Проект моя первая народная сказка 3 класс

Учреждение: мбоу ленинская средняя школаученический творческий проект русские народные сказки является образцом детского проекта на тему русские народные сказки и

Учреждение: 

МБОУ Ленинская средняя школа

Ученический творческий проект «Русские народные сказки» является образцом детского проекта на тему «Русские народные сказки» и содержит в себе описание цели, задач, объекта и предмета творческой работы по литературному чтению (литературе), а также определение и анализ русских народных сказок.

Подробнее о проекте:

Учебная исследовательская работа на тему «Русские народные сказки» содержит справочную информацию об истории возникновения и принципах создания русской народной сказки, в работе выделяются основные виды сказок. дается их определение. Ознакомившись с материалами этого проекта, вы сможете лучше понять структуру и характер сказок, научитесь их классифицировать.

Индивидуальный проект «Русские народные сказки» могут подготовить учащиеся 1, 2, 3, 4 класса начальной школы в рамках предмета литературное чтение и ученики 5 класса школы в рамках предмета литература. В процессе работы над проектом о русских народных сказках дети могут реализовать свои творческие способности — придумать свою сказку, создать рисунок или поделку по мотивам народной сказки, подготовить театрализованное выступление.

Работу над творческим проектом на тему «Русские народные сказки» также можно организовать для воспитанников детского сада с участием воспитателя и родителей.

Оглавление

Введение
1. История русской народной сказки.
2. Виды русских народных сказок.
2.1. Русские народные волшебные сказки
2.2. Русские народные бытовые сказки.
2.3. Русские народные сказки о животных.
Заключение
Литература
Приложение 1. Сказки учеников 3 класса.
Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам.

Введение

Вы знаете, что такое сказка? Нам казалось, что ответ на этот вопрос может дать любой человек: и взрослый, и ребенок. Приступив к работе над проектом, мы и не подозревали, что сказка играет огромную роль в жизни каждого отдельно взятого человека и народа в целом.

Народные сказки передаются от дедов внукам и правнукам. И каждое поколение вносит в них что-то своё, присущее своему времени. Но неизменным остаётся противостояние добра и зла, светлых и тёмных сил. Причём во всех сказках зло всегда имеет много средств, с помощью которого оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут победить зло или перевоспитать злодеев сказки.

Актуальность работы: сказка помогает ребенку в выборе нравственных ориентиров.

Цель: выяснить, что такое сказка и какие виды сказок бывают, познакомиться с русскими народными сказками.

Задачи:

  1. Дать определение сказки.
  2. Установить виды народных сказок.
  3. Дать определение понятий русской народной сказки как жанра устного народного творчества;
  4. Проследить историю возникновения сказок и их типологию.
  5. Сочинить свою сказку.

Методы:

  • Знакомство с литературой;
  • Чтение и изучение русских народных сказок;
  • Анализ сказок;
  • Просмотр мультфильмов и сказок;
  • Рисование героев сказок.

Практическая значимость: расширение представлений младших школьников о сказках, развитие творческих способностей у детей.

История русской народной сказки

Сказка — это особый литературный жанр. Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.

Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как клад полезных и поучительных знаний.

Итак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Действующие лица такой истории — вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает

Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних- главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.

В других — главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана -дурака, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки.

И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу

благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.

Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.

Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу.

Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.

Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.

Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка» умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.

Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.

Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:

  1. Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.
  2. Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.
  3. Сказки могут передаваться и через книгу.

Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.

Виды русских народных сказок

Виды сказок подразделяются: на сказки о животных, волшебные и бытовые. Дадим определение каждому виду.

Русские народные волшебные сказки

Мечты об иной, светлой жизни, в которой люди оказываются победителями в жизненной борьбе, воплотились в волшебных сказках. Волшебные сказки богаты вымыслом, яркими образами. В них показаны чудесные события, действуют фантастические персонажи.

Одним из таких персонажей является Жалмауыз – кемпир. Это страшная старуха, напоминающая Бабу -Ягу.

В русских народных сказках мы встречаем волшебные предметы: сапоги- скороходы, скатерть – самобранку и т.д.

Положительные герои в волшебных сказках проходят через все препятствия, побеждают злых духов, достигают благородной цели. Они часто действуют не только на земле, но и в подземном и в подводном царствах, встречаются со страшными чудовищами и побеждают их. На этом пути героям помогают замечательные люди, наделённые необыкновенными способностями животные и сказочные птицы.

Русские народные бытовые сказки

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

Русские народные сказки о животных

Их очень много. Герои этих сказок — домашние животные, звери и птицы, которым приписываются человеческие черты.

Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором.

Главными персонажами народных сказок являются волк или лиса, олицетворяющие собой зло, а добрые качества присущи зайцу, петуху, коту, барану, ягнятам, или курице.

Овца — символизирует безобидность, спокойствие, волк – глупость, бык в сказках труженик; лиса – хитрая, притворщица; тигр – жестокосердный тиран.

Весь сюжет сказок построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лиса очень коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в сказках. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации.

Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лиса сполна получают по заслугам за свои деяния. Сказки о животных поучительны, познавательны.

Заключение

Сказки – самые древние творения человеческого духа. Она один из популярных и любимых жанров в устном народном творчестве.

Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки.

Сколько же сказок уже услышано и прочитано нами с раннего детства! И нет среди них таких, которые бы нам не нравились. Бывали сказки, похожие друг на друга и не похожие, бывали весёлые и грустные, длинные и короткие. А вот скучные и глупые не попадались никогда

Повзрослев, мы будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в их фантастический, волшебный и одновременно такой живой и реальный мир. Каждый сказочный образ оживает в воображении ярче, чем кадры кино или телевидения. И это не случайно. Ведь сказка – совершенное произведение народного духа.

В сказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. И поэтому сказка вечна.

Справедливость, которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках.

На изученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.

Литература

  1. А.Н.Афанасьев Сборник «Народные русские сказки»
  2. Детская литература сказка»Волк и семеро козлят»
  3. Художественная литература хрестоматия «КАПЕЛЬКА»
  4. Литературное чтение, учебник 3 класс
  5. А.Любарской Сборник сказок «В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»

Приложение 1. Сказки, сочинённые учащимися 3 класса

Жила-Была девочка. Её звали Елена. Когда она была очень маленькой, родители бросили её. Девочка умела колдовать.

Однажды Елена пошла в лес за ягодами. Набрала полную корзину ягод и пошла домой. На другой день она снова пошла в лес. Но она увидела красные яблоки на яблоне и собрала целое лукошко.

На третий день пошла малину собирать. И вдруг слышит, что в кустах кто-то плачет. Посмотрела Елена и увидела старенькую бабушку. Девочка спрашивает: «Зачем вы плачете?»

«Видишь ли,- отвечает старушка,- когда я была молодой, была очень красивой, а сейчас превратилась в некрасивую старушку. Я сама на себя не похожа. А мне хочется всегда быть молодой и красивой».

«Вы не плачьте,- говорит Елена,- я вас мигом сделаю молодой и красивой».

Поверила бабка Елене и пошла за ней. Стала колдовать над бабкой Елена, и старушка превратилась в такую красавицу, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Но Елена предупредила, что старушка будет молодой и красивой до тех пор, пока она будет делать добрые дела. Как только в её мыслях появится зло, она снова превратится в дряхлую старушку.

Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.

Сухов Иван, ученик 3 класса

В одной деревне жила с родителями девочка Маша, а рядом с деревней в лесу было логово злого чудища. Однажды Маша пошла в лес за грибами. Чудище заметил её и поймал, принёс в логово и посадил в темницу. Но в темнице Маша оказалась не одна. Там жила серая мышка.

Мышка пожалела Машу и подарила ей волшебный платочек. Если загадать желание и взмахнуть платочком один раз, то желание исполнится. Маша поблагодарила мышку, загадала желание, взмахнула платочком и оказалась за пределами логова в лесу.

Узнал про это чудище и помчался за Машей. Бежит Маша, а перед ней длинная и широкая река. Взмахнула Маша платочком и появился мост. Перешла она речку и побежала дальше. Бежит Маша, а перед ней густой, тёмный лес, а чудище уже почти рядом. Взмахнула Маша платочком и появилась тропинка через лес. Тропинка вывела её из леса. Вскоре Маша увидела свою деревню.

Но как чудище остановить? Ведь он может навредить жителям деревни. Взмахнула она платочком и появились волки, которые напугали чудище и заставили его вернуться в своё логово, а волки ушли в лес. Прибежала Маша домой и рассказала всё родителям, а они предупредили жителей деревни, чтобы те не ходили далеко в лес.

Кривощёкова Юлия? ученица 3 класс

Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам

колобок

теремок

репка

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Инфоурок

Литературное чтение
Другие методич. материалыПроект по литературному чтению для 3 класса «Русские народные сказки»

Проект по литературному чтению «Русские народные сказки» Подготовил: ученик 3...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Проект по литературному чтению «Русские народные сказки» Подготовил: ученик 3

Описание слайда:

Проект по литературному чтению «Русские народные сказки» Подготовил: ученик 3 класса МКОУ Нагаевская СШ Камалетдинов Самир руководитель :Андреева Л.В. 2018-2019 уч. г.

2 слайд

В мире много сказок Грустных и смешных. Нам нельзя без света, Нам нельзя без

Описание слайда:

В мире много сказок Грустных и смешных. Нам нельзя без света, Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть Добро навеки Побеждает зло!

3 слайд

Цель: Познакомиться с русскими народными сказками, прививать любовь и интере

Описание слайда:

Цель: Познакомиться с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству. Задачи: 1. формировать у себя знания о русских народных сказках. 2. воспитывать интерес к русскому народному творчеству. 3. прививать любовь к книге.

4 слайд

Гипотеза: ответить на вопрос чему учит сказка. Методы исследования: 1. Чтение

Описание слайда:

Гипотеза: ответить на вопрос чему учит сказка. Методы исследования: 1. Чтение и изучение художественной литературы; 2. Просмотр мультфильмов и сказок; 3. Рисование героев сказок.

5 слайд

Актуальность данного исследования в том, что: - Сказка - прекрасное творение

Описание слайда:

Актуальность данного исследования в том, что: — Сказка — прекрасное творение искусства. — Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления. — Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, хорошо усваивается ребенком.

6 слайд

История: Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глу

Описание слайда:

История: Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования. Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя и дополняя их новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и – вопреки нашему представлению – не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх – и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые учёные полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись – рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний.

7 слайд

Основная часть: Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зл

Описание слайда:

Основная часть: Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе может быть слишком долгим. Сказки дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Если верить в себя, не отступать от своих принципов — все получится. Дети все воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев. Русские народные сказки знакомят ребенка с огромной вселенной, в которой ему придется жить, с ее физическими законами, животным миром, историей и культурой. Так что русские народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально — чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший.  И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что то хорошее.

