Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Защита проекта по литературному чтению в 3 классе умк планета знаний тема: иван-герой русских народных сказок автор: степаненкова наталья николаевна

Защита проекта по литературному чтению в 3 классе УМК «Планета знаний»
Тема: «Иван-герой русских народных сказок»

Автор: Степаненкова Наталья Николаевна

Организация: МБОУ СОШ

Населенный пункт: Липецкая область, с. Чернава

Пояснительная записка.

Учитель:

Степаненкова Наталья Николаевна

Тема проекта по литературному чтению:

«Иван – герой русских народных сказок»

Целевая группа:

Ученики 3 класса.

Цели:

Изучить образ Ивана в русских народных сказках, вызвать интерес к чтению сказок, развивать творческие способности.

Вопросы, на которые нужно найти ответы:

Какое значение у имени Иван?

Почему именно это имя выбрано для героя русских народных сказок?

Какова родословная Ивана?

Проблемные вопросы:

Иван действительно дурак?

В сказках Иван совершил больше добрых или злых дел?

Какова роль Ивана в сказках?

Описание проекта

Данный проект является долгосрочным. В работе над проектом задействованы учащиеся 3 класса. При работе над проектом выясняется, почему именно Иван является главным героем большинства русских народных сказок.

Этапы проекта

1.Подготовительный этап: формулирование темы, целей проекта.

2. Планирование: определение сроков, выбор средств и методов выполнения, способа оформления результатов.

3. Основной этап: сбор, анализ и обобщение информации, подготовка материалов для презентации.

4. Заключительный этап: представление проекта, рефлексия.

Формы деятельности

1 – 2 этапы: групповая работа;

3 этап: частично – поисковая и исследовательская индивидуальная и групповая работа;

4 этап: творческая работа.

Методы, используемые для реализации проекта:

— устные (опрос, беседа, сообщение);

 — наглядные (рисунки);

 -практические (составление письменных рассказов);

 — методы теоретического уровня (изучение и обобщение).

Ресурсы:

Основные:

ПК; проектор; презентация по теме; рисунки героев русских народных сказок.

Дополнительные:

Запись песен «В гостях у сказки», «Дорогою добра».

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Сказка в гости к нам пришла,

В мир фантазий позвала.

Всё про сказку мы расскажем,

Свои знания покажем.

  1. Введение в тему.

(Слайд 1)

Все люди с раннего детства любят сказки, верят в чудеса, которые происходят в сказках, верят, что сказочные герои действительно существуют.

Народные сказки сочинял народ, вкладывая в них свои мечты о хорошей жизни бедняка, справедливого отношения к простому человеку. В сказках народ рассказывал о красоте, трудолюбии, доброте и уме простых людей.

Сначала сказку придумал один человек, рассказал ее другому. Второму сказка понравилась, он ее запомнил и рассказал еще кому-то, придумав что-то свое. Так зарождалась народная сказка.

Когда появилась первая народная сказка, никто не знает, но до сих пор народные сказки живут в народе.

Сегодня мы подводим итог нашей большой исследовательской работы по теме «Иван – герой русских народных сказок» по разделу «Народные сказки», который мы закончили изучать на уроках литературного чтения. Я всех вас приглашаю в сказку… (Слайд 2)

  1. Актуализация знаний

(Слайд 3)

Ещё А. С. Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».  Перед собой мы поставили следующие цели:…

(Слайд 4)

Чтобы организовать исследовательскую работу, мы продумали, на какие вопросы должны найти ответы и какие проблемные ситуации разрешить.

(Слайд 5)

Чтобы ответить на все эти вопросы, нам надо было проделать большую работу.

  1. Решение задач исследования.

(Слайд 6)

Для исследования мы решили выбрать Ивана – героя многих русских народных сказок, попробовать выяснить, почему именно Иван и какой он герой.

Почему в русских народных сказках используется имя Иван?

Информация из дополнительной литературы (Истоки славянской культуры), подготовленная учеником.

Царь Иван Васильевич Грозный был поклонником простых народных забав. Без сказок и небылиц царь даже не мог засыпать. Не с этих ли пор сказочники, желая ему угодить, просто закрепили за главным героем сказок имя Иван? Да и среди крестьян имя Иван (от библейского Иоанн) несколько столетий было самым распространенным. Каждый четвёртый мужчина был Иваном. Недаром немцы в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов называли каждого русского Иваном. Вполне вероятно, что немцы были в курсе нашей истории.

А сколько мы знаем фольклорных произведений, героями которых являются Иваны. Так, характерным героем волшебной сказки является Иван-царевич. В других сказках Иван – образ народного заступника. Кто бы ни был противником Ивана – будь то Змей, или Кощей, или Лико Одноглазое, или Баба-Яга – в битве со всеми он выходит победителем. Он всегда смелый, полный презрения к опасности, честный, правдивый, умный, великодушный, стойкий к беде, верный в дружбе, умеет найти выход из трудного положения, клеймит презрением трусов, а за измену, предательство, порой, сурово наказывает.

(Слайд 7      У кого ты ни спроси –

                     Всем известно на Руси:

                     То он царь, то из крестьян,

                     А зовут его …

Давайте узнаем тайну происхождения этого имени.

История имени Иван:

Информация из дополнительной литературы о происхождении имени Иван, подготовленная учеником.

Иван означает «милость Божия».

Анализ тайны имени Иван имеет смысл начать с происхождения. История имени Иван имеет древнееврейские корни и происходит от библейского еврейского имени, которое обозначает «будет помилован».

Иван — это замечательное имя. В нем сочетается сила и слабость, добро и коварство, душевная открытость и хитрость, нежность и ярость. Он настойчив и, если что-то задумает, часто идет напролом. Он открыт, отзывчив, всегда готов прийти на помощь. Имя Иванушка непростое, в нем многое откроется.

