Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Цель: формировать умение подбирать текстовую информацию, оформлять и представлять проектпланируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о

Цель: формировать умение подбирать текстовую информацию, оформлять и представлять проект

Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:  формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

I этап.  Организационный момент.

Цель:  мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

— Поприветствуем друг друга и наших гостей, пожелаем всем успехов на сегодняшнем уроке.  (слайд 1)

— Как думаете, почему у нас в кабинете так стоят парты?

— Предлагаю, чтобы сегодняшний наш урок прошёл под девизом: (слайд 2)

«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»

Приветствуют учителя, гостей, настраиваются на урок.

Личностные УУД: умение приготовить рабочее место

Регулятивные УУД: умение эмоционально настроиться на работу

II этап.  

Самоопреде

ление к деятельности

Цель:  постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели

2.1- Прослушайте мелодию песни предположите, о чем она. (слайд 3)

-Почему мнения о содержании песни разделились?

-Чем отличается мелодия от песни?

 -Что такое слово?  (слайд 5)

2.2 Сегодня наш урок называется урок проект (слайд 6)

-Какая тема нашего проекта, как думаете?

-Какую цель поставим на уроке? (слайд 7)

2.3

  Рассмотрите план составления статьи  для того, чтобы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта (слайд 8)

Прослушивание муз. фрагмента песни

Диалог с учителем

Формулирование темы и цели проекта

Познавательные УУД:

Повторение знаний приобретенных на уроке музыки и русского языка

Регулятивные УУД: целепологание

III этап. Подготовка к созданию проекта.

 1.Работа

с планом

2.Поиск 

источников информации.

3.1.Сегодня я в гости пришла к вам со словом толерантность. Кто знает, что обозначает это слово? Попробуем узнать, создав проект.

3.2.Выберите слово, о котором будете писать статью

3.3.Какими источниками информации воспользуетесь?

Работают с информацией,

представленной в  плане. Обосновывают выбор ответа.

Работают с информацией, представленной учителем

ПознавательныеУУД умение выбрать нужный источник информации

IVэтап. Работа  над проектом в группах.  

Цель: создание проекта о слове;

Защита проектов, самооценка групп

4.1.Задания в группах, работа над словами по плану карты, распределение заданий на каждого члена группы, работа со словарями

-Ребята, работая в группе,  каждый из вас сможет внести свой вклад в создание статьи проекта.  

Выберите для себя задание и запишите свою фамилию на плане. Но помните,  что вы работаете в группе, и каждый может помочь друг другу или попросить помощи.

Задания в группах, работа над словами по плану:

1 группа — доброта

2 группа — вежливость

3 группа — мир

4 группа  — дружба

4.2 Защита проекта

Объединяются в группы.

Учитывают степень сложности задания  и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения.

Регулятивные УУД:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества,

умение вступать в диалог; умение договариваться;умение запросить

недостающую информацию у учителя;

Познавательные УУД: Поисковые (исследовательские):  умения

самостоятельно найти недостающую информацию

Личностные УУД: умение выступить и защитить проект

Vэтап. Рефлексия деятельности

Самооценка деятельности

— Как думаете, достигли мы цели урока? (слайд 8)

— Попробуйте записать свои впечатления об уроке с помощью синквейна (слайд 9)

— В заключении послушайте стихотворение и подумайте, о чём хотел сказать его автор?

Чтение учителем стихотворения о словах.

  У В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение “Слово о словах”
«Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно — то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.»

Слов на свете много, мне хочется, чтобы вы в своей речи использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова.

И сегодня от всего сердца мне хочется вам подарить сердечко со словом толерантность

Д.З. Узнать у родителей, знают ли они что такое толерантность? Поделиться своими знаниями.

Осуществляют анализ работы на уроке

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

РефлексивныеУУД: самоанализ,  самооценка

Руководитель проекта: 

Маевская Анна Александровна

Учреждение: 

МБОУ «УСШ» п.Урдома Ленского района Архангельской области

Ученический проект по русскому языку «Рассказ о слове» был проведен учащимся 3 класса начальной школы с целью проанализировать слово «собака» с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове «собака» и проследить за жизнью этого слова в ходе исторического и культурного развития языка.

Подробнее о работе:

Учебная исследовательская работа по русскому языку на тему «Рассказ о слове» дает определение того, что такое «этимология слова», рассказывает о значении слова «собака» в привычном восприятии носителя языка. В рамках своего исследования школьник выяснил, каким образом слово «собака» живет в языке: история происхождения слова, его строение и значение, родственные и однокоренные слова.

В готовом проекте по русскому языку «Рассказ о слове» перечислены синонимы слова «собака», а также фразеологические обороты в русском языке с этим словом, особенности сочетаемости слова «собака» и его роль в русском фольклоре.

