Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове береза антонимы

Гбоу республиканский лицей-интернат дуванского района проект по русскому языку энциклопедия слова берза выполнила: воспитанница 5 класса гибадуллина а.руководитель: учитель русского

ГБОУ Республиканский лицей-интернат Дуванского района

Проект по русскому языку

Энциклопедия слова «берёза»

Выполнила:

воспитанница 5 класса Гибадуллина А.
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Галлямова Ю.Д.

Месягутово, 2016

Оглавление

Введение………………………………………………………………..стр 3

Основная часть…………………………………………………………стр 4

1) Этимология слова «берёза»………………………………………стр 4

2) Лексическое значение слова.……………………………………..стр 4
3) Синонимы и антонимы слова ……………………………………стр 4
4) Родственные слова ………………………………………………..стр 5
5) Слово «берёза» во фразеологизмах………………………………стр 5

6) Народные приметы………………………………………………..стр 5

7) Береза – в русском фольклоре…………………………………….стр 6

8) Слово «берёза» в названиях произведений, картин……………..стр 7

Заключение……………………………………………………………….стр 9
Список литературы……………………………………………………..стр 10

phph17hBc Dokument Microsoft Office Word 2 1

phph17hBc Dokument Microsoft Office Word 2 2Введение

У каждого слова есть свое название. Я задумалась над хорошо всем знакомым словом «берёза» и решила разработать проект по русскому языку. Так появился замысел работы над проектом «Энциклопедия слова «береза». Свой выбор темы объясняю тем, что она мне интересна и понятна.

Цель проекта: рассмотреть слово «береза» в единстве его различных характеристик.

Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:
1.Изучить лексическое значение слова «береза», его этимологию с помощью различных словарей;

2. Исследовать «жизнь» слова береза в языке, в малых жанрах фольклора, в литературе и искусстве;

3. Найти народные приметы со словом «берёза».

4.Разузнать секреты березы.

Этапы работы над проектом:

1. Сбор информации с источников, предложенных учителем.

2. Систематизация и анализ полученной информации.

3. Вывод: подведение итогов исследования, оформление результатов.

5. Демонстрация конечного продукта

Основная часть

  1. Слово «береза» в различных словарях

На уроках русского языка я узнала, что рассматривать всесторонне каждое слово помогают словари русского языка. Работая со словарями, человек развивает свою речь, обогащает словарный запас. Поэтому я отправилась в библиотеку нашего лицея. Библиотекарь Игмурзина З.Р.познакомила с разными типами словарей, среди которых я выбрала: этимологический толковый, орфографический, фразеологический. Зухра Рахимьяновна помогла мне найти нужную информацию о слове «береза» в каждом из них, а также в словаре символов, который мы нашли в Интернете.

1.1Этимология слова «берёза»

Русское слово «берёза» очень древнее. По этимологическому словарю

изучаю происхождение слова. В словаре написано: [2]

«Название свое дерево получило по цвету коры.

У древних славян существовало слово бер, означающее «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от бер образовалось сначала слово «берза», а потом «береза»».

Хотя мы считаем березу исконно русским деревом, символом России, название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню, уходящему в глубокую древность. И обозначает, как мы уже отметили, не только белизну, но и блеск.

1.2Лексическое значение слова «береза»

Что же обозначает слово «берёза»?

В словаре С. И. Ожегова [4] и в малом толковом словаре под редакцией В. В. Лопатиной [3]: «Береза — лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями».

1. 3 Орфография.

Название коры березы – бересты – связано с тем же корнем – бер».

Значит, в слове «береза» в первом слоге пишется гласная

е

, потому, что слово произошло от древнеславянского бер! Так я нашла научное доказательство правописания безударной гласной в слове береза. Произношу слово «берёза», как говорю, послушаю себя и определю в слове орфограмму – [б’ и р’ о з а]

Это дерево любимо всеми народами, особенно славянскими. В ее честь называли на Руси апрель березозолом (зол- от слова зеленый).Д.Н.Мамин- Сибиряк писал, что по мнению башкир, до прихода русских в их землях березы не росли. Они появились вместе с русскими поселенцами. Может быть… Продолжаю работу над словарями. Стало интересно, имеет ли это слово синонимы, антонимы.

Синонимы и антонимы слова

Антонимов я не нашла, а вот есть синонимы: березонька, ерник.

Родственные слова

Существительные: березняк, береста, берёзовик, берёзонька, подберёзовик

прилагательные: берестяной, березовый

уменьш.-ласк формы: берёзка

имена собственные: Берёза

    1. Слово «берёза» во фразеологизмах

Во фразеологическом словаре [10] нахожу устойчивые словосочетания со словом «береза»:

Каша березовая (устар.)–розги (березовые прутья)
Дать березовой каши – наказать розгами; выпороть, высечь.
Пень березовый (груб. прост.) – тупица, дурак.

Есть устойчивые сравнения:

«стройна, как берёза» — говорят про девушку со стройной фигурой

«красива, как березка» — говорили о самой красивой женщине в селе, наполненной силой и здоровьем. Я убедилась, что в речи русский народ использует словосочетания и сравнения со словом «береза».

2. Слово «береза» в культуре русского народа

2.1 Береза – в русском фольклоре

Оказывается, нет такого дерева, которому посвящено столько песен, загадок, сказок, пословиц. Любима в народе березка. [7, 9]В народных сказках часто присутствует березка. Она, как «жительница» леса, служит Бабе-Яге. Но березка помнит добро, и помогает положительным героям в самую трудную минуту. Например, в русской народной сказке «Баба – Яга». В русских народных песнях « Во поле берёза стояла», « Береза моя, березонька» воспевается красота и сила белоствольной красавицы.

Много загадок о березе:

∙ Кровь мою пьют, кости мои жгут, моими руками один другого бьют.

∙ Зелена, а не луг, кудрява, а не голова, бела, а не снег.

∙ В белых платьицах по опушке разбежались подружки.

∙ Она весну встречает — серёжки надевает.

∙ А платьице – в полоску, ты узнаёшь …

Я нашла много пословиц и поговорок про березу.

Пословицы и поговорки.

∙ Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.

∙ Кривая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.

∙ Бела береза, да деготь черен.

∙ Для врага и береза – угроза.

∙ Тонка береза, да разуму учит.

О березе есть такая поговорка: «У березы четыре дела: первое дело — мир освещать; второе дело — крик утешать; третье дело — больных исцелять; четвертое дело — чистоту соблюдать».

Пусть первое «дело» березы устарело, и, как раньше избу не освещают березовой лучиной. Но колеса телеги, чтобы они не скрипели (не кричали), и до сих пор в деревнях смазывают березовым дегтем.

И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарство. Из ветвей делают метлы и веники. Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус. Из бересты – она отделяется тонкими, как бумага, слоями – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. В древности писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, учёные-историки смогли многое узнать о жизни предков.

