Проект по сказкам в старшей группе долгосрочный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 29 улыбка проект здравствуй, сказка в старшей группе выполнила воспитатель : ермак

Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский
сад № 29 «Улыбка»

Проект

«Здравствуй,
сказка»

в старшей
группе

Выполнила воспитатель :

Ермак
А.А.

Майкоп
2021 год

Тема: Приобщение
детей и родителей к традициям семейного чтения художественной литературы.

Тип
проекта
:
педагогический, творческий, краткосрочный.

Участники:


Дети старшего дошкольного возраста;


Родители воспитанников;


Воспитатели старших групп.

Актуальность
проекта:

Процесс общения ребёнка-дошкольника
с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в
формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна
войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным,
полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Но, как известно,
современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми,
просмотром телепередач и всё реже читают книги.

В условиях, когда
создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки
книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным
читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В
действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется
взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая
продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его
трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы
чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и
то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в
дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок
взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе
вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний
день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только
с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор,
обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги
вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет,
они становятся живыми друзьями для нас.

Сказка
необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства,
ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей
в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают
глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие
чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую
очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность
человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать
чужую

судьбу, как свою».

Встреча детей с
героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду
герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную
деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания
у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое
эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок
дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве,
о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с
такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и
ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих
явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений,
нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые
дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык
сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений,
эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые
помогают ребенку запомнить сказку.

В
детском саду было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения
степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое
показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и
играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни,
их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его
звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты
послужили разработке данного проекта.

Нам
необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая
этим дошкольников и их родителей.

Цель:

Способствовать
формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства.

Задачи:

1.
Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

2.
Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии
всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

3.
Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и
общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к
художественной литературе, к сказкам.

4.
Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

5.
Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.

6.
Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

Методы.

Чтение
разных сказок;

Рисование
детьми героев сказок.

Разучивание
присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

Пересказ
прочитанных сказок, их инсценирование.

Самостоятельное
составление сказок.

Рассказывание
сказок собственного сочинения.

Иллюстрирование
прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.

Рассматривание
иллюстраций разных художников к сказкам.

Загадки
о сказках, героях сказок.

Выполнение
самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

План
реализации проекта.

Этапы

Содержание
Задачи Сроки

Подготовительный

1.
Составление плана реализации проекта и изучение методической литературы.

2.
Анкетирование родителей «Место книги в вашей семье»

3.
Беседа с детьми «Моя любимая книга»

4.
Оформление уголка чтения в группе.

   
5. Познакомить педагогов и родителей с проектом.

   
6. Подобрать методическое обеспечение проекта

   
7. Пополнить фонд детской литературы в группе. Февраль

Основной

1.    
Оформление
тематической выставки, посвященная творчеству писателей.

2. Выставка
детских рисунков «Мой любимый сказочный герой»

3.Составление
памятки для родителей «Примерный список детской художественной литературы для
домашнего чтения»

4.
Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка».

5.
Привлекать родителей к работе над проектом.март

Завершающий

1.
Проведение родительского собрания.

2.
Подведение итогов.

3.
Обобщить и распространить семейный опыт по формированию устойчивого интереса
детей к книгам.март

Предполагаемый
результат
:

1.    
Повышение
интереса детей к художественной литературе.

2.    
Повышение
компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого
развития ребёнка.

3.    
Возрождение
домашнего чтения.

4.    
Позитивные
изменения в речи детей.

5.    
Обобщение
и распространение семейного опыта.

Управление
проектом:

1.    
Руководители
проекта — педагог старшей группы

2.    
Участники
проекта – педагог, родители, дети

Перспективы
распространения результатов проекта.

Уровень
детского сада.

Используемая
литература.

Программа
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой

Журнал
«Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2011.

Журнал
«Ребёнок в детском саду» №4, 2010.

Михайлова
А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» -М., 2002 г.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Социально-личностный проект «Учимся дружить»

Автор проекта: Карапетян З.С. Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр Развития Ребенка — детский сад №16 «Петушок».

Вид проекта: долгосрочный, 3 месяца.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Актуальность проекта:

Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств и скандалов. В совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается.

Столкнувшись с этой проблемой, ребятам была прочитана психотерапевтическая сказка «Праздник дружбы» под редакцией И. Вачкова. После чего, было обсуждение сказки. Детям был задан вопрос: «А умеете ли вы дружить?». Дети согласились. Так началась работа над проектом – «Учимся дружить».

Цель: Развивать навыки эффективного взаимодействия детей через понятие «Дружба», используя различные методы и приемы.

Задачи проекта для детей:

  • воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам
  • развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении
  • воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам поведения, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим
  • развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки.

Задачи для родителей:

  • создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребёнка
  • учитывать опыт детей, приобретённый в детском саду
  • уважать неповторимость ребёнка, ставить для себя и ребёнка реальные цели.

Задачи для педагогов:

развивать социально — профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Критерии оценки эффективности проекта:

  1. Активное вовлечение родителей в участие в проекте, через помощь в организации и проведении мероприятий.
  2. Формирование умений у детей правильно оценивать свои поступки и поступки своих друзей, методом рефлексии.
  3. Формирование умений у детей замечать положительные качества другого человека и говорить о них, методом наблюдения.
  4. Формирование у детей понятия «Дружба», проведением итоговой викторины «О дружбе и друзьях».

Направление деятельности и интеграция областей:

Коммуникация:

беседы: «С кем бы ты хотел дружить?», «Золотое правило дружбы», «Расскажи о друге», «Дружба творит чудеса», «Что мешает нам дружить?», «Если друг вдруг заболел», «Друг познается в беде», «Друга ищи, а найдешь — береги», «Собака — друг человека», «Нет лучше друга, чем родная мать».

разучивание стихотворений о дружбе, разучивание мирилок, подборка пословиц о доброте, дружбе, сердечности, неравнодушии, разучивание загадок о дружбе.

Познание: ситуативные игры,

дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Школа вежливости», «Я не должен — я должен», «Ку-ку!», «С кем бы ты хотел дружить?», «Топ-хлоп», «Чепуха», «Это я! Это я! Это все мои друзья!»

Чтение художественной литературы: сказка И. Гуриной «Про Зайца — забияку», «Жадный мышонок», стихи А. Кузнецова «Подружки», Е. Серова «Нехорошая история», Е. Благинина «Подарок», сказка «Как светлячок друга искал», Л. Квитко «Два друга», В.Осеева «Сторож», «Дружба» И. Туричин.

Социализация: утро радостных встреч (после болезни, новенькие в группе, после выходных), речёвки, приветствия.

Труд: труд в природе «Чистота окружающей среды начинается с меня», «Покажем Дюймовочке наш уголок природы».

