Проект на тему математические величины и числа в сказках пословицах и поговорках

Слайд 1 текст слайда: проект числа в загадках, пословицах и поговорках подготовил: ученик 5 а классазахаров никитаучитель афонина ольга владимировна
Слайд 1

Проект «Числа в загадках, пословицах и поговорках» Подготовил: ученик 5 «А» классаЗахаров НикитаУчитель Афонина Ольга Владимировна

Текст слайда:

Проект
«Числа в загадках, пословицах и поговорках»

Подготовил: ученик 5 «А» класса
Захаров Никита
Учитель
Афонина Ольга Владимировна


Слайд 2

Интересное о числах Оказывается, первобытные люди не знали счёта, а учить их было некому. Учила сама жизнь.

Текст слайда:

Интересное о числах
Оказывается, первобытные люди не знали счёта, а учить их было некому. Учила сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела их жизнь, люди из множества различных предметов сначала научились выделять отдельные предметы. Из стаи волков — вожака стаи, из стада оленей- одного оленя, из колоса с зёрнами- одно зёрнышко.
Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».
Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, руки, уши, рога, крылья), привели человека к представлению о числе.
Немалую роль в истории счёта сыграли пальцы. Особенно когда люди стали обмениваться предметами труда. Кстати сказать пальцы и сейчас являются для малышей самыми главными помощниками при счёте.
В разных странах и в разные времена люди учились записывать цифры по-своему. Например:


Слайд 3

Римские цифры Вавилонские цифры Китайские

Текст слайда:

Римские цифры

Вавилонские цифры

Китайские цифры


Слайд 4

Написание арабских цифр состояло из отрезков прямых линий, где количество углов соответствовало величине знака, потом углы сгладились

Текст слайда:

Написание арабских цифр состояло из отрезков прямых линий, где количество углов соответствовало величине знака, потом углы сгладились и появились привычные нам цифры.


Слайд 5

Загадки 1. Стоит Антошка на одной ножке; его ищут,

Текст слайда:

Загадки

1. Стоит Антошка на одной ножке; его ищут,
а он не откликается (гриб).
2. На ноге стоит одной, крутит-вертит головой.
Нам показывает страны, реки, горы, океаны (глобус).

Пословицы и поговорки

1. Одна весна на Родине лучше, чем сто вёсен на чужбине.
2. Одна пчела немного мёду натаскает.
3. Руки поборют одного, знанье – тысячу.
4. Одному ехать — и дорога длинна.
5. Одной рукой и узла не завяжешь.


Слайд 6

Загадки 1. Два братца пошли в реку купаться (вёдра). 2. Два кольца, два конца,

Текст слайда:

Загадки

1. Два братца пошли в реку купаться (вёдра).
2. Два кольца, два конца,
посередине — гвоздик (ножницы).
3. Два домика — теплушки
подарены Танюшке (варежки).
4. Две сестры: одна светлая, другая темная (день и ночь).

Пословицы и поговорки

1. Как две капли воды.
2. От горшка два вершка.
3. Палка о двух концах.
4. Убить двух зайцев.
5. Лентяй дважды работает.
6. За двумя зайцами погонишься –
ни одного не поймаешь.
7. Старый друг лучше новых двух.


Слайд 7

Загадки 1. Возле леса на опушке трое их живет в избушке. Там три

Текст слайда:

Загадки

1. Возле леса на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Машенька и три медведя).
2. Трое одним плугом пашут (пальцы пишут).
3. У него глаза цветные, не глаза, а три огня, он по очереди ими сверху смотрит на меня (светофор).

Пословицы и поговорки

1. Хвастуну цена — три копейки.
2. Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года.
3. Заблудиться в трех соснах.
4. Из третьих уст, из третьих рук.
5. Плакать в три ручья.


Слайд 8

Загадки 1. Четыре братца под одной крышей стоят (стол). 2. Хоть у нас 4 ножки, мы

Текст слайда:

Загадки

1. Четыре братца под одной крышей стоят (стол).
2. Хоть у нас 4 ножки, мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас вы садились сотни раз (стулья).
3. В году у дедушки четыре имени
(зима, весна, лето, осень).

Пословицы и поговорки

1. На все четыре стороны.
2. Жить в четырех стенах.
3. Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
4. Без четырех углов изба не рубится.


Слайд 9

Загадки 1. Пять ступенек - лесенка,

Текст слайда:

Загадки

1. Пять ступенек — лесенка,
на ступеньках — песенка (ноты).
2. Есть, друзья, такая птица: если сядет на страницу, очень рад бываю я, а со мною вся семья (пятерка).
3. Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором
(пальцы).

Пословицы и поговорки

1. Как свои пять пальцев.
2. Пятое колесо в телеге.


Слайд 10

Загадки 1. Если на голову встанет,

Текст слайда:

Загадки

1. Если на голову встанет,
ровно на три больше станет (шесть).
2. Черен, да не ворон. Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.
Летит жужжит, упадет — землю роет (жук).
3. На дворе переполох, с неба сыплется горох.
Съела 6 горошин Нина, у нее теперь ангина (град).

Пословицы и поговорки

1. Три волосинки в шесть рядов уложены.
2. У него шесть хитростей и пять обманов.
3. Шестое чувство


Слайд 11

Загадки Братьев этих ровно 7. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом ходят братья

Текст слайда:

Загадки

Братьев этих ровно 7.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом. Попрощается последний — появляется передний
(дни недели).

Пословицы и поговорки

1. У семи нянек дитя без глаза.
2. Для бешеной собаки семь вёрст не круг.
3. Семь пятниц на неделе.
4. Семеро по лавкам.
5. Семь пядей во лбу.


Слайд 12

Загадки 1. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова

Текст слайда:

Загадки

1. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.
Голова и 8 ног, вот и весь я — ….(осьминог).
2. 8 ног, как 8 рук, вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк!
(паук).

Пословицы и поговорки

1. У восьмерки два кольца без начала и конца.
2. Весна да осень — на дню погод восемь.


Слайд 13

Загадки Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра акробатка? Если на голову встанет, ровно на три меньше

Текст слайда:

Загадки

Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра акробатка?
Если на голову встанет, ровно на три меньше станет
( Цифра 9)

Пословицы и поговорки

1. Девять человек — все равно, что десяток.
2. Девять мышей вместе потянули –
крышку с кадушки стянули.
3. Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.


Слайд 14

Загадки 1. Твои помощники - взгляни – десяток дружных братцев. Как

Текст слайда:

Загадки

1. Твои помощники — взгляни –
десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они работы не боятся
(пальцы).
2. Ёжик вырос в десять раз, получился … (дикобраз).

3. Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это — … (десять).

Пословицы и поговорки

1. Одно дерево срубишь — десять посади.
2. Ноль без палочки .
3. Ноль внимания .
4. Сводить к нулю.


Слайд 15

Успехов в учёбе !

Текст слайда:

Успехов
в
учёбе !


Математические величины и числа в сказках, пословицах и поговорках

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Чикунов М.М. 1


1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 17 Ворошиловского района Волгограда»

Колузанова Т.Н. 1


1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 17 Ворошиловского района Волгограда»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Во всех школах мира детей учат математике, потому что без нее нельзя построить жилья, сшить одежду, вырастить урожай и совершить новых открытий. Математика нужна как воздух! Но нам интересно, могут ли наука и народное творчество существовать рядом? Почему числа нашли свое отражение в русских сказках, пословицах и поговорках? Какое самое «любимое» число у русского народа? На эти вопросы попробуем получить ответ в конце работы.

Нашим народом было придумано немало сказок, пословиц и поговорок, где математика выступает в образе настоящего волшебного царства, а числа и математические величины – удивительные сказочные персонажи, несущие нам зашифрованные послания из прошлого. В этом отражается актуальность темы исследования, поскольку читая произведения русского народного творчества, мы узнаем о жизни наших предков, их устоях и культуре.

Цель нашего исследования – выявить числа, которые чаще других встречаются в сказках, пословицах и поговорках, а также доказать, что их выбор не случаен и каждое из них имеет свое особое значение.

Для достижения поставленной цели нам нужно решить следующие задачи:

Провести исследование частоты использования чисел и употребления математических величин на примере знаменитых русских народных сказок;

Провести исследование частоты использования чисел и употребления математических величин в русских пословицах и поговорках;

Сделать выводы по теме исследования.

В ходе работы мы использовали сборники русских народных сказок, труды В.И. Даля, собравшего более 30 тысяч пословиц и поговорок, а также справочную литературу.

Рассмотрение чисел в народном творчестве можно встретить в работах и других школьников, но нами был предложен метод исследования частоты их употребления, выявления чисел-лидеров посредством сбора и обработки данных, их анализа и формулирования выводов.

