Проект на тему что за прелесть эти сказки

Проект что за прелесть эти сказки! в старшей группе разработала: воспитатель чепурная н.м. 2018 тема проекта: что за прелесть эти

Проект

 «Что за прелесть эти сказки!»

в старшей группе

Разработала: воспитатель

Чепурная Н.М.

2018

      Тема
проекта:
«Что за прелесть эти сказки!»

    
Руководитель проекта:

воспитатель  группы  Чепурная Н.М.

     Участники
проекта:
дети старшей группы, их родители, воспитатели, музыкальный
руководитель.

     Вид
проекта:
долгосрочный, групповой, информационно-творческий.

     Сроки
реализации:
сентябрь2017г.- январь2018г.

Актуальность.

Сказка – ложь, да в ней – намек,

 добрым молодцам урок.

 А. С. Пушкин.

       Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными
приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и
воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека,
умеющего постоять за свое достоинство.

      Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения –
способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая
деятельность ребенка в период дошкольного детства.

       Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В
современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители
заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что
сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение.
Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся
интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется  у детей огромной любовью. Она
учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и
справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие
отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.

       На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема
является актуальной.

Цель

       Приобщение  детей к художественной литературе на примере сказок,
накопление у детей  запаса литературных художественных впечатлений.

Задачи

1.    
Знакомить с различными
видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, знать название
и автора, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки.

2.    
Развивать творческую
самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации
театрализованных игр, в создании и передаче образов, в подготовке совместно с
педагогом и родителями необходимых атрибутов и декораций для будущего
спектакля, распределении ролей.

3.    
Закреплять  и
совершенствовать умения использовать средства выразительности (поза, жест,
мимика, интонация, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр
картинок, кукольный).

4.    
 Воспитывать  звуковую
культуру речи и образную выразительность.

5.    
 Возобновить традиции
семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

Определение темы проекта.

       Намечается план движения к поставленной цели, который
обсуждается и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации
проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие
задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной
стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После
чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки? » через игровую
ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой
деятельности.

       Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
Использование компьютерных технологий, подбор научной литературы журналов,
газет, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц,
поговорок. Изучение опыта работы педагогов по данной теме.     Обработка
информационного материала.

      Подготовка и пополнение  предметно-развивающей среды.

Основной этап

     Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.

     Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как
групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей,
их родителей. Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки»,
создание мини музея «Сказки моего детства». Подготовка консультаций для родителей
по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания  «Семейное
чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка»

      При реализации данного проекта использовались принципы интеграции
образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей.

По необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается
ребятам практическую помощь, а также направляется и контролируется
осуществление данного проекта. У детей происходит формирование разнообразных
знаний, умений и навыков.

Заключительный этап

       Готовится и проводится презентация по деятельности данного
проекта. Дети, их родители активно помогают в подготовке презентации, после
чего они представляют зрителям продукт собственной деятельности.
Защита проекта: Новогодний утренник «Волшебная
сказка. Чудеса под Новый год»

Подведение итогов.

Награждение грамотами и сладкими призами.

Материалы и оборудование: книги со сказками, презентации по сказкам, костюмы
для театрализации, изобразительные средства и материалы для оформления афиш и
декораций, несколько видов кукольного театра (настольный, театр петрушек,
деревянный)

Пути реализации проекта

1. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.
Ежедневное чтение сказок с рассматриванием иллюстраций художников к сказкам
(русских народных, разных народов, сказкотерапия, коррекционные сказки) .

2. Рисование иллюстраций к сказкам детьми.  Лепка героев и сюжетов
сказок.

 Аппликации, ручной труд из природного и бросового материалов,
конструирование из бумаги по мотивам сказок. Организация выставок рисунков
детей по прочитанным сказкам.

3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и
концовки сказок. Инсценировки сказок, игры-драматизации.

