Вовке.

Чернигов Владислав, ученик 3В

Чудо- остров

В черном море стоит Чудо-остров. Пальмы словно великаны, огромные с курчавыми красивыми листьями. Летают там необычной красоты с расписными серебряными перьями, звонкими голосами птицы. Среди этого острова есть небольшое озерцо, в котором стоит замок с расписными башнями, окнами, дверьми. И в этом замке живёт Барон — золотой лягушонок. Он был настолько счастлив, что никого не пускал на остров.

Шеремет Дмитрий, ученик 3В

Пес Барбос, Шарик и волшебный ошейник

Жил-был Барбос, у него был друг Шарик. Шарика все любили, поэтому ему купили золотой ошейник. Всего он стоил 236 рублей, а казалось, что больше. Шарик был хороший, но очень счастливый. Пес Барбос к этому привык и не обижался — он был добрый м любил своего друга.

Наступила ночь. Шарик уснул и в это время золотой ошейник стал блестеть как звезды. Шарик проснулся и увидел, что ошейник стал серебряным, а когда он надел его, ошейник стал зеленым. “Странно” -сказал он про себя. Шарик побежал на улицу за Барбосом, и все ему рассказал. Барбос и Шарик посмотрели на ошейник, и он засверкал волшебным светом. “Что-то тут не так”, — Барбос покачал головой. И Вдруг Шарик понял, что ошейник живой. Барбос сказал: “Не может быть такого”. А Шарик ответил: “В мире может быть все”. Шарик тронул ошейник и тот стал зелено-черный. Шарик разбудил хозяйку и позвал в комнату. Там они увидели, что ошейник стал красного цвета, а через некоторое время — снова золотой. Барбос, Шарик и хозяйка решили оставить ошейник в комнате, спрятаться и понаблюдать за ним. Когда комната опустела, ошейник ожил, стал зеленым и пополз к окну. Все увидели, что это хамелеон. Хозяйка и два друга рассмеялись и отпустили хамелеона на волю.

Политова Алиса, ученица 3в

Сказка про принца Кирилла

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был принц Кирилл. Однажды принц вместе со своим отцом, королём Романом, поехали в соседнее королевство на бал, посвященный Дню рождения принцессы Анастасии.

Как только принц увидел красавицу принцессу, так сразу и влюбился в неё. Они вместе ели мороженое и танцевали.

Вдруг налетел ураган. Небо закрыли тучи и ударил гром. Появился злой колдун на чёрном коне и украл принцессу Анастасию. Отец Анастасии был безутешен. Тогда принц Кирилл отправился на поиски красавицы.

Дорога привела его в темный лес. Три дня и три ночи бродил Кирилл в лесу, устал и проголодался. Глядит, а навстречу ему — старушка! Еле-еле ноги передвигает. а на спине у старушки огромная вязанка хвороста. Пожалел принц старушку, помог донести ей хворост до избушки. А пока шли, рассказал Кирилл про свою беду. Тут старушка достала из вязанки ореховую палочку и говорит: “Отблагодарю тебя. молодец, за доброту твою! Вот тебе палочка-выручалочка. Она исполнит тир твоих желания” Сказала так старушка и исчезла.

Пошёл принц дальше. а тут озеро на пути. Взмахнул Кирилл палочкой. и тот час перед ним лодка появилась. Переплыл принц на другой берег. Смотрит, а перед ним гора высокая- превысокая, да на самой вершине замок колдуна стоит. Взмахнул Кирилл палочкой, и выросли него крылья. как у птицы. Поднялся он в самое небо, а тут колдун на своем коне. Стали они биться на мечах, срубил принц ему голову, и рухнул замок колдуна. Выбежала принцесса Анастасия из темницы, а принц взмахнул палочкой в третий раз, и оказались они дома. То=то радости было у отца — короля! Не долго собирались, сыграли свадьбу. И жили принц Кирилл с принцессой Анастасией долго и счастливо!

Маскаев Кирилл, ученик 3в

Тема проекта: сочиняем волшебную сказку.

Мой волшебный сон

Однажды ночью мне приснился чудесный сон!

