Проект на тему сказки пушкина 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. верхний ломов имени ивана ивановича привалова учебный проект по литературному чтению

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Верхний Ломов

имени Ивана Ивановича Привалова

Учебный проект по литературному чтению

« Путешествие по сказкам А.С Пушкина »

Подготовил:

Богомолов Максим

ученик 4б класса

Руководитель проекта:

Смагина Ю.Н.,

учитель МБОУ СОШ

с. Верхний Ломов

им. И.И. Привалова

с. Верхний Ломов, 2018 г.

Актуальность проекта:

Сказки А.С. Пушкина любимое чтение для детей и взрослых. Когда мы были маленькими, эти сказки нам читали взрослые, сейчас мы читаем их самостоятельно, а пройдут годы — мы прочтем эти сказки своим детям и откроем для себя что – то совсем новое незнакомое. И так бесконечно. Пушкин будет с нами всю жизнь.

Сказки – один из любимых жанров Пушкина. Настоящим кладом была для Пушкина каждая его сказка. Именно со «Сказок» А.С. Пушкина, где место действия всегда Деревянная Русь, с ее рублеными избами, боярскими палатами, высокими теремами, с куполами и маковками церквей. Именно с них начинается путешествие в страну сказок.

Гипотеза: специально для детей А.С. Пушкин сказок не сочинял, но все сказки стали любимы, как детьми, так и взрослыми. А.С. Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии – золотую рыбку, царевну Лебедь, золотого Петушка и затейницу белку.

Цель проекта: показать удивительный мир сказок А.С. Пушкина, их мудрость и красоту; закрепить веру в добро и любовь, в торжество над злом.

Задачи проекта:

  1. Расширить представления о творчестве великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина.

  2. Собрать и обработать информацию по сказкам А.С. Пушкина.

  3. Составить викторину по сказкам А. С. Пушкина.

  4. Создать буклет «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Описание проекта:

  1. А.С. Пушкин и его сказки1041067 1

Сегодня я отправлюсь в мир сказок, великого русского поэта, А. С. Пушкина. А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве. С раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно о нем заботилась его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий. Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл ее мамушкой. Начнет Арина Родионовна рассказывать сказки, так он не шелохнется.

На основе этих сказок Пушкин создал свои произведения, которые я знаю и люблю. В период своего творчества он написал 7 сказок: «Сказка о медведихе», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Жених», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Вспомним его сказки.

  1. Викторина « Наши любимые сказки »

( по сказкам А.С.Пушкина )

1.«Назови сказку правильно»

— «Сказка о рыбаке и … .» (рыбке)

— «Сказка о царе Салтане и … » (сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче)

— «Сказка о Золотом … » (петушке)

— «Сказка о попе и … » (о работнике его Балде)

— «Сказка о спящей царевне и… » (семи богатырях)

  1. «Из одной ли мы сказки?»

Царь Дадон и шамаханская царица? (да)

Царевна лебедь и семь богатырей? (нет)

Королевич Елисей и мёртвая царевна?(да)

Князь Гвидон и злая мачеха?( нет)

Попадья и золотая рыбка? (нет)

Царь Салтан и тридцать три богатыря?(да)

3. «Из какой сказки отрывок? »

1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане…»)

2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи… » («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)

3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». («Сказка о золотом петушке».)

4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке»)

5. «Жил-был поп, толоконный лоб». («Сказка о попе и его работнике Балде»)

6. «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон» («Сказка о золотом петушке».)

7. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. («Сказка о царе Салтане».)

8. Вот пошел он к синему морю;

Видит, море слегка разыгралось

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила

«Чего тебе надобно, старче? »

(Сказка о рыбаке и рыбке)

4. «Вопрос – ответ? »

1. Героем кaкoй пушкинской скaзки, является цaрь Дaдoн?

А. «Сказки о рыбаке и рыбке». Б. «Сказки о золотом петушке».

В. «Сказки о попе и о работнике его Балде».

2. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке?

А. В землянке. Б. В избушке. Г. В шалаше.

3. В кого превращался князь Гвидон в сказке о царе Салтане?

