Проект по сказкам пушкина 5 класс для ученика

Фотографии: depositphotos / иллюстрация: юлия замжицкая никогда педагоги не должны допускать со своей стороны тона фривольного, писал еще а.

Проект по сказкам пушкина 5 класс для ученика
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

«Никогда педагоги не должны допускать со своей стороны тона фривольного», — писал еще А. С. Макаренко. Сегодня жесткие границы стираются: ученики и учителя «лайкают» посты друг друга в социальных сетях и иногда разговаривают на «ты». Педсовет решил узнать, помогает или вредит неформальное общение учебному процессу и удается ли педагогу при этом сохранить авторитет. 

Нужно ли учителю и ученикам общаться неформально

Что думают юристы

Адвокат Максим Крупский рассказывает, как относится к неформальному общению учителя и учеников закон:

«В российском законодательстве нет запрета на внеклассное или неформальное общение учителя с учеником. Пункт 2 части 1 статьи 48 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» возлагает на педагогических работников обязанность соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, а пункт 3 той же части требует уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. Понятие норм для педагогических работников отчасти раскрывается в Письме Минпросвещения России «О примерном положении и о нормах профессиональной этики педагогических работников».

Эти документы не запрещают ходить в гости, в кино, в поход, переписываться в социальных сетях. Нет четких требований по поводу обращения на «ты» или на «вы». Есть профессиональная этика, и она существует в педагогическом сообществе десятилетиями».

Что думают родители

Родители школьников неформальное общение преимущественно поддерживают и вспоминают традиции из своих школьных лет, когда, например, навестить педагога дома считалось совершенно обычным делом.

Алла Сумарокова, мама ученика 7 класса:

«Вспоминаю, что, когда сама была школьницей, мы ходили в гости к учителям. И это было нормально. Мы обсуждали фильмы, первую влюбленность. При этом было понимание, что он главный, старший, уважаемый, но как близкий товарищ может подсказать что-то важное. Сейчас все как-то отдалились друг от друга».

Валерия Ковалева, мама ученицы 10 класса:

«Мне непонятно, почему неформальное общение — это обязательно такое разбитное? Наши любимые учителя в моем детстве всегда были людьми веселыми. Разговаривали с нами на равных, не давили авторитетом. Помню, историк смешил очень, говорил: „Иди к доске, моя черешня, час расплаты настал“. Но никому и в голову бы не пришло с ним не считаться или не уважать».

Что думают дети

Большинству ребят хочется видеть изо дня в день не ходячую функцию или надсмотрщика, а «живого человека», который верит в то, что говорит, проявляет интерес к мнению учеников, их увлечениям. Если учитель отвел урок и сухо попрощался, ребенок очень скоро теряет интерес не только к учителю, но и к предмету.

Анастасия, 16 лет:

«Раньше я училась в школе, где с учителями разговаривали на „ты“. Я вообще не знала, что бывает по-другому, мне это казалось нормой. Сейчас я перешла в школу, где многие учителя обращаются к нам на „вы“. С одной стороны, похоже, как будто мы коллеги, которые делятся опытом друг с другом. Но дистанция, конечно, тоже очень ощущается. Иногда я из-за этого впадаю в ступор».

Роман, 12 лет:

«Мы с учителями иногда играем в „настолки“. Когда я выигрываю, мне приятно, что учитель мне руку жмет, поздравляет».

Ульяна, 14 лет:

«У нас в школе со всеми учителями хорошие отношения. Всегда можно спросить совет, необязательно по учебе. Они нас понимают и никогда не ругают. А мы их за это уважаем».

Что думают педагоги

Традиционная система образования подразумевает, что учитель выступает авторитетным взрослым, который владеет информацией и готов ею делиться. Общение происходит в рамках установленных правил, иерархии и построено на умении выстраивать дистанцию. Такого подхода придерживаются немало преподавателей по сей день.

Елена Тишина, учитель русского языка и литературы, 54 года:

«Педагог находится на работе. Если хотите, класс — это его офис и он в нем начальник. Много вы видели начальников, которые играют в доверительные отношения с подчиненными? Это расхолаживает, ломает дисциплину. Между учителем и учеником должна быть дистанция. Были времена, когда авторитет учителя вообще был непререкаем».

Игорь Клименко, учитель математики, 41 год: 

«Наверное, если у тебя десять человек в классе, то можно неформально общаться, а если их 30? На голову сядут, они ж как маленькая толпа. А с толпой как? — Только управлять».

Однако кандидат педагогических наук Вера Султанова считает, что формат, когда идеальным учеником был ребенок, прямо сидящий за партой со сложенными руками, уходит в прошлое. Теперь успех учебного процесса зависит от того, насколько учитель умеет слушать детей, общаться с ними и выстраивать доверительные отношения. Это не означает, что нужно делиться с классом секретами личной жизни. Просто ученик выступает личностью со своими взглядами, несмотря на то, что она еще только формируется и нуждается в мягкой корректировке. 

Евгения Порышева, учитель математики, 48 лет:

«Плохим тоном для педагога я считаю желание задавить ребенка авторитетом. Я от коллег иногда слышу: „Ну, пусть меня не любят, зато предмет знают. Мне их любви не нужно“. Считаю это провалом. Я убеждена, что в моей практике успех в усвоении материала приходил только тогда, когда мы налаживали партнерское общение». 

Для чего служит неформальное общение

Психолог Ольга Некрасова считает, что выстроить баланс неформального общения очень сложно и этот процесс напоминает хождение по канату: с одной стороны — взаимное принятие, понимание, доверие, с другой — уважение границ другого человека. Однако при правильном применении педагог решает с его помощью ряд образовательных задач:

  • Сводит к минимуму детский стресс от учебного процесса

Учеба для ребенка — стресс по определению: вызовы к доске, проверочные и контрольные работы, оценки. Нервное напряжение блокирует мыслительные процессы, лишает творчества. Особенно если учитель дополнительно нагнетает обстановку. Юмор и дружелюбное отношение снижают страх перед учителем и позволяют детям раскрыться.