Большой и красивый ковёр в моей комнате тронулся с места и вылетел из окна спальни вместе со мной и игрушками. Я был в восторге от этого, а ещё больше, когда приземлился на небольшом острове.

-Что же теперь делать? — подумал я. Как вдруг я услышал голос за спиной.

-Вот чудак! Строить шалаш и добывать пищу!

Я оглянулся, но позади меня кроме моих роботов и космических игрушек никого не было.

-Чудеса! — подумал я. Вдруг услышал и увидел, как мои роботы смеются надо мной.

-Так, это вы копаетесь в моих мыслях?

-Здорово! Как я рад, что не один, пойдёмте со мной! – подал я команду.

Мы зашли в самые густые джунгли на острове. Нам было не страшно, ведь густые джунгли представляли собой сладости.

Карамельные пальмы с бисквитными кокосами. Жевательные бананы сами падали к нам в руки. Мои маленькие друзья пили шоколад и валялись в сахарной вате. Вдоволь наевшись сладостей и немного утомившись, мы прилегли на свой ковёр. А проснувшись, вновь увидел вокруг себя родной шкаф, кровать и стол. Мои герои сидели на ковре, как ни в чём и не бывало.

-Прекрасный был сон! — подумал я.

-Ещё бы, наш капитан! — пролетело у меня в голове. Послышится же такое…

Вотинцев Владислав, ученик 3В

Волшебная пирамидка

В некотором царстве, математическом государстве жили — были три брата: Брат Квадрат, брат Треугольник, брат Круг. Была у них обязанность большая: ездили они по детским садам и показывали детям различные геометрические фигуры. Делали они это очень весело и красиво, выстраивались пирамидкой. Сначала брат Квадрат, к нему на плечи вставал брат Треугольник, а завершал брат Круг. Потом они менялись местами : Брат Треугольник-брат Круг-брат Квадрат. Их называли «Волшебная Пирамидка». И вот однажды у них случилась такая история: брат Квадрат решил уйти в школу учить детей математике, а что же другие братья? Ведь без одного из них нарушается Волшебная Пирамидка. Тогда они стали искать замену — другую фигуру: то Трапецию, то Овал. Но им никак не получалось сделать волшебную пирамидку. Все новые фигуры хотели быть главными и стоять наверху. Никто не хотел уступать. Очень расстраивались братья по этому поводу, да и дети в детских садах ждали выступления. А в это время в школе объявили об Олимпиаде по математике и брат Квадрат решил показать номер с Волшебной Пирамидкой. Но так не смог подобрать себе партнеров. Тут он вспомнил о своих братьях, как хорошо было, когда они были вместе. Он разыскал братьев, сказал, что они очень нужны друг другу. Братья с радостью согласились. Они на отлично выступили в школе и братьев тоже пригласили остаться в школе работать. И все стало как прежде: они не забывали про ребят из детских садов.

Козырев Матвей, ученик 3В

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Учреждение: 

МБОУ Ленинская средняя школа

Ученический творческий проект «Русские народные сказки» является образцом детского проекта на тему «Русские народные сказки» и содержит в себе описание цели, задач, объекта и предмета творческой работы по литературному чтению (литературе), а также определение и анализ русских народных сказок.

Подробнее о проекте:

Учебная исследовательская работа на тему «Русские народные сказки» содержит справочную информацию об истории возникновения и принципах создания русской народной сказки, в работе выделяются основные виды сказок. дается их определение. Ознакомившись с материалами этого проекта, вы сможете лучше понять структуру и характер сказок, научитесь их классифицировать.

Индивидуальный проект «Русские народные сказки» могут подготовить учащиеся 1, 2, 3, 4 класса начальной школы в рамках предмета литературное чтение и ученики 5 класса школы в рамках предмета литература. В процессе работы над проектом о русских народных сказках дети могут реализовать свои творческие способности — придумать свою сказку, создать рисунок или поделку по мотивам народной сказки, подготовить театрализованное выступление.

Работу над творческим проектом на тему «Русские народные сказки» также можно организовать для воспитанников детского сада с участием воспитателя и родителей.

