Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

произносим. записываем. лексическое значение слова: раскалнное небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается земля, а также другие планеты. 2.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.08.59

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.12

 произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Раскалённое небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля, а также другие планеты.

2. Однокоренные слова: солнышко, солнечный.

Синонимы: светило.

Антонимы: —

Фразеологизм: Место под солнцем (право на существование)

4. Сочетаемость слова: яркое, красивое, жаркое, магматическое … (солнце).

5. Пословица. Месяц – серебро, а красное солнышко – золото.

6. Загадка. Доброе, хорошее, на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит.

7. Предложение. С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.28

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Распространенная растительность зелённого цвета.

2. Однокоренные слова: травинка, травушка.

Синонимы: газон.

Антонимы: —

Фразеологизм: Хоть трава не расти. (безразличие)

4. Сочетаемость слова: весенняя, высокая, сочная, первая… (трава).

5. Пословица. Худую траву с поля вон.

6. Загадка. Весной появляется,

А зимой скрывается. Что это?

7. Предложение. Вышла на улицу и пробежалась по зелёной травке.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.43

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Товарищ, названный брат, побратим, но не родственник.

2. Однокоренные слова: дружить, дружба, друзья.

Синонимы: товарищ, приятель.

Антонимы: — враг, недруг.

Фразеологизм: Друг ситный.

4. Сочетаемость слова: лучший, верный, хороший… (друг).

5. Пословица. Без друга – на сердце вьюга.

6. Загадка. На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный… (друг)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.09.55

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Одно из трёх состояний воды.

2. Холодная, замёрзшая вода.

2. Однокоренные слова: ледяной, ледышка, гололёд.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Лёд тронулся. (дело сдвинулось с мёртвой точки)

4. Сочетаемость слова: крепкий, прозрачный, холодный… (лёд).

5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..

6. Загадка. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

7. Предложение. Над землёй мороз.

Что не тронь – всё лёд. (В. Цой).

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.06

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Сравнительно небольшое крестьянское поселение.

2. Однокоренные слова: деревушка, деревенский.

Синонимы: — село, хутор.

Антонимы: —

Фразеологизм: Потемкинская деревня  ( обман с явной целью приукрасить положение). 

4. Сочетаемость слова: родная, любимая… (деревня).

5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..

6. Загадка. Город царство,

А деревня рай.

7. Предложение. Туристы приехали посмотреть на дивную деревню.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.16

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

одно из четырёх времён года, между весной и осенью, характеризующееся наиболее высокой температурой окружающей среды..

2. Однокоренные слова: летний.

Синонимы: — сезон.

Антонимы: — зима.

Фразеологизм: Бабье лето  ( тёплые, солнечные дни в конце сентября). 

4. Сочетаемость слова: жаркое, весёлое, урожайное… (лето).

5. Пословица. Худо лето, когда солнца нету.

6. Загадка. Солнцем озеро согрето,

Всех зовёт купаться лето.

7. Предложение. Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.47

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Домашнее животное семейства псовых.

2. О злом, грубом человеке.

2. Однокоренные слова: собачка, собачонка, собачий, собаковод.

Синонимы: пёс.

Антонимы: —

Фразеологизм: Собаку съесть (много повидать и испытать). Жить как кошка с собакой (в постоянной вражде).

4. Сочетаемость слова: служебная, дворовая, охотничья, сторожевая… (собака).

5. Пословица. Всякая собака на своём дворе хозяйка. Собака друг человека.

6. Загадка. Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди –

Лучше в дом не заходи.

7. Предложение. Собаку держать – это вовсе не шутка.

Построить собачью ей надобно будку.

Весь день мастерил и – Ура!

Готова собачке моей конура.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.10.58

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

2. Однокоренные слова: добрый, доброта, добряк.

Синонимы: человечный, душевный, благой.

Антонимы: — зло.

Фразеологизм: По доброте душевной; пользоваться добротой.

4. Сочетаемость слова: вечное, желанное… (добро).

5. Пословица. Учись доброму, так худое на ум не пройдёт.

6. Загадка. Его не видишь, но вид его приятен.

7. Предложение. Самое главное в человеке – это добро и честность.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.11

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Влага, прозрачная бесцветная жидкость, напиток..

2. Однокоренные слова: водица, водичка, водный.

Синонимы: — влага.

Антонимы: — сушу.

Фразеологизм: Быстрая вода (что-то быстро уходит)

4. Сочетаемость слова: сильная, быстрая… (вода).

5. Пословица. На текущую воду замок не повесишь..

6. Загадка. На дворе переполох:

С неба сыпется горох.

7. Предложение. И для людей, и для зверей

Нет ничего воды ценней.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.27

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Название различных пород жвачного парнокопытного животного с ветвистыми рогами.

2. Однокоренные слова: оленёнок, олений, оленьи, оленевод.

Синонимы: — лань, косуля, козуля.

Антонимы: —

Фразеологизм: Благородный как олень. (отличавшийся красотой и изяществом; высоконравственный, честный, мужественный)

4. Сочетаемость слова: благородный, северный, пятнистый, ездовой… (олень).