А. В медведя Б. В воробья В. В комара

4. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

А. Мудрец Б. Старик В. Царица

5. За какую плату согласился работать Балда у попа?

А. Бесплатно Б. За три щелчка по лбу В. За 3 рубля

6. Что сделал старик, поймав золотую рыбку?

А. Поместил в аквариум. Б. Отпустил в море. В. Сварил уху.

7. Кто помог королевичу Елисею отыскать царевну-невесту?

А. Волшебник Б. Ветер В. Комар

8. С кем наперегонки бегал бесёнок вокруг моря из «Сказки о попе и работнике его Балде»?

А. С зайкой Б. С мышкой В. С Балдой

9. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?

А. Три. Б. Четыре. В. Пять.

10. Как звали предводителя 33 богатырей из сказки Пушкина о царе Салтане?

А. Старшина Б. Илья Муромец В. Дядька Черномор

11. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки?

А. Удочкой. Б. Неводом. В. Сачком.

5.«Чьи вещи?»

Разбитое корыто? (старуха)

Невод? (старик)

Белочка? (Князь Гвидон)

Говорящее зеркальце? (Злая мачеха – царица)

Золотой петушок? (царь Дадаон)

Дубовый лук? (Князь Гвидон)

Прялка? (старуха, три девицы)

Верёвка? (Балда)

6.«Отгадай кроссворд»

1041067 21041067 31041067 4

7. «Вопросы ученого кота» 8. «Подскажи словечко»

1041067 51041067 6

Заключение

В заключение можно утверждать, что А.С. Пушкин был не только величайшим поэтом, но и гениальным и проницательным знатоком народной жизни и обычаев. Пушкин был подлинным собирателем фольклора, что позволило ему написать такие гениальные сказки. Пушкин добавил в свои сказки истинно русский колорит, несравнимый ни с чем.

Благодаря его сказкам, мы, во-первых, можем увидеть каким удивительным и жутковатым представлялся мир нашим предкам Образы, оживающие в его сказках, богатыри и прекрасные царевна, хитрые представители нечистой силы, смекалистые крестьяне, мудрецы и глупые цари, населяют наше воображение.

И главное, каждая из его сказок лишний раз напоминает нам, что Добро всё таки всегда побеждает Зло, каким бы сильным оно не казалось.

Литература

1. Занимательные факты по литературе https:// viktorina-po-tvorchestvu-aspushkina.

2. Бойко, В волшебной пушкинской стране — М., 2003.

3. Высочина Е.И., Образ бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений.- М.: Просвещение, 1989.

4. Интернет-сайт Википедия.

5. Хрестоматия по литературному чтению для начальной школы. – М. : Просвещение, 2017г.

Методические рекомендации.

Тема: «Что за прелесть, эти сказки!» (по сказкам Александра Сергеевича Пушкина).

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация Power Point –  40 слайдов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, технологическая карта

Тип урока: комбинированный урок литературы

Знать:

1.  Биографию А.С. Пушкина

2.  Историю создания сказок

3.  Взаимосвязь фольклора и литературы

Уметь:

1.  Анализировать лирическое произведение.

2.  Видеть факты реальной жизни в литературном произведении.

Слайд 1.

Слово учителя. Сегодня мы окунёмся в  мир, который постигаем с детства,  который учит нас, читателей, различать добро и зло,  уважать труд, дружбу, ум, смекалку. В  этот  мир  впервые нас вводят взрослые. Именно по этой причине эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.С.Пушкина:

Сказка-ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

— Вы догадались, о чём мы будем  говорить?

Дети  самостоятельно формулируют тему урока.

— Запишите  в тетрадь:

«Что за прелесть, эти сказки!» (по сказкам Александра Сергеевича Пушкина).

Слайд 2.

Учитель сообщает ребятам о целях урока:

1. Изучить биографию А.С.Пушкина.

2. Прочитать и проанализировать «Сказку о попе и  работнике его Балде».

3. Сравнить сказку Пушкина с народной сказкой «Батрак», найти сходство и различие.

Слайд 3.