2.2. Народные приметы

Есть интересные народные приметы,связанные с образом берёзы:

«Если берёза раньше клёна опушается – жди сухого лета»;

«Зацвела берёза – начинай сажать картофель»;

«Если из берёзы весной течёт много сока – лето будет дождливым»[2, 34]

Береза у древних славян была не только символом плодородия, но и надежным оберегом от злых духов. Березовые ветки оставляли на чердаке или клали под крышу дома, чтобы предотвратить попадание молнии. В огороде и в поле березовые ветки отпугивали грызунов и птиц. Воткнутые перед дверями хлева или сарая ветки ограждали домашний скот от нечистой силы и ведьм. Даже традиционный в русской бане березовый веник в древности символизировал очищение и исцеление

2.3. Слово «берёза» в названиях литературных произведений

Интересно, как часто исследуемое мной слово используется в художественных текстах?

Я нашла много стихов, в которых встречается это слово. [8]

Больше всех стихотворений посвятил березе Сергей Александрович Есенин.

Все мы знаем стихотворение:

Белая берёза

Под моим окном,

Принакрылась снегом

Точно серебром…

Следующее стихотворение Есенина:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан

И ее золотистые косы

И холщовый ее сарафан.

Очень понравилось стихотворение:

Вернулся я в родимый дом.

Зеленокосая,

В юбчонке белой,

Стоит береза над прудом.

В своих стихах Есенин олицетворяет (оживляет) русскую березку. Он сравнивает ее с красивой девушкой.

Поэт А. Прокофьев пишет:

Люблю березку русскую.

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике.

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками….

Н. Рубцов:

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю — и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

А. А. Фет:

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она…

Образ березы в текстах русских поэтов многозначен: в нем и грусть опущенных ветвей, и свет, исходящий от ствола, —  грусть, которой овеяно это северное дерево.

2.4. Слово «берёза» в названиях картин

Образ белой березки нашел свое отражение и во многих картинах русских художников.[9]

Мы выделили только те, в названиях которых есть слова, с корнем «берез».

1)У художника Архипа Куинджи есть прекрасная картина «Березовая роща», написанная в 1879 г. Вглядываясь в картину, можно услышать пение птиц и шелест листьев, вдыхать свежесть березового воздуха. Художнику удалось передать чистоту и красоту летнего дня в лесу.

2) «Есть у художника Левитана картина «Берёзовая роща». На ней изображён только кусочек леса – всего несколько берёз и трава. Незатейливый, простой уголок природы. Но сколько прелести в нежных белых стволах берёз! Какие яркие солнечные блики играют на листьях, на траве! Смотришь и будто чувствуешь, как пахнет согретая солнцем листва.

3)Художник Александр Головин в 1908 – 1911 годах написал картину

«Березки». Белоствольные березки, покры­тые молодой зеленой листвой, густой ковер изумрудной травы, яркие сол­нечные лучи на картине не могут оста­вить равнодушными никого. Это по­лотно очаровывает свежестью и иг­рой красок, трепетом самой жизни.

Заключение

Мне было очень интересно работать над данной темой. В ходе проделанной работы я сумела собрать много интересной и полезной информации о слове «береза». Приходилось обращаться к ресурсам Интернета, заглядывать в словари. Оказывается, исследование слова – очень интересное и полезное занятие! Я узнала много нового. Думаю, что уровень моих знаний повысился. Эти знания мне пригодятся на уроках русского языка, при подготовке к олимпиадам. Составила презентацию по теме проекта и написала стихотворение о работе над проектом. Материал моего исследования можно использовать для проведения классного часа и для бесед с ребятами.

Работая над этой темой, я узнала:

  • Значение и происхождение слова «береза»;

  • Научное доказательство правописания непроверяемой безударной гласной в этом слове;

—- Слово «береза» употребляется в культуре русского народа;

  • это самое полезное дерево, оно помогает человеку в различных сферах деятельности;

  • это самое красивое и любимое дерево россиян, оно радует глаз человека в любое время года;

Список литературы

1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. : Практический справочник. – 13-е изд., стер. – М.: Русский язык – Медиа, 2005.

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.В 4 т./.: М.: Олма-Пресс, 2005

3. Жуков В. П., Сидоренко М. И., Шкляров В. Т. Толковый словарь фразеологических синонимов русского языка. М., 1987.

4. Ожегов, С.И.: Толковый словарь русского языка М.: Оникс 2008

5. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка . М., 1995

6. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

Библиографический список.

  1. Бархударова С.Г. и др. Орфографический словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986. – 464с.

  2. Волина В.В. Этимологический словарь. – М.: Афтпресс, 1996. – 94с.

  3. Лопатин В.В. и др. Малый толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990. – 704с.

  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1989. – 750с.

  5. Прохоров А.М. Большая русская энциклопедия. – С — П.: Норинт, 2004 1456с.

  6. http://dic.academic.ru/contents.nsf/simvol/ — Береза

  7. http://www.birchworld. ru/info/about_birch/ — О березе – «Березовый мир»

  8. http://www.rusbereza.ru/jour/2008/200802/20080208.shtml — Стихи о русской березе

  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Берёза — Википедия

10.http://www.rusbooks.org/languagelern/russian/8299- Фразеологический словарь

русского языка

Цель: закрепление понятия о лексике как
разделе науки о языке.

Задачи:

Образовательная:

  • Систематизировать и закрепить знания учащихся
    по теме «Лексика».
  • Закрепление понятия лексического значения
    слова; однозначные и многозначные слова;
    синонимы и антонимы; омонимы, понятие
    фразеологизмы.
  • Формировать умения: определять лексическое
    значение слова; употреблять в речи слова в
    соответствии с их лексическим значением.
  • Обогащение словарного запаса учащихся.

Развивающая:

  • Развивать зрительное и слуховое внимание,
    память.
  • Развитие логического мышления и речи учащихся
    при поиске и формулировании ответов.

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к изучению русского языка.
  • Способствовать проявлению творческой
    инициативы.
  • Воспитывать дружбу, товарищество, умение
    действовать согласовано.
  • Сделать данное мероприятие ярким и
    незабываемым.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор.
  • Презентация «Лексика».
  • Иллюстрации на тему «Лексика».
  • Рисунки учеников на тему «Фразеологизмы».
  • Презентации учеников «Рассказ о слове»,
    выполненные в программе «Перволого».

«Путешествие в город Лексика».

Ученик 6-го класса:

Сколько прекрасных слов в русском языке! Слова
мир, дружба, Родина, Россия звонкие и гордые,
светлые и радостные. Покоряют своей прелестью,
нежностью и лёгкостью слова берёза, счастье,
весна, радость… Удивительной лаской, теплом и
светом мучится слово мама. Хорошие, добрые,
нежные слова!

Ученик 6-го класса:

Горят, как жар слова
Иль стынут, словно камни, —
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.

Ученик 6-го класса:

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,
что нельзя было бы передать русским языком:
звучание музыки, спектральный блеск красок, игру
света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое
громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского
гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей
— сложных и простых — для которых не нашлось бы в
русском языке точного выражения.

Стихотворение А. Шибаева «Слова, слова, слова».

