Проект мои первые народные сказки 3 класс презентация

Использована рабочая тетрадь литературное чтение 3 класс, бойкина, виноградская, страницы 9-14.укм школа россииответы на вопросы раздела самое великое чудо на

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 9-14.

УКМ «Школа России»

Ответы на вопросы раздела «Самое великое чудо на свете»

1. Вспомни пословицы о книге. Запиши их. Какая главная мысль их объединяет?

Хорошая книга ярче звёздочки светит.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

С книгой жить — век не тужить.

Книга твой друг, без неё как без рук.

Книга мала, да ум придала.

Все эти пословицы объединяет одна главная мысль: книга источник знаний, лучший друг всякого человека.

2. Рассмотри обложки книг. Кто их автор? Всегда ли можно найти фамилию автора на обложке? Почему?

На рисунке мы видим три книги. Автор первой — Сергей Михалков. У второй книги автор не указан, это энциклопедия. Третья книга — сборник произведений разных авторов.

Поэтому имя автора не всегда можно найти на обложке. Если авторов много, указывают просто название книги или сборника.

3. Как ты узнаешь о чём книга? Выбери ответ.

Я выберу ответ: посмотрю оглавление.

Лучше всего прочитать аннотацию.

4. Почему книгу называют великим чудом? Напиши небольшой рассказ, используя слова: учит друг передаёт, просвещает, радует, собеседник.

Пример рассказа на тему «Почему книгу называют великим чудом» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Вспомни, как найти нужную книгу в библиотеке.

Если искать самостоятельно, то нужно посмотреть в каталоге. 

В трудных случаях лучше воспользоваться помощью библиотекаря.

6. Запиши название книги, которая больше всего тебе нравится, имя и фамилию её автора. О чём она: о природе, о животных, о детях и приключениях?

Мне больше всего нравится книга «Приключения Незнайки и его друзей», автора Николая Носова.

Это сказка о приключениях коротышек.

7. Найди её в тематическом каталоге библиотеки.

Смотрим раздел каталога «Сказки сказки русских писателей». 

Находим автора — Николай Носов. 

Находим название: «Приключения Незнайки и его друзей».

8. Какие книги ты прочитал летом? Какая из них тебе больше всего понравилась? Составь на неё краткую аннотацию, напиши отзыв.

Я прочитала книги:

К. Чуковский «Бармалей», «Федорино горе», «Краденое солнце».

С. Маршак «Вот какой рассеянный», «Детки в клетке».

С. Михалков «Щенок», «Дядя Стёпа».

Н. Носов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Живая шляпа».

Ш. Перро «Мальчик с пальчик».

Г. Андерсен «Дюймовочка».

Р. Киплинг «Слонёнок».

Аннотация на книгу Н. Носова «Мишкина каша» для 3 класса

Юмористический рассказ «Мишкина каша» написан писателем Николаем Носовым.

Его главные герои, два мальчика, оказываются одни на даче. Они уверены, что смогут легко обойтись без родителей. Но попытка сварить кашу оборачивается для героев настоящей катастрофой. Чтобы не остаться голодными, ребята пробуют пожарить пойманную днём рыбу. Но и тут их ждёт неудача.

Чем закончатся приключения мальчишек вы узнаете, прочитав этот рассказ.

Отзыв на книгу Николая Носова «Мишкина каша» для 2 класса

Рассказ «Мишкина каша» написал известный детский писатель Николай Носов. Он написал много произведений о детях. В них рассказывается о смешных случаях, ситуациях, в которых оказываются обычные мальчики и девочки.

События рассказа происходят летом на даче. Два мальчика, Миша и Коля остаются одни и пытаются приготовить ужин. У них ничего не получается.

Основная мысль рассказа в том, что нельзя что-то сделать правильно, если не знаешь как.

В рассказе много смешных эпизодов: как убегала каша, как утопили ведро и чайник, как сожгли пескарей. Удивительно мастерство автора, заставляющего смеяться и в то же время сочувствовать героям.

Герои рассказа — обычные мальчики, хвастливые и самоуверенные. Они заблуждаются в своих силах и совершают нелепые ошибки, но им невольно сочувствуешь.

Прочитанное заставило меня задуматься о том, что прежде чем браться за что-либо, нужно много узнать и многому научиться. А просто так ничего не получится, даже то, что кажется очень простым.

9. Какие еще произведения написал твой любимый автор? Посмотри в алфавитном каталоге, составь список.

Мой любимый автор Николай Носов написал много интересных рассказов и несколько сказочных повестей.

Алфавитный список рассказов Николая Носова:

  1. «Бенгальские огни»
  2. «Дружок»
  3. «Живая шляпа»
  4. «Затейники»
  5. «Карасик»
  6. «Мишкина каша»
  7. «Незнайка в Солнечном городе»
  8. «Незнайка на Луне»
  9. «Огурцы»
  10. «Приключения Незнайки и его друзей»
  11. «Телефон»
  12. «Фантазёры»

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Рассмотри обложки книг. Найди их в школьной библиотеке. Составь вопросы по содержанию одной из книг. Напиши на неё аннотацию.

Сказки народов России.

Вопросы и ответы к книге «Сказки народов России»

  1. Есть ли в сборнике русские сказки? — Есть, ведь русские — один из народов России.
  2. Какие жанры сказок представлены в сборнике? — Волшебная, бытовая, о животных.
  3. Что выманил морской царь и царя земного? — Сына.
  4. Как лиса поделила урожай? — Себе зерно, а волку и медведю солому и мякину.
  5. Кто является частыми героями ненецких сказок? — Белый и бурый медведи.
  6. Каких волшебных персонажей можно встретить в сказках? — Великаны, Шурале, водяные, ведьмы.
  7. Кто такой джигит? — Богатырь, всадник, воин.
  8. В какую игру часто играют во многих сказках? — В шахматы.
  9. Кто такой хан? — Правитель, царь.
  10. Что побеждает во всех сказках? — Добро.

Аннотация к книге «Сказки народов России» для 3 класса

В нашей огромной стране живёт много разных народов, больших и малых. И у каждого народа есть свои обычаи, традиции, фольклор.

Помочь приобщиться к безбрежному океану народных сказок призвана эта книга.

При всём разнообразии культуры разных народов, в их сказках вы найдёте много общего. Все они высмеивают человеческие пороки — лень, глупость, жадность, и восхваляют достоинства — ум, находчивость, верность, мужество.

Многие сказки обладают схожими сюжетами.

И самое главное, что объединяет эти сказки — неизменное торжество добра.

Прочитайте сборник сказок народов России и вы откроете для себя удивительный мир фольклора.

Русские сказки про зверей.

Вопросы и ответы к книге «Русские сказки про зверей»

  1. Кто является автором этих сказок? — Русский народ.
  2. Кто является героями сказок? — Животные.
  3. Кто иллюстрировал книгу? — Евгений Рачев.
  4. Что высмеивается в сказках? — Недостатки и пороки людей.
  5. Кто подавился бобовым зёрнышком? — Петушок.
  6. На что лиса советовала волку ловить рыбу? — На хвост.
  7. Кто притворился козой, чтобы съесть козлят? — Волк.
  8. Кто помогал тянуть репку? — Кошка, Жучка, мышка.
  9. Кто ушёл от дедушки и бабушки? — Колобок.
  10. Из чего сделал избушку лиса? — Изо льда.

Аннотация к книге «Русские сказки про зверей» для 3 класса

Этот увлекательный сборник народных сказок предназначен для самого широкого круга читателей.

Сказки, в которых животные так похожи на людей, будут интересны как маленьким, так и взрослым. Каждая сказка несёт в себе мораль, основную мысль, которая учит нас чему-то полезному.

Учит не обманывать, не обижать слабых, не хвастаться и слушать старших. 

Сказки написаны с юмором, лёгким и понятным языком, они хорошо запоминаются. Прочитайте эти сказки и вы не пожалеете о потраченном времени.