(Слайд 8)

Продолжая свои предположения, мы решили, что имя Иван распространенное, известное, красивое и христианское…

Много людей носят имя Иван, мы провели опрос. У нас в школе учатся… Иванов. В наших семьях… Иванов. Известность имени мы готовы подтвердить, назвав знаменитых людей, носящих это имя. (Дети называют известных людей носивших имя Иван). Иван — красивое русское имя. Специалисты называют около 150 форм этого имени. Мы тоже попробуем назвать несколько….

И, наконец, это имя христианское.

Информация из дополнительной литературы о трех христианских праздниках, подготовленная учениками.

(Слайд 9-11)

Мы попробовали представить Ивана, вглядеться в его образ на иллюстрациях к сказкам и нарисовать этого героя. Вот, что у нас получилось.

(Выставка рисунков)

(Слайд 12)

У каждого человека есть семья. Есть семьи и у Иванов в сказках. Прочитав много русских народных сказок, мы выясняли, кто были родители Ивана. Были ли у него братья и сестры. А теперь попробуем составить родословную этого героя… (выбрать из списка необходимые для родословной слова)

(Слайд 13)

Какой Иван в сказках?  Давайте прочитаем пословицу… Как вы понимаете её смысл? А вот какое происхождение у слова дурак? Почему во многих  русских сказках главный герой Иван дурак?

Информация из дополнительной литературы, подготовленная учениками.

1.  С древнего нашего славянского языка слово ДУРАК переводится примерно, как человек не от мира сего, с мышлением запредельным или расширенным. Именно поэтому ему удавалось в сказках попадать во всякие запредельные измерения, куда другие не могли попасть. Многие сказки исказились со временем и, например, Кощей Бессмертный или Баба Яга — стали отрицательными героями, когда в реальности в прошлом — это были очень уважаемые люди, Ведуны и Ведуньи, причём отшельники с огромной могущественной силой. И жили они далеко от людей, чтобы те ненароком не испортили свою судьбу, неправильно относясь или общаясь с этими необычными людьми.

Эти люди — Кощуны и Яги — навевали не страх, а трепетное уважение и крайнюю степень сосредоточенности, чтобы при них не наделать глупостей. Были известны определенные правила, как к ним обращаться и как вести себя рядом. Это можно было делать только тем, кто обладал «расширенным сознанием» и многомерно видел. Посему, сказки и донесли, что к ним попадали только люди определенные, не от мира сего. Именно Дурак легко и непринужденно проходил те испытания, которые, простому человеку были не по силам, и природа к нему благоволила, и общался он со зверьем и стихиями легко.

2. Таков и Иванушка-дурачок, который часто выступает героем волшебных сказок. Этот образ – гениальное создание народной творческой фантазии и мудрости. За невзрачной наружностью и кажущейся глупостью скрывается человек, обладающий высокими нравственными и интеллектуальными качествами. Это человек большой силы воли, настойчивости, ума, мужества, духовной красоты. Скромность, кажущаяся на первый взгляд пассивность, незаинтересованность ни в чём “дурака” выступает ярким контрастом с эгоизмом, корыстью, завистью его старших “умных” братьев. Положительный образ Иванушки-дурачка сохраняет свою волшебную силу и обаяние благодаря заключённой в нём вере народа в возможность преодоления несправедливости и бесправия. И, наконец, нельзя не отметить многообразие форм этого имени: Иванушка, Ивашка, Иванко, Ванюшка, Ванька, Иванечка, Ивась…

(Слайд 14)

Чтобы ответить на вопрос, какие роли играет Иван в сказках, мы в классе познакомились со сказками…. И рассмотрели образ героя на примере трех сказок. И вот, что у нас получилось….

(Слайд 15)

Мы считаем, что Иван в сказках олицетворяет положительного героя. Проанализируем каждую сказку…

 (Слайд 16)

«Царевна – лягушка »

Выбрать из списка отрицательные и положительные роли Ивана.

(Слайд 17)

«Сказка об Иване царевиче и Сером Волке»

Выбрать из списка отрицательные и положительные роли Ивана.

(Слайд 18)

«Сивка – Бурка»

Выбрать из списка отрицательные и положительные роли Ивана.

(Слайд 19)

Вывод

  1. Подведение итогов исследования

(Слайд 20)

Результат исследований

В результате наших исследований мы получили:

Преобладание положительных ролей Ивана в сказках. 

Олицетворение его, как защитника, освободителя, воина, охранника, труженика, добытчика, преданного мужа и сына.

В нем сочетается сила и слабость, добро и коварство, душевная открытость и хитрость, нежность и ярость.

Он настойчив и, если что-то задумает, часто идет напролом.

Он открыт, отзывчив, всегда готов прийти на помощь.

(Слайд 21)

Какую же роль отводит народ в сказках?

Выбрать из списка роли Ивана.

 (Слайд 22)

Давайте подведем итоги

  1. Рефлексия

(Слайд 23)

Мы хорошо потрудились. Спасибо вам за работу. Захотелось ли вам продолжать читать сказки? Чему они нас могут научить? Только добру. Давайте послушаем песню.

Используемая литература, интернет — источники.

1. Буданцев Юрий «Про Ивана-дурака. Крещенские раздумья» http://www.voskres.ru/articles/ivan.htm.

2. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка». Изд-во «Форум», Москва, 2007 год.

3. Синявский А.Д. «Иван-дурак. Очерк русской народной веры». http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_durak.html .

4.  Значение и происхождение имени Иван http://allotaro. Ru.

5. Русские народные сказки/обраб. Афанасьева – М.:Детская литература, 1989.

6. Русские народные волшебные сказки. – М: Детская литература, 1990.

7. http://ru-sled.ru/istoki-slavyanskoj-kultury/.

