Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Защита проекта по литературному чтению в 3 классе умк планета знаний тема: иван-герой русских народных сказок автор: степаненкова наталья николаевна

Защита проекта по литературному чтению в 3 классе УМК «Планета знаний»
Тема: «Иван-герой русских народных сказок»

Автор: Степаненкова Наталья Николаевна

Организация: МБОУ СОШ

Населенный пункт: Липецкая область, с. Чернава

Пояснительная записка.

Учитель:

Степаненкова Наталья Николаевна

Тема проекта по литературному чтению:

«Иван – герой русских народных сказок»

Целевая группа:

Ученики 3 класса.

Цели:

Изучить образ Ивана в русских народных сказках, вызвать интерес к чтению сказок, развивать творческие способности.

Вопросы, на которые нужно найти ответы:

Какое значение у имени Иван?

Почему именно это имя выбрано для героя русских народных сказок?

Какова родословная Ивана?

Проблемные вопросы:

Иван действительно дурак?

В сказках Иван совершил больше добрых или злых дел?

Какова роль Ивана в сказках?

Описание проекта

Данный проект является долгосрочным. В работе над проектом задействованы учащиеся 3 класса. При работе над проектом выясняется, почему именно Иван является главным героем большинства русских народных сказок.

Этапы проекта

1.Подготовительный этап: формулирование темы, целей проекта.

2. Планирование: определение сроков, выбор средств и методов выполнения, способа оформления результатов.

3. Основной этап: сбор, анализ и обобщение информации, подготовка материалов для презентации.

4. Заключительный этап: представление проекта, рефлексия.

Формы деятельности

1 – 2 этапы: групповая работа;

3 этап: частично – поисковая и исследовательская индивидуальная и групповая работа;

4 этап: творческая работа.

Методы, используемые для реализации проекта:

— устные (опрос, беседа, сообщение);

 — наглядные (рисунки);

 -практические (составление письменных рассказов);

 — методы теоретического уровня (изучение и обобщение).

Ресурсы:

Основные:

ПК; проектор; презентация по теме; рисунки героев русских народных сказок.

Дополнительные:

Запись песен «В гостях у сказки», «Дорогою добра».

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Сказка в гости к нам пришла,

В мир фантазий позвала.

Всё про сказку мы расскажем,

Свои знания покажем.

  1. Введение в тему.

(Слайд 1)

Все люди с раннего детства любят сказки, верят в чудеса, которые происходят в сказках, верят, что сказочные герои действительно существуют.

Народные сказки сочинял народ, вкладывая в них свои мечты о хорошей жизни бедняка, справедливого отношения к простому человеку. В сказках народ рассказывал о красоте, трудолюбии, доброте и уме простых людей.

Сначала сказку придумал один человек, рассказал ее другому. Второму сказка понравилась, он ее запомнил и рассказал еще кому-то, придумав что-то свое. Так зарождалась народная сказка.

Когда появилась первая народная сказка, никто не знает, но до сих пор народные сказки живут в народе.

Сегодня мы подводим итог нашей большой исследовательской работы по теме «Иван – герой русских народных сказок» по разделу «Народные сказки», который мы закончили изучать на уроках литературного чтения. Я всех вас приглашаю в сказку… (Слайд 2)

  1. Актуализация знаний

(Слайд 3)

Ещё А. С. Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».  Перед собой мы поставили следующие цели:…

(Слайд 4)

Чтобы организовать исследовательскую работу, мы продумали, на какие вопросы должны найти ответы и какие проблемные ситуации разрешить.

(Слайд 5)

Чтобы ответить на все эти вопросы, нам надо было проделать большую работу.

  1. Решение задач исследования.

(Слайд 6)

Для исследования мы решили выбрать Ивана – героя многих русских народных сказок, попробовать выяснить, почему именно Иван и какой он герой.

Почему в русских народных сказках используется имя Иван?

Информация из дополнительной литературы (Истоки славянской культуры), подготовленная учеником.

Царь Иван Васильевич Грозный был поклонником простых народных забав. Без сказок и небылиц царь даже не мог засыпать. Не с этих ли пор сказочники, желая ему угодить, просто закрепили за главным героем сказок имя Иван? Да и среди крестьян имя Иван (от библейского Иоанн) несколько столетий было самым распространенным. Каждый четвёртый мужчина был Иваном. Недаром немцы в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов называли каждого русского Иваном. Вполне вероятно, что немцы были в курсе нашей истории.

А сколько мы знаем фольклорных произведений, героями которых являются Иваны. Так, характерным героем волшебной сказки является Иван-царевич. В других сказках Иван – образ народного заступника. Кто бы ни был противником Ивана – будь то Змей, или Кощей, или Лико Одноглазое, или Баба-Яга – в битве со всеми он выходит победителем. Он всегда смелый, полный презрения к опасности, честный, правдивый, умный, великодушный, стойкий к беде, верный в дружбе, умеет найти выход из трудного положения, клеймит презрением трусов, а за измену, предательство, порой, сурово наказывает.

(Слайд 7      У кого ты ни спроси –

                     Всем известно на Руси:

                     То он царь, то из крестьян,

                     А зовут его …

Давайте узнаем тайну происхождения этого имени.

История имени Иван:

Информация из дополнительной литературы о происхождении имени Иван, подготовленная учеником.

Иван означает «милость Божия».

Анализ тайны имени Иван имеет смысл начать с происхождения. История имени Иван имеет древнееврейские корни и происходит от библейского еврейского имени, которое обозначает «будет помилован».

Иван — это замечательное имя. В нем сочетается сила и слабость, добро и коварство, душевная открытость и хитрость, нежность и ярость. Он настойчив и, если что-то задумает, часто идет напролом. Он открыт, отзывчив, всегда готов прийти на помощь. Имя Иванушка непростое, в нем многое откроется.

(Слайд 8)

Продолжая свои предположения, мы решили, что имя Иван распространенное, известное, красивое и христианское…

Много людей носят имя Иван, мы провели опрос. У нас в школе учатся… Иванов. В наших семьях… Иванов. Известность имени мы готовы подтвердить, назвав знаменитых людей, носящих это имя. (Дети называют известных людей носивших имя Иван). Иван — красивое русское имя. Специалисты называют около 150 форм этого имени. Мы тоже попробуем назвать несколько….

И, наконец, это имя христианское.

Информация из дополнительной литературы о трех христианских праздниках, подготовленная учениками.

(Слайд 9-11)

Мы попробовали представить Ивана, вглядеться в его образ на иллюстрациях к сказкам и нарисовать этого героя. Вот, что у нас получилось.

(Выставка рисунков)

(Слайд 12)

У каждого человека есть семья. Есть семьи и у Иванов в сказках. Прочитав много русских народных сказок, мы выясняли, кто были родители Ивана. Были ли у него братья и сестры. А теперь попробуем составить родословную этого героя… (выбрать из списка необходимые для родословной слова)

(Слайд 13)

Какой Иван в сказках?  Давайте прочитаем пословицу… Как вы понимаете её смысл? А вот какое происхождение у слова дурак? Почему во многих  русских сказках главный герой Иван дурак?

