Проект художественный мир пушкинских сказок 5 класс

Автор: энговатова екатерина павловнаруководитель: муравлва елена валентиновна учреждение: тогбоу жердевская школа - интернат в процессе работы над творческим проектом по

Автор: 

Энговатова Екатерина Павловна

Руководитель: 

Муравлёва Елена Валентиновна

Учреждение: 

ТОГБОУ Жердевская школа — интернат

В процессе работы над творческим проектом по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки!» автором была поставлена цель, сформировать представления о творчестве А.С. Пушкина – сказочника. А также  выяснить, какое влияние оказала Арина Родионовна на творчество А.С. Пушкина, познакомиться с устаревшими словами, встречающихся в произведениях писателя.

Подробнее о проекте:

В рамках учебной исследовательской работе по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки! » был подготовлен творческий материал для одноклассников с целью привлечения их внимания к сказочному творчеству А. С. Пушкина. В своем исследовании ученица школы стремилась узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках Пушкина.

В исследовательской работе (проекте) в 7 классе на тему «Что за прелесть эти сказки!» было проведено анкетирование среди учащихся с целью, определить уровень их знаний об устаревших словах. Ученицей была выдвинута гепотеза о том, что Пушкин использовал устаревшие слова в своих сказках для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.

Оглавление

Введение
1. Роль няни —  Арины Родионовны  в творчестве А. С. Пушкина.
2. Лексика сказок А.С. Пушкина
Заключение
Список литературы

Введение

Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской литературы. Это величайший поэт всех времен. Произведения А.С.Пушкина – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны не только в России. Меня всегда интересовало, как и от кого приходило вдохновение написания сказок. В своей исследовательской работе я хочу это узнать и донести до одноклассников.

Гипотеза:  на написание сказок оказала огромное влияние  Арина Родионовна, а  используемые устаревшие слова в своих сказках, необходимы для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.

Объект исследования: сказки А.С.Пушкина

Задачи:

  1. способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  2. развивать артистические способности;
  3. прочитать сказки А.С. Пушкина и найти в них устаревшие слова.

Методы исследования:

  1. Сбор информации;
  2. Анкетирование
  3. Лингвистический эксперимент;
  4. Анализ;
  5. Обобщениерезультатов.

Роль няни —  Арины Родионовны  в творчестве А. С. Пушкина

Я попыталась выяснить, сопоставив разные источники, каким был реальный вклад няни на творчество Пушкина, какие сказки были рассказаны ею. Таких сказок я обнаружила семь. Няня знала настоящие народные сказки. От неё поэт услышал первые сказки – о Бове-корове и Еруслане Лазаревиче. Пушкин вспоминал о них в лицейском стихотворении «Сон» (1816). Подвиги Бовы приводили в трепет мальчика Пушкина, героя сказки являлись ему во сне:

Волшебники, волшебницы слетели,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь Муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум…

Сохранился отрывок лицейской поэмы «Бова» (1814г.)

В 1820 году Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила». Имя главного героя (переделанное из Еруслана), скорее всего, появилось из няниной сказки. Под влиянием сказок Арины Родионовны возник в поэме и образ чародея Финна. Финские чародейства подробно описаны в северных сказках. Эти северные, скандинавские сказки Пушкин мог услышать от Арины Родионовны. Она родилась и жила среди финнов и карелов. У Пушкина Финн — имя собственное. Возможно, злой великан Финн из скандинавской сказки превратился в его поэме в доброго волшебника Финна.

В годы Михайловской ссылки Пушкин записывает от Арины Родионовны несколько текстов (видимо, в том же ноябре 1824 года, когда он сообщает брату, что слушает сказки няни). Пушкин делает записи семи сказочных сюжетов, передавая своеобразную художественную манеру рассказчицы.

Первая из них известна в русском фольклоре как «Сказка о чудесных детях и оклеветанной жене».

«Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что государство одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась её погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34 уродился чудом.

Таково начало сказки, послужившей основой для написания Пушкиным в августе 1831 года в Царском Селе «Сказки о царе Салтане». У Арины Родионовны было взято и оригинальное имя царя, но «Султан Султанович, турецкий государь», превратился в царя Салтана. У Пушкина чудеса творит царевна Лебедь, а у няни – сам царевич, «уродившийся чудом». В сказке Пушкина также выходят из моря «тридцать три богатыря» — и стерегущий их старик, названный здесь «дядькой Черномором».

Царевич «уродившийся чудом», и число детей – 34 –в других вариантах этой сказки не встречаются (обычно сыновей у царицы трое, семь или двенадцать). Нет нигде и юношей, живущих в море (обычно они живут в лесу или на острове).

Почти во всех сказках Арины Родионовны присутствует её любимый эпитет – «золотой» (у царевича «ручки по локотки золотые» и т. д.). Пушкин употребит его в своих сказках, даже тех, что написаны им позднее по книжным источникам («золотая рыбка», «золотой петушок»).

Высокое мастерство Арины Родионовны – сказочницы, быть может, с ещё большей яркостью обнаруживается во второй записи. Сюжет имеет название «Чудесное бегство» или «Магическое бегство». Герой сказки – юноша, обещанный морскому или подземному царю. Девушка – дочь царя – выручает его. Они вместе бегут и, спасаясь от погони, превращаются в животных и разные предметы.

Сказка в передаче Арины Родионовны отличается замечательной характеристикой героя. Он не пассивен и растерян, как в иных вариантах сказки. Это добрый молодец, «безунывная головушка». Он не боится угроз морского царя. «Повесить так повесить, голова моя не дорога», — говорит Иван-царевич. Замечательна своей образностью и речь Марьи-царевны, иногда рифмованная. «Не печалься Иван-царевич, — говорит она, — скинь портки, повесь на шесток да спи…» (Слово «портки» или «порты», означало в старославянском языке всю верхнюю одежду.)

Морской царь задаёт Ивану-царевичу трудные задачи. Особо оригинальна третья, невыполнимая. «Ну, — Иван-царевич, — сказала Марья-царевна, — тут уж тебе и я не помогу – дело в том, чтоб ты сшил сапоги, покамест у него в руках соломинка будет гореть. Убежим».

Запись эта не нашла в творчестве Пушкина отражения. Он подарил её другому поэту – В.А. Жуковскому. Она стала одним из источников его сказки «О царе Берендее…».

На основе третьей записи Пушкиным создана «Сказка о попе и о работнике Балде». У Арины Родионовны Балда вопреки имени, как Иван-дурачок в русской сказке — добрый молодец, носитель народной мудрости.

Осенью 1830 года в Болдине Пушкин пишет «Сказку о попе и о работнике его Балде». В ней речь героя напоминает текст няниной сказки:

Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить.
Беса старого взяла тут унылость.
Скажи, за что такая немилость?
Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока…

Следующая запись послужила Пушкину материалом для создания «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Этот сюжет, широко известный в западноевропейском фольклоре, у Арины Родионовны обрёл своеобразные черты.

