Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове яблоко картинки

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, горецкий к сказке в. одоевского мороз иванович, страницы 207-208укм

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий к сказке В. Одоевского «Мороз Иванович», страницы 207-208

УКМ «Школа России»

1. Как ты думаешь, почему Одоевский назвал сказку «Мороз Иванович»?

Главные героини сказки — две девочки. Но и Мороз Иванович очень важный, центральный персонаж. С его помощью удаётся вознаградить добро и наказать зло. Мороз Иванович проверяет личные качества девочек, показывает разницу между ними.

Автор назвал сказку именно так, потому что Мороз Иванович выступает в ней в роли беспристрастного судьи.

2. Сравни главных героинь сказки.

Как проводила свой день каждая из девочек?

Рукодельница вставала рано и весь день трудилась. Ленивица весь день спала и сама ничего не делала, только няню просила.

Почему Рукодельница попала в колодец? А Ленивица?

Рукодельница ходила за водой и уронила ведро. Няня послала её в колодец за ведром. Ленивица полезла в колодец, чтобы получить дары от Мороза Ивановича.

Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой?

Рукодельница достала пирожок и обтрясла яблоню. А потом поделилась этим с Морозом Ивановичем. Ленивица не стала доставать пирожок и отказалась трясти яблоню.

Различается ли поведение Рукодельницы и Ленивицы?

Рукодельница показала себя трудолюбивой, отзывчивой и вежливой девочкой. Ленивица была ленивой, грубой, эгоистичной.

Какие подарки получили героини? Почему?

Рукодельница получила горсть серебряных пятаков и бриллиант, потому что честно и добросовестно поработала, была вежливой и почтительной.

Ленивица получила слиток ртутит и сосульку, потому что она ничего не сделала из того, о чём её просил Мороз Иванович, была грубой и своевольной.

3. Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Рукодельница и Ленивица? Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?

В сказке есть следующие волшебные предметы: печка, яблоня, перина Мороза Ивановича.

Рукодельница достала пирожок, обтрясла яблоню и угостила Мороза Ивановича. Она взбила перину, хотя у неё сильно замёрзли руки. Это показывает то, что она была доброй, отзывчивой, щедрой, старательной и трудолюбивой. Она привыкла всё делать сама.

Ленивица отказала печке и яблоне, перину не взбила. Это показало нам, что девочка была грубой, эгоистичной, ленивой, хитрой, равнодушной. Она не привыкла что-либо делать сама.

4. Расскажи о Рукодельнице и Ленивице используя опорные слова.

Рукодельница была трудолюбивой девочкой. Она ни минуты не сидела спокойно, всё время что-то делала. Она была заботливой и доброй девочкой, стремилась помочь другим, уважала старость, была вежливой. Когда её о чём-то просили, например, яблонька и печка, она охотно помогала, ведь она была отзывчивой.

Ленивица была ленивой, никогда ничего не делала и не хотела делать. Она была равнодушной и невнимательной. Если её о чём-то просили, она отказывала в грубой форме. Она была очень грубой девочкой. И она была неблагодарной, от неё нельзя было услышать вежливого слова.

5. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?

Автор относится к Рукодельнице с любовью и уважением. Мы видим это в отношении к девочке Мороза Ивановича. Он ласковый, добрый и щедрый. Он награждает Рукодельницу, и это является выражением личного отношения автора.

Автор относится к Ленивице с неодобрением и насмешкой. Ему не нравится её лень и грубость. И Ленивица получает от Мороза Ивановича смешной подарок — сосульку. Этим автор показывает своё к ней отношение.

6. Вспомни, как Одоевский начинает свою сказку. Объясни пословицу. Как она помогает понять смысл произведения?

Сказка начинается пословицей о том, что даром без труда ничего не даётся.

Это значит, что человек сам должен заслужить своё счастье. И заслужить его в труде. Тот, кто трудится, будет иметь всё. Тот, кто ленится, не будет иметь ничего.

Так и случилось в сказке. Рукодельница получила богатый дар за свой труд. Ленивица не получила ничего за свою лень.

