Продолжение сказки баю баюшки баю не ложися на краю

Текст работы размещн без изображений и формул. полная версия работы доступна во вкладке файлы работы в формате pdf колыбельные песни


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Колыбельные песни – один из древнейших фольклорных жанров. С тех пор как многие ученые-фольклористы обратили внимание на этот жанр, остается достаточно неосвещенных проблем. К числу таких проблем, вероятно, можно отнести изучение сюжетов колыбельных песен. В силу того, что многие придерживаются точки зрения, что в колыбельных нет как такового единого сюжета.

Согласно позиции В.В. Головина [2], колыбельные песни подразделяются на песни со страшным и нестрашным сюжетом в зависимости от типа персонажа. Предметом настоящего сообщения будут колыбельные со страшным сюжетом, поскольку основной герой – волк, традиционно воспринимаемый в фольклоре как вредитель.

Л.Р. Хафизова в своей работе [8] относит волка к зооморфным персонажам, мешающим ребёнку спать (наряду с собачкой, мухой, котиком, голубями, козой). Как видим, в приведенном наборе в колыбельных рядом находятся насекомые, животные птицы как домашние, так и дикие.

По утверждению Л.И. Егоровой [3], волк сравнительно недавно перестал быть популярным эпическим персонажем. В фольклорных жанрах — мифах, сказках, былинах, загадках, паремиях — серый волк был достаточно привычным героем.

Всем с детства известны слова колыбельной о сером волчке:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок.

Он потащит во лесок

Под ракитовый кусток.

При всей своей непритязательности сюжет о сером волчке, пожалуй, самый сложный.

Сюжет о сером волке входит в группу сюжетов о приходе зверя (серого животного). Это, как правило, не гомогенное образование: включает два эпизода. Один из которых хорошо устоялся и сохранился в памяти поколений, а второй имеет множество моделей, которые будут описаны ниже.

В сюжете о сером волке есть некая исходная ситуация (убаюкивание), описана связь двух персонажей – волка (персонаж рассматривается как agens) и субъекта воздействия (персонаж рассматривается как patiens); результат этой связи.

Содержание первого элемента в сюжете данной колыбельной включает набор устойчивых образов: край; волк (с уменьшительно-ласкательным суффиксом – волчок, то есть маленький, невзрослый) и ракитовый / малиновый куст (кусток). КРАЙ – знак, указывающий на границу двух пространств, возможно, двух миров – известного, домашнего и «другого», чужого, неосвоенного.

ВОЛК – одна из этнических констант (термин С.В. Лурье), которым отводится особый статус, поскольку они являются составляющими картины мира в ее вербальном, мифологическом, мировоззренческом выражении. У индоевропейских народов волк персонифицировал зло, у сибирских и американских народов волк выступал священным, тотемным животным.

За волком закрепился эпитет со значением серого цвета. Любопытно, что в тюркском, славянском и скандинавском эпосе часто встречается фраза «серый волк». Во многих случаях это не является пояснительным эпитетом, определяющим вид животного. Серый волк является одним из тотемов животного тюркских народов и, со временем, на этой основе сформировался культ серого волка. Например, в русском фольклоре «серый волк» представляет собой устрашающий отрицательный образ, так как он использовался метафорически в отношении тюрков. Естественно, что этот случай является свидетельством исторических связей. В тюркских эпосах основной функцией волка является спасение и избавление от опасности. Мифологи утверждают, что позднее мифологический культ трансформировался в образ «серого юноши», произошло наслоение и получился серый волчок (невзрослый, юный волк).

В Славянской мифологии волк – существо, наделенное даром всеведения. В русских народных сказках он предстает если не всеведущим, то искушенным в различных делах зверем. К тому же, по славянским поверьям, люди, обладающие даром сверхъестественного знания, могут превращаться в волков. В некоторых славянских языках оборотни называются именами, производными от глагола ведати (словен. vedomci, vedun-ci; укр. вiщуни).

В русской традиционной культуре волк ассоциируется с разными персонажами: это и скотий бог – Велес; и волхвы – которые ходили в волчьих шкурах, и представители народной демонологии – типа лешего.

Что касается значения данного образа в русских колыбельных, то можно лишь строить предположения о том, что речь идет о тотемном животном – строгом охранителе и защитнике племени. Волхвы – носители знаний, часто одевались в волчьи шкуры, да и названия волховов – волохатых, волосатых, весьма близки к названию волков.

Выясним: какова семантика образа волка в русских традиционных колыбельных? В текстах колыбельных волк выступает в качестве агенса и пациенса. Действия, производимые волком: он ухватит, укусит, утащит, потащит, унесет, уволочет, не пустит, зароет во песок, положит под кусток. Семантика глаголов ухватит, укусит предполагает смысл «Ранить, ухватив зубами, вонзив зубы / Сжать, сдавить зубами; прикусить», т.е. нанесение вреда телу без смертельного исхода. Утащит – т.е. унесет тайком, без спросу, украдет / увести или увезти с собой куда-нибудь против воли, вопреки желанию.

По сюжету волк уносит свою жертву (или, наоборот, охраняемый субъект) в лес под ракитовый куст. Лес – определенный локус, который не покидают персонажи. В лесу есть бабушка (-ки), в лес приезжают люди, в лесу – группа людей, которая разыскивает сыночка. По утверждению В.Я. Проппа, лес – таинственное, враждебное человеку место, где обычно осуществляли обряд инициации (посвящения). Инициация – обряд перехода. Первый обряд перехода в жизни человека – процесс рождения, переход из мира неизвестного, темного, непознанного в мир человеческий, из мертвых – к живым. Лес окружает иное царство, сквозь лес идет дорога в иной мир. «Там, где нет леса, детей уводят хотя бы в кустарник» [7].

