Проект герои русских народных сказок 3 класс

Защита проекта по литературному чтению в 3 классе умк планета знаний тема: иван-герой русских народных сказок автор: степаненкова наталья николаевна

Защита проекта по литературному чтению в 3 классе УМК «Планета знаний»
Тема: «Иван-герой русских народных сказок»

Автор: Степаненкова Наталья Николаевна

Организация: МБОУ СОШ

Населенный пункт: Липецкая область, с. Чернава

Пояснительная записка.

Учитель:

Степаненкова Наталья Николаевна

Тема проекта по литературному чтению:

«Иван – герой русских народных сказок»

Целевая группа:

Ученики 3 класса.

Цели:

Изучить образ Ивана в русских народных сказках, вызвать интерес к чтению сказок, развивать творческие способности.

Вопросы, на которые нужно найти ответы:

Какое значение у имени Иван?

Почему именно это имя выбрано для героя русских народных сказок?

Какова родословная Ивана?

Проблемные вопросы:

Иван действительно дурак?

В сказках Иван совершил больше добрых или злых дел?

Какова роль Ивана в сказках?

Описание проекта

Данный проект является долгосрочным. В работе над проектом задействованы учащиеся 3 класса. При работе над проектом выясняется, почему именно Иван является главным героем большинства русских народных сказок.

Этапы проекта

1.Подготовительный этап: формулирование темы, целей проекта.

2. Планирование: определение сроков, выбор средств и методов выполнения, способа оформления результатов.

3. Основной этап: сбор, анализ и обобщение информации, подготовка материалов для презентации.

4. Заключительный этап: представление проекта, рефлексия.

Формы деятельности

1 – 2 этапы: групповая работа;

3 этап: частично – поисковая и исследовательская индивидуальная и групповая работа;

4 этап: творческая работа.

Методы, используемые для реализации проекта:

— устные (опрос, беседа, сообщение);

 — наглядные (рисунки);

 -практические (составление письменных рассказов);

 — методы теоретического уровня (изучение и обобщение).

Ресурсы:

Основные:

ПК; проектор; презентация по теме; рисунки героев русских народных сказок.

Дополнительные:

Запись песен «В гостях у сказки», «Дорогою добра».

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Сказка в гости к нам пришла,

В мир фантазий позвала.

Всё про сказку мы расскажем,

Свои знания покажем.

  1. Введение в тему.

(Слайд 1)

Все люди с раннего детства любят сказки, верят в чудеса, которые происходят в сказках, верят, что сказочные герои действительно существуют.

Народные сказки сочинял народ, вкладывая в них свои мечты о хорошей жизни бедняка, справедливого отношения к простому человеку. В сказках народ рассказывал о красоте, трудолюбии, доброте и уме простых людей.

Сначала сказку придумал один человек, рассказал ее другому. Второму сказка понравилась, он ее запомнил и рассказал еще кому-то, придумав что-то свое. Так зарождалась народная сказка.

Когда появилась первая народная сказка, никто не знает, но до сих пор народные сказки живут в народе.

Сегодня мы подводим итог нашей большой исследовательской работы по теме «Иван – герой русских народных сказок» по разделу «Народные сказки», который мы закончили изучать на уроках литературного чтения. Я всех вас приглашаю в сказку… (Слайд 2)

  1. Актуализация знаний

(Слайд 3)

Ещё А. С. Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».  Перед собой мы поставили следующие цели:…

(Слайд 4)

Чтобы организовать исследовательскую работу, мы продумали, на какие вопросы должны найти ответы и какие проблемные ситуации разрешить.

(Слайд 5)

Чтобы ответить на все эти вопросы, нам надо было проделать большую работу.

  1. Решение задач исследования.

(Слайд 6)

Для исследования мы решили выбрать Ивана – героя многих русских народных сказок, попробовать выяснить, почему именно Иван и какой он герой.

Почему в русских народных сказках используется имя Иван?

Информация из дополнительной литературы (Истоки славянской культуры), подготовленная учеником.

Царь Иван Васильевич Грозный был поклонником простых народных забав. Без сказок и небылиц царь даже не мог засыпать. Не с этих ли пор сказочники, желая ему угодить, просто закрепили за главным героем сказок имя Иван? Да и среди крестьян имя Иван (от библейского Иоанн) несколько столетий было самым распространенным. Каждый четвёртый мужчина был Иваном. Недаром немцы в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов называли каждого русского Иваном. Вполне вероятно, что немцы были в курсе нашей истории.

А сколько мы знаем фольклорных произведений, героями которых являются Иваны. Так, характерным героем волшебной сказки является Иван-царевич. В других сказках Иван – образ народного заступника. Кто бы ни был противником Ивана – будь то Змей, или Кощей, или Лико Одноглазое, или Баба-Яга – в битве со всеми он выходит победителем. Он всегда смелый, полный презрения к опасности, честный, правдивый, умный, великодушный, стойкий к беде, верный в дружбе, умеет найти выход из трудного положения, клеймит презрением трусов, а за измену, предательство, порой, сурово наказывает.

(Слайд 7      У кого ты ни спроси –

                     Всем известно на Руси:

                     То он царь, то из крестьян,

                     А зовут его …

Давайте узнаем тайну происхождения этого имени.

История имени Иван:

Информация из дополнительной литературы о происхождении имени Иван, подготовленная учеником.

Иван означает «милость Божия».

Анализ тайны имени Иван имеет смысл начать с происхождения. История имени Иван имеет древнееврейские корни и происходит от библейского еврейского имени, которое обозначает «будет помилован».

Иван — это замечательное имя. В нем сочетается сила и слабость, добро и коварство, душевная открытость и хитрость, нежность и ярость. Он настойчив и, если что-то задумает, часто идет напролом. Он открыт, отзывчив, всегда готов прийти на помощь. Имя Иванушка непростое, в нем многое откроется.

(Слайд 8)

Продолжая свои предположения, мы решили, что имя Иван распространенное, известное, красивое и христианское…

Много людей носят имя Иван, мы провели опрос. У нас в школе учатся… Иванов. В наших семьях… Иванов. Известность имени мы готовы подтвердить, назвав знаменитых людей, носящих это имя. (Дети называют известных людей носивших имя Иван). Иван — красивое русское имя. Специалисты называют около 150 форм этого имени. Мы тоже попробуем назвать несколько….

И, наконец, это имя христианское.

Информация из дополнительной литературы о трех христианских праздниках, подготовленная учениками.

(Слайд 9-11)

Мы попробовали представить Ивана, вглядеться в его образ на иллюстрациях к сказкам и нарисовать этого героя. Вот, что у нас получилось.

(Выставка рисунков)

(Слайд 12)

У каждого человека есть семья. Есть семьи и у Иванов в сказках. Прочитав много русских народных сказок, мы выясняли, кто были родители Ивана. Были ли у него братья и сестры. А теперь попробуем составить родословную этого героя… (выбрать из списка необходимые для родословной слова)

(Слайд 13)

Какой Иван в сказках?  Давайте прочитаем пословицу… Как вы понимаете её смысл? А вот какое происхождение у слова дурак? Почему во многих  русских сказках главный герой Иван дурак?

Информация из дополнительной литературы, подготовленная учениками.

