Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»
3 класс
Наименование УМК: «Школа России»
Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей.
Задачи:
образовательные: учить подбирать текстовую информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;
развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего.
Тип урока: обобщающий урок – проект.
Вид проекта: информационный; по профилю знаний — предметный; по форме проведения — групповой; по продолжительности – краткосрочный.
Педагогическая технология: технология сотрудничества.
Планируемые результаты:
предметные УУД: формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова;
личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
метапредметные УУД: формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач, осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник — В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.
I Оргмомент.
Наши уважаемые гости и вы, ребята, пришли сегодня на урок русского языка. Но обычного урока не будет. Мы сделаем шаг вперёд. Вы понимаете, о чём я говорю?
( Проект – шаг вперёд).
— Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 2)
— Как вы его понимаете?
II Мотивация.
Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».
— Почему девочка ничего не поняла?
— Что такое слово?
— С чем будем работать?
Тема проекта – рассказ о слове.
(Выставляется книжка с названием проекта)
III Предпроектная подготовка
Цель: … рассказ о слове. (Слайд 3)
Задачи:
вспомнить ….
найти …
работать …
— Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка, фонарь. Что между ними общего? (Слайд 4)
— Речь пойдёт о слове свет.
IV Работа над проектом по плану. Создание продукта.
(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)
1. Фонетический состав слова.
2. Лексическое значение слова.
3. Часть речи.
4. Однокоренные слова.
5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.
6. Словосочетания. Предложения.
7. Пословицы. Загадки.
Работа в группах.
1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.
Проверка. (Слайд 5)
— Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)
Гипотезы.
— Как можно точно узнать лексическое значение слова?
2. Работа с Толковым словарём.
свет
1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.
2. Источник освещения, освещённое место.
3. Восход солнца, рассвет.
4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. (Переносное значение)
свет
1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.
2. Общественная среда, общество.
— Что подсказывает словарь?
— Прочитайте их значения.
— Каким является первое слова свет?
— Какие это слова по отношению друг к другу?
— Стоит ли оставлять последний рисунок?
3. Часть речи.
— Какой частью речи является слово свет?
На карточке № 3 подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)
4. Однокоренные слова.
— Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.
Проверка. Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая карточки с повторяющимися словами. (Слайд
Работа с текстом на слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (Слайд 9)
— Из какой сказки отрывок? Кто автор?
— Нет ли здесь нужных нам слов?
— Что такое светлица?
Светлица, светёлка – устаревшие слова, которые можно найти в Словаре устаревших слов. Устаревшей формой считается и ласковое обращение со словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.
5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.
Карточка № 5.
Работа по группам с разными словарями: 1 группа – со словарём синонимов, 2 – со словарём антонимов, 3 – со словарём фразеологизмом. Проверка.
— Что значит ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?
6. Словосочетания.
-Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами прилагательными. Составьте словосочетания. Карточка № 6.
Самостоятельная работа. Проверка.
— Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?
Работа с предложениями.
Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова – писателей. Прочитайте их и выпишите словосочетания. (Слайд 10)
Проверка. (Слайд 11)
— Прочитайте, что выписали.
— Где пригодится знание таких прилагательных?
7. Работа с пословицами.
— Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.
Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Слайд 12)
Проверка. (Слайд 13)
V Защита проекта.
Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.
— Справилась ученица со своей задачей?
— Достаточно ли полно изложен материал?
— Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?
VI Рефлексия.
— Удалось узнать что-то новое?
— Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи помогли?
Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?
Д/з Подобрать несколько загадок с ответом свет или сочинить свою.
(Слайд 14)
Пословица говорит: Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим светом сияет всегда.
Урок по русскому языку в 3 классе
Предмет: русский язык (внеурочная деятельность)
Тема: Проект «Рассказ о слове»
Форма проведения урока: урок — проект
Цель: формировать умение подбирать текстовую
информацию, оформлять и представлять проект
Планируемый результат обучения: обучающиеся
научатся подбирать из разных источников информацию о слове,
составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Познавательные УУД: формировать умение
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего
урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников
необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение
договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё
предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять
доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта
интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения
задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать
собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в
сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.
Оборудование: мультимедийная презентация
(самостоятельно составленная) «Наш проект»
Технологическая карта урока
Содержание учебного материала.
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Формирование УУД
I этап. Организацион-
ный момент.
Цель: мотивирование учащихся к учебной
деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
— Поприветствуем друг друга и наших гостей, пожелаем всем
успехов на сегодняшнем уроке. (слайд 1)
— Как думаете, почему у нас в кабинете так стоят парты?
— Предлагаю, чтобы сегодняшний наш урок прошёл под девизом:
(слайд 2)
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
Приветствуют учителя, гостей, настраиваются на урок
Личностные УУД: умение приготовить рабочее
место.
