Проект русский характер в рассказе м а шолохова судьба человека

Есть что добавить?присылай нам свои работы, получай litrы и обменивай их на майки, тетради и ручки от litra.ru! / сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Сочинения / Шолохов М.А. / Судьба человека / Изображение русского характера в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»

    На войне себя забудь,

    Помни честь, однако,

    Рвись до дела — грудь на грудь,

    Драка — значит, драка.

    А. Твардовский. Василий Теркин.

    Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (1956 — 1957) считается классикой военной прозы. Он, наряду с произведениями Быкова, Твардовского, Кондратьева. Некрасова, раскрывает правду тех страшных четырех лет, повествует о жизни русского народа, воспевает русский национальный характер.

    «Судьба человека» изображает одно из проявлений русского национального характера – русского солдата. Главный герой произведения, Андрей Соколов, говорит о войне: «Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше».

    Этот герой — простой русский человек, живший в деревне и с молоком матери впитавший народные представления и морали и нравственности. Главный критерий для Соколова — чтобы все в жизни было «не хуже, чем у людей». И рассказ Соколова о своей судьбе подчеркивает, что герой и его семья – самые типичные, самые обыкновенные, каких в СССР было большинство. И тем ценнее свойства его натуры, которые говорят о достоинствах русского характера в целом.

    Судьба Соколова трагична. Он прошел всю гражданскую войну, воевал на стороне Красной Армии. Узнав о начале Великой Отечественной, на третий день герой уходит на фронт, прощается со своей семьей, любимой женой. Разве мог он знать, что больше никогда не увидит их? Всю оставшуюся жизнь корил себя Соколов за то, что тогда оттолкнул жену, нагрубил ей. Это было последнее, что он успел сделать — вскоре Ирина погибла…

    Герой вспоминает, что первое время на фронте было очень тяжело: наши отступали, немцы одерживали верх. Через слова Соколова автор подчеркивает, что в советских рядах воевали совершенно разные люди, а не одни лишь герои. Были и те, кто боялся, «скулил и сопли размазывал», по выражению главного героя. Военный дух советского войска падал, и только сильные люди «держали себя в руках». Но был и еще один аргумент, для Соколова самый сильный, – «… этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось. Вся держава на них оперлась!» Конечно, и Андрей Соколов – не безупречный герой, ему тоже было страшно и «тошно». Но он, как мужчина, как более сильный, брал этот груз на себя, стремясь хоть немного, но облегчить жизнь женщинам и детям в тылу. И таких людей, я уверена, было в те годы предостаточно.

    За первый год войны Соколов был два раза ранен. Про это время он говорит, что ему «везло». Потому что немецкий плен, который герой выдержал позже, можно сравнить только с адом, и все другое на войне можно было назвать везением. В машину Соколова, который под неприятельским огнем вез патроны солдатам, попал снаряд. Очнувшись, герой понял, что оказался в немецком плену: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука».

    За два года плена Соколов натерпелся нечеловеческих издевательств и мучений: «Били за то, что ты — русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь». Но, несмотря на это, немцам не удалось сломить характер героя, наверное, поэтому он и остался жив.

    Кульминацией пребывания героя в плену и одной из кульминаций рассказа стал эпизод разговора Соколова с лагерфюрером Мюллером. Идя на встречу с Мюллером, Андрей осознает, что идет на смерть. Он собирается с духом, чтобы взглянуть на врага и в дуло пистолета отважно, как и подобает русскому солдату. Да и перед лицом лагерфюрера Соколов держится с огромным достоинством. Он, находящийся на грани голодной смерти, не стал пить за победу фашистских войск: «…у меня есть свое, русское достоинство и гордость и … в скотину они меня не превратили, как ни старались».

    После этого даже фашисты преклонились перед сильным русским характером, полным достоинства, свободы и любви к Родине. Мюллер говорит, что уважает достойных противников, и в знак своего признания даже дает герою кусок сала и хлеба. Фашистское угощенье разделили поровну между всеми обитателями барака. Русский солдат при любых условиях остается русским солдатом! Это подтверждает и то, как Соколов спасся из плена. Он бежал и привез с собой немецкого генерала, который был советским войскам «дороже двадцати языков».

    Но на этом несчастья героя не закончились. Вскоре он узнал, что его жена и дочери погибли, а 9 мая, в день победы, погиб и его единственный сын. Свет померк перед Андреем. Исчез смысл жизни, незачем стало жить. Но и тогда выстоял русский солдат. А чуть позже судьба дала ему еще один шанс – Соколов встретил маленького бродяжку Ванюшу, у которого родители погибли на фронте. И перед Соколовым вновь забрезжил свет…

    Судьба героя во многом типична: жестокая война, физические и душевные страдания и испытания, потеря всех близких. Но всегда Соколов сумел оставаться человеком, русским человеком и русским солдатом, перед которым склоняли голову даже звери в человеческом обличье – фашисты.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Судьба человека / Изображение русского характера в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»

Смотрите также по
произведению «Судьба человека»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

Война… Это страшное для человека слово. От него веет холодом, бо­лью, страданием. Такая недавняя и такая далекая Великая Отечественная война никого не обошла стороной, проникла в каждую семью, повлияла на судьбу каждого человека. Многие писатели, поэты посвящали подвигу народа в Великой Отечественной войне свои произведения. Среди них такие имена, как А. Твардовский, К. Симонов, В. Гроссман, В. Некрасов, Б. Василь­ев, В. Быков, В. Астафьев и многие, многие другие.

С темой войны связано и произведение Михаила Александровича Шоло­хова «Судьба человека», в котором автор с новой силой поднял тему войны и мира, в подлинном величии и могуществе показал душу самого обыкно­венного русского человека, такого, каких были миллионы. Рассказ «Судьба человека» — рассказ эпический, воплотивший в судьбе рядового русского солдата судьбу народную.

«Русский характер» — так определил образ рядового советского сол­дата Андрея Соколова писатель Е. Пермитин, назвавший рассказ «Судьба человека» национальным русским произведением, в котором национальность проявляется «в самом сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» (В. Г. Белинский).

