Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

произносим. записываем. лексическое значение слова: раскалнное небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается земля, а также другие планеты. 2.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.08.59

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.12

 произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Раскалённое небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля, а также другие планеты.

2. Однокоренные слова: солнышко, солнечный.

Синонимы: светило.

Антонимы: —

Фразеологизм: Место под солнцем (право на существование)

4. Сочетаемость слова: яркое, красивое, жаркое, магматическое … (солнце).

5. Пословица. Месяц – серебро, а красное солнышко – золото.

6. Загадка. Доброе, хорошее, на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит.

7. Предложение. С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.28

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Распространенная растительность зелённого цвета.

2. Однокоренные слова: травинка, травушка.

Синонимы: газон.

Антонимы: —

Фразеологизм: Хоть трава не расти. (безразличие)

4. Сочетаемость слова: весенняя, высокая, сочная, первая… (трава).

5. Пословица. Худую траву с поля вон.

6. Загадка. Весной появляется,

А зимой скрывается. Что это?

7. Предложение. Вышла на улицу и пробежалась по зелёной травке.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.43

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Товарищ, названный брат, побратим, но не родственник.

2. Однокоренные слова: дружить, дружба, друзья.

Синонимы: товарищ, приятель.

Антонимы: — враг, недруг.

Фразеологизм: Друг ситный.

4. Сочетаемость слова: лучший, верный, хороший… (друг).

5. Пословица. Без друга – на сердце вьюга.

6. Загадка. На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный… (друг)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.55

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Одно из трёх состояний воды.

2. Холодная, замёрзшая вода.

2. Однокоренные слова: ледяной, ледышка, гололёд.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Лёд тронулся. (дело сдвинулось с мёртвой точки)

4. Сочетаемость слова: крепкий, прозрачный, холодный… (лёд).

5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..

6. Загадка. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

7. Предложение. Над землёй мороз.

Что не тронь – всё лёд. (В. Цой).

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.06

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Сравнительно небольшое крестьянское поселение.

2. Однокоренные слова: деревушка, деревенский.

Синонимы: — село, хутор.

Антонимы: —

Фразеологизм: Потемкинская деревня  ( обман с явной целью приукрасить положение). 

4. Сочетаемость слова: родная, любимая… (деревня).

5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..

6. Загадка. Город царство,

А деревня рай.

7. Предложение. Туристы приехали посмотреть на дивную деревню.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.16

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

одно из четырёх времён года, между весной и осенью, характеризующееся наиболее высокой температурой окружающей среды..

2. Однокоренные слова: летний.

Синонимы: — сезон.

Антонимы: — зима.

Фразеологизм: Бабье лето  ( тёплые, солнечные дни в конце сентября). 

4. Сочетаемость слова: жаркое, весёлое, урожайное… (лето).

5. Пословица. Худо лето, когда солнца нету.

6. Загадка. Солнцем озеро согрето,

Всех зовёт купаться лето.

7. Предложение. Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.47

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Домашнее животное семейства псовых.

2. О злом, грубом человеке.

2. Однокоренные слова: собачка, собачонка, собачий, собаковод.

Синонимы: пёс.

Антонимы: —

Фразеологизм: Собаку съесть (много повидать и испытать). Жить как кошка с собакой (в постоянной вражде).

4. Сочетаемость слова: служебная, дворовая, охотничья, сторожевая… (собака).

5. Пословица. Всякая собака на своём дворе хозяйка. Собака друг человека.

6. Загадка. Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди –

Лучше в дом не заходи.

7. Предложение. Собаку держать – это вовсе не шутка.

Построить собачью ей надобно будку.

Весь день мастерил и – Ура!

Готова собачке моей конура.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.58

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

2. Однокоренные слова: добрый, доброта, добряк.

Синонимы: человечный, душевный, благой.

Антонимы: — зло.

Фразеологизм: По доброте душевной; пользоваться добротой.

4. Сочетаемость слова: вечное, желанное… (добро).

5. Пословица. Учись доброму, так худое на ум не пройдёт.

6. Загадка. Его не видишь, но вид его приятен.

7. Предложение. Самое главное в человеке – это добро и честность.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.11

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Влага, прозрачная бесцветная жидкость, напиток..

2. Однокоренные слова: водица, водичка, водный.

Синонимы: — влага.

Антонимы: — сушу.

Фразеологизм: Быстрая вода (что-то быстро уходит)

4. Сочетаемость слова: сильная, быстрая… (вода).

5. Пословица. На текущую воду замок не повесишь..

6. Загадка. На дворе переполох:

С неба сыпется горох.

7. Предложение. И для людей, и для зверей

Нет ничего воды ценней.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.27

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Название различных пород жвачного парнокопытного животного с ветвистыми рогами.

2. Однокоренные слова: оленёнок, олений, оленьи, оленевод.

Синонимы: — лань, косуля, козуля.

Антонимы: —

Фразеологизм: Благородный как олень. (отличавшийся красотой и изяществом; высоконравственный, честный, мужественный)

4. Сочетаемость слова: благородный, северный, пятнистый, ездовой… (олень).

