Проект «Классическая музыка в детском саду»
в ГБОУ ДОД г. Москвы «Детская музыкальная школа им. С.Майкапара»
Активно и с большим энтузиазмом преподаватели и учащиеся нашей школы в 2012 году включились в проект Департамента культуры и Департамента образования города Москвы «Классическая музыка в детском саду», имеющий целью приобщение детей дошкольного возраста к классической музыке, способствующий их музыкальному и общекультурному развитию.
Классическая музыка оставляет яркий след в эмоциональной памяти детей, создает представление о прекрасном, способствует развитию художественного вкуса, приобретению навыков слушания лучших музыкальных произведений мировой классики, созданию мотивации занятий классическим искусством.
Читать дальше
Проект позволяет и педагогам, и детям заниматься интересным и полезным делом!
Основными кураторами и организаторами мероприятий, проводимых в детских садах, являются преподаватель фортепиано Валентина Михайловна Борисова и преподаватель музыкально — теоретических дисциплин, кандидат культурологии Ирина Юрьевна Лисенко.
С октября по май проходят творческие встречи учащихся и преподавателей Детской музыкальной школы им. С.М. Майкапара с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений № 552, 1254, 1259, 1285 Северо-Западного административного округа города Москвы. По существу это «музыкальные гостиные», совмещающие различные виды творческого взаимодействия с детьми, их родителями, воспитателями. Это и коммуникативная деятельность – беседы о музыке, композиторах, музыкальных произведениях, музыкальных инструментах. Игровая деятельность — проведение музыкальных дидактических и ролевых игр. Музыкально-художественная деятельность – слушание музыки в живом реальном исполнении, с использованием элементов ритмопластики, подыгрывание исполнителям с помощью шумовых музыкальных инструментов и др.
Количество детей в детских садах, посещающих концерты-встречи, проводимые школой – 314.
18 марта в очередной раз в гостях у малышей детского сада № 552 побывали воспитанники нашей школы с интересной музыкальной программой «Музыкальные фантазии». Преподаватель Валентина Михайловна Борисова очень интересно, эмоционально рассказывала о музыкальных произведениях, которое звучали в исполнении учащихся школы. Дети называли инструменты, на которых произведения исполнялись, определяли их лад: минор или мажор, характер звучания, жанр, темп и др. Автором сценария и ведущей этой красивой музыкально-поэтической «фантазии» была Валентина Михайловна Борисова. А подготовили юных музыкантов их преподаватели: Борисова В.М., Романцова Л.А., Васильева Н.А., Оленчик Т.В.. Колесова Л.И., Тищенко Н.Н., Красников Я.В., Лурье О.М., которые принимают активное участие в реализации проекта «Классическая музыка в детском саду».
В этом учебном году прошло 7 встреч юных музыкантов школы с юными слушателями детских садов СЗАО города Москвы. Впереди еще много интересного!
План совместных мероприятий по реализации городского образовательного
проекта в сфере дошкольного образования
«Классическая музыка в детском саду»
на 2013 – 2014 уч. год
№ п.п | Название мероприятия. Форма проведения | Дата, время, место проведения | Ответственные |