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

Вопросы и ответы к книге «Алёнушкины сказки»

  1. Кто автор этой книги? — Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
  2. Почему книга названа «Алёнушкины сказки»? — Автор рассказывает сказки для девочки Алёнушки.
  3. Сколько сказок входит в книгу? — В книгу входят 11 сказок.
  4. Кто является героями сказок? — Различные животные, Алёнушка, куклы, трубочист Яша, молочко, каша.
  5. Кто хвастал своей храбростью? — Заяц.
  6. Кто прогнал медведя из болота? — Комар Комарович.
  7. Чей день рождения праздновали куклы? — Ваньки.
  8. Из-за чего поссорились Воробей Воробеевич и Ёрш Ершович? — Из-за червяка.
  9. Кто считал себя умнее всех? — Индюк.
  10. С кем жила канарейка, когда сбежала из клетки? — С вороной.

Аннотация к книге «Алёнушкины сказки» для 3 класса

Эту замечательную книгу написал известный писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк.

В ней собраны очень добрые и весёлые сказки о животных, людях, и прочих. Герои сказок ошибаются, ведут себя не очень красиво, хитрят и хвастают. Но из каждой сказки вы извлечёте урок о том, как нельзя поступать в жизни.

Животные в сказках очень похожи на людей своими поступками и поведением. И это не случайно. Ведь эти сказки для детей, которым ещё многому предстоит научиться и многое узнать.

Читайте увлекательные сказки Мамина-Сибиряка и наслаждайтесь удивительной фантазией автора.

1

Темы для исследовательских работ по астрономии 

  • Образец оформления проекта
  • Этапы работы над проектом

Темы исследовательских работ и проектов по астрономии

Приведенные ниже темы проектов по астрономии будут интересны школьникам любых классов образовательной школы. Многие ученики интересуются информацией о нашей галактике, возможностью туристических путешествий в космосе и различными теориями о создании Вселенной.

На странице можно выбрать темы исследовательских работ по астрономии для 10 и 11 класса на проведение изучения и исследования Солнечной системы, Солнца и Земли, Венеры, Марса, Луны, Юпитера, Сатурна, Нептуна, Плутона, комет, астероидов и метеоритов, а также изучения истории Космонавтики, Космоса, НЛО, авиации и астрологии.

Данные темы проектных работ по астрономии носят актуальный характер и довольно интересны в исследовании учащимися, развивают любознательность ребенка и работоспособность.

После выбора темы проекта по астрономии в 10 и 11 классе необходимо изучить правила оформления работы, поэтому мы рекомендуем просмотреть следующие разделы:

Ниже предлагаем школьникам выбрать интересные и актуальные темы исследовательских работ по физике космоса и начать свое собственное исследование по астрономии — этой удивительной области.

Важно выбрать интересную для себя тему исследовательского проекта по астрономии в 10 и 11 классе и старательно провести поиск информации, выполнить анализ результатов и непосредственно само исследование. В данной работе непосредственным помощником является руководитель (учитель).

Темы исследовательских работ по астрономии о Космосе

  • А из нашего окошка видно космоса немножко
  • Астероидная опасность.
  • Большой наш дом и кто мы в нём
  • Бесконечно мерцающие звезды
  • В мире звёзд
  • Взгляд из космоса
  • Взрывающиеся звезды
  • Влияние магнитного поля на спектры звезд
  • Вселенная далекая и бесконечная…
  • Вселенная — наш дом
  • Вселенная: тайна зарождения
  • Высота светил
  • Вычислительная астрономия. Программы обработки астрономических данных.
  • Галактика — звездный дом, в котором мы живем
  • Галактики
  • Где найти невидимку?
  • Движение звезд как доказательство развития Вселенной
  • Дневные звезды
  • Есть ли вода на других планетах?
  • Есть ли чудеса за пределами нашей планеты?
  • Жизнь — это развитие Вселенной
  • Жизнь, разрешенная Вселенной
  • За пределами слышимости. Наш адрес во Вселенной
  • Загадки времени
  • Загадки звездного неба
  • Звездное небо
  • Наша Галактика
  • О космосе
  • Утро космической эры
  • О физических явлениях на Земле и в космосе в условиях невесомости
  • Звездные узоры неба
  • Звездный путь
  • Звезды в жизни человека
  • Звезды далекие и близкие
  • Звезды зовут
  • Звезды, химические элементы и человек
  • Звёздное небо — великая книга природы
  • «И звёзды становятся ближе…»
  • Как устроена Вселенная
  • Космические незнакомцы — звезды
  • К звёздам!
  • Как выжить в космосе?
  • Как дотянуться до звезды?
  • Компьютеры в космосе.
  • Космическая деятельность: обратная сторона
  • Космическая еда
  • Космические катастрофы
  • Космические путешественники
  • Космические технологии в повседневной жизни человека.
  • Космический зоопарк
  • Космический лифт — новые технологии старого изобретения
  • Космический мусор как источник засорения околоземного пространства
  • Космос в живописи
  • Космос в настоящем и будущем.

Темы проектов по астрономии о космосе (продолжение)

  • Космос и человек
  • Что знают ученики о космосе?
  • Что мы знаем о космосе?
  • Космос начинается на Земле.
  • Кротовые норы в космосе
  • Мир космоса
  • Рекорды Вселенной
  • Рождение Вселенной, эволюция, гибель звезд
  • Рождение и смерть звезды
  • Будущее человечества
  • В поисках системы мира
  • Время и машина времени
  • Время остановить нельзя, а измерить?
  • Геометрия космических кораблей
  • Гипотеза апокалипсиса
  • Глобальные проблемы развития человеческой цивилизации в космическом пространстве
  • Две минуты астрономического счастья
  • Игры со временем
  • Идеи космоса в художественном искусстве
  • Измерение больших расстояний. Триангуляция
  • Использование воздушных шаров для сбора космического мусора
  • Исследование доказательств расширения Вселенной на основе существующих научных теорий
  • Исчисление времени
  • Календари времени
  • Календарь знаменательных дат (2013 год, Космос)
  • Календарь и время
  • Космические аппараты (спутники, долговременные орбитальные станции, межпланетные аппараты, планетоходы, планетные базы станции, средства передвижение космонавтов).
  • Космический телескоп Хаббла
  • Космодромы и полигоны.
  • Крупнейшие обсерватории мира
  • Любопытному наблюдателю звёздного неба
  • Малые тела
  • Манящий мир космоса
  • Межпланетное путешествие
  • Мир моих увлечений: «Наблюдения за звездным небом».
  • Миры и антимиры
  • Млечный путь
  • Мы подвластны звёздам?
  • Мы — звезды галактики
  • Мыльные пузыри Вселенной
  • Наблюдения редких астрономических явлений.
  • Наш космический дом
  • Небесная странница
  • Необычные явления на небе
  • Нетрадиционные средства для вывода космических аппаратов, исследования планет.
  • Орбитальная станция «Мир»
  • Оптические приборы
  • Освоение космоса: плюсы и минусы
  • Основные этапы освоения космоса
  • Летательные аппараты в освоении космоса.
  • Летают ли книги в космос
  • Модели космической техники
  • Модель (макет) космического корабля «Восток».
  • Навстречу звездам
  • Об обеспечении жизнедеятельности человека в космическом.
  • полёте
  • Отправляемся в полет.
  • Полет ракеты
  • Полеты наяву и во сне
  • Поиск и открытие внесолнечных планет.
  • Проблема скрытой массы.
  •  
  • Проблемы подготовки космонавтов к длительным космическим полетам.
  • Космические аппараты на марках разных стран
  • Перспективы освоения околоземного пространства.
  • Проект космического летательного аппарата с активным солнечным парусом.
  • Прорыв в космос.
  • Планеты.
  • Применение композиционных материалов в ракетно-космической технике.
  • Притяжение звёздного неба
  • Проблемы исследования космического пространства.
  • Прогулка по звёздному небу
  • Путешествие по созвездиям.
  • Ракета — дорога в космос
  • Развитие международных космических проектов.
  • Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.
  • Современные наземные оптические телескопы.
  • Современные представления о структуре и свойствах Вселенной.
  • Сказки звёздного неба
  • Созвездие Большой Медведицы
  • Созвездия Большой и Малой Медведицы
  • Созвездия звездного неба
  • Созвездия и мифы. Секреты звездного неба.
  • Созвездия и планетные системы
  • Созвездия северного неба
  • Создание планеты и жизни на ней
  • Способы счёта времени. Календари
  • Сравнительная характеристика космических скафандров России и США.
  • Структура Галактики
  • Тайна девятой планеты
  • Тайна красного Сириуса
  • Тайны Вселенной
  • Тайны черной дыры
  • Телескоп — устройство и история
  • Темная материя
  • Теория Большого взрыва
  • Технологические процессы в условиях космического полета.
  • Туманности
  • Удивительный мир звезд
  • Учение о ноосфере как о новом этапе развития мировоззрения человечества.
  • Химия звезд и планет
  • Царь-ракета
  • Черные дыры Вселенной
  • Что такое звёзды?
  • Что такое космический мусор и опасен ли он для планеты Земля?
  • Чёрная дыра — загадка космоса
  • Чёрные дыры.
  • Эволюция Вселенной.
  • Эволюция звезд.
  • Экзопланеты
  • Экологически чистые сверхлегкие аппараты для контроля за состоянием окружающей среды
  • Энергия звёзд.
  • Этот загадочный дом — Вселенная.

