Проект по литературному чтению 3 класс сказки народов мира образец

Казахстан,атырауская область,курмангазинский район,с.ганюшкиносредняя школа им.м.ауэзоваучитель русского языка и литературыжаудина сауле хамитовна цель урока: проверить уровень усвоения сказок разных народов. задачи:

Казахстан,Атырауская область,Курмангазинский район,с.Ганюшкино
Средняя школа им.М.Ауэзова
Учитель русского языка и литературы
Жаудина Сауле Хамитовна

Цель урока: проверить уровень усвоения сказок разных народов.

Задачи:

  1.      учить видеть нравственную сторону сказок, оценивать поступки героев в категориях «добро», «зло»;
  2.      развивать умение сравнивать, обобщать сказанное, доказывать свою точку зрения;
  3.      воспитывать интерес к сказкам народов мира, положительные качества личности на примере героев сказок;

Тип урока: Урок повторения и закрепления полученных знаний.

Вид урока:  Урок-конкурс 

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Ход урока

Организационный момент

Слово учителя

Дорогие ребята!

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по страницам любимых сказок. Сказки мы слышим с самых ранних лет, позже читаем их сами, учимся у героев добру, справедливости. Сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат.

А сегодня нам с вами предстоит преодолеть немалые трудности и препятствия, которые встречались на пути сказочных героев. Начинаем наш урок.

Оценивать результаты команд будет СОВЕТ СТАРЕЙШИН, куда вошли педагоги нашей школы.

Посмотрите на доску. Отгадайте загадку.

  •   Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

        «NСQКWАЗVКИJНАNРОQДFОZWВVМJИLРYА»

 (Ребята отгадывают загадку, выдвигают предположение о теме урока)

  •   Запишите тему сегодняшнего урока.

        На этом занятии мы познакомимся со сказками народов мира. Сказки есть у всех народов. Когда исследователи стали записывать фольклор разных стран, то увидели, как едины устремления всех народов: герои сказок борются со злом. Именно они показывают какие человеческие качества ценит народ, создавший сказки.  

Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к сказкам.

Мы выяснили, что сказка — это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Для чего нам читать сказки?

— Сказки учат доброте, честности, находчивости, любви к труду и многому другому, очень важному для нас.

— Учит бескорыстной любви, преданности и самоотверженности.

— В каждой сказке есть доброта и привычка выручать из беды.

— Сказка помогает побеждать добро и зло.

Сказки собирают народную мудрость, учат нас добру, ценить красоту. Недаром они заканчиваются словами: “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”

-Скажите ребята, какие бывают сказки по принадлежности?

-Правильно, авторские и народные.

-Ребята, а какие бывают сказки по жанру?

-Правильно, волшебные сказки. В этих сказках присутствуют волшебные персонажи Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная, золотая рыбка. Есть также герои-помощники, это могут быть различные люди, животные или предметы (клубок).

-Какие еще есть сказки?

-Сказки про животных. В сказках о животных всем персонажам приписываются свойства людей. Эти сказки тоже родились в глубокой древности, они веселые и поучительные. Излюбленный герой в них — плут, хитрец и обманщик. Эти сказки напоминают басни.

Какие еще сказки?

-Правильно, бытовые сказки. Действующие лица в них — представители разных слоев общества: короли, принцы, солдаты, ремесленники, простые крестьяне. Герои сказок — мужик или бывалый солдат — выходят победителями благодаря своей силе, ловкости и смекалке.

        Итак, ребята, цель нашего урока продолжить знакомство со сказками народов мира, их своеобразным национальным колоритом и типичными для бытовых сказок чертами. Мне хотелось бы, чтобы наш урок продолжил воспитывать  в вас стремление к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, понимания и уважения других культур, умение жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас.

  1.      Конкурс «Подскажи словечко»

Бывает так: услышишь где-нибудь слово или предложение, а в мыслях уже мелькнёт знакомая песня или стихотворение.
Вашим заданием будет продолжить слова, часто встречающиеся в сказках

Делимся на 2 группы, за каждый правильный ответ получаем по 1 баллу

1 группа

2 группа

Крепко – (накрепко)
Поле – (чистое)
Беда – (неминучая)
Дело – (святое)
Жили – (были)
Ругала – (бранила)

Девица – (красная)
Молодец – (добрый)
Зорюшка – (ясная)
Дуб – (могучий)
Лук – (тугой)
Река – (быстрая) 

  1.      Конкурс «Угадай героя»

Угадай героя по описанию, назови сказку.

А) И был у царя сад прекрасный, росла в том саду яблоня с золотыми яблоками (Иван-Цареевич и Серый волк, Царь Берендей)
Б) Император прошел всю площадь, и лицо его становилось все мрачнее, и вдруг он заметил маленького, бедно одетого мальчика (Честный мальчик)

В) Пошли они на охоту, и поймали вместе оленя, козла и зайца (Лев, волк и лиса)
Г) Вот однажды едет бай на верблюде. Видит: какой-то человек ходит туда и обратно (Алдар-Косе, Алдар-Косе и хвастливый бай)
Д) Отнеси доченька пирожки бабушке..(Красная Шапочка)
Е)  Баба её не любила, всю работу на нее взваливала, за все ругала, бранила, досыта не кормила (Золушка)

  1.      Конкурс «Чей предмет?»

Детям раздаются карточки. В них два столбика. В первом – сказочные персонажи, во втором – предметы. Дети должны найти связь.

1 столбик

2 столбик

КОТ

КАРЛСОН

БАБА-ЯГА

ЗОЛУШКА

ПРИНЦЕССА

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ

ВИННИ ПУХ

ЧУДИЩЕ

СТАРУХА

ИВАН ЦАРЕВИЧ

СТРЕЛА

ИГЛА

САПОГ

КОРЫТО

БАНКА ВАРЕНЬЯ

СТУПА И МЕТЛА

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК

ТУФЕЛЬКА

ГОРОШИНА

БАНКА МЕДА

  1.      Конкурс «Сказка за сказкой»

По условию этого конкурса надо вспомнить и назвать как можно больше русских народных сказок. Побеждает команда, за которой останется последнее слово.

  1.      Конкурс «Бюро находок»

В бюро находок поступили вещи. Помогите, ребята, их отправить хозяевам.

  •         Сеть, камень, ножи булатные, котлы чугунные (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
  •         Ветхая землянка, невод, разбитое корыто (Сказка о рыбаке и рыбке)
  •         Золотая яблоня с золотыми яблоками (Царь Берендей)
  •         Жар –птица (Царю Афрону)
  •         Конь златогривый (Царю Кусману)
  •         Елена Прекрасная (Царю Далмату)
  •         Шапка, корзина, очки (Красной Шапочке)
  •         Туфелька (Золушка)
  1.      Конкурс  «Путаница»

Дать правильное название сказок и литературных героев.

Сестрица Алёнушка и братец Никитушка

Елена Некрасивая

Кощей Бесстрашный

Жар – муха

Баба Бяка

  1.       Игра «Видели – не видели!»

Я буду называть события. Если такое бывает, вы отвечайте “Видели, видели!”. Если такого не бывает, то вы молчите.

1. В зоопарке у ворот спит огромный бегемот.

2. За полями, за лесами ходит курица с рогами.

3. Вот слонёнка тихий сон охраняет старый слон.

4. Чернобровая куница — замечательная птица.

5. Злой презлющий серый волк на ребят зубами щёк!

6. а зеленый крокодил важно по полю ходил.

7. Пони, маленькие пони, до чего забавны пони!

  1.      Отгадайте загадки. Назовите сказку

В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?  (Бага-Яга)

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят.  (Гуси-Лебеди)

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?   (Царевна Лягушка)

Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.    (Репка)

На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.     (Колобок)

Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.    Волк и семеро козлят)

  1.      Групповая работа

Продолжить присказки

1. Скоро сказка сказывается,…да не скоро дело делается.

2. Что ни в сказке сказать, …ни пером описать.

3. Я там был, мёд, пиво пил, …по усам текло – а в рот не попало.