Оглавление

Введение
1. История русской народной сказки.
2. Виды русских народных сказок.
2.1. Русские народные волшебные сказки
2.2. Русские народные бытовые сказки.
2.3. Русские народные сказки о животных.
Заключение
Литература
Приложение 1. Сказки учеников 3 класса.
Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам.

Введение

Вы знаете, что такое сказка? Нам казалось, что ответ на этот вопрос может дать любой человек: и взрослый, и ребенок. Приступив к работе над проектом, мы и не подозревали, что сказка играет огромную роль в жизни каждого отдельно взятого человека и народа в целом.

Народные сказки передаются от дедов внукам и правнукам. И каждое поколение вносит в них что-то своё, присущее своему времени. Но неизменным остаётся противостояние добра и зла, светлых и тёмных сил. Причём во всех сказках зло всегда имеет много средств, с помощью которого оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут победить зло или перевоспитать злодеев сказки.

Актуальность работы: сказка помогает ребенку в выборе нравственных ориентиров.

Цель: выяснить, что такое сказка и какие виды сказок бывают, познакомиться с русскими народными сказками.

Задачи:

  1. Дать определение сказки.
  2. Установить виды народных сказок.
  3. Дать определение понятий русской народной сказки как жанра устного народного творчества;
  4. Проследить историю возникновения сказок и их типологию.
  5. Сочинить свою сказку.

Методы:

  • Знакомство с литературой;
  • Чтение и изучение русских народных сказок;
  • Анализ сказок;
  • Просмотр мультфильмов и сказок;
  • Рисование героев сказок.

Практическая значимость: расширение представлений младших школьников о сказках, развитие творческих способностей у детей.

История русской народной сказки

Сказка — это особый литературный жанр. Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.

Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как клад полезных и поучительных знаний.

Итак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Действующие лица такой истории — вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает

Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних- главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.

В других — главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана -дурака, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки.

И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу

благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.

Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.

Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу.

Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.

Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.

Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка» умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.

Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.

Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:

  1. Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.
  2. Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.
  3. Сказки могут передаваться и через книгу.

Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.

Виды русских народных сказок

Виды сказок подразделяются: на сказки о животных, волшебные и бытовые. Дадим определение каждому виду.

Русские народные волшебные сказки

Мечты об иной, светлой жизни, в которой люди оказываются победителями в жизненной борьбе, воплотились в волшебных сказках. Волшебные сказки богаты вымыслом, яркими образами. В них показаны чудесные события, действуют фантастические персонажи.

Одним из таких персонажей является Жалмауыз – кемпир. Это страшная старуха, напоминающая Бабу -Ягу.

В русских народных сказках мы встречаем волшебные предметы: сапоги- скороходы, скатерть – самобранку и т.д.

Положительные герои в волшебных сказках проходят через все препятствия, побеждают злых духов, достигают благородной цели. Они часто действуют не только на земле, но и в подземном и в подводном царствах, встречаются со страшными чудовищами и побеждают их. На этом пути героям помогают замечательные люди, наделённые необыкновенными способностями животные и сказочные птицы.

Русские народные бытовые сказки

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

Русские народные сказки о животных

Их очень много. Герои этих сказок — домашние животные, звери и птицы, которым приписываются человеческие черты.

Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором.

Главными персонажами народных сказок являются волк или лиса, олицетворяющие собой зло, а добрые качества присущи зайцу, петуху, коту, барану, ягнятам, или курице.

Овца — символизирует безобидность, спокойствие, волк – глупость, бык в сказках труженик; лиса – хитрая, притворщица; тигр – жестокосердный тиран.

Весь сюжет сказок построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лиса очень коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в сказках. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации.

Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лиса сполна получают по заслугам за свои деяния. Сказки о животных поучительны, познавательны.

Заключение

Сказки – самые древние творения человеческого духа. Она один из популярных и любимых жанров в устном народном творчестве.

Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки.