Скромный труженик Андрей Соколов жил в Воронеже, имел жену и троих детей, увлекался машинами и был счастлив. Но вот всему пришел ко­нец: началась война. Все рухнуло в один миг. Страшные трагические дни сорок первого…
— В ружье!
— В ружье!.. —
По градам шло, по весям,
В набатное «Вставай!» переходя…
И встал народ,
Их было миллионы… —

чтобы отстоять свободу и независимость, чтобы добыть великую Победу, оплаченную великой ценой.

Среди тех, кто встал «в ружье», чтобы выстоять и победить, был и Анд­рей Соколов. Он простился с родными, не подозревая, что не суждено им больше встретиться, и отправился на фронт. Вначале Андрею сопутство­вала удача: «Дырявил немец мне машину и сверху и с боков, но мне, бра­ток, везло на первых порах. Везло-везло, да и довезло до самой ручки…» Попал Андрей в плен. «Ох, браток, нелегкое это дело, понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта шту­ка». Когда узнаешь, сколько мук, лишений, страданий выпало на долю Анд­рея в плену, невольно спрашиваешь себя: «Разве может человек вынести такое?» «А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют… Били запросто, для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев». Только после двух лет мучений и унижений Соколову удается сбежать, при­хватив с собой немецкого офицера. Трудно передать словами, какие чувства испытывает он, ступив на родную землю: «Наши бегут к машине, а я вско­чил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем».

После возвращения к своим, Андрей получает еще одно страшное из­вестие: фашисты сбросили бомбу на его домик, он узнает, что его жена и дочери погибли. «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Но блеснула и Андрею радость: нашелся сын. «И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотни­чать и внучат нянчить». Но не отпускает судьба-злодейка солдата и наносит свой последний удар: в День Победы убивает Анатолия немецкий снай­пер. Казалось бы, как тут не опустить руки, не впасть в отчаяние, не про­клясть жизнь за свои несчастья. Однако Андрей не жалуется, не замыкается в себе. Откуда черпает силы Андрей Соколов? Что дает ему силы выжить и сохранить себя как человека? Соколов всю свою любовь и нежность отда­ет приемному сыну — сиротке Ванюшке. В привязанности к ребенку жизнь Андрея Соколова обретает новый смысл. Необыкновенная человечность и богатый нравственный мир шолоховского героя вызывают огромную сим­патию и уважение.Рассказ «Судьба человека» взволновал меня до глубины души, многое помог понять, о многом заставил задуматься.

Так уж устроен человек — непременным условием его существова­ния являются обстоятельства, доля: иными словами — судьба.

Мне близка мысль о том, что судьба человечества — это судьба каж­дого человека.

Я могу с уверенностью сказать, что автор рассказа очень точно опре­делил его название, которое заставляет задуматься о проблеме смысла жиз­ни. «Покалеченного» войной Андрея ничто и никогда не утешит, не помо­жет забыть пережитое. Навеки в его сердце останется боль, а в его глазах — «смертная тоска».

Однако же Андрей Соколов — человек, который «глубоко сознает свои кровные связи с Отечеством», несгибаемый боец, способный на чу­деса героизма, это человек, которого не сломили кошмары войны, не опус­тошили утраты и лишения, перенесенные им. Он — поистине благородная личность. Именно поэтому и оптимистичен финал рассказа.

Читая рассказ М. Шолохова «Судьба человека», явственно ощущаешь протест против войны, звучащий в произведении.

Мне хочется сделать вывод о том, что как бы ни сложилась судьба ге­роев шолоховского произведения, за этой каждой отдельной судьбой мож­но увидеть судьбы многих, можно поразмышлять о будущем.

Историю делают люди — это мы не раз повторяем, но не всегда дума­ем о том, что эти люди живут вокруг нас.

Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искус­ство мыслить образами» пишет: «Открытия, которые мы делаем… не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием…»

Для меня «Судьба человека» Шолохова — это открытие. Я убеждена, что это произведение в самой основе своей нравственно именно потому, что вызывает во мне сопереживание и сочувствие к людям. Благодаря об­разной форме, рассказ Шолохова приобщает человека к человечеству: за­ставляет с большим вниманием относиться к чужой боли и чужой радости. Он делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими. Рассказ в самом глубоком смысле этого слова человечен. Он идет от человека и ведет к человеку — к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем.

                                        Урок  литературы  в 8 классе

 Тема «Русский характер в рассказе Шолохова «Судьба человека»                         Цель: познакомить учащихся с творческой историей рассказа; проследить по тексту, как раскрывается  русский характер в «Судьбе человека»; показать своеобразие жанра и композиции рассказа, лаконизм и стремительность развития сюжета; развитие навыков анализа произведения; патриотическое воспитание детей.

   Оборудование: портрет М. Шолохова, иллюстрации Верейского, презентация.  

Ход урока

 1. Вступительное слово. (Слайд 1)

     Война…  Это страшно… Мы знаем о ней очень много. Это слово не сходит со страниц газет и журналов, его мы слышим с экранов телевизоров. Зловещей тенью вползло оно в наше время. Но нам не осознать до конца, что такое война. Но ясно одно: война- ад, мясорубка, перемалывающая людские судьбы. Не дай вам, Господи, столкнуться с войной лицом к лицу, как столкнулся с ней шолоховский герой.

   Сообщение и запись темы урока. Эпиграф. (Слайд 2)

                                                    Русский человек, человек несгибаемой  воли,…

                                                             сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути,

                                                             если к этому позовет его Родина.

                                                                                           М.Шолохов     

       I. История создания рассказа.        

   II. Аналитическая беседа. Работа с текстом.

      1. Зачитать «Вскоре я увидел…»

– Помните их? Какие они, эти шолоховские герои? (Слайд 3)

– А глаза? Помните их глаза?

  Да, это они. Те, о ком рассказал нам Шолохов в рассказе «Судьба человека», Андрей  Соколов и его приемный сын Ванюшка.

    Немало лет прошло с тех пор, как по воле писателя все новые и новые люди встречаются с ними. Смотрят им в глаза. Думают. Тоскуют. Плачут. И удивляются – как щедро человеческое сердце, как неиссякаема в нем доброта, неистребима  потребность уберечь и защитить, даже тогда, когда, казалось бы, и думать нечего.

2. О чем этот рассказ? Зная вас, я уверена, что он не оставил вас равнодушным.

3.  Начнем разговор с определения жанра рассказа и композиции.

