Проект что за прелесть эти сказки 5 класс по литературе

Скачать презентацию на тему: что за прелесть эти сказки литература 5 класс с количеством слайдов в размере 24 страниц. у

Скачать презентацию на тему: ««Что за прелесть эти сказки» Литература 5 класс» с количеством слайдов в размере 24 страниц. У нас вы найдете презентацию на любую тему и для каждого класса школьной программы. Мы уверены, что наши слайды помогут найти вам свою аудиторию. Весь материал предоставлен бесплатно, в знак благодарности мы просим Вас поделиться ссылками в социальных сетях и по возможности добавьте наш сайт MirPpt.ru в закладки.

1: «Что за прелесть эти сказки» Литература 5 класс

2:

3: Содержание Высказывания о сказках Сказка как жанр устного народного творчества Классификация сказок Волшебные сказки Бытовые сказки Сказки о животных Признаки волшебных сказок Композиция сказки Сюжет волшебных сказок Сказочные композиционные элементы Присказки Зачины Концовки Герои волшебных сказок Помощники положительных героев Особенности сказочного языка Использованная литература

4: Высказывания о сказках «…Русские песни, предания, пословицы, …наконец русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности». Н. А. Некрасов «…Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его — Икаре, а также сказка о «ковре-самолёте». Мечтали об ускорении движения по земле – сказка о «сапогах-скороходах»…мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укреплённое против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой». А. М. Горький

5:

6:

7: Сказка как жанр устного народного творчества «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль…От слова «складывать». Подчёркнутая, сознательная установка на вымысел. В фантастике, как в зеркале, отразилась жизнь народа и его характер. (Аксаков)

8: Классификация сказок

9: Волшебные сказки Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Она имеет мифологическое происхождение: в ней находят отражение тотемические (некоторые герои рождаются от животных или превращаются в них), анимистические (олицетворяются, например, водная стихия, Солнце, Месяц; наоборот – герои превращаются в камни), магические (волшебное зелье, волшебное слово) представления древнего человека.

10: Бытовые сказки Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической (от слова новелла). Появилась она гораздо позднее волшебной. Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. В волшебной сказке — два мира, в бытовой — один. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей. В волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия. В бытовой — положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.

11: Сказки о животных Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. В наше время их рассказывают детям. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь — глуповат, заяц — трусоват, волк — жаден, а Лиса Патрикеевна — хитрее хитрых, обманет кого хочешь.

12: Признаки волшебных сказок Особая композиция Сказочные сюжеты Троекратное повторение Положительные и отрицательные герои Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы Чудесные превращения «Сказочный» язык Добро побеждает зло

13: Композиция сказки

14:

15: Сказочные композиционные элементы

16: Присказки Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох… Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

17:

18: Зачины За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Жили-были… В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве… В тридесятом царстве, небывалом государстве…

19: Концовки Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто! Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку. Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца. Стали жить-поживать – добра наживать. И сейчас живут – хлеб жуют Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

20: Герои волшебных сказок

21: Помощники положительных героев

22: Особенности сказочного языка

23:

24: Использованная литература: Тумина Л. Е. Кружок «Сочини сказку». – М. : УЦ «Перспектива», 1995. -373 с. О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-ое, дополненное. М. : «ВАКО», 2003, 416 с. Аникин В. П. Русская народная сказка. – М. : Просвещение, 1977.


Презентация на тему: Что за прелесть эти сказки 5 класс

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
«Что за прелесть эти сказки» Литература5 класс

Описание слайда:

«Что за прелесть эти сказки» Литература5 класс

№ слайда 2
Задачи: закрепление знаний о сказке как особом жанре;знакомство с приемами сюжет

Описание слайда:

Задачи: закрепление знаний о сказке как особом жанре;знакомство с приемами сюжетосложения; знакомство с литературоведческими понятиями; обучение приемам сочинительства сказок; развитие связной речи, развитие творческого потенциала школьников; воспитание культуры общения, совместного творчества

№ слайда 3
Содержание Высказывания о сказкахСказка как жанр устного народного творчестваКла

Описание слайда:

Содержание Высказывания о сказкахСказка как жанр устного народного творчестваКлассификация сказокВолшебные сказкиБытовые сказкиСказки о животныхПризнаки волшебных сказокКомпозиция сказкиСюжет волшебных сказокСказочные композиционные элементыПрисказкиЗачиныКонцовкиГерои волшебных сказокПомощники положительных героевОсобенности сказочного языкаИспользованная литература

№ слайда 4
Высказывания о сказках «…Русские песни, предания, пословицы, …наконец русские ск

Описание слайда:

Высказывания о сказках «…Русские песни, предания, пословицы, …наконец русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности». Н.А.Некрасов«…Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его — Икаре, а также сказка о «ковре-самолёте».Мечтали об ускорении движения по земле – сказка о «сапогах-скороходах»…мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укреплённое против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой». А.М.Горький

№ слайда 5
Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок А.С. Пушкин

Описание слайда:

Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок А.С. Пушкин

№ слайда 6
Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но д

Описание слайда:

Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

№ слайда 7
Сказка как жанр устного народного творчества «Сказка – складка (вымысел), а песн

Описание слайда:

Сказка как жанр устного народного творчества «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль…От слова «складывать».Подчёркнутая, сознательная установка на вымысел. В фантастике, как в зеркале, отразилась жизнь народа и его характер. (Аксаков)

№ слайда 8
Классификация сказок

Описание слайда:

Классификация сказок

№ слайда 9
Волшебные сказки Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не

Описание слайда:

Волшебные сказки Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Она имеет мифологическое происхождение: в ней находят отражение тотемические (некоторые герои рождаются от животных или превращаются в них), анимистические (олицетворяются, например, водная стихия, Солнце, Месяц; наоборот – герои превращаются в камни), магические (волшебное зелье, волшебное слово) представления древнего человека.

№ слайда 10
Бытовые сказки Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или н

Описание слайда:

Бытовые сказки Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической (от слова новелла). Появилась она гораздо позднее волшебной. Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. В волшебной сказке — два мира, в бытовой — один. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей. В волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия. В бытовой — положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.

№ слайда 11
Сказки о животных Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой

Описание слайда:

Сказки о животных Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. В наше время их рассказывают детям. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь — глуповат, заяц — трусоват, волк — жаден, а Лиса Патрикеевна — хитрее хитрых, обманет кого хочешь.

№ слайда 12
Признаки волшебных сказок Особая композицияСказочные сюжетыТроекратное повторени

Описание слайда:

Признаки волшебных сказок Особая композицияСказочные сюжетыТроекратное повторениеПоложительные и отрицательные героиСверхъестественные силы, помощники, магическиепредметы Чудесные превращения«Сказочный» языкДобро побеждает зло   

№ слайда 13
Композиция сказки

Описание слайда:

Композиция сказки

№ слайда 14
Сюжет волшебных сказок

Описание слайда:

Сюжет волшебных сказок

№ слайда 15
Сказочные композиционные элементы Цель присказки и зачина: показать мастерство с

Описание слайда:

Сказочные композиционные элементы Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовитьаудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки. Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.

№ слайда 16
Присказки Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые м

Описание слайда:

Присказки Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

№ слайда 17
На море, на океане,На острове БуянеСтоит дуб зелёный,Под дубом столзолочёный,Сад

Описание слайда:

На море, на океане,На острове БуянеСтоит дуб зелёный,Под дубом столзолочёный,Садись, кушай,мою сказку слушай. А было это, голубчики, в старину,Когда задумал дед Архип залезть на Луну;Тогда сказки по воздуху летали,Друг друга за крылышки хватали,А я за ними на золотом коне скакалаДа в мешок эти сказки собирала.Без присказки сказка, что без полозьев салазки: из горы по льду нету им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперёк реки, картофель родилась в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать — не мешай.

№ слайда 18
Зачины За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоре

Описание слайда:

Зачины За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…В некотором царстве, в некотором государстве…В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…Жили-были…В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…В тридесятом царстве, небывалом государстве…

№ слайда 19
Концовки Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в

Описание слайда:

Концовки Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.Вот вам сказка, а мне бубликов связка.Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.Стали жить-поживать – добра наживать.И сейчас живут – хлеб жуютВот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

№ слайда 20
Герои волшебных сказок Положительные герои:Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья

Описание слайда:

Герои волшебных сказок Положительные герои:Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младшийсын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи,королевичи, царевна-лягушка и т.д.Враги положительных героев:Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т.д.

№ слайда 21
Помощники положительных героев

Описание слайда:

Помощники положительных героев

№ слайда 22
Особенности сказочного языка Антитеза – Скоро сказка сказывается, а не скоро дел

Описание слайда:

Особенности сказочного языка Антитеза – Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается.Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадётПостоянные эпитетыРифма Что написано на роду, то быть сужено тому.Кощей сидит за столом, пишет пером.Синонимы Не бросай меня , товарищ, друг, не покинь.Сравнения Сел Иван на волка. Волк побежал стрелой.Дворец – белокаменныйЛес – тёмный, частыйМеч – острыйЛук – тугойСтол – дубовыйПерстень – золотойМост – хрустальныйТерем – высокийГорница – светлаяЗемля – сырая. Постель -пуховая

№ слайда 23
Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельныесинтаксические конс

Описание слайда:

Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельныесинтаксические конструкции:«На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать»;«Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули- морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье».Сказочные формулы – Ни в сказке сказать, ни пером описать.Выше леса стоячего, ниже облака ходячего.Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.Много ли, мало ли времени…Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…Инверсия – обратный порядок слов в предложении.«Появилось на небе Солнышко, и зазеленели поля, и нежилась Земля…»«Собрался народ честной да зверь лесной».