Сколько же сказок уже услышано и прочитано нами с раннего детства! И нет среди них таких, которые бы нам не нравились. Бывали сказки, похожие друг на друга и не похожие, бывали весёлые и грустные, длинные и короткие. А вот скучные и глупые не попадались никогда

Повзрослев, мы будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в их фантастический, волшебный и одновременно такой живой и реальный мир. Каждый сказочный образ оживает в воображении ярче, чем кадры кино или телевидения. И это не случайно. Ведь сказка – совершенное произведение народного духа.

В сказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. И поэтому сказка вечна.

Справедливость, которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках.

На изученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.

Литература

  1. А.Н.Афанасьев Сборник «Народные русские сказки»
  2. Детская литература сказка»Волк и семеро козлят»
  3. Художественная литература хрестоматия «КАПЕЛЬКА»
  4. Литературное чтение, учебник 3 класс
  5. А.Любарской Сборник сказок «В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»

Приложение 1. Сказки, сочинённые учащимися 3 класса

Жила-Была девочка. Её звали Елена. Когда она была очень маленькой, родители бросили её. Девочка умела колдовать.

Однажды Елена пошла в лес за ягодами. Набрала полную корзину ягод и пошла домой. На другой день она снова пошла в лес. Но она увидела красные яблоки на яблоне и собрала целое лукошко.

На третий день пошла малину собирать. И вдруг слышит, что в кустах кто-то плачет. Посмотрела Елена и увидела старенькую бабушку. Девочка спрашивает: «Зачем вы плачете?»

«Видишь ли,- отвечает старушка,- когда я была молодой, была очень красивой, а сейчас превратилась в некрасивую старушку. Я сама на себя не похожа. А мне хочется всегда быть молодой и красивой».

«Вы не плачьте,- говорит Елена,- я вас мигом сделаю молодой и красивой».

Поверила бабка Елене и пошла за ней. Стала колдовать над бабкой Елена, и старушка превратилась в такую красавицу, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Но Елена предупредила, что старушка будет молодой и красивой до тех пор, пока она будет делать добрые дела. Как только в её мыслях появится зло, она снова превратится в дряхлую старушку.

Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.

Сухов Иван, ученик 3 класса

В одной деревне жила с родителями девочка Маша, а рядом с деревней в лесу было логово злого чудища. Однажды Маша пошла в лес за грибами. Чудище заметил её и поймал, принёс в логово и посадил в темницу. Но в темнице Маша оказалась не одна. Там жила серая мышка.

Мышка пожалела Машу и подарила ей волшебный платочек. Если загадать желание и взмахнуть платочком один раз, то желание исполнится. Маша поблагодарила мышку, загадала желание, взмахнула платочком и оказалась за пределами логова в лесу.

Узнал про это чудище и помчался за Машей. Бежит Маша, а перед ней длинная и широкая река. Взмахнула Маша платочком и появился мост. Перешла она речку и побежала дальше. Бежит Маша, а перед ней густой, тёмный лес, а чудище уже почти рядом. Взмахнула Маша платочком и появилась тропинка через лес. Тропинка вывела её из леса. Вскоре Маша увидела свою деревню.

Но как чудище остановить? Ведь он может навредить жителям деревни. Взмахнула она платочком и появились волки, которые напугали чудище и заставили его вернуться в своё логово, а волки ушли в лес. Прибежала Маша домой и рассказала всё родителям, а они предупредили жителей деревни, чтобы те не ходили далеко в лес.

Кривощёкова Юлия? ученица 3 класс

Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам

колобок

теремок

репка

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Тема урока: русские народные сказки

Цель: cоздать условия для обобщения,
систематизации и расширения у детей
представлений о устном народном творчестве, сказках

Задачи:

  • создать условия для формирования
    читательских умений; для обобщения и
    систематизации знаний о русских народных
    сказках
  • способствовать возникновению интереса к
    исследовательской деятельности через самостоятельное чтение
  • развивать любознательность, внимательность и
    читательскую память

Тип урока: урок комплексного
применения знаний и способов деятельности

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Сегодня у нас урок, на котором вам
понадобятся не учебник, а только ваши знания и
наблюдательность.