Темы исследовательских работ и проектов по истории Астрономии

  • История возникновения астрономии. Древние обсерватории
  • История космического скафандра
  • История космоса в коллекции марок
  • История одной планеты
  • История развития космонавтики
  • Исследование космоса
  • На Луну по трассе Кондратюка (забытое имя в космонавтике)
  • Как стать космонавтом?
  • Кого берут в космонавты?
  • Космос: прошлое – настоящее – будущее
  • Космонавт Герман Степанович Титов
  • Космонавтика
  • Космонавтика в почтовых марках нашей страны
  • Космонавтика и полет в космос
  • Музей истории космонавтики
  • Наука космонавтика и её творцы
  • Научные и религиозные концепции о происхождении Вселенной
  • Научные исследования в космосе
  • Нил Олден Армстронг — первый человек, ступивший на Луну
  • Образ Юрия Гагарина в искусстве Палеха
  • Он был первым…
  • Он в будущее путь нам показал…
  • Они проложили дорогу в космос
  • Легенды и мифы звездного неба
  • Легенды о полетах в космос
  • Медико-биологическая подготовка космонавтов
  • Международные полеты по программе «Интеркосмос»
  • Миссия человека в космосе
  • Мифы в астрономии
  • Мифы и власть звёзд
  • Мифы и легенды о созвездиях
  • Мифы и созвездия
  • Первые в космосе
  • Первый космонавт — Юрий Алексеевич Гагарин
  • Первый полет в космос
  • Покорители космоса
  • Полвека в космосе
  • Полет начинается на Земле
  • Полет в космос
  • Собаки в космосе
  • Советская космонавтика
  • Созвездия и мифы. Секреты звездного неба.
  • Страницы из истории космонавтики
  • Стремление к звездам
  • Труженики Байконура
  • Человек в открытом космосе
  • Четвероногие космонавты
  • Шагнувший к звездам
  • Юрий Гагарин — гражданин Вселенной
  • Юрий Гагарин — Человек Земли
  • Юрий Гагарин – Человек-легенда.

Темы исследовательских работ и проектов по истории Космонавтики

  • Академик Королев
  • Сергей Павлович Королев — генератор неординарных идей
  • Жизнь и творческая деятельность М.В. Ломоносова
  • Звёздная магистраль жизни профессора Г.А. Токаева
  • Богатства, отданные людям. К. Э. Циолковским
  • Кто вы, астроном Галилео Галилей?
  • Михаил Васильевич Ломоносов: страницы жизни
  • Законы Ньютона и их применение
  • Законы движения планет в Астрономии
  • А знаем ли мы историю освоения космоса?
  • Биоскафандр для полета на другие планеты
  • Ведущие космические державы мира Россия, США, Китай
  • Взгляд из космоса
  • Небо и Земля космонавта – художника Алексея Леонова
  • Великие шаги в освоении космоса
  • День космонавтики
  • Доисторические обсерватории
  • Дорога в космос начинается с космодрома
  • Древние обсерватории мира и их значение в развитии астрономии
  • Женщины-космонавты
  • Животные в Космосе. Полет на геофизических ракетах
  • Животные штурмуют космос
  • Звездная жизнь, или Космические трагедии
  •  
  •  
  • Темы исследовательских работ и проектов о Солнечной системе

  • Темы проектов о Солнечной системе:
  • Газовые гиганты Солнечной системы
  • Жизнь на планетах Солнечной системы
  • Изучение названий небесных тел Солнечной системы
  • Рождение Солнечной системы
  • Модель Солнечной системы
  • На какой из планет Солнечной системы можно построить взлетно-посадочный модуль с жилым комплексом?
  • Планеты Солнечной системы
  • Планеты земной группы в картинах великих художников
  • Преобразование планет Солнечной системы
  • Проблемы полетов к планетам Солнечной системы
  • Путешествие по Солнечной системе
  • Сколько планет в Солнечной системе?
  • Солнечная система
  • Солнечная система: спутники планет-гигантов
  • Спор учёных: сколько планет в нашей Солнечной системе
  • Строение Солнечной системы
  • Существуют ли планеты вне Солнечной системы?
  • Тайны Солнечной системы

Темы исследовательских работ и проектов о Солнце

  • В ритме Солнца
  • Взаимодействие Солнца и Земли
  • Влияние активности Солнца на некоторые аспекты жизнедеятельности человека
  • Влияние солнечной активности на Землю
  • Влияние солнечной активности на некоторые аспекты жизнедеятельности человека
  • Влияние солнечной активности на человека
  • Закат солнца
  • Затмения солнечные
  • Звезда по имени Солнце
  • Изучение солнечной активности и параметров Солнца по данным спутника Коронас–Фотон
  • Интересные факты из жизни Солнца
  • Исследование движения солнечных пятен
  • Исследование энергии Солнца
  • Солнце — ближайшая к нам звезда
  • Магнитные бури и их влияние на здоровье человека и успеваемость школьников
  • Почему солнце называют звездой?
  • Прошлое, настоящее и будущее Солнца
  • Пусть всегда будет Солнце!
  • Самое интересное о Солнце
  • Солнечная активность и её влияние на здоровье человека.
  • Солнце. Влияние Солнца на жизнь Земли.
  • Солнечное затмение
  • Солнечное затмение и изменение погодных условий
  • Солнце и его влияние на окружающий мир
  • Солнце – двойная звезда?
  • Солнце: строение и влияние на Землю
  • Солнце – источник жизни. Современное состояние проблемы
  • Солнце. Что мы знаем о нём?
  • Солнце – источник жизни на Земле
  • Солнечные часы
  • Солнечный зайчик — что это?
  • Тайны Солнца
  • Эхо солнечных бурь.