Оглавление

Введение
1. Собака – верный друг и помощник человека.
2. Жизнь слова в языке.
2.1. История происхождения слова, его строение и значение.
2.2. Родственные слова.
4. Друзья – синонимы.
5. Фразеологические обороты.
6. Сочетаемость слова.
7. Жизнь слова в русском фольклоре
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение

Введение

Эта тема мною выбрана не случайно. Мы с первого класса работаем над различными проектами: учебными и внеурочными. В каждом проекте большую часть занимают слова: большие и маленькие, простые и сложные, весёлые и грустные, добрые и злые. И как говорил Лев Николаевич Толстой: «Слово – дело великое».

Наверняка нет на свете человека, который не задумывался бы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг именно так называется. Как рождаются слова? Когда и кем создаются?

А нужно ли искать ответ на эти вопросы? Конечно, нужно! Как гласит народная мудрость: «Если не знаешь имён, то пропадёт и знание вещей». Чтобы хорошо понять прочитанное и увиденное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять словарный запас.

Актуальность проведения данной исследовательской работы состоит в том, что изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому слову.

Гипотеза: Предположим, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.

Предмет исследования: слово «собака».

Цель исследования: проанализировать слово «собака» с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове «собака».

Задачи исследования:

  1. Проследить за жизнью слова в языке.
  2. Изучить дополнительную литературу, словари, энциклопедию о слове «собака».
  3. Учиться подбирать текстовую информацию, анализировать её, выделять главное.
  4. Создать красочные странички исследуемого слова.
  5. Провести анкетирование среди 2-х, 3-х и 4-х классов по теме, узнать их мнение по данному вопросу.
  6. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.

Собака – верный друг и помощник человека

2020 год – год особенный. Наша страна 9 мая будет отмечать 75-летие Победы над фашистской Германией. Мы много говорим о том, сколько сил в Победу вложили наши прабабушки и прадедушки. Но забываем, что в годы Великой Отечественной войны в армию было призвано около 68 тысяч собак, которые полноценно помогали людям в борьбе с противником.

Собаки доставляли боевые донесения, тянули километры проводов, разминировали города, вывозили с поля боя тяжелораненых бойцов. Оказывали помощь и на поле боя, подползая с медицинской сумкой к раненому. Грели людей в морозы, везли на специальных санях-волокушах в госпиталь и многое другое.

Тысячи лет рядом с нами живет собака — верный друг и помощник человека. Она охраняет стада овец и коров, разыскивает преступников, обнаруживает наркотики, помогает охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стережет государственную границу, водит по улицам потерявших зрение людей, служит физиологам, биологам и космонавтам, играет с детьми — всего не перечислишь.

Человек оценил в собаке ее неприхотливость, выносливость, быстрый бег, острое обоняние, отличный слух; полюбил её за исключительную привязанность к нему, готовность пожертвовать своей жизнью во имя человека. И собака стала самым преданным человеку животным, его лучшим четвероногим другом.

Таким образом, я выбрал данное слово для своего исследования и решил проследить за жизнью слова в русском языке по плану.

История происхождения слова, его строение и значение

Слово «собака>» — не русское. Считается, что оно попало в русский язык из языка скифов и звучало «сбака» или «збака». Обозначало оно всё ту же собаку. В старорусском языке существовало слово «пёс».

Своё название собака получила от древнего корня соб – (местоимение «себя, собою»), родственное корню собственный, — «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину». Собакасоб = «существо», «собственность».

В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова «собака» определяется как:

  • Домашнее животное семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки.
  • перен. О злом, грубом человеке (разг.)
  • Знаток, ловкий в каком-нибудь деле человек (просторечное)

В некоторых сочетаниях: название хищных млекопитающих семейства псовых. Дикая собака динго. Енотовидная собака [7, с.739].

В большом толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля даётся следующее толкование слова «собака»:

Собака – пёс, сторожек, домашнее животное; в обширном значении «пёс» — название родовое, собака, волк, лиса и прочие виды этого рода. Завладев собакой и приурочив ко всем климатам и потребностям своим, человек развёл множество пород её: овчарка, дворняжка, бульдог гончая и прочие.

Диких, кроме одичалых, собак нет; думают, что это помесь разных пёсьих видов. Лесовая, зверовая, промышленная собака, сибирская порода местных дворняжек, приучаемых к поиску, облайке, выставке, гону и поимке дичи, на все угоды: они косматы, зубасты, чутки, уши вилами, берут и в одиночку всякого зверя, но до людей кротки. Собака, которая не лает – молчан. Самец – кобель; самка – собачиха; детёныш — кутя, кутёнок, щеня, щенок [3, с.779].

Что же такое собака? Новый иллюстрированный энциклопедический словарь Рыгора Ивановича Бородулина поясняет слово так: собака – домашняя, млекопитающее рода волков. Одно из древнейших домашних животных (одомашнена, очевидно, 15 – 10 тыс. лет назад). Около 400 пород, которые делятся на 4 группы: охотничьи, служебные, спортивно-служебные, декоративные или комнатные. Собаки, особенно охотничьи, обладают острым зрением и тонким обонянием (чутьём). Собаки очень привязаны к человеку, как правило, послушны и легко поддаются дрессировке. Живут 10-12 лет, редко дольше. Наука о собаках – кинологии.

