Проект мои первые сказки в 3 классе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 1 с.заветное проект мои первые сказки в 1 младшей группе составила: воспитатель: ерко

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 с.Заветное
Проект
«Мои первые сказки»
в 1 младшей  группе

Составила: 
Воспитатель: Ерко Т.Ю. 2019
Название проекта: «Мои первые сказки» в 1 младшей  группе
    проекта
 
 :
Актуальность
 
  Развитие   речи   является   одним   из   самых   важных   приобретений   ребенка   в
дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании
как общая основа воспитания и обучения детей. 
Средством   обучения   связной   речи   является рассказывание   детей.   А   самая
благодатная   почва,   имеющая   неограниченные   развивающие   и   воспитывающие
возможности – это сказка.
  В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского
интереса.   Дети   не   воспринимают   произведения,   не   чувствуют   красоту
литературной   речи.   В   результате   слушание,   восприятие   и   понимание
литературного текста снижено. Родители не всегда понимают, что книга является
особым художественным способом познания окружающей действительности.   У
дошкольников недостаточные знания о сказках.
 Необходимо знакомить детей с русскими народными сказками, так как  именно
сказки прочно   вошли   в   детский   быт   малыша,   и   по   своей   сущности  вполне
отвечают природе маленького ребенка, близки его мышлению. 
Основной   целью проектного метода   является   развитие   свободной   творческой
личности ребёнка.
Цель проекта:
 Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.
Задачи проекта:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими 
народными сказками.
2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое 
воображение, память, фантазию.
3. Обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной 
речи;
4. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.
5. Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и 
справедливости.
Участники
 
Алейска, воспитатели, родители.
    проекта
 
 :  дети 1 младшей группы МБДОУ «Детский сад № 10» г. 
Разработчики
 
    проекта
 
 : воспитатели Самсонова С.А. Шанина Е.Я. Продолжительность
 
    проекта: апрель (1 неделя) (краткосрочный)
Вид проекта:  познавательно­речевой.
Материалы: сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, 
методическая литература, разные виды театра, пластилин, карандаши.
Формы проведения: познавательно­игровая деятельность, игры, беседы,  
совместная деятельность.
Методическое обеспечение:
­ создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);
­ создание тематических выставок.
Этапы реализации проекта:
1 этап 
 
 – Подготовительный
­ Определение темы проекта.
­ Работа и подбор методической литературы
­ Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
­ Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
­ Папка­передвижка
2 этап ­ Основной
1. Беседа «Мои любимые сказки», «Как вылечить книжку?».
2. Чтение РНС «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка». 
   Рассматривание иллюстраций. Аудиопрослушивание сказок. Просмотр 
мультфильмов.
3. Показ кукольного театра: сказок «Колобок», «Репка», «Курочка 
Ряба», «Теремок».
4. Рисование: «Колобок»
    Цель: Развитие творческих способностей детей.
5. Лепка «Для дедушки для бабушки я спеку оладушки» (пластилин) 
     Цель: вспомнить с детьми сказки которые начинаются «Жили­были дед и    
баба…», развивать доброжелательность, уважение к старшим.
 
6. Оформление книжной выставки «Моя любимая книга». 7. Акция «Поможем книгам». Учить детей «лечить» книги с помощью 
воспитателя. Развивать бережное отношение к книгам.
 9. Дидактические игры: «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?».   
      «Угадай сказку» 
     Цель: Закрепить знания детей о сказках. Поддерживать интерес детей к  
русским народным сказкам.
Работа с родителями
Анкетирование на тему «Зачем читать детям книжки?»
Папка­передвижка «Зачем читать детям книги?»
3 этап – Заключительный
Презентация проекта «Мои первые  сказки.»
Ожидаемые результаты:
 
  
­ Дети получили дополнительные знания о русских народных сказках.
­   Развитие   у   детей   познавательной   активности,   творческих   способностей,
коммуникативных навыков.
­ Речь детей стала более, связной, выразительной;
­   Дети   познакомились   с   такими   понятиями   как   добро,   зло,   честность   и
справедливость.
­   Дети   могут пересказывать   короткие   сказки   или   отрывок   из   неё  с   помощью
воспитателя
Перечень используемой литературы:
1. Интернет­ресурсы:
2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1­3 года. – 2­е изд., 
испр. и доп. – М.: МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.
3. Художественное творчеств: комплексные занятия. Первая младшая группа / 
О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 142 с.
4. Развитие речи в детском саду В.В. Гербова. Издательство Мозаика ­ Синтез 
Москва, 2015. 5. Книга для чтения в детском саду и дома. Москва ОНИКС – 2011.
Анкета для родителей
Приложение 1
Цель: понять, насколько дети знакомыми со сказками, на что сделать упор в работе.
1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?
_________________________________________________________________________________
2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
________________________________________________________________________________
3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
_________________________________________________________________________________
4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
_______________________________________________________________________________
5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
_________________________________________________________________________________
6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам)?
_________________________________________________________________________________
7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
_________________________________________________________________________________
8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
______________________________________________________________________________
9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации? ________________________________________________________________________________
10. Есть ли у Вас дома какой­либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и 
пр.)?
________________________________________________________________________________
11. Придумываете ли Вы когда­нибудь сказки для Вашего ребенка?
_________________________________________________________________________________
СПАСИБО!