Регулятивные УУД: умение эмоционально
настроиться на работу
II этап. Актуализация знаний.
Цель: проверка уровня усвоения полученных знаний по данному
разделу.
III этап.
Самоопределение к деятельности.
Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование
познавательной цели
Тестирование с использованием ИКТ
1.) Что относится к частям речи?
а) существительное, прилагательное, числительное, глагол;
б) слово, слог, предложение.
2.) Как называются слова, которые имеют несколько лексических
значений?
а) однозначные;
б) многозначные.
3.) Как называются слова, близкие по значению?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) омонимы.
4.) Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет;
б) действие предмета;
в) количество предметов;
г) признак предмета.
5.) В какой строке все слова являются однокоренными?
а) носильщик, нос, носатый;
б) желток, жёлтый, желтел, желтизна;
в) часовщик, часть, час.
3.1- Прослушайте мелодию песни, предположите, о чем она? (слайд
3)
-Почему мнения о содержании песни разделились?
-Чем отличается мелодия от песни?
-Что такое слово? (слайд 5)
3.2 Сегодня наш урок называется урок- проект (слайд 6)
-Какая тема нашего проекта, как думаете?
-Какую цель поставим на уроке? (слайд 7)
3.3 Рассмотрите план составления статьи для того, чтобы
достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта (слайд
Отвечают на вопросы тестирования с помощью системы голосования
Прослушивание муз. фрагмента песни
Диалог с учителем
Формулирование темы и цели проекта
Познавательные УУД: повторение знаний, приобретенных на уроке
русского языка.
Познавательные УУД: повторение знаний, приобретенных на уроке
музыки и русского языка
Регулятивные УУД: целеполагание
IV этап. Подготовка к созданию проекта.
1.Работа с планом.
2.Поиск источников
информации.
Vэтап.
Физминутка
4.1.Сегодня я в гости пришла к вам со словом толерантность. Кто
знает, что обозначает это слово? Попробуем узнать, создав проект.
4.2.Выберите слово, о котором будете писать статью.
4.3.Какими источниками информации воспользуетесь?
Ветер, ветер, ветер, ветер,
Веет ветер, воет ветер,
Снег воздушный ворошит,
Над опушкой ворожит:
«Ветки, веточки, развесьте
Вести, вести, вести, вести,
От весны на каждой ели:
Тут — сосульки, там — капели…»
Осыпается сосна.
Просыпается весна.
Воет ветер, хвою вертит:
«Верьте, верьте, верьте, верьте…»
М. Яснов
Работают с информацией,
представленной в плане. Обосновывают выбор ответа.
Работают с информацией, представленной учителем
Дети коллективно выполняют движения по тексту за учителем.
Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в
физминутке.
Познавательные УУД: умение выбрать нужный источник информации
VI этап. Работа над проектом в группах.
Цель: создание проекта о слове.
Защита проектов, самооценка групп
6.1.Задания в группах, работа над словами по плану карты,
распределение заданий на каждого члена группы, работа со словарями
-Ребята, работая в группе, каждый из вас сможет внести свой
вклад в создание статьи проекта.
Выберите для себя задание и запишите свою фамилию на плане. Но
помните, что вы работаете в группе, и каждый может помочь друг
другу или попросить помощи.
Задания в группах, работа над словами по плану:
1 группа — доброта
2 группа — вежливость
3 группа — мир
4 группа — дружба
6.2 Защита проекта
Объединяются в группы.
Учитывают степень сложности задания и определяют
для себя возможность/ невозмож-
ность его выполнения.
Регулятивные УУД:
проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве
Коммуникативные УУД: планирование учебного
сотрудничества, умение вступать в диалог; умение договариваться;
умение запросить
недостающую информацию у учителя;
Познавательные УУД: Поисковые
(исследовательские): умения
самостоятельно найти недостающую информацию
Личностные УУД: умение выступить и защитить
проект
VII этап. Рефлексия деятельности
Цель: самооценка деятельности
VIIIэтап.
Дом. задание.
— Как думаете, достигли мы цели урока? (слайд
— Попробуйте записать свои впечатления об уроке с помощью
синквейна (слайд 9)
— В заключение послушайте стихотворение и подумайте, о чём хотел
сказать его автор?
Чтение учителем стихотворения о словах.
У В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение «Слово о
словах»
«Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно — то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.»
— Слов на свете много, мне хочется, чтобы вы в своей речи
использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова.
И сегодня от всего сердца мне хочется вам подарить сердечко со
словом толерантность
-Узнать у родителей, знают ли они что такое толерантность?
Поделитесь своими знаниями.
Осуществляют анализ работы на уроке.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Рефлексивные УУД: самоанализ, самооценка
Цель: формировать умение подбирать текстовую информацию, оформлять и представлять проект
Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Этап урока
Содержание учебного материала.