Художественно — творческое:

Аппликация: «Букет Дружбы», «Сердечная ромашка».

Лепка: «Подари сердечко другу», «Подари игрушку другу».

Рисование: «Дом дружбы», «Портрет друга».

Музыка: слушание и разучивание песен.

«Вместе весело шагать», «Давай дружить», «Когда мои друзья со мной», танец «Мирилка», «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика, Барбарики «Доброта», Леопольд «Ярко светит солнце», музыкальная игра — танец – «Танец в парах».

Здоровье: целевая прогулка — «Кому нужна моя помощь»;

пальчиковая гимнастика — «Стираем носовой платочек», «Чай для Валерика», «Проглот — бегемот», «Дружба зверей», «Барашки».

Физическая культура:

подвижные игры — «Веселые человечки», «Опанас», «Поехали — поехали», «Раненый товарищ», «Угощение для друга», «Что мы делали?».

соревнования — «Весёлые старты», «Мама, папа, я — спортивная семья»;

эстафета — «Кто быстрее оденет друга на прогулку»;

физминутки — «Гуси», «Ёжик», «Как живешь», «Карусели», «Мы за руки возьмемся», «Прогулка».

Работа с родителями: анкеты для родителей.

НОД: «Что такое Дружба?»; «Каким должен быть друг», «Правила Дружбы», «У нас в группе – новенькая», «Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен», «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом», «Все мы вместе целый день и трудиться нам не лень».

Упражнения: «Помоги другу по дежурству», «Как помочь девочке-замарашке», «Кто у нас лучше всех», «Кому вы больше сочувствуете?», » Кто хочет помочь мальчику?», «Придумаем конец рассказов»,» Когда дружба мешает, а когда помогает».

Разрешение ситуаций:

«Краской залился рисунок…», «На столе — разорванная книжка», «У Саши оторвалась пуговица», «Сломался карандаш», «Мальчик ударил девочку», «Дерутся две девочки», «Саша упала и разбила ногу».

Упражнения на расслабление: «Солнечный зайчик», «Надуваем воображаемый шарик», «Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать», «Качели», «Какой счастливый день сегодня», «Кошечка».

Разрешение проблемных ситауций:

  1. «Праздник дружбы» И.В. Вачков.
  2. «Незабудка не смогла подружиться» О.Гавриченко.
  3. «Смелый Бобердулик» И.Орлова.
  4. «Особенное растение» О. Хухлаева.
  5. «Праздник дружбы» Е.С. Мосина.
  6. «Маша и Ойка» С. Прокофьева.

Игры: «Хорошо-плохо», «Кто же меня любит», «Какой путь вы выберете», «Путаница» «День радостный встреч», «Зеркало», «Добрый друг», «Игра-мирилка».

Создание совместно с родителями сказки-книжки о дружбе:

«Зимовье зверей» РНС, «Под грибом» И.Сутеев.

Просмотр мультфильмов: «Кот Леопольд», «Крошка Енот», «Маша и медведь», «Малыш и Карлсон», «Самый большой друг», «Друзья — товарищи», «Необычный друг».

Ресурсное обеспечение проекта:

Презентация проекта.

Практическая значимость: практическая значимость проекта «Учимся дружить» очевидна. Его осуществление помогает сформировать те фундаментальные составляющие, которые являются решающими для развития личности ребёнка, его успешной адаптации в любой социальной среде. Другими словами, целенаправленная работа по развитию эффективных навыков взаимодействия детей, обеспечивает не только положительное общение воспитанников, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребёнком.

Выводы:

Результатом осуществления проекта «Учимся дружить» стали:

  • повышение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей, культуры межличностного общения и интереса к внутреннему миру другого ребенка
  • формирование у детей устойчивой потребности к общению друг с другом, взаимопомощи, поддержки, а также к совместной деятельности.

Проект «Учимся дружить» — это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы. Взаимопроникновение видов деятельности друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция, даёт высокую результативность.

Перспективы дальнейшей работы:

Цель: Продолжать развивать полученные навыки эффективного взаимодействия детей через понятие «Учимся дружить», используя нетрадиционные методы и приемы.

Задачи:

познакомить детей с понятием «конфликт», что такое конфликт?;

познакомить детей с различными путями преодоления конфликтных ситуаций.

Список используемой литературы:

  1. «Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников» О.В. Баженова.
  2. «Почему облака превращаются в тучи?» Сказкотерапия для детей и родителей Е.С. Мосина.
  3. «Лабиринт души» Терапевтические сказки О.В. Хухлаева.
  4. «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева.
  5. «Терапевтические сказки для дошкольников» И.В. Вачков.

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог- дети-родители в реализации проекта:

Дети: Овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации; проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим; возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других; дети знают и называют пословицы, поговорки о доброте, дружбе; дети стали более раскрепощены и самостоятельны; в свободной деятельности применяют пение песен, мирилки; появляется интерес к труду взрослых и чувство ответственности при выполнении трудовых поручений;

Педагоги: Проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применение стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста; педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта; собран и систематизирован весь материал по теме проекта;

Родители: У родителей появляется интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

Подготовительный этап.

В ходе данного этапа проведена предварительная работа:

Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,

Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических).

Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.

Скоординировать действия педагогов и родителей по формированию у детей в детском саду и дома социально — нравственных качеств.

Сотрудничество с родителями: беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в группе детсада, анкетирование.

Основной этап.

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

1. Мероприятия по работе с детьми:

  • чтение художественной литературы
  • просмотр мультфильмов, иллюстраций, картинок, пособий
  • беседы, занятия, наблюдения, рисование, аппликации, дидактические игры, лепка, игры – развивающие, подвижные, мимические.

2. Мероприятия по работе с педагогами:

  • использование раздаточного материала, в соответствии с темой проекта
  • изготовление пособий для занятий и декораций для развлечений
  • оформление выставки детских работ «дерево ласковых имен».

3. Мероприятия по работе с родителями:

  • проведение консультаций на тему «Добр ли ваш ребенок?»
  • оформление книжек-малышек о добре и дружбе
  • организация выставки детских работ: рисунков, аппликаций
  • проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок, кукол
  • совместный с педагогом, ребёнком и родителями анализ поведения за день.

Заключительный этап.

На третьем, заключительном этапе, анализируя работу, можно сделать выводы:

  • тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что позволило существенно снизить конфликтность между детьми
  • данный проект способствовал не только улучшению психологического климата, но и значительно облегчил работу педагога, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей: дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог
  • удалось достичь хороших результатов взаимодействия педагог – родители: родители принимали активное участие в реализации проекта.

Оформление выставки коллективных работ.

Проект«Дружба начинается с улыбки»

Тип проекта:

психолого

педагогический.

Участники:

дети старшей группы, воспитатели группы, педагог – психолог, инструктор ФИЗО, родители.

Масштаб

: долгосрочный, учебный год.

