Проект по литературе 5 класс русские народные сказки царевна лягушка

Чоу ош светлые горы познавательно исследовательский проект 2 а класса тема проекта: баба яга злая или добрая?работу выполняли:

ЧОУ ОШ «Светлые Горы»

        Познавательно – исследовательский проект 2 А класса

                    Тема проекта: «Баба Яга – злая или добрая?»

Работу выполняли: учащиеся 2 А класса

   Руководитель проекта: Голосова И.А.

2021 г

                       Паспорт проектной работы по теме:

«Баба Яга – злая или добрая?»

Название проекта

 «Баба Яга – злая или добрая?»

Руководитель проекта  

 Голосова И. А.

Состав проектной группы

Обучающиеся2-А класса

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

Литературное чтение

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

   Изобразительное искусство, технология.

  Возраст учащихся, на которых рассчитан проект

8 – 9 лет

Тип проекта по доминирующей деятельности учащихся

Познавательно — исследовательский

Актуальность

Попытались исследовать образ Бабы — Яги как интересного сказочного персонажа, так как в разных сказках её образ может меняться. Временами она – злобная ведьма, а иногда «гостеприимная» хозяйка

Гипотеза

Баба Яга – на просто сказочный персонаж, а герой с безграничными возможностями.

Мы предположили, что, Баба Яга – очень разносторонний персонаж, поэтому совершает поступки как плохие, так и хорошие. Но о Бабе Яге все думают  как об плохом герое.

Тип проекта по предметно-содержательной области

Выполняется на уроках и во внеурочное время

По продолжительности выполнения

Средней продолжительности (12 недель)

Цель проекта (для учеников):

Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках. Доказать, что образ Бабы – Яги неоднозначный, противоречивый, которому присущи и силы добра, и силы зла.

Задачи проекта:

1.Узнать значение имени Бабы – Яги в разных словарях и научных трудах.

2.Проанализировать поступки, которые совершает Баба – Яга в сказках, соотнести их с добром и злом.

3.Провести опрос среди детей на предмет их знания этого сказочного персонажа.

4.Опровергнуть или подтвердить гипотезу исследования.

Объект исследования

 Образ Бабы Яги как олицетворение сил добра и зла.

Предмет исследования

Русские народные сказки, мифы.

Результат работы

Данная работа будет полезна и интересна тем, что мы научимся: анализировать сказки;

 давать характеристики главным героям произведения;

 находить полезную информацию;

 учиться делать выводы;

расширим свой кругозор.

Этапы работы над проектом

1.Изучение информации по теме (чтение народных сказок, мифов, научной литературы)

2.Систематизация полученных знаний.

3.Изготовление и создание художественных портретов Бабы – Яги, макета «Избушка на курьих ножках», сказок про Бабу – Ягу и книжки-самоделки, оберегов, костюмов Бабы – Яги.

4. Экскурсия в “Музей сказок”.

5. Поиск песен и стихотворений про Бабу -Ягу.

6.Описание исследовательской работы.

7.Защита работы.

Аннотация

В процессе работы над проектом ребята должны были не только прочитать большое количество сказок и узнать о происхождении образа Бабы Яги, но и систематизировать полученную информацию. Научиться работать с различными источниками информации, делать выводы, то есть использовать в своей работе знания о строении  типов речи – повествование и рассуждение.

В проекте были использованы элементы исследования, анализа и обобщения. В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки работы с текстовыми и электронными  источниками информации. В процессе поиска исторических фактов, их анализа, логическом выстраивании формировалось критическое мышление детей. Работа в группах, взаимодействие со взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защита проекта способствовали формированию речевой и коммуникативной компетенциям.  Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки слайдовой презентации.

Часто одним из героев сказок является Баба Яга.

Дети воспринимают её, как отрицательного героя, олицетворяющего зло.

Мы долгое время думали так же, пока не прочитали сказки с её участием.

Гипотеза: Баба Яга в русских народных сказках не всегда является злой колдуньей. Эта старушка не так уж и проста. Ее злобность  зачастую только видимость. Баба Яга может быть и доброй.

Целью работы стало: изучение образа Бабы Яги в русских народных сказках.

Задачи исследования:

      1. По литературным и интернет — источникам выяснить, как появился образ Бабы Яги.

      2. Проанализировать поступки, которые совершает                    Баба – Яга в сказках, соотнести их с добром и злом.