1.  С древнего нашего славянского языка слово ДУРАК переводится примерно, как человек не от мира сего, с мышлением запредельным или расширенным. Именно поэтому ему удавалось в сказках попадать во всякие запредельные измерения, куда другие не могли попасть. Многие сказки исказились со временем и, например, Кощей Бессмертный или Баба Яга — стали отрицательными героями, когда в реальности в прошлом — это были очень уважаемые люди, Ведуны и Ведуньи, причём отшельники с огромной могущественной силой. И жили они далеко от людей, чтобы те ненароком не испортили свою судьбу, неправильно относясь или общаясь с этими необычными людьми.

Эти люди — Кощуны и Яги — навевали не страх, а трепетное уважение и крайнюю степень сосредоточенности, чтобы при них не наделать глупостей. Были известны определенные правила, как к ним обращаться и как вести себя рядом. Это можно было делать только тем, кто обладал «расширенным сознанием» и многомерно видел. Посему, сказки и донесли, что к ним попадали только люди определенные, не от мира сего. Именно Дурак легко и непринужденно проходил те испытания, которые, простому человеку были не по силам, и природа к нему благоволила, и общался он со зверьем и стихиями легко.

2. Таков и Иванушка-дурачок, который часто выступает героем волшебных сказок. Этот образ – гениальное создание народной творческой фантазии и мудрости. За невзрачной наружностью и кажущейся глупостью скрывается человек, обладающий высокими нравственными и интеллектуальными качествами. Это человек большой силы воли, настойчивости, ума, мужества, духовной красоты. Скромность, кажущаяся на первый взгляд пассивность, незаинтересованность ни в чём “дурака” выступает ярким контрастом с эгоизмом, корыстью, завистью его старших “умных” братьев. Положительный образ Иванушки-дурачка сохраняет свою волшебную силу и обаяние благодаря заключённой в нём вере народа в возможность преодоления несправедливости и бесправия. И, наконец, нельзя не отметить многообразие форм этого имени: Иванушка, Ивашка, Иванко, Ванюшка, Ванька, Иванечка, Ивась…

(Слайд 14)

Чтобы ответить на вопрос, какие роли играет Иван в сказках, мы в классе познакомились со сказками…. И рассмотрели образ героя на примере трех сказок. И вот, что у нас получилось….

(Слайд 15)

Мы считаем, что Иван в сказках олицетворяет положительного героя. Проанализируем каждую сказку…

 (Слайд 16)

«Царевна – лягушка »

Выбрать из списка отрицательные и положительные роли Ивана.

(Слайд 17)

«Сказка об Иване царевиче и Сером Волке»

Выбрать из списка отрицательные и положительные роли Ивана.

(Слайд 18)

«Сивка – Бурка»

Выбрать из списка отрицательные и положительные роли Ивана.

(Слайд 19)

Вывод

  1. Подведение итогов исследования

(Слайд 20)

Результат исследований

В результате наших исследований мы получили:

Преобладание положительных ролей Ивана в сказках. 

Олицетворение его, как защитника, освободителя, воина, охранника, труженика, добытчика, преданного мужа и сына.

В нем сочетается сила и слабость, добро и коварство, душевная открытость и хитрость, нежность и ярость.

Он настойчив и, если что-то задумает, часто идет напролом.

Он открыт, отзывчив, всегда готов прийти на помощь.

(Слайд 21)

Какую же роль отводит народ в сказках?

Выбрать из списка роли Ивана.

 (Слайд 22)

Давайте подведем итоги

  1. Рефлексия

(Слайд 23)

Мы хорошо потрудились. Спасибо вам за работу. Захотелось ли вам продолжать читать сказки? Чему они нас могут научить? Только добру. Давайте послушаем песню.

Используемая литература, интернет — источники.

1. Буданцев Юрий «Про Ивана-дурака. Крещенские раздумья» http://www.voskres.ru/articles/ivan.htm.

2. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка». Изд-во «Форум», Москва, 2007 год.

3. Синявский А.Д. «Иван-дурак. Очерк русской народной веры». http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_durak.html .

4.  Значение и происхождение имени Иван http://allotaro. Ru.

5. Русские народные сказки/обраб. Афанасьева – М.:Детская литература, 1989.

6. Русские народные волшебные сказки. – М: Детская литература, 1990.

7. http://ru-sled.ru/istoki-slavyanskoj-kultury/.

Приложения:

  1. file1_003da160-e8a3-4605-a.. 20,9 МБ

Опубликовано: 27.11.2019

Проект герои русских народных сказок 3 класс



11



0

Сказки — это небольшие истории, которые на протяжении веков передавались из поколения в поколение. Их можно разделить на две большие категории: к первой мы отнесем те сказки, которые сочинил народ, а ко второй — сказки, написанные писателями.

Изначально народные сказки были устными, поэтому часто сказители, рассказывая ту или историю, слегка изменяли их, прибавляли или, наоборот, убирали некоторые детали. В основе сказки лежит история, которая произошла когда-то (очень давно). Поэтому сказки часто начинаются со слов:

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Существует три основные вида сказок: волшебные, о животных и бытовые. Действие в сказках обычной происходит в нереальном, выдуманном мире. Герои — люди, животные, которые умеют думать и говорить, а также различные волшебные существа — феи, колдуны, страшные чудища. Некоторые сказочные персонажи — добрые и злые — кочуют из сказки в сказку. Например, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Иван Царевич, Василиса Премудрая.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

На помощь героям в сказках приходят волшебные помощники и волшебные предметы — ковер-самолет, волшебная палочка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка и др.

Роль волшебных помощников могут выполнять не только добрые феи, но и животные, например, Серый волк (из одноименной сказки), Жар-птица, щука.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

_

Вывод: сказки создавались не только для развлечения. В каждой сказке обязательно присутствует скрытая или явная мораль — урок, который должен извлечь внимательный слушатель.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс



7



0

Литературное чтение 3 класс. Проект «Народные сказки» мы делали по следующему плану:

  1. Что такое сказка (определение и рисунок).
  2. Какие бывают сказки. Две классификации: (народные и авторские), (волшебные, бытовые и о животных).
  3. Признаки и особенности народной сказки (нет автора, передавалась из уст в уста, есть несколько вариантов одной и той же сказки, язык простой, как правило, начинается с присказки, обязательно есть зачин и концовка, часто используются магические цифры — троекратные повторения и цифры 7 либо 100, ограниченное количество героев, повторяющиеся в разных сказках — баба-яга, старик и старуха, их сын Иван и т.д.), нет явного отношения автора к героям, добро всегда побеждает зло, отрицательные герои в конце сказки наказаны, всегда можно выделить мораль сказки, она чему-то учит).
  4. Особенности русской народной сказки. Особенности русских народных сказок: воспевается доброта, щедрость, находчивость, положительными героями часто становятся младшие сыновья, обиженные старшими, жалость к слабым, бедным и обездоленным, вера в чудо и неожиданное везение и помощь от сказочных сил, распевный язык с сокращенными прилагательными.
  5. Примеры русских народных сказок: «Курочка-ряба», «Маша и медведь», «Колобок» «Заячья избушка», «Аленушка и братец Иванушка», «Марья Моревна», «Репка», «Гуси-лебеди».
  6. Мое отношение (Я люблю народные сказки, потому что красивый язык, интересный сюжет, учит доброте, щедрости, скромности).

