Проект рассказ о слове деревня

Государственное автономное профессиональное общеобразовательное учреждение новосибирской области черепановский педагогический колледж учебный проект по русскому языку на тему: рассказ о

Государственное
автономное профессиональное общеобразовательное учреждение Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»

Учебный
проект по русскому языку
на тему:
 « Рассказ о слове. Солнце»

2019год

Содержание:

Введение

      I.           
Методика выполнения                                     
4

  II.           
Основная часть                                           

 Рассказ о слове «Солнце»                                         5

         Заключение

         Библиография

Введение

Язык – средство общения. Чтобы общаться,
нам нужно называть то, о чём мы говорим. А чтобы называть что-то, нужны слова.
Сколько прекрасных слов в русском языке! Слова дают имена всему, что есть в
мире: предметам, явлениям, действиям, состояниям, признакам. Мы так привыкли к
словам…  Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём, а то и поругиваемся.
Язык нам нужен, как воздух.  Но как часто мы замечаем за собой и своими
одноклассниками, что нужное слово подчас подобрать не так-то просто! Мы
постоянно сталкиваемся со многими проблемами: не знаем точного значения слова,
не можем избежать повторов в речи, подобрать однокоренные слова для проверки
орфограмм корня слова…   И когда на уроках русского языка мы познакомились с
разными словарями, то решили создать проект «Рассказ о слове» для того, чтобы
обогатить нашу речь и впредь не делать ошибок.

   Цель:
подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить
словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

 Задачи:
понаблюдать над употреблением слова в пословицах, загадках, поэтических
строках; проиллюстрировать свою страничку. 

Гипотеза: Каждое
слово интересно, поэтому решили выполнить проект индивидуально, чтобы получить
как можно больше знаний.

Методика
выполнения проекта:

Возможные виды проекта:

·       Презентация

·       Письменная
работа (сообщение)

Так что же из себя представляет проект
«Рассказ о слове»? Какие моменты он должен учитывать, какие разделы
содержать? В 3 классе рассказ о слове учитывает, то как дети освоили изученный
ранее учебный материал.

Как составить рассказ о слове в 3
классе план:

·       
Орфография или правописание слова

·       
Лексическое значение

·       
Однокоренные слова

·       
Синонимы

·       
Антонимы

·       
Фразеологизм

·       
Сочетаемость слова

·       
Пословица

·       
Загадка

·       
Предложение с этим словом

Не обязательно все пункты должны входить в
ваш проект, вы можете добавить что- то интересное от себя. Работа над таким
проектом подразумевает поиск материалов в различных словарях.

Для создания проекта широко используется
фольклор русского народа. Это загадки, пословицы, поговорки. Можно поработать и
с произведениями классиков: найти предложения, где автор использует данное
слово. Привлечение живописи в проект поможет воссоздать общую картину природы
исследуемого слова.

Основная
часть.Слово «Солнце»

1 слайд.-

2 слайд. Солнце: произносим [сонце]   Пишем-
солнце.

3 слайд. Лексическое
значение слова: Солнце-это центральное небесное светило нашей планетной
системы, представляющее собою гигантский раскалённый шар, излучающий свет и
тепло. Земля вращается вокруг солнца.

4 слайд. Однокоренные слова: Солнце,
солнышко, солнечный, солнцепёк, солнцестояние, cолнцеворот .

5 слайд. Cинонимы. Cолнце – светило, свет,тепло,
звезда.

6 слайд. Антонимы. Солнце – мрак; солнце
–тьма.

 Фразеологизм. Место под солнцем (право на
жизнь, на существование).

7 слайд. Сочетаемость слова: Яркое,
жаркое, жёлтое, раскалённое (солнце)

8 слайд. Пословицы :Солнце не закроешь, а
правду не скроешь.

                                     Солнце
пригреет — все поспеет.

                                     Худо
лето, коли солнца нету.

                                     На
солнышко не гляди: ослепнешь.

9 слайд.  Загадки: Что выше леса,
                                Краше света,
                                Без огня горит? (Солнце)

Над рекой остановился
Шар воздушный, золотой.
А потом за лесом скрылся,
Покачавшись над водой.(Солнце)

10 слайд. Предложения: Тучка прячется за
лес
                                          Смотрит солнышко с небес.
                                          И такое чистое,
                                          Доброе, лучистое.
                                           Если б мы его достали,
                                           Мы б его расцеловали.
                                                                                  Г.Бойко

Заключение:

Работать над проектом было интересно. В
результате работы над проектом я поняла , что о каждом слове русского языка в
различных источниках можно найти интересную информацию. Эту работу можно
проводить с детьми постоянно. Надеюсь, что с помощью такой работы проблемы с орфографическими
и  речевыми  ошибками будут разрешаться с помощью словарей.