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Формирование УУД
I этап. Организационный момент.
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
— Поприветствуем друг друга и наших гостей, пожелаем всем успехов на сегодняшнем уроке. (слайд 1)
— Как думаете, почему у нас в кабинете так стоят парты?
— Предлагаю, чтобы сегодняшний наш урок прошёл под девизом: (слайд 2)
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
Приветствуют учителя, гостей, настраиваются на урок.
Личностные УУД: умение приготовить рабочее место
Регулятивные УУД: умение эмоционально настроиться на работу
II этап.
Самоопреде
ление к деятельности
Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели
2.1- Прослушайте мелодию песни предположите, о чем она. (слайд 3)
-Почему мнения о содержании песни разделились?
-Чем отличается мелодия от песни?
-Что такое слово? (слайд 5)
2.2 Сегодня наш урок называется урок проект (слайд 6)
-Какая тема нашего проекта, как думаете?
-Какую цель поставим на уроке? (слайд 7)
2.3
Рассмотрите план составления статьи для того, чтобы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта (слайд
Прослушивание муз. фрагмента песни
Диалог с учителем
Формулирование темы и цели проекта
Познавательные УУД:
Повторение знаний приобретенных на уроке музыки и русского языка
Регулятивные УУД: целепологание
III этап. Подготовка к созданию проекта.
1.Работа
с планом
2.Поиск
источников информации.
3.1.Сегодня я в гости пришла к вам со словом толерантность. Кто знает, что обозначает это слово? Попробуем узнать, создав проект.
3.2.Выберите слово, о котором будете писать статью
3.3.Какими источниками информации воспользуетесь?
Работают с информацией,
представленной в плане. Обосновывают выбор ответа.
Работают с информацией, представленной учителем
ПознавательныеУУД умение выбрать нужный источник информации
IVэтап. Работа над проектом в группах.
Цель: создание проекта о слове;
Защита проектов, самооценка групп
4.1.Задания в группах, работа над словами по плану карты, распределение заданий на каждого члена группы, работа со словарями
-Ребята, работая в группе, каждый из вас сможет внести свой вклад в создание статьи проекта.
Выберите для себя задание и запишите свою фамилию на плане. Но помните, что вы работаете в группе, и каждый может помочь друг другу или попросить помощи.
Задания в группах, работа над словами по плану:
1 группа — доброта
2 группа — вежливость
3 группа — мир
4 группа — дружба
4.2 Защита проекта
Объединяются в группы.
Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения.
Регулятивные УУД:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества,
умение вступать в диалог; умение договариваться;умение запросить
недостающую информацию у учителя;
Познавательные УУД: Поисковые (исследовательские): умения
самостоятельно найти недостающую информацию
Личностные УУД: умение выступить и защитить проект
Vэтап. Рефлексия деятельности
Самооценка деятельности
— Как думаете, достигли мы цели урока? (слайд
— Попробуйте записать свои впечатления об уроке с помощью синквейна (слайд 9)
— В заключении послушайте стихотворение и подумайте, о чём хотел сказать его автор?
Чтение учителем стихотворения о словах.
У В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение “Слово о словах”
«Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно — то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.»
— Слов на свете много, мне хочется, чтобы вы в своей речи использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова.
И сегодня от всего сердца мне хочется вам подарить сердечко со словом толерантность
Д.З. Узнать у родителей, знают ли они что такое толерантность? Поделиться своими знаниями.
Осуществляют анализ работы на уроке
Формулируют конечный результат своей работы на уроке
РефлексивныеУУД: самоанализ, самооценка
Руководитель проекта:
Маевская Анна Александровна
Учреждение:
МБОУ «УСШ» п.Урдома Ленского района Архангельской области
Ученический проект по русскому языку «Рассказ о слове» был проведен учащимся 3 класса начальной школы с целью проанализировать слово «собака» с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове «собака» и проследить за жизнью этого слова в ходе исторического и культурного развития языка.
Подробнее о работе:
Учебная исследовательская работа по русскому языку на тему «Рассказ о слове» дает определение того, что такое «этимология слова», рассказывает о значении слова «собака» в привычном восприятии носителя языка. В рамках своего исследования школьник выяснил, каким образом слово «собака» живет в языке: история происхождения слова, его строение и значение, родственные и однокоренные слова.
В готовом проекте по русскому языку «Рассказ о слове» перечислены синонимы слова «собака», а также фразеологические обороты в русском языке с этим словом, особенности сочетаемости слова «собака» и его роль в русском фольклоре.
Оглавление
Введение
1. Собака – верный друг и помощник человека.
2. Жизнь слова в языке.
2.1. История происхождения слова, его строение и значение.
2.2. Родственные слова.