— Так с чего же начинается рассказ? (Встреча автора с Андреем Соколовым, который поведал ему о своей жизни.) Тем самым и определяется жанровое своеобразие рассказа – сказ.

       2. На сколько частей можно поделить рассказ? (3 части)

1 ч. – экспозиция. Зачитайте 1 абзац.

— Какой символический смысл несет образ первой послевоенной бурливой и полноводной весны? (Слайд 4)

  Уже в экспозиции намечается две темы – войны и весны жизни и смерти.

-Что сменяет авторский зачин? (2 часть). « Ну и мне там пришлось…» (Рассказ Андрея Соколова о своих мытарствах.) (Слайд5)

— Легко ли герою вспоминать пережитое, выстраданное? Как вы это определили? Как вы это определили?

Здесь проявляется шолоховское мастерство – умение передавать самые сложные душевные переживания человека, перенесшего лишения  и невзгоды, через  внешние  проявления: жесты, мимику, короткое слово

3 часть – взволнованно – эмоциональные размышления автора обо всем, что он услышал.

  Итак, за 2 часа перед нами проносится целая жизнь, а сжатость лишь усиливает драматизм. Судьба Андрея Соколова полна таких тяжких испытаний, таких страшных потерь, что, кажется, невозможно человеку все это вынести и не сломиться. Андрей – человек, отягощенный несчастьями, но это не несчастливый человек. Он вне категории счастья, так как его жизнь так страшна, что он не думает о выгоде и счастье? 

       3.  Как характеризует Андрея Соколова его довоенная жизнь?  (1-е предложение зачитать. Жил как все, то есть рядовой в жизни.) Слайд 6

 Звучит песня «Вставай, страна огромная».

       Довоенная жизнь контрастна всей остальной.

Коротко остановимся на эпизодах, в которых особенно ярко проявляется его мужество, стойкость в борьбе за жизнь, умение любить и дружить.

    4. Обстоятельства пленения. Есть ли его вина? «Ох, браток. Нелегкое это дело – понять, что ты не по своей воле в плену!» Слайд 7.

 — Приведите примеры, где проявляется у русского солдата чувство собственного достоинства, ненависть и презрение к фашистам.

  Контрастна не только довоенная жизнь, но и жизнь в плену, где он видел всякое и всяких людей встретил. Он видел и милосердие, и доброту, и предательство, и дружескую помощь. ( Примеры)

   5.  «В церкви». Анализ эпизода и работа с иллюстрациями. Слайд 8

   6.  Андрей Соколов признается, что ему повезло в жизни. Почему? Можно ли так говорить, зная его судьбу? (Ответы детей). Но ему случайно повезло: он победил судьбу

Что вы считаете в его характере главным?

Обратить внимание на эпиграф и слова слайде 9. Есть у русского человека такое родовое  качество – терпение. И это ему помогло выжить.

 Но терпение синоним смирению. Что герой смирился? Докажите. ( Он одолел все испытания, выпавшие на его долю)

   7.  Первый побег. Издевательства и наказания.

Все, что выпало на долю русского солдата в годы лихолетья, Андрей Соколов испытал на себе.

   8. Жизнь в плену.

Зачитать 1 абзац и 3,4 выборочно «У коменданта». Слайд 10.

   9. Второй побег.

 Вот, наконец, он обрел свободу, вырвался на волю. Но ни в чем судьба его не пощадила.

   10. Смерть семьи. Слайд 11

   11. Смерть сын. Слайд 12

«Куда идти? » — за этим вопросом встал другой: « Как жить?» Прежде, как ни круто с ним жизнь обходилась, все было ясно.

               «ПРИЮТИЛИ» — слово-то какое…

    12. Как он живет?                                                                  

 Трудно сказать, как бы  все обернулось, если бы не Ванюшка.

— Чем привлек внимание Андрея Соколова этот мальчик?

— Что поразило его, когда он расспрашивал Ванюшку о родителях?

Чего только не повидал человек, чего не перенес. Душа выжжена. Но сидит рядом ребенок, пригорюнился, вздохнул. И – «Такая маленькая птаха…» Зачитать далее. Еще вчера ему ничего не надо было, а сейчас он снова живёт.

Слайд 13.

— Особенно трогательно звучат слова в конце рассказа. (Обратить внимание на слайд 14.)

  Философски возвышенна мысль, наполняющая концовку рассказа, весь его финал: мысль о том, что во всех испытаниях, посылаемых судьбой, порой почти непереносимо жестоких, настоящий человек должен выстоять, не растратив, не заглушив самых добрых побуждений своего сердца. Что он должен сохранить в себе любовь к жизни, способность отзываться на прекрасное. И растить возле себя побег, тянущийся в мир, растить человека, который, возмужав, повторит, если к тому позовет время, героический путь отца – во имя победы, добра и света, во имя счастья своего народа. А народ этот и состоит из таких вот частичек, как выхваченный из океана народной жизни большой и малый герои рассказа, две Жизни, с поражающим вниманием рассмотренные, словно под мощным электронным микроскопом, чудотворным художником  и со столь щедрой силой переживания показанные нам, благодарным, взволнованным читателям.

   13. Почему рассказ называется «Судьба человека», ведь речь в нем идет о жизни Андрея Соколова?

     III.   Итог. Какие черты национального характера воплотил Шолохов в образе Андрея Соколова? В чем заключается идея рассказа?

  IV. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ Шолохова «Судьба человека»

 М.А.Шолохов. Русский  национальный  характер в рассказе  «Судьбе
человека».

Данный
урок открывает цикл произведений, посвященных Великой Отечественной войне.

Методическая разработка урока предлагает педагогам и
обучающимся познакомиться с содержанием произведения, продолжить работу над
темой «Человек и война», начатую ранее. Показывает, как преломляется история в
судьбе конкретного человека, как война превращает счастливую жизнь в трагедию.

Тема: М.А.Шолохов.
Русский  характер в рассказе  «Судьбе человека».

1.      Предметные: познакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба
человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки
выразительного чтения. монологического и диалогического высказывания.
Понять какие черты русского характера проявились в годы войны, что
помогло человеку не только выстоять, но победить.

2.      Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и
произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная
ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое
чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение,
анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого
воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

3.      Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому
самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к
самооценке своих действий, поступков; развитие   умения отстаивать
свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи,
развивать чувство патриотизма.