Библиография:

https://yandex.ru/images

http://kopilka13.blogspot.com/2018/10/blog-post_93.html?m=1

https://folkmir.ru/poslovitsy-i-pogovorki-o-solntse

https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-solnce/

https://alegri.ru/deti/sovety-dlja-mam/semeinaja-biblioteka/stihi-o-solnce-dlja-detei.html

Тематика: 

 Начальная школа

Тематика: 

 Русский язык

Автор работы: 

 Нечай Арсений Евгеньевич

Руководитель проекта: 

 Исаева Саида Исаевна

Класс: 

 3

В процессе исследовательского проекта по русскому языку
«Рассказ о слове»
 учащимся 3 класса начальной школы была
поставлена цель проанализировать слово собака с точки зрения
русского языка, создать словарную статью о слове собака. Автор
предполагает, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор,
обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие
способности.

Подробнее о проекте:


В индивидуальном исследовательском проекте по русскому языку «Рассказ о
слове» ученик 3 класса школы разбирает слово «собака» и
доказывает, что изучение этимологии слов позволяет обогатить кругозор,
расширить словарный запас, любознательность и развить свои творческие
способности. Арсений в своей работе напоминает нам, насколько собака — верный
друг и помощник человека.

В практической части исследовательской работы по русскому языку
«Рассказ о слове собака» обучающийся 3 класса проводит анкетирование
по данной теме среди начальных классов школы и узнаёт их мнение для более
конструктивного вывода. Автор в своем проекте старается показать читателям, что
изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому
слову.

Учебный проект по русскому языку на тему «Рассказ о
слове» направлен на раскрытие таких тем в 3 классе, как:

·        
Наблюдение за жизнью слова «собака» в русском
языке;

·        
Изучение дополнительной литературы, словарей, энциклопедий о
слове;

·        
Обогащение и расширение словарного запаса.

Оглавление

Введение

1.    Собака
– верный друг и помощник человека

2.    История
происхождения слова, его строение и значение

3.    Родственные
слова

4.    Друзья
– синонимы

5.    Фразеологические
обороты

6.    Сочетаемость
слова

7.    Жизнь
слова в русском фольклоре

Заключение
Список литературы
Приложение

Введение


Эта тема мною выбрана не случайно. Мы с первого класса работаем над различными
проектами: учебными и внеурочными. В каждом проекте большую часть занимают
слова: большие и маленькие, простые и сложные, весёлые и грустные, добрые и
злые. И как говорил Лев Николаевич Толстой: «Слово – дело великое».

Наверняка нет на свете человека, который не задумывался бы
когда-нибудь над тем, почему всё вокруг именно так называется. Как рождаются
слова? Когда и кем создаются?

А нужно ли искать ответ на эти вопросы? Конечно, нужно! Как гласит
народная мудрость: «Если не знаешь имён, то пропадёт и знание вещей».
Чтобы хорошо понять прочитанное и увиденное, чтобы речь была красивой и
выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять словарный
запас.

Актуальность проведения данной исследовательской работы
состоит в том, что изучение этимологии слова позволяет развивать речь,
пробуждает интерес к живому слову.

Гипотеза:
Предположим, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор,
обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие
возможности.

Предмет исследования: слово «собака».

Цель исследования: проанализировать слово «собака» с
точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове «собака».

Задачи исследования:

1.    Проследить
за жизнью слова в языке.

2.    Изучить
дополнительную литературу, словари, энциклопедию о слове «собака».

3.    Учиться
подбирать текстовую информацию, анализировать её, выделять главное.

4.    Создать
красочные странички исследуемого слова.

5.    Провести
анкетирование среди 2-х, 3-х и 4-х классов по теме, узнать их мнение по данному
вопросу.

6.    Проанализировать
полученные результаты, сделать выводы.

1. Собака – верный друг и помощник человека

2020 год – год особенный. Наша страна 9 мая будет отмечать
75-летие Победы над фашистами. Мы много говорим о том, сколько сил в Победу
вложили наши прабабушки и прадедушки. Но забываем, что в годы Великой
Отечественной войны в армию было призвано около 68 тысяч собак, которые
полноценно помогали людям в борьбе с противником.


Собаки доставляли боевые донесения, тянули километры проводов, разминировали
города, вывозили с поля боя тяжелораненых бойцов. Оказывали помощь и на поле
боя, подползая с медицинской сумкой к раненому. Грели людей в морозы, везли на
специальных санях-волокушах в госпиталь и многое другое.