4. Пойди туда – не знаю, куда, …принеси то, не знаю, что.

5. Стали жить-поживать, …добра наживать да медок попивать.

6. Тут и сказке конец, …а кто слушал – молодец.

Итог урока

— Так что же объединяет сказки?

1. Добро побеждает зло.

2. Все заканчивается хорошо.

3. Все сказки учат добру.

Совместные выводы учителя и учащихся.

        (Работая над сказками народов мира, мы отмечаем, хотя простой народ жил в трудных условиях, был беден, бесправен, но всегда отличался умом и веселым нравом.)

        Выясняю, почему сказки с хитринкой и почему веселые.

        (Учащиеся приводят примеры, подтверждающие, что хитринка характерна почти для всех сказок. В них очень много и занимательных, и смешных эпизодов, отсюда название — веселые сказки.)

        Обращаю внимание на слова А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

        Прошу ребят прокомментировать это высказывание.

        Ответы очень разнообразны: «Они веселые», «Их интересно читать», «Когда я читаю сказки, забываю обо всем, мне кажется, что все правда», «Я жалею бедных и хочу, чтобы они победили», «Сказки не только любят дети, но и взрослые».

        Чему учат сказки народов мира?

        (Сказки учат смелости, доброте, гордости за историческое прошлое, учат с симпатией относиться к другим народам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.)

Чтение притчи.

Притча

Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему,

что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?

— Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся.

Домашнее задание

Выставление оценок

  • Вид работы:

    Реферат

  • Предмет:

    Литература

  • Язык:

    Русский

    ,

    Формат файла:

    MS Word

    19,77 Кб

  • Опубликовано:

    2013-03-03

Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.


Сказки разных народов мира

Содержание

1.Сказки разных народов. Национальный характер сказок, их тематическое и жанровое многообразие

2.Немецкие романтические сказки братьев Гримм. История создания сборника « Детские и семейные сказки». Сказки доступные детям дошкольного возраста. Анализ сказки « Соломинка, уголь и боб»

.Маленькие рассказы Л.Н. Толстого о животных. Гуманизм произведений о животных, огромный познавательный элемент. Анализ рассказа «Пожарные собаки»

.Весёлые сказки в стихах — основной жанр творчества К.И. Чуковского для детей. История создания, основные идеи, главный конфликт, элемент сатиры, художественные особенности сказки « Федорино горе»

Литература

1. Сказки разных народов. Национальный характер сказок, их тематическое и жанровое многообразие

Сказка, с которой мы знакомы с детства — это один из основных жанров фольклора. У каждого народа существует собственный запас сказок, в которых отражен национальный колорит. Легенды, поверия, приметы, традиции, характеры, религия, кухня, географическое положение — все это ярко отражено именно в народных сказках.

·Русские сказки: Положительными героями, часто являются женщины, так как, женщина в нашей культуре уважаема, может обладать властью, имеет авторитет. Глубокий, а порой противоречивый характер русского человека отражен в образе героев — Иван вроде бы «дурак», а из трех братьев именно он прошел все испытания. Герои много действуют сообща, помогают друг другу, преодолевая препятствия — это отражает нашу традицию жить общинной жизнью, например, как в сказке «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и серый волк». В сказках много глубинной духовности, также лень и надежда на «авось», характерны для русского человека, например: в сказке «По щучьему велению». Идея сказки, заключается в победе добра над злом, где источник зла уничтожается на корню. Пышная свадьба или «пир на весь мир», которым заканчиваются сказки, говорит об особом отношении к еде. Застолья у нас любят. Русские сказки несут в себе идеи моральных ценностей, нужно быть добрым и отзывчивым к окружающим: как добрая Настенька в «Морозко». А идея взаимопомощи фигурирует почти во всех наших сказках: «Помоги мне, и я тебе пригожусь», и в итоге именно благодаря такой ответной помощи, герои справляются с испытаниями.

·Английские сказки: Английские сказки начинаются с таких примерно слов: «Жили-были старик со старухой (или король с королевой), был у них сын, и вот, он вырос и пошел искать счастья!» Счастье для героя сказки заключается в том, что герой находит какие-либо материальные богатства- нашел герой клад или курицу несущую золотые яйца, и на этом сказка закончилась. Персонажами являются люди каких-либо конкретных профессий: фермеры, крестьяне, торговцы, а также домовые, чародеи и знатные особы или очень храбрая, совершенно бесстрашная женщина. Характерна самостоятельность героя, который действует, в одиночку и все свои проблемы решает сам, только иногда кто-то дает ему дельный совет. В этом отражается характерное для англоязычной культуры явление как «человек, который сделал себя сам», идущее из глубины веков.

·Немецкие сказки: Большое значение в немецкой культуре придается дому и тому, что в нем. Для немцев очень важна семья, отсюда и частая концовка немецких сказок — свадьба, как, например, в сказке «Белоснежка и Краснозорька», «Шиповничек», «Белоснежка и семь гномов». Главными положительными героями всегда являются мужчины: солдат, храбрый портняжка, «щелкунчик». А женщина в сказках, мягко говоря, не очень умный человек. Типичная для немцев черта характера, как трудолюбие, наблюдается почти во всех сказках этого народа: «Госпожа Метелица», «Сапожник и гномы», «Король — Дроздовик», «Дочь Пекаря».

·Французкие сказки: Сказки берут начало во времена Средневековья, поэтому они наполнены волшебством и романтичностью. Положительными героями бывают существа женского рода, например, добрые феи, а отрицательными, злые волки и людоеды, — мужского рода. Герой ищет, прежде всего любви. Повествование обычно заканчивается свадьбой, счастье приносит тот, от кого этого меньше всего ожидали. Например, сказка «Кот в сапогах», «Золушка». У героев всегда есть помощники, от которых зависит хороший конец сказки, например: «Красная Шапочка» «Мальчик-с-пальчик» «Дочь испанского короля», «Маленькая Аннетта», «Принцесса Mаркасса и птица Дредейн» и многих других.

·Итальянские сказки: Герой сказки ищет — богатства, власти! Для него не так важны сами богатства, сколько важно получить именно славу или власть, стать королем. Тут вспоминается Римская империя, стремление к власти римских пап, Ватикан — и сейчас столица католического мира. Кажется, что каждый итальянец считает себя центром вселенной, в этом нет какой-то особой гордости,это просто черта характера итальянцев.

Героями могут быть певцы и артисты, то есть люди тех профессий, которые приносят известность, например: «Буратино». Сказки религиозны, в них говорится о Боге. Но реалистичны где романтизм сведен к минимуму, и сказка может закончиться просто-напросто смертью героя. В качестве персонажей могут встречаться предметы, растения, овощи (например, «Чипполино» или тот же деревянный Буратино).

·Арабские сказки: Учат тому, как почувствовать себя счастливым в том месте и положении, где ты находишься сейчас. Для получения богатства герой арабской сказки порой не делает вообще ничего, а обретает его сразу же — в начале повествования, не прилагая к этому никаких усилий, например: «Али-Баба и сорок разбойников». Понятие «счастья» в восточных сказках несут в себе филосовско — нравственный смысл: не бери лишнего, довольствуйся тем, что достаточно для жизни. Герои решают задания с помощью силы, чаще — с помощью хитрости и заканчиваются тем, что главный герой остается бедным, но счастливым. Женщины главными героями не являются, но играют довольно активную роль, они мудры, находчивы и смелы, к ним относятся с уважением: мужчина — главный, но мудрость женщины помогает ему.

·Сказки Кавказа: Отличительной чертой сказок является преобладание героических мотивов и сюжетов, оно обусловлено специфическими условиями их исторической жизни. Самую значительную часть сказочного эпоса составляют волшебные и авантюрные сказки. В совокупности же волшебные и авантюрные сказки характеризуются разнообразием сюжетного состава, а один из существенных показателей богатства сказочной традиции народа.

