Здравствуйте, дорогие читатели блога ШколаЛа.Ру!
Сегодня в наше поле зрения попала очередная школьная проектная работа. А именно, проект И в шутку и всерьёз.
Это задание из учебника русского языка для 2 класса, которое призвано показать детям, что наш великий и могучий учить не только важно, но еще и ужасно интересно.
Давайте заглянем на страницы учебника и узнаем, что именно предлагается сделать нашим детям.
Задание из учебника
Вот так выглядит страничка с проектом.
Интересно, а почему проект так называется? А чтобы это понять, составители учебника предлагают детям выполнить пять заданий.
Первое.
Ну, тут всё просто. Главное, помнить о том, что в некоторых словах, некоторые буквы могут обозначать два звука, один из которых точно согласный.
Второе.
Ага, хотели нас запутать) Но мы-то еще с первого задания помним, что в некоторых словах, некоторые буквы могут обозначать два звука, один из которых точно согласный.
Третье.
Очень всё просто. Прямо, детский сад) Надеюсь, все узнали песенку про лесную красавицу.
Четвёртое.
А ведь и правда. Одну букву поменяли, а смысл изменился кардинально. И если представить себе описанную в стихотворении ситуацию, то сначала вроде смешно, а потом ужасно хочется броситься бедному козлу на помощь.
Пятое.
Стихотворение, которое помогает детям запомнить одно из словарных слов. Стих – запоминалка.
Эти задания нужно выполнить детишкам, поэтому подсказывать не будем. Если есть желание, своими вариантами ответов можете поделиться в комментариях.
И это была только первая часть нашего шуточно-серьезного проекта по русскому языку. Есть еще и вторая. Она посложнее будет.
Авторы предлагают ребятам самим придумать два-три занимательных задания. И именно это обычно и вызывает затруднения. Поэтому решили вам немножко помочь.
Придумали пять занимательных заданий с буквами и словами. Посмотрите, почитайте, поразгадывайте, порешайте. Возможно, они вам понравятся, и вы используете их в своём проекте. Или они натолкнут вас на интересную мысль, и вы придумаете что-то свое.
А мы предлагаем прямо сейчас поиграть в «Звёздные слова».
Звёздные слова
Для того, чтобы выполнить задания, нужно, не отрывая ручки от бумаги, уметь рисовать простейшую звездочку. Умеете? Нет? Показываем.
У звезды пять лучей. На бумаге пять точек. Соединяем их прямыми линиями, не отрывая ручку от бумаги. Идем от точки к точке по стрелочкам.
Причем, рисовать можно начать из любой из пяти точек.
Теперь давайте добавим в задание буквы.
Что мы видим? Буквы А, О, В, Р, Р расположенные около точек. Задача – нарисовать звездочку, следуя от точки к точке, от буквы к букве. Собираем букву за буквой, получаем слово. Основная проблема – понять, откуда нужно начать рисовать звезду, из какой точки?
Например, попробуем стартовать из буквы Р. На рисунке место старта отмечено красной точкой.
И получилось у нас «роравр». Нет такого слова! Значит, начали мы неправильно. Давайте попробуем по-другому.
Начнем с буквы А.
И получается у нас слово «аврора»! Ура! Мы – молодцы!
Обратите внимание, каждое «звездное» слово содержит в себе 6 букв. Первая буква – является и последней.
Попробуем вместе еще раз?
Подсказка – попробуйте начать свой звездный путь с буквы К.
У вас получился «карлик»? Отлично!
Еще одно тренировочное задание.
Подсказка. Стартуем с буквы Р.
У вас «размер»? Правильно!
А теперь давайте-ка сами без подсказок постарайтесь словечки нарисовать-прочитать.
Ответами можете делиться в комментариях.
А мы пока представим игру «Словарные примеры».
Словарные примеры
Да, будут примеры с «+» и «=», но совсем без цифр.
Один попробуем решить вместе.
Во-первых, разберемся с тем, кто такой «усатый, полосатый». Возможно, это тигр.
Попробуем подставить тигра в пример.
Тигр + лета = тигрлета.
Кто-нибудь ел когда-нибудь тигрлеты? Ведь в результате у нас должно получиться мясное блюдо. Думаем, ни в одном ресторане мира такое блюдо нам никто не приготовит.
Значит речь не о тигре. Может о еноте. А что? У него и полоски и усы имеются. Попробуем.
Енот + лета = енотлета. Опять какая-то ерунда получилась, а не мясное блюдо.
Какие еще будут варианты по поводу усатого и полосатого?
А может быть это кот? Давайте подставим кота в наш пример.
Кот + лета = котлета!
Эврика! Получилась котлета – мясное блюдо! Мы — молодцы!
Надеюсь, понятно, как решать такого рода примеры.
А теперь попробуйте сами.
Ответами делитесь в комментариях.
Следующая наша занималочка называется «На все 100!»
На все 100!
Основное правило.
Теперь используя данное правило, пробуем прочитать зашифрованное слово.
Получился «стог». Понятно, как расшифровывать? Попробуйте сами.
Место для ваших вариантов ответов в разделе для комментаторов.
Наша следующая игра – «Кушать подано».
Кушать подано
Смотрите сколько всего съедобного у нас тут!
Хммм, а разве это можно есть?
