Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове песок

Добавлено 2021-12-23 12:50:36пособие содержит подробные поурочные разработки к учебникам о.с. сороко-цюпы, а.о. сороко-цюпы история. всеобщая истори... добавлено 2021-12-23 12:48:04пособие содержит

Поурочные разработки по всеобщей истории. Новейшая история. 10–11 классы (к УМК О.С. Сороко-Цюпы (М.: Просвещение) 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-12-23 12:50:36

Пособие содержит подробные поурочные разработки к учебникам О.С. Сороко-Цюпы, А.О. Сороко-Цюпы «История. Всеобщая истори…

Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс (к УМК Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной («Перспектива») 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-12-23 12:48:04

Пособие содержит поурочные разработки по курсу «Русский язык» для 2 класса общеобразовательных организаций к УМК «Перспе…

Поурочные разработки по математике. 6 класс (К УМК Н.Я. Виленкина и др. (М.: Мнемозина) 2017–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-12-23 12:28:35

Издание содержит подробные поурочные разработки по математике для 6 класса и ориентировано на учителей, работающих с УМК…

Поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке. 4 класс (к УМК О. М. Александровой и др. (М.: Просвещение) 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-12-23 12:28:09

Предлагаемые в пособии поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке для 4 класса составлены с уч…

Поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке. 3 класс (к УМК О. М. Александровой и др. (М.: Просвещение) 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-12-24 10:44:10

В пособии представлены поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке для 3 класса, составленные c…

Поурочные разработки по родной русской литературе. 5 класс (к УМК О. М. Александровой и др. (М.: Просвещение) 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-10-28 17:51:35

В издании представлены поурочные разработки по предмету «Родная литература (русская)» для 5 класса, составленные согласн…

Поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке. 2 класс (к УМК О. М. Александровой и др. (М.: Просвещение) 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-10-28 17:51:52

В пособии представлены поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке для 2 класса, составленные в…

Поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке. 1 класс (к УМК О. М. Александровой и др. (М.: Просвещение) 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-10-28 18:21:56

В пособии представлены поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке для 1 класса, составленные в…

Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 8 класс (к УМК А. А. Вигасина – О. С. Сороко-Цюпы (М.: Просвещение) 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-10-28 18:21:39

Пособие содержит подробные поурочные разработки к учебнику А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной «Всеобщая ис…

Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 7 класс. Пособие для учителя (к УМК А. А. Вигасина – О. С. Сороко-Цюпы (М.: Просвещение) 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-09-30 13:54:26

Пособие содержит подробные поурочные разработки к учебнику А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной «Всеобщая ис…

Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Пособие для учителя (к УМК под ред. В. Я. Коровиной (М.: Просвещение) 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-09-30 13:54:57

В издании представлены поурочные разработки по литературе для 5 класса, составленные согласно требованиям ФГОС основного…

Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 11 класс. Пособие для учителя (к УМК Л. Н. Боголюбова и др. (М.: Просвещение))

добавлено 2021-09-30 15:04:56

Предлагаемое учебно-методическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по общес…

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Пособие для учителя (к УМК А. А. Плешакова и др. («Перспектива») 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-09-30 13:54:41

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 1 класса общеобразовательных организаций УМК А…

Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс

добавлено 2021-08-26 14:58:54

Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной об…

Биология. Индивидуально-групповая деятельность. Поурочные разработки. 7 класс

добавлено 2021-08-26 14:58:11

Предлагаемое пособие – элемент информационно-образовательной среды предметной линии УМК по биологии «Линия жизни» для 7 …

Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. Часть 2

добавлено 2021-08-16 15:13:44

Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике курс «Русский язык» (2 класс) авторов В. П. К…

Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. Часть 1

добавлено 2021-08-16 15:45:53

Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной об…

Окружающий природный мир

добавлено 2021-08-13 14:01:40

В пособии представлены примерные конспекты 64 занятий по курсу «Окружающий природный мир» и примерная рабочая программа …

Уроки русского языка во 2 классе. Методическое пособие с примерными разработками уроков для учителя начальных классов общеобразовательных организаций

добавлено 2021-08-13 13:50:13

В пособии даны разработки 14 уроков по русскому языку, проводимые с учениками 2 класса общеобразовательных организаций. …

Поурочные разработки по русскому родному языку. 1 класс (к УМК О. М. Александровой и др. (М.: Просвещение) 2018–2019 гг.)

добавлено 2021-08-05 12:36:14

В пособии представлены подробные поурочные разработки по предмету «Русский родной язык» для 1 класса, составленные в соо…

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс (к УМК А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой («Перспектива») 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-08-05 12:36:55

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательных организаций УМК А…

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс (к УМК А. А. Плешакова («Школа России») 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-08-05 12:37:42

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 1 класса УМК А. А. Плешакова («Школа России»),…

Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс (к УМК Л. Н. Боголюбова и др. (М.: Просвещение) 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-08-05 12:37:57

Пособие содержит подробные поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова и др. «Обществознание. 6 класс» (М.: Просвещ…

Поурочные разработки по математике. 3 класс (к УМК М. И. Моро и др. («Школа России») 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-08-05 12:38:11

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Математика» для 3 класса, составленные в соответствии с требования…

Поурочные разработки по математике. 2 класс (к УМК М. И. Моро и др. («Школа России») 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-08-05 12:23:42

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Математика» для 2 класса, составленные в соответствии с требования…

Поурочные разработки по математике. 1 класс (к УМК М. И. Моро и др. («Школа России») 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-08-05 12:23:30

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Математика» для 1 класса, составленные в соответствии с требования…

Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс (к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого («Школа России») 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-08-05 12:23:17

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Русский язык» для 2 класса, составленные с учетом требований ФГОС….

Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс (к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого («Школа России») 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-08-05 12:23:05

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Русский язык» для 1 класса, составленные в соответствии с требован…

Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс (к УМК Л. Ф. Климановой и др. («Школа России») 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-08-05 12:22:46

В пособии представлены поурочные разработки по литературному чтению для 1 класса, составленные в соответствии с требован…

Поурочные разработки по истории России. 10 класс (к УМК М. М. Горинова, А. А. Данилова и др. (М.: Просвещение) 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-08-05 12:22:18

Пособие содержит подробные поурочные разработки к учебнику М. М. Горинова, А. А. Данилова и др. под ред. академика РАН А…

Поурочные разработки по физике. 10 класс (К УМК Г. Я. Мякишева, М. А. Петровой (М.: Дрофа) 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-08-05 12:36:41

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Физика» для 10 класса, составленные в соответствии с требованиями …

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс (к УМК А. А. Плешакова («Школа России») 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-08-05 12:37:09

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 3 класса УМК А. А. Плешакова («Школа России»),…

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс (к УМК А. А. Плешакова («Школа России») 2019–2021 гг. выпуска)

добавлено 2021-08-05 12:37:16

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 2 класса, составленные в соответствии с требов…

Биология. Индивидуально-групповая деятельность. Поурочные разработки. 9 класс

добавлено 2021-07-23 12:50:53

Предлагаемое пособие – элемент информационно-образовательной среды предметной линии УМК по биологии «Линия жизни» для 9 …

Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс

добавлено 2021-07-01 10:37:52

Данное пособие призвано способствовать реализации в практике учителя требований к результатам освоения основной образова…

Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. Часть 2

добавлено 2021-07-01 10:38:06

Данное пособие призвано способствовать реализации в практике учителя требований к результатам освоения основной образова…

Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. Часть 1

добавлено 2021-07-01 10:38:21

Данное пособие призвано способствовать реализации в практике учителя требований к результатам освоения основной образова…

Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс (к УМК Т. А. Ладыженской, С. Г. Бархударова)

добавлено 2021-06-01 13:50:15

Поурочные разработки составлены в соответствии с учебником по русскому языку для общеобразовательных учреждений авторов …

Английский язык. Книга для учителя. 10 класс. Углублённый уровень

добавлено 2021-05-14 17:29:47

Книга для учителя является обязательным компонентом УМК серии «Звёздный английский» для 10 класса общеобразовательных ор…

Английский язык. Книга для учителя. 11 класс. Углублённый уровень

добавлено 2021-05-14 17:29:29

Книга для учителя является обязательным компонентом УМК серии «Звёздный английский» для 11 класса общеобразовательных ор…

Учреждение: 

ГБОУ СОШ №525 имени дважды героя Советского Союза Г.М. Гречко г. Санкт-Петербурга

Ученическая исследовательская работа по музыке на тему «Сила императорская, мощь композиторская» представлена в виде игрового пособия для учащихся по музыке о великих русских композиторах эпохи Александра III.

Подробнее о работе:

Материалами к проекту по музыке «Сила императорская, мощь композиторская» стала информация из биографии известных композиторов, которые жили и творили в императорской России. В работе предложены справочные сведения о жизни и творчестве талантливых людей, оставивших заметный след в истории и развитии отечественной музыки.

В рамках самостоятельной работы ученица 9 класса собрала нужную информацию, которую использовала для создания брошюры с изложением материала о жизни и творчестве композиторов, творивших во времена правления Александра III. Рассказ, ставший основой проекта, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к музыке, а вопросы и задания – к проявлению творческого потенциала при их выполнении.

Оглавление

Введение
1.  Сила императорская, мощь композиторская.
1.1 Истории о великих русских композиторах и об императоре Александре III.
Заключение
Литература

Введение

Данный проект по музыке на тему «Сила императорская, мощь композиторская» является творческой работой по созданию дидактического пособия для учащихся 9 класса, увлечённых изучением жизни и творчества П. И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина. Творчество композиторов рассматривается в единстве времени правления императора Александра III. Многие моменты их жизни и творчества, дружба, личностное отношение друг к другу, оценка творчества и деятельности повлияли на взаимоотношения императора и великих композиторов.

Форма творческой работы представлена в виде брошюры с изложением материала о жизни и творчестве композиторов, творивших во времена правления   императора.

В конце работы учащимся предлагается ответить на вопросы, предполагающие знания, связанные с творчеством великих русских композиторов.

Работа отвечает цели и задачам образования учащихся в рамках Федерального образовательного стандарта

Рассказ, ставший основой проекта, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к музыке, а вопросы и задание – к проявлению творческого потенциала при их выполнении.

Оформление проекта соответствует правилам оформления брошюры, а также любой другой игры, предполагающей ряд вопросов и ответов.

При выполнении данной работы учтены все этапы проектной деятельности.

При выборе темы и содержания проекта ведущим ее элементом является актуальность.

При создании данной работы актуальность заключается в том, что изучение вопросов, связанных с изучением музыки, творчества П. И. Чайковского, носит социальный характер, так как отвечает многим положениям Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Государственная политика носит приоритетный характер в ряду гуманитарных наук, как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной, общественной деятельности.

Государственная культурная политика поддерживает инициативу граждан в работе по выявлению, изучению, сохранению культурного наследия. Поддерживает проекты в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности. Музыка как вид искусства является частью жизни людей, отражающей их нравственные позиции, гражданскую позицию.

Является национальным достоянием. Изучение музыки как вида искусства начинается с изучения музыкальных произведений в рамках школьного предмета «Музыка». Постичь основы этого вида искусств задача любого ученика. Особое значение изучение предмета имеет для юных жителей города – петербуржцев, как жителей культурной столицы, где были написаны многие музыкальные произведения, где жили и творили великие русские композиторы и музыканты.

Цель проекта: создать игровое пособие для учащихся по музыке в виде брошюры и ряда вопросов.

Задачи:

  1. Создать концепцию брошюры (рассказ, иллюстрации)
  2. Подобрать ряд вопросов, адресованных игрокам
  3. Изучить литературные источники, ставшие основой брошюры.
  4. Подобрать иллюстративный ряд, соответствующий характеру и содержанию отобранных музыкальных примеров
  5. Оформить брошюру.
  6. Подготовить презентацию проекта.

Этапы работы:

Подготовительный

  • Сообщение куратору от цели, задумках, вариантах выполнения работы
  • Подготовка необходимых ресурсов для выполнения работы в виде брошюры

Основной

  • Разработка концепции брошюры
  • Создание ряда вопросов и ответов к ним
  • Подбор инвентаря для создания и оформления брошюры
  • Поиск иллюстраций для оформления брошюры
  • Подборка подобранного литературного материала совместно с куратором
  • Изготовление брошюры
  • Проверка подобранного материала совместно с куратором проекта

Практический

  • Пробные варианты брошюры
  • Корректировка, исправление текста, вопросов
  • Оценка читающих и отвечающих на вопросы

Заключительный

  • Художественное оформление игры.

