Проект к сказке о рыбаке и рыбке 2 класс имя прилагательное по сказке пушкина

Цель: повторить сведения об имени прилагательном на материале сказки о рыбаке и рыбке а.с.пушкина. задачи: образовательные: найти в сказке имена

Цель: повторить сведения об имени прилагательном на материале «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

  • найти в сказке имена прилагательные и определить их роль.
  • формировать умение проводить лексический анализ слов — имён прилагательных.
  • повторить грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж
  • формировать умения определять и обосновывать написание безударных падежных окончания имён прилагательных, проверять правильность написанного.

Развиваюшие:

  • развивать умение извлекать информацию из художественного текста;
  • развивать умение контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.
  • формировать умение ставить цель проекта и выдвигать гипотезу.

Воспитательные:

  • формировать интерес к русскому языку как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • воспитывать навыки сотрудничества в совместной деятельности, мотивацию к творческому труду.

Предметные результаты:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • распознавать среди предложенных слов устаревшие слова и слова, употребленные в переносном значении;
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс;
  • образовывать слова (другой части речи) с помощью суффикса;
  • распознавать часть речи имя прилагательное на основе усвоенных признаков;
  • выявлять роль и значение прилагательных в речи;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • применять ранее изученные правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных;

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, учитывать правило (алгоритм) в планировании и способа решения;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;
  • извлекать необходимую информацию из художественного текста, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

Личностные:

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности).

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • парная;
  • индивидуальная.

Оборудование: карточки со значками настроения, карточки-светофоры, рисунки с отрывками сказки, рисунки с толкованием устаревших слов, карточки со словами-выводами по проекту, карточки с самостоятельной работой; мультимедийное оборудование.

Подготовительная работа:

  • прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина;
  • нарисовать рисунки к отрывкам сказки;
  • нарисовать рисунки с толкованием устаревших слов.

Ход урока

1. Организационный этап

— С каким настроением вы сегодня пришли в школу?

Учащиеся по карточкам показывают свое настроение: радостное, хорошее настроение, скучное настроение, грустное настроение.

— Вы видите, что настроение бывает самым разным:

веселым, и грустным.

— Я вам, ребята, желаю только хорошего, веселого настроения!

— Очень рада вас видеть! Давайте день начнем с улыбки. Улыбнитесь мне, своему соседу, всем ребятам.

2. Актуализация знаний

1) Логическое упражнение.

Вокруг доски на стене наклеены буквы (есть лишние): С З К Ч А М К А

— Ребята, посмотрите на буквы, соберите слово. (СКАЗКА)

2) Чистописание.

— Откройте тетради, оформите классную работу.

— У вас прописано слово СКАЗКА карандашом, обведите его, пропишите два раза.

Самопроверка.

— Сравните свое написание с первым словом, если у вас нет замечаний, покажите зеленый светофор, если вы чем-то недовольны, то красный.

— Что бы ты исправил (а) в своем написании….?

3) Орфографическая минутка.

— Разберите по составу слово сказка.

— Найдите орфограмму в корне этого слова. (Парная согласная в корне слова буква З)

— Подберите проверочное однокоренное слово имя прилагательное. (Сказочный)

— Как получилось слово сказочный из слова сказка? (Взяли корень -сказ и добавили суффиксы -оч и -н)

— Докажите, что здесь два суффикса, а не один -очн. (сказ/оч/к/а)

3. Объявление темы урока

— Обозначьте, чем отличаются слова сказка и сказочный, кроме их состава? (Слово сказка — имя существительное. Слово сказочный — имя прилагательное.)

— Что обозначают имена прилагательные, для чего они нужны в речи?

— Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное.

— Продолжим разговор о сказке.

— Все любят сказки, и дети, и взрослые. Какую сказку вы читали и рисовали к ней рисунки? («Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.)

— Сегодня на уроке мы поговорим об именах прилагательных на примере этой сказки и выполним эту работу в виде проекта.

4. Работа над проектом

1) Постановка цели и выдвижение гипотезы проекта.

— Для постановки цели проекта, что постараетесь определить в сказке? (Определить, какие имена прилагательные А.С.Пушкин употребляет в сказке.)

— Чтобы выдвинуть гипотезу, подумайте, что можно предположить о количестве прилагательных в этой сказке, о том какие это прилагательные с точки зрения лексики? (А.С.Пушкин использовал много прилагательных в сказке, в том числе устаревших, слов в переносном значении, чтобы приблизить авторскую сказку к народной и подробно описать своих героев, их внешний вид и характер, природу.)

2) Работа над лексическим составом сказки.

— У вас есть на парте рисунки и на обратной стороне отрывки из сказки, прочитайте их, подчеркните все прилагательные. Работаем в паре.

— Откройте учебник упр. 2 с.28, составьте словосочетания.

Примечание: в упр.2 с.28 заданы существительные, задание требует подобрать соответствующие прилагательные из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

— Значения всех ли слов вам известно? (Нет.)

— Приведите примеры таких слов. (парчева́я кичка, столбовая дворянка и т.д)

— Как они называются? (Устаревшие)

— Почему их так называют? (в современном языке их не употребляют, так как не используют предметы, которые они обозначают)

На доске заранее выполненные детьми рисунки и толкование устаревших слов, любое из них учитель может зачитать и проиллюстрировать, в зависимости от пожеланий учеников.

— Как вы думаете, почему в сказке много встречается устаревших слов? (Эти слова приближают сказку к народной. Мы знаем, что свои сказки Пушкин написал на основе народных сказок, услышанных в детстве от своей няни. Устаревшие слова помогают описать внешний вид героев, их характер.)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «устаревшие слова»
  • «приблизить свою авторскую сказку к народной»
  • «красочно описать жизнь героев того времени, их характер»

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. Какие слова употреблены в сказке в переносном значении?

