Проект что за прелесть эти сказки 5 класс по музыке

Инфоурок музыка презентациипроектная работа на тему что за прелесть эти сказки описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание

Инфоурок

Музыка
ПрезентацииПроектная работа на тему «Что за прелесть эти сказки»

Проектная работа по предмету «музыка» на тему: «Что за прелесть эти сказки?»...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Проектная работа по предмету «музыка» на тему: «Что за прелесть эти сказки?»

Описание слайда:

Проектная работа по предмету «музыка» на тему: «Что за прелесть эти сказки?» Работу выполнила: Ученица 5 Д класса Шакирова Аделя Руководитель проекта: учитель музыки Школы №171 Советского района г.Казани Каримуллина Зульфия Агалямовна

2 слайд

Я выбрала эту тему потому что она мне была по душе

Описание слайда:

Я выбрала эту тему потому что она мне была по душе

3 слайд

Цель работы: Узнать какая музыка используется в разных сказках. Узнать больше

Описание слайда:

Цель работы: Узнать какая музыка используется в разных сказках. Узнать больше о сказках

4 слайд

План работы: 1)Найти в интернете информацию о сказках 2) Найти музыку для каж

Описание слайда:

План работы: 1)Найти в интернете информацию о сказках 2) Найти музыку для каждого типа сказок 3)Пойти в библиотеку и прочитать каждую из классификаций сказок 4)Спросить у взрослых дополнительную информацию 5) Правильно сделать презентацию и рассказать её

5 слайд

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимуществен

Описание слайда:

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. Как правило, сказки рассчитаны на детей.

6 слайд

 волшебные бытовые О животных

Описание слайда:

волшебные бытовые О животных

7 слайд

Высказывания о сказках «…русские песни ,предания , пословицы , …наконец русск

Описание слайда:

Высказывания о сказках «…русские песни ,предания , пословицы , …наконец русские сказки — без сомнения заслуживают большого внимания :они память нашего давно минувшего , они- хранилище русской народности». А.Н.Некрасов «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них -поэма! Читайте просто- народные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка», А.С.Пушкин

8 слайд

Сказка ложь , да в ней намёк - добрым молодцам урок

Описание слайда:

Сказка ложь , да в ней намёк — добрым молодцам урок

9 слайд

Волшебные сказки Волшебные сказки - самые любимые нами сказки –волшебные , по

Описание слайда:

Волшебные сказки Волшебные сказки — самые любимые нами сказки –волшебные , потому что полны чудес . Неведомо откуда появляется скатерть- самобранка : в один миг собирает обед! Разматывается клубок и ведёт девицу по незнакомым дорогам к Финисту – Ясному соколу . Иванушка пьёт из лужицы и становится козлёночком . Лягушка сбрасывает кожу и становится царевной.

10 слайд

В волшебных сказках музыка более сказочная и завораживающая , в ней обязатель

Описание слайда:

В волшебных сказках музыка более сказочная и завораживающая , в ней обязательно есть злая и добрая музыка. Давайте вместе с вами прослушаем отрывки из сказки «Гуси –лебеди»

11 слайд

Бытовые сказки Бытовые сказки-сказки , в которых описывают жизнь простых люде

Описание слайда:

Бытовые сказки Бытовые сказки-сказки , в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или простого солдата. В этих сказках может использоваться любая музыка добрая, злая, хитрая , весёлая. Угадайте из каких сказок взяты эти мелодии?

12 слайд

О животных Человек не появляется. Главные герои-животные. Имеется система амп

Описание слайда:

О животных Человек не появляется. Главные герои-животные. Имеется система ампула героев : лиса -хитрая , заяц-трус. Нет волшебных предметов и героев-помощников. Среди героев должен быть хитрец или простак. Как вы думаете какая музыка используется в этих сказках? Давайте послушаем и узнаем.

13 слайд

А теперь вопросы На какие классификации делятся сказки? Какая музыка в волшеб

Описание слайда:

А теперь вопросы На какие классификации делятся сказки? Какая музыка в волшебных сказках? Какие это бытовые сказки? Чего нет в сказках о животных? Какая музыка в сказках о животных?

14 слайд

1)Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок . Чьи эти слова?(фамилия

Описание слайда:

1)Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок . Чьи эти слова?(фамилия) 2)Продолжите систему ампула героев , лиса-… 3)В кого превратился братик Иванушка выпив из копытца воды? 4)В волшебных сказках обязательно есть злая и … музыка 5)«Кощей Бессмертный»какая это сказка по классификации? 1) 2) 3) 4) 5) П у ш к и н х т р а я в о л е б н а я д о б р а к о з л ё о к

15 слайд

Что я выяснила? Что такое сказка Какие бывают сказки На какие классификации о

Описание слайда:

Что я выяснила? Что такое сказка Какие бывают сказки На какие классификации они делятся Какая музыка подходит каждой из них Какие чувства испытываешь при слушании музыки каждой из этих классификаций

16 слайд

Мои выводы Результаты соответствуют с поставленными мной целями

Описание слайда:

Мои выводы Результаты соответствуют с поставленными мной целями

17 слайд

Польза моей работы Моя работа может принести пользу ученикам начальных классо

Описание слайда:

Польза моей работы Моя работа может принести пользу ученикам начальных классов . Они могут узнать для себя «что такое сказка» и узнать многого другого .