Глава 1. Исследование частоты использования чисел и употребление математических величин в русских народных сказках

Сказки – это произведения устного народного творчества, основанные на придуманных событиях.

В русских народных сказках очень часто встречаются числа, повторяющиеся в разных образах. Эти числа несут нам определенный смысл и рисуют картину русского мироздания. С помощью них мы узнаем о бытовых, культурных и религиозных ценностях наших предков.

Для того, чтобы выявить числа, которые чаще других употребляются в произведениях и доказать, что каждое из них имеет свое особое значение исследуем 10 знаменитых русских народных сказок, посчитаем количество употреблений чисел в них и составим таблицу из полученных данных.

1. ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ

Число «1»: «…и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную», «…почти однолеток с Василисой…», «Василиса была первая на все село красавица…», «…оставила только одну свечку там, где работали девушки», «Одна из мачехиных дочерей взяла щипцы…», «Осталась Василиса одна…», «…попросилась на житье к одной безродной старушке».

Число «2»: «…имела своих двух дочерей…», «Тебе за огнем идти! – закричали обе», «Куколка поела, и глаза ее заблестели, как две свечки».

Число «3»: «Мачеха дала всем трем девушкам вечерние работы: одну заставила кружева плести, другую чулки вязать, а Василису прясть», Три всадника – белый, красный и черный, «Явились три пары рук…» – 3 раза.

Число «8»: «Когда мать скончалась, девочке было восемь лет».

Число «10»: «…а кушанья настряпано было человек на десять».

Число «12»: «Двенадцать лет жил он в супружестве…», «…и скоро дюжина0 сорочек была готова».

2. СКАЗКА О МОЛОДИЛЬНЫХ ЯБЛОКАХ И ЖИВОЙ ВОДЕ

Число «0»: «из пятисот лошадей ни одной (0) не выбрал» – 2 раза, «ни одной (0) струны не задел», «Макарка тянул-тянул и ни одной (0) головы не вытянул».

Число «½»: «…половину царства своего пожалую».

Число «1»: «Первая дорога – коню сытым быть, а самому голодным» – 2 раза, «остался один Иван-царевич на горе», «он кулаком одну дверь проломит», «а конь одну цепь перервет», «большой (первый) пузырек в суму убрал», «Есть у нашего царя дочь единственная», «махнул ей в одну сторону…», «одна царевна печалится», «…посылает ей старшего (первого) сына».

Число «2»: «вторая (дорога) – коню голодным быть» – 2 раза, «Тогда второй сын, Егор царевич, говорит…», «и второму царскому сыну рожь молотить», «Поезжай-ка вот к моей средней (второй) сестре» – 2 раза, «Дала ему Баба-яга коня лучше прежних двух», «у нее под подушкой два пузырька спрятаны» – 2 раза, «…а малый (второй пузырек) – за пазуху спрятал», «в другую (во вторую) махнул…», «…отшиб последние (две) головы», «Тогда Иван-царевич отрезал от ног своих два куска мяса» – 2 раза, «увидали его двое мальчиков» – 2 раза, «двое сыновей Марьи-девицы», «Тут царь приказал старшим (двум) сыновьям».

Число «3»: «У царя этого было три сына», «доехал до перекрестка трех дорог», «третья дорога – самому мертвым быть» – 2 раза, «Пришел тогда к нему младший сын (третий)», «…поезжай к моей старшей (третьей) сестре – 2 раза, «сорвал три яблока», «три дня» – 2 раза, «три ночи», «три года», «в трехстенную крепость», «…и три целых года с товарищами по кабакам гулял» – 2 раза.

Число «4»: «…а меч его четыре человека поднимают», «Давай мне четыре чана говядины» – 2 раза.

Число «5»: «взял с собой железную палку в пять пудов» – 2 раза, «…отшиб змею пять голов».

Число «7»: «Напал на наше царство семиглавый змей» – 4 раза, «…и все семь голов вытянул».

Число «10»: «…в десятом царстве…» .

Число «12»: «Есть у того богатыря конь за двенадцатью дверьми железными» – 3 раза, «за двенадцатью замками медными» – 2 раза, «на двенадцати цепях» – 3 раза.

Число «81»: «…за девять девятин0…»

Число «200»: «на сто сажен0 верх», «…да чтобы каждый в сотню пудов0».

Число «500»: «там у меня пятьсот лошадей самых лучших» – 3 раза.

3. МАРЬЯ МОРЕВНА

Число «0»: «ни одной (0) не упустил».

Число «1»: «одна (первая) – Марья-царевна», «кто первый за твоих сестер станет свататься, за того и отдавай», «целого (одного) года как не бывало», «прошел еще один год…», «Остался Иван-царевич один», «Целый (один) год жил без сестер», «Мне одним ведром не утолить жажду», «Идет день (первый)…» – 4 раза, «видит дворец еще лучше первого», «первый раз тебя прощаю за твою доброту», «Съем-ка я одного цыпленочка», «…только один не занятый (шест)», «Изволь, царевич! У меня не год служить», «если хоть одну потеряешь…».

Число «2»: «другая (вторая) – Ольга-царевна», «…раздвоился потолок» – 3 раза, «пошел Иван-царевич с двумя сестрами во зеленый сад погулять», «две ночи в шатрах ночевал», «Царевич подал другое (второе) ведро», «идет другой… (второй)» – 4 раза, «видит дворец лучше первых двух», «и в другой (во второй) раз прощу», «махнул платком на левую сторону только два раза»

Число «3»: «жил-был Иван-царевич; у него было три сестры», «третья – Анна-царевна», «говорит Иван-царевич своей младшей (третьей) сестрице», «Кощей выпил и запросил третье ведро», «на рассвете третьего (дня)…» – 4 раза, «Погостил у них царевич три дня» – 3 раза, «а в третий берегись – на куски изрублю!», «Слетелись все трое в одно место», «я у ней три дня пастухом был», «как махну в правую сторону три раза…» – 2 раза, «…а всего-то три дня».

Число «10»: «Десять лет я здесь мучаюсь».

Число «11»: «на одиннадцати шестах по человечьей голове».

Число «12»: «а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован», «тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал», «кругом дома двенадцать шестов».

Число «27»: «За тридевять0 земель».

Число «30»: «в тридесятом0 царстве».

4. СКАЗКА О ВАСИЛИИ-КОРОЛЕВИЧЕ

Число «1»: «В один рост», «В один голос», «И на одно лицо», «А одно (кольцо) железное» – 2 раза.

Число «2»: «Поезжайте вы к моей средней (второй) сестре».

Число «3»: «Поезжайте к моей старшей (третей) сестре».

Число «10»: «И сказала, что у нее десять родных дочерей».

Число «20»: «У меня только двадцать родных дочерей», «…а двадцать падчериц» – 2 раза.

Число «30»: «В тридцать столбов вколочены кольца золотые» – 3 раза, «а… тридцать падчериц», «Так своих тридцать дочерей погубила» – 2 раза, «у тех столбов тридцать колец серебряных – 3 раза.

Число «31»: «у которых был тридцать один сын», «у того забора стоит тридцать один столб» – 3 раза, «нас, бабушка, тридцать один брат» – 2 раза, «тридцать один кол пустой», «у которых был тридцать одна родная дочь».

Число «50»: «Па пятьдесят падчериц».

Число «62»: «стоят шестьдесят два кола».

5. КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ

Число «1»: «…все как одна», «Раз (первый) лягнул…», «Первые ответчики – звери лесные», «отвечают все рыбы и гады в один голос» – 3 раза, «…и другой лягнул», «другие (вторые) ответчики – птицы воздушные», «На отходе обедни она первая под крест» – 2 раза, «раз говорят…», «на исходе обедни он первый под крест», «всех до единого перебил», «Кажется, я тебе не (один) раз говаривала…».

Число «2»: «царевич две бочки скормил», «…он второй за ней» — 2 раза, «и в другой (во второй раз) говорят…», «…она вторая за ним».

Число «3»: «сосватаю за тебя ненаглядную красу, трех мамок дочку» – 8 раз, «…трех бабок внучку» – 8 раз, «Царевич уснул и проспал трое суток» – 3 раза, «Припади к земле; я тебя трижды лягну», «…а в третий (раз) не стал», «Ежели в третий лягну, нас с тобой земля не снесет!», «третьи ответчики – рыбы и гады водяные», «три бочки говядины» – 2 раза, «за третью (бочку) принялся и говорит…», «а в третий сказали – ему обидно стало».

Число «4»: «на все четыре стороны поклонился» – 3 раза.

Число «6»: «приехало шесть богатырей свататься».

