«Развития
критического мышления через чтение и письмо».
Предмет
Литературное
чтение
Класс
3
Программа
«Начальная
школа XXI века»
Тема
урока
«Русские
народные сказки». Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую»
Тип
урока
Изучение
нового материала
Задачи
урока:
Учить
пользоваться литературоведческим понятием «сказка» и выделять особенности
сказок;
дать
представление о сказочных героях – положительных и отрицательных;
учить
художественному рассказыванию и пересказу по плану;
формировать
умение работать с книгой: правильно называть издание, пользоваться титульным
листом и оглавлением, сравнивать книги с одним и тем же произведением.
Планируемые
результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
–формирование
потребности в систематическом чтении;
-овладение
элементарными приёмами анализа художественного произведения, используя
литературоведческие понятия;
-умение
осознанно воспринимать и оценивать содержание произведения, участвовать в его
обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героя,
определять главную мысль произведения.
-овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с
поставленной задачей;
—
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами;
-осознанное
построение речевых высказываний в устной форме;
-готовность
слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения,
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событиям;
—
умение сотрудничать в группе, в паре.
—
развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
героям произведения;
-наличие
мотивации к творческому труду и бережному отношению к природе.
Вид
используемых на уроке средств
Презентация
Сценарий урока
Стадии урока
Содержание
этапов. Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
1.Стадия вызова
1.Организационный момент.
—Я рада
вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт
нам радость общения друг с другом. Успехов нам и удачи!
2.Речевая
разминка
Чтение
стихотворения:
О чем-то
скрипит половица,
А спице
опять не спится.
Присев
на кровати, подушки
Уже
навострили ушки…
И сразу
меняются лица,
Меняются
звуки и краски…
Тихонько
скрипит половица,
По комнате
ходит …СКАЗКА
3. Выявление читательского опыта
Ребята,
сегодня мы продолжим работать с устным народным творчеством и цитатой нашего
урока станет афоризм: «Сказка – ложь, да в ней намёк,…(продолжите).
А кто
знает автора этих строк?
Молодцы!
Эти строки заканчивают сказку А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». Какая
эта сказка? (Авторская, литературная, волшебная.) А какие сказки мы уже прочитали?
Прием
Кластер
Заполнение
кластера на тему: «Виды сказок».
Ребята,
а почему полезно читать сказки?
У кого
учится читатель, читая сказки?
На какие
группы можно разделить героев сказок?
Приведите
примеры героев сказок для каждой группы.
Как
определить, положительный герой или отрицательный?
4.Сообщение
темы и цели урока.
Прием «Прогнозирование»
Прочитайте
название сказки.
Кто
герои сказки? Что можно о них рассказать?
Можно ли
утверждать, что Ленивая – отрицательный герой сказки, а Радивая –
положительный герой?
—
Мы попытались предположить, о ком пойдёт речь в произведении, опираясь только
на его название.
Выдвинутая
вами гипотеза будет являться целью нашего урока-
определить
характер героев через их поступки.
–
Сформулируйте задачи урока, используя опорные фразы.
1.
Познакомимся… с содержанием сказки
2.
Определим …значение непонятных слов
3.
Составим …портреты главных героев.
4.
Сочиним …аннотацию к сказке.
Эмоциональный
настрой.
Чтение
стихотворения с различной интонацией.
А)
удивления
Б)
сердито
В)
разочарования
Г)
иронии
Добрым молодцам
урок.
Пушкин Александр
Сергеевич
Заполняют
кластер
Отвечают на
вопросы учителя
+ положительные
— отрицательные
Приводят примеры
По его поступкам
Русская народная
сказка «Про Ленивую и Радивую»
Отвечают на
вопросы учителя.
Выдвигают
гипотезу: Можно ли определить характер героев через их поступки?
Формулируют задачи
урока, используя опорные фразы.
2. Стадия
осмысления
5. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением
Работа с незнакомыми словами.
Прочитайте
слова: радивый душегрея подойник хлев парчовая.
Поработайте
в паре. Предположите, что они могут обозначать. Откройте учебник на с.21,
прочитайте значение данных слов, подтвердились ли ваши предположения?
