Проект рассказ о слове береза русский язык 3 класс с картинками

произносим. записываем. лексическое значение слова: раскалнное небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается земля, а также другие планеты. 2.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.08.59

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.12

 произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Раскалённое небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля, а также другие планеты.

2. Однокоренные слова: солнышко, солнечный.

Синонимы: светило.

Антонимы: —

Фразеологизм: Место под солнцем (право на существование)

4. Сочетаемость слова: яркое, красивое, жаркое, магматическое … (солнце).

5. Пословица. Месяц – серебро, а красное солнышко – золото.

6. Загадка. Доброе, хорошее, на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит.

7. Предложение. С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.28

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Распространенная растительность зелённого цвета.

2. Однокоренные слова: травинка, травушка.

Синонимы: газон.

Антонимы: —

Фразеологизм: Хоть трава не расти. (безразличие)

4. Сочетаемость слова: весенняя, высокая, сочная, первая… (трава).

5. Пословица. Худую траву с поля вон.

6. Загадка. Весной появляется,

А зимой скрывается. Что это?

7. Предложение. Вышла на улицу и пробежалась по зелёной травке.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.43

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Товарищ, названный брат, побратим, но не родственник.

2. Однокоренные слова: дружить, дружба, друзья.

Синонимы: товарищ, приятель.

Антонимы: — враг, недруг.

Фразеологизм: Друг ситный.

4. Сочетаемость слова: лучший, верный, хороший… (друг).

5. Пословица. Без друга – на сердце вьюга.

6. Загадка. На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный… (друг)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.55

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Одно из трёх состояний воды.

2. Холодная, замёрзшая вода.

2. Однокоренные слова: ледяной, ледышка, гололёд.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Лёд тронулся. (дело сдвинулось с мёртвой точки)

4. Сочетаемость слова: крепкий, прозрачный, холодный… (лёд).

5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..

6. Загадка. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

7. Предложение. Над землёй мороз.

Что не тронь – всё лёд. (В. Цой).

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.06

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Сравнительно небольшое крестьянское поселение.

2. Однокоренные слова: деревушка, деревенский.

Синонимы: — село, хутор.

Антонимы: —

Фразеологизм: Потемкинская деревня  ( обман с явной целью приукрасить положение). 

4. Сочетаемость слова: родная, любимая… (деревня).

5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..

6. Загадка. Город царство,

А деревня рай.

7. Предложение. Туристы приехали посмотреть на дивную деревню.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.16

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

одно из четырёх времён года, между весной и осенью, характеризующееся наиболее высокой температурой окружающей среды..

2. Однокоренные слова: летний.

Синонимы: — сезон.

Антонимы: — зима.

Фразеологизм: Бабье лето  ( тёплые, солнечные дни в конце сентября). 

4. Сочетаемость слова: жаркое, весёлое, урожайное… (лето).

5. Пословица. Худо лето, когда солнца нету.

6. Загадка. Солнцем озеро согрето,

Всех зовёт купаться лето.

7. Предложение. Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.47

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Домашнее животное семейства псовых.

2. О злом, грубом человеке.

2. Однокоренные слова: собачка, собачонка, собачий, собаковод.

Синонимы: пёс.

Антонимы: —

Фразеологизм: Собаку съесть (много повидать и испытать). Жить как кошка с собакой (в постоянной вражде).

4. Сочетаемость слова: служебная, дворовая, охотничья, сторожевая… (собака).

5. Пословица. Всякая собака на своём дворе хозяйка. Собака друг человека.

6. Загадка. Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди –

Лучше в дом не заходи.

7. Предложение. Собаку держать – это вовсе не шутка.

Построить собачью ей надобно будку.

Весь день мастерил и – Ура!

Готова собачке моей конура.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.58

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

2. Однокоренные слова: добрый, доброта, добряк.

Синонимы: человечный, душевный, благой.

Антонимы: — зло.

Фразеологизм: По доброте душевной; пользоваться добротой.

4. Сочетаемость слова: вечное, желанное… (добро).

5. Пословица. Учись доброму, так худое на ум не пройдёт.

6. Загадка. Его не видишь, но вид его приятен.

7. Предложение. Самое главное в человеке – это добро и честность.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.11

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Влага, прозрачная бесцветная жидкость, напиток..

2. Однокоренные слова: водица, водичка, водный.

Синонимы: — влага.

Антонимы: — сушу.

Фразеологизм: Быстрая вода (что-то быстро уходит)

4. Сочетаемость слова: сильная, быстрая… (вода).

5. Пословица. На текущую воду замок не повесишь..

6. Загадка. На дворе переполох:

С неба сыпется горох.

7. Предложение. И для людей, и для зверей

Нет ничего воды ценней.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.27

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Название различных пород жвачного парнокопытного животного с ветвистыми рогами.