5. Пословица. От оленя останутся рога, от человека – имя.

6. Загадка. Словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зелёный

Любит снежные луга.

7. Предложение. Моя душа – олень громадный – псов обезумевших

стрехнёт! (В. Набоков)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.38

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Состояние атмосферы в данной области, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.

2. Однокоренные слова: жаркий.

Синонимы: — зной, пекло.

Антонимы: — холод, мороз

Фразеологизм: Ни жарко, ни холодно . (всё равно, безразлично)

4. Сочетаемость слова: первая, летняя, поздняя… (жара).

5. Пословица. Жара в шапку не нагребешь.

6. Загадка. С утра мы бегаем по полю.

Набегались, конечно вволю.

К тому же, наш футбольный мяч,

Вдруг стал, как Колобок, горяч.

Уже – двенадцать, в тень пора,

На солнце страшная … .

7. Предложение. Появилась жара. И рады мы.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.11.50

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.

2. Однокоренные слова: берёзка, берёзонька, березняк, берёзовый.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Заблудиться в трёх берёзках . (не мог разобраться в чём-либо простом)

4. Сочетаемость слова: нарядная, белая, кудрявая… (берёза).

5. Пословица. Берёза не угроза: где стоит там и шумит.

6. Загадка. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки.

7. Предложение. Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

(С.Есенин)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.03

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Человек, отличившийся своей храбростью, доблестью и совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

2. Однокоренные слова: героизм, героический, геройский.

Синонимы: — храбрец.

Антонимы: — трус.

Фразеологизм: Герой не моего романа. (о мужчине который не нравится)

4. Сочетаемость слова: сильный, мужественный, отважный… (герой).

5. Пословица. Кто за правду герой, тот истинный герой.

6. Загадка. В огне – не горит, в воде – не тонет.

Кто всегда придёт на помощь и спасёт от всех бед.

7. Предложение. Героев нужно знать в лицо.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.15

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

1.Время года, следующее за летом и предшествующее зиме.

2. Время заката, увядания. «Осень жизни, как и осень года. Надо благодарно принимать».

2. Однокоренные слова: осенний.

Синонимы: — храбрец.

Антонимы: — весна.

Фразеологизм: Осень на носу. (приближение холодов)

4. Сочетаемость слова: золотая, поздняя, дождливая… (осень).

5. Пословица. От осени к лету назад поворота нету.

6. Загадка. Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

7. Предложение. Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.25

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Большая радость.

2. Однокоренные слова: счастливый, счастливчик.

Синонимы: — радость, удача.

Антонимы: — несчастье, горе.

Фразеологизм: Ковать счастье. (Стремиться к построению благополучной жизни, решению каких-то проблем . )

4. Сочетаемость слова: семейное, женское, великое… (счастье).

5. Пословица. Семья – это важно, ответственно сложно, но счастье найти одному невозможно!

6. Загадка. Пусть на улице ненастье,

Побыть с родными – это … .

7. Предложение. Есть счастье у нас поверьте,

И всем дано его знать.

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.39

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Поленья для топки.

2. Однокоренные слова: дровней, дровокол, дровосеки.

Синонимы: —

Антонимы: —

Фразеологизм: Кто в лес, кто по дрова. (нет согласия)

4. Сочетаемость слова: сухие, мокрые, колотые… (дрова).

5. Пословица. Бабушка на печь, а дед по дрова.

6. Загадка. Кривы, корявы, залегли, как павы.

А как стали горячи, облизали кирпичи.

7. Предложение. Для него люди – как дрова.

(Шумилов П.Р. «Слово о драконе»)

%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2018 10 16%2B%25D0%25B2%2B21.12.49

произносим.

записываем.

  • Лексическое значение слова:

Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Однокоренные слова: друг, дружелюбный.

Синонимы: — приятельство.

Антонимы: — вражда.

Фразеологизм: Не в службу, а в дружбу. (от чистого сердца)

4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая… (дружба).

5. Пословица. Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.

6. Загадка. Сам не подойдёшь, её не обретёшь.

7. Предложение. Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил.

ЭКК

В.Карелин. «Розовый снег». Сюжет, герои.

Нравственные проблемы рассказа.

1710029 1Виктор Антонович Карелин – ухтинский писатель, поэт. Долгое время работал в школе – учителем математики, директором школы. Руководитель ухтинской детской поэтической студии «Огонек». Сборник «Семнадцать ложек не размешивая» (2015).

Разберёмся в значении незнакомых слов.

Высоковольтка – разг., высоковольтная линия электропередачи.

ЛЭП – линия электропередач.

К завтрему – разг., к завтрашнему дню.

Хаотичное – беспорядочное, лишённое последовательности, стройности.

Извозил – испачкал.

Заиндевевший — покрытый инеем; заиндевелый.

Прочитаем рассказ В.Карелина «Розовый снег».