Информация из дополнительной литературы, подготовленная учениками.

1.  С древнего нашего славянского языка слово ДУРАК переводится примерно, как человек не от мира сего, с мышлением запредельным или расширенным. Именно поэтому ему удавалось в сказках попадать во всякие запредельные измерения, куда другие не могли попасть. Многие сказки исказились со временем и, например, Кощей Бессмертный или Баба Яга — стали отрицательными героями, когда в реальности в прошлом — это были очень уважаемые люди, Ведуны и Ведуньи, причём отшельники с огромной могущественной силой. И жили они далеко от людей, чтобы те ненароком не испортили свою судьбу, неправильно относясь или общаясь с этими необычными людьми.

Эти люди — Кощуны и Яги — навевали не страх, а трепетное уважение и крайнюю степень сосредоточенности, чтобы при них не наделать глупостей. Были известны определенные правила, как к ним обращаться и как вести себя рядом. Это можно было делать только тем, кто обладал «расширенным сознанием» и многомерно видел. Посему, сказки и донесли, что к ним попадали только люди определенные, не от мира сего. Именно Дурак легко и непринужденно проходил те испытания, которые, простому человеку были не по силам, и природа к нему благоволила, и общался он со зверьем и стихиями легко.

2. Таков и Иванушка-дурачок, который часто выступает героем волшебных сказок. Этот образ – гениальное создание народной творческой фантазии и мудрости. За невзрачной наружностью и кажущейся глупостью скрывается человек, обладающий высокими нравственными и интеллектуальными качествами. Это человек большой силы воли, настойчивости, ума, мужества, духовной красоты. Скромность, кажущаяся на первый взгляд пассивность, незаинтересованность ни в чём “дурака” выступает ярким контрастом с эгоизмом, корыстью, завистью его старших “умных” братьев. Положительный образ Иванушки-дурачка сохраняет свою волшебную силу и обаяние благодаря заключённой в нём вере народа в возможность преодоления несправедливости и бесправия. И, наконец, нельзя не отметить многообразие форм этого имени: Иванушка, Ивашка, Иванко, Ванюшка, Ванька, Иванечка, Ивась…

(Слайд 14)

Чтобы ответить на вопрос, какие роли играет Иван в сказках, мы в классе познакомились со сказками…. И рассмотрели образ героя на примере трех сказок. И вот, что у нас получилось….

(Слайд 15)

Мы считаем, что Иван в сказках олицетворяет положительного героя. Проанализируем каждую сказку…

 (Слайд 16)

«Царевна – лягушка »

Выбрать из списка отрицательные и положительные роли Ивана.

(Слайд 17)

«Сказка об Иване царевиче и Сером Волке»

Выбрать из списка отрицательные и положительные роли Ивана.

(Слайд 18)

«Сивка – Бурка»

Выбрать из списка отрицательные и положительные роли Ивана.

(Слайд 19)

Вывод

  1. Подведение итогов исследования

(Слайд 20)

Результат исследований

В результате наших исследований мы получили:

Преобладание положительных ролей Ивана в сказках. 

Олицетворение его, как защитника, освободителя, воина, охранника, труженика, добытчика, преданного мужа и сына.

В нем сочетается сила и слабость, добро и коварство, душевная открытость и хитрость, нежность и ярость.

Он настойчив и, если что-то задумает, часто идет напролом.

Он открыт, отзывчив, всегда готов прийти на помощь.

(Слайд 21)

Какую же роль отводит народ в сказках?

Выбрать из списка роли Ивана.

 (Слайд 22)

Давайте подведем итоги

  1. Рефлексия

(Слайд 23)

Мы хорошо потрудились. Спасибо вам за работу. Захотелось ли вам продолжать читать сказки? Чему они нас могут научить? Только добру. Давайте послушаем песню.

Используемая литература, интернет — источники.

1. Буданцев Юрий «Про Ивана-дурака. Крещенские раздумья» http://www.voskres.ru/articles/ivan.htm.

2. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка». Изд-во «Форум», Москва, 2007 год.

3. Синявский А.Д. «Иван-дурак. Очерк русской народной веры». http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_durak.html .

4.  Значение и происхождение имени Иван http://allotaro. Ru.

5. Русские народные сказки/обраб. Афанасьева – М.:Детская литература, 1989.

6. Русские народные волшебные сказки. – М: Детская литература, 1990.

7. http://ru-sled.ru/istoki-slavyanskoj-kultury/.

Приложения:

  1. file1_003da160-e8a3-4605-a.. 20,9 МБ

Опубликовано: 27.11.2019

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки



11



0

Сказки — это небольшие истории, которые на протяжении веков передавались из поколения в поколение. Их можно разделить на две большие категории: к первой мы отнесем те сказки, которые сочинил народ, а ко второй — сказки, написанные писателями.

Изначально народные сказки были устными, поэтому часто сказители, рассказывая ту или историю, слегка изменяли их, прибавляли или, наоборот, убирали некоторые детали. В основе сказки лежит история, которая произошла когда-то (очень давно). Поэтому сказки часто начинаются со слов:

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Существует три основные вида сказок: волшебные, о животных и бытовые. Действие в сказках обычной происходит в нереальном, выдуманном мире. Герои — люди, животные, которые умеют думать и говорить, а также различные волшебные существа — феи, колдуны, страшные чудища. Некоторые сказочные персонажи — добрые и злые — кочуют из сказки в сказку. Например, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Иван Царевич, Василиса Премудрая.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

На помощь героям в сказках приходят волшебные помощники и волшебные предметы — ковер-самолет, волшебная палочка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка и др.

Роль волшебных помощников могут выполнять не только добрые феи, но и животные, например, Серый волк (из одноименной сказки), Жар-птица, щука.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

_

Вывод: сказки создавались не только для развлечения. В каждой сказке обязательно присутствует скрытая или явная мораль — урок, который должен извлечь внимательный слушатель.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки



7



0

Литературное чтение 3 класс. Проект «Народные сказки» мы делали по следующему плану:

  1. Что такое сказка (определение и рисунок).
  2. Какие бывают сказки. Две классификации: (народные и авторские), (волшебные, бытовые и о животных).
  3. Признаки и особенности народной сказки (нет автора, передавалась из уст в уста, есть несколько вариантов одной и той же сказки, язык простой, как правило, начинается с присказки, обязательно есть зачин и концовка, часто используются магические цифры — троекратные повторения и цифры 7 либо 100, ограниченное количество героев, повторяющиеся в разных сказках — баба-яга, старик и старуха, их сын Иван и т.д.), нет явного отношения автора к героям, добро всегда побеждает зло, отрицательные герои в конце сказки наказаны, всегда можно выделить мораль сказки, она чему-то учит).
  4. Особенности русской народной сказки. Особенности русских народных сказок: воспевается доброта, щедрость, находчивость, положительными героями часто становятся младшие сыновья, обиженные старшими, жалость к слабым, бедным и обездоленным, вера в чудо и неожиданное везение и помощь от сказочных сил, распевный язык с сокращенными прилагательными.
  5. Примеры русских народных сказок: «Курочка-ряба», «Маша и медведь», «Колобок» «Заячья избушка», «Аленушка и братец Иванушка», «Марья Моревна», «Репка», «Гуси-лебеди».
  6. Мое отношение (Я люблю народные сказки, потому что красивый язык, интересный сюжет, учит доброте, щедрости, скромности).