·Сказки Азии: В сказках присутствует своеобразие национального характера, быта, одежды, обычаев разных азиатских народов. В них отражен мир, в котором живёт народ, их создавший и окружающая природа. Животные в сказках разговаривают и понимают человеческую речь, они помогают положительному герою. Часто слабый и маленький зверь побеждает большого и сильного. Сказки утверждают социальную справедливость: ведь под животными подразумеваются люди. В сказках действуют и выдуманные герои птица феникс, драконы, кейннары (полуптицы-полулюди в сказках Таиланда). Волшебные сказки населены мифическими существами, злыми и добрыми духами, сверхъестественными силами, волшебными предметами, чудесными помощниками. Они или вредят герою, или, наоборот, приходят ему на помощь, такие фантастические существа — шайтаны, дивы и джинны у народов Ближнего и Среднего Востока, якки у народов Южной и Юго-Восточной Азии, тэнгу у японцев: характер у каждого из них своеобразный.

сказка гримм толстой чуковский

2. Немецкие романтические сказки братьев Гримм. История создания сборника « Детские и семейные сказки». Сказки доступные детям дошкольного возраста. Анализ сказки « Соломинка, уголь и боб»

Знаменитые немецкие сказочники родились: Яков — 4 января 1785 года, а его младший брат Вильгельм — 24 февраля 1786 года. Их отец был дипломированным специалистом.

История создания сборника « Детские и семейные сказки».

Первый рукописный сборник сказок в 1810 году братья Гримм отослали своему другу Клеменсу Брентано для ознакомления, но тот его не вернул. Найдена рукопись была уже после смерти братьев, в монастыре траппистов Эленберг в Эльзасе. Ныне она известна как «Эленбергская рукопись 1810 года». В ней содержится 49 сказок, из которых Вильгельмом Гриммом записано 15, а Якобом Гриммом — 27.

Изданный 20 декабря 1812 года в Берлине первый том первого издания сборника содержал 86 сказок. Во втором томе, отпечатанном в 1814 году добавилось, ещё 70 сказок. Но второе издание вышло в свет только в 1819 году. В 1837 году появилось третье издание; четвёртое — в 1840 г.; пятое — в 1843 г.; шестое — в 1850 г.; седьмое (заключительное) издание опубликовано в 1857 году. Часть сказок была добавлена, некоторые исключены: всего седьмое издание содержало 210 сказок и легенд. Все выпуски были обильно иллюстрированы.

Первые выпуски сказок подверглись сильной критике, поскольку, несмотря на своё название «Детские и семейные сказки», эти истории были расценены как не подходящие для детского чтения, по причинам академических информационных вставок и, собственно, по содержанию самих сказок. В 1825 году братья Гримм издали сборник Kleine Ausgabe, куда вошли 50 сказок, отредактированные для юных читателей. Эта детская версия книги сказок выдержала десять изданий между 1825 и 1858 гг.

Братья Гримм начали вести регулярные записи сказок с 1807 года, во время своего путешествия по Гессену, продолжили в Вестфалии. Одна из первых сказок является «Приёмыш Богоматери», которую рассказала дочка аптекаря Маргарета Вильд («Гретхен») из Касселя, через год сказками поделилась и её мать — госпожа Вильд и рассказала сказки «Гензель и Гретель», «Госпожа Метелица», «Столик-накройся». Среди знатоков сказок, давших материал для первого тома, братьями был выделен вклад пастуха овец «на лысых вершинах Брунсберга возле Хёкстера» и престарелого драгунского вахмистра Иоганна Фридриха Краузе в Гоофе под Касселем, у которого братья выменяли истории «на старое платье». Некая «старая Мария» поведала сказки «Мальчик-с-пальчик», «Братец и сестрица», «Девушка-безручка», «Красная Шапочка», «Спящая Красавица». По её рассказам, опубликовано 11 сказок в первом томе и одна — во втором. Сказки «Чёрт с тремя золотыми волосками», «Король Дроздобород» — также записаны в семье Гассенпфлуг от дочерей Марии.Внесла свой вклад и одна юная сказительница-голландка, дружившая с сестрицей Лоттой Гримм («Лоттхен»), которая поддерживала своих братьев в фольклорных изысканиях. Со слов крестьянки Доротеи Фиман <#»justify»>Влияние сказок братьев Гримм было огромным, с первого же издания эти чудесные истории завоевали любовь детской аудитории.

Сказки на бытовые темы, отражающие реальные жизненные отношения, полны задорного юмора и смешных нелепиц. Забавная путаница, суматоха, неразбериха никогда не являются в таких потешных сказках самоцелью. В шуточной форме всякий раз утверждается здоровая мораль. А предметом осмеяния становятся всевозможные человеческие пороки и слабости: лень, жадность, зависть, трусость, глупость, чванство, как в сказке «Соломинка, уголек и боб», представляющей собой короткий фарс, предысторию происхождения чёрного пояска на бобах. В одной деревне бедная старуха решает сварить бобы. При этом из её рук выскальзывает соломинка, вываливается один боб, а из печи выпрыгивает горячий уголёк. Счастливо избежав гибели в огне и подружившись, они решают отправиться в чужедальнюю страну на постоянное место жительства. Когда по пути друзьям встречается ручеёк, то длинная соломинка ложится поперёк, чтобы остальным можно было переправиться на другой берег. Но уголёк, дойдя до середины соломинки, вдруг испугался журчащей воды, и, замерев на месте, поджёг соломинку, из-за чего и сам свалился в воду. Боб это происшествие так позабавило, что он лопнул со смеху. Отдыхавший у ручья портной сжалился над ним и сшил две бобовых половинки, но так как у портного имелись только чёрные нитки, то и стежки получились чёрными. С той поры у всех бобов посредине виден чёрный шов.

Истоки сказки восходят к довольно раннему периоду, возможно, ко времени античности. Её версия на латыни была записана в 1548 год В.Гримм. Согласно данной интерпретации, основанной на античном и средневековом символизме, соломинка, уголёк и боб выступают как персонажи, связанные с потусторонним миром. Соломинка воплощает собой пустое человеческое мудрствование. Она хвастлива, но никогда не в состоянии исполнить желаемое. Негативную символику имеет и чёрный уголь, а поскольку он сгорал медленно и тлел изнутри, то символизировал гневливую человеческую страстность.

Бобы имели отношение к предсказанию судьбы, бобами, по общеевропейским преданиям, могли питаться не только живые, но и мёртвые. Неудачная попытка перейти на иной уровень, переправившись через ручеёк, в контексте взаимодействия сознательного и бессознательного, отчасти интерпретируется как обречённое на провал использование незрелой фантазии, выдаваемое за зачатки творчества.

Красочный мир немецких народных сказок с их волшебной фантазией, мудрой простотой, неиссякаемой верой в лучшее будущее, будут жить вечно, радуя мам, детей и внуков своими захватывающими сюжетами, легким стилем написания, смешные и в тоже время поучительные.

3. Маленькие рассказы Л.Н. Толстого о животных. Гуманизм произведений о животных, огромный познавательный элемент. Анализ рассказа «Пожарные собаки»

Л.Н. Толстой родился 28 августа 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери — Ясной Поляне. Был четвёртым ребёнком; у него было три старших брата: Николай, Сергей, Дмитрий и сестра Мария Его мать умерла с рождением последней дочери, когда ему не было ещё 2-х лет. Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская.

Лев Николаевич Толстой великий русский писатель и мыслитель. Он автор замечательных художественных произведений, строил рассказ по интересному сюжету, образно описывал переживания и поступки действующих героев, увлекая детей и заставляя их сопереживать героям. Детские рассказы Толстого отличаются простотой и яркостью воображения и художественным совершенством.

Рассказы Льва Толстого о животных

Детские рассказы, повести и сказки Толстой начал публиковать в журнале «Ясная Поляна» в 1871-72 гг. Толстой осваивает опыт Яснополянской школы и пишет свою знаменитую «Азбуку». В 1874-75 гг. он перерабатывает отдельные произведения «Азбуки», конструктивно перестраивает ее и выпускает под названием — «Новая Азбука» — книги для чтения.

Сюжеты для своих произведений Толстой в большинстве случаев брал из фольклора. Он писал для крестьянских детей, поэтому так тщательно вырисовывал народные характеры, картины народного быта.

