Проект по русскому языку 3 класс стр 72 рассказ о слове дождь

Искусство в наше время на первый взгляд современного искусства включает нас, так что мы полностью потеряли путь наших идей, нет

ИСКУССТВО В НАШЕ ВРЕМЯ

На первый взгляд современного искусства включает нас, так что мы полностью потеряли путь наших идей, нет больше смысла, все путают; но этот беспорядок, что что-то новое приходит вместе, она в этой новой возрождается с непреодолимой силы, проникающие ум, делая людей думать и размышлять через искусство о своей жизни, превращая так современного искусства в песне для наших ушей и Мираж на наших глазах, наша душа и вторжение в наше существо, человеческое существо просто мышление.

Современное искусство заставляет нас путешествовать через цвета и формы, которые нас окружают, представляя наши текущие события так, чтобы зритель интерпретировать самые разнообразные формы, вместе с человеком и его рассказ на события, которые отражают социальные контекст того времени, он вошел.

Современные художники, как на протяжении всей истории, через свое искусство времени на обдумывание, запрашивает новую форму представления текущих проблем, она хорошо диверсифицированную и широкий во всех аспектах; Она характеризуется стратегической связи с политическими и социальными преобразованиями нашего времени.

Искусство является основной деятельностью для человека, потому что когда человек производит, он взаимодействует с миром, в котором он живет и с самим собой. Это необходимо для людей стать возможность встретиться и таким образом может изменить что-то. Имеет возможность двигаться души, потому что он выражает чувства. Он имеет функцию стимулирования человеческой мысли, чтобы думать о мире, в котором он вставляется и ее образ жизни, все потому, что искусство является знание, очень сильное человеческое выражение, это крик души.

Через искусство, мы можем создать и воссоздать все дать новый смысл нашего существования, с изображением подарка от нашего собственного пути к сотрудничеству с историей; История, в которой каждый присутствует, оставляя таким образом обозначенное наше время, сегодня, наша современность.

Современные художники работают по его воле и необходимостью, поскольку в настоящее время все можно считать искусством, так что поставлено на карту творчество каждого из них, потому что у нас есть целый ряд форм и материалов для работы с, как раз посмотрите, с художественным глазом и с огромным желанием создавать и вводить новшества. Мы должны иметь в виду это цель, которую мы хотели бы достичь, потому что что еще есть способы пойти, и это зависит от каждого исполнителя; и что важно, мысли и не технику.

… Там, как представляется, не быть более конкретной материалы, которые пользуются привилегией быть мгновенно узнаваемый как художественный материал: последние искусство используется не только краска, металла и камня, но и воздух, свет, звук, слова, люди, продукты питания и многое другое. (Арчер, 2001, предисловие).

Произведение искусства должно пройти идею отражения, что приводит зрителя думать и вопрос, что вы просмотра и анализа, а не просто взгляд, думая, что вы получили его, тем самым уменьшая обычное значение; Современное искусство идет путь вместо этого, она хочет АСП человеческой мысли, с его истинной функции, которая заставить людей думать.

Проблема заключается, что эти люди используют один глагол: понимание. Понимаете, означает сокращение работы вразумительного к сфере. Я никогда не слышал, чтобы кто сказал: я не мог чувствовать эту работу. Как люди боятся чувства, они понимают, сократить свои отношения к закону понятными и поэтому, ожидая помощи от предполагаемого Бикон мнение тех, кто знает: историки, философы, критики, художники, кураторы. (COCCHIARALE, 2006, стр. 14).

Это фраза, которая преобладает в современном искусстве: это искусство? Искусство вопросы сам, вопрос видимой, допрашивать его значение и его состояние в мире, отвергая абсолютную истину. Больше не является истинным, что преобладает верно относительность понятий, позволяя несколько художественных результатов.

Видение мира ready искусства отрицает, желая изменить восприятие люди имели его и его искусства. Чтобы быть восприняты и ваши намерения, работа должна стоять вне, отличаются от повседневных образов. Ибо это вызвало странные видения, странные, загадочные, даже отталкивающим, с тем чтобы спровоцировать реакцию общественности. Произведения искусства пришли обсудить и говорил, с целью заставить людей думать, размышлять и делиться, что они свободно могут себе представить. В современном мире искусство будет единственным экземпляром, можно думать и действовать с полной свободой. Это быть свободным, чтобы свободно думать об искусстве, о современном. Искусство может отражать о нашей реальности.

«Основным направлением работы искусства, таким образом, его способность вмешаться в историческом процессе общества и искусства и в то же время он решительно, указав таким образом диалектический его отношения с миром. “(FUSARI и FERRAZ, 1993, стр. 105)

Наше общество полно цветов и форм, которые привлекают наши глаза, мы проникаем в формах, и это позволяет нам поездку в творческий акт, потому что через наши чувства могут взаимодействовать с внешним миром, а также с нашим интерьером в форме мысли и мечты.

 Здравствуйте, уважаемые родители, ребята и читатели нашего блога!

Весь сегодняшний учебный день мы провели с ребятами вместе. Время уроков пролетало очень быстро, легко и незаметно! 

Учились сегодня с радостью, интересом и удовольствием! 

raspur e1605450770346

Расписание уроков на 17 сентября (пятница)

1. Русский язык

2. Музыка

3. Математика

4. Английский язык

5. Окружающий мир

H HrQ T5fTo

Домашнее задание

Математика: учебник стр. 18 № 5, № 7.

Русский язык: выполнить задание с листочка в тетради в линейку — ссылка тут. (Номер орфограммы можно найти на форзацах учебника).

Литературное чтение (к понедельнику): выбрать одну из трёх частей стихотворения И.А. Бунина «Листопад», выучить её наизусть, приготовиться к выразительному (!) чтению. При желании можно выучить всё стихотворение целиком.