  • Золотая (рыбка) — покрытая золотой чешуёй.
  • Сердитые (волны) — большие, высокие.
  • Чёрная (крестьянка) — бедная.
  • Печатный пряник — с отпечатанным рисунком.
  • Чёрная (буря) — сильный ветер и высокие волны на море.

— Почему Пушкин использовал такую лексику? (Чтобы точно и ярко передать чувства и героев и характер природы)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.

  • «слова в переносном значении»
  • «точно и ярко передать чувства и героев и характер природы»

5. Физминутка

На уроке отдохнём —

На рыбалку мы пойдём!

Накопаем мы червей,

Удочку возьмём скорей,

И вприпрыжку побежим —

Порыбачить мы хотим.

В воду удочку закинем,

Посидим тихонько.

Рыбка, кажется, клюёт?

Вытащим легонько.

Ах, какая красота —

Рыбка небольшая.

Пусть живёт себе в реке,

Выпущу тебя я!

Быстро в школу побежим —

Вот такой у нас режим.

6. Обобщение знаний об имени прилагательном

С обратной стороны доски записаны некоторые словосочетания из упр.2 с.28.

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, царские палаты, чёрная буря, сердитые волны.

— На какие две группы вы можете разделить эти прилагательные? (Ед.ч. и мн.ч.)

— Как определить число прилагательного? (по существительному)

— Я читаю словосочетание, если это множественное число, то зеленый кружок поднимаем, если единственное, то красный.

— На какие три группы вы можете разделить прилагательные ед.ч.? (м.р, ж.р., с.р.)

— Приведите примеры прилагательных каждого рода.

— Почему мы делим на три группы только прилагательные в ед.ч.? (во мн. ч. прилагательные по родам не изменяются)

— Как определить род прилагательного? (по существительному)

— Прочитайте отрывки из сказки и найдите одно прилагательное, но разного рода.

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь»

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море».

— Как еще изменяются прилагательные? (по падежам)

— Как определить падеж прилагательного? (по существительному)

— У вас есть карточка с окончаниями прилагательных. На доске записаны словосочетания из сказки, где прилагательные без окончаний: обсудите в паре, куда можно прикрепить ваши окончания.

у синего моря

синее море

грозная царица

ласковое слово

в море синее

к синему морю

новое корыто

сварливая баба

высокий терем

разбитое корыто

глубокое море

в ветхой землянке

чёрной крестьянкой

пряником печатным

На доске записаны словосочетания, дети выходят по одному из пары и крепят свои карточки с окончаниями прилагательных.

Проверка правильности с помощью светофора.

Если есть ошибки, следует их исправить. Может возникнуть ситуация, когда на одно слово окажется две карточки (если окончания одинаковые), а на другое ни одного. Следует разобраться и обсудить, куда можно перенести карточку.

— Какое прилагательное в этом наборе изменено по падежам? (синее море)

— Определите падежи прилагательного синее.

Сделаем общий вывод: как изменяются имена прилагательные? (по падежам, числам, в единственном числе по родам)

7. Физминутка для глаз

  • Смотри сначала вправо, затем влево.
  • Делаем круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.
  • Смотрим сначала вверх, потом вниз.
  • Зажмурится на несколько секунд, потом открыть глаза.
  • Все повторяем по три раза.

8. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа выполняется по карточке, запись ведется в рабочей тетради. Взаимопроверка. Оценка светофором. Разбор ошибок.

Запишите предложения, вставив слово золотой в нужной форме. Укажите над ним число, род, падеж, выдели окончание.

1. Закинул старик в море невод и поймал ……… рыбку.

2. На руках у столбовой дворянки сверкали …….. перстни.

3. Пошел старик опять к ………… рыбке.

4. На голове у старухи ………… кичка.

9. Работа над проектом

— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. В самостоятельной работе вам встретилось прилагательное, которое относилось к разным существительным. А наоборот есть ли в сказке моменты, где одно существительное описывается несколькими прилагательными?

— Для чего А.С.Пушкин использует такой прием? (чтобы точно и красочно описать предметы, природу, людей)

На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы. «несколько прилагательных к одному существительному»

10. Домашнее задание

Из упр.2 с.28 задание: подобрать антонимы и синонимы к прилагательным из сказки.

11. Итог урока

— Вспомните цель и гипотезу нашего проекта

— Пользуясь словами на доске, составьте вывод о том, какие прилагательные А.С.Пушкин использовал «Сказке о рыбаке и рыбке»

Вывод: в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин использовал много прилагательных, чтобы дать яркую характеристику предметам, характерам людей, природе, точно и красочно описать происходящие события. С этой же целью он использовал и слова в переносном значении. Пушкин использует много устаревших слов, что приближает авторскую сказку к народной и позволяет точно передать нравы и быт представленной в сказке эпохи.

12. Рефлексия

Дополните предложения, выбирая любую фразу из предложенного перечня.

  • Сегодня я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я понял что…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Меня удивило…

Список литературы

1.Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П.Канакина, В.Г.Горецкий .- 11-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2020. — 159 с., [2] л.: ил. — (Школа России).

2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.