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс



3



0

Для того чтобы сделать проект нужно определить для себя основные пункты, по которым вы будете работать. Для начала можно написать что же такое сказки, откуда они появились, виды произведений, а в конце сделать небольшой вывод. Готовые проекты можно найти в ответах на этот вопрос. Например работа может выглядеть так:

В мире очень много сказок, среди которых есть самые разные по стилю, сюжету и характеру. Народные сказки передаются от одного поколения людей другому: бабушки рассказывают их своим внукам, мамы — деткам, а малыши — игрушкам. Со временем во многих сказках появляются новые не менее интересные детали. Считается что авторами многих произведений могли быть пастухи и обычные крестьяне. Для детей сказка — способ познания мира, порой они весьма поучительны и учат находить выход даже из самых сложных ситуаций.

Существует несколько видов сказок, обычно выделяют

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Героями волшебных сказок обычно становятся добрые герои, которые противостоят злу и подлости и в итоге побеждают. В сказках о животных каждый зверь имеет определённые черты характера ( лиса — хитрая, волк — злой, медведь — неуклюжий и так далее). В социально бытовых сказках дети знакомятся с людьми разных профессий ( плотник, дровосек, пекарь), которые учат быть трудолюбивыми и добрыми. В своём проекте можно использовать загадки про различные знакомые всем сказки, а также иллюстрации из них. В конце можно подвести итог.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс



2



0

Сказки это то что передается от бабушек и дедушек, это то что рассказывают на ночь своим детям родители, это все что мы впитывает в себя как губки с детства.

Каждое поколение добавляет , что -то свое, но всегда в в сказочной истории идет противостояние добра со злом, у зла большое количество возможностей, но добрые молодцы или Иван дурак справляются с ним.

Сделать проект «Народные сказки» можно по такому или по похожему шаблону:

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Первым делом рассказываем, что такое сказка(даем определение)

Проект герои русских народных сказок 3 класс

В сказке всегда есть хорошие и плохие герои, чаще всего хорошие персонажи попадают в трудные ситуации, но с помощью выходят из них с блеском.

Эти фантастические истории не однородны и у них есть деление

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Сказки являются самым популярным устным жанром с давних давних пор, в ней не бывает не чего лишнего и не нужного, как не странно , но там все на своем месте и поэтому сказки буду рассказывать постоянно, в них побеждает справедливость , что в жизни бывает не всегда.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс



2



0

Для того, чтобы выполнить проект на тему «Народные сказки» необходимо составить план проекта.

Пример плана приведён ниже:

  • Оформите титульный лист. На титульном листе указываем название проекта, ФИО ученика, класс и школа.

  • Дать определение народной сказки. Написав, что сказка называется народной, так как её создал народ, у неё нет автора.

  • Рассказать о том, что такое сказка.

  • Рассказать какие сказки бывают по видовым особенностям, перечислить виды сказок.

  • Подробно остановиться на каждом из виде сказок. Рассмотреть кто является героем этих сказок на примере.

  • Сделать вывод, заключение.

Готовый проект для учеников 3 класса можно найти в ответе ниже.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс



2



0

Найти готовый проект можно просто в этом вопросе, смотрим ниже готовый проект.

Начнем с оформления титульного листа.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Далее дадим определение народной сказки — это сказки, которые придумал народ. У таких сказок нет определенного автора.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Народные сказки бывают таких видов: бытовые сказки, сказки о животных и волшебные сказки.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Самыми древними являются сказки о животных. Каждый из животных наделен своей чертой, к примеру заяц — трусливый, лиса — хитрая.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

В бытовых сказках главные герои: это обычные люди, которые борются не с сказочными героями, а с обычными людьми, как правило это богачи, генералы, попы и так далее.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

В волшебных сказках — герои противостоят злу, в таких сказках есть волшебные существа и предметы.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

В конце сделаем выводы: народные сказки очень интересные, они никогда не потеряют свою актуальность.

Другой проект можно найти здесь (ссылка не реклама, дана для ознакомления).

Проект герои русских народных сказок 3 класс



2



0

Название проекта: «Народные сказки»

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Пишем актуальность темы, что сказка интересна все, не только детям, но и взрослым. Через сказку детей учат, как правильно поступать, что надо уважать старших.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Основные вопросы, которые надо проработать: Для чего нужны народные сказки? Чему они учат?

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Далее прописываем цель проекта: Раскрыть понятие «народной сказки», сделать презентацию по данной теме», сделать выводы.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Можно написать гипотезу

Проект герои русских народных сказок 3 класс

План:

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Среди методов исследования пишем анализ литературных источников.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Сама презентация:

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Делаем выводы по презентации: сказки разнообразны, в них добро всегда побеждает зло, поэтому они учат положительным качествам.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс



2



0

В данном проекте нужно как можно больше информации привести о народных сказках — в каком веке эти сказки были написаны и какая у них мораль, нужно рассказать об общих особенностях народных сказок, что их объединяет, какая главная мысль. Найти готовый проект по теме «Народные сказки» для 3 класса можно по этой ссылке

Проект герои русских народных сказок 3 класс



1



0

Выполнить проект «Народные сказки» для 3 класса нужно, составив предварительно план проекта.

Он может быть таким:

1.Напишите титульный лист с указанием названия проекта, ваших имени и фамилии, класса и школы.

2.Эпиграф к проекту. Можно взять цитаты и высказывания известных людей о сказках. Указать цель проекта.

3.далее дать определение термину «сказка».

4.Рассмотреть композиционное построение сказки.

5.указать отличительные черты сказки.

6.Перечислить виды русских народных сказок.

7.Далее дать определение каждому виду русской народной сказки, отличительные черты героев в каждом виде, привести пример сказок этого вида.

<hr />

Пример готового проекта «Народные сказки» можно посмотреть здесь, в моем ответе на фото ниже:

<hr />

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс



0



0

«Народные сказки» — сделаем проект в виде слайдов. Сказки придумали задолго до появления литературы, их передавали из уст в уста, от поколения к поколению. Сказки — основа. Позже их записали. Многие писатели записали народные сказки, дополнив их. Например сказка Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» является авторской, но записана на основе русской народной сказки.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. В волшебных сказках присутствует какое-нибудь чудо. Это волшебные предметы, волшебные персонажи, волшебные действия. Примеры таких сказок — «Василиса Прекрасная», «По щучьему веленью», в сказке Щука говорит человеческим голосом и исполняет желания.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

. В сказках о животных главные персонажи наряду с людьми — животные. Например — «Лягушка-Царевна».

Проект герои русских народных сказок 3 класс

.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

. Есть еще социально-бытовые сказки. Действие этих сказок происходит в привычных бытовых условиях. Например — «Репка», «Каша из топора». В таких сказках рассматриваются какие-либо сложные жизненные ситуации. Герои — обычные люди. Сказки эти описывают народный быт и являются кладезью знаний, ведь именно из них мы узнаем о жизни наших предков.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

. В сказках используются разные приемы, такие как гипербола, антитеза, эпитеты. Все это Выразительно-изобраз­<wbr />ительные средства языка.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Проект герои русских народных сказок 3 класс

В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики­<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.

Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.

Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.

Вот например что сказано про пружинку:

5kWqlfPUjAGH8TeX8iYhYRNXo6fUinZr.png

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.

Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.

Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.

Таким образом Одоевского можно назвать сказочником — популяризатором науки.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:

  1. Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
  2. Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик­<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
  3. Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
  4. Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
  5. Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
  6. Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
  7. Миша просыпается. Это часть под названием Финал.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

Стихотворная строфа действительно может разделять отдельные картины, связанные между собой смыслом, но при этом в каждой строфе говорится несколько об ином, рисуется своя оригинальная картина, иногда даже создается свое особое настроение.

Возьмем для примера стихотворения Тютчева.

Вспомним стихотворение «Весенняя гроза».