Рассказ учителя. Пушкины – дворянский род, происходящий от легендарного выходца «из немец» «мужа честна» Радши, потомок которого в 7-м колене, Григорий Александрович, прозванный Пушка, был родоначальником Пушкиных. Григорий Гаврилович Пушкин был любимцем царя Алексея Михайловича. Род Пушкиных внесён в VI часть родословных книг Костромской, Московской и Новгородской губерний.

Род матери поэта восходит к «арапу Петра Великого» — Абраму Петровичу Ганнибалу. После смерти Ганнибала его дети получили дворянство. Род был записан в VI часть родословной книги Псковской губернии.

Пушкин гордился своим родом, изучал свою родословную, написал произведения про своих предков «Моя родословная», «Арап Петра великого». Всем известны его строки: «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Будущего без прошлого быть не может. Надо чтить и уважать своих предков.

Я грамотей и стихотворец,

Я Пушкин просто, не Мусин,

Я не богач, не царедворец,

Я сам большой: я мещанин.

А. С. Пушкин «Моя родословная»

Слайд 4.

Александра занимали рассказы о его предках. В доме Пушкиных были две женщины: няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей и внуков, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал. Они рассказывали ему сказки, познакомили с Бовой-королевичем и Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами, любил он слушать Никиту Козлова – дворового бабушки Марии Александровны Ганнибал, а также крестьян села Захарова.

Его няне  мы обязаны появлением на свет любимых сказок детства. Поэт слушал её сказки, записывал с её слов народные песни. Ей он посвятил стихотворения.

Слайд 5.

Чтение стихотворений, посвящённых няне Арине Родионовне (читают дети):

1. А. С. Пушкин «Сон» (отрывок)

2. А. С. Пушкин «Няне»

Слайд 6.

Рассказ учителя.

В 1830 году в родовом имении Болдине Пушкин вдруг оказался отрезанным от мира: вокруг свирепствовала холера. Было запрещено выезжать из мест, захваченных эпидемией. В письме к невесте он писал: «Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь». «Марать бумагу»- сочинять, творить. 10-13 сентября написал «Сказку о попе и  работнике его Балде». С этой сказки он начал цикл сказок:

1. 1830 – «Сказка о попеи о работнике его Балде»

2. 1831 – «Сказка о царе Салтане», «Сказка о медведихе»

3. 1833 – «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мёртвой царевне и  семи богатырях».

4. 1834 – «Сказка о золотом петушке».

Сказка «Жених» была написана раньше, в 1825 году.

Слайд 7

По щелчку появляется вопрос:

Почему же А.С. Пушкин обратился к сюжету из  жизни простого народа?

Рассказ учителя.

В центре «Сказки о попе и  работнике его Балде» оказались жадный поп и невероятные проделки его работника Балды. Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной, но каждая строчка её хранит частицу души поэта.

Прослушаем сказку (в исполнении актёра А. Калягина – mp3)

Беседа:

1. Как вы думаете, почему поэт обратился к  сюжету из  жизни простого народа?

2. Ребята, всё ли вам понятно в стихотворении?

3. Какие слова вам показались незнакомыми?

Слайд 8.

Словарная работа

Полба  — крупа, каша.

Толоконный  лоб – дурак

(«Толковый словарь русского языка» В. И. Даля)

Оброк – принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян, взымающийся помещиком или государством.

Недоимки – не уплаченный в срок налог, сбор.

Супостат – противник, недруг.

Балда – бестолковый человек.

Слайд 9.

Беседа по содержанию

Назовите героев сказки. (Поп, Балда, попадья, бесы)

Кто начинает сказку? С каким настроением?

А у попа какое настроение в начале сказки? Зачем он отправился на базар? Кого встретил?

Что послужило причиной договора между попом и работником?

Прочитайте диалог попа и Балды.

Поп: «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

…Служителя не слишком дорогого?»

Балда: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу…»

Почему «призадумался поп, стал себе почесывать лоб»? На что он понадеялся?

Какой работник Балда – хороший или плохой? Докажите примерами из текста. Как Балда чувствует себя в доме попа?

Какое настроение у Балды, а у попа? Прочитайте.