Слайд 1

«Мои первые сказки. Владимир Сутеев» Подготовили воспитатели ГБОУ школа 1148 имени Ф.М.Достоевского ДО «Радуга» Группа «Карамельки» Еремина

Текст слайда:

«Мои первые сказки.
Владимир Сутеев»

Подготовили воспитатели ГБОУ школа 1148 имени Ф.М.Достоевского
ДО «Радуга» Группа «Карамельки»
Еремина Г.А.
Полторан Е.В.


Слайд 2

Вид проекта: групповойТип проекта: исследовательско - творческийУчастники: дети, воспитатели, родителиПродолжительность: средней продолжительностиАктуальность: Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о

Текст слайда:

Вид проекта: групповой
Тип проекта: исследовательско — творческий
Участники: дети, воспитатели, родители
Продолжительность: средней продолжительности
Актуальность: Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи.                                                                          
Недостаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.


Слайд 3

Цель: познакомить детей с литературным и изобразительным творчествомВладимира Григорьевича Сутеева.Задачи: - расширять кругозор детей путём ознакомления со сказками В. Г.

Текст слайда:

Цель: познакомить детей с литературным и изобразительным творчеством
Владимира Григорьевича Сутеева.
Задачи: 
— расширять кругозор детей путём ознакомления со сказками В. Г. Сутеева;
— развивать коммуникативные качества;
— развивать умение передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, драматизации);
— развивать умение воспроизводить содержание знакомых произведений;
— воспитывать нравственные качества, через анализ содержания произведений
В. Сутеева;
—  раскрывать творческий потенциал детей;
— воспитывать интерес к художественной литературе.
Предполагаемый результат:
—  Дети с интересом слушают скази В.Г. Сутеева;
— Дети активно принимают участие в несложных представлениях по знакомым литературным произведениям;


Слайд 4

1. Выставка книг Владимира Сутеева. 2. Чтение книг: «Под грибом», «Кораблик», «Терем – теремок», «Капризная кошка», «Цыпленок

Текст слайда:

1. Выставка книг Владимира Сутеева.
2. Чтение книг: «Под грибом», «Кораблик», «Терем – теремок», «Капризная кошка», «Цыпленок и утенок», «Мышонок и карандаш», «Палочка выручалочка», «Петух и краски», «Дядя Миша», «Кот рыболов» и др.
3.Рассматривание иллюстраций.
4. Пальчиковая гимнастика «Ежик, ежик колкий»
5. Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору».
6. Беседа : «Цыпленок и утенок. Какие они?».
7. Опытно – экспериментальная деятельность «Кораблик».
8. Продуктивная деятельность:
Аппликация: «Утенок», «Лягушонок».
Лепка: «Грибочки», «Яблоки».
Рисование: « Петушок».
Конструирование: «Теремок».
9. Обыгрывание сказки «Терем – теремок».
10. Театрализованная деятельность «Под грибом».


Слайд 5

Театрализованная деятельность по сказке В. Сутеева «Под грибом».Цель: формировать у детей интерес к игре-драматизации.Программные задачиОбучающие:-учить детей обыгрывать

Текст слайда:

Театрализованная деятельность по сказке
В. Сутеева «Под грибом».
Цель: формировать у детей интерес к игре-драматизации.
Программные задачи
Обучающие:
-учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;
-активизировать речевую деятельность детей;
-формировать умение импровизировать под музыку;
-побуждать эмоционально, воспринимать сказку;
Развивающие:
— развивать образное мышление, актёрские способности;
— побуждать детей к активному общению, умение строить диалог;
— способствовать развитию подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу;
Воспитательные:
-воспитывать коммуникативные качества- партнёрские отношения между детьми;


Слайд 6

С помощью родителей в группе организована выставка книг В. Сутеева

Текст слайда:

С помощью родителей в группе организована выставка книг В. Сутеева


Слайд 7

Опытно – экспериментальная деятельность «Кораблик». - Продолжать расширять и уточнять

Текст слайда:

Опытно – экспериментальная деятельность «Кораблик».
— Продолжать расширять и уточнять представления детей о свойствах воды и бумаги, проявляющихся во время их взаимодействия, и предметов из разных материалов.
-Формировать устойчивый познавательный интерес и поддерживать поисковую активность в совместной деятельности.
-Поддерживать стремление детей помогать героям сказки .


