ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Автор проекта: Карапетян З.С. Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр Развития Ребенка — детский сад №16 «Петушок».
Вид проекта: долгосрочный, 3 месяца.
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта:
Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств и скандалов. В совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается.
Столкнувшись с этой проблемой, ребятам была прочитана психотерапевтическая сказка «Праздник дружбы» под редакцией И. Вачкова. После чего, было обсуждение сказки. Детям был задан вопрос: «А умеете ли вы дружить?». Дети согласились. Так началась работа над проектом – «Учимся дружить».
Цель: Развивать навыки эффективного взаимодействия детей через понятие «Дружба», используя различные методы и приемы.
Задачи проекта для детей:
- воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам
- развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении
- воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам поведения, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим
- развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки.
Задачи для родителей:
- создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребёнка
- учитывать опыт детей, приобретённый в детском саду
- уважать неповторимость ребёнка, ставить для себя и ребёнка реальные цели.
Задачи для педагогов:
развивать социально — профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Критерии оценки эффективности проекта:
- Активное вовлечение родителей в участие в проекте, через помощь в организации и проведении мероприятий.
- Формирование умений у детей правильно оценивать свои поступки и поступки своих друзей, методом рефлексии.
- Формирование умений у детей замечать положительные качества другого человека и говорить о них, методом наблюдения.
- Формирование у детей понятия «Дружба», проведением итоговой викторины «О дружбе и друзьях».
Направление деятельности и интеграция областей:
Коммуникация:
беседы: «С кем бы ты хотел дружить?», «Золотое правило дружбы», «Расскажи о друге», «Дружба творит чудеса», «Что мешает нам дружить?», «Если друг вдруг заболел», «Друг познается в беде», «Друга ищи, а найдешь — береги», «Собака — друг человека», «Нет лучше друга, чем родная мать».
разучивание стихотворений о дружбе, разучивание мирилок, подборка пословиц о доброте, дружбе, сердечности, неравнодушии, разучивание загадок о дружбе.
Познание: ситуативные игры,
дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Школа вежливости», «Я не должен — я должен», «Ку-ку!», «С кем бы ты хотел дружить?», «Топ-хлоп», «Чепуха», «Это я! Это я! Это все мои друзья!»
Чтение художественной литературы: сказка И. Гуриной «Про Зайца — забияку», «Жадный мышонок», стихи А. Кузнецова «Подружки», Е. Серова «Нехорошая история», Е. Благинина «Подарок», сказка «Как светлячок друга искал», Л. Квитко «Два друга», В.Осеева «Сторож», «Дружба» И. Туричин.
Социализация: утро радостных встреч (после болезни, новенькие в группе, после выходных), речёвки, приветствия.
Труд: труд в природе «Чистота окружающей среды начинается с меня», «Покажем Дюймовочке наш уголок природы».
Художественно — творческое:
Аппликация: «Букет Дружбы», «Сердечная ромашка».
Лепка: «Подари сердечко другу», «Подари игрушку другу».
Рисование: «Дом дружбы», «Портрет друга».
Музыка: слушание и разучивание песен.
«Вместе весело шагать», «Давай дружить», «Когда мои друзья со мной», танец «Мирилка», «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика, Барбарики «Доброта», Леопольд «Ярко светит солнце», музыкальная игра — танец – «Танец в парах».
Здоровье: целевая прогулка — «Кому нужна моя помощь»;
пальчиковая гимнастика — «Стираем носовой платочек», «Чай для Валерика», «Проглот — бегемот», «Дружба зверей», «Барашки».
Физическая культура:
подвижные игры — «Веселые человечки», «Опанас», «Поехали — поехали», «Раненый товарищ», «Угощение для друга», «Что мы делали?».
соревнования — «Весёлые старты», «Мама, папа, я — спортивная семья»;
эстафета — «Кто быстрее оденет друга на прогулку»;
физминутки — «Гуси», «Ёжик», «Как живешь», «Карусели», «Мы за руки возьмемся», «Прогулка».
Работа с родителями: анкеты для родителей.
НОД: «Что такое Дружба?»; «Каким должен быть друг», «Правила Дружбы», «У нас в группе – новенькая», «Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен», «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом», «Все мы вместе целый день и трудиться нам не лень».
Упражнения: «Помоги другу по дежурству», «Как помочь девочке-замарашке», «Кто у нас лучше всех», «Кому вы больше сочувствуете?», » Кто хочет помочь мальчику?», «Придумаем конец рассказов»,» Когда дружба мешает, а когда помогает».
Разрешение ситуаций:
«Краской залился рисунок…», «На столе — разорванная книжка», «У Саши оторвалась пуговица», «Сломался карандаш», «Мальчик ударил девочку», «Дерутся две девочки», «Саша упала и разбила ногу».
Упражнения на расслабление: «Солнечный зайчик», «Надуваем воображаемый шарик», «Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать», «Качели», «Какой счастливый день сегодня», «Кошечка».
Разрешение проблемных ситауций:
- «Праздник дружбы» И.В. Вачков.
- «Незабудка не смогла подружиться» О.Гавриченко.