Ученик 6-го класса:

Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных — нет!
И всё, что может видеть глаз —
Над нами и под нами, —
И всё, что в памяти у нас, —
Означено словами.

Учитель:

Ребята, сегодня мы совершим путешествие в
необычный город, а название у этого города
Лексика. ЛЕКСИКА — это словарный запас языка.
Слово ЛЕКСИКА происходит от греческого «ЛЕКСИС»
— слово, выражение, оборот. Садитесь поудобнее,
наше путешествие начинается.

Паровозик наш бежит и колёсами стучит.

Что случилось?

Ученики 3 класс: Остановка.

Учитель:

Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.

Слова, которые имеют одно лексическое значение,
называются…?

Однозначные слова.

Ученики 3 класс: Однозначные слова.

Ученик 3 класс:

Плывет туда-сюда

Целый остров изо льда (айсберг).

Слово айсберг имеет одно лексическое значение.

Ученик 6-го класса:

Ребята, попробуйте узнать, какие однозначные
слова скрыты в ребусах.

Рисунок 1.

Ученик 3 класс:

Слова, дым, гроза, кот имеют одно лексическое
значение, называются однозначными.

Ученик 3 класс:

Вывод: Слова, которые имеют одно лексическое
значение, называются однозначными.

Учитель:

Паровозик наш бежит и колёсами стучит.

Что случилось?

Ученики 3 класс: Остановка.

Учитель:

Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.

Слова, которые имеют несколько лексических
значений, называются…?

Ученики 3 класс: Многозначные слова.

Многозначные слова.

Ученик 6-го класса:

Есть хвост у падающих звёзд,
И у семян бывает хвост,
У птиц, у самолёта — он нужен для полёта.
Хвостом корова бьёт слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов хвост важней:
Они хвостом сражаются!

Учитель:

Что за странное слово? Как так получилось,
предметов много, а слово одно?

Ученик 3 класс:

Слово хвост имеет несколько лексических
значений. Слова, которые имеют несколько
лексических значений, называются многозначные.

Учитель:

Какие многозначные слова знаете вы?

Ученик 3 класс:

Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются — ….(иголки).

Ученик 3 класс:

Ею мы в руку ручку берём.
Ею маляр стену побелит.
Её с куста винограда сорвём,
Будет для нас награда (кисть).

Ученик 3 класс:

Первое шумно из пушки стреляет.
Ну а второе спортсмены метают.
Третье в скорлупке ореха найдёшь,
Если зубами его разгрызёшь (ядро).

Ученик 3 класс:

В тетради я бываю косая и прямая.
В другом своём значении я планка для черчения.
И, наконец, порою в шеренгу вас построю (линейка).

Ученик 3 класс:

Летом зеленел на грядке.
Наземь осенью упал.
Я есть в книжке и в тетрадке (лист).

Учитель:

Какие слова называются многозначными?

Ученики 3 класс:

Вывод. Слова, которые имеют несколько
лексических значений, называются многозначными.

Омонимы.

Учитель:

Паровозик наш бежит и колёсами стучит.

Что случилось?

Ученики 3 класс: Остановка.

Учитель:

Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.

Слова одной и той же части речи, одинаковые по
звучанию и написанию, но имеющие совершенно
разное лексическое значение называются
…………….?

Ученики 3 класс: Омонимы.

Ученик 6-го класса:

В море суши полоса называется коса.
А у девушки коса цвета спелого овса.
На траве лежит роса —
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?

Учитель:

Давайте поможем ответить на вопрос.

Ответы учеников 3-го класса:

Коса — часть суши.

Коса — причёска у девочки.

Коса, которой косят траву.

Учитель:

Попробуйте узнать, о каких словах-омонимах идёт
речь в загадках.

Ученик 6-го класса:

Есть омонимов немало: вот продукт свиное сало.
Был в истории момент — звался тайный так агент (шпик).

Чтоб в ванну нам воды набрать, его мы будем
открывать.
Ну, а на стройке он другой: большой, подъёмный и
стальной (кран).

Он — ботанический, фруктовый, зоологический,
вишнёвый,
И даже детский он бывает.
Кто это слово отгадает? (сад)

Есть она у чемодана и у школьницы любой.
Есть у двери ресторана и у чашки голубой (ручка).

В дневнике он — огорченье, стыд, позор ученика.
А козе на приключенья не даёт сбежать с лужка (кол).

Учитель:

Ребята, а какие слова-омонимы знаете вы?

Ученик 3 класс:

Кто с него снимает кожу, будет в три ручья
реветь.

Без него стрела не сможет до мишени долететь.

Лук — овощ.

Лук — оружие.

Ученик 3 класс:

Первая в норке иль в щёлке живёт,
Кот её выхода радостно ждёт.
Дружит вторая с компьютером нашим,
Держат в руке её Катя и Маша.
Ну а под третью, коль что-то болит,
Градусник ставит всегда Айболит.

Мышь — животное.

Мышка компьютерная.

Мышка (подмышка) — часть тела человека.

Ученик 3 класс:

Первые все мы в игре набираем,
Если их больше — в игре побеждаем.
Зренье вторые нам все улучшают,
Летом от солнца глаза защищают.

Очки — баллы за победу в игре.

Очки для зрения и солнечные.

Ученик 3 класс:

Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдёте,
Быстро со скрипом её застегнёте.

Молния — явление природы.

Молния — застёжка для одежды.

Ученик 3 класс:

Там, где нужен ключ обычный,
Не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом, поверь,
Не откроешь эту дверь.

Ключ — родник в лесу.

Ключ от дверного замка.

Ключ на нотном стане. Скрипичный или басовый
ключ.

Ученик 6-го класса:

А сейчас поиграем в игру, которая называется
«Исправь ошибку».

Задание. На доске записаны предложения и
подобрана картинка, которая не соответствует
тексту. Ученики должны подобрать ту, которая
соответствует тексту.

Из-под земли бил горячий ключ.
На лугу цвела кашка.
Иван-царевич натянул тугой лук.
Бабушке купили новые очки.
Саша набрал полную корзину лисичек.
У Тани длинная красивая коса.
Из норки выбежала маленькая мышка.
На небе появился месяц.

Учитель:

Какие же слова мы называем омонимы?

Ученики 3 класс:

Вывод. Слова одной и той же части речи,
одинаковые по звучанию и написанию, но
совершенно разные по лексическому значению,
называются омонимами.

Учитель:

Паровозик наш бежит и колёсами стучит.

Что случилось?

Ученики 3 класс: Остановка.

Учитель:

Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.

Слова одной и той же части речи, которые
обозначают одно и то же, но могут отличаться друг
от друга оттенками лексического значения,
называются …………?

Ученики 3 класс: Синонимы.

Синонимы.

Ученик 3 класс:

Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня
И посмотреть ги-ги-то-пама…
Нет, ги-попо-тото-попама…
Нет, ги-тото-попо-потама…
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоём
Взглянуть на ги… на бегемота.
Мы чаще так его зовём.
Я думаю, гиппопотама
Зовут так трудно для того,
Чтоб сторож из глубокой ямы
Пореже вызывал его.