2. Однокоренные слова: оленёнок, олений, оленьи, оленевод.

Синонимы: — лань, косуля, козуля.

Антонимы: —

Фразеологизм: Благородный как олень. (отличавшийся красотой и изяществом; высоконравственный, честный, мужественный)

4. Сочетаемость слова: благородный, северный, пятнистый, ездовой… (олень).

5. Пословица. От оленя останутся рога, от человека – имя.

6. Загадка. Словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зелёный

Любит снежные луга.

7. Предложение. Моя душа – олень громадный – псов обезумевших

стрехнёт! (В. Набоков)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.38

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Состояние атмосферы в данной области, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.

2. Однокоренные слова: жаркий.

Синонимы: — зной, пекло.

Антонимы: — холод, мороз

Фразеологизм: Ни жарко, ни холодно . (всё равно, безразлично)

4. Сочетаемость слова: первая, летняя, поздняя… (жара).

5. Пословица. Жара в шапку не нагребешь.

6. Загадка. С утра мы бегаем по полю.

Набегались, конечно вволю.

К тому же, наш футбольный мяч,

Вдруг стал, как Колобок, горяч.

Уже – двенадцать, в тень пора,

На солнце страшная … .

7. Предложение. Появилась жара. И рады мы.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.50

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.

2. Однокоренные слова: берёзка, берёзонька, березняк, берёзовый.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Заблудиться в трёх берёзках . (не мог разобраться в чём-либо простом)

4. Сочетаемость слова: нарядная, белая, кудрявая… (берёза).

5. Пословица. Берёза не угроза: где стоит там и шумит.

6. Загадка. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки.

7. Предложение. Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

(С.Есенин)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.03

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Человек, отличившийся своей храбростью, доблестью и совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

2. Однокоренные слова: героизм, героический, геройский.

Синонимы: — храбрец.

Антонимы: — трус.

Фразеологизм: Герой не моего романа. (о мужчине который не нравится)

4. Сочетаемость слова: сильный, мужественный, отважный… (герой).

5. Пословица. Кто за правду герой, тот истинный герой.

6. Загадка. В огне – не горит, в воде – не тонет.

Кто всегда придёт на помощь и спасёт от всех бед.

7. Предложение. Героев нужно знать в лицо.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.15

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Время года, следующее за летом и предшествующее зиме.

2. Время заката, увядания. «Осень жизни, как и осень года. Надо благодарно принимать».

2. Однокоренные слова: осенний.

Синонимы: — храбрец.

Антонимы: — весна.

Фразеологизм: Осень на носу. (приближение холодов)

4. Сочетаемость слова: золотая, поздняя, дождливая… (осень).

5. Пословица. От осени к лету назад поворота нету.

6. Загадка. Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

7. Предложение. Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.25

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Большая радость.

2. Однокоренные слова: счастливый, счастливчик.

Синонимы: — радость, удача.

Антонимы: — несчастье, горе.

Фразеологизм: Ковать счастье. (Стремиться к построению благополучной жизни, решению каких-то проблем . )

4. Сочетаемость слова: семейное, женское, великое… (счастье).

5. Пословица. Семья – это важно, ответственно сложно, но счастье найти одному невозможно!

6. Загадка. Пусть на улице ненастье,

Побыть с родными – это … .

7. Предложение. Есть счастье у нас поверьте,

И всем дано его знать.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.39

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Поленья для топки.

2. Однокоренные слова: дровней, дровокол, дровосеки.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Кто в лес, кто по дрова. (нет согласия)

4. Сочетаемость слова: сухие, мокрые, колотые… (дрова).

5. Пословица. Бабушка на печь, а дед по дрова.

6. Загадка. Кривы, корявы, залегли, как павы.

А как стали горячи, облизали кирпичи.

7. Предложение. Для него люди – как дрова.

(Шумилов П.Р. «Слово о драконе»)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.49

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Однокоренные слова: друг, дружелюбный.

Синонимы: — приятельство.

Антонимы: — вражда.

Фразеологизм: Не в службу, а в дружбу. (от чистого сердца)

4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая… (дружба).

5. Пословица. Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

6. Загадка. Сам не подойдёшь, её не обретёшь.

7. Предложение. Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил.

В начальной школе учащиеся изучают много тем, связанных со словом и его описанием. В некоторых программах, например «Школа России» в 3 классе, учитель предлагает ученикам выполнить проект по русскому языку «Рассказ о слове». Форма проекта может быть любой. Чаще всего ребята выполняют этот проект в виде презентации, но это может быть и сообщение и даже исследовательская работа.

Разберемся, что представляет собой этот проект. Посмотрим, какие моменты необходимо учесть при его выполнении.