4. Друзья – синонимы.
5. Фразеологические обороты.
6. Сочетаемость слова.
7. Жизнь слова в русском фольклоре
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Введение
Эта тема мною выбрана не случайно. Мы с первого класса работаем над различными проектами: учебными и внеурочными. В каждом проекте большую часть занимают слова: большие и маленькие, простые и сложные, весёлые и грустные, добрые и злые. И как говорил Лев Николаевич Толстой: «Слово – дело великое».
Наверняка нет на свете человека, который не задумывался бы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг именно так называется. Как рождаются слова? Когда и кем создаются?
А нужно ли искать ответ на эти вопросы? Конечно, нужно! Как гласит народная мудрость: «Если не знаешь имён, то пропадёт и знание вещей». Чтобы хорошо понять прочитанное и увиденное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять словарный запас.
Актуальность проведения данной исследовательской работы состоит в том, что изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому слову.
Гипотеза: Предположим, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.
Предмет исследования: слово «собака».
Цель исследования: проанализировать слово «собака» с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове «собака».
Задачи исследования:
- Проследить за жизнью слова в языке.
- Изучить дополнительную литературу, словари, энциклопедию о слове «собака».
- Учиться подбирать текстовую информацию, анализировать её, выделять главное.
- Создать красочные странички исследуемого слова.
- Провести анкетирование среди 2-х, 3-х и 4-х классов по теме, узнать их мнение по данному вопросу.
- Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
Собака – верный друг и помощник человека
2020 год – год особенный. Наша страна 9 мая будет отмечать 75-летие Победы над фашистской Германией. Мы много говорим о том, сколько сил в Победу вложили наши прабабушки и прадедушки. Но забываем, что в годы Великой Отечественной войны в армию было призвано около 68 тысяч собак, которые полноценно помогали людям в борьбе с противником.
Собаки доставляли боевые донесения, тянули километры проводов, разминировали города, вывозили с поля боя тяжелораненых бойцов. Оказывали помощь и на поле боя, подползая с медицинской сумкой к раненому. Грели людей в морозы, везли на специальных санях-волокушах в госпиталь и многое другое.
Тысячи лет рядом с нами живет собака — верный друг и помощник человека. Она охраняет стада овец и коров, разыскивает преступников, обнаруживает наркотики, помогает охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стережет государственную границу, водит по улицам потерявших зрение людей, служит физиологам, биологам и космонавтам, играет с детьми — всего не перечислишь.
Человек оценил в собаке ее неприхотливость, выносливость, быстрый бег, острое обоняние, отличный слух; полюбил её за исключительную привязанность к нему, готовность пожертвовать своей жизнью во имя человека. И собака стала самым преданным человеку животным, его лучшим четвероногим другом.
Таким образом, я выбрал данное слово для своего исследования и решил проследить за жизнью слова в русском языке по плану.
История происхождения слова, его строение и значение
Слово «собака>» — не русское. Считается, что оно попало в русский язык из языка скифов и звучало «сбака» или «збака». Обозначало оно всё ту же собаку. В старорусском языке существовало слово «пёс».
Своё название собака получила от древнего корня соб – (местоимение «себя, собою»), родственное корню собственный, — «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину». Собака – соб = «существо», «собственность».
В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова «собака» определяется как:
- Домашнее животное семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки.
- перен. О злом, грубом человеке (разг.)
- Знаток, ловкий в каком-нибудь деле человек (просторечное)
В некоторых сочетаниях: название хищных млекопитающих семейства псовых. Дикая собака динго. Енотовидная собака [7, с.739].
В большом толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля даётся следующее толкование слова «собака»:
Собака – пёс, сторожек, домашнее животное; в обширном значении «пёс» — название родовое, собака, волк, лиса и прочие виды этого рода. Завладев собакой и приурочив ко всем климатам и потребностям своим, человек развёл множество пород её: овчарка, дворняжка, бульдог гончая и прочие.
Диких, кроме одичалых, собак нет; думают, что это помесь разных пёсьих видов. Лесовая, зверовая, промышленная собака, сибирская порода местных дворняжек, приучаемых к поиску, облайке, выставке, гону и поимке дичи, на все угоды: они косматы, зубасты, чутки, уши вилами, берут и в одиночку всякого зверя, но до людей кротки. Собака, которая не лает – молчан. Самец – кобель; самка – собачиха; детёныш — кутя, кутёнок, щеня, щенок [3, с.779].