18 слайд

Мои планы на будущее: Я хочу дальше работать над своим проектом . Делать его

Описание слайда:

Мои планы на будущее: Я хочу дальше работать над своим проектом . Делать его интереснее,вписывать что-то новое ,делать новые варианты ,узнавать какая ещё музыка может использоваться в сказках? И стремиться к самому лучшему.

19 слайд

Проект что за прелесть эти сказки 5 класс по музыке

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Проект что за прелесть эти сказки 5 класс по музыке

  • Сейчас обучается 975 человек из 79 регионов

Проект что за прелесть эти сказки 5 класс по музыке

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 51 человек из 29 регионов

Проект что за прелесть эти сказки 5 класс по музыке

  • Сейчас обучается 59 человек из 32 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация


Номер материала:

ДБ-519968

Вам будут интересны эти курсы:

«Что за прелесть эти сказки.» — 5 класс.

Здравствуйте ребята!

Актуализация полученных знаний:

О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?Кто такая кикимора? Что такое программная музыка?Произведение А. К. Лядова, какую имеет музыкальную форму?Почему это симфоническая картина?Какая программа (сюжет) заложена в этой симфонической картине?А теперь давайте еще раз вспомним, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?Посмотрите на доску и скажите, что начинается такими словами?Мобилизующий момент. Определяем тему урока.

(Жили-были, давным-давно, в некотором царстве, в некотором государстве)

Правильно, такими словами обычно начинаются сказки.

Как вы думаете как будет звучать тема урока?(предположительный ответ: сказки).

Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о сказках, которые положены на музыку. Записывайте тему урока – «Что за прелесть эти сказки…»

Ребята, кто из вас знает арабские сказки «Тысяча и одна ночь»?А кто из вас знает композитора и произведение, которое написано на эту тему?Значит, какой будет цель нашего урока?Определяем цель урока.

1. Вспомнить сюжет арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

2. Узнать новых для себя персонажей. Узнать что такое симфоническая сюита.

3. Научится по заложенной в музыке программе представлять себе героя и сюжет.

Овладение новыми знаниями.

Обращаясь к литературным источникам, композиторы часто создают на их основе музыкальные произведения. Такие произведения, называются – программной музыкой.

Они не редко имеют название литературного произведения или сопровождаются словесной программой в начале нотного издания, которая раскрывает их содержание.

Н.А. Римский-Корсаков создал симфоническую сюиту «Шахеразада» по мотивам известных арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Написана сюита в 1888 году.

Давайте для начала разберем термин – симфоническая сюита.

Симфоническая это что означает? Кто исполняет сюиту?Сюита – это последовательность самостоятельных (т.е. независящих друг от друга) музыкальных номеров, но имеющих общую тему. Как правило, различаются по характеру, ритму, темпу и т. п., в то же время они могут быть связаны тональным единством, мотивным родством и др. способами. Гл. принцип формообразования С. — создание единого композиционного целого на основе чередования контрастных частей — отличает С. от таких цикличных форм, как соната и симфония с их идеей роста и становления.

Итак, как я вам уже сказала, симфоническая сюита «Шареразада» имеет программу, потому что она написана на основе арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

Вот такую программу приложил Н.А. Римский-Корсаков к партитуре (нотам) этой сюиты:

(Читает ученик) стр. 21.

О чем сюжет этой симфонической сюиты?Послушаем темы Шахриара и Шахеразады они звучат уже в первой части сюиты, которая называется «Море. Синбадов корабль.»

1. Н.А. Римский-Корсаков – «Море. Синбадов корабль.»

Запишите еще один термин – лейтмотив – это главный, ведущий мотив.

После прослушивания вы ответите мне на вопрос.

Какие особенности музыки придают им восточный колорит?Она начинается с медленного вступления — своеобразного пролога всей сюиты — и строится на двух контрастных темах. Первая, тема султана Шахриара, исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами и звучит грозно и величественно.Вторая тема, тема Шехеразады, поручена солирующей скрипке, которую поддерживают аккорды арфы.

Ее гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент: Обе темы являются лейтмотивами, объединяющими все произведение. Тема Шахриара, рисует спокойный и величественный морской пейзаж. Живописность главной партии подчеркивают отрывистые аккорды в окончаниях фраз у духовых и пиццикато струнных, а также широкие фигурации сопровождения у альтов и виолончелей.Побочная партия — создает в воображении спокойно плывущий корабль Синдбада и изложена поднимающимися вверх тихими светлыми аккордами у деревянных духовых. 

Вторая тема побочной партии — возникает у солирующей скрипки; она рождается из лейтмотива Шехеразады, но теперь это красочная панорама волнующегося моря. Постепенно звучность усиливается, и в момент кульминации начинается реприза. В коде умиротворенно проходит тема успокоившегося моря, а заканчивается первая часть «уходящей» темой Синдбадова корабля, продолжающего свое плавание.