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки



3



0

Для того чтобы сделать проект нужно определить для себя основные пункты, по которым вы будете работать. Для начала можно написать что же такое сказки, откуда они появились, виды произведений, а в конце сделать небольшой вывод. Готовые проекты можно найти в ответах на этот вопрос. Например работа может выглядеть так:

В мире очень много сказок, среди которых есть самые разные по стилю, сюжету и характеру. Народные сказки передаются от одного поколения людей другому: бабушки рассказывают их своим внукам, мамы — деткам, а малыши — игрушкам. Со временем во многих сказках появляются новые не менее интересные детали. Считается что авторами многих произведений могли быть пастухи и обычные крестьяне. Для детей сказка — способ познания мира, порой они весьма поучительны и учат находить выход даже из самых сложных ситуаций.

Существует несколько видов сказок, обычно выделяют

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Героями волшебных сказок обычно становятся добрые герои, которые противостоят злу и подлости и в итоге побеждают. В сказках о животных каждый зверь имеет определённые черты характера ( лиса — хитрая, волк — злой, медведь — неуклюжий и так далее). В социально бытовых сказках дети знакомятся с людьми разных профессий ( плотник, дровосек, пекарь), которые учат быть трудолюбивыми и добрыми. В своём проекте можно использовать загадки про различные знакомые всем сказки, а также иллюстрации из них. В конце можно подвести итог.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки



2



0

Сказки это то что передается от бабушек и дедушек, это то что рассказывают на ночь своим детям родители, это все что мы впитывает в себя как губки с детства.

Каждое поколение добавляет , что -то свое, но всегда в в сказочной истории идет противостояние добра со злом, у зла большое количество возможностей, но добрые молодцы или Иван дурак справляются с ним.

Сделать проект «Народные сказки» можно по такому или по похожему шаблону:

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Первым делом рассказываем, что такое сказка(даем определение)

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

В сказке всегда есть хорошие и плохие герои, чаще всего хорошие персонажи попадают в трудные ситуации, но с помощью выходят из них с блеском.

Эти фантастические истории не однородны и у них есть деление

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Сказки являются самым популярным устным жанром с давних давних пор, в ней не бывает не чего лишнего и не нужного, как не странно , но там все на своем месте и поэтому сказки буду рассказывать постоянно, в них побеждает справедливость , что в жизни бывает не всегда.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки



2



0

Для того, чтобы выполнить проект на тему «Народные сказки» необходимо составить план проекта.

Пример плана приведён ниже:

  • Оформите титульный лист. На титульном листе указываем название проекта, ФИО ученика, класс и школа.

  • Дать определение народной сказки. Написав, что сказка называется народной, так как её создал народ, у неё нет автора.

  • Рассказать о том, что такое сказка.

  • Рассказать какие сказки бывают по видовым особенностям, перечислить виды сказок.

  • Подробно остановиться на каждом из виде сказок. Рассмотреть кто является героем этих сказок на примере.

  • Сделать вывод, заключение.

Готовый проект для учеников 3 класса можно найти в ответе ниже.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки



2



0

Найти готовый проект можно просто в этом вопросе, смотрим ниже готовый проект.

Начнем с оформления титульного листа.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Далее дадим определение народной сказки — это сказки, которые придумал народ. У таких сказок нет определенного автора.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Народные сказки бывают таких видов: бытовые сказки, сказки о животных и волшебные сказки.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Самыми древними являются сказки о животных. Каждый из животных наделен своей чертой, к примеру заяц — трусливый, лиса — хитрая.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

В бытовых сказках главные герои: это обычные люди, которые борются не с сказочными героями, а с обычными людьми, как правило это богачи, генералы, попы и так далее.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

В волшебных сказках — герои противостоят злу, в таких сказках есть волшебные существа и предметы.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

В конце сделаем выводы: народные сказки очень интересные, они никогда не потеряют свою актуальность.

Другой проект можно найти здесь (ссылка не реклама, дана для ознакомления).

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки



2



0

Название проекта: «Народные сказки»

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Пишем актуальность темы, что сказка интересна все, не только детям, но и взрослым. Через сказку детей учат, как правильно поступать, что надо уважать старших.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Основные вопросы, которые надо проработать: Для чего нужны народные сказки? Чему они учат?

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Далее прописываем цель проекта: Раскрыть понятие «народной сказки», сделать презентацию по данной теме», сделать выводы.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Можно написать гипотезу

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

План:

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Среди методов исследования пишем анализ литературных источников.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Сама презентация:

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Делаем выводы по презентации: сказки разнообразны, в них добро всегда побеждает зло, поэтому они учат положительным качествам.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки



2



0

В данном проекте нужно как можно больше информации привести о народных сказках — в каком веке эти сказки были написаны и какая у них мораль, нужно рассказать об общих особенностях народных сказок, что их объединяет, какая главная мысль. Найти готовый проект по теме «Народные сказки» для 3 класса можно по этой ссылке

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки



1



0

Выполнить проект «Народные сказки» для 3 класса нужно, составив предварительно план проекта.

Он может быть таким:

1.Напишите титульный лист с указанием названия проекта, ваших имени и фамилии, класса и школы.

2.Эпиграф к проекту. Можно взять цитаты и высказывания известных людей о сказках. Указать цель проекта.

3.далее дать определение термину «сказка».

4.Рассмотреть композиционное построение сказки.

5.указать отличительные черты сказки.

6.Перечислить виды русских народных сказок.

7.Далее дать определение каждому виду русской народной сказки, отличительные черты героев в каждом виде, привести пример сказок этого вида.

<hr />

Пример готового проекта «Народные сказки» можно посмотреть здесь, в моем ответе на фото ниже:

<hr />

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки



0



0

«Народные сказки» — сделаем проект в виде слайдов. Сказки придумали задолго до появления литературы, их передавали из уст в уста, от поколения к поколению. Сказки — основа. Позже их записали. Многие писатели записали народные сказки, дополнив их. Например сказка Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» является авторской, но записана на основе русской народной сказки.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. В волшебных сказках присутствует какое-нибудь чудо. Это волшебные предметы, волшебные персонажи, волшебные действия. Примеры таких сказок — «Василиса Прекрасная», «По щучьему веленью», в сказке Щука говорит человеческим голосом и исполняет желания.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

. В сказках о животных главные персонажи наряду с людьми — животные. Например — «Лягушка-Царевна».