Дети цитируют:

«Работает за семерых»;

«Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит,  закупит,

Яичко испечёт да сам и облупит»;

«Попадья Балдой не нахвалится»;

«Кашу заварит, нянчится с дитятей».

Почему поп недоволен им? На героев каких народных сказок похож Балда?

Слайд 10.

Чтение отрывка по ролям (Балда соревнуется с бесенком)

Как изобретательность и ум помогли Балде в добровольном состязании с бесенком. Докажите примерами из текста.

«Да вот веревкой хочу море морщить…»

«Пошёл Балда в ближний лесок,

Поймал двух зайков, да в мешок…»

«Да  жду вон этой тучки:

Зашвырну туда твою палку,

Да и начну с вами, чертями, свалку…»

«Сел Балда на кобылку верхом,

Да версту проскакал, так что пыль столбом.»

Какое  меняется настроение попа, Балды, бесов и читателей?

Слайд 11.

Кто из этих героев вызывает ваше душевное участие и сочувствие? Почему?

Сравните описание  чёрта в славянской мифологии и его изображение  в «Сказке…»? Почему он боится попа? В каких народных сказках и как изображён чёрт? Какую роль играет в них?

Бедненький бес,

Под кобылу подлез,

Понатужился,

Понапружился,

Приподнял кобылу, два шага шагнул.

Работа с технологической картой.

Слайд 12.

Беседа по содержанию

1. Какие действия совершают Балда и поп на всём протяжении сюжета? Как они (действия) характеризуют героев?

Слайд 13.

Работа с таблицей (1 вариант)

Задание 1. О каких чертах характера Балды в ней говорится? Сформулируйте одним словом и заполните вторую часть таблицы.

1. Какой урок Балда «преподал»  попу?

2. Каково ваше мнение о работнике Балде?

3. Какие качества достойны уважения?

Слайд 14.

Работа с таблицей (2 вариант)

Задание 1. О каких чертах характера попа в ней говорится? Сформулируйте одним словом и заполните вторую  часть таблицы.

1. По каким признакам вы можете определить отношение автора к своим героям? Кто из них написан более ярко, привлекательно? И почему?

2. Какие чувства у вас вызывает поп? Совпадает ли ваше отношение с авторским?

Слайд 15.

Задание

Найдите сходство сказки Пушкина с народными сказками.

Проверь себя:

Мир – реальный, земной

Герой – простой человек

Его противник – барин, поп, помещик…

Его помощники: ум, ловкость, находчивость…

Занимательность, остроумие, юмор.

Троекратное повторение (приведите примеры).

Слайд 16.

На данный слайд вы попадаете, перейдя по гиперссылке на слайде 15.

Дети приводят примеры повтора в «Сказке…»:

Балда соглашается работать за три щелка.

Поп отправляет Балду собрать «недоимки за три года».

Три раза Балда «веревку крутил» в море.

Три раза Балда мерился силой с бесёнком.

Поп получает свои три щелка.

Слайд 17.

Найдите отличие пушкинской сказки от народной сказки «Батрак»

Дети приводят примеры:

1. В сказке «Батрак» — три сына, в сказке Пушкина – один работник.

2. Сказка «Батрак» — проза, пушкинская сказка – стихотворение.

3. Противник работника – поп, в народной сказке противник – купец.

Слайд 18.

Чем отличается концовка народной сказки от пушкинской?

1. В «Сказке о попе…» — «вышибло ум у старика», Балда никакой платы себе не взял; в народной сказке – купец умер, а работник завладел его имуществом.

2. В сказке «Батрак» воплотилась мечта народа: уничтожение богатых и завладение их богатством.

3. «Сказка о попе…» высмеивает жадность, глупость и лень попа и прославляет трудолюбие, смекалку, ум работника.

Слайд 19.

Повторение

Беседа:

1. Назовите малые жанры фольклора. Найдите в сказке пословицы и поговорки.

Презентация по литературе на тему Сказки А.С. Пушкина

2. Что такое  афоризм?

3. В чём отличие афоризма от пословиц и поговорок? Найдите афоризм в «Сказке…». Объясните его смысл.

Слайд 20.

На данный слайд вы попадаете, перейдя по гиперссылке на слайде 19.