Темы исследовательских работ и проектов о Земле

  • А все-таки она вертится
  • Атмосфера Земли: история освоения
  • Белые ночи
  • Взаимодействие Солнца и Земли
  • Влияние космических процессов на ритмы Земли
  • Возникновение жизни на Земле
  • Гравитационные силы и их значение в масштабах планеты Земля
  • Если бы Земля была квадратной
  • Загадки северных сияний
  • Зарождение Земли
  • Затмения с Земли и из космоса
  • Земля и её соседи
  • Использование космических съемок для определения площадей земельных участков
  • Как тебе живется, планета Земля?
  • Космодромы планеты Земля
  • Космические аппараты для дистанционного изучения Земли.
  • Космические исследования Земли.
  • Магнитное поле Земли
  • Меняющаяся Земля
  • Мифы и гипотезы о происхождении и строении Земли
  • Планета Земля в азбуках и викторинах (поверхность Земли)
  • Полезные ископаемые Земли и космоса
  • Притяжение Земли
  • Происхождение Земли
  • Происхождение Земли и человека (на основе мифов разных народов)
  • Радиационные пояса Земли. Опасно ли летать в космос?
  • Радуга — одно из самых красивых явлений природы
  • Рождение планеты Земля
  • Полярное сияние — что это?
  • Почему появляется радуга
  • Создание системы защиты Земли от потенциально опасных космических объектов
  • Тайны третьей планеты
  • Теории возникновения Земли
  • Эволюция представлений о природе полярных сияний
  • Эмпирические доказательства вращения Земли
  •  

Темы исследовательских работ и проектов о Луне

  • Влияние Луны на живые организмы
  • Влияние лунных фаз на земную жизнь
  • Влияние луны на природу
  • Влияние фаз Луны на успеваемость школьников
  • Влияние фаз Луны на рост и хранение растений на примере овощных культур
  • Загадки фаз Луны
  • Загадочная Луна
  • Затмения лунные
  • Здравствуй, Луна!
  • Изменчивая луна
  • Исследования Луны. Лунные базы будущего
  • Как Луна исследуется людьми
  • Наблюдение за Луной
  • Кто украл Луну?
  • Луна — естественный спутник Земли
  • Луна — первая станция на пути в космос
  • Лунные затмения
  • Мои наблюдения за Луной
  • Немного о Луне
  • Новая Луна
  • Первая экспедиция на Луну
  • Почему Луна такая разная?
  • Почему Луна не падает на Землю?
  • Смешарики на Луне
  • Спутник Земли
  • Тайны Луны
  • Удивительная Луна
  • Экспериментальное определение углового диаметра Луны.

Темы исследовательских работ и проектов о Венере

  • Венера — утренняя звезда
  • Загадки красавицы Венеры
  • Красивая и загадочная планета Венера

Темы исследовательских работ и проектов о Марсе

  • Всё, что мы знаем о планете Марс
  • Есть ли жизнь на Марсе?
  • Загадочная планета Марс
  • И на Марсе будут яблони цвести…
  • Исследование Марса автоматическими межпланетными станциями
  • Колонизация Марса и его терраформирование
  • Марс
  • Планета Марс и ее спутники
  • Современные исследования Марса
  • Тайна красной планеты Марс.

Темы исследовательских работ и проектов о Юпитере и Сатурне

  • Возможна ли жизнь на спутнике планеты Юпитер — Европе?
  • Космическое путешествие к Юпитеру
  • Наблюдение за Юпитером и его спутником
  • Планета-гигант Юпитер
  • Выявление характерных признаков планеты Сатурн по данным астрономических наблюдений
  • Планета Сатурн.

Темы исследовательских работ и проектов о Нептуне и Плутоне

  • Открытие Нептуна и Плутона
  • Строение Нептуна
  • Строение Плутона

Темы исследовательских проектов о кометах, астероидах, метеоритах

  • Астероидная опасность – миф или реальность
  • Астероиды – проблема землян
  • Астероиды — малые планеты
  • Взаимодействие солнечного ветра и кометной атмосферы
  • Изучение и освоение астероидов в Солнечной системе
  • Исследование Мстинского метеорита
  • Тунгусский метеорит
  • Кометы – хвостатые странницы космоса
  • Космические лилипуты, или Мир астероидов
  • Металлы в космосе
  • Метеориты
  • Метеориты и астроблемы
  • Метеоры и метеориты
  • Ледяной метеорит в атмосфере Земли
  • Откуда у кометы хвост?
  • Падающие небесные тела
  • Перехватчик астероидов с разделяющимися ядерными
  • боеголовками
  • Свидание с кометой
  • Сто лет тайны тунгусского метеорита
  • Страсти по кометам
  • Тайна тунгусского метеорита
  • Тунгусский метеорит
  • Что такое кометы?

Темы исследовательских проектов по предмету Астрономия

  • Астрономический зонт
  • Астрономическое определение географической широты с помощью простейших приспособлений.
  • Астрономия в картинках
  • Астрономия в поэзии И.Бунина
  • Астрономия для младших классов
  • Астрономия на координатной плоскости
  • Астрономия на плоскости и в пространстве
  • Качественные задачи по астрономии
  • Координатная плоскость: знакомая и новая
  • Сборник задач по астрономии
  • История астрономии
  • История возникновения астрономии. Древние обсерватории.
  • Эпиграфы к урокам астрономии.
  • Я — звездочёт!.
  • Астрология: за и против
  • Астрономический аспект астрологических предсказаний.
  • В созвездии Рыб
  • Верить ли в гороскоп?
  • Влияет ли знак зодиака на учебную деятельность?
  • Выбор профессии. Знаки зодиака советуют
  • Гороскоп и мои друзья
  • Звездное небо. Знаки зодиака
  • Звёзды и созвездия
  • Знаки зодиака учеников нашего класса.
  • Зодиакальные созвездия
  • Камни знаков зодиака
  • Можно ли верить в гороскоп?
  • Можно ли доверять прогнозам?
  • Мой знак зодиака
  • Особенности личностных качеств учащихся, обусловленные их датой рождения.
  • Сказки звёздного неба. Зодиак.

Темы исследовательских работ и проектов о самолетах и авиации

  • Авиация. Модели самолетов
  • Америка — пример прогресса
  • «Апач» против «Ночного охотника»
  • Самолет и аэродинамика
  • Аэробус A-380
  • Аэродинамика
  • Аэроплан Александра Фёдоровича Можайского.
  • Боинг 747
  • Бумажные самолётики — полётные качества
  • Валерий Павлович Чкалов
  • Воздушное пространство Украины
  • Всевысотный многоцелевой фронтовой истребитель.
  • Гражданская авиация. Авиационные спасатели
  • Д.И. Менделеев – исследователь воздухоплавания.
  • Дальнемагистральный самолет Ил-96-300
  • Золотой век воздухоплавания
  • Из истории летательных аппаратов
  • Изготовление радиоуправляемой модели самолета
  • Из чего состоит след самолёта
  • Исследование модельных свойств различных моделей бумажных самолетов.
  • История воздухоплавания. От Икара до…
  • Как они улетали из плена?
  • Как человек использует летательные аппараты?
  • Классификация летательных аппаратов
  • Кордовая пилотажная модель самолета «Luftmeister»
  • Летчики не умирают, они улетают навсегда
  • Лётчиками не рождаются, лётчиками становятся!
  • Малая авиация разных поколений
  • Мне бы в небо! Малая авиация
  • Модели авиационной техники
  • Полное описание самолётов
  • Почему летает воздушный змей?
  • Почему летают самолеты
  • Проблемы малой авиации (авиации общего назначения)
  • Проверка жизнеспособности летательного аппарата. Крылья.
  • Путешествие в воздухе
  • Путь в небо
  • Самолет на солнечных батареях.
  • Самолеты строим сами
  • Самолёты
  • Самолёты времён Великой Отечественной войны.
  • Страницы истории создания летательных аппаратов.
  • Теоретические расчеты легкомоторного самолета РА1.
  • Умели ли динозавры летать?
  • Что такое дирижабль
  • Развитие авиации в Украине.

Темы исследовательских работ и проектов о Внеземном (НЛО)

  • Внеземное (НЛО)
  • Внеземная жизнь
  • Внеземные цивилизации
  • Внеземные цивилизации — проблемы поиска
  • Голубая кровь: миф или реальность?
  • Жизнь во Вселенной
  • Загадочный мир инопланетян
  • Земное и неземное: факты и свидетельства, фантазии и размышления…
  • НЛО — загадка Вселенной
  • НЛО — загадка нашей планеты
  • НЛО. Миф или реальность
  • НЛО: что, откуда и зачем?
  • Мифы и гипотезы о происхождении НЛО
  • Может быть, мы не одни?
  • Одиноки ли мы во вселенной?
  • Почему мы принимаем НЛО за корабли инопланетян?
  • Разум вне Земли: существует ли он?
  • Солнце и Земля во Вселенной. Есть ли жизнь на другой планете?
  • Таинственные обитатели космоса.