Слайд 8

Пальчиковая гимнастика «Ежик, ежик, колкий».

Текст слайда:

Пальчиковая гимнастика «Ежик, ежик, колкий».


Слайд 9

Беседа «Цыпленок и утенок».  -расширить представления детей по теме « Домашние птицы».

Текст слайда:

Беседа «Цыпленок и утенок».
 -расширить представления детей по теме « Домашние птицы».


Слайд 10

Аппликация «Утенок», «Лягушата». - Закреплять умение изображать в аппликации

Текст слайда:

Аппликация «Утенок», «Лягушата».
— Закреплять умение изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей, название цветов, развивать цветовое восприятие, эстетический вкус.
— Развивать кругозор детей.
— Формировать умения предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали, разной формы, составляя изображение и наклеивать их.
— Воспитывать аккуратность в работе с клеем, салфеткой.


Слайд 11

Лепка «Грибочки», «Яблоки». -Продолжать формировать навыки работы

Текст слайда:

Лепка «Грибочки», «Яблоки».
-Продолжать формировать навыки работы с пластилином; 
— способствовать развитию эстетического восприятия; 
— развивать умение внимательно слушать воспитателя; 
— развивать общую и мелкую моторику;


Слайд 12

Рисование «Цыпленок». -Закреплять умение детей

Текст слайда:

Рисование «Цыпленок».
-Закреплять умение детей набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета.
-Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
   -Закреплять знание названий цветов
.


Слайд 13

«Петух и краски».

Текст слайда:

«Петух и краски».


Слайд 14

«Капризная кошка».

Текст слайда:

«Капризная кошка».


Слайд 15

Конструирование «Терем – теремок». -Закреплять умение правильно

Текст слайда:

Конструирование «Терем – теремок».
-Закреплять умение правильно называть детали строительного материала;
-учить строить дом по условию и образцу;
-развивать мелкую моторику, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
-воспитывать желание прийти на помощь, эмоционально откликаться на чью-либо просьбу.


Слайд 16

Обыгрывание сказки «Терем – теремок». Театрально-игровая деятельность позволяет

Текст слайда:

Обыгрывание сказки «Терем – теремок».
Театрально-игровая деятельность позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость.


Слайд 17

Театрализованная деятельность «Под грибом».

Текст слайда:

Театрализованная деятельность «Под грибом».


Руководитель: 

Аскалепова Светлана Николаевна

Учреждение: 

МБОУ «Школа №8 имени Рашутина»

В процессе работы над творческим проектом по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки!» автором была поставлена цель: сформировать представления о творчестве А.С. Пушкина – сказочника. А также выяснить, какое влияние оказала Арина Родионовна на творчество А.С. Пушкина, ознакомиться с устаревшими словами, встречающихся в произведениях писателя.

Подробнее о проекте:

В рамках учебной исследовательской работе по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки!» был подготовлен творческий материал для одноклассников с целью привлечения их внимания к сказочному творчеству А. С. Пушкина. В своем исследовании ученица школы стремилась узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках Пушкина.

В исследовательской работе (проекте) в 7 классе на тему «Что за прелесть эти сказки!» было проведено анкетирование среди учащихся с целью определения уровня знаний об устаревших словах. Ученицей была выдвинута гипотеза о том, что Пушкин использовал устаревшие слова в своих сказках для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.

Оглавление

Введение

  1. Роль няни — Арины Родионовны в творчестве А. С. Пушкина.
  2. Лексика сказок А.С. Пушкина

Заключение
Список литературы

Введение

Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской литературы. Это величайший поэт всех времен. Произведения А.С.Пушкина – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны не только в России. Меня всегда интересовало, как и от кого приходило вдохновение написания сказок. В своей исследовательской работе я хочу это узнать и донести до одноклассников.

Гипотеза: на написание сказок оказала огромное влияние Арина Родионовна, а используемые устаревшие слова в своих сказках, необходимы для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.

Объект исследования: сказки А.С.Пушкина.

Задачи:

  1. способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  2. развивать артистические способности;
  3. прочитать сказки А.С. Пушкина и найти в них устаревшие слова.

Методы исследования:

  1. Сбор информации;
  2. Анкетирование;
  3. Лингвистический эксперимент;
  4. Анализ;
  5. Обобщение результатов.

