Проект по литературе 5 класс сказка ложь да в ней намек

Презентация на тему: сказка ложь, да в ней намк русские народные сказки скачать эту презентацию скачать эту презентацию


Презентация на тему: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Русские народные сказки

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
«Сказка – ложь, да в ней намёк…» Русские народные сказки Урок литературы в 5 кла

Описание слайда:

«Сказка – ложь, да в ней намёк…» Русские народные сказки Урок литературы в 5 классе Перова Инесса Николаевна

№ слайда 2
Сказка – ложь, да в ней намёк,Добрым молодцам урок.Что за прелесть, эти сказки!К

Описание слайда:

Сказка – ложь, да в ней намёк,Добрым молодцам урок.Что за прелесть, эти сказки!Каждая есть поэма!А. С. Пушкин

№ слайда 3
Сказители сказок Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам из гл

Описание слайда:

Сказители сказок Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету

№ слайда 4
Проект по литературе 5 класс сказка ложь да в ней намек

№ слайда 5
Самые древние сказки – о животных

Описание слайда:

Самые древние сказки – о животных

№ слайда 6
Ответьте на вопросы:Какие сказки о животных вы знаете?Какие животные являются их

Описание слайда:

Ответьте на вопросы:Какие сказки о животных вы знаете?Какие животные являются их героями?Каковы качества Лисы?А Волка?Каков Петух?А Заяц?

№ слайда 7
Бытовые сказки приближаются к сказкам о животных В бытовых сказках фигурируют лю

Описание слайда:

Бытовые сказки приближаются к сказкам о животных В бытовых сказках фигурируют люди и животные. Это такие сказки, как «Каша из топора», «Мужик и медведь». Они рассказывают о хитрых и находчивых людях, обводящих кого-то вокруг пальца.

№ слайда 8
Волшебные сказкиВолшебные сказки отразили представления людей о животном-супруге

Описание слайда:

Волшебные сказкиВолшебные сказки отразили представления людей о животном-супруге, о способности человека к превращению в другие существа, о его возможности посетить загробный мир и вернуться оттуда с чудесной невестой.______________________Вспомните сказки, в которых есть животное-супругВ каких сказках люди превращаются в животныхВспомните сказки, в которых герой спускается в загробный мир

№ слайда 9
Волшебные предметы В волшебных сказках люди впервые придумали самолёты (ковёр-са

Описание слайда:

Волшебные предметы В волшебных сказках люди впервые придумали самолёты (ковёр-самолёт), машины и поездаЧто, по-вашему, в сказках является машиной и поездом, что позволяет быстро передвигаться?А что является телевизором?

№ слайда 10
В волшебных сказках волшебные герои. Кто такая Баба Яга?Как она изображалась?Что

Описание слайда:

В волшебных сказках волшебные герои. Кто такая Баба Яга?Как она изображалась?Что она делает в сказках?Где она живёт?

№ слайда 11
Две картины с одним названием «Баба Яга в ступе»Сравните две картины. Чем они от

Описание слайда:

Две картины с одним названием «Баба Яга в ступе»Сравните две картины. Чем они отличаются?Чем эти картины схожи?

№ слайда 12
Кощей БессмертныйКак выглядит Кощей?Где находится его смерть?Какими чертами он о

Описание слайда:

Кощей БессмертныйКак выглядит Кощей?Где находится его смерть?Какими чертами он обладает?Как он может вредить героям?Именно Кощей Бессмертный представляет собой мертвеца, впрочем, как и Баба Яга. У него нет сердца, он имеет все признаки мертвеца, похож на скелет, и царство его тоже мёртвое. Поэтому посещение его царства приравнивается к посещению загробного мира.

№ слайда 13
Змей ГорынычКто такой Змей Горыныч?Как он выглядит? Чем он страшен?Как его побеж

Описание слайда:

Змей ГорынычКто такой Змей Горыныч?Как он выглядит? Чем он страшен?Как его побеждает герой?

№ слайда 14
Васнецов «Битва Ивана -крестьянского сына со Змеем»

Описание слайда:

Васнецов «Битва Ивана -крестьянского сына со Змеем»

№ слайда 15
Водяной Кикимора, Водяной и Леший – сказочные герои, обитающие в воде или лесу и

Описание слайда:

Водяной Кикимора, Водяной и Леший – сказочные герои, обитающие в воде или лесу и берегущие эти места. Они могут водить по лесу, топить в озере, а могут и помогать. Кикимора исключительно отрицательный герой, а Леший и Водяной могут помогать.

№ слайда 16
Леший и старичок лесовичок

Описание слайда:

Леший и старичок лесовичок

№ слайда 17
Главный положительный герой волшебных сказок Как называют главного положительног

Описание слайда:

Главный положительный герой волшебных сказок Как называют главного положительного героя сказок?Иван, Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван — крестьянский сынКакими чертами он обладает?Достоинствами героя волшебной сказки является то, что он кроткий, чистый сердцем. Как правило, окружающие его считают глупым, дурачком, дурнем, не понимая, что в нём отсутствует не ум, а корень всех пороков и страстей – гордость.Почему Ивану всё удаётся?Кто ему помогает?

