Проект моя любимая сказка пушкина 5 класс литература

Автор работы: шевченко марьяна максимовна руководитель проекта: задорожная ирина андреевна учреждение: гбпоу кк епк отделение общего образования в готовой исследовательской

Автор работы: 

Шевченко Марьяна Максимовна

Руководитель проекта: 

Задорожная Ирина Андреевна

Учреждение: 

ГБПОУ КК ЕПК (отделение общего образования)

В готовой исследовательской работе по литературе «Образ кота в литературе» учащаяся исследует образ кота в русской литературе. Сначала ученицей представлены интересные сведения о котах и их взаимоотношениях с людьми, упоминание котов в истории и искусстве, а дальше рассмотрен образ этого животного в разных литературных творениях.

Подробнее о работе:

В ученическом исследовательском проекте по литературе на тему «Образ кота в литературе» автор изучает, в каких жанрах русской и мировой литературы встречается образ кошки. В ходе проведения исследования ученицей были прочитаны произведения о кошках и определены те черты характера, которые свойственны кошкам, выявлены те функции, которые выполняет кошка в литературе, и определено, как создается образ кота писателями.

В процессе работы над индивидуальным детским проектом «Образ кота в литературе» автор проекта рассмотрела образ кошки в русских народных сказках и в авторской литературе, изучила народные суеверия и приметы, связанные с котами, перечислила фразеологизмы с упоминанием котов, а также рассмотрела образы кошек в пословицах и поговорках. В завершение работы учащаяся провела опрос среди одноклассников, посвященный их отношению к кошкам и произведениям о них.

Оглавление

Введение
1. Образ кошки в русских народных сказках.
2. Образ кошки в авторской литературе.
3. Народные суеверия, приметы и фразеологизмы.
4. Образ кота в пословицах и поговорках.
5. Практическая часть.
Список использованной литературы

Введение

Самое загадочное существо на земле – кошка. В разные времена к кошке относились по-разному. Ей или поклонялись, или ее ненавидели. Сейчас редко можно встретить человека, который бы плохо относился к кошке: настолько нужным и родным существом стала она человеку. Для некоторых, особо одиноких людей, она является единственным существом, которому можно излить душу. Мурлыканье кота успокаивает и умиротворяет. Образ кошки нашел отклик в литературе разных времен и народов.

Сказка — мой любимый жанр литературного творчества. При изучении русских народных сказок, я обратила внимание, что кошка во многих литературных произведениях является главным героем. Мне захотелось узнать, как меняется образ кошки в литературе.

Цель работы: исследовать образ кота в литературе.

Предмет исследования: тексты, в которых упоминается о кошке.

Методы: анализ произведений литературы, опрос, анкетирование одноклассников, статистическая обработка.

Задачи:

  1. прочтение произведений о кошках;
  2. определение тех черт характера, которые свойственны кошкам;
  3. выявление тех функций, которые выполняет кошка в литературе;
  4. определить, как  создается образ кота ;
  5. подобрать элементы устного народного творчества, содержащие образ этого животного;
  6. провести опрос среди одноклассников, посвященный их отношению к кошкам и произведениям о них.

Гипотеза: предположили, что кошка является неотъемлемой частью жизни человека, поэтому ее образ широко распространен в литературе.

Образ кошки в русских народных сказках

Животные в русских народных сказках представляют собой разнообразные характеры. Конечно, все животные показывают мир людей – их действия, страхи слабых перед сильными, находчивость и доброту.

Часто кот в сказках открыто демонстрирует свой игривый нрав, во многих сказках он оказывается разбойником или даже воришкой. Но вместе с тем кот справедливый и живой, у него изворотливый ум. Благодаря своему умению договариваться и хитрости, кот выходит из любых затруднительных ситуаций, помогает обиженным, защищает своих друзей.

Причем сильным кот никогда не бывает, настоящая его сила – в слове. Мудрые речи кота могут нагнать страху на животных во много раз крупнее него. У сказочного кота может быть роль защитника и помощника, но он может выступать также хитрецом и служителем злых сил.

Исследуя образ кошки в русских народных сказках, мы определили, какие функции они выполняют в них.

Лукавит кот из сказки «Кот – серый лоб, козел да баран». «Он такой вор и разбойник, каждый час на промысле, и где что плохо лежит, так у него брюхо болит». После того, как кот оставил хозяйку без припасов, та решает убить козла и барана. Но кот повинился перед ними, и они сбегают все в лес. Попав в лес, они увидели волков. Кот хитростью спасает товарищей от голодных хищников и принимает мудрое решение – вернуться домой[1;9]].

В сказке «Лиса и Котофей Иванович» кот, как один из главных героев, предстает перед нами наглым, жадным, трусоватым.

В сказке «Кот, петух и лиса» Кот предстает в качестве защитника Петуха. Он преданный, отзывчивый, смелый, «услыхал крик и бросился в погоню, настиг лису, отбил петуха и принес его домой». Удивительно, но Кот в этой сказке хитрее лисицы. Он обманом вынудил Лису из избушки и освободил петушка: «Кот тотчас же нарядился гусляром, захватил в лапы дубинку и отправился к лисьей избушке».

Кот, как персонаж, может быть добрым или злым. Например, кот из сказки «Баба-яга». Живя у Бабы-яги, помогает героине, попавшей в беду. По совету, который ей дала родная тётушка, падчерица подкупила слуг Бабы-Яги подарками, и они за это помогли ей убежать. «Я тебе сколько служу, – говорит кот Бабе Яге, – ты мне косточки не дала, а она мне ветчинки дала» [3;4].

Кот Баюн – персонаж русских народных сказок, огромный кот-людоед, с волшебным голосом. Кот заговаривает, усыпляет, гипнотизирует. Того, кто засыпает, он убивает и съедает. Добыть кота – великий подвиг. В сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» подвиг совершает Андрей-стрелок.

Для этого он надевает несколько железных колпаков, которые кот разбивает своими железными когтями, один за другим, но наконец, обессилев, дает себя пленить. Хотя кот побежден, верить ему нельзя. «Тут кот свои когти точит, на царя их ладит, хочет у него белую грудь раздирать, из живого сердце вынимать». В этом вся кошка: она покорна, если сама так решила.

Таким образом, проанализировав некоторые сказки, мы видим, что образ кошки разнообразный. Она может быть домашней любимицей и предвестником несчастья. С одной стороны, она добрая, ласковая, с другой – непокорная, хитрая.

Образ кошки в авторской литературе

Конечно же, образ кошки использовали в своих произведениях и авторы. В сказках и рассказах о животных кошки всё больше утверждаются как существа особенные, со своим внутренним миром, с чувством собственного достоинства и удивительной проницательностью.

Знакомство со сказками началось в раннем детстве, когда мама прочитала мне «Сказку о глупом мышонке», которая показывает кошку очень коварной,  ведь доверенный ей мышонок пропадает: «Прибежала мышка-мать, поглядела на кровать, ищет глупого мышонка, а мышонка не видать».

Кошка является главной героиней и в другой сказке С.Я. Маршака

«Кошкин дом». Это сказка очень поучительна. На протяжении произведения меняется характер и мировоззрение главной героини. Богатая беззаботная Кошка прогоняет бедных племянников, но когда у неё случается беда (сгорает её дом), бывшие друзья отворачиваются от неё и только нищие племянники котята приходят ей на помощь. В начале сказки кошка–жестокая и безжалостная , в конце сказки –заботливая и добрая хозяйка в семье [6].

Сказка «Кот в сапогах» Шарля Перро рассказывает о коте, который достался одному из братьев в наследство от отца. Кот оказался не простым, а на редкость смышленым и ловким. Он мог любую ситуацию повернуть в свою пользу. Благодаря смекалке кота его хозяин получил всё, о чём только можно мечтать. Кот помог ему стать богатым и счастливым.

У А.С.Пушкина учёный кот – доброе и мудрое существо в отличие от его фольклорного прототипа – кровожадного Кота Баюна, который своими сказками усыпляет для того, чтобы убить. Кот Учёный – это кладезь песен и сказок, хранитель русского фольклора [6;20].