2. Мобилизующий этап. Формулирование
учащимися темы и цели урока

– На доске – кроссворд: определите жанр
фольклора
– Разгадайте данный кроссворд , и вы узнаете
ключевое слово темы нашего урока.

1. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в
делах.

2. Три-та-та,три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка – по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
– Ох ты, котик, котик,
Крутолобенький !
Поиграй ты ,кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

3. Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
– Чем ты бороду красил?
– Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.

4. Днём спит,
Ночью летает
И мышек хватает.

5. Катилось яблоко
Мимо сада.
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.

6. Коровушка, бурёнушка,
Подай молочка,
Покорми пастушка.

(1 – пословица, 2 – потешка, 3 – небылица, 4 –
загадка, 5 – считалка, 6 – закличка)

– Итак, какое слово получилось? Попробуйте
сформулировать тему нашего урока.
– Правильно, тема урока – русские народные
сказки.
– Какие задачи перед собой поставите?

  • вспомнить русские народные сказки
  • ответить на вопросы
  • думать, делать выводы

3. Актуализация знаний

– Давайте вспомним, что такое устное народное
творчество? (Передавалось из уст в уста, не
записывалось. Народное – сочинял не один
человек, автора установить нельзя. Творчество –
от слова «творить»)

– Каким ещё словом мы можем назвать устное
народное творчество? (Фольклор)
– Какие жанры фольклора мы вспомнили, разгадывая
кроссворд?
– Какие ещё вы можете назвать? (Былина,
былинный сказ, песня, песенка, и д.р.)

– Чем сказка отличается от другого произведения?
(Сказка – это произведение, в котором
изображается чудесное, необычное. Есть
волшебство, фантастические персонажи. В сказке
есть зачин, присказка и концовка. Троекратный
повтор)

– Какие виды сказок вы знаете? (Сказки о
животных, волшебные, бытовые, докучные)

  4. Проверка домашнего задания

– Какие сказки вы прочитали к уроку?

Выступления учащихся по плану:

1. Название сказки
2. Краткое содержание сказки, как зовут главного
героя сказки
3. Чему учит сказка. Рассматривание книги со
сказкой (если принёс)

По ходу выступлений заполняется таблица:

Название сказки Главный герой сказки
   
   

5. Физкультминутка

– Я буду называть героев сказок, если герой
положительный, вы становитесь на цыпочки,
поднимаете руки над головой и хлопаете, как бы
приветствуя его. Если герой отрицательный, то с
силой отталкиваете его от себя

6. Формулировка проблемы

– Молодцы! Вы много прочитали интересных
сказок. Посмотрите на таблицу, что заметили?
(В большинстве русских народных сказках героя
зовут Иван.)

– Почему? Как вы думаете?
– Почему имя «Иван» так распространено и любимо
русским народом?
– В чём причины?

7. Формулировка гипотез (предположений)
учащимися

  • Может быть ответ в значении имени?
  • Может быть, это имя понравилось своим звучанием?
  • Может имя связано с каким-то значимым событием в
    истории страны?
  • Может имя «Иван» имели какие-то очень уважаемые
    люди?

– Где можно найти ответ на наш вопрос?
справочной литературе, энциклопедиях, спросить
взрослых, родителей, посетить библиотеку,
обратиться к компьютеру и т.д.)

8. Задание на дом: попробуйте найти
ответы на наши вопросы.

9. Викторина по сказкам

– В конце урока попрошу вас ответить на вопросы
викторины. Я думаю, вы легко справитесь с моими
заданиями, так как много прочитали сказок.

Как взмахнул Иван своим булатным мечом
раз-другой, так и снёс у  Чуда-юда шесть голов. А
Чудо-юдо ударил – по колени Ивана в сырую землю
вогнал.

(Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо.)

Наступило время младшего брата идти стеречь.
Пошёл Иван-царевич стеречь отцов сад и даже
присесть боится, не то, что прилечь. Как его сон
задолеет, он росой с травы умоется, сон и прочь с
глаз. Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду
свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он
видит – на яблоню села Жар-птица и клюёт золотые
яблоки.

(Иван-царевич и Серый Волк.)