Сила императорская, мощь композиторская

Наш рассказ состоит из историй о четверых представителях конца 19 века, живших в одной стране, любивших свою страну, выполнявших свой долг, несущих свою миссию через жизнь, полную событий, решений, сочинений.

композиторы при царе

Истории о великих русских композиторах и об императоре Александре III

Странного в этом нет ничего, потому что имена великих композиторов связаны с жизнью русского императора.  Постараемся доказать, что сила императорская и мощь композиторская есть гармония того, что называют связью душ, идей, мыслей, вдохновения.

Найдем то, что связывало этих людей, представителей разных сословий, разного образа жизни, взглядов, устремлений.

Эта связь проявилась, прежде всего, в их отношении к музыке.

В чем же связь музыкантов-композиторов и русского самодержца, императора?

Александр III – какой ОН?

Начнем разбираться — проведем небольшое расследование во времени и путях связи представителей одного поколения. Займемся для начала вопросом исторического характера: что отличало этого императора от других представителей династии Романовых.

Александр III вошел в историю как царь-миротворец, потому что был единственным монархом из династии Романовых, который не вел войн. Его имя связывают с небывалым экономическим развитием страны.

Однако редко вспоминают, что этому государю Россия во многом обязана расцветом своей музыкальной культуры.

Царь-гигант, играющий на огромной трубе (геликоне) в военном оркестре. Восторженно слушающий произведения Петра Ильича Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина. Действительно по-настоящему влюбленный и чувствующий

музыку. Правитель, который очень много сделал для развития национального музыкального искусства.

В отличие от своего отца, императора Александра II, предпочитающего итальянскую оперу, герой нашего первого рассказа был прекрасным знатоком и тонким ценителем именно русской музыки. Любил русскую оперу, любил все русское! Да и говорил он со своими подданными только на русском языке (в отличие от отца, говорившего по-французски). Он – меломан, благотворитель. Его увлечение музыкой подготовило тот расцвет русской культуры, который, начавшись еще при нем, продлится затем в течение всего царствования Николая II.

Александр III любил и церковную музыку. В годы его правления императорская певческая капелла расцвела и превратилась в один из крупнейших музыкальных центров Европы. Известно, что по просьбе императора, Петр Ильич Чайковский писал духовные музыкальные сочинения.

Любил Александр и народную песню. Ему очень нравилось использование в произведениях русских композиторов народной песни. Неслыханно, но именно император поддержал экспедицию Русского географического обществапо собиранию музыкальных мотивов русских песен. Была учреждена «Песенная комиссия».

При императоре Александре III был восстановлен величественный Тифлисский оперный театр. Да и сама театральная реформа дала толчок для развития и расцвета русской национальной оперы. По желанию императора казна не жалела средств на постановку новых русских опер. По всей стране открывались частные оперы.

Особое место в жизни императора занимал организованный им духовой оркестр.

По примеру «царского» оркестра стали возникать по всей стране оркестры (причем не только духовые) в военных корпусах, на фабриках, заводах, гимназиях, университетах.

К исполнительскому искусству появился интерес в самых разных сословиях россиян.

Под покровительством Александра появилась Бесплатная музыкальная школа. Здесь готовили не только музыкантов-профессионалов, но и   публику, для которой творило новое поколение русских композиторов.

В российских городах Киеве, Харькове, Казани, Омске, Одессе, Саратове, Риге появились бесплатные музыкальные школы.

Наш второй, третий и четвертый герои – это Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Петр Ильич Чайковский. – великие имена великих русских композиторов.

Что между ними общего, что их связывало, отчего их связь была столь ощутима?  Почему эту связь мы назвали гармонией силы и мощи?

Продолжим наше расследование

Все четверо принадлежали к одному поколению. Отношение к занятиям музыкой было практически одинаковым. В начале жизненного пути не было и мысли превратить музыку в свою профессию.  Все четверо учились музыке у домашних учителей, а потом музицировали для собственного удовольствия. Сколько общего! А было ли то, что их отличало? Их происхождение. Император – наследник династии Романовых. Римский-Корсаков и Чайковский – дворянские дети и лишь Бородин – крепостной незаконнорожденный княжеский сын.

Вот и все факты расследования

Композитор и ученый входил в самостоятельную жизнь.   А дальше — каждый пришел в мир музыки, выбрав свой путь. У каждого своя судьба, служба, семья, мир, полный забот, начинаний, творчества.

Продолжим рассказ. Наш путь в дом грузинского поручика князя Луки Степановича Гедианова.

Именно в его доме родился Александр Порфирьевич Бородин, вольноотпущенный дворовый человек. Ни происхождение, ни среда, ни личности родителей –  ничто не предвещало славного музыкального будущего Саши Бородина. Его детство и отрочество были вполне благополучными. Освоив гимназическую программу, немецкий, французский, он серьезно занимался музыкой. Одаренность проявлялась во всем, но больше всего он увлекался химией.

Годы занятий, обучения. Защита диссертации – степень доктора медицины. Возвращение в Россию работа в Медико-хирургической академии. Активная научная деятельность не помешала страсти Бородина – сочинение музыки. Встреча с Милием Алексеевичем Балакиревым привела его в ряды членов «Могучей кучки».

Настоящая слава пришла к нему после смерти, с постановкой его главного произведения – оперы «Князь Игорь» Друзьяобратились к Александру III – ему был послан подарок – партитура, «Князя Игоря», а вместе с ней письмо, излагающее два вопроса. Первый – патриотический: опера создана на основе величайшего памятникадревнерусской литературы «Слово о полку Игореве», второй – международного престижа: фрагменты оперы уже исполнялись за границей и имели большой успех.

Александр III не просто дал разрешение на постановку оперы на сцене императорского театра, но и распорядился не жалеть денег на постановку «Князя Игоря». Постановка получилась грандиозной. На сцену выходило до двухсот артистов!Премьера в Мариинском театре стала громадным событием в культурной жизни российской столицы. Образцы оружия, украшений, костюмов были отправлены из Средней Азии и копировались петербургскими художниками. Декорации писались по мотивам среднеазиатских картин живописца Верещагина, которые высоко ценились императором.  