Кот в сказке Братьев Гримм «Бременские музыканты» предстает обиженным на неблагодарных хозяев: «Небось, не очень развеселишься, когда до твоей шкуры добираться станут! Из-за того, что я стар, становлюсь и зубы у меня притупились и что я охотнее сижу за печкой да мурлычу, чем мышей ловлю, хозяйка — то моя вздумала меня утопить». Он был вынужден бежать из дома. В лесу он встретил собратьев по несчастью. Взаимовыручка помогла им выгнать разбойников из их дома, враги всегда отступают перед находчивостью и дружбой. Кот в этой сказке уже старый, беззубый, но он не испугался и расцарапал разбойников. Он проявил смелость и отвагу, помогая своим друзьям [2].

Точнее и лучше других кошачью натуру понял Р.Киплинг. В своей сказке «Кошка, которая гуляла сама по себе», на примере поведения кошки Р.Киплинг учит добиваться того, чего желаешь, сохраняя при этом свое достоинство и независимость. Женщина хотела найти среди Диких животных себе прислугу или друзей. Она смогла подкупить Собаку, Лошадь и Корову, но Кошка оставалась независимой.

Поэтому Женщина и Кошка заключили договор, по которому кошка могла гулять в людском жилище, греться у огня и пить вкусное молоко, но была обязана играть с ребенком и ловить мышей. К этому договору присоединились Мужчина и Собака. Этот договор и сегодня выполняют все стороны, хотя никто не помнит, почему и когда он был заключен. Кошка в этой сказке – помощница, но она все равно независима: «Я, Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе».

Главный герой сказки В. Сутеева «Кот-рыболов» оказался умнее других зверей – медведя, волка и даже лисицы, и ловко провел их всех! Медведь, лиса и волк захотели поживиться за счет трудолюбивого Кота, и были справедливо наказаны.

В сказке Павла Бажова «Серебряное копытце» кошка Мурёнка, которую дед с внучкой подобрали, выступает в роли помощницы. В благодарность за свое спасение кошка помогла исполнить мечту девочки Дарёнки, увидеть Серебряное копытце, приведя козла к дому деда.

Герой сказочной повести А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» кот Базилио — мошенник и является, несомненно, отрицательным персонажем. Для сбора милостыни он прикидывается слепым нищим. Кот заметно глупее своей сообщницы лисы Алисы. Подруга ему нужна, потому, что вместе легче дурить доверчивых людей. Ради денег они готовы предать дружбу: «Увидев деньги, лиса невольно потянулась к ним лапой, а кот вдруг широко раскрыл слепые глаза, и они сверкнули у него, как два зеленых фонаря» [6;17].

В рассказе К.Г. Паустовского «Кот — ворюга» показана жизнь реального кота. В начале рассказа кот воровал из-за своей голодной жизни: «Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел». Когда же он потерял всякую совесть «грабеж средь бела дня», ребята приняли решение поймать его и «вздуть его за бандитские проделки».

Кот бы ушел от наказания, но его подвела жадность: «кот не хотел выпускать вкусную рыбу» — и его поймали. Кота оставили в доме, накормили: «С этого дня он у нас прижился и перестал воровать». За доброту кошка отплатит добром. Она умеет быть верной и преданной, бескорыстно служить хозяевам: «Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож» [6].

Герой «Трое из Простоквашино» – Кот Матроскин очень тонко умел подметить качества дяди Федора — недостатки, так считал кот: дядя Федор очень любит своих родителей, обожает природу, тащит в дом любую зверушку, очень много читает, чистит зубы каждый день.

Кота Матроскина читатель встречает умнейшего. И я сама очень хотела бы быть похожей на него. Не каждый может так мыслить, как умеет Кот Матроскин.

Вызывает умиление «Котёнок по имени Гав» из сказки Георгия Остера. Здесь маленький котёнок дружит со щенком. Эта история никого не оставит равнодушными. Маленький Гав мечтает найти себе хозяина, потому они вместе с другом отправляются на поиски доброго человека [12;19].

Кошки и собаки считаются извечными врагами. Но нет правил без исключения. Много примеров их верной дружбы, хотя и здесь кошки выступают, как более хитрые, ищущие выгоду для себя. 

Таким образом, в литературе кошка сохраняет те же черты, что и в фольклоре, кроме того, может быть показана не только как волшебное существо, выдуманный персонаж, но и как реальное животное.

Осмысляя роль образа кошки в художественной литературе разных жанров, эпох и народов, приходим к выводу о том, что он не только повторяет известные мифологические и сказочные функции, но и приобретает новую, более значимую, так как становится для человека проводником в жизни, указывающим верный путь. Кошка, выступая в произведениях как олицетворение уюта, тепла и покоя домашнего очага, как воплощение игривости, мудрости или коварства, заставляет нас задуматься о самих себе. Всмотревшись в образ кошки внимательнее, мы обнаруживаем сходство с человеческим миром. Тем не менее, образ самой кошки всё-таки остаётся таинственным и загадочным.

Народные суеверия, приметы и фразеологизмы

С кошками в народе связано много суеверий. Кошку издавна считали хранительницей домашнего очага, символом уюта. Во многих странах существует примета: прежде чем войти в новый дом, надо впереди себя пустить «хозяйку» – кошку. Она обеспечит благополучие. Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали другой смысл: кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А раз кошка имеет девять жизней, её и пускали первой – она возродится к жизни ещё раз.

Трехцветную кошку берут в дом, чтобы отгонять нечистую силу. Кошки, забирая с собой все плохое, помогают своим хозяевам очистить дом.

В России существует суеверие о том, что черный коты являются предвестниками неудачи, особенно, если кому-то такой кот перебежит дорогу. А вот в Чехии, например, считают, что кот, перебежавший дорогу справа налево, наоборот является предвестником удачи.

Раньше существовало поверье, будто кошки приносят счастье морякам, могут предсказывать шторм. Кошка на корабле – к безопасному плаванию. Если корабль терпел бедствие, моряки первой спасали всё-таки кошку. Так и разнесли кошек по миру.

Наблюдения за поведением кошек вели издавна. Народными приметами, связанными с кошками, люди пользуются и сейчас. По поведению кошки судят о погоде.

Например:

  • Кошка закрывает нос лапами – к ненастью.
  • Кошка моется, лижет лапу – к хорошей погоде.
  • Кошка катается по полу – к ветру, к метели.
  • Кошка стену дерет – к непогоде.
  • Кошка лижет хвост, прячет голову – к ненастью.

Существует множество примет связанных с жизнью, бытом людей:

  • Кошка умывается – гостей зазывает.
  • Кошка на человеке потягивается – к обновке.
  • Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать.
  • Также существует множество фразеологизмов, связанных с кошками.

Живуч как кошка.
Применяется в значении крепок, устойчив, способен выдержать многие трудности и т.д. Происхождение данного фразеологизма связано с представлениями о том, что у кошки 9 (иногда встречается 7) жизней. Мол, сложно кошку вывести из строя, т.к. она невероятно живуча. Кроме того, кот гибкий и обладает множеством природных преимуществ, дабы оставаться живым и здоровым, взять хотя бы подушечки на лапках, которые помогают коту смягчать приземление и вообще способность кота «группироваться». Даже если он упал с большой высоты, он способен принять нужную позу и приземлиться так, чтобы не нанести себе вреда.

Играть в кошки-мышки.
Применяется в значении хитрить, лукавить, увиливать. Образность этого фразеологизма интересна и в немалой степени связана с таким качеством кошки, как то, что она по сути своей хищник и задача кота – ловить мышей. Но вот сам процесс тоже интересен, ведь кошка не кидается просто так на свою жертву, она выжидает, подбирает удобный момент, а потом уже нападает.

Таким образом, процесс охоты – это своего рода кошачья хитрость. Немного другое объяснение появилось из-за славной повадки кошки сначала поразвлечься со своей добычей перед тем, как ее съесть, заставить добычу чувствовать себя пойманной и быть в страхе. О людях так говорят, когда есть явный победитель и явно загнанный человек, которого просто приманивают куском сыра прежде, чем захлопнуть мышеловку.