№ слайда 24
Использованная литература: Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». – М.: УЦ «Перспек

Описание слайда:

Использованная литература: Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». – М.: УЦ «Перспектива», 1995.-373 с.О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-ое, дополненное. М.: «ВАКО», 2003, 416 с.Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 1977.

 «Что за прелесть эти сказки» Литература 5 класс © Голованова Татьяна Григорьевна, учитель

«Что за прелесть эти сказки» Литература 5 класс © Голованова Татьяна Григорьевна, учитель литературы ГОУ СОШ № 464 900 igr. net

Задачи: закрепление знаний о сказке как особом жанре; знакомство с приемами сюжетосложения; знакомство с

Задачи: закрепление знаний о сказке как особом жанре; знакомство с приемами сюжетосложения; знакомство с литературоведческими понятиями; обучение приемам сочинительства сказок; развитие связной речи, развитие творческого потенциала школьников; воспитание культуры общения, совместного творчества

Содержание Высказывания о сказках Сказка как жанр устного народного творчества Классификация сказок Волшебные сказки

Содержание Высказывания о сказках Сказка как жанр устного народного творчества Классификация сказок Волшебные сказки Бытовые сказки Сказки о животных Признаки волшебных сказок Композиция сказки Сюжет волшебных сказок Сказочные композиционные элементы Присказки Зачины Концовки Герои волшебных сказок Помощники положительных героев Особенности сказочного языка Использованная литература

Высказывания о сказках «…Русские песни, предания, пословицы, …наконец русские сказки – без сомнения заслуживают

Высказывания о сказках «…Русские песни, предания, пословицы, …наконец русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности» . Н. А. Некрасо в «…Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его — Икаре, а также сказка о «ковресамолёте» . Мечтали об ускорении движения по земле – сказка о «сапогах-скороходах» …мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец» , то есть жилище, укреплённое против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой» . А. М. Горьки й

Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок А. С. Пушкин

Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок А. С. Пушкин

 Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это

Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Сказка как жанр устного народного творчества «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль…От

Сказка как жанр устного народного творчества «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль…От слова «складывать» . Подчёркнутая, сознательная установка на вымысел. В фантастике, как в зеркале, отразилась жизнь народа и его характер. (Аксаков)

Классификация сказок сказки волшебные бытовые О животных

Классификация сказок сказки волшебные бытовые О животных

Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия,

Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Она имеет мифологическое происхождение: в ней находят отражение тотемические (некоторые герои рождаются от животных или превращаются в них), анимистические (олицетворяются, например, водная стихия, Солнце, Месяц; наоборот – герои превращаются в камни), магические (волшебное зелье, волшебное слово) представления древнего человека.

Бытовые сказки Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической (от слова новелла). Появилась

Бытовые сказки Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической (от слова новелла). Появилась она гораздо позднее волшебной. Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. В волшебной сказке — два мира, в бытовой — один. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей. В волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия. В бытовой — положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.

Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются

Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. В наше время их рассказывают детям. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь — глуповат, заяц — трусоват, волк — жаден, а Лиса Патрикеевна — хитрее хитрых, обманет кого хочешь.

Признаки волшебных сказок Особая композиция Сказочные сюжеты Троекратное повторение Положительные и отрицательные герои Сверхъестественные

Признаки волшебных сказок Особая композиция Сказочные сюжеты Троекратное повторение Положительные и отрицательные герои Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы Чудесные превращения «Сказочный» язык Добро побеждает зло

Композиция сказки зачин события завязка кульминация развязка концовка события

Композиция сказки зачин события завязка кульминация развязка концовка события

Сюжет волшебных сказок Исходное существование запрета Герои нарушают запрет Последствия нарушения Поиск спасительной магии

Сюжет волшебных сказок Исходное существование запрета Герои нарушают запрет Последствия нарушения Поиск спасительной магии Герои уходят из дома, чтобы всё исправить Добрые герои борются со злыми Герою приходят на помощь Герой возвращается домой с наградой Спасение

Сказочные композиционные элементы присказки зачины концовки Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить

Сказочные композиционные элементы присказки зачины концовки Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки. Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.

Присказки Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые

Присказки Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох… Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

На море, на океане, На острове Буяне Стоит дуб зелёный, Под дубом стол золочёный,

На море, на океане, На острове Буяне Стоит дуб зелёный, Под дубом стол золочёный, Садись, кушай, мою сказку слушай. А было это, голубчики, в старину, Когда задумал дед Архип залезть на Луну; Тогда сказки по воздуху летали, Друг друга за крылышки хватали, А я за ними на золотом коне скакала Да в мешок эти сказки собирала. Без присказки сказка, что без полозьев салазки: из горы по льду нету им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперёк реки, картофель родилась в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать — не мешай.