Проект: подготовить и принести в школу материалы для создания открыток ко «Дню учителя». Можно начать делать красивую открытку.

23347932

На уроках…

(нажмите ссылку «Дальше»)

Математика: разминочное упражнение «Верю — не верю» и рабочая тетрадь стр. 12-13 № 1, задача № 2. 

Тема урока: «Уравнение«. Мы встретились с уравнениями с неизвестными множителями. Зная соотношение частей и целого, догадались до правила: чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель. 

Учебник стр. 17-18 решили уравнения № 2, задачи № 4 (а) без краткой записи, но с комментированием. Задачу 6 (а) решили письменно, а № 6 (б) — устно (обсудили подобные задачи). 

Русский язык: каллиграфическая минутка — чистописание стр. 11. Мы обсудили с ребятами проверенные работы и критерии, по которым оценивалось ведение тетради для чистописания. Чистописание — аккуратное, чистое письмо по образцу, обведение по контуру, умение ориентироваться в элементах букв. 

Словарная работа: вокзал, вагон, пассажир. 

На уроке мы продолжаем отрабатывать умение выполнять фонетический разбор слов. 

Упражнение для разминки было таким: запиши слова с помощью транскрипции, проведи полный фонетический разбор только тех слов, у которых количество звуков и букв не совпадает: клён, статья, ягода, поёт, въехал.    

Литературное чтение: в начале урока мы будто побывали на «Поэтическом вечере» — ребята читали стихотворения собственного сочинения, продолжение придуманного нами в классе четверостишия. Получилось потрясающе! Такие образы, звучание, рифмы! Все получились разные, по-своему восхитительные! 

На уроке мы погрузились в мир осенней природы, постарались почувствовать завораживающую красоту леса, проникнуться образами, который создал И. А. Бунин в своем стихотворении «Листопад«, используя контраст, сравнения, олицетворения. В тексте стихотворения мы обнаружили и звукопись, и восприятие природы через запахи… Удивительное стихотворение, непростое, красивое. В первой его части дети обнаружили сравнение, обратили внимание на яркую цветовую картину в первом четверостишии. Почувствовали веселье, которое дарит осенний лес герою — рассказчику. Увидели в описании леса — сказочный терем, нашли в тексте образы башен (ёлочки), резные ставни, оконца… Ощутили праздничную атмосферу за счет цветовой гаммы стихотворения (желтый, синий, голубой, золотой, багряный, лиловый…). Попробовали понять образ — олицетворение «Осень — тихая вдова» (поговорили, о каких потерях может идти речь в контексте осени).  

Во второй части стихотворения каждая строфа начинается со слова «Сегодня…», что позволяет ощутить хрупкость, сиюминутность осенней красоты, ведь завтра всё может измениться… Мы ощутили пространство, свет, воздушность и тишину… Именно тишиной поэт завершает картину пустого и светлого двора. 

Чтобы полностью ощутить красоту природы, важно не только уметь ВСМАТРИВАТЬСЯ и видеть в обычном необычное, но и ВСЛУШИВАТЬСЯ, и по-особенному ВДЫХАТЬ… 

В конце урока мы посмотрели видеоролик В. Уриевского «Стих про стих» (ссылка), обращали особое внимание на работу голоса, приёмы, которые могут захватить внимание слушателя. Наша цель при чтении стихотворений наизусть — погрузить слушателей в содержание стихотворения, в образы при помощи своего голоса, темпа чтения, интонации, пауз. К следующему уроку чтения каждый попробует прочесть наизусть отрывок из стихотворения И.А.Бунина «Листопад».

Проект: на занятии подготовившиеся ребята прочитали свои сочинения — размышления о важности природы в жизни человека. 

Также мы обсудили в группах задачу, которую перед нами поставили в школе: создать своими руками силами класса открытки для учителей к ближайшему празднику — «День учителя». Это наш творческий мини-проект (есть цель, есть сроки выполнения, есть идеи и представление конечного результата)

Ребята поделились идеями, мы определились с конечным продуктом, записали, какие материалы нам потребуются для создания открыток. В группе разбились на пары и распределили роли: кто-то подбирает стихотворения, кто-то напишет пожелания в прозе, кто-то будет рисовать, кто-то изготовит саму открытку, а кто-то её доработает, украсит. Вместе попробовали сделать черновые макеты открыток — создать наброски — зарисовки. 

Срок изготовления открыток — до 27 сентября. 

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 71. 

УКМ «Школа России»

1. Можно ли сказать, что в стихотворении созданы подвижные картины природы? Проследи, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете.

В этом стихотворении поэт создает подвижные картины природы, используя средства художественной выразительности. Мы видим, как меняется природа.

Утром идёт дождь, встаёт туман, плачет лес.

В полдень начинает идти снег.

Он продолжает идти и ночью.

На рассвете всё укрыто снегом, стоит мороз и лес весело смотрит на простор.

2. Какой поре посвящено стихотворение? Подумай, почему людей радует первый снег. Найди эти строчки.

Стихотворение посвящено зиме. Она приходит с первым снегом и людей это всегда радует.

Люди радуются тому, что заканчивается осенняя грязь. Зима укрывает всё снегом и это очень красиво. Первый снег всегда самый белый и самый чистый. Он предвещает новые забавы, игры, развлечения.

О радости говорят строчки: «На безлюдный простор…». Лес одушевляется автором, сравнивается с человеком, и также радуется первому снегу, как люди.

3. Перечитай приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?

Автор одушевляет природу. Выше я говорила про сравнение леса с человеком. Но автор одушевляет и зиму. Он приветствует её как человека. Предлагает петь песни, расстилать ковры, гулять по просторам.

А также просит зиму побеспокоиться о незваных гостях, быть защитницей Родины.