Обращаясь к петербуржцам, Александр писал:» Князь Игорь» принадлежит к числу тех созданий искусства, которые приносят великую честь нашему Отечеству».

Наша история подошла к описанию жизни и творчества музыканта, который не сразу осознал себя композитором.

«Сделаться музыкантом я никогда не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, меня пленяла мысль быть моряком».  Дворяне Римские-Корсаковы из поколения в поколение служили во флоте, и Николай Андреевич не сразу решился прервать эту традицию и посвятить всю свою жизнь музыке. Род Корсаковых насчитывал 18 морских офицеров. Маленький Николай рос в родительском доме в провинциальном Тихвине. Образование, как и у всех дворянских детей – домашнее. Учили игре на Фортепиано, пению. Особенно нравились церковные песнопения в исполнении хора Тихвинского монастыря. А романсы и народные песни в исполнении матери приводили в восторг. Позже – Петербург. Морской-кадетский корпус.

Новая обстановка, учеба. Но все это мало интересовало будущего композитора. Музыкальная жизнь столицы открыла мир музыки. Опера – вот что покоряло молодого курсанта, вот чем он восторгался, бесконечно пересказывая сюжеты услышанных опер, вот о чем грезил. «Я страстно любил музыку и играл в нее». Но предстояло сделать выбор. Окончив учебу с отличием, молодой офицер зачислен в команду клипера «Алмаз».  Путь – к берегам Северной Америки. Три года странствий, три года сочинительства музыки. Возвращение в Петербург было связано с окончательным решением – дело его жизни — музыка.

Дальше – годы творчества, содружество друзей –композиторов «Могучая кучка». В царствование Александра III Римский-Корсаков считался главным петербургским композитором, хотя император относился к кучкистам прохладно. При этом Римский-Корсаков состоял на государственной службе. Композитор лично присутствовал на коронации императора в Москве. Царствование Александра III в жизни композитора связано с большими переменами в его профессиональной деятельности – директор петербургской консерватории, помощник управляющего Придворной певческой капеллы.

Он управляет творческим сообществом музыкантов, организованным его учеником, меценатом Беляевым. Он дирижер «Русских симфонических концертов в зале Дворянского собрания в столице. Он участник знаменитых концертах во время Всемирной выставки в Париже.  Он – автор пятнадцати опер после обращения к императору, с его Высочайшего позволения, к постановке на императорской Мариинской сцене бала допущена опера «Ночь перед рождеством».  В наши дни Мариинский театр называют «Домом Римского-Корсакова».

Около полусотни опер было поставлено на его сцене. 

И наконец рассказ последний – о любимом композиторе императора. Имя его Петр Ильич Чайковский. Он пользовался особым расположением Александра III, и это самым благотворным образом отразилось на его творческой биографии. Чайковский не только был благодарен государю, но и высоко его ценил как правителя. Император с нетерпением каждый раз ждал новых произведений Чайковского. Именно он заказал ему коронационный марш. Увертюра «1812 год» была высоко оценена им. После ее исполнения государь назначил композитору пожизненную пенсию.

В восторге Чайковский написал:» Нельзя не быть бесконечно благодарным царю, который придает значение не только военной и чиновничьей деятельности, но и артистической». Вместе с императрицей, Марией Федоровной, Александр III посещал все оперы и балеты Чайковского. Для написания оперы «Евгений Онегин» император выделил материальную помощь. «Милый брат, опера и балет имели вчера огромный успех, особенно опера всем очень понравилась.

Накануне была репетиция с Государем. Он был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка того и другого великолепна. Глаза устают от роскоши». Где только не гастролировал композитор – Лейпциг, Гамбург, Берлин, Прага, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Балтимор, Филадельфия. Он – член-корреспондент парижской Академии изящных искусств, почетный доктор музыки кембриджского университета.

На царствование Александра III пришел последний и весьма плодотворный этап творчества Чайковского – это и опера «Пиковая дама» и балеты «Спящая асавица» «Щелкунчик». В мемуарах графа Шереметева есть такая запись: «… В этот день оркестр играл особенно хорошо. Государь попросил исполнить что-нибудь из Чайковского. Он был очарован музыкой, даже попросил исполнить произведение еще раз.

Он слушал как-то особенно задумчиво и грустно, дивная гармония была ему доступна, и весь он был проникнут красотою этих звуков, весь отдался этому чувству». На следующий день стало известно, что в то время, когда в Гатчине император слушал музыку Чайковского, в Петербурге тот умирал. Позже император скажет: «Казалось. мы слушали его лебединую песню». Когда Чайковский лежал уже на смертном оре, Александр III посетил его. По приказу императора композитора отпевали в Казанском соборе в сопровождении хора певчих собора и хора Императорской русской оперы.

Вот собственно и все, что надо было сказать о связи великих российских музыкантах-композиторах и императоре Всероссийском. Эта связь, безусловно, подтверждает наше убеждение в том, что великая миссия служения его Величеству музыки была частью жизни российских композиторов и миропомазанника – императора Александра III. Гармония силы в лице государя и мощь композиторская возвысили значение Музыки 19 века, приведя ее на музыкальный Олимп века 21!

Литература

  1. Асафьев Б. В. «Гений музыки Петр Ильич Чайковский. Жизнь и творчество». Под редакцией А. Н. Римского-Корсакова.
  2. Боханов А.Н. Император Александр III. М., 1998.
  3. Гнесин М. Ф., Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове. М., 1956. (Там же: Воспоминания о Петербургской консерватории в 1905 году Ю. Л. Вейсберг и А. Н. Дроздова.)
  4. Дианин. A. П.  А. П. Бородин. Биографический очерк и воспоминания. «Журнал Русского физико-химического общества», т. XX, выпуск. 4, 1888.
  5. Дианин С.А. “Бородин Жизнеописание, материалы и документы. «Государственное музыкальное издательство», 1960г.
  6. Орлова Е. М. Пётр Ильич Чайковский. — М., 1990.
  7. Рацкая Ц. С. Н. А. Римский-Корсаков. — 2-е изд., переработка — М.: Музыка, 1977. — 112 с. — 50 000 экз.
  8. Тальберг Н. Д. Александр III. Очерки истории Императорской России. М., 2000.
  9. Чайковского М. И. «Жизнь Петра Ильича Чайковского. Том 3»

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Рассказ пойдет об одной новой, общедоступной Java/Kotlin библиотеке, для работы с русским языком. Она позволяет получить исходные формы + морфологическую информацию для большинства слов русского языка. Статья предназначена для тех, кто создает ботов, обрабатывает сообщения, занимается поиском и извлечением смысла текста. Для справки, ключевое отличие лемматизации от стеммизации (урезания до нормализованной формы) состоит в том, что лемма удовлетворяет правилам языка, например для слова «яблоками» леммой будет «яблоко», а не просто урезанный корень.