Прием «Чтение с остановками»
— Во
время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Такой приём
называется «чтение с остановками».
а)
Чтение первой части учителем.
б) Чтение второй части хорошо читающими детьми.
в)
Чтение третьей части детьми по “цепочке”.
Откройте
учебник на с.20, прочитайте 1,2,3 вопросы, найдите ответы на них в тексте.
Прием «Фишбоун»
Вам
предстоит выписать из текста произведения поступки героя, слова, которые
характеризуют его. Определить черты характера героя.
Проверим
вашу работу. Оценим правильность выполнения.
6. Обобщение полученных знаний.
Самостоятельная
работа в рабочей тетради на с.12 з.2
Обменяйтесь
тетрадями и проверьте работу соседа по образцу на доске
Читают
незнакомые слова.
Обсуждают
в паре их значение, находят доказательство в учебнике.
Слушают
учителя, отвечают на вопросы, озаглавливают. Читают текст сказки по смысловым
частям.
Читают,
слушают вторую часть, отвечают на вопросы, озаглавливают.
Читают,
слушают третью часть, отвечают на вопросы, озаглавливают.
Читают
вопросы, находят ответы в тексте.
Характеризуют
героев сказки, заполняя рыбий скелет.
Выполняют
задание в тетради.
3.Рефлексия
Определим,
какой вид сказки по содержанию?
волшебная
анималистическая
бытовая
Аргументируйте
свой ответ.
В
чём заключается главная мысль сказки? Чему она учит?
Какая
из пословиц больше всего подойдёт к сказке?
Труд кормит, а лень портит.
Кто хорошо потрудится, тому есть чем похвалится.
Не разгрызть ореха – не съесть ядра.
7. Закрепление и обобщение полученных знаний
Работа в
группах.
Ребята,
вам понравилась эта сказка?
Чтобы
другим ребятам тоже захотелось прочитать ее, предлагаю вам написать аннотацию
к данной сказке. Аннотация — это краткое содержание книги. Благодаря аннотации,
можно сразу понять, о чём пойдёт речь в книге.
8. Подведение итогов урока
Удалось
ли нам подтвердить нашу гипотезу?
Можно ли определить характер героев через их
поступки?
Что
мы учились делать сегодня на уроке?
С
каким произведением познакомились?
Какие
новые приемы использовали в своей работе?
Ну,
что мои юные исследователи. Наш урок подошел к концу. Вы большие молодцы!
Отлично потрудились.
Запишите
домашнее задание.
Тетрадь стр.12, з.3,4 (всем)
*составить
портрет Зелёного старика (по желанию)
Бытовая
Герои
– простые люди.
Описывается
их быт.
Ленивый
человек высмеивается, а трудолюбивый получает вознаграждение.
Сказочный
персонаж (Зелёный старик) сумел верно разрешить проблему.
Выбирают
пословицу. Доказывают свой выбор.
Да
Дети
в группах заполняют шаблон аннотации. После выполнения спикеры от каждой
группы зачитывают получившиеся аннотации.
Да
Учились
характеризовать героев, определяя их характер через поступки
Познакомились
с произведением устного народного творчества
Использовали
новые приёмы: фишбоун, составление аннотации.
Записывают
домашнее задание.
Инфоурок
›
Литературное чтение
›Другие методич. материалы›Проект по литературному чтению для 3 класса «Русские народные сказки»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Проект по литературному чтению «Русские народные сказки» Подготовил: ученик 3 класса МКОУ Нагаевская СШ Камалетдинов Самир руководитель :Андреева Л.В. 2018-2019 уч. г.
2 слайд
Описание слайда:
В мире много сказок Грустных и смешных. Нам нельзя без света, Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть Добро навеки Побеждает зло!
3 слайд
Описание слайда:
Цель: Познакомиться с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству. Задачи: 1. формировать у себя знания о русских народных сказках. 2. воспитывать интерес к русскому народному творчеству. 3. прививать любовь к книге.
4 слайд
Описание слайда:
Гипотеза: ответить на вопрос чему учит сказка. Методы исследования: 1. Чтение и изучение художественной литературы; 2. Просмотр мультфильмов и сказок; 3. Рисование героев сказок.