4. Любил ли поэт русскую зиму? Подтверди своё мнение выборочным чтением. Как относится автор к Родине и русскому человеку? Как он о них говорит? Почему?

Поэт любит зиму, и его не страшит мороз. Ведь русский человек привыкает к этому с детства.

Поэт гордится своей Родиной, называет её святой. И он гордится русскими людьми, которым всё нипочём. Которые не боятся мороза, ведь мороз лишь зажигает им кровь.

Поэт так говорит потому, что любит свою страну и свой народ. Он патриот своей Родины.

5. Вспомните стихи любимых поэтов, в которых рассказывается о первом снеге. Подметили ли вы что-то особенное в стихах Никитина?

Особенностью этого стихотворения является то, что поэт рассказывает не только о первом снеге и природе. Он затрагивает ещё и патриотическую тему, говорит о народе и великой стране, о врагах, от которых её нужно беречь.

Список стихов о первом снеге и приходе зимы для чтения наизусть:

  1. А. Пушкин «Вот ветер тучи нагоняя»
  2. В. Брюсов «Первый снег»
  3. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»
  4. И. Суриков «Зима»
  5. Н. Некрасов «Снежок»
  6. И. Бунин «Первый снег»
  7. А. Блок «И опять снега»

6. С каким настроением следует читать каждую часть стихотворения Никитина?

Начало стихотворение читается с грустью. Об этом говорит слово «Плачет».

Весело следует читать описание снега, укрывшего землю. Так же, как веселиться лес.

Задорно следует прочитать приветствие зиме, поэт зовёт её в гости, а в гости не зовут с грустью.

И с гордостью следует читать описание русского человека, не боящегося мороза.

7. Придумай сценарий утренника «Первый снег». Запиши план.

Пример сценария проведения утренника и план к нему можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Иван Никитин «Встреча зимы», читать текст

Поутру вчера дождь 

В стёкла окон стучал, 

Над землёю туман 

Облаками вставал. 

Веял холод в лицо 

От угрюмых небес, 

И, Бог знает о чём, 

Плакал сумрачный лес. 

В полдень дождь перестал, 

И, что белый пушок, 

На осеннюю грязь 

Начал падать снежок. 

Ночь прошла. Рассвело. 

Нет нигде облачка. 

Воздух лёгок и чист, 

И замёрзла река. 

На дворах и домах 

Снег лежит полотном 

И от солнца блестит 

Разноцветным огнём. 

На безлюдный простор 

Побелевших полей 

Смотрит весело лес 

Из-под чёрных кудрей, 

Словно рад он чему, — 

И на ветках берёз, 

Как алмазы, горят 

Капли сдержанных слёз. 

Здравствуй, гостья-зима! 

Просим милости к нам 

Песни севера петь 

По лесам и степям. 

Есть раздолье у нас, — 

Где угодно гуляй; 

Строй мосты по рекам 

И ковры расстилай. 

Нам не стать привыкать, — 

Пусть мороз твой трещит: 

Наша русская кровь 

На морозе горит! 

Искони уж таков 

Православный народ: 

Летом, смотришь, жара — 

В полушубке идёт; 

Жгучий холод пахнул — 

Всё равно для него: 

По колени в снегу, 

Говорит: «Ничего!» 

В чистом поле метель 

И крутит, и мутит, — 

Наш степной мужичок 

Едет в санках, кряхтит: 

«Ну, соколики, ну! 

Выносите, дружки!» 

Сам сидит и поёт: 

«Не белы-то снежки!..» 

Да и нам ли подчас 

Смерть не встретить шутя, 

Если к бурям у нас 

Привыкает дитя? 

Когда мать в колыбель 

На ночь сына кладёт, 

Под окном для него 

Песни вьюга поёт. 

И разгул непогод 

С ранних лет ему люб, 

И растёт богатырь, 

Что под бурями дуб. 

Рассыпай же, зима, 

До весны золотой 

Серебро по полям 

Нашей Руси святой! 

И случится ли, к нам 

Гость незваный придёт 

И за наше добро

С нами спор заведёт — 

Уж прими ты его 

На сторонке чужой, 

Хмельный пир приготовь, 

Гостю песню пропой; 

Для постели ему 

Белый пух припаси 

И метелью засыпь 

Его след на Руси!

1

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.08.59

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.12

 произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Раскалённое небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля, а также другие планеты.

2. Однокоренные слова: солнышко, солнечный.

Синонимы: светило.

Антонимы: —

Фразеологизм: Место под солнцем (право на существование)

4. Сочетаемость слова: яркое, красивое, жаркое, магматическое … (солнце).

5. Пословица. Месяц – серебро, а красное солнышко – золото.

6. Загадка. Доброе, хорошее, на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит.

7. Предложение. С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.28

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Распространенная растительность зелённого цвета.

2. Однокоренные слова: травинка, травушка.

Синонимы: газон.

Антонимы: —

Фразеологизм: Хоть трава не расти. (безразличие)

4. Сочетаемость слова: весенняя, высокая, сочная, первая… (трава).

5. Пословица. Худую траву с поля вон.

6. Загадка. Весной появляется,

А зимой скрывается. Что это?

7. Предложение. Вышла на улицу и пробежалась по зелёной травке.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.43

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Товарищ, названный брат, побратим, но не родственник.

2. Однокоренные слова: дружить, дружба, друзья.

Синонимы: товарищ, приятель.

Антонимы: — враг, недруг.

Фразеологизм: Друг ситный.

4. Сочетаемость слова: лучший, верный, хороший… (друг).

5. Пословица. Без друга – на сердце вьюга.

6. Загадка. На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный… (друг)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.55

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Одно из трёх состояний воды.

2. Холодная, замёрзшая вода.

2. Однокоренные слова: ледяной, ледышка, гололёд.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Лёд тронулся. (дело сдвинулось с мёртвой точки)

4. Сочетаемость слова: крепкий, прозрачный, холодный… (лёд).