Снег бывает мягким, пушистым… Добрым. Или сечёт по лицу, в бессильной злобе тает и скатывается холодными злыми слезами за воротник… А когда лежит, может быть синим, жёлтым, фиолетовым, розовым…

Я об этом как-то не задумывался: бежишь утром в школу по переметённой дороге, спотыкаешься о заносы. Темнотища же! Где уж тут разглядывать… Хорошо японцам – у них всё рядом. А тут до школы — пять километров. А может, шесть. Несколько раз я пробовал сосчитать шаги. Но большая часть пути – по открытому полю, как-то ни разу не получалось досчитать до конца.

Учитель этот появился в нашей школе неожиданно, среди учебного года. Был он длинный, худой, нескладный какой-то. Ходил, широко переставляя негнущиеся ноги, — циркуль да и только. Прозвище прилипло к нему сразу. Вот сейчас силюсь, никак вспомнить не могу, как его звали, а прозвище помню – Циркуль.

В нашем классе он вёл рисование. До него с нами «рисовала» Фаина Степановна. Она приходила на урок и говорила: «Принесёте рисунки «Осень» завтра. Я проверю. А сейчас будем решать задачи. И нечего мычать. Скоро министерская контрольная». Она была наша классная и вела математику.

Его урок я помню до сих пор, хотя прошло уже столько лет. Говорить он не умел, точнее, не мог. Фразы отрывались друг от дружки и перемежались мучительными паузами. Он говорил, словно рвал что-то целое. Восстанавливать это целое, то есть внимательно слушать и понимать, мы не хотели. Да Циркуль этого и не требовал. Поэтому каждый занялся своим делом: кто разговаривал с соседом, кто читал, на последней парте списывали домашнее задание.

— Рисовать – это как дышать… Могут все… Но надо увидеть… Прежде… вглядеться в мир… Мы же тут живём… И он прекрасен… И не будет другой жизни для нас… И не будет другого времени…

Я честно пытался слушать, но эта коза Любка – соседка по парте – так больно щипнула меня за бок, что я не выдержал. Конечно, я мешал ей и другим девчонкам прыгать через верёвочку на перемене, но так щипаться! Любка, получив книжкой по голове, сразу же вцепилась мне в другой бок… Мы возились на парте, забыв о Циркуле.

— Снег бывает такой разный…

— Как это? Ну, конечно, заливай…

— Надо только увидеть…

Что-то в этом обрывке меня зацепило, я враз забыл про Любку, дав ей напоследок хорошего тумака. Она, обиженная, пересела к своей подружке, а я начал слушать. Я всегда начинаю вникать, если с чем-то не согласен.

— Тишина в мире… Лес стоит зачарованный… Снег лежит тёмным отливом… Здесь он тяжёл… И невесом… Иначе как он удерживается на ломких от мороза ветвях…

Это я сейчас более-менее связно пытаюсь соединить то, что он говорил, мучительно заикаясь, гримасничая, делая продолжительные паузы. Голос его странно вибрировал, постоянно изменяя тональность.

— Подойдите к окну.- Большая часть ребят не услышала, подошли несколько человек. За грязными, доверху затянутыми льдом стёклами почти ничего не было видно.- Волшебная сказка… — Школа стояла на краю села, дальше, до самого леса, темнеющего у горизонта, было голое поле. Наискосок шла высоковольтка, раскорячиваясь опорами. – Он искрится на солнце… И рассыпаются искры до горизонта… И лес кучкой серого пепла… Это пепел сгоревшего снега…

Что он несёт? Разве снег может гореть? Какой пепел? Лужи, грязные, с холодной, мутной водой, с пятнами от солярки…

Возмущённый, ища поддержки, я оглянулся. Возле окна, кроме нас с учителем, стояла только Марамзина Люда. Дисциплинированная отличница Люда хлопала большими пушистыми ресницами. Её большие глаза от непонимания стали ещё больше. В Людиной голове, где всё было разложено по полочкам, не было места для такого количества снега. Но она была послушной, раз учитель сказал: «К окну», она и подошла.

— Сейчас мы будем рисовать снег… — Класс стоял на ушах, в дверях стоял директор.

— Что у вас происходит?

— Урок рисования…

— Сейчас же замолчите. Люда, Витя – по местам, — голос у директора Фёдора Ивановича был противный, говорил он на одной ноте. Он вёл у нас немецкий и говорил: «Мален, траген, ланге-шланге». Мы его терпеть не могли. Когда все разбежались по своим местам и кое-как успокоились, Фёдор Иванович сказал Циркулю:

— Продолжайте, я посижу у вас.

— Будем рисовать снег, — слова Циркуля будто пузырились у него на губах. А может, так оно и было?

Появление директора, видимо, окончательно разволновало, голова его запрокидывалась, он взмахнул руками, повернулся на негнущихся ногах и вышел из класса. Стало совсем тихо.

Фёдор Иванович встал с последней парты, прошёл по проходу к учительскому столу, молча поглядел на нас и тоже вышел. Все сидели, не шевелясь. Дверь снова открылась. Вошла Фаина Степановна.

— Как вам не стыдно! Он же больной человек! А вы такие безжалостные, такие жестокие… У него же на глазах фашисты расстреляли мать и сестрёнку! Что вам нужно делать?

Люда сказала:

— Рисовать снег…

— Вот и рисуйте.

Снова в класс заглянул Фёдор Иванович и позвал Фаину Степановну. Она вышла в коридор.