В первой строфе поэт признается в своих чувствах к майской грозе и мы читаем описание начала такой грозы:

PWOz3chV2IRs2w87F4QcABoKtdhQMt.png

Во второй строфе рассказ продолжается, но картина уже иная — уже начинается дождь, взлетает пыль, солнце еще светит сквозь тучи

Mm0Z0awpt0EpwY409ydy4sjUs8z6CMVH.png

Ну а в третьей строфе мы находим описание отшумевшей грозы — птичий гам, потоки воды:

lD7gu1RYACFBGO1DIsCQoN7xAOf7emt.png

Все строфы вместе создают целостную картину первой весенней грозы, но по отдельности рисуют разные картины, разные этапы этой грозы.

Проект герои русских народных сказок 3 класс

В рассказе Гаршина «Сказка о жабе и розе» самое обыденное переплетается со сказочным, в нем есть признаки и простого рассказа и сказки.

Так главные герои этого произведения — роза и жаба, ведут себя вполне разумно, жаба даже обладает способностью говорить. Она испытывает неодолимую тягу сожрать розу и ради этой цели готова терпеть мучительную боль, когда иголки розового куста раздирают ее тонкую кожу. Это поведение не обычного животного,ведь вряд ли какая-то реальная жаба заинтересовалась бы розой, смогла оценить ее красоту, захотеть ее уничтожить. Жаба здесь олицетворяет зло.

В эти сказочные отношения вмешиваются вполне реальные люди — больной брат и его заботливая сестра, которые невольно становятся спасителями розы, играя роль волшебных помощников.

Народная сказка — это послание от наших предков, переданное из незапамятных времен. Через волшебные сюжеты до нас доносится сакральная информация о морали и духовности, традициях и культуре. Герои русских народных сказок весьма колоритны. Они живут в мире, полном чудес и опасностей. В нем идет битва светлых и темных сил, в результате которой всегда побеждает добро и справедливость.

Иван-дурак

Главный герой русских сказок — искатель. Он отправляется в трудный путь, чтобы добыть волшебный предмет или невесту, расправиться с чудовищем. При этом изначально персонаж может занимать низкое социальное положение. Как правило, это крестьянский сын, самый младший ребенок в семье.

Кстати, слово «дурак» в древние времена не имело негативного значения. С 14-го века оно служило именем-оберегом, которое часто давали младшему сыну. Ему не доставалось наследства от родителей. Старшие братья в сказках успешны и практичны. Иван же проводит время на печи, так как его не интересуют бытовые условия. Он не ищет денег или славы, терпеливо переносит насмешки окружающих.

Однако именно Ивану-дураку в итоге улыбается удача. Он непредсказуем, способен разгадать нестандартные загадки, хитростью побеждает врага. Герою свойственны милосердие и доброта. Он выручает попавших в беду, отпускает щуку, за что удостаивается волшебной помощи. Преодолев все препятствия, Иван-дурак женится на царской дочери, становится богатым. За неказистыми одеждами скрывается образ мудреца, служащего добру и остерегающегося фальши.

Иллюстрации Кочергина

Богатырь

Этот герой был заимствован из былин. Он красив, отважен, благороден. Часто растет «не по дням, а по часам». Обладает огромной силой, способен оседлать богатырского коня. Существует много сюжетов, где персонаж вступает в схватку с чудовищем, умирает, а затем воскресает.

Имена героев русских сказок могут быть различными. Нам встречаются Илья Муромец, Бова Королевич, Алеша Попович, Никита Кожемяка и другие персонажи. Ивана-царевича тоже можно отнести к этой категории. Он вступает в бой со Змеем Горынычем или Кощеем, седлает Сивку-Бурку, защищает слабых, выручает царевну.

Показательно, что герой иногда допускает ошибки (грубо отвечает встречной бабушке, сжигает шкуру лягушки). Впоследствии ему приходится раскаиваться в этом, просить прощения, исправлять ситуацию. К концу сказки он обретает мудрость, находит царевну и получает полцарства в награду за подвиги.

Чудо-невеста

Умная и прекрасная девушка к концу повествования становится женой сказочного героя. В русских народных сказках нам встречаются Василиса Премудрая, Марья Моревна, Елена Прекрасная. В них воплощено народное представление о женщине, стоящей на страже своего рода.

красавица из сказки

Героини отличаются находчивостью и умом. Благодаря их помощи герой разгадывает хитроумные загадки, побеждает врага. Нередко прекрасной царевне подвластны силы природы, она способна обратиться в животное (лебедя, лягушку), творить настоящие чудеса. Могущественные силы героиня использует во благо своего возлюбленного.

Присутствует в сказках и образ кроткой падчерицы, которая добивается успеха благодаря своему трудолюбию и доброте. Общими качествами для всех положительных женских образов являются верность, чистота устремлений и готовность прийти на помощь.

Баба Яга

Какой герой русских сказок является самым любимым и популярным среди детей и взрослых? Первое место по праву принадлежит Бабе Яге. Эта весьма неоднозначный персонаж с устрашающей внешностью, крючковатым носом и костяной ногой. «Бабой» в древности называли мать, старшую женщину в роду. «Яга» может быть связано с древнерусскими словами «ягать» («громко кричать, ругаться») или «ягая» («больная, злая»).

Баба Яга

Живет старая ведьма в лесу, на границе нашего и потустороннего мира. Ее избушка на курьих ножках огорожена забором из человеческих костей. Бабушка летает на ступе, дружит с нечистой силой, похищает детей и хранит от незваных гостей множество волшебных предметов. По мнению ученых, она связана с царством мертвых. На это указывают распущенные волосы, которые расплетали женщинам перед погребением, костяная нога, а также дом. Славяне делали для умерших деревянные избушки, которые ставили в лесу на пни.

На Руси всегда уважали предков и обращались к ним за советом. Поэтому и приходят к Бабе Яге добрые молодцы, а она испытывает их. Выдержавшим тест ведьма дает подсказку, указывает путь к Кощею, дарует волшебный клубочек, а также полотенце, гребень и другие диковинки. Детей Баба Яга тоже не ест, зато садит в печь и проводит старинный обряд «перепекания». На Руси считали, что таким образом можно исцелить ребенка от болезни.

Кощей

Имя этого сказочного героя русских сказок могло произойти от тюркского «кощей», что переводится как «невольник». Персонаж триста лет был скован цепями и содержался в заточении. Сам он тоже любит похищать красивых девушек и прятать их в темницу. По другой версии, имя происходит от славянского «костить» (ругать, вредить) или «кость». Кощей часто изображается как тощий старик, больше похожий на скелет.

пленница Кощея

Он является очень сильным чародеем, живет в дали от других людей и владеет несметными сокровищами. Смерть героя находится в игле, которая надежна укрыта в предметах и животных, вложенных друг в друга по типу матрешки. Прототипом Кощея может быть зимнее божество Карачун, которое появилось на свет из золотого яйца. Оно сковало землю льдом и принесло с собой смерть, вынуждая наших предков переселяться в более теплую местность. В других мифах Кощеем звали сына Чернобога. Последний мог управлять временем и повелевал войском загробного мира.

Змей Горыныч

Это один из самых древних образов. Герой русских сказок отличается от зарубежных драконов наличием нескольких голов. Обычно их количество кратно трем. Существо умеет летать, изрыгает огонь и похищает людей. Обитает оно в пещерах, где прячет пленниц и сокровища. Нередко появляется перед положительным героем, выйдя из воды. Прозвище «Горыныч» связывают либо с местообитанием персонажа (горы), либо с глаголом «гореть».