Лемма может быть и более сложной, например для слова люди, начальная форма – человек. В этой статье мы рассмотрим способ быстрого извлечения такой информации из морфологического словаря.

Источник данных

В первую очередь, стоит выразить благодарность проекту AOT (автоматическая обработка текста) за морфологические словари русского языка. Библиотека содержит их с обновлениями бинарного формата и API, упрощенным подключением в Gradle и Maven проекты без сторонних зависимостей и быстрым (!) поиском.

Преобразование данных

Так как оригинальные aot-словари в исходном текстовом виде достаточно неудобны для быстрого поиска, то они предварительно преобразуются в собственный бинарный формат (GitHub) при помощи компилятора написанного на Kotlin. Такое преобразование позволяет очень быстро загрузить словарь в память и осуществлять мгновенный поиск по нему. Конкретные бенчмарки загрузки словаря из бинарного формата будут отличаться для каждой машины, однако в среднем запуск при инициализации занимает около четырех секунд, после чего получение морфологии для любого слова работает также быстро как HashMap.

Подключение библиотеки

Библиотека совместима с Java 8+, а также протестирована со всеми версиями Kotlin 1.5.*. В этом примере используется система сборки Gradle, примеры для Maven и других систем сборки столь же тривиальны и их можно посмотреть здесь.

// в build.gradle.kts
repositories {
  // (1) Подключим репозиторий jitpack
  maven("https://jitpack.io")
}
dependencies {
  // (2) Добавим зависимость от библиотеки
  implementation("com.github.demidko:aot:2021.09.19")
}

Пример работы

Пример работы приводится для Java, однако библиотека также будет работать и с Kotlin:

import static java.lang.System.out;
import static com.github.demidko.aot.WordformMeaning.lookupForMeanings;

class Example {

  public static void main(String[] args) {
    var meanings = lookupForMeanings("люди");

    out.println(meanings.size());
    /* 1 */

    out.println(meanings.get(0).getMorphology());
    /* [С, мр, им, мн] */

    out.println(meanings.get(0).getLemma());
    /* человек */

    for (var t : meanings.get(0).getTransformations()) {
      out.println(t.toString() + " " + t.getMorphology());
      /*
       * человек [С, мр, им, ед]
       * человека [рд, С, мр, ед]
       * человеку [С, мр, ед, дт]
       * человека [С, мр, ед, вн]
       * человеком [тв, С, мр, ед]
       * человеке [С, мр, ед, пр]
       * люди [С, мр, им, мн]
       * людей [рд, С, мр, мн]
       * человек [рд, С, мр, мн]
       * людям [С, мр, мн, дт]
       * человекам [С, мр, мн, дт]
       * людей [С, мр, мн, вн]
       * людьми [тв, С, мр, мн]
       * человеками [тв, С, мр, мн]
       * людях [С, мр, мн, пр]
       * человеках [С, мр, мн, пр]
       */
    }
  }
}

Как видно, для каждого слова легко получить набор словоформ различных смыслов, после чего можно получать морфологическую информацию (род, падеж, склонение и т. п). Здесь может возникнуть вопрос, почему метод lookupForMeanings(«…») возвращает набор словоформ, а не одну? Это сделано по причине наличия в русском языке коллизий словоформ разных смыслов, например «замок» это одновременно производная леммы «замокнуть» (под дождем например) и устройство для запирания дверей и строение. Так как одно и тоже слово является производной разных лемм, библиотека вернет список подходящих различных словоформ с разными морфологическими характеристиками.

Как это вообще работает?

Библиотека загружает из бинарного словаря особую структуру, HashDictionary (низкоуровневое API), которая после загрузки состоит из:

_массив наборов морфологий_
морфология 1 # напр. [рд, С, мр, ед]
морфология 2 # напр. [С, мр, ед, дт]
...
морфология N # напр. [рд, С, мр, мн]

_массив всех строк_
строка 1 # напр. яблоками
строка 2 # напр. яблоко
...
строка N # напр. груша

_массив всех лемм с индексами преобразований в массиве строк и морфологий_
(индекс строки, индекс морфологии) (индекс строки, индекс морфологии)... (индекс строки, индекс морфологии) (индекс строки, индекс морфологии)
(индекс строки, индекс морфологии) (индекс строки, индекс морфологии)... (индекс строки, индекс морфологии) (индекс строки, индекс морфологии)
...
(индекс строки, индекс морфологии) (индекс строки, индекс морфологии)... (индекс строки, индекс морфологии) (индекс строки, индекс морфологии)

_словарь хешей (коллизии проверяются в рантайме, нет смысла отделяеть их во время компиляции, т. к. могут быть и внешние коллизии)_
хеш, индекс леммы, индекс леммы
хеш, индекс леммы, индекс леммы, индекс леммы
хеш, индекс леммы, индекс леммы, индекс леммы, индекс леммы
...
хеш, индекс леммы, индекс леммы, индекс леммы
(напр. хеш яблоки, индекс леммы яблоко)

После получения слова в методе lookupForMeanings(«…») нам остается только нормализовать слово в lower case, прогнать через словарь хешей, считать все преобразования, и избавиться от коллизий хеша (если они есть).

Исходный код

Отправить issue или поставить звездочку можно здесь.

Вопросы и предложения также можно задавать в комментариях к этой статье, постараюсь на все ответить.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

г. Кизилюрт

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

В 4 КЛАССЕ

«У Чёрного моря»

99766294 1

Подготовила:

учитель начальных классов

Хамидова Сарижат Юсупбеговна

Конспект урока по окружающему миру.