Пословицы и поговорки:

«Щелк щелку рознь».

«Все у него пляшет».

«Взяла тут унылость».

«Не было такой печали».

«Надеялся на русский авось».

«Задам тебе задачу».

«Так что пыль столбом».

«Попляши под нашу балалайку».

«Ест за четверых,

Работает за семерых».

«Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив»

Афоризм:

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

Обобщение.

1. Какая строчка содержит нравоучение? Объясните назначение морали. О чём эта сказка? Чему она учит?

2. Приведите примеры из современной жизни, когда уместно употребить данное нравоучение. Как называется такое краткое выразительное изречение?

3. Автора можно назвать действующим лицом сказки. Как и где он обнаруживает своё присутствие в тексте? В каких строках мы ощущаем лукавство автора? Какие эпизоды вызывают смех? А какие  — сочувствие? Найдите слова в тексте, подтверждающие настроение автора, его отношение к попу. А как вы относитесь к попу?

4. «Сказку о попе и о работнике его Балде» напечатали  в её настоящем виде через 50 лет после создания. Как вы думаете, почему?

Слайд 21.

Викторина «Знаете ли вы сказки А. С. Пушкина

Слайд 22.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Сколько лет жил старик со старухой в землянке?

Слайд 23.

На данный слайд вы попадаете, перейдя по гиперссылке на слайде 22.

Дети отвечают:

«Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года»

Слайд 24.

2. Перечислите пожелания старухи по порядку.

Сколько из них рыбка исполнила?

Какое не исполнила? Почему?

Слайд 25.

На данный слайд вы попадаете, перейдя по гиперссылке на слайде 24.

1. Корыто

2. Новая изба

3. Столбовая дворянка

4. Вольная царица

5. Владычица морская.

Слайд 26.

«Сказка о царе Салтане».

Слайд 27.

В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана?

Дети отвечают: в комара, муху, шмеля.

Слайд 28.

Кого спас Князь Гвидон от когтей коршуна?

Ответ: царевну-лебедь.

Слайд 29.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Слайд 30.

Чей это портрет?

«Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива»

Ответ: портрет царицы-мачехи.

Слайд 31.

К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?

Ответ: к солнцу: «Свет наш солнышко…»

Слайд 32.

Ответ: к месяцу: «Месяц, месяц, мой дружок…»

Слайд 33.

Ответ: к ветру: «Ветер, ветер! Ты могуч…»

Слайд 34.

«Сказка о золотом петушке»

Слайд 35.

Что пообещал царь Дадон за золотого петушка?

Ответ: исполнение желания

«Волю первую твою

Я исполню, как мою»

Слайд 36.

Сколько времени было мирно в царстве Дадона?

Откуда пришла беда в царство Дадона?

Слайд 37.

На данный слайд вы попадаете, перейдя по гиперссылке на слайде 36.

Ответ: 2 года, с востока

«Год, другой проходит мирно;

Петушок сидит всё смирно…»

«Видит, бьётся петушок,

Обратившись на восток».

Слайд 38.

Слово учителя.

У волшебных героев есть помощники. Давайте вспомним, какие помощники встречаются в сказках А. С. Пушкина. Каким героям они помогали?

Ответ: золотая рыбка, ветер, солнце, золотой петушок, лебедь, месяц.

Возвращение к теме и эпиграфу.

Слайд 39.

Домашнее задание.

Слайд 40.

Содержит источники.

Технологическая карта.

1. Стихотворение «Сон» (отрывок).

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шёпотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

Стихотворение «Няне».

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

То чудится тебе…

2. Этимологическая справка.

Чёрт – в славянской мифологии злой дух. В фольклоре и народных картинках черти – существа, покрытые чёрной шерстью, с рогами, хвостами и копытами.

В русской средневековой живописи облик чёрта отличается от человеческого остроголовостью (или волосами, стоящими дыбом), иногда – крыльями за спиной. У восточных славян чёрт – родовое понятие, часто включающее всю нечистую силу: водяных, леших, домовых и т. д.

Черти отличаются от прочей нечисти и местами своего обитания (преисподняя, болото, перекрёстки и т. д.), и свободой передвижения, и способностью к оборотничеству (превращаются в чёрную кошку, собаку, свинью, в человека и т. д.).