Число «7»: «Я седьмой десяток доживаю».

Число «8»: «Я восьмой десяток доживаю».

Число «9»: «…девяти братьев сестру» – 8 раз, «Ты всего-то девятисуточный!», «вот уж девятый десяток доживаю», «Девятеро суток с боку на бок не поворочусь», «лег спать и проспал как раз девять суток», «Ведь Иван-царевич уехал отсель девятисуточный».

Число «12»: «едут двенадцать богатырей».

Число «24»: «наехало двадцать четыре богатыря».

Число «30»: «У твоего батюшки есть тридцать лошадей».

Число «90»: «хоть еще девяносто лет живи, и то не прожить!»

6. ЧУДЕСНАЯ РУБАШКА

Число «0»: «эту рубашку никакое (ноль) оружие не осилит», «стал ключи пробовать – ни один (ноль) не приходится».

Число «1»: «и младшего (первого) брата Ивана», «сослужи-де еще один год» – 2 раза, «Только одного ключа, что на стене висел брать не велел», «возьми одну щепочку», «В одной – золото», «Иван, купеческий сын, прожил целый год один-одинешинек», «Вырубить и сжечь все до единого», «Вдруг говорит ей одно деревцо человеческим голосом», «Возьми одну щепку и брось в озеро».

Число «2»: «Старшие (два) братья каждый день ходили охотничать», «Все отцовское имение разделить меж собой на две части», «по обеим сторонам две сумки привешены» – 2 раза, «В другой (во второй) самоцветные камни», «И вышиб из подземелья на целую сажень0» – 2 раза.

Число «3»: «Помер он и оставил трех сыновей», «В одной комнате стоит стол на три прибора» – 2 раза, «На тарелке лежат три хлеба», «…в третий раз», «Из всех трех бутылок отпил», «трое суток лежало тело Ивана», «ключ на старое место повесил, и накрыл стол на три прибора».

7. Царь-девица

Число «1»: «Раз зовет Василий-царевич своего дядьку», «Ударил раз-другой и разбил башню».

Число «2»: «Ударил раз другой (второй) и разбил башню», «Сунул в другой (второй) раз и вытащил змею» – 2 раза.

Число «3»: «Вдруг из каменной башни окликают царевича три голоса», «Мы тебя от трех смертей избавим», «Царевич завидел паруса за три версты0» – 3 раза, «Не ожидай меня в третий раз», «Трое суток носился без роздыху», «Отпусти меня погулять в три зари», «Конь гулял три дня и воротился»

Число «12»: «Уж скоро двенадцать лет, как она тебя ждет».

Число «27»: «За тридевять земель» – 2 раза.

Число «30»: «в тридесятом царстве» – 3 раза, «Коли я у твоего батюшку тридцать лет в пастухах служил».

Число «48»: «Узда в три пуда0» – 2 раза.

Число «100»: «А коли не слышишь, тебе и во век0 не слыхать».

Число «400»: «Встал потихоньку, взял железный лом в двадцать пять пудов»,

«Седло в двадцать пять пудов».

Число «2400»: «Боевая палица в полтораста пудов0».

8. ПО КОЛЕНО НОГИ В ЗОЛОТЕ, ПО ЛОКОТЬ РУКИ В СЕРЕБРЕ

Число «1»: «старшая (первая) говорит…».

Число «2»: «сказала средняя (вторая)…».

Число «3»: «посреди сада беседка стоит, где три братца живут», «Иван царевич начал ожидать третьего» – 2 раза, «говорила меньшая (третья)» – 2 раза, «Видит на крыльце сидят три девицы-красавицы», «там стол накрыт, на три лепешки», «вдруг выходят три добрых молодца».

9. ПОДИ ТУДА – НЕ ЗНАЮ КУДА, ПРИНЕСИ ТО – НЕ ЗНАЮ ЧТО

Число «1»: «у кого (один) рубль», «возьмите этот шелк и за единый час», «все гады и рыбы в один голос отвечали».

Число «2»: «у кого два (рубля)», «явились два неведомых молодца», «подскочил другой (второй) купец, за ним третий, четвертый», «придут туда два старца».

Число «3»: «подскочил другой (второй) купец, за ним третий, четвертый», «что бы добраться до острова, надо плыть три года», «Да обратно три года», «встречают его три девицы неописанной красоты».

Число «4»: «подскочил другой (второй) купец, за ним третий, четвертый».

Число «5»: «пять суток плыви вперед».

Число «6»: «да свободу на целых шесть лет».

Число «27»: «за тридевять0 земель» – 2 раза.

Число «50»: «да мне туда и за пятьдесят лет не добраться».

Число «100»: «добудь-ка рублей сотню-другую», «сто раз тяпнул – сто кораблей сделал» – 2 раза.

Число «200»: «и собрал как раз двести рублей».

Число «10000»: «ну, вот тебе десять тысяч».

Число «25000»: «сейчас вынул король двадцать пять тысяч».

10. ТРИ ЦАРСТВА – МЕДНОЕ, СЕРЕБРЯНОЕ, ЗОЛОТОЕ

Число «1»: «Не покидай меня, старика, одного», «а летает к ней Вихрь раз в неделю», «а ко мне раз в месяц», «одна (первая бочка) по правую руку», «в одной (первой) кади – сильная вода», «кто первый напьется – будет сильномогучим богатырем», «…а все с одного разу!» – 2 раза, «Вот тебе товар самый первый», «на столе башмаки стоят прекрасные, самые первые».

Число «2»: «Собрались два старших сына и поехали», «а вот недалеко отсюда живет моя средняя (вторая) сестрица», «и летает ко мне через каждые два месяца», «там стоят две бочки с водою», «другая (вторая бочка) по левую», «а кто второй изопьет – совсем ослабеет», «Елену Прекрасную и двух сестер ее», «Богатырская рука два раза не бьет» – 2 раза, «Ну, бабка надвое сказала: либо съешь, либо нет!»

Число «3»: «У него была жена Настасья, золотая коса, и три сына», «а за ними и младший (третий) стал у отца проситься», «отпустили войско и поехали втроем», «дожидайтесь меня ровно три месяца», «а не буду через три месяца – и ждать нечего!», «и летает ко мне через каждые три месяца», «Уж скоро три года, ­ говорит», «а живет здесь недолече моя старшая (третья) сестра», «Да дорогою надобно трех цариц избавить», «В эту самую пору готовились у царя три свадьбы».

Число «7»: «чтоб завтра к рассвету на седьмой версте на море стояло царство золотое».

На основе исследования русских народных сказок составим таблицу (Приложение 1), занесем полученные данные и проанализируем их.

Исследовав русские народные сказки, мы выяснили:

1. В текстах 10 выбранных произведений числа упоминались 371 раз;

2. Самым распространенным является число «3». Оно встречается 110 раз и составляет 30% от исследуемого количества.

Число «3» в сказках обычно указывало выбор, например: три пути, которые предлагались богатырю, три царства, которые надо пройти – медное, серебряное и золотое, а также количество детей – у отца было три сына или три дочери.

Тройка на Руси считалась воплощением духовного начала. Она символизирует полноту и завершенность. Так в Библии упоминается Троица, которая представляет Бога в трех личностях: Бог – отец, Бог – сын и Святой дух.

Таким образом, на Руси значимость тройки из русской религиозной мысли была отражена в бытовых традициях, сказках и преданиях.

3. Вторым по частоте использования является число «1». Оно встречается 79 раз и составляет 21% от исследуемого количества.

Это число в сказках чаще всего указывало на выбор, например «один из многих», или на одиночество героя, например «один-одинешенек», который всегда справлялся с трудностями и побеждал зло.

Частота использования единицы объясняется историческим посылом и имеет большое значение для наших предков. Множество врагов, которые угрожали границам русской земли, нужно было охранять. Мечта о защитнике, о богатыре, о единой высшей силе всегда была у народа. И эта мечта описывалась в русских сказках.

4. Тройку лидеров по частоте использования закрывает число «2». Оно встречается 66 раз и составляет 18% от исследуемого количества.

В сказках оно встречается чаще всего для обозначения парности героев и обстоятельств, например «явились два молодца». Также использовалось для обозначения противоположности, например «в другой раз», «Дала ему Баба-яга коня лучше прежних двух» и т.д. На противопоставлении основаны многие сюжеты сказок.

Данное число несет научное (жизнь и смерть), религиозное (свет и тьма) и бытовое (мужчина и женщина) значения.

Таким образом, числа «3», «1» и «2» и можно представить как лидеров нашего исследования среди русских народных сказок (Приложение 2).

Распределение чисел по частоте использования в русских народных сказках можно показать графически (Приложение 3).