Учитель:

Как так получилось, что животное одно, а
названий у него два?

Ученик 3 класс:

Слова бегемот и гиппопотам называют одно и то
же животное, различаются только тем, что слово —
бегемот мы чаще употребляем в разговорной речи, а
слово — гиппопотам, как правило, употребляется в
научных произведениях.

Учитель:

В русском языке много синонимов, про них
придумали загадки. Попробуйте отгадать, о каких
словах-синонимах идёт в них речь.

Ученик 6-го класса:

1. В языке родном, богатом
Много сходных слов ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи (доктор).

2. Ясен здесь ответ любому:
Пища, только по-другому.
Не составит вам труда
Отгадать, что то … (еда)

3. Надеюсь, вы, друзья, готовы
Отель назвать мне русским словом (гостиница).

4. Здесь придётся подумать немного
И назвать по-другому дорогу.
Про шоссе и тропинку забудь!
Слово очень обычное …. (путь).

5. Гляди, поехала машина,
Из-под колёс — фонтаном пыль.
Машину можно звать машина,
А можно звать …. (автомобиль).

Ученик 6-го класса:

Игра «Синонимы-рифмы».

Волшебник — ……… (маг).

Знамя — ……… (флаг).

Шум — ……… (грохот).

Смех — ……….. (хохот).

Тайна — ………… (секрет).

Внезапно — ……… (вдруг).

Товарищ — ………. (друг).

Верный — ……….. (надёжный).

Трудный — ………. (сложный).

Здесь — ……….. (тут).

Работа — ……… (труд).

Учитель:

Какие же слова мы называем синонимы?

Ученики 3 класс:

Вывод. Слова одной и той же части речи,
которые обозначают одно и то же, но могут
отличаться друг от друга оттенками лексического
значения, называются синонимами.

Антонимы.

Учитель:

Паровозик наш бежит и колёсами стучит.

Что случилось?

Ученики 3 класс: Остановка.

Учитель:

Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.

Спорим летом и зимой,
Спорим днем и ночью,
Ты — со мной, а я — с тобой;
Разные мы очень.

Ученики 3 класс: Антонимы.

Учитель:

Мы прибыли на станцию Антонимы.

И грустно и радостно.

Странный в сентябре лес — в нём рядом весна и
осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие
травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и
бабочки. Теплое солнце и холодный ветер.

Увядание и расцвет.

Песни и тишина.

И грустно и радостно!

Н. Сладков.

Какую красивую картину осени нарисовал Николай
Сладков. А как вы думаете, какие слова помогли
автору? Найдите в тексте слова-антонимы (текст
распечатан для каждого ученика).

Учитель:

Ребята, а какие загадки со словами-антонимами
знаете вы?

Ученик 3 класс:

Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (прохлада).

Ученик 3 класс:

Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь … (тишина).

Ученик 3 класс:

Я антоним к слову смех.
Не от счастья и утех,
А бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обид и неудач
Догадались? Это (плач)

Ученик 6 класс:

В русском языке очень много пословиц, которые
построены на противопоставлении. Давайте
вспомним некоторые из них (ученик 6-го класса
начинает пословицу, а ученики 3-го класса
продолжают).

Пословицы.

Знай больше, а говори ……….. (меньше).

Лучше вещь — новая, лучший друг — ………… (старый).

Мир строит, а война …………. (разрушает).

Смелый побеждает, а трус ………….(погибает).

В ученье корень горек, зато плод …………. (сладок).

Ученье — свет, а неученье — ………. (тьма).

Ученик 6 класс:

И нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру
«наоборот».

Скажу я слово — потерял,
И скажешь ты: … (нашёл).

Скажу я слово высоко,
А ты ответишь: … (низко)

Скажу я слово далеко,
А ты ответишь: … (близко).

Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты: … (храбрец)

Теперь начало я скажу, —
Ну, отвечай … (конец).

Учитель:

Какие же слова мы называем антонимы?

Ученики 3 класс:

Вывод. Слова одной и той же части речи с
противоположным лексическим значением,
называются антонимами.

Учитель:

Паровозик наш бежит и колёсами стучит.

Что случилось?

Ученики 3 класс: Остановка.

Учитель:

На вопросы отвечали и загадки разгадали.

Все немножечко устали.

Физкультминутка.

Поднимает руки класс — это раз.
Повернулась голова — это два.
Руки вниз, вперёд смотри — это три.
Руки в стороны, пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать — это пять.
Всем ребятам тихо сесть — это шесть.

Учитель:

Внимание! Поезд отправляется, просьба занять
свои места.

Паровозик наш бежит и колёсами стучит.

Что случилось?

Ученики 3 класс: Остановка.

Учитель:

Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.

Постоянные, устойчивые сочетания слов
называются ……………….?

Ученики 3 класс: Фразеологизмы.

Фразеологизмы.

Сценка. Стихотворение «Ни пуха ни пера».

Рано утром мама — квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила:
— Не дерись, не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора.
Ну, ни пуха ни пера!
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

Учитель:

Что пожелала мама-квочка сыну, провожая его
словами «ни пуха ни пера»? В каком значении она
употребила это выражение? Желая сыну «ни пуха ни
пера», мама-квочка употребила это выражение в
переносном смысле, пожелала удачи петушку.
Станция, на которую мы с вами прибыли, называется
Фразеологизмы. А сейчас попробуйте узнать, о
каких фразеологизмах идёт речь в стихотворениях.

Задание. Ученики 3-го класса должны узнать
фразеологизмы и объяснить их значение.

Ученик 6-го класса:

Оказался молодцом,
Смог осилить ношу —
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.

Ученик 6-го класса:

Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?

Учитель:

В нашей речи есть много фразеологизмов, где
встречаются названия частей тела человека рука,
голова, нога. Давайте вспомним некоторые из них.

Задание по группам. Подобрать фразеологизмы,
побеждает та группа, которая назовёт больше
фразеологизмов.

1 группа: фразеологизмы со словом рука.

(рука об руку, набить руку, дать руку на
отсечение, на руках носить, взять себя в руки)

2 группа: фразеологизмы со словом голова.

(голова кругом идёт, с ног до головы, потерять
голову, ломать голову, как снег на голову)

3 группа: фразеологизмы со словом нога.

(на короткой ноге, встал с левой ноги, со всех
ног, еле ноги унёс, к нему ни ногой)

Подведение итога, награждение.

Учитель:

В русском языке встречаются фразеологизмы не
только с названиями частей тела, но и с
названиями животных.

Ученик 3 класс:

Плачет Ёж. Какое горе!
Быть хотел солистом в хоре.
Но Ежу, сказала Муха,
Наступил Медведь на ухо.

Наступил Медведь на ухо — это когда у
человека отсутствует музыкальный слух.

Ученик 3 класс:

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу,
Окажешь медвежью услугу.

Оказать медвежью услугу — неумелая и
неловкая услуга, которая приносит вместо помощи
вред, неприятность.