8 слайд

Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далеко

Описание слайда:

Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь. Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.

9 слайд

В мире много сказок грустных и смешных, нам нельзя без света нам нельзя без н

Описание слайда:

В мире много сказок грустных и смешных, нам нельзя без света нам нельзя без них. Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло!

10 слайд

Сказка - это один из жанров русского фольклора с вымышленным сюжетом и героями.

Описание слайда:

Сказка — это один из жанров русского фольклора с вымышленным сюжетом и героями.

11 слайд

Виды сказок о животных; волшебные; социально-бытовые.

Описание слайда:

Виды сказок о животных; волшебные; социально-бытовые.

12 слайд

Добрые сказочные герои

Описание слайда:

Добрые сказочные герои

13 слайд

Злые сказочные герои

Описание слайда:

Злые сказочные герои

14 слайд

Кто великий умывальник, Умывальников начальник? Кто мочалок командир? Это до

Описание слайда:

Кто великий умывальник, Умывальников начальник? Кто мочалок командир? Это добрый…  Загадки Мойдодыр

15 слайд

На сметане мешен,  На окошке стужен,  Круглый бок, румяный бок  Покатился...

Описание слайда:

На сметане мешен,  На окошке стужен,  Круглый бок, румяный бок  Покатился… Колобок

16 слайд

Всем известна на Руси, Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кто же эт

Описание слайда:

Всем известна на Руси, Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кто же эти Маленькие дети? Семеро козлят

17 слайд

Летела стрела и попала в болото, А в том болоте поймал ее кто-то. Кто, распро

Описание слайда:

Летела стрела и попала в болото, А в том болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленой кожей, Сделалась мигом красивой, пригожей? Царевна-лягушка

18 слайд

Выводы: Как известно именно из этих незамысловатых, веселых и порой волшебных

Описание слайда:

Выводы: Как известно именно из этих незамысловатых, веселых и порой волшебных историй малыш начинает свой путь познания мира. Образы и сюжеты, созданные в сказках малыш легко способен перенести на свою жизнь и применить, когда появится такая возможность. Одной из функций сказки – является формирование ценностей для самых маленьких. Ведь именно сказочные герои стают в последствии путеводителями по жизни, именно из сказок в игровой подачи ребенок получает точные знания того, что такое добро и зло, радость и горе, трусость и геройство. Многие образы, к которым ребенок привыкает в сказке, способны сохраниться на всю жизнь. Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и  идти к ним. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций.

19 слайд

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. Сказка ложь, да в ней наме

Описание слайда:

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Цель: Познакомиться с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.


Задачи:
1. формировать у себя знания о русских народных сказках.
2. воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
3. прививать любовь к книге.

Гипотеза: ответить на вопрос чему учит сказка

Методы исследования:

1. Чтение и изучение художественной литературы;

2. Просмотр мультфильмов и сказок;

3. Рисование героев сказок.

Актуальность данного исследования в том, что:
— Сказка — прекрасное творение искусства.
— Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
— Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, хорошо усваивается ребенком.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение», Кац Э.Э.


Номер материала:

ДБ-201425

Вам будут интересны эти курсы:

Проект моя первая народная сказка 3 класс



11



0

Сказки — это небольшие истории, которые на протяжении веков передавались из поколения в поколение. Их можно разделить на две большие категории: к первой мы отнесем те сказки, которые сочинил народ, а ко второй — сказки, написанные писателями.

Изначально народные сказки были устными, поэтому часто сказители, рассказывая ту или историю, слегка изменяли их, прибавляли или, наоборот, убирали некоторые детали. В основе сказки лежит история, которая произошла когда-то (очень давно). Поэтому сказки часто начинаются со слов:

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Существует три основные вида сказок: волшебные, о животных и бытовые. Действие в сказках обычной происходит в нереальном, выдуманном мире. Герои — люди, животные, которые умеют думать и говорить, а также различные волшебные существа — феи, колдуны, страшные чудища. Некоторые сказочные персонажи — добрые и злые — кочуют из сказки в сказку. Например, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Иван Царевич, Василиса Премудрая.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

На помощь героям в сказках приходят волшебные помощники и волшебные предметы — ковер-самолет, волшебная палочка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка и др.

Роль волшебных помощников могут выполнять не только добрые феи, но и животные, например, Серый волк (из одноименной сказки), Жар-птица, щука.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

_

Вывод: сказки создавались не только для развлечения. В каждой сказке обязательно присутствует скрытая или явная мораль — урок, который должен извлечь внимательный слушатель.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс



7



0

Литературное чтение 3 класс. Проект «Народные сказки» мы делали по следующему плану:

  1. Что такое сказка (определение и рисунок).
  2. Какие бывают сказки. Две классификации: (народные и авторские), (волшебные, бытовые и о животных).
  3. Признаки и особенности народной сказки (нет автора, передавалась из уст в уста, есть несколько вариантов одной и той же сказки, язык простой, как правило, начинается с присказки, обязательно есть зачин и концовка, часто используются магические цифры — троекратные повторения и цифры 7 либо 100, ограниченное количество героев, повторяющиеся в разных сказках — баба-яга, старик и старуха, их сын Иван и т.д.), нет явного отношения автора к героям, добро всегда побеждает зло, отрицательные герои в конце сказки наказаны, всегда можно выделить мораль сказки, она чему-то учит).
  4. Особенности русской народной сказки. Особенности русских народных сказок: воспевается доброта, щедрость, находчивость, положительными героями часто становятся младшие сыновья, обиженные старшими, жалость к слабым, бедным и обездоленным, вера в чудо и неожиданное везение и помощь от сказочных сил, распевный язык с сокращенными прилагательными.
  5. Примеры русских народных сказок: «Курочка-ряба», «Маша и медведь», «Колобок» «Заячья избушка», «Аленушка и братец Иванушка», «Марья Моревна», «Репка», «Гуси-лебеди».
  6. Мое отношение (Я люблю народные сказки, потому что красивый язык, интересный сюжет, учит доброте, щедрости, скромности).