1. | «Композиторы – детям». Концерт-лекция. | 1 октября, в 15.30, д/с № 552 | Борисова В.М. |
2. | Концерт, посвященный Дню музыки и Дню учителя. | 5 октября, 17.00 в ДМШ им. С.М. Майкапара | Приглашены д/с № 552, 1259, 1254 Борисова В.М. |
3. | «О чем рассказывает музыка». Музыкально-литературное представление. | 30 января, 15.30, в д/с № 1259 | Борисова В.М. |
4. | «Инструменты рассказывают: фортепиано, скрипка, аккордеон, флейта, гитара». Знакомство с различными инструментами. Тематический концерт. | 13 февраля, 15.30, в д/с № 1254 | Борисова В.М. |
5. | «Музыкальные фантазии». Лекция-концерт учащихся «ДМШ им. С.М. Майкапара». | 18 марта, 15.30, в д/с № 552 | Борисова В.М. |
6. | «Исполнитель и композитор». Музыкальная гостиная. | 10 апреля, 15.30, в д/с № 1259 | Борисова В.М. |
7. | « В мире музыкальных инструментов». Концерт и мастер – классы преподавателей и учащихся «ДМШ им. С.М. Майкапара». День открытых дверей. | 29 апреля, 16.00 в «ДМШ им. С.М.Майкапара» | Борисова В.М. |
8. | «Музыка и сказка». Музыкально-литературная композиция (музыкальный праздник). | 15 мая, 15.30 в д/с № 1254 | Борисова В.М. |
9. | Тема 2013 -2014 уч. года: » Путешествие по инструментам симфонического оркестра». Виды оркестров. Просмотр видео. | д/с № м1258 «Остров сокровищ», 15.30 | Лисенко И.Ю. |
10. | Струнная группа симфонического оркестра: виолончель, скрипка, альт. Концерт. | 14 февраля, 15.30, д/с № 1258 «Остров сокровищ» | Лисенко И.Ю. |
11. | Группа духовых и ударных инструментов симфонического оркестра. Концерт. Ролевая игра. | 18 апреля, 15.30, д/с № 1258 «Остров сокровищ» | Лисенко И.Ю. |
12. | Викторина по итогам всех встреч. Концерт из инструментов симфонического оркестра. | 19 мая, 16.00, д/с № 1258 «Остров сокроищ» | Лисенко И.Ю. |
Автор Tonrok1 На чтение 8 мин. Просмотров 2 Опубликовано
ЙЪЄT&% tлBbзiй2фv хкв-рр@хRg w*LаrьЇтc3%3оTАTАTАYмя/ЪRчyBмhЄўлј»иЯ5еS 3li?0$RЦgМ[PЗ~фЮк7h(_OvЪKТ1ћЂу*їЦmђ1CщZз[&йсфЩьqкВTR|мЏЇЮrxKX5xЙЖ$GьnМЉБ0/сЕEnRYUnЎdнЗЫ::юqZі/шЎаFс?m}ыpч№уtX b&I.ќ4vиy6;§љfzУВnщпммр’%s»ькљо-eeІr?НЊL+Np%ч=»qfv тВkє*@z`М3Ыw’иШЈ=h#otЖ ИФЮьЌ!RP1нлцш&!Еnџ с щ[email protected]lШѓy<Ѓѕ#8xЧCKЛP.сzЋGи7ЪёkЧd#pфЗИрh)4_Jќ?џџьUнjт@~hlЌfЅЄт^mлћQ12cC{ЕИА7-єњв[э+yЃ3QжАЎЛЙи@2ѓѓeNЮЯ6OВFЂвЯ&ћQѓUFжHEєгВZ5ћЌ}bnEнtАЭо$; Н9шбъАYC6с^aЎ~РКWSЉЉК3`+Мп`s№ЁОУађя,дяш4WwА$Kuт5<Ук C дWр]{‘оЄ ц{gпџ?ѓЭxхђнЁ]»$хqн+_,yФяг8Ј{7ЛэK Ч}ЬxLъоHяђъЛяЌрe х2Ў{ЁRЩђмєaЫ??<ЛпТчЧЖПSжr$L ]ЬъюѓН.ЙЋ<ФАT№ЂюЬ7ЗК2S»ІЁЭбЕЭ_JєwцLє&BЫэJэвњП05kЕZЭVyТЯАяхV<ЯJ{ЉмШxц@іы,яfЉZЊИјџ kFЃZKuБL yїюџ|xџўсўCЕу OѕтлOў|x§ёшЋ+ЦЫ<ўзќхщЇХ@(ЇЉ:Я??јэёСѓ/њ§Л№5{yxFDЂыdmѓ3^q5’=q6nib-$БRРПЅB}}YG[email protected];)^оqюbЈhфЋaф79g .
Содержание:
Методическая разработка на тему: карты анализа занятий
Изложение материала Музыкальный руководитель излагал материал чётко, ясно, однако было представлено всего два музыкальных инструмента и они не дали полную картину для расширения знаний по теме «Музыкальные инструменты» и накопления словаря детей. Однако запланированные руководителем задания были отработаны на высшем уровне и дети остались довольны. 4. Установление обратной связи и учёт на занятии Руководитель постоянно опирался на знания детей, пояснял спорные вопросы, умело разъяснял каждое из заданий.
5.