Основание для разработки:

Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми, является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми. Реализация данного проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей группы: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения, облегчает переход из детского сада в школу, к активному общению в период адаптации.

Цель:

Формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в группе.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;

2. Выявить уровень благополучия взаимоотношений в группе детского сада;

3. Создать доброжелательную, комфортную обстановку в коллективе детей, научить их бережно относиться к своим товарищам, проявлять доброту и внимание, научить общаться друг с другом;

4. Формировать умение ограничивать свои желания, учить считаться с желаниями окружающих сверстников и родителей, умение сопереживать.

План реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

— изучить имеющиеся условия для реализации проекта, подобрать и систематизировать наглядно – методический и дидактический материал: игры, упражнения, детскую художественную литературу по проблеме.

— выявить уровень благополучия детей в группе по методикам «Секрет», разработанной Т.А. Репиной (выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия);

— проанализировать совместно с психологом результаты обследования детей, определить психолого-педагогическую работу с детьми.

Ответственный: воспитатели группы, педагог- психолог.

2 этап – технологический:

— создание необходимой предметно-развивающей среды: организация психологического уголка в группе, в котором размещены зоны для саморегуляции и релаксации, для повышения самооценки, развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы;

— разработка материала, картотеки игр и упражнений на обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме, умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции, бесконфликтному общению, повышению самооценки, навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде;

— подготовка аудиозаписей разнообразных музыкальных произведений, видеотеки мультфильмов с сюжетами по формированию нравственных качеств;

— разработка перспективного плана по реализации проекта;

— разработка конспектов игровых занятий, развлечений, сценариев совместной деятельности.

Ответственный: воспитатели, педагог- психолог, инструктор ФИЗО.

3 этап – внедренческий:

Реализация проекта:

сроки задачи содержание
сентябрь — воспитывать интерес к окружающим детям;

— развивать чувство понимания и потребности в общении со сверстниками.

— Беседа «Если с другом вышел в путь»;

— Игровые упражнения «Кто первым поздоровается?»;

— Чтение художественной литературы «Урок дружбы», «Настоящий друг» М. Пляцковского.

октябрь — развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях. — Дидактическая игра «Наши добрые слова»;

— Инсценировка произведения В. Осеевой «Волшебное слово»;

— продуктивная деятельность, рисование «Рисунок другу»;

— спортивные игры – эстафеты;

— Концерт для осенних именинников «От улыбки станет все светлей».

ноябрь — развивать умение контролировать свое эмоциональное состояние в процессе общения со сверстниками;

— формирование доверия к собеседнику.

— Беседа «Драться или договариваться»;

— Дидактическая игра «Как хорошо с тобой дружить»;

— Фотовыставка «А мы бываем вот такие» (фотографии детей группы в повседневной деятельности с разными эмоциональными настроениями);

— психологические игры на развитие самоконтроля.

декабрь — продолжать учить быть внимательным к чувствам и желаниям других детей, передавать свои положительные эмоции другим. — Дидактические упражнения «Угадай мое настроение», «Передай свое настроение»;

— Продуктивная деятельность (ручной труд) «Подарки моим друзьям»;

— Концерт для зимних именинников «От улыбки станет все светлей»

январь — развивать навыки совместной деятельности детей и родителей;

— развивать умение распознавать положительное и отрицательное в поведении человека;

— развивать творческие способности, воображение;

— укреплять дружеские взаимоотношения в процессе продуктивной деятельности.

— Совместная деятельность детей и родителей – выпуск мини-газет «Нарисуй пословицу о дружбе»;

— Проигрывание игровых ситуаций по стихотворению В. Маяковского «Что такое «хорошо» и что такое «плохо?»

— Чтение художественной литературы: русской народной сказки «Лиса и журавль», эстонской сказки «Каждый свое получит»;

— совместное с родителями, детьми катание на коньках.

февраль — продолжать обучать детей речевым средствам общения,

— коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

— Беседа «Как играть и не ссориться», «Умнее тот, кто уступает»;

— Вечер подвижных игр «Подарки», «Позови ласково»; игры-соревнования, эстафеты;

— игры, обучающие сотрудничеству «Доброе животное», «Маленький остров»;

— Праздник, посвященный будущим защитникам «Смелые, сильные, храбрые»;

— Продуктивная деятельность (рисование) «Нарисую друга»;

— Выпуск альбома с иллюстрациями «Какими должны быть настоящие мужчины»;

— Чтение художественной литературы: стихи С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»;

— Спортивное развлечение с применением парной гимнастики.

март — обучать детей различать эмоциональные состояния героев художественных произведений и сказок по особенностям речи, жестов, мимики, движений. — Чтение художественной литературы рассказ

А. Ахундова «Красивая девочка»;

— Выпуск газеты «Наши принцессы» (о девочках группы»;

— Инсценировка и показ детям младшей группы сказки «Заюшкина избушка».

апрель — воспитывать межличностные отношения с окружающими взрослыми и сверстниками. — Анкетирование детей и родителей «Что такое дружба?»;

— Продуктивная деятельность (рисование портретов) «Отгадай моего друга»;

— родительское собрание по теме «Старый друг лучше новых двух»;

— Концерт для весенних именинников «От улыбки станет все светлей».

май — учить детей высказывать мнение о своих друзьях,

— развивать чувство эмпатии и толерантность к окружающим сверстникам и взрослым.

— Поход в парк, развлечение «В кругу друзей»;

— Беседа «нам гости пришли» — рассказы родителей о своих школьных друзьях;

— Игры на сотрудничество: «Слепой и поводырь»,

«Паутина», «Путаница», «Обруч», «Дорожка препятствий».

Проект
«В мир природы через книгу»


Проект «В мир природы через книгу»

Актуальность:

В
настоящее время развитие человеческой цивилизации характеризуется глобальным
влиянием деятельности человека на окружающую среду, поэтому проблема экологического
образования возводится в ряд первостепенных образовательных проблем. Ключевым
этапом на пути решения экологических проблем является экологическое просвещение
людей.

ФГОС
ДО ставит целью формировать у детей дошкольного возраста общую культуру
личности, представление о планете Земля как об общем доме людей, об
особенностях ее природы, способах безопасного поведения в ней. Это содержание
необходимо реализовывать всеми доступными средстами в различных видах
деятельности. В связи с этим обозначилась необходимость экологического
воспитания дошкольников.

Экологическое
воспитание детей дошкольного возраста имеет важное

значение,
так как в этом возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о
природе, воспитывается гуманное отношение к природе, практическое умение и
навыки, направленные на охрану природы.

Анализ
многочисленных исследований в сфере экологического образования убедительно
свидетельствует о том, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать
знания о природных объектах и законах природы, а на основе знаний — правильное
отношение и позитивное взаимодействие человека с природой.

Важным
средством экологического воспитания является художественная литература. В
книгах о природе заложены идеи ответственности человека за ее сохранения,
призыв к маленькому читателю беречь и защищать природу.