5. Пословица. От оленя останутся рога, от человека – имя.

6. Загадка. Словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зелёный

Любит снежные луга.

7. Предложение. Моя душа – олень громадный – псов обезумевших

стрехнёт! (В. Набоков)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.38

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Состояние атмосферы в данной области, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.

2. Однокоренные слова: жаркий.

Синонимы: — зной, пекло.

Антонимы: — холод, мороз

Фразеологизм: Ни жарко, ни холодно . (всё равно, безразлично)

4. Сочетаемость слова: первая, летняя, поздняя… (жара).

5. Пословица. Жара в шапку не нагребешь.

6. Загадка. С утра мы бегаем по полю.

Набегались, конечно вволю.

К тому же, наш футбольный мяч,

Вдруг стал, как Колобок, горяч.

Уже – двенадцать, в тень пора,

На солнце страшная … .

7. Предложение. Появилась жара. И рады мы.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.50

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.

2. Однокоренные слова: берёзка, берёзонька, березняк, берёзовый.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Заблудиться в трёх берёзках . (не мог разобраться в чём-либо простом)

4. Сочетаемость слова: нарядная, белая, кудрявая… (берёза).

5. Пословица. Берёза не угроза: где стоит там и шумит.

6. Загадка. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки.

7. Предложение. Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

(С.Есенин)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.03

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Человек, отличившийся своей храбростью, доблестью и совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

2. Однокоренные слова: героизм, героический, геройский.

Синонимы: — храбрец.

Антонимы: — трус.

Фразеологизм: Герой не моего романа. (о мужчине который не нравится)

4. Сочетаемость слова: сильный, мужественный, отважный… (герой).

5. Пословица. Кто за правду герой, тот истинный герой.

6. Загадка. В огне – не горит, в воде – не тонет.

Кто всегда придёт на помощь и спасёт от всех бед.

7. Предложение. Героев нужно знать в лицо.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.15

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Время года, следующее за летом и предшествующее зиме.

2. Время заката, увядания. «Осень жизни, как и осень года. Надо благодарно принимать».

2. Однокоренные слова: осенний.

Синонимы: — храбрец.

Антонимы: — весна.

Фразеологизм: Осень на носу. (приближение холодов)

4. Сочетаемость слова: золотая, поздняя, дождливая… (осень).

5. Пословица. От осени к лету назад поворота нету.

6. Загадка. Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

7. Предложение. Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.25

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Большая радость.

2. Однокоренные слова: счастливый, счастливчик.

Синонимы: — радость, удача.

Антонимы: — несчастье, горе.

Фразеологизм: Ковать счастье. (Стремиться к построению благополучной жизни, решению каких-то проблем . )

4. Сочетаемость слова: семейное, женское, великое… (счастье).

5. Пословица. Семья – это важно, ответственно сложно, но счастье найти одному невозможно!

6. Загадка. Пусть на улице ненастье,

Побыть с родными – это … .

7. Предложение. Есть счастье у нас поверьте,

И всем дано его знать.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.39

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Поленья для топки.

2. Однокоренные слова: дровней, дровокол, дровосеки.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Кто в лес, кто по дрова. (нет согласия)

4. Сочетаемость слова: сухие, мокрые, колотые… (дрова).

5. Пословица. Бабушка на печь, а дед по дрова.

6. Загадка. Кривы, корявы, залегли, как павы.

А как стали горячи, облизали кирпичи.

7. Предложение. Для него люди – как дрова.

(Шумилов П.Р. «Слово о драконе»)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.49

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Однокоренные слова: друг, дружелюбный.

Синонимы: — приятельство.

Антонимы: — вражда.

Фразеологизм: Не в службу, а в дружбу. (от чистого сердца)

4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая… (дружба).

5. Пословица. Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

6. Загадка. Сам не подойдёшь, её не обретёшь.

7. Предложение. Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил.

  • Что мы можем рассказать о слове? Давайте посмотрим, какие слова «окружают» слово мороз.

1. Лексическое значение слова:
Сильный холод (с температурой воздуха ниже 0°).
Холодная, зимняя погода.

2. Однокоренные слова: мороз, морозец, морозище, морозный, морозить.

3. Синонимы: мороз, холод, стужа.
Антонимы: мороз — жара, мороз — зной.
Фразеологизм: Мороз по коже (по спине) дерёт (пробегает, идёт). Ощущается озноб, вызываемый чувством страха, волнения.

4. Сочетаемость слова: сильные, жестокие, первые, январские, русские, сибирские… (морозы).

5. Пословица. Мороз невелик, а стоять не велит.
Загадка. Без рук рисует, без зубов кусает.

6. Предложения с этим словом.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы. (А. Пушкин)

Составьте и вы такую же страничку с каким-либо словом. Проиллюстрируйте свою страничку. Расскажите о выбранном вами слове в классе.

заря

Произносим: [зар’а]
Записываем: за
ря (словарное слово).

Многозначное слово.

1.