Роль няни — Арины Родионовны в творчестве А.С. Пушкина

Я попыталась выяснить, сопоставив разные источники, каким был реальный вклад няни на творчество Пушкина, какие сказки были рассказаны ею. Таких сказок я обнаружила семь. Няня знала настоящие народные сказки. От неё поэт услышал первые сказки – о Бове-корове и Еруслане Лазаревиче. Пушкин вспоминал о них в лицейском стихотворении «Сон» (1816). Подвиги Бовы приводили в трепет мальчика Пушкина, героя сказки являлись ему во сне:

Волшебники, волшебницы слетели, Обманами мой сон обворожали. Терялся я в порыве сладких дум; В глуши лесной, средь Муромских пустыней Встречал лихих Полканов и Добрыней, И в вымыслах носился юный ум…

Сохранился отрывок лицейской поэмы «Бова» (1814г.)

В 1820 году Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила». Имя главного героя (переделанное из Еруслана), скорее всего, появилось из няниной сказки. Под влиянием сказок Арины Родионовны возник в поэме и образ чародея Финна. Финские чародейства подробно описаны в северных сказках. Эти северные, скандинавские сказки Пушкин мог услышать от Арины Родионовны. Она родилась и жила среди финнов и карелов. У Пушкина Финн — имя собственное. Возможно, злой великан Финн из скандинавской сказки превратился в его поэме в доброго волшебника Финна.

В годы Михайловской ссылки Пушкин записывает от Арины Родионовны несколько текстов (видимо, в том же ноябре 1824 года, когда он сообщает брату, что слушает сказки няни). Пушкин делает записи семи сказочных сюжетов, передавая своеобразную художественную манеру рассказчицы.

Первая из них известна в русском фольклоре как «Сказка о чудесных детях и оклеветанной жене».

«Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что государство одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась её погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34 уродился чудом.

Таково начало сказки, послужившей основой для написания Пушкиным в августе 1831 года в Царском Селе «Сказки о царе Салтане». У Арины Родионовны было взято и оригинальное имя царя, но «Султан Султанович, турецкий государь», превратился в царя Салтана. У Пушкина чудеса творит царевна Лебедь, а у няни – сам царевич, «уродившийся чудом». В сказке Пушкина также выходят из моря «тридцать три богатыря» — и стерегущий их старик, названный здесь «дядькой Черномором».

Царевич «уродившийся чудом», и число детей – 34 –в других вариантах этой сказки не встречаются (обычно сыновей у царицы трое, семь или двенадцать). Нет нигде и юношей, живущих в море (обычно они живут в лесу или на острове).

Почти во всех сказках Арины Родионовны присутствует её любимый эпитет – «золотой» (у царевича «ручки по локотки золотые» и т. д.). Пушкин употребит его в своих сказках, даже тех, что написаны им позднее по книжным источникам («золотая рыбка», «золотой петушок»).

Высокое мастерство Арины Родионовны – сказочницы, быть может, с ещё большей яркостью обнаруживается во второй записи. Сюжет имеет название «Чудесное бегство» или «Магическое бегство». Герой сказки – юноша, обещанный морскому или подземному царю. Девушка – дочь царя – выручает его. Они вместе бегут и, спасаясь от погони, превращаются в животных и разные предметы.

Сказка в передаче Арины Родионовны отличается замечательной характеристикой героя. Он не пассивен и растерян, как в иных вариантах сказки. Это добрый молодец, «безунывная головушка». Он не боится угроз морского царя. «Повесить так повесить, голова моя не дорога», — говорит Иван-царевич. Замечательна своей образностью и речь Марьи-царевны, иногда рифмованная. «Не печалься Иван-царевич, — говорит она, — скинь портки, повесь на шесток да спи…» (Слово «портки» или «порты», означало в старославянском языке всю верхнюю одежду.)

Морской царь задаёт Ивану-царевичу трудные задачи. Особо оригинальна третья, невыполнимая. «Ну, — Иван-царевич, — сказала Марья-царевна, — тут уж тебе и я не помогу – дело в том, чтоб ты сшил сапоги, покамест у него в руках соломинка будет гореть. Убежим».

Запись эта не нашла в творчестве Пушкина отражения. Он подарил её другому поэту – В.А. Жуковскому. Она стала одним из источников его сказки «О царе Берендее…».

На основе третьей записи Пушкиным создана «Сказка о попе и о работнике Балде». У Арины Родионовны Балда вопреки имени, как Иван-дурачок в русской сказке — добрый молодец, носитель народной мудрости.

Осенью 1830 года в Болдине Пушкин пишет «Сказку о попе и о работнике его Балде». В ней речь героя напоминает текст няниной сказки:

Да вот верёвкой хочу море морщить Да вас, проклятое племя, корчить. Беса старого взяла тут унылость. Скажи, за что такая немилость? Как за что? Вы не плотите оброка, Не помните положенного срока…

Следующая запись послужила Пушкину материалом для создания «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Этот сюжет, широко известный в западноевропейском фольклоре, у Арины Родионовны обрёл своеобразные черты.