А теперь творческое задание.

Мы послушаем 4ю часть симфонии, а вы мне скажете, какую картину перед вами нарисовала эта музыка.

2. Н.А. Римский-Корсаков – «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником».

Слышится гневный голос Шахриара — ему отвечает мягкий голос Шехеразады. Она начинает свою последнюю сказку. Доносится шум праздника в восточном городе. Основная тема четвертой части — в характере восточного танца, в ритме лезгинки.

Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?Что такое симфоническая сюита?Чем она отличается от симфонической картины?Кто такой Шахриар?Что сделала Шахеразада для своего спасения?Как назывались части сюиты, которые сегодня мы с вами послушали?Домашнее задание – прочитать страницы 20-21. Письменно ответить на вопрос №3 (сочинить небольшую сказку…) на стр. 21.

Поем песню В. Шаинского «В мире много сказок».

Используемые материалы:

1. Сергеева Г.П. Музыка. 5-7 класс. Сборник рабочих программ. М.: Просвещение. 2014. – 104 с.

2. 5 класс. Учебник. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. 4-е изд. — М.: 2015. — 160 с.

3. http://allskazki.ru/night. — арабские сказки «Тысяча и одна ночь».

4. http://www.aveclassics.net/news — анализ симфонической сюиты Н.А. Римского-Корсакова «Шахеразада».

5. http://allforchildren.ru/songs/tales.php — песня «В мире много сказок».

«Что за прелесть эти сказки.» — 5 класс.

Здравствуйте ребята!

Актуализация полученных знаний:

  • О чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (симфоническая миниатюра «Кикимор»)
  • Кто такая кикимора? (злой дух, нечистая сила в женском обличье).
  • Что такое программная музыка? (имеет название, или сюжет, именно симфонические или инструментальные произведения)
  • Какая программа (сюжет) заложена в этой симфонической картине? (сказание русского народа, записанное фольклористом собирателем И. Сахаровым)
  • Посмотрите на доску и скажите, что начинается такими словами?

( На доске напсиано «Жили-были, давным-давно, в некотором царстве, в некотором государстве»)

(такими словами обычно начинаются сказки).

  • Как вы думаете как будет звучать тема урока?

(предположительный ответ: сказки).

Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о сказках, которые положены на музыку. Записывайте тему урока – «Что за прелесть эти сказки…»

Ребята, кто из вас знает арабские сказки «Тысяча и одна ночь»?

А кто из вас знает композитора и произведение, которое написано на эту тему?

  • Значит, какой будет цель нашего урока?

Определяем цель урока.

1. Вспомнить сюжет арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

2. Узнать новых для себя персонажей. Узнать что такое симфоническая сюита.

3. Научится по заложенной в музыке программе представлять себе героя и сюжет.

Обращаясь к литературным источникам, композиторы часто создают на их основе музыкальные произведения. Такие произведения, называются – программной музыкой. (Запишем понятие программная музыка).

Они не редко имеют название литературного произведения или сопровождаются словесной программой в начале нотного издания, которая раскрывает их содержание.

Н.А. Римский-Корсаков создал симфоническую сюиту «Шахеразада» по мотивам известных арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Написана сюита в 1888 году.

Давайте разберем термин – симфоническая сюита.

  • Симфоническая это что означает? (играет симфонический оркестр, разберем по составу (деревянные духовые, медные духовые, струнные инструменты)
    Кто исполняет сюиту? (симфонический оркестр)

Сюита – это последовательность самостоятельных (т.е. независящих друг от друга) музыкальных номеров, но имеющих общую тему. Как правило, различаются по характеру, ритму, темпу и т. п., в то же время они могут быть связаны тональным единством, мотивным родством и др. способами. Гл. принцип формообразования С. — создание единого композиционного целого (произведения) на основе чередования контрастных частей — отличает С. от таких цикличных форм, как соната и симфония с их идеей роста и становления.

Итак, как я вам уже сказала, симфоническая сюита «Шареразада» имеет программу, потому что она написана на основе арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

Вот такую программу приложил Н.А. Римский-Корсаков к партитуре (нотам) этой сюиты:

(Читает ученик) стр. 21.

  • О чем сюжет этой симфонической сюиты?

Послушаем темы Шахриара и Шахеразады они звучат уже в первой части сюиты, которая называется «Море. Синбадов корабль.»

1. Николай Андреевич Римский-Корсаков – «Море. Синбадов корабль».

Запишите еще один термин – лейтмотив – это главный, ведущий мотив.

После прослушивания вы ответите мне на вопрос.

  • Какие особенности музыки придают им восточный колорит?

Она начинается с медленного вступления — своеобразного пролога всей сюиты — и строится на двух контрастных темах. Первая, тема султана Шахриара, исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами и звучит грозно и величественно. (запишем в словарь, в конце тетради, характеристику темы, эпитеты, прилагательные воспользовавшись словарем)

Вторая тема, тема Шехеразады, поручена солирующей скрипке, которую поддерживают аккорды арфы.