Таким образом, слово «собака» имеет несколько лексических значений.

Родственные слова

Нахожу слова со схожим значением и общим корнем, т.е. родственные слова. Это необходимо, чтобы избежать ошибок при письме. Все мы знаем с первого класса, что подбирать родственные слова необходимо для проверки различных орфограмм.

  • собака
  • собачКа
  • собачОНКа
  • собачНИК
  • собачЕЙ
  • собачИЙ
  • собакОВОД
  • собакОВОДСТВО

Друзья — синонимы

Чтобы придать большую эмоциональность, выразительность, в русском языке используют синонимы. Также их используют для замены часто повторяющихся слов, чтобы избежать однообразия в звучании речи. Какими же словами можно заменить слово «собака»? Я нашёл в словаре следующие синонимы:

  • пёс шавка дворняжка
  • барбос псина четвероногий
  • бобик тузик пустолайка
  • моська шарик ищейка

Фразеологические обороты

Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество изменений и напитался различными словарными оборотами, которые помогают сделать разговор более чётким и понятным или наоборот, образным и извилистым, а предложения изящными. Одними из таких словарных оборотов в предложениях считаются фразеологические обороты. С исследуемым словом я нашёл много фразеологизмов (см. Приложение 2).

Очень интересно находить значения тех или иных фразеологизмов, применять их в разговоре, несмотря на то, что многие слова русского языка давно устарели и потеряли истинный смысл.

Сочетаемость слова

Однако при построении фраз надо ориентироваться не только на значение слов, но и на их лексическую сочетаемость. Ведь слова не всегда могут употребляться друг с другом. Вот с какими словами может сочетаться слово «собака»:

  • добрая послушная лохматая
  • злая служебная охотничья
  • преданная сторожевая прирученная

Жизнь слова в русском фольклоре

Немало лет прошло с тех пор, как предок домашней собаки – дикий волк – пришёл к человеку, да и остался с ним.

Собака стала надёжным другом человека. Она всегда находилась рядом, поэтому быстро завоевала расположение людей. И в речи народа стали появляться пословицы и поговорки, связанные с ней (см. Приложение 3).Тщательно собранные в течение веков нашими предками пословицы, делают нашу речь более насыщенной, красивой.

Жизнь человека и окружающую действительность отражают и загадки. С помощью загадок мы учимся рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Слово «собака» не исключение. Немало загадок придумывали люди, отгадкой которых было слово «собака» (см. Приложение 4).

Таким образом, с древнейших времён пословицы и поговорки, загадки, а также сказки, стихи являются «окошком» в окружающий мир, открывая взаимосвязь всего сущего, учат видеть мир необычным, удивительным, наделённым душой, чувствующим, говорящим с человеком. Они вводят нас в мир художественных образов, знакомят нас с выразительными средствами языка.

Заключение

В результате исследования слова я узнал много нового и интересного о слове «собака». Знать историю слова, о его жизни должен знать каждый человек. Только тогда он может грамотно им пользоваться.

Узнать об истории происхождения слова мне помогли две науки: этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о значении и происхождении устойчивых выражений).

Я прочитал немало сказок, произведений поэтов и писателей. В результате у меня получилась интересная энциклопедическая статья о слове «собака».

А что знают о слове другие ученики? Я решил это выяснить и провёл анкетирование 2а, 3г, 4г классов. В анкетировании приняло участие 70 человек и получил следующие результаты:

1. Сколько значений слова «собака» ты знаешь? Запиши. Одно – 70%, два – 23%, три – 3%, не знаю – 4%.

2. Подбери однокоренные слова к слову «собака». Да – 34%, нет – 54%, не знаю – 12%.

3.Знаешь ли ты со словом «собака»:

Фразеологизмы – 27%.

Пословицы – 50%.

Загадки – 20%.

Стихи – 63%.

Сказки – 28%.

Названия произведений – 19%.

4.Часто ли ты употребляешь слово «собака» в своей речи? Часто – 36%, редко – 12%, не знаю – 52%.

Моя работа имела важное практическое значение. Я и классный руководитель давали различные творческие задания. На уроке русского языка при закреплении материала применял карточки, в заданиях используя исследуемое слово (см. Приложение 5). На внеклассное чтение принесли русские народные сказки, стихи различных поэтов, в которых упоминалось о собаках (см. Приложение 6,7). Попробовали сочинить считалку со словом собака (см. Приложение 8). Учились составлять синквейн, вспоминали названия литературных произведений, в которых есть исследуемое слово (см. Приложение 9).

Когда вся информация о слове «собака» была собрана, то решил написать статью с данным словом. Я создал красочные странички: нарисовал собаку, оформил найденную информацию в соответствии со схемой.

Хочу сказать, что выбирать из словарей, справочников, энциклопедий, художественной литературы, сети Интернет и оформлять только нужную информацию это не так-то просто. И у меня это получилось.