В «Указателе сказочных сюжетов» о содержании сказки говорится: злая мачеха приказала убить красавицу падчерицу, но она спасается и живёт в лесу у разбойников, карликов или гномов; мачеха трижды отравляет её, дважды она спасается; на третий раз девушку кладут в гроб к себе, и она оживает.

На основе сказки, записанной от Арины Родионовны, а также известной Пушкину к этому времени сказки братьев Гримм на аналогичный сюжет он создал в ноябре 1833 года свою «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Лексика сказок А.С. Пушкина

В рамках данного проекта я исследовала устаревшие слова в пяти сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой Царевне и семи богатырях», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…»

Герои Пушкина имеют разнообразные титулы и звания: царь, царица, бояре, чернавка (сенная девушка, служанка для «черной» работы), поп, рыбак, столбовая дворянка, купцы, черница (монахиня), повариха, сватья, князь (Гвидон), королевич (Елисей). Любопытны слова «дядька» (в старину дядькой называли наставника) и гости (в Древней Руси гостями называли купцов).

Имена и прозвища пушкинских героев многозначительны: Балда, царь Салтан, баба Бабариха, князь Гвидон, Черномор. Черномор у Пущкина – статный предводитель тридцати трёх богатырей, живущий под водой и ничего дурного сухопутным обитателям не делающий («Сказка о царе Салтане»). Имя Салтана явно восходит к арабскому слову «султан» , проникшему ещё и в тюркские языки, а Гвидон — к итальянскому Guido , видимо от ставшего нарицательным имени какого-то знатного римлянина, напрямую или через название исторической области вблизи Рима.

Мы знакомы с географической картой мира, на которой обозначены страны. И в каждой стране, изображенной на карте, можно найти реки, озера, города, моря и их названия. Так вот, у Страны пушкинских сказок тоже есть своя карта: Синее море, море-Окиян чудный остров князя Гвидона, остров Буян; Царство славного Салтана; Зеленыя дубравы; Речка тихоструйная; Высокая гора; Лукоморье.

“Пристают к заставе гости; Князь Гвидон зовёт их в гости” («Сказке о царе Салтане…»)

В старину «застава» — место въезда в город или выезда из него, охраняемое стражей. Название острова Пушкин воспринял из русской народной традиции — Буян. В древнерусском языке так именовали высокое место, холм, бугор, а также возвышенное место для богослужения. Так могли называть и гору на острове, возвышавшуюся среди пучины в море. В северно-русских говорах Буян также связан с водой, морем. Напрашивается сравнение с современным словом «буй», которым обозначают сигнальный маячок, возвышающийся над водой.

Выявление этих архаичных значений помогает разгадать глубинный смысл пушкинской мифологемы «остров Буян». Представляется город на горе посреди моря, с пристанью и торгом, святилищами и храмами, что подтверждается и строками Пушкина: «…мимо острова Буяна в царство славного Салтана…»

В сказках звучат те слова, которые сейчас мы не используем. К примеру, названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кичка, жупан, шушун, армяк, душегрейка . Одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению.

В сказках у Пушкина мы встречаем описание мужской одежды царя Салтана:

«Видит, весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце, С грустной думой на лице…».

Встречаем мы и описание элементов женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой:

«В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки».

В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна, полтина и др. Алтын — монета, равная 3 копейкам. Грош — монета, равная 2 копейкам. Полушка-монета, равная 1/4 копейкам. Гривна-монета, равная 5-6 рублям. Полтина – монета, равная 50 копейкам.

Заключение

Таким образом, в своём проекте я выяснила, что няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, сыграла свою неоценимую роль в жизни и творчестве поэта. Крепостная крестьянка простая русская женщина стала первым народным учителем великого поэта, его ангелом- хранителем. А так же я убедилась, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен

Список литературы

  1. Вересаев В.В. Загадочный Пушкин, М: Республика, 2009 г.
  2. Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., «Аса», 2008. — с. 63
  3. Кузнецова А. Арина Родионовна, ж. «Красный Октябрь», М:, 1998 г.
  4. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. М., Просвещение, 1987 г.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:


Подборка по базе: Приложение 23 показатели эффективности проект новых правил.docx, Суррогатное материнство проект.docx, Ганижонов А. Р. ЛБ-911 Курсовой проект.doc, токсокороз курсовой проект. Денис Яблоков .docx, ОТВЕТЫ ЭКЗАМЕНА управ проектами.docx, Системы автоматизированного проектирования.docx, Круглов Михаил проект клуба офср.pptx, Вопросы оргкнизация управления проекта.docx, Задание по проектированию.pdf, управление проектом.docx


Проект во второй младшей группе

Тема: «Мои первые сказки»

Воспитатель: Мурадымова Р.Р

ВВЕДЕНИЕ

Роль сказки в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить, не воспринимать окружающее». Д. Родари.