Литература
представляет богатый материал, на основе которого подрастающее поколение учится
любить природу, беречь и охранять е. Конечно, книги не заменят живого общения с
природой – походов, отдыха у реки, прогулок по парку и лесу и даже детских игр
на природе. Но книги помогут детям глубже погрузиться в душу природы, стать е
частицей, лучше понять. Детская художественная литература о природе
воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный
язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает
познавательный интерес к природе.

Гипотеза:

если
в работе с детьми в различных видах деятельности использовать художественную
литературу о природе, то это будет способствовать экологическому воспитанию
дошкольников.

Цель:

Создать
условия для экологического воспитания дошкольников посредством художественной
литературы.

Задачи:

расширять
знания детей о живой и неживой природе в процессе чтения художественной
литературы;

формировать
экологическую культуру, навыки грамотного поведения в природе, гуманного
отношения к живому и растительному миру на примере художественных произведений;

использовать
художественное слово (познавательная литература, стихи, загадки, пословицы и
поговорки, экологические сказки) для формирования у детей интереса к объектам и
явлениям природы на прогулке;

прививать
познавательный интерес к природоведческой литературе;

приобщать
детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя, возраждать
традиции семейного чтения в процессе работы над проектом;

воспитывать
у детей бережное отношение к природе.

Участники проекта:

педагогический
коллектив группы, воспитанники группы , родители.

Характеристика проекта:

• по
продолжительности – долгосрочный (октябрь -март);

• по
составу участников – груповой;

• по
характеру участия ребенка в проекте — исполнитель и непосредственный участник;

• по
видам деятельности – комплексный, т. е во время реализации проекта будут
использоваться различные виды деятельности: познавательная,творческая, игровая,
исследовательская, решение проблемных ситуаций;

• по
характеру контактов – в пределах одной группы в тесном контакте с семьей.

Ожидаемые результаты:

1.
Понимание детьми значения слова «экология» и наличие представлений о
многообразии живой и неживой природы и ее роли в жизни человека.

2.
Знание детьми правил безопасного поведения в природе.

3.
Наличие у детей представлений о необходимости беречь и охранять природу.

4. У
детей появится познавательный интерес к художественной литературе экологической
направленности, желание выполнять простейшие трудовые обязанности в уголке
природы и на участке, потребность заботиться об окружающей нас среде.

Модель
трех вопросов:

Что мы знаем?

Окружающая
нас среда находится в опасности.

Что хотим узнать?

1.
Как мы можем помочь сохранить природу.

2.
Какие правила безопасного поведения в природе надо соблюдать, чтобы не нанести
вред растительному и животному миру.

3.
Какова роль природы в жизни человека.

Что нужно сделать, чтобы узнать?

1.
Читать художественную литературу экологической направленности.

2.
Вести наблюдения за живой и неживой природой.

3.
Знакомиться с правилами безопасного поведения в природе.

4.
Выполнить интересные задания, в том числе совместно с родителями.

5.
Поиграть в дидактические, сюжетно-ролевые игры и настольные игры экологической
направленности.

6.
Сходить на экскурсии.

Содержание работы по образовательным областям:

1.
Физическое развитие: подвижные игры, физминутки, тематические динамические
паузы, беседы о зависимости здоровья от состояния окружающей среды.

2.
Социально-коммуникативное развитие: беседы, сюжетно-ролевые игры, выполнение
трудовых поручений в уголке природы и на участке, знакомство с правилами
безопасного поведения в природе, экскурсии в библиотеку. Рассматривание
иллюстраций, картинок, анализ из содержания и выводы, решение проблемных
ситуаций, составление описательных рассказов, обмен впечатлениями после
экскурсий, презентация своих творческих работ. Беседы о зависимости состояния
окружающей среды от отношения человека к природе.

3.
Познавательное развитие: дидактические и настольные игры экологической
направленности. Наблюдения и познавательно-исследовательская деятельность в
природе,

4.
Речевое развитие: чтение художественной литературы, отгадывание загадок,
заучивание стихотворений, пословиц и поговорок

5.
Художественно-эстетическое развитие: выставка рисунков и творческих работ,
работа с раскрасками, изготовление газет и альбомов, книжек-малышек.

Перспективный план работы над проектом:

I. Подготовительный этап.

Формирование
целей и задач проекта, составление плана реализации проекта.

Подбор
детской литературы о природе.

Работа
со справочной литературой для нахождения информации о жизни и творчестве
детских писателей.

Анкетирование
«Экологическое воспитание в семье».

II. Основной этап.

Беседы
с детьми «Моя любимая книга», «Что мы знаем о книгах?».

Пополнение
при помощи родителей в группах библиотеки книгами экологической направленности.

Консультация
для родителей «Экологическое воспитание дошкольников в семье посредством
художественной литературы»

Консультация
для родителей «Роль сказок в экологическом воспитании дошкольников»

Выставка
книг «Они писали о природе».

Конкурс
стихотворных композиций детей на тему: «Уж небо осенью дышало»

Рекомендации
для родителей «Что читать дома с ребенком о природе».

Консультация
для родителей «Приобщение к книжной культуре и детской литературе»

Чтение
литературных произведений экологической направленности.

Выставка
книг «Я с книгой открываю мир природы».

Изготовлению
книжки-малышки «Времена года».

Выставка
рисунков на экологическую тему «Береги природу»

Беседа
с детьми «Как к нам попадает книга». Ремонт книг в группе детьми с родителями.

Беседа
«Библиотека-дом, где живут книги»

Экскурсия
в библиотеку «Откройте с книгой мир природы»

Литературная
гостиная «Детские писатели о природе».

Посещение
родителями с детьми старшего дошкольного возраста библиотеки. Создание
читательского абонемента своему ребёнку.

Конкурс
стихотворных композиций на тему: «Любим мы природу в любое время года!»

Создание
картотеки стихотворений для использования на прогулке «Времена года и природные
явления»

Подбор
художественной литературы экологического содержания для чтения с детьми в
группе и дома.

Рекомендации
для родителей по чтению природоведческой литературы.

Творческие
работы по прочитанным произведениям художественной литературы о природе.

Дидактические
игры экологической направленности.

III. Выход из проекта. Презентация продукта проекта.

Взаимодействие
с родителями:

1.
Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «В мир природы через
книгу».

2.
Пополнить библиотеку «Книга напрокат» книгами экологической направленности.

3.
Привлекать родителей к выполнению заданий и творческих работ вместе с детьми.

4.
Провести экскурсию в детскую библиотеку

5.
Рассказы родителей о своих прогулках и походах в природу, изготовление газет и
фотоколлажей.

6.
Консультации для родителей, информационные стенды, индивидуальные беседы.