Таким кустарником в колыбельных песнях является куст ракиты. РАКИТА – другое, народное название ивы. В языческой Руси вокруг ракитового куста совершался обряд венчания. По старинным поверьям, верба охраняет от бед, несчастий и злых духов, поэтому раньше в домах хранили ее освященные ветки. Таким образом, ракита – священное дерево, дерево-оберег в языческой Руси.

Другой вариант: малиновый куст. Малина приобрела метафорическую функцию в русской культурно-национальной традиции, что отразилось в фольклоре. Малина – символ сладкой, счастливой жизни (не случайно в народном сознании появилось выражение: не жизнь, а малина). В русском фольклоре малина издревле считалась символом родины, воли, свободы. В таком контексте применительно к колыбельной песне образ малинового кустика приобретает значение домашнего, родного, знакомого, желанного (сладкого).

Сделаем небольшое обобщение: волк уносит ребенка в лес (неосвоенное, враждебное человеку пространство) под / за куст. По всей видимости, цель волка не навредить, а уберечь дитя от чего-то. В связи с назначением колыбельной песни: магически защищать младенца, находящегося между мирами, зооморфный образ волка призван оберегать переход души во время сна туда и обратно.

Что ожидает дитя в лесу? В лесу либо солнце будет печь, либо солнышко погасло. Образ солнца имеет символическое значение. Это может быть аналог огня в печи, в печи проводили обряд «перепекания» младенца, место рядом с печью считалось запретным. В целом солнце предполагает смысл обновления, вечного возрождения, жизни.

Как известно, колыбельные песни тесно связаны с родильной обрядностью. Сюжет о сером волке в какой-то степени позволяет реконструировать элементы этого обряда, зафиксированные в тексте иносказательно, имплицитно.

Рождение ребенка занимает особое место в мировоззрении и культуре любого народа. Роды – это двойной переходный обряд, так как новый статус приобретает не только ребенок, но и роженица. И для женщины это переломный момент в ее жизни, «перерождение», инициация, получение или подтверждение статуса матери.

В центре обрядов находится новорожденный ребенок. Факт родов не означает простое перемещение существа. «Новорожденный не считается человеком (и даже просто ребенком) до тех пор, пока над ним не совершен ряд ритуальных действий, основной смысл которых … состоит в том, чтобы «превратить» его в человека», – пишет А.К. Байбурин [1]. Обрядовые действия должны сделать «чужое» «своим». Ребенок постепенно приобретает необходимые для человека жизненные и культурные навыки, отдаляющие его от мира природного, нечеловеческого, некультурного. Но долгое время еще он находится в маргинальном положении – «он почти выделен из сферы чужого, нечеловеческого, но еще не полностью включен в мир людей». Соответственно, новорожденный подвержен различным опасностям, исходящим из того света, но, с другой стороны, и сам является опасным для людей как сохраняющий еще признаки мира смерти. Особенно это ощущается в период от рождения до крещения.

Любопытно, что второй компонент в колыбельных песнях о сером волке как раз описывает подобные ритуальные действия. Вариантов продолжения известного сюжета очень много. Мы объединили найденные варианты в несколько моделей. Модель – это совокупность вариантов фольклорных текстов с повторяющимся мотивом.

Модель 1. Изготовление хлеба (калачи, оладьи)

Баю-баюшки-баю,

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

А там бабушка живет

И калачики печет,

И детишкам продает,

А Ванюше так дает.

А баю-баю-баю,

Не ложися на краю —

Придет серенький волчок

И утащит за бочок

За ракитовый кусток

Во далекий во лесок.

Тама бабушки живут,

Оне олашек напекут.

Родильный обряд помогают совершить такие персонажи как повитухи. Повитухой могла быть женщина нерепродуктивного возраста и обязательно уважаемая в своем сообществе.

На Дону существовала традиция: оповещённая о начале родов повивальная бабка, печет хлеб и с хлебом-солью идет в дом к роженице. Скорее всего, приносимый повитухой хлеб является символом младенца.

В малых фольклорных жанрах можно найти аналогию между замешиванием теста, его свойствами и процессом воспитания, его результатами. (Дитятко что тесто, как замесил, так и выросло). Если говорить о связи представлений о ребенке с хлебом, то надо прежде всего, как нам кажется, обратиться к родинному обряду, в котором много символического использования хлеба (захоронение куска хлеба вместе с последом, и выполнение хлебом функций оберега и др.). Наиболее важные аналогии: «зачатие ребенка» – «посев хлеба», «рождение ребенка» – «приготовление хлеба». Отсюда и обряд «перепекания». Похоже, что эти представления можно рассматривать в ряду ДОМ – ИЗБА – ЧЕЛОВЕК (а для ребенка особенно важно ПЕЧЬ – ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ, в частности ВЫПЕЧКА – РЕБЕНОК). Метафоры ПРИГОТОВЛЕНИЕ ТЕСТА — ВОСПИТАНИЕ, ВЫПЕЧКА — ВЗРАЩИВАНИЕ (СОЗРЕВАНИЕ) РЕБЕНКА, по-видимому, имеют мифологические корни и реализуются в различных родинных обрядах. Образы в колыбельных часто должны быть своеобразными «посылами» для ребенка.

В символическом смысле данный сюжет может быть истолкован следующим образом: повивальные бабки пекут оладушки – принимают роды. Их важная функция – «придать форму», «очеловечить» на первом этапе. Процедура вочеловечивания очень напоминает процесс выпечки.

В данном контексте лес – место таинственное, своего рода территория, не принадлежащая человеку, т.е. более ассоциируемая с рождением (откуда-то ребенок приходит в этот мир).