Искать чёрную кошку в тёмной комнате.
Означает заниматься бесполезным делом.

Как коту валерьянки.
Употребляется к кому-то, кто слегка неадекватно себя ведёт после чего-либо. Связано с поведением котов, если им дать валерьянку.

Как кошка с собакой.
Применяется в отношении каких-либо людей, которые живут не в мире и согласии, а в постоянных распрях, скандалах, ссорах. Достаточно вспомнить кошку, загнанную на дерево собакой и шипящую оттуда, в то время, как ее загонщик громко лает внизу, пытаясь согнать кошку с дерева. Есть сказки, в которых рассказывается, как когда кошка с собакой жили мирно, но вот кошка сделала что-то плохое, за что собака не может ее до сих пор простить и каждый раз, встретив ее на своем пути, пытается прогнать прочь громким лаем.

Как угорелая кошка.
Применяется в значении делать что-либо быстро, суетливо. Уж чем-чем коты славятся, так это своим озорством и энергией. Собственно, любой счастливый обладатель этого усатого и мяукающего зверя имеет полное представление о том, что кошки действительно временами ведут себя так, что так и хочется сказать: «Ну что ты бегаешь как угорелая».

Есть еще одно объяснение происхождения этого фразеологизма. Произошел он от египетского слова «гара:лак-шакк», что переводится как «случился удар, шок», и потому человек мечется, как угорелый, будто его ударило током. А если вспомнить, что кошек в Египте очень почитали, то наверное наблюдение за ними и положило начало этому фразеологизму.

Также придумано немало и загадок про кошку. Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета. Загадки позволяют разглядеть в самых обычных вещах поэтическую и неожиданную сторону. Также благодаря загадкам можно тренировать смекалку, учиться мыслить логически, а порой парадоксально. К тому же загадки – это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку, средство развлечения и веселья.

Образ кота в пословицах и поговорках
Пословицы и поговорки – малые фольклорные формы русского языка, при помощи которых может быть высказано поучение, мысли о мире и о жизни. В пословицах и поговорках используются слова и выражения, которые отражают не прямой их смысл, а иносказательный.

Пословицы и поговорки часто несут в себе иронию, шутку, а так же ценностный смысл, отношение к жизни, к традициям, к социальным установкам общества. Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.

Наблюдения за котами дает нам богатую пищу для размышлений. Немало пословиц и поговорок, связанных с котами. Ни один народ столько не говорит о них, как русские. Ведь кот всегда жил рядом с человеком, и народ мог наблюдать за ним, замечать свойственные только этому животному особенности поведения. Вот некоторые из них:

Кошка да баба – в избе, мужик да собака – на дворе,
Что поп, что кот – не поворча, не съест.
Кошки грызутся – мышам приволье.
Ложка не кошка, рта не оцарапает.
Кошку против шерсти не гладят.
Кошка в дом – счастье в нем.
Любит, как кошка мышку.
Кот из дома – мыши в пляс.
Взяло кота поперёк живота.
Рано пташка запела – как бы кошка не съела.
Кошачья лапка мягка – да коготок остер.
Стар кот, а масло любит.

Пословицы и поговорки шагают с нами на протяжении всей нашей жизни. Из вышесказанного можно сделать вывод, что они помогают жить людям. Пословицы и поговорки легко запоминаются. С уверенностью можно сказать, что их не вспоминают без повода и причины. Они всегда приходят нам на память при разговоре, к случаю. Также можно отметить, что пословицы и поговорки содержат прямой совет и подсказывают, как поступить в данной ситуации. Так как кот на протяжении веков находилась рядом с человеком, она, несомненно, нашла свое место и в этом жанре фольклорного творчества.

Практическая часть

В ходе работы над данной темой  мною было  проведено анкетирование во 2 классе. Всего в анкетировании приняло участие 27 человек.

Цель опроса:

  1. Узнать
  2. читают ли мои сверстники сказки
  3. знают ли сказки о котах
  4. какие качества характера видят в образе кота в сказках?
  5. могут ли назвать имена авторов сказок.
  6. помнят ли названия сказок

Результаты опроса следующие:

1. Читаешь ли ты сказки?
а) часто – 12 ответа
б) иногда – 15 ответ
в) никогда – 0

2. Какие русские народные сказки о котах ты знаешь?
24 человек знают произведения о котах
3 человека не знают произведений о котах

3. Какие авторские  детские  сказки о котах ты знаешь? Назови имя
автора и название сказки.
12 ребят вспомнили авторов сказок о котах .

4. Какие качества характера ты видишь в образе кота в детских сказках?
а) помощник – 12 ответов
б) спаситель – 8 ответов
в) хитрец – 8 ответов
г) воришка – 7 ответов
д) разбойник – 2 ответа
е) друг – 16 ответов

Некоторые ребята отметили не одну, а несколько функций кота.

5. Согласен, ли ты что кошка приносит в дом уют и счастье?

24 учащихся (абсолютное большинство) согласны с этим утверждением.

Проанализировав данные анкетирования,  выяснили, что большинство ребят знают сказки, где одним из героев является кот – 24 человека. Многие вспомнили не только сказки, но и авторов, что составило 12 человек. Все учащиеся смогли описать качества характера главного персонаж – кота. Данные представлены на диаграмме.

коты в литературе 1

Рис. Качества характера кота в детских сказках

Таким образом, ребята читают сказки, но иногда. Произведения о котах знают, но мало и не все ребята. А значит, актуальность темы нашего исследования подтвердилась.

Заключение

В ходе исследовательской работы нами были проанализированы русские народные сказки, приметы, пословицы, поговорки, авторские литературные произведения, в которых встречается образ кошки.

Исследовав долгий путь кошки в литературе от поверий, легенд – к сказкам – пословицам и поговоркам – авторским произведениям разных жанров, мы пришли к выводу, что она «научилась играть» разные роли: «кот-помощник», «кот-защитник», «кот-обманщик», «кот-философ», «кот-баюн».

В художественных произведениях кошка становится не просто объектом изображения, она, наравне с человеком – одно из главных действующих лиц.

Мы увидели, что образы кошек в литературе наполнены многообразным смыслом. Этот образ постоянно меняется, так как практически всегда кошка ведёт двойную жизнь. Именно поэтому невозможно раз и навсегда запечатлеть неизменный, устоявшийся образ этого животного. Кошка всегда разная, как человек и весь постоянно изменяющийся мир.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что кошки, вдохновили людей на создание множества произведений в литературе и фольклоре за время долгой совместной жизни с ними. Потому, что кошка – не только самое любимое, самое близкое для них животное, но и самое загадочное.

Кот и народ – явления испокон веков неразделимые, поэтому народное творчество не может не содержать в себе образ кота, в чем мы и убедились в данной работе. Причины частого упоминания кота в русском народном фольклоре уходят своими корнями в древние века. Исторические особенности взаимоотношений кошки с человеком положили основу к дальнейшему почитанию кошки, как символа уюта и целостности русской избы, как главного предсказателя грядущих событий, как любимого персонажа детского и взрослого фольклора.