  • Улучшает дисциплину и позволяет мирно разрешать возникающие конфликты.

Давление рождает сопротивление. Когда учитель при одноклассниках унижает хулигана, он рождает в нем чувство неприязни и провоцирует на месть. Другое дело, если спокойно обсудить поведение наедине — такой вариант может принести плоды. Мастерство неформального общения позволяет разрядить обстановку и не потерять авторитет, когда 30 пар глаз смотрят и оценивают действия педагога в спорной или конфликтной ситуации. 

  • Повышает успеваемость

Когда с учителем хорошие отношения, школьники с удовольствием изучают предмет, даже если он дается с трудом. Для любого ребенка важна эмоциональная сфера, связь со значимым взрослым, поэтому он будет стараться.

  • Помогает ученикам расширить социальные границы и получить опыт общения со взрослыми

Общение предполагает умение выбирать стиль в зависимости от того, с кем и о чем разговариваешь. Опыт коммуникации со взрослыми у ребенка часто ограничен семейным кругом. Неформальные взаимоотношения между педагогами и учениками в школе помогают расширить этот круг, чтобы научиться соблюдать дистанцию, не переходить в панибратство и не допускать фамильярности.

  • Позволяет направить ребят в поиске собственного пути

Только доверие позволяет ребенку поделиться с учителем своим секретом, задать волнующий вопрос, высказать мнение или отношение к ситуации. Он должен точно знать, что его не засмеют, не обвинят, даже если он в чем-то ошибается. Роль учителя в этом случае — быть наставником, который максимально тактично направит ребенка по безопасному и верному пути.

И все же баланс допустимого в общении вызывает вопросы у учителей независимо от опыта. Начинающие педагоги в силу возраста чаще сталкиваются с проблемой, когда ученики переходят границы. И тогда возникает задача: не потерять уважение ребят и не скатиться в панибратство.

Личный опыт

Учитель литературы из Калининграда Екатерина Образова вспоминает, с какими открытиями ей пришлось столкнуться, когда она пришла работать в школу 20 лет назад, сразу после института: 

«Когда я только начала преподавать, я старалась не наказывать учеников, быть с ними во всем заодно, в речи использовала популярные у них словечки. Но дети, к сожалению, восприняли это как слабость: решили, что я не могу держать дисциплину, а, значит, они могут вести себя, как хотят. И тогда я поняла: все хорошо в меру. Мне предстоит восстановить авторитет и при этом не отдалиться от ребят. Вот только я не очень понимала, как это сделать. 

Однажды мы провели литературный вечер по роману «Евгений Онегин»: взяли в театре платья и костюмы пушкинской эпохи напрокат, оделись, как современники Пушкина, и стали разбирать, как Онегин поступил с Татьяной. Завязался проникновенный диалог, некоторые девчонки даже плакали, а мальчишки высказывали совершенно неожиданные суждения. И вот тогда я почувствовала, что мы на одной волне: произошло что-то очень глубокое, важное, что нас сблизило. Ребята отнеслись ко мне с уважением, как к старшему наставнику, человеку с опытом. Искренне интересовались мнением, спорили, советовались. 

Я поняла, что неформальное общение неформальному рознь. То есть фривольного общения у них хватает и со сверстниками. А в школе между учителем и учеником есть игра, при которой можно быть близкими, но, как сейчас говорят, без хайпа. Учитель не должен восприниматься детьми как злое и далекое существо, но и скатываться на уровень подростка непрофессионально».

Литература по теме

Лучше разобраться в вопросе общения с учениками, выбрать оптимальный стиль и соблюсти баланс формального и неформального поможет специализированная литература.

  1. Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 N ИП-941/06/484 «О примерном положении и о нормах профессиональной этики педагогических работников».
  2. А. Фабер. Как говорить с детьми, чтобы они учились.
  3. Д. Лемов. Мастерство учителя.
  4. Ю. Гипенрейтер. Общаться с ребенком. Как?
  5. А. Макаренко. Педагогическая поэма.
  6. Н. Джексон. Классный учитель. Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии.
  7. Л. Лефевер. Искусство объяснять.

image49124498 5c9d7cbfa09cd068f3fbc094845c981e

«Когда мы говорим о молодых ребятах и девчонках, для нас, действительно, было приятным откровением, что они готовы смотреть сложные лекции, готовы тратить на это большое количество времени. Мы, кажется, поняли очень важный ответ: им важна не просто сумма знаний, им важны глаза человека, личный пример. Люди, которые собрались в этом зале, все, кто представлен к номинации премии общества “Знание”, — это, в первую очередь, вдохновители, люди, которые воодушевляют, передавая частичку своего огня, блеск своих горящих глаз и свою искреннюю веру в то, что они делают», — отметил он.

Во время загрузки произошла ошибка.

Так, лучшим просветительским проектом стал конкурс «Большая перемена», который также победил в номинации «За лучшее просветительское мероприятие». В 2021 году в нем приняли участие 2,5 млн школьников и студентов колледжей. «Конкурс запустился одновременно с пандемией и смог ответить на массовый запрос подростков и детей быть полезными. Мир развивается такими темпами, что сегодня большинство подростков уже имеет рабочие, актуальные предпринимательские проекты, ребята очень увлечены научно-техническими разработками, развиваются творчески. И каждый должен получить возможность раскрыть свой потенциал. Сегодня большая перемена — это не просто конкурс, это огромная команда, настоящая семья, где важен талант каждого», — сказал на церемонии награждения генеральный директор АНО «Большая перемена» Валерий Моргуновский.

Лучшим просветителем года стал главный внештатный специалист сердечно-сосудистой хирургии Минздрава России, профессор хирургии Леонид Бокерия, он также стал победителем в номинации «Спорт и ЗОЖ».