Ее гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент. (запишем в словарь, в конце тетради, характеристику темы, эпитеты, прилагательные, воспользовавшись словарем)

Обе темы являются лейтмотивами, объединяющими все произведение. Тема Шахриара, рисует спокойный и величественный морской пейзаж.

А теперь творческое задание.

Мы послушаем 4ю часть сюиты, а вы мне скажете, какую картину перед вами нарисовала эта музыка. (запишем в словарь, в конце тетради, характеристику темы, эпитеты, прилагательные воспользовавшись словарем)

2. Н.А. Римский-Корсаков – «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником».

(Слышится гневный голос Шахриара — ему отвечает мягкий голос Шехеразады. Она начинает свою последнюю сказку. Доносится шум праздника в восточном городе. Основная тема четвертой части — в характере восточного танца, в ритме лезгинки).

Рефлексия.

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что такое симфоническая сюита?
  • Чем она отличается от симфонической картины?
  • Кто такой Шахриар?
  • Что сделала Шахеразада для своего спасения?
  • Как назывались части сюиты, которые сегодня мы с вами послушали?

Домашнее задание – прочитать страницы 20-21. Письменно ответить на вопрос №3 (сочинить небольшую сказку…) на стр. 21.

Распевание.

Разучивание песни «Крылатые качели».
1. Слушание (+).
2. Слушание пения учителя.
3. Ритмодикломация.
4. Пение.

Конспект урока музыки

5 класс

« Что за прелесть эти сказки!

Фольклор в музыке русских композиторов»

Учитель музыки:

Свинцова Людмила Николаевна

Цель: Продолжить формирование знаний о взаимосвязи музыки и литературы, на примере симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова.

Планируемые результаты:

Учебные – закрепить и расширить ранее полученные знания о взаимосвязи музыки и литературы

— продолжить знакомство с понятием «фольклор» через творческую и исполнительскую деятельность

— сформировать знания и дать понятие «программная музыка» и «сюита»

— знакомство с биографией и творчеством великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова

Развивающие – развить у учащихся учебно-познавательный интерес в области музыки к поиску новых знаний

— развивать образное мышление

— развитие творческой активности учащихся

Воспитательные – воспитывать умение работать в коллективе и в парах

— воспитание музыкальной «слушательской» культуры

Ход урока.

1. Организационный этап.

Музыкальное приветствие, вход в класс под музыку, занимают свои места

Фн.№1 Заставка песни «Сказки гуляют по свету» Е.Н.Птичкин (начало)

2. Проверка ранее изученного

Учитель: Сегодня мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: “Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?” (вопрос прописан на учебной доске)

— На предыдущих уроках мы убедились, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратилась бы в сплошной вокализ – пение без слов. Исчезли бы и балет, и опера, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения.

И одной из граней соприкосновения на прошлом уроке было воплощение в музыке литературного фольклора – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности (сказки, легенды, предания)

-Вспомните, с каким музыкальным произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Ученики: Симфоническая миниатюра «Кикимора»

Анатолия Константиновича Лядова.

Учитель: Скажите, что послужило литературной основой этой миниатюры?

Ученики: Основой стало народное сказание.

Учитель: Да, верно. Русский композитор А. К. Лядов передал своё видение этого произведения, главных персонажей с помощью музыкальных средств выразительности. А как вы представили себе образы этого сказания?

(Ребята показывают свои рисунки, которые они нарисовали дома)

3. Вокально-хоровая работа (распевка, повторение ранее выученной песни)

Учитель:

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки,
Уже навострили ушки… 
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

Фн. №2 Песня «Две Аленушки»

4. Постановка цели и задач урока.

Учитель: — На этом уроке мы продолжим с вами путешествие по жанрам литературы и музыки, и выявим их взаимосвязь.

— Ребята, попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?

Учитель: (Произношу с подсказками детей)

«У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево – сказку говорит…»

Учитель: — Любите ли вы сказки?

Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка является главным действующим героем.

5. Актуализация знаний.

Учитель: «Что за прелесть эти сказки!»

— Ребята, кто является автором этого сказочного высказывания?

Ученики: А. С. Пушкин

Учитель:

— Музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песню. Писателями и поэтами написано очень много различных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке.

— Это, прежде всего сказки, которые можно назвать «Музыкальными сказками».

— Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.

Тема нашего урока так и звучит: «Что за прелесть эти сказки! Фольклор в

музыке русских композиторов»

(Ученики записывают тему в тетрадь)

Учитель: В доме Пушкиных часто проходили музыкально-литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А. Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А. Пушкина нашли своё продолжение в музыке композиторов – сказочников… Как вы думаете, каких? Назовите этих композиторов

Ученики: П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков.

Учитель: Я хочу представить свою помощницу. К нам на урок я пригласила Знатока русской музыки.

— Она подготовила ответы на вопросы по творчеству и биографии Римского – Корсакова. И в диалоге с вами расскажет что-то интересное.