Черти в народных верованиях постоянно вмешиваются в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам, насылают морок, заставляют плутать пьяных, провоцируют на преступление, самоубийство, пытаются заполучить душу человека.

3. Работа с таблицей (по вариантам).

Таблица 1 (1 вариант)

Задание 1. О каких чертах характера Балды в ней говорится? Сформулируйте одним словом и заполните вторую  часть таблицы.

Балда.

«Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла всё у него пляшет…»

«Поймал двух зайков, да в мешок».

«Да жду вон этой тучки:

Зашвырну туда твою палку,

Да и начну с вами, чертями, свалку».

«Сел Балда на кобылку верхом,

Да версту проскакал…»

«Отдал оброк, платы требовать не стал…»

Задание 1. О каких чертах характера попа в ней говорится? Сформулируйте одним словом и заполните вторую часть таблицы.

Поп.

«А поп, завидя Балду, вскакивает,

За попадью прячется,

Со страху корячится…» 

«А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?»

«Только поп один Балду не любит,

Никогда его не приголубит,

О расплате думает частенько…»

«Жил-был поп,

Толоконный лоб…».

Автор: 

Энговатова Екатерина Павловна

Руководитель: 

Муравлёва Елена Валентиновна

Учреждение: 

ТОГБОУ Жердевская школа — интернат

В процессе работы над творческим проектом по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки!» автором была поставлена цель, сформировать представления о творчестве А.С. Пушкина – сказочника. А также  выяснить, какое влияние оказала Арина Родионовна на творчество А.С. Пушкина, познакомиться с устаревшими словами, встречающихся в произведениях писателя.

Подробнее о проекте:

В рамках учебной исследовательской работе по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки! » был подготовлен творческий материал для одноклассников с целью привлечения их внимания к сказочному творчеству А. С. Пушкина. В своем исследовании ученица школы стремилась узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках Пушкина.

В исследовательской работе (проекте) в 7 классе на тему «Что за прелесть эти сказки!» было проведено анкетирование среди учащихся с целью, определить уровень их знаний об устаревших словах. Ученицей была выдвинута гепотеза о том, что Пушкин использовал устаревшие слова в своих сказках для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.

Оглавление

Введение
1. Роль няни —  Арины Родионовны  в творчестве А. С. Пушкина.
2. Лексика сказок А.С. Пушкина
Заключение
Список литературы

Введение

Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской литературы. Это величайший поэт всех времен. Произведения А.С.Пушкина – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны не только в России. Меня всегда интересовало, как и от кого приходило вдохновение написания сказок. В своей исследовательской работе я хочу это узнать и донести до одноклассников.

Гипотеза:  на написание сказок оказала огромное влияние  Арина Родионовна, а  используемые устаревшие слова в своих сказках, необходимы для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.

Объект исследования: сказки А.С.Пушкина

Задачи:

  1. способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  2. развивать артистические способности;
  3. прочитать сказки А.С. Пушкина и найти в них устаревшие слова.

Методы исследования:

  1. Сбор информации;
  2. Анкетирование
  3. Лингвистический эксперимент;
  4. Анализ;
  5. Обобщениерезультатов.

Роль няни —  Арины Родионовны  в творчестве А. С. Пушкина

Я попыталась выяснить, сопоставив разные источники, каким был реальный вклад няни на творчество Пушкина, какие сказки были рассказаны ею. Таких сказок я обнаружила семь. Няня знала настоящие народные сказки. От неё поэт услышал первые сказки – о Бове-корове и Еруслане Лазаревиче. Пушкин вспоминал о них в лицейском стихотворении «Сон» (1816). Подвиги Бовы приводили в трепет мальчика Пушкина, героя сказки являлись ему во сне:

Волшебники, волшебницы слетели,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь Муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум…

Сохранился отрывок лицейской поэмы «Бова» (1814г.)