У царицы родился Иван-царевич, у кухарки –
Иван-кухаркин сын, у коровы – Иван Быкович. Стали
ребятки расти не по дням, а по часам; как хорошее
тесто на опаре поднимается, так и они вверх
тянутся. Все три молодца на одно лицо удались, и
признать нельзя было, кто из них дитя царское, кто
– кухаркино и кто от коровы народился.

(Иван Быкович)

Иван-царевич вошёл в дом. Девица его приняла,
напоила-накормила и расспросила. Он ей рассказал,
что пошёл доставать мать от Кощея Бессмертного.
Девица говорит ему на это:
– Трудно вернуть мать, Иван-царевич! Кощей ведь
бессмертный – убьёт тебя. Ко мне он часто
ездит…У него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли
его?

(Кощей Бессмертный)

После обеда говорит старший брат, орёл:
– Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу,
вот тебе богатырский конь – дарю со всею сбруею,
и с золотом, и с камнями самоцветными.
Средний брат, сокол, подарил ему другого
богатырского коня, меньшой брат, воробей, –
рубашку.
– Возьми, – говорит, – эту рубашку пуля не берёт,
коли наденешь её, никто тебя не осилит.

(Чудесная рубашка)

Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и
запросил третье, а как выпил третье ведро – взял
свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все
двенадцать порвал.
– Спасибо, Иван-царевич, – сказал Кощей
Бессмертный, – теперь тебе никогда не видеть
Марьи Моревны, как ушей своих. – И страшным
вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью
Моревну, прекрасную королевну, подхватил её и
унёс к себе.

(Марья Моревна)

Полез Иван-царевич на стеклянную гору. Шаг
наверх ползком, десять – вниз кубарем. Он и день
лезет, и другой лезет. Все руки себе изрезал, ноги
искровенил. На третьи сутки долез до верху. Стал
братьям кричать:
– Я пойду матушку отыскивать, а вы здесь
оставайтесь, меня дожидайтесь три года и три
месяца, а не буду в срок, так и ждать нечего. И
ворон моих косточек не принесёт!

(Медное, Серебрянное и Золотое
царство)

Растёт сынок у охотника, как тесто на опаре
всходит, – не по годам, а по часам. И вырос
большой: умён, пригож, молодец молодцом. Вот
как-то раз пошёл отец по саду погулять, гулял он
гулял и вышел к реке. В то самое время поднялся из
воды человек: борода по пояс, волосы – до пят.
Стал на воде и говорит:
– Что ж ты обещать скор и забывать скор?
Припомни-ка, ведь ты должен мне.
Воротился охотник домой темней тучи и говорит
жене: «Сколько ни держать нам при себе нашего
Иванушку, а надобно отдать. Дело неминучее»

(Василиса Премудрая)

9. Итог урока

– Сегодня мы славно поработали .Давайте
посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые
поставили в начале урока?
– Вспомнили сказки?
– Отвечали на вопросы?
– Думали, подводили итоги?

10. Рефлексия

– Перед вами волшебное яблочко. Раскрасьте
его одним из трёх цветов: зелёным, красным,
жёлтым. Если урок понравился – красным, если
что-то не очень понравилось – жёлтым, если урок
показался скучным и ничего не понравилось –
зелёным.

– Спасибо за урок!

Приложение

План-конспект урока литературное чтение

УМК: «Перспективная начальная школа» 3 класс

(Н.А.Чуракова Литературное чтение, 3 класс 1 ч. стр. 71-73)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 11.10.19 г.

Время: 15:50-16:35

Место: Гимназия №2, кабинет № 35

Класс: 3 «В»

Целевой компонент урока:

Тема урока: Проектирование сборника сказок.

Цель: создание благоприятных условий для проектирования сборника сказок ранее прочитанных.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания знания обучающихся о различных типах, видах сказочных сюжетов.

Развивающие: развивать устную речь, правильную литературную речь, чёткую дикцию,  образное и логическое мышление, внимание, память обучающихся.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родному слову, литературным произведениям, любовь к русскому языку.