3. Болотова Н.Б. Физминутки. 1 сентября. Открытый урок / https://urok.1sept.ru/articles/561090

4. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина Пескарь — детская электронная библиотека./ https://peskarlib.ru/aleksandr-pushkin/skazka-o-rybake-i-rybke/

5. Урок 51. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке «А.С.Пушкина. Российская электронная школа

/https://resh.edu.ru/subject/lesson/3833/train/204645/

Презентация на тему проект имя прилагательное с казке А.С.Пушкина №Сказка о рыбаке и рыбки, предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 25 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Проект Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»

Текст слайда:

Проект

Имена прилагательные
в «Сказке о рыбаке и рыбке»
А. С. Пушкина


Слайд 2

Цель проекта: узнать какие имена прилагательные и с какой целью использовал А. С. Пушкин в своей

Текст слайда:

Цель проекта: узнать какие имена прилагательные и с какой целью использовал А. С. Пушкин в своей сказке.


Слайд 3

Задачи проекта: 1) Прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке». 2) Подобрать к именам прилагательным имена существительные. 3)

Текст слайда:

Задачи проекта:

1) Прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке».
2) Подобрать к именам прилагательным имена существительные.
3) Подобрать к именам прилагательным антонимы и синонимы.
4) Определить имена прилагательные, употреблённые в переносном значении.
5) Найти устаревшие слова и определить их значение.
6) Мои пожелания для золотой рыбки.
7) Сделать вывод и представить работу в классе.


Слайд 4

Я помню, что имя прилагательное это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?

Текст слайда:

Я помню, что имя прилагательное это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?


Слайд 5

СловосочетанияСинее море

Текст слайда:

Словосочетания

Синее море
Ветхая землянка


Слайд 6

Разбитое корыто

Текст слайда:

Разбитое корыто

Морская трава


Слайд 7

Ласковое слово Человечий голос Великое чудо Золотая

Текст слайда:

Ласковое слово

Человечий голос

Великое чудо

Золотая рыбка


Слайд 8

Новое корыто

Текст слайда:

Новое корыто

Сварливая баба


Слайд 9

Беленая труба Тесовые ворота

Текст слайда:

Беленая труба

Тесовые ворота


Слайд 10

Черная крестьянка

Текст слайда:

Черная крестьянка

Столбовая дворянка


Слайд 11

Соболевая душегрейка Парчовая кичка

Текст слайда:

Соболевая душегрейка

Парчовая кичка


Слайд 12

Золотые перстни

Текст слайда:

Золотые перстни

Красные сапожки


Слайд 13

Усердные слугиВольная царица

Текст слайда:

Усердные слуги

Вольная царица


Слайд 14

Целое царство

Текст слайда:

Целое царство

Печатный пряник


Слайд 16

Старый невежа

Текст слайда:

Старый невежа

Царские палаты


Слайд 17

Морская владычица Черная буря

Текст слайда:

Морская владычица

Черная буря


Слайд 19

Низкая – высокая (землянка) Новое – разбитое (корыто) Великое – маленькое

Текст слайда:

Низкая – высокая (землянка)
Новое – разбитое (корыто)
Великое – маленькое (чудо)
Дорогой – дешёвой (ценой)
Ласковое – грубое (слово)
Черная – белая (буря)
Сердитые – добрые (волны)
Старый – молодой (невежа)

Антонимы


Слайд 20

Заморские – зарубежные ( вина ) столбовая – потомственная ( дворянка ) усердные - трудолюбивые (

Текст слайда:

Заморские – зарубежные ( вина )
столбовая – потомственная ( дворянка )
усердные — трудолюбивые ( слуги )
тесовые – гладкие ( ворота )
Ласковое – доброе ( слово )
Царские – королевские ( палаты )
Грозная – суровая (стража )
ветхая – старая ( землянка)

Синонимы


Слайд 21

Сердитые волны - огромные волны. Золотая рыбка - волшебная рыбка, исполняющая желания. Печатный пряник

Текст слайда:

Сердитые волны — огромные волны. Золотая рыбка — волшебная рыбка, исполняющая желания.
Печатный пряник – пряник, с отпечатанным рисунком или буквами.

Имена прилагательные употреблённые в переносном значении.


Слайд 22

Словарь устаревших слов Соболевая душегрейка - женская теплая кофта без рукавов.

Текст слайда:

Словарь устаревших слов

Соболевая душегрейка — женская теплая кофта без рукавов.
Чупрун — спускающаяся на лоб прядь волос.
Светёлка – светлая комната.
Парчовая кичка на маковке – кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы, сделанный из парчи (шёлка, расшитого золотой нитью) и надетый на макушку.


Слайд 23

Рыбка, рыбка золотая, Хочу тебе я пожелать Счастья, радости, здоровья и невзгод тебе не знать.

Текст слайда:

Рыбка, рыбка золотая,
Хочу тебе я пожелать
Счастья, радости, здоровья и невзгод тебе не знать.


Слайд 24

А.С. Пушкин использовал в своей сказке такие имена прилагательные для того, чтобы приблизить свою сказку к народной.

Текст слайда:

А.С. Пушкин использовал в своей сказке такие имена прилагательные для того, чтобы приблизить свою сказку к народной.

Вывод


Слайд 25

ИсточникиКнига А. С. Пушкин « Сказка о рыбаке и

Текст слайда:

Источники

Книга А. С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».
Интернет ресурсы:
http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova
https://yandex.ru/images/search?text



Проект по русскому языку на тему: Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Проект по русскому языку на тему:

Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.


Цель проекта: . 1.Определить какие имена прилагательные автор употребляет в сказке; 2.Определить имена прилагательные, употребленные в переносном значение; 3.Определить имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы.  

Цель проекта: .

1.Определить какие имена прилагательные автор употребляет в сказке;

2.Определить имена прилагательные, употребленные в переносном значение;

3.Определить имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы.