4.      Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и
осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

5.Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с
достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации

Оборудование: презентация, портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу
«Судьба человека»

Ход урока.

«Гвозди бы делать
из этих людей. Крепче бы не было в мире гвоздей».С.Орлов.

«Я знаю в этом нет
моей вины..»А.Твардовский.

                                                                       «Мы
детям клянемся ,клянемся могилами, что нас                         покориться
никто не заставит ».А.Ахматова.

Вводное слово
учителя.

-В июне 1941 года
полковой комиссар запаса Шолохов был призван в армию и вместе с другими
писателями ушел на фронт. Он участник боев под Смоленском, на Западном
фронте, под Ростовом на Южном, делил с бойцами суровые дни Сталинграда, шел
фронтовыми дорогами до самых границ Германии. В очерках и статьях военных лет
«На смоленском направлении», «Гнусность», «Военнопленные»Шолохов рисовал
жестокую и тяжелую войну советских людей с фашистами. В первую годовщину
войны Шолохов напечатал в «Правде» рассказ «Наука ненависти».Рисуя крупным
планом характер лейтенанта Герасимова, проходившего в суровых боях с врагом
«науку ненависти» писатель раскрыл национальный характер русского человека,
уже тогда, в самом начале войны, Шолохов понял, что поможет русскому человеку
выстоять в этой войне.

В мае 1943
«Правда» начала печатать главы из  нового романа Шолохова «Они сражались за
Родину».В романе автор рассказывает о суровых фронтовых буднях, напряженных
днях отступления.

Народ высоко
оценил заслуги писателя-фронтовика в годы ВОВ и в 1945 году Шолохов был
награжден орденом «Великой Отечественной войны»1 степени.

В самом конце 1956
года Шолохов закончил и опубликовал на страницах правды рассказ «Судьба
человека» в котором продолжил тему, поднятую в «Науке ненависти», тему
русского характера, который помог нашему народу выйти победителем в войне с
фашистскими захватчиками .Шолохов ,одним из первых заговорил на страницах
своих произведений о человеке, солдате, который был в плену.

На
сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведениями, которые возвращают
нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к
Великой Отечественной войне. «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия
одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба
человека»», — так писала одна английская газета

И  сегодня мы
познакомимся с рассказом М.А.Шолохова «Судьба человека».Цель нашего урока
понять какие черты русского характера проявились в годы войны, что помогло
человеку не только выстоять, но победить. Чтобы понять это, нам с вами
предстоит пережить все то ,что пережил главный герой.

Беседа с учащимися.

Что в рассказе
произвело на вас самое большое впечатление?

Над чем заставило
задуматься это произведение?

«Судьба человека» —
как вы понимаете смысл названия рассказа.

О чем же этот
рассказ?

Человеческая
судьба сливается с судьбой того великого дела, за которое сражался и победил
вместе со всем народом Шолоховский герой. Рассказ начинается с зачина в
котором повествуется о недобрых днях весеннего бездорожья, не в одну из
весен, а в дни  «первой военной весны». О недобрых днях войны отгремевшей
всего год назад напоминает «военная одежда», «Виллис» и тяготы только что
проделанного пути (30 км. За 7 часов).

Так уже в зачине
намечается две темы война и весна, смерть и жизнь. Еще более отчетливо эти
две темы выступают в образах подошедших к автору мужчины и мальчика.
Наружность того и другого обрисована скупо но выразительно .

Чтение отрывков. Как
выглядит мужчина, мальчик?

Глаза зеркало души
человека. О чем могут сказать глаза, «словно присыпанные пеплом»?

Совсем иной взгляд
у мальчика.

Никто не возместит
потерь, не утешит ,не поможет забыть пережитое, об этом и кричит «смертная
неизбывная тоска его глаз».

Трудную жизнь
прожил Соколов, и он рассказывает автору о своей жизни.

Беседа с учащимися:

На сколько частей
условно можно разделить рассказ?

В центральной
части рассказа повествование ведется от лица главного героя, что позволяет не
только проследить за события ми его жизни, но увидеть их его глазами,
осмыслить его собственную оценку совершенных им поступков, понять его
переживания

О каких событиях
своей жизни в довоенную пору рассказывает герой? (зачитать)

В чем видит свое
счастье в довоенной жизни?

Сравните, как в
этой части произведения герой рассказывает о себе, и как о своих близких?

Как он оценивает
свои поступки?

 В чем видит свою
вину?

Рассказывая о
счастливых довоенных днях он с воодушевлением рассказывает о жене, детях. При
этом  не скрывает своих слабостей (выпить любил).Винит себя за то, что не в
том месте  «хатенку свою поставил», за то ,что оттолкнул Ирину.

В этом проявляется
глубокая совестливость героя, повышенное чувство ответственности за своих
близких. (на доске «совесть»)

Но вот мирная
жизнь нарушена…Повестка, а завтра пожалуйте в эшелон…

 С чего начинается
его военная биография? (зачитать отрывок)

Какие испытания
пришлось пережить А. Соколову в годы войны?

Что может
противопоставить фашизму человек без оружия?

Эпизод в церкви:
(показать эпизод) Какой символический смысл вкладывает Шолохов в образ церкви
с разрушенным куполом?

Какие варианты
человеческого поведения изображает Шолохов?

Какая позиция
близка Соколову?

Как повел  себя
герой?

Почему он решается
убить Крыжнева?

Что он переживает
при этом?

Соколов
противопоставляет разъединяющей силе фашизма прежде всего чувство
человеческого братства.

(эпизод побега)

Поединок с
лагерфюрером Мюллером

О чем думает
Соколов, готовясь к смерти?

Зачем Мюллеру
понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?

Зачем, прежде чем
расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой.(необходимо крайнее
унижение противника)

В каком физическом
состоянии находится А.Соколов?

Почему он
соглашается выпить, но отказывается от закуски.

Почему
кульминацией рассказа становится невооруженное столкновение двух армий, а
«мирный» диалог представителей противоборствующих сторон?

Кто и в какой
момент побеждает?

Как меняется
отношение фашистов к Соколову Разговор происходит в момент Сталинградской
битвы, есть ли на ваш взгляд связь между битвой и частным эпизодом.

В каких словах
выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины?