Тысячи лет рядом с нами живет собака — верный друг и помощник
человека. Она охраняет стада овец и коров, разыскивает преступников,
обнаруживает наркотики, помогает охотникам выслеживать и отстреливать дичь,
стережет государственную границу, водит по улицам потерявших зрение людей,
служит физиологам, биологам и космонавтам, играет с детьми — всего не
перечислишь.

Человек оценил в собаке ее неприхотливость, выносливость, быстрый
бег, острое обоняние, отличный слух; полюбил её за исключительную привязанность
к нему, готовность пожертвовать своей жизнью во имя человека. И собака стала
самым преданным человеку животным, его лучшим четвероногим другом.

Таким образом, я выбрал данное слово для своего исследования и
решил проследить за жизнью слова в русском языке по плану.

2. Жизнь слова в языке

2.1 История происхождения слова, его строение и значение

Слово «собака» — не русское. Считается, что оно попало в
русский язык из языка скифов и звучало «сбака» или «збака».
Обозначало оно всё ту же собаку. В старорусском языке существовало слово «пёс».

Своё название собака получила от древнего корня соб 
(местоимение «себя, собою»), родственное корню собственный,
— «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину». Собака – соб =
«существо», «собственность».

В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова «собака»
определяется как:

1.    Домашнее
животное семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки.

2.    перен. О
злом, грубом человеке (разг.)

3.    Знаток,
ловкий в каком-нибудь деле человек (просторечное)

4.    В
некоторых сочетаниях: название хищных млекопитающих семейства псовых. Дикая
собака динго. Енотовидная собака
.

В большом толковом словаре живого великорусского языка Владимира
Ивановича Даля даётся следующее толкование слова «собака»:

Собака – пёс, сторожек, домашнее животное; в обширном значении «пёс»
— название родовое, собака, волк, лиса и прочие виды этого рода. Завладев
собакой и приурочив ко всем климатам и потребностям своим, человек развёл
множество пород её: овчарка, дворняжка, бульдог гончая и прочие.
Диких, кроме одичалых, собак нет; думают, что это помесь разных пёсьих
видов. Лесовая, зверовая, промышленная собака, сибирская порода
местных дворняжек, приучаемых к поиску, облайке, выставке, гону и поимке дичи,
на все угоды: они косматы, зубасты, чутки, уши вилами, берут и в одиночку
всякого зверя, но до людей кротки. Собака, которая не лает – молчан. Самец –
кобель; самка – собачиха; детёныш — кутя, кутёнок, щеня, щенок.

Что же такое собака? Новый иллюстрированный энциклопедический
словарь Рыгора Ивановича Бородулина поясняет слово так: собака – домашняя,
млекопитающее рода волков. Одно из древнейших домашних животных (одомашнена,
очевидно, 15 – 10 тыс. лет назад). Около 400 пород, которые делятся на 4
группы: охотничьи, служебные, спортивно-служебные, декоративные или комнатные.
Собаки, особенно охотничьи, обладают острым зрением и тонким обонянием
(чутьём). Собаки очень привязаны к человеку, как правило, послушны и легко
поддаются дрессировке. Живут 10-12 лет, редко дольше. Наука о собаках –
кинология.

Таким образом, слово «собака» имеет несколько лексических
значений.

2.2 Родственные слова

Нахожу слова со схожим значением и общим корнем, т.е. родственные
слова. Это необходимо, чтобы избежать ошибок при письме. Все мы знаем с первого
класса, что подбирать родственные слова необходимо для проверки различных
орфограмм.

·        
собака

·        
собачКа

·        
собачОНКа

·        
собачНИК

·        
собачЕЙ

·        
собачИЙ

·        
собакОВОД

·        
собакОВОДСТВО

2.3 Друзья — синонимы

Чтобы придать большую эмоциональность, выразительность, в русском
языке используют синонимы. Также их используют для замены часто повторяющихся
слов, чтобы избежать однообразия в звучании речи. Какими же словами можно
заменить слово «собака»? Я нашёл в словаре следующие синонимы:

·        
пёс шавка дворняжка

·        
барбос псина четвероногий

·        
бобик тузик пустолайка

·        
моська шарик ищейка

2.4 Фразеологические обороты

Вернуться
к просмотру

РЕКЛАМА


Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую
историю своего формирования он претерпел множество изменений и напитался
различными словарными оборотами, которые помогают сделать разговор более чётким
и понятным или наоборот, образным и извилистым, а предложения изящными. Одними
из таких словарных оборотов в предложениях считаются фразеологические обороты.
С исследуемым словом я нашёл много фразеологизмов (см. Приложение 2).