Змей Горыныч

Образ страшного Змея позаимствован из древних мифов о драконе, который охраняет вход в подземное царство. Чтобы стать мужчиной, подростку надо было победить его, т.е. совершить подвиг, а затем войти в мир мертвых и вернуться обратно уже взрослым человеком. По другой версии, Змей Горыныч — собирательный образ степных кочевников, которые огромными полчищами нападали на Русь. При этом ими использовались огневые снаряды, сжигавшие деревянные города.

Силы природы

В древности люди олицетворяли Солнце, Ветер, Месяц, Гром, Дождь и другие явления, от которых зависела их жизнь. Они часто становились героями русских сказок, женились на царевнах, помогали положительным героям. Встречаются также антропоморфные властители тех или иных стихий: Мороз Иванович, леший, водяной. Они могут играть роль как положительных, так и отрицательных персонажей.

сказка "Морозко"

Природа изображается одухотворенной. От ее действий во многом зависит благополучие людей. Так, Морозко награждает золотом и шубой кроткую, трудолюбивую дочку старика, которую мачеха велела бросить в лесу. В то же время ее корыстная сводная сестра погибает от его чар. Славяне преклонялись перед силами природы и одновременно остерегались их, старались задобрить с помощью жертв, обращались с просьбами.

Благодарные животные

В сказках мы встречаем говорящего волка, волшебных коня и корову, золотую рыбку, щуку, исполняющую желания. А также медведя, зайца, ежа, ворона, орла и т.д. Все они понимают речь человека, обладают необычными способностями. Герой выручает их из беды, дарует жизнь, а они в ответ помогают одолеть врага.

Здесь явно просматриваются следы тотемизма. Славяне верили, что каждый род произошел от определенного животного. После смерти душа человека переселяется в зверя и наоборот. Например, в сказке «Буренушка» душа умершей матери перерождается в образе коровы, чтобы помогать осиротевшей дочери. Такое животное нельзя было убивать, ведь оно становилось родственником и защищало от беды. Иногда герои сказки и сами могут оборачиваться зверем или птицей.

Жар-птица

Завладеть ею стараются многие положительные герои сказок. Чудесная птица слепит глаза, как золотое солнце, и живет за каменной стеной в богатых землях. Свободно парящая в небе, она является символом небесного светила, которое дарует удачу, изобилие, творческую силу. Это представительница иного мира, которая часто превращается в похитительницу. Ворует жар-птица молодильные яблоки, дарующие красоту и бессмертие.

Иван-царевич ловит жар-птицу

Поймать ее может только тот, кто чист душой, верит в мечту и тесно связан с умершими предками. Обычно это младший сын, который должен был ухаживать за старыми родителями и много времени проводил возле родового очага.

Таким образом, герои русских сказок учат нас уважать предков, слушать свое сердце, преодолевать страх, идти к мечте, несмотря на ошибки, всегда помогать просящим о помощи. И тогда божественное сияние волшебной жар-птицы ляжет на человека, преображая его и даруя счастье.

  • Доклады и сообщения
  • Разное
  • Народные сказки

Сказки – это сокровища народной мудрости. В далёком прошлом с помощью устного народного творчества люди могли выражать свои мысли, отношение к окружающему миру, к действительности. В каждой сказке присутствует высокая воспитательная направленность, для того чтобы дети с самого юного возраста учились поступать правильно: быть справедливыми, добрыми, честными, смелыми, отзывчивыми, а также уважали старших и умели отличать добро от зла.
Сказки делятся на три группы: волшебные, бытовые, о животных. Бытовые – отражают сущность повседневной жизни. Как правило, в сюжете присутствуют колоритные персонажи, благодаря которым высмеиваются различные отрицательные качества человека: жадность, глупость, высокомерие. К данному виду сказок относятся, например: «Репка», «Мужик и барин», «Каша из топора».

В волшебных сказках читатель погружается в невероятный, фантастический мир, где добрые силы и правда сражаются с несправедливостью и злом. Главный герой обычно наделён храбростью, мужественностью и сообразительностью. А целая «армия зла»: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч – посылают главным героям испытания и беды, с которыми они должны достойно справиться. Например, в сказке «Морозко» Настенька никогда не унывала и не жаловалась, несмотря на тяжелую судьбу. Она ко всем была добра и почтительна, не ленилась и верила в чудеса, это помогло ей обрести друзей и жить счастливо.

Благодаря сказкам о животных дети узнают больше и о взаимоотношении между людьми. Ведь животным присваивают особые качествами, черты характера, как у большинства людей. Медведь обычно добродушный, сильный, заяц – трусливый, а лиса – коварная и хитрая. Использование в произведениях таких образов помогает детям лучше понять жизненные ценности, сформировать правильное и позитивное восприятие мира. Например, сказка «Царевна-лягушка» учит тому, что нельзя судить человека только по его внешности, нужно обращать внимание на поступки и душевные качества, которые иногда скрываются «под лягушачьей кожей».

Сказки – это один из самых любимых и популярных жанров фольклора. Они нравятся не только детям, но и взрослым, потому что в них присутствует глубина идей, интригующий сюжет и поучительное, иногда даже философское заключение. Некоторые сказки пробуждают интерес к жизни, расширяют кругозор, приобщают к культуре, к родному языку, а главное, к мудрому народному опыту.

Тема проекта «Народные сказки», литературное чтение 3 класс

В задании описаны последовательные шаги для составления проекта. Проектом может быть плакат, информационный листок, доклад, слайд-шоу (презентация с пояснительными текстами). В нашем случае будет плакат с 3 картинками с выдержками из сказок, проект будет называться «Мир добра в сказках». Выдержки текста могут быть как прямым вхождением поговорок, так и импровизацией по теме.
1. Что я буду делать: Я сделаю плакат с иллюстрациями к сказкам, в которых основной мыслью является добро и добрые отношения.

2. Вместе со мной будет работать: Старший брат (сестра, один из родителей).

3. Этапы моей деятельности (план):

1. Найти подходящую иллюстрацию в сети интернет или из старых книжек-раскрасок. 2. Вырезать (распечатать) иллюстрации и разместить их в три горизонтальных ряда на плакате. 3. Отыскать подходящие пословицы или поговорки про добро и хорошие отношения, и разместить их тексты (написать или приклеить распечатанные фрагменты) сбоку от иллюстраций.

4. Кто и за что будет отвечать: Старший брат (другой взрослый родственник) поможет с поиском и распечаткой картинок. Я буду вырезать картинки и наклеивать на плакат. (Одно может исключать второе).

5. Книги, которые будут нужны: Для данного проекта понадобятся иллюстрации из книг «Сказка о рыбаке и рыбке», «Аленький цветочек» и «Конек — горбунок».

6.Что еще будет нужно для проекта: Клей, карандаш, линейка, лист плотной бумаги.

7.Кто и как сможет помочь: Старший брат (другой взрослый родственник) поможет нарезать картинки, аккуратно подогнать их по нужным размерам.

8. Куда можно будет пойти: Для поиска раскрасок можно будет сходить в канцелярский магазин. Там же можно приобрести необходимые материалы и инструменты для проекта.

9. Что можно будет посмотреть: Экранизацию перечисленных сказок в мультфильмах.

Что нового я узнаю?

Я узнаю, как правильно выстраивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Как правильно задумывать и реализовывать свои цели.