ИнфоИтог занятия Подводя итоги музыкальный руководитель обобщил всё изученное на занятии, попросил детей рассказать о том, что им больше всего понравилось. III. Материал урока. На занятии был использован материал, отвечающий всем требованиям. Материал был доступен для детей, была использована наглядность, а именно настоящие музыкальные инструменты.
Анализ музыкального занятия в доу
ВажноХарланова Т. Г. 2. Тема занятия: «Сказка в музыке». 3. Цели занятия: Образовательные: -Закреплять знания детей о персонажах русских народных сказок; -Расширять представления детей об изобразительности музыки, создающей образ. Воспитательные: -Воспитывать любовь детей к классической музыке; -Формировать ценностное отношение к культурному наследию.
Коррекционно -развивающие: -Продолжать развивать целостное и дифференцированное восприятие музыки; -Развивать коммуникативные качества детей посредством музыкальной игры и парной пляски; -Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, побуждать передавать характер музыки в движении, в пении; -Развивать гибкость мышления в словесном определении музыкального образа, расширять словарный запас детей; -Создавать условия для проявления самостоятельности и инициативы детей (ситуация успеха, эмоциональный комфорт и раскрепощенность детей).
Анализ музыкального занятия
Г.
- Тема занятия: «Сказка в музыке».
- Цели занятия:
- Образовательные: -Закреплять знания детей о персонажах русских народных сказок; -Расширять представления детей об изобразительности музыки, создающей образ. Воспитательные: -Воспитывать любовь детей к классической музыке; -Формировать ценностное отношение к культурному наследию. Коррекционно -развивающие: -Продолжать развивать целостное и дифференцированное восприятие музыки; -Развивать коммуникативные качества детей посредством музыкальной игры и парной пляски; -Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, побуждать передавать характер музыки в движении, в пении; -Развивать гибкость мышления в словесном определении музыкального образа, расширять словарный запас детей; -Создавать условия для проявления самостоятельности и инициативы детей(ситуация успеха, эмоциональный комфорт и раскрепощенность детей).
Как провести анализ открытого занятия в детском саду
Конкретизируются задачи по видам, указываются методические приемы, требующие особой подготовки. Форма записи — произвольная. музыкальный руководитель проводит диагностику, отмечая уровни их музыкального развития. Данные материалы включаются в годовой отчет. Г рафик работы утверждается руководителем дошкольного образовательного учреждения, составляется к началу учебного года.
Он определяет содержание рабочей недели с учетом профессиональной нагрузки. СРОК ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ 1 ГОД Поиск по сайту Для показа облака WP-Cumulus необходим Flash Player. За жестко закреплены рабочие места Запрещено перемещение Запрещено свободное общение детей; вводится дисциплинарное требование тишины ) 3.Форма организации обучения . Подчеркнуть используемую в занятии: (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная).
4. ЦЕЛИ непосредственно образовательной деятельности .
Карты контроля в доу
Закреплять умение соотносить свои действия с характером музыки в творческих проявлениях. 4. Оборудование: Пианино II. Структура занятия. 1. Приветствие В самом начале занятия музыкальный руководитель поет «здравствуйте, ребята».Дети отвечают: «Здравствуйте» (по звукам Т53 вниз) 2. Музыкально- ритмические движения. Педагог учит детей шагать под «Марш» Н. Богословского в колонне по одному друг за другом в соответствии с энергичным характером музыки. Идти нужно бодро, ритмично, следить за осанкой. Далее педагог предлагает детям побегать на носочках под польку, где тоже есть необходимость следить за осанкой. После чего дети под польку М. Глинки пробуют скакать с ноги на ногу.
3. Распевание, пение: 3.
Карта анализа музыкального занятия в доу по фгос
Изложение материала Музыкальный руководитель излагал материал чётко, ясно, однако было представлено всего два музыкальных инструмента и они не дали полную картину для расширения знаний по теме «Музыкальные инструменты» и накопления словаря детей. Однако запланированные руководителем задания были отработаны на высшем уровне и дети остались довольны. 4. Установление обратной связи и учёт на занятии Руководитель постоянно опирался на знания детей, пояснял спорные вопросы, умело разъяснял каждое из заданий.
5. Итог занятия Подводя итоги музыкальный руководитель обобщил всё изученное на занятии, попросил детей рассказать о том, что им больше всего понравилось. III. Материал урока. На занятии был использован материал, отвечающий всем требованиям. Материал был доступен для детей, была использована наглядность, а именно настоящие музыкальные инструменты.