Я очень люблю рисовать, а особенно часто я рисую кошек. Мои работы очень нравятся мне, моим близким и друзьям. Я уже достигла некоторых целей, которые поставила себе сама, и не останавливаюсь на достигнутом. (Приложение 3)

Список использованной литературы

  1. Афанасьев А.Н. Народные сказки. В 3 тт. М., 1992.
  2. Братья Гримм. Сказки. – Ташкент: Юлдузча, 1987.
  3. Брендон Лейан. Колдуны и ведьмы. М., 1996.
  4. Власова М. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. 2015 г.
  5. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 2017.
  6. Зубарева Е. Е. Хрестоматия по детской литературе. – М.: Просвещение, 1988.
  7. Левшин В.А.. Русские сказки, М.,1998г.
  8. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
  9. Русские народные сказки. 2014 г.
  10. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990,-335 с.
  11. «Русский фольклор», под ред. В. П. Аникина; — М.: Худ. лит., 2000.
  12. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
  13. Федосов И. В. Фразеологический словарь русского языка. – Липецк: Юнвес, 2004

Приложение 1

  • Задремлю я и пою Песенку тебе свою. Но когда я на охоте — Не ленивый я в работе.
  • Сидит на окошке кошка: Лапы, как у кошки, Уши, как у кошки, Но не кошка. Кто это?
  • Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит, Молоко из миски пьёт, Ну конечно это — …
  • Этот зверь живёт лишь дома. С эти зверем все знакомы. У него усы как спицы. Он, мурлыча, песнь поёт. Только мышь его боится. Угадали? Это — …
  • Хитрые глазки, мягкие лапки — кто это?
  • Выгнул спину он дугой, Замяукал. Кто такой? Потянулся сладко — Вот и вся загадка.
  • У мышиной норы Лежат крючья остры. И повисли, горя, Два зеленых фонаря.
  • Зубастый, мохнатый, Как есть начнёт — Песенку поёт.
  • Вся мохнатенька, Четыре лапки, Сама усатенька, Два яхонта под шапкой.
  • Вся мохнатенькая, Сама усатенькая, Днём спит И сказки говорит, А ночью бродит, На охоту ходит.
  • У порога плачет, коготки прячет, Тихо в комнату войдёт, Замурлычет, запоёт.
  • Даже по железной крыше Ходит тихо, тише мыши. На охоту ночью выйдет, И как днём все видит. Часто спит, а после сна, Умывается она.
  • Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, но с водой не знается.
  • Мягкие лапки, А в лапках — цап-царапки.
  • Молоко пьёт, Песенки поёт. Чисто умывается, А с водой не знается.
  • Острые ушки, На лапках подушки, Усы как щетинка. Дугою спинка.
  • Днём спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит.
  • В мягких тапочках ступает, Схватит мышь — и убегает.
  • Что за зверь со мной играет? Не мычит, не ржет, не лает, Нападает на клубки, Прячет в лапки коготки!
  • Глазищи, усищи, хвостище! А моется всех чище.
  • Зеленые глаза — Всем мышам гроза.
  • Я умею чисто мыться Не водой, а язычком. Мяу! Как мне часто снится Блюдце с теплым молочком

!

Приложение 2

коты в литературе 2

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Стриминговый сервис more.tv выпустил в ноябре сериал «Сказки Пушкина. Для взрослых». Провокационный проект из шести серий «осовремененных» произведений классика посмотрела обозреватель RFI. 

Те, кого возмущает сам факт переделки произведения «нашего всего», пусть успокоятся. Бог, как известно, поругаем не бывает. Пушкин, разумеется, тоже. Поэтому сентенции типа «как они могли?!» и «пусть сами пишут, а потом снимают» — из разряда шумного празднословия. Так что пройдем мимо и не задержимся.

Идеолог, или, как теперь принято выражаться, шоураннер сериала — журналист Михаил Зыгарь до этого написал несколько книг, некоторым книги понравились, и Зыгарь решил, что пора замахнуться на большее. А тут как раз и Александр Сергеевич вспомнился со своей «Золотой рыбкой» и ненасытной старухой, которая замахивалась, замахивалась и дозамахивалась. Не испугавшись (или не увидев) параллелей, бывший журналист ввергся в пучину шоураннерства, «и сия пучина поглотила его целиком». Шесть серий одна за другой осовремененных сказок Пушкина стреляют раз в неделю прямой наводкой с онлайн-платформы more.tv. У орудий — более десятка продюсеров, среди них Жора Крыжовников, Вячеслав Муругов и сам Зыгарь. Реализуют идеи сценаристы Женя Беркович, Андрей Золотарев, Денис Уточкин, Евгения Хрипкова и режиссеры Ксения Зуева, Наталья Кудряшова, Оксана Карас и Слава Синица.

Проще всего обвинить критиков в ретроградстве и замшелом консерватизме. «Ага — вы против современной трактовки, вам претит все новое и смелое!» О да — мы ведь никогда не видели современных постановок Шекспира, Мольера или — упаси бог — Пушкина с Гоголем! Мы не радовались «Борису Годунову» Владимира Мирзоева и не удивлялись точности «Мертвых душ» Григория Константинопольского. Мы замахнулись на святое — на право автора на самовыражение. На свободу шоураннера.


Что делают авторы? Да ничего непозволительного — просто берут пушкинский сюжет, его драматургический костяк, освобождают от всего ненужного (в данном случае — от Пушкина) и наряжают в собственную фантазию. Например, в случае со «Сказкой о рыбаке и рыбке» мы имеем серию «Рыбка», в которой в качестве исполнительницы желаний — московская теленачальница (Ингеборга Дапкунайте), в качестве рыбака — южный альфонс (Павел Попов), промышляющий соблазнением и грабежом богатых путешественниц в своем южном приморском городке, а в роли старухи (Дарья Жовнер) — его возлюбленная, требующая и требующая от «старика» все больше и больше радостей. «Рыбка» уже и в Москву перетащила эту парочку, и на телевидение «старуху» устроила, а той все мало. В результате, правда, страдает почему-то только «рыбак».

В «Царевне» та же Дарья Жовнер (тут, в отличие от «Рыбки», она очень хороша) — содержанка у богатого папика, инстаблогерша по вопросам красоты и здоровья, царевна (Полина Гухман) — дочка папика, а королевич Елисей — тоже Елисей, но знаменитый рэпер.

В третьей сказке — «Балда» — генерал МВД (Андрей Смоляков) нанимает молодого Балду (Даниил Чуп) с сомнительным прошлым — то ли киллера, то ли росгвардейца — личным телохранителем. Понятное дело, генерал оказывается в полном проигрыше и в тюрьме, а Балда — и вовсе фантомом. Надавав генералу по физиономии, как было оговорено заранее, Балда растворяется в воздухе, явив напоследок ту силу «что вечно хочет зла, но совершает благо».


Ну и что? — скажет кто-то (наверняка, этими «кто-то» будут авторы). Дескать, почему другим можно, а нам нельзя? Да не переживайте, ребята, вам тоже можно. Только почему-то все время в голове вертится фамилия «Набоков». Набоков… Набоков… К чему бы? Ах, ну конечно — это ведь Набоков дал лучшее определение пошлости: «У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольного величественного мещанства — пошлость. Пошлость — это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. … Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым».

Когда Рыбка с Рыбаком натужно занимаются сексом — это пошлость. Пошлость и вульгарность — не одно и то же. Вульгарность может быть необычайно привлекательной, она даже может быть умышленным художественным приемом, в отличие от пошлости. В сексе, даже публичном, экранном, нет пошлости, если он не происходит под девизом «А давайте мы вам сейчас покажем неожиданное — например, голую Дапкунайте».

И пушкинский поп может легко стать генералом МВД (а про попа РПЦ запретила?), а Балда — отморозком с оружием, но если это для того, чтобы выглядеть смелыми и современными — то это хрестоматийная пошлость и есть, как любой замысел без мысли. Гении чистой пустоты.


Авторы сериала страшно стараются, просто буквально слышно, как они сопят, кряхтят и тужатся от усилия показаться оригинальными и современно мыслящими. Вообще-то достаточно было прочитать интервью Зыгаря одному глянцевому журналу, где он говорит, что их новелла «Балда» снята «на стыке Балабанова и Дэвида Линча», чтобы в страхе бежать подальше от всей этой затеи. Но мужества нам не занимать, поэтому смотрим дальше. Чем больше авторы стараются — тем огорчительнее результат. Пушкин исключительно прост, и кажется, что добавить ему новых смыслов ничего не стОит. А Пушкин-то обманчиво прост, и только культурная дремучесть, подпираемая необходимым нахальством, позволяет этого не заметить. Его «простые» произведения так начинены смыслами, что пытаться добавить что-то свое можно только имея в голове грандиозный замысел.

Переносить произведение в современность, объясняя это желанием сделать произведение ближе к сегодняшнему зрителю, означает объявить зрителю, что он дебил. Неясно только, зачем тратить деньги, время, усилия, зачем отвлекать хороших актеров, если можно просто снять видеоселфи: «Дорогие зрители! Вы дебилы. С вами были Зыгарь, Крыжовников и компания».