    3. Провести опрос среди детей на предмет их знания этого сказочного персонажа.

    4. Опровергнуть или подтвердить гипотезу исследова

Что мы знаем о Бабе Яге:

Баба Яга – старая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами.

Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя.

Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает в ступе, заметая следы метлою.

Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.

Что мы узнали о Бабе -Яге.

Итак, доподлинно известно, что Баба-яга являлась дочерью самого Вия, владыки Подземного царства, а также богини плодородия- Макошь.

Баба Яга – мифологическое существо.

Ягиня —  Матушка– очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, покровительница детей- сирот и домашнего хозяйства. Ягиня – главная из всех славянских берегинь.

   Мы узнали, что в те давние времена, Ягиня считалась неописуемой красавицей. Обута в золотые сапожки, косы длинные, украшенные различными лентами и украшениями. Щеки – румяные, глаза – красивые, томные, фигура – по современным меркам – спортивная.

Помимо прочего, Ягиня считалась еще и сильным воином, противостоять которому не мог не один смертный, Ягиня поклялась, что выйдет замуж только за того, кто одолеет ее в честном бою.

Не удивительно, что Велес – Бог Мудрости сразу же влюбился в девушку — уж очень хороша она собою была. Известный факт, что впоследствии она все-таки вышла замуж за самого Велеса, который волею судеб, сразился с нею и победил.

Впоследствии образ Яги изменился. По одной из легенд, боги прокляли ее и превратили в горбатую и безобразную старуху с редкими длинными седыми волосами, крючковатым носом, всю в морщинах и железными зубами. И как бы она не старалась, а молодость и красоту она вернуть не могла. Так красавица Ягиня и стала Бабой-ягой, образ которой закрепился в русском фольклоре.

Привлекает необычность дома – на курьих ножках.

Вообще, надо сказать, домики на столбах для древнерусского зодчества явление вполне обыденное. На столбы или пни ставили и амбары, и колокольни, и жилые постройки. Таким образом древние славяне спасали своё жилище от разливов рек, зверей, мышей, змей. Курьи ноги, потому что столбы, на которых стоял постройка, окуривали специальным дымом, защищающим от гниения.

Но перейдем от мифов к реальности. Знаете ли вы, что сегодня на вопрос «Где живет Баба Яга?» есть конкретный ответ.

Родина Яги – село Кукобой в Ярославской области, где среди густых лесов на берегу реки Ухтомы открыт музей коварной волшебницы.

Свой день рождения Баба Яга отмечает 26 июня.

Прочитав немало сказок, мы узнали, что Баба-Яга может быть воительницей.

Сражается  с героями и побеждает многих из них.

 «Приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны»

      (сказка «Баба Яга и Заморышек»)

Баба-Яга – похитительница.

В сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их, съесть.

     «В избушке старая Баба Яга прядет кудель.

       А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками…»

      (сказка «Гуси-Лебеди»)

Баба-Яга – дарительница.
Одаривает героев подарками взамен за добрые, вежливые слова, может быть заботливой и внимательной.

     «Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая»

      (сказка «Финист — ясный сокол»)

Баба Яга – советчица

Баба Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому нужно обратиться за помощью, дает советы.

     «Послушай же, ступай по тропинке. Дойдешь до   пруда, спрячься за дерево и выжидай время…».

       (Сказка «Василиса Премудрая»).

Баба Яга – повелительница.
Повелевает силами природы и   животного мира.

Анализ прочитанных сказок.

Мы  проанализировали образ Бабы Яги, для чего  было прочитано 11 русских народных сказок, одним из главных героев которых была Баба Яга.

сказка

Положительный персонаж

Отрицательный персонаж

1

«Гуси-Лебеди»

похищает детей, чтобы съесть

2

«Царевна-лягушка»

дает совет, как одолеть противника (Кощея)

3

«Баба Яга»

хотела съесть девочку

4

«Василиса Прекрасная»

помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

5

«Марья Моревна»

хотела убить Ивана-царевича

6

«Иван-царевич и Белый Полянин»

билась с богатырями

7

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

помогла Андрею-стрелку

8

«Заколдованная королевна»

помогла найти королевну

9

«Финист – ясный сокол»

все трое помогли найти Марьюшку

10

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

дала совет, как найти воду и яблоки

11

«Баба Яга и Заморышек»

хотела погубить всех братьев

  Мы узнали, что Баба Яга встречается не только в русских сказках. Этот персонаж известен у разных народов, только имена у неё везде разные:

в Польше – Ендзу;

в Словакии – Ежибаба

в Чехии – Езинка

в Индии — Дхумавати

в Греции – Геката

в Германии – Перхту

Вывод: эта старушка не так уж проста.