№ слайда 18
Иван-царевичЭтот герой бесстрашен, всегда готов прийти на помощь слабому, поэтом

Описание слайда:

Иван-царевичЭтот герой бесстрашен, всегда готов прийти на помощь слабому, поэтому ему все помогают

№ слайда 19
Какой волшебный предмет помогает Ивану победить Змея Горыныча?

Описание слайда:

Какой волшебный предмет помогает Ивану победить Змея Горыныча?

№ слайда 20
Емеля

№ слайда 21
В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке» Почему же героя русских народных ск

Описание слайда:

В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке» Почему же героя русских народных сказок зовут Иван?Исследователи предполагают, что эти сказки были сочинены в царствование Ивана Грозного. Он правил очень долго – 43 года. Царь любил на ночь слушать сказки, и, чтобы польстить ему, сказочники на ночь рассказывали сказки, в которых и фигурирует умный, добрый, милостивый герой по имени Иван.

№ слайда 22
Главная положительная героиня Важное место в русских народных сказках отведено ж

Описание слайда:

Главная положительная героиня Важное место в русских народных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым.Как зовут этих женщин?

№ слайда 23
Угадайте, кто изображён на полотнах В. М. Васнецова

Описание слайда:

Угадайте, кто изображён на полотнах В. М. Васнецова

№ слайда 24
В сказках отразился быт русского крестьянина

Описание слайда:

В сказках отразился быт русского крестьянина

№ слайда 25
Проект по литературе 5 класс сказка ложь да в ней намек

№ слайда 26
Чей это дом:«Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа л

Описание слайда:

Чей это дом:«Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами»

№ слайда 27
Героиня какой сказки принесла хозяевам драгоценный предмет, но они не сумели его

Описание слайда:

Героиня какой сказки принесла хозяевам драгоценный предмет, но они не сумели его сберечь?

№ слайда 28
В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаят

Описание слайда:

В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.

№ слайда 29
Кто этот герой:Работать умела красиво и ловко,В деле любом проявляла сноровку,Хл

Описание слайда:

Кто этот герой:Работать умела красиво и ловко,В деле любом проявляла сноровку,Хлебы пекла и скатерти ткала,Шила рубашку, узор вышивала,Лебедью белой в танце плыла…Кто мастерица эта была?

№ слайда 30
Волшебный предметЕсли это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города,

Описание слайда:

Волшебный предметЕсли это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города, леса, моря, горы. А можно им отравить царевну.

№ слайда 31
Героиня какой сказки ушла от мужа из-за того, что он уничтожил её повседневную о

Описание слайда:

Героиня какой сказки ушла от мужа из-за того, что он уничтожил её повседневную одежду?

№ слайда 32
Какие слова нужно сказать, чтобы печь тронулась с места?

Описание слайда:

Какие слова нужно сказать, чтобы печь тронулась с места?

№ слайда 33
В какой сказке один из героев решил улучшить свои жилищные условия и при этом ущ

Описание слайда:

В какой сказке один из героев решил улучшить свои жилищные условия и при этом ущемил права другого героя?

№ слайда 34
Ответьте на вопросы проверочной работы по вариантам

Описание слайда:

Ответьте на вопросы проверочной работы по вариантам

№ слайда 35
Использованная литература В.Я.Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Л., 19

Описание слайда:

Использованная литература В.Я.Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946,.Б.А.Рыбаков. Искусство древних славян. В кн.: История русского искусства, т.I. М., 1953.Потебня А. А., «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3;Русская сказка, т.I. Изд. «Academia», М., 1932.Н.Садовников. Сказки и предания Самарского края. СПб., 1884.А.О.Лосев. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.П.В.Шеин. Материалы по изучению быта и языка русского населения Северо-Западного края, т.III. СПб., 1992.Э.М.Яншина, О некоторых изображениях на рельефах хэньских погребений (II в. до н.э. — II в. н.э.). «Вестник древней истории», 1961, N 3. Н.И.Артамонов. Антропоморфные божества в религии скифов. Археологический сборник, вып.2. Изд. Гос. Эрмитажа. Л., 1961.А.Н.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т.III, СПб., 1869.Русская литература. Мультимедийная энциклопедия, 2004Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы, 2004Русские сказки. – М.: Русский язык, 1986

  • Скачать презентацию (2.69 Мб)


  • 0 загрузок

  • 0.0 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

«проект «Сказка — ложь, да в ней намёк»» состоит из 11 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2021 году.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    11

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: проект "Сказка - ложь, да в ней намёк"

    Слайд 1

    ПРОЕКТ «Сказка — ложь, да в ней намек…»(долгосрочный)

  • Slide2

    Слайд 2

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

    Развитие личностных интегративных качеств дошкольников по средствам русских сказок
    ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
    Расширять представления детей о сказках, сказочных героях;
    Формировать умение оценивать поступки сказочных героев и свои;
    Изучить историю происхождения сказки как предмета устного народного творчества;
    Формировать правовую культуру дошкольников;
    Развивать любознательность, активность, творческие способности;
    Развивать навыки творческого рассказывания; коммуникативные и художественные навыки;
    Воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книгам;
    Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

    Вечканова (Фостовец) С.Г.

  • Slide3

    Слайд 3

    ПОЧЕМУ ИМЕННО СКАЗКА?Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказки для детей — это язык, для них он наиболее информативен, нежели пресная взрослая речь. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.

    Вечканова (Фостовец) С.Г.