7. При исследовании русских народных сказок кроме чисел мы также встречали математические величины:

Дюжина – это мера поштучного счета однородных предметов, равная 12.

Сажень – древнерусская мера длины, равная примерно 2 метрам.

Пуд – это русская мера веса, равная примерно 16 кг.

Верста – русская мера длины, равная примерно 1 км.

Также мы познакомились со сказочными математическими величинами:

Тридевятое царство и тридесятое государство. Эти выражения произошли от умножения чисел 3х9 и 3х10, соответственно.

Глава 2. Употребление чисел и математических величин в русских пословицах и поговорках

Пословицы – это краткие народные изречения с назидательным содержанием. Они призваны донести мудрость народа, передать опыт старших поколений в ясной и простой форме.

Поговорки – это краткие устойчивые выражения, не составляющие законченных высказываний. Они не употребляется самостоятельно, а включается в предложение для придания ему художественной окраски. Многие поговорки являются частью пословиц и возникли после их усечения.

Таким образом, пословица – это целое предложение, а поговорка – лишь его часть, фраза или ярко окрашенное словосочетание.

Для того, чтобы выявить числа, которые чаще других употребляются в этом жанре русского народного творчества, сделаем выборку 100 пословиц и поговорок с числами по трудам замечательного русского писателя и этнографа Владимира Ивановича Даля (1801-1872), собравшего более 30 000 пословиц, поговорок, метких слов, примет и присловий. [3]

Посчитаем количество употреблений чисел в отобранных пословицах и поговорках, составим таблицу из полученных данных.

Число «0»: Где хитро, там ангела ни одного.

Число «1»: Все за одного, один за всех. Все одного отца дети. За один раз дерева не срубишь. За одного битого двух небитых дают. Кто первее, тот правее. Не клади все яйца в одну корзину. Один Бог безгрешен. Один в поле не воин. Один воин тысячу водит. Один волк гоняет овец полк. Один одного лучше. Один рядовой, да и тот кривой. Один с сошкой, а семеро с ложкой. Одна беда не ходит: беда беду родит. Одна ласточка весны не делает. Одна пчела лучше, чем рой мух. Одни уста и теплом и холодом дышат. Одно око, да видит далеко. Одно ухо – и то глухо. Одного поля ягода. Одному милость, а всем обида. Первый блин комом. Первый в совете, и первый в ответе. Тот и господин, кто все может сделать один. У Бога правда одна. Я одна шью, а все порют.

Число «2»: Где больше двух, там говорят вслух. Гляди в оба! Два дурака, да у каждого по два кулака. Два медведя в одной берлоге не улягутся. Два раза не умирать. Два сапога – пара, и оба на левую ногу. Ему дай волю, а он две возьмет. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Из двух зол выбирают меньшее. Как две капли воды похожи. На двоих господ не долго наслужишься. Наглость – второе счастье. Не может связать двух слов. Одна голова хорошо, а две лучше! Палка о двух концах. Парочка – баран да ярочка. Привычка – вторая природа. Рука руку моет, и обе белы живут. Сидеть меж двух стульев. Скупой платит дважды. Стар да мал – дважды глуп. Старуха надвое сказала. Целых два чина: дурак да дурачина.

Число «3»: Без четырех углов изба не рубится. Бог любит троицу. Видит на три аршина0 под землю. Заблудиться в трех сосна. Земля на трех китах стоит. Наврал с три короба. Обещанного три года ждут. От горшка три вершка0. Плакать в три ручья. Согнуться в три погибели. Солдату три деньги в день: куда хочешь, туда их и день! Три года – не три века0. Хоть три дня не есть, а с печи не слезть.

Число «4»: Без четырех углов изба не рубится. Закрыться в четырех стенах. На все четыре стороны.

Число «5»: Живи на пять! Знать как свои пять пальцев. Нужен, как собаке пятая нога. Пятое колесо в телеге.

Число «6»: У кого шесть детей, у того в шести местах богатство. Шестое чувство.

Число «7»: Всемером пойдем – далеко уйдем. За семью морями. Лиса семерых волков проведет. Лук – от семи недуг. На семь деревень одна лошадь. Сам не дерусь, семерых не боюсь. Седьмая вода на киселе. Семеро одного не ждут. Семеро по лавкам сидят. Семимильными шагами. Семь бед – один ответ. Семь пядей0 во лбу. Семь пятниц на неделе. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь смертных грехов. Тайна за семью печатями. У семи нянек дитя без глазу. Чем семерых посылать, лучше самому побывать.

Число «8»: Восьмое чудо света. Осень – перемен восемь.

Число «9»: Девятый вал. Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.

Число «10»: Не робкого десятка. Кто храбр и стоек, тот десятерых стоит.

Число «40»: Уж сорок лет как правды нет.

Число «100»: Верный друг лучше сотни слуг. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сто голов – сто умов.

Число «200»: Не знаешь чести, так палок двести.

На основе исследования русских пословиц и поговорок составим таблицу (Приложение 4), занесем полученные данные, проанализируем, сделаем выводы.

Исследовав русские пословицы и поговорки, мы выяснили:

1. В выбранных пословицах и поговорках самым распространенным является число «1». Оно встречается 26 раз и составляет 26% от исследуемого количества.

2. Вторым по частоте использования является число «2». Оно встречается 23 раза и составляет 23% от исследуемого количества.

3. Тройку лидеров по частоте использования закрывает число «7». Оно встречается 18 раз и составляет 18% от исследуемого количества.

Таким образом, числа «1», «2» и «7» и можно представить как лидеров нашего исследования среди русских пословиц и поговорок (Приложение 5).

4. Кроме чисел-лидеров, в пословицах и поговорках также нередко можно встретить число «3» (13 раз, 13%).

Распределение чисел по частоте использования в русских пословицах и поговорках можно показать графически (Приложение 6).

7. При исследовании пословиц и поговорок гораздо реже, чем в сказках, но также встречались и математические величины:

Вершок – равен 4 ногтя, что составляет 44,45 мм.

Аршин – равен длине руки, то есть расстояние от кончика среднего пальца до плечевого сустава, около 72 см.

Пядь– расстояние от растянутого указательного пальца до большого, около 18 см.

Заключение

При работе над данной темой проекта, мы узнали, что числа играют важную роль в нашей жизни и часто встречаются в сказках, пословицах и поговорках. Поняли, что употребление чисел в произведениях русского народного творчества не случайно и основано на представлении о значении числа народом.

Также в ходе исследования познакомились с такими математическими величинами как: дюжина, сажень, пуд, верста, вершок, аршин, пядь. Выявили сказочные математические величины – тридевятое (царство), тридесятое (государство).

Подведем итоги и сделаем выводы по теме исследования.

Исследовав 10 русских народных сказок, мы выяснили, что в текстах числа упоминались 371 раз. Самым распространенным является число «3», оно встречается 110 раз и составляет 30% от исследуемого количества. Частое употребление этого числа можно объяснить религиозным и культурным значением. Вторым по частоте использования является число «1», оно встречается 79 раз и составляет 21%. Частота использования единицы объясняется историческим посылом и имеет большое культурное значение для наших предков. Замыкает тройку лидеров по частоте использования число «2». Оно встречается 66 раз и составляет 18%. Данное число несет научное, религиозное и бытовое значения.

Исследовав 100 русских пословиц и поговорок с числами выяснили, что самым распространенным в этом жанре является число «1», оно встречается 26 раз и составляет 26% от исследуемого количества. На втором месте – число «2», оно встречается 23 раза и составляет 23%. На третьем месте – число «7», встречается 18 раза, составляет 18%.

Таким образом, связав часто употребляемые числа в сказках, пословицах и поговорках с их значениями, мы пришли к выводу, что они выбраны не случайно и имеют научное, религиозное, культурное или бытовое значение. Их изучение в современности помогает нам не только увидеть и почувствовать глубину мировоззрения русского народа, но и расшифровать послания из прошлого о жизни наших предков, их устоях и культуре.

Список использованных источников и литературы

Берлянд И.Е. Загадки числа: – Рипол-Классик, 2017 г. – 336 с.;

Гусев В.А., Мордкович А.Г. Математика: Справ. Материалы: Кн. Для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 416 с.;

Даль В.И. Пословицы русского народа. Полное издание в одном томе. – М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2020. – 984 с.;

Депман И.Я. Мир чисел: – Издательский дом Мещерякова, 2018 г. – 72 с.;

Захарович И.С. 10 000 пословиц, поговорок, загадок, скороговорок: жемчужины народной мудрости: – АСТ, 2010. – 59 с.;

Кноп К.А. Азы теории чисел: – МЦНМО, 2017 г. – 80 с.;

Левшин В.А., Александрова Э.Б. В лабиринте чисел. Путешествия от А до Я со всеми остановками. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2014 г. – 96 с.;

Перельман Я. И. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел: – Концептуал, 2021 г. – 192 с.;

Русские народные сказки: сборник / в обраб. А. Афанасьева, А. Акуловой; ил. А. Лебедева. – М.: Лабиринт Пресс, 2015. – 140 с.;

Русские народные сказки: сборник / ил. Н. Кочергина. – М.: НИГМА, 2013. – 120 с.