5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..

6. Загадка. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

7. Предложение. Над землёй мороз.

Что не тронь – всё лёд. (В. Цой).

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.06

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Сравнительно небольшое крестьянское поселение.

2. Однокоренные слова: деревушка, деревенский.

Синонимы: — село, хутор.

Антонимы: —

Фразеологизм: Потемкинская деревня  ( обман с явной целью приукрасить положение). 

4. Сочетаемость слова: родная, любимая… (деревня).

5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..

6. Загадка. Город царство,

А деревня рай.

7. Предложение. Туристы приехали посмотреть на дивную деревню.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.16

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

одно из четырёх времён года, между весной и осенью, характеризующееся наиболее высокой температурой окружающей среды..

2. Однокоренные слова: летний.

Синонимы: — сезон.

Антонимы: — зима.

Фразеологизм: Бабье лето  ( тёплые, солнечные дни в конце сентября). 

4. Сочетаемость слова: жаркое, весёлое, урожайное… (лето).

5. Пословица. Худо лето, когда солнца нету.

6. Загадка. Солнцем озеро согрето,

Всех зовёт купаться лето.

7. Предложение. Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.47

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Домашнее животное семейства псовых.

2. О злом, грубом человеке.

2. Однокоренные слова: собачка, собачонка, собачий, собаковод.

Синонимы: пёс.

Антонимы: —

Фразеологизм: Собаку съесть (много повидать и испытать). Жить как кошка с собакой (в постоянной вражде).

4. Сочетаемость слова: служебная, дворовая, охотничья, сторожевая… (собака).

5. Пословица. Всякая собака на своём дворе хозяйка. Собака друг человека.

6. Загадка. Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди –

Лучше в дом не заходи.

7. Предложение. Собаку держать – это вовсе не шутка.

Построить собачью ей надобно будку.

Весь день мастерил и – Ура!

Готова собачке моей конура.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.58

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

2. Однокоренные слова: добрый, доброта, добряк.

Синонимы: человечный, душевный, благой.

Антонимы: — зло.

Фразеологизм: По доброте душевной; пользоваться добротой.

4. Сочетаемость слова: вечное, желанное… (добро).

5. Пословица. Учись доброму, так худое на ум не пройдёт.

6. Загадка. Его не видишь, но вид его приятен.

7. Предложение. Самое главное в человеке – это добро и честность.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.11

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Влага, прозрачная бесцветная жидкость, напиток..

2. Однокоренные слова: водица, водичка, водный.

Синонимы: — влага.

Антонимы: — сушу.

Фразеологизм: Быстрая вода (что-то быстро уходит)

4. Сочетаемость слова: сильная, быстрая… (вода).

5. Пословица. На текущую воду замок не повесишь..

6. Загадка. На дворе переполох:

С неба сыпется горох.

7. Предложение. И для людей, и для зверей

Нет ничего воды ценней.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.27

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Название различных пород жвачного парнокопытного животного с ветвистыми рогами.

2. Однокоренные слова: оленёнок, олений, оленьи, оленевод.

Синонимы: — лань, косуля, козуля.

Антонимы: —

Фразеологизм: Благородный как олень. (отличавшийся красотой и изяществом; высоконравственный, честный, мужественный)

4. Сочетаемость слова: благородный, северный, пятнистый, ездовой… (олень).

5. Пословица. От оленя останутся рога, от человека – имя.

6. Загадка. Словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зелёный

Любит снежные луга.

7. Предложение. Моя душа – олень громадный – псов обезумевших

стрехнёт! (В. Набоков)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.38

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Состояние атмосферы в данной области, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.

2. Однокоренные слова: жаркий.

Синонимы: — зной, пекло.

Антонимы: — холод, мороз

Фразеологизм: Ни жарко, ни холодно . (всё равно, безразлично)

4. Сочетаемость слова: первая, летняя, поздняя… (жара).

5. Пословица. Жара в шапку не нагребешь.

6. Загадка. С утра мы бегаем по полю.

Набегались, конечно вволю.

К тому же, наш футбольный мяч,

Вдруг стал, как Колобок, горяч.

Уже – двенадцать, в тень пора,

На солнце страшная … .

7. Предложение. Появилась жара. И рады мы.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.50

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.

2. Однокоренные слова: берёзка, берёзонька, березняк, берёзовый.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Заблудиться в трёх берёзках . (не мог разобраться в чём-либо простом)

4. Сочетаемость слова: нарядная, белая, кудрявая… (берёза).

5. Пословица. Берёза не угроза: где стоит там и шумит.

6. Загадка. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки.

7. Предложение. Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

(С.Есенин)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.03

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Человек, отличившийся своей храбростью, доблестью и совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

2. Однокоренные слова: героизм, героический, геройский.

Синонимы: — храбрец.

Антонимы: — трус.

Фразеологизм: Герой не моего романа. (о мужчине который не нравится)

4. Сочетаемость слова: сильный, мужественный, отважный… (герой).

5. Пословица. Кто за правду герой, тот истинный герой.

6. Загадка. В огне – не горит, в воде – не тонет.

Кто всегда придёт на помощь и спасёт от всех бед.

7. Предложение. Героев нужно знать в лицо.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.15

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Время года, следующее за летом и предшествующее зиме.

2. Время заката, увядания. «Осень жизни, как и осень года. Надо благодарно принимать».

2. Однокоренные слова: осенний.

Синонимы: — храбрец.

Антонимы: — весна.

Фразеологизм: Осень на носу. (приближение холодов)

4. Сочетаемость слова: золотая, поздняя, дождливая… (осень).

5. Пословица. От осени к лету назад поворота нету.

6. Загадка. Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

7. Предложение. Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.25

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Большая радость.

2. Однокоренные слова: счастливый, счастливчик.