5 слайд
Описание слайда:
Актуальность данного исследования в том, что: — Сказка — прекрасное творение искусства. — Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления. — Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, хорошо усваивается ребенком.
6 слайд
Описание слайда:
История: Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования. Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя и дополняя их новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и – вопреки нашему представлению – не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх – и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые учёные полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись – рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний.
7 слайд
Описание слайда:
Основная часть: Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе может быть слишком долгим. Сказки дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Если верить в себя, не отступать от своих принципов — все получится. Дети все воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев. Русские народные сказки знакомят ребенка с огромной вселенной, в которой ему придется жить, с ее физическими законами, животным миром, историей и культурой. Так что русские народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально — чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что то хорошее.
8 слайд
Описание слайда:
Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь. Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.
9 слайд
Описание слайда:
В мире много сказок грустных и смешных, нам нельзя без света нам нельзя без них. Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло!
10 слайд
Описание слайда:
Сказка — это один из жанров русского фольклора с вымышленным сюжетом и героями.
11 слайд
Описание слайда:
Виды сказок о животных; волшебные; социально-бытовые.
12 слайд
Описание слайда:
Добрые сказочные герои
13 слайд
Описание слайда:
Злые сказочные герои
14 слайд
Описание слайда:
Кто великий умывальник, Умывальников начальник? Кто мочалок командир? Это добрый… Загадки Мойдодыр
15 слайд
Описание слайда:
На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок Покатился… Колобок
16 слайд
Описание слайда:
Всем известна на Руси, Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кто же эти Маленькие дети? Семеро козлят
17 слайд
Описание слайда:
Летела стрела и попала в болото, А в том болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленой кожей, Сделалась мигом красивой, пригожей? Царевна-лягушка
18 слайд
Описание слайда:
Выводы: Как известно именно из этих незамысловатых, веселых и порой волшебных историй малыш начинает свой путь познания мира. Образы и сюжеты, созданные в сказках малыш легко способен перенести на свою жизнь и применить, когда появится такая возможность. Одной из функций сказки – является формирование ценностей для самых маленьких. Ведь именно сказочные герои стают в последствии путеводителями по жизни, именно из сказок в игровой подачи ребенок получает точные знания того, что такое добро и зло, радость и горе, трусость и геройство. Многие образы, к которым ребенок привыкает в сказке, способны сохраниться на всю жизнь. Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций.
19 слайд
Описание слайда:
Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.
-
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
Вы можете оставить жалобу на материал.Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Цель: Познакомиться с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.
Задачи:
1. формировать у себя знания о русских народных сказках.
2. воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
3. прививать любовь к книге.
Гипотеза: ответить на вопрос чему учит сказка
Методы исследования:
1. Чтение и изучение художественной литературы;
2. Просмотр мультфильмов и сказок;
3. Рисование героев сказок.
Актуальность данного исследования в том, что:
— Сказка — прекрасное творение искусства.
— Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
— Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, хорошо усваивается ребенком.
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение», Кац Э.Э.
Номер материала:
ДБ-201425
Вам будут интересны эти курсы:
Оглавление
- Введение…………………………………………………………………………………2
- Основная часть……………………………………………………………………………3
- Что такое сказка……………………………………………………………………. 3
- Виды сказок…………………………………………………………………………..3
- Композиция сказки…………………………………………………………………..3
- Заключение……………………………………………………………………………….5
- Приложение………………………………………………………………………………6
1. Введение.
Актуальность темы.
Вы знаете, что такое сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес. Чудеса сказки особенно очаровывают нас своей сказочной фантазией.
Все дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами, но волшебная сказка хранит в себе секреты. Знание их поможет сочинить настоящую волшебную сказку.
Цель исследования: изучить особенности волшебных сказок.
Задачи исследования:
— Выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок.
— Узнать, с помощью чего можно сочинить волшебную сказку.
— Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».
— Сочинить волшебную сказку.
Объект исследования: волшебные сказки
Предмет исследования: законы создания волшебной сказки.
Методы исследования:
— анализ художественной литературы и интернет-источников по данной теме;
— описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение);
— анкетирование.
Гипотеза: волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.
2. Основная часть.