 

Приложение 1

Частота использования чисел в русских народных сказках

Название

сказки Число

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

20

24

27

30

31

48

50

62

81

90

100

200

400

500

1000

1600

2400

25000

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

 

1.

Василиса Прекрасная

7

3

11

1

1

2

 

2.

Сказка о

молодильных яблоках и живой воде

4

1

10

18

15

3

3

5

1

 

8

1

1

3

1

 

3.

Марья

Моревна

1

17

14

17

1

1

3

1

1

 

4.

Сказка о

Василии-королевиче

5

1

1

1

3

9

8

1

1

 

5.

Кощей

Бессмертный

14

5

27

3

1

1

1

13

1

1

1

1

 

6.

Чудесная

рубашка

2

10

7

8

 

7.

Царь-девица

2

3

9

1

2

4

2

1

2

1

 

8.

По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре

1

1

8

 

Продолжение Приложения 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

9.

Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что

3

4

4

1

1

1

2

3

1

1

1

10.

Три царства – медное,

серебряное,

золотое

10

10

10

1

ИТОГО:

7

1

79

66

110

7

4

2

7

2

13

4

1

15

3

1

5

15

8

2

1

1

1

1

4

2

2

3

1

1

1

1

Приложение 2

Числа-лидеры по частоте использования в русских народных сказках

Приложение 3

Распределение чисел по частоте их использования в русских народных сказках

Приложение 4

Частота использования чисел в русских пословицах и поговорках

Число

Значение

1

1

26

2

23

3

13

4

3

5

4

6

2

7

18

8

2

9

2

10

2

40

1

100

3

200

1

Приложение 5

Числа-лидеры по частоте использования в русских пословицах и поговорках

Приложение 6

Распределение чисел по частоте их использования в русских пословицах и поговорках

0 Дюжина – это мера поштучного счета однородных предметов, равная 12.

0 Девять девятин – это 9х9, т.е. число 81.

0 Сажень – древнерусская мера длинны, равная примерно 2 метрам. Таким образом, сто сажень – это 2х100, т.е. число 200.

0 Пуд – это русская мера веса, равная примерно 16 кг. Таким образом, сотня пудов — это 100х16, т. е. число 1600.

0 Выражение «тридевятое» произошло от чисел 3 и 9. В старину считали по тройкам – отсюда тридевять (три раза по девять), т.е. число 27.

0 Выражение «тридесятое» произошло от чисел 3 и 10 – три раза по десять, т.е. число 30.

0 Сажень – древнерусская мера длины, равная примерно 2 метрам.

0 Верста – русская мера длины, равная 1,06 км. Таким образом, три версты – это примерно число 3.

0 3 пуда – это 3х16, т.е. число 48.

0 Век – столетие, 100 лет.

0 полтораста пудов — это 150 пудов, 150х16, т.е. число 2400.

0 Тридевять – это 3х9, т.е число 27.

0 Аршин – равен длине руки, то есть расстояние от кончика среднего пальца до плечевого сустава, около 72 см

0 1 вершок = 4 ногтя, что составляет 44,45 мм

0 Век – столетие, 100 лет.

0 Пядь — расстояние от растянутого указательного пальца до большого, около 18 см

Просмотров работы: 3376

Получить сертификат публикации

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.

Фейсбук

Подписаться на facebook.com

Математика детям

Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи по математике, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.

Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале «Дошкольник.рф». Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754).  Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru

Мы соцсетях — вступайте в группы — будем рады видеть Вас в наших рядах!

Условия выдачи Сертификата публикации

Условия выдачи Свидетельства публикации

Как попасть в журнал


Математика детям

Автор: Хафизова Лилия Анасовна

  
14.04.2021 14:37

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий»«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий»

Пояснительная записка

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.

Одним из направлений гармоничного развития ребенка является формирование и совершенствование у него логики, интеллекта и смекалки. Формирование логического мышления – важная составляющая часть педагогического процесса.

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества

личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конст-руктивные умения. Игры со счётными палочками называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе, решения, как правило, идёт трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

Подробнее…


Математика детям

Автор: Наумова Т.И. Дербина Т.И. Волкова Л.Н.

  
12.04.2021 10:27

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений на тему: «Поможем бабушке Федоре». (Лексическая тема «Посуда»). в старшей группе компенсирующей направленности.Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений на тему: «Поможем бабушке Федоре». (Лексическая тема «Посуда»). в старшей группе компенсирующей направленности.

Педагоги:

  • Наумова Т.И.
  • Дербина Т.И.

Логопед:

  • Волкова Л.Н.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59» Череповец, 2021

Программное содержание:

Цель: систематизирование знаний по формированию элементарных математических представлений.

Задачи:

Подробнее…

 


Математика детям

Автор: Трещинская Татьяна Ивановна

  
08.04.2021 18:04

Конспект занятия по Формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «По мотивам русской народной сказки Маша и медведь»Конспект занятия по Формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «По мотивам русской народной сказки Маша и медведь»

Возрастная группа: 3-4 года

Форма совместной деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Форма организации: непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей.

Программное содержание: учить детей различать геометрические фигуры, уметь сопоставлять их на рисунке. Умение находить одно из множества.

Подробнее…

 


Математика детям

Автор: Дерябина Марина Михайловна

  
06.04.2021 12:48

Конспект НОД по математике во второй младшей группе «В гости к Мухе-Цокотухе»Конспект НОД по математике во второй младшей группе «В гости к Мухе-Цокотухе»

Цель:

  • формирование в игровой форме элементарных математических представлений у детей при сравнении предметов, групп предметов по форме и цвету
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных качеств у детей
  • продолжать учить различать и называть геометрические фигуры; закрепить навыки счета в пределах 4

Задачи:

Образовательные

  • Продолжать обучать детей сосчитывать группы предметов (4)
  • Обучать умению уравнивать группы предметов (столько же)
  • Закреплять умение различать предметы по длине (самая длинная, самая короткая)
  • Развивать умение составлять целое из частей
  • Учить воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (цвет, форма; все красные, все желтые); упражнять в назывании фигур по двум свойствам: синий квадрат, красный круг)

Подробнее…

 


Математика детям

Автор: Павлова Анжела Владимировна

  
02.04.2021 11:34

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «В гости к сказкам»Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «В гости к сказкам»

Подготовила: Павлова Анжела Владимировна воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 201 «Островок детства» г. Чебоксары Чувашской Республики

Программное содержание

Образовательные:

  • Формировать знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), состав числа 7.
  • Видеть количество предметов в окружающем, находить общее.
  • Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.

Подробнее…

 


Математика детям

Автор: Баштовая Анна Владимировна

  
23.03.2021 09:05

Конспект НОД в первой младшей группе Тема: «Геометрические фигуры»Конспект НОД в первой младшей группе Тема: «Геометрические фигуры»

Цель: формирование представлений о геометрических фигурах; круг, квадрат, треугольник.

Задачи:

  • расширять представления детей о круге, квадрате, треугольнике;
  • группировать фигуры по цвету;
  • побуждать детей к названию предметов;
  • развивать у детей внимание, умение детей общаться со сверстниками и взрослыми;
  • воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе.

Оборудование: игра «VАY-TOY», дары Фрёбеля №7, картина «Деревня с цыплятами», мячи для метания, взрослый «Курочка», наклейки для рефлексии.

Подробнее…

 


Математика детям

Автор: Гузей Татьяна Сергеевна

  
22.03.2021 16:56

«Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с применением конструктора лего-дакта» «Путешествие в страну Математики» старшая группа (5-6 лет)«Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с применением конструктора лего-дакта» «Путешествие в страну Математики» старшая группа (5-6 лет)

Цель: закрепить и обобщить пройденный материал.

Задачи:

Обучающие:

  • упражнять в умении определять, «который по счету», «на котором месте»;
  • закреплять пространственные представления, понимание задачи (поставь: слева, справа, в центре);
  • тренировать умение определять геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал, трапеция, ромб) на ощупь;
  • закрепить порядковый и обратный счёт в пределах 9;
  • учить увеличивать и уменьшать числа на единицу;
  • умение называть число между числами соседями;
  • содействовать умению детей выкладывать логическую цепочку по заданной схеме.