  • Slide4

    Слайд 4

    ИСТОРИЯ СКАЗКИ

    Сказка была частью устного творчества. Сказки рассказывались или разыгрывались в ролях, а не записывались, и передавались от поколения к поколению. Из-за этого, время их появления неизвестно.
    Самые старые известные письменные сказки происходят из древнего Египта, 1300 год до н.э.
    В русских народных сказках сказочные герой возникали из реальной жизни.
    Леший – человек, долго живущий в лесу, отвыкший от общения с людьми, но хорошо ладивший с лесом и его обитателями.
    Кощей Бессмертный – старик, женившейся на молодой девушке.
    Наша земля расположена на пересечении дорог из Европы в Азию. Поэтому русские люди с севера контактировали с викингами. От туда «пришла» к нам Баба Яга – это старуха Хеель на двух костяных ногах, которая жила в избушке на окраине леса.
    С юга нас беспокоили турки и татары, они грабили и уводили народ в рабство. Когда русские люди возвращались из татарского плена у нас появились сказки про ковер-самолет, скатерть-самобранку, сапоги-скороходы, гусли-самогуды.
    Вечканова (Фостовец) С.Г.

  • Slide5

    Слайд 5

    Работа с детьми

    Беседа «Сказка — ложь, да в ней намек…»;
    Изучение истории возникновения сказки;
    Чтение и обсуждение русских народных и авторских сказок;
    Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
    Пересказ прочитанных сказок, их драматизация;
    Совместное составление сказок.
    Изучение сказок о правах;
    Непосредственно образовательная деятельность «Развивающие сказки»
    Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
    Загадки о сказках, героях сказок;
    Драматизация сказок
    Выполнение самостоятельных и совместно
    с родителями творческих работ;
    Викторина «Что? Где? Когда?» «В гостях у
    сказки».
    Вечканова (Фостовец) С.Г.

  • Slide6

    Слайд 6

    Предметно-развивающая среда

    Вечканова (Фостовец) С.Г.

  • Slide7

    Слайд 7

    Сказка – средство развития творческих способностей

    Вечканова (Фостовец) С.Г.

  • Slide8

    Слайд 8

    Сказка – средство ознакомления детей с их правами

    Вечканова (Фостовец) С.Г.

  • Slide9

    Слайд 9

    Сказка – средство развития художественных способностей

    Царевна — лебедь
    Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
    Вечканова (Фостовец) С.Г.

  • Slide10

    Слайд 10

    «Что? Где? Когда?»

    Вечканова (Фостовец) С.Г.

  • Slide11

    Слайд 11

    Работа с родителями

    Домашние задания для родителей и детей («Как появилась сказка?», изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам);
    Чтение сказок с детьми;
    Придумывание сказок с детьми;
    Помощь в изготовлении костюмов и декораций к театрализованной постановке;
    Консультации для родителей: «Знакомство с проектом», «Как с пользой смотреть мультфильмы», «Нужны ли детям сказки?»

    Вечканова (Фостовец) С.Г.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лозовская средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»

Исследовательский проект на тему:

«Сказка — ложь, да в ней намек…»

Выполнила: ученица 5 класса

Дроненко Ирина

Руководитель:

Пахомова В.В., учитель литературы

2017 год.

Содержание

4

2. Анализ исследуемых сказок…………………………………………

5-7

3. Сравнение исследуемых сказок……………………………………..

8

Заключение……………………………………………………………………..

9

Список литературы…………………………………………………………….

10

Приложение

Введение

С самого раннего детства мы знакомимся со сказками с помощью родителей, бабушек, дедушек и других. И любую начатую сказку нам хочется дослушать до конца, чтобы узнать, чем всё закончится. Мы ещё не знаем таких терминов как преступление и наказание, не всегда правильно понимаем, где зло, а где добро. Но подсознательно хотим, чтобы плохие герои были наказаны, а положительные герои торжествовали.

Когда мы ходим в детский сад, то чаще всего ещё не осознаём, что мы делаем «плохо» или «хорошо», а делаем так потому, что нам так хочется. Но, когда мы уже ходим в школу, то учимся отличать зло от добра. И решать такую проблему нам помогают книги. Читая сказки, сравнивая их, мы можем понять, о чём «намекают» сказки и какова главная мысль сказок.

Цель исследования – выяснить, всегда ли добро побеждает зло на примере народных сказок.

Задачи исследования:

  1. Узнать, что такое сказка.

  2. Исследовать сказки разных видов и сравнить их.

  3. Выявить основные мысли сказок.

Можно предположить, что общей основной мыслью сказок является победа добра над злом.

Методы исследования:

  • чтение сказок,

  • изучение литературы по теме,

  • сравнительный анализ сказок.

Основная часть

  1. Понятие сказки

Сказка – один из основных видов народного устного повествования с фантастическим вымыслом.

Сказка появилась много веков назад, когда люди ещё не умели читать и писать. Она живёт в устном исполнении и в книге, её любят дети и взрослые, в городе и в деревне. Когда мы произносим слово «сказка», «сказочный», перед нашим мысленным взором возникает особый, красивый и таинственный мир, живущий согласно своим необычным сказочным законам, мир, где действуют необыкновенные фантастические герои, где свет, добро, правда побеждают тьму, зло и ложь. Сказку слушают, рассказывают и читают во всех уголках земного шара. Сказка помогает взрослеть, становиться мудрым и находить ответы на вопросы, волнующие живущего на земле человека: что такое счастье, как пережить беду и горе, откуда брать силы, чтобы преодолеть невзгоды, можно ли прожить кривдою на свете, сильнее ли она правды, откуда берутся злые силы и как с ними бороться.