Здоровье сберегающие: соблюдение СанПин, гигиенический условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, положительного эмоционального микроклимата (позитивно психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами  

Планируемые результаты:

Личностные: формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление полного контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя и самостоятельно.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение с достаточный полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слышать и слушать, понимать обобщённую речь, вступать в диалог, следовать инструкции, отвечать на вопросы, задавать вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя.

Предметные: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении.

Тип урока: предметный

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная, проектная.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник,  проектор, презентация, раздаточный материал (18 кружков).

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

Приветствие.

У.:- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Андреевна, и сегодня урок литературного чтения проведу я. Садитесь.

Проверка готовности к уроку.

У.:- Сегодня на уроке вам понадобится книга, ручка. Посмотрите есть ли это у нас на парте?

Мотивация к обучению и познанию.

У.:Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.:-Посмотрите на слайд, прочитайте, названия книг. («Сказки народов мира», «Сказки народов России», «Сказки народов Азии», «Сказки народов Африки и Австралии».)

У.:- Что вы заметили?

О.:- Это всё — книги сказок.

У.:- Что особенного в этих книгах? 

О.:- В них собрано много разных сказок и все они народные.

У.:- Такие книги называются сборниками. Предположите, от какого слова образовано это название. 

О.:- От слова «собирать».

У.:- Что же такое сборник?

О.:- Книга, представляющая собой собрание каких-либо литературных или иных произведений, материалов, документов. 

У.:- Только ли сказки могут быть объединены в сборник? 

О.:- Сборник рассказов, Сборник статей, Сборник выступлений.

Сборник народных песен и пословиц. Нотный сборник. Статистический сборник.

У.:- На какие виды можно разделить сказки?

О.:-Произведения разделённые по времени (древние, современные).

Произведения авторство (сборник сказок С. Козлова и т.д.)

Произведения, по типу главных героев (волшебные, бытовые, животные).

У.:- Как вы думаете, что мы будем составлять?

О.:- Сборник сказок.

У.:- А если мы будет проектировать сборник? Какая будет тема?

О.:- Проектирование сборника сказок.

У.:- Молодцы. Какая цель нашего урока?

О.:- Создание сборника сказок.

У.:-Молодцы, а что нам поможет? В этом помогут вам слова помощники. Вспомним… Научимся…

О.:- Вспомним сказки разных народов, авторов, типу героев.

Научимся проектировать сборник сказок.

У.:- Молодцы.

III. Открытие новых умений, знаний.

Работа со сборником.

У.:- В первой колонке, произведения можно разделить по времени, как вы думаете, что это за время?

О.:- Древние и современные.

У.:-Во второй колонке по авторству.

О.:- Народные, авторские.

У.:- В третей по типу главных героев.

О.:- Волшебные, бытовые, о животных.

У.:-Верно, начнём заполнять с древних, какие произведения относятся к древним?

О.:- Откуда пошли болезни и лекарства. Гиена и Черепаха.

У.:- Современные?

О.:- Н.Гарин “Детство Темы”, А. Гайдар “Тимур и его команда”, М. Твен “Приключения Тома Сойера”.

У.:- Верно, переходит ко второму столбику, авторские и народные произведения. Какие народные вы знаете?

О.:- “Баба-яга”, “Морозко”, “Василиса прекрасная”, “Сивка-Бурка”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Перышко Финиста — Ясна Сокола”, “Сказка о молодильных яблоках и живой воде”.

IV. Физминутка.

Для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (далее — и.п.) — сидя на стуле. 1 — 2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 — 4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п., 3 — 4 — то же правой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить 3 — 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 — 2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 — 4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6 — 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища:

1. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

2. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — 5 — круговые движения тазом в одну сторону, 4 — 6 — то же в другую сторону, 7 — 8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

3. И.п. — стойка ноги врозь. 1 — 2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 — 4 — и.п., 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

V. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

У.:- Авторские.

О.:- С.Т. Аксаков “Аленький цветочек”, К.Д. Ушинский “Слепая лошадь”, Л.Н.Толстой “Акула”, Маршак С. “Двенадцать месяцев”, Гаршин В. “Лягушка-путешественница”.