Подробнее…

 


Математика детям

Автор: Рыбалко Наталья Николаевна

  
17.03.2021 12:59

Конспект НОД по сказке «Гуси – лебеди» с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича на занятиях по математикеКонспект НОД по сказке «Гуси – лебеди» с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича на занятиях по математике

воспитатель: Рыбалко Н. Н. МБДОУг. Керчи Республики Крым «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №46 «Солнышко»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Совершенствовать навыки конструирования при работе с Геоконтом по дан-ному образцу, словесному указанию взрослого, по письменному заданию.
  2. Совершенствовать навыки самостоятельного конструирования в игре с квадратом и змейкой.
  3. Развивать умение читать схему, называть имена гвоздиков на схеме и соотно-сить их с Геоконтом.
  4. Формировать у детей представления о геометрических фигурах: треуголь-нике, квадрате,
  5. Развивать умение анализировать, сравнивать и соотносить геометрические фигуры с предметами, на которые они похожи.
  6. С помощью схем формировать символическую функцию сознания.
  7. Развивать воображение и фантазию у детей при работе с двухцветным квадра-том и четырёхцветной змейкой.
  8. Развивать сенсорные и творческие способности, мелкую моторику кисти.
  9. Закреплять названия цветов, величины предметов.
  10. Закрепить знания цифр в пределах 4.
  11. Воспитывать чувство сопереживания, сострадания, желание прийти на помощь.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ:

Подробнее…

 


Математика детям

Автор: Золотарева Ольга Владимировна

  
16.03.2021 02:19

«Клубочки для бабушки»«Клубочки для бабушки»

Цель и задачи:

  1. Закреплять счет в пределах 5, называя итоговое число.
  2. Учить детей сравнивать две неравные группы предметов, используя прием наложения.
  3. Продолжать учить различать прямоугольник, квадрат и треугольник.
  4. Обогащать и активизировать словарь: клубочки, поровну. 5.Развивать и корригировать зрительное восприятие, логическое мышление
  5. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Оборудование:

Ход занятия:

-Здравствуйте, ребята. Какое у вас сегодня настроение? А у меня сегодня просто весеннее настроение: за окном светит весеннее солнышко, звенит капель.. Весна. Ура!!!

Вдруг раздается звуковой сигнал, пришло видеописьмо.

-Здравствуйте, милые ребята. я- Василиса Прекрасная из тридевятого царства. У нас беда, выручайте. Колобок взял у бабушки корзинку с клубочками и пошел с ней гулять по лесу. Гулял, гулял и все клубочки растерял, а найти не может. Помогите ему, пожалуйста.

-Давайте, поможем бедному Колобку, найдем бабушкины клубочки. Но нам надо попасть в тридевятое царство. О, я знаю волшебные слова:

Два раза топни, три раза хлопни.

Вокруг себе повернись, в сказке очутись.

Подробнее…

 


Математика детям

Автор: Куликова Ольга Яковлевна

  
16.03.2021 02:05

Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие по сказкам» 5-6 лет.Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие по сказкам» 5-6 лет.

Куликова Ольга Яковлевна.

Воспитатель. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новочарский детский сад «Берёзка».

Образовательная область: познание, здоровье, социализация, художественное творчество

Задачи:

  1. Образовательная: систематизировать знания детей цифр и чисел 1-10, геометрических тел и фигур; распознавание геометрических фигур и тел на ощупь; умения детей сравнивать предметы по величине.
  2. Развивающая: развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику пальцев рук.

З. Воспитательная: воспитывать интерес к математике средствами устного народного творчества.

Подробнее…

 


Математика детям

Автор: Питаева Наталья Анатольевна

  
11.03.2021 19:30

Проект «Математика в движении»Проект «Математика в движении»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Дубравушка» Грязинского муниципального района Липецкой области

Образовательная область: Познание. ФЭМП.

Проект подготовила: Питаева Наталья Анатольевна. 2021 г.

«Учиться можно только весело»

Французский романист Анатоль Франс.

Тип проекта: познавательный.

Продолжительность проекта: долгосрочный: два года.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность темы: В современном мире дети страдают от гиподинамии. Засилье гаджетов делает детей малоподвижными, что отрицательно сказывается на их физическом и психологическом здоровье. А ведь здоровье является главным условием успеха каждого. Здоровая нация – это процветание государства. Поэтому в современном образовании забота о сохранении здоровья детей стоит на первом месте. Всем известно, что для сохранения здоровья необходимо вести активную двигательную деятельность. А для детей движение жизненно необходимо, движение – это суть детского растущего организма.

Подробнее…

 

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>
Страница 8 из 95

0+

Все родители хотят вырастить своих детей умными, способными к наукам. И помочь этому могут ранние занятия математикой. Однако дети не очень-то любят эту сложную науку. Познакомиться с основами математики малышам поможет сказка про числа.

Математику изучать можно играючи

Казалось бы, о каких играх и сказках можно говорить, когда речь идёт о такой серьёзной науке, как математика. Однако мудрые педагоги утверждают, что даже младшим дошкольникам можно объяснить различные нюансы в этом направлении, если сделать занятие интересным и увлекательным для малышей. Истории, где фигурируют живые существа, которым даны имена – числа и цифры – воспринимаются начинающими математиками более эффективно, чем сухая констатация материала, фактов и законов.

сказка про числа

К тому же всем детям так нравятся истории, в которых вымысел переплетается с реальностью, где добро побеждает зло. Поэтому сказка про числа ещё полезна малышам и потому, что не только даёт математические понятия, но и в традиционной иносказательной манере раскрывает перед ними суть человеческих отношений.

Сказка про десятичные дроби и разрядные единицы

Современные дети с удовольствием читают сказки про числа и цифры. А их сложено детскими писателями немало. Даже сами ребята сочиняют удивительные истории, в которых фигурируют числа.

Например, одна девочка придумала удивительную сказку про царство, которым правила мудрая и добрая царица Тысяча. Она очень любила своих подданных, которых постоянно награждала, умножая на себя. И жители её государства от этого становились величественнее и значимее.

жили были числа математическая сказка

Но вот приключилась с царицей болезнь, которая превратила её при помощи страшного вируса — «перевёртыша с запятой» — в 0,001. И теперь, умножая своих подданных, царица в тысячу раз уменьшала их… И никто не мог её вылечить, кроме одного очень мудрого доктора. Именно он снова привил царице вирус-перевёртыш, который вернул ей прежнюю величину. Вот такая удивительная получилась сказка про числа.

Город Десятки

Это сказка про числа от единицы до десяти. Они, подобно людям, проживали в собственном городе, дружили, ссорились, мирились и совершали ошибки. Итак, словами «Жили-были числа» математическая сказка начинается…

В красивом небольшом городке, что раскинулся на берегу лесного ручейка, стояли маленькие разноцветные домики. Они были очень маленькими, просто даже совсем крошечными, не больше спичечного коробка. Но самим жителям этого города домики казались достаточно большими. А всё потому что сами-то обитатели этого населенного пункта были малюсенькими-малюсенькими, ростом с фасолинку.

сказки новые

Но, несмотря на небольшие размеры жителей, страсти в городке кипели нешуточные. И один из мудрых старожилов городка, имя которому было число Шесть, решил записать самые удивительные истории в книгу и назвать её «Сказки про числа и цифры».

История первая про числа под названием «Кто важнее?»

Естественно, что начиналось повествование словами «Жили-были числа». Математическая сказка, как и всякая другая, вроде бы ложь, да есть в ней важный намёк, который должен стать уроком добрым молодцам да мудрым девицам.

Жили числа дружно да согласно. Особенно ладно всё было у четырёх неразлучных друзей: Единички, Двойки, Тройки и Четвёрки. А только однажды случился и у них спор, кто же средь них важнее. Начала его Четвёрка:

— Хоть и люблю я вас, мои друзья закадычные, но должна сказать вам одну вещь. На самом деле я средь нас самая главная. Вот посмотрите: у дома четыре угла, у стола – четыре ножки. Столько же лап у собак и кошек, колёс у автомобилей. И потому должны вы с сегодняшнего дня обращаться ко мне на «Вы»!

— Какая глупость! – возмутилось число Три. – Самое важное число средь нас – я! Только посмотрите: число 3 в сказках является волшебным, магическим. Сыновей у царей всегда трое, заданий нужно выполнить тоже не четыре, не два, а именно три. Да и происходит всё самое важное на третий день. Поэтому лучше уж меня зовите «Господин Три».