Приложения:

  1. file1_003da160-e8a3-4605-a.. 20,9 МБ

Опубликовано: 27.11.2019

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки



11



0

Сказки — это небольшие истории, которые на протяжении веков передавались из поколения в поколение. Их можно разделить на две большие категории: к первой мы отнесем те сказки, которые сочинил народ, а ко второй — сказки, написанные писателями.

Изначально народные сказки были устными, поэтому часто сказители, рассказывая ту или историю, слегка изменяли их, прибавляли или, наоборот, убирали некоторые детали. В основе сказки лежит история, которая произошла когда-то (очень давно). Поэтому сказки часто начинаются со слов:

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Существует три основные вида сказок: волшебные, о животных и бытовые. Действие в сказках обычной происходит в нереальном, выдуманном мире. Герои — люди, животные, которые умеют думать и говорить, а также различные волшебные существа — феи, колдуны, страшные чудища. Некоторые сказочные персонажи — добрые и злые — кочуют из сказки в сказку. Например, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Иван Царевич, Василиса Премудрая.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

На помощь героям в сказках приходят волшебные помощники и волшебные предметы — ковер-самолет, волшебная палочка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка и др.

Роль волшебных помощников могут выполнять не только добрые феи, но и животные, например, Серый волк (из одноименной сказки), Жар-птица, щука.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

_

Вывод: сказки создавались не только для развлечения. В каждой сказке обязательно присутствует скрытая или явная мораль — урок, который должен извлечь внимательный слушатель.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки



7



0

Литературное чтение 3 класс. Проект «Народные сказки» мы делали по следующему плану:

  1. Что такое сказка (определение и рисунок).
  2. Какие бывают сказки. Две классификации: (народные и авторские), (волшебные, бытовые и о животных).
  3. Признаки и особенности народной сказки (нет автора, передавалась из уст в уста, есть несколько вариантов одной и той же сказки, язык простой, как правило, начинается с присказки, обязательно есть зачин и концовка, часто используются магические цифры — троекратные повторения и цифры 7 либо 100, ограниченное количество героев, повторяющиеся в разных сказках — баба-яга, старик и старуха, их сын Иван и т.д.), нет явного отношения автора к героям, добро всегда побеждает зло, отрицательные герои в конце сказки наказаны, всегда можно выделить мораль сказки, она чему-то учит).
  4. Особенности русской народной сказки. Особенности русских народных сказок: воспевается доброта, щедрость, находчивость, положительными героями часто становятся младшие сыновья, обиженные старшими, жалость к слабым, бедным и обездоленным, вера в чудо и неожиданное везение и помощь от сказочных сил, распевный язык с сокращенными прилагательными.
  5. Примеры русских народных сказок: «Курочка-ряба», «Маша и медведь», «Колобок» «Заячья избушка», «Аленушка и братец Иванушка», «Марья Моревна», «Репка», «Гуси-лебеди».
  6. Мое отношение (Я люблю народные сказки, потому что красивый язык, интересный сюжет, учит доброте, щедрости, скромности).

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки



3



0

Для того чтобы сделать проект нужно определить для себя основные пункты, по которым вы будете работать. Для начала можно написать что же такое сказки, откуда они появились, виды произведений, а в конце сделать небольшой вывод. Готовые проекты можно найти в ответах на этот вопрос. Например работа может выглядеть так:

В мире очень много сказок, среди которых есть самые разные по стилю, сюжету и характеру. Народные сказки передаются от одного поколения людей другому: бабушки рассказывают их своим внукам, мамы — деткам, а малыши — игрушкам. Со временем во многих сказках появляются новые не менее интересные детали. Считается что авторами многих произведений могли быть пастухи и обычные крестьяне. Для детей сказка — способ познания мира, порой они весьма поучительны и учат находить выход даже из самых сложных ситуаций.

Существует несколько видов сказок, обычно выделяют

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Героями волшебных сказок обычно становятся добрые герои, которые противостоят злу и подлости и в итоге побеждают. В сказках о животных каждый зверь имеет определённые черты характера ( лиса — хитрая, волк — злой, медведь — неуклюжий и так далее). В социально бытовых сказках дети знакомятся с людьми разных профессий ( плотник, дровосек, пекарь), которые учат быть трудолюбивыми и добрыми. В своём проекте можно использовать загадки про различные знакомые всем сказки, а также иллюстрации из них. В конце можно подвести итог.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки



2



0

Сказки это то что передается от бабушек и дедушек, это то что рассказывают на ночь своим детям родители, это все что мы впитывает в себя как губки с детства.

Каждое поколение добавляет , что -то свое, но всегда в в сказочной истории идет противостояние добра со злом, у зла большое количество возможностей, но добрые молодцы или Иван дурак справляются с ним.

Сделать проект «Народные сказки» можно по такому или по похожему шаблону:

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Первым делом рассказываем, что такое сказка(даем определение)

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

В сказке всегда есть хорошие и плохие герои, чаще всего хорошие персонажи попадают в трудные ситуации, но с помощью выходят из них с блеском.

Эти фантастические истории не однородны и у них есть деление

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Сказки являются самым популярным устным жанром с давних давних пор, в ней не бывает не чего лишнего и не нужного, как не странно , но там все на своем месте и поэтому сказки буду рассказывать постоянно, в них побеждает справедливость , что в жизни бывает не всегда.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки



2



0

Для того, чтобы выполнить проект на тему «Народные сказки» необходимо составить план проекта.

Пример плана приведён ниже:

  • Оформите титульный лист. На титульном листе указываем название проекта, ФИО ученика, класс и школа.

  • Дать определение народной сказки. Написав, что сказка называется народной, так как её создал народ, у неё нет автора.

  • Рассказать о том, что такое сказка.

  • Рассказать какие сказки бывают по видовым особенностям, перечислить виды сказок.

  • Подробно остановиться на каждом из виде сказок. Рассмотреть кто является героем этих сказок на примере.

  • Сделать вывод, заключение.