Что пришлось
пережить  Соколову после бегства из плена?

Как звучит в этих
эпизодах оценка войны Шолоховым?

Как раскрывает
автор душевное состояние героя, у которого война отняла все?

Война порождает
всеобщее сиротство и одиночество, разрушает все нажитое годами: «была семья, свой
дом, все лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один»

Потерявший всех
своих близких, герой не может оставаться безучастным к чужому одиночеству. Не
может пройти мимо сироты Ванюшки. «Не бывать тому, чтобы нам порознь
пропадать»

Как раскрывается
характер А. Соколова во взаимоотношениях с мальчиком?

Почему он решается
усыновить Ваню?

Что испытывает
Ванюшка, нашедший отца?

Что переживает А.
Соколов, сказавши Ванюшке эту святую неправду?

Чего не смогла
отнять война у А. Соколова?

Что испытывает
А.Соколов, нашедший сына, что тревожит его.

В отношении к
мальчику показано величие души А.Соколова, при усыновлении мальчика он
раскрывает перед нами запасы душевной щедрости какими дано владеть только
человеку, потребностью которого является неустанное стремление жить для
людей, дарить им радость и счастье. Судьба А.Соколова, судьба всего народа,
прошедшего испытания в годы самой кровопролитной войны 20 века и сохранившего
самые высокие гуманистические ценности.

Как относится
автор к своему герою?

Что мы знаем об
авторе?

Автор настолько
уверен в своем герое «Уверен, что рядом с таким человеком вырастет надежный
мужчина..»

  Так, что же позволило
людям одержать победу в великой войне?

Назовите наиболее
подходящий эпиграф к этому уроку? Свой выбор аргументируйте.

Домашнее задание:
написать эссе

Ответы учащихся:

В бытовом значении доля, участь, доля,
жизненный путь, стечение обстоятельств. Толковый словарь Ожегова.

Ответы учащихся:

В основе рассказа лежит реальный факт.
В1946году Шолохов встретил шофера-фронтовика и мальчика, который рассказал
ему о трудной своей судьбе. Шолохов написал рассказ через 10
лет-в1956году.Это рассказ о судьбе рядового, обыкновенного русского
человека-Андрея Соколова, рассказ о его жизни полной лишений и тяжких
испытаний.

Ответы учащихся:

Мужчина « высокий, сутуловатый»,говорит
«приглушенным баском», «большая черствая рука». Оба «бредут устало»,как сразу
выясняется, что это относится только к мужчине. Он «устало присаживается»,
«положил на колени большие темные руки и сгорбился». «Я сбоку взглянул на
него и мне стало что-то не по себе» замечает автор – рассказчик, обращаясь к
читателям продолжает «Видали вы когда-нибудь глаза ,словно присыпанные пеплом,
наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть».

Ответы учащихся:

Во взгляде мужчины ужас, все то никогда и
ничем не поправимое, что сделала война с жизнью этого человека.

Ответы учащихся:

Светлые ,как небушко глаза

Ответы учащихся:

1.довоенная жизнь.

2.Военная жизнь.

3.Военная жизнь.

4.Несколько
месяцев после войны.

Ответы учащихся:

Довоенная жизнь, казалось бы, небогата
событиями. Гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а
потом на заводе, за баранкой машины, женитьба, дети, домишко о двух комнатах-
это все приметы обычной биографии человека того поколения, к которому
принадлежал А. Соколов. Но хоть и в небогатой, но устроенной жизни видит
герой свое человеческое счастье: «Чего еще больше надо».

Ответы учащихся:

служба в автороте

«везло мне на
первых порах», «Ох нелегкое это дело, браток, понять, что ты не по своей воле
в плену оказался »

Ответы учащихся:

символ поругания святынь, разрушений
принесенных войной .Церковь становится тюрьмой для военнопленных

Ответы учащихся:

солдат-христианин
,Крыжнев, взводный, доктор

Ответы учащихся:

Рассказывая о
судьбе одного человека, Шолохов предельно сжато раскрывает весь ужас войны.

Разные персонажи
воплощают разные жизненные позиции.(Солдат-христианин предпочитает погибнуть,
нежели отступиться от своих убеждений, при этом становится виновником 4
погибших.)

Крыжнев пытается
купить себе

 Право на жизнь,
заплатив чужой жизнью.

Безропотно ожидает
своей участи взводный.

Доктор вызывает у
А. Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться
самим собой, не изменять долгу-это позиция и самого Соколова. Не может он
допустить, чтобы один человек спасал свою жизнь за счет другого.

Ответы учащихся:

способен сострадать
другим людям «разнесчастным бабенкам» детишкам на которых вся держава
держалась

Ответы учащихся:

отстаивает свое человеческое достоинство,
«голодный как волк», отвыкший от человеческой пищи

Ответы учащихся:

победа нравственная

Ответы учащихся:

на то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы
все вытерпеть, снести, если к этому нужда позвала

Ответы учащихся:

Война – великая трагедия

Ответы учащихся:

Велика боль, которую испытывает человек,
если он не раз глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед
противником ,говорит: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что же
так исказнила? Мои не выплаканные слезы видно на сердце засохли. Может потому
оно так и болит»

Ответы учащихся:

сострадания, душевной красоты, доброты,
человечности

Ответы учащихся:

легко и светло стало на душе, туман в
глазах, может этот туман и есть слезы ?

Ответы учащихся:

чужая боль воспринимается им как собственная

Ответы учащихся:

русский характер

Ответы учащихся:

Итоговое сочинение –
пропуск на ЕГЭ. Чтобы получить допуск к ЕГЭ по русскому языку выпускник должен
успешно написать итоговое сочинение по литературе и получить «зачёт».

В этом году сочинение
одиннадцатиклассники будут писать 1 декабря (основной поток) и 4 декабря и 4
мая – резервные.

Начало – 10:00 по
местному времени.

Время работы – 3 часа 55
минут.

Место проведения
итогового сочинения – школа, где учится выпускник.

В 2021 году отмечается
200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского (11 ноября) и Н.А. Некрасова (10
декабря), с произведениями которых связаны направления тем сочинения в этом
году.

Для итогового сочинения
в выпускных классах в 2021/22 учебном году утверждены тематические направления:

1. Человек путешествующий:
дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

2. Цивилизация и
технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации,
надежды и страхи, с ней связанные).