Анализ некоторых из этих рассказов, а также сравнение первоначальных вариантов с окончательным текстом помогают выявить те специфические требования, которые предъявляет к литературе маленький читатель. Детская книжка должна прежде всего увлечь воображение ребенка.

Чтобы увлечь воображение ребенка, произведение должно быть написано занимательно. Это достигается с помощью динамичного и эмоционального повествования, действенного сюжета, деятельного героя, живого, образного языка.

Необходимым требованием, предъявляемым к детской литературе маленьким читетелем, является действенный сюжет. Одним словом, повествование должно быть насыщено действием.

Для маленьких рассказов Толстого характерна удивительная последовательность повествования, в котором не бывает выпущено ни одно звено и в то же время нет ничего лишнего. Увлекательность маленького рассказа зависит не только от напряженного развития действия. Особую роль в развитии сюжета играют приемы занимательности.

Особенной поэтичностью отличаются, рассказы Л. Толстого о животных Они оказывают наибольшее воспитательное воздействие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных. Действие в рассказах полно драматизма, эмоциональности, образности.

Сообразительность и находчивость галки легко запоминаются маленькими детьми. С повадками птицы писатель познакомил читателей в конкретных, зримых картинах, из сцепления которых состоит рассказ.

Интересным, является эпизод с куклой в рассказе «Пожарные собаки». (Собака спасает во время пожара девочку, выносит ее из огня и снова бросается в горящее здание). Общее ожидание — неожиданная развязка. (Собака возвращается с большой куклой в зубах).

Работая над маленькими рассказами для детей, Толстой выбрасывает из них резюмирующую мораль, заставляя читателя делать вывод самостоятельно. Самое главное, чтобы идея произведения стала понятной ребенку. Для рассказов Толстого характерна краткая и простая фраза, немногосложные слова. Достигая в своих рассказах предельного лаконизма и образности, писатель советовал авторам детских книг не увлекаться обилием эпитетов и сравнений. Содержание детской книги во многом обусловлено возрастом читателя, а в некоторых случаях — и героя. Чем младше читатель, тем более явно должен быть выражен основной конфликт, определенно охарактеризованы положительные и отрицательные герои.

Вывод.

Родоначальником реалистической прозы для детей считается Л.Н. Толстой. В его рассказах, даже самых маленьких, всегда есть идея, язык этих рассказов по своей простоте, ясности и точности не превзойден. То, что написал Л.Н. Толстой для детей, было большим событием в литературе и педагогике. Слушая рассказы Л.Н. Толстого о животных, дети узнают о жизни их, повадках, местах обитания и способствуют расширению представлений детей о мире вещей и явлений, доступных их пониманию.

4. Весёлые сказки в стихах — основной жанр творчества К. И. Чуковского для детей. История создания, основные идеи, главный конфликт, элемент сатиры, художественные особенности сказки « Федорино горе»

Чьи стихи мы помним с раннего детства, до сих пор знаем наизусть? На ум сразу же приходит имя Корнея Ивановича Чуковского, замечательного советского писателя. Имя его по праву может считаться визитной карточкой русской литературы для детей. А между тем, его «детское творчество», которое очаровывает людей всех возрастов.

Первое произведение Чуковского — прозаическая сказка «Цыплёнок». В ней иллюстрации играли немаловажную роль наравне с текстом. Впоследствии взаимодействие текста и рисунка стало одной из основ творчества писателя, позднее он сформулировал первую заповедь детского поэта — «мыслить рисунками» — а потом придумал и остальные.

Стихотворения детского поэта К.И. Чуковского близки к народному творчеству, к фольклору благодаря своей ритмичной основе, прибауточной стилистике, деталям и приёмам. Маленькие дети воспринимают литературное творчество таким образом, будто бы стихотворения создаются в момент прочтения, в тот момент, когда родитель общается с ребёнком. Произведения Чуковского прекрасно запоминаются, отлично читаются вслух. Кроме этого они наполнены добротой и совершенно открыты для всяческого рода додумываний; они с лёгкостью разбираются на цитаты, которые малыш с огромной радостью готов включить в свой лексикон. Произведения этого детского писателя чудесным образом совпадают с детскими эмоциями и по ритму, и по лирике. Обаятельные образы ребятишек, созданные им, вызывают симпатию и доверие; герои, характеры и способ их воплощения соответствуют речевому опыту ребёнка. В стихах Чуковского всё предельно просто и понятно, нет сложных речевых оборотов.

Отдельно стоит отметить многообразие сказочного мира животных, населяющих стихотворения Чуковского: тут и слоны с носорогами, и крокодилы, и медведи с зайцами, и газели, и кенгуру, и воробьи, и зайчата, и… список грозит быть очень длинным. У каждого животного свой особенный характер и природное обаяние — как и всех остальных героев Чуковского.

Вопреки устоявшемуся представлению, Чуковский никогда не был многожанровым писателем, работающим «во все стороны» одновременно: в каждый определенный период в его работе заметно доминировал один жанр, а другие отходили на второй и третий план, на дальние края его громадного письменного стола, дожидаясь своего часа. Когда час наступал, писатель, конечно, не думал — бросаю, мол, критические статьи, займусь переводом или сочинением сказок. Просто писатель ощущает непреодолимое желание или необходимость сочинять не критические статьи, а что-нибудь иное. Например, стихи и сказки.

В большинстве сказок начало действия совпадает с первой строчкой. В других случаях в начале перечисляется ряд быстро двигающихся предметов, создающих что-то вроде разгона, и завязка происходит уже как бы по инерции. Перечислительная интонация характерна для зачина сказок Чуковского, но перечисляются всегда предметы или приведенные в движение завязкой, или стремительно двигающиеся навстречу ей. Движение не прекращается ни на минуту. Острые ситуации, причудливые эпизоды, смешные подробности в бурном темпе следуют друг за другом.

Неизменно повторяющийся в сказках Чуковского мотив победы слабого и доброго над сильным и злым своими корнями уходит в фольклор: в сказке угнетенный народ торжествует над угнетателями. Положение, при котором всеми презираемый, униженный герой становится героем в полном смысле, служит условным выражением идеи социальной справедливости.

А так как при слушании сказок ребенку свойственно становиться на сторону добрых, мужественных, несправедливо обиженных, будет ли это Иван-царевич, или зайчик-побегайчик, или муха-цокотуха, или просто «деревяшечка в зыбочке», вся наша задача заключается в том, чтобы пробудить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться, без которой человек — не человек.

Радость» — любимое слово Чуковского, и он готов повторять его бесконечно

Наблюдая детей, Чуковский пришел к выводу, что «жажда радостного исхода всех человеческих дел и поступков проявляется у ребенка с особенной силой именно во время слушания сказки. Если ребенку читают ту сказку, где выступает добрый, неустрашимый, благородный герой, который сражается со злыми врагами, ребенок непременно отождествляет с этим героем себя. Активно сопереживая с ним каждую ситуацию сказки, он чувствует себя борцом за правду и страстно жаждет, чтобы борьба, которую ведет благородный герой, завершилась победой над коварством и злобой. Здесь великое гуманизирующее значение сказки: всякую, даже временную неудачу героя ребенок переживает как свою, и таким образом сказка приучает его принимать к сердцу чужие печали и радости.

Но полное счастье — это всеобщее счастье. И вот, чтобы никто не был несчастен на веселом празднике, который регулярно справляется в конце каждой сказки Чуковского, туда вводится мотив прощения. Злодеи, побежденные в честном поединке, недавние преступники и нарушители спокойствия сказочного мира — все, кто взывает о милосердии, могут рассчитывать на снисхождение и в самом деле, как правило, амнистируются великодушным сказочником.

В большую русскую поэзию Чуковский входит прежде всего как автор сатирических сказок-поэм. Не нужно бояться обвинения в суемудрии, не нужно стыдиться говорить об этих «детских» (по общему приговору) сказках как о произведениях язвительной сатиры. Нужно только ни на секунду не забывать о специфике этой сатиры. Быть может, традиционная концовка наших фольклорных сказок: «Мед пил, по усам текло, а в рот не попало» — тоже метафора, намекающая на глупца, который лишь по усам размазал сказочный мед, не умея насладиться им в полную меру. В сказочном меде Чуковского — значительная мера сатирического яда, тоже сладчайшего.