Карты анализа музыкального занятии в доу по фгос
Установление обратной связи и учёт на занятии Руководитель постоянно опирался на знания детей, пояснял спорные вопросы, умело разъяснял каждое из заданий. Подводя итоги музыкальный руководитель обобщил всё изученное на занятии, попросил рассказать о том, что им больше всего понравилось. Документация музыкального руководителя детского сада 1.
ВниманиеПлан воспитательно-образовательной работы: * перспективный план на три месяца; 2. Сводные таблицы по итогам диагностики; 4. Аналитический отчет о проделанной работе за год В календарном плане обозначены основные формы музыкальной деятельности: музыкальные занятия, развлечения (подготовка или проведение), музыкальные игры (дидактическая — с пением, ритмическая — под слово, театрализованная), праздники (подготовка или проведение). Планируется совместная работа с воспитателями и родителями.
Также использовался фланелеграф, что позволило детям в игровой форме расположить ноты на нотном стане. Также широко использовались словесные методы, к которым относится и песня. IV. Методы работы на занятии. На занятии музыкального руководителя были использованы словесные и наглядные методы обучения.
Руководитель умело вёл беседу с воспитанниками, опирался на знания приобретённые ими ранее. Наглядные методы обучения использовались в ходе почти всех заданий, однако была задействована и тактильная сторона, поскольку все предметы, подготовленные руководителем, использовались детьми непосредственно в практическом применении. V. Анализ деятельности детей на занятии. Дети на занятии вели себя раскованно, дружелюбно по отношению друг к другу и педагогу.
Все задания выполнялись детьми с охотой и интересом. VI. Анализ деятельности руководителя.
Индивидуальная работа с детьми Поведение детей в процессе занятия (активность, интерес, внимание) Усвоение детьми программного материала Подбор демонстрационного и раздаточного материала Рациональное размещение материала Предварительная работа с Удовлетворение двигательной активности детей Смена поз детей во время занятия Контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим требованиям Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей Приемы обеспечения интереса и эмоциональности детей Приемы активизации самостоятельного мышления детей Приемы подачи нового материала с опорой на имеющиеся Анализ музыкального занятия в ДОУ Однако запланированные руководителем задания были отработаны на высшем уровне и дети остались довольны. 4.
Музыкальный руководитель ответственно подошёл к подготовке занятия. Были изготовлены ноты, что позволило наглядно понять и закрепить детям их расположение на нотном стане. Использовались характерные для музыкального занятия распевки и песни.
Дети с удовольствием участвовали во всей предложенной педагогом деятельности и с охотой выполняли задания. VII. Выводы по занятию. Занятие было проведено педагогом с учетом поставленных целей и задач, однако был использован минимальный материал, касаемо инструментов, что являлось единственным минусом занятия. Само занятие прошло с интересом для детей и педагога, были усвоены данные понятия, изучен весь представленный педагогом материал.
Конспект ООД по чтению художественной литературы в старшей группе ДОУ «Сказка»
Автор: Михайлова Ирина Георгиевна
Тема: Чтение русской – народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».
Цель: познакомить детей со сказкой. Систематизировать и углубить знания детей о русском устном творчестве, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.
Задачи: учить понимать характер и поступки героев. Замечать и понимать образные выражения. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, способствовать обогащению словарного запаса детей. Развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Содержание ООД
Вводная часть Приветствие Воспитатель: Ребята давайте скажем всем здравствуйте! (Дети встают в круг.)
— Здравствуй солнце золотое (правая рука вверх).
— Здравствуй небо голубое (левая рука вверх).
— Здравствуй маленький цветок (приседают).
— Здравствуй в поле ветерок (машут руками).
— В детский садик я хожу всех я вас приветствую (идут по кругу).
Воспитатель: Ребята я хочу с вами отправиться в путешествие. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?
(Дети перечисляют).
Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:
— Крибли, крабли раз-два-три, в стране сказок очутись (одеваю платок).
Садятся.
— Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается.
— Я очень люблю сказки, особенно русские народные. А как вы думаете, что значит – русские народные? (Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков)
А сейчас я хочу про верить хорошо ли вы помните сказки?
Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? (Колобок.)