В 1820 году Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила». Имя главного героя (переделанное из Еруслана), скорее всего, появилось из няниной сказки. Под влиянием сказок Арины Родионовны возник в поэме и образ чародея Финна. Финские чародейства подробно описаны в северных сказках. Эти северные, скандинавские сказки Пушкин мог услышать от Арины Родионовны. Она родилась и жила среди финнов и карелов. У Пушкина Финн — имя собственное. Возможно, злой великан Финн из скандинавской сказки превратился в его поэме в доброго волшебника Финна.

В годы Михайловской ссылки Пушкин записывает от Арины Родионовны несколько текстов (видимо, в том же ноябре 1824 года, когда он сообщает брату, что слушает сказки няни). Пушкин делает записи семи сказочных сюжетов, передавая своеобразную художественную манеру рассказчицы.

Первая из них известна в русском фольклоре как «Сказка о чудесных детях и оклеветанной жене».

«Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что государство одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась её погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34 уродился чудом.

Таково начало сказки, послужившей основой для написания Пушкиным в августе 1831 года в Царском Селе «Сказки о царе Салтане». У Арины Родионовны было взято и оригинальное имя царя, но «Султан Султанович, турецкий государь», превратился в царя Салтана. У Пушкина чудеса творит царевна Лебедь, а у няни – сам царевич, «уродившийся чудом». В сказке Пушкина также выходят из моря «тридцать три богатыря» — и стерегущий их старик, названный здесь «дядькой Черномором».

Царевич «уродившийся чудом», и число детей – 34 –в других вариантах этой сказки не встречаются (обычно сыновей у царицы трое, семь или двенадцать). Нет нигде и юношей, живущих в море (обычно они живут в лесу или на острове).

Почти во всех сказках Арины Родионовны присутствует её любимый эпитет – «золотой» (у царевича «ручки по локотки золотые» и т. д.). Пушкин употребит его в своих сказках, даже тех, что написаны им позднее по книжным источникам («золотая рыбка», «золотой петушок»).

Высокое мастерство Арины Родионовны – сказочницы, быть может, с ещё большей яркостью обнаруживается во второй записи. Сюжет имеет название «Чудесное бегство» или «Магическое бегство». Герой сказки – юноша, обещанный морскому или подземному царю. Девушка – дочь царя – выручает его. Они вместе бегут и, спасаясь от погони, превращаются в животных и разные предметы.

Сказка в передаче Арины Родионовны отличается замечательной характеристикой героя. Он не пассивен и растерян, как в иных вариантах сказки. Это добрый молодец, «безунывная головушка». Он не боится угроз морского царя. «Повесить так повесить, голова моя не дорога», — говорит Иван-царевич. Замечательна своей образностью и речь Марьи-царевны, иногда рифмованная. «Не печалься Иван-царевич, — говорит она, — скинь портки, повесь на шесток да спи…» (Слово «портки» или «порты», означало в старославянском языке всю верхнюю одежду.)

Морской царь задаёт Ивану-царевичу трудные задачи. Особо оригинальна третья, невыполнимая. «Ну, — Иван-царевич, — сказала Марья-царевна, — тут уж тебе и я не помогу – дело в том, чтоб ты сшил сапоги, покамест у него в руках соломинка будет гореть. Убежим».

Запись эта не нашла в творчестве Пушкина отражения. Он подарил её другому поэту – В.А. Жуковскому. Она стала одним из источников его сказки «О царе Берендее…».

На основе третьей записи Пушкиным создана «Сказка о попе и о работнике Балде». У Арины Родионовны Балда вопреки имени, как Иван-дурачок в русской сказке — добрый молодец, носитель народной мудрости.

Осенью 1830 года в Болдине Пушкин пишет «Сказку о попе и о работнике его Балде». В ней речь героя напоминает текст няниной сказки:

Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить.
Беса старого взяла тут унылость.
Скажи, за что такая немилость?
Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока…

Следующая запись послужила Пушкину материалом для создания «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Этот сюжет, широко известный в западноевропейском фольклоре, у Арины Родионовны обрёл своеобразные черты.

В «Указателе сказочных сюжетов» о содержании сказки говорится: злая мачеха приказала убить красавицу падчерицу, но она спасается и живёт в лесу у разбойников, карликов или гномов; мачеха трижды отравляет её, дважды она спасается; на третий раз девушку кладут в гроб к себе, и она оживает.