Проект мои первые народные сказки 3 класс презентация

20210413 vu tg sbscrb2

Класс 5

УМК: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс. Изд-во «Вентана – Граф», 2016

Тема урока/занятия: «Семья – хранитель духовных ценностей».

Цель урока/занятия: Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников.

Задачи урока/занятия:

1. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
2. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
3. Сплочение классного коллектива
4. познакомить с историей возникновения семейных праздников

5.показать роль праздников в жизни семьи

Планируемые результаты:

Предметные УУД: научаться характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где формируются духовные ценности.

Метапредметные УУД: Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельноосуществляют поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: определяют наиболее эффективные способы достижения результата; вносят соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимают причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Личностные УУД: осознание важности значения семьи, роли семьи в жизни общества.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, пословицы.

Проект мои первые народные сказки 3 класс презентация

Схема проекта урок/занятия «Семья – хранитель духовных ценностей» по курсу ОДНКНР.

Класс 5

УМК: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс. Изд-во «Вентана – Граф», 2016

Тема урока/занятия: «Семья – хранитель духовных ценностей».

Цель урока/занятия: Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников.

Задачи урока/занятия:

1. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
2. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
3. Сплочение классного коллектива
4. познакомить с историей возникновения семейных праздников

5.показать роль праздников в жизни семьи

Планируемые результаты:

Предметные УУД: научаться характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где формируются духовные ценности.

Метапредметные УУД: Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельноосуществляют поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: определяют наиболее эффективные способы достижения результата; вносят соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимают причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Личностные УУД: осознание важности значения семьи, роли семьи в жизни общества.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, пословицы.

Этапы урока,

цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.

Орг. момент (организационный блог)

-Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что сегодня на уроке наша совместная работа будет плодотворной.

Настрой на работу.

2.

Актуализация знаний (мотивационный блок с использованием художественной литературы)

Чтение сказки. Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»?

Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой»!

«А в какие ночи твой свет становится ярким?» – спросила Луна.

«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат»?

«Ты узнала тайну спешащих странников?» – спросила Луна.

«Да, — ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза …»

«А какими были его глаза?» — недоумённо спросила Луна.

«Они светились в темноте от счастья и радости» — ответила, тяжело вздохнув, Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».

Звёздочка замолчала, а потом ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».

Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих звёздочек, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?»

«А разве это возможно?» — с надеждой спросила Звёздочка.

Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!

— Сегодня мы встретились с вами, ребята, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека – о семье.

Семья! Красивое слово. Но задумайтесь, а что такое семья?

— О чем сегодня будем с вами говорит, давайте определим тему нашего занятия.

(высказывания детей)

Определяют тему урока.

Тему урока формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

3.

Изучение нового материала (информационный блок с использованием видео источников)

Физ. минутка

Просмотр видео «Дети говорят о семье»

Семья — это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.
Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность.

— Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно всё, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт?

— Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив?

— Давайте послушаем и попробуем проанализировать следующее стихотворение.

Что такое семья?

Вы спросите меня.

Я отвечу вам с удовольствием,

Что семья — это дом,

Садик мой за окном,

И семья — это малая Родина!

Под пургой и дождём

Нас согреют теплом

И помогут в любых ситуациях

Мамы милой глаза,

И улыбка отца,

И ватрушки, и булочки бабушки!

В мир идём из семьи,

Там и корни твои,

Твоя долгая жизнь начинается.

И основа основ -наш родительский дом,

И семьёй в мире жизнь продолжается. (Е. Воронина, из цикла «Сердце отдаю детям»)
— Но семья — это еще и очень важная социальная единица, которая находится под охраной закона.

В Статье 38 Конституции РФ четко изложено, что:
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

— У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом — это не только крыша над головой, это твоя семья, и самые близкие тебе люди, родители: сестры, братья, дедушки и бабушки.
Просмотр Видео «Родительский дом»

Следующее задание называется «Все дороги ведут к дому»

Задание: Составить в единое целое разрезанные на две части пословицы.
Своя хатка – (родная матка)

В гостях хорошо, (а дома лучше.)
Двор, что город, (а дом, что терем.)
Приведи Бог и (собачке свою конуру.)
Твой дом – (твоя воля.)
Дома и (стены помогают.)
Мой дом – (моя крепость.)
Просмотр видео «Счастливая семья»

Вижу я, что вы устали выходите поиграть… свои пальчики размять.

 Проводится пальчиковая игра «Наша семья»

Этот пальчик большой —

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

(Стихотворение из интернета Людмилы Скрипник)

— Давайте встанем, возьмемся за руки и образуем нашу классную семью.
— В дружной семье, надежном доме принято отмечать  праздники.

— А что такое праздник?

Праздник – это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу – это историческая память человечества. А какие праздники вы знаете?

Государственные                  

Общественные

             Семейные

День независимости России

День Победы

День Защитника Отечества

День труда

День единства и согласия

День учителя

День матери

День города

Рождество

Пасха

День рождения

Новый год

День создания семьи

Крестины

День именинника

— А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г..

Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы.
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и  Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.

Видео о Петре и Февронии Муромских
У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ —ромашка.

— Давайте каждый из нас нарисует ромашку на листе бумаги. Центр ромашки -это вы. А в лепестках напишите имена членов вашей семьи.

-Этому теплому празднику рады в любом доме, поэтому-то ему так легко шагается — выйдя из церковного календаря, он готов постучаться в каждую День памяти святых Петра и Февронии. Святые Петр и Феврония — покровители семьи и брака.
Их брак многие века является образцом христианского супружества.

Ребята дают ответы на вопросы, опираясь на личный опыт.

Работа в группах.

Ребята выполняют задания.

Дают ответ на вопрос учителя, опираясь на личный опыт.

Работа в парах заполняют таблицу.

Рисуют символ семьи.

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам

4.

Подведение итогов и рефлексия (аналитический (творческий) и рефлексивный блок)

На ромашке дети пишут имена своих членов семьи и ромашки прикрепляются к доске.

В память о сегодняшнем уроке я хочу вам подарить символ семьи, смотря на который, вы будете понимать, что дороже семьи нет ничего на свете.

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам

5.

Домашнее задание.

По выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):

Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи,

придумать герб семьи.

Написать сочинение о своей семье.

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

101618 60d582c20b6a3

-80%

Сохранить у себя:

Проект мои первые народные сказки 3 класс презентация Схема проекта урок/занятия «Семья – хранитель духовных ценностей» по курсу ОДНКНР. (25.96 KB)

icon visionoff

icon visionon

Социальный проект

«Народная тряпичная кукла- прошлое и настоящее»

Автор Тараканова Людмила Вячеславовна

Педагог МБДОУ №5 «Родничок» г. Луховицы

Член Международного Объединения авторов кукол

Лауреат Премии Губернатора Московской области

в конкурсе «Наше Подмосковье в 2013году

в номинации «Патриотическое воспитание молодёжи»

III место.

        Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Сила народной педагогики- в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Дети будущие полноправные члены социума, им предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Народные традиции, будучи значимыми элементами национальной культуры, помогают ребенку- дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. Воспитателем в ДОУ я работаю 32года. Мои первые куклы-проводники появились почти 25 лет назад и стали незаменимыми атрибутами в моей педагогической деятельности. Тряпичные народные куклы прочно вошли в мою жизнь, все больше притягивая своей лоскутной силой. По специальности я- историк, поэтому куклу я рассматриваю не просто, как игрушку, а в первую очередь, как явление историческое. Считаю, что по образам кукол можно воссоздать историю Руси. В настоящее время тряпичные куклы- это произведения искусства. С точки зрения педагога очевидно, что в куклах заложен огромный воспитательный потенциал. Именно эта проблема меня затрагивает, побуждает к созданию методических разработок, распространению педагогического опыта использования нетрадиционных методик в коррекционной работе с детьми, инклюзивном образовании.

«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы самая загадочная, без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». Стоит задуматься над этим высказыванием Салтыкова- Щедрина!