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

. Есть еще социально-бытовые сказки. Действие этих сказок происходит в привычных бытовых условиях. Например — «Репка», «Каша из топора». В таких сказках рассматриваются какие-либо сложные жизненные ситуации. Герои — обычные люди. Сказки эти описывают народный быт и являются кладезью знаний, ведь именно из них мы узнаем о жизни наших предков.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

. В сказках используются разные приемы, такие как гипербола, антитеза, эпитеты. Все это Выразительно-изобраз­<wbr />ительные средства языка.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики­<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.

Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.

Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.

Вот например что сказано про пружинку:

5kWqlfPUjAGH8TeX8iYhYRNXo6fUinZr.png

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.

Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.

Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.

Таким образом Одоевского можно назвать сказочником — популяризатором науки.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:

  1. Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
  2. Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик­<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
  3. Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
  4. Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
  5. Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
  6. Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
  7. Миша просыпается. Это часть под названием Финал.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

Стихотворная строфа действительно может разделять отдельные картины, связанные между собой смыслом, но при этом в каждой строфе говорится несколько об ином, рисуется своя оригинальная картина, иногда даже создается свое особое настроение.

Возьмем для примера стихотворения Тютчева.

Вспомним стихотворение «Весенняя гроза».

В первой строфе поэт признается в своих чувствах к майской грозе и мы читаем описание начала такой грозы:

PWOz3chV2IRs2w87F4QcABoKtdhQMt.png

Во второй строфе рассказ продолжается, но картина уже иная — уже начинается дождь, взлетает пыль, солнце еще светит сквозь тучи

Mm0Z0awpt0EpwY409ydy4sjUs8z6CMVH.png

Ну а в третьей строфе мы находим описание отшумевшей грозы — птичий гам, потоки воды:

lD7gu1RYACFBGO1DIsCQoN7xAOf7emt.png

Все строфы вместе создают целостную картину первой весенней грозы, но по отдельности рисуют разные картины, разные этапы этой грозы.

Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки

В рассказе Гаршина «Сказка о жабе и розе» самое обыденное переплетается со сказочным, в нем есть признаки и простого рассказа и сказки.

Так главные герои этого произведения — роза и жаба, ведут себя вполне разумно, жаба даже обладает способностью говорить. Она испытывает неодолимую тягу сожрать розу и ради этой цели готова терпеть мучительную боль, когда иголки розового куста раздирают ее тонкую кожу. Это поведение не обычного животного,ведь вряд ли какая-то реальная жаба заинтересовалась бы розой, смогла оценить ее красоту, захотеть ее уничтожить. Жаба здесь олицетворяет зло.

В эти сказочные отношения вмешиваются вполне реальные люди — больной брат и его заботливая сестра, которые невольно становятся спасителями розы, играя роль волшебных помощников.


Проект по литературному чтению «Русские народные сказки» Подготовила: учитель начальных классов МКОУ Нагаевская СШ Камалетдинова Г.К. 2018-2019 уч. г.

Проект по литературному чтению «Русские народные сказки» Подготовила: учитель начальных классов МКОУ Нагаевская СШ Камалетдинова Г.К.

2018-2019 уч. г.


В мире много сказок Грустных и смешных. Нам нельзя без света, Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть Добро навеки Побеждает зло!

В мире много сказок

Грустных и смешных.

Нам нельзя без света,

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть Добро навеки

Побеждает зло!


 Цель: Познакомиться с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству. Задачи: 1. формировать у себя знания о русских народных сказках. 2. воспитывать интерес к русскому народному творчеству. 3. прививать любовь к книге.

Цель: Познакомиться с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству. Задачи: 1. формировать у себя знания о русских народных сказках. 2. воспитывать интерес к русскому народному творчеству. 3. прививать любовь к книге.


Гипотеза: ответить на вопрос чему учит сказка. Методы исследования: 1. Чтение и изучение художественной литературы; 2. Просмотр мультфильмов и сказок; 3. Рисование героев сказок.

Гипотеза: ответить на вопрос чему учит сказка.

Методы исследования:

1. Чтение и изучение художественной литературы;

2. Просмотр мультфильмов и сказок;

3. Рисование героев сказок.


Актуальность данного исследования в том, что: - Сказка - прекрасное творение искусства. - Русская народная сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления. - Сказка для ребенка - это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, хорошо усваивается ребенком.

Актуальность данного исследования в том, что: — Сказка — прекрасное творение искусства. — Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления. — Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, хорошо усваивается ребенком.


История: Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования. Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя и дополняя их новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и – вопреки нашему представлению – не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх – и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые учёные полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись – рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний.

История:

Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.

Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя и дополняя их новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и – вопреки нашему представлению – не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх – и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые учёные полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись – рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний.

Основная часть: Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе может быть слишком долгим. Сказки дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Если верить в себя, не отступать от своих принципов — все получится. Дети все воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев. Русские народные сказки знакомят ребенка с огромной вселенной, в которой ему придется жить, с ее физическими законами, животным миром, историей и культурой. Так что русские народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально — чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший.  И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что то хорошее.


 Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь. Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.

Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь. Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.


В мире много сказок грустных и смешных, нам нельзя без света нам нельзя без них. Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло!

В мире много сказок грустных и смешных, нам нельзя без света нам нельзя без них. Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло!


Сказка  - это один из жанров русского фольклора с вымышленным сюжетом и героями.

Сказка  — это один из жанров русского фольклора с вымышленным сюжетом и героями.


Виды сказок о животных; волшебные; социально-бытовые.

Виды сказок

  • о животных;
  • волшебные;
  • социально-бытовые.


Добрые сказочные герои

Добрые сказочные герои


Злые сказочные герои

Злые сказочные герои


Загадки Кто великий умывальник, Умывальников начальник? Кто мочалок командир? Это добрый...  Мойдодыр

Загадки

Кто великий умывальник, Умывальников начальник? Кто мочалок командир? Это добрый… 

Мойдодыр


На сметане мешен,  На окошке стужен,  Круглый бок, румяный бок  Покатился... Колобок

На сметане мешен,  На окошке стужен,  Круглый бок, румяный бок  Покатился…

Колобок


Всем известна на Руси, Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кто же эти Маленькие дети? Семеро козлят

Всем известна на Руси, Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кто же эти Маленькие дети?

Семеро козлят


Летела стрела и попала в болото, А в том болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленой кожей, Сделалась мигом красивой, пригожей? Царевна-лягушка

Летела стрела и попала в болото, А в том болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленой кожей, Сделалась мигом красивой, пригожей?