Вывод: Данная работа, на мой взгляд, интересна и актуальна. Изучение этимологии любого слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.

Список использованных источников и литературы

  • Баско Н.В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 184 с.
  • Гуркова И.В. Морфемно-словообразовательный словарь. Как растёт слово? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 192 с.
  • Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.3. – М.: Русский язык, 1998. – 869 с.
  • Зотова С.В. Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно? (1-4 классы) – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 208 с.
  • Иллюстрированный энциклопедический словарь/ Редкол.: Р.И. Бородулин и др. – М.: Большая рос. Энцикл.: Изд.дом «Экон.газ.», 1995. – 892 с.
  • Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

Приложение. Фразеологические обороты

Собаку съел. Имеет большой опыт, навык, хорошие знания в чём-либо. Выражение возникло на базе поговорки, зафиксированной В. И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень и очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение («мастер на что-либо») возникло уже у сокращённой формы «собаку съел»: тот, кто сделал или может сделать что-либо очень и очень трудное, является, несомненно, мастером своего дела.

Собак гонять. Бездельничать. Грубоватое выражение и очень обижает собаку – большого друга человека. Но если поискать объяснение этому выражению, то о собаках нам беспокоиться не придётся. Оказывается, в русских говорах слово собака имеет значение «шар» или «чурка», которые гоняют в играх футбольный мяч. Но игра не работа, поэтому выражение и стало означать «бездельничать» бывает, что мама говорит сыну: «Довольно собак гонять, пора за дело приниматься, вот математику совсем запустил».

Как кошка собакой живут. Так говорят о постоянно ссорящихся людях.

Как собака на сене. Так говорят о человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не даёт.

Вот где собака зарыта. Вот в чём суть дела, в чём причина.

Как собак нерезаных. Так говорят, когда очень много кого-нибудь

Как собака устал (голоден, замёрз, золи о других неприятных состояниях, ситуациях). Очень сильно.

Ни одна собака. Никто.

У попа была собака. О бесконечном повторенииодних и тех же слов,поступков.

Каждая собака (прост). Каждый, все.

Как не вертись собака, а хвост позади. Как ни пытайся скрыть свою сущность, своё нутро, все равно по всему видно, что ты за человек.

Как собаке пятая нога. О совершенно ненужной, являющейся обузой, вещи.

Не будите спящую собаку. Не раздражайте злого или горячего человека.

С лихой собаки хоть шерсти клок. Когда нельзя получить от кого-либо много, рады получить хоть что-нибудь, пусть незначительное.

С собаками не сыщешь. Очень трудно разыскать.

Свои собаки грызутся, чужая не приставай. Не вмешивайся не в своё дело.

Собака лает, ветер носит. Не вмешивайся не в своё дело.

Собаке – собачья смерть. О позорной смерти дурного человека.

Поговорки и пословицы

1. Собака собаку в гости звала. «Нет, нельзя, недосуг». – «А что?»- «да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперёд забегать да лаять».

2. У всякой собаки своя кличка.

3. «Собака, что лаешь?» — «Волков пугаю».

«Собака, что хвост поджала?» — «Волков боюсь».

4. У нашей хозяюшки все в работе: и собаки посуду моют.

5. Собака лает – ветер носит.

6. На охоту ехать – собак кормить.

7. Маленькая собачка до старости щенок.

8. Собаки лают, а караван идёт.

9. Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.

10. Как собака на сене: и не ест, и другим не даёт.

11. Собака – верный друг человека.

12. Не замахивайся палкой – и собака не залает.

13. И собака помнит, кто её кормит.

14. Не учи щуку плавать, а собаку лаять.

15. Без собаки зайца не поймаешь.

16. Видит собака молоко, да рыло коротко.

17. Встарь бывало: и собака с волком живала.

18. Не всяка собака кусает, которая лает.

19. Собака на сене лежит, и сама не ест и другим не даёт.

20. Собаке собачья смерть.

21. Свои собаки дерутся, чужая не приставай.

22. Маленькая собачка до старости щенок.

23. Собака человеку – неизменный друг.

24. Не учи щуку плавать, а собаку лаять.

25. Без собаки зайца не поймаешь.

26. На смелого собака лает, а трусливого кусает.

27. Собаки лают, а караван идёт.

Загадки

1. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.

2. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.

3. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.

4. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.

5. Собой не птица,
петь не поёт,
кто к хозяину идёт –
она знать даёт.

6. Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок –
Взрослая СОБАКА

7. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит
Дом сторожит.

8. Громко лает во дворе,
Отдыхает в конуре.
Сторожит хозяйский дом
И виляет мне хвостом.

9. С хозяином дружит,
Ему верно служит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком..

10. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.

Русские народные сказки

А зайчик говорит:

— Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.

Лиса, заяц и петух»)

Мужик едет, а лиса вперёд бежит, стал мужик подъезжать к дому, свистнул своим собакам и притравил лисицу.

Мужик, медведь, и лиса»)

— Терентий, кто там едет? – спрашивает лисица, услышав конский топот и собачий лай.