Детям раздает вопросы, они задают их, знаток отвечает.

— Где и когда родился Николай Андреевич Римский – Корсаков?

— Он родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине.

— Какая традиция существовала в семье Римских-Корсаковых?

— Все Римские – Корсаковы служили на флоте.

— Где учился Николай Андреевич Римский – Корсаков?

— В 12 лет его определили в морской корпус в Петербурге, где он учился 6 лет.

— Что совершил Римский – Корсаков в 18 лет?

— Он был 2 года в кругосветном путешествии на военном корабле клипере – «Алмаз», сумел побывать в разных странах, а позже написал о своём путешествии в книге «Летопись моей музыкальной жизни».

— Какие вы знаете музыкальные произведения этого композитора?

— Он сочинил 15 опер, 3 симфонии, 79 романсов, произведения для симфонического оркестра. Самые известные его оперы: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и др.

— Докажите, что Римский – Корсаков был педагогом?

— Он обучил и воспитал 200 учеников, многие стали выдающимися музыкантами, например: Глазунов, Лядов, Аренский, Стравинский, Прокофьев.

— Руководил ли Николай Андреевич симфоническим оркестром?

— Да, он был прекрасным дирижёром.

— Сколько лет прожил композитор?

— Он прожил 64 года.

Учитель: Римский – Корсаков во время кругосветного путешествия на клипере «Алмаз» побывал в некоторых восточных странах и очень заинтересовался культурой и бытом этих государств. Давайте приоткроем дверь в сказочный мир Востока, который не перестаёт удивлять во все времена

Фн.№3 Музыка востока (начало)

Учитель: – Каким вы себе представляете Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова?

Ученики: пустыня, верблюд, солнце, песок, восточные сказки…

Учитель: Восточные сказки… Они не могут оставить равнодушными ни одного человека. Вот уже несколько сотен лет увлекают взрослых и детей герои арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

«Влечёт Восток сияньем красок,

Зовёт базарной суетой,

С Али – Бабой, героем сказок,

С Синдбадом, брошенным волной.

Там Шехеразада начинает,

Для Падишаха свой рассказ,

Багдадаский вор там убегает,

Торговцев обманув не раз.

На ослике, качаясь, едет

Хаджа, мудрейший Насреддин,

И, вынув лампу, вызывает

Седого джинна Алладин.

Там поднимаясь на барханы,

Стремясь пустыни перейти,

Идут с востока караваны,

Сходясь на Шёлковом пути.

И на Востоке, средь барханов

Живёт красавица одна

Она зовётся Шехеразадой

Она прекрасна и умна».

Учитель: Восточные сказки не оставили равнодушным и Николая Андреевича Римского-Корсакова, который по их мотивам написал Симфоническую сюиту.

– Ребята, а что означает слова «сюита»?

Ученики:

Сюита – жанр музыкального произведения, состоящий из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.

(Записывают в тетрадь)

Учитель: У Римского-Корсакова сюита напоминает симфонию, состоящую из 4-х частей, каждая из них имеет названия, то есть имеют программу.

Такие музыкальные произведения называют программной музыкой.

Учитель: Сформулируете определение программной музыки.

Ученики: (С помощью учебника стр. 20)

Программная музыка – это музыкальное произведение, созданное на основе литературного содержания.

Учитель: Композитор назвал сюиту «Шехеразада» и приложил к партитуре следующую программу:

(Читают ученики в учебнике стр. – 21)

Учитель: На какие образы настраивает нас композитор?

Ученики: Шахриара и Шехеразады.

6. Новый материал. Работа над программной музыкой.

Учитель: Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты «Море и Синдбадов корабль», который начинается с показа главных героев.

— Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают?

(Слушание музыкального фрагмента)

Фрагмент №1 «Море. Синдбадов корабль»

Первая часть называлась «Море. Синдбадов корабль».

Она начинается с медленного вступления — своеобразного пролога всей сюиты — и строится на двух контрастных темах. Первая, тема султана Шахриара, исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами и звучит грозно и величественно.

Вторая тема, тема Шехерезады, поручена солирующей скрипке, которую поддерживают аккорды арфы. Ее гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент: Обе темы являются не просто лейтмотивами, объединяющими все произведение

Учитель: — Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете?

Ученики: Грозный, могучий, злой, властный султан.

Учитель: Как вы это почувствовали?

Ученики: Воинственно и грозно звучат инструменты медно-духовой группы.

Учитель: А какую картину рисует в вашем воображении тема Шехеразады?

Ученики: Мягкая, нежная, изящная, пленительная…

Учитель: Какой инструмент помог нам всё это почувствовать?

Ученики: скрипка, арфа.

(Слушание музыкального фрагмента)

Фрагмент №2 «Рассказ Календера-царевича»

Вторая часть называлась «Рассказ Календера-царевича»

(Календеры — бродячие монахи, жившие подаянием. Герой арабской сказки — царевич, во избежание опасностей переодевшийся в монашескую одежду).

Ее начинает голос Шехеразады, но затем она как бы передает повествование новому рассказчику, и начинается сказка в сказке.