Пародийность пронизывает сказки Чуковского, она реализуется на всех уровнях — лексическом, сюжетном, интонационном, и если вспомнить рассмотренную ранее «цитатность» этих сказок, которая в детском чтении приобретает смысл и функцию «поэтической пропедевтики», введения в русскую поэзию, то теперь следует добавить, что в чтении взрослом фрагменты знакомых текстов, помещенные в другую ситуацию, искрят пародийностью. При этом стихотворные произведения Чуковского не становятся пародийными в собственном смысле слова. Подобно тому, как Чуковский-критик сочетает разные аналитические подходы, Чуковский-поэт сложно сопрягает эпические, лирические и сатирические мотивы, а многие связанные с цитатностью мотивы этих сказок начисто лишены пародийной или сатирической окраски, выполняя какую-то иную, не всегда четко определенную функцию.

Новаторский характер сказки К. Чуковского предполагает необыкновенную открытость детского произведения для самых разнообразных элементов фольклорных и литературных жанров. В сказках К. Чуковского элементы традиционных фольклорных жанров сказочной и несказочной прозы изменяются в такие образы, которые представляют опасность, побуждают к активному действию и пугают своей необычностью.

Кроме того, читая эти сказки, ребёнок учится свои страхи преодолевать, ведь тот мир, который раскрывает перед ним автор, по определению добр. Сказочный мир изменяется, все персонажи прячутся или убегают, но также «вдруг» находится отважный и добрый герой. Он спасает жертву от злодея, помогает попавшим в беду и возвращает весь мир в первоначальное радостное состояние. Не случайно многие сказки открываются или, напротив, завершаются картиной всеобщего веселья, праздника.

Говоря о страшном в сказке «Федорино горе» невольно можно заметить связь со сказкой «Мойдодыр». И в одной и в другой присутствуют бегающие, говорящие и порой устрашающие предметы быта, в случае данной сказки — это посуда. Как говорил один из авторов, занимавшихся исследованием сказок Чуковского, можно предположить, что данный переполох был устроен т.н. кикиморой за плохое ведение хозяйства человеком. Наверное, с этим можно было бы согласиться, ведь просто так сама по себе посуда не поскачет. Но взрослый человек понимает, что так такого быть не может, а вот для ребенка это вполне может стать реальностью, реальностью другого мира — мифического (сказочного).

Каждый ребенок хоть немного, но живет сказкой. Считая, что все происходящее там можно перейти в реальность и наоборот: реальность может стать сказкой. Так и в данной сказке. Встречаясь, каждый день с посудными предметами, ребенок может представить, что и наяву может произойти случившееся в сказке: «Скачет сито по полям, А корыто по лугам. За лопатою метла, Вдоль по улице пошла. Топоры-то, топоры Так и сыплются с горы.»

Или бегущие по улицам ножи, тарелки, чайники и т.д. Со всей этой домашней утварью ребенок встречается каждый день за обеденным столом. И представьте себе, что может всплыть в его сознании, вспомнив он эту сказку? Та самая посуда, которую он сейчас держит в руках, может в любой момент ожить и убежать, еще и разговаривая. Думаю, такая ситуация не привела бы ни одного ребенка в восторг. Или гуляя по улице, ожидать того, что вдруг откуда-нибудь выбежит посуда, которая сбежала от очередного хозяина. С другой стороны, ребенок может пожалеть и бедную Федору, которая не может приготовить себе еды, и которая осталась совсем одна в пустом доме. Ей же тоже может стать страшно, дети как никто другой понимают боязнь оставаться одним в доме. Федора и плачет, и упрашивает посуду вернуться, но ничто не помогает ей сменить гнев на милость обиженной посуды. «Но тарелки вьются-вьются, А Федоре не даются: «Лучше в поле пропадем, А к Федоре не пойдем!»

Думаю, что автор своей сказкой хотел научить ребенка тому, что за любыми своими вещами необходимо тщательно следить, держать все в чистоте и порядке. Но показал он это все таким образом, что ребенку, возможно, будет страшно столкнуться с этими предметами в быту, не каждый бы захотел увидеть ожившие кухонные приборы даже из взрослых.

Но, как и любая сказка, эта тоже имеет хороший конец. Федора понимает, что была не права по отношению к тому, что ей ценно и дорого, и начинает по-другому относиться к своим «любимцам»: «Долго, долго целовала И ласкала их она, Поливала, умывала, Полоскала их она.»

В свою очередь посуда, увидевшая другую Федору, прощает ее и возвращается домой. Таким образом, все снова счастливы. Немаловажным является то, что счастливый конец присутствует и в этой сказке. Таким образом, ребенок может перекрыть все то страшное, что было пережито в первых частях сказки, теми положительными строками, которые звучат в конце.

Примечательно, что лучшие детские стихотворения Чуковского, всеми любимые сказки «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктой Айболит», « Федорино горе», которые появились в печати в 20-е годы XX века, были негативно встречены и писательством, и педагогической общественностью. Однако же сейчас детские стихи Чуковского — предмет всеобщей любви и национальной гордости.

Литература

1. Интернет — ресурсы:

#»justify»>материал из Википедии — свободной энциклопедии.

по материалам сайта #»justify»>. Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В.М. Фриче, А.В. Луначарского. 1929-1939

. Щепенко М.Г. Гуманизм и христианство. «Москва»., 2005. № 10

. Дружинина Р.И. Гуманизация дошкольного детства; Тульская школа.

Периодический научно-методический журнал. — 1997, №1.

. Петровский М.С. Корней Чуковский.- М., 1960. — с.5-111.

Похожие работы на — Сказки разных народов мира

Учреждение: 

МБОУ Ленинская средняя школа

Ученический творческий проект «Русские народные сказки» является образцом детского проекта на тему «Русские народные сказки» и содержит в себе описание цели, задач, объекта и предмета творческой работы по литературному чтению (литературе), а также определение и анализ русских народных сказок.

Подробнее о проекте:

Учебная исследовательская работа на тему «Русские народные сказки» содержит справочную информацию об истории возникновения и принципах создания русской народной сказки, в работе выделяются основные виды сказок. дается их определение. Ознакомившись с материалами этого проекта, вы сможете лучше понять структуру и характер сказок, научитесь их классифицировать.

Индивидуальный проект «Русские народные сказки» могут подготовить учащиеся 1, 2, 3, 4 класса начальной школы в рамках предмета литературное чтение и ученики 5 класса школы в рамках предмета литература. В процессе работы над проектом о русских народных сказках дети могут реализовать свои творческие способности — придумать свою сказку, создать рисунок или поделку по мотивам народной сказки, подготовить театрализованное выступление.

Работу над творческим проектом на тему «Русские народные сказки» также можно организовать для воспитанников детского сада с участием воспитателя и родителей.

Оглавление

Введение
1. История русской народной сказки.
2. Виды русских народных сказок.
2.1. Русские народные волшебные сказки
2.2. Русские народные бытовые сказки.
2.3. Русские народные сказки о животных.
Заключение
Литература
Приложение 1. Сказки учеников 3 класса.
Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам.

Введение

Вы знаете, что такое сказка? Нам казалось, что ответ на этот вопрос может дать любой человек: и взрослый, и ребенок. Приступив к работе над проектом, мы и не подозревали, что сказка играет огромную роль в жизни каждого отдельно взятого человека и народа в целом.

Народные сказки передаются от дедов внукам и правнукам. И каждое поколение вносит в них что-то своё, присущее своему времени. Но неизменным остаётся противостояние добра и зла, светлых и тёмных сил. Причём во всех сказках зло всегда имеет много средств, с помощью которого оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут победить зло или перевоспитать злодеев сказки.

Актуальность работы: сказка помогает ребенку в выборе нравственных ориентиров.