Ребята завозились, многие вообще не поняли, что нужно делать. Кто-то спрашивал белый карандаш… А я смотрел на чистый лист, в ушах у меня звучал голос учителя, но как положить эти слова на бумагу? «Снег же белый! Хотя он может греть и осыпаться к вечеру пеплом прямо на горизонт…» Но снежный костёр – это никак не укладывалось у меня в голове. «Наверное, это как угли костра, когда он засыпает, и ветер ласково сдувает пепел и несёт его к горизонту, чтобы там свить в тёмный валик лес».

Я решительно взял карандаш и наискось, вдаль, пустил убегать враскорячку опоры ЛЭП. И, чтобы они не разбрелись, связал их тонкими, но прочными проводами.

Столбы повисли на листе, я попытался нарисовать расчищенную трактором дорогу. По ней я шёл сегодня утром, спотыкаясь на неровностях, оставленных гусеницами трактора…

Были столбы, была чёрная дорога… Но когда я шёл, чёрной она не была, потому и спотыкался, что трудно было разобрать, где ступать ногой. Видны были только сугробы-отвалы, точнее, даже не сами сугробы, а лишь граница их, отделяющая серую траншею дороги от тёмного неба!

Перевернув лист, я стал рисовать эти сугробы по обочинам дороги. Её я вообще карандашом не трогал. Но тогда получалось, что всё поле должно быть серым… А как быть с пепельной линией горизонта и тёмным-тёмным небом?..

Прозвенел звонок.

Домой в этот день я добрался очень быстро. Шёл по наезженной за день дороге. К завтрему опять всё переметёт: начиналась метель; смотрел по сторонам, но видел свою картину. Наскоро перекусив, я достал альбом и открыл его на новой странице.

«Ничего, подлечат, он вернётся, — думал я, глядя на лист, — придёт в класс, увидит мой рисунок, и ему понравится…»

Сам-то я уже видел этот рисунок, смотрел на чистый лист, но видел. Оставалось сделать так, чтобы его увидели другие.

Но карандаш оставлял слишком отчётливые следы, не было переходов от света к тени, от чёрного к белому – получалось какое-то хаотичное нагромождение палок, линий, чёрточек… Я психанул, нажал на карандаш посильнее… Грифель сломался.

С досадой я побежал к печке и стал чинить карандаш. Я торопился, грифель ломался. И тут мой взгляд случайно упал на дверцу печки. Я открыл её, достал уголёк и вернулся к столу.

… Весь перемазанный углём, пришлось бегать к печке несколько раз, я стоял у стола и любовался тем, что получилось: вывернутые бульдозером ножом замерзшие комья земли вперемешку со снегом, серое зимнее небо – оказывается всё это так легко получать, если в доме есть печка. Я был счастлив. Получилось!

Пришла мама с работы. Разделась, потирая замёрзшие руки, подошла к столу. Спросила:

— Чего это ты весь стол-то углём извозил?

— Я рисовал Снег.

— Снег – углём?

— Но Снег бывает разным: синим, розовым, чёрным…

С клубами морозного пара в дом ввалился в заиндевевшем полушубке отец. Раздеваясь, он слушал наш разговор.

— Серо-буро-малиновым он ещё бывает. Если проголодаешься да намёрзнешься за день. Давайте-ка ужинать. Кусять осеня хосеться,- завершил отец наш разговор.

Я бережно завернул свой рисунок в газету, мама достала из русской печки чугунок со щами… Пока ужинали, мне уже совсем расхотелось говорить с ними на эту тему.

Утром я собрался в школу раньше обычного, шёл, не замечая выбоин и перемётов. Я нёс Рисунок.

«Сейчас приду, найду учителя и покажу ему. Уж он-то сразу увидит, что снег может быть и угольно-чёрным»,- думал я и прибавлял ходу.

Но учителя в этот день в школе не было. Не пришёл он и на следующий день. Рисование снова стали заменять математикой. Говорили, что учитель лежит в больнице. Подлечили его врачи или нет, не знаю, но больше в нашу школу Циркуль не вернулся.

Прошло много лет. Я давно уехал из родного села. Жизнь – как поезд – мчится стремительно, но, когда я вижу розовый снег, останавливаюсь и вспоминаю Учителя, давшего мне только один урок.

Анализируем рассказ «Розовый снег».

1). Перечислите основные события рассказа.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

— Выделите главное событие. Почему так считаете?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

2).1710029 2 Работа с текстом в группах.

— Проведите работу с текстом по указанным вопросам.

1 группа. «Снег бывает такой разный…»

1). Каким бывает снег?

2). Найдите и объясните необычные снежные образы (Обратите внимание на ИВС).

2 группа. Учитель рисования

1). Внешность, факты из жизни учителя. Речь учителя.

2). Видение мира (его урок).

3). В начале рассказа – Циркуль, в конце – Учитель. Почему?

3 группа. Ученик — рассказчик

1). Каким мы видим ученика-рассказчика?

2). Каковы причины изменения ученика?

3). Выясните отношение рассказчика к Учителю. Оцените роль Учителя в жизни ученика-рассказчика.