Взаимодействие
с педагогами:

Выступление
на семинаре:

«Формирование
экологической культуры в детском саду и дома посредством художественной
литературы»

Используемая литература:

1. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду. –
Учитель, 2017

2. Федотова А. М. Познаем окружающий мир играя:
сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Сфера, 2015

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность
дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. :
Мозаика-синтез, 2008.

4. О. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. –
М. : Мозаика-синтез, 2015

5. О. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. — Детство-Пресс,
2016

6. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с
окружающим миром. – М. : Мозаика-синтез, 2015.

7. Танасийчук В. Н. Экология в картинках. — М. : Детская
литература, 1989.

8. Материалы интернет- ресурсов:

image001

image002

image003

«По дороге в сказку» (познавательно – творчески — исследовательский проект)

Автор – составитель проекта: 

Помазова Валентина Юрьевна, воспитатель

первой квалификационной категории

МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»

Тема проекта: «По дороге в сказку»

Участники проекта: воспитанники средней группы «Хрусталик», родители (законные представители), педагог ДО по ИЗО, педагог — психолог.

Место реализации проекта:

МБДОУ « Центр развития ребенка — детский сад № 18 «Теремок»

Тип проекта: групповой, познавательно-творческий проект.

Продолжительность проекта: три недели

Образовательные области: познание, коммуникация, художественно – эстетически — творческое.

Форма итогового мероприятия: СОД на тему «Путешествие по русским народным сказкам», презентация проекта ««По дороге в сказку»

Актуальная проблема проекта: дети среднего дошкольного возраста стали меньше интересоваться книжными изданьями, так как электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу.

Актуальность темы проекта: огромной любовью пользуется у детей дошкольного возраста именно сказка, так как детям свойственно верить в чудеса, волшебство. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Сказка учит детей жить, вселяет в них оптимизм, веру в торжество добра и справедливости, так как за фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие взаимоотношения.

Русская народная сказка имеет огромное воспитательное значение, поэтому на сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема актуальна.

Гипотеза: русская народная сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают познавательный интерес к чтению художественной литературы.

Цель проекта: приобщать детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать познавательный интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей (законных представителей).

Задачи (для детей):

— знакомить с видами сказочных произведений;

— учить узнавать персонажи знакомых сказок (знать название сказки, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки);

— закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения), разные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, театр картинок, кукольный);

-совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, распределять между собой обязанности и роли;

-развивать творческую самостоятельность, художественно — эстетический вкус детей в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения;

— воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

Задачи (для родителей):

— создание в семье благоприятных условий для развития детей, с учетом приобретенного опыта в детском саду;

— развитие совместного творчества родителей и детей;

— развивать у родителей (законных представителей) способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

— заинтересовать родителей (законных представителей) жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Содержание проекта строится на принципах:

основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности детей, формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми;

принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

-принцип наглядности – «золотое правило дидактики» основная информация усваивается детьми через зрительно — слуховое восприятие;

принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе;

принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию связной речи;

принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей дошкольного возраста;

принцип взаимосвязи сенсорного, умственного, речевого развития детей;

принцип интегративности – приобщение к миру художественной литературы, искусства, фольклора, музыки;

принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед детьми некий жизненный урок;

принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета;

принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает воображение и фантазию детей;

принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо

Обеспечение: сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, художественная литература, репродукции картин, рисунков, фотографии, аудиозаписи классической музыки композитора Н.А. Римского-Корсакова, Камиль Сен-Санса, А.С. Грибоедова; методическая литература.

Предполагаемые результаты проекта:

-проявлять любовь к русским народным сказкам и театральной деятельности;

-знать, называть прочитанные сказки (тексты), персонажей, мораль;

— знать различные виды театров и уметь показывать их;

— уметь использовать различные средства выразительности;

— самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.

-развитие интереса к русской литературе фолклору;

-развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

— совершенствование звукопроизношения, выразительности, связной речи детей;

— содействие творческому развитию детей;

— развитие эмоциональной отзывчивости;

— гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Продукт проектной деятельности:

-изготовление пальчикового кукольного театра «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса, заяц и петух», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Кривая уточка», Коза-дереза», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Колосок», «Зимовье», «Репка»;

— рисунки, поделки, работы по аппликации по сказкам;

— участие в конкурсном движении в данном направлении

Пути реализации проекта:

I этап Подготовительно — моделирующий

Педагог: определение темы проекта.

Написание плана движения к поставленной цели, который обсуждается с родителями и с детьми.

Сбор информации, методической, художественной литературы, дополнительного материала.

Использование ИКТ, подбор научной литературы журналов, газет, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок.

Изучение опыта работы педагогов по данной тематике.

Обработка информационного материала.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

Выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

Оформление наглядной агитации для родителей (законных представителей) с целями, задачами, тематикой проекта.

Опрос родителей (законных представителей), детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке русские народные сказки.

Подготовка консультаций для родителей (законных представителей): «Читайте детям сказки», Волшебные «мамины сказки», «Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста», «Воспитание сказкой».

Дети: Вхождение в проблему «Чему нас учат сказки? » через совместно-организованную деятельность, игровую ситуацию и дидактические игры.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи цели познавательно — творческого проекта «По дороге в сказку»

Дополнение задач проекта «По дороге в сказку».

Родители (законные представители): Знакомятся через наглядную агитацию с темой, целью, задачами познавательно — творческого проекта «По дороге в сказку».

Знакомятся с тематикой заданий, которые предлагает педагог (иллюстрации к русским народным сказкам (по их выбору); изготовление (приобретение) Театра пальчикового по сказке «Теремок» и другим) и определяются с темой своего выбора.

Принятие родителями (законные представители) задач, стоящих перед реализацией проекта, дополнение содержания проекта, исходя из своих возможностей.

II этап Основной деятельностно – ориентированный

ОО «Познание»: викторина по математике «Герои сказок в цифрах».

ОО «Коммуникация»: провести с детьми беседы на темы: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой». Проведение викторины «Ах, уж эти сказки!». Составление картотек с речевым материалом по сказкам. Проведение коммуникативных игр: «Кто чем приметен», «Путаница».

ОО «ЧХЛиФ»: СОД на тему «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание в аудио сказок согласно рекомендациям ООП ДО. Чтение произведений: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса, заяц и петух», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Кривая уточка», Коза-дереза», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Колосок», «Зимовье», «Репка»; «Крошечка — Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и других.

ОО «Физкультура»: Проведение подвижных игр: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята», «Ванюша и лебеди», «Волк и поросята».

ОО «Здоровье»: Выпуск ЭКО газеты для родителей «Природа в народной сказке».

ОО «Безопасность»: СОД «Уроки безопасности от Колобка», «Уроки безопасности с Мудрой тётушкой Совой».

ОО «Труд»: Проведение СОД используя технику Оригами «Лиса», «Заяц». Ручной труд из природного и бросового материалов по мотивам русских народных сказок.