    Баба Яга всегда разная, в связи с чем эмоции, испытываемые к ней, варьируют от страха до уважения и благодарности.

     Она не надоедает своей однообразностью. С ней можно и посоветоваться, и поругаться, и даже подраться. Она мудрая и в чем-то наивная.

     Не внешность и производимое впечатление важны в человеке, а его характер, способности, знания.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

Все классы 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс. Выберите учебник: Все учебники «Литература», Курдюмова Т.Ф. «Литература», Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. и др./ Под ред. Ланина Б.А. «Литература», Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. и др. «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. «Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф. «Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С. «Литература (в 2 частях)», Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л. и др. /.

Презентация к уроку литературы в 5 классе «М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество». Петинова Анастасия Романовна. Под ред. Ланина Б.А. «Литература», Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. и др. «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. «Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф. «Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С. «Литература (в 2 частях)», Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л. и др. / Под ред. Сухих И.Н. «Литература (в 2 частях)», Гулин А.В., Романова А.Н. «Литература. 5 кл. (в 3-х частях)», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Русская литература.

Презентации по литературе 5 класс. К учебнику: Литература 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др.5-е изд. — М.: 2015. 4.1 — 304с. Презентации по литературе 5 класс и другие полезные материалы для учителя литературы, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе. Литература 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др.5-е изд. — М.: 2015. 4.1 — 304с. Все учебники. Литература 5 класс, Рыжкова Т.В., Костюхина М.С. и др./ Под ред. Сухих И.Н., Москва : Академия, 2019. Презентации. Презентация к уроку Х. К. Андерсен «Снежная королева»: «что есть красота?». В сказке «Снежная королева» (1844) Снежная королева и Герда противопоставлены друг другу.. 12.12.2020, Соколова Валентина Владимировна.

Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме. Опубликовано 06.01.2013 — 21:02 — Любовь Александровна Кирейшина. Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей. КТП уроков литературы для 6 класса по программе В.Я.Коровиной. КТП уроков литературы 7 класс по программе В.Я. Коровиной. КТП уроков литературы по программе в,я,Коровиной.

Презентации к урокам литературы. 5 класс. Ветхий Завет в изобразительном искусстве. Раньше в программе под редакцией Курдюмовой для 5 класса была тема «Ветхий Завет». И сейчас я тоже включаю эту тему в программу, так как учащиеся должны хотя бы знать, о чём рассказывает большинство произведений изобразительного искусства. Это больше урок об искусстве, чем о религии.

Литература 6 класс. ▫. Диск ИНФОУРОК (видеоуроки, презентации, текстовые файлы). ▫. М.Ю. Лермонтов. К урокам русского языка. ▫. Русский язык 10-11 класс. Закладки. Вы здесь: Файлы / Папка ‘ЛИТЕРАТУРА 5 КЛАСС (программа КОРОВИНОЙ)’. Литература 5 Класс (программа Коровиной). Просмотр Папки.

1 К уроку литературы в 5 классе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 5 класс». 2 Автор презентации: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 13 Остронкова Маргарита Леонидовна Копейский городской округ 2007 г. 3 М.Ю.Лермонтов – великий русский писатель ( гг.) С детских лет Лермонтов воспитывался в атмосфере «священных преданий» об Отечественной войне 1812 года. 4 Бородинское поле К западу от Москвы (124 км.) 26 августа 1812 года произошло генеральное Бородинское сражение. Скачать бесплатно презентацию на тему «К уроку литературы в 5 классе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 5 класс»» в формате .ppt (PowerPoint). Похожие презентации.

Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе 2012 го-да и обновлённым учебникам (предметная линия под ред. В. Я. Коровиной). В программу включено тематическое планирование всех уроков для 5 класса, которое соответ-ствует основному содержанию каждого урока в нашем по-собии для учителя. Пособие способствует формированию ключевых компе-тенций пятиклассников: • речевой (осознанное и выразительное чтение, пере-сказы, монологическая устная и письменная речь); • коммуникативной (умение работать в паре, в группе, рецензировать результаты деятельности.