4 группа. Как рождался рисунок.

1). Как показано начало работы?

2). «Получилось!»

3). «Я рисовал Снег», «Я нёс Рисунок». Почему заглавная буква?

— Запишите вывод по работе, проделанной в каждой группе.

1-я группа — _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2-я группа — _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3-я группа — _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

4-я группа — _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3). Проанализируйте «сильные позиции» произведения. Подчеркните ключевые слова:

Название. «Розовый снег»

Начало. «Снег бывает мягким, пушистым… Добрым. Или сечёт по лицу, в бессильной злобе тает и скатывается холодными злыми слезами за воротник… А когда лежит, может быть синим, жёлтым, фиолетовым, розовым…»

«Золотое сечение». «Я решительно взял карандаш…»

Конец. «Прошло много лет. Я давно уехал из родного села. Жизнь – как поезд – мчится стремительно, но, когда я вижу розовый снег, останавливаюсь и вспоминаю Учителя, давшего мне только один урок»

— Какая из «сильных позиций» наиболее важна для понимания идеи (= основной мысли) текста?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Сформулируйте и запишите основную мысль текста.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

4). 1710029 3Работаем со словарём. Урок – 1. Учебное занятие (учебный час, посвящённый отдельному предмету); 2. Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод на будущее. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка).

— В каком значении использовано слово «урок» в тексте? Ответ обоснуйте.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

РР Объясните смысл финала: «Жизнь – как поезд – мчится стремительно, но, когда я вижу розовый снег, останавливаюсь и вспоминаю Учителя, давшего мне только один урок». Какой главный Урок дал Учитель рассказчику?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

5). 1710029 4Проанализируйте информацию. Символика цвета. Розовый – цвет оптимизма, цвет духовной радости. В этом цвете «живёт» нежность, лёгкость, окрылённость, ласка, любовь, доброта; сила. Это миролюбивый цвет. Цвет грёз и мечтаний, цвет безоблачного счастья. Чёрный – тьма, мрак, траур, смерть; тяжесть, беспросветность. Цвет угрозы, поглощает все цвета спектра; конец всего, это абсолютный предел, за которым жизнь прекращается.

— Что символизирует розовый цвет в названии произведения?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

— В чём смысл названия рассказа Виктора Карелина?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

6). Какие нравственные проблемы раскрывает Виктор Карелин в своём рассказе «Розовый снег»? Выберите нужное. Ответ обоснуйте.

  • Проблема жизни и смерти

  • Проблема любви к рисованию

  • Проблема красоты окружающего мира

  • Проблема взаимоотношений учителя и учеников

  • Проблема равнодушия

  • Проблема сострадания и сопереживания

  • Проблема доброты

  • Проблема жестокости

  • Проблема истинных ценностей

  • Проблема трагических последствий войны

7). ДЗ (обязательное – одно на выбор) Напишите эссе «Рисовать – это как дышать…»

ИЛИ

Придумайте и запишите другой финал рассказа.

1710029 5ДЗ (по желанию) Нарисуйте Снег (словами или карандашом – на выбор).

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег



11



0

В нашей школе учитель задала объем рассказа о первом снеге для 3 класса — 1 страница. Учитель дала план рассказа о первом снеге:

  1. Вступление (когда выпадал первый снег, что ты делал в это время)
  2. Описание первого снега (как выглядел первый снег, сколько он продержался, как таял)
  3. Твое отношение (впечатления, мысли о первом снеге, как изменилось все вокруг — как тебе показалось).

Пример рассказа на тему «Первый снег» по русскому языку для 3 класса:

Однажды утром я выглянул в окно и увидел, что на земле и крышах домов лежит тонкий слой снега. Стояла поздняя осень, последние дни ноября. Это был первый в этом году снег.

Маленькие снежинки первого снега медленно падали на землю. Деревья и кусты покрывались им, как тонким покрывалом. На асфальте снег быстро таял, оставляя после себя лужи. На траве и земле снег оставался на некоторое время пушистым ковром. Как красиво сочетание еще зеленой травы и ослепительно белого молодого снега. Казалось, что природа сама удивлена, как все преображалось вокруг. Мир стал светлее, контрастнее, как будто с фотографии под стеклом протерли пыль. Голуби важно шагали по первому снегу, оставляя свои замысловатые следы. Гроздья рябины, казалось стали еще тяжелее под снежным нарядом.