Он до сих пор оперирует огромное число больных с врожденными и приобретенными пороками сердца и сердечных клапанов. «Я хочу вам всем пожелать крепкого здоровья, я хочу каждому, если здесь такие есть, кто этого не сделал, обязательно привиться, потому что эта зараза (коронавирус) ничего другого не признает, кроме прививки. Я хочу пожелать, чтобы те поколения людей, кто через пять, 10, 50 лет будут стоять на этом месте, были лучше, счастливее нас и более долговечней», — сказал Бокерия на сцене.

Юниорское движение Worldskills Russia стало победителем премии «Знание» за вклад в сфере «Достижения и гордость России».

«Через движение юниоры получают возможность раннего погружения в профессии по компетенциям Worldskills. Основными направлениями деятельности юниорского движения являются чемпионаты и финалы по стандартам Worldskills, общеразвивающая программа “Профильные техноотряды”, профориентационные фестивали профессий», — говорится на сайте премии.

Лучшим просветительским проектом в интернете был выбран лекторий «Достоевский» — бесплатная универсальная современная медиатека видео, аудио, подкастов, курсов и вебинаров. Лучшим просветителем в интернете стал Денис Прудник, ведущий популяризатор космонавтики в РФ, основатель проекта «Мы верим в космос». В исторической номинации среди проектов победила мультимедийная выставка-комикс «Александр Невский», которая состоит более чем из 140 видеопроекций разного формата, а лучшим просветителем в этой номинации стал антрополог Станислав Дробышевский.

В номинации «Просвещение по радио и ТВ» победу среди проектов одержал документальный фильм «Гибель империи. Российский урок» о событиях времен Февральской революции 1917 года, а среди просветителей в этой номинации победил доктор физико-математических наук Алексей Семихатов, который с 2014 года ведет программу «Вопрос науки» на телеканале «Наука». Лучшим документальным фильмом признана картина «Гагарин. Жизнь в хронике ТАСС». Фильм рассказывает подробности о том, как ТАСС освещал полет Гагарина, и раскрывает интересные и порой малоизвестные моменты из жизни космонавта через эксклюзивные фотографии, многие из которых никогда не публиковались.

В номинации «Культура и искусство» победу одержал проект «Сказки для и про особенных детей». Это социальные сказки, герои которых отличаются от своего окружения. Проект призван мотивировать особенных детей и их родителей верить в лучшее будущее, расти и развиваться. Среди просветителей победителем в этой номинации стал руководитель проекта SiberiaDOC Николай Бем, который занимается развитием авторского документального кино в Сибири.

В номинации «За активную просветительскую деятельность в школе» победил проект «Билет в будущее», посвященный ранней профессиональной ориентации учеников 6-11 классов.

Учителем-просветителем года признан Алексей Ермолин, автор методики осмысленного обучения и создания креативных презентаций «Смыслографика». В номинации «За активную просветительскую деятельность в вузе» жюри отдали победу проекту развития жестового языка «POжестI». Преподавателем-просветителем в этой номинации признан старший преподаватель кафедры физики высоких энергий и элементарных частиц Санкт-Петербургского государственного университета Антон Шейкин.

Обладателей призов зрительских симпатий объявлял генеральный директор общества «Знание» Максим Древаль. «Я очень рад, что так много талантливых, выдающихся людей вносят свой вклад в общее дело просвещения, мотивации и вдохновения молодежи. Я знаю, что в данной номинации более 10 тысяч человек отдали свои голоса за всех номинантов», — отметил он.

Приз зрительских симпатий получил проект «Что не найдешь в учебнике: вопросы и ответы». Это социально-исторический проект о героизме предков, неизвестных фактах истории России, которых еще нет в школьных учебниках. Лучшим просветителем зрители признали ученого-филолога, преподавателя Ивана Пыркова, который разработал фресковый метод преподавания литературы — предельная визуализация подаваемого материала, подача в сжатой, образной, яркой форме.

Премия «Знание» учреждена с целью признания заслуг российских просветителей, выявления значимых просветительских проектов и подтверждения высокого статуса просветителя в России. В 2021 году она проводится впервые, однако предполагается, что премия станет ежегодной.

В шорт-листы вошли 103 номинанта, после чего жюри определило лауреатов премии. В состав почетного жюри в том числе входят помощник президента РФ Андрей Фурсенко, гендиректор информационного агентства России ТАСС Сергей Михайлов, глава «Сбера» Герман Греф, министр культуры РФ Ольга Любимова, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий и ректор РАНХиГС Владимир Мау.

Лауреаты премии будут приглашены к сотрудничеству с обществом «Знание» и получат статус резидента «Центра знаний», который открывает доступ к широким возможностям мультимедийной инфраструктуры. Они также получат поддержку в продвижении своих проектов.

В награждении победителей принимали участие первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко, помощник президента Владимир Мединский, народные артисты России Константин Хабенский и Владимир Машков, гендиректор общества «Знание» Максим Древаль, руководитель Росмолодежи Ксения Разуваева и другие.

                                                        Проект по сказкам пушкина 5 класс для ученика                                  

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение – Бочанихинская основная общеобразовательная школа

Баганского района, Новосибирской области

Дошкольная группа «Сказка»

Заведующая дошкольной группой «Сказка»: Дымура Любовь Анатольевна

Адрес дошкольной группы:

632770 ,Новосибирская область, Баганский район село Бочаниха, ул. Мира № 59

Номер телефона: 8(383)-53-49-435

Электронная почта: school_bochaniha@mail.ru 

 Внимание! Информация для родителей!