Лексическое значение слова
заря:

1. Яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

2. Время появления на горизонте этого освещения.

3. (перен.)

Начало, зарождение, ранняя пора чего-либо (обычно приятного, радостного, желанного).

4. (военн. (также зоря))

Военный сигнал на барабане, горне или трубе в часы подъёма и при отходе ко сну.

5. (военн.)

воинский церемониал.

6. (ботан. (также зоря))

Род многолетних травянистых растений семейства зонтичных с желтоватыми цветками; любисток.

Прямое значение:
На востоке занималась новая заря.
Переносное значение:
На заре истории — киммерийцы, скифы и сарматы.

2.
Однокоренные слова:
заря, зарница, зарничный, озарить, озарённый, заревой, зарянка.

3.

Синонимы:
рассвет, спозаранку, до росы.
Антонимы:
поздно, закат.
Фразеологизмы:
ни свет ни заря
(очень рано утром), от зари до зари
(с раннего утра до позднего вечера).

4.
Сочетаемость слова:
утренняя, вечерняя, румяная, алая, багровая… (заря)

5.

Пословицы:

Заря золотом осыплет.
Какова вечерняя заря, таков и другой день.
Зарю проспать, рубахи не достать.

Загадка:

Красная девица в зеркало глядится. (Заря)

6.

Предложения с этим словом.

Чуть брежжит бледная заря, —
Слежу мелькания снежинок. (А. Блок)

Я вижу край небес в дали безбрежной
И ясную зарю. (З. Гиппиус)

Небо широкое, широкое.
Смотрит заря утомлённая. (З. Гиппиус)

Созданные учениками презентации можно использовать на уроках русского языка в 3 классе по теме «Рассказ о слове».
Разработки помогут учителю формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.

«Слово «Добро»»

78dd90535691eb66c0b21b47

Слово «Добро»

Выполнил: ученик 3А класса Егор Зирне

Учитель: Т.А. Гриц

voimg no5ee9a

ДОБРО

Произносим

Записываем

д о
бро ́

qeqthumb syse3dd

  • Добро – все хорошее, положительное, все что приносит счастье, пользу. Доброе дело, поступок.
  • Добро – имущество, вещи, богатство.

3dc img s529265 0 33

Доброта, добряк, доброжелатель, добродушный, добровольный.

52782479752b6

  • Синонимы: помощь, щедрость, благо, услуга, имущество, богатство, капитал.
  • Антонимы: добро — зло, добро – жестокость.
  • Фразеологизмы: Доброе сердце (добрый, отзывчивый человек). «Добро пожаловать!» (приветствие, одобрение прихода гостей).

qidob ge

Делать добро, помнить добро, искреннее добро, добро пожаловать, добро побеждает.

39f img s529265 0 6

  • Сделаешь добро — добро найдешь.
  • Добро помни, а зло забывай!

img4894da

Просмотр содержимого презентации

«Слово КОШКА»

a2c img s529265 1 0

Слово КОШКА

Выполнил: ученик 3А класса Лев Погорелов

Учитель: Т.А. Гриц

syfullsizery6d419

произносим

записываем

fd7fd79cab8560d376dc8

  • Хищное млекопитающее сем. кошачьих.
  • Домашний вид такого животного, а также мех его.
  • Самка домашнего кота.
  • Род железных шипов (или иных приспособлений), надеваемых на обувь для лазанья на столбы, по отвесным склонам.
  • Небольшой якорь (спец.).
  • В старину: ременная плеть с несколькими хвостами.

dd4 img s529265 1 3

  • Кошечка
  • Кошатник
  • Кошатница
  • Кошачий
  • Кошкин

wabiconpagc68c

  • царапка
  • мурка
  • каракал

6de6de img s529265 1 5

Антонимы

Антонимов к слову кошка нет

374 img s529265 1 6

Фразеологизмы

  • Кошки на сердце скребут

(состояние беспокойства)

  • Играть в кошки-мышки

(соревноваться с заведомо неравным партнером)

  • Живуч как кошка

(выдержит любые испытания)

  • Носится как кошка с котятами

(заботится, опекает)

e8648e89f8cb033ef61cbc4e

  • Дикая кошка
  • Лесная кошка
  • Степная кошка
  • Домашняя кошка
  • Живучая кошка
  • Драная кошка

388681253a34

screen510bb7e1

Вся мохнатенькая, Сама усатенькая, Днем спит И сказки говорит, А ночью бродит, На охоту ходит.

Глазищи, усищи, хвостище! А моется всех чище.

Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, но с водой не знается.

Мохнатенькая, Усатенькая, По кладовкам рыщет, Сметанку ищет.

Мягкие лапки, а в лапках — цап-царапки.

Острые ушки, На лапках подушки, Усы как щетинка. Дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит.

ae8 img s529265 1 10

Предложения

  • Ах, как много на свете кошек, Нам с тобой их не счесть никогда. Сердцу снится душистый горошек, И звенит голубая звезда.