Очень интересно находить значения тех или иных фразеологизмов,
применять их в разговоре, несмотря на то, что многие слова русского языка давно
устарели и потеряли истинный смысл.

2.5 Сочетаемость слова

Однако при построении фраз надо ориентироваться не только на
значение слов, но и на их лексическую сочетаемость. Ведь слова не всегда могут
употребляться друг с другом. Вот с какими словами может сочетаться слово «собака»:

·        
добрая послушная лохматая

·        
злая служебная охотничья

·        
преданная сторожевая прирученная

7. Жизнь слова в русском фольклоре

Немало лет прошло с тех пор, как предок домашней собаки – дикий
волк – пришёл к человеку, да и остался с ним.

Собака стала надёжным другом человека. Она всегда находилась
рядом, поэтому быстро завоевала расположение людей. И в речи народа стали
появляться пословицы и поговорки, связанные с ней (см. Приложение
3).Тщательно собранные в течение веков нашими предками пословицы, делают нашу
речь более насыщенной, красивой.

Жизнь человека и окружающую действительность отражают и загадки. С
помощью загадок мы учимся рассматривать слово как живое и многогранное речевое
средство. Слово «собака» не исключение. Немало загадок придумывали люди,
отгадкой которых было слово «собака» (см. Приложение 4).

Таким образом, с древнейших времён пословицы и поговорки, загадки,
а также сказки, стихи являются «окошком» в окружающий мир, открывая
взаимосвязь всего сущего, учат видеть мир необычным, удивительным, наделённым
душой, чувствующим, говорящим с человеком. Они вводят нас в мир художественных
образов, знакомят нас с выразительными средствами языка.

Заключение

В результате исследования слова я узнал много нового и интересного
о слове «собака». Знать историю слова, о его жизни должен знать каждый
человек. Только тогда он может грамотно им пользоваться.

Узнать об истории происхождения слова мне помогли две науки:
этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о
значении и происхождении устойчивых выражений).

Я прочитал немало сказок, произведений поэтов и писателей. В
результате у меня получилась интересная энциклопедическая статья о слове «собака».

А что знают о слове другие ученики? Я решил это выяснить и провёл
анкетирование 2а, 3г, 4г классов. В анкетировании приняло участие 70 человек и
получил следующие результаты:

1.    Сколько
значений слова «собака» ты знаешь? Запиши. Одно – 70%, два – 23%, три –
3%, не знаю – 4%.

2.    Подбери
однокоренные слова к слову «собака». Да – 34%, нет – 54%, не знаю – 12%.

3.    Знаешь
ли ты со словом «собака»:

·        
Фразеологизмы – 27%.

·        
Пословицы – 50%.

·        
Загадки – 20%.

·        
Стихи – 63%.

·        
Сказки – 28%.

·        
Названия произведений – 19%.

4. Часто ли ты употребляешь слово «собака» в своей речи?
Часто – 36%, редко – 12%, не знаю – 52%.

Мой проект «Рассказ о слове» имел важное практическое
значение. Я и классный руководитель давали различные творческие задания по
русскому языку в 3 классе начальной школы. На уроке русского языка при
закреплении материала применял карточки, в заданиях используя исследуемое слово
(см. Приложение 5). На внеклассное чтение принесли русские народные сказки,
стихи различных поэтов, в которых упоминалось о собаках (см. Приложение 6,7).
Попробовали сочинить считалку со словом собака (см. Приложение 8). Учились составлять
синквейн, вспоминали названия литературных произведений, в которых есть
исследуемое слово (см. Приложение 9).

Когда вся информация о слове «собака» была собрана, то
решил написать статью с данным словом. Я создал красочные странички: нарисовал
собаку, оформил найденную информацию в соответствии со схемой (см. Приложение
1).

Хочу сказать, что выбирать из словарей, справочников,
энциклопедий, художественной литературы, сети Интернет и оформлять только
нужную информацию это не так-то просто. И у меня это получилось (см. Приложение
10).

Вывод: Данная работа, на мой взгляд, интересна и
актуальна. Изучение этимологии любого слова позволит расширить кругозор,
обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие
возможности.

Список литературы:

1.    Баско
Н.В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? (1-4 классы). –
М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 184 с.

2.    Гуркова
И.В. Морфемно-словообразовательный словарь. Как растёт слово? (1-4 классы). –
М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 192 с.

3.    Даль
В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.3. – М.: Русский
язык, 1998. – 869 с.

4.    Зотова
С.В. Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно? (1-4 классы) – М.:
АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 208 с.