Ключевым здесь является присутствие хлеба как главного продукта, безусловно, хорошо отрефлектрированного в сознании. Являясь главным средством существования, ведущим продуктом питания, хлеб одухотворяется, наделяется магическими свойствами. В этой модели развивается мотив изготовления ритуальной пищи, имеющей солярную символику. В колыбельных говорится о калачах и оладьях. Общее у этих изделий – круглая форма, связанная опять же с солнцем.

Наверное, хлеба в текстах, обслуживавших родильный обряд, много потому, что ассоциируется с процессом зарождения, роста, созревания; ассоциируется с жизнью (жизненным циклом, жизненной силой) вообще. А значит, параллели дети – хлеб должны были выполнять магические функции (оберега), должны были задать жизнеутверждающий вектор.

Модель 2. Зарывание в песок, захоронение

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

А ложись в середочке,

Держись за веревочку,

Придет серенький волчок —

Схватит Свету за бочок,

Утащит во лесок,

Закопает во песок.

Баю-бабшки-баю

Не ложися на краю

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок

Он утащит во лесок

Закапает во песок

Будет (имярека) солнце печь

Будет с (имярека) сало течь

Станут люди проезжать

Будут в сало хлеб макать…

Баю, баюшки, баю,

Не ложись, сынок, с краю,

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит он в лесок

Под ракитовый кусток,

Положит под кустик

И домой не пустит.

Под ракитовом кустом

Он зароет во песок.

Весь песочек перероем,

Все кусточки перберем,

Но сыночка мы найдем,

Домой к маме принесем.

Возможно, эта модель сюжета одна из самых древних. Здесь контаминируют мотивы захоронения, поедания ритуальной пищи, поисков младенца.

С представлением о том, что родины воспринимаются как переход, связаны особые действия, которые совершают с пуповиной, последом, первым молоком, ритуальное очищение роженицы и новорожденного, некоторые ритуальные запреты.

После выхода последа, или «постельки», с ним производили ряд ритуальных действий, которые основывались на представлении о том, что послед является двойником ребенка. Считалось, что все действия, произведенные с детским местом, могут отразиться на судьбе младенца. Чтобы избежать пагубных последствий «постельку» следовало схоронить особым образом, выполняя ряд магических действий. Детское место тщательно обмывали, заворачивали в холщовую тряпочку (выполнявшую роль савана) вместе с ломтем черного хлеба и яйцом. Иногда послед заворачивали вместе с несколькими головками лука, чтобы уберечься от колдуна. Затем детское место зарывали в каком-нибудь сокровенном месте, которое не могла попрать нога человека. Обычно бабка выбирала место под полом избы около печки или в переднем углу дома. Иногда послед хоронили под корнями дерева, растущего в углу двора. Обряд захоронения последа известен во многих культурах. Описание его можно найти в «Золотой ветви» Дж. Фрэзера.

По наблюдению А.Б. Коконовой [6], в родинах в магических действиях с последом проявляется символика плодородия.

В этой модели конгломерат двух мотивов – захоронения и поедания ритуальной пищи, как поминовение умерших. Второй мотив – поедание ритуальной пищи: в сало хлеб макать. У народов Юго-Восточной Европы широко распространен обычай одаривания участников обряда свиным салом и хлебом на святки. Е.Н. Квилинкова считает, что этот обычай можно рассматривать как обычай «кормления предков» [5].

В традиционных представлениях рождение приравнивалось к смерти и даже отождествлялось с ней. Считалось, что во время родов в потустороннем мире душа умирает и рождается в мире земном. Поэтому новорожденный ребёнок является потусторонним существом, по сути, предком-прародителем. Таким образом, обряд «кормления предков» когерентен представлению о новорожденном как прародителе.

Третий мотив – путешествие за ребенком (Весь песочек перероем /, Все кусточки перберем /, Но сыночка мы найдем, / Домой к маме принесем), который восходит к обрядовым действиям, направленным на благополучное рождение ребенка. Обратим внимание, что раньше не говорили о родах – «ребенок родится», говорили «найдётся», «поймается», «добудется». То есть необходимо искать ребенка, идти за ним туда – в иной, чужой мир.

Модель 3. Умыкание младенца (демонологический сюжет)

О баю, баю, баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Схватит (имя) за бочок

И утащит во лесок.

Во леске-то есть пенек,

Во пеньке-то очепок,

В очепке-то люлечка,

А в люлечке (имя).

В древности на Руси верили, что лешие (особенно их жены, лисунки) крадут детей. Те вырастали в лесу и становились как бы нелюдями. Были подменыши, если лисунка подкладывала в колыбель свое дитя и забирала человечье. Были шуликуны – дети, умершие некрещеными и похороненные вне кладбища, но оживающие на святки (почему-то выходили на свет божий из прорубей во льду).

Думается, суть сюжета этой песни в том, что не будешь вести себя, как люди, попадешь в лес, станешь нечеловеком. То есть окажешься в перевернутом мире.

Модель 4. Спасение, избавление, реализация представлений о Рае

Баю-баю-баю-баю

Не ложись, дитя, на краю,

С краю свалишься,

Мамы схватишься.

Придет серенький волчок,

Схватит детку за бочок,

Схватит детку за бочок

И потащит во лесок.

И потащит во лесок

За малиновый кусток.

Кустик затрясется,

Детка засмеется.

Придет серенький волчок,

Схватит детку за бочок,

Схватит детку за бочок

И потащит во лесок.

И потащит во лесок

За малиновый кусток.

Кустик затрясется,

Детка засмеется

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток;

Там птички поют,

Тебе спать не дадут

. Бай, бай, бай, бай,

Спи, мой милый, засыпай,

У баю, баю, баю,

Не ложись на краю.

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок,

У баю, баю, баю,

Нет ли местечка в раю

Про малюточку мою?