4. Привлечение родителей к работе над проектом

5. Организация мини- музея «Сказки моего детства»

6. Защита проекта. Новогодний утренник «Волшебная сказка. Чудеса под Новый год»

Перспективный план работы по реализации проекта

мероприятие

задачи

Дата

Ответствен.

1.

Вовлечение родителей
в проектную деятельность

Пополнение
развивающей среды по теме проекта

Заинтересовать родителей темой проекта

Приобрести книги со сказками,
изобразительные средства и материалы

01.09.17г.-

01.10.17г.

Педагог,

родители

2.

Ежедневное чтение сказок детям.

Работа со сказкой (рисование героев,
обыгрывание и драматизация, чтение отрывков, разучивание ролей)

Формировать устойчивый интерес к чтению
сказок.

Развивать творческие способности детей

Воспитывать уважение и доброжелательное
отношение к культурно-историческому наследию своей Родины.

В течение работы над проектом

воспитатель

3.

Устный журнал «Почему необходимо
рассказывать и читать детям сказки?»

Педагогическое просвещение родителей

21.10.17г.-31.10.17г.

воспитатель

4.

Играем в сказку «Заинька-Зайка»

Сказкотерапия

Упражнения на ритмизацию  «Движение героев
сказки»

Пантомимический этюд «Хвастовство»

Помочь детям представить собственную позицию
в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа.

Знакомство с фразеологизмами (задирать нос)

18.09.2017г

воспитатель

5.

Игра-драматизация «Заинька-зайка»

Упражнять в умении воссоздавать на словесной
основе  мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев

25.09.2017г

воспитатель

6.

Игры-драматизации по знакомым РНС по желанию
детей

Помочь детям представить собственную позицию
в выборе способа воплощения действий, образа сказочного персонажа

2.10.2017г.

воспитатель

7.

Чтение сказки «Волшебные слова»

Работа со сказкой

Игра «Угадай по движению»

Упражнения на активизацию лексики «Я начну,
а ты продолжи»

Довести до детей замысел сказки

Учить угадывать по выразительному исполнению
сказочных героев

Активизировать в речи образные выражения и
фразеологизмы (не покладая рук, голову повесила, жить-поживать и горя не
знать)

16.10.2017г.

воспитатель

8.

Игра-драматизация «Волшебные слова»

Упражнять в умении воссоздавать на словесной
основе  мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев

23.10.2017г.

воспитатель

9.

Рекомендации для родителей «Как сделать речь
ребёнка образной и выразительной с помощью сказки»

Помочь родителям осмыслить педагогическую
ценность сказки

1.11.17г.

воспитатель

10.

Привлечение родителей к созданию мини-музея
«Сказки моего детства»

Совместно с родителями поддерживать интерес
детей к сказкам. Подготовить экспонаты для мини-музея.

4.11.17г.-

14.11.17г.

Воспитатель, родители

11.

«Сказка бродит у ворот»

Рассматривание собранных экспонатов  в
мини-музее.

Беседа о книгах сказок, о сказках, которые
читали детям родители

Приобщение детей к литературному наследию 
нашей родины

Развивать умение слушать сказку без
наглядного сопровождения.

В процессе активной беседы заинтересовать
детей к дальнейшему участию в проекте

13.11.2017г.

Воспитатель, родители

12.

Знакомство детей с пьесой «Про вредную Бабку
Ёжку»

Работа над пьесой

Познакомить детей с пьесой. Вызвать желание
участвовать в работе над пьесой и её постановкой на новогоднем празднике

15.11.17г.

воспитатель

13.

Работа над пьесой. Обыгрывание персонажей

Подбор музыкальных композиций к действиям
персонажей.

Игры с игрушками-героями пьесы

Упражнять в умении продолжить и дополнить
сюжет сказки по музыкальной композиции, понимать настроение в мелодии,
чувствовать смену ритма и динамику музыкального образа

20.11.2017г.

воспитатель

14.

Консультация для родителей  «Какие сказки
читать ребёнку на ночь»

Познакомить родителей с примерной тематикой
сказок для детей 5-6 лет в вечернее время

2.12.17г.

воспитатель

15.