Количество вакантных мест для воспитанников разновозрастной дошкольной группы » Сказка»

Численность дошкольной группы » Сказка» Количество вакантных мест
15 7

Локальные нормативные акты 

Название                   файл
 1  Правила внутреннего распорядка обучающихся дошкольной группы «Сказка» файл
 2  Правила внутреннего трудового распорядка дошкольной группы «Сказка» файл
 3  Положение о правилах приёма на обучение по образовательным
программам дошкольной группы «Сказка», об отчислении и переводе в Муниципальном
казенном общеобразовательном учреждении.
файл
 4  Режим занятий обучающихся файл
 5  Положение о порядке и условиях осуществления перевода, обучающихся из
МКОУ Бочанихинской ООШ дошкольной группы «Сказка» в другие организации,
осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам.
файл
 6  Положение о правилах возникновения и прекращения отношений между
образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся.
файл
 7  Положение об Общем собрании коллектива файл
 8  Положение Управляющего совета файл
 9  План работы Управляющего совета файл
 10  Положение о Совете педагогов файл
 11  Положение о дошкольной группе «Сказка» Муниципального казённого
учреждения – Бочанихинской ООШ.
файл
 12  Положение о бракеражной комиссии файл
 13  Постановление администрации Баганского района Новосибирской области от
28.01.2020г. № 56 «О закреплении территорий за образовательными
учреждениями, реализующими основную образовательную программу дошкольного
образования»
файл 

Иные документы

  Название    Файл 
 1  Постановление №785 24.09.2019 г об открытии дошкольной группы «Сказка»  файл
 Лицензия №11248 17.02.2020 г на осуществление образовательной деятельности  файл
 файл
 Приложение №1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности  файл
 файл
 Положение о системе оплаты труда работников  файл
 5  Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников.  файл
 6  Соглашение по охране труда на 2020 год.  файл
 7  Положение о портфолио педагогического работника дошкольной группы «Сказка» (в соответствии с ФГОС ДО)  файл
 8  Положение о медицинском обслуживании в МКОУ Бочанихинской ООШ дошкольной группе «Сказка»  файл
 9  Положение об официальной странице на сайте МКОУ Бочанихинской ООШ дошкольной группе «Сказка»  файл
 10  Положение о порядке оформления и ведения личных дел воспитанников  файл
 11  Положение о порядке ведения личных дел педагогов и сотрудников  файл
 12  Положение о порядке предоставления отпуска в дошкольной группе «Сказка»  файл
 13  Положение о порядке и условиях командирования работников дошкольной группы «Сказка»  файл
 14  Положение о защите персональных данных работников дошкольной группы «Сказка»  файл
 15  Положение о работе со сведениями, составляющими коммерческую и служебную тайну  файл
 16  Положение по аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности  файл
 17  Положение о должностном (внутри дошкольном) контроле дошкольной группы «Сказка»  файл
 18  Положение о рабочей программе МКОУ Бочанихинской ООШ дошкольной группы «Сказка»  файл
 19  Положение о языках образования в дошкольном образовательном учреждении  файл
 20 Положение о ведении электронного протокола педагогического совета   файл

Документы об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей)

Название    файл

Постановление администрации Баганского района Новосибирской области «Об утверждении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в муниципальных образовательных организациях» №189 от 28.03.2018г.

файл

Правила приема и отчисления в ДОУ

Название                   файл 
1 Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Приём заявлений, постановка на учет и направление на зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) Баганского района». Постановление № 271 от 19.04.2016г. файл
2 Положение о правилах приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования, об отчислении и переводе в МКОУ Бочанихинская ООШ дошкольная группа «Сказка файл
3 Форма заявления о зачислении ребенка в детский сад файл
4 Форма Договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования файл
5 Форма согласия на обработку персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей). файл
6 Форма расписки в получении документов, представленных при приёме ребёнка в ДОУ файл
7 О закреплении микрорайонов за дошкольными образовательными учреждениями №56 от 28.01.2020г. файл

Приказ о приеме ребенка в МКОУ Бочанихинскую ООШ 

дошкольную группу «Сказка»


п/п
месяц группа дата номер приказа зачисления, дата зачисления  количество детей в группе
1. март  разновозрастная 28.02.2020   №1 от 02.03. 2020г.       8
2. март разновозрастная 28.02.2020   №1 от 02.03. 2020г.       8
3. март разновозрастная 28.02.2020   №1 от 02.03. 2020г.       8
4. март разновозрастная 28.02.2020   №1 от 02.03. 2020г.       8
5. март разновозрастная 28.02.2020   №1 от 02.03. 2020г.       8
6. март разновозрастная 28.02.2020   №1 от 02.03. 2020г.       8
7. март разновозрастная 28.02.2020   №1 от 02.03. 2020г.       8
8. март разновозрастная 28.02.2020   №1 от 02.03. 2020г.       8
9. сентябрь  разновозрастная  №15 от 18.09.2020г 7
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Приказ о выбытии ребенка в МКОУ Бочанихинской ООШ 

дошкольной группы «Сказка»

Дата  ФИ выбывшего номер приказа 
1 31.08.2020 Моисеева Елизавета №13 от 31.08.2020
2 31.08.2020 Генин Егор  №14 от 31.08.2020

Презентации образовательных областей

Административный персонал:

Проект по сказкам пушкина 5 класс для ученика

Заведующий: Лях Валентина Ивановна

Образование: высшее педагогическое.

Окончила НГПУ в 2007г.

Специальность: учитель начальных классов.

Квалификационная категория: высшая.

Педагогический стаж: 17 лет.

Стаж в должности: до года.

Повышение квалификации: Диплом о профессиональной переподготовке в Частном Образовательном Учреждении Дополнительного Профессионального Образования «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки» по программе «Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ», 2018 г.

ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по программе «Профилактика насилия, дискриминации и суицидального поведения в условиях образовательных организаций», 2018 г.

Сертификат. Участник «Социально – профессиональные условия для достижения нового качества образования в школах с низкими образовательными результатами и функционирующих в сложных социальных условиях: вызовы 21 века», 2019 г.

Курсы профессиональной переподготовки по квалификации » Старший воспитатель» ,2019г


Педагогический персонал: 

Проект по сказкам пушкина 5 класс для ученика

Воспитатель: Дымура Любовь Анатольевна

Образование: высшее педагогическое

Окончила НГПУ в 1999 г.