Что же такое собака? Новый иллюстрированный энциклопедический словарь Рыгора Ивановича Бородулина поясняет слово так: собака – домашняя, млекопитающее рода волков. Одно из древнейших домашних животных (одомашнена, очевидно, 15 – 10 тыс. лет назад). Около 400 пород, которые делятся на 4 группы: охотничьи, служебные, спортивно-служебные, декоративные или комнатные. Собаки, особенно охотничьи, обладают острым зрением и тонким обонянием (чутьём). Собаки очень привязаны к человеку, как правило, послушны и легко поддаются дрессировке. Живут 10-12 лет, редко дольше. Наука о собаках – кинологии.
Таким образом, слово «собака» имеет несколько лексических значений.
Родственные слова
Нахожу слова со схожим значением и общим корнем, т.е. родственные слова. Это необходимо, чтобы избежать ошибок при письме. Все мы знаем с первого класса, что подбирать родственные слова необходимо для проверки различных орфограмм.
- собака
- собачКа
- собачОНКа
- собачНИК
- собачЕЙ
- собачИЙ
- собакОВОД
- собакОВОДСТВО
Друзья — синонимы
Чтобы придать большую эмоциональность, выразительность, в русском языке используют синонимы. Также их используют для замены часто повторяющихся слов, чтобы избежать однообразия в звучании речи. Какими же словами можно заменить слово «собака»? Я нашёл в словаре следующие синонимы:
- пёс шавка дворняжка
- барбос псина четвероногий
- бобик тузик пустолайка
- моська шарик ищейка
Фразеологические обороты
Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество изменений и напитался различными словарными оборотами, которые помогают сделать разговор более чётким и понятным или наоборот, образным и извилистым, а предложения изящными. Одними из таких словарных оборотов в предложениях считаются фразеологические обороты. С исследуемым словом я нашёл много фразеологизмов (см. Приложение 2).
Очень интересно находить значения тех или иных фразеологизмов, применять их в разговоре, несмотря на то, что многие слова русского языка давно устарели и потеряли истинный смысл.
Сочетаемость слова
Однако при построении фраз надо ориентироваться не только на значение слов, но и на их лексическую сочетаемость. Ведь слова не всегда могут употребляться друг с другом. Вот с какими словами может сочетаться слово «собака»:
- добрая послушная лохматая
- злая служебная охотничья
- преданная сторожевая прирученная
Жизнь слова в русском фольклоре
Немало лет прошло с тех пор, как предок домашней собаки – дикий волк – пришёл к человеку, да и остался с ним.
Собака стала надёжным другом человека. Она всегда находилась рядом, поэтому быстро завоевала расположение людей. И в речи народа стали появляться пословицы и поговорки, связанные с ней (см. Приложение 3).Тщательно собранные в течение веков нашими предками пословицы, делают нашу речь более насыщенной, красивой.
Жизнь человека и окружающую действительность отражают и загадки. С помощью загадок мы учимся рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Слово «собака» не исключение. Немало загадок придумывали люди, отгадкой которых было слово «собака» (см. Приложение 4).
Таким образом, с древнейших времён пословицы и поговорки, загадки, а также сказки, стихи являются «окошком» в окружающий мир, открывая взаимосвязь всего сущего, учат видеть мир необычным, удивительным, наделённым душой, чувствующим, говорящим с человеком. Они вводят нас в мир художественных образов, знакомят нас с выразительными средствами языка.
Заключение
В результате исследования слова я узнал много нового и интересного о слове «собака». Знать историю слова, о его жизни должен знать каждый человек. Только тогда он может грамотно им пользоваться.
Узнать об истории происхождения слова мне помогли две науки: этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о значении и происхождении устойчивых выражений).
Я прочитал немало сказок, произведений поэтов и писателей. В результате у меня получилась интересная энциклопедическая статья о слове «собака».
А что знают о слове другие ученики? Я решил это выяснить и провёл анкетирование 2а, 3г, 4г классов. В анкетировании приняло участие 70 человек и получил следующие результаты:
1. Сколько значений слова «собака» ты знаешь? Запиши. Одно – 70%, два – 23%, три – 3%, не знаю – 4%.
2. Подбери однокоренные слова к слову «собака». Да – 34%, нет – 54%, не знаю – 12%.
3.Знаешь ли ты со словом «собака»:
Фразеологизмы – 27%.
Пословицы – 50%.
Загадки – 20%.
Стихи – 63%.
Сказки – 28%.
Названия произведений – 19%.
4.Часто ли ты употребляешь слово «собака» в своей речи? Часто – 36%, редко – 12%, не знаю – 52%.
Моя работа имела важное практическое значение. Я и классный руководитель давали различные творческие задания. На уроке русского языка при закреплении материала применял карточки, в заданиях используя исследуемое слово (см. Приложение 5). На внеклассное чтение принесли русские народные сказки, стихи различных поэтов, в которых упоминалось о собаках (см. Приложение 6,7). Попробовали сочинить считалку со словом собака (см. Приложение 8). Учились составлять синквейн, вспоминали названия литературных произведений, в которых есть исследуемое слово (см. Приложение 9).