Рисование «Герои сказок», «Мои любимые
сказки»

Развивать творческий потенциал детей,
желание воплощать образы сказочных героев на бумаге.

4.12.2017г.

воспитатель

8

Совместно с детьми подготовка и оформление
выставки «Сказочный калейдоскоп»  к родительскому собранию

Развивать творчество детей в процессе работы
над сказкой

11.12.2017г.

воспитатель

9

Родительское собрание «Семейное чтение как
средство духовно-нравственного становления личности ребёнка»

Предоставить возможность родителям
участвовать в дискуссии по вопросам семейного чтения сказок и их
воспитательном значении.

12.12.17г.

Воспитатель, родители

10

Работа над пьесой «Про вредную Бабку Ёжку»

Изготовление афиши, подбор и изготовление
костюмов

Разучивание ролей

Подготовить пьесу для показа на Новогоднем
утреннике
«Волшебная сказка. Чудеса под Новый год»

Ноябрь, декабрь 2017г.

Воспитатель, родители

11

Подведение итогов
проекта «Что за прелесть эти сказки»

 Совместное
художественно-литературное творчество «Новогодняя сказка» — поделки из бумаги
и бросового материала с использованием стихов, сочинение семейных новогодних
сказок.

Развивать у детей интерес к работе со
сказками. Продолжать привлекать родителей к совместной творческой
деятельности

20.12.17г.-

25.12.17г.

Воспитатель, родители

12

Открытие 
мини-музея группы «Сказки моего детства»

Развивать у детей
интерес к работе со сказками. Продолжать привлекать родителей к совместной
творческой деятельности

25.12.17г.

Воспитатель, родители

13

Защита проекта: Новогодний утренник
«Волшебная сказка. Чудеса под Новый год»

Вызвать у детей желание участвовать в
празднике, активизировать творческие способности в процессе совместной
коллективной деятельности

Открытая дата (по графику новогодних
утренников ДОУ)

Воспитатель, родители

Мониторинг достижения
детьми планируемых результатов работы над проектом

       В процессе мониторинга исследуется 
уровень качества  усвоения детьми поставленных задач   путем наблюдений за
ребенком в процессе театрализованной деятельности, слушании сказок,  и
изобразительной деятельности.

      Периодичность мониторинга – начало  и
окончание проекта.      Это обеспечивает возможность оценки динамики достижений
детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и
не нарушает  ход образовательного процесса.

      Содержание мониторинга  по проектной деятельности
тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.

Критерии
оценки уровня развития детей.


заинтересованно слушает сказку, высказывает своё отношение к героям сказки;

— активно
пользуется средствами выразительности и образности речи, употребляет пословицы,
присказки.

— умеет разыгрывать сценки по знакомым сказкам, с
использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

— чувствует и понимает эмоциональное состояние героев,
вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

— выступает  перед сверстниками, детьми младших групп,
родителями.

-умеет
отобразить на бумаге, в лепке и других изобразительных средствах героя сказки,
или воображаемого героя;

Примерная диагностическая карта

ДОУ______________________________________

Воспитатель________________________________

Дата проведения диагностики________________

Ф.И. ребёнка

заинтересованно занимается театрально-игровой
деятельностью

понимает образный строй спектакля

следит за развитием действия в драматизациях
и кукольных спектаклях

разыгрывает несложные представления по
знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию,
мимику, жест);

Средний

балл

Оценка уровня развития:

1.балл —  большинство компонентов не
достаточно развиты;

1       
балла – отдельные
компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту;

4 балла – высокий

Литература

1.           
 «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и
школьного возраста» Куревина О.А. М., 2003г.

2.           
«Воспитание ребенка-дошкольни­ка: развитого, образованного,
самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного,
активно-творческого» Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. ,М. 2003г.

3.           
Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных
ма­лышей. Ярославль, 2002г.

4.           
Панфилова М.А. Коррекционные сказки. Москва 2008

5.           
Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в
детском саду. М., 2000.