Ученик 3 класс:

Жил да был Воробей,
По прозванью Ротозей.
И зимой, и летом он
Обожал считать ворон.

Cчитать ворон — быть крайне
невнимательным, рассеянным, ротозейничать…

Учитель:

А сейчас мы отправимся в зоопарк, но он
необычный, называется «Фразеологический
зоопарк».

Ученик 6-го класса: Ребята, попробуйте узнать,
о каких животных идёт речь во фразеологизмах.

Очень медленный шаг (черепаший шаг).

Так говоря о человеке, у которого очень хорошее
зрение (орлиное зрение).

Так говоря о человеке, у которого длинная,
тонкая шея (лебединая шея).

Так говорят, когда очень хочется кушать (голодный
как
волк).

Кто никого не хочет слушать, скажут (упрямый
как осёл).

Очень большая доля чего-то, которая кому-то
досталась (львиная доля).

Учитель:

Ученики 6-го класса подготовили для вас задание,
они зашифровали фразеологизмы и нарисовали
иллюстрацию, попробуйте узнать, какие
фразеологизмы зашифровали ученики 6-го класса
(рисунки учащихся 6-го класса).

Ученики 6-го класс:

Так говорят о тех, кто любит очень много болтать
(чесать языки).

Так говорят о человеке, который любит
подслушивать (развешивать уши).

Так говорят о человеке, который на кого-то
злится и хочет причинить кому-нибудь
какую-нибудь неприятность (точить зубы).

Так говорят о человеке, который не очень хорошо
чувствует себя в незнакомом месте (как не в
своей тарелке).

Так говорят о девушке, которая хочет кому-то
понравиться (строить глазки).

Учитель:

Молодцы, справились с заданием, а какие вы
нарисовали иллюстрации к фразеологизмам.
Давайте посмотрим, что у вас получилось (ученики
3-го класса показывают свои рисунки и объясняют
значение фразеологизма).

Учитель: Разгадайте ребус и назовите
фразеологизм.

Рисунок 2. (Бить баклуши)

Молодцы, разгадали ребус, никто на уроках не бил
баклуши, все меня внимательно слушали, и теперь
вы сможете ответить на вопрос. Как называются
постоянные устойчивые выражения в русском языке,
которые делают нашу речь ярче, выразительнее?

Ученики 3 класс:

Вывод: постоянные, устойчивые сочетания слов
называются фразеологизмами.

Учитель:

Паровозик наш бежит и колёсами стучит.

Что случилось?

Ученики 3 класс: Остановка.

Учитель:

Вот и закончился наш урок-путешествие. Конечная
станция — город Лексика.

Ученик 3 класс:

Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира отражает,
Людей, животных, вещи называет,
Хранит надежно наших знаний клад.
Все наши мысли, опыт и мечты
Несет из поколенья в поколенье,
И в нем литературные творенья
Находят свой источник красоты.

Проекты учеников 3-го класса «Рассказ о слове».
Программа «Перволого».

Учитель:

Сегодня мы говорили о ЛЕКСИКЕ, разделе русского
языка, который изучает слово и его значение.
Вспомнили устойчивые сочетания слов, которые
называются фразеологизмами. И всё это мы с вами
узнали благодаря урокам русского языка.

Ученик 6-го класса:

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Ученик 6-го класса:

Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи —
Выучи русский язык!

Ученик 6-го класса:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
С.Абдулла

Список литературы.

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе:
    Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2001. — 171 с.
  2. Волина В.В. Русский язык. Екатеринбург: Изд-во
    АРД ЛТД, 1997. — 496 с.(Серия «Учимся играя»)
  3. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой: Материалы для
    внеклас. Работы по рус. яз.: Кн. для учителя — М.:
    Просвещение, 1998. — 207 с.
  4. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому
    языку. 3 класс. — М.: ВАКО, 2013. — 384 с.. К УМК В.П.
    Канакиной, В. Г. Горецкого («Школа России» ФГОС)
  5. Канакина В.П., Горецкий В. Г.. Русский язык. 3
    класс. — М.: Просвещение, 2012. http://nsportal.ru

Приложение.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.08.59

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.12

 произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Раскалённое небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля, а также другие планеты.

2. Однокоренные слова: солнышко, солнечный.

Синонимы: светило.

Антонимы: —

Фразеологизм: Место под солнцем (право на существование)

4. Сочетаемость слова: яркое, красивое, жаркое, магматическое … (солнце).

5. Пословица. Месяц – серебро, а красное солнышко – золото.

6. Загадка. Доброе, хорошее, на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит.

7. Предложение. С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.28

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Распространенная растительность зелённого цвета.

2. Однокоренные слова: травинка, травушка.

Синонимы: газон.

Антонимы: —

Фразеологизм: Хоть трава не расти. (безразличие)

4. Сочетаемость слова: весенняя, высокая, сочная, первая… (трава).

5. Пословица. Худую траву с поля вон.

6. Загадка. Весной появляется,

А зимой скрывается. Что это?

7. Предложение. Вышла на улицу и пробежалась по зелёной травке.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.43

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Товарищ, названный брат, побратим, но не родственник.

2. Однокоренные слова: дружить, дружба, друзья.

Синонимы: товарищ, приятель.

Антонимы: — враг, недруг.

Фразеологизм: Друг ситный.

4. Сочетаемость слова: лучший, верный, хороший… (друг).

5. Пословица. Без друга – на сердце вьюга.

6. Загадка. На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный… (друг)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.55

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Одно из трёх состояний воды.

2. Холодная, замёрзшая вода.

2. Однокоренные слова: ледяной, ледышка, гололёд.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Лёд тронулся. (дело сдвинулось с мёртвой точки)

4. Сочетаемость слова: крепкий, прозрачный, холодный… (лёд).

5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..

6. Загадка. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

7. Предложение. Над землёй мороз.

Что не тронь – всё лёд. (В. Цой).

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.06

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Сравнительно небольшое крестьянское поселение.

2. Однокоренные слова: деревушка, деревенский.

Синонимы: — село, хутор.

Антонимы: —

Фразеологизм: Потемкинская деревня  ( обман с явной целью приукрасить положение). 

4. Сочетаемость слова: родная, любимая… (деревня).

5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..

6. Загадка. Город царство,

А деревня рай.

7. Предложение. Туристы приехали посмотреть на дивную деревню.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.16

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

одно из четырёх времён года, между весной и осенью, характеризующееся наиболее высокой температурой окружающей среды..

2. Однокоренные слова: летний.

Синонимы: — сезон.

Антонимы: — зима.

Фразеологизм: Бабье лето  ( тёплые, солнечные дни в конце сентября). 

4. Сочетаемость слова: жаркое, весёлое, урожайное… (лето).

5. Пословица. Худо лето, когда солнца нету.

6. Загадка. Солнцем озеро согрето,

Всех зовёт купаться лето.

7. Предложение. Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.47

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Домашнее животное семейства псовых.

2. О злом, грубом человеке.