Готовый проект для учеников 3 класса можно найти в ответе ниже.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки



2



0

Найти готовый проект можно просто в этом вопросе, смотрим ниже готовый проект.

Начнем с оформления титульного листа.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Далее дадим определение народной сказки — это сказки, которые придумал народ. У таких сказок нет определенного автора.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Народные сказки бывают таких видов: бытовые сказки, сказки о животных и волшебные сказки.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Самыми древними являются сказки о животных. Каждый из животных наделен своей чертой, к примеру заяц — трусливый, лиса — хитрая.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

В бытовых сказках главные герои: это обычные люди, которые борются не с сказочными героями, а с обычными людьми, как правило это богачи, генералы, попы и так далее.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

В волшебных сказках — герои противостоят злу, в таких сказках есть волшебные существа и предметы.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

В конце сделаем выводы: народные сказки очень интересные, они никогда не потеряют свою актуальность.

Другой проект можно найти здесь (ссылка не реклама, дана для ознакомления).

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки



2



0

Название проекта: «Народные сказки»

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Пишем актуальность темы, что сказка интересна все, не только детям, но и взрослым. Через сказку детей учат, как правильно поступать, что надо уважать старших.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Основные вопросы, которые надо проработать: Для чего нужны народные сказки? Чему они учат?

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Далее прописываем цель проекта: Раскрыть понятие «народной сказки», сделать презентацию по данной теме», сделать выводы.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Можно написать гипотезу

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

План:

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Среди методов исследования пишем анализ литературных источников.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Сама презентация:

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Делаем выводы по презентации: сказки разнообразны, в них добро всегда побеждает зло, поэтому они учат положительным качествам.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки



2



0

В данном проекте нужно как можно больше информации привести о народных сказках — в каком веке эти сказки были написаны и какая у них мораль, нужно рассказать об общих особенностях народных сказок, что их объединяет, какая главная мысль. Найти готовый проект по теме «Народные сказки» для 3 класса можно по этой ссылке

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки



1



0

Выполнить проект «Народные сказки» для 3 класса нужно, составив предварительно план проекта.

Он может быть таким:

1.Напишите титульный лист с указанием названия проекта, ваших имени и фамилии, класса и школы.

2.Эпиграф к проекту. Можно взять цитаты и высказывания известных людей о сказках. Указать цель проекта.

3.далее дать определение термину «сказка».

4.Рассмотреть композиционное построение сказки.

5.указать отличительные черты сказки.

6.Перечислить виды русских народных сказок.

7.Далее дать определение каждому виду русской народной сказки, отличительные черты героев в каждом виде, привести пример сказок этого вида.

<hr />

Пример готового проекта «Народные сказки» можно посмотреть здесь, в моем ответе на фото ниже:

<hr />

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки



0



0

«Народные сказки» — сделаем проект в виде слайдов. Сказки придумали задолго до появления литературы, их передавали из уст в уста, от поколения к поколению. Сказки — основа. Позже их записали. Многие писатели записали народные сказки, дополнив их. Например сказка Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» является авторской, но записана на основе русской народной сказки.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. В волшебных сказках присутствует какое-нибудь чудо. Это волшебные предметы, волшебные персонажи, волшебные действия. Примеры таких сказок — «Василиса Прекрасная», «По щучьему веленью», в сказке Щука говорит человеческим голосом и исполняет желания.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

. В сказках о животных главные персонажи наряду с людьми — животные. Например — «Лягушка-Царевна».

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

. Есть еще социально-бытовые сказки. Действие этих сказок происходит в привычных бытовых условиях. Например — «Репка», «Каша из топора». В таких сказках рассматриваются какие-либо сложные жизненные ситуации. Герои — обычные люди. Сказки эти описывают народный быт и являются кладезью знаний, ведь именно из них мы узнаем о жизни наших предков.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

. В сказках используются разные приемы, такие как гипербола, антитеза, эпитеты. Все это Выразительно-изобраз­<wbr />ительные средства языка.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики­<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.

Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.

Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.

Вот например что сказано про пружинку:

5kWqlfPUjAGH8TeX8iYhYRNXo6fUinZr.png

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.

Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.

Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.

Таким образом Одоевского можно назвать сказочником — популяризатором науки.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:

  1. Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
  2. Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик­<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
  3. Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
  4. Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
  5. Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
  6. Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
  7. Миша просыпается. Это часть под названием Финал.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Стихотворная строфа действительно может разделять отдельные картины, связанные между собой смыслом, но при этом в каждой строфе говорится несколько об ином, рисуется своя оригинальная картина, иногда даже создается свое особое настроение.

Возьмем для примера стихотворения Тютчева.

Вспомним стихотворение «Весенняя гроза».

В первой строфе поэт признается в своих чувствах к майской грозе и мы читаем описание начала такой грозы:

PWOz3chV2IRs2w87F4QcABoKtdhQMt.png

Во второй строфе рассказ продолжается, но картина уже иная — уже начинается дождь, взлетает пыль, солнце еще светит сквозь тучи

Mm0Z0awpt0EpwY409ydy4sjUs8z6CMVH.png

Ну а в третьей строфе мы находим описание отшумевшей грозы — птичий гам, потоки воды:

lD7gu1RYACFBGO1DIsCQoN7xAOf7emt.png

Все строфы вместе создают целостную картину первой весенней грозы, но по отдельности рисуют разные картины, разные этапы этой грозы.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

В рассказе Гаршина «Сказка о жабе и розе» самое обыденное переплетается со сказочным, в нем есть признаки и простого рассказа и сказки.

Так главные герои этого произведения — роза и жаба, ведут себя вполне разумно, жаба даже обладает способностью говорить. Она испытывает неодолимую тягу сожрать розу и ради этой цели готова терпеть мучительную боль, когда иголки розового куста раздирают ее тонкую кожу. Это поведение не обычного животного,ведь вряд ли какая-то реальная жаба заинтересовалась бы розой, смогла оценить ее красоту, захотеть ее уничтожить. Жаба здесь олицетворяет зло.