Виды сказок

Известный собиратель и исследователь В.Я. Пропп разделил сказки по сюжету на сказки о животных, волшебные, бытовые, кумулятивные, докучные. Также сказки можно разделить на народные и литературные. Народные сказки в свою очередь делятся на русские народные и сказки народов мира, а литературные (или авторские) делятся на сказки русских писателей и зарубежных писателей.

  1. Анализ исследуемых сказок

Каждый народ создал много замечательных и интересных сказок. Для исследования мы взяли три русские народные сказки и три сказки других народов. Прочитав сказки, можно выделить положительные и отрицательные черты характера главных персонажей каждой сказки и её основные мысли.

Кот и Петух

(русская народная сказка)

Главные персонажи:

кот, петух, лиса.

Положительные черты:

смелость, мудрость, готовность прийти на помощь другу.

Отрицательные черты:

глупость, хитрость, коварство

Основные мысли сказки:

не будь глупцом – не попадайся на «удочку» лисы; выручай друга из беды; не мирись со злом, умей ему противостоять.

Марья и ведьмы

(русская народная сказка)

Главные персонажи:

Марья, ведьма Чуровница, девушки.

Положительные черты:

доброта, умение лечить людей, храбрость.

Отрицательные черты:

злость, коварство.

Основные мысли сказки:

Не злись на других, не обижай никого, друзья помогут злу противостоять.

Пётр и Петруша

(русская народная сказка)

Главные персонажи:

солдат, царь, разбойники.

Положительные черты:

смелость, храбрость, щедрость, находчивость, ум.

Отрицательные черты:

жадность, коварство, злодейство.

Основные мысли сказки:

умей разбираться в людях; не унижай ближнего; сам погибай, а товарища выручай, поплатишься за своё коварство.

Три поросёнка

(английская народная сказка)

Главные персонажи:

три поросёнка, волк.

Положительные черты:

находчивость, смелость.

Отрицательные черты:

хитрость, коварство.

Основные мысли сказки:

Разум силу победит; не делай никому зла, найдётся и на тебя управа.

Ведьма Барабаха

(белорусская народная сказка)

Главные персонажи:

Алёнка, ведьма Барабаха, три брата Алёнки.

Положительные черты:

смелость, терпеливость, храбрость, упорство в достижении цели; умение слушать.

Отрицательные черты:

хитрость, коварство, злодейство.

Основные мысли сказки:

добивайся своей цели; не делай никому зла, найдётся и на тебя управа.

Златовласка

(чешская народная сказка)

Главные персонажи:

Иржик, король, Златовласка.

Положительные черты:

доброта, готовность прийти на помощь тому, кто слабее, честность.

Отрицательные черты:

злодейство, коварство.

Основные мысли сказки:

всегда помогай другим; на добро и зло отвечай добром; поплатишься за своё коварство.

  1. Сравнение исследуемых сказок

У большинства народностей есть множество сказок, схожих по тематике, сюжету, образам. Все сказки наполнены многочисленными деталями быта того народа, той земли, где живёт сказка.

Прочитав выбранные сказки, мы сравнили их основные мысли и черты характеров героев. Мы думаем, что не обязательно быть самым сильным, самым умным. Надо быть смелым, трудолюбивым, рассудительным, добрым, находчивым и, главное, не оставлять в беде товарищей, помогать тем, кто слабее тебя, уметь постоять за себя. И практически через все сказки проводится идея торжества правды и справедливости. Зачастую положительные герои становятся победителями в борьбе, а отрицательные герои наказываются.

Заключение

Результаты нашего исследования доказывают, что наряду с другими основной мыслью любой сказки является борьба добра со злом. Все любят читать сказки. В них всё хорошо кончается и становится радостно на душе. А ещё любая сказка учит жить. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Этот «намёк» – есть правда сказки и правда мыслей и чувств человека. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным. Особенно поучительна в сказках мудрость народная: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь», «Делай другим добро – будешь сам без беды», «За добро добром и платят», «Делая зло, на добро не надейся», «Жизнь дана на добрые дела».

Не нужно отчаиваться в трудном положении, ведь мир не без добрых людей и обязательно кто-нибудь поможет. На любую силу найдётся ещё большая сила. Любого хитреца можно перехитрить. И если ты добрый, терпеливый, смелый, храбрый, щедрый, находчивый, то в конце концов будешь оценён по заслугам своим.

Мы думаем, что по сказкам можно проводить много разных исследований. Хотелось бы продолжить работу в этом направлении. Например, можно изучить:

  • сюжеты волшебных сказок,

  • сюжеты бытовых сказок,

  • характеры и жизнь героев, которые встречаются во многих сказках и т.д.

Список литературы

  1. Английские народные сказки / отв. за выпуск Т.Е. Сергеева. – М.: «Молодая гвардия», 1992.

  2. Биографический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.

  3. Кубасова О.В. Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений. В 4 ч. Ч. 1 / О.В. Кубасова. – 7-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.

  4. Русские народные сказки / под ред. О.Ф. Трифоновой. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2002.