Качественные разработки уроков, конспекты и презентации по теме Литература 5 класс. Веб-квест можно предложить учащимся после изучения рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы» (УМК под редакцией В.Я.Коровиной). №68745 | 19.03.2019 | Maleva4 | 0.7Mb. 1181.

Презентации к урокам литературы в 5 классе можно использовать на любом этапе занятия. При обобщении материала слайдовое сопровождение урока позволит организовать самостоятельную работу пятиклассников, при закреплении материала школьники с удовольствием поработают в группах, анализируя и систематизируя полученные знания, прочитав литературное произведение. Если вы хотите проводить современные уроки, предлагаем скачать бесплатно презентации по литературе в 5 классе из того раздела, в котором вы сейчас находитесь. Придя на урок раз с готовой разработкой, появится желание найти материал и к следующим урокам. У нас есть все.

(5 класс, учебник под ред. Коровиной). Цель данной презентации: поспособствовать понятию о басне, ее особенностях, о художественных средствах,которые присутствуют в баснях, а также выяснить цель, которые преследую басни. Дать представление о баснописцах разных веков. Презентация1.pptx. Презентация по литературе на тему: «Басни». (5 класс, учебник под ред. Коровиной).  Ты все пела – это дело, так пойди же попляши  А Васька слушает да ест  Слона – то я и не приметил…   Уж сколько раз твердили миру… Презентация по литературе на тему: «Басни». (5 класс, учебник под ред. Коровиной.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы 5 класс по литературе для учителя и ученика. Крюкова Ольга Сергеевна. Литература, 5 класс, Уроки. 15 марта 7983 37. doc. Открытый урок «Добро и зло в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Метеева Динара Абдуллатиповна. Литература, 5 класс, Уроки. 5 марта 4927 35. docx.

Литературное чтение (1-4) Линия УМК под ред. Т. Ф. Курдюмовой. Литература (10-11) (баз.) Линия УМК под ред. Т. Ф. Курдюмовой. Литература (5-9) УМК А. Н. Архангельского, Т. Ю. Смирновой. Литература (5-9) УМК Г. В. Москвина и др. 10-11 классы. Литература (Б) УМК Г. В. Москвина и др. 5-9 классы. Литература УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (10-11) (баз., углуб.) УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9). Тип. Город образования-2019. Мастер-класс «Как уйти от традиционной формы урока?» Смотреть видео. Состоялось.

Дидактический материал по литературе в 5 классе «Детям о И.С.Тургеневе». Цель: познакомить учащихся с биографией знаменитого русского писателя и поэта, публициста и драматурга, классика русской литературы 19 века . 09 февраля 2021 Печказова Светлана Петровна. Презентация предназначена для урока по творчеству Н. А. Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях…». 5класс. 18 января 2021 Строгонова Ирина Станиславовна. 23 2 0 0. Проект «Иллюстрации пятиклассников к сказке Х.Андерсена «Снежная королева». Презентации для 5 класса.

Презентация к уроку литературы в 5 классе по произведени. В. Г. Короленко «В дурном обществе». Тема урока «Смысл названия и основные ид. 04.11.2020, Сидорова Марина Анатольевна. 696 198. Презентация к уроку литературы по теме «Приключение-игра-жизнь по произведению Марка Твена «Приключения Гекльб. Презентации. Данная презентация составлена к уроку-рефлексии по произведению Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна». Данная презентация по литературе предназначена для проверки знаний материала о жизни и творчестве И.А.Бунина (5 класс; программа под ред. В.Я.Коровино. 19.01.2020, Заикин Игорь Викторович. 292 50.

Вводный урок литературы. 5 класс. Слово литература пришло к нам из языка древних римлян — из латинского языка. В переводе оно означает написанное. Запишем в тетрадях: Литература (лат.) — «написанное». Составитель презентации учитель русского языка и литературы. МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М. Литература — еще материалы к урокам: Презентация «Русские народные сказки «Царевна-лягушка»» 5 класс.

Презентация к уроку литературы «Своя игра»; 5 класс. Данный материал можно использовать на обобщающем уроке по курсу русской литературы в 5 классе. В игровой форме ребята вспомнят известные им произведения: сюжет, систему персонажей, некоторые детали. Также обучающиеся повторят изученных ими авторов и вспомнят некоторые моменты их биографии. Данная викторина по литературе предназначена для обучающихся младшего среднего звена школы (5 класс), занимающихся по учебнику В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. Она может быть проведена в конце 1 полугодия как проверочная работа.