— Что били, били — не разбили? (Яйцо.)
— Кто разрушил теремок? (Медведь.)
— Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)
— У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)
— Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)
— Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)
— Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)
— Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)
— Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)
-В какой сказке мальчик превратился в козленка? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
-Кто унес мальчика от сестрицы? (гуси-лебеди)
-Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
— Какими словами начинаются русские народные сказки? (жили-были)
— Какими словами заканчиваются?
Воспитатель: Чему учат сказки?
Дети: Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А называется она «Крылатый, мохнатый да масленый». Как вы думаете, о ком рассказывается в этой сказке? Кто Крылатый? – это может быть самолёт, а может птица. Как вы думаете какая птица?
Воспитатель: Крылатый ворона, сорока… не подходит
Дети: Крылатый ворон, воробей…
Воспитатель: А мохнатый? А масленый? У этой сказки и начало необычное, вспомните, как обычно начинаются русские народные сказки?
Дети: «Жили-были».
Воспитатель: А эта сказка начинается «На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масленый». Да, здесь не просто сказано «жили – были», но и указано, где жили сказочные герои. И где же жили три братца? (Хоровой ответ детей.)
Воспитатель: Садитесь ребята поудобнее, сейчас я вам расскажу сказку «Крылатый, мохнатый да масляный».
Чтение сказки сопровождается презентацией.
Физкультминутка «Мышка».
Мышка быстренько бежала (бег на месте),
Мышка хвостиком виляла (имитация движений),
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),
Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).
Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному
Беседа по содержанию сказки.
Воспитатель:
— Как звали героев сказки?
— Как жили друзья в начале сказки?
— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?
-Как бы вы поступили на месте друзей? Почему так? (спросить 2-3 детей)
-Что можно посоветовать друзьям (жить дружно и не ссориться).
-Можно ли было поступить по-другому? Если можно, то как? (спросить 2-3 детей)
— Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.)
— А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.)
— Когда же, друзья мои, так бывает?
— «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Кто это сказал? Почему блин так сказал?
Дети: Потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому.
Воспитатель: Правильно ребята. Ведь не даром русский народ сложил пословицу о дружбе: «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».
-Кого можно пожалеть в сказке? (всех).
-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?
Дети: Воробья. Взаимовыручке, терпению, преданности и пониманию того, что каждый должен выполнять свою работу.
— Чем заканчивается сказка?
— Коль так случилось, делать нечего: Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.
— Чему вас научила эта сказка (Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга).
— Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»
Словесная игра «Чья работа?».
Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.
-Что делал блин до ссоры (щи да кашу варил).
-А после ссоры? (на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела).
-Что делала мышка до ссоры? (дрова рубила).
-А после ссоры? (обед варила да ошпарилась).
-Что делал воробей до ссоры? (на охоту ходил).
-А после ссоры? (дрова клевал, да и клюв своротил).
-Молодцы!
Заключительная часть
Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись (снимаю платок сказочницы)
— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (ответ детей)
— Чему научила вас эта сказка? (дружбе, взаимовыручке, доброте и преданности).
Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!
Составлено с помощью интернет источников
Статья музыкального руководителя статья
Музыкальное воспитание детей в детском саду
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей, – формирование ведущего компонента музыкальности, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Отсюда возникают вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся инновационные технологии проведения занятия. В этом большая помощь от информации, полученной из интернета: общение с коллегами, обмен опытом, поиск необходимых музыкальных произведений, обмен сценариями и теоретическими знаниями.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Формы развития музыкальности, которые используются на занятиях – это:
1. Коммуникативные танцы: Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, развития чувства ритма. Например: танец «Здравствуй», «Я от тебя убегу, убегу».
2. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые): Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Например: «В домике скворечнике», «Обезьянки и тигр», «Карусели».
Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
3. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые): Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмозвуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст
находит здесь не буквальное отражение: определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений) ; повышают общий уровень организации ребёнка; направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.
4. «Хор рук»: Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих — «дирижеров». Данная форма направлена на развитие: координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.
5. Ритмодекламация под музыку: Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить, как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить, а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым). До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. В дальнейшем эти навыки позволяют детям принимать активное участие в музыкальных гостиных, где умение сочетать музыкальный фон и декламацию очень важны.
6. Игры звуками: В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления: звучащие жесты и музыка моего тела; шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.
Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.
7. Элементарное музицирование: В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!
Общение детей с музыкальными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра, которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте). Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий. Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.
Особенности профессии «Музыкальный руководитель» в детском саду
Инна Михайловна Козлова
Особенности профессии «Музыкальный руководитель» в детском саду
Музыкальный руководитель детского сада — это особая профессия. И появилась она относительно недавно — в послевоенные годы (1948 г.). До этого музыкальным воспитанием занимались сами воспитатели. Иногда им помогали музыканты, которые приходили в детский сад, когда нужно было подготовить и провести праздник. И с тех пор, как появилась такая должность,которая и называлась-то по-разному: «музыкальный работник», «музыкальный воспитатель», «музыкальный руководитель» — сформировалось в обществе представление, что музыкальный руководитель нужен в основном для того, чтобы у детей был праздник. То есть, что профессия эта — что-то среднее между аккомпаниатором и массовиком-затейником.
Наверное многим со стороны кажется, что работа эта легкая, «праздничная», не требующая особых талантов. Ну, подумаешь,что тут сложного: детей поразвлекать да праздник провести! Поэтому и отношение к профессии музыкального руководителясложилось вполне определенное: работа «не пыльная», занимает неполный рабочий день и т. д.
Наверное, именно это отношение и привело к такой вопиющей несправедливости, когда труд музыкального руководителя, имеющего двойное образование (музыкальное — кстати, дорогостоящее и трудоемкое — и педагогическое, оплачивается соответственно на один разряд ниже, чем труд воспитателя или учителя, когда надо доказывать, что музыкальный руководитель — педагог, что работает с детьми, обучает их музыке и поэтому имеет право на пенсию по выслуге лет.
Помимо обычных обязанностей (проведение музыкальных занятий с детьми, подготовка их к праздникам, консультирование родителей по вопросам музыкального воспитания и т. д.,появилось еще одно требование: диагностика музыкального развития детей.
По каким методикам? Зачем? Чтобы доказать результативность своей работы? А разве без специальной диагностики (таблиц с формальными цифрами, кружочками разных цветов и т. д.) педагог не может проанализировать свою работу, рассказать о проблемах и достижениях своих воспитанников?
Точно так же продолжаются поиски различных форм планирования, в которых была бы отражена вся работа музыкального руководителя.Возникает вопрос: а для кого и для чего нужен план? Для детей, педагога или для проверяющих лиц? А если для педагога, тогда и дадим возможность ему самому определять как, в какой форме и в каком объеме он будет планировать свою работу.
Посмотрите на наших музыкальных руководителей!
Это они не имеют права болеть, так как без них не будет праздника у детей.
Это они должны все уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, стихи сочинять, сценарии писать и т. д.
Это они должны всегда улыбаться, поднимать настроение детям и их родителям.
Это они должны постоянно учиться, закупать новую методическую литературу, аудиокассеты, видеофильмы и т. д.
Это они должны быть всегда красивыми, модно и со вкусом одетыми, так как музыкальные руководители — «лицо» учреждения.
Это они должны быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника.
Это они несут все из дома: краски, бумагу, ткани, одежду и всевозможные атрибуты для проведения занятий и праздников с детьми.
Это они в выходные дни и по вечерам сочиняют новые сценарии.
Это они… да всего не перечислить.
Итак,резюмируем: в последнее время зарплата музыкального руководителя становится все ниже, а требования — все выше. Хотя проблема не только в зарплате, но и в отношении администрации и управленцев к этой категории специалистов.
Все больше и больше детских садов остаются без музыкального руководителя. После окончания музыкальных училищ и институтов мало кто из молодых специалистов приходит в детский сад. На курсах повышения квалификации в основном обучаются педагоги старше 40 лет. Еще 5–10 лет — и музыкальных руководителей почти не останется.
Что же делать? Может быть можно как-то выправить положение, удержать уникальных специалистов — музыкальных руководителей детских садов (кстати, только в нашей стране эта профессия имеет столь широкую творческую направленность).
Если мы хотим, чтобы они не уходили с работы, чтобы они приходили к нам после окончания музыкальных училищ и институтов, чтобы они могли спокойно работать, реализуя свое творчество, свое призвание к профессии, надо о них заботиться и создавать условия.