  5. Русское народное творчество / под ред. Н.А. Захарова. – М.: «Высшая школа», 1966.

  6. Сказки на ночь / под ред. С. Рублёва. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2007.

Общероссийское экологическое общественное движение

777

Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение

“Средняя
общеобразовательная школа» п.Тёплая Гора

Номинация:
Литература и экология

«Сказка ложь, да в ней намек- человечеству урок!»

Автор работы:

Балташева Алина Маратовна,

ученица 5а класса

МАОУ «СОШ» п. Теплая Гора

Руководитель:

Павлова Надежда Сергеевна,

учитель МАОУ «СОШ» п. Теплая Гора

п.Тёплая Гора

2017 г.

Содержание.

1. Введение.
стр.

2.
Царство
Лешего.
стр.

3.
Речные
заводи Водяного.
стр.

4. «Живая» и «мертвая» вода.
стр.

5. Хранительница природных богатств. стр.

6.
Запретное
яблочко.
стр.

7.
Золотые
россыпи помоек.
стр.

8.
Заключение. стр.

9.
Использованная
литература.
стр.

10. Приложение (карта)

1.Введение

«Сказка
– ложь, да в ней намек, добру молодцу – урок!».

Хоть сказки и кажутся развлечением, в них есть
глубокий нравственный смысл. Сказки возникли как устное народное творчество еще
задолго до возникновения различных наук. Но уже в те далекие для нас времена
люди одухотворяли природу и поклонялись ее величию, осознавая, что их жизнь
напрямую зависит от Матушки-природы. И пусть нередко человек наделял Природу
сверхъестественной силой – это только еще больше подчеркивало их взаимосвязь.

Мы отправимся в путешествие по сказкам, где
герои не нарушают экологических законов и Природа относится к человеку так, как
сам Человек относится к природе.

Я
считаю, что моя работа актуальна. Сказки учат нас не только различать добро и
зло, совершать добрые поступки, оказывать помощь всем, кто в этом нуждается.
Сказка может научить нас и тому, как нужно бережно и внимательно относиться к
природе, к братьям нашим меньшим. Сказка нам показывает, что может случиться с
окружающим нас миром, если мы вовремя не одумаемся.

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она как мы такая же живая!

Цель: поиск рационального решения проблем экологии в разных сказках.
Задачи:
1. Проследить отношение наших предков к природе
через изучение сказок.

2. Показать экологический смысл, заложенный
в сказках.

3.Показать через сказку природу «вчера» и
«сегодня».

4. Воспитать любовь к сказкам и бережное
отношение к природе.

5.Подумать о чём должен задуматься современный
человек.

6.Наглядно показать, как через творчество можно
проследить проблемы экологии.

2.
Царство Лешего.

Я с
раннего детства люблю читать сказки, сейчас читаю сказки своей младшей сестре.
Такой персонаж, как Леший, встречается во многих сказках, например: «Золото
берегинь», «Сказка о хитром воре», «Сказка о медведе
костоломе и Иване купецком сыне», «Земля со дна океана», «Лесной
царь»»Леший».

Кто же он такой? Леший, хозяин леса, зверей и
птиц.
Он охраняет лес и лесных зверей, потому его опасаются лесорубы и
охотники. Леший любит морочить голову
путникам и сбивает их с тропинки, путая тропы и начиная водить кругами. Леший может обойти вокруг неосторожного
человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но
Леший, как и вся живая природа, умеет платить добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в
лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему
где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут: пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды. В
больших лесах живут по два и по три Леших, которые иногда ссорятся между собою
при дележе лесных угодий. Ссоры доходят до драки; Лешие бьют друг друга
столетними деревьями, которые они вырывают с корнем, и стопудовыми камнями,
отбитыми от скал. Леший любит качаться на древесных ветвях. Леший не любит крика, не любит, когда в лесу шумят, оставляют
мусор, не тушат за собой костры.

Леший
любит порядок, тишину, чистоту, чтобы ничто не нарушало покой птиц и животных.
Леший не любит, когда в его владения вторгается человек. А у нас каждый год
уничтожаются около 13 миллионов гектаров леса и почти половина из них — места,
где еще никогда не ступала нога человека. Из-за этого многие виды животных и
птиц оказываются на грани вымирания. Какой Леший задержится в этих лесах и
спасет его?

2. Речные
заводи Водяного
.

Ещё
один интересный и всем известный персонаж сказок — Водяной. Например, сказка «Летучий
корабль», «Как рыбак водяного обманул», «Огонь вода и медные трубы», «Варвара —
краса длинная коса»…

А где обитает этот сказочный герой?

Хозяин
вод ревниво следит за своими владениями и требует соблюдения определенных
законов и правил при ловле рыбы, сплаве леса, купании, передвижении на
плавсредствах. Он не терпит шумных людей и болтунов. Он может порвать или спутать
рыбацкие сети. Будучи не в настроении, может разогнать рыбу, поломать удочки,
украсть весла.

По
всему миру мы нарушали морские экосистемы, что привело к вымиранию
бесчисленного количества видов рыб и морских животных.
Люди слишком хорошо научились
вылавливать рыбу и других морских обитателей. Когда сетями и крючками мы грабим
морские экосистемы, мы лишаем себя возможности в будущем прокормиться за счет
моря, конечно в наших водоёмах нет хранителя вод — Водяного, а жаль.