Лиса и тетерев»)

Жил себе мужик, у него была добрая собака, да как устарела – перестала и лаять, и оберегать двор с амбаром. Не хотел мужик кормить её хлебом, прогнал со двора. Собака ушла в лес и легла под дерево издыхать.

Медведь, собака и кошка»)

Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.

Заяц-хваста»)

Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.

А дома старуха печёт блины, а собака за столом:

-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.

Старуха бросит ей блин:

— Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут.

Собака съест блин и опять:

-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.

(«Морозко»)

Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. А в лесу стук, гром, свист, черепа лес освещают. Страшно стало Марьюшке. Глядь, собака бежит:

— Ав! Ав! Марьюшка, не бойся, родная, иди! Будет ещё страшнее, не оглядывается.

Финист – ясный сокол»)

А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики, чего нет, и то видят»

У страха глаза велики»)

Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала. Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:

— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

Лиса и заяц»)

Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушёл.

Заяц-хваста»)

Лиса открыла глаза, увидела собак – и наутёк. А собаки – за ней. Едва добралась до своей норы.

Залезла в нору, отдышалась маленько и начала спрашивать:

— Глазки, глазки, что вы делали?

— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.

— Ушки, ушки, что вы делали?

— Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.

Лиса и дрозд»)

— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали не выгнали, серый волк гнал, гнал – не выгнал, старый медведь гнал, гнал – не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.

Заюшкина избушка»)

Жизнь слова в стихотворениях поэтов

Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на слона!
(И. А. Крылов. «Слон и Моська»)

Есть школа в Москве
Эта школа зовётся
Школой служебного собаководства.
(Э. Н. Успенский «Про собак»)

Над нашей квартирой
Собака живёт.
Лает собака
И спать не даёт.
(Э. Н. Успенский «Над нашей квартирой»)

Красота! Красота!
Мы везём собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку- забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!
(С. В. Михалков «Песенка друзей»)

Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзинку, картонку
И маленькую собачонку.
(С. Я. Маршак «Багаж»)

В лесочке, над рекой,
Построена дачка.
На дачке живёт
Небольшая собачка.
(Б. В. Заходер «Собачкины огорчения»)

Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.
(Э. Н. Успенский «Память»)

Считалки

Бежала собака
На четырёх лапах.
Раз-два-три-четыре –
Кого она догоняет –
Того водящим выбирает.
Ты, собака, не лай,
Лучше деток догоняй,
А как догонишь, не зевай,
От них быстрее убегай!
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост провалится,
То собака свалится.

Жизнь слова в названиях произведений литературы

В. Осеева. «Собака яростно лаяла».

И. Токмакова. «Купите собаку».

Р. Сеф. «Кто любит собак».

Л. Толстой. Лев и собачка.

Михаил Зощенко. Умная собака.

С. Я. Маршак. Собака Динго.

Корней Чуковский. Собака Авва ищет рыбака.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Поделитесь с коллегами:

Конспект по русскому языку. 3 класс УМК «Школа России».

Урок-проект «Рассказ о слове».
Форма проведения урока: урок — проект

Тип проекта: информационный.

Тип проекта по профилю знаний: предметный.

Тип проекта по форме проведения: групповой (парный).

Тип проекта по продолжительности: краткосрочный.

Тип проекта на уровне контактов: внутриклассный.

Механизм реализации проекта.

Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при взаимодействии с обучающимися 3 класса, педагогом.

Жизнеспособность проекта.

Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности участников проекта. Данный проект может быть реализован в любом образовательном учреждении на территории РФ.

Продукт: словарная статья о слове «Герой». Тип урока: комбинированный Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся. Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации. Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство Ресурсы: «Русский язык» 3 класс 1 часть, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; мультимедийное оборудование, карточки для групповой работы, наглядные пособия.

I этап. Организационный момент. Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Звучит минусовка из мультфильма «Кот Леопольд»
Дети заходят в кабинет, встают около своих парт. — Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга доброй улыбкой и пожелаем удачи сегодня на уроке.
Дети рассаживаются по местам, музыка еще звучит.

II этап.

Самоопределение к деятельности. Погружение в проект.

Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели

— Вы вошли вы класс и заняли свои места под песню, о чем она? — Почему мы не может дать точного ответа? Чего не хватает? (слов) — Сегодня мы с вами будем заниматься проектной деятельностью. — Тема нашего проекта будет…. (слово) Рассказ о слове. А о каком, вы мне скажете, когда выполним орфографическую разминку.

Организационный этап. Работать на уроке вы будете в парах. Правила работы вы очень хорошо знаете. Для выполнения орфографической разминки нам потребуется компьютер.

  1. Орфографическая разминка (Диск «Времена глаголов», словарная работа — задание №2

— Выполните задание №2 Выполнение задания. — Кто выполнил без ошибок?
— Если эти слова поставить в алфавитном порядке, какое слово будет первым? (Герой)
— Так о каком слове мы будем составлять проект? (о слове «герой)
— Какую цель поставим на уроке? (уточнить значение слова, обогатить словарный запас, узнать про это слово как можно больше)

III этап. Работа над проектом. Информационно — операционный этап.