Презентация Викторина к уроку внеклассного чтения на тему: «Сказки Х. К. Андерсена» рассчитана на обучающихся 5 класса. Цель: 1) развить навыки осознанного чтения и выборочного перес. 24.01.2021 Соколова Валентина Владимировна 31 0. Презентация на тему: «Что помогло Герде спасти Кая?» Презентация к уроку Х. К. Андерсен «Снежная королева»: «что есть красота?». В презентации к уроку внеклассного чтения представлены вопросы к сказам уральского писателя П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Горный м. 22.02.2021 Соколова Валентина Владимировна 11 1. Презентация к уроку «Письма с фронта».

Данная презентация поможет учителю показать истоки возникновения древнерусской литературы как исторического процесса, презентация содержит материал для записи заучивания, а также вопросы на закрепление. В приведенной презентации последние слайды относятся к изучаемому в 5 классе (по Программе В.Я. Коровиной) произведению «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»:словарная работа с трудными словами, работа над фабулой. Мартынюк Анастасия Сергеевна, Учитель русского языка и литературы, ГОУ ЦО №1486, г. Москва. древнерусская литература урок. Скачать эту работу на свой компьютер.

В детстве мамы читали нам сказки, и мы слышали такие слова: «мёртвая вода и живая вода». Мы были ещё очень маленькими и не задумывались, почему воду в сказках называют «мёртвой» или «живой». Вода — самое распространённое вещество на Земле и самое загадочное. Каждый человек знает, что жизнь без воды невозможна.

Цель работы: Выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется.

Задачи:

  • Прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие.
  • Сравнить сказки разных народов.
  • Провести анкетирование среди учащихся параллели 5 класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой» воде?»
  • Придумать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Снять по этой сказке пластилиновый мультфильм.

Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой воде. «Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.

Прочитав эти сказки, мы поняли, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.

Таким образом, можно сказать, что «живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов, а также в авторских сказках.

«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.

* * *

В рамках школьной научно-практической конференции «Путь к успеху» нам, ученикам 5 Г класса школы № 57 г. Иркутска Перебоевой Анне, Коробовой Софье, Горбуновой Валерии выпала возможность под руководством учителя русского языка и литературы Ольги Анатольевны Орловой участвовать в проекте «Живая» и «мертвая» вода в сказках.

Перед нами была поставлена цель: выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется. А также прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие. Сравнить сказки разных народов. Главной задачей являлось написать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Снять по этой сказке пластилиновый мультфильм.

Начали мы свою работу с того, что подобрали сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода и установили ее действие.

Так вода в сказках часто выполняет главную роль и встречается в самых разных образах: реки, дождя, моря, океана. В сказках точно определены представления людей о связях природы и жизни человека. Вода в сказках чаще всего помогает людям. У А.С. Пушкина в «Сказке о Царе Салтане» мать и ребёнок помещены в бочку и брошены в море, но море пожалело их и выбросило бочку на берег. А из сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым героя — Ивана.

Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой» воде. «Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.

Мы составили список сказок, в которых встречаются волшебные свойства воды:

  • «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,
  • «Сказка о Василисе, Золотой косе, Непокрытой красе, и об Иване Горохе»,
  • «Марья Моревна»,
  • «Медное, серебряное и золотое царство»,
  • «Иван — мужицкий сын»,
  • «Иван-царевич и Серый волк»,
  • «Живая вода» Братья Гримм,
  • «Летучий корабль»,
  • «Черноволосый принц».

Прочитав эти сказки, мы поняли, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

«Иван-царевич и Серый волк» (русская народная сказка)

«Лежит Иван — царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:

— Ты лети — ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка. Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану — царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил» [4].

«Иван — мужицкий сын» (русская народная сказка)

В сказке «Иван — мужицкий сын» убегает Иван с полюбившейся ему девицей-красавицей от погони, посланной злым колдуном. «Слышит красавица девица, что нагоняют. Сделала она Ивана конем, а сама обернулась репьем. Возвращается погоня ни с чем. Колдун спрашивает:

— Что же, никого не видали?

— Нет, никого. Только конь ходит, а на хвосте у него репей.

— Ах, это они самые!