Эта пословица выражает главную мысль сказки.

7. Как ты понимаешь выражения:

Жить и служить — разница. Живут для себя и для людей, служат только кому-то. Служить — значит подчиняться, делать не то, что хочется, а то, что нужно.

Работа работе рознь. Работу можно делать по-разному. Можно делать хорошо и плохо. За хорошую работу награждают, за плохую ругают.

Какова работа, такова и награда. За хорошо сделанную работу всегда похвалят и наградят, за плохую — отругают. Награда соответствует качеству проделанной работы.

8. Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы ты ответил на вопросы «Что правда, а что неправда»? Что сказано шутки ради, а что в наставленье?

Автор предлагает детям самим подумать о том, что в сказке правда, а что нет, что сказано для наставления, а что ради шутки.

Мне кажется, что наставление этой сказки заключается в том, что люди должны быть добрыми, честными, вежливыми и трудолюбивыми.

Шутка этой сказки в том, как плохо получается работа у Ленивицы, у того, кто не хочет и не любит работать.

Правда этой сказки в том, что труд всегда приносит пользу человеку, а вежливость и отзывчивость помогают в отношении с другими людьми.

Неправды здесь нет, а есть сказка, то, что не может произойти в реальной жизни.

9. Вспомни русскую народную сказку «Морозко». Попробуй сравнить её со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга? Что нового открыла тебе сказка в переложении Одоевского?

Пример сравнения народной сказки «Морозко» и литературной сказки «Мороз Иванович» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Общее в этих сказках то, что добро вознаграждается, а зло наказывается. Различное в этих сказках то, что народная показывает пользу вежливости и смирения, а литературная говорит ещё и о пользе трудолюбия.

Сказка Одоевского рассказала мне о различных явлениях природы: о траве под снегом, о холодной воде в колодце, о том, как правильно топить печь.

10. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Перескажи текст, используя свои рисунки.

Пример разделения сказки на пять частей и пересказ сказки Одоевского можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 59-61. 

УКМ «Перспектива»

Сказка «Иван-царевич и серый волк»

1. Перечитайте начало сказки. Можно ли назвать сад Берендея волшебным? Почему? Какие невероятные события происходили в нём?

В саду росли золотые яблоки, а значит его можно назвать волшебным. 

В сад прилетала жар-птица и клевала яблоки.

2. Какой вы представляете себе жар-птицу? Опишите её.

Жар-птица мне представляется огненной, очень горячей, обжигающей. Она небольшая, но с огромным хвостом.

3. Кто помогал Иван-царевичу? По каким признакам можно сказать, что это волшебное существо?

Ему помогал серый волк. Это волшебное существо потому, что умеет говорить и превращаться в животных или человека.

4. Сколько царей повстречал Иван-царевич? Какие запреты серого волка он нарушил?

Иван-царевич встретил двух царей: Кусмана и Афрона. Третьего царя Далмата он не видел.

Он тронул клетку, тронул уздечку, нарушив наказ серого волка.

5. Найдите в тексте описание тех событий, которые повторяются три раза. Является ли это признаком волшебной сказки?

Троекратные повторы являются важным признаком волшебной сказки.

6. Обратите внимание на построение сказки. Выпишите начало сказки, концовку, троекратные повторы.

Начало: Жил-был царь Берендей и было у него три сына.

Троекратные повторы: три ночи сыновья караулили сад; в три стороны разъехались братья; у трёх царей побывал Иван, три предмета похитил.

Концовка: стали они жить-поживать и горя не знать.

7. Расскажите, как сыновья выполняли распоряжения отца.

Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели.

Иван сторожил ответственно и сумел вырвать перо у жар-птицы.

8. Охарактеризуйте сыновей по их словам, подумайте над их поступками. Каким был Иван-царевич? Какими были его братья? У кого слова не расходятся с делом?

Старшие сыновья были ленивыми и жадными. Они спали, вместо того, чтобы сторожить. Они были завистливыми и коварными. Они убили Ивана.