Я научусь быть более добрым и внимательным.

Проект на плакате с цитированием поговорок

Если вам понравился данный примерный материал по домашнему заданию, то вы можете заказать персональный проект аналогичного типа у нас, для чего напишите нам по адресу:

[email protected] Или обратитесь по телефону в нижней части страницы.

. Стоимость точно такого же проекта (3 иллюстрации с текстом + план задания) — 500 рублей. Оплатить можно будет любым удобным для вас способом. Проект будет персональный (специально для вас, не копированный).

Источник

Проект по литературному чтению на тему «Русские народные сказки» (3 класс)

Выбранный для просмотра документ Проект Левченко Анастасия.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект по чтению «Русские народные сказки» Подготовила: ученица 3 «А» класса МБОУ СОШ №49 г. Шахты Левченко А. Преподаватель: Тарасенко Т.Н. 2014-2015 уч. г.

В мире много сказок Грустных и смешных. Нам нельзя без света, Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть Добро навеки Побеждает зло!

Виды сказок о животных; волшебные; социально-бытовые.

Добрые сказочные герои

Злые сказочные герои

Кто великий умывальник, Умывальников начальник? Кто мочалок командир? Это добрый. Загадки Мойдодыр

На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок Покатился. Колобок

Всем известна на Руси, Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кто же эти Маленькие дети? Семеро козлят

Летела стрела и попала в болото, А в том болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленой кожей, Сделалась мигом красивой, пригожей? Царевна-лягушка

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.

Проект по литературному чтению на тему «Русские народные сказки» подготовила ученица 3 класса Левченко Анастасия. Презентация содержит общие сведения о народных сказках, видах сказок, о героях этих произведений. Ученица подобрала загадки о сказках и их героях, которые сопровождаются яркими иллюстрациями. В приложении к презентации вы можете найти замечательную песню «Сказки гулляют по свету».

Номер материала: 290678

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Русские народные бытовые сказки

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Популярные темы сообщений

  • Тюльпаны
    Наверное, нет такого человека, который бы не любил цветы. А ведь их существует очень много. Но сегодня мы будем разговаривать про тюльпаны. Они не только яркие, но и очень красивые. У них бывает не только яркая форма, но и яркие и разные цвета.
  • Султаны Османской империи с годами правления и их жоны
    В 1299 году на северо-западе Малой Азии (что в настоящее время является срединной частью современной Турции) было создано государство под названием Османская империя. Ее основателем стал удж-бея Осман Гази.
  • Лиственные деревья
    Лиственные деревья состоят из корня, ствола, кроны и листьев. Различают мелколиственные и широколиственные деревья. Наиболее часто встречающиеся лиственные деревья: ольха, каштан, липа, тополь, береза, клён, ясень, дуб, яблоня, лещина,

Проект по литературному чтению для 3 класса «Русские народные сказки»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект по литературному чтению «Русские народные сказки» Подготовил: ученик 3 класса МКОУ Нагаевская СШ Камалетдинов Самир руководитель :Андреева Л.В. 2018-2019 уч. г.

В мире много сказок Грустных и смешных. Нам нельзя без света, Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть Добро навеки Побеждает зло!

Цель: Познакомиться с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству. Задачи: 1. формировать у себя знания о русских народных сказках. 2. воспитывать интерес к русскому народному творчеству. 3. прививать любовь к книге.

Гипотеза: ответить на вопрос чему учит сказка. Методы исследования: 1. Чтение и изучение художественной литературы; 2. Просмотр мультфильмов и сказок; 3. Рисование героев сказок.

История: Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования. Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя и дополняя их новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и – вопреки нашему представлению – не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх – и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые учёные полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись – рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний.

Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь. Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.

В мире много сказок грустных и смешных, нам нельзя без света нам нельзя без них. Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло!

Виды сказок о животных; волшебные; социально-бытовые.

Источник

Русские народные волшебные сказки

Мечты об иной, светлой жизни, в которой люди оказываются победителями в жизненной борьбе, воплотились в волшебных сказках. Волшебные сказки богаты вымыслом, яркими образами. В них показаны чудесные события, действуют фантастические персонажи.

Одним из таких персонажей является Жалмауыз – кемпир. Это страшная старуха, напоминающая Бабу -Ягу.

В русских народных сказках мы встречаем волшебные предметы: сапоги- скороходы, скатерть – самобранку и т.д.

Положительные герои в волшебных сказках проходят через все препятствия, побеждают злых духов, достигают благородной цели. Они часто действуют не только на земле, но и в подземном и в подводном царствах, встречаются со страшными чудовищами и побеждают их. На этом пути героям помогают замечательные люди, наделённые необыкновенными способностями животные и сказочные птицы.

Проект «Русские народные сказки»

Ученический творческий проект «Русские народные сказки» является образцом детского проекта на тему «Русские народные сказки» и содержит в себе описание цели, задач, объекта и предмета творческой работы по литературному чтению (литературе), а также определение и анализ русских народных сказок.

Подробнее о проекте:

Работу над творческим проектом на тему «Русские народные сказки» также можно организовать для воспитанников детского сада с участием воспитателя и родителей.

Оглавление

Введение 1. История русской народной сказки. 2. Виды русских народных сказок. 2.1. Русские народные волшебные сказки 2.2. Русские народные бытовые сказки. 2.3. Русские народные сказки о животных. Заключение Литература Приложение 1. Сказки учеников 3 класса. Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам.

Введение

Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних- главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.

И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу

Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.

Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка» умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.

Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.

Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:

Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.

Источник

Популярные сегодня темы

Невозможно представить нашу жизнь без символов, которые помогают дать характеристику чего-либо с помощью количественного выражения. То есть, чтобы присвоить предмету номер, в настоящее время

Динозавры – огромные животные похожие на ящериц жившие около 150-180 миллионов лет назад. Эра динозавров стегозавров припадает на Киммериджский век Юрского периода.

Как заманчиво и многообещающе звучит это словосочетание – туристический поход! Кто из молодежи не ходил в походы с гитарами и палатками, кострами и тяжелыми рюкзаками. Романтика жизни, плечо

Подснежник, научное название «галантус», является многолетним луковичным растением из семейства Амариллисовых, ранее их называли Лилейными. Период вегетации растения очень короткий и чаще все

Плавание является одним из самых популярных видов физической активности. В процессе плавания принимают участие все группы мышц человека. По данной дисциплине существуют соревнования, которое

Источник


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 579 Приморского района г. Санкт-Петербурга ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Тема: «Волшебные герои русских народных сказок» Автор: Хахулин Павел 5«А» класс Руководитель: Фарафонова М.А. 2015-2016 учебный год

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 579 Приморского района г. Санкт-Петербурга ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Тема: «Волшебные герои русских народных сказок»

Автор: Хахулин Павел 5«А» класс

Руководитель: Фарафонова М.А.

2015-2016 учебный год


Цель проекта: узнать, откуда возник герой сказки, познакомить с неоднозначными, «отрицательными» героями сказок, раскрыть интересные факты о них. Доказать, что образы некоторых героев неоднозначны, противоречивы, которым присущи и силы добра, и силы зла. А также обобщить знания учащихся о сказках, развивать умение узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Цель проекта:

узнать, откуда возник герой сказки, познакомить с неоднозначными, «отрицательными» героями сказок, раскрыть интересные факты о них. Доказать, что образы некоторых героев неоднозначны, противоречивы, которым присущи и силы добра, и силы зла. А также обобщить знания учащихся о сказках, развивать умение узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.