Дата: 01.11.2021 5-А, 5-Б

Тема: «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

Цель урока: формирование представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.

Ход урока

1. Повторение.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»- говорил о сказках великий А.С.
Пушкин.

Каждая сказка- это особый мир. Когда мы слышим это слово, перед
нашими глазами возникает удивительный, прекрасный, фантастический мир, в котором
добро обязательно победит зло. Сказка, как мы уже знаем, учит смелости, доброте, но
делает это без скучных наставлений. Просто показывает, что может произойти, если
человек поступает плохо, не по совести. Они занимательны и увлекательны, являются
прекрасным учебником жизни. Об этом нам говорит ещѐ одно замечательное
высказывание Пушкина: «Сказка- ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок».

1.1. Следующие задания выполняем в Листке контроля

— Что такое сказка? Дайте определение сказки .

— Какие особенности сказок вы помните?

— Все сказки делятся на три вида, на какие?

2. Изучение нового материала.

2.1. На этом уроке мы подробнее поговорим о бытовых сказках и про сказки о животных. Познакомимся со сказками «Журавль и цапля» и «Солдатская шинель».

Как вы думаете, откуда появилось слово «бытовые»?

От слова «быт».  Быт – это повседневный привычный образ жизни людей.

Быт не у всех людей одинаков. И так было всегда. Дворяне, крестьяне, купцы, солдаты, священники, бродяги – у всех была своя жизнь. Вот о том, как они жили, как общались между собой, и повествуют сказки. Бытовые сказки – это те же летописи, только дела в них не военные, а мирные, обычные.

В детстве мы часто встречаемся с этими короткими сказками. Это и «Каша из топора», и сказки про удалого батрака или работника, и «Шемякин суд», и «Жена-спорщица», и многие другие сказки.

Сказки о животных – это зеркало, которое отражает жизнь людей.

В этих сказках в завуалированной форме как раз и показана жизнь людей. Это достигается при помощи приёма аллегории, совсем как в баснях. И именно поэтому животные в сказках ведут себя совсем, как люди. Вот в сказке «Зимовье зверей» ленивые животные приходят зимой к трудолюбивому быку и угрожают разрушить дом, если он не примет их к себе.

Каковы особенности в этих сказках? Для этого просмотрите видео урок по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=tQaCnVRDpFw

2.2. Делаем выводы:

— Сказка «Солдатская шинель» – бытовая, так как в ней нет ни волшебства, ни приключений. В центре сюжета – самый обычный эпизод из жизни. Солдат продал барину свою шинель за довольно большую по тем временам сумму – 25 рублей.

Барин, привыкший к роскоши, сытным обедам, мягкой постели, плохо спит ночами. Почему? Всё очень просто. Барин целыми днями ничего не делает. Он здоров и силён, полон сил. И силы эти ему девать некуда: поздно встал, хорошо поел, отдохнул, опять поел, опять отдохнул… От безделья и не спится ночью на перинах и подушках.

Солдат же целыми днями трудится. То походы, то учения, то работы по приказу командира. Тут уж не до удобств – была бы возможность просто отдохнуть. Да и откуда удобства в казарме или в походе? Именно эту разницу в жизни барина и солдата показывает сказка.

«Куда как хорошо,  говорит,  на шинели после походу спится!»

Сказка смеётся над глупостью барина и одобрительно усмехается находчивости солдата. Даже полковой командир, убедившись в том, что солдат не обманул барина, не только не наказал солдата, но наградил его.

Вся суть сказки выражена в словах командира, который сам не понаслышке знает солдатскую жизнь:

«Кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснёт!»

Вообще-то, солдат – это постоянный герой бытовой сказки. Солдат всегда храбр, умён, хитёр, находчив. Он много умеет, много знает, готов взяться за любое дело.

Какие же признаки бытовой сказки мы можем выделить?

·     1. В центре сюжета – обычная жизнь.

·    2.  Эти сказки короткие, они рассказывают об одном-двух эпизодах из жизни.

·     3. В сказке обличается лень барина, отмечается трудолюбие и находчивость простого народа.

То есть, можно сказать, что у такой сказки – обличительная направленность.

Сказки о животных – очень древние. При помощи иносказания в сказках о животных изображаются пороки людей. В таких сказках порицается трусость, глупость, жадность, хвастовство, лицемерие и так далее.

При этом часто бывает так, что каждое животное в таких сказках выступает как олицетворение какой-то одной черты. Например, лиса – хитрая, медведь – неуклюжий, волк – жадный, заяц – трусливый…

 Самым частым персонажем в них, конечно, выступает лиса. Это такие сказки, как «Лиса и волк»«Кот, петух и лиса»«Медведь и лиса». Но другие звери в сказках о животных тоже встречаются часто: «Волк и овца»«Коза-дереза»«Медведь и мужик».

В  сказке «Лиса и журавль» непонимание, вернее, нежелание понять друг друга ложится в основу сюжета. Но что же мешает журавлю и цапле понять друг друга?

Каждый из них считает себя лучше другого. Они не уважают друг друга. Самолюбие и эгоизм – вот главная причина того, что журавль и цапля не могут создать семьи. Они не хотят уступить друг другу, забыть обиду. И вот это нежелание и неумение прощать делает ситуацию безвыходной. Интересно, что финала у сказки нет и не предвидится. Для того, чтобы сказка закончилась, нужно, чтобы герои поумнели и отбросили свои надуманные обиды. Как вы думаете, может такое произойти?

Итак, какие признаки сказки о животных мы можем выделить?

Основной признак: главными героями являются животные. Они умеют говорить и ведут себя как люди. В сказке в иносказательной форме изображаются пороки людей.

3. Домашнее задание.
1. Прочитать сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».
2. Выполнить задание в листе контроля

Выполненные задания прислать до 17:00.03.11.2021

Желаю успехов!

Лист контроля

5 — __ класс ____________________________________________________________

ФИО учащегося

01.11.2021 Литература

Тема:«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

Задание 1. Записать ответы на вопросы:

Что такое сказка? Дайте определение сказки _______________________________________

_________________________________________________________________________________

Какие особенности сказок вы помните?_____________________________________________

_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________

Все сказки делятся на три вида, на какие?___________________________________________

_________________________________________________________________________________

Задание 2.  К сказке «Журавль и цапля» составить 5 вопросов.

Задание 3. Составить план сказки «Солдатская шинель».

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Моя любимая сказка Пушкина

Золотая рыбка

Я люблю читать сказки, ведь в них с героями происходят невероятные приключения. Если внимательно их читать, то можно многое понять, многому научиться, В сказках скрыта мудрость и справедливость.

Мне нравится сказка А. Пушкина о золотой рыбке. Когда ее читаешь, то испытываешь различные эмоции. В начале сказки радуешься за старика, поскольку ему повезло поймать удивительную рыбку, которая исполняла любые желания. Затем наблюдаешь за постоянно возрастающими запросами старухи, требующей исполнения новых желаний. А также с интересом ждешь, когда же у золотой рыбки закончится терпение и она проучит старуху.

Персонажи сказки очень разные. Старик добрый и простодушный, он подчиняется приказам жены и всячески ей потакает. Мне жаль его, ведь ему не повезло жить с такой сварливой женщиной. Старику не хватило смелости или хитрости попросить у рыбки что-либо для себя, хотя бы новый невод. Он пожалел и просто отпустил золотую рыбку, так как привык трудиться и радоваться тому, что имеет.

Старуха совсем другая. Попросив новое корыто, она не остановилась на одном желании, а стала требовать все больше и больше. Полученный дом, придворные и блага, дарованные рыбкой, не делают ее счастливой. Наоборот, они только усиливают негативные качества: высокомерие, жадность, жестокость и неблагодарность. Старуха не только требует от рыбки выполнения прихотей, но и прогоняет старика, который поймал волшебную рыбку.

Рыбка — мудрый и терпеливый персонаж. Она выполняет желания и наблюдает за переменами в старухе. Когда же та захотела стать владычицей морской, рыбка решает показать старухе ее место и возвращает к разбитому корыту.