Как составить рассказ о слове в 3 классе План

Вот основные пункты плана, по которым должен выполняться этот проект по русскому языку.

  1. Орфография или правописание слова
  2. Лексическое значение
  3. Однокоренные слова
  4. Синонимы
  5. Антонимы
  6. Фразеологизм
  7. Сочетаемость слова
  8. Пословица или поговорка
  9. Загадка
  10. Предложение с этим словом

В проекте могут быть опущены некоторые пункты плана, но учащиеся могут добавить в проект что-то интересное о слове от себя. Это в любом случае дает возможность учителю поставить ученику пятерку. При выполнении проекта о слове, ученик должен использовать дополнительную литературу. Это могут быть специальные словари, энциклопедии, книги по фольклору.

На страничках нашего сайта вы можете найти нужные пословицы, поговорки и загадки.

Проектная работа Исследование слова «береза»

Проектная работа

Исследование слова «береза»

Выполнила :ученица 9 класса

Гаджиагаева Алина

Введение.

«..

Без Вас пропала бы Россия, И заскучали небеса, Я лишь с берёзами счастлива, Что нежно смотрят мне в глаза…»
(Лидия Евченко)
Учительница предложила нам составить проекты «словарные слова», так как мы часто делаем ошибки в этих словах. Я не задумываясь решила что составлю проект о берёзе. Мне захотелось полностью исследовать это слово, чтобы мои одноклассники полюбили и никогда не ошибались в написании этого слова. Тем более что береза является «символом» России.

Мне стало интересно, почему в этом слове пишется безударная гласная – е?

Почему береза – символ нашей страны?

Как часто это слово встречается во фразеологизмах, произведениях разных авторов и в устном народном творчестве?

Цель

моей работы: исследование слова «береза».

Задачи:

1.Изучить толкование и происхождение слова «береза».

2.Доказать, что береза является «символом» России.

3.Составить список авторов, в названиях произведений которых встречается слово «береза».

Объект исследования

– слово «береза».

Предмет исследования

– написание непроверяемой безударной гласной.

Гипотеза

: возможно написанию безударной гласной – е, в слове «береза», есть научное объяснение.

Методы исследования:

1. Анализ литературы.

2. Опрос.

3. Интервьюирование

Слово «береза» в различных словарях.

На уроках русского языка часто слышала, что рассматривать всесторонне каждое слово помогают словари русского языка. Работая со словарями, человек развивает свою речь, обогащает словарный запас. Поэтому мы с учительницей отправились в библиотеку. (Приложение 2,3)

Наш школьный библиотекарь Абакарова С.О. познакомила нас с разными типами словарей, среди которых мы выбрали: толковый, орфографический, этимологический, фразеологический.

Учительница помогла мне найти нужную информацию о слове «береза» в каждом из них, а также в словаре символов, который мы нашли в Интернете.

1.1
Толкование слова «береза»
Я решила выяснить, что же обозначает слово «берёза».

В словаре С. И. Ожегова [4] и в малом толковом словаре под редакцией В. В. Лопатиной [3]написано: «Береза — лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями»

В Большом энциклопедическом словаре[5] читаю: «

Береза — род деревьев и кустарников семейства березовых. Обычно выделяют 120-140 (по другим данным, 65) видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза повислая, или бородавчатая, и береза пушистая.

Чтобы узнать, почему береза является «символом» нашей страны, я заглянула в словарь символов[6] и узнал, что ни в одной другой стране нет столько берез, как в России. Берёза растёт на крайнем севере , на Урале, на Камчатке в любом уголке нашей Родины не составляет исключение и наш горный край. Поэтому мы считаем это дерево символом своей Родины.

Также я узнала, что береза – символ плодородия и света. Защищает от ведьм и злых духов.

1.2 Орфография.

Берёза


слово
из 3 слогов: Бе-рё-за. Ударение падает на букву ё. Транскрипция
слова
: [б’ир’оза]. б — [б’] — согласный, звонкий парный, мягкий (парный) е — [и] — гласный, безударный р — [р’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный) ё — [о] — гласный, ударный з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный) а — [а] — гласный, безударный.

Произношу слово «берёза», и определю в слове орфограмму – [б’ и р’ о з а]

Ударный второй слог. Звук – [и] стоит в слабой позиции. Проверяю написание слова«берёза» по орфографическому словарю.[1]

Пишу, диктуя себе. — Береза

Проверяю, верно, ли записала, делаю пометы — ударный второй слог, безударная непроверяемая гласная – е Берёза

1.3
История происхождения слова
И всё же задаюсь вопросом, почему в слове «береза» пишется безударная гласная е

?

Изучаю происхождение слова.

Для этого в этимологическом словаре изучаю происхождение слова. Там написано: [2] «Название свое дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово бер, означающее «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от бер образовалось сначала слово «берза», а потом «береза.