Задачи исследования: 1. Узнать значение имен сказочных героев в разных словарях и научных трудах; 2. Проанализировать поступки, которые они совершают в сказках, соотнести их с добром или злом; выяснить, где они обитают. 3. Изучить отношение одноклассников к сказкам и их мнение об образе сказочных персонажей.

Задачи исследования:

1. Узнать значение имен сказочных героев в разных словарях и научных трудах;

2. Проанализировать поступки, которые они совершают в сказках, соотнести их с добром или злом; выяснить, где они обитают.

3. Изучить отношение одноклассников к сказкам и их мнение об образе сказочных персонажей.


Гипотеза: мы предположили, что волшебные герои могут быть разными, как положительными, так и отрицательными.

Гипотеза:

мы предположили, что волшебные герои могут быть разными, как положительными, так и отрицательными.


Проблемные вопросы: 1. Откуда взялись волшебные персонажи русских народных сказок? 2. Кого из волшебных героев мы можем назвать положительными, а кого отрицательными? 3. Где обитают волшебные персонажи, и как выглядит их жилище?

Проблемные вопросы: 1. Откуда взялись волшебные персонажи русских народных сказок? 2. Кого из волшебных героев мы можем назвать положительными, а кого отрицательными? 3. Где обитают волшебные персонажи, и как выглядит их жилище?


Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказку русский народ всегда любил, передавал ее из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли ее. Обычно, сказка становилась от этого интереснее, занимательнее. Одними из самыми интересных сказок являются волшебные сказки, где главному герою, чтобы стать счастливым, надо пройти через испытания, а помогают ему или мешают волшебные, сказочные персонажи.

Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказку русский народ всегда любил, передавал ее из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли ее. Обычно, сказка становилась от этого интереснее, занимательнее. Одними из самыми интересных сказок являются волшебные сказки, где главному герою, чтобы стать счастливым, надо пройти через испытания, а помогают ему или мешают волшебные, сказочные персонажи.


Результаты анкетирования 1.1 Что вы знаете о Бабе – яге? - хитрая; - у неё избушка на курьих ножках; - живёт в лесу; - ест людей; - в некоторых сказках хорошая, иногда помогает; - летает в ступе; - злая; - летает в котелке 1.2 положительный ли она герой? Да – 4 человека нет – 8 человек 2.1 Что вы знаете о кощее бессмертном? - он бессмертный; - он один может завоевать весь мир; - старый, злой, страшный; - его смерть в игле; он смертный 2.2 положительный ли он герой? Да- 5человек нет – 7 человек

Результаты анкетирования

1.1 Что вы знаете о Бабе – яге? — хитрая; — у неё избушка на курьих ножках; — живёт в лесу; — ест людей; — в некоторых сказках хорошая, иногда помогает; — летает в ступе; — злая; — летает в котелке 1.2 положительный ли она герой? Да – 4 человека нет – 8 человек 2.1 Что вы знаете о кощее бессмертном? — он бессмертный; — он один может завоевать весь мир; — старый, злой, страшный; — его смерть в игле; он смертный 2.2 положительный ли он герой? Да- 5человек нет – 7 человек


Результаты анкетирования 3.1 что вы знаете о лешем? -хитрый; - живёт в лесу; - хранитель леса; - мохнатый; - смертный 3.2 Положительный ли он герой? Да – 6 человек нет – 6 человек 4.1 Что вы знаете о домовом? - живёт дома; - хитрый, вредный; - живёт у ленивых людей; - маленький 4.2 Положительный ли он герой? Да – 7 человек нет – 7 человек 5.1 Что вы знаете о кикиморе? - живёт на болоте; - хитрая, вредная; - ест лягушек; - похожа на бабу-ягу; - ей 1000 лет 5.2 Положительный ли она герой? Да- 2 человека нет – 10 человек

Результаты анкетирования

3.1 что вы знаете о лешем? -хитрый; — живёт в лесу; — хранитель леса; — мохнатый; — смертный 3.2 Положительный ли он герой? Да – 6 человек нет – 6 человек 4.1 Что вы знаете о домовом? — живёт дома; — хитрый, вредный; — живёт у ленивых людей; — маленький 4.2 Положительный ли он герой? Да – 7 человек нет – 7 человек 5.1 Что вы знаете о кикиморе? — живёт на болоте; — хитрая, вредная; — ест лягушек; — похожа на бабу-ягу; — ей 1000 лет 5.2 Положительный ли она герой? Да- 2 человека нет – 10 человек


Баба-Яга Известный персонаж волшебных сказок. По словам Кайсарова – она прародительница, хранительница рода и традиций; по мнению другого автора – заботливая берегиня; а из энциклопедического словаря – лесная старуха, ведьма. Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим – славянской богиней смерти. Хорошо известны основные черты образа Бабы-Яги: это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего – одна костяная) нога. Костеногость – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Наверное поэтому она стала ездить в ступе по земле: «… бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба-Яга».Волшебная сказка знает несколько образов Бабы-Яги: 1. Яга – воительница 2. Яга – похитительница 3. Яга – дарительница 4. Яга – прародительница (мать, бабка для нескольких своих дочерей – внучек – ягишн), хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка (сказка «Баба-яга»), теща.

Баба-Яга

Известный персонаж волшебных сказок. По словам Кайсарова – она прародительница, хранительница рода и традиций; по мнению другого автора – заботливая берегиня; а из энциклопедического словаря – лесная старуха, ведьма. Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим – славянской богиней смерти. Хорошо известны основные черты образа Бабы-Яги: это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего – одна костяная) нога. Костеногость – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Наверное поэтому она стала ездить в ступе по земле: «… бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба-Яга».Волшебная сказка знает несколько образов Бабы-Яги:

1. Яга – воительница

2. Яга – похитительница

3. Яга – дарительница

4. Яга – прародительница (мать, бабка для нескольких своих дочерей – внучек – ягишн), хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка (сказка «Баба-яга»), теща.


Баба-Яга Часто живет у дремучего леса в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом, что соответствует представлениям древних славян о том, что Баба-Яга живет на границе между земным и нижним миром (миром мертвых). Почему? В древности умерших хоронили в домовинах – домиках на высоких пнях, похожих на куриные ноги. Вход в домик обращен к лесу («Иван Быкович»). Баба-Яга, живущая в избушке на курьих ножках, охраняет мир мертвых. Отсюда – внешний вид – высохшая старушка с крючковатым носом, костяной ногой. Обычно живет одна, но имеет родственников – сестер или дочерей. Во многих сказках Баба-Яга, действительно предстает в одном из своих предназначений – берегини и дает добрый совет гостям, часто моет, кормит, переодевает, спать укладывает ( «Поди туда, не зная куда, принеси то, не зная что»). В других сказках – предстает в другой ипостаси – крадет детей, хочет съесть героя, убить его (« Баба – Яга и заморышек», « Гуси – лебеди», «Василиса Прекрасная»). В некоторых сказках, прежде чем помочь, заставляет делать тяжелую работу.