Когда вся информация о слове «собака» была собрана, то решил написать статью с данным словом. Я создал красочные странички: нарисовал собаку, оформил найденную информацию в соответствии со схемой.
Хочу сказать, что выбирать из словарей, справочников, энциклопедий, художественной литературы, сети Интернет и оформлять только нужную информацию это не так-то просто. И у меня это получилось.
Вывод: Данная работа, на мой взгляд, интересна и актуальна. Изучение этимологии любого слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.
Список использованных источников и литературы
- Баско Н.В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 184 с.
- Гуркова И.В. Морфемно-словообразовательный словарь. Как растёт слово? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 192 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.3. – М.: Русский язык, 1998. – 869 с.
- Зотова С.В. Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно? (1-4 классы) – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 208 с.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь/ Редкол.: Р.И. Бородулин и др. – М.: Большая рос. Энцикл.: Изд.дом «Экон.газ.», 1995. – 892 с.
- Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
Приложение. Фразеологические обороты
Собаку съел. Имеет большой опыт, навык, хорошие знания в чём-либо. Выражение возникло на базе поговорки, зафиксированной В. И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень и очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение («мастер на что-либо») возникло уже у сокращённой формы «собаку съел»: тот, кто сделал или может сделать что-либо очень и очень трудное, является, несомненно, мастером своего дела.
Собак гонять. Бездельничать. Грубоватое выражение и очень обижает собаку – большого друга человека. Но если поискать объяснение этому выражению, то о собаках нам беспокоиться не придётся. Оказывается, в русских говорах слово собака имеет значение «шар» или «чурка», которые гоняют в играх футбольный мяч. Но игра не работа, поэтому выражение и стало означать «бездельничать» бывает, что мама говорит сыну: «Довольно собак гонять, пора за дело приниматься, вот математику совсем запустил».
Как кошка собакой живут. Так говорят о постоянно ссорящихся людях.
Как собака на сене. Так говорят о человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не даёт.
Вот где собака зарыта. Вот в чём суть дела, в чём причина.
Как собак нерезаных. Так говорят, когда очень много кого-нибудь
Как собака устал (голоден, замёрз, золи о других неприятных состояниях, ситуациях). Очень сильно.
Ни одна собака. Никто.
У попа была собака. О бесконечном повторенииодних и тех же слов,поступков.
Каждая собака (прост). Каждый, все.
Как не вертись собака, а хвост позади. Как ни пытайся скрыть свою сущность, своё нутро, все равно по всему видно, что ты за человек.
Как собаке пятая нога. О совершенно ненужной, являющейся обузой, вещи.
Не будите спящую собаку. Не раздражайте злого или горячего человека.
С лихой собаки хоть шерсти клок. Когда нельзя получить от кого-либо много, рады получить хоть что-нибудь, пусть незначительное.
С собаками не сыщешь. Очень трудно разыскать.
Свои собаки грызутся, чужая не приставай. Не вмешивайся не в своё дело.
Собака лает, ветер носит. Не вмешивайся не в своё дело.
Собаке – собачья смерть. О позорной смерти дурного человека.
Поговорки и пословицы
1. Собака собаку в гости звала. «Нет, нельзя, недосуг». – «А что?»- «да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперёд забегать да лаять».
2. У всякой собаки своя кличка.
3. «Собака, что лаешь?» — «Волков пугаю».
«Собака, что хвост поджала?» — «Волков боюсь».
4. У нашей хозяюшки все в работе: и собаки посуду моют.
5. Собака лает – ветер носит.
6. На охоту ехать – собак кормить.
7. Маленькая собачка до старости щенок.
8. Собаки лают, а караван идёт.
9. Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
10. Как собака на сене: и не ест, и другим не даёт.
11. Собака – верный друг человека.
12. Не замахивайся палкой – и собака не залает.
13. И собака помнит, кто её кормит.
14. Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
15. Без собаки зайца не поймаешь.
16. Видит собака молоко, да рыло коротко.
17. Встарь бывало: и собака с волком живала.
18. Не всяка собака кусает, которая лает.
19. Собака на сене лежит, и сама не ест и другим не даёт.
20. Собаке собачья смерть.
21. Свои собаки дерутся, чужая не приставай.
22. Маленькая собачка до старости щенок.
23. Собака человеку – неизменный друг.
24. Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
25. Без собаки зайца не поймаешь.
26. На смелого собака лает, а трусливого кусает.
27. Собаки лают, а караван идёт.
Загадки
1. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
2. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
3. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
4. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.
5. Собой не птица,
петь не поёт,
кто к хозяину идёт –
она знать даёт.
6. Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок –
Взрослая СОБАКА
7. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит
Дом сторожит.
8. Громко лает во дворе,
Отдыхает в конуре.