Хотя мы считаем березу символом России, название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню, уходящему в глубокую древность. И обозначает, не только белизну, но и блеск.

Здесь также мы можем отметить что, название коры березы – бересты – связано с тем же корнем – бер».

Значит, в слове «береза» в первом слоге пишется гласная е, потому, что слово произошло от древнеславянского бер!

Так я нашла научное доказательство правописания безударной гласной, подтвердив выдвинутую мной гипотезу.

1.4
Фразеология
Во фразеологическом словаре [10] встречаются устойчивые словосочетания со словом «береза»:

Дать березовой каши

– наказать розгами; выпороть, высечь.
Пень березовый
(груб. прост.) – тупица, дурак.
Каша березовая
(устар.) – розги (березовые прутья) Есть устойчивые сравнения:
« стройна, как берёза»
— говорят о девушке со стройной фигурой

«красива, как березка»

— говорили о красивой женщине, наполненной силой и здоровьем.

Найдя в словаре эти фразеологизмы, я убедилась, что в речи мы используем словосочетания и сравнения со словом «береза».

2. Слово «береза» в культуре народа

2.1 Слово «берёза» в художественных произведениях разных авторов

Интересно, как часто исследуемое мной слово используется в художественных текстах?

1. в русской литературе есть очень много произведений, в которых встречается это слово. [8]

На мой взгляд больше всех стихотворений посвятил березе Сергей Александрович Есенин. Всем известны его стихотворения:

Пример проекта «Рассказ о слове» для 3 класса

Рассказ о слове — МОРОЗ

  1. Мороз произносим — [марос] записываем — мороз. Проверочное слово для последней буквы (мороЗ – мороЗы)
  2. Лексическое значение слова МОРОЗ — Сильный холод (с температурой воздуха ниже 0°). Холодная, зимняя погода Мороз – это холод, стужа, при которой вода замерзает, а столбик термометра опускается ниже нуля. (Толковый словарь В.И. Даля)
  3. Однокоренные слова: морозище, морозный, морозить, морозный, заморозить, заморозок, морозец, морозильник, морозко, приморозить, подморозить, мерзлая.
  4. Синонимы. Мороз — холод, стужа, стужа, колотун (разговорный)
  5. Антонимы. Мороз — жара, мороз — зной.
  6. Фразеологизм. Мороз по коже (по спине) дерёт (пробегает, идет). Ощущается озноб, вызываемый чувством страха, волнения.
  7. Сочетаемость слова: сильные, жестокие, первые, январские, русские, сибирские… (морозы).
  8. Пословица. Мороз невелик, а стоять не велит. Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет. Сошлись два друга – мороз да вьюга.
  9. Предложения с этим словом. Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки-зимы. (А. Пушкин)
  10. Загадка. Все его зимой боятся – Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице … (мороз) Чьи рисунки на окне, Как узор на хрустале? Щиплет всякого за нос Зимний дедушка … (мороз)

«Рассказ о слове» Мороз Рассказ о слове — ДОБРО

  1. Слово ДОБРО произносим [ д а б р о ], записываем — добро
  2. Лексическое значение слова: Добро — все положительное, хорошее, полезное.
  3. Однокоренные слова: добряк, доброта, добродетель.
  4. Синонимы: благо, гуманность, сердечность.
  5. Антонимы: добро — зло.
  6. Фразеологизм: Доброе сердце (о добром, отзывчивом человеке). Дать добро (разрешить что-то делать, одобрить какое-либо начинание).
  7. Сочетаемость слова: бескорыстное, душевное.
  8. Пословица: Добро помни, а зло забывай! Добра на худо не меняют.
  9. Загадка: Его не скушаешь, но вкус его сладок! Его не видишь, но вид его приятен! Оно может быть близко, если ты веришь в это! Оно рядом, но его не потрогаешь! (Добро)
  10. Предложения с этим словом: Добро всегда побеждает зло.

Надеемся, эти варианты проектов Рассказ о слове, помогут вам сделать отличную презентацию или сообщение.

Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!