Иван был добрым и честным. Он сторожил сад, он отправился на поиски жар-птицы. Но он был непослушным и хотел украсть уздечку и клетку.

У Ивана слова не расходятся с делом: сказал, что будет сторожить, и сторожил. Сказал, что добудет жар-птицу — и добыл.

9. Почему Ивану-царевичу, а не его братьям достались конь, жар-птица, Елена? Выберите ответ.

Выбираем ответ: Иван-царевич был заботливый, добрый и любящий сын.

10. Найдите в сказке устойчивые выражения. Как вы понимаете их?

Глаз не смыкал. Не спал всю ночь

Сон и прочь с глаз. Расхотелось спать.

Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает. Очень быстро бежит.

Путь-дорога. Направление пути.

Откуда не возьмись. Вдруг, неожиданно.

Служить верой-правдой. Служить честно.

Долго ли, коротко ли. Неопределённое время.

Пустить нехорошую славу. Опорочить доброе имя.

11. Вспомните, какие фантастические события происходили в сказке. Выстроите их в правильном порядке.

  1. Половина ночи прошла…
  2. Сел Иван-царевич на него верхом…
  3. Только дотронулся до клетки…
  4. Серый волк перевернулся через голову…
  5. Серый волк перекинулся через спину…
  6. Серый волк спрыснул мёртвой водой…

12. Разделите текст по смыслу на части. Озаглавьте каждую часть. Выделите в них опорные слова и выражения. Составьте план. Перескажите сказку близко к тексту.

План пересказа сказки «Иван-царевич и серый волк»

  1. Три брата в саду.
  2. Встреча с серым волком.
  3. Три царя.
  4. Возвращение.
  5. Смерть и воскрешение.

Пересказ сказки «Иван-царевич и серый волк» для 3 класса

Жил-был царь Берендей и было у него три сына. Имелся у царя сад, в котором росли золотые яблоки. Но стал кто-то яблоки воровать и отправил царь сыновей стеречь яблоки. Старшие сыновья проспали всю ночь и никого не видели, а младший Иван увидел жар-птицу и вырвал у ней перо.

Берендей попросил сыновей достать ему жар-птицу и сыновья разъехались в разные стороны. Однажды Иван спал в лесу, а проснувшись нашёл от коня только косточки. Он долго шёл пешком, а потом встретил серого волка. Серый волк обещал помочь Ивану в поисках, потому что это он съел коня и оказался должен Ивану.

Он отвёз Ивана к царю Кусману, у которого жила жар-птица. Но Иван не послушал наказ волка и попытался схватить клетку. Она оказалась на сигнализации и Ивана схватили. Кусман потребовал, чтобы Иван привёл ему коня златогривого.

Волк отвёз Ивана к царю Афрону, но и тут Иван подкачал. Он позарился на уздечку и его опять поймали. Пришлось Ивану отправляться за Еленой Прекрасной.

Волку это надоело и он сам выкрал Елену. Потом волк превратился в Елену и Иван отдал его Афрону. Ночью волк убежал. Так же они обманули царя Кусмана и Иван стал обладателем коня, Елены и жар-птицы.

Он попрощался с волком, но братья убили Ивана и забрали его добычу. С помощью ворона и живой воды волк оживил Ивана и растерзал братьев.

Иван вернулся домой и царь Берендей недолго горевал по коварным сыновьям. А Иван женился на Елене и жили они долго и счастливо.

13-15. Рассмотрите картину Васнецова «Иван-царевич на сером волке». Составьте небольшой рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке».

Рассказ «Картина Васнецова «Иван царевич на сером волке» для 3 класса

Эту картину художник назвал именно так, потому что центральное место на полотне занимает Иван-царевич, мчащийся на сером волке.

Её можно было бы назвать «Похищение Елены» или «В тёмном лесу», но мне название автора кажется наиболее удачным.