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс



3



0

Для того чтобы сделать проект нужно определить для себя основные пункты, по которым вы будете работать. Для начала можно написать что же такое сказки, откуда они появились, виды произведений, а в конце сделать небольшой вывод. Готовые проекты можно найти в ответах на этот вопрос. Например работа может выглядеть так:

В мире очень много сказок, среди которых есть самые разные по стилю, сюжету и характеру. Народные сказки передаются от одного поколения людей другому: бабушки рассказывают их своим внукам, мамы — деткам, а малыши — игрушкам. Со временем во многих сказках появляются новые не менее интересные детали. Считается что авторами многих произведений могли быть пастухи и обычные крестьяне. Для детей сказка — способ познания мира, порой они весьма поучительны и учат находить выход даже из самых сложных ситуаций.

Существует несколько видов сказок, обычно выделяют

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Героями волшебных сказок обычно становятся добрые герои, которые противостоят злу и подлости и в итоге побеждают. В сказках о животных каждый зверь имеет определённые черты характера ( лиса — хитрая, волк — злой, медведь — неуклюжий и так далее). В социально бытовых сказках дети знакомятся с людьми разных профессий ( плотник, дровосек, пекарь), которые учат быть трудолюбивыми и добрыми. В своём проекте можно использовать загадки про различные знакомые всем сказки, а также иллюстрации из них. В конце можно подвести итог.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс



2



0

Сказки это то что передается от бабушек и дедушек, это то что рассказывают на ночь своим детям родители, это все что мы впитывает в себя как губки с детства.

Каждое поколение добавляет , что -то свое, но всегда в в сказочной истории идет противостояние добра со злом, у зла большое количество возможностей, но добрые молодцы или Иван дурак справляются с ним.

Сделать проект «Народные сказки» можно по такому или по похожему шаблону:

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Первым делом рассказываем, что такое сказка(даем определение)

Проект моя первая народная сказка 3 класс

В сказке всегда есть хорошие и плохие герои, чаще всего хорошие персонажи попадают в трудные ситуации, но с помощью выходят из них с блеском.

Эти фантастические истории не однородны и у них есть деление

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Сказки являются самым популярным устным жанром с давних давних пор, в ней не бывает не чего лишнего и не нужного, как не странно , но там все на своем месте и поэтому сказки буду рассказывать постоянно, в них побеждает справедливость , что в жизни бывает не всегда.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс



2



0

Для того, чтобы выполнить проект на тему «Народные сказки» необходимо составить план проекта.

Пример плана приведён ниже:

  • Оформите титульный лист. На титульном листе указываем название проекта, ФИО ученика, класс и школа.

  • Дать определение народной сказки. Написав, что сказка называется народной, так как её создал народ, у неё нет автора.

  • Рассказать о том, что такое сказка.

  • Рассказать какие сказки бывают по видовым особенностям, перечислить виды сказок.

  • Подробно остановиться на каждом из виде сказок. Рассмотреть кто является героем этих сказок на примере.

  • Сделать вывод, заключение.

Готовый проект для учеников 3 класса можно найти в ответе ниже.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс



2



0

Найти готовый проект можно просто в этом вопросе, смотрим ниже готовый проект.

Начнем с оформления титульного листа.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Далее дадим определение народной сказки — это сказки, которые придумал народ. У таких сказок нет определенного автора.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Народные сказки бывают таких видов: бытовые сказки, сказки о животных и волшебные сказки.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Самыми древними являются сказки о животных. Каждый из животных наделен своей чертой, к примеру заяц — трусливый, лиса — хитрая.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

В бытовых сказках главные герои: это обычные люди, которые борются не с сказочными героями, а с обычными людьми, как правило это богачи, генералы, попы и так далее.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

В волшебных сказках — герои противостоят злу, в таких сказках есть волшебные существа и предметы.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

В конце сделаем выводы: народные сказки очень интересные, они никогда не потеряют свою актуальность.

Другой проект можно найти здесь (ссылка не реклама, дана для ознакомления).

Проект моя первая народная сказка 3 класс



2



0

Название проекта: «Народные сказки»

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Пишем актуальность темы, что сказка интересна все, не только детям, но и взрослым. Через сказку детей учат, как правильно поступать, что надо уважать старших.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Основные вопросы, которые надо проработать: Для чего нужны народные сказки? Чему они учат?

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Далее прописываем цель проекта: Раскрыть понятие «народной сказки», сделать презентацию по данной теме», сделать выводы.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Можно написать гипотезу

Проект моя первая народная сказка 3 класс

План:

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Среди методов исследования пишем анализ литературных источников.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Сама презентация:

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Делаем выводы по презентации: сказки разнообразны, в них добро всегда побеждает зло, поэтому они учат положительным качествам.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс



2



0

В данном проекте нужно как можно больше информации привести о народных сказках — в каком веке эти сказки были написаны и какая у них мораль, нужно рассказать об общих особенностях народных сказок, что их объединяет, какая главная мысль. Найти готовый проект по теме «Народные сказки» для 3 класса можно по этой ссылке

Проект моя первая народная сказка 3 класс



1



0

Выполнить проект «Народные сказки» для 3 класса нужно, составив предварительно план проекта.