ОО «Социализация»: Включение дидактических игр в режимные моменты: «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?», «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя», «Сказочное лото», «Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя».

Проведение тематических родительских встреч «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста».

Инсценировка (драматизация) сказок: «Колобок», «Теремок», «Колобок», «Колосок», «Три медведя», «Гуси – лебеди», и других.

ОО «Музыка»: Прослушивание песен из сказок: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и другие.

ОО «Художественное творчество»: Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки». Рисование героев сказок «Курочка Ряба»; сюжетное рисование «Три медведя». Лепка героев и сюжетов сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь». Аппликации к сказкам «Заюшкина избушка» и др.

Участие: в викторине «Герои сказок в цифрах», «Ах уж эти сказки»; в беседах на заданные темы; в СОД; прослушивание аудио сказок; слушание художественных произведений; самостоятельные игры детей с «Разрезными картинками», «Составь портрет сказочного героя» и другие; участие в инсценировке; участие в выставке поделок и рисунков «В гости сказка приходи».

Знакомятся с ЭКО газетой «Природа в народной сказке».

Участие в тематической родительской встречи «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста».

Участие в выставке рисунков и поделок «В гостях у сказки»

Участие в конкурсном движении по данной тематике.

III этап «Заключительный»

Изготовление героев к пальчиковому театру «Теремок» родителями.

Порекомендовать родителям вместе с детьми проиллюстрировать одну из русских народных сказок.

Оформление выставки «По дорогам русских сказок»

Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

Организация выставки книг «Сказки моего детства»

Организация выставок рисунков и поделок «В гостях у сказки».

Участвуют в изготовлении иллюстраций к русским народным сказкам.

Оказание помощи в изготовлении сказочных героев к пальчиковым театрам «Теремок», «Колобок», «Колосок», «Репка» и другие.

Совместно с детьми изготавливают иллюстрации к русским народным сказкам.

Оказание помощи в оформлении и пополнении книжного уголка.

Помощь в организации выставки книг «Сказки моего детства»

IV этап Аналитико-диагностический

Подготовка к презентации. Презентация.

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Знакомятся с презентацией. Делятся впечатлениями о проекте.

Результат проекта:

В результате совместной образовательной деятельности детей дошкольного возраста, родителей (законных представителей) дети приобщились к художественной литературе и театральной деятельности, расширили познавательный кругозор о русских народных сказках, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки иллюстрировать и инсценировать.

Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей дошкольного возраста.

Дети научились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других и выражать свое отношение к его предложению.

Родители (законные представители) детей проявили большой интерес к чтению художественной литературы, осознали роль русской народной сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности детей дошкольного возраста, а также стараются ежедневно находить время для чтения детям русских народных сказок по вечерам.

Проектный метод развивает познавательно – исследовательский интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Технология проектирования делает детей дошкольного возраста активными субъектами образовательного процесса, ведет к саморазвитию дошкольников.

Список используемой литературы

Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003.

Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. — 2-е изд.-М.: Просвещение,2005.

4. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: ТЦ «Сфера», 2001

Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007.

Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. — СПб. «Детство-пресс», 2008.

Приложения:

Приложение №1.

Консультации для родителей «Читайте детям сказки», «Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста», «Воспитание сказкой»

Приложение № 2.

Картотека игр по русским народным сказкам.

Дидактические игры по русским народным сказкам:

ДИ «Чья песенка?» (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок);

ДИ «Чья песенка?» (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок);

ДИ «Отгадай-ка!» (учить детей отгадывать название сказки по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки);

ДИ «Знаешь ли ты?» (воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность).

ДИ «Узнай героя сказки по описанию» (воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку).

ДИ «Назови героев сказки» (учить отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки);

ДИ «Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»);

ДИ «Расскажи сказку по иллюстрациям» (побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения)

ДИ «Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке).

ДИ «Отгадай загадку» (развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой).

ДИ «Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).

ДИ «Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)

ДИ «Отгадай-ка!» (учить детей отгадывать название сказки по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки);

ДИ «Знаешь ли ты?» (воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность).

ДИ «Узнай героя сказки по описанию» (воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку).

ДИ «Назови героев сказки» (учить отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки);

ДИ «Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»);

ДИ «Расскажи сказку по иллюстрациям» (побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения)

ДИ «Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке).

ДИ «Отгадай загадку» (развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой).

ДИ «Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).

ДИ «Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве).

СДИ «Радио» (воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать связную речь детей).

СДИ «Вершки-корешки» (упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Приложение №3

Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку» (развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов

Театрально — музыкальное развлечение «Путешествие в сказку» по мотивам русских народных сказок, сказок К.И. Чуковского (для детей среднего дошкольного возраста)

Экологическая газета для родителей «Природа в русской народной сказке»

Проект «В мире сказок»

 Тип проекта: долгосрочный.

Вид проекта: познавательно-творческий,
игровой.

Продолжительность: 9 месяцев

Участники проекта: дети
старшей группы, родители, воспитатели.

Одним
из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной
литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством
умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное
влияние на развитие и обогащение детской речи.

    
Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые
сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него
эмоционально-чувственное восприятие мира.
Благодаря сказке ребёнок
познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает
собственное отношение к добру и злу. Дети верят в сказку, а значит, через
неё легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения
героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку,
уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное –
развиваются всесторонне.
В
возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми, поэтому
больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом». Основной целью в этот
период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок. И
лучше всего для этого подходят сказки!

Актуальность
проблемы:

Низкий уровень развития
связной речи детей и интереса у них к произведениям художественной литературы и
устного народного творчества.
В настоящее время большинство детей воспитываются не на
сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени
сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим
упущением взрослых в воспитании своих детей.

Данные
полученные в ходе опроса детей и родителей ДОО, свидетельствуют, что дома
чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле, сказка
представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического,
воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого
общества. Поэтому мы решили уделять больше времени именно сказкам в развитии
воспитании наших детей.

В наше время существует ещё такая  проблема
– дети не любят слушать, читать художественную литературу. Они больше времени
проводят за компьютерами. Поэтому передо мной стоит задача: не только читать
детям сказки, но и драматизировать их, пересказывать, рисовать, лепить,
создавать мини-музеи, картотеки, проводить дидактические игры по их содержанию.

Практическая
значимость


Повышение качества образовательного процесса по речевому и
художественно-эстетическому воспитанию через организацию непосредственно
образовательной деятельности, совместной, познавательной, творческой
деятельности детей, педагогов и родителей;


Создание в группе насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и
безопасной предметно-пространственной среды (п.3.3. ФГОС ДО) для обобщения
материала по художественно эстетическому воспитанию у дошкольников;


Активизация и обогащение воспитательных умений родителей через проектную
деятельность, конкурсы, выставки; укрепление связи семьи и ДОУ;

– Накопление педагогического материала для
непосредственно образовательной деятельности (НОД), для театрализованной деятельности.