3. Преступление и
Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и
нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

4. Книга (музыка,
спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется
личностно важным).

5. Кому на Руси жить
хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость,
поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и
государства).

Сами темы выпускники
традиционно узнают уже перед началом сочинения.

Традиционно во всех 30
библиотеках «Централизованной библиотечной системы» Челябинска на
выставках-шпаргалках, организованных в рамках акции  «Секреты ЗАЧЁТного
сочинения», представлены лучшие классические
произведения, в которых школьники обязательно найдут подходящие примеры для
аргументации своих сочинений. Выставка дополнена литературоведческими
пособиями, критическими статьями, сборниками с примерами лучших сочинений и др.

Обращаем внимание на
литературоцентричность сочинения. При раскрытии темы сочинения необходимо аргументированное
использование примеров из художественного текста, связь с проблематикой и
тематикой произведений. Подобрать аргументы из литературных
произведений нужно заранее, чтобы успеть справиться с работой.

Комментарий к тематическим направлениям итогового
сочинения 2021/2022 учебный год и списки литературы по направлениям

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление
нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет
написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей,
дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени
и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено
понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога
может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении.
Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути
обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и
других людей.

Обращение к
художественной, философской, психологической, краеведческой, научной
литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит
рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и
внутреннего мира человека.

Примерные темы:

В чем заключается польза
путешествий?

Почему после странствия
у человека меняются взгляды на жизнь?

Каков смысл жизненного
пути человека?

Список литературы для подбора аргументов к теме:

Д. И. Фонвизин
«Недоросль»

А. Н. Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»

А. С. Грибоедов
«Горе от ума»

А. С. Пушкин
«Капитанская дочка», «Бахчисарайский
фонтан», «Евгений
Онегин», «Дубровский», «Цыганы», «Руслан и Людмила»,
«Станционный
смотритель», «Метель», «Моцарт и
Сальери»

М. Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени», «Мцыри»

Н. В. Гоголь
«Мертвые души», «Ревизор» «Тарас Бульба»

И. А. Гончаров
«Обломов»

И. С. Тургенев «Ася»,
«Отцы и дети», «Записки охотника»

Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо», «Железная дорога»

Ф. М.
Достоевский «Преступление и наказание»

А. Н. Островский
«Бесприданница»

М. Е.
Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»

Н. С. Лесков
«Левша», «Очарованный странник»

А. К. Толстой
«Князь Серебряный»

Л. Н. Толстой
«Война и мир», «Анна Каренина», «Кавказский пленник»

А. П. Чехов
«Попрыгунья», «Степь», «Невеста», «Вишневый сад»,  «Остров Сахалин»,  «Крыжовник»

М. Горький
«Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои
университеты»

А. Грин
«Алые паруса»

А.И. Куприн
«Куст сирени», «Олеся»,

И. А. Бунин
«Кукушка», «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Чистый понедельник»,
«Антоновские яблоки», «Холодная осень», «Тень птицы»

М. А. Булгаков
«Мастер и Маргарита»

А. П. Платонов «Песчаная
учительница»

Б. Л. Пастернак
«Доктор Живаго»

И. Ильф
и  Е. Петров «Двенадцать стульев»

М. А. Шолохов
«Судьба человека»

А. Т. Твардовский
«Василий Тёркин»

В. А. Каверин «Два
капитана»

Ч. Т. Айтматов
«Плаха», «И дольше века длится день»

Д. С. Лихачев
«Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)

А. Лиханов «Чистые
камушки»

Б. Екимов «Белая Дорога»

Список зарубежной литературы

Гомер «Одиссея»,
«Илиада»

А. Данте
«Божественная комедия»

Ф. Рабле «Гаргантюа и
Пантагрюэль»

М. Сервантес «Дон Кихот»

Дж. Свифт «Путешествие
Гулливера»

Д. Дефо
«Робинзон Крузо»

Ж. Верн
«Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»

Ч. Диккенс
«Рождественская песнь», «Большие надежды»

Джером К. Джером «Трое в
лодке, не считая собаки»

О. Генри
«Дороги, которые мы выбираем»

Дж. Лондон
«Морской волк», «Дорога», «Мартин Иден», «Сердца трёх» и др.

А. де
Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Л. Кэролл
«Алиса в стране чудес»

К.  Льюис «Хроники Нарнии»

Дж.  Толкин «Властелин колец»

Дж. Керуак «В дороге»

Дж. Джойс «Эвелин»

Д. Митчелл «Облачный
атлас»

Р. Брэдбери
«Зеленое утро»

Р. Бах
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

А. Сапковский
«Сага о ведьмаке»

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или
трагедия?

Тематическое направление
заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и
страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут
способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с
технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к
рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий
его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии
2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов»
цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития
технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими
завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской,
научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как
мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем
видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным
произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к
жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Примерные темы:

Каковы отрицательные
стороны прогресса?

Может ли техника
заменить общение людей?

Какие возможности дарит
человеку научно-технический прогресс?

Список литературы

Д. И. Фонвизин
«Недоросль»

И. А. Гончаров
«Обломов»

И. С. Тургенев «Отцы и
дети»

А. Н.
Островский «Гроза»

Н. С. Лесков
«Левша»

Н. Г. Чернышевский «Что
делать?»

А. П. Чехов
«Вишневый сад», «Лошадиная фамилия» «Хирургия», «Дядя Ваня», «Крыжовник»,
«Человек в футляре»

Е. И. Замятин
«Мы»

М. А. Булгаков
«Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита»

А. Н. Толстой «Гиперболоид
инженера Гарина»

А. Платонов «Песчаная
учительница», «В прекрасном и яростном мире»

А. Р. Беляев
«Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»

М. А. Шолохов
«Поднятая целина», «Тихий Дон»

И. А. Ефремов «Лезвие
бритвы», «Туманность Андромеды»

В. П. Астафьев
«Людочка», «Царь-рыба»

А. и Б.
Стругацкие «Гадкие лебеди», «Трудно быть богом»,
«Пикник на
обочине», «Полдень, XXII век», «Мир иной»

Ч. Т. Айтматов
«И дольше века длится день», «Плаха»

В. Г. Распутин «Прощание с
Матёрой»

Т. Толстая
«Кысь»

С. Алексиевич
«Чернобыльская
молитва»

Е. Носов «Кукла»

Список зарубежной литературы

М. Шелли
«Франкенштейн, или Современный Прометей»

Г. Уэллс «Машина
времени», «Война миров», «Человек-невидимка», «Похищенная бацилла».