Он может быть таким:

1.Напишите титульный лист с указанием названия проекта, ваших имени и фамилии, класса и школы.

2.Эпиграф к проекту. Можно взять цитаты и высказывания известных людей о сказках. Указать цель проекта.

3.далее дать определение термину «сказка».

4.Рассмотреть композиционное построение сказки.

5.указать отличительные черты сказки.

6.Перечислить виды русских народных сказок.

7.Далее дать определение каждому виду русской народной сказки, отличительные черты героев в каждом виде, привести пример сказок этого вида.

<hr />

Пример готового проекта «Народные сказки» можно посмотреть здесь, в моем ответе на фото ниже:

<hr />

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс



0



0

«Народные сказки» — сделаем проект в виде слайдов. Сказки придумали задолго до появления литературы, их передавали из уст в уста, от поколения к поколению. Сказки — основа. Позже их записали. Многие писатели записали народные сказки, дополнив их. Например сказка Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» является авторской, но записана на основе русской народной сказки.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. В волшебных сказках присутствует какое-нибудь чудо. Это волшебные предметы, волшебные персонажи, волшебные действия. Примеры таких сказок — «Василиса Прекрасная», «По щучьему веленью», в сказке Щука говорит человеческим голосом и исполняет желания.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

. В сказках о животных главные персонажи наряду с людьми — животные. Например — «Лягушка-Царевна».

Проект моя первая народная сказка 3 класс

.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

. Есть еще социально-бытовые сказки. Действие этих сказок происходит в привычных бытовых условиях. Например — «Репка», «Каша из топора». В таких сказках рассматриваются какие-либо сложные жизненные ситуации. Герои — обычные люди. Сказки эти описывают народный быт и являются кладезью знаний, ведь именно из них мы узнаем о жизни наших предков.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

. В сказках используются разные приемы, такие как гипербола, антитеза, эпитеты. Все это Выразительно-изобраз­<wbr />ительные средства языка.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Проект моя первая народная сказка 3 класс

В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики­<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.

Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.

Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.

Вот например что сказано про пружинку:

5kWqlfPUjAGH8TeX8iYhYRNXo6fUinZr.png

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.

Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.

Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.

Таким образом Одоевского можно назвать сказочником — популяризатором науки.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:

  1. Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
  2. Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик­<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
  3. Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
  4. Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
  5. Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
  6. Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
  7. Миша просыпается. Это часть под названием Финал.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

Стихотворная строфа действительно может разделять отдельные картины, связанные между собой смыслом, но при этом в каждой строфе говорится несколько об ином, рисуется своя оригинальная картина, иногда даже создается свое особое настроение.

Возьмем для примера стихотворения Тютчева.

Вспомним стихотворение «Весенняя гроза».

В первой строфе поэт признается в своих чувствах к майской грозе и мы читаем описание начала такой грозы:

PWOz3chV2IRs2w87F4QcABoKtdhQMt.png

Во второй строфе рассказ продолжается, но картина уже иная — уже начинается дождь, взлетает пыль, солнце еще светит сквозь тучи

Mm0Z0awpt0EpwY409ydy4sjUs8z6CMVH.png

Ну а в третьей строфе мы находим описание отшумевшей грозы — птичий гам, потоки воды:

lD7gu1RYACFBGO1DIsCQoN7xAOf7emt.png

Все строфы вместе создают целостную картину первой весенней грозы, но по отдельности рисуют разные картины, разные этапы этой грозы.

Проект моя первая народная сказка 3 класс

В рассказе Гаршина «Сказка о жабе и розе» самое обыденное переплетается со сказочным, в нем есть признаки и простого рассказа и сказки.

Так главные герои этого произведения — роза и жаба, ведут себя вполне разумно, жаба даже обладает способностью говорить. Она испытывает неодолимую тягу сожрать розу и ради этой цели готова терпеть мучительную боль, когда иголки розового куста раздирают ее тонкую кожу. Это поведение не обычного животного,ведь вряд ли какая-то реальная жаба заинтересовалась бы розой, смогла оценить ее красоту, захотеть ее уничтожить. Жаба здесь олицетворяет зло.

В эти сказочные отношения вмешиваются вполне реальные люди — больной брат и его заботливая сестра, которые невольно становятся спасителями розы, играя роль волшебных помощников.

XI районная научно-практическая конференция
младших школьников «Учение с увлечением – старт в науку»

Секция «Гуманитарная»

В гостях у русской народной сказки

Бахолдина Евгения Евгеньевна,

ученица 3 класса

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Руководитель исследовательской работы:
Чупринова Ирина Михайловна,

учитель начальных классов,

МОУ СОШ № 9, п. Новокавказский

2019-2020 уч. год SHAPE SHA

  1. Введение

В настоящее время взрослые беспокоятся, что дети читают мало. Телевизор, видео, компьютер, мобильные телефоны всё чаще занимают свободное время ребенка. Неужели дети не знают и не читают даже сказки? Меня очень заинтересовал этот вопрос, и я решила узнать о сказках больше и привлечь внимание своих одноклассников к чтению русских народных сказок.

Все люди с самого раннего детства любят сказки. Благодаря сказкам мы получаем уникальную возможность окунуться в волшебный мир, взрослые вспоминают свое детство и окунаются в радостные воспоминания. Знакомясь с волшебным миром сказок, мы воспитываем в себе любовь к слову и интерес к чтению.