— Ну это как посмотреть, — засомневалась Двойка.- Люди обычно ищут себе пару, чтобы создать полноценную семью. Рук и ног у человека тоже по паре. Только представьте себе, что люди ходят на четырёх ногах – это ж уму непостижимо! И глаза у человека два, и уха. Так что давайте-ка лучше ко мне обращаться на «Вы», так будет справедливее.

— Так-то так, а что-то всё-таки не так, — засмеялась Единичка.- Я, хотя и самая маленькая среди нас, а вот ведь стою в числовом ряду самой первой. И во время соревнований победителю почему-то присуждают первое место и выдают золотую медаль. А за второе-то только серебро положено… Не буду говорить здесь про третье и четвёртое место – нескромно это как-то.

Самое качественное люди всегда называют первосортным. А второсортный или, тем паче, третьесортный товар большинство покупателей стороной обойдёт. Да и мастерство специалистов чаще всего обозначают категориями, где первая указывает на самый высокий уровень.

А уж ежели касаться строения человеческого тела, то органы, которых у людей по одному, являются самыми важными: сердце, печень, мозг.

Если же задуматься о нашем главном предназначении – участвовать в математических действиях, то только я могу разделить на себя любое число без остатка, да таким образом, что оно даже не заметит этого.

Знаете что? Я думаю, что все мы важны одинаково! И поэтому не стоит об этом спорить. Давайте не будем больше спорить. И пусть словами «Дружно и согласно жили-были числа» математическая сказка наша и закончится. А новые истории будут про интересные события, которые произойдут в городке, где жители не спорят и не ругаются друг с другом.

И с тех пор больше не выясняют Единичка, Двойка, Тройка и Четвёрка, кто из них важнее.

История вторая под названием «Сказка про число 5»

Происшествие такое

Приключилось тут на днях:

Прибежала вдруг Пятёрка

Вся в грязи, пыли, репьях!

«Что с тобою? Где была ты?» —

Удивились Семь и Восемь.

«Ох, отстаньте же, ребята!

Лезть туда, куда не просят,

Некрасиво! Я устала», —

Так сказала и упала…

Из кустов тут вышло Шесть:

«Расскажу я всё как есть.

Нынче утром число Пять

С Зайцем бегало гулять.

Тут охотник выбегает,

Как положено, стреляет.

Заяц падает, и Пять

В страхе бросилось бежать.

сказки про числа и цифры

Сунул Зайца я в корзину,

Поднял ношу я на спину

И пошёл к себе домой.

Пять, вставай! Зайка живой!

Раз, два, три, четыре, пять –

Зайка бегает опять!

Сказки новые, друзья,

Сочиню для всех вас я!»

Предыстория третьей сказки про Семёрку-Кочергу

В городке Десятки жила цифра Семь. Местные жители дразнили ее Кочергой – прозвище такое ей придумали. А цифра эта, и правда, была очень похожа на это приспособление для того, чтобы угли в печи ворошить.

Как известно, кочерга – вещь со странным характером. С одной стороны, с её помощью можно печь растопить и дом обогреть. Хорошая вещь, вроде бы, нужная. А если с другой стороны посмотреть, то кочергой можно и огреть так, что мало не покажется. Частенько в историях про жизнь наших предков фигурировала эта чугунная изогнутая буквой «Г» палка как орудие драк и даже убийств.

сказки с числом 7

Вот и характер Семёрки также был противоречив. Вчера она придумала неделю, в которую входит 7 дней, а последний, седьмой, выходным сделала. Уж как ей все были благодарны! А сегодня уже разозлилась на кого-то и давай орать: «Только попадись мне – семь шкур с тебя спущу!».

А потом вдруг успокоилась и такую красивую радугу на небе нарисовала – загляденье просто! Семь разноцветных полос дугой изогнула, воротами сказочными поставила.

Только это ещё не история, а присказка. Начало же сказки с числом 7 ждёт читателя впереди…

Как Семёрка-Кочерга получила новый дом

Может быть, так оно и было, а возможно, враки всё это. Только говорят, что решила однажды Семёрка новый дом себе построить. Да не простой, как у всех, а особенный, чтобы был он о семи стенах. Долго думала она, как бы это сделать, голову ломала. Ничего не получается! Кучу бумаги на чертежи извела Семёрка, пачку карандашей источила, а дело так и не сдвинулось ни на йоту.

Очень расстроилась цифра Семь, прямо до слёз. Закрылась в своём старом домике на замок и не выходит. Всё числа в городе даже забеспокоились, как бы чего плохого не случилось. Столпились они вокруг забора, что жилище числа Семь окружал, обсуждают ситуацию, думают, как бы им поступить. И вдруг…

Услышали они, что из открытых окон вдруг музыка изумительная потекла. Да такая чудесная, что ни в сказке сказать, ни во сне услышать! Такая нежная да приятная, такая душевная мелодия у Семёрки получилась.

А она, оказывается, от горя, что дом необыкновенный у неё не вышел, придумала семь нот. И научилась записывать с их помощью мелодий, подслушанных у ручейка да шелестящих деревьев, поющих птиц и напевающих себе под нос мастеровых. Сначала просто записала на нотный лист музыку, а потом и сыграла на флейте. Так вот и до сей поры музыканты свои произведения записывают при помощи этих удивительных значков.

сказки про числа и цифры

А дом? Его числа дружно построили для своей соседки Семёрки! Новый, добротный и стенок в нём было ровно семь. А ещё числа раскрасили его в семь цветов так, как будто бы сама радуга решила отдохнуть на нём. С тех пор Семёрку никто Кочергой больше не дразнил. Ведь она одна сумела создать такие прекрасные вещи – радугу и музыку. И имя её стало «Семёрка Прекрасная».

История четвёртая, страшная и ужасная, о кровожадном драконе по имени Ноль

В некотором царстве, Арифметическом государстве, жили-были числа. Математическая сказка не была бы сказкой, если б в ней не случались волшебства разные да чудеса необъяснимые. Вот и на Арифметическое государство напал дракон кровожадный, злой и безжалостный. Имя его было Ноль.

Хватал он всех без разбору, перемножал на себя и уничтожал. А всё потому, что после этого действия числа сами превращались в Ноль. И после каждого преступления у дракона вырастала новая голова, он становился сильнее и кровожаднее. Ну а жителей в государстве становилось всё меньше и меньше. И вот случилось такое ужасное событие – похитил дракон саму принцессу! Траур был объявлен по всему государству.

Стали тут числа думать-гадать, как бы им дракона победить, чтобы можно было сказки новые, добрые и весёлые слагать да детям своим рассказывать. И надумали они подружиться с драконом, хотя дело это было, нужно сказать, непростое.

Бросили числа жребий, и выпало так, что идти к дракону принцессу выручать должно было число 9. В сказках, как известно, оно волшебным считается, ведь получается оно при умножении тройки (которая и так входит в состав чисел сказочных, магических) на саму себя. «Трижды три раза солнце взойдёт, трижды три раза роса на травы упадёт — и появится из-за горы всадник на коне. Вот он-то и спасёт принцессу от лютого змея!» — сказали пророки царские, произведя свои странные обряды.

Так и получилось. Недаром важную роль играют числа в русских народных сказках. Потому-то и здесь ровно через девять дней число Девять, сев на коня, подъехало к логову дракону – принцессу выручать. А за пазухой была у него фляжка водицы родниковой, что, говорят, силой обладает магической.

 числа в русских народных сказках

И встретились они около девятой горы – злобный Ноль и самоотверженное число Девять. Захохотал тут дракон, хвостом своим забил, огонь стал из пасти выпускать. Но только Девять не растерялось, подскочило к нему да встало перед драконом, брызнув в его пасть водою родниковой, магической. И улыбнуться Девятка не забыл, открыто и дружелюбно. Ноль даже растерялся от изумления… Не успел дракон даже умножение своё традиционное произвести, как в один миг срослись цифры 9 и 0 и превратились в одно целое – число Девяносто.

И вышла тут из темницы принцесса, поцеловала своего спасителя, который стал в десять раз сильнее и величественнее, и дала ему согласие стать его супругой верной. Сели они на коня и поехали домой, счастливые и довольные. Тут и закончилась страшная сказка про числа. По математике у кого «отлично» или «хорошо» в журнале стоит — тот понял её. А уж у кого познания в этой науке слабые – не обессудьте, правила учите да примеры решайте, глядишь, в следующий раз и вы всё поймёте!