Зачины За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в

Зачины За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Жили-были… В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве… В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Концовки Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам

Концовки Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто! Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку. Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца. Стали жить-поживать – добра наживать. И сейчас живут – хлеб жуют Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Герои волшебных сказок Положительные герои: Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший сын и

Герои волшебных сказок Положительные герои: Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи, королевичи, царевна-лягушка и т. д. Враги положительных героев: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т. д.

Помощники положительных героев

Помощники положительных героев

Особенности сказочного языка Антитеза – Скоро сказка сказывается, а не скоро делается. Гипербола –

Особенности сказочного языка Антитеза – Скоро сказка сказывается, а не скоро делается. Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт Постоянные эпитеты Дворец – белокаменный Лес – тёмный, частый Меч – острый Лук – тугой Стол – дубовый Перстень – золотой Мост – хрустальный Терем – высокий Горница – светлая Земля – сырая. Постель -пуховая Рифма Что написано на роду, то быть сужено тому. Кощей сидит за столом, пишет пером. Синонимы Не бросай меня , товарищ, друг, не покинь. Сравнения Сел Иван на волка. Волк побежал стрелой.

Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные синтаксические конструкции: «На столбу написано: «В праву дорогу

Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные синтаксические конструкции: «На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать» ; «Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули- морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье» . Сказочные формулы – Ни в сказке сказать, ни пером описать. Выше леса стоячего, ниже облака ходячего. Скоро сказка сказывается, да не скоро делается. Много ли, мало ли времени… Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли… Инверсия – обратный порядок слов в предложении. «Появилось на небе Солнышко, и зазеленели поля, и нежилась Земля…» «Собрался народ честной да зверь лесной» .

Использованная литература: Тумина Л. Е. Кружок «Сочини сказку» . – М. : УЦ «Перспектива»

Использованная литература: Тумина Л. Е. Кружок «Сочини сказку» . – М. : УЦ «Перспектива» , 1995. -373 с. О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2 -ое, дополненное. М. : «ВАКО» , 2003, 416 с. Аникин В. П. Русская народная сказка. – М. : Просвещение, 1977.

Проект что за прелесть эти сказки 5 класс по литературе

Раздел долгосрочного плана: «Мир фантазий»

К

Краткосрочный план урока

ГУ «Средняя школа № 17 имени М. Ауэзова» г.Усть-Каменогорска»

Дата:

Бритикова Марина Викторовна

КЛАСС: 5 класс

Количество присутствующих:

Отсутствующих:

Тема урока

«Что за прелесть эти сказки!»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5СГ1 — Понимать основное содержание текста, определяя главную информацию;

5Ч2 — Определять основную мысль текста на основе содержания и композиции;

5П5 — Писать эссе-повествование, эссе-рассуждение;

5СРН4 — Использовать знаки препинания в предложениях с прямой речью и обращением, однородными членами, тире в простом предложении, а также с обобщающими словами при однородных членах

Цели урока

Все учащиеся смогут понять, что такое мир фантазий, познакомиться с понятиями темы, понять содержание текста,определять основную мысль, выделять ключевые слова,написать собственный текст повествование, продолжение сказки, выражать свое мнение,писать предложения с однородными членами;

Большинство учащихся смогут формировать мораль сказки, сравнивать сказки народов мира и находить в них общее и различия, написать продолжение сказки, определяя главную информацию, применять пуктуационные правила оформления прямой речи и обращения;

Некоторые учащиеся смогут анализировать, составлять словесные портреты героев сказок, используя прилагательные, писать эссе–повествование с элементами описания, расставлять знаки препинания при постановке тире в простом предложении и при обобщающих словах

Языковые цели

Учащиеся могут определять основное содержание текста, формулировать мораль сказки, сравнивать героев, находить в тексте глаголы, прилагательные, существительные, определять их функцию в тексте-повествовании и описании, выделять композиционные части текста-повествования, применять пунктуационные правила оформления обращений и прямой речи

Ключевые слова и фразы

Предметная лексика: Фантазия, сказка, литературная сказка, эпитеты, олицетворения, положительный герой, волшебные предметы.

Терминология: Текст, повествование, описание, рассуждение, тема, план, однородные члены предложения.

Полезные фразы для диалога / письма: Я считаю, что… Мне кажется, что… Я думаю, что…

Вопросы для обсуждения: Что такое литературная сказка?

Сказка – это……

Почему в сказках всегда побеждает добро?

Почему она названа « мостиком в детство для каждого взрослого»?