1.Работа по формулированию учебных задач урока 2.Поиск источников информации.

— Ваш проект будет представлен Словарной статьей о слове «Герой». У каждого из вас на столе чистый бланк словарной статьи, где вы будете выполнять свою работу. — А технологическая карта будет нашим путеводителем в работе над проектом.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ.
— Какое первое задание дано в карте? (Лексическое значение слова)
— Что такое лексическое значение слова?
— Определите лексическое значение слова (ответы)
— Что нам поможет определить точно лексическое значение слова? (Толковый словарь)
— Работаем со словарем, находим нужную нам информацию. Не забываем, что работаем в паре. Если работа выполнена, участники подают сигнал поднятием рук (взявшись).
Нахождение лексического значения слова. Чтение ответа.
— Сколько значений имеет слово? (3) — Что о нем можно сказать, оно какое (многозначное)
— Давайте обратимся к словарю в электронном учебнике. Вернемся к компьютеру и найдем слово «герой».
Работа на компьютере. Чтение ответов.
— Так какой источник информации нам дает более полное лексическое значение слова? (конечно словарь)
— Запишите в свою словарную статью под пунктом 1 любое лексическое значение слова «герой».

Работа в статье.
— А как вы считаете, можно ли поободрать синоним к этому слову? (Наверно да). — Давайте попробуем это сделать. (ответы детей)
— А как точно ответить на этот вопрос? (Нужно обратиться к словарю). — Какому? (Синонимов)
— Выполните данную работу. Пара подает сигнал, поднятые руки. Нахождение синонимов, чтение.
— Запишите в свою статью синонимы из словаря.
— А антоним можно подобрать? (Да) Какой?
ГЕРОЙ — ТРУС
— Чем мы сейчас с вами воспользовались, чтобы ответить на вопрос? (Своими знаниями)

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ.

— Опять обратимся к технологической карте. Следующий пункт нашей статьи будет? (Правописание слова. Орфограмма)

— Какую работу на данном этапе мы должны выполнить? (Правильно написать слово, указать орфограмму)

— Запишите в свои статьи под пунктом 2 слово «герой» и постарайтесь найти орфограмму, работу выполняем в паре.

— Какая по-вашему мнению в этом слове встречается орфограмма? (Безударная гласная, непроверяемая — словарное слово — нужно запомнить или обратиться орфографическому словарю)

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ.

— Да в русском языке очень много слов, у которых правописание расходится с произношением. И следующий пункт технологической карты

(Звукобуквенный разбор — транскрипция)

— Сейчас под пунктом 3 вы выполните на своих листах транскрипцию, посчитаете количество слогов, звуков и букв)

Выполнение задания.

Проверка. (СЛАЙД)

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ.

— Русский язык очень богат и у каждого слова есть родственники?

— А как вы думаете есть ли у слова «Герой» родственники?

— А родственные — это какие слова?

— Что значит однокоренные?

— Следующее задание нашей технологической карты будет «Однокоренные слова»

— Какие однокоренные слова можно составить?

Ответы детей

— С помощью чего можно дать более полный ответ? (С помощью словаря)

— А как вы думаете какого? (Словообразовательного)

— Найдите однокоренные слова, зачитайте.

— В свои словарные статьи под пунктом 4 запишите 3 однокоренных слова.

Работа в статьях.

ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ.

— Продолжаем работу. Какой следующий пункт нашей технологической карты? (Предложение)

На доске неправильно стоят слова, из которых должно получиться предложение.

ГЕРОИ ВОЙНЫ ЗАСЛУЖИВАЮТ УВАЖЕНИЯ.

— Что вы видите на доске? (слова)

— Какое задание можно выполнить? Как это сделать?

Один ученик у доски собирает предложение.

— У кого получились другие предложения? (чтение)

— Запишите предложение в свои словарные статьи.

Запись.

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

— Какую работу можно выполнить над предложением?

  1. Главные члены предложения. (подчеркивают)

  2. Части речи. (указывают).

  3. По количеству второстепенных членов -……

  4. По цели высказывания…..

  5. По интонации…….

ШЕСТОЕ ЗАДАНИЕ.

— Обратите внимание на следующий пункт технологической карты. Как он назвается?

— Как вы считаете, какой работой мы будем заниматься?

— Кто знает пословицу, в которой встречается слово «герой»?

— Значит на этот вопрос вы …. Затрудняетесь ответить .

— Как нам выйти из этой ситуации?

— Найдите и запишите одну пословицу, в которой встречается слово «герой»

Запись.

Музыка

— Ребята, сегодня, 17 января, в нашем районе отмечается мероприятие, которое тоже связано со словом «герой», кто может сказать, что это за мероприятие? (День освобождения….)

— Да, действительно 17 января 1943 года наш район был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. И только настоящие герои могли отстоять свою страну, победить очень сильного врага.

Стих учителя под музыку

Последним заданием, домашним, которое мы выполним в нашем проекте, будет — написание сочинения о герое-земляке.