Специальность: учитель географии

Курсы профессиональной переподготовки по квалификации » Старший воспитатель» ,2019г

Кв. категория: СЗД

Педагогический стаж: 38 лет

Стаж в должности: до года

Стаж в данном учреждении: 38 лет

Повышение квалификации: Диплом о профессиональной переподготовке в Частном Образовательном Учреждении Дополнительного Профессионального Образования «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки» по программе «Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ»,2018 г.


Проект по сказкам пушкина 5 класс для ученика

Воспитатель: Роговенко Марина Васильевна

Образование: высшее педагогическое,

Окончила НГПУ в 2005 г.

Специальность: учитель начальных классов

Курсы профессиональной переподготовки по квалификации » Старший воспитатель» ,2019г

Кв. категория: СЗД

Педагогический стаж: 30 лет

Стаж в должности: до года

Стаж в данном учреждении: 30 лет

Повышение квалификации: Сертификат, прошла стажировку в рамках регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ и детей – инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», 2019 г.


Проект по сказкам пушкина 5 класс для ученика

Помощник воспитателя: Божко Олеся Николаевна

Образование: основное, 2015г

Курсы профессиональной переподготовки по квалификации » Воспитатель» ,2019г

Окончила основную школу в 2015 г

Стаж в должности: до года

Стаж в данном учреждении: до года

МОБУ «Ямно-Селезеневская общеобразовательная школа»

ПРОЕКТ

по литературе

на  тему:

«Там русский дух… там Русью пахнет!»

                                           Выполнили:  ученики 5 класса

                  Крючков Вадим

                                                             Ситников Антон

                                                             Ставшая Елизавета

                                                             Руководитель:  учитель русского языка

             и литературы

           Трусова Е.Н.                                                                                

                2012г                 

Содержание

  1. Введение. —————————————————————————- 3
  2. Основная часть———————————————————————- 4
  1. Литературная сказка —————————————————————4
  2. Сказки А.С.Пушкина————————————————————— 5
  1. Практическая часть. Обычаи, традиции и быт в Древней Руси, описанные в пушкинских сказках——————————————————-7
  2. Заключение  ———————————————————————— 12
  3. Список использованной литературы. ————————————————-13
  1. Введение

Тема нашей проектной работы «Там русский дух…». За основу нашей работы мы взяли четыре сказки А.С.Пушкина: „Сказка о царе Салтане“  (1831г), „Сказка о попе и работнике его Балде“ (1831г), „Сказка о рыбаке и рыбке“ (1833г), „Сказка о мертвой царевне“.

Для А.С.Пушкина в 1831 году начинается новый период его фольклорного творчества. В начале 30-х годов Пушкин начинает углубленно интересоваться фольклором. Начальным этапом работы Пушкина над сказками считается знаменитое состязание А.С.Пушкина и В.А. Жуковского. Такое литературное состязание продолжалось многие годы. За этот период Пушкиным и Жуковским были написаны большое количество сказок, некоторые из них были созданы на основе одного и того же сюжета народной сказки. Но так изменены, дополнены, что воспринимаются как совершенно разные произведения. В итоге один из писателей все же признал свое поражение перед талантом другого. Жуковский признал, что победителем состязания стал Пушкин и подарил ему портрет с надписью “Победителю ученику от побежденного учителя”.

Несмотря на то, что в пушкинских сказках много волшебства и чудес, в них можно найти и много вещей, связанных с реальным миром. В сказках Пушкина мы встречаем особенности жизни  Древней Руси и Древнерусской культуры. Нравы и традиции, о которых пишет автор в своих сказках,   не выдуманы. Если детальней всмотреться в описание героев и события сказок, то они могут многое нам поведать  о реальной жизни людей в Древней Руси. 

Цель нашей работы: найти реальные черты жизни и быта Древней Руси в сказках А.С.Пушкина.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

— дать определение сказке; раскрыть особенности литературной сказки;

— рассмотреть особенности сказок А.С.Пушкина;

— выявить обычаи, традиции и быт в Древней Руси на основе сказок А.С.Пушкина.

  1. Основная часть
  1. Литературная сказка

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Сказки литературные – сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки, наполняя их новыми вымышленными персонажами, героями.

Народная сказка – основа литературной.

Чем же отличается литературная сказка от фольклорной? Каковы её основные характеристики?

1.   В отличие от народной, литературная сказка принадлежит конкретному автору и имеет неизменный текст, не бытовавший до публикации в устной форме.

2.   Литературной сказке, особенно в прозаической форме, свойственна изобразительность. Автор детально и красочно описывает место действия, облик и характер героев, их переживания. Но всё же, в большей мере автор уделяет внимание необыкновенным, волшебным приключениям, происходящим с героями сказки.

3.    Для литературной сказки свойственна чётко выраженная авторская позиция. Читатель сразу понимает, кому из героев автор симпатизирует, кому сопереживает, а к кому относится отрицательно.

4.     В литературных сказках автор очень часто проводит параллели между реальным и сказочным миром. Нередко, таким образом, автор стремится подчеркнуть негативные стороны существующей действительности. В романах и повестях-сказках второй половины XX века мы можем увидеть ярко выраженный социальный или даже политический подтекст. Вспомните сказки Дж. Родари или «Три толстяка» Ю. Олеши.

Но все же, сказки, прежде всего, остаются сказками. С их необыкновенными волшебными приключениями, с необычными персонажами и верой в чудеса. Всё это мы  сможем найти в литературных сказках. Тех самых сказках, которые окружали нас в детстве.

  1. Сказки А.С.Пушкина

Сказки Пушкина входят в нашу жизнь очень рано. Что же привлекает нас в них?

Фантастическое и необычное содержание, загадочные герои, их приключения, поэтический язык, народная мудрость, “живописный способ выражаться”, “веселое лукавство ума”, “русское раздолье языка” – все это особенности народных сказок. Все эти черты мы находим и в сказках А.С. Пушкина.