Письменные подсказки: В данном тексте речь идет о… Сказки нужны, потому что…

Слово обозначает…

Критерии оценивания

— понимают основное содержание текста, особенности текстов, определение сказки, применение слов с прямым и переносным значением;

составляют повествование на заданную тему, умеют писать предложения с прямой речью и обращением;

— аргументируют, создают тексты различных жанров, классифицируют изобразительно-выразительные средства языка

Привитие ценностей

Прививать коммуникативные навыки, традиции в рамках национальной идеи «Мәңгілік Ел», воспитывать культурных людей, мир и согласие в нашем обществе

Межпредметные связи

Русская литература, информатика, музыка, ИЗО

Навыки использования ИКТ

Интерактивная доска, интернет, слайды с героями сказки

Предыдущее обучение

Учащиеся умеют извлекать информацию из разных источников, знакомы с жанром сказок, владеют достаточным словарным запасом

ХОД УРОКА

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

6 мин.

1 мин.

1мин.

1мин.

1 мин.

2мин.

Организация класса. Приветствие.

Психологический настрой.

Говорю Вам «Добрый день!

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Мотивационный этап.

Демонстрация иллюстраций с изображением разных сказок.

Задать вопрос: Что объединяет все эти изображения?

Ученики определяют, что объединяет иллюстрации.

Работа над эпиграфом: «Сказка – ложь, дав ней намек — добрым молодцам урок.

Как вы понимаете эти слова?

Определение темы и целей урока:

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Запись даты и темы урока.

Создание коллаборативной среды. Деление на группы с использованием приема «Мозаика».

На столе лежат разрезанные по количеству учеников в группе по теме «Что за прелесть эти сказки!» картинки, каждый учащийся берет одну картинку и затем, составляя изображение, учащиеся делятся на 5 групп

Иллюстрации сказок

Эпиграф вынесен на доску

Тетради

Картинки с изображением сказок

Тетради

Середина урока

30 мин.

10 мин.

2мин

3мин.

10 мин.

1 мин.

1мин.

5 мин.

2 мин.

8 мин.

( И, Г) Задание на развитие навыка чтения

Работа с текстом стр.143, упр.322А.

Стратегия «Литературное светило»

  1. Прочитайте текст и определите тему, основную мысль

  2. Определить 3 или 4 значимые части текста, раскрывающие тему и содержание.

  3. Прочитать части вслух.

  4. Обсудить в группе их значимость.

  5. Заслушать спикеров групп.

Формативное оценивание прием «Словесное оценивание»

(И, К) Задание на развитие навыка слушания и говорения «Просмотр видеоролика»

Мультфильм « У Лукоморья дуб зеленый» по отрывку из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Стр. 143 упр. 323 А.

С опорой на прослушанный отрывок, охарактеризуйте сказку:

а) описать сказочных героев;

б) рассказать о необыкновенных событиях и приключениях;

в) приводить примеры из стихотворения;

г) опираясь на прилагательные, составьте кластер и подберите к ним антонимы;

Уровень мышления

Критерии оценивания

Понимание

Понимают основное содержание текста, описывают героев

Применение

Умеют составлять текст в жанре эссе, используют прилагательные

Анализ

Аргументируют, выражают свою точку зрения

Стратегия «Перестрелка ответами».

Учащиеся описывают героев и оценивают, чье описание лучше.

Формативное оценивание прием «Конкурс вопросов».

Чье описание было самым интересным?

Чей рассказ о событиях был самым подробным?

Кто подобрал больше антонимов?

(И, К) Задание на СРН. Прием «Учимся сообща»

Стр.144 упр.327Б.

Задание. Списать упражнение (индивидуальная работа), вставляя пропущенные, расставить знаки препинания. Составить схему предложений с прямой речью (обсудить в группе). Прокомментировать знаки препинания при обращении.

Словесно оформить свои мечты, фантазии. «Если бы у меня были волшебные предметы, что бы я сделал?».

Формативное оценивание стратегия «Одна звезда и одно желание»

Учитель предлагает проверить работу одноклассника.Учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на один положительный момент-«одна звезда» и на один момент, который заслуживает доработки-желание.

(Г) Задание на развитие навыка письма

Уровень мышления

Критерии оценивания

Понимание

Понимают основное содержание текста, определяя главную информацию.

Применение

Умеют различать типы текста, использовать художественные средства, пишут тексты с конкретными заданиями, правильно пишут знаки препинания при прямой речи и обращении.

Анализ

Аргументируют необходимость использования сказок в жизни человека, создают тексты на заданную тему.

Диференцированное задание. Творческая работа.

Задание для менее способных учащихся: составить текст-повествование, описать эпизод любимой сказки, какие качества помогают героям сказок побеждать в трудной ситуации?