— А где мы может взять информацию, чтобы справиться с заданием.

  • Обратиться за помощью к взрослым;

  • Районная газета;

  • Школьный и краеведческий музей;

  • Расспросить бабушку и дедушку;

  • Старые фото.

Итог урока

— Какую цель ставили при выполнении проекта? Достигли?

Рефлексия

— А сейчас в оценочном листе, который находится у вас на столах, оцените свою работу.

— На этом наш уроку окончен. Спасибо за работу.

Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.

Про тот самый, который задают по русскому языку.

Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.

Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.

Задание из учебника

Проекту в учебнике отведена целая страница.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».

Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.

А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.

Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.

План работы

Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.

  1. Выбрать слово
  2. Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
  3. Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
  4. Подобрать однокоренные слова.
  5. Подобрать синонимы.
  6. Подобрать антонимы.
  7. Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
  8. Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
  9. Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
  10. Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
  11. Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
  12. Оформить проект.
  13. Проиллюстрировать проект.

Вот как! Целых 13 пунктов.

Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.

Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.

Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)

Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.

Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.

Все остальное в задании вроде как понятно.

Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.

Выбор слова

Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?

Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.

Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.

В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.

Рассказ о слове «ветер»

Как пишем и как произносим?

«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».

Да, и еще указываем, где ударение стоит.

Лексическое значение

Разные словари дают разные определения «ветра».

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Мы выбрали самое простое.

Однокоренные слова

Здесь ничего сложного не было.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.

Синонимы

В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.

У нас получилось пять синонимов.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».

Антонимы

Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Но и их для проекта будет достаточно.

Фразеологизм

Выбрали такой – «Ветер в голове».

Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.

Сочетаемость слова

Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Пословица

А вот и наша «ветреная пословица»

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Загадка

И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Предложение

Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.

Пример оформления проекта

Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.

Мы сделали слегка интерактивный планшет.

Вот так он выглядит с одной стороны.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

А вот так с другой.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Давайте рассмотрим его подробнее.

В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.

Переворачиваем планшет.

Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Слева от картинки блок с пословицей.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Загадку.

Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

На нем у нас фразеологизм.

А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.

Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.

Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!

А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.

Информация про другие слова

Утро

Пишем — «утро».

А произносим — «утр[а]».

Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.

Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».

Антонимами – «вечер» или «ночь».

В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.

Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.

А вот пословица с загадкой.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Обед

Пишем — «обед».

Произносим — [а]бе[т].

Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.

«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».

Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».

Антонимы – «завтрак», «ужин».

В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.

Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

С предложением помог справиться А.П. Чехов.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Вопрос

Пишется — «вопрос».

Произносится — «в[а]прос».

Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.

«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».

Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».

Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».

Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.

С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Красота

Пишем — «красота».

Говорим — «крас[а]та».

Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.

«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».

Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».

Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».

Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.

Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.

Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Свет

Пишем — «свет».

Произносим — «свет».

Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.

«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».

Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».

Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».

Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.

Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Предложение из произведения всё того же Максима Горького.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Чистота

Пишем — «чистота».

Говорим — «чист[а]та».

Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.

«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».

«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».

«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».

Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.

Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Предложение из произведения Н.В. Гоголя.

Проект рассказ о слове 3 класс конспект урока школа россии

Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.

Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.

Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:

  • Почему октябрь назвали октябрем?
  • Моя любимая буква «А»
  • Моя любимая буква «Б»
  • Проект «Живая азбука»
  • Почему сентябрь назвали сентябрем?

Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.

На сегодня все!

До новых встреч!

Урок
по русскому языку в 3 б классе.

Учитель 
Лазуренко Альфия Линуровна.

Тема урока:   Слово.

Наименование УМК:
«Школа России»

Цель:
открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и
практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас
детей.

Задачи:

образовательные:
учить подбирать текстовую   информацию с использованием различных источников,
отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;

развивающие:
развивать умение анализировать, делать выводы,  совершенствовать речевые умения
с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;

воспитательные
воспитывать любовь к родному языку,  культуру делового общения; уважительное
отношение  к мнению, отличному от своего.

Тип урока: обобщающий
урок – проект.

Вид проекта: информационный;
 по профилю знаний — предметный; по форме проведения – групповой.

Педагогическая технология:
технология сотрудничества.

 Планируемые результаты:

предметные УУД:
формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать
синонимы и антонимы, однокоренные слова;

личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания
осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их
преодолению;

метапредметные
УУД:
формирование умения работать по плану, 
контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала;
формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе;
взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

формирование умения
находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для
решения практических задач, осознанно строить речевое высказывание;

Формы работы:
фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование:
компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник — В.П.Канакина,
В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2018г.

Ход
урока:

I.                  
Организационный. Создать благоприятный психологический
климат. Настроить на продуктивную работу.

            — Добрый
день.  Все готовы к уроку? Но обычного урока не будет. Сегодня мы с вами
создадим проект.    

— Прочитайте высказывание
на слайде. (Слайд 2)

— Как вы его понимаете?