Свое увлечение народными тряпичными куклами я применяю в своей педагогической практике, внедрила их в воспитательно- образовательный процесс, как средство нетрадиционной педагогики, руководствуясь при этом принципами непрерывного образования (Акад. РАО А.А. Леонтьев), ориентируясь ФГОС к дошкольному образованию. Педагог- это как «В жизнь Ведущая»(образ народной тряпичной куклы), хочется быть ею.

Дети- наше будущее и огромное счастье, и ответственность перед обществом быть у истоков этого будущего.

Считаю своей гражданской позицией приобщение подрастающего поколения к национальной культуре силой народной педагогики, воспитание истинных патриотов своей Родины.

Тряпичная кукла- кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа. Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение к близким. Традиционная тряпичная кукла- это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

    А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» (К.Д. Ушинский).                                                         

В своей работе я основываюсь на приоритеты в работе с детьми дошкольного возраста, одним из которых является формирование чувства причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, частью которых являются народные тряпичные куклы. На основе изучения научных трудов историков, искусствоведов, этнографов автором создана коллекция традиционных тряпичных кукол (обрядовых, игровых, обереговых), насчитывающая более 500 образов часть которых является экспонатами мини- музея «Народная кукла» в МБДОУ №5 «Родничок». Разработаны методические материалы для занятий и развлечений с детьми с применением народных тряпичных кукол, консультативные материалы для родителей воспитанников, рекомендации для педагогов по внедрению народной куклы в воспитательно- образовательный процесс в различных областях НОД, для проведения опытно- исследовательской деятельности с применением насыпных кукол.

Автором разработана система коррекционных упражнений для развития мелкой моторики и тактильных ощущений рук на основе материалов, применяемых в технологии изготовления кукол, которая успешно применяется в в индивидуальной и фронтальной работе с детьми с ОНР. Для повышения информационной компетенции родителей проведены мастер- классы по изготовлению тряпичных кукол безиголочным способом: «Девкина забавка», «Колокольчик», «Пеленашка», особое внимание обращено на проблему влияния рукотворных кукол на познавательное развитие, психическое равновесие, духовно- нравственное воспитание детей, укрепление семейных отношений, закладывание основ патриотизма с детства. Семинар- практикум «Развиваем руки- развиваем речь!»- знакомство с комплексом упражнений по развитию моторных функций рук, координации движений глаз и рук, с применением материалов, используемы в «верчении» кукол. По просьбам родителей проводятся индивидуальные консультации по применению кукол для развития- познавательно-речевой сферы детей. Сотрудничество с родителями один из важнейших факторов успешного внедрения проекта в рамках ДОУ.С их я участием проходят праздники в народных традициях, оказывают помощь в пополнении коллекции мини-музея кукол, стилизованных уголков, изготовлении народных костюмов, атрибутов для народных игр.

Внедрение народной куклы в образовательный процесс ДОУ- одна из задач, поставленных мною. Проведён семинар для молодых воспитателей, на котором представлен опыт по использованию народной куклы для воспитания и развития дошкольников, применению в коррекционной работе с детьми с показом мастер-класса «Кувадка».

Стали традиционными экскурсии воспитанников ДО в наш Мини-музей, где дошкольники узнают о русских обычаях, обрядах, календарных праздниках предков, роли кукол в старинном русском быте. Разработан цикл бесед для «Путешествий в мир лоскутных кукол», которые проходят в обстановке игр, рассказывания сказок, персонажами которых часто являются  безликие куклы, прибаутками, народными песнями и хороводами. Дети не только знакомятся с образами кукол, узнают их лоскутные истории, но и могут подержать в руках эти необычные экспонаты, рассмотреть их наряды, поучаствовать в мастер- классах по изготовлению таких куколок своими руками.

Моим воспитанникам полюбились посиделки с куклами. Дети с огромной радость играют в стилизованных уголка «Бабушкина шкатулка», «Дедушкин чемодан», «Бабушкин сундучок». «Варварушкина корзинка», во время которых приобщаются к истокам родовой истории. Использую кукол в играх- драматизациях с детьми.

Процесс творческой интеграции детей и взрослых позволил ранее проекту выйти за пределы нашего ДОУ, семьи, приобрел социальную значимость для разных слоев населения, охватив людей всех возрастных групп, социальных слоёв, что привело к созданию новой общности людей- носителей ценностей отечественной культуры.

Рамки проекта, запланированные ранее, расширились, увеличились географические границы, выйдя за пределы муниципального района, что привлекло внимание средств массовой информации, общественности.

Работа по внедрению проекта даёт мне возможность реализоваться, как творческой личности; повысить свою профессиональную компетентность, как педагога; компетенцию в развитии метода проектирования в сфере духовно-нравственного воспитания; распространению своего педагогического опыта на муниципальном, региональном, международном уровнях; способствовала возникновению связей с творческими людьми, коллекционерами, мастерами прикладного искусства, представителями общественных организаций, встрече с единомышленниками, любящими свою Родину, пропагандирующими идеи сохранения и возрождения русских народных традиций и приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, на основе развития познавательного интереса к традиционной народной кукле.

Свои опыт, знания, умения и мастерство я стараюсь нести во благо людям. Народная кукла, как показывает мой личный опыт, привлекает огромное внимание людей разных возрастов, интерес к ней огромен! Поэтому я неустанно тружусь, чтобы своими делами принести пользу людям.

На встрече с творческой интеллигенцией района в рамках «Рождественской выставки» мне было вручено Свидетельство о занесении в Книгу Рекордов «Луховицы- XXI век» за создание коллекции народных тряпичных кукол и Мини- музея «Народная» кукла(декабрь 2014г.).

Участвовала в Межрегиональных выставках «Рождественская» в ЛМР РКВЦ МО. «Зимняя коллекция тряпичных кукол» -Тараканова Л.В.(Диплом), юбилейной «15 лет вместе»- (Почётная грамота)-2014-2015гг.; в Муниципальных праздниках «Ценим прошлое, верим в будущее»(2014 г.), «День Луховицкого района»(2015г.)-выставки авторской коллекции народных кукол.(Благодарственные письма);выставке  «Творим красоту своими руками» для читателей городской библиотеки №1(Благодарственное письмо).

Очень трогательной была встреча с детьми- инвалидами на выставке «Рождественская» в МКУК ЛМР МО, которая сопровождалась рассказами автора о тайнах народных кукол и мастер- классом «Кукла Бессонница»(Благодарственное письмо)-2015г.. На мастер-классе «Кукла Кувадка-оберег детей» в Центре реабилитации присутствовали дети- инвалиды, их родители, педагоги, представители духовенства(2015 г.) (Благодарственное письмо).

Участвовала в областном празднике «Стрелецкая гульба», организованном Агенством исторических праздников «Ратоборцы» в Сергиево- посадском районе д. Морозово- выставка коллекции авторских работ, мастер- класс «Народная кукла- душа народа»; областном празднике «День флага России» в д Дединово- выставка традиционны лохонных кукол.(2015г.)

Принимала участие в создании экспозиции «Луховицкий огурец» в МКУК ЛМР МО «Историко- художественный музей»(2015г.) (Благодарственное письмо);организации благотворительной выставки-продажи тряпичных кукол в фонд помощи тяжело больным детям при поддержке администрации Луховицкого муниципального района. Работы педагога Таракановой Л.В.)(2014 г.); в благотворительных акциях «Куклы- детям» на Международных выставка в Москве(2014г, 2015г.)

Выставляла авторскую коллекцию народных тряпичных на Международных выставках кукол «Весенний бал на Ветошном», «Весенний бал кукол на Тишинке» при поддержке Правительства Москвы(Дипломы участника. Благодарственные письма МОАК.2014г.,2015г.). Москвичей, гостей столицы, иностранцев удивляла и восхищала представленная коллекция традиционных тряпичных кукол на стенде «Людмилины куклы». В течение работы выставок сотни экскурсантов прослушали увлекательные рассказы о созданных образах кукол, их смысловом значении, технике изготовления. Многие стали зрителями проведенного у них же на глазах «вертения» кукол.(По подсчётам организаторов в течение 5 дней насчитывается более 10 тысяч посетителей! Только на одной выставке.) Радость вызвали куклы, подаренные мастерицей.