Задание для учащихся со средними учебными возможностями: создать текст на тему «Встреча Елисея с ветром» в жанре эссе, используя знаки препинания при прямой речи и обращении.

Задание для более способных учащихся: от лица королевича Елисея рассказать о себе, используя прилагательные, составить словесный портрет королевича Елисея.

Дескрипторы:

-понимают основную информацию;

-определяют тему и основную мысль текста;

-соблюдают особенности типов текста;

-соблюдают грамматические нормы;

-делают логические выводы.

Формативное оценивание стратегия «Стикеры»

Учебник «Русский язык для 5 класса общеобразовательных школ», автор З.К.Сабитова

Издательство «Мектеп», 2017 г.

стр.143 упр 322А

Учебник «Русский язык для 5 класса общеоб

разовательных

школ», автор З.К.Сабитова

Издательство «Мектеп», 2017 г.

стр.143 упр.323А

https:// m.youtube.

com.watch

Учебник «Русский язык для 5 класса общеоб

разовательных

школ», автор З.К.Сабитова

Издательство «Мектеп», 2017 г, упр 327Б стр144

Учебник «Русский язык для 5 класса общеобразовательныхшкол», автор З.К.Сабитова

Издательство «Мектеп», 2017 г

Конец урока

2мин.

  1. Дифференцированное домашнее задание

  • менее способные учащиеся выполняют упражнение 325;

  • учащиеся со средними учебными возможностями выполняют упражнение 324Б;

  • более способные учащиеся 326 ;

Рефлексия

На какие вопросы,заданные вам в начале урока,вы получили ответы?

Почему сказка названа «мостиком для каждого взрослого»?

Обратная связь . Стратегия «ХИМС».

Учащиеся заполняют таблицу по методу «ХИМС»

Каждый учащийся на карточках на карточках пишет:

Х- что было хорошего;

И- что было интересно;

М- что мешало работе;

С- что взял с собой.

Затем листочки вывешиваются на доску, либо учащиеся приклеивают свои карточки к 4 большим плакатам

Учебник «Русский язык для 5 класса общеобразовательных школ», автор З.К.Сабитова

Издательство «Мектеп», 2017 г.

Дифференциация

Каким образом вы планируете оказать больше поддержки?

Какие задания вы будете давать более способным ученикам?

Оценивание

Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Индивидуальная работа.

Дифференцированное домашнее задание

— менее способные учащиеся выполняют упражнение 325;

— учащиеся со средними учебными возможностями выполняют упражнение324;

более способные учащиеся упражнение 326;

На уроке предусмотрено дифференцированное задание: творческая работа

— менее способные учащиеся составляют текст-описание, какие качества помогают героям сказок побеждать в трудной ситуации?

— учащиеся со средними возможностями: создают текст на тему «Встреча Елисея с ветром» в жанре эссе.

— более способные учащиеся: от лица королевича Елисея рассказывают о себе

ФО по критериям и дескрипторам, с использованием приемов «Мозаика»,

«Конкурс вопросов», «Словесное оценивание», наблюдение учителя, обратная связь

Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм,здоровьесберегающего аспекта,разминка,смена видов деятельности

Автор: 

Энговатова Екатерина Павловна

Руководитель: 

Муравлёва Елена Валентиновна

Учреждение: 

ТОГБОУ Жердевская школа — интернат

В процессе работы над творческим проектом по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки!» автором была поставлена цель, сформировать представления о творчестве А.С. Пушкина – сказочника. А также  выяснить, какое влияние оказала Арина Родионовна на творчество А.С. Пушкина, познакомиться с устаревшими словами, встречающихся в произведениях писателя.

Подробнее о проекте:

В рамках учебной исследовательской работе по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки! » был подготовлен творческий материал для одноклассников с целью привлечения их внимания к сказочному творчеству А. С. Пушкина. В своем исследовании ученица школы стремилась узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках Пушкина.

В исследовательской работе (проекте) в 7 классе на тему «Что за прелесть эти сказки!» было проведено анкетирование среди учащихся с целью, определить уровень их знаний об устаревших словах. Ученицей была выдвинута гепотеза о том, что Пушкин использовал устаревшие слова в своих сказках для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.

Оглавление

Введение
1. Роль няни —  Арины Родионовны  в творчестве А. С. Пушкина.
2. Лексика сказок А.С. Пушкина
Заключение
Список литературы

Введение

Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской литературы. Это величайший поэт всех времен. Произведения А.С.Пушкина – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны не только в России. Меня всегда интересовало, как и от кого приходило вдохновение написания сказок. В своей исследовательской работе я хочу это узнать и донести до одноклассников.

Гипотеза:  на написание сказок оказала огромное влияние  Арина Родионовна, а  используемые устаревшие слова в своих сказках, необходимы для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.