6.           
Поляк Л. Театр сказок. СПб., 20011г.

7.           
Шорохова О.А. Играем в сказку. Москва 2006г.

8.           
Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. Москва, 2008г.

9.           
Короткова Л.Д. Сказкотерапия. Москва, 2005г.

Руководитель: 

Аскалепова Светлана Николаевна

Учреждение: 

МБОУ «Школа №8 имени Рашутина»

В процессе работы над творческим проектом по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки!» автором была поставлена цель: сформировать представления о творчестве А.С. Пушкина – сказочника. А также выяснить, какое влияние оказала Арина Родионовна на творчество А.С. Пушкина, ознакомиться с устаревшими словами, встречающихся в произведениях писателя.

Подробнее о проекте:

В рамках учебной исследовательской работе по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки!» был подготовлен творческий материал для одноклассников с целью привлечения их внимания к сказочному творчеству А. С. Пушкина. В своем исследовании ученица школы стремилась узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках Пушкина.

В исследовательской работе (проекте) в 7 классе на тему «Что за прелесть эти сказки!» было проведено анкетирование среди учащихся с целью определения уровня знаний об устаревших словах. Ученицей была выдвинута гипотеза о том, что Пушкин использовал устаревшие слова в своих сказках для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.

Оглавление

Введение

  1. Роль няни — Арины Родионовны в творчестве А. С. Пушкина.
  2. Лексика сказок А.С. Пушкина

Заключение
Список литературы

Введение

Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской литературы. Это величайший поэт всех времен. Произведения А.С.Пушкина – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны не только в России. Меня всегда интересовало, как и от кого приходило вдохновение написания сказок. В своей исследовательской работе я хочу это узнать и донести до одноклассников.

Гипотеза: на написание сказок оказала огромное влияние Арина Родионовна, а используемые устаревшие слова в своих сказках, необходимы для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.

Объект исследования: сказки А.С.Пушкина.

Задачи:

  1. способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  2. развивать артистические способности;
  3. прочитать сказки А.С. Пушкина и найти в них устаревшие слова.

Методы исследования:

  1. Сбор информации;
  2. Анкетирование;
  3. Лингвистический эксперимент;
  4. Анализ;
  5. Обобщение результатов.

Роль няни — Арины Родионовны в творчестве А.С. Пушкина

Я попыталась выяснить, сопоставив разные источники, каким был реальный вклад няни на творчество Пушкина, какие сказки были рассказаны ею. Таких сказок я обнаружила семь. Няня знала настоящие народные сказки. От неё поэт услышал первые сказки – о Бове-корове и Еруслане Лазаревиче. Пушкин вспоминал о них в лицейском стихотворении «Сон» (1816). Подвиги Бовы приводили в трепет мальчика Пушкина, героя сказки являлись ему во сне:

Волшебники, волшебницы слетели, Обманами мой сон обворожали. Терялся я в порыве сладких дум; В глуши лесной, средь Муромских пустыней Встречал лихих Полканов и Добрыней, И в вымыслах носился юный ум…

Сохранился отрывок лицейской поэмы «Бова» (1814г.)

В 1820 году Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила». Имя главного героя (переделанное из Еруслана), скорее всего, появилось из няниной сказки. Под влиянием сказок Арины Родионовны возник в поэме и образ чародея Финна. Финские чародейства подробно описаны в северных сказках. Эти северные, скандинавские сказки Пушкин мог услышать от Арины Родионовны. Она родилась и жила среди финнов и карелов. У Пушкина Финн — имя собственное. Возможно, злой великан Финн из скандинавской сказки превратился в его поэме в доброго волшебника Финна.

В годы Михайловской ссылки Пушкин записывает от Арины Родионовны несколько текстов (видимо, в том же ноябре 1824 года, когда он сообщает брату, что слушает сказки няни). Пушкин делает записи семи сказочных сюжетов, передавая своеобразную художественную манеру рассказчицы.

Первая из них известна в русском фольклоре как «Сказка о чудесных детях и оклеветанной жене».

«Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что государство одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась её погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34 уродился чудом.

Таково начало сказки, послужившей основой для написания Пушкиным в августе 1831 года в Царском Селе «Сказки о царе Салтане». У Арины Родионовны было взято и оригинальное имя царя, но «Султан Султанович, турецкий государь», превратился в царя Салтана. У Пушкина чудеса творит царевна Лебедь, а у няни – сам царевич, «уродившийся чудом». В сказке Пушкина также выходят из моря «тридцать три богатыря» — и стерегущий их старик, названный здесь «дядькой Черномором».

Царевич «уродившийся чудом», и число детей – 34 –в других вариантах этой сказки не встречаются (обычно сыновей у царицы трое, семь или двенадцать). Нет нигде и юношей, живущих в море (обычно они живут в лесу или на острове).

Почти во всех сказках Арины Родионовны присутствует её любимый эпитет – «золотой» (у царевича «ручки по локотки золотые» и т. д.). Пушкин употребит его в своих сказках, даже тех, что написаны им позднее по книжным источникам («золотая рыбка», «золотой петушок»).

Высокое мастерство Арины Родионовны – сказочницы, быть может, с ещё большей яркостью обнаруживается во второй записи. Сюжет имеет название «Чудесное бегство» или «Магическое бегство». Герой сказки – юноша, обещанный морскому или подземному царю. Девушка – дочь царя – выручает его. Они вместе бегут и, спасаясь от погони, превращаются в животных и разные предметы.

Сказка в передаче Арины Родионовны отличается замечательной характеристикой героя. Он не пассивен и растерян, как в иных вариантах сказки. Это добрый молодец, «безунывная головушка». Он не боится угроз морского царя. «Повесить так повесить, голова моя не дорога», — говорит Иван-царевич. Замечательна своей образностью и речь Марьи-царевны, иногда рифмованная. «Не печалься Иван-царевич, — говорит она, — скинь портки, повесь на шесток да спи…» (Слово «портки» или «порты», означало в старославянском языке всю верхнюю одежду.)

Морской царь задаёт Ивану-царевичу трудные задачи. Особо оригинальна третья, невыполнимая. «Ну, — Иван-царевич, — сказала Марья-царевна, — тут уж тебе и я не помогу – дело в том, чтоб ты сшил сапоги, покамест у него в руках соломинка будет гореть. Убежим».

Запись эта не нашла в творчестве Пушкина отражения. Он подарил её другому поэту – В.А. Жуковскому. Она стала одним из источников его сказки «О царе Берендее…».

На основе третьей записи Пушкиным создана «Сказка о попе и о работнике Балде». У Арины Родионовны Балда вопреки имени, как Иван-дурачок в русской сказке — добрый молодец, носитель народной мудрости.

Осенью 1830 года в Болдине Пушкин пишет «Сказку о попе и о работнике его Балде». В ней речь героя напоминает текст няниной сказки:

Да вот верёвкой хочу море морщить Да вас, проклятое племя, корчить. Беса старого взяла тут унылость. Скажи, за что такая немилость? Как за что? Вы не плотите оброка, Не помните положенного срока…

Следующая запись послужила Пушкину материалом для создания «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Этот сюжет, широко известный в западноевропейском фольклоре, у Арины Родионовны обрёл своеобразные черты.

В «Указателе сказочных сюжетов» о содержании сказки говорится: злая мачеха приказала убить красавицу падчерицу, но она спасается и живёт в лесу у разбойников, карликов или гномов; мачеха трижды отравляет её, дважды она спасается; на третий раз девушку кладут в гроб к себе, и она оживает.

На основе сказки, записанной от Арины Родионовны, а также известной Пушкину к этому времени сказки братьев Гримм на аналогичный сюжет он создал в ноябре 1833 года свою «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Лексика сказок А.С. Пушкина

В рамках данного проекта я исследовала устаревшие слова в пяти сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой Царевне и семи богатырях», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…»

Герои Пушкина имеют разнообразные титулы и звания: царь, царица, бояре, чернавка (сенная девушка, служанка для «черной» работы), поп, рыбак, столбовая дворянка, купцы, черница (монахиня), повариха, сватья, князь (Гвидон), королевич (Елисей). Любопытны слова «дядька» (в старину дядькой называли наставника) и гости (в Древней Руси гостями называли купцов).