Что Такое телефон- Значение Слова телефон

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. телефо́н телефо́ны
телефо́на телефо́нов
телефо́ну телефо́нам
телефо́н телефо́ны
Тв. телефо́ном телефо́нами
Пр. телефо́не телефо́нах

те-ле-фо́н

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -теле-

; корень:
-фон-
[Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [tʲɪlʲɪˈfon]

    мн. ч. [tʲɪlʲɪˈfonɨ]

Семантические свойства

Телефон [2] Телефон [4]

Значение

  1. то же, что ◆ Переговоры по телефону. ◆ Установка телефона. ◆ Звонки по телефону. ◆ Связаться по телефону. ◆ Оплатить телефон.
  2. то же, что телефонный аппарат; устройство для передачи и приёма звука на расстоянии ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. разг. то же, что ◆ Завтра позвони по этому телефону и спроси Владимира Ивановича.
  4. техн. небольшой громкоговоритель, как правило, предназначенный для расположения вблизи уха человека ◆ Должно быть, он вспыхнул и у подъемника, потому что в телефонах шлемов зазвучал голос Пур Хисса, осведомившегося о ходе осмотра. )

Синонимы

  1. частичн.: телефония
  2. телефонный аппарат
  3. телефонный номер,
  4. наушник

Антонимы

Гиперонимы

  1. связь
  2. аппарат, устройство, прибор
  3. номер
  4. громкоговоритель

Гипонимы

  1. сотовый телефон, мобильный телефон, мобильник,

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: телефонист, телефонистка, телефония, телефонограмма, телефонизация, радиотелефон
  • прилагательные: телефонный, телефонический
  • глаголы: телефонировать, телефонизировать
Список всех слов с корнем «теле-»
  • существительные: телевидение, телевизор, телевизионщик, телефон
    , телефонист, телефонистка, телефония, телефонограмма, телефонизация, радиотелефон
  • прилагательные: телевизионный, телефонный, телефонизированный
  • глаголы: телефонировать, телефонизировать
Список всех слов с корнем «-фон-»
  • существительные: аллофон, граммофон, какофония, патефон, радиотелефон, смартфон, телефон
    , телефонист, телефонистка, телефония, телефонограмма, телефонизация, фонограф
  • прилагательные: телефонный, телефонизированный
  • глаголы: телефонировать, телефонизировать

Этимология

Происходит от др.-греч. τῆλε «далеко» + φωνή «голос, звук», далее из праиндоевр. *bha- «говорить; сказать».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • белый телефон
  • мобильный телефон
  • оборвать телефон
  • полевой телефон
  • сотовый телефон
  • телефон доверия

Перевод

устройство для передачи и приёма звука на расстоянии
  • Азербайджанскийaz: telefon
  • Амхарскийam: ስልክ (sɨlk)
  • Английскийen: telephone
  • Арагонскийan: м.
  • Армянскийhy: (heŗaxos)
  • Астурийскийast: м.
  • Африкаансaf: telefoon; foon
  • Баскскийeu: telefono
  • Белорусскийbe: м.
  • Болгарскийbg: телефон м.
  • Боснийскийbs: telefon м.
  • Бретонскийbr:
  • Валлийскийcy:
  • Варайскийwar:
  • Венгерскийhu: telefon
  • Гавайскийhaw:
  • Греческийel: ср.
  • Датскийda: telefon
  • Дивехиdv (мальдивский):
  • Жемайтскийsgs:
  • Индонезийскийid:
  • Интерлингваиia: telefon
  • Испанскийes: teléfono м.
  • Итальянскийit: telefono м.
  • Казахскийkk: телефон
  • Карачаево-балкарскийkrc: телефон
  • Каталанскийca: telèfon м.
  • Китайский (традиц.): (diàn huà)
  • Китайский (упрощ.): (diàn huà)
  • Кхмерскийkm: ទូរស័ព្ទ (km), ទូរសព្ទ (km)
  • Лаосскийlo: ໂທລະສັບ (thō la sap)
  • Латышскийlv:
  • Литовскийlt:
  • Македонскийmk: телефон м.
  • Малагасийскийmg:
  • Монгольскийmn: телефон;
  • Науатльnah:
  • Немецкийde: Telefon,
  • Нидерландскийnl: telefoon
  • Норвежскийno: telefon
  • Окситанскийoc:
  • Осетинскийos: телефон
  • Палиpi: dūrabhāsana
  • Польскийpl: telefon
  • Португальскийpt: telefone
  • Рипуарскийksh: )
  • Румынскийro: telefon
  • Русинскийrue: телефон м.
  • Сербскийsr (кир.): телефон м.
  • Сербскийsr (лат.): telefon
  • Сицилийскийscn:
  • Словенскийsl: telefon
  • Сомалийскийso:
  • Суахилиsw: simu, telefoni
  • Сунданскийsu:
  • Таджикскийtg: телефон
  • Тайскийth: โทรศัพท์ (тхорасап)
  • Татарскийtt: телефон
  • Тоскскийals:
  • Турецкийtr: telefon
  • Украинскийuk: телефон м.
  • Фарерскийfo: telefon
  • Финскийfi: puhelin
  • Французскийfr: téléphone
  • Хорватскийhr: telefon
  • Чешскийcs: telefon
  • Чувашскийcv: телефон
  • Шведскийsv: telefon
  • Шотландскийsco: telephone
  • Эсперантоиeo: telefono
  • Эстонскийet: telefon
  • Яванскийjv:
  • Якутскийsah: телефон
  • Японскийja: (denwa)
номер
  • Английскийen:
  • Немецкийde: Telefonnummer ж., Nummer ж.
наушник
  • Английскийen: earphone,

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Нет никакой оппозиции. Израильское правительство действует без принципиального противника в кнессете. «Ликуд» вступил в долгую зимнюю спячку, и «слабое» правительство, которое висит на одном голосе, беспрепятственно проводит свою политику.