2. Однокоренные слова: собачка, собачонка, собачий, собаковод.

Синонимы: пёс.

Антонимы: —

Фразеологизм: Собаку съесть (много повидать и испытать). Жить как кошка с собакой (в постоянной вражде).

4. Сочетаемость слова: служебная, дворовая, охотничья, сторожевая… (собака).

5. Пословица. Всякая собака на своём дворе хозяйка. Собака друг человека.

6. Загадка. Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди –

Лучше в дом не заходи.

7. Предложение. Собаку держать – это вовсе не шутка.

Построить собачью ей надобно будку.

Весь день мастерил и – Ура!

Готова собачке моей конура.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.58

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

2. Однокоренные слова: добрый, доброта, добряк.

Синонимы: человечный, душевный, благой.

Антонимы: — зло.

Фразеологизм: По доброте душевной; пользоваться добротой.

4. Сочетаемость слова: вечное, желанное… (добро).

5. Пословица. Учись доброму, так худое на ум не пройдёт.

6. Загадка. Его не видишь, но вид его приятен.

7. Предложение. Самое главное в человеке – это добро и честность.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.11

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Влага, прозрачная бесцветная жидкость, напиток..

2. Однокоренные слова: водица, водичка, водный.

Синонимы: — влага.

Антонимы: — сушу.

Фразеологизм: Быстрая вода (что-то быстро уходит)

4. Сочетаемость слова: сильная, быстрая… (вода).

5. Пословица. На текущую воду замок не повесишь..

6. Загадка. На дворе переполох:

С неба сыпется горох.

7. Предложение. И для людей, и для зверей

Нет ничего воды ценней.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.27

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Название различных пород жвачного парнокопытного животного с ветвистыми рогами.

2. Однокоренные слова: оленёнок, олений, оленьи, оленевод.

Синонимы: — лань, косуля, козуля.

Антонимы: —

Фразеологизм: Благородный как олень. (отличавшийся красотой и изяществом; высоконравственный, честный, мужественный)

4. Сочетаемость слова: благородный, северный, пятнистый, ездовой… (олень).

5. Пословица. От оленя останутся рога, от человека – имя.

6. Загадка. Словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зелёный

Любит снежные луга.

7. Предложение. Моя душа – олень громадный – псов обезумевших

стрехнёт! (В. Набоков)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.38

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Состояние атмосферы в данной области, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.

2. Однокоренные слова: жаркий.

Синонимы: — зной, пекло.

Антонимы: — холод, мороз

Фразеологизм: Ни жарко, ни холодно . (всё равно, безразлично)

4. Сочетаемость слова: первая, летняя, поздняя… (жара).

5. Пословица. Жара в шапку не нагребешь.

6. Загадка. С утра мы бегаем по полю.

Набегались, конечно вволю.

К тому же, наш футбольный мяч,

Вдруг стал, как Колобок, горяч.

Уже – двенадцать, в тень пора,

На солнце страшная … .

7. Предложение. Появилась жара. И рады мы.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.50

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.

2. Однокоренные слова: берёзка, берёзонька, березняк, берёзовый.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Заблудиться в трёх берёзках . (не мог разобраться в чём-либо простом)

4. Сочетаемость слова: нарядная, белая, кудрявая… (берёза).

5. Пословица. Берёза не угроза: где стоит там и шумит.

6. Загадка. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки.

7. Предложение. Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

(С.Есенин)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.03

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Человек, отличившийся своей храбростью, доблестью и совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

2. Однокоренные слова: героизм, героический, геройский.

Синонимы: — храбрец.

Антонимы: — трус.

Фразеологизм: Герой не моего романа. (о мужчине который не нравится)

4. Сочетаемость слова: сильный, мужественный, отважный… (герой).

5. Пословица. Кто за правду герой, тот истинный герой.

6. Загадка. В огне – не горит, в воде – не тонет.

Кто всегда придёт на помощь и спасёт от всех бед.

7. Предложение. Героев нужно знать в лицо.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.15

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Время года, следующее за летом и предшествующее зиме.

2. Время заката, увядания. «Осень жизни, как и осень года. Надо благодарно принимать».

2. Однокоренные слова: осенний.

Синонимы: — храбрец.

Антонимы: — весна.

Фразеологизм: Осень на носу. (приближение холодов)

4. Сочетаемость слова: золотая, поздняя, дождливая… (осень).

5. Пословица. От осени к лету назад поворота нету.

6. Загадка. Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

7. Предложение. Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.25

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Большая радость.

2. Однокоренные слова: счастливый, счастливчик.

Синонимы: — радость, удача.

Антонимы: — несчастье, горе.

Фразеологизм: Ковать счастье. (Стремиться к построению благополучной жизни, решению каких-то проблем . )

4. Сочетаемость слова: семейное, женское, великое… (счастье).

5. Пословица. Семья – это важно, ответственно сложно, но счастье найти одному невозможно!

6. Загадка. Пусть на улице ненастье,

Побыть с родными – это … .

7. Предложение. Есть счастье у нас поверьте,

И всем дано его знать.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.39

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Поленья для топки.

2. Однокоренные слова: дровней, дровокол, дровосеки.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Кто в лес, кто по дрова. (нет согласия)

4. Сочетаемость слова: сухие, мокрые, колотые… (дрова).

5. Пословица. Бабушка на печь, а дед по дрова.

6. Загадка. Кривы, корявы, залегли, как павы.

А как стали горячи, облизали кирпичи.

7. Предложение. Для него люди – как дрова.

(Шумилов П.Р. «Слово о драконе»)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.49

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Однокоренные слова: друг, дружелюбный.

Синонимы: — приятельство.

Антонимы: — вражда.

Фразеологизм: Не в службу, а в дружбу. (от чистого сердца)

4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая… (дружба).

5. Пословица. Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

6. Загадка. Сам не подойдёшь, её не обретёшь.

7. Предложение. Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил.

В начальной школе учащиеся изучают много тем, связанных со словом и его описанием. В некоторых программах, например «Школа России» в 3 классе, учитель предлагает ученикам выполнить проект по русскому языку «Рассказ о слове». Форма проекта может быть любой. Чаще всего ребята выполняют этот проект в виде презентации, но это может быть и сообщение и даже исследовательская работа.

Разберемся, что представляет собой этот проект. Посмотрим, какие моменты необходимо учесть при его выполнении.

Как составить рассказ о слове в 3 классе План

Вот основные пункты плана, по которым должен выполняться этот проект по русскому языку.

  1. Орфография или правописание слова
  2. Лексическое значение
  3. Однокоренные слова
  4. Синонимы
  5. Антонимы
  6. Фразеологизм
  7. Сочетаемость слова
  8. Пословица или поговорка
  9. Загадка
  10. Предложение с этим словом

В проекте могут быть опущены некоторые пункты плана, но учащиеся могут добавить в проект что-то интересное о слове от себя. Это в любом случае дает возможность учителю поставить ученику пятерку. При выполнении проекта о слове, ученик должен использовать дополнительную литературу. Это могут быть специальные словари, энциклопедии, книги по фольклору.