Сергей Есенин

660 img s529265 1 11660

Просмотр содержимого презентации

«Слово СМЕХ»

558 img s529265 2 0

Рассказ о слове смех

Выполнил: ученик 3А класса

Бабич Дмитрий

Учитель: Т.А. Гриц

г. Красноярск

f6screen72096891

СМЕХ

Смех

  • записываем: СМЕХ
  • произносим: С
    М
    ,
    Э
    Х

evpostjef1

  • 1) Смех
    — короткие характерные голосовые звуки, выражающие веселье
    , радость
    , удовольствие
  • 2) Смех
    — нечто смешное, достойное насмешки
  • 3) Смех
    — невольное, гласное проявление в человеке чувства
    веселости, потехи, взрыв
    веселого расположения духа

pic638eb621

смешной

смешить

смешливый

смешарики

насмешка

усмешка

смехотерапия

смехопанорама

смехота

пересмешник

усмехнулся

рассмешить

смешинка

СМЕХ

0e7tatimagesleq

гогот хихиканье

СМЕХ

11ba2278edce00ae92344c7

Антонимы:

СМЕХ

timcopy weh

ebscreen420c2465

Сочетаемость слов:

заразительный

внезапный

беззаботный

СМЕХ

bb3bb3 img s529265 2 8bb

Смех — не грех, коль приятен для всех.

Смех- смехом, а дело — делом.

Смехом сыт не будешь.

Смех силе брат.

И смех, и грех.

9a28222046

Загадки:

1) На волю рвётся, Свободно льётся, Преград не знает — Весёлый малый.

2) Что на всех языках звучит одинаково?

d82bahsmallhib

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

(И. З. Суриков)

Так они в драке и про хлеб-то забудут. Словом, смех, да и только!

(Николай Носов)

d2947

Просмотр содержимого презентации

«Слово СОЛНЦЕ»

pic9743284c

Проект по русскому языку на тему: «Рассказ о слове»

ученицы 3 «А» класса

Чистовой Кристины

fudob zic97

  • Произносим сонцэ
  • Записываем солнце

436 img s529265 3 2

1. Солнце – раскалённое тело шарообразной формы.

2. Солнце- звезда.

nedthumb kymd

  • Солнце — солнышко, солнечный, солнечно.

5038962

Синонимы Антонимы Фразеологизмы

Солнышко, светило, свет,

Антонимы:

Солнце- мрак

Солнце- тьма

Место под солнцем.(Право на жизнь, на существование)

npostq10a6eb

  • Яркое, красное, жгучее, жаркое, жёлтое, раскалённое (солнце)

fofullsizeladbab7

Пословица Загадка

Пословица

Худо лето, кода солнца нету.

Без него плачемся, а как появится,

от него прячемся.

65a9282280

Предложение с этим словом

Солнышко красно,

Гори- гори ясно!

(Е. Благинина)

3131296e2dd3d204459a966a

Просмотр содержимого презентации

«слово соловей»

3411485

Рассказ о слове «СОЛОВЕЙ»

Подготовил Ромазанов Даниил, 3А класс

Учитель: Т.А. Гриц

todob

  • произносим
  • [салав»`эй»]
  • записываем
  • с
    о

    лов
    е

    й

ebc img s529265 4 2ebc34

  • соловей
    — род птиц из отряда воробьинообразных.

1059979af

Соловушек, соловушка, соловейка,

соловеюшка или соловейчик,

соловчик, соловьишка

658017916632

Фразеологизм

«Разливаться соловьем
».

Красноречиво рассказывать

о чем-то малозначительном.

41evupimagesfyf

  • Голосистый, певучий, громкоголосый, соловей — разбойник.

gico l

Пословицы и загадки

Синица в руках лучше соловья
в лесу.

Слово
молвит — соловей
поет.

Ласточка весну начинает, соловей
кончает.

Кто в саду выводит трели На рожке и на свирели?: Знать опять среди ветвей Поселился…

sdsc z764

  • «Целый вечер в саду рокотал соловей, И скамейка в далёкой аллее ждала, И томила весна… Но она не пришла, Не хотела, иль просто пугалась ветвей.»
  • Николай Гумилёв

rafile tib957f

c7dc9fc35c777f524377

c4c4ecfb64610e3ab93ce3cd

Берёза- берёзка, берёзонька, березняк, берёзовый, подберёзовик. Однокоренные слова — это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Корень в однокоренных словах пишется одинаково. Берёза- берёзка, берёзонька, березняк, берёзовый, подберёзовик. Однокоренные слова — это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

7237046

Берёза — дерево, березонька, ерник. Синонимы- это слова, которые звучат и пишутся по- разному, но имеют одинаковые значения. 1)День берёзовой каши. (выпороть, наказать розгами) 2)Заблудится в трёх берёзках. (это означает человек не смог разобраться в чём — либо простом) Берёза — дерево, березонька, ерник. Синонимы- это слова, которые звучат и пишутся по- разному, но имеют одинаковые значения. 1)День берёзовой каши. (выпороть, наказать розгами) 2)Заблудится в трёх берёзках. (это означает человек не смог разобраться в чём — либо простом)

91683848a

9pic980b4072

5539949a

hico tad5

3a49671469

ПРОЕКТ по русскому языку

Рассказ


о


слове


ОСЕНЬ

Выполнила ученица3 класса

Понизова Карина

Учитель Федорцова Елена Сергеевна

Рассказ о слове ОСЕНЬ

Произносим ос и нь

осень

Записываем осень

    Лексическое значение слова:

1.Время года, следующее за летом и предшествующее зиме.