 В 1830­е годы Пушкин начинает писать сказки для детей :  «Сказку о рыбаке рыбке» (1833), «Сказку о золотом петушке» (1834), «Сказку о царе Салтане…» (1831) и др. За сказочными образами, за волшебными сюжетами, за происходящими чудесами и  преображениями героев прочитываются и более глубокие проблемы и темы.  Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» взят из сборника сказок братьев Гримм. Пушкин легко и свободно заменил западноевропейский колорит народным русским.  « Сказка о рыбаке и рыбке » впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения».  — написана 14 октября 1833 года.

В 1830­е годы Пушкин начинает писать

сказки для детей :  «Сказку о рыбаке рыбке»

(1833), «Сказку о золотом петушке» (1834),

«Сказку о царе Салтане…» (1831) и др.

За сказочными образами, за волшебными

сюжетами, за происходящими чудесами и  преображениями героев прочитываются и более глубокие проблемы и темы.  Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» взят из сборника сказок братьев Гримм. Пушкин легко и свободно заменил западноевропейский колорит народным русским. 

« Сказка о рыбаке и рыбке » впервые напечатана в 1835

году в журнале «Библиотека для чтения». 

— написана 14 октября 1833 года.


 Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?


 Задание 1 . Прочитайте сказку. Какие имена прилагательные использовал А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке». Выпиши имена прилагательные, которые употребляются чаще всего. ветхая новое чёрная вольная ласковое заморские синее царские золотая дорогой Назовите имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с этими именами прилагательными?

Задание 1 .

Прочитайте сказку. Какие имена прилагательные использовал А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке».

  • Выпиши имена прилагательные, которые употребляются чаще всего.

ветхая новое чёрная

вольная ласковое заморские синее царские золотая дорогой

  • Назовите имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с этими именами прилагательными?


 Задание 2 .

Задание 2 .


Синее море , ... землянка , ... корыто, … трава , … рыбка , …слово , … голос , … чудо , …корыто , … баба ; … , … труба ; … , … вороты , … крестьянка , … дворянка , ....душегрейка , … кичка , … перстни , … сапожки , … слуги , … царица , … царство , … пряник , … вины , … стража , … невежа , … палаты , … владычица , … буря , … волны.

Синее море , … землянка , … корыто,

… трава , … рыбка , …слово , … голос ,

… чудо , …корыто , … баба ;, … труба ;, … вороты , … крестьянка ,

… дворянка , ….душегрейка , … кичка , … перстни , … сапожки , … слуги ,

… царица , … царство , … пряник ,

… вины , … стража , … невежа ,

… палаты , … владычица , … буря ,

… волны.


Проверка Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба; кирпичная , белёная труба; дубовые , тесовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

Проверка

Синее море, ветхая землянка,

разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба; кирпичная , белёная труба; дубовые , тесовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.


Задание 3 . К именам прилагательным подберите синонимы? Ветхая землянка -……. Золотая рыбка - ……………….. Ласковое слово- ………………. Человеческий голос- ……….. Сварливая, проклятая баба -………….. Беленая труба- ……………… Соболья душегрейка- …………….. Золотые перстни-……………..

Задание 3 .

  • К именам прилагательным подберите синонимы?

Ветхая землянка -……. Золотая рыбка — ……………….. Ласковое слово- ………………. Человеческий голос- ……….. Сварливая, проклятая баба -………….. Беленая труба- ……………… Соболья душегрейка- …………….. Золотые перстни-……………..


Проверка Ветхая землянка - старая, дряхлая Золотая рыбка - драгоценная, прекрасная Ласковое слово- доброе слово Человеческий голос- людской Сварливая, проклятая баба - жадная, скупая Беленая труба- беленная Соболья душегрейка- соболиная Золотые перстни- дорогие, драгоценные

Проверка

Ветхая землянка — старая, дряхлая Золотая рыбка — драгоценная, прекрасная Ласковое слово- доброе слово Человеческий голос- людской Сварливая, проклятая баба — жадная, скупая Беленая труба- беленная Соболья душегрейка- соболиная Золотые перстни- дорогие, драгоценные


Задание 4 . К именам прилагательным подберите антонимы? Ветхая землянка -…. землянка Разбитое корыто-… корыто Ласковое слово- … слово Великое чудо-… чудо Черная крестьянка -…. крестьянка Черная буря- ….буря Старый невежа- …. невежа Сердитые волны- …. волны

Задание 4 .

  • К именам прилагательным подберите антонимы?

Ветхая землянка -…. землянка

Разбитое корыто-… корыто

Ласковое слово- … слово

Великое чудо-… чудо

Черная крестьянка -…. крестьянка

Черная буря- ….буря

Старый невежа- …. невежа

Сердитые волны- …. волны


Проверка Ветхая землянка - старая землянка Разбитое корыто- новое корыто Ласковое слово- грубое слово Великое чудо- малое чудо Черная крестьянка - белая крестьянка Черная буря- белая буря Старый невежа- молодой невежа Сердитые волны- добрые волны

Проверка

Ветхая землянка — старая землянка

Разбитое корыто- новое корыто

Ласковое слово- грубое слово

Великое чудо- малое чудо

Черная крестьянка — белая крестьянка

Черная буря- белая буря

Старый невежа- молодой невежа

Сердитые волны- добрые волны


Имена прилагательные в переносном значении Сердитые (волны) – ……….. Золотая (рыбка) – …….. Чёрная (буря) – ……….. (Пряник) печатный – ……… Чёрная крестьянка – ………… Прямой простофиля – …………

Имена прилагательные в переносном значении

Сердитые (волны) – ………..

Золотая (рыбка) – ……..

Чёрная (буря) – ………..