Сказка учит тому, что нужно правильно оценивать свои желания и потребности. А также тому, что нужно уметь довольствоваться малым, радоваться тому, что имеешь, быть благодарным.

Сказка о царе Салтане

Моя любимая сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Как и многие сказки писателя, она отличается своей певучестью, приближенной к фольклорной.

Сказка начинается с зачина: три девицы под окном прядут пряжу, и каждая говорит о своих мечтах. Так случилось, что их разговор услышал царь. Речи последней младшей сестрицы настолько приглянулись ему, что он взял ее в жены. А двух других сестриц сделал ткачихой и поварихой. В сказке Пушкина царь Салтан обладает такими важными качествами для человека, как доброта, мудрость, честность. Но также, наверное, отрицательным качеством героя является излишняя доверчивость: будучи на войне, ткачиха с поварихой отправляют царю письмо, в котором говорят, что его царица родила не богатыря, а неведомую зверушку.  Поверив им, Салтан шлет письмо, в котором говорит о том, чтобы придворные дожидались его решения. Но злые сестрицы перехватывают письмо и шлют новое, с помощью которого они избавляются от царицы: замуровывают ее в бочке с сыном и бросают в море.

Дальше начинаются волшебные действия сказки. Бочку выбрасывает на берег, а Гвидон растет не по дням, а по часам, и в скорее выдавливает дно у бочки. Так они с матерью оказываются на свободе. Проголодавшись, молодой царевич делает лук и стрелы и идет на охоту. Там он спасает прекрасную царевну-Лебедь от злого Коршуна. Царевна в благодарность дарит Гвидону царство, которым он правит с честью и добротой.

Далее события разворачиваются таким образом, что царь Салтан плывет на корабле и знакомится с правителем царства на острове Буян. В матери правителя он узнает свою жену, а в лице царевича обретает сына. Сказка заканчивается по доброму: главные герои находят в себе силы, чтобы простить друг друга, и не наказывать ткачиху с поварихой.

Таким образом, эта сказка учит добру, смелости и решительности. Говорит о том, что не надо отчаиваться даже в самых сложных ситуациях. 

Сочинение Моя любимая сказка О рыбаке и рыбке Пушкина

Мне нравится читать о различных придуманных и сказочных персонажах. В сказке «О рыбаке и рыбке» главная героиня — Золотая рыбка. Она наделена волшебными возможностями и может реализовывать любые желания. Происходит ситуация, что она попадает в сети и не может освободиться. В качестве откупа она договаривается со стариком и предлагает выполнить любые его пожелания. Старичок ничего не просит взамен. Придя домой, выслушивает жену. И выполняет её приказ. Он просит у рыбки новое корыто. После старушка понимает, что всё серьёзно и начинает загадывать более сложные желания. Бедная рыбка, жалея старика, исполняет все пожелания. Терпение её заканчивается, когда «Царица» желает, чтобы сама Золотая рыбка была у неё в служанках.

В сюжете сказки присутствуют основных три персонажа: добрый, трудолюбивый старик; властная, грубая и не знающая меру старуха; покровитель — волшебная рыбка.

Старичок всю сказку трудится, питается результатами труда и не жалуется на свою судьбу. В нём много смирения. Этот человек привык прислуживать и во всём слушаться жену. Ходит и выпрашивает для неё всё лучшие условия жизни. А сам живёт в нищете и со слабым здоровьем, уважаемым возрастом. Продолжает свой не лёгкий труд и не задумывается о том, что ему тоже можно было пожелать слуг и спокойной старости.

Старухе не заслуженно достаются все привилегии. Только сидит и отдаёт приказания. Оскорбляет даже своего мужа, потакающего каждой прихоти. Все над ним смеются, стража толкает. Но, дедушка всё равно приходит и интересуется настроением жены. Героиня вся в нарядах, спит на мягких постелях, ничего не делает, а только всё требует и не может остановиться. Получает удар от судьбы. Пройдя все ступени роскоши остаётся на грани нищеты.

Прочитав всё произведение, нам надо задуматься. В сказке заложен огромный смысл. Рыбка молча исполняет любые требования старухи, но не выдерживает последнего приказа. Надо реально смотреть на жизненные ситуации. Ставить реальные цели. Иначе, обрушится гнев со стороны вашего покровителя (благодетеля) и все блага будут уничтожены.

Сказка о мертвой царевне

Александр Сергеевич Пушкин — известный русский писатель, поэт и драматург. Он написал большое количество детских поучающих сказок, стихотворений и поэм. Одна из его работ «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Автор показывает, как зло и зависть приносит беды всем людям вокруг.

Жестокая и злая царица, которая хочет быть самой красивой и милой на свете, пытается убить свою падчерицу. Она нанимает служанку, которая должна привязать девушку в темном лесу к дереву и оставить там на растерзание волкам. Но женщине становится жалко юное дитя, которое она знает с самого ее рождения, и она отпускает девушку, чтоб та убежала и таким образом спаслась от смерти. Царевна случайно находит большой дом посреди леса. В нем живут семь богатырей. Выслушав ее историю, они приютили бедную девушку и приняли в свою семью как родную сестру. В благодарность она выполняла дела по хозяйству, пока они ходили на охоту.

Снова спросив у зеркальца тот же вопрос, царица узнает что падчерица жива. Тогда она пытается во второй раз осуществить свой коварный план в облике старухи и ей это удается. Придя к дому, она предлагает царевне яблоко пропитанное ядом, укусив которое девушка засыпает мертвым сном. Для всех это становится большим горем. Богатыри кладут девушку в хрустальный гроб, который висит на цепях в пещере.

К счастью эта история закончилась хорошо, добро победило зло. Принц, который упорно искал царевну, спас ее, разбив гроб от печали. Царевна и царевич возвращаются в замок и играют свадьбу, а мачеха, снова понимая, что царевна прекраснее ее, умирает от злобы. Мне нравится эта сказка, она показывает, как отрицательные качества одного человека влияют на остальных людей. Нужно быть добрыми и не завистливыми, ведь многие неприятности происходят из-за плохих поступков.

Для 5 класса

Также читают:

Картинка к сочинению Моя любимая сказка Пушкина

Моя любимая сказка Пушкина

Популярные сегодня темы

  • Примеры силы духа из литературы для сочинений (9 класс 15.3 ОГЭ)

    Сила духа – это движущая сила, которая помогает преодолевать любые трудности, не сгибаться под их тяжестью и стремиться к своим целям, при этом помогая другим.

  • Герои произведения Дон Кихот Сервантеса

    Великий испанский писатель Мигель де Сервантес посвятил частицу своей жизни созданию гениального произведения под названием «Дон Кихот». Это описание легендарных приключений рыцаря и его оруженосца.

  • Сочинение по картине Кипренского Портрет Н.В. Кочубей

    В живописи нельзя обойти стороной великого художника Ореста Кипренского, который является мастером портрета, ибо его изображения людей поражают до глубины души. Они выглядят как живые

  • Сочинение по картине Березовая роща Левитана 7 класс

    Исаак Ильич Левитан — известный русский художник конца 19 века, который работал в жанре пейзаж. В то время его работы были очень востребованы обществом.

  • Характеристика и образ Петро Мелехова в романе Тихий Дон Шолохов

    Петро Мелехов — старший брат Григория Мелехова, главного героя романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон». Он во многом напоминает мать, совсем непохож на своего брата турецкой крови. Нет в нем и тех черт характера, которые были присущи роду Мелеховых.

  • Сочинения
  • /

  • По литературе
  • /

  • Моя любимая сказка Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт и писатель! Несмотря на свою не очень долгую жизнь, он написал большое количество произведений: стихи, сказки, поэмы, романы.

Дети всех возрастов любят сказки Пушкина за то они написаны в стихах, легко читаются и всегда содержат мораль и очень интересный сюжет. А мой любимой сказкой Александра Сергеевича является «Сказка о рыбаке и рыбке». По сюжету этой сказки старик и старуха живут в маленькой, ветхой лачуге, и кроме разбитого корыта у них ничего нет. Дед ходит к мору и ловит там рыбу. Как то раз в невод к старику заплыла Золотая Рыбка. Она просила отпустить ее в море взамен на любое желание. Старик по своей доброте просто отпустил ее обратно. Но, узнав об этом, старуха рассердилась на деда и велела ему у Рыбки просить исполнить ее желания, и каждый раз было мало. В итоге Рыбка рассердилась и вернула старикам все как было раньше.