Какие? Вот, пожалуй,несколько таких требований:
— уважать и ценить труд музыкального руководителя, не заставлять его подменять воспитателей или других работников детского сада (конечно, с учетом желаний самого музыкального руководителя);
— создавать хорошее, приподнятое настроение и не допускать стрессовых ситуаций на работе (ведь плохое настроение музыкального руководителя может отразиться и на настроении детей);
— не требовать копирования опыта других педагогов, если он не соответствует возможностям, наклонностям музыкального руководителя;
— оказывать материальную поддержку в приобретении нот, пособий, музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов и других материалов, необходимых для работы (поскольку музыкальный руководитель не может все оплатить из своей мизерной зарплаты);
И последнее, но, пожалуй, самое важное — создание творческой, доброжелательной атмосферы, стимулирующей работу педагога-музыканта.
Берегите музыкального руководителя!
Может быть, именно он научит детей красоте и тем самым спасет мир!
А. И. Буренина, заведующая кафедрой
дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО
В средней группе «Солнышко»
Автор проекта:воспитатель Бандуш Е. В.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий.
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Возрастная группа: средняя группа
Продолжительность проекта: с 01.12.2021г по 24.12.2021г.
Цель:Углублять знания и представлений детей о живой и неживой природе в зимний период. Продолжать знакомить детей с традициями празднования Нового года в нашей стране.
Задачи:
-
Расширять и углублять знания и представления детей о зимнем времени года.
-
Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.
-
Воспитывать бережное отношение к природе.
-
Знакомить с явлениям неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра), свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий)
-
Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
-
Познакомить с традициями праздника Новый год: изготовление подарков, встреча гостей.
-
Учить самостоятельно создавать выразительные образы в рисовании, лепке, аппликации).
-
Развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.
-
Создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.
-
Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
-
Знакомить детей с зимними видами спорта.
-
Расширять представления детей о зимних играх и забавах.
Ожидаемый результат: По окончанию проекта дети смогут устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Бережно относится к природе. Расширить знания о зимней природе. Познакомятся с зимними видами спорта. Расширят представления о зимних играх и забавах. Участие семей в конкурсе на лучшее оформление группы к Новому году. Проведение утренника в детском саду «Как Снеговик носик потерял».
Формы реализации проекта:
1.НОД.
2. Чтение художественной литературы.
3. Беседы.
4. Наблюдения.
5. Игровая деятельность.
6.Продуктивная деятельность.
7.Исследовательская деятельность.
8.Досуговая деятельность.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
1.Разработка и накопление методических материалов.
2.Создание необходимых условий для реализации проекта.
3.Создание развивающей среды.
4.Подбор необходимой художественной литературы по теме проекта.
5.Разработка мероприятий.
2- этап – основной (практический)
НОД
Художественное творчество:
Рисование:«Наш друг снеговик», «Зимний пейзаж».
Лепка: «Весёлый снеговик», «Снежинка».
Аппликация: «Снеговик с метлой», «Бусы на ёлку».
Конструирование:«Фонарики для украшения группы», «Замок снежной королевы».
Нравственно – патриотическое воспитание:
«Приметы зимы», «Зима в родном посёлке».
Экология:
«Кто живёт в лесу»
Экспериментирование: «Свойства снега».
ОБЖ
«Одежда и здоровье».
Музыка
Разучивание новогодних песен, разучивание танцев к утреннику.
Чтение художественной литературы:
«Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Снегурочка», К. Бальмонт «Снежинка», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою….», И. Суриков «Зима», Ф.Тютчев «Зима недаром злится», Г. Ладонщиков «Прилетели метели», И. Токмакова «Под Новый год»,
М. В. Фитисов «Зима пришла», И. Бурсов «Снежинки».
Развитие речи
Заучивание стихотворений о зиме.
Загадки о зиме.
Рассматривание и рассказывание по картинам: «Таня не боится мороза», «Зима».
Рассматривание иллюстраций с птицами. Рассматривание новогодних игрушек и открыток. Рассматривание картинок с зимними видами спорта.
Проговаривание чистоговорок.