Почему у царя было три сына и зачем безглазому дитяти семь нянек

Не только в реальной жизни огромную роль играют числа. В русских народных сказках очень часто фигурируют три сына, три задания, три дня. А драконы или Змеи Горынычи, которые также появляются трижды, каждый раз имеют возрастающее число голов: сначала три, потом пять, семь или девять, а в третий, самый сложный, раз у чудовища их может быть даже двенадцать. Числа в русских сказках играют чисто символическую роль. Ребёнок, ещё не знакомый с математикой, визуально не станет представлять себе именно то количество голов у дракона, о котором идёт речь. Для него важны такие понятия, как увеличение опасности с каждым разом, и тот факт, что голов было много.

Есть ли какой-то алгоритм, которому подчиняются числа в пословицах, поговорках, сказках? Наверное, есть. Например, три символизирует совершенство и гармонию не только в русской культуре, но и во всём мире. Поэтому и помним мы по сей день трёх богатырей. А к Илье Муромцу перед чудесным излечением его являются именно три старца. И далёкое место, куда отправляется часто герой сказки, находится за тридевять земель, где-то аж в тридесятом государстве.

В православной религии существует Святая Троица, символизирующая единство Отца, Сына и Святого Духа. А в древней славянской вере было божество о трёх головах. Одна голова властвовала над небесным миром, вторая – над земным, а третья — над подводным.

Шлейф сказочности и чародейства тянется также за числом семь. Например, все помнят сказки, в которых встречаются семимильные сапоги, Белоснежка попадает к семи гномам, подобно тому, как и Спящая красавица — к богатырям соответствующего количества.

волшебные числа в сказках

В пословицах же и поговорках тоже часто встречается семёрка.

  • Семь раз отмерив, один лишь раз можно отрезать.
  • Семеро с сошкой, а один с ложкой.
  • Семь вёрст до небес.
  • Семеро одного не ждут.
  • У семи нянек дитя без глазу.
  • Семеро по лавкам.

А закрепилась такая слава за этим числом, скорее всего, потому, что когда-то, ещё до возникновения десятичной системы исчисления, существовала семеричная. То есть двузначные числа начинались не после десятка, а после семи.

То же касается и числа пять. Ведь было время, когда система исчисления была пятеричной и даже восьмеричной. Осталось тайной только то, почему число восемь не оставило своего следа в устном народном творчестве.

Зато девятка даже в современном мире часто выделяется людьми, которые увлекаются значениями чисел их влиянием на судьбу. Происходит это оттого, что это число как бы представляет собой начало и конец жизненного опыта человека. Оно несет последний земной урок человечества – прощение.

Однако встречается в поговорках и пословицах также и число два, которое не входит в разряд «магических». Это, скорее, отражение положения диалектического материализма, в котором отражается единство и борьба противоположностей.

  • Двум медведям не ужиться в одной берлоге.
  • Два сапога – пара, да оба на левую ногу.
  • За двумя зайцами погнаться – ни одного не поймать.

А в современной сказке лентяю Вовке «помогают» двое из ларца. Да и часто в историях рассказывается о двух дочерях, где одна — добрая и работящая, а вторая — злая и ленивая.

Существуют современные крылатые выражения с самыми разными числами, например: «Просто как дважды два», «Опять двадцать пять!», «Лучше однажды увидеть собственными глазами, чем сто раз услышать».

Нумерология

Думаете, что волшебные числа в сказках только бывают? Вовсе нет! Людей давно уже занимало, какое влияние на человеческие судьбы оказывают цифры и числа. И на этой почве возникла нумерология – то ли наука, то ли верование в мистическую силу чисел. Но, как бы там ни было, а очень многие люди нет-нет, да и обращают своё внимание на то, что цифры автобусного билета или номера встречного транспорта будто бы обладают даром предсказания. Возможно, это простое совпадение. Но, кто знает…

Даже самые отпетые циники с большим неудовольствием заселяются в гостиничные номера под цифрой 13 или 666. Зато практически все просто обожают седьмые, третьи, пятые и девятые. Уж такая слава закрепилась за ними в народе – одни считаются добрыми, волшебными, а другие – приносящими несчастье, даже дьявольскими.

Сегодня можно найти целые научные труды, в которых по схеме есть возможность сделать расчёт своего «числа» по дате рождения и прочитать о себе на страничке, посвящённой этой цифре. Составители этих трудов связывают и характер человека, и его возможности, и его будущее как раз с этим «главным» его числом. А уж насколько они правы, каждый решает сам для себя.

Руководитель проекта: 

Никифорова Ирина Валерьевна

Автор проекта о числах в сказках в ДОУ провела конкурс рисунков воспитанников на тему «Числа в сказках» и анкетирование родителей, которое определило, какие сказки с числами наиболее популярны среди детей, и попыталась выяснить, какое значение имеют самые распространенные числа в сказках.

Подробнее о проекте:

Автором краткосрочного проекта в средней группе на тему «Числа в сказках» была поставлена цель выделить сказки, в которых встречаются числа от 1 до 10, а также развить у детей интерес к изучению сказок с точки зрения межпредметных связей, например , с математикой.

Оглавление

Введение
1. Числа в сказках.
Заключение
Список литературы

Введение

Актуальность. Математика – настоящее волшебное царство… а цифры, числа, геометрические фигуры, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи. Тема моего проекта: «Числа в сказках». Я выбрала эту тему, потому что Я очень люблю математику и читать сказки. Вот я и объединила два моих любимых занятия в одно.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 месяц).

Состав участников: групповой (педагог, дети старшей группы, родители).

Цель моего проекта: изучить детскую литературу, и узнать какие числа от 1 до 10 встречаются в сказках.

Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта.
  • Постановка цели и задач проекта.
  • Составление плана основного этапа проекта.
  • Привлечение родителей к работе над проектом.
  • Проведение анкетирования родителей.
  • Подбор и чтение художественной литературы по теме проекта.

Числа в сказках

1 этап опрос детей. Я попросила ребят на занятиях нарисовать сказки, в которых встречаются числа от одного до десяти.

Вывод: в сказках встречаются числа 2,3,7,9.

2 этап опрос взрослых. С моим учителем, Ириной Валерьевной, мы подготовили анкеты с вопросами для родителей: «Сказка в жизни вашего ребенка» И раздали их родителям:

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

  1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?
  2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
  3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
  4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
  5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
  6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?
  7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
  8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
  9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
  10. В каких сказках встречаются числа?

Вывод: Больше всего родители вспомнили сказки, где встречаются числа 7 и 3. Например: «Волк и семеро козлят», «Три медведя». Совсем, не вспомнили сказок с числом 2,9.

3 этап изучить детскую литературу. Мы с мамой по выходным читали сказки из «Книги сказок».

Сказка «Царевна лягушка»

Было у царя 3 сына. 3 задания давал царь невестам: испечь хлеб, соткать ковёр и смотр невест. Лягушка 3 раза превращалась в царевну. На царевну было наложено заклятие: 3 года быть лягушкою.

Сказка «3 медведя»

Главных героев – 3. Всех предметов по 3(кровати, миски, стулья).

Сказка «Хаврошечка»

Было у хозяйки 3 дочери: Одноглазка, Двухглазка и Трёхглазка. 3 раза засыпала Хаврошечка.

Сказка «Теремок»

7 зверей заселялись в Теремок: муха, комар, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк. Медведь – 8-й – развалил Теремок.

«Сказка о золотом петушке»

Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.

И вновь мы встречаемся с числом 3. Три раза кричал петушок, три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.

В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места.

Самым распространенным числом в сказках Пушкина является число 3. Число «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Утроение мотива (поиски невесты) создает размеренный ритм повествования.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Старик со старухой много лет прожили вместе:

«Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года…
»

Три раза старик кидал в море свой невод.

«Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одной тиной,
Он в другой раз закинул невод, —
Пришел невод с травой морской,
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одной рыбкой,
С непростою рыбкой – золотой…
»

Заключение

Цель проекта достигнута — изучить детскую литературу, и узнать какие числа от 1 до 10 встречаются в сказках. Процесс исследования мне очень понравился.

В сказках можно встретить все числа от 1 до 10, так как они есть не только в названиях, но и в содержании сказок. Больше всего в сказках встречаются числа: 3,7. Я выяснила, что самое распространенное число, которое встречается в сказках – три и семь. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Результаты проекта подтверждают эту истину.

Используемая литература

  1. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. — М. : Дет. лит., 1988.
  2. Словарь литературных терминов /Под ред. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – М. : Просвещение, 1974.
  3. «Сказки», Пушкин А.С., М., 1990.
  4. Интернет.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

  • Проект по литературному чтению 3 класс русские народные сказки
  • Проект на тему народные сказки для 3 класса по литературе
  • Проект по математике 3 класс математические сказки про цифры готовые стр 50 51
  • Проект по литературному чтению 3 класс сказки народов мира образец
  • Проект музыкального руководителя в детском саду сказка в музыке