В четвертой модели развернуто представление о Рае – Ирие, из которого пришла душа ребенка и в котором обитают звонкоголосые птички, растет сладкая ягода, где приятно и весело. По славянскому мировоззрению, душа ребенка, недавно пришедшая в земной мир из Ирии – райского места, во сне путешествует туда же. В этом пути, чтобы не заблудиться (т.е. чтобы ребенок не умер во сне), ему нужны были проводники. Согласно теории Фрэзера во время посвящения из посвящаемого вынималась душа и передавалась тотемному животному. Последняя модель сюжета реализует мотив бронирования места в раю.

Как видим, в колыбельных песнях соприкасаются элементы язычества и элементы христианизированных представлений о мире. В колыбельных воплотились различные представления славян – страшные рассказы (суеверия), метатекст родильной обрядности, христианство.

Итак, сюжет о сером волке в русских колыбельных песнях позволяет описатьзначения, закрепившиеся за образом волка в них:

  1. волк структурирует мир, состоящий из двух половинок – цивилизованный и дикий, освоенный и неведомый;

  2. связан с мотивами плодородия и изобилия (в связи с распространенными образами хлеба);

  3. выполняет функцию приобщения к иному миру, сопровождает ребенка в другой мир.

  4. задействован в родильной обрядности; выполняет обрядовую роль – посредника и охранителя в инициации. Во всех вариантах волк задействован в обряде перехода – от бодрствования ко сну, от жизни к смерти.

Список литературы

1. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993. С. 41.

2. Головин В.В. Колыбельная песня: классификация мотивов. – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/golovin1.htm

3. Егорова Л.И. Семантика мифологемы волка в традиционной культуре якутов: Дис. … канд. ист. наук: 07.00.07. Улан-Удэ, 2004.

4. Карпухина Н.Ю. Роды в народной традиции. — Режим доступа: http://rodnulya.ru/forum/viewtopic.php?p=8506

5. Квилинкова В.Н. Календарные обычаи и обряды. — Режим доступа: http://www.patrimoniu.asm.md/index.php?lng=md&catid=78&artid=384

6. Коконова А.Б. Рождение и смерть в пространстве диалекта: диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.01. М., 2011.

7. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/03.php

8. Хафизова Л.Р. Колыбельные песни. структура и семантика (на русском материале). М., 1998. – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/LILIA.htm

Колыбельная для грудничков

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок,
И ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Ты, волчок, к нам не ходи,
Нашу детку не буди.

Баю-баю-баиньки,
Купим сыну валенки,
Не больши,
Не маленьки,
А как раз по ножке,
Бегать по дорожке,
По дорожке по прямой
Да по лесенке домой!

А качи, качи, качи
Прилетели к нам грачи.
Опустились с разворота
На резные на ворота.
А ворота: скрип, скрип!
А сынок наш спит, спит!

Котя, котенька, коток
Котя, серенький хвосток.
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И стаканчик молока.
Ленту красную куплю
И на шейку повяжу,
Шубку тёплую сошью
И сапожки закажу.
Котя, котенька, коток
Котя, серенький хвосток.
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.

Колыбельная для грудничков

Баю-баиньки,
Оля маленька,
После теплого парку
Не гуляй на ветерку,
Ложись баиньки,
Моя маленька,
Баю-бай!

Люли-люли, люленьки,
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать.
Люли-люли, люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовьице.
Спи-ка на здоровьице!

Бай-бай, бай-бай!
Спи-ка, милое дитя,
До восхода солнышка,
До заката месяца.
Бай-бай, бай-бай!
Когда солнышко взойдет,
Роса наземь упадет.
Бай-бай, бай-бай!
Роса наземь упадет,
Тогда Костюшка встает.
Бай-бай, бай-бай!
Тогда Костюшка встает,
На работушку пойдет.

Колыбельная для грудничков

Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Ты, собачка, не лай,
Нашу Машу не пугай.
И в дудочек не гуди,
До утра не разбуди.
А прийди к нам ночевать —
Нашу Машеньку качать.

Колыбельная для грудничков

У кота ли, у кота
Колыбелька золота.
У дитяти моего
Есть покраше его.
У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.
У кота ли, у кота
Изголовье высоко.
У дитяти моего
Есть повыше его.
У кота ли, у кота
Одеяльце шелково.
У дитяти моего
Есть получше его.
Да покраше его,
Да помягче его,
Да почище его.

Колыбельная для грудничков

Ой, лю-лю, мое дитятко,
Спи-тко, усни, дитя материно
Все ласточки спят,
И касатки спят,
Куницы спят,
И лисицы спят,
Нашему Ванюше
Спать велят.
Для чего, зачем
Ванюше не спать?
Ласточки спят
Все по гнездышкам,
Касаточки спят
Все по кусточкам,
Лисицы спят
Все по подкусточкам,
Куницы спят
Все по норочкам,
Соколы спят
Все по гнездышкам,
Соболи спят,
Где им вздумалось,
Маленькие детки
В колыбелях спят.
Спи-тко, Ванюша,
Спи-тко, дитятко родное!

Еще серые коты
Из-за моря шли,
Из-за моря шли,
Много сна нанесли,
Все по зыбочкам трясли.

Колыбельная для грудничков

Ай, люли-люли-люли,
Прилетели журавли,
Прилетели журавли —
Сказку Маше принесли.
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота скрип-скрип.
Не будите у нас Машу,
У нас Маша спит-спит.

Пошел котик во лесок, —
Нашел котик поясок,
Чем люлечку подцепить,
Да Ванюшку положить.
Ваня будет спать,
Котик Ваню качать.
Ой, качать, величать,
Песню Ване напевать:
— Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Идет котик по лавочке,
Ведет киску за лапочки.
Ходят вместе они, —
А ты, маленький, усни!