На картине мы видим тёмный, почти чёрный лес, сквозь который несутся герои. Волк, как ему и полагается, серого цвета. А вот Иван-царевич одет в богатый золотой костюм, нарядную красную шапку. Елена трогательно прижимается к царевичу, она в красивом белом платье.

Серый волк скачет мимо деревьев и загадочных, прекрасных цветов. Но царевич с Еленой не смотрят по сторонам. Елена повесила голову, она вся в раздумьях о будущем. Иван тоже задумчив, его тревожит встреча с отцом.

Если бы я была Еленой Прекрасной, я бы тоже переживала. Она была похищена из дома родного отца, а Иван-царевич хоть и красив, но пока совершенно ей незнаком. Да и серый волк кажется пугающим. Мне было бы страшно в лесу и я волновалась бы о том, что случится дальше.

Мне нравится эта картина, потому что она очень сказочная и яркая. Несмотря на тёмные цвета, это полотно наполнено светом. Это настоящее волшебство, которое сумел воплотить художник.

1

Рассказ пойдет об одной новой, общедоступной Java/Kotlin библиотеке, для работы с русским языком. Она позволяет получить исходные формы + морфологическую информацию для большинства слов русского языка. Статья предназначена для тех, кто создает ботов, обрабатывает сообщения, занимается поиском и извлечением смысла текста. Для справки, ключевое отличие лемматизации от стеммизации (урезания до нормализованной формы) состоит в том, что лемма удовлетворяет правилам языка, например для слова «яблоками» леммой будет «яблоко», а не просто урезанный корень.

Лемма может быть и более сложной, например для слова люди, начальная форма – человек. В этой статье мы рассмотрим способ быстрого извлечения такой информации из морфологического словаря.

Источник данных

В первую очередь, стоит выразить благодарность проекту AOT (автоматическая обработка текста) за морфологические словари русского языка. Библиотека содержит их с обновлениями бинарного формата и API, упрощенным подключением в Gradle и Maven проекты без сторонних зависимостей и быстрым (!) поиском.

Преобразование данных

Так как оригинальные aot-словари в исходном текстовом виде достаточно неудобны для быстрого поиска, то они предварительно преобразуются в собственный бинарный формат (GitHub) при помощи компилятора написанного на Kotlin. Такое преобразование позволяет очень быстро загрузить словарь в память и осуществлять мгновенный поиск по нему. Конкретные бенчмарки загрузки словаря из бинарного формата будут отличаться для каждой машины, однако в среднем запуск при инициализации занимает около четырех секунд, после чего получение морфологии для любого слова работает также быстро как HashMap.

Подключение библиотеки

Библиотека совместима с Java 8+, а также протестирована со всеми версиями Kotlin 1.5.*. В этом примере используется система сборки Gradle, примеры для Maven и других систем сборки столь же тривиальны и их можно посмотреть здесь.

// в build.gradle.kts
repositories {
  // (1) Подключим репозиторий jitpack
  maven("https://jitpack.io")
}
dependencies {
  // (2) Добавим зависимость от библиотеки
  implementation("com.github.demidko:aot:2021.09.19")
}

Пример работы

Пример работы приводится для Java, однако библиотека также будет работать и с Kotlin:

import static java.lang.System.out;
import static com.github.demidko.aot.WordformMeaning.lookupForMeanings;

class Example {

  public static void main(String[] args) {
    var meanings = lookupForMeanings("люди");

    out.println(meanings.size());
    /* 1 */

    out.println(meanings.get(0).getMorphology());
    /* [С, мр, им, мн] */

    out.println(meanings.get(0).getLemma());
    /* человек */

    for (var t : meanings.get(0).getTransformations()) {
      out.println(t.toString() + " " + t.getMorphology());
      /*
       * человек [С, мр, им, ед]
       * человека [рд, С, мр, ед]
       * человеку [С, мр, ед, дт]
       * человека [С, мр, ед, вн]
       * человеком [тв, С, мр, ед]
       * человеке [С, мр, ед, пр]
       * люди [С, мр, им, мн]
       * людей [рд, С, мр, мн]
       * человек [рд, С, мр, мн]
       * людям [С, мр, мн, дт]
       * человекам [С, мр, мн, дт]
       * людей [С, мр, мн, вн]
       * людьми [тв, С, мр, мн]
       * человеками [тв, С, мр, мн]
       * людях [С, мр, мн, пр]
       * человеках [С, мр, мн, пр]
       */
    }
  }
}