Объект исследования: сказки А.С.Пушкина

Задачи:

  1. способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  2. развивать артистические способности;
  3. прочитать сказки А.С. Пушкина и найти в них устаревшие слова.

Методы исследования:

  1. Сбор информации;
  2. Анкетирование
  3. Лингвистический эксперимент;
  4. Анализ;
  5. Обобщениерезультатов.

Роль няни —  Арины Родионовны  в творчестве А. С. Пушкина

Я попыталась выяснить, сопоставив разные источники, каким был реальный вклад няни на творчество Пушкина, какие сказки были рассказаны ею. Таких сказок я обнаружила семь. Няня знала настоящие народные сказки. От неё поэт услышал первые сказки – о Бове-корове и Еруслане Лазаревиче. Пушкин вспоминал о них в лицейском стихотворении «Сон» (1816). Подвиги Бовы приводили в трепет мальчика Пушкина, героя сказки являлись ему во сне:

Волшебники, волшебницы слетели,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь Муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум…

Сохранился отрывок лицейской поэмы «Бова» (1814г.)

В 1820 году Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила». Имя главного героя (переделанное из Еруслана), скорее всего, появилось из няниной сказки. Под влиянием сказок Арины Родионовны возник в поэме и образ чародея Финна. Финские чародейства подробно описаны в северных сказках. Эти северные, скандинавские сказки Пушкин мог услышать от Арины Родионовны. Она родилась и жила среди финнов и карелов. У Пушкина Финн — имя собственное. Возможно, злой великан Финн из скандинавской сказки превратился в его поэме в доброго волшебника Финна.

В годы Михайловской ссылки Пушкин записывает от Арины Родионовны несколько текстов (видимо, в том же ноябре 1824 года, когда он сообщает брату, что слушает сказки няни). Пушкин делает записи семи сказочных сюжетов, передавая своеобразную художественную манеру рассказчицы.

Первая из них известна в русском фольклоре как «Сказка о чудесных детях и оклеветанной жене».

«Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что государство одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась её погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34 уродился чудом.

Таково начало сказки, послужившей основой для написания Пушкиным в августе 1831 года в Царском Селе «Сказки о царе Салтане». У Арины Родионовны было взято и оригинальное имя царя, но «Султан Султанович, турецкий государь», превратился в царя Салтана. У Пушкина чудеса творит царевна Лебедь, а у няни – сам царевич, «уродившийся чудом». В сказке Пушкина также выходят из моря «тридцать три богатыря» — и стерегущий их старик, названный здесь «дядькой Черномором».

Царевич «уродившийся чудом», и число детей – 34 –в других вариантах этой сказки не встречаются (обычно сыновей у царицы трое, семь или двенадцать). Нет нигде и юношей, живущих в море (обычно они живут в лесу или на острове).

Почти во всех сказках Арины Родионовны присутствует её любимый эпитет – «золотой» (у царевича «ручки по локотки золотые» и т. д.). Пушкин употребит его в своих сказках, даже тех, что написаны им позднее по книжным источникам («золотая рыбка», «золотой петушок»).

Высокое мастерство Арины Родионовны – сказочницы, быть может, с ещё большей яркостью обнаруживается во второй записи. Сюжет имеет название «Чудесное бегство» или «Магическое бегство». Герой сказки – юноша, обещанный морскому или подземному царю. Девушка – дочь царя – выручает его. Они вместе бегут и, спасаясь от погони, превращаются в животных и разные предметы.

Сказка в передаче Арины Родионовны отличается замечательной характеристикой героя. Он не пассивен и растерян, как в иных вариантах сказки. Это добрый молодец, «безунывная головушка». Он не боится угроз морского царя. «Повесить так повесить, голова моя не дорога», — говорит Иван-царевич. Замечательна своей образностью и речь Марьи-царевны, иногда рифмованная. «Не печалься Иван-царевич, — говорит она, — скинь портки, повесь на шесток да спи…» (Слово «портки» или «порты», означало в старославянском языке всю верхнюю одежду.)

Морской царь задаёт Ивану-царевичу трудные задачи. Особо оригинальна третья, невыполнимая. «Ну, — Иван-царевич, — сказала Марья-царевна, — тут уж тебе и я не помогу – дело в том, чтоб ты сшил сапоги, покамест у него в руках соломинка будет гореть. Убежим».

Запись эта не нашла в творчестве Пушкина отражения. Он подарил её другому поэту – В.А. Жуковскому. Она стала одним из источников его сказки «О царе Берендее…».

На основе третьей записи Пушкиным создана «Сказка о попе и о работнике Балде». У Арины Родионовны Балда вопреки имени, как Иван-дурачок в русской сказке — добрый молодец, носитель народной мудрости.