Синонимы: — радость, удача.

Антонимы: — несчастье, горе.

Фразеологизм: Ковать счастье. (Стремиться к построению благополучной жизни, решению каких-то проблем . )

4. Сочетаемость слова: семейное, женское, великое… (счастье).

5. Пословица. Семья – это важно, ответственно сложно, но счастье найти одному невозможно!

6. Загадка. Пусть на улице ненастье,

Побыть с родными – это … .

7. Предложение. Есть счастье у нас поверьте,

И всем дано его знать.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.39

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Поленья для топки.

2. Однокоренные слова: дровней, дровокол, дровосеки.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Кто в лес, кто по дрова. (нет согласия)

4. Сочетаемость слова: сухие, мокрые, колотые… (дрова).

5. Пословица. Бабушка на печь, а дед по дрова.

6. Загадка. Кривы, корявы, залегли, как павы.

А как стали горячи, облизали кирпичи.

7. Предложение. Для него люди – как дрова.

(Шумилов П.Р. «Слово о драконе»)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.49

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Однокоренные слова: друг, дружелюбный.

Синонимы: — приятельство.

Антонимы: — вражда.

Фразеологизм: Не в службу, а в дружбу. (от чистого сердца)

4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая… (дружба).

5. Пословица. Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

6. Загадка. Сам не подойдёшь, её не обретёшь.

7. Предложение. Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ясенецкая средняя школа

Проект по русскому языку
«Энциклопедия слова ДОЖДЬ»

2020 г

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Слово  дождь в истории языка и  человечества…

1.1 Этимология слова дождь

1.2 Слово дождь и его лексическое  значение

1.3 Фонетический разбор слова «дождь»

1.4 Морфемный разбор слова «дождь

1.5 Слово дождь в сочетаниях с другими словами

Глава II. Слово дождь  в устном народном творчестве и русской классической литературе…

2.1 СЛОВО И ЕГО РОДСТВЕННИКИ

2.2 СЛОВО И ЕГО СИНОНИМЫ

2.3 СЛОВО И ЕГО АНТОНИМЫ

2.4 Слово во фразеологизмах
2.5 Слово в фольклоре .Пословицы. Поговорки.

2.6 Слово в живописи

2.7 Слово в музыке

2.8 Слово в других языках

2.9 Слово в поэзии

2.10 СЛОВО В НАЗВАНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ

2.11 Народные приметы о дожде

2.12 Загадки про дождь

2.13 Потешки про дождик

2.14 Заклички про дождь

2.15 Пальчиковая гимнастика

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Десятки миллионов людей всех возрастов, всерьёз изучающих русский язык, нуждаются в разъяснении, в истолковании слов русского языка. «Толковый словарь» В. И. Даля занял почётное и прочное место в истории русской культуры. Это настоящая энциклопедия русского народного быта, склада ума и характера, нашедших своё выражение в речи. Словарь Даля далеко выходит за пределы, которые ограничивают обычные филологические словари: он объясняет и предметы, характеризующие русский народный быт, и поверья, и приметы, связанные с сельскохозяйственным календарём, а также даёт множество других этнографических сведений. Толкуя то или иное слово, В. И. Даль подбирает множество синонимов, свидетельствующих об исключительном богатстве русского языка, его гибкости и выразительности, он показывает безграничные словообразовательные возможности русского языка. Академик Грот, один из первых исследователей «Толкового словаря», вскоре после выхода книги писал: «Словарь Даля — книга не только полезная и нужная… это — книга занимательная: всякий любитель отечественного слова может читать её или хоть перелистывать с удовольствием. Сколько он найдёт в ней знакомого, родного, любезного, и сколько нового, любопытного, назидательного! Сколько вынесет из каждого чтения сведений драгоценных и для житейского обихода, и для литературного дела». Созданию словаря В.Даль посвятил свою жизнь.

В наше время словарей и справочников много, из них можно узнать все о словах, но удобней было бы создать словарь для одного слова, где будет помещена информация только об одном слове (его происхождение, лексическое значение, орфоэпические и орфографические нормы и т.д.). Это будет энциклопедия одного слова.

Так как одним из источников культуры речи являются толковые, орфографические, орфоэпические, синонимические, омонимические, антонимические и другие словари, эти справочники решают вопросы культуры речи каждый в своем плане. Широкому читателю нужен такой словарь, который максимально бы удовлетворял потребность в овладении культуры речи, помогал бы избежать языковых ошибок.

Для составления словаря одного слова учитель русского языка Лариса Борисовна дала мне общеупотребительное слово дождь.Слово это очень древнее.

Мне стало интересно, как в литературе , культуре и в жизни человек воспринимает слово дождь, как это слово используется в речи.

Проблема: Нам всем с детства очень знакомо словодождь, но мы не задумывались над его происхождением, над тем, как часто и в каком значении оно употребляется в разных сферах человеческой жизни.

Актуальность проблемы: Дождь как природное и языковое явление привлекает и завораживает людей с древности и по сей день. С древних времён дождь имел огромное значение в жизни природы и людей.

Дождь, как нечто за гранью понимания, быстро оброс в сознании древнего человека всевозможными легендами и поверьями. При невозможности объяснить природу дождя, люди нередко приписывали ему магические свойства. Они были уверены: их жизнь во многом зависит от дождя .

Естественно, дождь нашел своё отражение и в фольклоре, и в литературе, и в культуре народов мира. Сейчас я рассмотрю жизнь словадождь в разных аспектах.

Цели исследования: создание энциклопедии слова дождь.

Задачи:

Изучить и проанализировать словарные статьи о слове дождь, познакомиться с приметами, загадками, пословицами и поговорками .

Проследить , как через изучение слова дождь обогащается словарный запас человека и как в языке отражается духовная жизнь народа,

Обобщить полученные результаты.