Тема урока: У Чёрного моря.

Цели урока:

сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Задачи урока:

образовательные: познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;

развивающие: формировать умение аргументировано высказываться, делать логические умозаключения;

воспитывающие: работать над осознанным отношением к индивидуальной, групповой деятельности; воспитывать экологически грамотного человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

показывать природную зону на карте природных зон;

иметь представление о природе зоны субтропиков (неживая природа, растения, животные);

устанавливать причины своеобразия природной зоны;

моделировать цепи питания природной зоны;

иметь представление об освоении природной зоны человеком.

Метапредметные:

определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

извлекать информацию из карты;

устанавливать причинно-следственные связи;

рассказывать о природной зоне по плану;

готовить сообщения.

Личностные:

осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;

понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.

Формируемые УУД:

познавательные — осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное, уметь искать, получать и использовать информацию, пользоваться справочной литературой, находить в ней нужные сведения;

коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

умение обмениваться мнениями, слушать другого человека; быть способным работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других; выполнять свою часть работы, принимать трудности другого как свои, вносить свою часть в общий результат;

регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;

личностные — положительно относиться к урокам окружающего мира, понимать значение знаний для человека, поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Оборудование:

электронное приложение к учебнику, карточка «Исправь ошибки в тексте», атлас-определитель «От земли до неба», Красная книга России, энциклопедии: «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные», карта природных зон России, гербарий, веточки лавра с листьями.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

1. Работа с картой. Проверка домашнего задания.

— Назовите природную зону, которую мы с вами изучили на прошлом уроке. (Пустыни).

— Пустынь в России немного у нас.

Прощаться с пустыней не будем спешить —

О ней мы сейчас будем говорить.

(Ученик показывает на карте полупустыни и пустыни.) (Южнее зоны степей, на юго-западе страны по берегам Каспийского моря расположена природная зона полупустыни и пустыни.)

2. Работа в группе. Задание на карточке.

— Исправьте ошибки в тексте.

Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров (правильно — отсутствие растительного покрова). Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами (правильно — барханами). Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, — это сайгак (правильно — колосняк) и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные — тушканчики (правильно — сайгаки), они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка (правильно — тушканчик) передвигается прыжками.

3. Самоопределение к деятельности.

— Перечислите по порядку природные зоны. (Зона арктических пустынь, тундра, зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса), зона степей, пустыни, субтропики).

— О какой природной зоне мы не говорили? (О субтропиках.)

— Назовите тему урока. Слайд 8.

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

(Изучить особенности природной зоны, узнать о климате, как климат влияет на растительный и животный мир.)

4. Открытие нового знания.

1. Работа с картой.

— Обратимся к помощнице — карте. Что она нам расскажет? Найдём на карте субтропики.

(Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны — Кавказские горы, а с другой — Чёрное море.)

— В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее — днём или вечером? (Вечером.)

— Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и оно тоже задерживается горами.

— Выясним, что же обозначает слово «субтропики». Вам уже известно, что такое тропики. (Тропики — это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

— А что означает приставка «суб «? В переводе с латинского это означает «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками. Субтропики — области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу.)

— Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, — лишь её маленькая часть.

2. Работа в группах.

— Продолжим изучать природную зону группами: ботаники, зоологи, экологи.

— Вспомните правила работы в группе.

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.

— Вспомните правила сотрудничества.

1. Выполняю свою часть работы.

2. Принимаю трудности другого как свои.

3. Вношу свою часть в общий результат.

— Ботаники, пользуясь учебником (стр. 126 — 130), энциклопедией «Я познаю мир. Растения», атласом-определителем «От земли до неба», расскажите о растениях субтропиков по плану.

План рассказа для группы ботаников. Группа № 1.

1. Растения дикорастущие.

2. Растения, завезённые из тёплых стран.

3. Растения фруктовые.

— Ботаники, пользуясь учебником (стр. 132), энциклопедией «Я познаю мир. Растения», Красной книгой России расскажите о растениях субтропиков по плану.

План рассказа для группы ботаников. Группа № 2.

1. Редкие растения, которые внесены в Красную книгу России.

2. Иглица колхидская.

3. Самшид колхидский.

4. Тис ягодный.

— Зоологи, пользуясь учебником (стр. 126 — 130), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», атласом-определителем «От земли до неба», расскажите о животных субтропиков по плану.

План рассказа для группы зоологов. Группа № 3.

1. Морские обитатели.

2. Обитатели суши.

— Зоологи, пользуясь учебником (стр. 132 — 133), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», Красной книгой России расскажите о животных субтропиков по плану.

План рассказа для группы зоологов. Группа № 4.

1. Обитатели моря, которые попали в Красную книгу России.

2. Обитатели суши, которые попали в Красную книгу России.

— Экологи, пользуясь учебником (стр. 131 — 132), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа для группы экологов. Группа № 5.

1. Красивейшие города-курорты.

2. Их главные достопримечательности.

— Экологи, пользуясь учебником (стр. 132 — 133), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа для группы экологов. Группа № 6.

1. Экологические проблемы Черноморского побережья.

2. Национальный парк «Сочинский».

5. Первичное закрепление.

Сообщения учащихся. (Рассказы сопровождаются демонстрацией слайдов.)

Рассказ ботаников. Группа № 1.

Благоприятные условия — тепло, влага, обилие солнечного света, плодородные почвы- дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым. В лесах на склонах гор растут широколиственные деревья — дуб Слайд 9, бук Слайд 10, каштан настоящий Слайд 11.

В парках и на городских улицах люди выращивают красивые растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы Слайд 12, магнолии Слайд 13, пальмы Слайд 14. Эти растения круглый год остаются зелёными.

В садах зреют грецкие орехи Слайд 15, инжир Слайд 16, абрикосы Слайд 17, персики Слайд 18.

Дополнение.

Каштан — дерево-долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды — орехи — употребляют в пищу.

На склонах гор раскинулись плантации чая. Слайд 19.

На Черноморском побережье растёт виноград Слайд 20 и ………….. . (Лавр.)

Лавр Слайд 21 — вечнозелёный кустарник, который внешне напоминает небольшое деревце.