Я очень люблю первый снег. Когда он выпадает, я сразу вспоминаю, что скоро будет Новый год, что наконец-то пришла зима. Жаль, что первый снег быстро тает, он так похож на чудо из волшебной сказки: внезапно появился и быстро исчез.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег



5



0

Рассказ на тему «Первый снег» для детей уровня 3 класса можно написать так:

Я очень люблю первый снег. Хотя он выпадает каждый год, но самый первый — самый долгожданный. В этом году снег выпал в ноябре. В парке еще лежали последние пожелтевшие листья. Местами зеленела трава. Похолодало очень быстро. С утра небо заполнили низкие серые тучи, а ближе к вечеру пошел первый снег. Это были крупные снежинки. Они напоминали перышки, что сыпались и сыпались. Я подставила ладонь и поймала одну. Она была очень красивая, со множеством лучиков. Только растаяла на ладошке быстро. Снег шел всю ночь. Он припорошил крыши домов и автомобили, зеленую траву и скамейки. Город за одну ночь из серого и грустного стал вдруг белым. Жаль, что пролежал такой снег недолго. Как только выглянуло солнце, он быстро растаял. Это осень не хочет уступать свое место зиме. Но ей придется уйти. Тогда уж зима разгуляется вовсю, насыплет огромные сугробы и разрисует окна витиеватыми узорами. Первый снег — это главный посланник зимы. Он всегда красивый, чарующий, удивительный. Лишь только начинает падать с неба, все замирают и смотрят на него. Крупный или мелкий, словно крупа, он одинаково особенный.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег



3



0

Моя бабушка часто говорит, что первый снег обычно выпадает на Покров. А ещё она говорит, что сейчас все изменилось и народным приметам доверять уже не стоит.

В этом году на Покров снега не было.

В ноябре несколько раз шел дождь со снегом.

А 1 декабря природа сделала всем подарок.

С утра светило солнце, но к обеду небо затянуло тучами. Стало совсем темно.

Я была в школе, шел урок математики.

По классу пробежал шепот: «Снег…».

Все посмотрели в окно, даже учительница на пару минут прервала объяснение.

За окном все стало белым-бело. Снег падал крупными пушистыми хлопьями. Не прошло и пяти минут, как первый снег покрыл землю.

А через полчаса он прекратился также внезапно, как и начался.

К вечеру выпавший снег растаял и превратился в грязные лужи. Но многие все же успели слепить снеговика и поиграть в снежки.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег



3



0

Рассказ на тему «Первый снег» дети составляют в третьем классе. Соответственно текст не должен быть большим. Введение и заключение в рассказе можно не писать т.к это не сочинение все же. Прежде чем составлять такой рассказ, можно почитать допустим примеры (не реклама).

Или такой взять за основу, чтобы по нему уже придумать свой текст.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Напишите рассказ эмоционального характера, что у вас вызывает первый снег, любите ли вы на него смотреть, что вы видите, смотря на такой снег. Можно добавить, что, как правило, первый снег выпадает и тут же тает, а лишь второй и третий, может уже лечь плотным снежным покровом. Выпишите на листок опорные слова по теме и по ним будет легко уже составить ваш рассказ.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег



2



0

Вот и дождались мы первого снега. Наконец пришла настоящая зима.

Утром встали, глянули в окно, все кругом покрылось белым покрывалом.

О том, что зима не за горами говорили облака и черные тучи, которые накануне закрыли весь небосвод.

И все же первый снег всегда выпадает неожиданно.

И сразу же наступает покой и уют. Первый снег несет в себе спокойствие и умиротворенность.

Как только первые снежинки закружат за окном, появляется желание все бросить и бегом на улицу.

Уже скоро все деревья накинут на себя белые одежды. Все вокруг засеребрится.

Белые хлопья спрячут грязь с проезжих дорога. На окошках появятся узоры.

Но все это будет потом, а пока нужно наслаждаться первым снегом.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Образцы написания сочинения «Первый снег».

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег



1



0

Чтобы проще было начать писать сочинение или доклад, полезно сначала разбить его на части. Стандартная схема: вступление, основная часть, заключение. Часто именно вступление и заключение писать сложнее всего. Я бы начал чуть-чуть издалека, примерно так:

Осенью, когда желтые листья уже опали, становится некрасиво и грязно из-за черной мокрой земли и голых веток. Тогда я очень жду первого снега! Когда падает первый снег, сразу становится чисто и светло, и очень радостно, ведь скоро можно будет лепить снеговиков!

В этом году первый снег долго не появлялся. Мама сказала, что снег обязательно должен выпасть на Покров день в октябре, но его не было. Только в ноябре был первый снегопад! Он шел с самого утра, и было здорово проснуться и увидеть, что за окном всё белое! Я так обрадовался, что даже встал совсем рано и быстро оделся, чтобы поскорее погулять по первому снегу! Правда, его было немного, и там, где снег мялся от шагов, сразу появлялась черная земля. Поэтому я решил пока не бегать по снегу, чтобы он остался чистым и красивым.

Мне кажется, первый снег любят все, даже животные. Зимой, когда снег лежит уже долго, всегда хочется лета и травы. Но когда появляется первый снег, то никто не грустит, все ходят веселые. наверное, в первом снеге есть какая-то зимняя магия!

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег



1



0

Однажды утром я подошла к окну и очень удивилась. На календаре ещё была середина сентября, а на улице вовсю падал снег. Мне стало очень весело захотелось быстро одеться и побежать на улицу, но мама сказал что сначала надо позавтракать. Через некоторое время я всё таки вышла во двор. Это так здорово стоять под густым снегопадом и ловить ртом снежинки, которые не спеша и плавно падают на тебя с неба. Прошло совсем немного времени, а всё вокруг уже укрыто снежной пеленой: машины, кусты, деревья и даже соседский кот Васька гуляет с маленьким сугробом на спинке. Первый снег обычно долго не лежит, он тает очень быстро, но совсем скоро наступить зима и тогда уже мы с друзьями сможем лепить снеговиков и строить крепости сколько душе угодно!