Пушкин не мог не написать свои сказки: то, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно  было отозваться. Поэт создал мир

сказки, который существовал на Руси лишь в устном народном творчестве.

Пушкина тянуло к русской истории и культуре, к ее корням. Его манила и влекла мудрость русского народа. С детства он был окружен им.

Всем известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. Много времени Александр Сергеевич отдавал собиранию и изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории – Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях писатель прославлял не только великих царей и полководцев, но и талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову.

С русской культурой и историей он начал знакомство благодаря няне, Арине Родионовне, и бабушке, Марии Алексеевне. Они оказали благотворное воспитание на развитие юного Пушкина. Они ознакомили его с устным народным творчеством. «Пушкинская сказка – прямая наследница народной», утверждал детский писатель С.Я.Маршак.

Имя – Арина Родионовна – известно любому читателю. Она не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины». Арину Родионовну взяли няней к Пушкиным, и с тех пор вся её жизнь была связана с жизнью и судьбой Александра Сергеевича. К своей няне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество  русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Сказки, которые рассказывала ему в детстве няня,  стали предвестниками пушкинских сказок. Он хорошо запоминал их сюжеты и перекладывал их в стихи. Сказки завораживали, поражали мальчика своим таинственным миром. Он слушал незабываемый голос няни и в его голове рождались строки его первых сказок.

Пушкинские сказки особенные. У него всегда динамичный сюжет, необычные ситуации и события, сцены, полные чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего читателя, то читать и понимать их очень просто.

Сказки Пушкина обычно в стихах, но люди всегда на ура воспринимают их, так как написаны они простым и понятным языком. В каждой сказке встречаются афоризмы и доступное пояснение того, какой вывод должен сделать читатель после прочтения.

Многие герои сказок Пушкина ведут себя как люди из трудовой, крестьянской среды. Не чуждаются простого физического труда: печку затопить, дом прибрать. Такая простота в отношении к труду помогает воспитывать уважение к работе.

Сказки Пушкина  легко воспринимаются и в то же время воспитывают благородные чувства.

  1. Практическая часть

Обычаи, традиции и быт в Древней Руси, описанный в пушкинских сказках.

Несмотря на то, что сказки А.С.Пушкина наполнены волшебством и сказочными превращениями, в них мы можем найти много реального. Жизнь, обычаи, культуру, нравы Древней Руси воплощает Пушкин в своих сказках.

В своей работе мы проанализировали  четыре сказки Пушкина:  „Сказка о царе Салтане“  (1831г), „Сказка о попе и работнике его Балде“ (1831г), „Сказка о рыбаке и рыбке“ (1833г), „Сказка о мертвой царевне“.

Рассмотрев сказки Пушкина, мы выяснили, где жили, как одевались и чем занимались люди в Древнерусском государстве.

Древнерусские жилища. Характерной чертой жителей Древнерусского государства стало возникновением разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.  Жилища князей и бояр – это хоромы. Они состояли из нескольких соединенных между собой переходами строений. В центре находился терем, где размещалось отапливаемое помещение  — изба.

Зажиточные горожане жили в срубах, нередко двухэтажных. Здания состояли из нескольких комнат. В комнатах (покоях) стояли деревянные кровати, скамьи, столы. Жилые покои в богатых хоромах освещались свечами.

Крестьяне жили в небольших домах – полуземлянках (жилища, пол которых был ниже уровня почвы) с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей.

Например, в «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин пишет: «Они жили в ветхой землянке…». Потом старуха попросила избу. Вот что увидел старик, возвратившись домой: «Перед ним изба со светелкой,/ С кирпичною белою трубой,/ С дубовыми тесовыми воротами…».

После того, как старуха становится столбовою дворянкой, жилище ее тоже преображается: «Что ж он видит: Высокий терем…». Следующей возьмем для примера «Сказку о царе Салтане». Салтан – царь. Каково же его жилье: «Царь Салтан сидит в палате …». А на богатом острове Буяне правит князь Гвидон: «Все в том острове богаты,/ Изоб нет, везде палаты».

В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкин подробно описывает терем семи богатырей, который находит царевна в лесу: «Но невеста молодая,/ До зари в лесу блуждая,/ Между тем все шла,да шла/И на терем набрела…»; «Ей навстречу пес залаял…»; «И царевна очутилась /В светлой горнице; кругом /Лавки, крытые ковром, / Под святыми стол дубовый, /Печь с лежанкой  изразцовой…»; «Закатилися глаза, и она под образа/ Головой на лавку пала…». Можно сделать вывод, что семь богатырей жили в достатке, имели большой терем и богатое убранство дома.

Одежда. Как и жилище, одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению. В сказках у Пушкина мы встречаем описание мужской одежды царя Салтана: «Видит, весь сияя в злате,/ Царь Салтан сидит в палате /На престоле и в венце,/ С грустной думой на лице…».  Встречаем мы и описание элементов женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и  рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой:  «В дорогой собольей душегрейке, / Парчовая на маковке кичка,/ Жемчуги огрузили шею,/ На руках золотые перстни,/ На ногах красные сапожки». Как видим, наряд довольно богатый: в мехах и в золоте встретила старика старуха.

Костюм знатной женщины отличался богатством тканей. На голове у старухи парчовая кичка — головной убор замужней женщины. Кичка — шапочка, полностью скрывавшая волосы,  делалась из разного материала, в зависимости от сословной принадлежности и достатка. У старухи она из парчи — материала, прошитого золотой ниткой.

Знатные  женщины украшали себя золотыми и серебряными цепочками, ожерельями из бисера, серьгами и браслетами из золота и серебра. На ногах у старухи красные сапожки, что тоже является признаком богатства и достатка.