2.Время заката, увядания. «Осень жизни, как и осень года. Надо благодарно принимать».

2. Однокоренные слова:
осень

,
осенний, осенняя, осенние

3. Синонимы:
чернотроп, бабье лето, сезон

4. Антонимы:
весна

5. Фразеологизм:
Осень на носу.

Хотя ещё стоят солнечные дни, однако солнце греет уже не очень жарко, потому что оно не поднимается так высоко, как летом. А чем солнце ниже над землёй, тем становится холоднее. И скоро станет совсем холодно.

Осень на носу

Сказала мама Славке:

Холодно в лесу!

Надень под куртку шарфик.

Ведь осень на носу!

А Славка – дошколенок

Задумался всерьез:

Оранжевая осень

На чей уселась нос?”

Забрёл мальчишка в ельник

Увидел там козу,

Но признаков осенних

Не встретил на носу…

Вверху заметил дятла –

Краснел среди берёз.

Нет, осень сядет вряд ли

На этот чудо – нос…

Вдруг телка: “My – у!” за елкой…

И Славку ждал сюрприз –

Увидел: к носу тёлки

Прилип осенний лист!

Мальчишка крикнул: “Осень

На телкином носу!!!

Сниму я листик с носа

И маме отнесу! /Елена Кай/

6. Сочетаемость слова:
листик, ветер, ковер, день (Осенний)

7.Пословицы
: Как лето со снопами, так и осень — с пирогами.

От осени к лету назад поворота нету.

Весна и осень — всё на дню погод восемь.

Вешний дождь растит, а осенний гноит.

Весна красна цветами, а осень снопами.

8. Приметы
: Сырое лето да теплая осень — к долгой зиме.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Если осенью паутина стелется по растениям — это к теплу.

Если в октябре листья с березы и дуба опадает не чисто — готовься к суровой зиме.

Как в лесу много рябины — осень будет дождливая, если ж мало — сухая.

Осенью птицы летят низко — к холодной, высоко — к теплой зиме.

Много желудей на дубу уродилось — к лютой зиме.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.

Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.

9 Загадки:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(Осенью)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я — …

(Осень)

Листья падают с осин,

мчится в небе острый клин.

(Осень)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я — …

(Осень)

8. Стихи об осени:

Осень

3. Федоровская

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены

В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый

Утешает осень: — Не жалейте лето!

Посмотрите — роща золотом одета!

9.Предложение со словом ОСЕНЬ:
Одевайся потеплее, ведь осень на носу.

записываем собака

Лексическое значение слова.

1) Домашнее животное семейства псовых.

2) Названия хищных млекопитающих семейства псовых.

3. О злом, грубом человеке.

4. Знаток, ловкий в каком-нибудь деле человек.

Однокоренные слова:
собака, собачка, собачонка, собачий, собаковод, собаководство, собаковедение…

Фразеологизмы:

Собаку съесть (человек многое повидал и испытал).

Вот где собака зарыта (выяснить истину, найти искомое).

Жить, как кошка с собакой (в постоянной вражде).

Как собака на сене (сам не пользуется чем-либо и другим не даёт).

Синонимы:
пес

Сочетаемость слова:
служебная, дворовая, охотничья, сторожевая… (собака)

Пословицы и поговорки:

Всякая собака на своем дворе хозяйка.

Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит да хвостом виляет.

Собака – друг человека.

Каждая собака в своей шерсти ходит.

Собака на того не лает, чей хлеб ест.

Не дразни собаки, и лаять не станет.

Собака кусает не для сытости, а для лихости.

Каков хозяин, таковы у него и собаки.

Загадки:

1. Заворчал живой замок, 2. С хозяином дружит,

Лёг у двери поперек. Дом сторожит,

Две медали на груди — Живёт под крылечком,

Лучше в дом не заходи. А хвост колечком.

ryncopy

3. Кто гуляет по двору,
Забираясь в конуру.
Большая Забияка
Грозная

6. Предложения про собак:

Стихи.

Собаку держать — это вовсе не шутка.

Построить собачью ей надобно будку.

«Весь день мастерил и построил — Ура!

Готова собачке моей конура».

Во сне напрягаются тёплые лапы,
И ухо чуть-чуть шевелится…
На наших коленях уснула собака:
Ей больше нигде так не спится!

Предложения.

Собака – помощник и друг человека.

Охотничья собака поймала зайца.

Я люблю свою собаку!

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Название: УМК «Школа России»   Предмет: русский язык

Класс:_3

Тема урока: Проект «Рассказ о слове»

Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщающий урок по теме «Слово в языке и речи»

Тип проекта:  информационно-исследовательский, индивидуальная работа.