Сказка — прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.

Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и

действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой». Самые

удивительные события, необычайные превращения — обычны в сказке.

Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети, к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и, наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто

осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое»

понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как научно объяснить малышу происхождение ветра, как ответить, почему звезды не падают на землю, как ввести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это легко и просто.

Иными словами сказка — это особый способ освоения мира, способ, позволяющий

ребенку в специфической форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток знаний, который обрушивается на него со всех сторон и который не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным». А такая, пусть не научная,

пусть временная систематизация ребенку необходима: она снижает «напряженность непонимания», делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Делает его мир, в котором интересно жить, который хочется исследовать и глубже понять. Каким образом можно использовать сказку в системе воспитания детей?

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания

дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, сказки. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много

различных знанийпервые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

ПРОБЛЕМА

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. А ведь участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

• Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного

народного творчества – сказкам.

• Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

• Научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.

• Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.

• Учить играть дружно, вместе, не ссориться.

• Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через папки-передвижки, информацию на сайте.

• Привлечь родителей к активному участию в проекте.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

• Дети хорошо знают сказки «Курочка Ряба»«Волк и семеро козлят»«Теремок»,

«Репка»«Маша и медведь»«Колобок», и др.

• В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развивается связная речь

• Ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности.

• У детей появится интерес к играм, драматизациям.

• Родители принимают активное участие в проектной деятельности

• Маски с изображением героев сказок; дидактическую игру «Найди героев сказки»;

пальчиковый театр; кукольный театр, подборка раскрасок «Герои сказок»

• Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

• выбор темы.

• планирование реализации проекта.

• подготовительные работы педагогов.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

• взаимодействие педагогов, детей и родителей.

ИТОГОВЫЙ ЭТАП

• итоговое мероприятие развлекательный досуг «В гостях у сказки».

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

• дети второй группы раннего возраста № 2

• воспитатель.

• родители.

ТИП ПРОЕКТА.

Познавательно – речевой.

ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

• маски для сказок «Репка»«Курочка Ряба»«Колобок» и др.

• дидактическая игра «Найди героев сказки»;

• кукольный театр «Курочка Ряба»;

• подборка раскрасок «Герои сказок»

ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

I подготовительный

• Изучение литературы по теме.

• Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.

• Консультация для родителей через папки-передвижки.

• Подбор наглядно-дидактических пособий.

• Пополнение книжного уголка.

II основной

Работа с родителями: Консультация «Значение сказок в жизни ребенка«

Подбор раскрасок на тему «русские народные сказки»

Акция«Почитай мне сказку на ночь»

Изготовление масок для сказок

Цель: Способствовать активному участию родителей в проектной деятельности. Знакомить с информацией о значении влияния сказки на ребенка.

Речевая деятельность «Путешествие в страну сказок»

Цель: Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. Развивать и активизировать речь детей.

Лепка ООД по сказке «Колобок».

Цель: Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Рисование ООД по сказке «Курочка Ряба».

Цель: Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность, доброжелательные отношения.

Игровое физкультурное занятие по сказке «Репка».

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятии. Совместная деятельность Чтение, прослушивание и драмотизация сказок (аудиозаписи и видеозаписи): «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят»«Курочка ряба»

«Три медведя»

Беседы с детьми: «Моя любимая сказка«, «Правила общения с книгой»

Разгадывание загадок про сказки и сказочных героев

Сюжетно-ролевая игра «Больница для книг».

Театрализованные игры: кукольный и пальчиковый театр, маскиДидактические игры«Герои сказок»«Найди по описанию»«Волшебный мешочек»

Подвижные игры «У медведя во бору»«Лиса»

Хороводные игры«Заинька попляши…» Итоговое мероприятие Развлекательный досуг «В гостях у сказки».Цель: Закрепить знания детей о содержании русских народных сказок. Развивать у детей умение с помощью воспитателя повторять наиболее выразительные отрывки из сказки. Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости, активизировать речь, способствовать раскрепощенности. Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости.

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ДОСУГ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. Ф. Брязгун «Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла» Детство – пресс 2015.

2. В. В. Малова Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию

дошкольников. М Владос 2010.

Урок литературного чтения по организации проектной деятельности учащихся

Подготовила: студентка группы 02021702 Ярмошук Екатерина

Программа: «Школа России» 3 класс, 1 часть

Тема: «Сочиняем вместе волшебную сказку»

Тип урока: проект

Тип проекта: художественный

Цель: создать условия на уроке для организации проектной деятельности учащихся по сочинению волшебной сказки.