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег



1



0

Рассказ «Первый снег» для третьего класса можно написать таким образом.

Когда наступает холодное время года, мы всегда ждем первого снега.

Иногда первый снег появляется в конце ноября.

Часто на улице холодно, а снега долго нет.

В нашем крае снега зимой бывает не очень много.

Мы всегда хотим, чтобы снег выпал на Новый год и можно было играть в снежки и кататься с горки.

Вот и в этом году снега ещё нет.

Мы с нетерпением ждем его.

Когда снег падает и кружится в воздухе — это очень красивая зрелище.

В прошлом году мы бегали смотреть снег на улицу. Одевались очень быстро, шли гулять во двор.

Когда выпадает первый снег, то можно на оставлять следы от сапог и даже делать с помощью следов разные рисунки.

Можно также взять палочку и рисовать на дорожке, пока снег ещё не очень плотный.

Когда снега выпадает много, можно попробовать слепить снеговика.

Мы с братом сначала делаем небольшой снежок, затем начинаем его катать по снегу и он превращается в большой шар. Делаем три шара, оставим их друг на друга и получается красивой снеговик.

Будем ждать первого снега и в этом году.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег



1



0

«Первый снег» — это ознаменование перехода от лета к зиме, он бывает в конце осени или начале зимы, когда температура опускается до нуля.

Чтобы написать про «первый снег», надо рассказать, что чувствуешь в это время.

В сочинении по плану три части. Сначала следует распланировать, что сказать, потом писать.

Пример сочинения

Мне нравится первый снег. Его ждешь с большим нетерпением. Еще когда к концу подходит лето, то оно уже начинает надоедать почему-то и не хватает зимы. Потом трудный промежуток в течение периода времени, когда лето уходит, осень тоже теряет краски, с деревьев и природы «сходит» вся красота и начинаются дожди. дожди, туманы, тучи, непогода… Это непростой и монотонный период, когда погода нестабильная и уже хочется чего-то нового. Когда припорошит первым снегом, то лето уже совсем прошло и не осталось о нем памяти.

Первый снег совсем особенный. Сначала едва примерзнет земля, припорошит ее тонким белым слоем. Из этого снега трудно лепить снежки, он плохо складывается в комки. Но дело не в снеге, а в том, как преображается природа. Все сразу становится другим: тихо, безмолвно, едва мороз прихватил лужи тонкой корочкой льда и землю сделал твердой на поверхности… Снег прячет следы осени, он укрывает деревья, припорошит лавочки в парке, деревья совсем преображаются.

Первый снег — это черта между осенью и зимой. Она весьма условна. И только припорошит первым снегом, уже хочется настоящей зимы, много снега, чтобы кататься на санях, лепить снежных баб, делать поделки изо льда, любоваться красотой зимы.

Первый снег несмелый, он выпадает ненадолго и быстро тает. Но вызывает предчувствие зимы и радость от того, что скоро придет настоящая белая, снежная, добрая и сказочная зима.

Русский язык 3 класс. Как составить рассказ "Первый снег"

Сочинение можно найти на одном из сайтов в интернете и здесь.

Русский язык 3 класс. Как составить рассказ "Первый снег"

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег



1



0

Наступила зима и выпал первый, белоснежный снег — взрослые и дети очень сильно радовались этому событию. Я тоже решил выглянуть в окно и понял, что снег — это прекрасно, именно снег в первую очередь ассоциируется у меня с зимним временем годом

Я помню, как очень сильно ждал снега, чтобы поиграться в снежки или слепить своего снеговика. Как прекрасно чувство ожидания — когда чего-то сильно ждешь, а затем это происходит, испытываешь невероятное ни с чем не сравнимое удовольствие, максимальное удовлетворение.

Образцы сочинения на тему «Первый снег» можно найти на много разнообразных сайтах, например, здесь

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

В написании слова сгущенка имеется несколько ошибкоопасных мест.

Во-первых, перед звонким согласным корня слова (с-гущ-ён-к-а — приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание) происходит фонетический процесс озвончения глухого согласного с. Но, обратившись к морфему разбору существительного, выясним, что пишется только приставка с-.

Вторая трудность в написании слова: какую букву написать в суффиксе, ё или о?

Опять здесь поможет разбор по составу. В суффиксах отглагольных существительных после шипящих пишется ё:

густой — сгустить — сгущённый — сгущёнка.

Слово «сгущенка» является производным от глагольной формы — причастия.

Аналогично пишутся отглагольные существительные:

коптить — копчёный — копчёнка,

тушить — тушёный — тушёнка.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Слово университет состоит из пяти фонетических слогов:

у-ни-вер-си-тет.

Как назло, ударным является самый последний слог. По этой причине можно совершить кучу ошибок в написании безударных гласных в этом длинном существительном мужского рода.