В «Указателе сказочных сюжетов» о содержании сказки говорится: злая мачеха приказала убить красавицу падчерицу, но она спасается и живёт в лесу у разбойников, карликов или гномов; мачеха трижды отравляет её, дважды она спасается; на третий раз девушку кладут в гроб к себе, и она оживает.

На основе сказки, записанной от Арины Родионовны, а также известной Пушкину к этому времени сказки братьев Гримм на аналогичный сюжет он создал в ноябре 1833 года свою «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Лексика сказок А.С. Пушкина

В рамках данного проекта я исследовала устаревшие слова в пяти сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой Царевне и семи богатырях», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…»

Герои Пушкина имеют разнообразные титулы и звания: царь, царица, бояре, чернавка (сенная девушка, служанка для «черной» работы), поп, рыбак, столбовая дворянка, купцы, черница (монахиня), повариха, сватья, князь (Гвидон), королевич (Елисей). Любопытны слова «дядька» (в старину дядькой называли наставника) и гости (в Древней Руси гостями называли купцов).

Имена и прозвища пушкинских героев многозначительны: Балда, царь Салтан, баба Бабариха, князь Гвидон, Черномор. Черномор у Пущкина – статный предводитель тридцати трёх богатырей, живущий под водой и ничего дурного сухопутным обитателям не делающий («Сказка о царе Салтане»). Имя Салтана явно восходит к арабскому слову «султан» , проникшему ещё и в тюркские языки, а Гвидон — к итальянскому Guido , видимо от ставшего нарицательным имени какого-то знатного римлянина, напрямую или через название исторической области вблизи Рима.

Мы знакомы с географической картой мира, на которой обозначены страны. И в каждой стране, изображенной на карте, можно найти реки, озера, города, моря и их названия. Так вот, у Страны пушкинских сказок тоже есть своя карта: Синее море, море-Окиян чудный остров князя Гвидона, остров Буян; Царство славного Салтана; Зеленыя дубравы; Речка тихоструйная; Высокая гора; Лукоморье.

“Пристают к заставе гости; Князь Гвидон зовёт их в гости” («Сказке о царе Салтане…»)

В старину «застава» — место въезда в город или выезда из него, охраняемое стражей. Название острова Пушкин воспринял из русской народной традиции — Буян. В древнерусском языке так именовали высокое место, холм, бугор, а также возвышенное место для богослужения. Так могли называть и гору на острове, возвышавшуюся среди пучины в море. В северно-русских говорах Буян также связан с водой, морем. Напрашивается сравнение с современным словом «буй», которым обозначают сигнальный маячок, возвышающийся над водой.

Выявление этих архаичных значений помогает разгадать глубинный смысл пушкинской мифологемы «остров Буян». Представляется город на горе посреди моря, с пристанью и торгом, святилищами и храмами, что подтверждается и строками Пушкина: «…мимо острова Буяна в царство славного Салтана…»

В сказках звучат те слова, которые сейчас мы не используем. К примеру, названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кичка, жупан, шушун, армяк, душегрейка . Одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению.

В сказках у Пушкина мы встречаем описание мужской одежды царя Салтана:

«Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице…».

Встречаем мы и описание элементов женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой:

«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».

В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна, полтина и др. Алтын — монета, равная 3 копейкам. Грош — монета, равная 2 копейкам. Полушка-монета, равная 1/4 копейкам. Гривна-монета, равная 5-6 рублям. Полтина – монета, равная 50 копейкам.

Заключение

Таким образом, в своём проекте я выяснила, что  няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, сыграла свою неоценимую роль в жизни и творчестве поэта. Крепостная крестьянка простая русская женщина стала первым народным учителем великого поэта, его ангелом- хранителем. А так же я убедилась, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен

Список литературы

  1. Вересаев В.В. Загадочный Пушкин, М: Республика, 2009 г.
  2. Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., «Аса», 2008. — с. 63
  3. Кузнецова А. Арина Родионовна, ж. «Красный Октябрь», М:, 1998 г.
  4. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. М., Просвещение, 1987 г.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Тема: Внеклассное чтение. Художественный мир пушкинских сказок.

Цели: прививать любовь к чтению; обучать вдумчивому прочтению сказки; развивать креативные способностей у детей, проследить к чему приводит человеческая гордость, зависть и себялюбие, какие трудности преодолевает любовь.

Оборудование: портреты А.С.Пушкина; различные издания сказок Пушкина; 2 чёрных ящика с предметами (или иллюстрациями предметов) из сказок Пушкина.

Урок-игра.

Ход урока.

  1. Орг. момент

  2. Вступительная беседа

— Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в раннем детстве и, ещё не умея читать, повторяем за мамой знакомые слова: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Мир пушкинских героев живёт с нами и позже, в школьные годы. А поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит живой водой всех, кто прикоснётся к нему.

III. Игра «Знатоки сказок А.С.Пушкина»

— Сегодня у нас не обычный урок, а урок-игра. Для этого нам нужно разделиться на две команды. Каждая команда выбирает себе название. («Лукоморье» и «Синеморье»)

1 Конкурс «Знаете ли вы биографию Пушкина»

— Где и когда родился А.С.Пушкин?

— Назовите родителей Пушкина?

— Как звали няню Пушкина?

— Где учился А.С.Пушкин?

— Как звали русского поэта, который присутствовал на публичном экзамене в лицее?

— Какие сказки написал Пушкин после спора с В.А.Жуковским?

— Какая надпись была на подаренном Жуковским портрете?

— Перечислите сказки Пушкина.

2 Конкурс «Знатоки стихотворений А.С.Пушкина»

— Ребята, первый конкурс нашей игры называется «Знатоки стихотворений А.С.Пушкина». По жребию один из участников команды начинает читать стихотворение А.С.Пушкина, игроки другой команды должны его продолжить. Побеждает команда, знающая больше стихотворений.

3 Конкурс «Литературный детектив»

Командам выдаётся «чёрный ящик», в которой лежат предметы, встречающиеся в сказках Пушкина (зеркало, золотой петушок, золотая рыбка, бочка, яблоко, муха и т.д). Надо угадать, из какой сказки этот предмет.

4 Конкурс «Дальше, дальше, дальше…»

— За одну минуту команды должны дать как можно больше ответов на вопросы.

— Как царица обращалась к своему зеркальцу? («Свет мой, зеркальце! Скажи,/ Да всю правду доложи:/ Я ль на свете всех милее,/ Всех румяней и белее?»)

— Что приговаривал Балда? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

— Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жил старик со своею старухой/ У самого синего моря»)

— Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»? («Три девицы под окном/ Пряли поздно вечерком»)

— В чем заключалась сила и власть Черномора? (в бороде)

— Кто помогал царице избавиться от царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? (Чернавка)

— Мимо какого острова проплывали корабли в одной из сказок? (мимо острова Буяна)

— В кого превращался князь Гвидон? (в комара, в муху, в шмеля)

— Какую песню пела белочка? (Во саду ли, в огороде…)

— Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («Сказка ложь, да в ней намёк!/ Добрым молодцам урок».)