Задачи предметные: — содействовать формированию умений участвовать в творческой и проектной деятельности; ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; умений инсценировать сказку; формированию представлений об особенностях текста волшебных сказок.

Планируемые результаты:

Личностные УУД способствовать формированию: интереса к проектно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; интереса к содержанию и форме художественных произведений; положительного отношения к школе; развитию творческих способностей.

Метапредметные задачи— способствовать формированию универсальных учебных действий:

регулятивных— принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения; участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; корректировать свою работу с учетом поставленных задач; оценивать результаты работы, соотносить внешнюю оценку и самооценку; менять позицию слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

познавательных— ориентироваться в книге; умения анализировать волшебные сказки; создавать художественный текст определенного жанра (волшебная сказка) в устной или письменной форме;

коммуникативных— принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих; участвовать в коллективных инсценировках; проявлять инициативу в групповой работе; уважать мнение собеседников; следить за действиями других учеников в процессе творческой деятельности и по необходимости вносить в них коррективы; оценивать групповую работу.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача:

Умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их;

Знания об отличительных особенностях волшебных сказок от других видов сказок.

Умения создавать самостоятельно произведение малого жанра устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой Умения инсценировать сказку

Планируемый педагогический результат:

— учащиеся смогут оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного ранее;

-часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях.

— научатся придумывать свои сказочные истории, инсценировать их;

— опробуют один из способов распределения обязанностей в группе при выполнении общего задания

Способы и формы оценивания результата работы:

-педагог наблюдает за работой учеников;

-публичное выступление (инсценировка).

Замысел проектной задачи: учащимся предлагается инсценировать придуманную ими волшебную сказку в классе. Для выполнения этой работы учащимся необходимо:

Уточнить, какие волшебные сказки есть в учебнике «Литературное чтение»

Вспомнить отличительные признаки волшебной сказки

Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».

Совместно придумать сказочную историю, опираясь на вопросы-подсказки в учебнике

Разделиться на 2 группы, распределить задания:
1 группа – придумать костюмы героям

2 группа – определить волшебные предметы

Инсценировать сказку в классе

Результат проектной задачи: инсценировка сочиненной детьми волшебной сказки в классе.

Описание проектной задачи:

Вступительное слово:

Учитель обращается к учащимся: «Сегодня вам предстоит выполнить не простое, но очень интересное задание – самостоятельно сочинить волшебную сказку и сыграть ее в классе.

Для того, чтобы это получилось, предлагаю вам выполнить ряд заданий».

Определение цели проекта учащимися:

(ученики определяют с помощью учебника «Литературное чтение Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. (УМК «Школа России) 3 кл. 1 ч., с.58).

— Какова тема проектной деятельности на уроке?

— Постарайтесь сформулировать цель своей деятельности на уроке в соответствии с темой проекта.

-Сегодня на уроке мы вновь отправимся в гости к сказке. Тысячи сказок живут на нашей земле. Всем, кто любит их слушать, они рассказывают о событиях невероятных, волшебных, иногда страшных, часто веселых, интригующих, но всегда со счастливым концом

3. Планирование работы:

1)Выполнение заданий, необходимых для уточнения особенностей волшебных сказок

2) Работа над созданием собственной волшебной сказки.

3) Работа в группах:

1 группа – придумать костюмы героям

2 группа – оформить волшебные предметы (которые упоминаются в придуманной сказке)

4) Подготовить спектакль сказки. Инсценировка в классе

Реализация плана. Работа над созданием продукта проектной деятельности.

— Выполнение заданий, необходимых для уточнения особенностей волшебных сказок (для создания собственной сказочной волшебной истории).

— Перед тем, как приступить к созданию собственной сказки, выполним несколько заданий, работа над которыми поможет Вам закрепить знания о волшебной сказке и затем сочинить свою.

1. Вспомните, что такое волшебная сказка?

2. Перечислите особенности волшебных сказок.

— троекратное повторение;

— добро побеждает зло.

— Чудесные превращения. Примеры: Василиса Прекрасная может обернуться голубкой; бросит через плечо полотенце — и потечёт река; Иван-царевич может быть оживлён живой и мёртвой водой.

— Необычные герои. Примеры: баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Царевна — лягушка.

— Волшебные предметы. Примеры: скатерть — самобранка, ковёр — самолёт, избушка на курьих ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и золотое блюдечко.

-Сказочные помощники. Примеры: Сивка – бурка, мышка, щука.

— Как начинаются волшебные сказки?

Зачин: За тридевять земель, в тридесятом царстве; жили-были; в стародавние времена, на море, на океяне, на острове Буяне.

Как заканчиваются сказки? Концовка, заключительные слова, например: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец; я там был, мёд-пиво пил; Сказка – ложь, да в неё намёк.