Архитектура. В сказках находим мы описания архитектурных сооружений. Так, например, в «Сказке о царе Салтане» Пушкин описывает новый город на острове Буяне: «Видит город он (Гвидон) большой,/ Стены с частыми зубцами,/ И за белыми стенами/ Блещут маковки церквей/ И святых монастырей..». И еще: «А теперь стоит на нем/ Новый город со дворцом,/ С златоглавыми церквами,/ С теремами и садами,/ А сидит в нем князь Гвидон,/ Он прислал тебе поклон..».  

Большинство русских городов вырастало вокруг княжеских дворов. Княжеский двор был центральным местом в городе. В городах сосредотачивалась и религиозная жизнь. Здесь сооружались большие храмы, стояли крупные монастыри – одни из самых красивых сооружений того времени с золотыми куполами. «Город новый златоглавый», — пишет Пушкин. Значит еще издали видны купола церквей и соборов нового города. Города считались центрами культуры.

Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселение. Он был обнесен крепостной зубчатой стеной для наилучшей защиты в случае нападения. Как мы видим, город, где княжил Гвидон, был достаточно укрепленным: «Пристань с крепкою заставой./ Пушки с пристани палят,/ Кораблю пристать велят».

Женские и мужские занятия на Руси. Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Люди упорно боролись за существование: пахали, разводили скот, охотились, оборонялись от «лихих людей» (разбойников), кочевников. Во такие строки мы встречаем в «Сказке о попе и о работнике его Балде:  «Лошадь запряжет, полосу вспашет,/ Печь затопит, все заготовит, закупит..». Семь богатырей из «Сказки о мертвой царевне»:  «Дружною толпою/ Выезжают погулять,/Серых уток пострелять». Кроме охоты, люди добывали себе пропитания рыбалкой. Так в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Старик ловил неводом рыбу».

Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли: «Три девицы под окном/Пряли поздно вечерком». В «Сказке о рыбаке и рыбке» «старуха пряла свою пряжу». А в «Сказке о мертвой царевне»  дожидаясь «милых братцев» девушка пряла и занималась домашним хозяйством: ««Раз царевна молодая,/ Милых братьев поджидая,/ Пряла , сидя под окном…»; ««Приберет и приготовит…».

Женщины, в основном, занимались домашним хозяйством: ткали, пряли, готовили. В «Сказке о царе Салтане» мы встречаем такие строки:   «Кабы я была царица…/Я б на весь бы мир одна/ Наткала б я полотна…»; «Кабы я была царица…/Я б на весь крещеный мир /Приготовила бы пир..»; «Будь одна из вас ткачиха,/А другая повариха…».

Постепенно города росли и становились торговыми и ремесленными центрами. По большим и малым городам Руси шумели торги. Торговали посудой, отделанной чеканными узорами, гончарными изделиями – кувшинами, черпаками, чашами. Украшения из золота, драгоценных камней, бисера, эмали радовали глаз. Предлагали свой товар кожевенники и кузнецы, косторезы и плотники. Купцы предлагали песцовые, собольи и куньи меха. Они торговали драгоценными тканями и камнями, оружием, пряностями и винами.

В пушкинских сказках мы встречаем тому доказательства. Например,  в «Сказка о царе Салтане» царь Салтан и князь Гвидон на протяжении всей сказки встречают «корабельщиков» (купцов), которые занимаются торговлей  по всему миру: «Мы объехали весь свет». Пушкин конкретно описывает, чем торговали купцы: «Торговали соболями,/ Черно-бурыми лисами…»; «Торговали мы конями,/ Всё донскими жеребцами»; «Торговали мы булатом,/ Чистым серебром и златом».

Большое место среди людей занимали различные военные дела. Военные люди были вооружены мечами, копьями, саблями, луками.  Защитными средствами были щит, броня или кольчуга.  

С «Сказке о царе Салтане» город на острове Буяне охраняют и «обходят дозором» «тридцать три богатыря/ В чешуе как жар горя». Под чешуей Пушкин, скорее всего, подразумевает кольчугу богатырей, которая ярко сверкает на солнце.

В «Сказке о мертвой царевне» семь богатырей помимо охоты еще занимаются военным делом: «Иль башку с широких плеч/ У татарина отсечь,/ Или вытравить из леса/ Пятигорского черкеса…».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что, несмотря на выдуманные сюжеты и волшебство, в пушкинских сказках мы находим черты реальной жизни и быта в Древней Руси.                                    

  1. Заключение

При подготовке проекта на тему «Там русский дух… там Русью пахнет», мы углубили знания о сказках вообще и о сказках А.С.Пушкина в частности. Рассмотрели  обычаи, традиции и быт в Древней Руси, описанные в пушкинских сказках. Таким образом, мы достигли поставленной цели и нами были решены поставленные задачи.

А.С.Пушкин был и остается величайшим русским писателем, читать которого интересно и детям и взрослым. Его сказки погружают нас в волшебный фантастический мир, но, в тоже время, его герои живут в реальном времени и в реальном месте. У них реальные занятия, реальные заботы.  

Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, “пропитанных русским духом”. Сказки не похожи друг на друга, среди них есть и грустные, и весёлые, и таинственные и даже чуточку страшные, но все они без исключения добрые и поучительные.

  1. Список использованной литературы

Пушкин А.С. Сказки. М.: Радуга, 1993 г.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 6 класс. М.: Просвещение, 2011г.

Литература. 5 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях под редакцией Беленького Г.И. М.: Мнемозина, 2008г.

http://ceteratura.ru/skazki-byivayut-raznyie

http://deti-online.com/stati/osobennosti-skazok-pushkina/

На чтение 5 мин. Опубликовано

Стихи А. С. Пушкина являются частью обязательной программы по литературе в средней школе. Школьники делают проекты и статьи, рассказывающие о поэте. Герои его произведений — люди, животные, волшебники — все очень яркие персонажи. События, описываемые автором, всегда увлекают. Любой взрослый человек, будучи учеником, наверняка с удовольствием продумывал сочинение на тему «Сказки Пушкина». 5 класс изучает его биографию и стихи.