Участие в Всероссийском интернет- конкурсе педагогического творчества: «Педагогические идеи и технологии»(www.educontest.net)-2014 г. «Участие в Международных научно- практических конференциях с публикацией статей:  «Народная кукла- прошлое и настоящее». — Сборник научных трудов по материалам Международной научно- практической конференции «Наука и образование в XXI веке».- Мин- во обр. науки-,М: «АР- Корсалт»,2014 г., «Развитие мелкой моторики рук у детей посредством материалов, используемых в технологии изготовления народной тряпичной куклы».- Сборник научных трудов по материалам Международной научно- практической конференции «Перспективы науки и образования».-М.:»АР- Корсалт»,2015 г.

Распространяла свой педагогический опыт на региональном семинаре педагогов :выступление с докладом « «Реализация требований ФГОС ДО к образовательной области «Речевое развитие» в условиях ДОУ компенсирующего вида» (АСОУ, Москва,15.05.2015) с показом презентации «Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений средством материалов, используемых в технологии изготовления народной тряпичной куклы» и показом мастер- класса «народная кукла Птица»; на Районных методических объединениях педагогов с докладом: «Игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»(на примере использования народной тряпичной куклы) ; Презентация практико- ориентированного межпредметного проекта «Повышение эффективности педагогического процесса средствами народной игрушечной куклы»; «Предметно- развивающая среда ДОУ как условие формирования универсальных учебных действий»( Мастер- класс для педагогов на РМО средних групп «Изготовление народной тряпичной куклы безиголочным способом»(2014 г.), «Народная кукла»- на РМО старших и подготовительных групп(2015 г.).

Стала организатором и председателем жюри городского конкурса «Краса Масленица»(Благодарность),организатором и членом жюри муниципального конкурса «Народная игрушка в духовно- нравственном воспитании и художественно- творческом развитии детей дошкольного возраста» среди воспитателей ДОУ(2015 г).

Опыт работы неоднократно освещён в местными средствами информации. В газете «Луховицкие вести»(№49 08.07.2015) опубликована моя статья «Прошлое и настоящее лохонных кукол» За многолетний плодотворный труд, высокий профессионализм, большой вклад по воспитанию детей дошкольного возраста, активную жизненную позицию занесена на «Доску почета» городского поселения Луховицы(2015 г.)

Проведены экскурсий для детей, родителей воспитанников, педагогов, школьников, членов Общества ветеранов, инвалидов, представителей Литературно-краеведческого общества Луховицкого района,  солдат срочной службы, жителей района в РКВЦ,  «Историко-художественный» музей с целью ознакомления с экспонатами, тряпичными куклами- культурной памяти народа, носителями информации, каждая из которых имеет определенное смысловое значение, но всех их объединяют общечеловеческие идеи и ценности- преемственность в родстве, семейственности, родительской опеке и почитании предков.

Созданы буклет, фотоальбом, отражающие работу по реализации проекта.

Самая большая оценка труда- это благодарные отзывы детей и взрослых, молодёжи и стариков, их удивленные и в тоже время радостные лица, просьбы о проведении мастер- классов, выставок и пожелания дальнейших успехов, называя мою деятельность «настоящим патриотическим актом любящего свою землю человека». Именно это побуждает к новым идеям, поиску, встречам!

XI районная научно-практическая конференция
младших школьников «Учение с увлечением – старт в науку»

Секция «Гуманитарная»

В гостях у русской народной сказки

Бахолдина Евгения Евгеньевна,

ученица 3 класса

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Руководитель исследовательской работы:
Чупринова Ирина Михайловна,

учитель начальных классов,

МОУ СОШ № 9, п. Новокавказский

2019-2020 уч. год SHAPE SHA

  1. Введение

В настоящее время взрослые беспокоятся, что дети читают мало. Телевизор, видео, компьютер, мобильные телефоны всё чаще занимают свободное время ребенка. Неужели дети не знают и не читают даже сказки? Меня очень заинтересовал этот вопрос, и я решила узнать о сказках больше и привлечь внимание своих одноклассников к чтению русских народных сказок.

Все люди с самого раннего детства любят сказки. Благодаря сказкам мы получаем уникальную возможность окунуться в волшебный мир, взрослые вспоминают свое детство и окунаются в радостные воспоминания. Знакомясь с волшебным миром сказок, мы воспитываем в себе любовь к слову и интерес к чтению.

Сказки для нас несут в себе кроме чисто развлекательного, еще и познавательный элемент, ведь они:

— формируют понятие «добро и зло»;

— прививают уважение к себе как к личности, и к старшим.

А задумывались ли Вы над тем, когда появилась сказка? Сколько ей лет? Какие бывают сказки? Кто их главный герой? Что это за волшебные предметы, помощники героя? Чему учит сказка? Вот эти вопросы меня очень заинтересовали, так появилась тема моего исследования « В гостях у русской народной сказки»

Предварительное изучение исследуемого вопроса позволило мне предположить следующую гипотезу: сказки помогают развивать интерес к чтению, воспитывать положительные качества личности.

Цель: изучить историю возникновения сказки, ее жанры и особенности; привлечь внимание одноклассников и вызвать у них интерес к русским народным сказкам.

Задачи:

  • Изучить историю возникновения сказок, их особенностей и донести до других эту информацию.

  • Выявить, какие русские народные сказки особенно популярны среди детей, а какие среди взрослых.

  • Выяснить каким героям в сказках дети и взрослые симпатизируют, а каких осуждают.

  • Сравнить вкусы и предпочтения взрослых и детей.

Методы исследования: изучение литературы, опрос, анкетирование,

сравнение, анализ результатов

II. Основная часть

1.Исторические корни русских народных сказок

Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова » бать», » рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые » сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

Ярким собирателем был А.Н.Афанасьев. С 1857 -1862 годы им создаются уже сборники русских народных сказок. Уже в 1884 году вышел сборник собирателя Д.Н. Содовникова » Сказки и предания Самарского края». В этом сборнике были записаны 72 текста от сказочника Абрама Новопльцева — простого крестьянина из села Повиряськино Ставропольского уезда. В репертуар данного сборника вошли сказки: волшебные, бытовые, сказки о животных.

В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказка складка, а песня быль. Сказка складом, песня ладом красна. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается. Уже из этих пословиц ясно: сказка — вымысел, произведение народной фантазии — «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Русская народная сказка — это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора. В ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

2.Особенности русских народных сказок

В русских сказках часто встречаются  повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица, писанная… Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк – ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…(Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

3.Жанры русской народной сказки

Русские народные сказки можно разделить на три жанровых разновидности:

  • Волшебные

  • Бытовые

  • Сказки о животных

Сказки о животных — самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив. В таких сказках обычно побеждает слабый герой. Эти сказки можно назвать фантастическими.

Действующие лица в бытовых сказках – это не потусторонние фантастические существа, а реальные люди —  крестьянин, солдат, сапожник — живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

Герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

4.Композиция и сюжет волшебной сказки

       В отличие от других видов сказок, волшебная сказка имеет в своей основе вполне четкую композицию и сюжет. А также, чаще всего, узнаваемый набор неких универсальных «формул», по которым ее легко узнать и отличить. Это и стандартное начало – «Жили-были в некотором царстве в некотором государстве…», или финал «И я там был, мед-пиво пил…», и стандартные формулы вопросов-ответов «куда путь держишь?», «Дело пытаешь или от дела лытаешь», и другие.

Кроме того, в волшебной сказке персонажи четко делятся на роли – герой, ложный герой, даритель, помощник, отправитель, царевна (или отец царевны). Не обязательно чтобы присутствовали все они, и каждую роль исполнял отдельный персонаж, но те или иные персонажи явно видны в сказке.
       В основе сюжета волшебной сказки – рассказ о преодолении некоей недостачи, потери, для того, чтобы преодолеть причину потери, герою обязательно нужны чудесные помощники. Но получить такого помощника непросто – нужно пройти испытание, выбрать правильный ответ или верный путь. Ну, а заключением становиться чаще всего свадебный пир, тот самый, на котором «и я был, мед-пиво пил…», и награда в виде царства.