Живёт около 400 лет. В древ­не­гре­че­ской куль­ту­ре лавр оли­це­тво­рял по­бе­ду и мир и был по­свя­щён Апол­ло­ну. Слайд 22. Вот по­че­му в Гре­ции му­зы­кан­тов, по­этов, тан­цо­ров, по­кро­ви­те­лем ко­то­рых был Апол­лон, на­граж­да­ли имен­но лав­ро­вы­ми вен­ка­ми Слайд 23,

в то время как спортс­ме­нов, ат­ле­тов увен­чи­ва­ли олив­ко­вы­ми или сель­де­рей­ны­ми венками.

В Древ­нем Риме лав­ро­вый венок ста­но­вит­ся выс­шим зна­ком во­ин­ской и им­пе­ра­тор­ской славы.

Ли­стья лавра из­дав­на ис­поль­зу­ют в ка­че­стве аро­ма­ти­че­ской при­пра­вы.

Рассказ ботаников. Группа № 2.

В Красную книгу России внесены редкие растения этих мест: иглица колхидская, самшид колхидский, тис ягодный.

Самшит колхидский Слайд 25 — дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения.

Тис ягодный Слайд 26. Высотой 10 — 20 м, в отдельных случаях до 28 м. 
Растёт относительно медленно, но при этом отличается большой продолжительностью жизни: от 1,5 до 4 тысяч лет.
Тис ягодный, занимавший первоначально очень большую территорию, был почти полностью истреблён человеком из-за своей прочной и практически «вечной» древесины, обладающей сильными бактерицидными свойствами — она убивает даже те микроорга-низмы, которые имеются в воздухе.

Иглица колхидская Слайд 27 — многолетний полукустарник. Растение высотой 45 — 55 см. Стебли прямые. Цветки мелкие, распускаются постепенно в течение осени и зимы; весной созревают плоды. Ягоды крупные, красные.

Рассказ зоологов. Группа № 3.

Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья Кавказа.

Очень интересны морские обитатели: дельфины Слайд 29, морские коньки Слайд 30 , морские иглы Слайд 31, а также крабы Слайд 32, медузы Слайд 33.

Находясь на берегу, издалека слышишь стрекотание сидящих на веточках цикад

Слайд 34 (они питаются соком растений). Среди зелёных листьев притаился хищный богомол Слайд 35, который поджидает добычу — мух и других насекомых.

Изредка встречается удивительной красоты бабочка олеандровый бражник. Слайд 36. Много и других красивых бабочек. Слайд 37.

В лесах обитают косули Слайд 38, медведи Слайд 39, кабаны Слайд 40.

На берегу моря живут чайки Слайд 41, бакланы Слайд 42, которые кормятся рыбой.

Дополнение.

Морские коньки — это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль — и сам станет бурым, сядет на зелёную — позеленеет.

Дополнение.

В атласе — определителе, стр. 159.

Ни с кем не спутаешь богомола! Его передние ноги с шипами и зубчиками приспособлены для захватывания и удерживания добычи. Богомол достигает в длину до 7 см.

Рассказ зоологов. Группа № 4.

На страницы Красной книги попали животные — дельфин черноморская афалина и жужелица кавказская.

Дельфины Слайд 44 — это зубастые киты, только намного меньше. Длина афалины — 2 — 3 м, вес — 150 — 300 кг. Зубы крепкие. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде. Случалось, дельфины спасали людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

Жужелица кавказская Слайд 45 — крупный красивый жук длиной 32 — 55 мм. Верх тела синий, иногда с фиолетовым или зелёным оттенком, блестящий, низ чёрный. Жук наиболее активен ночью, но иногда наблюдается и дневная активность. Питается улитками.

6. Физкультминутка. Слайд 47.

Звучит музыка, дети играют в игру.

Рассказ экологов. Группа № 5.

Берег Чёрного моря — это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Здесь расположены красивейшие города-курорты Сочи Слайд 49 и Ялта

Одна из главных достопримечательностей города Сочи — Дендрарий Слайд 51

(от греческого слова «дендрон» дерево). Это необыкновенно красивый парк, где собраны растения со всего мира. Здесь можно увидеть могучий кедр Слайд 52, родина которого — далёкие горы Гималаи, и эвкалипт Слайд 53, «приехавший» из Австралии, и слоновую пальму Слайд 54 из Южной Америки. Мы увидим бамбуковые рощи Слайд 55, заросли кактусов Слайд 56 и высокие кипарисы Слайд 57.

В числе главных достопримечательностей города Ялта — Никитский ботанический сад Слайд 58. Здесь представлены растения из самых разных уголков Земли. Очень богата коллекция кактусов. Слайд 59.

Дополнение.

Дендрарий в Сочи был основан в 1892 году Сергеем Николаевичем Худековым (нашим земляком). Слайд 60.

Рассказ экологов. Группа № 6.

Люди, приезжающие отдыхать к морю, не всегда относятся к природе бережно. Они срывают красивые цветы, ломают ветки деревьев и кустарников, выбрасывают мусор где попало, ловят на память жуков, бабочек, других насекомых, уничтожают крабов, медуз. Если к медузе прикоснуться, она обжигает, словно крапива. Так медуза защищается. Но некоторые люди, вместо того чтобы купаться осторожнее, предпочитают уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами солнца.

Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа в 1983 году создан национальный парк «Сочинский» Слайд 62.

Каждый, кто живёт на берегах Чёрного моря или приезжает сюда отдыхать, обязан беречь природу этих замечательных мест.

7. Включение нового знания в систему знаний.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

— Заполним таблицу, выполняя задание 3 на стр. 61.

(Ученики самостоятельно с помощью учебника заполняют таблицу, затем проверяют друг у друга.)

Обитатели суши — цикады, богомол, жужелица кавказская, олеандровый бражник, косули.

Обитатели суши, добывающие пищу в море, — чайки, бакланы.

Обитатели моря — дельфины, морские коньки, морские иглы, крабы, медузы.

Слайд 64 — 65.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Какова была цель урока? Достигли её? Докажите. (Правильно выполнили самостоятельную работу.)

— Что нового для себя узнали? (Сегодня на уроке я узнал … . Мне показалось интересным, что … .) Слайд 66.

— Понравилось ли вам работать в группе?

— С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите карточку: солнышко или тучку.