Люли, люли, люли,
Прилетели гули.
Стали гули ворковать,
Тихо детку усыплять:
– Спи, малютка, почивай,
Глаз своих не открывай!

В сказке можно покататься на Луне,
И по радуге промчаться на коне,
Со слонёнком подружиться,
И поймать перо Жар — птицы,
Ты ей пожелай — Баю — бай.

Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай! Баю-бай!

Текст колыбельной песни «Спи, моя радость, усни!» (слова С. Свириденко, музыка В.А. Моцарта)

Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит…
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!

В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно,
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкой спит.
Кто-то вздохнул за стеной…
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!

Сладко мой птенчик живет:
Нет ни тревог, ни забот,
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей.
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!

«Колыбельная медведицы» (из мультфильма «Умка»)

Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая.
Что же ты, глупышка,
Не спишь?
Спят твои соседи
Белые медведи,
Спи скорей и ты,
Малыш.
Мы плывем на льдине,
Как на бригантине
По седым, суровым
Морям.
И всю ночь соседи,
Звездные медведи
Светят дальним
Кораблям.

Колыбельная для девочки

Ночь укрылась черным пледом,
Согреваясь в свете звезд,
И сплетает быль и небыль
Из страны волшебных грез.
Ночь показывает сказки
И легенды старины:
Непослушным — в серых красках,
Милым — розовые сны.

Закрывай принцесса глазки,
Баю баю, ангел мой.
Верь, когда-нибудь из сказки
Принц придет и за тобой.
Золоченая карета
Повезет тебя к мечте —
К встрече с утренним рассветом,
К ясной утренней звезде.

Оживают в старых книжках
Трубодуры, короли,
Вечно что-нибудь мальчишки
Ищут на краю земли.
И по свету принцы бродят
По селеньям и лесам,
И любовь свою находят,
Так как верят в чудеса.

Закрывай принцесса глазки,
Баю баю, ангел мой.
Верь, когда-нибудь из сказки
Принц придет и за тобой.
Золоченая карета
Повезет тебя к мечте —
К встрече с утренним рассветом,
К ясной утренней звезде.

Колыбельная для мальчика

За окном затих городок,
Словно выключил музыку дня.
Ничего не бойся сынок,
Ночь сама боится огня.
Нам с тобой улыбнулась луна,
Кружит звездочек хоровод.
Это добрая фея сна
За собою тебя зовет.

Спи, малыш, закрывай глаза.
Ждет тебя необычный путь.
Ждут загадки и чудеса
А для этого надо уснуть.

Мчит тебя белоснежный конь
В свой далекий прекрасный край,
Положи на гриву ладонь
И во всем ему доверяй.
В том краю живут короли,
Крошки-гномы хранят леса
И огромные корабли
Поднимают свои паруса.

Спи, малыш, закрывай глаза.
Ждет тебя необычный путь.
Ждут загадки и чудеса
А для этого надо уснуть

Вот и сам ты уже летишь,
За спиной у тебя два крыла
И тебя согревает, малыш,
Море солнечного тепла.
Ты отважен и смел, сынок —
Прочь тревоги и страхи прочь.
Я с тобой, ты не одинок
И не так уж страшна эта ночь.

Припев.
Спи, малыш, закрывай глаза.
Ждет тебя необычный путь.
Ждут загадки и чудеса
А для этого надо уснуть

Текст колыбельной песни «За печкою поет сверчок» (из фильма «Долгая дорога в дюнах»)

За печкою поет сверчок.
Угомонись, не плачь, сынок, —
Глянь, за окном морозная,
Светлая ночка звездная.

Что ж, коли нету хлебушка,
Глянь-ка на чисто небушко.
Видишь, сияют звездочки,
Месяц плвет на лодочке.

Ты спи, а я спою тебе,
Как хорошо там на небе,
Как нас с тобою серый кот
В санках на месяц увезет.

Будут орехи, сладости,
Будут забавы, радости,
Будут сапожки новые
И пряники медовые.

Ну, отдохни хоть капельку,
Дам золотую сабельку,
Только усни скорей, сынок,
Неугомонный мой сверчок.

«Колыбельная для мамы» (И. Черницкая)

Мама долго хлопотала:
Все дела, дела, дела:
Мама за день так устала,
На диване прилегла.
Я ее не буду трогать,
Только возле постою.
Пусть поспит она немного —
Я ей песенку спою.
К маме стану я поближе —
Очень я ее люблю!
Жалко только, что не слышит
Мама песенку мою.
Нету песенки чудесней.
Может, петь погромче мне,
Чтобы маме эту песню
Слышно было и во сне.

Текст колыбельной песни «Зеленая карета» (Дриз Овсей)

Спят,
Cпят мышата, спят ежата,
Медвежата,
Медвежата и ребята.
Все,
Все уснули до рассвета,
Лишь зеленая карета,
Лишь зеленая карета
Мчится, мчится в вышине,
В серебристой тишине.

Шесть коней разгоряченных
В шляпах алых и зеленых
Над землей несутся вскачь,
На запятках черный грач.
Не угнаться за каретой,
Ведь весна в карете этой,
Ведь весна в карете этой.

Спите,
Спите, спите, медвежата,
И ежата,
И ежата, и ребята.
В самый, в самый тихий ранний час
Звон подков разбудит вас,
Звон подков разбудит вас:
Только глянешь из окна —
На дворе стоит весна!