2.1. Что такое сказка.
Сказки – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга.
В мире много сказок, их с интересом читают и взрослые, и дети. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества (Википедия). В толковом словаре русского языка (Ожегов С.,) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил», еще дается такое определение – «выдумка, ложь (разг.)» или «то же, что чудо».
2.2. Виды сказок
Существует три основных вида сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных. По авторству: литературные и народные.
Признаки волшебных сказок:
— особая композиция;
— троекратное повторение;
— положительные и отрицательные герои;
— сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;
— чудесные превращения;
— добро побеждает зло.
2.3. Композиция сказки
Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.
Присказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Она — необязательная часть волшебной сказки. Можно начать с забавной присказки, присказки-небылицы: “В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей”.
Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…”; «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…».
Завязка – это начало событий.
Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.
Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать».
В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись.
Таким образом, можно сделать вывод, что волшебные сказки похожи друг на друга. Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских, литературных сказках этого может не быть.
При сочинении собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Главное – попасть из точки «жили-были» в точку «счастливый конец».
Итак, можно сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную сказку
Совместно с классным руководителем я создал памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку». ( Приложение1)
Заключение
Работая над проектом, я читал волшебные сказки и убедился, что они отличаются от других сказок благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета.
Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. Работа над проектом помогла мне научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.
И я сочинил собственную волшебную сказку. ( Приложение 2)
Приложение 1
ПАМЯТКА
Функция волшебной сказки | Пример |
Зачин, создание сказочного пространства | «Давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве» |
Особое обстоятельство | «Солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха» |
Запрет | «Не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы» |
Нарушение запрета | Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют |
Герой покидает дом | При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку |
Появление друга-помощника | Серый волк, кот в сапогах |
Волшебные предметы | Ковер-самолет, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п. |
Враг начинает действовать | Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко |
Даритель испытывает героя | Новый персонаж – волшебник, гном, старушка |
Герой выдерживает испытание | Справляется со всеми испытаниями |
Получение волшебного средства | Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем |
Герой вступает в битву с врагом | Это может быть открытый бой — со Змеем Горынычем… |
Враг повержен | Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости |
Герой возвращается домой | На ковре-самолете…. |
Счастливый конец | Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу |
Приложение 2
Волшебная рыбка
В некотором царстве, в подводном государстве жила была маленькая рыбка, по имени Милли.
Да непростая рыбка, у нее был волшебный хвостик. Она им плохих рыб наказывает, хорошим помогает.
Каждый день Милли веселилась со своими друзьями рыбками Никки и Микки. Они пели песни, танцевали, играли в прятки.
Одним прекрасным утром, как обычно Милли поплыла к своим друзьям, чтобы поиграть с ними.
Но на их полянке никто не веселился. Кругом было много мусора, цветы и водоросли вырваны, а вода была очень мутная.
— Что случилось спросила Милли у своих друзей Никки и Микки? — Кто вас так напугал?
— Это была большая и страшная акула – сказали они. Она поселилась в нашем домике и обещала нас съесть.
— Не волнуйтесь, сказала Милли. Я помогу выгнать ее и рассказала свой план.
Рыбки дождались ночи. И когда акула уснула, Милли подплыла к ней, махнула своим волшебным хвостиком и у акулы исчезли все зубы.
Проснулась акула, выбралась из домика и хотела схватить зубами маленьких рыбешек. Но не смогла, ведь у нее не было зубов. Все рыбки стали над ней смеяться. Без зубов она не страшная.
Заплакала акула. Ей стало стыдно за свое поведение.
— Простите меня- сказала акула. Я больше не буду вас обижать. Верните мне пожалуйста мои зубки.
И рыбкам стало жалко акулу.
— Милли снова махнула своим волшебным хвостом. Появились у акулы зубы. Она поблагодарила всех рыбок и уплыла, и больше никогда не появлялась.
А Милли со своими друзьями стали веселиться как прежде.
№
п/п
Дата
проведения
Тема урока
Примечание
план
факт
1 ТРИМЕСТР
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)
1
02.09
Введение. Знакомство с учебником.
С. 2-4
Самое великое чудо на свете (3 часа)
2
03.06
Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги.