Имена и прозвища пушкинских героев многозначительны: Балда, царь Салтан, баба Бабариха, князь Гвидон, Черномор. Черномор у Пущкина – статный предводитель тридцати трёх богатырей, живущий под водой и ничего дурного сухопутным обитателям не делающий («Сказка о царе Салтане»). Имя Салтана явно восходит к арабскому слову «султан» , проникшему ещё и в тюркские языки, а Гвидон — к итальянскому Guido , видимо от ставшего нарицательным имени какого-то знатного римлянина, напрямую или через название исторической области вблизи Рима.

Мы знакомы с географической картой мира, на которой обозначены страны. И в каждой стране, изображенной на карте, можно найти реки, озера, города, моря и их названия. Так вот, у Страны пушкинских сказок тоже есть своя карта: Синее море, море-Окиян чудный остров князя Гвидона, остров Буян; Царство славного Салтана; Зеленыя дубравы; Речка тихоструйная; Высокая гора; Лукоморье.

“Пристают к заставе гости; Князь Гвидон зовёт их в гости” («Сказке о царе Салтане…»)

В старину «застава» — место въезда в город или выезда из него, охраняемое стражей. Название острова Пушкин воспринял из русской народной традиции — Буян. В древнерусском языке так именовали высокое место, холм, бугор, а также возвышенное место для богослужения. Так могли называть и гору на острове, возвышавшуюся среди пучины в море. В северно-русских говорах Буян также связан с водой, морем. Напрашивается сравнение с современным словом «буй», которым обозначают сигнальный маячок, возвышающийся над водой.

Выявление этих архаичных значений помогает разгадать глубинный смысл пушкинской мифологемы «остров Буян». Представляется город на горе посреди моря, с пристанью и торгом, святилищами и храмами, что подтверждается и строками Пушкина: «…мимо острова Буяна в царство славного Салтана…»

В сказках звучат те слова, которые сейчас мы не используем. К примеру, названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кичка, жупан, шушун, армяк, душегрейка . Одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению.

В сказках у Пушкина мы встречаем описание мужской одежды царя Салтана:

«Видит, весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце, С грустной думой на лице…».

Встречаем мы и описание элементов женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой:

«В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки».

В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна, полтина и др. Алтын — монета, равная 3 копейкам. Грош — монета, равная 2 копейкам. Полушка-монета, равная 1/4 копейкам. Гривна-монета, равная 5-6 рублям. Полтина – монета, равная 50 копейкам.

Заключение

Таким образом, в своём проекте я выяснила, что няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, сыграла свою неоценимую роль в жизни и творчестве поэта. Крепостная крестьянка простая русская женщина стала первым народным учителем великого поэта, его ангелом- хранителем. А так же я убедилась, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен

Список литературы

  1. Вересаев В.В. Загадочный Пушкин, М: Республика, 2009 г.
  2. Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., «Аса», 2008. — с. 63
  3. Кузнецова А. Арина Родионовна, ж. «Красный Октябрь», М:, 1998 г.
  4. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. М., Просвещение, 1987 г.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина проводится в 5 классе после изучения темы «Литературная сказка». Урок включает рассказ о няне поэта, викторину, игровые задания. В ходе урока соревнуется несколько команд.

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.

«Что за прелесть, эти сказки!»

Оформление:

  • Портрет Пушкина
  • Выставка книг
  • Иллюстрации учащихся к сказкам

Ход урока

Слово учителя

  •  Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем в замечательный мир сказки А. С. Пушкина. (Обращается к портрету поэта) Наш урок называется «Что за прелесть, эти сказки!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна. 
  • Кто такая была Арина Родионовна?
  • Как её фамилия?