Царевна-лягушка

Выводы: Как известно именно из этих незамысловатых, веселых и порой волшебных историй малыш начинает свой путь познания мира. Образы и сюжеты, созданные в сказках малыш легко способен перенести на свою жизнь и применить, когда появится такая возможность. Одной из функций сказки – является формирование ценностей для самых маленьких. Ведь именно сказочные герои стают в последствии путеводителями по жизни, именно из сказок в игровой подачи ребенок получает точные знания того, что такое добро и зло, радость и горе, трусость и геройство. Многие образы, к которым ребенок привыкает в сказке, способны сохраниться на всю жизнь. Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и  идти к ним. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций.


Сказка ложь , да в ней намек ! Добрым молодцам урок . Сказка ложь , да в ней намек ! Добрым молодцам урок.

Сказка ложь ,

да в ней намек !

Добрым

молодцам урок .

Сказка ложь ,

да в ней намек !

Добрым

молодцам урок.

Тема проекта «Народные сказки», литературное чтение 3 класс

В задании описаны последовательные шаги для составления проекта. Проектом может быть плакат, информационный листок, доклад, слайд-шоу (презентация с пояснительными текстами). В нашем случае будет плакат с 3 картинками с выдержками из сказок, проект будет называться «Мир добра в сказках». Выдержки текста могут быть как прямым вхождением поговорок, так и импровизацией по теме.
1. Что я буду делать: Я сделаю плакат с иллюстрациями к сказкам, в которых основной мыслью является добро и добрые отношения.

2. Вместе со мной будет работать: Старший брат (сестра, один из родителей).

3. Этапы моей деятельности (план):

1. Найти подходящую иллюстрацию в сети интернет или из старых книжек-раскрасок. 2. Вырезать (распечатать) иллюстрации и разместить их в три горизонтальных ряда на плакате. 3. Отыскать подходящие пословицы или поговорки про добро и хорошие отношения, и разместить их тексты (написать или приклеить распечатанные фрагменты) сбоку от иллюстраций.

4. Кто и за что будет отвечать: Старший брат (другой взрослый родственник) поможет с поиском и распечаткой картинок. Я буду вырезать картинки и наклеивать на плакат. (Одно может исключать второе).

5. Книги, которые будут нужны: Для данного проекта понадобятся иллюстрации из книг «Сказка о рыбаке и рыбке», «Аленький цветочек» и «Конек — горбунок».

6.Что еще будет нужно для проекта: Клей, карандаш, линейка, лист плотной бумаги.

7.Кто и как сможет помочь: Старший брат (другой взрослый родственник) поможет нарезать картинки, аккуратно подогнать их по нужным размерам.

8. Куда можно будет пойти: Для поиска раскрасок можно будет сходить в канцелярский магазин. Там же можно приобрести необходимые материалы и инструменты для проекта.

9. Что можно будет посмотреть: Экранизацию перечисленных сказок в мультфильмах.

Что нового я узнаю?

Я узнаю, как правильно выстраивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Как правильно задумывать и реализовывать свои цели.

Я научусь быть более добрым и внимательным.

Проект на плакате с цитированием поговорок

Если вам понравился данный примерный материал по домашнему заданию, то вы можете заказать персональный проект аналогичного типа у нас, для чего напишите нам по адресу:

[email protected] Или обратитесь по телефону в нижней части страницы.

. Стоимость точно такого же проекта (3 иллюстрации с текстом + план задания) — 500 рублей. Оплатить можно будет любым удобным для вас способом. Проект будет персональный (специально для вас, не копированный).

Источник

Проект по литературному чтению на тему «Русские народные сказки» (3 класс)

Выбранный для просмотра документ Проект Левченко Анастасия.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект по чтению «Русские народные сказки» Подготовила: ученица 3 «А» класса МБОУ СОШ №49 г. Шахты Левченко А. Преподаватель: Тарасенко Т.Н. 2014-2015 уч. г.

В мире много сказок Грустных и смешных. Нам нельзя без света, Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть Добро навеки Побеждает зло!

Виды сказок о животных; волшебные; социально-бытовые.

Добрые сказочные герои

Злые сказочные герои

Кто великий умывальник, Умывальников начальник? Кто мочалок командир? Это добрый. Загадки Мойдодыр

На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок Покатился. Колобок

Всем известна на Руси, Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кто же эти Маленькие дети? Семеро козлят

Летела стрела и попала в болото, А в том болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленой кожей, Сделалась мигом красивой, пригожей? Царевна-лягушка

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.

Проект по литературному чтению на тему «Русские народные сказки» подготовила ученица 3 класса Левченко Анастасия. Презентация содержит общие сведения о народных сказках, видах сказок, о героях этих произведений. Ученица подобрала загадки о сказках и их героях, которые сопровождаются яркими иллюстрациями. В приложении к презентации вы можете найти замечательную песню «Сказки гулляют по свету».

Номер материала: 290678

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Как сделать проект по литературе 3 класс народные сказки

Новое на сайте

Популярное

Главное меню

Авторизация

Сказка ложь, да в ней намек…

Сказка ложь, да в ней намек… Знаменитое высказывание. И правда, ведь сказку смело можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, завещает быть смелым и достойным, учит нас буквально с пеленок. В сказках заложена вся мудрость и воля народа, в них кроется огромный смысл.

Когда на Руси складывались первые сказки, народ наш жил очень трудно и только в сказках избавлялся от жестокой нужды, от непосильного труда, от неправды и притеснений. За то и любили сказку. А еще тем хороша сказка, что всегда в ней добро побеждает зло. Кто читает сказку, и себя невольно чувствует смелым, могучим, готовым сразиться с любым коварным и сильным врагом. А это очень важно! Раз почувствуешь, два почувствуешь, а там, глядишь, и вправду героем станешь.

Скрытый смысл русских народных сказок

Сказки детям необходимы, особенно народные, они это интуитивно чувствуют, хотя, может, и не могут их расшифровать. Но на психику сказка ложится, как зерно в подготовленную почву.

Сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Они наполнены метафорами, образами. Нужно уметь понимать эти метафоры.

«Колобок» — астрологическая сказка. Она — о луне, которая превращается в месяц. Оказывается, в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше.

В «Заюшкиной избушке» ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима.

Народная культура очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, мудростью. Мы должны знать свою культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней.

Пословицы и поговорки

Сказки тесно переплетаются с поговорками и пословицами. И сказки и пословицы похожи своими взглядами на жизнь, своими целями.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.

Не дочитав сказки, не кидай указки!

Сказки в обработке известных писателей

Кроме народных есть еще сказки, которые написали писатели. Сказки есть у Пушкина, Толстого, Лескова и других.

А. С. Пушкину сказки сказывала няня Арина Родионовна. Когда поэт вырос, он сочинил поэмы и даже роман в стихах. Но в нем постоянно жила память о чуде и радости. Чудом и радостью, от которых сладко щемит сердце, были нянины сказки.

Л. Н. Толстой тоже никогда не забывал о чуде, которое во дворцах было только гостем, а рождалось и жило под соломенной крышей крестьянской избы,— о чуде русской сказки. Он сочинил сказку про Машу и трех медведей и многие другие. Складно сочинил, народ эти сказки принял и признал за свои.