Цель проекта: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове.

Задачи проекта: формировать умения подбирать текстовую информацию;

выделять из большого количества информации главное;

представлять свой проект.

Этап урока

Время мин.

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

I Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Цель:  мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

2 мин.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. 
-Доброе утро, ребята!

Метод стимулирования к обучению.

Фронтальная,  индивидуальная

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу.

Приветствуют учителя

настраиваются на урок

Коммуникативные УУД: развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

II этап.

Самоопределение к деятельности

Цель:  постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели

5 мин

Из чего состоит речь?

-Что такое слово?

-Для чего нужны слова? Что вы знаете о словах? Объясните значение выражений?

-Когда так говорят?
Двух слов связать не может.
Перейти от слов к делу.

-Какая тема нашего проекта, как думаете?

-Какую цель поставим на уроке?

Проблемно-поисковые.

Фронтальная

Беседа с обучающими

Диалог с учителем.

Работа со словарём.

Слово-
1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.
2. Речь, способность говорить.
(из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова)

Формулирование темы и цели проекта

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации;

выдвижение гипотез.

Регулятивные УУД:

учатся прогнозировать, принимать и сохранять учебную задачу;

планирование деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно.

III этап. Работа над проектом

1.Работа по формулированию учебных задач урока

2.Поиск источников информации.

3.Выработка критериев оценивания

работ

5 мин

Учебные задачи.

1.Полнота раскрытия темы по плану 2.Оформление проекта.

3.Защита проекта.

Оценивание работы:
 !  отлично, всё получилось;
 + хорошо, были незначительные ошибки;
 — не всё получилось, требуется помощь.

Словесный.

Фронтальная.

Диалог   с обучающимися. Знакомство с технологической картой. (Приложение 1)

Диалог с учителем и одноклассниками. Поиск информации. Работа на компьютере с помощью технологической карты.

Регулятивные УУД:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные УУД:

умение вступать в диалог; умение договариваться;

умение запросить недостающую информацию у учителя;

Физкультминутка.

2

мин

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Практический .

Групповая.

Проведение физкультминутки.

Выполняют действия.

Наклоны вперёд и назад. Рывки руками перед грудью.

Вращение головой.

Садятся за парты.

IVэтап.  Практическая работа над проектом.

1.Создание продукта проектной деятельности.

25 мин

Создание проекта.

Проблемно-поисковые , контроля и самоконтроля

Индивидуальная.

— Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? -Что вам надо для проекта?

Помощь обучающимся.

Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности

Дети выбирают форму работы, составляют  рассказ о слове.

Познавательные УУД:

решать проблемы творческого характера.

Коммуникативные УУД:

умение вести монолог и диалог.

Личностные УУД:

учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.

Регулятивные УУД:

учатся принимать и сохранять учебную задачу.

2. Защита проекта

5 мин

Защита презентации.

Контроля и самоконтроля

Индивидуальная.

— Кто справился с проектом?

— Кто уже готов защитить свой проект?

Обучающиеся защищают свои проекты,дают оценку своему проекту и проектам одноклассников.

Познавательные УУД:

осознанное построение речевого высказывания в устной  форме.

Коммуникативные УУД:

умение вести монолог и диалог.

Личностные УУД:

учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников.

Регулятивные УУД:

учатся самостоятельно адекватно оценивать продукт проектной деятельности.

Vэтап. Рефлексия деятельности

Самооценка деятельности

1 мин

— Что мы делали на уроке?

Продолжите предложения:

*Было интересно…

*Теперь я могу…

*Мне понравилось…

  •  

Фронтальная.

Беседа по вопросам.

Кто считает, что может ответить на главный вопрос урока, поднимает руку.

— Готовились к проекту.

-Делали проект.

-Защищали проект.

-Оценивали проект

Регулятивные УУД:

учатся самостоятельно адекватно оценивать  свою и чужую деятельность на  уроке.

Коммуникативные УУД:

учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания.

Познавательные УУД:

Рефлексия учебного материала  процесса и результата деятельности на уроке

Личностные УУД:

Нравственно-эстетическая. ориентация.

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока. Проект » Рассказ о слове» »

Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.

Про тот самый, который задают по русскому языку.

Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.

Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.

Задание из учебника

Проекту в учебнике отведена целая страница.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».

Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.

А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.

Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.

План работы

Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.

  1. Выбрать слово
  2. Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
  3. Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
  4. Подобрать однокоренные слова.
  5. Подобрать синонимы.
  6. Подобрать антонимы.
  7. Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
  8. Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
  9. Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
  10. Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
  11. Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
  12. Оформить проект.
  13. Проиллюстрировать проект.

Вот как! Целых 13 пунктов.

Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.

Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.

Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)

Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.

Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.

Все остальное в задании вроде как понятно.

Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.

Выбор слова

Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?

Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.

Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.

В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.

Рассказ о слове «ветер»

Как пишем и как произносим?

«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».

Да, и еще указываем, где ударение стоит.