Рукописные книги Древней Руси. С. 4-7
3
04.09
Начало книгопечатания.
Первопечатник Иван Федоров.
с. 8–11
4
07.09
Первопечатник Иван Федоров. Оценка достижений.с. 12
Проверочная работа№1
Устное народное творчество (12 часов)
5
09.09
Особенности русского фольклора. Русские народные песни, небылицы.
Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства. с. 13–17
6
10.09
Особенности русского фольклора. Русские народные песни, небылицы.
Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства. с. 13–17
7
11.09
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
с. 18–21
8
14.09
Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». с. 22–24
9
16.09
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». с. 24–27
10
17.09
Фантастические события и волшебные предметы в русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк». с. 28–32
11
18.09
Фантастические события и волшебные предметы в русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк». с. 32–39
12
21.09
Составление плана сказки «Иван-царевич и Серый Волк». с. 33–39
13
23.09
Осуждение грубости и лени в русской народной сказке «Сивка-Бурка». с. 40–45
14
24.09
Составление плана сказки «Сивка-Бурка».
с. 46–50
Проверочная работа №2
15
25.09
Внеклассное чтение «Русские народные сказки». с. 51–58
16
28.09
Проект: «Сочиняем волшебную сказку». С. 58
Поэтическая тетрадь 1 (8часов)
17
30.09
Как научиться читать стихи. Русские поэты XIX– XX веков.
Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».
с. 59–63
18
01.10
Как научиться читать стихи. Русские поэты XIX– XX веков.
Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья».с. 59–63
19
02.10
Русские поэты XIX– XX веков.
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». с. 64-65
20
05.10
Обновление природы, отраженное в стихах
И. С. Никитина. «Полно, степь моя, спать беспробудно…».с. 66–67
21
12.10
Поэтическая картина зимы. И. Никитин «Встреча зимы».с. 68–71
22
14.10
Образы детей в произведении И. Сурикова «Детство».с. 72–75
23
15.10
И. Сурикова «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирике. с. 76–77
24
16.10
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».с. 78-80
Проверочная работа №3.
Великие русские писатели (23 часа)
25
19.10
А. С. Пушкин – великий русский писатель. Биография и творчество. с. 81–85
26
21.10
А. С. Пушкин. Лирические стихотворения.
с. 85–87(выучить наизусть)
27
22.10
А.С. Пушкин «Зимнее утро». с. 88–89
28
23.10
А.С. Пушкин «Зимний вечер». с. 90–91
29
26.10
Сходство русской народной сказки и авторской сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста.
с. 92–100
30
28.10
Сходство русской
народной сказки и авторской сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста. с. 100–128
31
29.10
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и литературной сказки.
с. 100–128
32
30.10
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности волшебной сказки. с. 128–129
33
02.11
И. А. Крылов. Биография и творчество.
с. 130–133
34
04.11
05.11
И.А. Крылов «Мартышка и очки». с. 134–135
35
06.11
И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». с. 136–137
36
09.11
И.А. Крылов «Ворона и Лисица». с. 137–139
37
11.11
М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. Биография и творчество. с. 140–143
38
12.11
М. Лермонтов. Лирические стихотворения.
с. 144–147
39
13.11
М. Лермонтов. Лирические стихотворения.
с. 146–147
40
16.11
Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя). с. 148–151
2 ТРИМЕСТР
41
23.11
Л. Толстой «Акула». с. 152–155
42
25.11
Л. Толстой «Прыжок».с. 156–159
43
26.11
Л. Толстой «Лев и собачка». с. 160–162
44
27.11
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». с. 162–163
45
30.11
Внеклассное чтение «Великие русские
писатели».
46
02.12
Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». С.164-166
Проверочная работа № 4.
Поэтическая тетрадь 2 (5часов)
47
03.12
Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. с. 167–170
48
04.12
Повествовательное произведение в стихах. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
с. 170–172
49
07.12
К. Бальмонт «Золотое слово».с. 173
50
09.12
И. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…».
с. 174–177
51
10.12
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». с. 178
Проверочная работа № 5.