В эти сказочные отношения вмешиваются вполне реальные люди — больной брат и его заботливая сестра, которые невольно становятся спасителями розы, играя роль волшебных помощников.

Учреждение: 

МБОУ Ленинская средняя школа

Ученический творческий проект «Русские народные сказки» является образцом детского проекта на тему «Русские народные сказки» и содержит в себе описание цели, задач, объекта и предмета творческой работы по литературному чтению (литературе), а также определение и анализ русских народных сказок.

Подробнее о проекте:

Учебная исследовательская работа на тему «Русские народные сказки» содержит справочную информацию об истории возникновения и принципах создания русской народной сказки, в работе выделяются основные виды сказок. дается их определение. Ознакомившись с материалами этого проекта, вы сможете лучше понять структуру и характер сказок, научитесь их классифицировать.

Индивидуальный проект «Русские народные сказки» могут подготовить учащиеся 1, 2, 3, 4 класса начальной школы в рамках предмета литературное чтение и ученики 5 класса школы в рамках предмета литература. В процессе работы над проектом о русских народных сказках дети могут реализовать свои творческие способности — придумать свою сказку, создать рисунок или поделку по мотивам народной сказки, подготовить театрализованное выступление.

Работу над творческим проектом на тему «Русские народные сказки» также можно организовать для воспитанников детского сада с участием воспитателя и родителей.

Оглавление

Введение
1. История русской народной сказки.
2. Виды русских народных сказок.
2.1. Русские народные волшебные сказки
2.2. Русские народные бытовые сказки.
2.3. Русские народные сказки о животных.
Заключение
Литература
Приложение 1. Сказки учеников 3 класса.
Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам.

Введение

Вы знаете, что такое сказка? Нам казалось, что ответ на этот вопрос может дать любой человек: и взрослый, и ребенок. Приступив к работе над проектом, мы и не подозревали, что сказка играет огромную роль в жизни каждого отдельно взятого человека и народа в целом.

Народные сказки передаются от дедов внукам и правнукам. И каждое поколение вносит в них что-то своё, присущее своему времени. Но неизменным остаётся противостояние добра и зла, светлых и тёмных сил. Причём во всех сказках зло всегда имеет много средств, с помощью которого оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут победить зло или перевоспитать злодеев сказки.

Актуальность работы: сказка помогает ребенку в выборе нравственных ориентиров.

Цель: выяснить, что такое сказка и какие виды сказок бывают, познакомиться с русскими народными сказками.

Задачи:

  1. Дать определение сказки.
  2. Установить виды народных сказок.
  3. Дать определение понятий русской народной сказки как жанра устного народного творчества;
  4. Проследить историю возникновения сказок и их типологию.
  5. Сочинить свою сказку.

Методы:

  • Знакомство с литературой;
  • Чтение и изучение русских народных сказок;
  • Анализ сказок;
  • Просмотр мультфильмов и сказок;
  • Рисование героев сказок.

Практическая значимость: расширение представлений младших школьников о сказках, развитие творческих способностей у детей.

История русской народной сказки

Сказка — это особый литературный жанр. Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.

Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как клад полезных и поучительных знаний.

Итак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Действующие лица такой истории — вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает

Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних- главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.

В других — главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана -дурака, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки.

И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу

благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.

Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.

Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу.

Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.

Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.

Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка» умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.

Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.

Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:

  1. Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.
  2. Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.
  3. Сказки могут передаваться и через книгу.

Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.

Виды русских народных сказок

Виды сказок подразделяются: на сказки о животных, волшебные и бытовые. Дадим определение каждому виду.

Русские народные волшебные сказки

Мечты об иной, светлой жизни, в которой люди оказываются победителями в жизненной борьбе, воплотились в волшебных сказках. Волшебные сказки богаты вымыслом, яркими образами. В них показаны чудесные события, действуют фантастические персонажи.

Одним из таких персонажей является Жалмауыз – кемпир. Это страшная старуха, напоминающая Бабу -Ягу.

В русских народных сказках мы встречаем волшебные предметы: сапоги- скороходы, скатерть – самобранку и т.д.

Положительные герои в волшебных сказках проходят через все препятствия, побеждают злых духов, достигают благородной цели. Они часто действуют не только на земле, но и в подземном и в подводном царствах, встречаются со страшными чудовищами и побеждают их. На этом пути героям помогают замечательные люди, наделённые необыкновенными способностями животные и сказочные птицы.

Русские народные бытовые сказки

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

Русские народные сказки о животных

Их очень много. Герои этих сказок — домашние животные, звери и птицы, которым приписываются человеческие черты.

Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором.

Главными персонажами народных сказок являются волк или лиса, олицетворяющие собой зло, а добрые качества присущи зайцу, петуху, коту, барану, ягнятам, или курице.

Овца — символизирует безобидность, спокойствие, волк – глупость, бык в сказках труженик; лиса – хитрая, притворщица; тигр – жестокосердный тиран.

Весь сюжет сказок построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лиса очень коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в сказках. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации.

Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лиса сполна получают по заслугам за свои деяния. Сказки о животных поучительны, познавательны.

Заключение

Сказки – самые древние творения человеческого духа. Она один из популярных и любимых жанров в устном народном творчестве.

Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки.

Сколько же сказок уже услышано и прочитано нами с раннего детства! И нет среди них таких, которые бы нам не нравились. Бывали сказки, похожие друг на друга и не похожие, бывали весёлые и грустные, длинные и короткие. А вот скучные и глупые не попадались никогда

Повзрослев, мы будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в их фантастический, волшебный и одновременно такой живой и реальный мир. Каждый сказочный образ оживает в воображении ярче, чем кадры кино или телевидения. И это не случайно. Ведь сказка – совершенное произведение народного духа.

В сказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. И поэтому сказка вечна.

Справедливость, которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках.

На изученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.

Литература

  1. А.Н.Афанасьев Сборник «Народные русские сказки»
  2. Детская литература сказка»Волк и семеро козлят»
  3. Художественная литература хрестоматия «КАПЕЛЬКА»
  4. Литературное чтение, учебник 3 класс
  5. А.Любарской Сборник сказок «В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»

Приложение 1. Сказки, сочинённые учащимися 3 класса

Жила-Была девочка. Её звали Елена. Когда она была очень маленькой, родители бросили её. Девочка умела колдовать.

Однажды Елена пошла в лес за ягодами. Набрала полную корзину ягод и пошла домой. На другой день она снова пошла в лес. Но она увидела красные яблоки на яблоне и собрала целое лукошко.

На третий день пошла малину собирать. И вдруг слышит, что в кустах кто-то плачет. Посмотрела Елена и увидела старенькую бабушку. Девочка спрашивает: «Зачем вы плачете?»

«Видишь ли,- отвечает старушка,- когда я была молодой, была очень красивой, а сейчас превратилась в некрасивую старушку. Я сама на себя не похожа. А мне хочется всегда быть молодой и красивой».

«Вы не плачьте,- говорит Елена,- я вас мигом сделаю молодой и красивой».

Поверила бабка Елене и пошла за ней. Стала колдовать над бабкой Елена, и старушка превратилась в такую красавицу, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Но Елена предупредила, что старушка будет молодой и красивой до тех пор, пока она будет делать добрые дела. Как только в её мыслях появится зло, она снова превратится в дряхлую старушку.

Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.

Сухов Иван, ученик 3 класса

В одной деревне жила с родителями девочка Маша, а рядом с деревней в лесу было логово злого чудища. Однажды Маша пошла в лес за грибами. Чудище заметил её и поймал, принёс в логово и посадил в темницу. Но в темнице Маша оказалась не одна. Там жила серая мышка.

Мышка пожалела Машу и подарила ей волшебный платочек. Если загадать желание и взмахнуть платочком один раз, то желание исполнится. Маша поблагодарила мышку, загадала желание, взмахнула платочком и оказалась за пределами логова в лесу.

Узнал про это чудище и помчался за Машей. Бежит Маша, а перед ней длинная и широкая река. Взмахнула Маша платочком и появился мост. Перешла она речку и побежала дальше. Бежит Маша, а перед ней густой, тёмный лес, а чудище уже почти рядом. Взмахнула Маша платочком и появилась тропинка через лес. Тропинка вывела её из леса. Вскоре Маша увидела свою деревню.

Но как чудище остановить? Ведь он может навредить жителям деревни. Взмахнула она платочком и появились волки, которые напугали чудище и заставили его вернуться в своё логово, а волки ушли в лес. Прибежала Маша домой и рассказала всё родителям, а они предупредили жителей деревни, чтобы те не ходили далеко в лес.

Кривощёкова Юлия? ученица 3 класс

Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам

колобок

теремок

репка

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

20210413 vu tg sbscrb2

Урок-проект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительному искусству.

УМК «Планета знаний»

Тема: «Народные сказки»

Задачи: создать условия для обобщения знаний о сказках (знание особенностей построения сказок, героев сказок, основных отличительных черт их характера); обучения подробному пересказу текста, составлению монологического высказывания на тему (устное сочинение на основе проектной деятельности), способствовать развитию творческих способностей учащихся, умения правильно рисовать презентации (иллюстрации к сказкам).

Предметные: научиться выбирать книги для самостоятельного чтения в библиотеке, используя тематический каталог и опираясь на информационный аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах; подбор к выбранным сказкам иллюстрации для дальнейшего представления.

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки

Урок-проект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительному искусству.

УМК «Планета знаний»

Тема: «Народные сказки»

Задачи: создать условия для обобщения знаний о сказках (знание особенностей построения сказок, героев сказок, основных отличительных черт их характера); обучения подробному пересказу текста, составлению монологического высказывания на тему (устное сочинение на основе проектной деятельности), способствовать развитию творческих способностей учащихся, умения правильно рисовать презентации (иллюстрации к сказкам).

Предметные: научиться выбирать книги для самостоятельного чтения в библиотеке, используя тематический каталог и опираясь на информационный аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах; подбор к выбранным сказкам иллюстрации для дальнейшего представления.

Метапредметные:

познавательные: знают и объясняют особенности сказок; умеют характеризовать героя сказочного текста, сравнивают сказочные сюжеты и сказочных героев; осуществляют поиск необходимой информации в соответствии с заданием проекта; подробно пересказывают прочитанное; определяют главную мысль;

регулятивные: выбирают совместно форму и критерии оценивания результатов; определяют границы знания и незнания по теме; самостоятельно связывают с целевой установкой урока;

коммуникативные: готовят презентацию (6–7 слайдов — рисунков), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений; используют в презентации не только текст, но и изображения (иллюстрации, графические схемы, картины художников)

Личностные:

проверяют себя и самостоятельно оценивают достижения на основе диагностической работы, представленной в рабочей тетради; проявляют самостоятельность в выполнении заданий, интерес к чтению

Литература: Кац Э.Э. Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь проектов – Москва: Изд. АСТ: Астрель, 2016. – 48 л.; книги из библиотеки, интернет — ресурс

ОБОРУДОВАНИЕ: книги со сказками (русские народные сказки; сказки народов мира; сказки народов, живущих не в России), иллюстрации сказок, интернет – информация «Что такое сказка и ее особенности» (редактированная под 3 класс), конверты с проектами из рабочей тетради по УМК «Планета Знаний», проектор, интерактивная доска, видео физкультминутки, листочки с таблицей (1 команда, 2 команда, 3 команда), цветные карандаши (зеленый, красный, желтый).