Эта сказка полюбилась и запомнилась мне тем, что описывает человеческие пороки, и к чему они могут привести. Пушкин в образе сварливой старухи показал всем читателям, что человеческая жадность не знает границ, нужно знать меру в своих желаниях, нужно уметь благодарить за помощь. Старухе это было не свойственно, она часто бранила старика: «Дурачина ты, простофиля!», а тот все терпел и молчал. После первого желания бабка поняла как легко могут исполняться желания, и начинала требовать все больше и больше, а терпение у Рыбки становилось меньше и меньше.

Как и в других сказках добро всегда побеждает зло. Старуха получила по заслугам, и вернулась в свою землянку с разбитым корытом. А старик ничего не потерял, так как он только передавал Рыбке желания старуха, а для себя ничего не просил.

«Сказку о рыбаке и рыбке» полезно читать не только детям, но иногда перечитывать взрослым, так как она учит нас быть добрыми, благоразумными, благодарными, довольствоваться даже малыми успехами. Людям лучше рассчитывать на свои силы в достижении целей, чем надеяться, что кто-то просто так за нас все сделает!

Золотая рыбка

Мне нравиться читать поучительные, интересные сказки. Больше всего написанные в стихотворной форме А. С. Пушкиным. Самая поучительная из них – «Сказка о золотой рыбке».

На примере жадной старухи: мы проходим весь путь от Царицы до крестьянки, расположенной у «разбитого корыта». Основные отрицательные стороны в натуре старухи доводят героиню до полной нищеты. Это властная, жестокая женщина, думающая только о себе. Не принимая никакого участия в ловле рыбы, ни разу не подумала о муже. Она не принимала участие и не захватила в сети «волшебную рыбку». Однако, постоянно требует расплаты. Старик так и остался нищим, а ей всё было мало. Казалось бы, чего можно ещё пожелать? Правит государством, есть слуги, ест вкусные блюда. Только ходи и командуй. А всё равно, надо и рыбку к себе в рабыни поставить и управлять ею.

Бедный старичок не знает, как противостоять алчной, коварной, ненасытной старухи. Чтобы не делал для жены, почему – то получается всё плохо. Выполняя любые прихоти, ни способен ей не в чём угодить. Этот герой трудолюбивый, покорный судьбе человек. Он очень добрый мужчина, хоть он и голоден, но отпускает, говорящую рыбку в морские просторы. Делает благородные поступки и ничего не просит взамен. Варит в котелке на костре простую уху, в то время как у его жены, стол ломится от заморских блюд. Продолжает ходить и ловить рыбу и не жалуется на свою судьбу.

Такие люди живут и сейчас. В итоге у многих получается такой же результат. Обижая людей, помогающих им достичь высот, не понимая, откуда идёт благо, теряют всё и сидят у разбитой посуды.

Если бы люди больше вникали в сюжеты сказок и притч, то было бы меньше проблем. Надо радоваться тому, что имеешь и требовать слишком много. Со стороны библии мы не можем попросить у Иисуса о том, что бы он нам приклонялся и служил. Прогневав покровителя, всё человечество может погибнуть.

Сказка о царе Салтане

Александр Сергеевич Пушкин известен в нашей стране не только как поэт, но и писатель. Он писал различные произведения, но лучше всего получалось писать детские сказки. Их у него очень много, самые известные: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» и другие. Я же люблю его творение «Сказка о царе Салтане».

Сказка начинается с разговора трех девиц, который подслушал царь Салтан. Он решил взять одну девушку в жены, двух других определил на должности ткачихи и поварихи при дворце.

Однако, завистливые подруги, оболгали девицу, написав Салтану о том, что царица родила вместо наследника неизвестное существо. Царь расстроился, но приказал его дождаться. Однако, царицу посадили в бочку вместе с сыном и выбросили в море.

К счастью, они не погибли. Добрались до острова, где молодой царевич встретил свою будущую жену, в образе прекрасного лебедя. Несмотря на все невзгоды, Гвидон остался добрым и справедливым. Хотел повидать отца.

Именно царевна Лебедь в знак благодарности за свое спасение, подарила молодому князю возможность побывать в родной стране и посмотреть на отца. Она подарила ему много чудес, начиная городом и заканчивая невестой. Именно она оказалась девицей, в которую влюбился Гвидон, после рассказа о ней теткой.

Когда наконец-то состоялась их встреча, счастью не было предела. Царь просил прощения у своей жены, оба плакали. Узнали наконец-то от кого были все беды. Хотя царь мог их сильно покарать, даже казнить, он проявил милосердие, отправив их домой. После этого они счастливо жили всей семьей.

В этом произведении собрано множество добродетелей. Сказка учит нас помогать нуждающимся, быть благодарными за помощь, милостивыми и прощать чужие ошибки. Вырастая на таких примерах, дети обязательно станут добрыми и отзывчивыми людьми.

1.Предисловие

Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть.

В нынешнем году исполняется 200 лет со дня рождения Пушкина, а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его все растет.

Пушкина не только читают, но и старательно изучают. Я в своей работе тоже попытаюсь раскрыть небольшую часть творчества этого великого писателя. Темой для исследования я избрал сказки. С самого раннего детства многие из нас слышат их от родителей. Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьезные и трудные произведения Пушкина, а перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое такое, чего раньше не понимали. И тогда нам еще ближе, еще дороже становится Пушкин. Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте, произведения этого писателя затронут сердце каждого. Сказки А. С. Пушкина – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Мне показалась интересной и увлекательной эта тема. Очень интересно открыть для себя что-то новое из того, что знакомо нам с детства. Именно поэтому я и увлекся этой частью творчества великого писателя.

Сказка о мертвой царевне

В мелодичных строках, написанных А.С. Пушкиным, всегда торжествуют добрые силы над силами зла. Моя любимая его сказка — Сказка о мертвой царевне.

На переднем плане выделены жестокие и коварные поступки властной царицы. Она не видит ничего вокруг, кроме себя. Постоянно любуется в зеркало и расхваливает свою природную красоту. Своей соперницей она считает падчерицу. Завидуя её молодым, нежным чертам, кротости характера, решается уничтожить и погубить бедную девушку. Жестокость и надменность — главные черты характера героини. Ей не жалко убить человека. Лишь бы никто не был лучше и красивее Царицы (во всём государстве). Все разговоры она ведёт только с волшебным зеркальцем. В конце и зеркало она разбивает. Этот предмет хранит все её тайны и желания. Зеркало умеет говорить и развлекает Царицу своими беседами.

Кроткая, нежная и милая царевна добивается того, что служанка не убивает девушку. Проживая в лесу, она хозяйничает в доме богатырей и ждёт возлюбленного королевича. Умирает от руки переодетой коварной, злобной Царицы. Но, силы добра побеждают. Смерть отступает там, где правит любовь. Молодому юноше помогают все природные стихии (ветер, солнце, месяц) и он находит любимый образ в гробу. Силы зла рушатся и наступает радостное событие — свадьба. Злая царица не выдерживает переживаний, что не получилось её коварство и умирает от тоски. И любовь побеждает. Заканчивается всё торжеством.

Во всех сказках торжествует добро. Надо помнить о том что, если сильно любишь, то обязательно преодолеешь любые трудности. Надо идти вперёд и не бояться. Трудности закаляют характер. Чем труднее было достичь желаемое, тем приятней и ощутимей результат.

Если в душе живёт любовь, то можешь преодолеть любые преграды. Главное верить и идти вперёд. Тогда победа будет за человеком с уверенным твёрдым, мужественным характером. Победит тот — кто не испугался и ни сдался на середине пути. Фортуна и успех любят настойчивых, с сильным характером людей.