Составить энциклопедию слова дождь.

Представить результаты исследования в печатной версии и презентации.

Объект исследования: лексика, слово дождь

Предмет исследования: лингвистика

Методы исследования: работа с научной и художественной литературой, поисковый и сравнительный анализ, обобщение.

Рабочая гипотеза: я предполагаю, что , изучив слово «дождь» с точки зрения его лексического значения, его этимологии, проследив «жизнь» этого слова в языке, в фольклоре, в литературе, искусстве, я создам «Энциклопедию слова «дождь».

ГлаваI. Слово « дождь» в истории языка и человечества

Этимология слова дождь.

Почему дождь дождем называют? Многие люди задумывались, почему дождь назвали дождем. Но не каждый знает, откуда родом слово «дождь».

Относительно происхождения этого слова имеется несколько версий. Одну из них приводят, в частности, этимологические словари Крылова и Фасмера: слово «дождь» родственно норвежскому слову «моросить» (dysja), норвежским и шведским «мелкий дождь» (соответственно dusk-regn и regn-dusk), древнеисландскому «пыль» (dust). Считается, что образовано оно на основе одного из индоевропейских корней dheus, значение которого – «распыляться в воздухе».

Есть и другая версия: дождь» – это видоизмененное « «даждь» (др.-слав. «дай»), обращение к самому могущественному древнеславянскому божеству, Даждь-богу, позже благополучно перекочевавшее в молитву «Отче наш». Учитывая то, насколько люди в древние времена зависели от погодных условий, какой трагедией для наших предков мог обернуться засушливый и, как результат, неурожайный год, это объяснение выглядит вполне правдоподобным.

1.2. Лексическое значение

(Толковый словарь В.И. Даля) Дождь-вода в каплях или струях из облаков.

(Толковый словарь С.И.Ожегова) ДОЖДЬ, -я, м. 1. Атмосферные осадки в виде водяных

капель, струй. Идет д. Осенние дожди. Проливной д. Д.

льет как из ведра. 2. перен. О чем-н. падающем во

множестве. Искры сыплются дождем. Д. конфетти. *

Звездный (метеорный) дождь — появление в ночном небе

множества падающих звезд (метеоров). Сухой дождь —

обильное выпадение мельчайших частиц пыли во время

пыльных бурь. || увел. дождина, -ы, м. (к 1 знач.). || прил. дождевой, -ая, -ое (к 1 знач.).

1.3 Фонетический разбор слова «дождь»

Дождь — слово из 1 слога: дождь. Ударение ставится однозначно на единственную гласную в слове.

Транскрипция слова: [дошт’]

д — [д] — согласный, звонкий, твёрдый парный,
о —[о] — гласный, ударный
ж — [ш] — согласный, глухой парный, твёрдый 

д — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий 
ь — не обозначает звука

В слове 5 букв и 4 звука.

1.4 Морфемный разбор слова «дождь»

дождь

1.5 Слово дождь в сочетаниях с другими словами.

В устной и письменной речи слово «дождь» может приобретать разную окраску в зависимости от относящихся к нему прилагательных – они говорят о характере дождя, его особенностях.

Проливной дождь – сильный, обильный; обложной дождь – длительный, затянувшийся. Меланхоличный моросящий, почти незаметный, дождь навевает дремоту; шаловливый и теплый слепой дождь с солнечными каплями-искорками приносит веселье.

Мрачный грозовой дождь нагоняет ужас; резкий снежный дождь больно сечет лицо – так, что на глаза наворачиваются слезы.

Полосовой дождь – как зебра, играет с людьми: выглянул-спрятался, и не скрыться от него нигде, только прошел – и снова здесь…

Дожди – как люди, все они разные и не похожие друг на друга. Что же касается того, как именно идет дождь, то и здесь вариантов не меньше: он моросит, капает с неба, льет стеной, бежит ручьем…

Величаво и строго марширует прямой дождь, хлещет косой ливень, ложится извилистыми плетьми дождь в ветреную погоду, называемый в народе «косохлест» или «подстега». Течет бурными потоками по земле летний ливень, а мелкий осенний грибной дождичек почти полностью впитывается в сухую землю.

У каждого дождя – свой характер, и все они ведут себя по-разному. Интересный факт: в основных европейских языках, английском, французском и немецком, говорят просто «дождит» (в английском также – «дождь падает вниз»). В противоположность им, у славян дождь всегда – личность, «он», практически одушевленная сила, по-разному проявляющая себя. Поэтому для его описания и названия и употребляется столько различных слов.

Глава II. Слово дождь  в устном народном творчестве и русской классической литературе…

2.1 СЛОВО И ЕГО РОДСТВЕННИКИ

Дождавшись

Дождевка

Дождаться

Дождемер

Дождивший

Дождеприемник

Дождило

Дождик

Дождись

Дождина

Дождит

Дождинка

Дождить

Дождичек

Дождь

Дождище

Дождящий

Дождливейший

Дождевой

Дождливость

Дождевание

Дождливый

Дождевалка

Дождавшийся

Дождевальный

Дождевик

2.2 СЛОВО И ЕГО СИНОНИМЫ

ДОЖДЬ — осадок, слякоть, ситничек, проливень, дождик, дождище, ливень, дождина, дождичек, дождишко, примочки.

2.3 СЛОВО И ЕГО АНТОНИМЫ

ДОЖДЬ – 1) ВЁДРА

2) СОЛНЦЕ

2.4 Слово во фразеологизмах
Фразеологизмы про обычный дождь

Проливной дождь

Грибной дождь

Затяжной дождь

Моросящий дождь

Пелена дождя

Дождь стеной

Дождь (льет) как из ведра

Идёт дождь

Фразеологизмы про необычный дождь

Золотой дождь (большое богатство)

Свинцовый дождь

Фразеологизмы про космический дождь

Метеоритный дождь

Звёздный дождь

Крылатое выражение поэта про дождь

Одни поддельные цветы дождя боятся

(И.А. Крылов, «Цветы», см. крылатые выражения Крылова)

Прочие фразеологизмы к слову дождь

После дождичка в четверг

Словно грибы после дождя

Ждать как дождя в засуху

Человек дождя

2.5 Слово в фольклоре

Пословицы

Быть бы ненастью, да дождь помешал.