Ж. Верн «20000
лье под водой», «Вверх дном»

Лю Цысинь трилогия «В
память о прошлом Земли»

О. Хаксли «О
дивный новый мир»

Р. Брэдбери
«451 по Фаренгейту», «Вельд», «Марсианские хроники», «Лето, прощай», «И грянул
гром», «Все лето в один день» и др.

Дж.  Оруэлл «1984»

К. Воннегут
«Колыбель для кошки»

С. Лем
«Солярис»

У. Эко «Оно»

Э. Вейер «Марсианин»

Д. Киз «Цветы
для Элджернона»

В. Рот «Дивергент»

Ф. Дик
«Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»

Ю. Харари «21 урок для
XXI века»

Т. Чан «История твоей
жизни»

Дж. Дэшнер «Бегущий в
лабиринте»

О.С. Кард «Игра Эндера»

С.  Коллинз «Голодные игры»

Д. Митчелл «Облачный
атлас»

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление
предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные
явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности,
раскаяния.

Темы сочинений позволят
анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек
зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за
сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника,
возмездие и муки совести и др.

Многообразны
литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения
(юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной
проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная
литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф.
М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество
будет отмечать в конце 2021 г.

Примерные темы:

Можно ли человеку
прожить без совести?

Почему происходят
преступления?

Должны ли преступники
расплачиваться за содеянное?

Список литературы

Д. И. Фонвизин
«Недоросль»

Н. М. Карамзин
«Бедная Лиза»

А.С. Пушкин «Евгений
Онегин», «Полтава», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Выстрел»,
«Борис Годунов», «Моцарт и
Сальери», «Повести
Белкина»

М. Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени», «Маскарад», «Песня про купца Калашникова»

Н. В. Гоголь
«Тарас Бульба», «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»

И. А. Гончаров
«Обломов»

И. С. Тургенев «Му-му»

Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо»

Ф. М.
Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы»,
«Записки из мертвого дома», «Бедные люди»

А. Н.
Островский «Свои люди – сочтемся», «Гроза»

М. Е.
Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

Н. С. Лесков
«Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»

Л. Н. Толстой
«Война и мир», «Крейцерова соната», «Воскресение»

В. Г. Короленко «Дети
подземелья»

А. П. Чехов
«На охоте», «Злоумышленник», «В аптеке»

М. Горький
«Детство», «Челкаш», «На дне», «Старуха Изергиль», «Мать»

А.И. Куприн «Яма»,
«Олеся»

Л. Н. Андреев
«Рассказ о семи повешенных»

И. А. Бунин
«Темные аллеи»

М. А. Булгаков
«Мастер и Маргарита»

И. Ильф
и  Е. Петров «Двенадцать
стульев», «Золотой теленок»

М. А. Шолохов
«Тихий Дон»

В. Д. Дудинцев
«Белые одежды»

В. П. Астафьев
«Царь-рыба»

Б. Л. Васильев
«Не стреляйте белых лебедей»

Ч. Т. Айтматов
«Плаха»

Ю. Яковлев «Он убил
мою собаку»

Список зарубежной
литературы

В. Гюго «Отверженные»

У. Голдинг
«Повелитель мух»

Т. Драйзер
«Американская трагедия»

А. Дюма «Граф
Монте-Кристо»

А. Кристи
«Убийство в Восточном экспрессе»

Э. По
«Сердце-обличитель»

О. Уайльд «Портрет
Дориана Грея»

Ф. Фицджеральд
«Великий Гэтсби»

У. Шекспир
«Гамлет», «Отелло»

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление
позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература,
музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное),
которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются
читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст
собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора
произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение
изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики,
близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о
произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник
может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая
сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих
трудов критиков и ученых.

Примерные темы:

В каком герое из
литературы вы нашли отражение себя?

Как искусство влияет на
мировосприятие человека?

С каким персонажем вы
смогли бы подружиться?

Список литературы

Д. И. Фонвизин
«Недоросль»

А. С. Грибоедов
«Горе от ума»

А. С. Пушкин «Евгений
Онегин», «Об искусстве», «Моцарт и
Сальери»

М. Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени»

Н. В. Гоголь
«Портрет»

И. А. Гончаров
«Обломов»

И. С. Тургенев. «Певцы»,
«Отцы и дети»

Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо»

Ф. М.
Достоевский «Бедные люди», «Преступление и наказание»

А. Н.
Островский «Лес»

М. Е. Салтыков-Щедрин
«Господа Головлевы»

Н. С. Лесков
«Тупейный художник»

А. К. Толстой
«Князь Серебряный»

Л. Н. Толстой
«Война и мир», «Анна Каренина», «Альберт»

В. Г. Короленко «Слепой
музыкант»

А. П. Чехов
«Чайка», «Ионыч», «Скрипка Ротшильда» «Моя ‘она’»

М. Горький
«На дне», «Старуха Изергиль», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты»

А. Грин «Алые
паруса», «Зелёная лампа»

А.И. Куприн «Тапер»,
«Гранатовый браслет», «Яма», «Гамбринус»

И. А. Бунин
«Легкое дыхание», «Чистый понедельник»

Л. Андреев
«Иуда Искариот»

Е. И. Замятин
«Мы»

М. А. Булгаков
«Мастер и Маргарита»

Б. Л. Пастернак
«Доктор Живаго»

В. В. Набоков
«Дар»

А. Н. Толстой «Русский
характер»

К. Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»

М. А. Шолохов
«Судьба человека», «Поднятая целина»

А. Т. Твардовский
«Василий Теркин»

Б. Н. Полевой
«Повесть о настоящем человеке»

В. К.  Железников «Чучело»

Д. С. Лихачев
«Письма о добром и прекрасном»

Д. Быков «Советская
литература»

Г. Юзефович
«Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»

Список зарубежной литературы

О. Уайльд «Портрет
Дориана Грея», «Об искусстве «Охранная грамота» и заметки о
художественном творчестве»

Ш. Бронте
«Джен Эйр»

У. Эко «О литературе»,
«Портрет Дориана Грея»

Ф. Бегбедер «Конец
света: первые итоги»

Р. Брэдбери
«Дзен в
искусстве написания книг»,«451 градус по Фаренгейту»

П. Вайль, А. Генис
«Родная речь: Уроки изящной словесности»

Г. Гессе «Магия книги»

М. Зусак
«Книжный вор»

П. Зюскинд «Литературная
амнезия»

С. Лем «Мой
взгляд на литературу»

Г. Миллер «Книги в моей
жизни»

С. Моэм
«Искусство слова: о себе и других»

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление
сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня
рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает
возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости
и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных
пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли
жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного
устройства.