Побежал колдун сам. Бежит — земля дрожит. Слышит красавица девица — нагоняют. Обернулась она морем, а Ивана селезнем сделала. Стал колдун воду пить, чтобы море осушить. А селезень крякает:

— Чтоб ты лопнул! Чтоб ты лопнул!

Так оно и случилось: лопнул колдун и издох. Прибежал Иван — мужицкий сын со своей невестой домой, к отцу — матери. Свадьбу сыграли.

Стали жить — поживать, добро наживать» [4].

«Живая вода» Братья Гримм

Как-то у трех братьев заболел отец, и они решили найти живую воду для его спасения. Два старших брата встретили по дороге карлика, смеялись над ним, за что он их заколдовал. Младшему доброму брату карлик помог добраться до замка с волшебной водой.

Затем мы приступили к практической части нашей работы. Нами было проведено анкетирование среди учащихся параллели 5 класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой» воде?»

На вопросы анкеты отвечали 136 человек.

Ребята перечислили сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Среди них были: «Иван- мужицкий сын» (3 чел.), «Царевна-лягушка» (6 чел.), «Иван — царевич и серый волк» (23 чел.). Встречались ответы «Не знаю». Свою задачу мы видим в том, чтобы напомнить учащимся параллели 5 класса уже известные сказки и познакомить с другими сказками.

Действие «живой» воды — исцеление — указали 36 человек.

Действие «мертвой» воды:

  • убивает — 44 человека,
  • заживляет раны- 7 человек.

На вопрос «Существует ли сейчас «живая» и «мертвая» вода?» положительно ответили 87 человек, отрицательно — 45 человек.

Рецепты использования «живой» и «мертвой» воды указали всего несколько человек. Вот некоторые из них:

Алина: «Сначала надо помыться, потом перекреститься, облиться сначала «мертвой» водой, а потом «живой»».

Дарья: «Живой» водой можно напоить больного или промыть рану».

Михаил: «Двадцать капель «живой» воды и человеку станет лучше».

В ходе проведенных исследований мы получили следующие результаты:

«Живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов.

«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.

«Мёртвая» вода называется иногда целительной или целющей, живущей: она заживляет нанесенные раны, сращивает части мёртвого тела, но не воскрешает его. Только окропление живой водой возвращает ему жизнь.

Продуктом нашей работы является сказка, которую мы сочинили «Живая и мертвая вода» и сняли по ней пластилиновый мультфильм. Этот мультфильм мы предлагаем Вашему вниманию.

Литература

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Художественная литература, 1984.
  2. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и Ефрона. М.: 2007, с. 207.
  3. Русские народные сказки. М.: 2005г.
  4. 4.Сборник сказок «Любимые сказки». М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2002.
  5. Фольклор народов России. В 2 т. Т.1: М.: Дрофа, 2002.


Текст сказки «Царевна — лягушка»:

В старые годы у одного царя было три сына. Вот когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:
-Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне охота бы вас женить,
посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.
Сыновья отцу отвечают:
— Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить?
— Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.
Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили.
У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярс-
кая дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, под-
няла ее купеческая дочь.
А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сам не
знает куда. Вот он шел, шел, дошел до болота, видит — сидит лягушка,
подхватила его стрелу. Иван-царевич говорит ей:
— Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу.
А лягушка ему отвечает:
— Возьми меня замуж!
— Что ты, как я возьму в жены лягушку?
— Бери, знать судьба твоя такая.
Закручинился Иван-царевич. Делать нечего, взял лягушку, принес домой.
Царь сыграл три свадьбы: старшего сына женил на боярской дочери, средне-
го — на купеческой, а несчастного Ивана-царевича — на лягушке.
Вот царь позвал сыновей:
— Хочу посмотреть, которая из ваших жен лучшая рукодельница. Пускай
сошьют мне к завтрему по рубашке.
Сыновья поклонились отцу и пошли.
Иван-царевич приходит домой, сел и голову повесил. Лягушка по полу
скачет, спрашивает его:
— Что, Иван-царевич, голову повесил? Или горе какое?
— Батюшка велел тебе к завтрему рубашку ему сшить.
Лягушка отвечает:
— Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее.
Иван-царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с се-
бя лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей,
что и в сказке не расскажешь.
Василиса Премудрая ударила в ладоши и крикнула:
— Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Сшейте мне к утру такую
рубашку, какую видела я у моего родного батюшки.
Иван-царевич утром проснулся, лягушка опять по полу скачет, а рубашка
уж лежит на столе, завернута в полотенце. Обрадовался Иван-царевич, взял
рубашку, понес к отцу. Царь в это время принимал дары от больших сыно-
вей. Старший сын развернул рубашку, царь принял ее и сказал:
— Эту рубашку в черной избе носить.
Средний сын развернул рубашку, царь сказал:
— В ней только в баню ходить.
Иван-царевич развернул рубашку изукрашенную златомсеребром, хитрыми
узорами. Царь только взглянул:
— Ну, вот это рубашка — в праздник ее надевать.
Пошли братья по домам — те двое — и судят между собой.
— Нет, видно, мы напрасно смеялись над женой Ивана-царевича: она не
лягушка, а какая-нибудь хитрая колдунья.
Царь опять позвал сыновей.
— Пускай ваши жены испекут мне к завтрему хлеб. Хочу узнать, которая
лучше стряпает.
Иван-царевич голову повесил, пришел домой. Лягушка его спрашивает:
— Что закручинился?
Он отвечает:
— Надо к завтрему испечь царю хлеб.
— Не тужи, Иван-царевич, лучше ложись спать, утро вечера мудренее.
А те невестки сперва-то смеялись над лягушкой, а теперь послали одну
бабушку-задворенку посмотреть, как лягушка будет печь хлеб.
А хитрая лягушка это смекнула. Замесила квашню, печь сверху разломала
да прямо туда, в дыру, всю квашню и опрокинула. Бабушка-задворенка при-
бежала к царским невесткам, все рассказала, и те так же стали делать.
А лягушка прыгнула на крыльцо, обернулась Василисой Премудрой, удари-
ла в ладоши:
— Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мяг-
кий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела.
Иван-царевич утром проснулся, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен
разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами.
Иван-царевич обрадовался, завернул хлеб в ширинку, понес к отцу. А
царь в то время принимал хлебы от больших сыновей. Их жены-то поспускали
тесто в печь, как им бабушка-задворенка сказала, и вышла у них одна го-
релая грязь. Царь принял хлеб от старшего сына, посмотрел и отослал в
людскую. Принял от среднего сына и туда же отослал. А как подал Иван-ца-
ревич, царь сказал:
— Вот это хлеб, только в праздник его есть.
И приказал царь трем своим сыновьям, чтобы завтра явились к нему на
пир вместе с женами.
Опять воротился Иван-царевич домой невесел, ниже плеч голову повесил.
Лягушка по полу скачет:
— Ква, ква, Иван-царевич, что закручинился? Или услыхал от батюшки
слово неприветливое?
— Лягушка, лягушка, как мне не горевать? Батюшка наказал, чтобы я
пришел с тобой на пир, а как я тебя людям покажу?
Лягушка отвечает:
— Не тужи, Иван-царевич, иди на пир один, а я вслед за тобой буду.
Как услышишь стук да гром, не пугайся. Спросят тебя, скажи: «Это моя ля-
гушонка в коробчонке едет».
Иван-царевич и пошел один. Вот старшие братья приехали с женами, ра-
зодетыми, разубранными, нарумяненными, насурьмленными. Стоят да над Ива-
ном-царевичем смеются:
— Что же ты без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес. Где ты та-
кую красавицу выискал? Чай, все болота исходил.
Царь с сыновьями, с невестками, с гостями сели за столы дубовые, за
скатерти браные — пировать. Вдруг поднялся стук да гром, весь дворец
затрясся. Гости напугались, повскакали с мест, а Иван-царевич говорит:
— Не бойтесь, честные гости: это моя лягушонка в коробчонке приехала.
Подлетела к царскому крыльцу золоченая карета о шести белых лошадях,
и выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье — частые звез-
ды, на голове — месяц ясный, такая красавица — ни вздумать, ни взгадать,
только в сказке сказать. Берет она Ивана-царевича за руку и ведет за