Дождь – мужику рожь.

Весенний дождь лишним не бывает.

Дождь в мае хлеба поднимает.

Дождём покрыто, ветром огорожено.

Весной дождь парит, а осенью мочит.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

У кого на сердце ненастно, у того и на всякий день дождь.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

Ранний дождь озолотит, а поздний разорит.

Дождливое лето хуже осени.

Дождь вымочит, солнышко высушит, буйны ветры голову расчешут.

Дождь как из ведра.

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

Дождь прибьёт, солнышко поднимет.

Поговорки

Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.

Будет дождь — будет и вёдро.

От туч, что уже позади, дождя не жди.

Туча летуча, а дождь — бегун.

Убежал от дождя — попал под град.

По капле дождь, по росинке роса.

Просит осетр дождя, в Волге лежа.

Даст небо дождь, а земля — рожь.

После дождя бурку не бери.

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

Цену плаща узнают в дождь.

Промокший не боится дождя..

Жара рождает ветер, прохлада — дождь.

Как в май дождь, так будет и рожь.

Вскочил, как пузырь от дождя.

Дождь — не дубина, а я не глина.

Дождь в засуху — золотой дождь.

2.6 Слово в живописи (Приложение 1)

Алексей Кондратьевич Саврасов. 
«После дождя» 

Архип Иванович Куинджи. 
«После дождя» 

Иван Иванович Шишкин.
После дождя. Этюд леса.

Исаак Ильич Левитан.
После дождя. Плёс.

2.7 Слово в музыке

 «Дождь»группа ДДТ

«Летний дождь» Игорь Тальков

» Художник, что рисует дождь» Анжелика Варум

«Разговор о дожде» Леонид Агутин

 «В Петербурге сегодня гроза» Алла Пугачева

«Дожди» Игорь Корнелюк

«В городе дождь» Уматурман

«Косые дожди» Марина Хлебникова

2.8 Слово в других языках

 азербайджанский: yağış

 армянский: անձրեվ

 башкирский: ямғыр

 белорусский: дождж

 болгарский: дъжд

 венгерский: eső

 древнепрусский: aglō

 жемайтский: lītos

 иврит: גשםמטר

 итальянский: acquazzone

 казахский: жауын, жаңбыр

 латгальский: leits

 латинский: pluvia, imber, pluit

 латышский: lietus

2.9 Слово в поэзии

«В ДОЖДЬ» Агния Барто

«В ОКНА ДОЖДИК ГУЛКО СТУКАЛ…»Сергей Северный 

«ВЕСЕННИЙ ДОЖДИК»Галина Голова

«ДОЖДИК«З. Александрова

«ДОЖДИК«Б.В. Заходер

«ДОЖДИК«Ирина Токмакова

«ДОЖДИК«Саша Чёрный

«ДОЖДЬ»С.Я. Маршак

«ЛИВЕНЬ»С.В. Михалков

2.10 СЛОВО В НАЗВАНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ

«Песочный дождь» (2008 год)

«Майский дождь» (2012 год)

«Летний дождь» (2006 год)

2.11 Народные приметы о дожде (Приложение 3)

 Большие дождевые пузыри — к ненастью и пущему дождю.

 Вечерняя радуга — к ясной погоде, утренняя —дождливой.

 Видна вся дуга радуги — к дождю.

 Вода в реке пенится — к дождю.

 Вода течет, пенясь, — скоро будет дождь.

 Вода течет пенясь — скоро будет дождь. Волна бьет навстречу текучей воде — быть дождю. Пузыри на воде — к пущему дождю.

 Вода чиста как никогда — к дождю.

 Воробей купается в луже — к теплу, а ворона — к дождю и холоду.

 Воробьи в пыли купаются, или щебечут — к дождю.

 Воробьи сидят напыжившись — к дождю.

 Восточные и западные ветры чаще всего предвещают дожди.

 Глухой гром — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню.

 Грачи пасутся на траве — к дождю.

 Гуси моются — перед дождем.

 Двойная (тройная) радуга — признак дождливой погоды.

 Если весной снег тает от солнышка — будет урожайный год, от дождя — жди засуху.

 Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.

2.12 Загадки про дождь Приложение 2

Ходил, бродил по крыше,
То громко, то потише.
Ходил, бродил, постукивал,
Хозяев убаюкивал.

Дождь

Его просят, его ждут,
А как придет –
Прятаться начнут.

Дождь

По крышам прохаживается.
К работе прилаживается.
Стукнет, брякнет молоточком
По деревьям и досочкам.
Молоточек водяной
И стоит в саду стеной.

Дождь

2.13 Потешки про дождик

Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять —
Мы промочим ножки.

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

Дождик, дождик,
Кап да кап!
Ты не капал бы
На пап,
Ты не капал бы
На мам —
Приходил бы лучше
К нам:
Папам — сыро,
Мамам — грязно,
Нам с тобою —
Распрекрасно!

Дождик, дождик, крапани, 
Куплю тебе три кони! 
Дождик, дождик, перестань, 
Куплю тебе горностай, 

2.14 Заклички про дождь

Дождик, дождик, пуще, 
я насею гущи, 
цельну кадушку, 
сверху лягушку!

Дождик, дождик, пуще, 
Дам тебе гущи, 
Выйду на крылечко, 
Дам огуречка. 
Дам и хлеба каравай – 
Сколько хочешь поливай! 