Как видно, для каждого слова легко получить набор словоформ различных смыслов, после чего можно получать морфологическую информацию (род, падеж, склонение и т. п). Здесь может возникнуть вопрос, почему метод lookupForMeanings(«…») возвращает набор словоформ, а не одну? Это сделано по причине наличия в русском языке коллизий словоформ разных смыслов, например «замок» это одновременно производная леммы «замокнуть» (под дождем например) и устройство для запирания дверей и строение. Так как одно и тоже слово является производной разных лемм, библиотека вернет список подходящих различных словоформ с разными морфологическими характеристиками.

Как это вообще работает?

Библиотека загружает из бинарного словаря особую структуру, HashDictionary (низкоуровневое API), которая после загрузки состоит из:

_массив наборов морфологий_
морфология 1 # напр. [рд, С, мр, ед]
морфология 2 # напр. [С, мр, ед, дт]
...
морфология N # напр. [рд, С, мр, мн]

_массив всех строк_
строка 1 # напр. яблоками
строка 2 # напр. яблоко
...
строка N # напр. груша

_массив всех лемм с индексами преобразований в массиве строк и морфологий_
(индекс строки, индекс морфологии) (индекс строки, индекс морфологии)... (индекс строки, индекс морфологии) (индекс строки, индекс морфологии)
(индекс строки, индекс морфологии) (индекс строки, индекс морфологии)... (индекс строки, индекс морфологии) (индекс строки, индекс морфологии)
...
(индекс строки, индекс морфологии) (индекс строки, индекс морфологии)... (индекс строки, индекс морфологии) (индекс строки, индекс морфологии)

_словарь хешей (коллизии проверяются в рантайме, нет смысла отделяеть их во время компиляции, т. к. могут быть и внешние коллизии)_
хеш, индекс леммы, индекс леммы
хеш, индекс леммы, индекс леммы, индекс леммы
хеш, индекс леммы, индекс леммы, индекс леммы, индекс леммы
...
хеш, индекс леммы, индекс леммы, индекс леммы
(напр. хеш яблоки, индекс леммы яблоко)

После получения слова в методе lookupForMeanings(«…») нам остается только нормализовать слово в lower case, прогнать через словарь хешей, считать все преобразования, и избавиться от коллизий хеша (если они есть).

Исходный код

Отправить issue или поставить звездочку можно здесь.

Вопросы и предложения также можно задавать в комментариях к этой статье, постараюсь на все ответить.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Спасибо, Лидия Петровна, за позитивный отзыв! Приятно!

Спасибо, Лидия Петровна, что не проходите мимо моих работ!

Елена Владимировна! Большое спасибо за актуальный ресурс. Творческих Вам идей. С…

Любовь Анатольевна! Спасибо за ресурс и Ваше желание делиться с коллегами. Ваша …

Любовь Анатольевна! Большое спасибо за актуальный ресурс. Творческих Вам идей. С…

Елена Владимировна! Спасибо за развивающий ресурс. Творческих Вам идей.

Елена Владимировна! Вы представили богатейший материал. Спасибо за Ваш труд.

ФГОС второго поколения подразумевает использования проектной деятельности учащихся на уроках. В разделе собраны десятки готовых проектов и сотни идей проектов по технологии.

Категория Проекты учащихся по технологии содержит материалов: 70

Страницы: 1 2 3 4 »

Проект «Вышивка крестом»

s33867289

Проектная работа «Вышивка крестом» создана учащейся 11 класса Фроловой Анастасией. В ресурсе — история возникновения вышивки, техника безопасности при вышивке, последовательность выполнения работы. Презентация подготовлена к защите проекта по вышивке крестом.