столы дубовые, за скатерти браные.
Стали гости есть, пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из ста-
кана да последки себе за левый рукав вылила. Закусила лебедем да косточ-
ки за правый рукав бросила.
Жены больших-то царевичей увидали ее хитрости и давай то же делать.
Попили, поели, настал черед плясать. Василиса Премудрая подхватила
Ивана-царевича и пошла. Уж она плясала, плясала, вертелась, вертелась —
всем на диво. Махнула левым рукавом — вдруг сделалось озеро, махнула
правым рукавом — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву да-
лись.
А старшие невестки пошли плясать: махнули рукавом — только гостей
забрызгали; махнули другим — только кости разлетелись, одна кость царю в
глаз попала. Царь рассердился и прогнал обеих невесток.
В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашел там
лягушачью кожу и бросил ее в печь, сжег на огне.
Василиса Премудрая возвращается домой, хватилась — нет лягушачьей ко-
жи. Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану-царевичу:
— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал? Если бы ты еще только три дня
подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять
земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного…
Обернулась Василиса Премудрая серой кукушкой и улетела в окно.
Иван-царевич поплакал, поплакал, поклонился на четыре стороны и пошел
куда глаза глядят — искать жену, Василису Премудрую. Шел он близко ли,
далеко ли, долго ли, коротко ли, сапоги проносил, кафтан истер, шапчонку
дождик иссек. Попадается ему навстречу старичок.
— Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?
Иван-царевич рассказал ему про свое несчастье. Старичок говорит ему:
— Эх, Иван-царевич, зачем ты лягушачью кожу спалил? Не ты ее надел,
не тебе ее было снимать. Василиса Премудрая хитрей, мудреней своего отца
уродилась. Он за то осерчал на нее и велел ей три года быть лягушкой.
Ну, делать нечего, вот тебе клубок: куда он покатится, туда и ты ступай
за ним смело.
Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком. Клубок ка-
тится, он за ним идет. В чистом поле попадается ему медведь. Иван-царе-
вич нацелился, хочет убить зверя. А медведь говорит ему человеческим го-
лосом:
— Не бей меня, Иван-царевич, когда-нибудь тебе пригожусь.
Иван-царевич пожалел медведя, не стал его стрелять, пошел дальше.
Глядь, летит над ним» селезень. Он нацелился, а селезень говорит ему че-
ловеческим голосом:
— Не бей меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь.
Он пожалел селезня и пошел дальше. Бежит косой заяц. Иван-царевич
опять спохватился, хочет в него стрелять, а заяц говорит человеческим
голосом:
— Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь!
Пожалел он зайца, пошел дальше. Подходит к синему морю и видит — на
берегу, на песке, лежит щука, едва дышит и говорит ему:
— Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синее море!
Он бросил щуку в море, пошел дальше берегом. Долго ли, коротко ли,
прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка на курьих ножках, кругом
себя поворачивается.
— Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу за-
дом, ко мне передом.
Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом. Иван-царевич вошел
в нее и видит — на печи, на девятом кирпиче, лежит бага-яга, костяная
нога, зубы — на полке, а нос в потолок врос.
— Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? — говорит ему баба-яга. —
Дело пытаешь или от дела пытаешь?
Иван-царевич ей отвечает:
— Ах ты, старая хрычовка, ты бы меня прежде накормила, напоила, в ба-
не выпарила, тогда бы и спрашивала.
Баба-яга в бане его выпарила, напоила, накормила, в постель уложила,
и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Премудрую.
— Знаю, знаю, — говорит ему баба-яга, — твоя жена теперь у Кощея
Бессмертного. Трудно ее будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его
смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот за-
яц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб
Кощей Бессмертный как свой глаз бережет.
Иван-царевич у бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где
растет высокий дуб. Долго ли, коротко ли, дошел туда Иван-царевич, видит
— стоит, шумит высокий дуб, на нем каменный сундук, а достать его труд-
но.
Вдруг откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем.
Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц — и наутек во всю
прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из
зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на нее се-
лезень кинулся; как ударит ее — утка яйцо выронила, упало яйцо в синее
море…
Тут Иван-царевич залился горькими слезами — где же в море яйцо найти!
Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич раз-
бил яйцо, достал иголку и давай у нее конец ломать. Он ломает, а Кощей
Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал
Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею умереть.
Иван-царевич пошел в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Ва-
силиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. Иван-царевич с Васили-
сой Премудрой воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой ста-
рости.

  • Проект народные сказки для 3 класса как сделать
  • Проект народные сказки 3 класс по литературному чтению своими руками
  • Проект народные сказки для 3 класса сборник творческих работ
  • Проект не согласован как пишется слитно или раздельно
  • Проект нам не нужна война 4 класс по литературе рассказ