Правящая, еще несколько месяцев назад, партия, которая на каждых выборах получала четверть голосов израильтян, не предлагает альтернативы. Альтернативы нет. Нетаниягу, Баркат, Эдельштейн и Кац заняты внутренними битвами, с «новыми ликудниками», в войнах за престолонаследие.

Время от времени в воздух подбрасываются избитые и неубедительные лозунги о «налоге на Аббаса», о «сохранении всех вариантов против Ирана», о «будущем Негева» и прочая, и прочая.

Израильское общество они не волнуют. В недавнем опросе большинство израильтян заявили, что их больше беспокоит стоимость жизни, чем какой-либо другой вопрос. Политики считают, что это неинтересно, что ради этого никто не едет на избирательные участки.

Но в Израиле кризис. Такой глобальный кризис бывает раз в сто лет. Любой, кто не отнесется к нему всерьез, со временем может исчезнуть.

«Корона» смела пятую часть среднего класса Израиля. Согласно отчету о бедности НКО «Латет», средний класс сократился — с 58,3 до 48,3 процентов общества. Более 2,5 миллионов израильтян живут в бедности. 470 тысяч семей заявили в период «короны», что, если прекратится помощь государства во время вынужденного отпуска, они скатятся к бедности. И помощь прекратилась.

Работники туристической и авиационной отраслей, индивидуальные предприниматели, самозанятые и безработные, возмущены отсутствием адекватных систем социальной защиты. Где находится «Ликуд», который должен представлять в кнессете те социальные страты, децили, с 3 по 7, которые голосуют за него?

***

Дуди Амсалем, один из «социально-ориентированных» депутатов кнессета от «Ликуда», обратился на этой неделе к парламентариям, заявив, что министр иностранных дел Лапид улетает за границу в среднем один раз в десять дней. Каждый вылет стоит около миллиона шекелей, подсчитал Амсалем и сравнил это со стоимостью квартиры в Димоне.

Слова его соответствуют социальной повестке дня, но этого недостаточно. Здесь есть игра на чувствах, но нет никаких серьезных предложений альтернативной политики.

***

Нынешнее правительство представляет высшие слои. От политики приватизации, снижения таможенных тарифов, отмены сетей социальной защиты и сокращения бюджетов – все это инструменты для увеличения разрывов, до жаргона — «красивого» и «чистого» языка («без таких как Регев, Амсаслем и Битан»).

У правительства, которое поднимает цены на масло, электричество и жилье, нет оппозиции. Все проходит без всякой критики. «Ликуд» не знает, как присоединиться к работающим не по найму, демонстрирующим  на улице? Депутаты кнессета, которые до недавнего времени были министрами, не знают телефонных номеров работников туристической и авиационной отраслей?

***

Когда министр финансов говорит, что он не будет разбрасывать деньги «с вертолета», что он не будет раздавать предвыборные взятки в виде универсальной субсидии каждому гражданину, это с удовлетворением воспринимается богатыми. Им не нужны универсальные субсидии или сети социальной поддержки. У них нет проблем с повышением цены на масло на несколько шекелей, если его ассортимент на полках увеличивается.

Но нижний средний класс пострадал. База «Ликуда». И все равно депутаты этой партии стесняются поддержать политику бюджетной экспансии, государственных инвестиций в занятость, социальное обеспечение, образование, инфраструктуру. Им стыдно присоединиться к истине, которая однажды вышла из уст бывшего премьер-министра Нетаниягу, когда он сказал: «Финансовые правила, в которые я верил, изменились, они больше не актуальны, теперь нам нужно инвестировать, чтобы расти».

В немногих обсуждениях бюджета и закона о хозяйственном регулировании, в которых участвовали члены «Ликуда», они заикались и говорили прямо противоположное тому, что было необходимо. Они атаковали правительство с точки зрения экономических правых. «Бюджет нужно сократить, и дефицит снизить», — заявили Штайниц и Кац, игнорируя тот факт, что, если бы эти меры были реализованы, они бы вконец задушили свой электорат.

«Ликуд» отказывается от низших классов и среднего класса, которые традиционно голосуют за него. Отчаявшиеся фермеры, работники сферы туризма, владельцы бизнесов, курьеры на велосипедах и безработные будут искать на следующих выборах партию, которая сможет их представлять.