Уточните, какие волшебные сказки есть в вашем учебнике «Литературное чтение»

Давайте вместе составим памятку, которая поможет нам составить волшебную сказку.

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ (заполненная детьми вместе с педагогом) ПАМЯТКА

Характеристики волшебной сказки

Пример

Зачин, «создание сказочного пространства»

«Давным-давно», «За тридевять земель», «в тридесятом царстве»; «жили-были»

Особое обстоятельство

«Солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»

Запрет

«Не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»

Нарушение запрета

Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют

Герой покидает дом

При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку

Появление друга-помощника

Серый волк, кот в сапогах

Волшебные предметы

Ковер-самолет, скатерть-самобранка и т.п.

Враг начинает действовать

Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко

Даритель испытывает героя

Появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, фея, который дает задание главному герою для получения волшебного предмета

Герой выдерживает испытание

Справляется со всеми испытаниями

Получение волшебного предмета-помощника

Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем

Герой вступает в битву с врагом

Это может быть открытый бой — со Змеем Горынычем…

Враг побежден

Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости

Герой возвращается домой

На ковре-самолете, сером волке

Счастливый конец

Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу

— Работа в группах над созданием волшебной сказки

— Теперь, постараемся придумать свою сказочную историю. Давайте разделимся на группы (по рядам). Каждая группа будет сочинять свою собственную сказку. Обратите внимание на вопросы-подсказки в учебнике. Ответы на них помогут нам в создании собственной волшебной сказки. Используйте также памятку, которую мы вместе с вами составили.

Дети работают в группах над созданием собственной волшебной сказки. При необходимости, педагог осуществляет помощь.

— Молодцы, ребята.

— Теперь каждая группа прочитает свою сказку. Нам необходимо выбрать ту, которую будем вместе инсценировать. Внимательно слушайте друг друга. После того, как прослушаете сказки всех групп постарайтесь выбрать одну и объяснить, почему она Вам больше остальных понравилась, и почему именно ее вы хотели бы показать.

Помните, нам нужно выбрать одну сказку.

Каждая группа читает сочиненную ими сказку. Затем дети вместе с педагогом выбирают для инсценировки ту, которая им больше всего понравилась, ту, которую они хотели бы показать.

Инсценировать выбранную сказку мы будем на следующем уроке. Нам необходимо хорошо подготовиться. Над этим заданием вы продолжите работать дома. Если будет необходимо, попросите совета у ваших родителей, родственников. Разделимся на группы:

1 группа – Вам необходимо придумать костюмы героям придуманной сказки, подготовить их и принести на следующий урок. Они пригодятся нам для проведения спектакля.

2 группа – Ваша задача – поработать над волшебными предметами, которые присутствуют в сочиненной сказке.

Также Вам необходимо распределить роли и подготовиться к показу спектакля.

Примечание: поскольку работа объемная и ее выполнение невозможно за 1 урок, инсценировка сказки проводится на следующем уроке или во внеурочное время!

Презентация продукта:

Дети, используя костюмы (подготовленные группой 1) и волшебные предметы (подготовленные группой 2) показывают спектакль сочиненной сказки.

Примечание: на данный урок можно пригласить родителей, провести в форме открытого урока. 2 вариант – проведение спектакля на внеурочном занятии по Литературному чтению.

Оценивание и рефлексия

Критерии оценки:

Все ли предложенные задания были выполнены?

Соответствует ли сочиненная сказка понятию «волшебная»? (Учтены ли детьми особенности волшебной сказки при создании собственной?)

Правильно ли составлена сказка? (последовательность, отсутствие повторов и т.п.)

Уровень подготовки детей к показу спектакля (знание слов, наличие костюмов, волшебных предметов)

Интересно и артистично ли была представлена инсценировка сказки?

Рефлексия.

В заключение нашей работы я бы хотела спросить

— Понравилась ли вам работать над проектом?

— Что бы вы изменили или сделали по-другому в работе над проектом?

-Закончите предложение «Если бы не было этого урока, …» (примерные ответы: «… не узнала бы волшебных сказок, я бы расстроился, не узнала бы волшебных предметов и что они могут делать, не узнали бы волшебных героев, не было бы волшебного ощущения»).

-Ребята, спасибо за вашу прекрасную работу. Вашу проектную работу я оцениваю самой высокой отметкой: в дневники «5», а для души аплодисменты!

Страница из учебника «Литературное чтение Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. (УМК «Школа России) 3 кл. 1 ч., с.58

  • Проект мои волшебные сказки 3 класс
  • Проект математические сказки для 3 класса страница 50 образец
  • Проект математические сказки для 3 класса готовые проекты в картинках для детей
  • Проект мир музыки сочинение
  • Проект мои любимые русские народные сказки 5 класс