У.:- Молодцы, преходит к последнему столбику.

У.:- Начнем с волшебных.

О.:- “Крошечка-Хаврошечка”, “Царевна Несмеяна”, ”Летучий Корабль”, ”Финист -ясный сокол”, “Волшебная лампа Аладдина”.

У.:- Бытовые.

О.:- “Каша из топора”, А.С. Пушкин “Сказка о попе и о работнике его Балде”, “Как мужик гусей делил”.

У.:- Сказки о животных.

О.:-“Кот, Петух и Лиса”, “Золотой петушок”, “По щучьему веленью”, “Кот и Лиса”, “Теремок”

VI. Закрепление изученного материала.

Творческое задание.

У.:- У нас осталось время и мы можем красиво оформить наш сборник, можете рядом таблицей нарисовать героев одной из сказок.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.:- Вам понравился сегодняшний урок?

Если вам было интересно, и вы узнали что-то новое нарисуйте на кружочке улыбку,

если скучно, а если неинтересно — грустную улыбку.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание: Оформить сборник.

Автор публикации:



1

Тема проекта: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ» Автор проекта: ученик 3 класса «А» Го...

Тема проекта: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ» Автор проекта: ученик 3 класса «А» Говоров Игорь

2

Содержание Цель и задачи проекта……………………………..3 Гипотеза…………………….………………………………4...

Содержание Цель и задачи проекта……………………………..3 Гипотеза…………………….………………………………4 Актуальность проекта………………………………5 История…………………………………………………….6 Выводы…………………………………………………….10

Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.

3

Цель: Познакомиться с русскими народными сказками, прививать любовь и интере...

Цель: Познакомиться с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству. Задачи: 1. формировать у себя знания о русских народных сказках. 2. воспитывать интерес к русскому народному творчеству. 3. прививать любовь к книге.

4

Гипотеза: ответить на вопрос чему учит сказка. Методы исследования: 1. Чтение...

Гипотеза: ответить на вопрос чему учит сказка. Методы исследования: 1. Чтение и изучение художественной литературы, 2. Просмотр мультфильмов и сказок, 3. Рисование героев сказок.

5

Актуальность данного исследования в том, что: - Сказка - прекрасное творение...

Актуальность данного исследования в том, что: — Сказка — прекрасное творение искусства. — Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления. — Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, хорошо усваивается ребенком.

6

История: Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глу...

История: Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования. Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя и дополняя их новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и – вопреки нашему представлению – не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх – и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые учёные полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись – рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний.

7

Основная часть: Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зл...

Основная часть: Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе может быть слишком долгим. Сказки дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Если верить в себя, не отступать от своих принципов — все получится. Дети все воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев. Русские народные сказки знакомят ребенка с огромной вселенной, в которой ему придется жить, с ее физическими законами, животным миром, историей и культурой. Так что русские народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально — чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший.  И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что то хорошее.

8

Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далеко...

Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь. Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.

9

В мире много сказок грустных и смешных, нам нельзя без света нам нельзя без н...

В мире много сказок грустных и смешных, нам нельзя без света нам нельзя без них. Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло!

10

Выводы: Как известно именно из этих незамысловатых, веселых и порой волшебных...

Выводы: Как известно именно из этих незамысловатых, веселых и порой волшебных историй малыш начинает свой путь познания мира. Образы и сюжеты, созданные в сказках малыш легко способен перенести на свою жизнь и применить, когда появится такая возможность. Одной из функций сказки – является формирование ценностей для самых маленьких. Ведь именно сказочные герои стают в последствии путеводителями по жизни, именно из сказок в игровой подачи ребенок получает точные знания того, что такое добро и зло, радость и горе, трусость и геройство. Многие образы, к которым ребенок привыкает в сказке, способны сохраниться на всю жизнь. Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и  идти к ним. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций.

  • Проект рассказы о слове 3 класс
  • Проект рассказ о слове холод 3 класс русский язык
  • Проект римский корсаков что за прелесть эти сказки
  • Проект рассказ о слове яблоко 3 класс русский язык
  • Проект рассказ о слове ученик