— Как звали пса из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях?» (Соколко)

— Назовите любимое время года Пушкина? (осень)

— Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева)

ФИЗМИНУТКА

5 Конкурс «Узнай героя и из какого он произведения?»

— «Идёт, бредёт сама собой…» (избушка на курьих ножках, «Пролог»)

— «Голубка дряхлая моя…» (няня, «Няне»)

— «Месяц под косой блестит, / А во лбу звезда горит…» (Царевна-лебедь, «Сказка о царе Салтане…»)

— «За столом сидит она царицей,/ Служат ей бояре да дворяне…» (старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

-«Высока, стройна, бела, / И умом и всем взяла;/ Но зато горда, ломлива,/ Своенравна и ревнива.» (Царица, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

— «Смолоду был грозен он/ И соседям то и дело / Наносил обиды смело…» (царь Дадон, «Сказка о золотом петушке»)

6 Конкурс «Заморочки из бочки»

— Назовите, произведения, из которых взяты эти строчки:

— «Там русский дух, там Русью пахнет…» («Пролог» из поэмы «Руслан и Людмила»)

— «Ветер по морю гуляет/ И кораблик подгоняет» («Сказка о царе Салтане»)

— «Они жили в ветхой землянке/ Ровно тридцать лет и три года» («Сказка о рыбаке и рыбке»)

— «Час обеда приближался, / Топот по двору раздался» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

— «Петушок с высокой спицы/ Стал стеречь его границы» («Сказка о золотом петушке»)

— «Нужен мне работник:/ Повар, конюх и плотник.» («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

7 Конкурс «Живые картинки»

— Каждая команда должна при помощи движений, мимики и жестов изобразить любой эпизод из сказок Пушкина, другая команда отгадывает сказку.

8 Конкурс «Откуда взято название команды?»

— Расскажите, почему ваши команды так называются? («Синеморье» — из «Сказки о рыбаке и рыбке» (жили у самого синего моря), «Лукоморье» — из пролога к поэме «Руслан и Людмила» (лукоморье- морской залив, где растёт дуб)).

IV Подведение итогов урока

Домашнее задание

Ответить письменно на вопрос «Как вы понимаете смысл последних строчек «Сказки о золотом петушке» : «Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.»

urok vnieklassnogho chtieniia 5 klass po tiemie kh 1

urok vnieklassnogho chtieniia 5 klass po tiemie kh 2

urok vnieklassnogho chtieniia 5 klass po tiemie kh 3

urok vnieklassnogho chtieniia 5 klass po tiemie kh 4

urok vnieklassnogho chtieniia 5 klass po tiemie kh 5

urok vnieklassnogho chtieniia 5 klass po tiemie kh 6

МОБУ «Ямно-Селезеневская общеобразовательная школа»

ПРОЕКТ

по литературе

на  тему:

«Там русский дух… там Русью пахнет!»

                                           Выполнили:  ученики 5 класса

                  Крючков Вадим

                                                             Ситников Антон

                                                             Ставшая Елизавета

                                                             Руководитель:  учитель русского языка

             и литературы

           Трусова Е.Н.                                                                                

                2012г                 

Содержание

  1. Введение. —————————————————————————- 3
  2. Основная часть———————————————————————- 4
  1. Литературная сказка —————————————————————4
  2. Сказки А.С.Пушкина————————————————————— 5
  1. Практическая часть. Обычаи, традиции и быт в Древней Руси, описанные в пушкинских сказках——————————————————-7
  2. Заключение  ———————————————————————— 12
  3. Список использованной литературы. ————————————————-13
  1. Введение

Тема нашей проектной работы «Там русский дух…». За основу нашей работы мы взяли четыре сказки А.С.Пушкина: „Сказка о царе Салтане“  (1831г), „Сказка о попе и работнике его Балде“ (1831г), „Сказка о рыбаке и рыбке“ (1833г), „Сказка о мертвой царевне“.

Для А.С.Пушкина в 1831 году начинается новый период его фольклорного творчества. В начале 30-х годов Пушкин начинает углубленно интересоваться фольклором. Начальным этапом работы Пушкина над сказками считается знаменитое состязание А.С.Пушкина и В.А. Жуковского. Такое литературное состязание продолжалось многие годы. За этот период Пушкиным и Жуковским были написаны большое количество сказок, некоторые из них были созданы на основе одного и того же сюжета народной сказки. Но так изменены, дополнены, что воспринимаются как совершенно разные произведения. В итоге один из писателей все же признал свое поражение перед талантом другого. Жуковский признал, что победителем состязания стал Пушкин и подарил ему портрет с надписью “Победителю ученику от побежденного учителя”.

Несмотря на то, что в пушкинских сказках много волшебства и чудес, в них можно найти и много вещей, связанных с реальным миром. В сказках Пушкина мы встречаем особенности жизни  Древней Руси и Древнерусской культуры. Нравы и традиции, о которых пишет автор в своих сказках,   не выдуманы. Если детальней всмотреться в описание героев и события сказок, то они могут многое нам поведать  о реальной жизни людей в Древней Руси. 

Цель нашей работы: найти реальные черты жизни и быта Древней Руси в сказках А.С.Пушкина.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

— дать определение сказке; раскрыть особенности литературной сказки;

— рассмотреть особенности сказок А.С.Пушкина;

— выявить обычаи, традиции и быт в Древней Руси на основе сказок А.С.Пушкина.

  1. Основная часть
  1. Литературная сказка

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Сказки литературные – сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки, наполняя их новыми вымышленными персонажами, героями.

Народная сказка – основа литературной.

Чем же отличается литературная сказка от фольклорной? Каковы её основные характеристики?

1.   В отличие от народной, литературная сказка принадлежит конкретному автору и имеет неизменный текст, не бытовавший до публикации в устной форме.

2.   Литературной сказке, особенно в прозаической форме, свойственна изобразительность. Автор детально и красочно описывает место действия, облик и характер героев, их переживания. Но всё же, в большей мере автор уделяет внимание необыкновенным, волшебным приключениям, происходящим с героями сказки.

3.    Для литературной сказки свойственна чётко выраженная авторская позиция. Читатель сразу понимает, кому из героев автор симпатизирует, кому сопереживает, а к кому относится отрицательно.

4.     В литературных сказках автор очень часто проводит параллели между реальным и сказочным миром. Нередко, таким образом, автор стремится подчеркнуть негативные стороны существующей действительности. В романах и повестях-сказках второй половины XX века мы можем увидеть ярко выраженный социальный или даже политический подтекст. Вспомните сказки Дж. Родари или «Три толстяка» Ю. Олеши.

Но все же, сказки, прежде всего, остаются сказками. С их необыкновенными волшебными приключениями, с необычными персонажами и верой в чудеса. Всё это мы  сможем найти в литературных сказках. Тех самых сказках, которые окружали нас в детстве.