Лексическое значение

Разные словари дают разные определения «ветра».

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Мы выбрали самое простое.

Однокоренные слова

Здесь ничего сложного не было.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.

Синонимы

В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.

У нас получилось пять синонимов.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».

Антонимы

Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Но и их для проекта будет достаточно.

Фразеологизм

Выбрали такой – «Ветер в голове».

Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.

Сочетаемость слова

Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Пословица

А вот и наша «ветреная пословица»

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Загадка

И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Предложение

Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.

Пример оформления проекта

Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.

Мы сделали слегка интерактивный планшет.

Вот так он выглядит с одной стороны.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

А вот так с другой.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Давайте рассмотрим его подробнее.

В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.

Переворачиваем планшет.

Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Слева от картинки блок с пословицей.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Загадку.

Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

На нем у нас фразеологизм.

А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.

Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.

Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!

А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.

Информация про другие слова

Утро

Пишем — «утро».

А произносим — «утр[а]».

Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.

Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».

Антонимами – «вечер» или «ночь».

В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.

Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.

А вот пословица с загадкой.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Обед

Пишем — «обед».

Произносим — [а]бе[т].

Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.

«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».

Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».

Антонимы – «завтрак», «ужин».

В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.

Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

С предложением помог справиться А.П. Чехов.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Вопрос

Пишется — «вопрос».

Произносится — «в[а]прос».

Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.

«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».

Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».

Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».

Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.

С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Красота

Пишем — «красота».

Говорим — «крас[а]та».

Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.

«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».

Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».

Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».

Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.

Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.

Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Свет

Пишем — «свет».

Произносим — «свет».

Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.

«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».

Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».

Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».

Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.

Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Предложение из произведения всё того же Максима Горького.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Чистота

Пишем — «чистота».

Говорим — «чист[а]та».

Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.

«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».

«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».

«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».

Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.

Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Предложение из произведения Н.В. Гоголя.

Проект рассказ о слове заря 3 класс русский язык

Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.

Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.

Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:

  • Почему октябрь назвали октябрем?
  • Моя любимая буква «А»
  • Моя любимая буква «Б»
  • Проект «Живая азбука»
  • Почему сентябрь назвали сентябрем?

Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.

На сегодня все!

До новых встреч!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,

эл. адрес: [email protected]

ПРОЕКТ:

«РАССКАЗ О СЛОВЕ»

3 класс

В РАМКАХ ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
УСТИМЕНКО ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

2016г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

1. Название проекта: «РАССКАЗ О СЛОВЕ»

2. Руководитель проекта: Устименко Юлия Анатольевна

3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:

РУССКИЙ ЯЗЫК

4. Учебные дисциплины, близкие теме проекта: Литературное чтение, изобразительное искусство

5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 8-9 лет

6. Состав проектной группы: весь 3 «Б» класс. Ребята работают индивидуально или в парах.
7. Гипотеза: Действительно ли, у каждого слова есть много слов, которые его окружают и с ним взаимосвязаны.

8. Проблемные вопросы:

Что мы знаем о слове?

9. Цель проекта:

  • подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;

  • составить словарную статью о слове;

  • участвовать в презентации своей страницы.

  • 10. Задачи проекта:

  • формировать умения подбирать информацию;

  • выделять из большого количества информации главное;

  • представлять свой проект.

11. Вопросы учебной темы

Каково лексическое значение слова?

Какие однокоренные слова можно подобрать? Какова сочетаемость слова с другими словами?

Какие однокоренные слова можно подобрать к слову?

Как найти синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы к слову?

12. Необходимое оборудование компьютер для поиска информации, книги, журналы.

13. Аннотация проекта:

Данный учебный проект дает возможность получить как можно больше информации о слове, как единице речи, образовании слова, учит находить полезную информацию, используя различные источники: интернет, орфографические и словообразовательные словари. Обучающиеся повторят материал по темам: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Омонимы». Работа над проектом проводится в индивидуальной форме или парами. Учащиеся в течение 1 недели, во внеурочное время под руководством организатора проекта учащиеся будут искать информацию, обрабатывать, создавать проекты, проводить исследования и в дальнейшем использовать полученные знания. Для успешной реализации проекта необходима четкая организация исследовательской деятельности детей.

14.Планируемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

личностные результаты-

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

  • сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки учеников, усвоят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы над исследованиями;

  • сформируется мотивация к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты –

В ходе работы над проектом учащиеся научатся:

  • находить пути решения поднимаемой проблемы;

  • находить полезную информацию в словарях;

  • совершенствовать умения находить однокоренные слова;

  • собирать материал в дополнительной литературе, в Интернете;

  • сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;

  • оформлять страницу книги;

  • презентовать проект;

  • оценивать результаты работы;

  • пользоваться результатами собственной деятельности.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Какие слова окружают каждое слово?

Проблемные вопросы

Словообразование слова и его окружение.

15. Продукт проекта: странички книги.

16. Этапы работы над проектом

п/п

Этапы деятельности

Содержание работы

Сроки

1.

1этап. Подготовительный.

1. Сообщение цели и задач проекта.

Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию.

Полученную информацию оформить на листах формата А -4.