Проект по технологии «Гречневая каша — матушка наша»

s81568745

Проектная работа «Гречневая каша – матушка наша» создана учащейся 7-Б класса Курочкой Софией. В ресурсе – история появления гречихи у славянских народов, полезность гречневой каши, виды блюд из гречневой крупы.

Проект «Вязание повязки на голову»

s60080574

Проектная работа «Повязка на голову» создана учащейся 10-А класса Догаевой Елизаветой. В ресурсе — история возникновения повязок на голову, их видов, последовательность выполнения работы. Презентация подготовлена к защите проекта по вязанию повязок на голову.

Проект учащейся «Фенечки»

s07694858

Проектная работа «Фенечки» создана учащейся 11-А класса Юрченко Анастасией. В ресурсе — история возникновения фенечек, их видов, последовательность выполнения работы. Презентация подготовлена к защите проекта по фенечкам.

Проект на тему «Резьба по дереву разделочной доски»

s90597681

Проектная работа «Резьба по дереву разделочной доски» создана учащимся 10-А класса Шевченко Данилом. В ресурсе – историческая справка, факторы, которые приняты во внимание при изготовлении изделия, техника безопасности, последовательность выполнения работы. Презентация подготовлена к защите проекта резьбы по дереву.

Творческий проект по теме «Деревянная мозаика»

word150

Каждый человек хотя бы однажды был свидетелем создания настоящего произведения искусства из самых необычных элементов. В наши дни существует множество различных творческих направлений. Кто-то творит картины из соломки, ракушек, бисера; другие вышивают на холсте гладью или крестиком, лентами; третьи создают свои сказочные шедевры из древесной стружки или кусочков ткани.

№66537 |
09.11.2018 |
enkurashov

| 5.9Mb

Творческий проект «Вторая жизнь пластиковой посуды»

word150

Я не раз замечала, сколько мусора выбрасывают люди. Это и бутылки, и банки, и одноразовая посуда в огромных количествах. Но ведь использованной одноразовой посуде можно дать вторую жизнь. Я попробую решить этот вопрос через свой проект.

№65378 |
09.09.2018 |
suhina2

| 4.9Mb

Проект «Вышивка крестом с элементами бисера»

s58068528

Проектная работа «Вышивка крестом с элементами бисера» создана учащейся 10-А класса Семич Анастасией. В ресурсе — история возникновения вышивки бисером, техника безопасности при вышивке, последовательность выполнения работы. Презентация подготовлена к защите проекта по вышивке крестом с элементами бисера.

Презентация проекта по теме «Вырезки»

s77344045

Проектная работа «Вырезки» создана учащейся 11-Б класса Билаловой Дарьи. В ресурсе — история возникновения вырезок, их видов, последовательность выполнения работы. Презентация подготовлена к защите проекта по вырезкам.

Проект по теме «Приготовление винегрета»

s12468589

Проектная работа «Приготовление винегрета» создана учащейся 8-Б класса Чернюк Анной. В ресурсе – последовательность выполнения работы. Презентация подготовлена к защите проекта по кулинарии.

Проект учащихся «Кисет — привет родной далёкой стороны»

s57526530

Проектная работа учащихся «Кисет — привет родной далёкой стороны» создана учащимися 7 и 8 классов. В ресурсе — история возникновения кисета, его видов, последовательность выполнения работы, фотографии выполненных работ учащихся.

Проект «Цветы из фоамирана»

word150

Открытый урок по разделу Проектная деятельность учащаяся, на тему: «Цветы из фоамирана». Проект был разработан совместно с учащейся 7 Б класса Давтян Анаит и стала призёром Олимпиады среди девочек семиклассниц города Георгиевска.

Проект «8 благих символов»

word150

Изучение символики и орнаментики в культуре бурят и исследование воплощения их в материальный мир сегодня очень актуально. Орнаменты и символы тесно связаны с бытом народа, с его обрядами и обычаями. Главной особенностью орнаментов является то, что он связан с конкретным предметом: зданием, домашней утварью, костюмом, ковром и так далее.