  1. Сказки А.С.Пушкина

Сказки Пушкина входят в нашу жизнь очень рано. Что же привлекает нас в них?

Фантастическое и необычное содержание, загадочные герои, их приключения, поэтический язык, народная мудрость, “живописный способ выражаться”, “веселое лукавство ума”, “русское раздолье языка” – все это особенности народных сказок. Все эти черты мы находим и в сказках А.С. Пушкина.

Пушкин не мог не написать свои сказки: то, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно  было отозваться. Поэт создал мир

сказки, который существовал на Руси лишь в устном народном творчестве.

Пушкина тянуло к русской истории и культуре, к ее корням. Его манила и влекла мудрость русского народа. С детства он был окружен им.

Всем известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. Много времени Александр Сергеевич отдавал собиранию и изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории – Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях писатель прославлял не только великих царей и полководцев, но и талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову.

С русской культурой и историей он начал знакомство благодаря няне, Арине Родионовне, и бабушке, Марии Алексеевне. Они оказали благотворное воспитание на развитие юного Пушкина. Они ознакомили его с устным народным творчеством. «Пушкинская сказка – прямая наследница народной», утверждал детский писатель С.Я.Маршак.

Имя – Арина Родионовна – известно любому читателю. Она не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины». Арину Родионовну взяли няней к Пушкиным, и с тех пор вся её жизнь была связана с жизнью и судьбой Александра Сергеевича. К своей няне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество  русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Сказки, которые рассказывала ему в детстве няня,  стали предвестниками пушкинских сказок. Он хорошо запоминал их сюжеты и перекладывал их в стихи. Сказки завораживали, поражали мальчика своим таинственным миром. Он слушал незабываемый голос няни и в его голове рождались строки его первых сказок.

Пушкинские сказки особенные. У него всегда динамичный сюжет, необычные ситуации и события, сцены, полные чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего читателя, то читать и понимать их очень просто.

Сказки Пушкина обычно в стихах, но люди всегда на ура воспринимают их, так как написаны они простым и понятным языком. В каждой сказке встречаются афоризмы и доступное пояснение того, какой вывод должен сделать читатель после прочтения.

Многие герои сказок Пушкина ведут себя как люди из трудовой, крестьянской среды. Не чуждаются простого физического труда: печку затопить, дом прибрать. Такая простота в отношении к труду помогает воспитывать уважение к работе.

Сказки Пушкина  легко воспринимаются и в то же время воспитывают благородные чувства.

  1. Практическая часть

Обычаи, традиции и быт в Древней Руси, описанный в пушкинских сказках.

Несмотря на то, что сказки А.С.Пушкина наполнены волшебством и сказочными превращениями, в них мы можем найти много реального. Жизнь, обычаи, культуру, нравы Древней Руси воплощает Пушкин в своих сказках.

В своей работе мы проанализировали  четыре сказки Пушкина:  „Сказка о царе Салтане“  (1831г), „Сказка о попе и работнике его Балде“ (1831г), „Сказка о рыбаке и рыбке“ (1833г), „Сказка о мертвой царевне“.

Рассмотрев сказки Пушкина, мы выяснили, где жили, как одевались и чем занимались люди в Древнерусском государстве.

Древнерусские жилища. Характерной чертой жителей Древнерусского государства стало возникновением разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.  Жилища князей и бояр – это хоромы. Они состояли из нескольких соединенных между собой переходами строений. В центре находился терем, где размещалось отапливаемое помещение  — изба.

Зажиточные горожане жили в срубах, нередко двухэтажных. Здания состояли из нескольких комнат. В комнатах (покоях) стояли деревянные кровати, скамьи, столы. Жилые покои в богатых хоромах освещались свечами.

Крестьяне жили в небольших домах – полуземлянках (жилища, пол которых был ниже уровня почвы) с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей.

Например, в «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин пишет: «Они жили в ветхой землянке…». Потом старуха попросила избу. Вот что увидел старик, возвратившись домой: «Перед ним изба со светелкой,/ С кирпичною белою трубой,/ С дубовыми тесовыми воротами…».

После того, как старуха становится столбовою дворянкой, жилище ее тоже преображается: «Что ж он видит: Высокий терем…». Следующей возьмем для примера «Сказку о царе Салтане». Салтан – царь. Каково же его жилье: «Царь Салтан сидит в палате …». А на богатом острове Буяне правит князь Гвидон: «Все в том острове богаты,/ Изоб нет, везде палаты».

В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкин подробно описывает терем семи богатырей, который находит царевна в лесу: «Но невеста молодая,/ До зари в лесу блуждая,/ Между тем все шла,да шла/И на терем набрела…»; «Ей навстречу пес залаял…»; «И царевна очутилась /В светлой горнице; кругом /Лавки, крытые ковром, / Под святыми стол дубовый, /Печь с лежанкой  изразцовой…»; «Закатилися глаза, и она под образа/ Головой на лавку пала…». Можно сделать вывод, что семь богатырей жили в достатке, имели большой терем и богатое убранство дома.

Одежда. Как и жилище, одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению. В сказках у Пушкина мы встречаем описание мужской одежды царя Салтана: «Видит, весь сияя в злате,/ Царь Салтан сидит в палате /На престоле и в венце,/ С грустной думой на лице…».  Встречаем мы и описание элементов женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и  рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой:  «В дорогой собольей душегрейке, / Парчовая на маковке кичка,/ Жемчуги огрузили шею,/ На руках золотые перстни,/ На ногах красные сапожки». Как видим, наряд довольно богатый: в мехах и в золоте встретила старика старуха.

Костюм знатной женщины отличался богатством тканей. На голове у старухи парчовая кичка — головной убор замужней женщины. Кичка — шапочка, полностью скрывавшая волосы,  делалась из разного материала, в зависимости от сословной принадлежности и достатка. У старухи она из парчи — материала, прошитого золотой ниткой.

Знатные  женщины украшали себя золотыми и серебряными цепочками, ожерельями из бисера, серьгами и браслетами из золота и серебра. На ногах у старухи красные сапожки, что тоже является признаком богатства и достатка.

Архитектура. В сказках находим мы описания архитектурных сооружений. Так, например, в «Сказке о царе Салтане» Пушкин описывает новый город на острове Буяне: «Видит город он (Гвидон) большой,/ Стены с частыми зубцами,/ И за белыми стенами/ Блещут маковки церквей/ И святых монастырей..». И еще: «А теперь стоит на нем/ Новый город со дворцом,/ С златоглавыми церквами,/ С теремами и садами,/ А сидит в нем князь Гвидон,/ Он прислал тебе поклон..».  

Большинство русских городов вырастало вокруг княжеских дворов. Княжеский двор был центральным местом в городе. В городах сосредотачивалась и религиозная жизнь. Здесь сооружались большие храмы, стояли крупные монастыри – одни из самых красивых сооружений того времени с золотыми куполами. «Город новый златоглавый», — пишет Пушкин. Значит еще издали видны купола церквей и соборов нового города. Города считались центрами культуры.

Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселение. Он был обнесен крепостной зубчатой стеной для наилучшей защиты в случае нападения. Как мы видим, город, где княжил Гвидон, был достаточно укрепленным: «Пристань с крепкою заставой./ Пушки с пристани палят,/ Кораблю пристать велят».

Женские и мужские занятия на Руси. Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Люди упорно боролись за существование: пахали, разводили скот, охотились, оборонялись от «лихих людей» (разбойников), кочевников. Во такие строки мы встречаем в «Сказке о попе и о работнике его Балде:  «Лошадь запряжет, полосу вспашет,/ Печь затопит, все заготовит, закупит..». Семь богатырей из «Сказки о мертвой царевне»:  «Дружною толпою/ Выезжают погулять,/Серых уток пострелять». Кроме охоты, люди добывали себе пропитания рыбалкой. Так в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Старик ловил неводом рыбу».

Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли: «Три девицы под окном/Пряли поздно вечерком». В «Сказке о рыбаке и рыбке» «старуха пряла свою пряжу». А в «Сказке о мертвой царевне»  дожидаясь «милых братцев» девушка пряла и занималась домашним хозяйством: ««Раз царевна молодая,/ Милых братьев поджидая,/ Пряла , сидя под окном…»; ««Приберет и приготовит…».

Женщины, в основном, занимались домашним хозяйством: ткали, пряли, готовили. В «Сказке о царе Салтане» мы встречаем такие строки:   «Кабы я была царица…/Я б на весь бы мир одна/ Наткала б я полотна…»; «Кабы я была царица…/Я б на весь крещеный мир /Приготовила бы пир..»; «Будь одна из вас ткачиха,/А другая повариха…».

Постепенно города росли и становились торговыми и ремесленными центрами. По большим и малым городам Руси шумели торги. Торговали посудой, отделанной чеканными узорами, гончарными изделиями – кувшинами, черпаками, чашами. Украшения из золота, драгоценных камней, бисера, эмали радовали глаз. Предлагали свой товар кожевенники и кузнецы, косторезы и плотники. Купцы предлагали песцовые, собольи и куньи меха. Они торговали драгоценными тканями и камнями, оружием, пряностями и винами.

В пушкинских сказках мы встречаем тому доказательства. Например,  в «Сказка о царе Салтане» царь Салтан и князь Гвидон на протяжении всей сказки встречают «корабельщиков» (купцов), которые занимаются торговлей  по всему миру: «Мы объехали весь свет». Пушкин конкретно описывает, чем торговали купцы: «Торговали соболями,/ Черно-бурыми лисами…»; «Торговали мы конями,/ Всё донскими жеребцами»; «Торговали мы булатом,/ Чистым серебром и златом».

Большое место среди людей занимали различные военные дела. Военные люди были вооружены мечами, копьями, саблями, луками.  Защитными средствами были щит, броня или кольчуга.  

С «Сказке о царе Салтане» город на острове Буяне охраняют и «обходят дозором» «тридцать три богатыря/ В чешуе как жар горя». Под чешуей Пушкин, скорее всего, подразумевает кольчугу богатырей, которая ярко сверкает на солнце.

В «Сказке о мертвой царевне» семь богатырей помимо охоты еще занимаются военным делом: «Иль башку с широких плеч/ У татарина отсечь,/ Или вытравить из леса/ Пятигорского черкеса…».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что, несмотря на выдуманные сюжеты и волшебство, в пушкинских сказках мы находим черты реальной жизни и быта в Древней Руси.                                    

  1. Заключение

При подготовке проекта на тему «Там русский дух… там Русью пахнет», мы углубили знания о сказках вообще и о сказках А.С.Пушкина в частности. Рассмотрели  обычаи, традиции и быт в Древней Руси, описанные в пушкинских сказках. Таким образом, мы достигли поставленной цели и нами были решены поставленные задачи.

А.С.Пушкин был и остается величайшим русским писателем, читать которого интересно и детям и взрослым. Его сказки погружают нас в волшебный фантастический мир, но, в тоже время, его герои живут в реальном времени и в реальном месте. У них реальные занятия, реальные заботы.  

Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, “пропитанных русским духом”. Сказки не похожи друг на друга, среди них есть и грустные, и весёлые, и таинственные и даже чуточку страшные, но все они без исключения добрые и поучительные.

  1. Список использованной литературы

Пушкин А.С. Сказки. М.: Радуга, 1993 г.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 6 класс. М.: Просвещение, 2011г.

Литература. 5 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях под редакцией Беленького Г.И. М.: Мнемозина, 2008г.

http://ceteratura.ru/skazki-byivayut-raznyie

http://deti-online.com/stati/osobennosti-skazok-pushkina/

Этому занятию предшествует текстуальное
изучение нескольких сказок на уроках (сюжет,
основные образы, конфликт персонажей, мораль
(“урок”) сказок, языковых средства и поэтическая
форма) и внеклассное знакомство с теми сказками,
которые не были охвачены вниманием на уроках

1 часть занятия (семинар)

Цель семинара: создать условия для
рождения в сознании пятиклассников целостной
картины пушкинского сказочного мира,
способствовать обобщению знаний о сказках
А.С.Пушкина и осознанию их связи с фольклором.

Семинар походит в виде беседы с учениками о
сказках Пушкина с анализом эпизодов, приведением
конкретных примеров из текста. Для подготовки
беседы за основу взяты исследования сказок
А.С.Пушкина, В.Коровиной[1] и В.Непомнящего[3].

План семинарской беседы

  1. Чем сказки Пушкина похожи на народные, а чем
    отличаются? Какие сказочные элементы поэт создал
    сам, а какие позаимствовал из УНТ? (Первичные
    впечатления пятиклассников)
  2. Каких героев народных сказок напомнили вам
    герои сказок пушкинских? Докажите, что герои
    Пушкина — психологические характеры,
    изменяющиеся, “живые”, а герои народных сказок —
    застывшие типы. (Пушкин пытается изобразить
    движение души героя через физическое действие.
    В.Непомнящий пишет: “В “предполагаемых
    обстоятельствах” сказки-обстоятельствах, в
    основе своей фантастических, неправдоподобных,
    условных, — Пушкин создал реалистические
    характеры, наделенные “безусловной” истиной
    страстей, правдоподобием чувствований». Т.е.
    фольклорная сказка стала у Пушкина сказкой
    психологической. )
  3. Как изображаются действия в сказках?(В народных
    сказках- “общий план” без деталей, действие
    является условно-сказочным, у Пушкина- “крупный
    план”, множество деталей, подробностей, мелочей,
    действие реальное, зримое.)
  4. В чем стилистическое своеобразие народных
    сказок и сказок Пушкина? (Использование
    устойчивых повторяющихся формул в УНТ и у
    Пушкина, употребление экспрессивной лексики и
    оценочных эпитетов, обилие глаголов, интонация
    как способ передачи авторской оценки у Пушкина.)
  5. Каковы сказочные идеалы, положительные герои? (В
    фольклорных сказках – это народные идеалы,
    передающие не индивидуальные, а коллективные
    представления о добре и зле, справедливости и
    правде. В сказках Пушкина присутствует уже
    авторская оценка героев, индивидуальная точка
    зрения на сказочные события. Где-то поэт ироничен
    по отношению к своим персонажам, где-то искренне
    им сочувствует, а бесенка (отрицательного
    персонажа!) в “Сказке о попе и работнике его
    Балде” он даже жалеет, что видно благодаря
    использованию уменьшительно-ласкательных
    суффиксов)