(Пряник) печатный – ………

Чёрная крестьянка – …………

Прямой простофиля – …………


Проверка Сердитые (волны) – очень высокие волны Золотая (рыбка) – рыбка покрытая золотистой чешуёй Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море (Пряник) печатный – пряник с оттиснутым рисунком или буквами Чёрная крестьянка – бедная крестьянка Прямой простофиля – доверчивый, несообразительный

Проверка

Сердитые (волны) – очень высокие волны

Золотая (рыбка) – рыбка покрытая золотистой чешуёй

Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море

(Пряник) печатный – пряник с оттиснутым рисунком или буквами

Чёрная крестьянка – бедная крестьянка

Прямой простофиля – доверчивый, несообразительный


 Устаревшие имена существительные Ветхая землянка Владычица Душегрейка Заморский Землянка Корыто Парчовая кичка на маковке Печатный пряник Столбовая дворянка Тесовые вороты Черная крестьянка

Устаревшие имена существительные Ветхая землянка Владычица Душегрейка Заморский Землянка Корыто Парчовая кичка на маковке Печатный пряник Столбовая дворянка Тесовые вороты Черная крестьянка


Значение устаревших словосочетаний . Ветхая землянка  – разрушающаяся, пришедшая в негодность Владычица  – повелительница Душегрейка-  старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов Заморский-  привезенный из-за моря, заграницы Землянка-  жилье, вырытое в земле Корыто-  большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна

Значение устаревших словосочетаний .

Ветхая землянка  – разрушающаяся, пришедшая в негодность

Владычица  – повелительница

Душегрейка-  старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов

Заморский-  привезенный из-за моря, заграницы

Землянка-  жилье, вырытое в земле

Корыто-  большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна


Парчовая кичка на маковке – старинный женский головной убор из парчи на голове Печатный пряник-  пряник с выдавленными узорами, знаками Столбовая дворянка-  потомственная дворянка Тесовые вороты -  ворота, сделанные из тонких обработанных досок Черная крестьянка-  простая непривилегированная крестьянка

Парчовая кичка на маковке – старинный женский головной убор из парчи на голове

Печатный пряник-  пряник с выдавленными узорами, знаками

Столбовая дворянка-  потомственная дворянка

Тесовые вороты  ворота, сделанные из тонких обработанных досок

Черная крестьянка-  простая непривилегированная крестьянка


Подумай Почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов? Ответ: Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер ( характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.)

Подумай Почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов?

Ответ: Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер ( характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.)


Какова роль прилагательных в речи?

Какова роль прилагательных в речи?


 ВЫВОД : Мы заметили, что особую красоту придают прилагательные, которые были использованы автором. Прилагательные в предложении играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.

ВЫВОД :

Мы заметили, что особую красоту придают прилагательные, которые были использованы автором. Прилагательные в предложении играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.


Что за прелесть эти сказки! Проект по русскому языку на тему:

Что за прелесть эти сказки!

Проект

по русскому языку на тему:

«Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Выполнили: ученики 4 класса.

МКОУ «Первомайская СОШ»


Цель проекта: . 1. Усвоить знания  об имени прилагательном на примере произведения  А.С.Пушкина

Цель проекта: .

1. Усвоить знания  об имени прилагательном на примере произведения  А.С.Пушкина «Сказка о  рыбаке и рыбке».

2. Найти имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»; 3. Определить имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы, антонимы и слова переносного значения; 4. Научиться составлять словарь о имени прилагательном.

5. Сделать выводы.

6. Представить проект в классе.


Проект к сказке о рыбаке и рыбке 2 класс имя прилагательное по сказке пушкина

«Задачи  проекта:

1. Закрепить и обобщить знания об имени прилагательном.

2. Обогатить словарный запас детей

3. Получить новые знания из дополнительных источников 


Повторение: Мы знаем, что… Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Повторение: Мы знаем, что… Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?


Имена прилагательные изменяются по родам ( в единственном числе), числам, падежам Синее, ветхая, разбитое, морская, золотая, человеческий, ласковое, великое, новое, сварливая, кирпичная, белёная, дубовые

Имена прилагательные изменяются по родам ( в единственном числе), числам, падежам Синее, ветхая, разбитое, морская, золотая, человеческий, ласковое, великое, новое, сварливая, кирпичная, белёная, дубовые


Сначала мы прочитали сказку А.С.Пушкина «Сказку о рыбаке и рыбке»

Сначала мы прочитали сказку А.С.Пушкина «Сказку о рыбаке и рыбке»


Имена прилагательные с существительными (словосочетание) Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба; кирпичная, белёная труба; дубовые, тесовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

Имена прилагательные с существительными (словосочетание) Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба; кирпичная, белёная труба; дубовые, тесовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.


Синонимы Ветхая землянка -старая, дряхлая Золотая рыбка - драгоценная, прекрасная Ласковое слово- доброе слово Человеческий голос- людской Сварливая, проклятая баба -жадная, скупая Беленая труба- беленная Соболья душегрейка- соболиная Золотые перстни-дорогие, драгоценные

Синонимы Ветхая землянка -старая, дряхлая Золотая рыбка — драгоценная, прекрасная Ласковое слово- доброе слово Человеческий голос- людской Сварливая, проклятая баба -жадная, скупая Беленая труба- беленная Соболья душегрейка- соболиная Золотые перстни-дорогие, драгоценные


Антонимы Ветхая землянка -новая землянка Разбитое корыто-новое корыто Ласковое слово- грубое слово Великое чудо-малое чудо Черная крестьянка -белая крестьянка Черная буря- белая буря Старый невежа- молодой невежа Сердитые волны- добрые волны Красные сапожки- алые, пунцовые Усердные слуги- очень старательные Целое царство -большое, ценное Царские палаты -королевские Заморские вины- зарубежные, иностранные Грозная стража - жестокая, суровая Владычица морская -царствующая , правящая