На страничках нашего сайта вы можете найти нужные пословицы, поговорки и загадки.

Проектная работа Исследование слова «береза»

Проектная работа

Исследование слова «береза»

Выполнила :ученица 9 класса

Гаджиагаева Алина

Введение.

«..

Без Вас пропала бы Россия, И заскучали небеса, Я лишь с берёзами счастлива, Что нежно смотрят мне в глаза…»
(Лидия Евченко)
Учительница предложила нам составить проекты «словарные слова», так как мы часто делаем ошибки в этих словах. Я не задумываясь решила что составлю проект о берёзе. Мне захотелось полностью исследовать это слово, чтобы мои одноклассники полюбили и никогда не ошибались в написании этого слова. Тем более что береза является «символом» России.

Мне стало интересно, почему в этом слове пишется безударная гласная – е?

Почему береза – символ нашей страны?

Как часто это слово встречается во фразеологизмах, произведениях разных авторов и в устном народном творчестве?

Цель

моей работы: исследование слова «береза».

Задачи:

1.Изучить толкование и происхождение слова «береза».

2.Доказать, что береза является «символом» России.

3.Составить список авторов, в названиях произведений которых встречается слово «береза».

Объект исследования

– слово «береза».

Предмет исследования

– написание непроверяемой безударной гласной.

Гипотеза

: возможно написанию безударной гласной – е, в слове «береза», есть научное объяснение.

Методы исследования:

1. Анализ литературы.

2. Опрос.

3. Интервьюирование

Слово «береза» в различных словарях.

На уроках русского языка часто слышала, что рассматривать всесторонне каждое слово помогают словари русского языка. Работая со словарями, человек развивает свою речь, обогащает словарный запас. Поэтому мы с учительницей отправились в библиотеку. (Приложение 2,3)

Наш школьный библиотекарь Абакарова С.О. познакомила нас с разными типами словарей, среди которых мы выбрали: толковый, орфографический, этимологический, фразеологический.

Учительница помогла мне найти нужную информацию о слове «береза» в каждом из них, а также в словаре символов, который мы нашли в Интернете.

1.1
Толкование слова «береза»
Я решила выяснить, что же обозначает слово «берёза».

В словаре С. И. Ожегова [4] и в малом толковом словаре под редакцией В. В. Лопатиной [3]написано: «Береза — лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями»

В Большом энциклопедическом словаре[5] читаю: «

Береза — род деревьев и кустарников семейства березовых. Обычно выделяют 120-140 (по другим данным, 65) видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза повислая, или бородавчатая, и береза пушистая.

Чтобы узнать, почему береза является «символом» нашей страны, я заглянула в словарь символов[6] и узнал, что ни в одной другой стране нет столько берез, как в России. Берёза растёт на крайнем севере , на Урале, на Камчатке в любом уголке нашей Родины не составляет исключение и наш горный край. Поэтому мы считаем это дерево символом своей Родины.

Также я узнала, что береза – символ плодородия и света. Защищает от ведьм и злых духов.

1.2 Орфография.

Берёза


слово
из 3 слогов: Бе-рё-за. Ударение падает на букву ё. Транскрипция
слова
: [б’ир’оза]. б — [б’] — согласный, звонкий парный, мягкий (парный) е — [и] — гласный, безударный р — [р’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный) ё — [о] — гласный, ударный з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный) а — [а] — гласный, безударный.

Произношу слово «берёза», и определю в слове орфограмму – [б’ и р’ о з а]

Ударный второй слог. Звук – [и] стоит в слабой позиции. Проверяю написание слова«берёза» по орфографическому словарю.[1]

Пишу, диктуя себе. — Береза

Проверяю, верно, ли записала, делаю пометы — ударный второй слог, безударная непроверяемая гласная – е Берёза

1.3
История происхождения слова
И всё же задаюсь вопросом, почему в слове «береза» пишется безударная гласная е

?

Изучаю происхождение слова.

Для этого в этимологическом словаре изучаю происхождение слова. Там написано: [2] «Название свое дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово бер, означающее «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от бер образовалось сначала слово «берза», а потом «береза.

Хотя мы считаем березу символом России, название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню, уходящему в глубокую древность. И обозначает, не только белизну, но и блеск.

Здесь также мы можем отметить что, название коры березы – бересты – связано с тем же корнем – бер».

Значит, в слове «береза» в первом слоге пишется гласная е, потому, что слово произошло от древнеславянского бер!

Так я нашла научное доказательство правописания безударной гласной, подтвердив выдвинутую мной гипотезу.

1.4
Фразеология
Во фразеологическом словаре [10] встречаются устойчивые словосочетания со словом «береза»:

Дать березовой каши

– наказать розгами; выпороть, высечь.
Пень березовый
(груб. прост.) – тупица, дурак.
Каша березовая
(устар.) – розги (березовые прутья) Есть устойчивые сравнения:
« стройна, как берёза»
— говорят о девушке со стройной фигурой

«красива, как березка»

— говорили о красивой женщине, наполненной силой и здоровьем.

Найдя в словаре эти фразеологизмы, я убедилась, что в речи мы используем словосочетания и сравнения со словом «береза».

2. Слово «береза» в культуре народа

2.1 Слово «берёза» в художественных произведениях разных авторов

Интересно, как часто исследуемое мной слово используется в художественных текстах?

1. в русской литературе есть очень много произведений, в которых встречается это слово. [8]

На мой взгляд больше всех стихотворений посвятил березе Сергей Александрович Есенин. Всем известны его стихотворения:

Пример проекта «Рассказ о слове» для 3 класса

Рассказ о слове — МОРОЗ

  1. Мороз произносим — [марос] записываем — мороз. Проверочное слово для последней буквы (мороЗ – мороЗы)
  2. Лексическое значение слова МОРОЗ — Сильный холод (с температурой воздуха ниже 0°). Холодная, зимняя погода Мороз – это холод, стужа, при которой вода замерзает, а столбик термометра опускается ниже нуля. (Толковый словарь В.И. Даля)
  3. Однокоренные слова: морозище, морозный, морозить, морозный, заморозить, заморозок, морозец, морозильник, морозко, приморозить, подморозить, мерзлая.
  4. Синонимы. Мороз — холод, стужа, стужа, колотун (разговорный)
  5. Антонимы. Мороз — жара, мороз — зной.
  6. Фразеологизм. Мороз по коже (по спине) дерёт (пробегает, идет). Ощущается озноб, вызываемый чувством страха, волнения.
  7. Сочетаемость слова: сильные, жестокие, первые, январские, русские, сибирские… (морозы).
  8. Пословица. Мороз невелик, а стоять не велит. Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет. Сошлись два друга – мороз да вьюга.
  9. Предложения с этим словом. Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки-зимы. (А. Пушкин)
  10. Загадка. Все его зимой боятся – Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице … (мороз) Чьи рисунки на окне, Как узор на хрустале? Щиплет всякого за нос Зимний дедушка … (мороз)

«Рассказ о слове» Мороз Рассказ о слове — ДОБРО

  1. Слово ДОБРО произносим [ д а б р о ], записываем — добро
  2. Лексическое значение слова: Добро — все положительное, хорошее, полезное.
  3. Однокоренные слова: добряк, доброта, добродетель.
  4. Синонимы: благо, гуманность, сердечность.
  5. Антонимы: добро — зло.
  6. Фразеологизм: Доброе сердце (о добром, отзывчивом человеке). Дать добро (разрешить что-то делать, одобрить какое-либо начинание).
  7. Сочетаемость слова: бескорыстное, душевное.
  8. Пословица: Добро помни, а зло забывай! Добра на худо не меняют.
  9. Загадка: Его не скушаешь, но вкус его сладок! Его не видишь, но вид его приятен! Оно может быть близко, если ты веришь в это! Оно рядом, но его не потрогаешь! (Добро)
  10. Предложения с этим словом: Добро всегда побеждает зло.