II.
Мотивация. Создать условия для включения в учебную деятельность.

       — Нам надо
определить тему урока.

В этом нам поможет
стихотворение А.Барто «Сильное кино». (читает Амелия)

— Ребята, все ли было
понятно вам в стихотворении?

— Почему девочка ничего
не поняла? А вы встречали с этим в жизни?

— Что такое слово?

— С чем будем работать?  
(со словом)

Тема проекта – рассказ о
слове.

III. 
Подготовительный этап. Подвести к определению темы урока, цели и задач.

Предпроектная подготовка

 — так какая цель нашего
урока?

— какую задачу поставим
перед собой?

— как надо работать в
группе?

— Определим слово с
помощью рисунков: свеча, солнце, электрическая лампочка .  

-Что между ними общего?
(Слайд 4) (Все они дают свет).

—  О каком слове будем
говорить?  

Правильно,
будем говорить о СЛОВЕ.

IV.
Работа по теме проекта. Создание продукта. Собрать информацию о слове свет.

= На доске у нас книжка ,
а в ней кармашки с заданими. Это и будет нашим планом работы.

1. Фонетический состав
слова.

2. Лексическое значение
слова.

3. Часть речи.

4. Однокоренные слова.

5. Синонимы. Антонимы,
Фразеологизмы.

6. Словосочетания.
Предложения.

7. Пословицы. Загадки.

Работа в группах.

1.На столах у
вас лежат карточки. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.

Проверка.      
(Слайд 5)

(В группе выбирают лучшую
работу и выставляют в кармашек проекта).

— Ребята, не будет ли
ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой
солнцем») (Слайд 6)

 (Предположения детей о
картинке)

— Как  можно  точно
узнать лексическое значение слова?  

2. Работа с Толковым
словарём.  

       свет

       1. Лучистая
энергия, делающая окружающий мир видимым.

       2. Источник
освещения, освещённое место.

       3. Восход солнца,
рассвет.

       4. Сияние, свет,
внутренняя озарённость. (Переносное значение)

       свет

       1. Мир, вселенная;
земной шар вместе со всем существующим на нём.

        2. Общественная
среда, общество.

— Что подсказывает
словарь?

— Прочитайте их значения.

— Каким является первое
слова свет?

— Какие это слова по
отношению друг к другу?

— Стоит ли оставлять
последний рисунок? (Нет, его надо убрать. У него другое лексическое значение)

3. Часть речи. Карточка
№3

— Какой частью речи является
слово свет?

На карточке № 3
подчеркните нужное.  Проверка.     (Слайд 7)

( Карточку с ответами
каждая группа вставляет в кармашек проекта).

4. Однокоренные слова.
Карточка №4 синие листочки

— Посоветуйтесь и
запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.

Проверка.  
Дети из каждой группы читают по одному слову.   (Слайд 8)

Работа с текстом на
слайде.
Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе
Салтане…»                                                             (Слайд 9)

— Из какой сказки
отрывок? Кто автор?

— Нет ли здесь нужных нам
слов?

— Что такое светлица?

V. Физминутка.
( под песню «Солнышко лучистое» дети выполняют движения.)

VI. Продолжение
работы над проектом по плану. Создание продукта.

            5. Синонимы.
Антонимы. Фразеологизмы
.   Карточка № 5.

 (на столах в каждой
группе лежат словари синонимов и антонимов, фразеологизмов).

Работа по группам с
разными словарями: 1 ,2 группы – со словарём синонимов, 3,4 – со словарём
антонимов, 5 – со словарём фразеологизмом.  Проверка. (Каждая группа
зачитывает найденные в словарях синонимы, антонимы и вставляет в кармашки
проекта).

— Что значит  ни свет,
ни заря?
От кого слышали такое выражение?

6. Словосочетания.

-Слово свет, как и любое
другое имя существительное, дружит с именами прилагательными.  Составьте
словосочетания.  Карточка № 6.

(Самостоятельная работа.
Проверка. Карточки вставляются в кармашек проекта).

— Это было легко? Что
надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?

7. Работа с пословицами.

— Такое замечательное
слово не могло не попасть в пословицы. Дома вы должны были найти пословицы со
словом свет.  Назовите мне пословицы. 

— запишите понравившуюся
пословицу на листочек и вставьте в кармашек.

V
Защита проекта. Подвести итоги деятельности.

(Ученики  от каждой
группы у доски подводят итог по проделанной работе, рассказывают все что узнали
о слове. Ребята помогают с места).

— Выполни ли мы задачу
урока?

— Достаточно ли полно
изложен материал?

— Поможет это сообщение
запомнить сведения о слове?

VI 
Рефлексия. Соотносить  цели урока и его результат.

— Что узнали сегодня
нового?

—      Что для вас было
самым трудным?

Как работали сегодня:
спустя рукава или засучив рукава?

Д/з  
Создать свой   проект на любое слово.

  • Проект путешествие в мир сказок
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове снег распечатать
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове солнце титульный лист
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове титульный лист шаблон
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове ночь