3. «Живая» и «мертвая»
вода.

А живая
и мертвая вода?

Часто в
сказках с помощью живой и мёртвой воды наши герои хорошеют и оживают, стареют и
умирают.

Вода
сама по себе сказочное, волшебное вещество. Хотя бы потому, что оно встречается
в трех формах — жидкой, твердой (лед) и газообразной (пар). Она покрывает
земной шар на две трети. Именно благодаря воде на нашей планете есть жизнь.

Живая
вода — это вода из чистого озера или реки,
родникового ключа, святого источника, талая вода, полученная из чистого снега,
вода, имеющая в своем составе достаточно полезных минеральных солей. В сказках
она возвращает мертвым жизнь, а слепым зрение.

Мертвая
вода называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает
рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление
живой водой возвращает ему жизнь.

Мертвая
вода — это, соответственно, вода, к питью непригодная — из стоячего болота, из грязного,
отравленного водоема. В нашем же мире так загрязнили водоёмы, что в скором
времени она станет только мертвой, но не будет заживлять раны, а только губить.

4. Хранительница
природных богатств.

А
теперь обратимся к авторским сказкам. Я недавно прочитала сказы Бажова. Во
многих его сказах главная героиня Хозяйка Медной горы. Что же это за хозяйка?

Малахитница
не только хозяйка «земляных богатств», но и хранительница секретов высшего
мастерства. Она воплощение красоты самой уральской природы. Она хранительница
сокровищ, а еще покровительница смелых и мужественных людей. Она любит
«мудровать» над человеком, искушая его красотой и богатством. Падкие на
богатство, жадные и завистливые люди бывают наказаны Хозяйкой. Хозяйка-дарительница
и помощница. Наделяет своими дарами людей смелых, целеустремленных, пытливых,
талантливых, верных и честных.

У нас, наверное,
большая часть жадных завистливых людей,
которые исчерпывают природные богатства, что такая отважная героиня, как
Хозяйка Медной горы, не в силах справиться с жестокими людьми и сохранить
земляные богатства.

5.Запретное яблочко.

Яблоки —
мой любимый фрукт, он необыкновенно целебный. Яблоко — всем фруктам фрукт. В
среднем яблоке примерно 80 калорий. Яблоки — это витамины С, В6, и Р. В яблоках
представлен широкий спектр минералов и микроэлементов, в котором доминирует
калий. Из углеводов в яблоках преобладает фруктоза. В яблоках нет жира, натрия
и холестерина. Яблоки обладают противоаллергическими,
противовирусными, противовоспалительными, антиоксидантными, противоопухолевыми
свойствами. Яблоки – чудесные плоды,
их очарование, вкус и аромат
даруют нам здоровье,
красоту, молодость, и просто хорошее настроение, вкус к жизни!

Почему
именно яблоко, а не другой фрукт чаще всего встречается в сказках?
Может быть, он играет какую-то
особую роль в жизни и судьбах героев?

Например, в сказке Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях» молодая царевна засыпает, откусив отравленное яблоко.
Кроме сказки Пушкина яблоки встречаются часто и в других сказках и
произведениях. Например, «Молодильные яблоки», «Серебряное блюдечко и наливное
яблочко», «Иван-царевич и серый волк»,
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Ведьма и Солнцева сестра», «Наказанная
царевна». И здесь у яблока свое предназначение: символ молодости и бессмертия; символ
любви; символ материнства, материнского благословения, плодородия; яблоко
предсказывает и показывает судьбу; улучшает жизнь человека. Яблочко «наливное, молодое, золотое…»,
молодильные яблоки: «…съест человек яблочко – вмиг помолодеет…», «кто поймает
яблочко, тот жених принцессе будет», «… покати яблочко и иди за ним следом,
приведет куда надо…». Но иногда это яблочко другое: «…сорвал яблоко, съел, и в
тот же миг выросли на голове рога…», «…надкусила царевна яблоко и тут же
умерла…»Да и выглядят они не так как наши. Вот как пишет Пушкин об яблоке:

Что за яблочко, оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто…

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видно семечки насквозь…»

В нашем
мире атмосфера очень загрязнена.
Заводы и фабрики ежедневно выбрасывают в воздух планеты тонны пыли и
частиц, вредных отравляющих веществ. Конечно, большое количество транспорта,
работающего на бензине, также вносит свой губительный вклад в загрязнение
воздуха, и в этой отравленной атмосфере выращиваются наши яблоки, которые
впитывают всю эту отраву. А ещё яблоки — самые загрязненные пестицидами
продукты. Чтобы яблоки дольше хранились, их покрывают эмульсионным налётом и
насыщают консервантами. Попадая в организм человека, загрязненные растительные
продукты вызывают различные негативные процессы. Однократное введение 100-150
мг нитритов вызывает у человека покраснение кожи лица, снижение артериального
давления, учащение пульса, ощущение шума в голове. При введении 300 мг
отмечается обильное потение, синюшность кожи, одышка, головокружение, а иногда
— преходящее расстройство зрения.

Молодая
царевна, отведав наше яблочко, наверное бы никогда не проснулась.

6. Золотые
россыпи помоек.