Эта партия, если она будет нацелена в основном на решение экономических и социальных проблем, определит, каким будет следующее правительство. И если она получит 6 мест, то не исключено, что мы именно из нее получим следующего премьер-министра.

Гиль Плоткин, «Давар ха-овдим б’Эрец Исраэль», И.Н. Фото: Томер Аппельбаум

Тема: Наш край

Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значе­ние в природе и жизни человека.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познава­тельную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуника­тивные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, плани­ровать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необхо­димые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, аудио­запись песни «Наш край» (ел. А. Пришельца, муз. Д. Кабалев­ского), политико-административная карта России, карта своего края (области, республики), толковый словарь В.И. Даля или СИ. Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний ‘ Анализ проверочной работы

(Учитель подводит итоги работы, которая была проведена на прошлом уроке, останавливается на заданиях, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. При необходимости выполнить работу над ошибками. Можно предложить учащимся аналогичные задания.)

— Определите, о какой природной зоне идет речь.

• Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промер­зает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)

• Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая тем­пература воздуха, сильные ветры — все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)

• Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая вес­на, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жар­кое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)

• Корни растений очень длинные и достают воду с большой глу­бины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)

— Исправьте ошибки в цепи питания. (Подорожник сли­зень змея сова. Клевер кузнечик ящерица орел.)

Сова —»змея — подорожник —»слизень. Кузнечик — орел —»ящерица — клевер.

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись песни «Наш край» («То березка, то ря­бина…»).)

— Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так не­обычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что гово­рить сегодня мы будем о нашем крае.)

— Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового разде­ла — «Родной край — часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.

(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)

— Что вас особенно заинтересовало, а может быть, удивило? (Высказывания детей.)

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живем!

(На доске учитель записывает тему урока: «Наш край».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей.) На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие — Родной край — часть большой страны

IV. Открытие нового знания

1. Работа со словарем

Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля. (1) Конечная линия, пре­дельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обры­ва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Примор­ский край.)

— Какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)

2. Работа с картой

— Давайте познакомимся с картой России на с. 136—137 учеб­ника. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-админист­ративная.)

— Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъек­тов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)

— Посмотрите, сколько республик, краев, автономных окру­гов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т. д.)

— Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)

— А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равни­не? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.) Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра. — Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгея. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой респуб­лики. (Майкоп.) (Можно предложить найти на карте и другие области.)

V. Первичное закрепление

1. Работа с картой своего края

— Найдите на карте территорию, где мы живем.

(Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике.)

— Какой город является главным на нашей территории? (Называют и находят на карте.)

— Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с со­седями? с другими округами, республиками, краями? В ка­кой природной зоне мы живем?

(Ученики, работая по карте, отвечают на все вопросы.)

— А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите город, в котором мы живем.

2. Работа в группах

— Узнаем больше о своем родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет о растительном мире республики (края); 2-я — о животном мире; 3-я — о до­стопримечательностях нашего края.

(Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассма­тривают гербарий, открытки своего края. Если есть возможность, работают с ресурсами сети Интернет.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Сообщения учащихся

— Узнаем, какие растения есть в нашем крае.

(После выступления групп можно провести игру «Узнай ра­стение». Учитель показывает растение из гербария (или слайд), ученики его называют.)

— А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире республики.

(После выступления — загадки о животных своего края.)

— Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую кра­сивую природу?

— А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т. д.)

— Какие достопримечательности есть в нашем крае? Чем он знаменит? Об этом расскажет третья группа.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните самостоятельно задания 1-3 на с. 65.

3. Творческая работа

— Подготовьте рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае». Можете воспользоваться своими записями в тетради.

(Работа ведется в парах.)

План рассказа о родном крае

1. Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона).

2. Природа края (растения, животные).

3. Достопримечательности края. (Выслушать рассказы учащихся.)

— Чей рассказ, на ваш взгляд, был более подробным? Ваши дополнения.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие карты вы знаете?

— С какими новыми картами мы сегодня работали?

— Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?

— Какие условные обозначения используют в этих картах?

— Достигли мы цель урока? (Высказывания детей.)

IX. Рефлексия

— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 138 учебника.

2. Выполнить задания 4—6 на с. 66 рабочей тетради.

3. Найти (выучить) стихи и песни о родном крае.

Первое, что необходимо сделать перед началом подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года – это изучение основных документов, таких как кодификатор, спецификации и демонстрационный вариант КИМа. В данной статье мы разберем, какую информацию выпускникам предоставляет кодификатор по литературе и почему так важно с ней ознакомиться.

Изменения 2022 года в ЕГЭ по литературе

Подробная информация о том, какие изменения будут внесены в ЕГЭ по литературе в 2022 году, содержится в спецификациях и кодификаторе к экзамену.