Сторожит хозяйский дом
И виляет мне хвостом.
9. С хозяином дружит,
Ему верно служит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком..
10. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.
Русские народные сказки
А зайчик говорит:
— Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
(«Лиса, заяц и петух»)
Мужик едет, а лиса вперёд бежит, стал мужик подъезжать к дому, свистнул своим собакам и притравил лисицу.
(«Мужик, медведь, и лиса»)
— Терентий, кто там едет? – спрашивает лисица, услышав конский топот и собачий лай.
(«Лиса и тетерев»)
Жил себе мужик, у него была добрая собака, да как устарела – перестала и лаять, и оберегать двор с амбаром. Не хотел мужик кормить её хлебом, прогнал со двора. Собака ушла в лес и легла под дерево издыхать.
(«Медведь, собака и кошка»)
Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.
(«Заяц-хваста»)
Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.
А дома старуха печёт блины, а собака за столом:
-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.
Старуха бросит ей блин:
— Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут.
Собака съест блин и опять:
-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.
(«Морозко»)
Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. А в лесу стук, гром, свист, черепа лес освещают. Страшно стало Марьюшке. Глядь, собака бежит:
— Ав! Ав! Марьюшка, не бойся, родная, иди! Будет ещё страшнее, не оглядывается.
(«Финист – ясный сокол»)
А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики, чего нет, и то видят»
(«У страха глаза велики»)
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала. Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
(«Лиса и заяц»)
Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушёл.
(«Заяц-хваста»)
Лиса открыла глаза, увидела собак – и наутёк. А собаки – за ней. Едва добралась до своей норы.
Залезла в нору, отдышалась маленько и начала спрашивать:
— Глазки, глазки, что вы делали?
— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.
— Ушки, ушки, что вы делали?
— Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.
(«Лиса и дрозд»)
— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали не выгнали, серый волк гнал, гнал – не выгнал, старый медведь гнал, гнал – не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
(«Заюшкина избушка»)
Жизнь слова в стихотворениях поэтов
Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на слона!
(И. А. Крылов. «Слон и Моська»)
Есть школа в Москве
Эта школа зовётся
Школой служебного собаководства.
(Э. Н. Успенский «Про собак»)
Над нашей квартирой
Собака живёт.
Лает собака
И спать не даёт.
(Э. Н. Успенский «Над нашей квартирой»)
Красота! Красота!
Мы везём собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку- забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!
(С. В. Михалков «Песенка друзей»)
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзинку, картонку
И маленькую собачонку.
(С. Я. Маршак «Багаж»)
В лесочке, над рекой,
Построена дачка.
На дачке живёт
Небольшая собачка.
(Б. В. Заходер «Собачкины огорчения»)
Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.
(Э. Н. Успенский «Память»)
Считалки
Бежала собака
На четырёх лапах.
Раз-два-три-четыре –
Кого она догоняет –
Того водящим выбирает.
Ты, собака, не лай,
Лучше деток догоняй,
А как догонишь, не зевай,
От них быстрее убегай!
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост провалится,
То собака свалится.
Жизнь слова в названиях произведений литературы
В. Осеева. «Собака яростно лаяла».
И. Токмакова. «Купите собаку».
Р. Сеф. «Кто любит собак».
Л. Толстой. Лев и собачка.
Михаил Зощенко. Умная собака.
С. Я. Маршак. Собака Динго.
Корней Чуковский. Собака Авва ищет рыбака.
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Урок
по русскому языку в 3 б классе.
Учитель
Лазуренко Альфия Линуровна.
Тема урока: Слово.
Наименование УМК:
«Школа России»
Цель:
открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и
практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас
детей.
Задачи:
образовательные:
учить подбирать текстовую информацию с использованием различных источников,
отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;
развивающие:
развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения
с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;
воспитательные:
воспитывать любовь к родному языку, культуру делового общения; уважительное
отношение к мнению, отличному от своего.
Тип урока: обобщающий
урок – проект.
Вид проекта: информационный;
по профилю знаний — предметный; по форме проведения – групповой.
Педагогическая технология:
технология сотрудничества.
Планируемые результаты:
предметные УУД:
формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать
синонимы и антонимы, однокоренные слова;
личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания
осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их
преодолению;
метапредметные
УУД: формирование умения работать по плану,
контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала;
формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе;
взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.
формирование умения
находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для
решения практических задач, осознанно строить речевое высказывание;
Формы работы:
фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник — В.П.Канакина,
В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2018г.
Ход
урока:
I.
Организационный. Создать благоприятный психологический
климат. Настроить на продуктивную работу.
— Добрый
день. Все готовы к уроку? Но обычного урока не будет. Сегодня мы с вами
создадим проект.