Пересмотрим еще одну сказку — «Стойкий оловянный солдатик» Х. К. Андерсена:

А
лодочка все плыла и плыла по сточной канаве и вдруг скользнула в
канализационную трубу. … Вода из трубы, оказывается, утекала прямо в речку. Но
вдруг Солдатика проглотила большая рыба. Нашего солдатика нашли в брюхе рыбы. А
что же можно увидеть в наших морях и океанах?

Значительный
объем органических веществ, большинство из которых не свойственно природным
водам, сбрасывается в реки вместе с промышленными и бытовыми стоками. Кроме
этого, мы загрязняем океаны и моря нефтью и душим их пластмассой, которая очень
медленно разлагается и может сохраняться в окружающей среде в течение десятков
тысяч лет. Как вы думаете, какую картину можно увидеть? Не солдатиков в брюхах
рыб, а самих рыб всплывших брюхом кверху, потому что многие морские организмы и рыбы погибают, особенно быстро погибают икра и личинки.
Загрязненные моря и океаны становятся непригодными для обитания морских
животных и рыб.


7.Заключение.

Проведя
исследование нескольких сказок, можно сделать вывод: народные сказки учат не
только нормам поведения людей, но и основаны на наблюдениях за природой и
содержат глубокий экологический смысл. Они учат нас любви к природе, к заботе о
братьях наших меньших, сочувствие ко всему живому; умение
видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать своё
эмоциональное отношение к ней. В сказках
отражены знания о природе, прослеживается желание предостеречь потомков от
необдуманных поступках в отношении природы. Экологические сказки имеют большое
воспитательное значение и для современных детей, т.к. несут большой
нравственный потенциал. Сказки учат познавать окружающий мир, воспитывают
чувство причастности к благополучию в природе, думать о последствиях своих
поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее
богатств и красоты.

Сказка – благодарный и
ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка воспитывает любовь
к родной земле. Современный мир не мыслим без
заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизни современного
человека. Но при этом стало почти правилом наплевательски относиться к окружающей среде со стороны
работников этих предприятий. Нельзя забывать, что самой первой необходимостью
для человека должна быть среда, в которой он живет. Экологически малограмотный
и невоспитанный человек, вооруженный могучей техникой, может в короткое время
причинить существенный ущерб природе. И чем более мощными средствами человек
воздействует на природу, тем важнее задача формирования экологического
сознания. Вдыхая отравленный воздух и потребляя отравленную воду, пищу, человек
теряет здоровье в раннем возрасте. По данным медиков, уже теперь от 75 до 90%
заболеваний вызывается зараженной средой.

Я считаю, что
подрастающему поколению важно рассказывать об экологических проблемах на
понятном языке, т.е больше читать сказок и разбирать их.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

8.Список
использованной литературы.

1.Афанасьев А. Н. Народные русские сказки.-

2. Русские народные сказки. – М.: Содействие, 1994.

3. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. — М.: Республика, 1992. – 304
с.:

4.Газина О.М.
Экологическая азбука для детей: Жизнь морей и океанов. — М.: Школьная Пресса,
2000.-32с.

9.
Приложение (карта).


Мы отправимся в путешествие по сказкам, где герои не нарушают экологических законов и Природа относится к человеку так, как сам Человек относится к природе.

Отправлен сертификат:Конкурс экологических проектов «Экология глазами детей»

с помощью социальных сетей

для голосования необходима авторизация, с помощью соц. сетей

Тема: «Сказка – ложь,
Да в ней намек!
Добрым молодцам урок»

Цели урока:

  • показать особенности повествовательной манеры
    автора, воплощение авторского замысла в выборе
    героев, его мысли о том, что добро побеждает зло,
    зло наказуемо;
  • приобщить к традициям и обычаям казаков,
    познакомить с лексикой донских казачьих говоров.

Оборудование урока:

– Выставка книг, произведений П. Лебеденко.
– «Словарь урока» (слова написаны на плакате):

  • Дебют – начало.
  • Сюжет – основа произведения, события, которые
    отражены.
  • Лексика донских говоров:
    • билезики – красивые браслеты,
    • (от) ворогов – (от) врагов,
    • аль – или,
    • лихо – зло, беда.

Распечатать отрывки из сказки (автор об Улите,
Груне), портреты героинь.

Задание к уроку:

I. Всему классу прочитать сказку из сборника П.
Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты».
Выразительное чтение понравившегося эпизода.
II. Группа учащихся готовит инсценировку эпизода
«Встреча казака с древней старушкой».

ХОД УРОКА

I. Слово об авторе сборника «Сказки Тихого
Дона»

Учитель. О книгах Петра Лебеденко
говорят, что в них « бьется вечный пульс судьбы
народной». Петр Лебеденко родился в 1916 году, в
городе Сарапуле Удмуртской АССР. На Дону, в
городе Азове прошли его детские годы.
Впоследствии он окончил летное училище
Гражданского воздушного флота, и это во многом
определила его жизненный и творческий путь.
Когда началась Великая Отечественная война, П.
Лебеденко стал военным летчиком. О том, как он
сражался, свидетельствует 4 боевых ордена и
медали. Более восьмисот боевых вылетов совершил
военный летчик Петр Лебеденко.
Мы все хорошо знаем: летчики – люди особые.
Летчики – профессия, овеянная романтикой, хотя и
связанной с риском для жизни.
Герой книг П. Лебеденко – люди суровой борьбы,
духовно сильные и благородные. Интересен такой
факт из биографии Петра Лебеденко. Военный
летчик, он дебютировал в литературе книгой для
детей «Сказки тихого Дона » (1950 год).
(Обращение к словарю урока: дебют – начало.)
Не раз глядевший в глаза смерти, обращается он со
своим самым заветным словом к детям, к
доверчивому наследнику, человеку завтрашнего
дня.
Книга вобрала в себя легенды и предания донского
края, отличалась романтической приподнятостью и
в то же время покоряющей достоверностью.
Знакомство со сборником П. Лебеденко «Сказки
Тихого Дона».