Цель
проекта:

Развитие
связной речи детей посредством организации театрализованной деятельности.

Задачи
проекта:

1.
Создание условий для организации творческой театрализованной деятельности
детей.

2.
Формировать у воспитанников способность активно слушать произведение,
вслушиваться в художественную речь, понимать смысл сказок, их познавательное
значение .

3.
Совершенствовать культуру речи, умение детей рассуждать, применять свои знания
в беседе, добиваться связных высказываний.

4.
Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной
деятельности детей. Обогащать и расширять словарный запас детей.

5.
Дать представление о жанрах сказочных произведений, продолжать знакомить с
писателями -сказочниками.

6.
Развивать познавательные способности ребѐнка, любознательность, творческое
воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному.

7.
Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре уважительное
отношение к сверстникам и взрослым через русские народные сказки;

8. Создавать условия для совместной
творческой деятельности детей и родителей.

Предполагаемый
результат.

— проявляет любовь к
сказкам и театральной деятельности;

— знает и называет
прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;

— умение использовать
различные средства выразительности;

— умение самостоятельно
выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою
роль.

Усвоение ребенком
добродетели, направленность и открытость его к добру.

Позитивное отношение
ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений
со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

Потребность и готовность проявлять
совместное сострадание и радость

Подготовительный
этап
(подбор
материала, оборудования, обогащение предметно-развивающей среды).

Материал
и оборудование:


Репродукция картин художника Е. Рачева, Ю. Васнецова по сказкам;


Книги с авторскими сказками В. Сутеева, К. И. Чуковского и др.


Подбор иллюстраций к русским народным сказкам разных

художников;


Оформление книжного уголка «Наша добрая сказка»;


Литература по русским народным сказкам;


Мультфильмы по сказкам;


сборник аудиосказок;


подготовка презентаций ( диафильмов к сказкам)


Раскраски по сказкам;


Мнемотаблицы для пересказа сказок


Настольно-печатные игры, лото по сказкам


Дидактические игры:


«Расскажи сказку по героям»;


«Из какой сказки?»;


«Четвёртый лишний»;


«Расскажи сказку по иллюстрации»;


«Разрезные картинки»;


«Подбери узор»;


«Народные промыслы»;


«Найди лишнее»;


«Цвета и краски»;


«Что перепутал художник?»;


«Составь узор»;


«Подбери игрушку»;


«Подбери героев сказки».

Словесные
игры:


«Волшебные слова»;


«Волшебные предметы»;


«Докончи фразу» — название героев сказки;


«Узнай героя сказки по описанию» и др.

Виды
театров:

Пальчиковый

«Три поросёнка»; «Волк и семеро козлят»;

«Красная
шапочка»; «Теремок»; «Гуси лебеди».

Настольный

«Бычок смоляной бочок»; «Сивка — Бурка»; «Морозко»; «Маша и медведь»; «Кот,
петух и лиса»; «Три

поросёнка»;
«Гуси – Лебеди»; «Заюшкина избушка», «Мышка-вострохвостик» .

Варежковый

«Заюшкина избушка»; «Рукавичка» .

Театр
на фланелеграфе
– «Лиса и волк»; «Теремок»; «Колобок», «Яблоко» ( В.
Сутеев); «Крылатый, мохнатый, да масляный» .

Бибабо

«Маша и медведь»; «Мешок яблок» ( В.Сутеев); «Кот, петух и лиса»; «Волк и
семеро козлят»; «Три поросёнка»; «Три медведя».

Кукольный

«Теремок»; «Козлёнок».

Вязаный
пальчиковый:

«Теремок»

-Подбор
физкультминуток, пальчиковой гимнастики,

динамических
пауз
:


«Два барашка»;


«В гостях у сказки»;


«Репка»;


«Сказки»;


«Колобок»;


«Буратино»;


«Поросята»;


«Кошки мышки»;


«Маша и медведь»;


«Петушок»;


«Машина каша»;


«Медведь по лесу бродил»;


«Три медведя»;


«Вышла курочка гулять»;


«Пастушок».

Подвижные
игры:


«Золотые ворота»;


«Ручеёк»;


«Гуси – лебеди»;


«Жмурки»;


«Кот и мыши»;

— «Горелки».

Основной этап:

Работа с детьми:

1.      Познавательное
развитие:

·       
презентации;

·       
беседы;

·       
разговор о правилах поведения с использованием
сюжета сказок; 

·       
Рассказ «Авторские и народные сказки»

2.      Социально-коммуникативное развитие:

·       
просмотр мультфильмов по сказкам; 

·       
просмотр диафильмов по сказкам

·       
 инсценировка сказок;

·       
показ сказок в настольном театре теней;

·       
показ сказки с использованием пальчикового театра;

·       
Показ сказки с использованием разных видов театра;

·       
Настольно-печатные игры по сказкам

3.      Речевое
развитие:

·       
чтение сказок и обсуждение их содержания;

·       
сравнение сказок;

·       
сравнение содержания сказок прочитанных и просмотренных;

·       
придумывание другого конца сказкам;

·       
пересказ сказок;

·       
пересказ сказок по мнемотаблицам;

·       
 рассказывание сказки по иллюстрациям;

·       
заучивание пословиц по сказке;

·       
дидактические игры;

·       
проведение викторины по русским народным сказкам и
викторины «Любимый сказочный
герой».

4.      Художественно-эстетическое развитие

·       
конструирование к сказкам

·       
аппликация ;

·       
коллективная работа;

·       
лепка

·       
сюжетное рисование

·       
просмотр музыкальных
сказок

·       
вечер развлечений
«Волшебный мир сказок»

Самостоятельная
деятельность
:

·       
разукрашивание раскрасок;

·       
составление сказки с помощью мнемотаблиц;

·       
лепка сказочных героев;

·       
конструирование фигур сказочных героев из геометрических фигур и счётных
палочек.

5.      Физическое
развитие:

·       
утренняя гимнастика по сюжету сказки

·       
 подвижные
игры
;

·       
  пальчиковые игры;

·       
 физкультурные минутки.

Работа с родителями:

·       
участие родителей и детей в оформлении книги рисунков «Наши любимые сказки»;

·       
Помощь в приобретении книг со сказками, в оформлении книжного
уголка

·       
Помощь в изготовлении разного вида театра по сказкам

·       
Помощь в приобретении и изготовлении костюмов и декораций для
инсценировки  сказок.

·       
Анкетирование «Ребёнок и книга»

·       
Консультации: «Значение сказки  в развитии речи ребёнка», «Возрождение
традиции семейного чтения в современном мире»

·       
Памятка
«О чём и как беседовать с детьми после прочтения книг»

·       
Литературная викторина с
участием родителей «Путешествие в сказку»

·       
Семейный конкурс «Самая
читающая семья»

План проекта

Образовательные области

Виды детской деятельности

Познавательное развитие

1.      Презентации:  

         «Русские
народные сказки»;

         «Персонажи
русских народных сказок – какие они»; «Авторские сказки»;

«Сказки дедушки Корнея»;

 .