Цель: выяснить, что такое сказка и какие виды сказок бывают, познакомиться с русскими народными сказками.

Задачи:

  1. Дать определение сказки.
  2. Установить виды народных сказок.
  3. Дать определение понятий русской народной сказки как жанра устного народного творчества;
  4. Проследить историю возникновения сказок и их типологию.
  5. Сочинить свою сказку.

Методы:

  • Знакомство с литературой;
  • Чтение и изучение русских народных сказок;
  • Анализ сказок;
  • Просмотр мультфильмов и сказок;
  • Рисование героев сказок.

Практическая значимость: расширение представлений младших школьников о сказках, развитие творческих способностей у детей.

История русской народной сказки

Сказка — это особый литературный жанр. Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.

Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как клад полезных и поучительных знаний.

Итак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Действующие лица такой истории — вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает

Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних- главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.

В других — главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана -дурака, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки.

И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу

благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.

Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.

Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу.

Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.

Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.

Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка» умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.

Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.

Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:

  1. Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.
  2. Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.
  3. Сказки могут передаваться и через книгу.

Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.

Виды русских народных сказок

Виды сказок подразделяются: на сказки о животных, волшебные и бытовые. Дадим определение каждому виду.

Русские народные волшебные сказки

Мечты об иной, светлой жизни, в которой люди оказываются победителями в жизненной борьбе, воплотились в волшебных сказках. Волшебные сказки богаты вымыслом, яркими образами. В них показаны чудесные события, действуют фантастические персонажи.

Одним из таких персонажей является Жалмауыз – кемпир. Это страшная старуха, напоминающая Бабу -Ягу.

В русских народных сказках мы встречаем волшебные предметы: сапоги- скороходы, скатерть – самобранку и т.д.

Положительные герои в волшебных сказках проходят через все препятствия, побеждают злых духов, достигают благородной цели. Они часто действуют не только на земле, но и в подземном и в подводном царствах, встречаются со страшными чудовищами и побеждают их. На этом пути героям помогают замечательные люди, наделённые необыкновенными способностями животные и сказочные птицы.

Русские народные бытовые сказки

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

Русские народные сказки о животных

Их очень много. Герои этих сказок — домашние животные, звери и птицы, которым приписываются человеческие черты.

Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором.

Главными персонажами народных сказок являются волк или лиса, олицетворяющие собой зло, а добрые качества присущи зайцу, петуху, коту, барану, ягнятам, или курице.

Овца — символизирует безобидность, спокойствие, волк – глупость, бык в сказках труженик; лиса – хитрая, притворщица; тигр – жестокосердный тиран.

Весь сюжет сказок построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лиса очень коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в сказках. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации.

Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лиса сполна получают по заслугам за свои деяния. Сказки о животных поучительны, познавательны.

Заключение

Сказки – самые древние творения человеческого духа. Она один из популярных и любимых жанров в устном народном творчестве.

Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки.

Сколько же сказок уже услышано и прочитано нами с раннего детства! И нет среди них таких, которые бы нам не нравились. Бывали сказки, похожие друг на друга и не похожие, бывали весёлые и грустные, длинные и короткие. А вот скучные и глупые не попадались никогда

Повзрослев, мы будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в их фантастический, волшебный и одновременно такой живой и реальный мир. Каждый сказочный образ оживает в воображении ярче, чем кадры кино или телевидения. И это не случайно. Ведь сказка – совершенное произведение народного духа.

В сказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. И поэтому сказка вечна.

Справедливость, которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках.

На изученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.

Литература

  1. А.Н.Афанасьев Сборник «Народные русские сказки»
  2. Детская литература сказка»Волк и семеро козлят»
  3. Художественная литература хрестоматия «КАПЕЛЬКА»
  4. Литературное чтение, учебник 3 класс
  5. А.Любарской Сборник сказок «В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»

Приложение 1. Сказки, сочинённые учащимися 3 класса

Жила-Была девочка. Её звали Елена. Когда она была очень маленькой, родители бросили её. Девочка умела колдовать.

Однажды Елена пошла в лес за ягодами. Набрала полную корзину ягод и пошла домой. На другой день она снова пошла в лес. Но она увидела красные яблоки на яблоне и собрала целое лукошко.

На третий день пошла малину собирать. И вдруг слышит, что в кустах кто-то плачет. Посмотрела Елена и увидела старенькую бабушку. Девочка спрашивает: «Зачем вы плачете?»

«Видишь ли,- отвечает старушка,- когда я была молодой, была очень красивой, а сейчас превратилась в некрасивую старушку. Я сама на себя не похожа. А мне хочется всегда быть молодой и красивой».

«Вы не плачьте,- говорит Елена,- я вас мигом сделаю молодой и красивой».

Поверила бабка Елене и пошла за ней. Стала колдовать над бабкой Елена, и старушка превратилась в такую красавицу, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Но Елена предупредила, что старушка будет молодой и красивой до тех пор, пока она будет делать добрые дела. Как только в её мыслях появится зло, она снова превратится в дряхлую старушку.

Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.

Сухов Иван, ученик 3 класса

В одной деревне жила с родителями девочка Маша, а рядом с деревней в лесу было логово злого чудища. Однажды Маша пошла в лес за грибами. Чудище заметил её и поймал, принёс в логово и посадил в темницу. Но в темнице Маша оказалась не одна. Там жила серая мышка.

Мышка пожалела Машу и подарила ей волшебный платочек. Если загадать желание и взмахнуть платочком один раз, то желание исполнится. Маша поблагодарила мышку, загадала желание, взмахнула платочком и оказалась за пределами логова в лесу.

Узнал про это чудище и помчался за Машей. Бежит Маша, а перед ней длинная и широкая река. Взмахнула Маша платочком и появился мост. Перешла она речку и побежала дальше. Бежит Маша, а перед ней густой, тёмный лес, а чудище уже почти рядом. Взмахнула Маша платочком и появилась тропинка через лес. Тропинка вывела её из леса. Вскоре Маша увидела свою деревню.

Но как чудище остановить? Ведь он может навредить жителям деревни. Взмахнула она платочком и появились волки, которые напугали чудище и заставили его вернуться в своё логово, а волки ушли в лес. Прибежала Маша домой и рассказала всё родителям, а они предупредили жителей деревни, чтобы те не ходили далеко в лес.

Кривощёкова Юлия? ученица 3 класс

Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам

колобок

теремок

репка

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:


Проект по литературному чтению 3 класс сказки народов мира образец

Слайд 1.музыка   (русская народная)

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по страницам любимых сказок. А вы знаете, что в мире существует до двадцати миллионов сказок: народных, то есть, сочиненных многими людьми, и авторских, придуманных конкретными авторами.

Есть сказки волшебные с Бабой-Ягой, Кощеем Бессмертным, Василисой Прекрасной, золотой рыбкой. Есть сказки про животных. Они веселые и поучительные, напоминают басни. Существуют и бытовые сказки. Герои в них — короли, солдаты, ремесленники, простые крестьяне. Как правило, мужик или бывалый солдат — выходят победителями, благодаря своей силе, ловкости и смекалке. Чаще всего, сказки России-это героический эпос, так как в свое время у России было много врагов, то героические сказки показывали силу народа, его мощь.

А вот скажите, что общего у сказок народов мира? Правильно, добро всегда побеждает зло. А для чего нам нужно обязательно читать сказки? Потому что сказки собирают народную мудрость, учат нас добру, ценить красоту. Недаром они заканчиваются словами: “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”.

Сказки есть у всех народов. Вот сегодня мы и узнаем немного о сказках некоторых стран.


Проект по литературному чтению 3 класс сказки народов мира образец


Слайд 2 М ы познакомимся с народными сказками, Чехии и Дагестана. А начнем, конечно же, с России.

Слайд 2

М ы познакомимся с народными сказками, Чехии и Дагестана. А начнем, конечно же, с России.