Баба-Яга

Часто живет у дремучего леса в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом, что соответствует представлениям древних славян о том, что Баба-Яга живет на границе между земным и нижним миром (миром мертвых). Почему? В древности умерших хоронили в домовинах – домиках на высоких пнях, похожих на куриные ноги. Вход в домик обращен к лесу («Иван Быкович»). Баба-Яга, живущая в избушке на курьих ножках, охраняет мир мертвых. Отсюда – внешний вид – высохшая старушка с крючковатым носом, костяной ногой. Обычно живет одна, но имеет родственников – сестер или дочерей. Во многих сказках Баба-Яга, действительно предстает в одном из своих предназначений – берегини и дает добрый совет гостям, часто моет, кормит, переодевает, спать укладывает ( «Поди туда, не зная куда, принеси то, не зная что»). В других сказках – предстает в другой ипостаси – крадет детей, хочет съесть героя, убить его (« Баба – Яга и заморышек», « Гуси – лебеди», «Василиса Прекрасная»). В некоторых сказках, прежде чем помочь, заставляет делать тяжелую работу.

Кощей Бессмертный

Еще один сказочный персонаж. В восточнославянской мифологии злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. Царь, колдун, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. В славянском язычестве – владыка или хранитель мира мертвых (подземного царства). Изображается в виде худого высокого старика, либо живого скелета, часто представляется скупым. В отличие от Бабы-Яги он не меняет своей отрицательной сути: он злой, коварный, приносит беды и несчастья людям: крадет девушек, воюет, заставляет делать невыполнимую работу. Главной же особенностью Кощея Бессмертного, отличающей его от других сказочных персонажей, является то, что его смерть (душа, сила), материализована в виде предмета и существует отдельно от него. Местом жительства является царство, в котором он правит. В русских волшебных сказках Кощей Бессмертный уносит героиню на край света , в свое жилище. Та выпытывает у него, где скрыта Кощеева смерть, передает тайну герою – избавителю, который добывает его смерть, и тот погибает( «Кощей Бессмертный», «Царевна – лягушка»).


Леший Языческий персонаж, встречается во многих сказках. Из словаря В. Даля – это лесной дух, пугало, как домовой; поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, перекидывается в мужика с котомкой, в волка, филина. Обходит путников и лесников, заставляя их плутать. Он нем, но голосист, без шапки, волосы расчесаны налево, кафтан запахнут направо, бровей и ресниц нет «Шел, нашел, потерял!» - поговорка Лешего. Живет в лесу. Жилище Лешего - бревенчатая изба в густом ельнике, вдали от человеческих поселений. Почитав сказки, мы выяснили, что Леший представляет как положительный, так и отрицательный персонаж: он может помогать главному герою («Кикимора», «Королевич и его дядька»), давать совет, волшебные предметы – помощники, а может и вредить: красть детей, девушек («Леший»).

Леший

Языческий персонаж, встречается во многих сказках. Из словаря В. Даля – это лесной дух, пугало, как домовой; поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, перекидывается в мужика с котомкой, в волка, филина. Обходит путников и лесников, заставляя их плутать. Он нем, но голосист, без шапки, волосы расчесаны налево, кафтан запахнут направо, бровей и ресниц нет «Шел, нашел, потерял!» — поговорка Лешего. Живет в лесу. Жилище Лешего — бревенчатая изба в густом ельнике, вдали от человеческих поселений. Почитав сказки, мы выяснили, что Леший представляет как положительный, так и отрицательный персонаж: он может помогать главному герою («Кикимора», «Королевич и его дядька»), давать совет, волшебные предметы – помощники, а может и вредить: красть детей, девушек («Леший»).

Домовой

В религиозных верованиях славянских и некоторых других народов, бескрылый, бестелесный «дух», живущий в доме. Обычно его представляли себе в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах. По нраву же домовой – идеальный хозяин, вечный хохотун, хлопотун, зачастую ворчливый, нов глубине души – заботливый и добрый. Вера в домового – пережиток первобытных семейно-родовых культов. Согласно поверьям, домовой – не только хранитель дома, но и иногда наказывает людей за нарушение обычаев и непочтение, душит их во сне, пугает, как, например, в сказке «Иван и домовой». Считалось, сто домовой помогает по хозяйству, сохраняет имущество, часто пересчитывает его ( это хорошо обыграно в мультфильме про домовенка Кузю), любит домашний скот, особенно лошадей. Домовые защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы. Он шумит, бродит ночами по дому, вздыхает и бормочет. Может плакать, если дому грозит беда, или смеяться, если ожидается счастье. Сказки с этим героем встречаются очень редко («Иванушка и Домовой», «Снежный дом»). Чаще домовой присутствует уже в авторских сказках ( Ф.Одоевский).


Кикимора По Далю – род домового, который по ночам прядет, он днем сидит невидимкою за печью, а проказит по ночам с веретеном, прялкой. Также есть лесная кикимора, кикимора болотная, которая обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла полено или поленце. Кикимора, как правило, поселяются в помещениях, если в нем случалось что-то нехорошее. Может быть наслана колдуном. Присутствие ее в доме можно было легко определить по мокрым следам. От кикиморы можно было защититься словом молитвы, призыванием имени Божьего или же наоборот, бранью. Любимое занятие кикимор – тканье и пряжа. В сказках встречается нечасто и предстает только как отрицательный персонаж («Кикимора»). Жилище кикиморы из сказок – или зеленый омут(если кикимора болотная), или обитает в доме людей, за печкой, стараясь выжить их. Может оборачиваться домашним животным, например, котом.

Кикимора

По Далю – род домового, который по ночам прядет, он днем сидит невидимкою за печью, а проказит по ночам с веретеном, прялкой. Также есть лесная кикимора, кикимора болотная, которая обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла полено или поленце. Кикимора, как правило, поселяются в помещениях, если в нем случалось что-то нехорошее. Может быть наслана колдуном. Присутствие ее в доме можно было легко определить по мокрым следам. От кикиморы можно было защититься словом молитвы, призыванием имени Божьего или же наоборот, бранью. Любимое занятие кикимор – тканье и пряжа. В сказках встречается нечасто и предстает только как отрицательный персонаж («Кикимора»). Жилище кикиморы из сказок – или зеленый омут(если кикимора болотная), или обитает в доме людей, за печкой, стараясь выжить их. Может оборачиваться домашним животным, например, котом.


Заключение. В результате проведенного исследования я выяснил, что известные нам сказочные герои (Баба-Яга, Кощей, Леший, домовой, кикимора) пришли к нам из язычества, когда люди поклонялись силам природы. Со временем они утратили божественную сущность и стали сказочными персонажами. Мы видим, что известные нам волшебные персонажи часто принадлежат сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда их безграничные возможности. Нельзя утверждать, сто эти персонажи являются только отрицательными. Явно отрицательным персонажем выступает Кощей Бессмертный. Остальные же герои могут быть и положительными, и отрицательными, и нейтральными. Читайте сказки и узнаете много интересного.

Заключение. В результате проведенного исследования я выяснил, что известные нам сказочные герои (Баба-Яга, Кощей, Леший, домовой, кикимора) пришли к нам из язычества, когда люди поклонялись силам природы. Со временем они утратили божественную сущность и стали сказочными персонажами. Мы видим, что известные нам волшебные персонажи часто принадлежат сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда их безграничные возможности. Нельзя утверждать, сто эти персонажи являются только отрицательными. Явно отрицательным персонажем выступает Кощей Бессмертный. Остальные же герои могут быть и положительными, и отрицательными, и нейтральными. Читайте сказки и узнаете много интересного.

  • Проект для 3 класса по русскому языку рассказ о слове праздник
  • Проект деревянного дома лесная сказка
  • Проект для дошкольников числа в сказках
  • Проект волшебная сказка 3 класс по литературному чтению титульный лист
  • Проект во 2 младшей группе на тему в гостях у сказки