Литературные сказки (10 часов)
52
11.12
Знакомство с литературными сказками. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка).с. 179–182
53
14.12
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост».с. 183–185
54
16.12
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост».с. 185–187
55
17.12
В. Гаршин «Лягушка — путешественница». Характеристика героев сказки. с. 188–191
56
18.12
В. Гаршин «Лягушка — путешественница». Характеристика героев сказки.
с. 191–195
57
21.12
В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки. с. 196–211
58
23.12
В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки. с. 196–208
59
24.12
Внеклассное чтение. с. 212-–213
60
25.12
Обобщение по разделу «Литературные сказки».с. 209-211
Проверочная работа №6.
61
28.12
Проверка техники чтения. С. 215-216
Были-небылицы (9 часов)
62
30.12
М. Горький «Случай с Евсейкой».ч. 2, с. 3–7
63
11.01
М. Горький «Случай с Евсейкой».ч. 2, с. 7–11
64
13.01
Человек и животные. К. Паустовский«Растрепанный воробей». с. 12–15
65
14.01
Человек и животные. К. Паустовский«Растрепанный воробей». с. 15–18
66
15.01
Краткий пересказ рассказа К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей». с. 19–24
67
18.01
А. Куприн «Слон».с. 25–28
68
20.01
А. Куприн «Слон».с. 29–33
69
21.01
А. Куприн «Слон».с. 34–40
70
22.01
Путешествие по «Былям-небылицам». Проверка и оценка достижений. с. 42–44
Проверочная работа №7.
Поэтическая тетрадь 3 (6часов)
71
25.01
Саша Черный. Стихи о животных. «Что ты тискаешь утенка?».с. 45–47
72
27.01
Саша Черный. Стихи о животных. «Воробей», « Слон». с. 47–49
73
28.01
А. Блок. Картины зимних забав.с. 50–51
74
29.01
А. Блок. Картины зимних забав.с. 51–54
75
01.02
Природа в стихотворении С. Есенина «Черемуха».с. 55–56
76
03.02
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».с. 56
Проверочная работа №8.
Люби живое (16 часов)
77
04.02
Автобиографическое повествование. М. Пришвин «Моя Родина». с. 57–59
78
05.02
Автобиографическое повествование. М. Пришвин «Моя Родина». с. 57–59
79
08.02
О братьях наших меньших. И. Соколов-Микитов «Листопадничек». с. 60–63
80
10.02
О братьях наших меньших. И. Соколов-Микитов «Листопадничек». с. 64–67
81
11.02
Верность и преданность.В. Белов «Малька провинилась». с. 68–70
82
12.02
В. Белов «Еще про Мальку».с. 70–72
83
15.02
В. Бианки «Мышонок Пик».с. 73–79
84
17.02
В. Бианки «Мышонок Пик».с. 79–82
85
18.02
Б. Житков «Про обезьянку».с. 83–88
86
19.02
Б. Житков «Про обезьянку».с. 89–93
87
22.02
Б. Житков «Про обезьянку».с. 93–97
3 ТРИМЕСТР
88
01.03
В. Астафьев «Капалуха». Герои произведния.
с. 98–102
89
03.03
В. Драгунский. «Он живой и светится».
с. 102–104
90
04.03
В. Драгунский. «Он живой и светится».
с. 104–106
91
05.03
Обобщение по разделу «Люби живое». Проверка и оценка достижений. с. 107–108
Проверочная работа № 9.
92
08.03
10.03
Внеклассное чтение по теме «Люби живое». В. Бианки «Лесная газета».
Поэтическая тетрадь 4 (8часов)
93
11.03
Образы русской природы. С. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».
с. 109–110
94
12.03
Образы русской природы. С. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».
с. 111
95
15.03
Стихи о детях. А. Барто «Разлука», «В театре».
с. 112–115
96
17.03
Стихи о детях. С. Михалков «Если».
с. 116–117
97
18.03
19.03
Любовь к животным в стихах Е. Благининой «Кукушка», «Котенок». с. 118–119
98
22.03
Любовь к животным в стихах Е. Благининой «Кукушка», «Котенок».
с. 118–119
99
24.03
Проект «Времена года» (праздник поэзии).