8 октября

2.

2 этап.

Планирование и организация деятельности.

1. Обсуждение названия проекта.

2. Планирование .

— Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта.

3. Сбор материала.

4. Оформление работы.

5. Защита.

8-9 октября

3.

3 этап.

Практический

Выполнение запланированной работы; внесение изменений. Работа со словарями, дополнительными источниками информации.

12-14

октября

4.

4 этап.

Презентационный

4 этап. Презентационный

Представление и защита работ.

15-16 октября

5.

5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный)

Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.

16 октября

План работы над проектом

1этап. Подготовительный.

1Сообщение цели и задач проекта.

Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию.

Полученную информацию оформить на листах формата А — 4.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

1. Обсуждение названия проекта.

2. Планирование.

— Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта.

3. Сбор материала.

4. Оформление работы.

5. Защита.

3 этап. Практический

Выполнение запланированной работы; внесение изменений.

4 этап. Презентационный

Представление и защита работ.

5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный)

Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.

17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

  1. Урок по окружающему миру «Рассказ о слове».

  2. Работа над проблемными вопросами.

  3. Распределение работы обучающихся по проекту.

  4. Оформление презентаций и выступлений к проекту: «РАССКАЗ О СЛОВЕ»

Обучающиеся выявляют проблемные вопросы, на которые каждый должен подобрать подходящий материал. После чего обучающиеся самостоятельно проводят исследовательскую работу и подбирают соответствующий материал. Материал оформляют как страницу книги.

СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ О СЛОВЕ (образец)

Произносим _______________

Записываем _______________

1.Лексическое значение слова: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Однокоренные слова: _______________________________________________________

3. Синонимы: ________________________________________________________________

4. Антонимы: ________________________________________________________________

5. Фразеологизм _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Сочетаемость слова: _________________________________________________________

7.Пословицы: ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Загадки: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Предложения со словом :

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПРОЕКТ «РАССКАЗ О СЛОВЕ СВЕТ»

Выполнила :

Обучающаяся 3 «Б» класса

МБОУ БСОШ

Кумицкая Кристина

phpmpS6fV PROEKT RASSKAZ O SLOVE 0 1

СВЕТ

1.Лексическое значение слова:

1.Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым.

2.Источник освещения.

3.Рассвет, восход солнца.

2.Однокореные слова: Свет, светило, засветит, светильник, светофор, рассвет, светец, светик.

3. Синонимы: свет, источник, осветление.

Антонимы: свет – тьма.

Фразеологизм:

Свет в окошке – только это радует.

Ни свет, ни заря – очень рано до рассвета.

Пролить свет – разъяснить.

Чуть свет – самый ранний, утром, когда начинает светать.

4. Сочетаемость слова: дневной, яркий, солнечный, тусклый, прозрачный, красный, (свет).

5. Пословицы.

Ученье — свет, не ученье — тьма.

Свет не без добрых людей.

Загадки.

1. Рано белое суконце

Лезет утром к нам в оконце.

2. Не стукнет, не брякнет,

А в окно войдет.

6. Предложение с этим словом.

Солнечный свет.

Растаял туман, шатёр голубой,

И солнца свет, как моря прибой,

Хлынул на наши просторы:

Залил реки, поля и леса;

Засверкала алмазом роса;

Забелели снежные горы.

Он и в души наши проник,

Там росток печали поник;

Счастье, как заря, заалело;

И жизнь улыбнулася нам,

На горе всем нашим врагам;

Напрасно сердце

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

В ходе исследования мы узнали, что каждое слово имеет своё лексическое значение и своё окружение. Практически у каждого слова имеются синонимы, антонимы, омонимы, можно подобрать фразеологизмы. Некоторые слова очень хорошо сочетаются с другими словами, а некоторые сочетаются только с определёнными словами.

В процессе работы и изучения материала, поиска ответов на проблемные и учебные вопросы, мы узнали что- то новое, учились выделять главное. В ходе проекта мы использовали знания, умения, полученные при изучении предмета: русский язык. Мы разрабатывали индивидуальные пути решения задач проекта, работали в Интернете. Во время реализации проекта в целях исследования, общения и сотрудничества пользовались электронными медиа-ресурсами, делали выборку полученной информации, работали с орфографическими словарями и словарями синонимов, антонимов, омонимов и фразеологических, осваивали основы проектной деятельности. У нас развивались коммуникативные, регулятивные, познавательные учебные действия.

ВЫВОД:

В ходе проекта «Семья слов» мы повторили понятия: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы», «Фразеологизмы». Работали с орфографическими словарями, словарями однокоренных слов, антонимов, синонимов, омонимов, фразеологизмов. В результате мы научились составлять словарную статью о слове и презентовать свой проект.

  • Проект рассказ о слове дерево русский язык 3 класс
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове счастье
  • Проект рассказ о слове 3 класс русский язык канакина горецкий 1 часть стр 72
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове страница 72 канакина горецкий
  • Проект по русскому языку 3 класс стр 72 1 часть рассказ о слове мороз