Туча, туча,
Дождь не прячь!
Лейся, дождик,
Дам калач!

Дождик, дождик, пуще! 
Дам тебе гущи, 
Хлеба краюшку, 
Щей черепушку, 
Дам тебе ложку — 
Кушай понемножку!

Дождик, дождик, пуще. 
На мамину капусту,
На папин лен
Поливай ведром.

2.15 Пальчиковая гимнастика

«Непослушный дождик»

Дождик — кап!

Дождик – кап! Ударяют указательным пальцем

То сильней, то тише. одной руки по ладони другой.

Не стучи, не стучи, Грозят пальцем.

Не стучи по крыше!

Непослушный какой! Укоризненно качают головой.

Погоди, не лейся!

Заходи к малышам Манят руками.

И в тепле погрейся! Кладут ладони на плечи,

скрестив руки на груди.

«Грибной дождик»

Дождевые каплиХлопают правой ладонью по левой.

Прыгайте в ладошки! Так же хлопают по правой ладони.

Дождевые капли, Шлепают ладошками по ножкам

Вымойте мне ножки! от лодыжки вверх.

Дождевые капли, Стучат правой рукой по левому плечу сзади.

Бейте по спине! Левой рукой стучат по правому плечу.

Дождь грибной, но нужно Тянутся обеими руками вверх,

Подрасти и мне! выпрямляя спину.

Подвижное упражнение «Дождик»

Капля раз, прыжок на носочках, руки на поясе Капля два, прыжок на носочках, руки на поясе Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе А потом, потом, потом 8 прыжков на носочках, руки на поясе Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, развести руки в стороны От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом

Заключение

Работая над этим проектом, я изучила много самых разных источников. Интересно было работать со словарями, Интернет-ресурсами.

В заключение хотелось бы отметить, что

— я узнала о различных типах словарей, познакомилась со структурой словарных статей.

— познакомились с этимологией словадождь, его значениями в разных источниках, исследовала «жизнь» слова дождь в фольклоре, литературе и в живописи.

— поняла, что создать полную энциклопедию очень сложно, так как слово, его смыслы можно разбирать с различных точек зрения и всегда найдётся что-то новое.

Список литературы

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова. – 4 изд. Дополненное. – М.: ООО «Инфотех», 2010. – 944с

2. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; под. Ред. Ф.П.Филина. – М.: Просвещение, 1981. – 463с.

3. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова. Переработанное издание. 100 тысяч слов. М.: «ЛадКом» — 2011, 848с.

4. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: ок.1500 ил. / В.И.Даль. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. – 348с.

5. Русские пословицы и поговорки / Сост. А.И.Соболев. – М., 1983

6. http://zagadochki.ru/zagadki-pro-hleb-s-otvetami.html

7. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-produkty/zagadki-pro-hleb.html

8. http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-hleb.html

9. http://hlebosol.info/raznoe/zametki/aforizm/

10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BB%D0%

Приложение 1

Приложение 2

По крыше – ручьи,
В лужах – пузыри!
Не боимся и идем!
По лужам под летним… (Дождём).

Снова туча набежала,
Очень сыро, мокро стало.
Яркий зонтик раскрываем
От него себя спасаем! (Дождик).

Мы убегаем, а он догоняет!
Укрыться от него торопимся,
Снова ночью к нам стучит,
Но, не откроем… (Дождю).

Льет он во дворе и в парке,
Растения поливает.
И не хочется выходить,
Пока он не пройдет! (Дождик).

Брызгает как из душа,
Из тучек теплая вода,
Всё вокруг польет,
Кто работал? … (Дождик).

В серых тучах прячется,
А как грянет гром,
Польется… (Дождем).

Всегда разный я, друзья,
Сильный, слабый, проливной,
Иногда, грибной!
Проникаю в почву,
Поливаю деревья и кусты,
От меня хорошо растут грибы!
Подскажите, кто же я? (Д

Приложение 3

 Большие дождевые пузыри — к ненастью и пущему дождю.

 Вечерняя радуга — к ясной погоде, утренняя —дождливой.

 Видна вся дуга радуги — к дождю.

 Вода в реке пенится — к дождю.

 Вода течет, пенясь, — скоро будет дождь.

 Вода течет пенясь — скоро будет дождь. Волна бьет навстречу текучей воде — быть дождю. Пузыри на воде — к пущему дождю.

 Вода чиста как никогда — к дождю.

 Воробей купается в луже — к теплу, а ворона — к дождю и холоду.

 Воробьи в пыли купаются, или щебечут — к дождю.

 Воробьи сидят напыжившись — к дождю.

 Восточные и западные ветры чаще всего предвещают дожди.

 Глухой гром — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню.

 Грачи пасутся на траве — к дождю.

 Гуси моются — перед дождем.

 Двойная (тройная) радуга — признак дождливой погоды.

 Если весной снег тает от солнышка — будет урожайный год, от дождя — жди засуху.

 Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.

 Если дождевые черви выползают на поверхность, ящерицы греются на солнце, воробьи громко чирикают, купаются в пыли или в лужах, на закате красное солнце садится в тучу — жди дождя и ветра.

 Если дождей в мае много, то их мало в сентябре, и наоборот.

 Если за сухим мартом следует дождливый апрель и холодный май — хороший урожай обеспечен.

 Если звон колокола явственно раздается, будет ясно, глухо — будет дождь.

 Если идет дождь, а куры разгуливают по двору — значит, погода испортилась ненадолго.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/425725-proekt-po-russkomu-jazyku-jenciklopedija-slov

  • Проект по русскому языку 3 класс стр 72 рассказ о слове дружба
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове мороз на альбомном листе фото
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове луна
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове мороз канакина
  • Проект по математике 5 класс математические величины и числа в сказках пословицах и поговорках