с. 120–121
100
25.03
Литературная игра. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» 4. с. 122
Проверочная работа № 10.
Собирай по ягодке-наберёшь кузовок (13часов)
101
26.03
Положительные качества человека.
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».с. 123–126
102
29.03
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».с. 126–128
103
31.03
А. Платонов «Цветок на земле».с. 129–136
104
01.04
А. Платонов «Цветок на земле».с. 129–136
105
02.04
Рассказы о детях. А. Платонов «Еще мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью.с. 137–139
106
05.04
А. Платонов «Еще мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью. с. 140–143
107
07.04
Образы детей в произведении. М. Зощенко «Золотые слова».с. 144–147
108
08.04
Образы детей в произведении.М. Зощенко «Золотые слова». с. 148–153
109
09.04
Общение и поступки детей. М. Зощенко «Великие путешественники». с. 154–159
110
12.04
Общение и поступки детей. М. Зощенко «Великие путешественники». с. 160–164
111
19.04
Юмористические рассказы для детей. Н. Носов «Федина задача», «Телефон». с. 164–172
112
21.04
Внеклассное чтение по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
113
22.04
Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». С. 172
Проверочная работа №11
По страницам детских журналов (9 часов)
114
23.04
«Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы. с. 173–174
115
26.04
«Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы. с. 173–174
116
28.04
Рассказ Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой». с. 175–178
117
29.04
Юмор в рассказе. Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». с. 179–181
118
30.04
Юмор в рассказе. Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». с. 181–183
119
03.05
05.05
Веселые стихи для детей.
Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». с. 183–186
120
06.05
Шутливое искажение действительности.
Р. Сеф. «Веселые стихи». с. 186–188
121
07.05
Внеклассное чтение по теме «По страницам детских журналов»
122
10.05
12.05
Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Проверка и оценка достижений.
с. 188
Проверочная работа №12.
Зарубежная литература (10 часов)
123
13.05
14.05
Древнегреческий миф. Храбрый Персей.
с. 189–193
124
17.05
Древнегреческий миф. Храбрый Персей.
с. 194–196
125
19.05
Древнегреческий миф. Храбрый Персей.
с. 197–200
126
20.05
Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок». с. 200–203
127
21.05
Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок». с. 204–208
128
24.05
Нравственный смысл сказки
Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». С. 209-214
129
26.05
Обобщение по разделу «Зарубежная литература». с. 215 Проверочная работа №13.
130
27.05
Проверка техники чтения.
131
Итоговая проверочная работа.
132
Итоговый урок «Что читать летом». с. 218–220
Содержание учебника «Литературное чтение 3 класс 1 часть»
Рукописные книги Древней Руси – стр. 7
Первопечатник Иван Фёдоров — стр. 8 -12
Проверим себя — стр. 12
Русские народные песни — стр. 14 -17
Докучные сказки — стр. 18 -19
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — стр. 27
Сказка «Иван Царевич и Серый Волк» — стр. 38 — 39
Сказка «Сивка-бурка» — стр. 49 — 50
Проверим себя и оценим свои достижения — стр. 51-57
Наши проекты — стр. 58. Сочиняем волшебную сказку
- Волшебная сказка «Под водой, в современном мире»
- Дополняем литературную сказку своими историями
- Волшебная сказка «На Земле, в стародавние времена»
- Волшебная сказка «В космосе. В далёком будущем»
Как научиться читать стихи — стр. 61
Фёдор Иванович Тютчев — стр. 62 — 63
Афанасий Афанасьевич Фет — стр. 64 — 65
Иван Саввич Никитин — стр. 67 — 71
Иван Захарович Суриков — стр. 75 — 77
Проверим себя и оценим свои достижения — стр. 78 — 80
Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина — стр. 85
Пушкин Александр Сергеевич — стр. 86 — 91
Сказка о царе Салтане… — стр. 128 — 129
Крылов Иван Андреевич — стр.133
Басня «Мартышка и очки» И. Крылов — стр. 135
Басня «Зеркало и Обезьяна» И. Крылов — стр. 136 — 137
Басня «Ворона и лисица» И. Крылов — стр. 139
Лермонтов Михаил Юрьевич — стр. 144 — 147
Детство Л. Н. Толстого — стр. 151
Рассказ «Акула» Лев Толстой — стр. 155
Рассказ «Прыжок» Лев Толстой — стр. 159
Рассказ «Лев и собачка» Лев Толстой — стр. 162
Рассказ «Какая бывает роса на траве» Лев Толстой — стр. 162
Рассказ «Куда девается вода из моря?» Лев Толстой — стр. 163
Проверим себя и оценим свои достижения — стр. 164 — 166
Некрасов Н. А. — стр. 168 — 172
Бальмонт К. Д. «Золотое слово» — стр. 173
Бунин И. А. — стр. 174 — 177
Проверим себя — стр. 178
Присказка «Алёнушкины сказки» Д. Н. Мамин-Сибиряк — стр. 182
«Сказка про храброго Зайца» Д. Н. Мамин-Сибиряк — стр. 187
Сказка «Лягушка-путешественница» В. М. Гаршин — стр. 195
Сказка «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевский — стр. 207 — 208
Проверим себя — стр. 209 — 211
Литературная викторина — стр. 212 — 213
ГДЗ по учебнику «Литературное чтение 3 класс 1 часть» Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.