— Прочитайте высказывание
на слайде. (Слайд 2)
— Как вы его понимаете?
II.
Мотивация. Создать условия для включения в учебную деятельность.
— Нам надо
определить тему урока.
В этом нам поможет
стихотворение А.Барто «Сильное кино». (читает Амелия)
— Ребята, все ли было
понятно вам в стихотворении?
— Почему девочка ничего
не поняла? А вы встречали с этим в жизни?
— Что такое слово?
— С чем будем работать?
(со словом)
Тема проекта – рассказ о
слове.
III.
Подготовительный этап. Подвести к определению темы урока, цели и задач.
Предпроектная подготовка
— так какая цель нашего
урока?
— какую задачу поставим
перед собой?
— как надо работать в
группе?
— Определим слово с
помощью рисунков: свеча, солнце, электрическая лампочка .
-Что между ними общего?
(Слайд 4) (Все они дают свет).
— О каком слове будем
говорить?
— Правильно,
будем говорить о СЛОВЕ.
IV.
Работа по теме проекта. Создание продукта. Собрать информацию о слове свет.
= На доске у нас книжка ,
а в ней кармашки с заданими. Это и будет нашим планом работы.
1. Фонетический состав
слова.
2. Лексическое значение
слова.
3. Часть речи.
4. Однокоренные слова.
5. Синонимы. Антонимы,
Фразеологизмы.
6. Словосочетания.
Предложения.
7. Пословицы. Загадки.
Работа в группах.
1. —На столах у
вас лежат карточки. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.
Проверка.
(Слайд 5)
(В группе выбирают лучшую
работу и выставляют в кармашек проекта).
— Ребята, не будет ли
ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой
солнцем») (Слайд 6)
(Предположения детей о
картинке)
— Как можно точно
узнать лексическое значение слова?
2. Работа с Толковым
словарём.
свет
1. Лучистая
энергия, делающая окружающий мир видимым.
2. Источник
освещения, освещённое место.
3. Восход солнца,
рассвет.
4. Сияние, свет,
внутренняя озарённость. (Переносное значение)
свет
1. Мир, вселенная;
земной шар вместе со всем существующим на нём.
2. Общественная
среда, общество.
— Что подсказывает
словарь?
— Прочитайте их значения.
— Каким является первое
слова свет?
— Какие это слова по
отношению друг к другу?
— Стоит ли оставлять
последний рисунок? (Нет, его надо убрать. У него другое лексическое значение)
3. Часть речи. Карточка
№3
— Какой частью речи является
слово свет?
На карточке № 3
подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)
( Карточку с ответами
каждая группа вставляет в кармашек проекта).
4. Однокоренные слова.
Карточка №4 синие листочки
— Посоветуйтесь и
запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.
Проверка.
Дети из каждой группы читают по одному слову. (Слайд
Работа с текстом на
слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе
Салтане…» (Слайд 9)
— Из какой сказки
отрывок? Кто автор?
— Нет ли здесь нужных нам
слов?
— Что такое светлица?
V. Физминутка.
( под песню «Солнышко лучистое» дети выполняют движения.)
VI. Продолжение
работы над проектом по плану. Создание продукта.
5. Синонимы.
Антонимы. Фразеологизмы. Карточка № 5.
(на столах в каждой
группе лежат словари синонимов и антонимов, фразеологизмов).
Работа по группам с
разными словарями: 1 ,2 группы – со словарём синонимов, 3,4 – со словарём
антонимов, 5 – со словарём фразеологизмом. Проверка. (Каждая группа
зачитывает найденные в словарях синонимы, антонимы и вставляет в кармашки
проекта).
— Что значит ни свет,
ни заря? От кого слышали такое выражение?
6. Словосочетания.
-Слово свет, как и любое
другое имя существительное, дружит с именами прилагательными. Составьте
словосочетания. Карточка № 6.
(Самостоятельная работа.
Проверка. Карточки вставляются в кармашек проекта).
— Это было легко? Что
надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?
7. Работа с пословицами.
— Такое замечательное
слово не могло не попасть в пословицы. Дома вы должны были найти пословицы со
словом свет. Назовите мне пословицы.
— запишите понравившуюся
пословицу на листочек и вставьте в кармашек.
V
Защита проекта. Подвести итоги деятельности.
(Ученики от каждой
группы у доски подводят итог по проделанной работе, рассказывают все что узнали
о слове. Ребята помогают с места).
— Выполни ли мы задачу
урока?
— Достаточно ли полно
изложен материал?
— Поможет это сообщение
запомнить сведения о слове?
VI
Рефлексия. Соотносить цели урока и его результат.
— Что узнали сегодня
нового?
— Что для вас было
самым трудным?
Как работали сегодня:
спустя рукава или засучив рукава?
Д/з
Создать свой проект на любое слово.