Вывод: Пушкин, обратясь к народным
сказкам, творчески переработал в своей
художественной системе фольклорные элементы,
соединил народные сказочные традиции и
литературное новаторство. В.Непомнящий отмечал
[3], что “в пушкинских “Сказках” широта, размах,
простодушная мудрость, яркая определенность
красок, ребяческая непосредственность
высказывания – все качества, изначально
присущие народному творчеству как творчеству
коллективному, предстали в форме личных качеств
этого рассказчика. Народный дух как бы
воплотился в Пушкине, в его лирическом “я”.”

2 часть занятия (практическая, игровая)

Командная игра “Путешествие с Ученым Котом по
Лукоморью”

Игра может быть использована как внеклассное
мероприятие, она даёт школьникам возможность
продемонстрировать не только свои познания, но и
смекалку, находчивость, ощутить радость и азарт
командного соревнования.

Цель игры: способствовать развитию
коммуникативных умений, памяти, мышления,
воображения, помочь реализации творческих
навыков и актерского мастерства.

Оформление игры: репродукции к
сказкам Пушкина разных художников (А.Куркин,
Б.Дехтерев, Т.Маврина, В. Конашевич, И. Билибин),
макет сказочного дуба; звуковое оформление
(запись актерского чтения “Лукоморья”); маска
Ученого Кота у ведущего.

Дз к игре — написать окончание “Сказки о
Медведихе”

Вступление

Звучит актерское чтение “Пролога” к поэме
А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” (“Лукоморье”) в
записи. Целесообразно начать игру с
прослушивания именно этого фрагмента, т.к., как
писала В.Коровина[1], “вступление к поэме “Руслан
и Людмила” представляет собой “собирательную”
картину сказочных мотивов, изобилующую
необыкновенным, волшебным”.

Ведущий в это время надевает маску Ученого
Кота.

Я – Ученый Кот и поведу вас, ребята, в страну
сказок, в Лукоморье. И, как любого сказочного
героя, вас ждут сказочные испытания. Вам
предстоит показать, как вы знаете пушкинские
сказки и насколько быстро можете
ориентироваться в тексте, умеете ли вести
командную игру, слушать друг друга и выбирать
правильный ответ, как умеете фантазировать и
даже перевоплощаться в сказочные образы. А
сейчас я хочу поближе познакомиться с вами и
немного больше рассказать о себе.

Приветствие команд. Ученый Кот дает
мифологический комментарий о себе (см. статью КОТ
в энциклопедии “Мифы народов мира”[2] или другие
источники по выбору учителя.) Благодаря
мифологическим комментариям во время игры
вводится новая информация.

“Волшебные испытания” (конкурсы)

1. “Внимательный читатель”

Ученый Кот задает участникам вопросы по
содержанию и предлагает найти ответы на них в
текстах сказок.

  • Какое приданое было у молодой царевны из
    “Сказки о мертвой царевне…”?(7торговых городов
    да 140 теремов)
  • Благодаря какому приспособлению сын и отец в
    “Сказке о царе Салтане… ” впервые увидели друг
    друга? (подзорная труба)
  • Какую песню поет белка, живущая в хрустальном
    домике, из “Сказки о царе Салтане… ”? (“Во саду
    ли в огороде…”)
  • Какова мораль в “Сказке о попе и работнике его
    Балде”? (“Не гонялся бы ты поп за дешевизной!”)
  • Чем угощали богатыри свою гостью в “Сказке о
    мертвой царевне…”? (Вином и пирогом)
  • Мы часто говорим: “Сказка – ложь, да в ней намек,
    добрым молодцам урок!” Это цитата из одной
    Пушкинской сказки, из какой? (“Сказка о золотом
    петушке”)
  • Перечислите сказки, в которых одним из
    действующих “лиц” является Окиян (вода).
    (“Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка
    о рыбаке и рыбке”, “Сказка о царе Салтане”).
    После ответа на этот вопрос один из учеников дает
    мифологический комментарий образу Окияна (океан
    жизни), воде как первородной стихии [2]
  • В какой сказке герой впадает в сон? (“ Сказка о
    мертвой царевне…”)
  • Кто (что за герой, как его зовут) пытается
    царевну из “Сказки о мертвой царевне…”
    предупредить об опасности? (Пес богатырей по
    кличке Соколко)
  • В какой пушкинской сказке обладает даром речи
    животное, которое традиционно в УНТ считается
    символом немоты? (“Сказка о рыбаке и рыбке”,
    золотая рыбка говорит, хотя существует поговорка
    “молчит как рыба”) После ответа на этот вопрос
    один из учеников дает мифологический
    комментарий образу рыбы (см. “Мифы народов
    мира”).
  • Три – священное сказочное число. Назовите
    сказки Пушкина, в которых используется число 33.
    (“Сказка о рыбаке и рыбке”- 33 года, “Сказка о
    царе Салтане” — 33 богатыря) После ответа на этот
    вопрос один из учеников дает мифологический
    комментарий числу три [2].

Ученый Кот в этом конкурсе оценивает скорость,
точность, полноту ответа.

2. “Точный комментатор”

Ученый Кот предлагает командам объяснить
значения взятых из сказок Пушкина слов и
выражений: толоконный, полба, супостат, под
спудом, будто пава, понадеяться на авось,
столбовая дворянка, белены объелась.

Ученый Кот в этом конкурсе оценивает скорость,
точность и грамотность ответа.

Ключ к заданию

Толоконный (лоб) — от толокно (овсяная мука),
перен. “соломенная голова”, т.е. глупый человек.

Полба — особый вид пшеницы, вареная полба-каша.

Простофиля — образовано от “просто” и “Филя”
(распространенное имя у крепостных крестьян),
глуповатый, малосообразительный человек, разиня.

Супостат — противник, недруг.

Под спудом — в скрытном месте.

Словно пава — величественно (пава-самка
павлина).

Понадеяться на авось — понадеяться на случайную
удачу, “авось” — может быть.

Столбовая дворянка — дворянка, относящаяся к
древнему потомственному дворянскому роду, в 16
веке заносившемуся в специальные столбцы
(родословные книги).

Объесться белены — обезуметь, одуреть. Белена —
ядовитое растение, вызывающее помутнение
рассудка.