10. Домашнее задание. Слайд 67.

1. Прочитать текст на стр. 126 — 134, выполнить задания.

2. Выполнить задания в рабочей тетради на стр. 60 — 63, по желанию подготовьте сообщение об одном из растений или животных зоны субтропиков России.

— Вы все молодцы. Спасибо за урок.

2021/2022 учебный год

Положение Район Педагогический конкурс методических разработок видеоуроков по русскому языку и литературе «Превратим идеи в события» для учителей-предметников от 20.09.2021 г.

Положение Район Педагогический конкурс методических статей по русскому языку и литературе «Талант — это символ ответственности» для учителей-предметников от 11.10.2021 г.

Положение Район Педагогический конкурс видеоуроков по литературе «Унция активных дел» на 1 и 2 четверть для учителей-предметников от 15.11.2021 г.

Положение Район Педагогический конкурс ораторского мастерства по русскому языку и литературе «Чем сложнее действие, тем проще персонажи» для учителей-предметников от 16.12.2021 г.

Положение Район Педагогический конкурс видеоуроков по литературе «Унция активных дел» на 3 и 4 четверть для учителей-предметников от 26.01.2021 г.

Положение Район Русский язык Конкурс сочинений в формате ОГЭ/ЕГЭ «Культурологический образец» от 21.02.2021 г. для учителей-предметников и учащихся 9 и 11-ых классов

Положение Район Литература Конкурс сочинений «Культурологический образец» в формате ОГЭ/ЕГЭ  от 18.03.2021 г. для учителей-предметников и учащихся 9 и 11-ых классов

Положение Район Литература Конкурс ДКР «Путешествие в виртуальную страну» от 13.04.2021 г.  для учащихся 5-6-ых классов

Положение Район Педагогический конкурс методических видеоматериалов по русскому  языку «Пока язык храним и в Слове зреет свет…» в рамках Дня славянской письменности и культуры для учителей-предметников от 20.05.2021 г.

                                                                                       2020/2021 учебный год

Положение Район Педагогический конкурс методических видеоматериалов по русскому  языку «Пока язык храним и в Слове зреет свет…» в рамках Дня славянской письменности и культуры для учителей-предметников

Положение Район Педагогический конкурс видеоуроков по литературе «Унция активных дел» для учителей-предметников

Положение Район Литературный конкурс Короткий научно-фантастический рассказ «Знатоки полюсов Земли» к 200-летию Арктики и Антарктики 7-9-ые классы

 Положение Район ВКС 4-11-ые классы    

2019/2020 учебный год

Положение Район Конкурс творческих работ (эссе/сочинение) «Без мира нет войны?» 7-11-ые классы

Положение Район Конкурс творческих работ (эссе/сочинение) «Я — гражданин России!» 7-11-ые классы

Положение Район ВКС-2019 4-11-ые классы 

2018/2019 учебный год

Положение Район ВКС-2018 4-11-ые классы 

 2017/2018 учебный год 

Положение Район Русский язык Конкурс сочинений Культурологический образец
Положение Район Литература Конкурс сочинений Культурологический образец
Положение о конкурсе творческих работ (эссе) «Я — гражданин России!» 7-11-ые классы
Положение о районном педагогическом конкурсе инновационных моделей технологии чтения в школе «Эстетика словесного творчества»

Положение о районном  педагогическом конкурсе технологических карт «Способ графического проектирования урока»  

Положение о районном этапе олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» (отзыв/рецензия/эссе на литературное произведение малой прозаической формы) для учащихся 10-11-ых классов
Положение о районном Всероссийском конкурсе сочинений-проектов «Россия, устремлённая в будущее» для учащихся 9-11-ых классов

2016/2017 учебный год 

Положение о районном конкурсе публичных выступлений «В правде нет страха!» к 110-летию со дня рождения Д.С. Лихачёва и 100-летию Октябрьской революции для учителей-словесников и учащихся 10-ых классов
Положение о районном конкурсе технологических карт «Способ графического проектирования урока» для учителей русского языка и литературы
Положение
о  районном этапе региональной телевизионной гуманитарной олимпиады «Умники и умницы» в Санкт-Петербурге

Положение о региональном конкурсе педагогических универсалий — 2017
Положение о региональном конкурсе
«Диалог как духовная потребность человека. Эстетика словесного творчества» для методистов, учителей гуманитарного цикла, библиотекарей, психологов, социологов                                                
                                                
                                                                                                           
2015/2016 учебный год

Положение районного конкурса творческих работ «Я отдаю свой голос за…» для учащихся 5-11-ых классов и учителей-предметников 
Положение о районном этапе Всероссийского конкурса сочинений для учащихся 4-11-ых классов  


Положение о районном педагогическом дистанционном конкурсе эссе о кино «Волшебная сила искусства» для учителей русского языка и литературы в формате общественной экспертизы 
Положение о районном педагогическом конкурсе инновационных моделей технологии чтения в школе «Диалог как духовная потребность человека. Эстетика словесного творчества» для методистов и учителей русского языка и литературы в формате общественной экспертизы
 
Положение о виртуальном районном педагогическом конкурсе статей-проектов «Кризис чтения в детской и подростковой среде. Что делать?», или «Я предпочитаю…» для учителей русского языка и литературы в формате общественной экспертизы
 
 
Положение о виртуальном районном педагогическом конкурсе технологических карт «Способ графического проектирования урока» для учителей русского языка и литературы, слушателей краткосрочных курсов ГБУ ИМЦ «Основы содержания современного образования:ФГОС» в формате общественной экспертизы

                                                  
                                                                                                         2014/2015 учебный год
              
                       
Положение о районном конкурсе педагогических  универсалий «Мой проект», или «Такая уж профессия» для председателей МО учителей русского языка и литературы

Положение о районном конкурсе творческих работ «Отечества Отцы», или «Я отдаю свой голос за…» для учащихся 5-11-ых классов и учителей русского языка и литературы

  • Проект по окружающему миру 3 класс богатства отданные людям гагарин краткий рассказ о нем
  • Проект по рассказу капитанская дочка
  • Проект по математике 3 класс математические сказки презентация
  • Проект по математике 3 класс математические сказки жили были числа картинки
  • Проект по литературе 3 класс русские народные сказки планета знаний