А есть ли у сказки будущее? Станем ли мы, нынешние дети, рассказывать сказки своим внукам? Что бы мы ни изобрели, куда бы ни залетели — сказка останется с нами. Сказка родилась с человеком, и пока жив человек, будет и сказка жива. Она словно светлячок перед сном в колыбели. И для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает.

Источник

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Проект по литературному чтению для 3 класса «Русские народные сказки»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект по литературному чтению «Русские народные сказки» Подготовил: ученик 3 класса МКОУ Нагаевская СШ Камалетдинов Самир руководитель :Андреева Л.В. 2018-2019 уч. г.

В мире много сказок Грустных и смешных. Нам нельзя без света, Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть Добро навеки Побеждает зло!

Цель: Познакомиться с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству. Задачи: 1. формировать у себя знания о русских народных сказках. 2. воспитывать интерес к русскому народному творчеству. 3. прививать любовь к книге.

Гипотеза: ответить на вопрос чему учит сказка. Методы исследования: 1. Чтение и изучение художественной литературы; 2. Просмотр мультфильмов и сказок; 3. Рисование героев сказок.

История: Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования. Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя и дополняя их новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и – вопреки нашему представлению – не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх – и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые учёные полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись – рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний.

Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь. Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.

В мире много сказок грустных и смешных, нам нельзя без света нам нельзя без них. Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло!

Виды сказок о животных; волшебные; социально-бытовые.

Источник

Русские сказки: скрытый смысл, алгоритмы жизни, развития и древнейшая история Руси.

В нашей статье расскажем о самобытности, символизме русских народных сказок, о том, чему они учат и чем отличаются от сказок других народов и цивилизаций.

Без были нет сказки. Воображение,

мечта корнями своими уходят в быль.

Константин Федин.

Русские сказки — это зашифрованное послание наших предков. Может быть поэтому они и сохранились до наших дней.

Теперь на знакомые нам с детства сказки, можно посмотреть совершенно в другой плоскости. Для того чтобы понять русские сказки, необходимо вернуться к своим истокам, для начала вспомнить свой древний язык и значение каждого слова, и тогда мы получим совершенно новую информацию и знания, оставленные нам нашими предками.

Летучий корабль.

Вплоть до конца XVIII века интеллигенция и духовенство относили сказки к разряду суеверий простого народа, который неизменно изображался, как дикий и примитивный. Господствующее философско-мировоззренческое направление той эпохи — классицизм — ориентировалось на античность, сдобренную христианской цензурой, и европейский рационализм. Учиться дворянину у крестьянина было нечему.

Однако в начале XIX века, вместе с движением романтизма к учёным, философам, поэтам приходит осознание того, что древнейшее мифологическое сознание во многом определяет быт и мировоззрение каждого человека.

«Изучение старинных песен, сказок, — пишет Пушкин, — необходимо для совершенного знания свойств русского языка».

Именно в «золотой век» русской литературы начинается интенсивное изучение сохранённых в народе сказаний, становится очевидным их глубокая ценностная и мировоззренческая значимость.

Ценность сказки для культуры и искусства во многом определяется её связью с мировоззрением людей той или иной цивилизации. Сказки в основе своей имеют исторические события, мифы, ритуалы и в целом алгоритмы жизненного цикла людей. Поскольку все мы живём на одной планете, то естественно, что некоторые сказки различных культур похожи.

Какие символы несут русские сказки

Что же нам известно о сказке сегодня? Сказка — это средство формирования мировоззрения человека.

Сказки несут свое послание в символической, образной форме. Они способны затронуть наши самые глубокие чувства. Их непосредственное послание однозначно: вначале описывается проблема, которая в конце (всегда) находит счастливую развязку.

Сказки дают ключи к тем жизненным задачам, которые предстоит решать каждому человеку в своей жизни. В сказках показывается, как самый маленький, глупый и слабый преодолевает все проблемы и в конце выходит счастливым победителем. Прожитые чувства в сказках делают детей смелее и сильнее. Сказки помогают детям справляться со страхом, перебороть себя и поверить в собственные силы; учат детей тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано (учат детей законам справедливости), смелый победит (отваге), терпеливый дождётся (выдержке), честный труд ценится (трудолюбию), правда восторжествует и т.д. Всё это есть в культурном коде нашей цивилизации, а значит и в сказках.

Поэтому всегда, как только у вас появится такая возможность, читайте детям народные сказки, ведь они — источник правильного, здорового и гармоничного воспитания ребёнка.

Наряду с объяснением нравственных ценностей, сказки содержат определённые мировоззренческие установки, определённую картину мира. Эта картина мира перекликается с космологическими моделями, представленными в мифологиях разных народов мира. Таковы архетипы мировой горы, вселенского яйца, мирового древа, мотивы нисхождения героя в подземный мир или вознесения в высшие миры. Но в каждой цивилизации они окрашиваются нравственными мерилами и идеалами, присущими её представителям.

Числа

Очень интересна символика чисел в русских народных сказках. Как известно, в них преобладают цифра три и цифра семь. Показателен вопрос выбора трех путей, когда герой оказывается возле развилки, камень у которой предлагает ему на выбор три дороги.

Также в сказках часто встречается упоминание цифры семь — «за семью дверями, за семью замками…», «цветик — семицветик». Цифра семь — снова обозначение этапов пути к самому себе, ключи к достижению высшей мудрости. Эти этапы: здоровье физического тела и единение с ним; внутренняя «искра»; принятие и любовь ко всему вокруг; ум-разум; сознательность; сверхсознание. После прохождения всех этих этапов человеку открывается высший уровень — ясновиденье, это и будет ключ номер семь. В нумерологии зашифрован глубокий смысл познания человеком себя и мира, а в русских народных сказках вопрос духовного роста, обретения мудрости, стремления к добру и свету оказывается первостепенным.

Проект «Русские народные сказки»

Ученический творческий проект «Русские народные сказки» является образцом детского проекта на тему «Русские народные сказки» и содержит в себе описание цели, задач, объекта и предмета творческой работы по литературному чтению (литературе), а также определение и анализ русских народных сказок.

Подробнее о проекте:

Работу над творческим проектом на тему «Русские народные сказки» также можно организовать для воспитанников детского сада с участием воспитателя и родителей.

Оглавление

Введение 1. История русской народной сказки. 2. Виды русских народных сказок. 2.1. Русские народные волшебные сказки 2.2. Русские народные бытовые сказки. 2.3. Русские народные сказки о животных. Заключение Литература Приложение 1. Сказки учеников 3 класса. Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам.

Введение

Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних- главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.

И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу

Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.

Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка» умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.

Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.

Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:

Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.