Изменения в ЕГЭ по литературе 2022 года, кодификатор и спецификации

Так, в следующем сезоне ГИА утверждены такие нововведения:

  1. Обогащён литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ – ХХ в., отечественная литература ХХI в., содержит кодификатор ЕГЭ для предмета «литература», разработанный ФИПИ для 2022 года.
  2. Количество заданий базового уровня сложности (с кратким ответом) сокращено с 12 до 7, в результате чего изменилась нумерация заданий.
  3. Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (5.1/5.2, 10.1/10.2) и в части 2 (добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств»).
  4. Изменены требования к выполнению заданий 6 (ранее – 9) и 11 (ранее – 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных заданий.
  5. Повышены требования к объёму сочинения (минимальное количество слов – 200).

Таким образом, в 2022 году на экзамене по литературе выпускникам предстоит выполнить 12 заданий, среди которых 7 – базового уровня, 4 – повышенного и 1 – высокого. Выполнив правильно все задания можно набрать максимум 55 первичных баллов:

Тип задания Кол-во Максимальный балл
С кратким ответом 7 7
С развёрнутым ответом ограниченного объёма 4 28
С развёрнутым ответом (сочинение) 1 15
За грамотность 5

При выполнении заданий обеих частей экзаменационной работы экзаменуемый имеет право пользоваться орфографическим словарём.

Содержание кодификатора на 2022 год

Еще до начала 2021-2022 учебного года на сайте ФИПИ были представлены основные документы для ЕГЭ по литературе – спецификации и кодифиатор.

Кодификатор ЕГЭ по литературе 2022 | ФИПИ, список произведений

Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по литературе является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ.

Предлагаем ознакомиться с содержанием последнего для более полного понимания объема информации, который необходимо проработать на этапе подготовки к экзамену.

Требования к уровню подготовки

Выпускник 11 класса должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Выпускник 11 класса должен уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать сочинения на литературные темы.

Требования к уровню подготовки из кодификатора ЕГЭ 2022 по литературе

Также в кодификаторе к ЕГЭ 2022 года по литературе сказано, что экзаменуемый должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка, а также для участия в диалоге или дискуссии.

Элементы содержания

В кодификаторе по литературе 2022 года также приведен список проверяемых сведений по теории и истории литературы. Экзаменуемым следует знать такие понятия:

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Фольклор. Жанры фольклора.
  • Художественный образ. Художественные время и пространство.
  • Содержание и форма. Поэтика.
  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос2. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
  • Деталь. Символ. Подтекст.
  • Историзм. Народность. Психологизм.
  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
  • Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
  • Стиль.
  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
  • Литературная критика.

Список литературы

Еще одна важная информация, которую содержит кодификатор по литературе для ЕГЭ 2022 года – это полный список произведений, рекомендованных к прочтению на этапе подготовки. Иными словами, в документе указаны произведения разных жанров, которые могут встретится выпускникам в КИМах.

Важно! В 2022 году список литературы был дополнен, поэтому рекомендуем подробно ознакомиться с изменениями и не забыть ознакомиться с  текстом новых произведений.

Содержимое кодификатора ЕГЭ по литературе 2022

Из древнерусской литературы

  • «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

  • Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
  • Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX в.

  • В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
  • В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
  • А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
  • А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
  • А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
  • М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
  • Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
  • Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
  • Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX в.

  • А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
  • И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
  • Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…»
  • А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
  • И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
  • Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
  • Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
  • Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
  • Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
  • Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

Из литературы конца XIX – начала XX в.

  • А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
  • А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

Из литературы первой половины XX в.

  • И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
  • М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
  • М. Горький. Пьеса «На дне»
  • А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
  • А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
  • В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
  • В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
  • С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  • М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  • О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  • А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
  • А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
  • М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
  • М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
  • М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
  • М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
  • А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
  • А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
  • Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
  • Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
  • А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
  • А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
  • А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Кодификатор ЕГЭ по литературе 2022 | ФИПИ, список произведений

Из литературы второй половины ХХ в.

Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).

Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

Надеемся, что разбор кодификатора поможет вам сдать ЕГЭ по литературе в 2022 году на максимальный балл. Также рекомендуем ознакомиться с другими материалами по теме, размещенными на страницах нашего портала.

Читайте также:

  • ЕГЭ по литературе в 2022 году
  • Итоговое сочинение по литературе в 2022 году: темы, направления
  • Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение

  • Проект рассказ о слове 3 класс русский язык примеры солнце
  • Проект рассказ о слове заяц русский язык 3 класс
  • Проект рассказ о слове добро русский язык 3 класс
  • Проект рассказ о слове 3 класс русский язык огонь
  • Проект рассказ о слове 3 класс русский язык канакина презентация