На основе сказки, записанной от Арины Родионовны, а также известной Пушкину к этому времени сказки братьев Гримм на аналогичный сюжет он создал в ноябре 1833 года свою «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Лексика сказок А.С. Пушкина

В рамках данного проекта я исследовала устаревшие слова в пяти сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой Царевне и семи богатырях», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…»

Герои Пушкина имеют разнообразные титулы и звания: царь, царица, бояре, чернавка (сенная девушка, служанка для «черной» работы), поп, рыбак, столбовая дворянка, купцы, черница (монахиня), повариха, сватья, князь (Гвидон), королевич (Елисей). Любопытны слова «дядька» (в старину дядькой называли наставника) и гости (в Древней Руси гостями называли купцов).

Имена и прозвища пушкинских героев многозначительны: Балда, царь Салтан, баба Бабариха, князь Гвидон, Черномор. Черномор у Пущкина – статный предводитель тридцати трёх богатырей, живущий под водой и ничего дурного сухопутным обитателям не делающий («Сказка о царе Салтане»). Имя Салтана явно восходит к арабскому слову «султан» , проникшему ещё и в тюркские языки, а Гвидон — к итальянскому Guido , видимо от ставшего нарицательным имени какого-то знатного римлянина, напрямую или через название исторической области вблизи Рима.

Мы знакомы с географической картой мира, на которой обозначены страны. И в каждой стране, изображенной на карте, можно найти реки, озера, города, моря и их названия. Так вот, у Страны пушкинских сказок тоже есть своя карта: Синее море, море-Окиян чудный остров князя Гвидона, остров Буян; Царство славного Салтана; Зеленыя дубравы; Речка тихоструйная; Высокая гора; Лукоморье.

“Пристают к заставе гости; Князь Гвидон зовёт их в гости” («Сказке о царе Салтане…»)

В старину «застава» — место въезда в город или выезда из него, охраняемое стражей. Название острова Пушкин воспринял из русской народной традиции — Буян. В древнерусском языке так именовали высокое место, холм, бугор, а также возвышенное место для богослужения. Так могли называть и гору на острове, возвышавшуюся среди пучины в море. В северно-русских говорах Буян также связан с водой, морем. Напрашивается сравнение с современным словом «буй», которым обозначают сигнальный маячок, возвышающийся над водой.

Выявление этих архаичных значений помогает разгадать глубинный смысл пушкинской мифологемы «остров Буян». Представляется город на горе посреди моря, с пристанью и торгом, святилищами и храмами, что подтверждается и строками Пушкина: «…мимо острова Буяна в царство славного Салтана…»

В сказках звучат те слова, которые сейчас мы не используем. К примеру, названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кичка, жупан, шушун, армяк, душегрейка . Одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению.

В сказках у Пушкина мы встречаем описание мужской одежды царя Салтана:

«Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице…».

Встречаем мы и описание элементов женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой:

«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».

В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна, полтина и др. Алтын — монета, равная 3 копейкам. Грош — монета, равная 2 копейкам. Полушка-монета, равная 1/4 копейкам. Гривна-монета, равная 5-6 рублям. Полтина – монета, равная 50 копейкам.

Заключение

Таким образом, в своём проекте я выяснила, что  няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, сыграла свою неоценимую роль в жизни и творчестве поэта. Крепостная крестьянка простая русская женщина стала первым народным учителем великого поэта, его ангелом- хранителем. А так же я убедилась, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен

Список литературы

  1. Вересаев В.В. Загадочный Пушкин, М: Республика, 2009 г.
  2. Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., «Аса», 2008. — с. 63
  3. Кузнецова А. Арина Родионовна, ж. «Красный Октябрь», М:, 1998 г.
  4. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. М., Просвещение, 1987 г.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

  • Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку слово дружба
  • Проект на тему сочиняем вместе волшебную сказку 3 класс литературное чтение
  • Проект на тему рассказ о слове собака
  • Проект математическая сказка 3 класс школа россии презентация
  • Проект математические сказки 3 класс готовый проект сказка про ноль и единицу