Тему Календера исполняет солирующий фагот; она звучит неторопливо, спокойно и имеет восточный характер.

Фрагмент №3 «Царевич и царевна»

Третья часть, «Царевич и царевна», — это лирический центр произведения. Главная партия — тема Царевича — плавная спокойная мелодия песенного склада, исполняемая скрипками.

Побочная партия— тема Царевны — грациозная и подвижная, имеет танцевальный характер.

(Слушание музыкального фрагмента)

Фрагмент №4 «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником»

Четвертая часть — «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Это грандиозный финал сюиты, объединяющий многие ее темы, «собирающий» героев произведения на веселом празднике. Сложная композиция части сочетает в себе черты рондо-сонаты с вариационностью. Во вступлении звучат оба лейтмотива сюиты, причем тема Шахриара становится быстрой и энергичной, а тема Шехеразады — более взволнованной. Главная партия финала — стремительно кружащаяся, темпераментная восточная пляска.

Учитель:

А сейчас давайте представим, что мы находимся в волшебном замке султана и видим перед собой пленительную Шехеразаду.

(Звучит видео — ряд. Дети повторяют движения восточного танца

Фн.№ 3 Восточная мелодия (танец)

7.Вокально-хоровая работа.

Учитель: Ребята, интересно было бы нам жить, если бы не было сказок?

Ученики: Нет.

Учитель: Сейчас, вы познакомитесь с новой песней, которую мы начнём разучивать. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос, о чём поётся в этой песне?

Фн.№1.«Сказки гуляют по свету» Е.Н.Птичкин (песня)

(Показ песни. Определение характера, настроения, содержания песни, разучивание 1 куплета).

Учитель: Какую роль играет сказка в этой песне?

Ученики: Если б не было сказок, не появились бы такие прекрасные песни.

8.Контроль усвоения.

Учитель: Ребята, наш урок подходит к завершению. Я надеюсь, вы приобрели новые знания

— Нарисуйте к следующему уроку одного из героев симфонической сюиты «Шехеразада»

9. Рефлексия.

Учитель: Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие.

– Что же объединило на нашем уроке музыку и литературу?

— Сегодня я узнал, что без сказки………?

— Сегодняшние знания я могу применить…..

— Больше всего мне понравилось……

— Я расскажу о Римском – Корсакове (кому?)…..

— Я узнал, что программная музыка – это…..

Учитель: Заканчивая урок, я хочу сказать спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке и попрошу на смайликах выразить свое настроение.

Вопросы знатоку

1. Где и когда родился Николай Андреевич Римский – Корсаков?

— Он родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине.

2. Какая традиция существовала в семье Римских-Корсаковых?

— Все Римские – Корсаковы служили на флоте.

3. Где учился Николай Андреевич Римский – Корсаков?

— В 12 лет его определили в морской корпус в Петербурге, где он учился 6 лет.

4.Что совершил Римский – Корсаков в 18 лет?

— Он был 2 года в кругосветном путешествии на военном корабле клипере – «Алмаз», сумел побывать в разных странах, а позже написал о своём путешествии в книге «Летопись моей музыкальной жизни».

5. Какие вы знаете музыкальные произведения этого композитора?

— Он сочинил 15 опер, 3 симфонии, 79 романсов, произведения для симфонического оркестра. Самые известные его оперы: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и др.

6. Докажите, что Римский – Корсаков был педагогом?

— Он обучил и воспитал 200 учеников, многие стали выдающимися музыкантами, например: Глазунов, Лядов, Аренский, Стравинский, Прокофьев.

7. Руководил ли Николай Андреевич симфоническим оркестром?

— Да, он руководил симфоническим оркестром и был прекрасным дирижёром.

8. Сколько лет прожил композитор?

— Он прожил 64 года.

Руководитель: 

Аскалепова Светлана Николаевна

Учреждение: 

МБОУ «Школа №8 имени Рашутина»

В процессе работы над творческим проектом по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки!» автором была поставлена цель: сформировать представления о творчестве А.С. Пушкина – сказочника. А также выяснить, какое влияние оказала Арина Родионовна на творчество А.С. Пушкина, ознакомиться с устаревшими словами, встречающихся в произведениях писателя.

Подробнее о проекте:

В рамках учебной исследовательской работе по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки!» был подготовлен творческий материал для одноклассников с целью привлечения их внимания к сказочному творчеству А. С. Пушкина. В своем исследовании ученица школы стремилась узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках Пушкина.

В исследовательской работе (проекте) в 7 классе на тему «Что за прелесть эти сказки!» было проведено анкетирование среди учащихся с целью определения уровня знаний об устаревших словах. Ученицей была выдвинута гипотеза о том, что Пушкин использовал устаревшие слова в своих сказках для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.

Оглавление

Введение

  1. Роль няни — Арины Родионовны в творчестве А. С. Пушкина.
  2. Лексика сказок А.С. Пушкина

Заключение
Список литературы

Введение

Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской литературы. Это величайший поэт всех времен. Произведения А.С.Пушкина – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны не только в России. Меня всегда интересовало, как и от кого приходило вдохновение написания сказок. В своей исследовательской работе я хочу это узнать и донести до одноклассников.