Источник

Популярные темы сообщений

  • Народы мира
    Численность населения на нашей планете то увеличивается, то уменьшается. В конце XX века во всём мире насчитывалось полтора миллиарда людей, а сегодня уже свыше шести миллиардов. На сегодняшний день известно, что есть 251 страна.
  • История логарифмов
    Ещё в шестнадцатом веке многим людям, которые были связаны с профессиями математических наклонностей, приходилось совершать сложные многоходовые вычисления, к тому же результат зачастую был неточен из-за сложности выполнения.
  • Сурикат
    Сурикатов относят к хищным млекопитающим из семейства мангустовые. Основными ареалами данного вида являются Южная и Юго-Восточная Африка, Ангола и Ботсвана. Обитают в пустынях, полупустынях и саваннах Калахари, Карроо.

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ :
  « НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. СКАЗКА­ ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ 
НАМЁК..»                                                              3 
КЛАСС
Содержание
1 Автор проекта
2 Название проекта
3 Цели и задачи
4 Направляющие вопросы
5 План проекта
6 Ученические работы
(презентация работ).
7 КВН по сказкам.
1.Автор проекта:
Еременко Яна Степановна учитель начальных классов
2.Название проекта:
«Народные сказки .Сказка ложь , да в ней намёк…»
Данный проект посвящён   народным сказкам. Проект предназначен для 
учащихся 3 класса. 
Продолжительность данного проекта  3 недели.
Результаты работы:  презентация  творческих работ учащихся: поделки по 
сказкам, инсценировка  сказок, изготовление литературных комиксов по 
сказкам.
 Завершением проекта станет участие учащихся в  КВН  по сказкам 
«В гостях у сказки».
3. Цель: 
Повысить интерес учащихся к литературному чтению. Привлечь  внимание 
детей к важности данного жанра в жизни людей.
Задачи: Расширять  читательский  кругозор.
Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Продолжать знакомить с разными видами  сказок. Способствовать 
накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные 
произведения.
Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё 
собственное.
Учить эмоционально – чувственному восприятию произведения.
Развивать личностно­смысловую сферу (отношение детей к действительности,
переживания и т.д.).
Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызвать 
сочувствие к ним и желание помочь.
Дать возможность ребёнку выразить своё настроение, отношение к 
произведению разными способами. 
Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения 
применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
Обогащать и расширять словарный запас детей.    
 Развивать коммуникабельность и  навыки сотрудничества в группе.    
4.Направляющие вопросы
Основополагающий вопрос:
Сказка ложь?
Проблемные вопросы:
Нужны ли детям сказки?
Для чего люди сочиняли и пересказывали сказки? 
 Как сказки  могут помочь  нам в жизни? 5.План проекта
1. Подготовительный этап.
Разработка идеи проекта.
 Разработка инструментов оценивания.
­самооценка, оценивание группы,рефлексия ;
 Подготовка информационных ресурсов для проекта (вводная презентация)
­литературные жанры;
­что такое сказка?
­виды сказок;
­назначение сказки;
­популярные герои сказок;
­викторина «  Сказки , знакомые с детства».
2. Проектировочный этап.
Формулирование основополагающего, проблемного  вопросов.
 Определение тем исследований. 
­выбор заданий  по желанию детей;
­составление групп;
Разработка плана действий по группам. 
­группа разрабатывает план своих действий (под руководством учителя);
­распределение ролей; 
­назначение консультаций;
Виды работы:
­посещение библиотеки ;
­чтение сказок на уроках литературного чтения; ­уроки внеклассного чтения ( дополнительное чтение и просмотр сказок);
­составление и проведение   мини  викторин по каждой сказке(парная и 
групповая работа);
3.Введение в проект.
Сбор и анализ материала. 
­обсуждение на консультациях по группам;
Создание продуктов проектной деятельности по результатам исследования.
 Выявление предварительных знаний обучающихся по теме проекта. 
­ координация работы, консультирование; 
Оценивание промежуточных результатов работы. 
4. Заключительный этап.
 Презентация продукта проекта учащимися.  
Подведение итогов. 
5. Контрольно­коррекционный этап.
Самооценка. Взаимная оценка.  
Оценивание результатов работы. 
Рефлексия.  
­Раскрась волшебный цветок нужным цветом.
Было ли интересно готовиться к 
проекту?
жёлтый ­ да      
  красный ­ нет
Доволен ли результатом своей 
работы?
жёлтый­ да
красный­ нет
Было ли трудно?
синий­ да
зелёный­ нет Если были трудности, то в чём?
           Презентации работ.
                    Творческие работы по сказкам. Инсценировки  сказок по группам (Кукольный театр).                      
                                              
                Было весело и интересно!
              КВН  по сказкам.

3 класс
КВН проводится по группам.
Музыка(«В гостях у сказки»)
-Сегодня мы совершим путешествие в мир сказок. Нас ждут
разные испытания. Вы обязательно с ними справитесь, если
будете внимательны, будете помогать друг другу и
работать вместе и дружно.
Направлять нас в путешествии будет сказочный предмет, но
мы тоже ему поможем. Угадайте, из какой он сказки. (На доске появляется яблонька из сказки «Гуси-лебеди».)

-Давайте поможем ей освободиться от тяжёлых плодов.
Для этого надо выполнить задания на яблочке, и мы
узнаем, удалось ли вам помочь.
(на каждом яблочке после выполнения задания появляется
буква слова: спасибо)
-Легко ли в одиночку преодолевать трудности?
Вот и вы будете путешествовать по группам, что бы друг
другу помогать. Каждая группа от яблоньки получает
бонусы-баллы, по которым мы определим знатоков .
Яблоко 1.
-Придумайте сказочное название команды и объясните
,почему именно его выбрали?
Яблочко 2.
«Угадай сказку».
*Отдыхайте ,люди добрые, а ты, воевода, за злой язык ,за
недобрый глаз ещё попляши.
(Семь Симеонов) *Свадьбу сыграли, за работу принялись: один хлеб сеет,
другой по морям плавает, третий счёт ведёт.(Семь Симеонов
)
*Подъезжает к самой реке Смородине ,к Калинову мосту .По
всему берегу лежат мечи ,да луки поломанные ,лежат кости
человеческие.(Иван-крест.сын)
*Видит он –дело плохо. Снял левую рукавицу ,запустил в
избушку. Рукавица крышу пробила ,а братья всё спят, ничего
не слышат.(Иван-крест.сын)
*Велела она принести ложку и привести 6 мышей. Запрягла
мышей в ложку и сама в ней уселась. Мыши тот час
обернулись борзыми конями.(Жаба-королева)
*Не хочу я , чтобы ты так мучился и жил впроголодь. Буду
каждую ночь приносить по большой рыбе.(Птица Кахна)
*А старик разложил на ковре под деревом разные угощения и
стал ждать .(Птица Кахна)
*Взглянул он вниз , а земли не видно. Потемнело у него в
глазах от страха, разжал он пальцы и полетел вниз.(Птица
Кахна)
Яблочко 3
«Сундук потерянных вещей».
-Кто из героев сказок растерял эти вещи?
Слайд Яблочко 4
Исправь ошибки.
Слайд.
В названиях сказок есть ошибки. Ваша задача ­ найти их. 
1. Петушок ­ золотой голосок. 
2. Волк и семеро ягнят. 
3. Петушок и кукурузное зернышко. 
4. Лисичка­сестричка и заяц. 
5. Иван­царевич и Серый Пес. 
6. Даша и медведь. 
7. Утки­лебеди. 
8. Петушок Ряба. 
Яблоко 5
*«Народная мудрость». -Подбери к сказке пословицу.
Мал золотник ,да дорог.
ПтицаКахна
Не рыл бы ты другому яму-сам в неё попадёшь. Иван-
крест. сын
Предательством счастья не сыщешь. Семь
Симеонов
Не пригожа ,да пригодна.
Царевна – лягушка
Яблоко 6
*Восстанови сказку».
­ Восстановите последовательность событий в сказках. 
1­3 группе  дается сказка «Петушок и бобовое зернышко»
Бобовое зернышко проскочило. 
Бросилась курочка к хозяину. 
Подавился петушок бобовым зернышком. 
Бросилась курочка к кузнецу. 
Петушок во все горло закричал: «Ку­ка­ре­ку!» 
Смазала курочка петушку горлышко. 
Бросилась курочка к корове. 
Бросилась курочка к хозяйке. 
 2­4группе ­ «Гуси­лебеди»
Машенька встретилась с речкой. 
Девочка в избушке Бабы­Яги. Машенька бросилась догонять гусей. 
Девочка встретилась с яблоней. 
Мышка помогает Машеньке. 
Гуси­лебеди унесли Иванушку. 
Сестрица приводит братца домой. 
Девочка встретилась с печкой.
 