№48589 |
04.12.2016 |
veyretdyf

| 64Kb

Творческий проект «Пластилиновые чудеса»

word150

На уроках технологии мы знакомимся с различными видами декоративно –прикладного творчества. Особенно интересной нам показалась техника пластилиновая живопись или «пластилинография». Именно поэтому, темой нашего творческого проекта в этом учебном году мы выбрали выполнение картины из пластилина.

Проект «Поделка к Пасхе из яиц»

s68107603

Проектная работа по Технологии «Поделка из яиц к Пасхе» для учащихся начальной школы состоит из презентации с подробным описанием и фото как сделать «Полянку с мамой курицей и цыплятками» из яичной скорлупы и цветной бумаги.

№41247 |
05.04.2016 |
antropo4ka

| 0.5Mb


Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей — сегодня явление редкое. А для ребенка хорошая речь — залог успешного обучения и развития.

К сожалению, приходится отметить, что многие дети приходят учиться с низким речевым уровнем, не умеют правильно построить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, связанные с неправильным произношением, а затем и написанием. Зачастую речь их лаконична, суха, лишена образности, яркости.

Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речевой деятельности.

Поэтому перед учителем встает задача научить детей чувствовать слово, строить предложения, понимать текст (тему, идею, структуру). Эту задачу нужно решать не только на уроках русского языка, литературного чтения, но и на других уроках, а так же во внеурочное время.

Навыки устной и письменной речи формируются у ребенка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Особое внимание нужно обратить на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.

В методике развития речи применять инновационные методы, технологии. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении учащихся. Инновационные методы, технологии, методики не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют всестороннему развитию личности.

Для того чтобы полученные навыки детьми лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Основная идея инновационного подхода сводится к тому, что мы педагоги должны формировать у ребёнка инициативность и исследовательские навыки. Что это значит? Это значит не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа. Для этого надо придерживаться более широких задач развития речи:

  • поддержка детской инициативности;
  • формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;
  • развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом

Решению данных задач способствует использование инновационных технологий речевого развития:

  • Проблемное обучение
  • Игровые технологии
  • Компьютерные технологии
  • Речетворчество
  • Метод проектов

Проблемное обучение предполагает развитие речи в экспериментально — поисковой деятельности детей, использовать в работе с детьми проблемно — речевые ситуации .

Проблемно-речевые ситуации использую в различных словесных дидактических играх (ситуации, где ребёнок становится на место взрослого и пытается сделать свой вывод, полагаясь на имеющийся опыт). Это следующее задания для умения видеть проблемы:

  • «Посмотри на мир чужими глазами»
  • «Составь рассказ от имени другого персонажа»
  • «Составь рассказ, используя данную концовку»
  • «Сколько значений у предмета»
  • «Назови как можно больше признаков предмета» и др.

При этом ребенок принимает активную роль в получении, переработке информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы.

Происходит развитие речевого творчества.

Пример ролевой игры «Юные экологи» на уроке по предмету «Окружающий мир»: разыгрывается ситуация, как мальчик, съев мороженое, незаметно бросает в воду мусор. Группа юных экологов видит это. Перед ними ставится проблема, как разрешить ситуацию?

Игровые технологии

На уроках и во внеурочной деятельности применять игровые технологии, выполняющие коммуникативную функцию. С их помощью ребенок учится устанавливать контакты.

Игра — есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень — на уровень мыслящей, творческой личности.

Так же можно использовать разные игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определенную игровую ситуацию.

Для развития речи не менее важны кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Компьютерные технологии так же важны для развития речи, поскольку они имеют некоторые преимущества: предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей интерес, положительные эмоции. Иллюстрации или сюжетные картинки для развития речи можно представить на экране.