В него вошли сказки:

1) «Петрусь – мальчонка русский»
2) «Сказка о чуде – чудище заморском, девице –
красавице и серой волчице».
3) «Игнатка».
4) «Доброе сердце дороже красоты».
5) «Сказка о песне легкокрылой и казаке Макаре
Бесслезном».

К уроку учащимся было предложено прочитать
сказку из сборника « Доброе сердце дороже
красоты».

II. Беседа на восприятие произведения

– Понравилась ли сказка? Чем?
– О ком в сказке сказано : доброе сердце дороже
красоты?
– Кратко перескажите сюжет сказки. (Обращение к
словарю урока. Сюжет – основа произведения).

III. Самостоятельная работа учащихся с
текстом сказки на уроке

Задание: определить качество
личности героини. (Сопоставительная
характеристика Груни и Улиты)

  • I группа – Груни;
  • II группа – Улиты.

I группа: Груня. «… увидит, как старушка
воду с трудом несет, подбежит, подхватит ведра,
поможет. Несет старичок вязку дров – шагу
лишнего не даст ступить ему Груня: возьмет дрова
и сама донесет, куда надо. Каждого путника
накормит, спать уложит да еще в дорожную сумку
сала, лепешек положит: пригодятся, мол, в дороге.
За всю свою жизнь никого не обидела Груня».

II. группа: Улита. «Уж до чего красива была
Улита! Длинные косы, как вороново крыло, брови,
словно стрелы, лицо белое, румяное, сама стройная,
как березка. Ищи такую красоту по всему свету –
не найдешь. Да было лихо у девушки: сердце у неё
злое было,  лютое. Увидит, бывало, что старушка
седая идет, на палку опирается, еле ноги
передвигает, подойдет к ней Улита и ну смеяться,
насмехаться».

Наблюдения над художественными средствами
языка.
Сравнения: «брови, словно стрелы» «косы,
как вороновы крылья», «сама стройная, как
березка».

Вывод. Автор противопоставляет внешнюю
красоту Груни (некрасивая лицом была девушка да и
горбата) внутреннему миру Улиты (сердце у неё
злое было, лютое).
Так уже в начале повествования автор приводит
читателя к мысли о том, что «доброе сердце дороже
красоты».  Автор воплощает свой замысел и в
выборе героев: доброе сердце одной героини
противопоставлено внешней красоте другой
героини.

IV. Выразительное чтение эпизода
«Молодой казак просит Груню и Улиту коня
напоить». Сопоставительный анализ поведения
героинь в этом эпизоде.
Выразительное чтение эпизода: «К Грунину отцу
заехал самый главный командир из войска и
рассказал о сне своем и встрече с древней
старушкой».

V. Инсценирование эпизода «Старушка
древняя поведала сказку о том, что найдет он свою
невесту по отметинке на руке», в том, что «сила в
нем – от сердца девицы перешла, от доброты её».

– Почему так серьезно отнесся к словам древней
старухи казак? (Древняя – много пережила,
повидала, умудрена жизненным опытом, обычай;
традиция казаков: старым людям – почет да
уважение. Так автор отражает национальное
достоинство в сказке.)

– Как была наказана Улита за зло свое?

Вывод. Так автор через свою сказку
приводит свою идею возмездия за злые поступки.

VI. Внимание к традициям творчества, их
воинской доблести, их отражению в сказке.

– Покажите, как в сказке раскрывается мысль о
давнем историческом назначении казаков
 отстаивать независимость жителей Войска
Донского.
– Работа с текстом. Сжатый пересказ эпизодов
сказки, повествующих о казаках и их воинской
доблести.
– Как в эпизоде нашли отражение обычаев донских
казаков: уважение и почет старшим, старым людям,
благословение молодых (подтвердить текстом).

Учитель зачитывает эпизод о том, как оживила
древняя старушка Груню, молодые старому казаку
поклонились, старушке древней чарку бражки
поднесли, спасибо сказали.

– Внимание к слову во время работы над эпизодом
(будь такой же красивой, как и доброй, отметина,
оставленная на руке Груни).

 VII. Итог урока

– В сказке «Доброе сердце дороже красоты»
рассказывается о том, что злые поступки должны
быть непременно наказаны, доброе сердце –
справедливо награждено.

VIII. Задание на дом

– Прочитать сказку «Сказка о чуде – чудище
заморском, девице – красавице и серой волчице».
Подумать, как в сказке находит отражение идея
свободолюбивого и героического духа казаков

Приложение

  • Проект на тему что за прелесть эти сказки
  • Проект по литературному чтению 3 класс тема народные сказки
  • Проект на тему сказки пушкина 4 класс
  • Проект на тему детские сказки о деньгах и торговле
  • Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку слово дружба