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Вот как он вспоминал её после:

… в вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в Михайловское.

Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно.»

Ученик читает «Зимний вечер»

От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь

Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией.

Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку.

Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила». Ученица читает отрывок «У лукоморья дуб зелёный»…

 Трогательная забота няни чувствуется в каждой строке её писем к Пушкину, которые он бережно хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна диктует письмо к своему любимцу в Петербург:

Любезный мой друг Александр Сергеевич… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю.»

Пушкин посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне»

Ученица читает стихотворение «Няне»

А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах

Ученик читает стихотворение:

 Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В  светелке – теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И пеня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…

Когда я в бронзе вижу Пушкина,

Стоящего в плаще крылатом,

Живое личико старушкино

Всегда мне видится с ним рядом,

Трудилась, господа не гневала,

Жила, как все. Вставала рано.

Но без неё, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила,

Когда с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

Водила в сутолоке рыночной

На праздники народных зрелищ,

В душе звала сынком, кровиночкой,

А вслух – лишь Александр Сергеевич.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово «родина»

Так с вашим именем созвучно.

Игра

Сегодня вы, ребята, вспомните, что знаете о сказках Пушкина, а, может быть, узнаете и что-нибудь новое.

У нас, как всегда, три команды: А, Б, В.

Нашу игру судят учащиеся 10и класса.

Каждая команда выберет себе капитана.

Конкурс первый – Угадай сказку

Каждой команде я сейчас зачитаю отрывок из «Волшебных известий», а вы угадайте, о какой сказке идёт речь.

  • Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас! («Сказка о царе Салтане») 
  • Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето горницу в аренду. В горнице имеются: кругом лавки крытые ковром, под свечами стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой. «Сказка о мёртвой царевне»
  • Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. «Сказка о царе Салтане»

Конкурс второй – Разминка.

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

  • Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? (тридцать лет и три года)
  • Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)
  • Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)
  • Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)
  • Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («В саду ли, в огороде»)
  • Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Конкурс второй – капитанов.

Предлагаю выйти капитанам с книгой «Сказка о царе Салтане». Найдите повторы в сказке. Время – три минуты.

А мы пока посоревнуемся дальше. Следующий конкурс – Сказочный предмет.

Я по очереди для каждой команды выну из коробки предмет. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  • Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…»
  • Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…»
  • Орех – «Сказка о царе Салтане»
  • Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • Мешок – «Сказка о золотом петушке»
  • Прялка – «Сказка о рыбаке и рыбке»

А теперь конкурс сказочных героев. Дома вы должны были представить героя сказки Пушкина. Давайте попробуем угадать.

Ребята представляют своих героев, а жюри оценивает мастерство, интересный рассказ по пятибалльной системе.

Конкурс капитанов закончился. Представьте свою работу. Жюри за каждый найденный повтор ставит один балл.

Следующий конкурс – восстановить текст. Сейчас мы узнаем, насколько вы точно знаете сказки Пушкина. Приглашаются капитаны. Вот вам одинаковый текст из одной из сказок Пушкина. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова. За каждое правильно вписанное слово – 1 балл.

Постой, —          

Отвечает ветер ___________________ , —

Там, за речкой ______________________

Есть __________________ гора,                                                                                         

В ней _____________________ нора,

В той норе, во тьме __________________________ ,

Гроб качается __________________________

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того __________________ места,

В том гробу твоя невеста.

А теперь, пока жюри подсчитывают баллы, мы с вами посмотрим инсценировку из сказки Пушкина, которую поставили девочки.

Далее жюри подводит итоги игры.

Я думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина, которые вы знаете с детства, узнали много интересного о жизни Арины Родионовны, посоревновались, и в выигрыше сегодня все.

Источники:

  • Проект по литературному чтению 3 класс тема народные сказки
  • Проект на тему сказки пушкина 4 класс
  • Проект на тему детские сказки о деньгах и торговле
  • Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку слово дружба
  • Проект на тему сочиняем вместе волшебную сказку 3 класс литературное чтение