5.    Иллюстрированный
энциклопедический словарь/ Редкол.: Р.И. Бородулин и др. – М.: Большая рос.
Энцикл.: Изд.дом «Экон.газ.», 1995. – 892 с.

6.    Канакина
В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1/
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»

3 класс

Наименование УМК: «Школа России»

Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас детей.

Задачи:

образовательные: учить подбирать текстовую информацию с использованием различных источников, отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;

развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего.

Тип урока: обобщающий урок – проект.

Вид проекта: информационный; по профилю знаний — предметный; по форме проведения — групповой; по продолжительности – краткосрочный.

Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова;

личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

метапредметные УУД: формирование умения находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для решения практических задач, осознанно строить речевое высказывание; формирование умения работать по плану, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник — В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.

I Оргмомент.

Наши уважаемые гости и вы, ребята, пришли сегодня на урок русского языка. Но обычного урока не будет. Мы сделаем шаг вперёд. Вы понимаете, о чём я говорю?

( Проект – шаг вперёд).

— Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 2)

— Как вы его понимаете?

II Мотивация.

Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».

— Почему девочка ничего не поняла?

— Что такое слово?

— С чем будем работать?

Тема проекта – рассказ о слове.

(Выставляется книжка с названием проекта)

III Предпроектная подготовка

Цель: … рассказ о слове. (Слайд 3)

Задачи:

вспомнить ….

найти …

работать …

— Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка, фонарь. Что между ними общего? (Слайд 4)

— Речь пойдёт о слове свет.

IV Работа над проектом по плану. Создание продукта.

(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)

1. Фонетический состав слова.

2. Лексическое значение слова.

3. Часть речи.

4. Однокоренные слова.

5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.

6. Словосочетания. Предложения.

7. Пословицы. Загадки.

Работа в группах.

1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.

Проверка. (Слайд 5)

— Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)

Гипотезы.

— Как можно точно узнать лексическое значение слова?

2. Работа с Толковым словарём.

свет

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

2. Источник освещения, освещённое место.

3. Восход солнца, рассвет.

4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. (Переносное значение)

свет

1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.

2. Общественная среда, общество.

— Что подсказывает словарь?

— Прочитайте их значения.

— Каким является первое слова свет?

— Какие это слова по отношению друг к другу?

— Стоит ли оставлять последний рисунок?

3. Часть речи.

— Какой частью речи является слово свет?

На карточке № 3 подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)

4. Однокоренные слова.

— Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.

Проверка. Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая карточки с повторяющимися словами. (Слайд 8)

Работа с текстом на слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (Слайд 9)

— Из какой сказки отрывок? Кто автор?

— Нет ли здесь нужных нам слов?

— Что такое светлица?

Светлица, светёлка – устаревшие слова, которые можно найти в Словаре устаревших слов. Устаревшей формой считается и ласковое обращение со словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.

5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.

Карточка № 5.

Работа по группам с разными словарями: 1 группа – со словарём синонимов, 2 – со словарём антонимов, 3 – со словарём фразеологизмом. Проверка.

— Что значит ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?

6. Словосочетания.

-Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами прилагательными. Составьте словосочетания. Карточка № 6.

Самостоятельная работа. Проверка.

— Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?

Работа с предложениями.

Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова – писателей. Прочитайте их и выпишите словосочетания. (Слайд 10)

Проверка. (Слайд 11)

— Прочитайте, что выписали.

— Где пригодится знание таких прилагательных?

7. Работа с пословицами.

— Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.

Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Слайд 12)

Проверка. (Слайд 13)

V Защита проекта.

Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.

— Справилась ученица со своей задачей?

— Достаточно ли полно изложен материал?

— Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?

VI Рефлексия.

— Удалось узнать что-то новое?

— Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи помогли?

Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?

Д/з Подобрать несколько загадок с ответом свет или сочинить свою.

(Слайд 14)

Пословица говорит: Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим светом сияет всегда.

                                    Самоанализ
урока

Предмет:  
русский язык

Класс:      
3

Дата проведения:  
23 октября  2017г.

Учитель:  
Вороная Светлана Арсентьевна

   По списку в
классе, в котором проводился урок — 19 обучающихся.  По болезни отсутствует 1.
Класс средних способностей.

Задача деятельности учителя: создать
условия для организации и проведения проектной деятельности.

Тип
урока:
контроль и коррекция знаний.

Форма
проведения урока: урок — проект

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся
подбирать из разных источников информацию о слове и
его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в ее
презентации.

Метапредметные (критерии
сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные:
активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и
познавательных задач; владеть логическими операциями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения; использовать знаково-символические средства представления
информации, различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации.

Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск ее
достижения, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, излагать и
аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные:
владеют навыками конструктивного сотрудничества со
взрослыми и сверстниками, проявляют познавательный интерес к изучению
предметного курса.

     Урок по
русскому языку я строила в соответствии с требованиями ФГОС, опираясь на
принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала
частично-поисковый, наглядно-образный, объяснительно-иллюстративный метод. При
подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные
особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный подход,
были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Материал урока
опирается на знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках,т.к. урок
яв-ся  заключительным  по теме «Слово в языке и речи» .

   Формы работы на
уроке: фронтальная на этапе актуализации знаний; в группах  на этапе
систематизации и обобщения имеющихся знаний; индивидуальная на этапе применения
учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях; групповая на этапе
творческой работы.       Организационный момент включал в себя релаксацию на
создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу.
Актуализация опорных знаний представлена в виде работы-инструктажа по
технологической карте проекта , таким образом, проверила, насколько хорошо дети
усвоили материал предыдущего урока, чтобы логически перейти к следующему этапу
урока. Каждая группа выполняла своё учебное задание , которое для всех имело
общее название «Слово», но материал для исследования был разный.

    Дети активно
отвечали на вопросы. Опираясь на свои знания и ,исходя из выводов,
самостоятельно сформулировали тему и цель урока. На всех этапах ученики были
вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям нужно было
не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения
уже известного задания. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой,
чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и
подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал
на организацию посильного поиска и применению его в новых условиях. Для каждого
ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению
мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Проведение
физминуток  в виде настроя на урок способствовало предотвращению у учащихся усталости.
При творческой работе в группах учащиеся познакомились с новым видом оформления
своей  деятельности – лэпбук .

   Урок я
старалась вести таким образом, чтобы мои ученики были активными участниками
учебного процесса. Способствовала тому, чтобы на уроке царила доброжелательная,
теплая атмосфера. Прослеживалась смена видов деятельности, что позволили
сделать мне урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для
активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.

  Все этапы
взаимосвязаны.  Весь урок способствует формированию толерантной позиции
личности, анализируются такие нравственные понятия, как доброта, дружба,
вежливость.  Прослеживалась метапредметность.

   Считаю , что
урок цели достиг.

Доброе утро!

В Петербурге умерла актриса Нина Ургант, ей было 92 года. В остальном так:

  • Минюст России объявил «иностранными агентами» четырех журналистов Idel.Реалии и организацию по защите прав призывников.
  • Прокуратура требует увеличить срок главе карельского “Мемориала” Юрию Дмитриеву – с 13 лет до 15.
  • В Беларуси признаны «экстремистскими» соцсети Радио Свобода.
  • Путин и Байден проведут переговоры по видеосвязи в связи с концентрированием российских войск у границ Украины.

«Иностранные агенты» и другие неугодные

  • Как всегда по пятницам, Минюст России дополнил реестр «иностранных агентов» – на этот раз в него добавили четырех журналистов Idel.Реалии (это татаро-башкирская служба Радио Свобода) и ассоциацию «Гражданин.Армия.Право», которая занимается защитой прав призывников и военнослужащих. Уже объявленное «иностранным агентом» издание «Первое антикоррупционное СМИ» (ПАСМИ) оштрафовали на 500 тысяч рублей за отсутствие маркировки, а его главреда – на 50 тысяч за то же самое.
  • В Петрозаводском горсуде, где рассматривается апелляция на приговор главе карельского «Мемориала» Юрию Дмитриеву, прокурор попросил на два года увеличить срок, к которому приговорен краевед, с 13 до 15 лет. Защита и коллеги Юрия Дмитриева называют дело сфабрикованным. Ликвидированное сейчас издание “Проект” называло заказчика уголовного преследования Дмитриева – это фээсбэшник Анатолий Серышев, сейчас он работает помощником Путина, а ранее был главой ФСБ Карелии.
  • ФСБ возбудила уголовное дело в отношении Дарьи Полюдовой и еще пяти активистов «Левого сопротивления». Их обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в нем. Сейчас Полюдова отбывает шестилетний срок по обвинению в «оправдании терроризма». До этого ее сажали за “призывы к нарушению территориальной целостности России”.
  • Суд в Кирове взыскал с активиста Михаила Семенова 340 тысяч рублей за работу силовиков на акции в поддержку Навального 31 января (Семенов был признан организатором этой акции).
  • В Ростове-на-Дону прошли обыски у родственников главреда издания “Голос” Игоря Хорошилова. Они связаны с уголовным делом в отношении журналиста-расследователя Сергея Резника, который с 2019 года не живет в России, но продолжает публиковать расследования в своем блоге. Силовики пытаются выяснить, откуда он получает информацию.
  • Журналистка Радио Свобода и ведущая телеграм‑канала “ФемВремя” Карина Меркурьева рассказала об угрозах и публикации своих личных данных в соцсетях. Ранее такие же угрозы поступали другой фем-активистке, Дарье Серенко.
  • Суд в Москве оштрафовал рэпера Элджея на сто тысяч рублей за “пропаганду наркотиков” в интернете.
  • Суд в Москве продлил до 7 марта арест ректору «Шанинки» Сергею Зуеву. Заседание несколько раз прерывали, потому что Зуеву вызывали «скорую», когда у него подскакивало давление. Незадолго до помещения в СИЗО Зуев перенес третью за год операцию на сердце.
  • Неонацисту Тесаку (Максиму Марцинкевичу) посмертно предъявлены обвинения в трех убийствах.
  • Интерпол отказал России в объявлении в розыск чеченского оппозиционного блогера Тумсо Абдурахманова – того самого, которого пытались убить в Швеции по заказу властей Чечни. В России против Абдурахманова возбуждено уголовное дело по статье о публичном призыве к экстремистской деятельности. Вот разговор с ним.