План урока

Этапы

Содержание

Деятельность учащихся

Организационный момент

— Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём.

И с хорошим настроением

Нашу работу начнём.

— Давайте вспомним темы прошлых уроков. Что мы с вами проходили?

— Молодцы!

— А зачем народу нужны были сказки?

Садятся за парты, общий настрой на урок

Вспоминают какие темы они проходили (русские народные сказки; сказки народов мира; сказки народов, живущих не в России.)

Постановка целей и задач

Загадывает загадки.

– Угадайте, из каких сказок следующие строки:

1) В сказке небо синее, в сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня! Реченька, спаси меня!

2) Вымолвил словечко – покатилась печка.

Прямо из деревни к царю да царевне,

И за что, не знаю, повезло лентяю.

3) Колотил да колотил по тарелке носом –

Ничего не проглотил и остался с носом…

4) Возле леса на опушке трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

5) В небесах, не на земле, скачет баба на метле.

Страшная и злая, кто она такая?

6) Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то,

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей.

– Подумайте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке

– Вы правы, мы будем говорить о сказках, называть их особенности, виды, давать характеристику героям сказок, определять смысл пословиц

«Гуси – лебеди»

«По – щучьему веленью»

«Лиса и журавль»

«Три медведя»

«Баба Яга»

«Царевна – лягушка»

Формулирую учебную задачу.

Предпроектная подготовка

— Итак мы разделимся на три команды. Каждой команде я выдам конверт с заданиями (каждого ряда свои задания)

— До начала работы давайте вспомним как мы работаем в команде

— Попрошу вас открыть конверты и посмотреть каким образом у нас будет организована работа.

— Совершенно верно, проект. Вы работаете над поставленными перед вами вопросами и в последнем вопросе №5 Пишите совместно план выступления. (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

После работы над вопросом вы должны подготовить презентацию на данную тему. 5-6 рисунков, которые будут отображать именно ваш вопрос и ваши сказки.

учащиеся получают конверты с заданиями

учащиеся называют правила работы в команде, учитель записывает на доске.

открывают конверты, анализируют полученные задания.

ОТВЕТ: ПРОЕКТ

Планирование

— Мы с вами рассмотрели полученные конверты. Пожалуйста команды озвучьте ваши вопросы.

1 ряд – «Русские народные сказки»

2 ряд – «Сказки народов мира»

3 ряд – «Сказки народов, живущих не в России»

— Давайте распланируем поэтапно вашу деятельность.

План: (учитель этапы работы записывает на доску)

  1. Подбор сказок (по 3 сказки);

  2. Чтение сказок;

  3. Основная мысль сказки;

  4. Главные герои сказок;

  5. Нахождение пословиц, поговорок;

  6. Чем похожи данные сказки.

  7. Работа с конвертами

  8. Нарисовать афишу проекта.

Для поиска дополнительной информации у мня подготовлены книги: сказки, словари, информация о сказках (интернет – источники), рисунки к сказкам. Данным материалом, при работе над вашими проектами, вы можете пользоваться.

Озвучивают темы над которыми учащиеся будут работать.

Дети совместно с учителем разрабатывают этапы работы

Работа над выполнением проекта

— Итак мы с вами поэтапно разобрали работу над проектами. Теперь приступаем к выполнению данного проекта и помним о правилах работы в командах.

Самостоятельная работа с источниками информации, фиксирование внимания на план написанный на доске. После чего приступают работать над вопросами в конвертах, выстраивают свой ответ. Готовят презентации к ответу (рисуют иллюстрации к сказкам)

Физкультминутка (проводится 2 раза)

— Давайте немного отдохнем (включение видео физкультминутки)

учащиеся выполняют физкультминутку, отдыхают.

Практическая реализация проекта

— Время подошло, заканчиваем свою работу.

-Что же у нас получилось? Давайте обсудим полученные проекты. Представляем такую возможность 1 команде. (представление проектов по цепочке. Учащиеся задают вопросы по проектной деятельности, рассматривают получившиеся рисунки, оценивают)

— Как вы думаете, куда можно применить полученные нами презентации?

— Вы все правильно сказали, у нас получился готовый продукт, которым мы можем поделиться в просторах интернета, создать стенгазету, отдать в печать для статьи в газету.

1 ряд представляет полученный результат своей проектной деятельности

После 2 ряд и третий.

различные ответы детей.

(отдать в печать для газеты, создать стенгазету и т.д.)

Подведение итогов, рефлексия.

— Таким образом мы с вами закрепили тему «Народные сказки», а также получили три красочных проекта с изготовленными афишами. Давайте мы их соберем в брошюрки и повесим в наш классный уголок в раздел: «Для прочтения».

— Давайте с вами оценим свою работу после выступления.

— Прошу вас 3 команда. Что у вас получилось, а что нет и почему? (самоанализ по цепочке каждой команды).

— А как же другие учащиеся оценили ваши ответы. У вас на столах листочки, с таблицей 1 команда, 2 команда, 3 команда – оцените их работу (красный – не было новой информации, желтый – мало новой информации, зеленый – я узнал новую информацию)

— Ну, а теперь оценим выполненные презентации.

— Вспомним критерии оценки рисунков.

Попрошу на этих же листочках отметить, если:

— соответствует критериям – зеленый кружок

— есть незначительные минусы – желтый кружок

— не соответствует представленным критериям – красный кружок

— Таким образом мы с вами сегодня провели совместный урок литературного чтения и изобразительного искусства.

— Спасибо вам за урок. Урок окончен.

Работа с конвертиками. Учащиеся анализируют свое выступления, отвечая на поставленные вопросы

Самоанализ проделанной работы

оценка учащихся деятельности других рядов

Учащиеся вспоминают критерии оценки рисунка, учитель записывает на доске.