Антонимы

Ветхая землянка -новая землянка

Разбитое корыто-новое корыто

Ласковое слово- грубое слово

Великое чудо-малое чудо

Черная крестьянка -белая крестьянка

Черная буря- белая буря

Старый невежа- молодой невежа

Сердитые волны- добрые волны

Красные сапожки- алые, пунцовые

Усердные слуги- очень старательные

Целое царство -большое, ценное

Царские палаты -королевские

Заморские вины- зарубежные, иностранные

Грозная стража — жестокая, суровая

Владычица морская -царствующая ,

правящая


Имена прилагательные в переносном значении Сердитые (волны) – очень высокие волны Золотая (рыбка) – рыбка покрытая золотистой чешуёй Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море (Пряник) печатный – пряник с оттиснутым рисунком или буквами Чёрная крестьянка – бедная крестьянка Прямой простофиля – доверчивый, несообразительный

Имена прилагательные в переносном значении

Сердитые (волны) – очень высокие волны

Золотая (рыбка) – рыбка покрытая золотистой чешуёй

Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море

(Пряник) печатный – пряник с оттиснутым рисунком или буквами

Чёрная крестьянка – бедная крестьянка

Прямой простофиля – доверчивый, несообразительный


Устаревшие имена существительные Ветхая землянка Владычица Душегрейка Заморский Землянка Корыто Парчовая кичка на маковке Печатный пряник Столбовая дворянка Тесовые вороты Черная крестьянка

Устаревшие имена существительные Ветхая землянка Владычица Душегрейка Заморский Землянка Корыто Парчовая кичка на маковке Печатный пряник Столбовая дворянка Тесовые вороты Черная крестьянка


Словарь Ветхая землянка  – разрушающаяся, пришедшая в негодность Владычица  – повелительница, властелина Душегрейка-  старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов Заморский-  привезенный из-за моря, заграницы Землянка-  жилье, вырытое в земле Корыто-  большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна

Словарь Ветхая землянка  – разрушающаяся, пришедшая в негодность Владычица  – повелительница, властелина Душегрейка-  старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов Заморский-  привезенный из-за моря, заграницы Землянка-  жилье, вырытое в земле Корыто-  большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна


Словарь Парчовая кичка на маковке-  кичка- старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы, сделанный из парчи (шелка, расшитого золотой ниткой) и надетый на макушку Печатный пряник-  пряник с выдавленными узорами, знаками Столбовая дворянка-  потомственная дворянка Тесовые вороты-  ворота, сделанные из тонких обработанных досок Черная крестьянка-  простая непривилегированная крестьянка

Словарь

Парчовая кичка на маковке-  кичка- старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы, сделанный из парчи (шелка, расшитого золотой ниткой) и надетый на макушку

Печатный пряник-  пряник с выдавленными узорами, знаками

Столбовая дворянка-  потомственная дворянка

Тесовые вороты-  ворота, сделанные из тонких обработанных досок

Черная крестьянка-  простая непривилегированная крестьянка


Подумай Почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов? Ответ: Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер ( характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.)

Подумай Почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов? Ответ: Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер ( характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.)


Какова роль прилагательных в речи? Ответ: Прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной, более точной.

Какова роль прилагательных в речи? Ответ:

Прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной, более точной.


ВЫВОД: Выполняя данный проект, мы заметили, что особую красоту ей придают прилагательные, которые были использованы автором. Прилагательные в предложении играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.

ВЫВОД: Выполняя данный проект, мы заметили, что особую красоту ей придают прилагательные, которые были использованы автором. Прилагательные в предложении играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Русятинская основная общеобразовательная школа»

99691356 1

99691356 2

99691356 399691356 499691356 5

ВЫПОЛНИЛА: учащаяся 4 класса Уфимцева Дарья

ПРОВЕРИЛА: Газдиева Ф.А-В.

Русятино, 2017 год

Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин 99691356 6

(26 мая [6 июня] 1799, Москва — 

29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) 

 русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.

Пушкин в своем творчестве, являющемся художественной энциклопедией российской действительности, затронул коренные общественные проблемы своего времени: самодержавие и народ, личность и государство, трагическое одиночество передовой дворянской интеллигенции Золотого века.99691356 7

Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка.

Псевдонимы: Александр НКШП, Иван Петрович Белкин, Феофилакт Косичкин (журнальный), P., Ст. Арз. (Старый Арзамасец), А. Б.

Жена: Гончарова Наталья Николаевна (1831-1837 гг.)

Родители: Надежда Осиповна Пушкина

Дети: Наталья Александровна Пушкина, Григорий Александрович Пушкин, Мария Александровна Гартунг

Внешность99691356 8

Автопортрет

Рост А. С. Пушкина составлял 2 аршина 5 вершков с половиной (он замерен художником Григорием Чернецовым 15 апреля 1832 года). Это 166,7 см, что на то время было для мужчины немало (рост жены Пушкина составлял 173 см). О внешности Пушкина у современников сложились различные мнения. В бо́льшей степени они зависят от отношения к нему. В общепринятом понимании Пушкина никто не называл красивым, однако многие отмечали, что черты его лица делались прекрасными, когда становились отражением его одухотворённости. М. В. Юзефович особенно обращал внимание на глаза Пушкина, «в которых, казалось, отражалось всё прекрасное в природе». Л. П. Никольская, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора, так описывает его:

«Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно — это тёмно-серые с синеватым отливом глаза — большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное. Он хорошо говорит: ах, сколько было ума и жизни в его неискусственной речи! А какой он весёлый, любезный, прелесть! Этот дурняшка мог нравиться…»

99691356 9

«Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» — сказка Александра Сергеевича Пушкина. Написана 2 (14) октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». В рукописи есть помета: «18 песнь сербская». Эта помета означает, что Пушкин собирался включить её в состав «Песен западных славян». С этим циклом сближает сказку и стихотворный размер.99691356 10

Сюжет

Старик с женой живут у моря. Старик добывает пропитание рыбной ловлей, и однажды в его сети попадается необычная золотая рыбка, способная говорить человеческим языком. Она обещает любой выкуп и просит отпустить её в море, но старик отпускает рыбку, не прося награды. Возвратившись домой, он рассказывает жене о произошедшем. Обругав мужа, она заставляет его вернуться к морю, позвать рыбку и попросить хотя бы новое корыто вместо разбитого. У моря старик зовёт рыбку, которая появляется и обещает исполнить его желание, говоря: «Не печалься, ступай себе с Богом».99691356 11

Возвратившись домой, он видит у жены новое корыто. Однако аппетиты старухи всё возрастают — она заставляет мужа возвращаться к рыбке снова и снова, требуя для обоих, а потом только для себя, всё больше и больше: получить новую избу; быть столбовой дворянкой; быть «вольною царицей».

Море, к которому приходит старик, постепенно меняется от спокойного ко штормящему. Отношение старухи к старику всё ухудшается: сначала она только бранит его, потом, став дворянкой, посылает на конюшню, а став царицей, выгоняет. Под конец она призывает мужа обратно и требует, чтобы рыбка сделала её «владычицей морскою», причём сама рыбка должна стать у неё в услужении. Рыбка не отвечает на просьбу старика, а когда он возвращается домой, то видит старуху, сидящую перед старой землянкой у старого разбитого корыта.

В русскую культуру вошла поговорка «остаться у разбитого корыта» — то есть, погнаться за бо́льшим, а остаться ни с чем.

Театрально-музыкальные и экранизированные постановки

В 1937 году на студии «Мосфильм» был снят цветной (по методу Павла Мершина) кукольный мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке». Автор сценария и режиссёр-постановщик — Александр Птушко.

В 1950 году на киностудии «Союзмультфильм» по сценарию Михаила Вольпина выпустили рисованный мультипликационный фильм «Сказка о рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Михаил Цехановский, композитор — Юрий Левитин.

В фильме «После дождичка в четверг» (1986) Иван-царевич и Иван-подкидыш разыгрывают перед Кощеем кукольное представление этой сказки.99691356 12

В 1997 году в Санкт-Петербургском драматическом театре «Патриот» РОСТО был поставлен музыкальный спектакль по мотивам сказки (постановка Геннадия Егорова).

В 1998 году театром кукол Московского Городского Дворца детского (юношеского) творчества был поставлен спектакль-опера «Сказка о рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Елена Плотникова, композитор — Елена Могилевская.

В 2002 году на киностудии «Союзмультфильм» по сценарию Наталии Дабижи вышел мультипликационный фильм «О рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Наталия Дабижа, композитор — Геннадий Гладков.

Задание 1. Прочитайте сказку. Выпиши имена прилагательные, которые чаще всего использовал А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 2. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запиши составленные словосочетания.

………….. море, ………..…. землянка, …..………. корыто, …………….. трава, …………… рыбка, ………….….. слово, ……………….……. голос, …………..…….. чудо, …………………… корыто, ……………….. баба, ………………. труба, ……………………… вороты, ………… крестьянка, ………………… дворянка, ……………. душегрейка, ………………. кичка, …………….. перстни, …………..…… сапожки, ……………..…. слуги, …………………. царица, ……..………… царство, ……………..…. пряник, ……………..………. вины, …………….….. стража, …………….. невежа, ……………….. палаты, ……………. владычица, …………….. буря, …………….. волны.

ЗАДАНИЕ 3. Выпишите из сказки 3 словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. Подберите к данным именам прилагательным синонимы:

Ветхая землянка – ………………………………………..

Ласковое слово – …………………………………………

Красные сапожки – …………………………………………

Усердные слуги – ……………………………………………

Грозная стража – ………………………………………………….

Царские палаты —

Заморские вины-

ЗАДАНИЕ 5. Подберите к данным именам прилагательным антонимы:

Ветхая землянка – ………………………

Ласковое слово – ……………………….

Великое чудо — …………………………..

Старый невежа — ………………………….

Сердитые волны — ………………………….

ЗАДАНИЕ 6. Объясните значение устаревших словосочетаний:

Заморские вина – иностранные, чужеземные.

Парчовая кичка на маковке – кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы, сделанный из парчи (шёлка, расшитого золотой нитью) и надетый на макушку.

Печатный пряник – мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста, изготавливается с помощью пряничной доски. Пряник с выдавленными знаками, узорами.

Тесовые вороты – ворота из тонких досок древесины хвойных пород.

Чёрная крестьянка – крестьянка, проживавшая на свободных от помещика землях.

Ветхая землянка – разрушающаяся, пришедшая в негодность.

Владычица – повелительница, властелина.

Душегрейка – старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов.

Заморский – привезённый из-за моря, из заграницы.
Землянка – жильё, вырытое в земле.

Корыто – большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна, позднее из оцинкованного железа.

Столбовая дворянка – потомственная дворянка.

Зад 3 Чёрная крестьянка, сердитые волны, прямой простофиля.

Зад.1 . ветхая новое вольная ласковое золотая дорогой царские синее заморские чёрная

ЗАД 2 Синее море, ветхая землянка, новое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, разбитое корыто, сварливая баба, белёная труба, дубовые, тесовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.