Вот, например, что с нами будет, если мы вдруг съедим «железо»?
Но, если присмотреться…
В несъедобном «железе» спряталось вполне съедобное «желе».
И в каждом из представленных на картинке выше несъедобных слов спрятано что-то съедобное.
Попробуйте отыскать.
И еще одно задание, опять зашифрованные слова, которые нужно прочитать.
В точку!
Что скажете вот об этом зашифрованном слове? Как его прочитаете?
Давайте расшифруем вместе. Сначала буква «у» а потом еще «точка». Читаем вместе, получаем «уточка».
Дело сделано! Слово прочитано!
А вот вам еще 19 зашифрованных слов, для самостоятельной расшифровки.
Повторим, если есть желание дать ответы на задания, добро пожаловать в раздел для комментаторов. Он находится под статьей.
Также, если у вас есть какие-то свои разработки по проекту для 2 класса «И в шутку и всерьёз», то будем благодарны, если вы ими поделитесь. Давайте помогать друг другу!
Оформить проектную работу можно на обычном альбомном листе. Просто красиво расположите, напишите-нарисуйте ваши задания, придайте им цвета с помощью фломастеров или цветных карандашей. А если добавите небольшие иллюстрации, то вообще будет просто супер!
На сегодня все. Надеемся мы вам помогли.
Советуем почитать и другие статьи, уже живущие на блоге, которые могут быть вам полезны.
- Правописание –тся и –ться в глаголах. Запоминалка.
- Что такое изложение и как научиться его писать?
- Как научить ребёнка выразительно читать?
- 10 способов выучить и рассказать стих на пять.
До новых встреч!
Ваша ШколаЛа!
Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»
3 класс
Наименование УМК: «Школа России»
Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей.
Задачи:
образовательные: учить подбирать текстовую информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;
развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего.
Тип урока: обобщающий урок – проект.
Вид проекта: информационный; по профилю знаний — предметный; по форме проведения — групповой; по продолжительности – краткосрочный.
Педагогическая технология: технология сотрудничества.
Планируемые результаты:
предметные УУД: формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова;
личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
метапредметные УУД: формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач, осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник — В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.
I Оргмомент.
Наши уважаемые гости и вы, ребята, пришли сегодня на урок русского языка. Но обычного урока не будет. Мы сделаем шаг вперёд. Вы понимаете, о чём я говорю?
( Проект – шаг вперёд).
— Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 2)
— Как вы его понимаете?
II Мотивация.
Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».
— Почему девочка ничего не поняла?
— Что такое слово?
— С чем будем работать?
Тема проекта – рассказ о слове.
(Выставляется книжка с названием проекта)
III Предпроектная подготовка
Цель: … рассказ о слове. (Слайд 3)
Задачи:
вспомнить ….
найти …
работать …
— Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка, фонарь. Что между ними общего? (Слайд 4)
— Речь пойдёт о слове свет.
IV Работа над проектом по плану. Создание продукта.
(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)
1. Фонетический состав слова.
2. Лексическое значение слова.
3. Часть речи.
4. Однокоренные слова.
5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.
6. Словосочетания. Предложения.
7. Пословицы. Загадки.
Работа в группах.
1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.
Проверка. (Слайд 5)
— Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)
Гипотезы.
— Как можно точно узнать лексическое значение слова?
2. Работа с Толковым словарём.
свет
1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.
2. Источник освещения, освещённое место.
3. Восход солнца, рассвет.
4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. (Переносное значение)
свет
1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.
2. Общественная среда, общество.
— Что подсказывает словарь?
— Прочитайте их значения.
— Каким является первое слова свет?
— Какие это слова по отношению друг к другу?
— Стоит ли оставлять последний рисунок?
3. Часть речи.
— Какой частью речи является слово свет?
На карточке № 3 подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)
4. Однокоренные слова.
— Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.
Проверка. Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая карточки с повторяющимися словами. (Слайд
Работа с текстом на слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (Слайд 9)
— Из какой сказки отрывок? Кто автор?
— Нет ли здесь нужных нам слов?
— Что такое светлица?
Светлица, светёлка – устаревшие слова, которые можно найти в Словаре устаревших слов. Устаревшей формой считается и ласковое обращение со словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.
5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.
Карточка № 5.
Работа по группам с разными словарями: 1 группа – со словарём синонимов, 2 – со словарём антонимов, 3 – со словарём фразеологизмом. Проверка.
— Что значит ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?
6. Словосочетания.
-Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами прилагательными. Составьте словосочетания. Карточка № 6.
Самостоятельная работа. Проверка.
— Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?
Работа с предложениями.
Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова – писателей. Прочитайте их и выпишите словосочетания. (Слайд 10)
Проверка. (Слайд 11)
— Прочитайте, что выписали.
— Где пригодится знание таких прилагательных?
7. Работа с пословицами.
— Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.
Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Слайд 12)
Проверка. (Слайд 13)
V Защита проекта.
Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.
— Справилась ученица со своей задачей?
— Достаточно ли полно изложен материал?
— Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?
VI Рефлексия.
— Удалось узнать что-то новое?
— Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи помогли?
Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?
Д/з Подобрать несколько загадок с ответом свет или сочинить свою.
(Слайд 14)
Пословица говорит: Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим светом сияет всегда.