оценка учащихся деятельности других рядов

ТАБЛИЦА УСПЕХА

1 КОМАНДА

2 КОМАНДА

3 КОМАНДА

ИНФОРМАЦИЯ О СКАЗКАХ

Людям с детства знакомы самые разнообразные литературные произведения. Ученики изучают классические романы и стихи, осваивают сложные эпические оды и личные очерки. Однако, с детства практически каждый ребенок знаком с жанром, суть которого может не понимать. Фольклор и литература как правило, дети знают множество разнообразных сказок, но мало кто догадывается, что все они относятся к одной из двух групп. Первая включает в себя фольклорные сказки. Особенность таких произведений в том, что они создаются с течением времени, путем пересказа вымышленной истории одного человека к другому. Это устное творчество, хотя оно и может быть записано. Несмотря на то, что сказка, как и разнообразные былины и легенды, является фольклором, она противопоставляется «достоверным» фольклорным произведениям, так как отталкивается от вымысла. Второй вид данного жанра – это литературная сказка. Она, как и фольклорная, относится к эпическим произведениям. Она также опирается на народное творчество, однако имеет конкретного автора. Такие истории не были распространены до непосредственной публикации, и у них нет вариативности сюжета. Литературный вид может подражать фольклорному в своём стиле написания, а также может являться дидактическим произведением, основанным на народном сюжете. В общем, можно сказать, что фольклорная сказка – это предшественник литературной. Определение сказки необходимо упомянуть, что данные произведения, как правило, выполняются в прозаической форме, нередко насыщенны волшебством, и, чаще всего, имеют счастливый финал. Определение появилось примерно в семнадцатом веке – именно тогда данное слово попало в письменные источники. Этимология понятия была связана с термином «казать», который обозначал некий список или точное описание. Однако после этого, в период до девятнадцатого века, «сказка» приобрела своё современное значение, которое сначала носило слово «баснь». Сегодня такие литературные произведения используются в двух основных целях. В первую очередь, это развлечение, позволяющее занять ребенка, подготовить его ко сну и привить желания чтения. Однако, практически все сказки основываются на какой-то мысли и морали, которую ребенок усваивает в процессе чтения. Таким образом, сказочные произведения позволяют обучать малышей каким-то правилам жизни и основам взаимоотношений с другими людьми. Сказки наполнены большим количеством информации, которая передается людям с течением поколений благодаря мудрости предков. Традиционные особенности фольклорных сказок Данные литературные произведения формировались по-разному. Они могли основываться на преданиях народа, происходить из мифов и легенд, а также придумываться самостоятельно. Однако, большинство подобных рассказов имеют схожие черты. В первую очередь, сказки сходны некоторыми формулировками и клише. Например, всем знакомы такие классические зачины, как «Жили-были» и «В некотором царстве, в некотором государстве». Схожие предложения могут появляться и в середине текста. К примеру, авторы часто пользуются фразой «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Нередко повторяются и различные заключительные формулировки, позволяющие подвести итог или просто обозначить финал произведения. В разнообразных сказках, созданных разными авторами, периодически используются схожие образы, которые становятся клишированными. Например, всем знаком Иван-царевич или Иванушка-дурачок, появляющийся в самых разных рассказах. Нередко ему аккомпанирует Баба-Яга, которую авторы постоянно описывают фразой «костяная нога». Также в сказочных произведениях часто используются одинаковые описательные обороты, вроде «добрый молодец» или «красна девица». Поскольку фольклорные сказки создавались преимущественно народом, в них часто встречаются схожие персонажи и сюжетные ходы. В зависимости от количества сходств, отдельная сказка может восприниматься как вариация какой-то другой. Основные виды сказок как правило, практически любая сказка концентрируется либо на животных, либо на волшебстве, хотя иногда оба эти аспекта связаны. Сказки о животных называются животным эпосом. Нетрудно догадаться, что их отличительной особенностью является то, что главными героями становятся животные. Это могут быть как звери, так и рыбы или птицы. Нередко ключевое место отводится предметам или растениям, а иногда даже природные явления становятся персонажами. Если в животном эпосе присутствует человек, то он либо является второстепенным, временами практически незаметным, либо (гораздо реже) примерно равен персонажу-животному. Очень многие сказки о животных являются кумулятивными или рекурсивными. Их суть в том, что определенные фразы и концепции повторяются несколько раз на протяжении произведения. Классическими примерами являются сказка о Репке и Теремок. Также широко распространены комические варианты, концентрирующиеся на проделках животных. Волшебные сказки Данный вид является несколько более сложным с точки зрения композиции. Как правило, в таких сказках можно четко выделить вступление, завязку, центральный сюжет, кульминационный момент и финал. Практически всегда в подобных произведениях четко показываются два поколения. Первое, старшее, представляется в виде царей или стариков, а второе, младшее, в виде Ивана и его родственников. В большинстве случаев начало сюжета связано с какой-либо потерей или недостачей, также иногда имеет место запрет и его нарушение. Таким образом, центральная сюжетная часть будет связана с попыткой вернуть утраченное или исправить беду, произошедшую в результате нарушения запрета. Чаще всего, в результате таких событий главный герой приобретает более высокий социальный статус, например: становится царем.
Источник: http://topkin.ru/voprosy/raznoe-voprosy/chto-takoe-skazka/

135701 618a53fd3c76b

-75%

Сохранить у себя:

Проект по родной литературе 3 класс русские народные сказки Урок-проект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительному искусству на тему «Народные сказки» (24.31 KB)

icon visionoff

icon visionon

  • Проект по родному языку 3 класс рассказ откуда появилось слово
  • Проект по русскому языку 3 класс 1 часть страница 72 рассказ о слове
  • Проект по математике 3 класс математические сказки путешествие колобка в царстве квадратов
  • Проект на тему сказки тысячи и одной ночи как исторический источник 6 класс
  • Проект по литературе 3 класс сказка о царе салтане