3. “Художник- сказочник”

Ученый Кот раздает командам репродукции c
картин художников В.М.Конашевича<рисунок 1><рисунок 2><рисунок 3><рисунок 4><рисунок 5> и Т.А.Мавриной
<рисунок 6><рисунок 7> к сказкам
Пушкина и задает по ним вопросы:

  • Найдите фрагменты текстов, соответствующие
    рисунку.
  • Почему лес, изображенный на иллюстрации,
    вызывает впечатление сказочного, таинственного?
    Какими средствами художник добивается у нас
    такого ощущения?
  • Какие детали обстановки терема 7 богатырей
    подсказаны художнику текстом, а какие придуманы?
  • Нарисуйте словесную картину, соответствующую
    фразе “И молва трезвонить стала: “Дочка царская
    пропала!”” (Какая команда догадается, что у
    слова “трезвонить” два значения: “говорить” и
    “звонить в колокола”, и отразит это в своем
    словесном рисунке?)

Ученый Кот в этом конкурсе оценивает скорость
ответа, его полноту, творческий подход, фантазию.

После подведения итогов конкурса один из
учеников рассказывает о художнике И.Билибине,
иллюстрировавшем сказки Пушкина, демонстрирует
репродукции картин<рисунок
8
> <рисунок 9>.

4. “Сказочные фантазии”

Ученый Кот предлагает командам представить
написанные заранее (дз к игре) окончание “Сказки
о Медведихе”. В этом конкурсе оценивается логика
сюжета, словесно-стилевое оформление
продолжения сказки и качество его презентации.

5. “Ожившие сказки”

Команды представляют инсценировки выбранных
фрагментов сказок. Ученый Кот в этом конкурсе
оценивает актерскую игру, костюмы и оформление
выступления команды.

Итоги урока

Ученый Кот подводит итоги путешествия по
сказочной стране, благодарит участников за то,
что с честью выдержали все испытания, награждает
команды. Каждый ученик получает оценку за
какой-то вид деятельности, в котором он особенно
преуспел.

Рефлексия над своей деятельностью
(проходит в форме коллективного обсуждения)

  • Что запомнилось больше всего на уроке?
  • Что было самым интересным?
  • Что нового вы узнали о своих одноклассниках?
  • Что нового открыли для себя?
  • Что показалось особенно сложным?
  • Что было слишком простым? Неинтересным?
  • Понравилось ли работать в группе?
  • Как вы оцениваете работу всего коллектива?

Литература

  1. Коровина В. Изучение сказок Пушкина в
    школе//Пушкин в школе. — М.,1999
  2. Мифы народов мира.-энциклопедия в 2-х томах/гл.
    ред.С.А. Токарев- М., Советская энциклопедия, 1991-1992
  3. Непомнящий В. О сказках Пушкина //Пушкин А.С.
    Сказки.- М..,1966

Лучшие проекты по искусству 9 класс «Пушкин — наше всё!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Углегорска Сахалинской области

Исследовательский проект

«Пушкин — наше всё»

по теме «Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях»

Автор: ученица 9Б класса Евдокимова Ольга, ученица 9Б класса Ю Валерия

Проверил: Головко Ольга Николаевна

г. Углегорск

2018

Введение:

Пушкин — наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, — все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически — нашего.

Вообще же не только в мире художественных, но и в мире общественных и нравственных наших сочувствий — Пушкин есть первый и полный представитель нашей физиономиями.

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

В многогранном и обширном мире русской культурной жизни одним из самых ярких и выдающихся явлений был и есть Александр Сергеевич Пушкин, творческое наследие которого интегрирует практически все виды искусства. Об этом и наш проект.

Цели проекта:

-Исследовать биографию и творчество поэта.

-Формирование духовного мира школьника, его идейно-моральных убеждений, эстетической воспитанности путем воздействия разных видов искусства в их взаимосвязи.

Задачи проекта:

-Развитие творческого потенциала личности учащегося, формирование познавательной компетентности в области искусства.

-Развитие художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения, коммуникативных навыков.

-Овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности, умением анализировать произведения искусства, высказывать собственное суждение о них.

-Освоение знаний об искусстве как о способе эмоционально-практического освоения окружающего мира, о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры.

Объект исследования:

Творчество А.С. Пушкина, его биография и произведения.

Произведения искусства, связанные с именем А.С. Пушкина.

Глава № 1

Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях:

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся

19 октября 1811 г. учебное заведение — Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров «Пушкин в Царском Селе», картина И. Репина, 1911.

В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года.

9 июня состоялись выпускные экзамены. Лицей был закончен — детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств в разное время. В селе Болдина Нижегородской губернии в 1830 году написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка опопе и его работнике Балде». Там же в 1833 году созданы «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», возник замысел «Сказки о золотом петушке». Эти периоды называются первой и второй Болдинской осенью.

Сказки Пушкина – это не только своеобразный взгляд на мир и человека в нём, но и отражение собственной судьбы поэта. «Сказка о царе Салтане» написана почти сразу после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой и является своеобразным величанием невесты-красавицы.

Один известный русский художник мечтал проиллюстрировать все сказки А.С. Пушкина, но смог выполнить рисунки лишь к двум, его иллюстрации поражают зрителей точностью линий, красочностью, декоративностью. Но самое главное в этих работах, по словам искусствоведов, то, что художник смог достигнуть единства и целостности образного мира сказок Пушкина и своих иллюстраций.

Сказка о медведихе» послужила толчком к созданию одного из шедевров русской живописи.

И.И. Шишкин в 1889 году написал картину «Утро в сосновом лесу»

Иван Яковлевич Билибин. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане…»

Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. «Он все с ней, коли дома», вспоминали дворовые люди с. Михайловского.

Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок (в стихах).

Сказки Пушкина – это не только своеобразный взгляд на мир и человека в нём, но и отражение собственной судьбы поэта. «Сказка о царе Салтане» написана почти сразу после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой и является своеобразным величанием невесты-красавицы.

Глава II «Практическая часть исследования»

Глава II «Практическая часть исследования»

Среди многочисленных высказываний поэта мы находим такие, в которых он предстает перед читателями XXI в. как пророк и неиссякаемый оптимист, человек, наделенный глубокими чувствами: «Недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой»; «Дана мне лира от богов, поэту дар бесценный…»; «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»; «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…».

Для работы над исследовательским проектом, надо разделиться на небольшие группы (5—7 человек) и выбрать одну из тем.

Разрабатывая содержание этой темы, обратитесь в первую очередь к поэзии и прозе А. Пушкина, к уже знакомым и новым для вас его сочинениям.

Найдите произведения различных искусств, в которых воплощены образ самого поэта и образы его литературных произведений. Представьте изученный вами материал в виде реферата, компьютерной презентации, виртуального путешествия по пушкинским местам.