Сочинение Моя любимая сказка Пушкина О рыбаке и рыбке

С тех самых пор, как ребенок появляется на свет, родители начинают читать ему сказки. Так, уже в маленьком возрасте, у каждого малыша есть своя любимая сказка – у кого-то «Красная Шапочка» Шарля Перро, у других «Гадкий утенок» Андерсена, а моя самая любимая сказка принадлежит перу выдающегося русского писателя девятнадцатого века – Александру Сергеевичу Пушкину, и называется она «Сказка о рыбаке и рыбке».

Многим хорошо знаком сюжет этой истории, где старуха день ото дня ругала своего мужа-рыбака, от того, что ей не нравилось жить бедно, а она мечтала быть богатой и ни в чем не нуждаться. И однажды удача им улыбнулась, закинув невод, старик сумел поймать золотую рыбку, пообещавшую исполнить одно заветное желание, взамен на спасение.

Сказка заканчивается печально, старик со старухой так и остаются сидеть у разбитого корыта, как это было вначале. Все волшебство рассеялось в один миг, как будто ничего этого никогда не было. Таким было наказание рыбки старухе, которая хотела слишком многого, не осознавая, что никому в этой жизни ничего не дается просто так, а каждому воздается по заслугам.

Писатель стремился показать своим юным читателям, что никогда жадность, зло и жажда богатств не смогут сделать человека абсолютно счастливым. Так, из раза в раз, становясь все богаче и знатнее, старуха продолжала требовать большего, постоянно, будучи чем-то недовольной. Ни богатая жизнь, ни слуги, ни роскошное убранство дома не сделали ее счастливой, она продолжала оставаться все той же завистливой, сварливой, недовольной своим положением женщиной, которая хотела изменить все, не прикладывая для этого никаких усилий.

Эта сказка поучительна, она помогает читателям со стороны посмотреть на людей, живущих в ссорах с жадности. Старик же, напротив, является олицетворением хорошего, он всю свою жизнь ежедневно рыбачил, чтобы им с женой было чем питаться, никогда не позволил себе сказать плохого слова в ее адрес, он пожалел маленькую рыбку, проявив милосердие. Даже в самом конце рассказа, когда он вернулся домой и увидел старуху у старого разбитого корыта, он не расстроился, он все понял, но также он знал, что жизнь на этом не заканчивается.

5 класс

Другие сочинения: ← Экология моего района↑ 5 классМой любимый цветок →

Сочинение на тему сказки пушкина 5 класс

Все дети любят сказки! Я их тоже очень люблю! Потому что, во-первых, в сказках всегда побеждает добро и торжествует справедливость! А, во-вторых, в сказках можно встретиться с удивительными сказочными героями, с чудесами и волшебством! Когда я была маленькой, мне читали и рассказывали сказки мама, папа или бабушка. Сказки учат детей тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано, смелый и честный победит, терпеливый дождётся, правда восторжествует. Лучше всего это выражено в народных сказках. Прожитые чувства вместе со сказочными персонажами делают нас добрее и милосерднее, смелее и сильнее. Сказки помогают нам справляться со страхом, перебороть свои слабости и поверить в собственные силы. Мой папа утверждает, что самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее – самые могущественные волшебники. Я с ним, конечно, согласна и, думаю, что у меня всё ещё впереди. Научившись читать, я прочитала много разных сказок: русские народные сказки, казахские народные сказки, сказки народов мира, сказки Бажова, сказки Андерсена, сказки братьев Гримм, сказки Шарля Перро. Но особенно дороги и близки моему сердцу сказки Александра Сергеевича Пушкина. Читая сказки Пушкина, ты погружаешься в удивительный и волшебный мир! И в этот мир тебя заводит твой любимый поэт-сказочник. Здорово, когда есть такие взрослые, которые понимают детей и могут сочинять такие замечательные сказки! Жизнь без сказок была бы очень скучной. К сожалению, многие взрослые забывают, что они тоже были когда-то детьми. По стихам и сказкам А.С. Пушкина видно, что он был очень весёлым и жизнерадостным человеком. Когда я узнала, как прошло его детство, я поняла, почему он стал всеми любимым поэтом. Воспитанием Александра Сергеевича занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. Бабушка научила поэта читать и писать по-русски, а сказки маленькому Саше рассказывала Арина Родионовна. Она была крепостной крестьянкой, человеком из бедного и многострадального русского народа. Пушкин её очень любил и посвятил ей несколько стихотворений, наполненных любовью и благодарностью к этой простой русской женщине. Русские народные сказки, былины, предания, звучавшие из уст няни Арины Родионовны, раскрыли перед будущим поэтом красоту и величие русского языка и пробудили в нем любовь к русскому народу. По-моему, главным секретом мастерства Пушкина-сказочника является особый певучий и мелодичный стихотворный язык поэта. Мне даже кажется, что мой любимый учёный кот – это на самом деле сам Александр Сергеевич, который когда своими мягкими и пушистыми лапками «идёт направо – песнь . Ученый кот протяжно «мурлычет» много сказок, в которых происходят чудеса и волшебство. В этих сказках «на неведомых дорожках» можно увидеть «следы невиданных зверей», избушку на курьих ножках; встретить знакомых нам с детства героев из русских народных сказок – лешего, русалку, тридцать прекрасных витязей, морского дядьку, королевича, царя, колдуна, богатыря, бурого волка, царевну, Бабу Ягу, Кащея! Сам Пушкин писал, что в этих сказочных местах обитает «русский дух…» и «там Русью пахнет!». Мои любимые сказки Пушкина – это «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне». Особенно завораживает «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь». Мне кажется, что эта самая чудесная сказка. В этой сказке самая щедрая, самая загадочно-прекрасная из всех сказочных волшебниц – это царевна Лебедь. Какие только чудеса не происходят по велению царевны! Это чудо-остров, удивительная белочка, выход морского войска из пенной волны и, конечно, главное чудо – превращение птицы-Лебеди в царевну, князя Гвидона в комара, шмеля и муху. А какая она красавица – «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». В этой сказке побеждают любовь и добро. Пушкин дал миру много поучительных произведений. Я тоже учусь на примерах сказочных героев А.С. Пушкина. Сказки А.С. Пушкина учат таким качествам, как: доверие, доброта, щедрость, смелость. Так, например, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» мы попадаем в мир царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Но и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Но чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. А вот в «Сказке о рыбаке и рыбке» хорошо виден характер жадного человека. В нашей жизни тоже встречаются жадные люди, которые всегда желают чего-то большего, чем они имеют или могут иметь, не знают меру и границу своих возможностей. Александр Сергеевич показал, что за жадность и незнание этой грани люди наказывают себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей надоело жить в нищете, и тут появилась возможность жить хорошо. Она совсем потеряла голову от возможностей и богатства, которые у неё появились. В этой сказке олицетворением зла и жадности считается старуха. Добро учит и наказывает зло. Добро зло не уничтожает, а поучает – рыбка посмеялась над старухой. А.С. Пушкин хотел показать, что люди ещё не поняли, что счастье не в богатстве. Как смешно выглядят люди в погоне за богатством. Рыбка в этой сказке выступает в роли добра, она олицетворяет добро. Рыбка готова была исполнить любые желания старухи, но не хотела служить оружием, с помощью которого старуха хотела добиться величия. Почему же все так любят стихи и сказки Александра Сергеевича?! Да потому что они написаны простым и понятным языком. Его стихи запоминаются очень легко. Можно прочитать или услышать его стихотворение или сказку один раз, и многое запоминается дословно. А ещё его сказки очень добрые, и даже отрицательные герои не кажутся страшными монстрами. В сказках А.С. Пушкина показывается, как честный и добрый может преодолеть все испытания и трудности и в конце стать счастливым победителем. Сказки Пушкина хочется читать или слушать снова и снова… В сказках А.С. Пушкина ощущаешь всю красоту и богатство русского языка и русской культуры.

  • Проект мои волшебные сказки 3 класс
  • Проект математические сказки для 3 класса страница 50 образец
  • Проект математические сказки для 3 класса готовые проекты в картинках для детей
  • Проект мир музыки сочинение
  • Проект мои любимые русские народные сказки 5 класс