- «Смелый Бобердулик» И.Орлова.
- «Особенное растение» О. Хухлаева.
- «Праздник дружбы» Е.С. Мосина.
- «Маша и Ойка» С. Прокофьева.
Игры: «Хорошо-плохо», «Кто же меня любит», «Какой путь вы выберете», «Путаница» «День радостный встреч», «Зеркало», «Добрый друг», «Игра-мирилка».
Создание совместно с родителями сказки-книжки о дружбе:
«Зимовье зверей» РНС, «Под грибом» И.Сутеев.
Просмотр мультфильмов: «Кот Леопольд», «Крошка Енот», «Маша и медведь», «Малыш и Карлсон», «Самый большой друг», «Друзья — товарищи», «Необычный друг».
Ресурсное обеспечение проекта:
Презентация проекта.
Практическая значимость: практическая значимость проекта «Учимся дружить» очевидна. Его осуществление помогает сформировать те фундаментальные составляющие, которые являются решающими для развития личности ребёнка, его успешной адаптации в любой социальной среде. Другими словами, целенаправленная работа по развитию эффективных навыков взаимодействия детей, обеспечивает не только положительное общение воспитанников, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребёнком.
Выводы:
Результатом осуществления проекта «Учимся дружить» стали:
- повышение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей, культуры межличностного общения и интереса к внутреннему миру другого ребенка
- формирование у детей устойчивой потребности к общению друг с другом, взаимопомощи, поддержки, а также к совместной деятельности.
Проект «Учимся дружить» — это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы. Взаимопроникновение видов деятельности друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция, даёт высокую результативность.
Перспективы дальнейшей работы:
Цель: Продолжать развивать полученные навыки эффективного взаимодействия детей через понятие «Учимся дружить», используя нетрадиционные методы и приемы.
Задачи:
познакомить детей с понятием «конфликт», что такое конфликт?;
познакомить детей с различными путями преодоления конфликтных ситуаций.
Список используемой литературы:
- «Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников» О.В. Баженова.
- «Почему облака превращаются в тучи?» Сказкотерапия для детей и родителей Е.С. Мосина.
- «Лабиринт души» Терапевтические сказки О.В. Хухлаева.
- «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева.
- «Терапевтические сказки для дошкольников» И.В. Вачков.
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог- дети-родители в реализации проекта:
Дети: Овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации; проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим; возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других; дети знают и называют пословицы, поговорки о доброте, дружбе; дети стали более раскрепощены и самостоятельны; в свободной деятельности применяют пение песен, мирилки; появляется интерес к труду взрослых и чувство ответственности при выполнении трудовых поручений;
Педагоги: Проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применение стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста; педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта; собран и систематизирован весь материал по теме проекта;
Родители: У родителей появляется интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
Подготовительный этап.
В ходе данного этапа проведена предварительная работа:
Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,
Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических).
Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.
Скоординировать действия педагогов и родителей по формированию у детей в детском саду и дома социально — нравственных качеств.
Сотрудничество с родителями: беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в группе детсада, анкетирование.
Основной этап.
В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:
1. Мероприятия по работе с детьми:
- чтение художественной литературы
- просмотр мультфильмов, иллюстраций, картинок, пособий
- беседы, занятия, наблюдения, рисование, аппликации, дидактические игры, лепка, игры – развивающие, подвижные, мимические.
2. Мероприятия по работе с педагогами:
- использование раздаточного материала, в соответствии с темой проекта
- изготовление пособий для занятий и декораций для развлечений
- оформление выставки детских работ «дерево ласковых имен».
3. Мероприятия по работе с родителями:
- проведение консультаций на тему «Добр ли ваш ребенок?»
- оформление книжек-малышек о добре и дружбе
- организация выставки детских работ: рисунков, аппликаций
- проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок, кукол
- совместный с педагогом, ребёнком и родителями анализ поведения за день.
Заключительный этап.
На третьем, заключительном этапе, анализируя работу, можно сделать выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что позволило существенно снизить конфликтность между детьми
- данный проект способствовал не только улучшению психологического климата, но и значительно облегчил работу педагога, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей: дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог
- удалось достичь хороших результатов взаимодействия педагог – родители: родители принимали активное участие в реализации проекта.
Оформление выставки коллективных работ.
Проект«Дружба начинается с улыбки»
Тип проекта:
психолого
–
педагогический.
Участники:
дети старшей группы, воспитатели группы, педагог – психолог, инструктор ФИЗО, родители.
Масштаб
: долгосрочный, учебный год.
Основание для разработки:
Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми, является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми. Реализация данного проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей группы: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения, облегчает переход из детского сада в школу, к активному общению в период адаптации.
Цель:
Формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в группе.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. Выявить уровень благополучия взаимоотношений в группе детского сада;
3. Создать доброжелательную, комфортную обстановку в коллективе детей, научить их бережно относиться к своим товарищам, проявлять доброту и внимание, научить общаться друг с другом;
4. Формировать умение ограничивать свои желания, учить считаться с желаниями окружающих сверстников и родителей, умение сопереживать.
План реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
— изучить имеющиеся условия для реализации проекта, подобрать и систематизировать наглядно – методический и дидактический материал: игры, упражнения, детскую художественную литературу по проблеме.
— выявить уровень благополучия детей в группе по методикам «Секрет», разработанной Т.А. Репиной (выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия);
— проанализировать совместно с психологом результаты обследования детей, определить психолого-педагогическую работу с детьми.
Ответственный: воспитатели группы, педагог- психолог.
2 этап – технологический:
— создание необходимой предметно-развивающей среды: организация психологического уголка в группе, в котором размещены зоны для саморегуляции и релаксации, для повышения самооценки, развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы;
— разработка материала, картотеки игр и упражнений на обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме, умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции, бесконфликтному общению, повышению самооценки, навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде;
— подготовка аудиозаписей разнообразных музыкальных произведений, видеотеки мультфильмов с сюжетами по формированию нравственных качеств;
— разработка перспективного плана по реализации проекта;
— разработка конспектов игровых занятий, развлечений, сценариев совместной деятельности.
Ответственный: воспитатели, педагог- психолог, инструктор ФИЗО.
3 этап – внедренческий:
Реализация проекта:
сроки | задачи | содержание |
сентябрь | — воспитывать интерес к окружающим детям; — развивать чувство понимания и потребности в общении со сверстниками. | — Беседа «Если с другом вышел в путь»; — Игровые упражнения «Кто первым поздоровается?»; — Чтение художественной литературы «Урок дружбы», «Настоящий друг» М. Пляцковского. |
октябрь | — развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях. | — Дидактическая игра «Наши добрые слова»; — Инсценировка произведения В. Осеевой «Волшебное слово»; — продуктивная деятельность, рисование «Рисунок другу»; — спортивные игры – эстафеты; — Концерт для осенних именинников «От улыбки станет все светлей». |
ноябрь | — развивать умение контролировать свое эмоциональное состояние в процессе общения со сверстниками; — формирование доверия к собеседнику. | — Беседа «Драться или договариваться»; — Дидактическая игра «Как хорошо с тобой дружить»; — Фотовыставка «А мы бываем вот такие» (фотографии детей группы в повседневной деятельности с разными эмоциональными настроениями); — психологические игры на развитие самоконтроля. |
декабрь | — продолжать учить быть внимательным к чувствам и желаниям других детей, передавать свои положительные эмоции другим. | — Дидактические упражнения «Угадай мое настроение», «Передай свое настроение»; — Продуктивная деятельность (ручной труд) «Подарки моим друзьям»; — Концерт для зимних именинников «От улыбки станет все светлей» |
январь | — развивать навыки совместной деятельности детей и родителей; — развивать умение распознавать положительное и отрицательное в поведении человека; — развивать творческие способности, воображение; — укреплять дружеские взаимоотношения в процессе продуктивной деятельности. | — Совместная деятельность детей и родителей – выпуск мини-газет «Нарисуй пословицу о дружбе»; — Проигрывание игровых ситуаций по стихотворению В. Маяковского «Что такое «хорошо» и что такое «плохо?» — Чтение художественной литературы: русской народной сказки «Лиса и журавль», эстонской сказки «Каждый свое получит»; — совместное с родителями, детьми катание на коньках. |
февраль | — продолжать обучать детей речевым средствам общения, — коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения. | — Беседа «Как играть и не ссориться», «Умнее тот, кто уступает»; — Вечер подвижных игр «Подарки», «Позови ласково»; игры-соревнования, эстафеты; — игры, обучающие сотрудничеству «Доброе животное», «Маленький остров»; — Праздник, посвященный будущим защитникам «Смелые, сильные, храбрые»; — Продуктивная деятельность (рисование) «Нарисую друга»; — Выпуск альбома с иллюстрациями «Какими должны быть настоящие мужчины»; — Чтение художественной литературы: стихи С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; — Спортивное развлечение с применением парной гимнастики. |
март | — обучать детей различать эмоциональные состояния героев художественных произведений и сказок по особенностям речи, жестов, мимики, движений. | — Чтение художественной литературы рассказ А. Ахундова «Красивая девочка»; — Выпуск газеты «Наши принцессы» (о девочках группы»; — Инсценировка и показ детям младшей группы сказки «Заюшкина избушка». |
апрель | — воспитывать межличностные отношения с окружающими взрослыми и сверстниками. | — Анкетирование детей и родителей «Что такое дружба?»; — Продуктивная деятельность (рисование портретов) «Отгадай моего друга»; — родительское собрание по теме «Старый друг лучше новых двух»; — Концерт для весенних именинников «От улыбки станет все светлей». |
май | — учить детей высказывать мнение о своих друзьях, — развивать чувство эмпатии и толерантность к окружающим сверстникам и взрослым. | — Поход в парк, развлечение «В кругу друзей»; — Беседа «нам гости пришли» — рассказы родителей о своих школьных друзьях; — Игры на сотрудничество: «Слепой и поводырь», «Паутина», «Путаница», «Обруч», «Дорожка препятствий». |