Надеемся, эти варианты проектов Рассказ о слове, помогут вам сделать отличную презентацию или сообщение.

Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!

Что Такое телефон- Значение Слова телефон

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. телефо́н телефо́ны
телефо́на телефо́нов
телефо́ну телефо́нам
телефо́н телефо́ны
Тв. телефо́ном телефо́нами
Пр. телефо́не телефо́нах

те-ле-фо́н

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -теле-

; корень:
-фон-
[Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [tʲɪlʲɪˈfon]

    мн. ч. [tʲɪlʲɪˈfonɨ]

Семантические свойства

Телефон [2] Телефон [4]

Значение

  1. то же, что ◆ Переговоры по телефону. ◆ Установка телефона. ◆ Звонки по телефону. ◆ Связаться по телефону. ◆ Оплатить телефон.
  2. то же, что телефонный аппарат; устройство для передачи и приёма звука на расстоянии ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. разг. то же, что ◆ Завтра позвони по этому телефону и спроси Владимира Ивановича.
  4. техн. небольшой громкоговоритель, как правило, предназначенный для расположения вблизи уха человека ◆ Должно быть, он вспыхнул и у подъемника, потому что в телефонах шлемов зазвучал голос Пур Хисса, осведомившегося о ходе осмотра. )

Синонимы

  1. частичн.: телефония
  2. телефонный аппарат
  3. телефонный номер,
  4. наушник

Антонимы

Гиперонимы

  1. связь
  2. аппарат, устройство, прибор
  3. номер
  4. громкоговоритель

Гипонимы

  1. сотовый телефон, мобильный телефон, мобильник,

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: телефонист, телефонистка, телефония, телефонограмма, телефонизация, радиотелефон
  • прилагательные: телефонный, телефонический
  • глаголы: телефонировать, телефонизировать
Список всех слов с корнем «теле-»
  • существительные: телевидение, телевизор, телевизионщик, телефон
    , телефонист, телефонистка, телефония, телефонограмма, телефонизация, радиотелефон
  • прилагательные: телевизионный, телефонный, телефонизированный
  • глаголы: телефонировать, телефонизировать
Список всех слов с корнем «-фон-»
  • существительные: аллофон, граммофон, какофония, патефон, радиотелефон, смартфон, телефон
    , телефонист, телефонистка, телефония, телефонограмма, телефонизация, фонограф
  • прилагательные: телефонный, телефонизированный
  • глаголы: телефонировать, телефонизировать

Этимология

Происходит от др.-греч. τῆλε «далеко» + φωνή «голос, звук», далее из праиндоевр. *bha- «говорить; сказать».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • белый телефон
  • мобильный телефон
  • оборвать телефон
  • полевой телефон
  • сотовый телефон
  • телефон доверия

Перевод

устройство для передачи и приёма звука на расстоянии
  • Азербайджанскийaz: telefon
  • Амхарскийam: ስልክ (sɨlk)
  • Английскийen: telephone
  • Арагонскийan: м.
  • Армянскийhy: (heŗaxos)
  • Астурийскийast: м.
  • Африкаансaf: telefoon; foon
  • Баскскийeu: telefono
  • Белорусскийbe: м.
  • Болгарскийbg: телефон м.
  • Боснийскийbs: telefon м.
  • Бретонскийbr:
  • Валлийскийcy:
  • Варайскийwar:
  • Венгерскийhu: telefon
  • Гавайскийhaw:
  • Греческийel: ср.
  • Датскийda: telefon
  • Дивехиdv (мальдивский):
  • Жемайтскийsgs:
  • Индонезийскийid:
  • Интерлингваиia: telefon
  • Испанскийes: teléfono м.
  • Итальянскийit: telefono м.
  • Казахскийkk: телефон
  • Карачаево-балкарскийkrc: телефон
  • Каталанскийca: telèfon м.
  • Китайский (традиц.): (diàn huà)
  • Китайский (упрощ.): (diàn huà)
  • Кхмерскийkm: ទូរស័ព្ទ (km), ទូរសព្ទ (km)
  • Лаосскийlo: ໂທລະສັບ (thō la sap)
  • Латышскийlv:
  • Литовскийlt:
  • Македонскийmk: телефон м.
  • Малагасийскийmg:
  • Монгольскийmn: телефон;
  • Науатльnah:
  • Немецкийde: Telefon,
  • Нидерландскийnl: telefoon
  • Норвежскийno: telefon
  • Окситанскийoc:
  • Осетинскийos: телефон
  • Палиpi: dūrabhāsana
  • Польскийpl: telefon
  • Португальскийpt: telefone
  • Рипуарскийksh: )
  • Румынскийro: telefon
  • Русинскийrue: телефон м.
  • Сербскийsr (кир.): телефон м.
  • Сербскийsr (лат.): telefon
  • Сицилийскийscn:
  • Словенскийsl: telefon
  • Сомалийскийso:
  • Суахилиsw: simu, telefoni
  • Сунданскийsu:
  • Таджикскийtg: телефон
  • Тайскийth: โทรศัพท์ (тхорасап)
  • Татарскийtt: телефон
  • Тоскскийals:
  • Турецкийtr: telefon
  • Украинскийuk: телефон м.
  • Фарерскийfo: telefon
  • Финскийfi: puhelin
  • Французскийfr: téléphone
  • Хорватскийhr: telefon
  • Чешскийcs: telefon
  • Чувашскийcv: телефон
  • Шведскийsv: telefon
  • Шотландскийsco: telephone
  • Эсперантоиeo: telefono
  • Эстонскийet: telefon
  • Яванскийjv:
  • Якутскийsah: телефон
  • Японскийja: (denwa)
номер
  • Английскийen:
  • Немецкийde: Telefonnummer ж., Nummer ж.
наушник
  • Английскийen: earphone,

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове береза титульный лист
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове вывод
  • Проект по математике 3 класс сказка про цифры с картинками
  • Проект по математике математические сказки 3 класс сказка про нуль и единицу
  • Проект по математике 3 класса математические сказки с рисунками