На нашем сайте вы найдёте онлайн-решебник по литературному чтению – ГДЗ литературное чтение 3 класс 1 часть, учебник Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. (ответы). Он является отличным помощником в учебном процессе.
ГДЗ по литературному чтению 3-й класс – это возможность легко усвоить пройденный материал, самостоятельно изучить пропущенные темы, с лёгкостью выполнить домашние задания и получить похвалы учителя за их качество. Ведь с ними даже самые сложные вопросы учебника за 3 класс не страшны.
Плюс ко всему, с ГДЗ по литературе 3 класс 1 часть по учебнику Климанова Горецкий (ответы) у школьника появится намного больше свободного времени. Его можно будет потратить на такие полезные занятия, как прогулки, спорт, хобби либо любой другой вид отдыха.
У нас на сайте ответы к учебнику по литературному чтению 3-й класс 1 часть Климанова, Горецкий можно посмотреть и сравнить со своим вариантом выполнения задания.
Ведь все готовые ответы 3 класс от «ГДЗ Грамота»:
1. Исключительно уникальны
Мы не дублируем другие сайты ГДЗ, а пишем свои ответы – наиболее подробные и грамотные. Такая особенность обладает множеством преимуществ, одним из которых является минимальная вероятность таких же ответов у одноклассников.
2. Качественные и доступные
Мы серьёзно подходим к написанию ответов. Никаких ошибок, сокращений и неподходящих слов. Учитывая возрастную категорию третьеклассников, мы пишем предложения оптимального для них объёма и подбираем слова, что понятны всем. Поэтому школьники при написании домашнего задания по литературному чтению, даже не нуждаются в помощи родителей.
«ГДЗ Грамота» придерживается требований ФГОС 3 класс.
ГДЗ литературное чтение 3 класс 1 часть
ГДЗ выручает, как школьников, так и их родителей. С ними вы избежите слёз и нервов над страницами учебника и потери массы времени.
Сборник ответов для 3 класса литературное чтение содержит решения, как самых простых, так и самых сложных заданий, в том числе творческих.
Если посмотреть на вопросы в учебнике 3-й класс Климанова, Горецкий, сразу становится понятно, что даже родителям придётся нелегко. Без дополнительного изучения материала, чтений произведений не обойтись. А для этого необходимо уделить немало времени и сил. Но, согласитесь, они не всегда есть после тяжёлого трудового дня.
На помощь приходят готовые ответы за 3 класс. Можно как просто переписать готовые ответы, так и использовать ГДЗ в качестве подсказок и для проверки правильности. Теперь на подготовку к уроку будет уходить не по 3 часа, а максимум час. Представьте, какая это огромная экономия времени в неделю и в месяц. И любовь к литературе будет расти естественным образом, а не погибать под влиянием сложностей в виде домашних заданий.
Это настоящий помощник для родителей, чьи дети не в силах справляться с уроками самостоятельно. А, учитывая уровень сложности современной школьной программы, таких большинство.
ГДЗ Грамота – шагаем по учебному пути с удовольствием!