Прогулки
«Наблюдение за снежинками», «Наблюдение за ветром», «Наблюдение за погодой», «Свойства снега», «Наблюдение за обледенением деревьев», «Наблюдение за воробьями», «Наблюдение за зимним небом», «Наблюдение за птицами на участке», «Наблюдение за солнцем», «Наблюдение за поведение птиц у кормушки», «Наблюдение за синицами», «Наблюдение за трудом дворника», «Наблюдение за деревьями».
Труд
«Уборка дорожек ото льда», «Очищение дорожек от снега», «Кормление птиц».
Беседы:
«Какое время года сейчас наступило?», «Что мы знаем о зиме?», «Для кого зима бывает грустным временем года?» «Каково лесным жителям зимой?», «О зиме», «Что бывает зимой? (стало холодно, идет снег, вода замерзла, реки сковало льдом)» «Какие животные живут зимой в лесу, чем питаются», «О снеге», «Что за праздник Новый год», «Без чего не может быть Нового года?» «Кто такая Снегурочка? «Чем украшают ёлку?» «Что можно делать со снегом? Что можно лепить из снега?», «Что вы ждёте от праздника Новый год?» «Беседа о поведении на Новогоднем утреннике», «О зимней одежде», «О реках зимой»
«Что такое маскарад? Зачем нужны маски?», «Зачем нужны новогодние открытки?», «Как вы будите встречать Новый год дома?», «О птицах зимой» (Чем питаются птицы зимой? Как люди заботятся о птицах зимой?), «Какие зимние забавы вы знаете?» «В какие забавы любите играть?», «Без чего не бывает Зимы?» «В какие игры вы играете зимой?», «Что можно строить из снега и льда?», «Какие вы знаете зимние виды спорта?»,«Какая одежда нужна для занятия зимними видами спорта?», «Какие вы знаете зимние игры на участке детского сада?», « О хоккее», «О фигурном катании», «О конькобежном виде спорта».
Подвижные игры
«Будь внимателен», «Охотники и зайцы», «Ледяные фигуры», «Передай рукавичку», «Передай снежок», «Мишка по лесу гулял», «Шире шагай», «Снежки», «Совушка», «Кто дальше бросит снежок», «Трамвай», «Не опаздывай», «Зимующие и перелетные птицы», «Попади в ком», «Катание на санках», «Заяц».
Дидактические игры
«Какое время года», «Сложи новогоднюю открытку», «Так бывает или нет?», «Правильно – неправильно», «Что это за птица», «Какой, какая, какое», «Кто быстрее найдет ель или тополь», «Что умеют делать звери?» «Что изменилось?», «Когда это бывает?», «Сложи снежинку».
Упражнения
«Как на горке снег, снег», «Зима», «Лепим снежки», «Назови свойства льда», «Дорисуй», «Можно – нельзя», «Покажи Снегурочки как мы умеем умываться», «Нарисуй снежинку».
Сюжетно ролевые игры
«Накорми зверей зимой», «Встреча Нового года».
Просмотр презентаций
«Зима», «Почему на новый год наряжают ёлку», «Зимние забавы», «Зима в детском саду». «Русская зимушка – зима», «Перелётные птицы», «Зимние виды спорта»,»Дед Морозы разных стран», «Труд людей зимой», «Снег», «птицы зимой», «Как звери готовятся к зиме».
Просмотр мультфильмов
«Когда зажигаются ёлки», «Новогодняя сказка», «Новогодняя ночь», «Новогоднее путешествие», «Времена года», «Случилось это зимой», «Снеговик почтовик», «Сказка о снегурочки», «Снегурка».
Работа с родителями:
Папка передвижка: «Как встретить Новый год!», «Что дарить в этом году!», «Новогодние приметы и традиции», «Новогоднее угощение», поздравление для всех.
Изготовление поделок для оформления группы к «Новому году».
Индивидуальные беседы.
Выводы:В проекте дети участвовали с удовольствием. Очень понравилась детям продуктивная и исследовательская деятельность, а также наблюдение за живой и неживой природой зимой. Понравилось кормить зимующих птиц. Дети очень много узнали о жизни растений и животных зимой. Могут сами устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Дети познакомились с традициями праздника Новый год, а также познакомились с зимними видами спорта. Расширили представления о зимних играх и забавах. Родителям участвовали в оформлении группы к Новому году. Родители стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада. Укрепились детско – родительские отношения.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/476129-proekt-v-srednej-gruppe-solnyshko-zimushkazi