Тсс!
Спят,
Спят мышата, спят ежата,
Медвежата,
Медвежата и ребята.
Все,
Все уснули до рассвета,
Лишь зеленая карета,
Лишь зеленая карета,
Лишь зеленая карета…

Бесплатно скачать Колыбельная Для Малышей Длинная в mp3. Мы нашли 35 песен для скачивания, рекомендуем загрузить первый файл Малыш уснет за 5 минут Спокойная Музыка для Сна Колыбельные песни слушать онлайн.mp3 размером 160.28 MB

Малыш уснет за 5 минут Спокойная Музыка для Сна Колыбельные песни слушать онлайн.mp3

02:01:47 160.28 MB 7.8M

Нежная колыбельная мелодия для малышей Пение птиц для детского сна.mp3

03:01 236.91 MB 4.9M

3 Часа Колыбельная Брамс Музыка для Детей Колыбельные Песни для Малышей.mp3

02:29:11 196.34 MB 12.5M

Баю баюшки баю Коллекция колыбельных Песни на ночь 20 минут сборник.mp3

19:46 26.01 MB 60.7M

Детская колыбельная Брамса 10 часов подряд канал бесконечность.mp3

10:00 789.64 MB 139.8K

Сборник лучших колыбельных песен.mp3

01:14:15 97.72 MB 7.5M

4 Часа Колыбельная Брамс Музыка для Детей Колыбельные Песни для Малышей.mp3

04:11:38 331.17 MB 53.6K

Моцарт Колыбельная для Малышей 7 Музыка для Детей Спокойная Музыка для Сна.mp3

03:51:50 305.11 MB 19.5M

Колыбельная для малышей Волшебный эффект Реально.mp3

31:10 41.02 MB 2.9M

Колыбельная Lullaby Спокойная музыка для малышей Длинная версия Long Version.mp3

19:36 25.79 MB 1.3K

Новые колыбельные Сборник 30 минут Песни на ночь в красивейшей анимации.mp3

30:12 39.75 MB 19.2M

Колыбельная для Малышей 43 Моцарт для Детей Спокойная Музыка для Сна.mp3

11:42:18 924.28 MB 807.5K

Колыбельная для Малышей Длинная колыбельная Колыбельные для малышей Сборник.mp3

01:02:28 82.21 MB 647

Быстро заснул Колыбельная меня малыш успокоился.mp3

46:08 60.71 MB 7.2M

Колыбельная Брамс длинная.mp3

04:11:38 331.17 MB 68

Спящая музыка колыбельные песни для умных детей успокаивающая музыка спокойной ночи.mp3

04:31:20 357.09 MB 368.9K

красивая колыбельная я обожаю эту мелодию слушаю её всегда перед сном.mp3

02:43:22 215.00 MB 2.9M

Длинная колыбельная музыка для сна младенца музыка перед сном ребёнка ребёнок музыка.mp3

03:33:58 281.60 MB 856.5K

Колыбельная для малышей Музыка для сна Без рекламы.mp3

02:59:59 236.87 MB 183.1K

Музыка для сна Колокольчики 30 минут без рекламы Колыбельные.mp3

30:35 40.25 MB 136.5K

Длинная колыбельная Колыбельная Музыка для детского сна Колыбельные для малышей бесплатно.mp3

57:05 75.13 MB 29

6 ЧАСОВ Колыбельная Для Малышей Лучшая Музыка Для Детского Сна Детские Колыбельные.mp3

06:01:44 476.07 MB 65.3K

БЕЗ РЕКЛАМЫ 2 часа детская колыбельная для сна без рекламы детская колыбельная перед сном.mp3

02:02:55 161.77 MB 152.2K

1 ЧАС КОЛЫБЕЛЬНАЯ МЕДВЕДИЦЫ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ.mp3

01:54 80.15 MB 3.5M

Сказочные колыбельные Для быстрого засыпания.mp3

01:01:56 81.51 MB 5.4M

Засыпаем вместе с Бурёнкой Дашей Колыбельные Бурёнка Даша Сборник Песенки для детей.mp3

08:25 11.08 MB 3.5M

Нежная Музыка для Сна Ребёнка Колыбельная Для Малышей Лучшая Музыка Для Детского Сна.mp3

10:16:00 810.70 MB 863.8K

Детская колыбельная перед сном Длинная колыбельная Колыбельные онлайн бесплатно.mp3

02:04:33 163.92 MB 85

Бурёнка Даша Колыбельные Сборник песен Мультики для детей.mp3

12:50 16.89 MB 6M

КОЛЫБЕЛЬНАЯ Совушка Песенка мультик для детей малышей про животных.mp3

08:48 11.58 MB 8.9M

успокаивающая музыка для детского сна детская колыбельная перед сном колыбельная.mp3

10:01:27 791.55 MB 22.6K

Баю баю за рекой Новые колыбельные Сборник 37 минут песен на ночь.mp3

37:10 48.91 MB 9.8M

детская колыбельная действительно помогает почему я не нашла эту мелодию раньше.mp3

03:11:21 251.83 MB 2M

Длинная колыбельная музыка для сна младенца музыка перед сном ребёнка.mp3

03:05:29 244.11 MB 76.4K

Колыбельные песни из мультфильмов для малышей и родителей.mp3

55:21 72.84 MB 6.5M

Колыбельные песни слушать бесплатно Длинная колыбельная Колыбельные слушать бесплатно.mp3

02:02:32 161.26 MB 458

КОЛЫБЕЛЬНАЯ Маша и Три медведя Баю бай детская песенка мультик для малышей.mp3

04:17 5.64 MB 17.5M

Цып Цып КОЛЫБЕЛЬНАЯ 12 серия Мультики для малышей Новая серия.mp3

06:01 7.92 MB 2.3M

Маша и Медведь Звёздочка Песенки для малышей Колыбельная.mp3

02:42 3.55 MB 5.9M

КОЛЫБЕЛЬНАЯ КУКУТИКИ песенка мультик для детей малышей Lullaby Song For Kids.mp3

05:50 7.68 MB 25.5M

Колыбельная для Малышей Музыка для Детей Спокойная Музыка для Сна.mp3

03:32 237.59 MB 2.8M

Музыка для сна младенца Малыш уснет за 5 минут Колыбельная для сна.mp3

02:02:32 161.26 MB 1M

Цветняшки Колыбельная Цыплёнка песни для малышей.mp3

02:46 3.64 MB 97.4K

Колыбельная За печкою поет сверчок Lullaby About Сricket Наталья Фаустова.mp3

03:14 4.26 MB 5.8M

АНИМИРОВАННАЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 3 ЧАСА МУЗЫКА ДЛЯ СНА KUMBAYA Классическая музыка.mp3