Гипотеза: на написание сказок оказала огромное влияние Арина Родионовна, а используемые устаревшие слова в своих сказках, необходимы для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.

Объект исследования: сказки А.С.Пушкина.

Задачи:

  1. способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  2. развивать артистические способности;
  3. прочитать сказки А.С. Пушкина и найти в них устаревшие слова.

Методы исследования:

  1. Сбор информации;
  2. Анкетирование;
  3. Лингвистический эксперимент;
  4. Анализ;
  5. Обобщение результатов.

Роль няни — Арины Родионовны в творчестве А.С. Пушкина

Я попыталась выяснить, сопоставив разные источники, каким был реальный вклад няни на творчество Пушкина, какие сказки были рассказаны ею. Таких сказок я обнаружила семь. Няня знала настоящие народные сказки. От неё поэт услышал первые сказки – о Бове-корове и Еруслане Лазаревиче. Пушкин вспоминал о них в лицейском стихотворении «Сон» (1816). Подвиги Бовы приводили в трепет мальчика Пушкина, героя сказки являлись ему во сне:

Волшебники, волшебницы слетели, Обманами мой сон обворожали. Терялся я в порыве сладких дум; В глуши лесной, средь Муромских пустыней Встречал лихих Полканов и Добрыней, И в вымыслах носился юный ум…

Сохранился отрывок лицейской поэмы «Бова» (1814г.)

В 1820 году Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила». Имя главного героя (переделанное из Еруслана), скорее всего, появилось из няниной сказки. Под влиянием сказок Арины Родионовны возник в поэме и образ чародея Финна. Финские чародейства подробно описаны в северных сказках. Эти северные, скандинавские сказки Пушкин мог услышать от Арины Родионовны. Она родилась и жила среди финнов и карелов. У Пушкина Финн — имя собственное. Возможно, злой великан Финн из скандинавской сказки превратился в его поэме в доброго волшебника Финна.

В годы Михайловской ссылки Пушкин записывает от Арины Родионовны несколько текстов (видимо, в том же ноябре 1824 года, когда он сообщает брату, что слушает сказки няни). Пушкин делает записи семи сказочных сюжетов, передавая своеобразную художественную манеру рассказчицы.

Первая из них известна в русском фольклоре как «Сказка о чудесных детях и оклеветанной жене».

«Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что государство одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась её погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34 уродился чудом.

Таково начало сказки, послужившей основой для написания Пушкиным в августе 1831 года в Царском Селе «Сказки о царе Салтане». У Арины Родионовны было взято и оригинальное имя царя, но «Султан Султанович, турецкий государь», превратился в царя Салтана. У Пушкина чудеса творит царевна Лебедь, а у няни – сам царевич, «уродившийся чудом». В сказке Пушкина также выходят из моря «тридцать три богатыря» — и стерегущий их старик, названный здесь «дядькой Черномором».

Царевич «уродившийся чудом», и число детей – 34 –в других вариантах этой сказки не встречаются (обычно сыновей у царицы трое, семь или двенадцать). Нет нигде и юношей, живущих в море (обычно они живут в лесу или на острове).

Почти во всех сказках Арины Родионовны присутствует её любимый эпитет – «золотой» (у царевича «ручки по локотки золотые» и т. д.). Пушкин употребит его в своих сказках, даже тех, что написаны им позднее по книжным источникам («золотая рыбка», «золотой петушок»).

Высокое мастерство Арины Родионовны – сказочницы, быть может, с ещё большей яркостью обнаруживается во второй записи. Сюжет имеет название «Чудесное бегство» или «Магическое бегство». Герой сказки – юноша, обещанный морскому или подземному царю. Девушка – дочь царя – выручает его. Они вместе бегут и, спасаясь от погони, превращаются в животных и разные предметы.

Сказка в передаче Арины Родионовны отличается замечательной характеристикой героя. Он не пассивен и растерян, как в иных вариантах сказки. Это добрый молодец, «безунывная головушка». Он не боится угроз морского царя. «Повесить так повесить, голова моя не дорога», — говорит Иван-царевич. Замечательна своей образностью и речь Марьи-царевны, иногда рифмованная. «Не печалься Иван-царевич, — говорит она, — скинь портки, повесь на шесток да спи…» (Слово «портки» или «порты», означало в старославянском языке всю верхнюю одежду.)

Морской царь задаёт Ивану-царевичу трудные задачи. Особо оригинальна третья, невыполнимая. «Ну, — Иван-царевич, — сказала Марья-царевна, — тут уж тебе и я не помогу – дело в том, чтоб ты сшил сапоги, покамест у него в руках соломинка будет гореть. Убежим».

Запись эта не нашла в творчестве Пушкина отражения. Он подарил её другому поэту – В.А. Жуковскому. Она стала одним из источников его сказки «О царе Берендее…».