Коротко о главном

Многие школьники выбирают его творчество для описания в докладах-рассуждениях «Моя любимая сказка Пушкина» и рефератах, посвященных творчеству писателя. В школах устраиваются тематические вечера, посвященные Александру Сергеевичу. Сочинение по сказкам и другим литературным произведениям Пушкина — одна из любимых тем для школьников.

Книги А. С. Пушкина не нуждаются в представлении. Эти добрые и поучительные повествования в стихах уносят читателей то в Лукоморье, где ходит кот ученый, то к берегу синего моря, где обитает Золотая Рыбка.

Няня, Арина Родионовна

Все сказки, написанные Пушкиным, на самом деле являются народными. В детстве маленькому Саше их рассказывала его няня, Арина Родионовна.

Читатели переживают за добрых и положительных персонажей и желают, чтобы добро побеждало зло.

Для многих поколений произведения А. С. Пушкина являются любимыми, это и маленькая сказка, чьи герои стали нарицательными, «О попе и работнике его Балде», которую очень любят дети, и большая романтичная поэма «Руслан и Людмила», и еще много других, коротких и длинных. Список этот можно продолжать довольно долго.

«О рыбаке и рыбке»

Поучительной является «Сказка о рыбаке и рыбке». Детям она нравится из-за ярких героев, а еще, наверное, потому что она легко запоминается. А еще по этому произведению школьники 5 класса пишут сочинение на тему «Сказки Пушкина».

 «Сказка о рыбаке и рыбке»

Краткое содержание ее таково: старик и старуха проживают вдвоем недалеко от моря. Живут тем, что старик ловит в море рыбу неводом, старуха занимается домашним хозяйством. Обитают они в старой, вросшей в берег землянке. Каждый день старуха пилит старика из-за их бедности.

Однажды старик в очередной раз пошел к морю и закинул в него невод. И, вот чудо, в сеть попалась Золотая Рыбка. Она оказалась волшебной и пообещала старику за свое освобождение исполнить 3 его желания.

Старик оказался добр и некорыстен, отпустил рыбку обратно в море. Старуха на старика очень сильно рассердилась, что он отказался от этого предложения и велела взять у рыбки новое корыто вместо старого и разбитого.

И вот с этого и началась поучительная история.

Корыстная старуха вовсе не обрадовалась новому корыту и прогнала старика требовать от Золотой Рыбки все больше и больше — сначала новую избу, потом дворянство. Но старухе и этого было мало. Последнее ее требование к рыбке: чтоб она «сама ей служила и была бы у ней на посылках» рыбкою не было оценено.

Вернувшись домой, старик застал старуху у разбитого корыта, сидящую рядом со старой землянкой.

Все вернулось туда, где началось.

Старик в этой сказке является персонажем положительным. Он много и честно работает, стараясь содержать семью. Золотая Рыбка готова ему помогать. А отрицательный персонаж — старуха хочет все и сразу, ее желания растут не по дням, а по часам. Старик для нее, как и Золотая Рыбка лишь средство достижения цели.

Выводы, которые можно сделать, прочитав это произведение:

  • чтоб иметь различные блага и жить в достатке, нужно трудиться.
  • умей довольствоваться тем, что есть, радуйся каждому дню своей жизни, чтоб не остаться в конце у разбитого корыта.

«Три девицы под окном…»

Еще одна замечательная сказка Александра Сергеевича, повествующая, что добро и любовь победит, это «Сказка о царе Салтане…».

Однажды молодой царь случайно услышал разговор трех сестер, которые рассуждали на тему «Кабы я была царица», и его привлекла та, что пообещала: «я б для батюшки царя родила богатыря». Царь на ней женился. И жили бы они вместе долго и счастливо, если б родня молодой царицы не позавидовала ей и ее счастью.

 «Сказка о царе Салтане…»

В отсутствие царя, который уехал на войну, царица родила сына, а завистливые сестры оговорили ее перед царем, написав ему письмо («родила царица в ночь не то сына, не то дочь…»). Это сообщение царя расстроило, но он ответным письмом попросил дождаться его возвращения, чтобы принять решение на месте. Коварные сестры со сватьей бабой Бабарихой подменили письмо на свое, где говорилось, что царицу с ребенком бросить в море.

Подданные погоревали и царицу с маленьким сыном посадили в бочку и «пустили в Окиян» (не перечить же царю). После долгих скитаний бочку прибило к пустынному острову, царица с сыном из нее выбрались. Там они встретили царевну Лебедь, и она сделала их жизнь счастливой, подарив им этот остров и много разных чудес.

В конце сказки царь Салтан приплывает на остров и встречает там царицу и своего сына, князя Гвидона. Добро побеждает зло. Хитрые и завистливые сестры вместе со сватьей бабой Бабарихой наказаны.

Сказки А. С. Пушкина красиво и ненавязчиво учат, что:

  1. Добро всегда побеждает, а зло непременно будет наказано.
  2. Жадность, зависть — это очень плохие попутчики человека в его жизни.
  3. Относитесь к людям с добром и они вернут вам его сторицей.

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Сказки Пушкина в 5 классе по литературе изучают в каждой школе. Некоторые преподаватели дают более узкое задание ученикам — сочинение «Моя любимая сказка Пушкина» 5 класс.

Еще сочинения для 5 класса:

  • Сочинения для 5 класса по теме «Моя любимая сказка Андерсена»

  • Примеры небольших сочинений на тему «Моя собака» (5 класс)

  • Анализ произведения Тургенева «Муму» для 5 класса

  • Сочинение по русскому языку на тему «Золотая осень» в 5 классе

  • Сочинение-рассуждение для 5 класса на тему «Моя мечта»

  • Проект по сказкам бажова
  • Проект по сказкам в детском саду во второй младшей группе
  • Проект по сказкам в подготовительной группе детского сада
  • Проект по русскому языку рассказ о слове 3 класс слово солнце
  • Проект по русскому языку 3 класс стр 72 рассказ о слове кошка