Чтобы слово не изменилось при написании до неузнаваемости, попытаемся проверить безударные гласные, вспомнив родственное прилагательное «университетский» и сложное слово «универсиада»

Но в них звучит пятый по счету ударный гласный.

Так что написание этого заимствованного слова из латинского языка через язык-посредник немецкий придется запомнить или обратиться к помощи орфографического словаря.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Слово Аллегория оказывается существительным женского рода и первого склонения в котором выделим окончание -Я: Аллегория-Аллегорией-Аллегорию.

Ударение в нем падает на третий слог: аллегОрия.

Корнем слова оказывается морфема АЛЛЕГОРИ-: Аллегорический.

Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А, безударная гласная Е и сдвоенные согласные Л, а само слово можно ошибочно написать как ОЛИгория.

Проверить безударные гласные а также согласные Л в слове Аллегория мы не можем, слово целиком заимствованное из древнегреческого языка и подлежит запоминанию.

Буквально слово означает иносказание, переносный смысл.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Слово Градация оказывается существительным женского рода и первого склонения в котором выделим окончание -Я: Градация-Градацией-Градацию.

Ударение в нем падает на второй слог: градАция.

Корнем слова оказывается морфема ГРАД-: Градуировать-Градус.

Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А, а само слово можно ошибочно написать как грОдация.

Проверить безударную гласную в этом слове можно с помощью слова грАдус.

Написание суффикса АЦИ следует помнить, в нем не может быть гласной Ы.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Слово Депеша оказывается существительным женского рода и первого склонения в котором выделяется окончание -А: Депеша-Депешей-Депешу.

Ударение в нем падает на второй слог: депЕша.

Корнем слова оказывается морфема ДЕПЕШ-, а однокоренных слов не находится.

Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная Е, а само слово можно ошибочно написать как дИпеша.

Проверить безударную гласную Е в слове Депеша однокоренными словами мы не можем, ведь слово Депеша пришло в русский язык из французского и сохранило оригинальное правописание. Поэтому слово Депеша следует запомнить и справляться у словаря.

Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.

Про тот самый, который задают по русскому языку.

Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.

Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.

Задание из учебника

Проекту в учебнике отведена целая страница.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».

Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.

А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.

Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.

План работы

Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.

  1. Выбрать слово
  2. Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
  3. Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
  4. Подобрать однокоренные слова.
  5. Подобрать синонимы.
  6. Подобрать антонимы.
  7. Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
  8. Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
  9. Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
  10. Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
  11. Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
  12. Оформить проект.
  13. Проиллюстрировать проект.

Вот как! Целых 13 пунктов.

Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.

Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.

Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)

Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.

Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.

Все остальное в задании вроде как понятно.

Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.

Выбор слова

Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?

Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.

Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.

В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.

Рассказ о слове «ветер»

Как пишем и как произносим?

«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».

Да, и еще указываем, где ударение стоит.

Лексическое значение

Разные словари дают разные определения «ветра».

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Мы выбрали самое простое.

Однокоренные слова

Здесь ничего сложного не было.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.

Синонимы

В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.

У нас получилось пять синонимов.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».

Антонимы

Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Но и их для проекта будет достаточно.

Фразеологизм

Выбрали такой – «Ветер в голове».

Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.

Сочетаемость слова

Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Пословица

А вот и наша «ветреная пословица»

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Загадка

И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Предложение

Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.

Пример оформления проекта

Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.

Мы сделали слегка интерактивный планшет.

Вот так он выглядит с одной стороны.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

А вот так с другой.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Давайте рассмотрим его подробнее.

В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.

Переворачиваем планшет.

Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Слева от картинки блок с пословицей.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Загадку.

Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

На нем у нас фразеологизм.

А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.

Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.

А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.

Информация про другие слова

Утро

Пишем — «утро».

А произносим — «утр[а]».

Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.

Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».

Антонимами – «вечер» или «ночь».

В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.

Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.

А вот пословица с загадкой.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Обед

Пишем — «обед».

Произносим — [а]бе[т].

Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.

«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».

Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».

Антонимы – «завтрак», «ужин».

В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.

Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

С предложением помог справиться А.П. Чехов.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Вопрос

Пишется — «вопрос».

Произносится — «в[а]прос».

Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.

«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».

Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».

Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».

Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.

С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Красота

Пишем — «красота».

Говорим — «крас[а]та».

Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.

«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».

Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».

Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».

Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.

Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.

Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Свет

Пишем — «свет».

Произносим — «свет».

Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.

«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».

Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».

Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».

Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.

Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Предложение из произведения всё того же Максима Горького.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Чистота

Пишем — «чистота».

Говорим — «чист[а]та».

Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.

«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».

«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».

«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».

Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.

Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Предложение из произведения Н.В. Гоголя.

Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку снег

Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.

Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.

Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:

  • Почему октябрь назвали октябрем?
  • Моя любимая буква «А»
  • Моя любимая буква «Б»
  • Проект «Живая азбука»
  • Почему сентябрь назвали сентябрем?

Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.

На сегодня все!

До новых встреч!

  • Проект на тему рассказ о слове зима
  • Проект на тему рассказ о слове по русскому языку 3 класса
  • Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку мороз
  • Проект на тему рассказ о слове вода 3 класс
  • Проект на тему математические сказки 3 класс сказка про ноль и единицу