Новости рунета

Пользователи МТС, “Ростелекома” и других российских провайдеров сообщили о блокировке сети Tor. Проект GlobalCheck, который занимается мониторингом российской системы интернет-блокировок, пишет, что Tor блокируют с помощью оборудования, предназначенного для изоляции рунета.

Соцсеть «ВКонтакте» перешла под контроль близкого друга Путина Юрия Ковальчука, а пост гендиректора VK перешел от сына гендиректора ВГТРК Добродеева к сыну первого замглавы администрации президента Кириенко. Зачем Кремлю «ВКонтакте», здесь объясняют экономисты Сергей Алексашенко и Владислав Иноземцев и политолог Мария Снеговая (спойлер: чтобы встроить соцсеть в кремлевскую пропагандистскую машину).

По данным агентства Bloomberg, дело основателя Group-IB Ильи Сачкова, которого обвиняют в госизмене, связано с передачей США информации о российских хакерах, причастных к взломам перед американскими президентскими выборами 2016 года (речь идет о группировке Fancy Bear, которую связывают с российской военной разведкой). Тем временем в Москве по делу о госизмене арестован некий Кирилл Суслов 1987 года рождения – в чем его обвиняют, неизвестно, потому что материалы дела засекречены.

Вокруг Украины

В пятницу выяснилось, что Лавров и Блинкен договорились в Стокгольме о переговорах между Путиным и Байденом: они пройдут по видеосвязи, предположительно, 7 декабря. Политолог Федор Крашенинников говорит, что сам факт проведения такой встречи для Путина уже успех (ему почему-то крайне важно быть «успешным переговорщиком», без которого ни одна проблема в мире не решается – пусть даже он сам эти проблемы и создает). По мнению политологов Андрея Колесникова и Александры Филиппенко, ни к каким реальным результатам эта встреча не приведет, но ее следует приветствовать просто потому, что дальше ухудшать отношения между Россией и США уже некуда. Реальной целью военных маневров Путина у границ Украины все трое считают дестабилизацию обстановки в этой стране. (Например: в пятницу бывший глава офиса Зеленского Андрей Богдан обвинил украинские спецслужбы и «Вовчика» в попытке взлома его телеграма – чем больше будет подобных новостей из Киева, тем лучше для Путина.)

Джо Байден, со своей стороны, анонсировал инициативы, направленные на поддержку Киева.

«Медуза» выяснила, кого ФСБ обвиняет в диверсионно-подрывной деятельности в интересах Украины: это 23-летний специалист по кофе из Киева и семья из села Перепельники Тернопольской области – отец, сын и мать, работавшая школьной учительницей.

В Беларуси

Минский городской суд приговорил мать пятерых детей Ольгу Золотарь к четырем годам колонии общего режима по обвинению в создании «экстремистских формирований» (имеются в виду дворовые чаты). Золотарь находится в неволе с 18 марта. Кроме того, соцсети белорусской службы Радио Свобода признаны «экстремистскими материалами», а концерты к Международному дню памяти жертв Холокоста, которые должны были пройти в Минске, отменены по жалобе гражданина Ивана Никифорова, в которой тот утверждает, что средства от этих концертов «идут на поддержку оппозиционных организаций (например, гродненский хоспис)».