Сказки для нас несут в себе кроме чисто развлекательного, еще и познавательный элемент, ведь они:

— формируют понятие «добро и зло»;

— прививают уважение к себе как к личности, и к старшим.

А задумывались ли Вы над тем, когда появилась сказка? Сколько ей лет? Какие бывают сказки? Кто их главный герой? Что это за волшебные предметы, помощники героя? Чему учит сказка? Вот эти вопросы меня очень заинтересовали, так появилась тема моего исследования « В гостях у русской народной сказки»

Предварительное изучение исследуемого вопроса позволило мне предположить следующую гипотезу: сказки помогают развивать интерес к чтению, воспитывать положительные качества личности.

Цель: изучить историю возникновения сказки, ее жанры и особенности; привлечь внимание одноклассников и вызвать у них интерес к русским народным сказкам.

Задачи:

  • Изучить историю возникновения сказок, их особенностей и донести до других эту информацию.

  • Выявить, какие русские народные сказки особенно популярны среди детей, а какие среди взрослых.

  • Выяснить каким героям в сказках дети и взрослые симпатизируют, а каких осуждают.

  • Сравнить вкусы и предпочтения взрослых и детей.

Методы исследования: изучение литературы, опрос, анкетирование,

сравнение, анализ результатов

II. Основная часть

1.Исторические корни русских народных сказок

Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова » бать», » рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые » сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

Ярким собирателем был А.Н.Афанасьев. С 1857 -1862 годы им создаются уже сборники русских народных сказок. Уже в 1884 году вышел сборник собирателя Д.Н. Содовникова » Сказки и предания Самарского края». В этом сборнике были записаны 72 текста от сказочника Абрама Новопльцева — простого крестьянина из села Повиряськино Ставропольского уезда. В репертуар данного сборника вошли сказки: волшебные, бытовые, сказки о животных.

В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказка складка, а песня быль. Сказка складом, песня ладом красна. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается. Уже из этих пословиц ясно: сказка — вымысел, произведение народной фантазии — «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Русская народная сказка — это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора. В ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

2.Особенности русских народных сказок

В русских сказках часто встречаются  повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица, писанная… Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк – ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…(Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

3.Жанры русской народной сказки

Русские народные сказки можно разделить на три жанровых разновидности:

  • Волшебные

  • Бытовые

  • Сказки о животных

Сказки о животных — самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив. В таких сказках обычно побеждает слабый герой. Эти сказки можно назвать фантастическими.

Действующие лица в бытовых сказках – это не потусторонние фантастические существа, а реальные люди —  крестьянин, солдат, сапожник — живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

Герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

4.Композиция и сюжет волшебной сказки

       В отличие от других видов сказок, волшебная сказка имеет в своей основе вполне четкую композицию и сюжет. А также, чаще всего, узнаваемый набор неких универсальных «формул», по которым ее легко узнать и отличить. Это и стандартное начало – «Жили-были в некотором царстве в некотором государстве…», или финал «И я там был, мед-пиво пил…», и стандартные формулы вопросов-ответов «куда путь держишь?», «Дело пытаешь или от дела лытаешь», и другие.

Кроме того, в волшебной сказке персонажи четко делятся на роли – герой, ложный герой, даритель, помощник, отправитель, царевна (или отец царевны). Не обязательно чтобы присутствовали все они, и каждую роль исполнял отдельный персонаж, но те или иные персонажи явно видны в сказке.
       В основе сюжета волшебной сказки – рассказ о преодолении некоей недостачи, потери, для того, чтобы преодолеть причину потери, герою обязательно нужны чудесные помощники. Но получить такого помощника непросто – нужно пройти испытание, выбрать правильный ответ или верный путь. Ну, а заключением становиться чаще всего свадебный пир, тот самый, на котором «и я был, мед-пиво пил…», и награда в виде царства.

     5. Волшебная сказка как лекарь

       Волшебная сказка – великолепный учитель, лекарь душ, просто добрый и умный собеседник. Значение сказки различно для разных людей и даже для одного и того же человека в различные периоды его жизни – от раннего детства и до старости. Она – как бесценный клад, из которого каждый возьмет только то, что ему необходимо, что он способен понять, усвоить, оценить. Но наиболее ценны и необходимы, уроки волшебных сказок.
       Волшебная сказка отражает культурное наследие человечества. Сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей, она помогает взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию. Герои волшебной сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Здесь нет места полутонам. Добрый – или злой, хороший – или плохой. В стороне остаться невозможно. При этом положительный герой волшебной сказки всегда находится в более выгодной, интересной, привлекательной позиции, притягивая читателя на свою сторону — сторону добра, тем самым, прививая читателю тягу к добру, к воспитанию у себя положительных качеств.  

6. Наши любимые сказки и герои

В рамках проекта я решила провести анкетирование и выяснить, какие же сказки предпочитают дети и родители нашего 3 класса. Вместе с учителем мы составили анкеты для учащихся и для родителей. В анкетировании приняли участие 20 учащихся и 20 взрослых. Анкета для учащихся состояла из 6 вопросов, на которые дети отвечали письменно. «Приложение 1». Анкета для взрослых состояла из 5 вопросов. Опрос взрослых проводился устно, я отмечала результаты. «Приложение 2». По каждому вопросу было подсчитано количество одинаковых ответов и определены сказки и герои победители. Одноклассникам с помощью учителя я предложила тест« Герои русские народных волшебных сказок», «Приложение 3» который выявил их знания героев сказок.