Темы сочинений,
ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят
соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт
социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого
направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной,
исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая
при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Примерные темы:

Может ли 1 человек
повлиять на историю государства?

Кто должен заботиться о
людях, попавших в тяжелое положение: государство или граждане?

Какими качествами должен
обладать настоящий гражданин?

Список литературы

Д. И. Фонвизин
«Недоросль»

А. Н. Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»

А. С. Грибоедов
«Горе от ума»

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка», «Станционный
смотритель», «Медный всадник», «Дубровский»

М. Ю. Лермонтов
«Песнь о купце Калашникове…»

Н. В. Гоголь
«Ревизор» «Мертвые души», «Шинель»,
«Тарас Бульба»

И. А. Гончаров
«Обломов»

И. С. Тургенев «Хорь и
Калиныч», Му-му», «Отцы и дети»

Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Железная дорога»

Ф. М.
Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Мальчик у
Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.

А. Н.
Островский «Гроза», «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок»

М. Е.
Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,
«История одного города», «Господа Головлевы»

Н. С. Лесков
«Левша»

Н. Г. Чернышевский «Что
делать?»

Л. Н. Толстой
«Война и мир», «После бала»

А. П. Чехов
«Человек в футляре», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть
чиновника», «Тоска»

М. Горький
«На дне», «Детство», «Бывшие люди»

А.И. Куприн «Чудесный
доктор»

И. А. Бунин
«Господин из Сан-Франциско»

Е. И. Замятин
«Мы»

А. А. Блок «12»

В. В.
Маяковский «Прозаседавшиеся»

М. А. Булгаков
«Собачье сердце»

А. Н. Толстой «Петр
Первый»

А. П. Платонов
«Котлован»

М. А. Шолохов
«Поднятая целина»

Ч. Т. Айтматов
«И дольше века длится день»

Список зарубежной литературы

Платон «Государство»

Т. Мор «Утопия»

Ицхок-Лейбуш Перец
«Пост»

Советы «в тему»

Заранее изучите критерии.
Итоговое сочинение должно соответствовать критериям, установленным ФИПИ.
Ознакомьтесь с ними и запомните, чтобы ничего не упустить во время экзамена.

Критерии оценки:

Объем итогового
сочинения — не менее 250 слов.

Самостоятельность
написания.

Если эти 2 условия
выполнены, то эксперты просматривают наличие следующих критериев:

Соответствие теме
(основной критерий). В своих рассуждениях человек не должен уходить от
выбранной темы, иначе ставится «незачет».

Аргументация с
привлечением литературного материала (основной критерий). Итоговое сочинение
отличается от сочинения в ЕГЭ по русскому языку. Подтверждение слов и мыслей
должно происходить только на основе ситуации из произведения литературы.

Композиция и логика
рассуждения. Расположение абзацев основывается на логичном построении
рассуждения. В тексте нельзя метаться из стороны в сторону, нарушая смысл
повествования.

Качество письменной речи.
ЕГЭ по русскому сдают все школьники без исключения, поэтому и на итоговом
сочинении проверяется умение применять причастные и деепричастные обороты,
вводные слова, средства художественной выразительности для красочности текста.

Грамотность. Отсутствие
грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. «Незачет» будет, если
человек допустит более пяти ошибок на сто слов.

Напоминаем:

Чтобы успешно написать
итоговое сочинение, перечитайте произведения, которые с большой долей
вероятности будете использовать. Освежите в памяти тексты с учетом
подтверждающих аргументов для раскрытия темы.

Приходите в библиотеки за книгами!

Желаем успехов!

Источники

https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie

https://edu.gov.ru/press/4074/obyavleny-napravleniya-dlya-tem-itogovogo-sochineniya-v-vypusknyh-klassah-v-2021-22-uchebnom-godu/

https://school-olymp.ru/blog/itogovoe-sochinenie-2021-2022-uch-g/

https://bingoschool.ru/manual/5-napravlenij-itogovogo-sochineniya-ot-fipi-2022/

https://4ege.ru/sochinenie/62755-primery-itogovyh-sochinenij.html

https://4ege.ru/sochinenie/62754-primery-itogovyh-sochinenij.html

https://4ege.ru/sochinenie/62678-5-korotkih-proizvedenij-dlja-itogovogo-sochinenija.html

https://100balnik.ru/примерные-темы-итогового-сочинения-2021-2022/

Читайте также

«Повести
Белкина» – новое прочтение Пушкина

Восточные
мотивы в творчестве Александра Сергеевича Пушкина

Недочитанный
Лесков

Иван Бунин – «Князь-рыцарь
русской литературы»

И.А.Бунин.
Последний классик русской литературы

Мир Востока в
путевых очерках Бунина

Булгаков в
книгах

Его фразами говорил весь
Советский Союз: Илья Ильф

Волшебные миры.
Погружение всей семьей

Книжное
путешествие по Японии

День ирландской
литературы

Анджей Сапковский и цикл его книг «Сага о ведьмаке»

Пан Сапковский и его легендарная сага о Ведьмаке

Александр
Беляев – русский Жюль Верн

Писатель-провидец
Александр Беляев

День российской
науки и предсказания Жюля Верна

Великий
путешественник и предсказатель – Жюль Верн

Станислав Лем

Писатели-предсказатели:
Станислав Лем

  • Проект русские народные сказки презентация
  • Проект сборник сказок 3 класс
  • Проект рассказы о слове 3 класс
  • Проект рассказ о слове холод 3 класс русский язык
  • Проект римский корсаков что за прелесть эти сказки