02:59:59 236.87 MB 1.3M

Совушка Колыбельная СОВУШКА КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ Без перерыва Спокойная колыбельная спи малыш.mp3

08:35 11.30 MB 38.5K

Лучшая коллекция колыбельных для ребенка без рекламы колыбельная 2017 колыбельная.mp3

23:00 30.27 MB 42.1K

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 2 часа Спокойные колыбельные песни для быстрого усыпления малыша.mp3

02:01:31 159.92 MB 19.7K

Прекрасная Колыбельная для Детей Нежная Музыка для Сна Ребёнка Просто Супер.mp3

Колыбельные песни – древнейшее «снотворное» для малышей. Наши предки даже наделяли их мистическими свойствами. Считалось, что мама должна сочинить для младенца свой уникальный мотив, который впоследствии становился оберегом для малютки. Времена изменились, но до сих пор эти медленные мелодии не утратили своей значимости не только в успокоении, но и в воспитания ребенка. Слушать колыбельные песни онлайн просто и весьма удобно на нашем сайте. Также, вы можете скачать бесплатно любую понравившуюся колыбельную!

Традиционные народные, да и многие авторские колыбельные песни изобилуют шипящими и свистящими звуками и звукосочетаниями, а также удлиненными гласными, действующими на детей весьма успокаивающе. Эти песни отличаются простой мелодикой и незамысловатыми текстами. Монотонные убаюкивающие мотивы воздействуют в основном на правое полушарие мозга, отвечающее за подсознательные импульсы. Колыбельные напевы имеют своеобразный ритм, схожий по частоте с дыханием и сердцебиением ребенка. Именно поэтому, позволяя малышу слушать колыбельную песню онлайн, вы помогаете ему расслабиться и настроится на сон.

Примечательно, что колыбельные песни различных стран невероятно похожи: они имеют медленный темп, характерные интонации и ритм. Общей чертой всех песен является то, что сюжеты в них невероятно светлые, добрые. Считается, что таким образом ребенок с детства программируется на успех, ведь первые осознанные представления о мире дети получают именно из подобных песен.

Почему полезно слушать колыбельные песни

Колыбельные песни можно по праву назвать первыми уроками языка. Фразы и интонации в них повторяются. Постепенно малыш начинает различать отдельные слова и узнавать их в новых контекстах. Это, безусловно, поможет ему быстрее овладеть речью. Светлые впечатления, полученные от «сонных» песен, остаются с ребенком надолго, делая его добрым и открытым. Малыши, которые в детстве по какой-то причине не имели возможности слушать волшебные напевы матери, вырастают более замкнутыми и эгоистичными. На Востоке по этому поводу даже есть поговорка. Там о недобрых людях говорят, что «мама им в детстве не пела колыбельных песен».

Что главное для спокойствия и комфорта ребенка? Конечно, здоровая атмосфера, полная заботы и любви. А что есть колыбельная песня как не проявление любви? Не пренебрегайте этой замечательной формой общения. Позвольте малышам слушать колыбельные песни онлайн — и пусть им приснятся добрые и сладкие сны.

Песни для младенцев на ночь имеют богатую историю, в которой есть и «светлые», и «темные» стороны. Подробнее об этом и о том, почему мамы разных народов с древних времен пели своим детям колыбельные, вы можете прочитать в статье на «Летидоре».

А сейчас предлагаем вспомнить слова самых известных в России колыбельных. Уверены, что какие-то из этих нежных песен сможете спеть своему малышу и вы, ведь для их исполнения не требуются выдающиеся музыкальные данные.

Достаточно петь колыбельные в спокойном медленно темпе – для ребенка родной мамин голос красивее любого профессионального исполнения.

«Колыбельная песня»

Текст: Александр Александрович Блок

Слова стихотворения Александра Александровича Блока можно положить на любой певучий мотив. Но эта «Колыбельная песня» хороша тем, что, даже если вы наотрез отказываетесь петь, утверждая, что в детстве вам на ухо наступил медведь, ее можно просто прочесть спокойным голосом в медленном темпе.

Певучий и «укачивающий» слог настроит ребенка на сон.

Спят луга, спят леса,

Пала Божия роса,

В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Малым детям спать велит:

«Спите, спите, поздний час,

Завтра брат разбудит вас.

Братний в золоте кафтан,

В серебре мой сарафан.

Встречу брата и пойду,

Спрячусь в Божием саду,

А под вечер брат уснет

И меня гулять пошлет.

Сладкий сон вам пошлю,

Тихой сказкой усыплю,

Сказку сонную скажу,

Как детей сторожу…

Спите, спите, спать пора.

Детям спится до утра…

«Спи, моя радость, усни!»

Текст: Фридрих Вильгельм Готтер (перевод Софии Свириденко)

Строки из этой колыбельной знает большинство россиян – когда-то в советские времена они звучали в заставке программы «Спокойной ночи, малыши!». Любопытно, что текст этой песни принадлежит немецкому поэту и драматургу Фридриху Вильгельму Готтеру и взят из пьесы «Эсфирь», сценарий для которой заимствован из библейской книги.

К слову, в оригинале колыбельная начинается со слов «Спи, мой царевич», а во французском переводе – «Спи, мой маленький принц».

Спи, моя радость, усни!