“ Никита Кожемяка”

  • Никита Кожемяка”


Слайд 3 Народные сказки знакомы всем, но в науке нет единого определения этого жанра. Словом, «сказка» мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные истории, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык. А характерный признак сказки-в ее вымысле, в том, что она подается сказочником и воспринимается слушателями прежде всего, как поэтический вымысел, игра фантазии. Ребята, кому принадлежат строки: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»? Если не помните, то это великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Сказки ему на ночь рассказывала няня Арина Родионовна. Возможно, среди любимых сказок поэта была история о русском богатыре Никите Кожемяке.

Слайд 3

Народные сказки знакомы всем, но в науке нет единого определения этого жанра. Словом, «сказка» мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные истории, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык. А характерный признак сказки-в ее вымысле, в том, что она подается сказочником и воспринимается слушателями прежде всего, как поэтический вымысел, игра фантазии.

Ребята, кому принадлежат строки: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»? Если не помните, то это великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Сказки ему на ночь рассказывала няня Арина Родионовна. Возможно, среди любимых сказок поэта была история о русском богатыре Никите Кожемяке.


Проект по литературному чтению 3 класс сказки народов мира образец


Слайд 4 Сейчас мы посмотрим очень веселую и поучительную сказку, где главный герой - Никита Кожемяка.

Слайд 4

Сейчас мы посмотрим очень веселую и поучительную сказку, где главный герой — Никита Кожемяка.


Слайд 5. Сказка Понравилась сказка? Благодаря каким качествам Никита победил дракона? (ум, сила, смекала) Молоды ребята!

Слайд 5.

Сказка

Понравилась сказка? Благодаря каким качествам Никита победил дракона? (ум, сила, смекала) Молоды ребята!


Проект по литературному чтению 3 класс сказки народов мира образец


Слайд 6 Страной Восходящего Солнца называют Японию. Поэтично, правда? Японские сказки отличаются от русских своеобразной философией и мудростью. Одна из самых известных в России японских сказок - «Три связки соломы» об отважном и добром мальчике-сироте. По сказке был снят мультфильм, который мы сейчас с вами увидим.

Слайд 6

Страной Восходящего Солнца называют Японию. Поэтично, правда? Японские сказки отличаются от русских своеобразной философией и мудростью.

Одна из самых известных в России японских сказок — «Три связки соломы» об отважном и добром мальчике-сироте. По сказке был снят мультфильм, который мы сейчас с вами увидим.


Сказка

Сказка


Проект по литературному чтению 3 класс сказки народов мира образец


Слайд 8 А теперь мы поговорим немного о Чехии. В Чехии очень много сказок о животных, разных волшебных преданий и сказаний. Животные в сказках, порой совершают такие же поступки, как и люди в реальной жизни. Чаще всего, поступки, конечно же, добрые. Авторская сказка про заботливого и доброго крота любима не только детьми. Её с удовольствием смотрят и взрослые. Сказка называется Крот и ласточка.

Слайд 8

А теперь мы поговорим немного о Чехии. В Чехии очень много сказок о животных, разных волшебных преданий и сказаний. Животные в сказках, порой совершают такие же поступки, как и люди в реальной жизни. Чаще всего, поступки, конечно же, добрые. Авторская сказка про заботливого и доброго крота любима не только детьми. Её с удовольствием смотрят и взрослые. Сказка называется Крот и ласточка.


Проект по литературному чтению 3 класс сказки народов мира образец


Слайд 9. Сказка После просмотра: Хотели бы вы себе такого друга, как милый крот? Почему он вам нравится?

Слайд 9.

Сказка

После просмотра: Хотели бы вы себе такого друга, как милый крот? Почему он вам нравится?


Проект по литературному чтению 3 класс сказки народов мира образец


Слайд 10 Сказки о животных популярны и в Белоруссии. Белоруссия - наш близкий сосед и друг. Она, несомненно, похожа на нашу страну. Сказки всех славянских народов очень близки друг другу, но вместе с тем и глубоко различны, поскольку в них отражается жизнь той среды, в которой они бытуют, история того народа, что их создал и хранил, определенная историческая действительность. Поэтому у России и Белоруссии много общего, и сказок это тоже касается. Только Белорусские сказки немного отличаются, ведь у них своя история и свои герои. Этот славянский народ любит сатирические сказки, высмеивающие жадность, упрямство и глупость. Познакомимся с одной из таких сказок. Она называется «Как пан конем был».

Слайд 10

Сказки о животных популярны и в Белоруссии. Белоруссия — наш близкий сосед и друг. Она, несомненно, похожа на нашу страну. Сказки всех славянских народов очень близки друг другу, но вместе с тем и глубоко различны, поскольку в них отражается жизнь той среды, в которой они бытуют, история того народа, что их создал и хранил, определенная историческая действительность. Поэтому у России и Белоруссии много общего, и сказок это тоже касается. Только Белорусские сказки немного отличаются, ведь у них своя история и свои герои. Этот славянский народ любит сатирические сказки, высмеивающие жадность, упрямство и глупость. Познакомимся с одной из таких сказок. Она называется «Как пан конем был».


Сказка Видео. После просмотра: Пан, это как наш русский боярин. Владелец большой усадьбы и знатный человек. За что домовой его наказал? За жадность, злобность и не желание помогать. Только оказавшись в чужой шкуре, уяснил, что так делать нельзя. Ведь все то зло и невнимание, что мы показываем людям, к нам же и вернется.

Сказка

Видео. После просмотра: Пан, это как наш русский боярин. Владелец большой усадьбы и знатный человек. За что домовой его наказал? За жадность, злобность и не желание помогать. Только оказавшись в чужой шкуре, уяснил, что так делать нельзя. Ведь все то зло и невнимание, что мы показываем людям, к нам же и вернется.


Проект по литературному чтению 3 класс сказки народов мира образец


Слайд 12 Вот и подошли мы к последней на сегодня стране. Это Дагестан. Соседняя республика. Дагестанские сказки интересны самобытной культурой и традициями. Они поучительны. Чаще герои таких сказок – богатыри, бескорыстно служащие людям, добросовестные труженики или мудрые девушки. Рассказы об удивительных путешествиях, о разрешении трудных задач, об остроумии и изворотливости главного героя. Но мы посмотрим сейчас сказку про Шайдулу-лентяя. А потом вы мне скажете, за что был наказан этот герой.

Слайд 12

Вот и подошли мы к последней на сегодня стране. Это Дагестан. Соседняя республика. Дагестанские сказки интересны самобытной культурой и традициями. Они поучительны. Чаще герои таких сказок – богатыри, бескорыстно служащие людям, добросовестные труженики или мудрые девушки. Рассказы об удивительных путешествиях, о разрешении трудных задач, об остроумии и изворотливости главного героя. Но мы посмотрим сейчас сказку про Шайдулу-лентяя. А потом вы мне скажете, за что был наказан этот герой.


Проект по литературному чтению 3 класс сказки народов мира образец


Сказка

Сказка


Проект по литературному чтению 3 класс сказки народов мира образец


Слайд 14 Итак, за что был наказан Шайдула? Верно, за лень и глупость, а также за нежелание следовать умным советам. Ведь говорили ему дерево и рыба: помоги нам и будет тебе благополучие. Кстати, самые любимые пословицы у дагестанского народа такие: «Чтобы достигнуть почестей и величия, понуждай себя к труду».«Труд и терпение превращаются в золото».

Слайд 14

Итак, за что был наказан Шайдула?

Верно, за лень и глупость, а также за нежелание следовать умным советам. Ведь говорили ему дерево и рыба: помоги нам и будет тебе благополучие. Кстати, самые любимые пословицы у дагестанского народа такие: «Чтобы достигнуть почестей и величия, понуждай себя к труду».«Труд и терпение превращаются в золото».


Читайте сказки, учитесь у них быть добрее и справедливее!

Читайте сказки, учитесь у них быть добрее и справедливее!


Слайд 15 Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие по сказкам. Мы посетили всего пять стран. Но у вас есть возможность продолжить путешествие самостоятельно. Читайте сказки, учитесь у них быть добрее и справедливее. Перенимайте у них жизненную мудрость.  