Варианты работы по развитию связной речи с применением ИКТ

Составление предложений из слов, по картинке,по схеме, по опорным словам

  • Составление текста, рассказа по вопросам;
  • Составление рассказа по заданному началу, картинкам и ключевым словам.
  • Придумать начало рассказа по данному тексту, картинкам и ключевым словам.
  • Сочинение по картинам

Речетворчество

Данная методика основана на обучении умения писать сочинения, на воспитании уверенности в себе при написании сочинений. Здесь необходимо создать комфортные условия для речетворчества, особую творческую атмосферу, творческую активность, то есть состояние, при котором у учащихся «развязывается язык», когда каждый ребенок, максимально полно реализует свои потенциальные способности.

Здесь решаются следующие речетворческие задачи:

  • учить видеть, слышать и чувствовать текст;
  • пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;
  • развивать образное мышление, создавая условия для творчества.

Важной составляющей речетворческой деятельности являются тренинги, при проведении которых используются различные приёмы:

Прием свободных ассоциаций

а) «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить);

б) «Брошенный камень» (слово и связанные с ним ассоциации)

в) «Фантастический банан»

г) «Сочини сказку»

Так же для развития речи я используется синквейн . Как всем известно, «Синквейн» — от французского «пять строк»

Правила написания синквейна:

  • 1 строка — существительное
  • 2 строка — два прилагательных
  • 3 строка — три глагола
  • 4 строка — фраза из четырёх слов
  • 5 строка — синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Эффективность и значимость «синквейна»

  • это его простота, его могут составлять все;
  • при составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие способности, интеллектуальные возможности;
  • это игровой приём;
  • используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Так же речетворчество предполагает сочинение сказок и загадок, стихов, что нравится детям. Данный прием используется и на уроках литературного чтения (сочинить сказку, четверостишие), и на уроке окружающего мира (сочинение загадок), и на уроке музыки (сочинение коротких песенок, закличек) и на др.уроках.

Метод проектов

Этот метод способствует не только развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности, умения работать в коллективе, но и развитию речи, т.е. формирует у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

«Пословицы и поговорки»

Самое главное здесь научить понимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Можно дать задание составить небольшой текст к данной пословице или поговорке. При изучении данной темы проводятся такие игры: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову», «Составь пословицу из рассыпанных слов».

Работа со скороговорками

Для развития речи младших школьников вести работу со скороговорками.

Задание: — проговорить в разном темпе, с разной интонацией скороговорку «Белые бараны били в барабаны». Проговариваем с чувством радости, грусти, удивления.

Упражнения по речевому этикету

Неотъемлемая часть работы по развитию речи — это упражнения по речевому этикету (данная работа развивает речь, учит общаться в нужной тональности, формирует такие черты характера, как вежливость, общительность, умение входить в контакт с людьми, воспитывает культуру поведения в школе, на улице, в общественных местах)

Речевой этикет — неотъемлемая часть развития речи учащихся.

Формирование навыков речевого этикета — неотъемлемая часть развития речи. С первого дня пребывания ребёнка в школе нужно ставить задачу по обогащению речи такими языковыми средствами, которые необходимы в повседневном общении и служат для выражения приветствия, благодарности и т.д.

С этой целью проводятся занимательные упражнения: «Закончи фразу» -Ученик вежливый и развитый, говорит ,встречаясь… (здравствуйте). — Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день). — Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо). — Когда нас бранят за шалости, говори… (простите, пожалуйста).

Введение формул речевого этикета в речь младших школьников не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации. Владение речевым этикетом — условие правильных взаимоотношений со сверстниками.

Детские стихи, загадки, скороговорки, считалки, составление кроссвордов являются прекрасной основой для развития речи, мышления, памяти учащихся.

Для развития речи во внеурочное время можно использовать комплект пособий курса «Речь» для начальной школы, состоящий из рабочих тетрадей для учащихся рабочие тетради « Школа развития речи» Т.Н.Соколовой. Курс «Речь» предназначен для проведения занятий по речевому развитию учащихся младших классов. Пособия содержат большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти занятия воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, можно утверждать, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности.

  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове хлеб
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове солнце оформление
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове собака титульный лист
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове снегирь
  • Проект по русскому языку 3 класс рассказ о слове снеговик