7. Анализ результатов анкетирования

Отвечая на первый вопрос анкеты, дети и взрослые называли многие сказки, но, просмотрев, ответы я выбрала самые популярные и поместила в таблицу.

Любимые сказки

Ученики начальных классов

Взрослые

1. «Морозко»

1. «Морозко»

2. «Машенька и медведь»

2. «Снегурочка»

3. «Царевна лягушка»

3. «Царевна лягушка»

4. «По щучьему веленью»

4. «Гуси – лебеди»

5. «Иван – царевич и серый волк»

5. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

6. «Гуси – лебеди»

6. «Каша из топора»

7. «Финист ясный сокол»

7. «Крошечка – Хаврошечка»

8. «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»

8. «Финист ясный сокол»

9. «Колобок»

9. «По щучьему веленью»

Из таблицы видно, что вкусы детей во многом совпадают со вкусами взрослых, пять сказок из девяти названных есть в списке у взрослых и детей — это такие сказки: «Морозко», «Царевна лягушка», «По щучьему веленью», «Гуси – лебеди», «Финист ясный сокол». И что удивительно, что сказки «Морозко» и «Царевна лягушка» лидируют у взрослых и детей, занимая равнозначные места. Кроме волшебных сказок дети назвали сказки о животных, самая любимая «Машенька и медведь». Взрослые назвали и бытовую сказку «Каша из топора».

Из анкет также удалось выяснить, каким героям симпатизируют дети и взрослые, а каких не любят. Вот, что получилось.

Герои сказок

Герои сказок

Дети

Взрослые

Любимые герои

Машенька, Колобок, Иван — крестьянский сын,

Иван – царевич, Иван – дурак, заяц, петух, Емеля, Василиса Прекрасная,

Василиса Премудрая,

Алёнушка, серый волк.

Иван — крестьянский сын, Снегурочка,

Иван – царевич, Иван дурак, солдат, мышка,

Морозко, Колобок,

Василиса Прекрасная,

Василиса Премудрая,

Баба Яга, Настенька.

Нелюбимые герои

Баба Яга, змей Горыныч,

Чудо – юдо, Колобок,

медведь, лиса, волк, леший, мачеха,

гуси — лебеди

Кощей Бессмертный,

Баба Яга, Марфуша,

злая мачеха, леший,

волк, старшие братья,

змей Горыныч, Колобок, Чудо – юдо.

Самые любимые герои у взрослых и детей: Иван — крестьянский сын,

Иван – царевич, Иван дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая,

Алёнушка. Герои которые не вызывают симпатию — Кощей Бессмертный,

Чудо – юдо, леший, злая мачеха. Интересно было узнать, что Колобок был отнесён и взрослыми и детьми, как к любимым, так и к не любимым героям.

Дети определили Бабу Ягу единогласно к нелюбимым героям, а вот взрослые во мнениях разошлись.

На вопрос, какие сказки вы, любите больше, получены следующие результаты.

Жанры сказок

Количество детей из 20 человек

Количество взрослых

из 20 человек

О животных

8 человек

4 человека

волшебные

12 человек

13 человек

бытовые

3 человека

По результатам мы с учителем составили диаграмму (на слайде)

Предложенный тест « Герои русские народных волшебных сказок» показал, что мои одноклассники неплохо знают героев волшебных сказок, хотя четверо из них допустили ошибки. Это говорит о том, что внимательнее надо читать сказки, ведь в тесте были очень лёгкие задания.

На вопрос анкеты «Чем тебе нравятся сказки?» (диаграмма) ребята ответили так: волшебством – 5 чел.

приключениями – 6 чел.

всегда добро побеждает зло – 9 чел.

Выводы

Дети знают и читают русские народные сказки, и как подтвердило анкетирование самые любимые сказки у взрослых и детей – волшебные сказки. Интересно было анализировать результаты по героям сказок. Любимый герой русских сказок у взрослых и детей — Иван-царевич, Иван-дурак, Иван — крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная, Настенька, которые непременно оказались в списках любимых героев.

Воплощением зла в  русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга, которые и попали в список нелюбимых. Баба Яга особенный герой — один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает, поэтому мнения разделились.

Одноклассники читают сказки не только потому, что в них есть волшебство и приключения, а ещё потому, что они учат добру, справедливости, трудолюбию.

III. Заключение.

Подводя итоги исследования, я поняла, что какая бы сказка ни была — бытовая, волшебная или повествующая о животных – она обязательно чему-то научит читателя. Сказка каждого заставит задуматься, передаст мудрость народа и оставит неизгладимое хорошее впечатление в головах читателей. Эффект нисколько не преувеличен. Существуют даже так называемые терапевтические сказки, которые способны перевоспитать и отучить от самых разных вредных привычек!

Таким образом, выдвинутая мной гипотеза о том, что сказки помогают развивать интерес к чтению, воспитывать положительные качества личности, подтверждается. Я решила все задачи поставленные перед собой. При изучении литературы узнала много нового и интересного и своими знаниями поделюсь с ребятами 1- 2 класса. А главное то, что мои одноклассники заинтересовались сказками и решили прочитать те, которых ещё не читали, и рассказать о них на уроках внеклассного чтения.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.П., Алексин А.Г. «Что такое? Кто такой?» «Педагогика — «Пресс». Москва. 1994 г, с 82

2. Ликум А. Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем» Филологическое общество «Слово» АСТ, Москва 1995 г, 4.1, с 76

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. « Советская энциклопедия» Москва.