Русская служба «Би-би-си» проследила за судьбой белорусов, которых задерживают в России по делам, связанным с протестами: с августа 2020 года было арестовано по меньшей мере 20 человек. Официально Россия экстрадировала только чемпиона мира по кикбоксингу Алексея Кудина (в Минске его заставили извиниться под запись и посадили на 2,5 года), но многих доставляют домой бандитскими способами, а остальных по полгода держат в российских СИЗО.

Вокруг света

ОЗХО приняла документ, открывающий дорогу к запрету использования в правоохранительных целях «химикатов в аэрозольной форме, воздействующих на центральную нервную систему». Россия активно этому сопротивлялась: шаги по запрещению таких веществ ОЗХО стала предпринимать после штурма театрального центра на Дубровке, когда газ на основе фентанила стал причиной гибели более ста заложников. Вот подробности.

Афганские талибы выпустили указ о правах женщин: их нельзя принуждать к замужеству, а также расплачиваться ими за мирную сделку или отдавать в качестве компенсации за прекращение кровной вражды. Это все. О праве на работу и образование там ни слова.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро пятницы, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 32 930. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 736 тысяч; официальное число жертв достигло к утру пятницы 278 857 человек (+1217 за сутки). Эти данные сильно расходятся с цифрами Росстата: по подсчетам ведомства, в октябре в России умерли 74 893 пациента с COVID-19, общая смертность в октябре 2021 года выросла на 20,3% по сравнению с октябрем 2020-го, за весь период пандемии от ковида умерли более 460 тысяч россиян.

Депутатам от «Единой России» раздали методички о том, как спорить с противниками вакцинации. Там много аргументов, в том числе такой: при Сталине вас бы расстреляли, при Хрущеве посадили, а при Брежневе отправили бы в психушку.

Появились первые свидетельства того, что штамм «омикрон» обходит естественный иммунитет, возникший у переболевших. Сколько еще будет этих мутаций коронавируса, здесь рассказывает генетик Дмитрий Прусс.

Financial Times утверждает, что главным бенефициаром пандемии стала фармацевтическая компания Pfizer. ВОЗ и бедные страны обвиняют фармгиганта в бесчеловечности и аморальной жажде наживы.

Ссылки для чтения

  • (Не)польские писатели. К дню рождения Джозефа Конрада – эссе Виктора Лапшина о его жизни и книгах. Или рассказ о виленском кружке филоматов, из которого в начале XIX века родилась – ни много, ни мало – новая польская культура.
  • (Не)советские литературные легенды. Монолог Виктора Голышева о романе Оруэлла «1984», работе над его переводом и переводе вообще. Или история нью-йоркского ресторана “Русский самовар”, основанного бывшим ленинградцем Романом Капланом и ставшего на некоторое время центром эмигрантской культуры.
  • Мировоззренческое. Беседа с американским биологом Ли Аланом Дугаткиным, который, будучи последователем Петра Кропоткина, пытается показать биологическую обоснованность альтруизма и взаимопомощи. Или фрагмент из книги Марка Юргенсмейера ««Ужас Мой пошлю пред тобою»: религиозное насилие в глобальном масштабе» (изд-во «НЛО»), в котором рассказывается о теракте, совершенном Барухом Гольдштейном в Пещере Патриархов, и о его последствиях для евреев и арабов.
  • Архитектура и дизайн. Отрывок из книги Дмитрия Козлова «Клином красным бей белых» (изд-во ЕУ СПб), посвященной исследованию композиции из круга и клина, которая лежит в основе одноименного плаката Лазаря Лисицкого – о том, как круг и клин задавали тон авангардной архитектуре. Или фрагмент из книги Марии Савостьяновой «Дизайн сегодня» (изд-во «Гаража») – о взаимопроникновении локального и глобального контекстов.
  • Музыка. Беседа с композитором Алексеем Сысоевым, автором музыки к спектаклям Кирилла Серебренникова и лауреатом «Золотой маски». Или отрывок из книги американского композитора-экспериментатора Элвина Люсье «Музыка 109» (Jaromir Hladik press) – Люсье умер 1 декабря.
  • Кровь и почва. Рассказ о том, как археологи искали предков таримских мумий между Алтаем и Скандинавией и, похоже, нашли – с помощью генетиков. Или путеводитель по разным типам почв.

Искренне ваши,
Семь Сорок

  • Проект рассказ о слове 3 класс русский язык лед
  • Проект рассказ о слове 3 класс русский язык примеры осень
  • Проект рассказ о слове 3 класс русский язык примеры дождь
  • Проект рассказ о слове 3 класс русский язык канакина образец
  • Проект рассказ о слове 3 класс русский язык примеры хлеб