На основе третьей записи Пушкиным создана «Сказка о попе и о работнике Балде». У Арины Родионовны Балда вопреки имени, как Иван-дурачок в русской сказке — добрый молодец, носитель народной мудрости.

Осенью 1830 года в Болдине Пушкин пишет «Сказку о попе и о работнике его Балде». В ней речь героя напоминает текст няниной сказки:

Да вот верёвкой хочу море морщить Да вас, проклятое племя, корчить. Беса старого взяла тут унылость. Скажи, за что такая немилость? Как за что? Вы не плотите оброка, Не помните положенного срока…

Следующая запись послужила Пушкину материалом для создания «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Этот сюжет, широко известный в западноевропейском фольклоре, у Арины Родионовны обрёл своеобразные черты.

В «Указателе сказочных сюжетов» о содержании сказки говорится: злая мачеха приказала убить красавицу падчерицу, но она спасается и живёт в лесу у разбойников, карликов или гномов; мачеха трижды отравляет её, дважды она спасается; на третий раз девушку кладут в гроб к себе, и она оживает.

На основе сказки, записанной от Арины Родионовны, а также известной Пушкину к этому времени сказки братьев Гримм на аналогичный сюжет он создал в ноябре 1833 года свою «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Лексика сказок А.С. Пушкина

В рамках данного проекта я исследовала устаревшие слова в пяти сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой Царевне и семи богатырях», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…»

Герои Пушкина имеют разнообразные титулы и звания: царь, царица, бояре, чернавка (сенная девушка, служанка для «черной» работы), поп, рыбак, столбовая дворянка, купцы, черница (монахиня), повариха, сватья, князь (Гвидон), королевич (Елисей). Любопытны слова «дядька» (в старину дядькой называли наставника) и гости (в Древней Руси гостями называли купцов).

Имена и прозвища пушкинских героев многозначительны: Балда, царь Салтан, баба Бабариха, князь Гвидон, Черномор. Черномор у Пущкина – статный предводитель тридцати трёх богатырей, живущий под водой и ничего дурного сухопутным обитателям не делающий («Сказка о царе Салтане»). Имя Салтана явно восходит к арабскому слову «султан» , проникшему ещё и в тюркские языки, а Гвидон — к итальянскому Guido , видимо от ставшего нарицательным имени какого-то знатного римлянина, напрямую или через название исторической области вблизи Рима.

Мы знакомы с географической картой мира, на которой обозначены страны. И в каждой стране, изображенной на карте, можно найти реки, озера, города, моря и их названия. Так вот, у Страны пушкинских сказок тоже есть своя карта: Синее море, море-Окиян чудный остров князя Гвидона, остров Буян; Царство славного Салтана; Зеленыя дубравы; Речка тихоструйная; Высокая гора; Лукоморье.

“Пристают к заставе гости; Князь Гвидон зовёт их в гости” («Сказке о царе Салтане…»)

В старину «застава» — место въезда в город или выезда из него, охраняемое стражей. Название острова Пушкин воспринял из русской народной традиции — Буян. В древнерусском языке так именовали высокое место, холм, бугор, а также возвышенное место для богослужения. Так могли называть и гору на острове, возвышавшуюся среди пучины в море. В северно-русских говорах Буян также связан с водой, морем. Напрашивается сравнение с современным словом «буй», которым обозначают сигнальный маячок, возвышающийся над водой.

Выявление этих архаичных значений помогает разгадать глубинный смысл пушкинской мифологемы «остров Буян». Представляется город на горе посреди моря, с пристанью и торгом, святилищами и храмами, что подтверждается и строками Пушкина: «…мимо острова Буяна в царство славного Салтана…»

В сказках звучат те слова, которые сейчас мы не используем. К примеру, названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кичка, жупан, шушун, армяк, душегрейка . Одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению.

В сказках у Пушкина мы встречаем описание мужской одежды царя Салтана:

«Видит, весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце, С грустной думой на лице…».

Встречаем мы и описание элементов женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой:

«В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки».

В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна, полтина и др. Алтын — монета, равная 3 копейкам. Грош — монета, равная 2 копейкам. Полушка-монета, равная 1/4 копейкам. Гривна-монета, равная 5-6 рублям. Полтина – монета, равная 50 копейкам.

Заключение

Таким образом, в своём проекте я выяснила, что няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, сыграла свою неоценимую роль в жизни и творчестве поэта. Крепостная крестьянка простая русская женщина стала первым народным учителем великого поэта, его ангелом- хранителем. А так же я убедилась, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен

Список литературы

  1. Вересаев В.В. Загадочный Пушкин, М: Республика, 2009 г.
  2. Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., «Аса», 2008. — с. 63
  3. Кузнецова А. Арина Родионовна, ж. «Красный Октябрь», М:, 1998 г.
  4. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. М., Просвещение, 1987 г.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

  • Проект сказки старой руси
  • Проект слово 3 класс рассказ о слове дождь
  • Проект сочинение моя школа
  • Проект сочиняем волшебную сказку 3 класс школа россии конспект урока
  • Проект сочинение самая интересная наука