Яблоко 7
«Сказочный кроссворд»
По горизонтали.
1.Так в сказках обозначается слово «спорить».(перечить)
3.Оружие Ивана- крестьянского сына.(меч)
5.Так называли одного из сыновей в сказке «Жаба –
королева».(дурак)
7.Верный помощник Ивана –крестьянского сына.(конь)
9.Музыкальный инструмент ,на котором играл один из
Симеонов.(рожок).
По вертикали.
2.В чём принес Иван –царевич лягушку к отцу?(платок).
4. Продолжи фразу: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам ….(урок).
6.Человек ,объявлявший в старину важные известия .
(глашатай)
8.Правитель на Востоке из сказки «Птица Кахна».(падишах)
Подведение итогов.
Прочитайте слово,которое получилось. На доске слово :Спасибо
-Как вы думаете,мы помогли яблоньке?
-Почему вам удалось это сделать?
Подведём итог баллов каждой группы.
План проведения презентации на тему «Народные
сказки. Сказка ложь, да в ней намёк…»
1.Вступительное слово учителя.
-Сегодня мы собрались ,чтобы ещё раз окунуться в волшебный мир сказки.
-Что привлекает нас в сказках?
Дети:
-Волшебство и превращения.
-В сказках добро всегда побеждает зло.
-Сказка помогает человеку в трудные минуты.
-Сказки учат нас хорошим поступкам.
-В сказках есть мудрость и поучение.
-Как вы думаете, что подразумевается под фразой :«Сказка ложь ,в ней
намёк, добрым молодцам урок?»
Дети :
-Несмотря на то ,что в сказках есть вымысел, сказки учат человека поступать
правильно.
-Давайте вспомним некоторых героев сказок ,поступки которых могут в
жизни нам помочь и научить доброму и хорошему.
-На экране изображены герои .
-Соотнеси их с поучениями, которые связаны с поступками этих героев. Вместе и дело спорится.                                              За дела и награда.
Безвыходных ситуаций не бывает.                              Слушай того,кто добра тебе желает.
                                                   Нельзя быть очень доверчивым.                                 
-Молодцы!
-Вы прочитали много сказок. Сопереживали их героям, анализировали
поступки, а как бы вы поступили на месте героев.
Для презентации выбрали сказки ,которые вам нравятся.
2.Презентация.
Мы начинаем презентацию. (Звучит мелодия «В гостях у сказки».)
ГРУППА №1 «Знатоки сказок».
-Ребята этой группы составили для вас кроссворд по сказкам. Давайте
проверим, так ли хорошо вы их знаете.
Кроссворд
Молодцы! Вы справились .
-Давайте поаплодируем ребятам ,за их работу.
Какой вопрос вам показался наиболее интересным? А трудным?
ГРУППА №2 «Юные кукловоды».
Как вы думаете , почему они так себя назвали?
-Верно, кукловоды-это артисты ,которые управляют куклами. Этих кукол ребята сами изготовили. Давайте послушаем ,что они для этого
использовали.
(Картон,бумага,краски,штапики,клей,ткань).
Сказка «Колобок».
Молодцы!
-Давайте им поапладируем за интересное представление сказки.Ребята очень
старались.
ГРУППА №3 «Рукавичка».
-Как вы думаете ,почему ребята так себя назвали?
-Давайте теперь послушаем их.(Куклы изготовлены на рукавичках и
перчатках.)
-Уважаемы зрители, будьте внимательны,так как вам нужно угадать сказку
,которую представят ребята.
-Угадали сказку?
-Верно это сказка «Котофей Иванович».
-Апплодисменты артистам.
ГРУППА №4 «Сказочный комикс».
-Кто расскажет ,что такое комикс?
Это слово пришло к нам из другого языка.
Комикс (от англ. comic — смешной) — серия рисунков с краткими текстами, образующая определённое
связное повествование.
­Ребята попытались использовать данную форму ,чтобы рассказать нам сказку. Но мы им тоже 
поможем.
­Слушайте и смотрите внимательно, так вам надо угадать сказку.
­О какой сказке идёт речь?
­Верно. Это сказка «Птица Кахна».
­Какой сюжет сказки был более интересным и ярким? 
­Поблагодарим ребят за интересную работу.
3.Подведение итогов презентации.  Рефлексия   и оценивание.
­Вы все очень постарались, проявили своё творчество в работе.
Оцените свою работу и работу членов своей группы. Поставь свой лайк. -подготовка хорошая,очень понравилось
— участник старался , но были недочёты (плохо знал свою роль,неаккуратен в
оформлении работы.
— -не принимал участие в работе группы.
Рефлексия.
-Оцените чувства и состояния ,которые вы испытали при подготовке к
проекту.
Было ли интересно готовиться к
проекту?
Жёлтый-да Красный-нет
Доволен ли результатами своей работы?
Жёлтый-да Красный-нет
Было ли трудно? В чём трудность?
Синий-да Зелёный-нет Какие эмоции испытал ,после
презентации?Запиши.
Спасибо за работу.

  • Проект по литературному чтению 3 класс сказки народов мира образец
  • Проект музыкального руководителя в детском саду сказка в музыке
  • Проект по литературному чтению 3 класс сказки народов россии
  • Проект математическая сказка 3 класс презентация с картинками
  • Проект дома лесная сказка из бруса