Слайд 15

Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие по сказкам. Мы посетили всего пять стран. Но у вас есть возможность продолжить путешествие самостоятельно. Читайте сказки, учитесь у них быть добрее и справедливее. Перенимайте у них жизненную мудрость.

Подписи к слайдам:
  • Сказки народов мира и авторские сказки
  • Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок.
    Альберт Эйнштейн
  • Определение жанра сказки
  • Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
  • Словарь русской литературы.
  • Отличительные черты сказки
  • Сказочные события
  • Сказочные герои
  • Сказочные существа
  • Необычность обстановки
  • Особая манера повествования
  • Вариативность текста
  • Автор коллективен
  • Виды народных сказок
  • Волшебные
  • О животных
  • Бытовые
  • Общие особенности Сказок о животных
  • Иносказательность
  • Ясность оценки героев
  • Антропоморфизм
  • Быстродействие
  • Диалог
  • Облегчённая композиция
  • Герои сказок о животных
  • Традиционные типы
  • Лиса – хитрая
  • Волк – глупый
  • Заяц – трусливый
  • Олицетворены
  • Разновидности бытовых сказок
  • Сказка-анекдот
  • Докучные сказки
  • Сказка-загадка
  • Сказки-насмешки
  • Общие особенности
  • Бытовых сказок
  • Отсутствие фантастики
  • Реальные конфликты
  • Сказочное разрешение
  • Смысловой акцент-развязка
  • Жестокий юмор
  • Герой бытовых сказок
  • хитёр
  • удачлив
  • дурак в глазах других
  • благороден
  • Общие особенности Волшебных сказок
  • Наличие чуда
  • Столкновение с волшебной силой
  • Волшебные персонажи
  • Волшебные предметы
  • Описание
  • Герои волшебных сказок
  • Деление на положительных и отрицательных
  • Борьба с волшебной силой
  • Вымышленные персонажи
  • Обычные люди
  • Список основных мотивов, выделенных исследователем В.Я. Проппом

  • Изобразительно выразительные средства русских народных сказок
  • Антитеза
  • Сказочные формулы
  • Гипербола
  • Постоянные эпитеты
  • Антитеза
  • Приём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику.
  • Василиса – мачеха
  • Иванушка – царь
  • Крестьянин – барин
  • Лиса — заяц
  • Сказочные формулы
  • Присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу.
  • Зачин – помогает начать сказку, называет героев и события.
  • Концовка – завершает повествование.
  • Гипербола
  • Чрезмерное преувеличение действий и поступков героев.
  • «Рос не по дням, а по часам.»
  • «И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.»
  • Постоянные эпитеты
  • Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение.
  • «Сине море»
  • «Добрый молодец»
  • «Красна девица»
  • «Ясный сокол»
  • Литературная сказка – это авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение. Основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играют роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей. (Л. Брауде).
  • Литературная сказка – такой жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах и драматургии решаются морально-этические или эстетические проблемы. (Ярмыш Ю.Ф.)
  • Фундаментом литературной сказки послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.
  • Литературная сказка – жанр пограничный, он обнаруживает черты, свойственные и фольклору, и литературе. Литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовав ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их.
  • Литературная сказка всегда связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. В литературной сказке отражается социальная среда, а также мировоззрение и литературно-эстетические воззрения ее автора. Литературная сказка – целое направление в литературе, универсальный жанр, охватывающий все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.
  • Классификация литературных сказок
  • «По степени удаленности» от образца устной словесности литературная сказка проходит сле­дующие этапы:
  • 1. Запись народных сказок.
  • 2. Обработка, адаптации фольклорных записей сказок (сказки ка­зака Луганского — B. И. Даля; сказки братьев B. и Я. Гpимм).
  • 3. Авторский пересказ (примером тому пересказы Л. H. Толстого, A. H. Толстого).
  • 4. Авторская сказка (в ней создана своя собственная внутренняя форма, фольклорное используется с иной, художесгвенно — ориги­нальной семантикой, как сказке B. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»).
  • 5. Стилизация и пародии (это путь от литературной реальности навстречу фольклорному образцу с разной художественно-педаго­гической задачей), например, «Снегурочка» A. H. Островского (пре­восходная стилизация), сказка Кира Булычева «Королева пиратов на планете Сказок» (содержит ярко выраженный пародийный ком­понент).
  • 6. Собственно литературная сказка (она не содержит даже на­мека на известные фольклорные сюжеты, на устойчивые образы, чужда ее интонационно-речевому строю, однако в ней, как и в фольк­лорной, наличествуют прежде в фольклоре не употреблявшиеся структурные элементы: волшебный помощник, волшебное средст­во и др.).
  • В отличие от научной фантастики в литературной сказке нет попытки предугадать будущее на научной основе, прогнозировать развитие науки и техники или объяснять суть событий и процессов, происходящих в прошлом. В общем и целом авторская сказка не связана с социальными или научными теориями развития общества.
  • В ХХ веке сформировался и жанр фэнтези, которые позволяет читателям уйти от действительности в воображаемый мир. Необходимым составляющим фэнтези является некий второй мир, в который автор уводит читателя. Мир фэнтези – это пропущенные через современное сознание и ожившие по воле автора древние мифы, легенды, сказания; это альтернативные или забытые периоды истории человечества; летописи почти сказочных королевств, это комедия условного средневековья: это трагедия мира, навсегда покидаемого эльфами, гномами и т.д.
  • Отличие литературной сказки от фэнтези.
  • Во-первых, сами причины появления этих жанров различны: фэнтези изначально направлено на побег от реальной жизни путем создания мира переосмысленных мифов, легенд и преданий, в то время как литературная сказка ( в частности в России) активнее всего проявляется именно в моменты больших потрясений в обществе и способствует осмыслению жизни с помощью сказочных образов и мотивов.
  • Во-вторых, произведения жанра фэнтези целостны и не могут стать частью текстов других жанров, жанровыми вкраплениями.
  • Трансформация зарубежной классики в русской литературе.
  • 1. Проблема перевода.
  • 2. «Сказки и истории» Г.Х. Андерсена и «Сказки Кота Мурлыки» Н.П. Вагнера.
  • 3. «Доктор Дулитл» Хью Лофтинга и «Доктор Айболит» К.И. Чуковского.
  • 4. «Удивительный волшебник из Страны Оз» Френка Баума и «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова.
  • 5. «Приключения Пиноккио» К. Коллоди и «Золотой ключик» А. Толстого.

Литература

  • 1. Добровольская О. Фэнтези и фольклор / О. Добровольская // Литература. – 1996. – №43. – С. 13.
  • 2. Каплан В. Заглянем за стенку / В. Каплан // Новый мир. – 2001. – №9. – С. 158-169.
  • 3. Колдун И. Классификация жанра фэнтези. 1997. http://www.kulichki.ru
  • 4. Кошелев С.Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Толкина / С.Л. Кошелев // Проблемы метода и жанра в современной литературе: Сб.науч.ст. – М., 1981. – Вып.6.
  • 5. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.
  • 6. Лихачёва С. Миф работы Толкина / С. Лихачёва // Литературное обозрение. – 1993. №11-12. – С. 90-104.
  • 7. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. М., 2000.
  • 8. Минералова И.Г. Детская литература. Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений / И.Г. Минералова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 176 с.
  • 9. Пропп В. Исторические корни Волшебной Сказки // [Электронный ресурс]: Библиотека Гумер / URL:
  • 10. Пропп В. Морфология сказки / Гос. ин-т истории искусств. — Л.: Academia, 1928. — 152 с. — (Вопр. поэтики; Вып. XII).
  • 11. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй/ Электронная библиотека  bookZ.ru collectionhttp://bookz.ru/authors/djanni-rodari/fantasia/1-fantasia.html

Спасибо за внимание !

  • Проект музыкального руководителя в детском саду сказка в музыке
  • Проект по литературному чтению 3 класс сказки народов россии
  • Проект математическая сказка 3 класс презентация с картинками
  • Проект дома лесная сказка из бруса
  • Проект математическая сказка 3 класс школа россии геометрические фигуры