Защита каждого мини-проекта должна превратиться в увлекательное событие, в котором могут быть представлены различные виды художественной деятельности: выразительное чтение, пение, театрализованная постановка, видео- и фотокомпозиции, хореография, выставка творческих

художественных работ.

илюстрация

Заключение:

Память о Пушкине. Она проявляется в названиях улиц, школ, музеев, городов, планет, заявляет о себе в памятниках великому поэту России. Всё это – крупицы огромной любви к А.С. Пушкину, сердце которого взволнованно откликалось на все события общественно-политической и культурной жизни страны.

Моя исследовательская работа «Увековечение имени А.С. Пушкина в топонимике, памятниках, в названиях общественных организаций» и презентация к ней могут быть использованы на уроках предмета «Искусство», литературы, при изучении творчества А.С. Пушкина, на уроках краеведения и классных часах, посвящённых великому поэту.

Таким образом, цели проекта, на мой взгляд, достигнуты. Очевидно повышение уровня общей культуры.

Список литературы

https://kupidonia.ru/spisok/spisok-proizvedenij-pushkina

Ссылки:

Статья о Пушкине — https://pushkin.niv.ru/pushkin/text/articles/article-153.htm

Книги о Пушкине — https://pushkin-live.ru/o_pushkine/

Семья Пушкина — https://pushkin.niv.ru/pushkin/family/semya.htm

Список литературы — https://kupidonia.ru/spisok/spisok-proizvedenij-pushkina

Приложение 1

Список произведений Пушкина

  1. Поэмы:
  • Анджело
  • Бахчисарайский фонтан
  • Братья — разбойники
  • Гавриилиада
  • Граф Нулин
  • Домик в Коломне
  • Кавказский пленник
  • Езерский
  • Медный всадник
  1. Сказки:
  • Сказка о золотом петушке
  • Жених
  • Песнь о вещем Олеге
  1. Повести:
  • Барышня – крестьянка
  • Выстрел
  • Гробовщик
  • Египетские ночи
  • История села Горюхина
  • Капитанская дочка
  • Кирджали
  • Метель
  1. Романы в стихах:
  • Евгений Онегин
  1. Трагедии:
  • Борис Годунов
  1. Стихотворения:
  • Александр Радищев
  • Андрей Шенье
  • Анчар
  • Арион
  • Батюшкову
  • Беги, скройся от ночей
  • Бесы
  • Битва у Зеницы – Великой
  • Бородинская годовщина
  • Будь подобен полной чаше
  • Вот здесь лежит больной студент
  • В древние времена при объявлении войны
  • В дыму, в крови, сквозь тучи стрел
  • В надежде славы и добра
  • В начале жизни школу помню я
  • В пещерах Геликона
  • В раю, за грустным Ахероном
  • В Сибирь
  • В сиянии и в радостном покое
  • В стране, где я забыл тревоги прежних лет
  • Вакхическая песня
  • Вдали ты зришь утёс уединённый
  • Великий день Бородина
  • Весёлый мир
  • Видение короля
  • …Вновь я посетил
  • Война
  • Княгине З.А. Волконской
  • Вольность. Ода
  • Вольтер
  • Ворон к ворону летит
  • Воспоминания в Царском селе
  • Восстань, о Греция, восстань
  • Все в таинственном молчаньи
  • Генералу Пущину
  • Герой
  • Кн. Голицыной, посылая ей оду «Вольность»
  • Город пышный, город бедный
  • Гроб Анакреона
  • Добрый свет
  • Друзьям
  • Если ехать вам случится
  • Есть роза дивная: она
  • Желал я душу освежить
  • Здесь Пушкин погребён, он с Музой молодою
  • Зимнее утро
  • Из Байрона
  • Из Пиндемонти
  • Из Alfieri
  • К вельможе
  • К Лицинию (с латинского)
  • К морю
  • К ней
  • К Чаадаеву
  • Кавказ
  • Как по Волге реке, по широкой
  • Как счастлив я, когда могу покинуть
  • Клеопатра
  • Когда б не смутное влеченье
  • Когда порой воспоминанье
  • Конь
  • Король ходит большими шагами
  • Краёв чужих неопытный любитель
  • Кривцову
  • Леда
  • Лициний , зришь ли ты? На быстрой колеснице
  • Лук звенит, стрела трепещет
  • Любви, надежды, тихой славы
  • Мадонна
  • Меж тем, как изумлённый мир
  • Мне бой знаком — люблю я звук мечей
  • Мне не спится, нет огня
  • Моё беспечное незнанье
  • Моему Аристарху
  • Мой голос для тебя и ласковый и томный
  • Монах и юбка
  • Мордвинову
  • Моя родословная
  • Моя эпитафия
  1. Публикации:
  • Возражение критиками «Полтавы»
  • Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине»
  • Возражение на статью А. Бестужева «Взгляд на русскую словесность и в начале годов»
  • Заметки по русской истории
  • Заметки по русской истории XVIII в.
  • Замечания на черноморских и донских казаков
  1. Отрывки произведений:
  • Бова
  • Записи народных сказок
  1. Историческое произведение:
  • История Петра
  • История Пугачёва
  1. Пьесы:
  • Каменный гость
  • Маленькие трагедии
  • Моцарт и Сальери

14

Проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Проект для старшей группы «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Тип проекта:

познавательно — творческий.

Участники проекта:

дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

Недостаточные, малочисленные знания детей о сказках А. С. Пушкина. Устный опрос родителей показал, что лишь некоторые родители читали детям сказки А. С. Пушкина, небольшая часть родителей показывала детям мультфильмы, снятые по сказкам А. С. Пушкина.

Цель проекта

:

Формирование целостного восприятия окружающего мира, связанного с именем А. С. Пушкина. Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С.Пушкина;

Развитие творческих способностей, фантазии детей;

Содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.

Задачи:

1. Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина

2.Сформировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта.

3. Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью.

2. Закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка.

3. Организовать заучивание некоторых стихов А. С. Пушкина.

4. Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта.

5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.

6. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.

7. Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.

8. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

9.Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

Участники проекта:

Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Продолжительность проекта:

1 неделя

Ожидаемый результат:

Расширение знаний детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

Знание сказок, стихов А.С. Пушкина.

Обогащение предметной среды группы.

Улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой.

Повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности детей.

Вызвать интерес детей и родителей к чтению, к русской поэзии, к творчеству А. С. Пушкина.

Работа с родителями

Расширять представления родителей о детской литературе, о возможностях восприятия детьми литературных произведений разной сложности;

Помочь почувствовать и понимать язык сказок А.С.Пушкина;

Помочь увидеть красоту и богатство родного языка, вызвать интерес и желание перенести в собственную речь наиболее выразительные слова, речевые обороты (высказывания, метафоры, поговорки и т.п.);

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • Проект числа в сказках в подготовительной группе
  • Проект тактильные игрушки для сказки
  • Проект тема народные сказки 3 класса по литературе кац
  • Проект тематические сказки по математике 3 класс
  • Проект сочиняем волшебную сказку 3 класс литературное чтение примеры