     5. Волшебная сказка как лекарь

       Волшебная сказка – великолепный учитель, лекарь душ, просто добрый и умный собеседник. Значение сказки различно для разных людей и даже для одного и того же человека в различные периоды его жизни – от раннего детства и до старости. Она – как бесценный клад, из которого каждый возьмет только то, что ему необходимо, что он способен понять, усвоить, оценить. Но наиболее ценны и необходимы, уроки волшебных сказок.
       Волшебная сказка отражает культурное наследие человечества. Сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей, она помогает взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию. Герои волшебной сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Здесь нет места полутонам. Добрый – или злой, хороший – или плохой. В стороне остаться невозможно. При этом положительный герой волшебной сказки всегда находится в более выгодной, интересной, привлекательной позиции, притягивая читателя на свою сторону — сторону добра, тем самым, прививая читателю тягу к добру, к воспитанию у себя положительных качеств.  

6. Наши любимые сказки и герои

В рамках проекта я решила провести анкетирование и выяснить, какие же сказки предпочитают дети и родители нашего 3 класса. Вместе с учителем мы составили анкеты для учащихся и для родителей. В анкетировании приняли участие 20 учащихся и 20 взрослых. Анкета для учащихся состояла из 6 вопросов, на которые дети отвечали письменно. «Приложение 1». Анкета для взрослых состояла из 5 вопросов. Опрос взрослых проводился устно, я отмечала результаты. «Приложение 2». По каждому вопросу было подсчитано количество одинаковых ответов и определены сказки и герои победители. Одноклассникам с помощью учителя я предложила тест« Герои русские народных волшебных сказок», «Приложение 3» который выявил их знания героев сказок.

7. Анализ результатов анкетирования

Отвечая на первый вопрос анкеты, дети и взрослые называли многие сказки, но, просмотрев, ответы я выбрала самые популярные и поместила в таблицу.

Любимые сказки

Ученики начальных классов

Взрослые

1. «Морозко»

1. «Морозко»

2. «Машенька и медведь»

2. «Снегурочка»

3. «Царевна лягушка»

3. «Царевна лягушка»

4. «По щучьему веленью»

4. «Гуси – лебеди»

5. «Иван – царевич и серый волк»

5. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

6. «Гуси – лебеди»

6. «Каша из топора»

7. «Финист ясный сокол»

7. «Крошечка – Хаврошечка»

8. «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»

8. «Финист ясный сокол»

9. «Колобок»

9. «По щучьему веленью»

Из таблицы видно, что вкусы детей во многом совпадают со вкусами взрослых, пять сказок из девяти названных есть в списке у взрослых и детей — это такие сказки: «Морозко», «Царевна лягушка», «По щучьему веленью», «Гуси – лебеди», «Финист ясный сокол». И что удивительно, что сказки «Морозко» и «Царевна лягушка» лидируют у взрослых и детей, занимая равнозначные места. Кроме волшебных сказок дети назвали сказки о животных, самая любимая «Машенька и медведь». Взрослые назвали и бытовую сказку «Каша из топора».

Из анкет также удалось выяснить, каким героям симпатизируют дети и взрослые, а каких не любят. Вот, что получилось.

Герои сказок

Герои сказок

Дети

Взрослые

Любимые герои

Машенька, Колобок, Иван — крестьянский сын,

Иван – царевич, Иван – дурак, заяц, петух, Емеля, Василиса Прекрасная,

Василиса Премудрая,

Алёнушка, серый волк.

Иван — крестьянский сын, Снегурочка,

Иван – царевич, Иван дурак, солдат, мышка,

Морозко, Колобок,

Василиса Прекрасная,

Василиса Премудрая,

Баба Яга, Настенька.

Нелюбимые герои

Баба Яга, змей Горыныч,

Чудо – юдо, Колобок,

медведь, лиса, волк, леший, мачеха,

гуси — лебеди

Кощей Бессмертный,

Баба Яга, Марфуша,

злая мачеха, леший,

волк, старшие братья,

змей Горыныч, Колобок, Чудо – юдо.

Самые любимые герои у взрослых и детей: Иван — крестьянский сын,

Иван – царевич, Иван дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая,

Алёнушка. Герои которые не вызывают симпатию — Кощей Бессмертный,

Чудо – юдо, леший, злая мачеха. Интересно было узнать, что Колобок был отнесён и взрослыми и детьми, как к любимым, так и к не любимым героям.

Дети определили Бабу Ягу единогласно к нелюбимым героям, а вот взрослые во мнениях разошлись.

На вопрос, какие сказки вы, любите больше, получены следующие результаты.

Жанры сказок

Количество детей из 20 человек

Количество взрослых

из 20 человек

О животных

8 человек

4 человека

волшебные

12 человек

13 человек

бытовые

3 человека

По результатам мы с учителем составили диаграмму (на слайде)

Предложенный тест « Герои русские народных волшебных сказок» показал, что мои одноклассники неплохо знают героев волшебных сказок, хотя четверо из них допустили ошибки. Это говорит о том, что внимательнее надо читать сказки, ведь в тесте были очень лёгкие задания.

На вопрос анкеты «Чем тебе нравятся сказки?» (диаграмма) ребята ответили так: волшебством – 5 чел.

приключениями – 6 чел.

всегда добро побеждает зло – 9 чел.

Выводы

Дети знают и читают русские народные сказки, и как подтвердило анкетирование самые любимые сказки у взрослых и детей – волшебные сказки. Интересно было анализировать результаты по героям сказок. Любимый герой русских сказок у взрослых и детей — Иван-царевич, Иван-дурак, Иван — крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная, Настенька, которые непременно оказались в списках любимых героев.

Воплощением зла в  русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга, которые и попали в список нелюбимых. Баба Яга особенный герой — один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает, поэтому мнения разделились.

Одноклассники читают сказки не только потому, что в них есть волшебство и приключения, а ещё потому, что они учат добру, справедливости, трудолюбию.

III. Заключение.

Подводя итоги исследования, я поняла, что какая бы сказка ни была — бытовая, волшебная или повествующая о животных – она обязательно чему-то научит читателя. Сказка каждого заставит задуматься, передаст мудрость народа и оставит неизгладимое хорошее впечатление в головах читателей. Эффект нисколько не преувеличен. Существуют даже так называемые терапевтические сказки, которые способны перевоспитать и отучить от самых разных вредных привычек!

Таким образом, выдвинутая мной гипотеза о том, что сказки помогают развивать интерес к чтению, воспитывать положительные качества личности, подтверждается. Я решила все задачи поставленные перед собой. При изучении литературы узнала много нового и интересного и своими знаниями поделюсь с ребятами 1- 2 класса. А главное то, что мои одноклассники заинтересовались сказками и решили прочитать те, которых ещё не читали, и рассказать о них на уроках внеклассного чтения.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.П., Алексин А.Г. «Что такое? Кто такой?» «Педагогика — «Пресс». Москва. 1994 г, с 82

2. Ликум А. Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем» Филологическое общество «Слово» АСТ, Москва 1995 г, 4.1, с 76

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. « Советская энциклопедия» Москва.

1970 г, с 710

4. Русские народные сказки

V. Список использованных источников информации

1. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-7681.htm

2. http://slovari.yandex.ru/~ /

3. http://russkazka.narod.ru/

4.http://www.bayushki.ru/tales_volshevstvo.htm 5.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1

6. skazki.smeha.netrusskie/info.html

7. ru.wikipedia.orgwiki/Сказка

10

  • Проект для 3 класса русские народные сказки
  • Проект для ясельной группы здравствуй сказка
  • Проект для 3 класса рассказ о слове вода
  • Проект для 3 класса русский язык рассказ о слове
  • Проект воспитание сказкой в младшей группе