Осенью 1830 года в Болдине Пушкин пишет «Сказку о попе и о работнике его Балде». В ней речь героя напоминает текст няниной сказки:

Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить.
Беса старого взяла тут унылость.
Скажи, за что такая немилость?
Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока…

Следующая запись послужила Пушкину материалом для создания «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Этот сюжет, широко известный в западноевропейском фольклоре, у Арины Родионовны обрёл своеобразные черты.

В «Указателе сказочных сюжетов» о содержании сказки говорится: злая мачеха приказала убить красавицу падчерицу, но она спасается и живёт в лесу у разбойников, карликов или гномов; мачеха трижды отравляет её, дважды она спасается; на третий раз девушку кладут в гроб к себе, и она оживает.

На основе сказки, записанной от Арины Родионовны, а также известной Пушкину к этому времени сказки братьев Гримм на аналогичный сюжет он создал в ноябре 1833 года свою «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Лексика сказок А.С. Пушкина

В рамках данного проекта я исследовала устаревшие слова в пяти сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой Царевне и семи богатырях», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…»

Герои Пушкина имеют разнообразные титулы и звания: царь, царица, бояре, чернавка (сенная девушка, служанка для «черной» работы), поп, рыбак, столбовая дворянка, купцы, черница (монахиня), повариха, сватья, князь (Гвидон), королевич (Елисей). Любопытны слова «дядька» (в старину дядькой называли наставника) и гости (в Древней Руси гостями называли купцов).

Имена и прозвища пушкинских героев многозначительны: Балда, царь Салтан, баба Бабариха, князь Гвидон, Черномор. Черномор у Пущкина – статный предводитель тридцати трёх богатырей, живущий под водой и ничего дурного сухопутным обитателям не делающий («Сказка о царе Салтане»). Имя Салтана явно восходит к арабскому слову «султан» , проникшему ещё и в тюркские языки, а Гвидон — к итальянскому Guido , видимо от ставшего нарицательным имени какого-то знатного римлянина, напрямую или через название исторической области вблизи Рима.

Мы знакомы с географической картой мира, на которой обозначены страны. И в каждой стране, изображенной на карте, можно найти реки, озера, города, моря и их названия. Так вот, у Страны пушкинских сказок тоже есть своя карта: Синее море, море-Окиян чудный остров князя Гвидона, остров Буян; Царство славного Салтана; Зеленыя дубравы; Речка тихоструйная; Высокая гора; Лукоморье.

“Пристают к заставе гости; Князь Гвидон зовёт их в гости” («Сказке о царе Салтане…»)

В старину «застава» — место въезда в город или выезда из него, охраняемое стражей. Название острова Пушкин воспринял из русской народной традиции — Буян. В древнерусском языке так именовали высокое место, холм, бугор, а также возвышенное место для богослужения. Так могли называть и гору на острове, возвышавшуюся среди пучины в море. В северно-русских говорах Буян также связан с водой, морем. Напрашивается сравнение с современным словом «буй», которым обозначают сигнальный маячок, возвышающийся над водой.

Выявление этих архаичных значений помогает разгадать глубинный смысл пушкинской мифологемы «остров Буян». Представляется город на горе посреди моря, с пристанью и торгом, святилищами и храмами, что подтверждается и строками Пушкина: «…мимо острова Буяна в царство славного Салтана…»

В сказках звучат те слова, которые сейчас мы не используем. К примеру, названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кичка, жупан, шушун, армяк, душегрейка . Одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению.

В сказках у Пушкина мы встречаем описание мужской одежды царя Салтана:

«Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице…».

Встречаем мы и описание элементов женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой:

«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».

В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна, полтина и др. Алтын — монета, равная 3 копейкам. Грош — монета, равная 2 копейкам. Полушка-монета, равная 1/4 копейкам. Гривна-монета, равная 5-6 рублям. Полтина – монета, равная 50 копейкам.

Заключение

Таким образом, в своём проекте я выяснила, что  няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, сыграла свою неоценимую роль в жизни и творчестве поэта. Крепостная крестьянка простая русская женщина стала первым народным учителем великого поэта, его ангелом- хранителем. А так же я убедилась, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен

Список литературы

  1. Вересаев В.В. Загадочный Пушкин, М: Республика, 2009 г.
  2. Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., «Аса», 2008. — с. 63
  3. Кузнецова А. Арина Родионовна, ж. «Красный Октябрь», М:, 1998 г.
  4. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. М., Просвещение, 1987 г.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

  • Проект художественный мир пушкинских сказок 5 класс
  • Проект числа в сказках в подготовительной группе
  • Проект тактильные игрушки для сказки
  • Проект тема народные сказки 3 класса по литературе кац
  • Проект тематические сказки по математике 3 класс