1970 г, с 710

4. Русские народные сказки

V. Список использованных источников информации

1. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-7681.htm

2. http://slovari.yandex.ru/~ /

3. http://russkazka.narod.ru/

4.http://www.bayushki.ru/tales_volshevstvo.htm 5.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1

6. skazki.smeha.netrusskie/info.html

7. ru.wikipedia.orgwiki/Сказка

10


Подборка по базе: Приложение 23 показатели эффективности проект новых правил.docx, Суррогатное материнство проект.docx, Ганижонов А. Р. ЛБ-911 Курсовой проект.doc, токсокороз курсовой проект. Денис Яблоков .docx, ОТВЕТЫ ЭКЗАМЕНА управ проектами.docx, Системы автоматизированного проектирования.docx, Круглов Михаил проект клуба офср.pptx, Вопросы оргкнизация управления проекта.docx, Задание по проектированию.pdf, управление проектом.docx


Проект во второй младшей группе

Тема: «Мои первые сказки»

Воспитатель: Мурадымова Р.Р

ВВЕДЕНИЕ

Роль сказки в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить, не воспринимать окружающее». Д. Родари.

Сказка — прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.

Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и

действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой». Самые

удивительные события, необычайные превращения — обычны в сказке.

Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети, к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и, наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто

осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое»

понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как научно объяснить малышу происхождение ветра, как ответить, почему звезды не падают на землю, как ввести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это легко и просто.

Иными словами сказка — это особый способ освоения мира, способ, позволяющий

ребенку в специфической форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток знаний, который обрушивается на него со всех сторон и который не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным». А такая, пусть не научная,

пусть временная систематизация ребенку необходима: она снижает «напряженность непонимания», делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Делает его мир, в котором интересно жить, который хочется исследовать и глубже понять. Каким образом можно использовать сказку в системе воспитания детей?

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания

дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, сказки. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много

различных знанийпервые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

ПРОБЛЕМА

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. А ведь участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

• Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного

народного творчества – сказкам.

• Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

• Научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.

• Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.

• Учить играть дружно, вместе, не ссориться.

• Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через папки-передвижки, информацию на сайте.

• Привлечь родителей к активному участию в проекте.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

• Дети хорошо знают сказки «Курочка Ряба»«Волк и семеро козлят»«Теремок»,

«Репка»«Маша и медведь»«Колобок», и др.

• В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развивается связная речь

• Ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности.

• У детей появится интерес к играм, драматизациям.

• Родители принимают активное участие в проектной деятельности

• Маски с изображением героев сказок; дидактическую игру «Найди героев сказки»;

пальчиковый театр; кукольный театр, подборка раскрасок «Герои сказок»

• Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

• выбор темы.

• планирование реализации проекта.

• подготовительные работы педагогов.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

• взаимодействие педагогов, детей и родителей.

ИТОГОВЫЙ ЭТАП

• итоговое мероприятие развлекательный досуг «В гостях у сказки».

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

• дети второй группы раннего возраста № 2

• воспитатель.

• родители.

ТИП ПРОЕКТА.

Познавательно – речевой.

ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

• маски для сказок «Репка»«Курочка Ряба»«Колобок» и др.

• дидактическая игра «Найди героев сказки»;

• кукольный театр «Курочка Ряба»;

• подборка раскрасок «Герои сказок»

ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

I подготовительный

• Изучение литературы по теме.

• Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.

• Консультация для родителей через папки-передвижки.

• Подбор наглядно-дидактических пособий.

• Пополнение книжного уголка.

II основной

Работа с родителями: Консультация «Значение сказок в жизни ребенка«

Подбор раскрасок на тему «русские народные сказки»

Акция«Почитай мне сказку на ночь»

Изготовление масок для сказок

Цель: Способствовать активному участию родителей в проектной деятельности. Знакомить с информацией о значении влияния сказки на ребенка.

Речевая деятельность «Путешествие в страну сказок»

Цель: Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. Развивать и активизировать речь детей.

Лепка ООД по сказке «Колобок».

Цель: Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Рисование ООД по сказке «Курочка Ряба».

Цель: Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность, доброжелательные отношения.

Игровое физкультурное занятие по сказке «Репка».

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятии. Совместная деятельность Чтение, прослушивание и драмотизация сказок (аудиозаписи и видеозаписи): «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят»«Курочка ряба»

«Три медведя»

Беседы с детьми: «Моя любимая сказка«, «Правила общения с книгой»

Разгадывание загадок про сказки и сказочных героев

Сюжетно-ролевая игра «Больница для книг».

Театрализованные игры: кукольный и пальчиковый театр, маскиДидактические игры«Герои сказок»«Найди по описанию»«Волшебный мешочек»

Подвижные игры «У медведя во бору»«Лиса»

Хороводные игры«Заинька попляши…» Итоговое мероприятие Развлекательный досуг «В гостях у сказки».Цель: Закрепить знания детей о содержании русских народных сказок. Развивать у детей умение с помощью воспитателя повторять наиболее выразительные отрывки из сказки. Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости, активизировать речь, способствовать раскрепощенности. Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости.

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ДОСУГ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. Ф. Брязгун «Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла» Детство – пресс 2015.

2. В. В. Малова Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию

дошкольников. М Владос 2010.

  • Проект волшебная сказка 3 класс по литературному чтению пример с рисунком
  • Проект долгосрочный в средней группе на тему сказки
  • Проект дома зимняя сказка
  • Продуманно как пишется и почему
  • Проект в старшей группе сказки зарубежных писателей