2.    Встречи
с работниками библиотеки.

3.      Трудовые
поручения: «Наведём порядок в уголке книг»

Беседы

1.      «История
возникновения сказок»;

2.      «Для
чего нужны сказки?»;
Хочу такой сайт

3.      Почему сказка
называется сказкой;

4.      Разные
виды сказок; 

5.      Сказки
волшебные и сказки о животных;

6.      Сказки
народные и сказки авторские;

7.      Чему
учат все сказки;

8.      Разговор
о правилах поведения с использованием сюжета сказок:

«Крылатый, мохнатый да масляный»,

      «Заяц
– хвастун»,

«Петушок и бобовое зёрнышко»,

 « Не плюй в колодец –
пригодиться воды напиться», «Петушок и курочка», «Кот, петух и лиса», «Лиса и
журавль».

Речевое развитие

Чтение сказок и обсуждение их содержания

1. «Заюшкина избушка»;
 

2.  «Кот,
петух и лиса»

3. «Царевна -лягушка»

4.  «Сивка Бурка»;

5.  «Иван – царевич и серый
волк»

6. «По щучьему веленью»;

7.
«Царевна-лягушка»

8.  «Теремок»;

9.  «Чудесное яблочко»

10. «Соломенный бычок – смоляной
бочок»,

11. «Хаврошечка»

12. «Зимовье зверей»  и др.;

13.
Произведения К. И. Чуковского

14.
Сказки В. Сутеева

Сравнение сказок

1.      «Теремок» и  «Рукавичка»;

2.  «У страха глаза
велики» и  «Плюх пришёл»

3.
Русская народная сказка «Теремок» и сказка «В. Сутеева «Грибок – Теремок»

Пересказ сказок

 ( в том числе с использованием
мнемотаблиц»

1. «Колобок»;

2.  «Репка»

3.  «Курочка Ряба»;

4. «Маша и медведь»;

5. 
«Заюшкина избушка»;

6.  
«Петушок и бобовое зёрнышко»

7.
«Хаврошечка»

8.
«Пых»

9.
«Яблоко»

10.
«Лиса и журавль»

Речевые и дидактические игры

1. «Из какой сказки
этот предмет»;

2.  «Назови сказку»;

3. «Угадай сказочного
героя»;

4.  «Угадай сказку
по песенке героя»;

5. «Какие сказки
перепутались»;

6.«Из какой сказки  эти слова».

7.«Волшебные слова»;

8. «Волшебные предметы»;

9. «Докончи фразу» — название героев сказки;

10. «Узнай
героя сказки по описанию»

Социально – коммуникативное развитие

Просмотр мультфильмов

1.      «Крылатый, мохнатый да
масляный»

2.      «Заяц — хваста»

3.      «Пузырь, соломинка и лапоть»

4.      «Кот,
петух и лиса»,

5.      «Василиса
прекрасная»,

6.      «Волшебное кольцо»;

7.     
«Мешок яблок»;

8. 
Мультфильмы по сказкам К. И. Чуковского

Инсценировка сказок с использованием масок

1. «Колобок»,

2. «Маша и медведь»

3. «Три поросенка»

4. «Теремок»

5. «Яблоко» 

Показ сказок в настольном театре.

1.  «Репка»;

2.  «Заюшкина избушка»;

3.  «Волк и семеро козлят»;

4.  «Теремок»

5. 
«Кот, петух и лиса»

6. 
«Кораблик»

7.
«Мышка-вострохвостик» 

Драматизация сказок с использованием разного вида театра

Три поросёнка»; «Волк и семеро козлят»;

«Красная шапочка»; «Теремок»; «Гуси лебеди».

Настольный – «Бычок смоляной бочок»;
«Сивка — Бурка»; «Морозко»; «Маша и медведь»; «Кот, петух и лиса»; «Три

поросёнка»; «Гуси – Лебеди»; «Заюшкина избушка», «Мышка-вострохвостик»
.

Варежковый – «Заюшкина избушка»;
«Рукавичка» .

Театр на фланелеграфе – «Лиса и волк»;
«Теремок»; «Колобок», «Яблоко» ( В. Сутеев); «Крылатый, мохнатый, да
масляный» .

Бибабо – «Маша и медведь»; «Мешок
яблок» ( В.Сутеев); «Кот, петух и лиса»; «Волк и семеро козлят»; «Три
поросёнка»; «Три медведя».

Кукольный – «Теремок»; «Козлёнок».

Вязаный пальчиковый: «Теремок»

Художественно – эстетическое развитие

Конструирование

1.      «Теремок»,

2.     
«Заюшкина избушка»

3.     
«Избушка Бабы Яги»,

4.     
«Сказочный дворец»,

5.     
«Кораблик»  

6.     
«Бычок — смоляной
бочок»
 (из
счётных палочек)
.

Аппликация

1.      «Избушка лубяная и ледяная»

2. «Золотая
рыбка»      

3. «Колобок»      

Лепка

1.     Царевна – Лягушка»,

2.    
 «Три медведя»,

3.    
 «Герои сказки «Теремок»; 

4.    
«Петушок – золотой
гребешок»
 (с использованием природных материалов;

Рисование

1.«Моя любимая сказка»,

2.«По- щучьему
велению», 3.«Иллюстрации к сказке 4.«Заюшкина Избушка», 5.«Лягушка –
Царевна», 6.«Колобок»

  7.«Пузырь, соломинка и лапоть»

8.«Кто-кто в рукавичке живёт»

9.«Заяц-хваста»

Коллективная работа

1.      «Лиса и журавль»

2.      «Колобок»

3.      «Кот петух и лиса».

4.      «Зимовье
зверей»

5.      «Волшебный
мир сказок»

Выставка

1.    
«Мой любимый сказочный герой» (рисунки)

2.    
«Моя любимая сказка» (рисунки)

3.    
Театр по сказкам ( совместно с родителями)

Физическое развитие

Подвижные игры

1.      «Баба Яга» (хоровод, «Баба Яга»)

2.      «Поймай колобка»;

3.      «Гуси- лебеди»;

4.  
«Кот и мыши»

5.      «Раздувайся, пузырь»

6.      «Кошки мышки»;

7.      «Лиса и зайцы».

Пальчиковые игры

1.      «Маленькие мышки»;

2.      «Дружба»;

3.      «Зимняя прогулка»

4.      «Строим дом»;

5.      «Волк и белка» и
др.

Физкультминутки

 См. картотеку

  • Проект по сказкам чуковского в подготовительной группе
  • Проект по русскому языку 3 класс стр 72 рассказ о слове ветер
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове язык
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове школа
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ про слово