ЗАДАНИЕ 4. Подберите к данным именам прилагательным синонимы:

Ветхая землянка – старая землянка

Ласковое слово – нежное, доброе слово

Красные сапожки – алые сапожки

Усердные слуги – преданные, старательные

Грозная стража – суровая, свирепая, безжалостная

ЗАДАНИЕ 5. Подберите к данным именам прилагательным антонимы:

Ветхая землянка – новая Ласковое слово – грубое Великое чудо- незначительное Старый невежа- молодой Сердитые волны- добрые, приветливые

ЗАДАНИЕ 6 Объясните значение устаревших словосочетаний. Заморские вина – иностранные, чужеземные. Парчовая кичка на маковке – старинный женский головной убор из парчи на голове

Печатный пряник – мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста, изготавливается с помощью пряничной доски.

Тесовые вороты – ворота из тонких досок древесины хвойных пород

Чёрная крестьянка –крестьянка, проживавшая на свободных от помещика землях.

Синонимы

Красные сапожки-

алые, пунцовые

очень старательные

Усердные слуги-

Целое царство —

большое, ценное

Царские палаты —

королевские

зарубежные, иностранные

Заморские вины-

жестокая, суровая

Грозная стража —

царствующая, правящая

Владычица морская —

Словосочетания.

Синее, глубокое море Чёрная буря

Ветхая землянка Сердитые волны

Разбитое корыто Морская трава

Золотая рыбка Ласковое слово

Великое чудо Человеческий голос

Сварливая, проклятая баба Беленая труба

Тесовые, дубовые вороты Чёрная крестьянка

Столбовая дворянка Соболья душегрейка

Парчовая кичка Золотые перстни

Красные сапожки Усердные слуги

Вольная, грозная царица Целое царство

Царские палаты Заморские вины

Печатный пряник Грозная стража

Владычица морская Старый невежа

Антонимы

Ветхая землянка – новая землянка.

Разбитое корыто – новое корыто

Ласковое слово – грубое слово

Великое чудо – малое чудо

Чёрная крестьянка – белая крестьянка

Чёрная буря – белая буря

Старый невежа – молодой невежа

Сердитые волны – добрые волны

Синонимы

Ветхая землянка – старая, дряхлая

Морская трава — моряцкая

Золотая рыбка – драгоценная, прекрасная

Ласковое слово – нежное, доброе

Великое чудо – безмерное, знаменитое

Человеческий голос — людской

Сварливая, проклятая баба – жадная, скупая

Беленая труба — беленная

Столбовая дворянка — коренная, потомственная.

Соболья душегрейка — соболиная

Парчовая кичка — златотканая

Золотые перстни – дорогие, драгоценные.

Красные сапожки – алые, пунцовые

Усердные слуги – очень старательные

Вольная, грозная царица — отпускная

Целое царство – большое, ценное

Царские палаты — королевские

Заморские вины – зарубежные, чужие

Печатный пряник – изданный

Грозная стража – жестокая, суровая

Владычица морская – царствующая, правящая

Имена прилагательные в переносном значении.

Золотая рыбка

Сердитые волны

Чёрная крестьянка

Словосочетания

Синее, глубокое море

Ветхая землянка

Великое чудо

Сварливая, проклятая баба

Тесовые, дубовые ворота

Беленая трава

Столбовая дворянка

Парчовая кичка

Красные сапожки

Вольная, грозная царица

Царские палаты

Печатный пряник

Грозная стража

Владычица морская

Черная буря

Сердитые волны

Морская трава

Ласковое слово

Человеческий голос

Черная крестьянка

Соболья душегрейка

Золотые перстни

Усердные слуги

Целое царство

Заморские вины

Старые невежа

Синонимы

Красные сапожки-

алые, пунцовые

очень старательные

Усердные слуги-

Целое царство —

большое, ценное

Царские палаты —

королевские

зарубежные, иностранные

Заморские вины-

жестокая, суровая

Грозная стража —

царствующая, правящая

Владычица морская —

Имена прилагательные в переносном значении

Золотая рыбка

Сердитые волны

Черная крестьянка

Подумай

Почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов? Ответ

Какова роль прилагательных в речи? Ответ

Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер (характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.)

Прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной, более точной

синего

 моря.

ветхой

 землянке. травой

 морскою.золотая

 рыбка.Голосом 

 человечьим. Дорогой

  откуп. 

ласковое

 слово. 

великое

 чудо. рыбку 

непростую.

н

овое

 корыто

 . сварливая

 баба. С 

кирпичною, беленою

трубою,С 

дубовыми, тесовыми

 вороты.

черной

 крестьянкой.

 столбовою

дворянкой.

дорогой собольей

 душегрейке. 

Парчевая

  кичка. 

золотые

перстни, 

красные

 сапожки. у

сердные

 слуги. 

вольною

 царицей. 

целое

царство. 

заморские

 вины.пряником 

печатным. грозная

 стража, 

грозная

царица. 

старый

 невежа. владычицей 

морскою. черная

 буря .

 сердитые

волны. 

проклятою

 бабой. 

глубокое

 море

.разбитое

 корыто.

Делала строго по тексту. Прилагательные подчеркнуты. Проверь, чтобы не было повторений.
Выписала так, что как раз на все вопросы можно ответить. 

  • Проект моя первая народная сказка 3 класс
  • Проект волшебная сказка 3 класс по литературному чтению пример с рисунком
  • Проект долгосрочный в средней группе на тему сказки
  • Проект дома зимняя сказка
  • Продуманно как пишется и почему