В доме погасли огни;

Пчелки затихли в саду,

Рыбки уснули в пруду,

Месяц на небе блестит,

Месяц в окошко глядит…

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

В доме все стихло давно,

В погребе, в кухне темно,

Дверь ни одна не скрипит,

Мышка за печкою спит.

Кто-то вздохнул за стеной

Что нам за дело, родной?

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

Сладко мой птенчик живет:

Нет ни тревог, ни забот;

Вдоволь игрушек, сластей,

Вдоволь веселых затей.

Все-то добыть поспешишь,

Только б не плакал малыш!

Пусть бы так было все дни!

Спи, моя радость, усни!

«Спят усталые игрушки»

Кадр из заставки к телепередаче «Спокойной ночи, малыши!»

Текст: Зоя Петрова

Пожалуй, самая знаменитая колыбельная, доставшаяся нам в наследство от Советского Союза. Ее слышал каждый советский ребенок во время просмотра телепередачи «Спокойной ночи, малыши!».

Конечно, эта колыбельная сильно отличается от народных песен на ночь – советские критики замечали, что в ней не хватает образа матери и родного дома. Тем не менее эти слова дают малышу установку, что ночь – это время, когда все люди спят, а значит, одну из своих функций песня выполняет.

Спят усталые игрушки, книжки спят.

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Что бы ночью нам присниться.

Обязательно по дому в этот час

Тихо-тихо ходит дрема возле нас.

За окошком все темнее,

Утро ночи мудренее.

В сказке можно покататься на луне.

И по радуге промчаться на коне.

Со слоненком подружиться

И поймать перо Жар-птицы.

Баю-бай, должны все люди ночью спать.

Баю-баю, завтра будет день опять.

За день мы устали очень,

Скажем всем: «Спокойной ночи!»

«Колыбельная Медведицы»

Кар из мультфильма «Умка»

Текст: Юрий Яковлев

«Колыбельная Медведицы» – одна из самых нежных и душевных песен, в которой центральное место занимает образ ласковой мамы.

Поскольку колыбельная была написана для мультфильма о белом медвежонке по имени Умка, у нее появилось второе название – «Колыбельная Умки».

А кто-то называет эту песню по первым строкам «Ложкой снег мешая…»

Ложкой снег мешая, ночь идет большая,

Что же ты, глупышка, не спишь?

Спят твои соседи, белые медведи,

Спи и ты скорей, малыш.

Спят твои соседи, белые медведи,

Спи и ты скорей, малыш.

Мы плывем на льдине, как на бригантине,

По седым суровым морям.

И всю ночь соседи, звездные медведи,

Светят дальним кораблям.

И всю ночь соседи, звездные медведи,

Светят дальним кораблям.

Ложкой снег мешая, ночь идет большая,

Что же ты, глупышка, не спишь?

Спят твои соседи, белые медведи,

Спи и ты скорей, малыш.

Спят твои соседи, белые медведи,

Спи и ты скорей, малыш.

Спи и ты скорей, малыш…

«Песня звездочета» («Песня о звездах»)

Кадр из фильма про Красную Шапочку

Песня о сокровищах Вселенной, сказках лунного медведя и разговоре звезд на ночном небе стала известна после выхода детского фильма «Про Красную Шапочку».

Если у вас эта песня вызывает добрые ностальгические чувства – пойте ее своему малышу, и ваше светлое настроение обязательно ему передастся. Хорошие колыбельные не устаревают!

К слову, колыбельную «Песня о звездах» через несколько десятилетий после ее выхода в свет перепели лидеры музыкальных рок-коллективов «Аквариума» и «Сплина» – Борис Гребенщиков и Александр Васильев.

Многие мамы и папы, бабушки и дедушки признаются, что от этой колыбельной песни у них до сих пор бегают мурашки.

История колыбельных песен насчитывает не одну сотню лет. Это проверенный веками и поколениями способ успокоить и усыпить малыша. Мама или няня часто придумывали историю на ходу, импровизировали. Важен был не столько сюжет, сколько однообразна мелодия и плавные движения, превращающие колыбельную в медитацию.

Но у многих песен есть и постоянные герои. Среди них волчок, угомон, кот-баюн, дрема. Эти фольклорные персонажи выполняли важную функцию — одни должны были защитить малыша от болезней и тревог, другие являлись проводниками между спокойным и надежным домом и полным тревог внешним миром, и предупреждали об опасности. Колыбельные были и оберегом от злых сил, и заклинанием, помогающим ребенку вырасти сильным, здоровым, красивым — с помощью повторяющихся рефреном фраз.

Сейчас у колыбельных осталась только одна, но очень важная функция — они помогают малышу наладить контакт с мамой и адаптироваться в новом для него мире.

Ребенок, рождаясь, меняет комфортную и безопасную среду в утробе матери на внешнюю, непредсказуемую, вызывающую тревогу. Она требует от малыша больших ресурсов для адаптации. В ранний доречевой период развитие ориентировано на сенсорные ощущения. К ним относятся свет, звук, запах, вибрации, движения. Все это помогает определить два основных параметра — комфорт и дискомфорт.

Почему колыбельная успокаивает? Покачивание воспроизводит внутриутробные движения, а голос мамы — то, что знакомо малышу еще с того времени, когда он еще не родился. Начиная с пятого месяца беременности женщины ребенок способен отличать голос своей матери. Он приближает голову к животу, если внешние звуки ему нравятся, а если нет — отдаляет. Малыш, которому мама пела колыбельную, еще будучи беременной, после рождения узнает эту мелодию и быстрее успокаивается. Кроме того, он скорее, чем другие дети, начинает реагировать на мамин голос и пытается издавать мелодичные звуки.

Как действует колыбельная?

Мы дарим ребенку привычный ему комфорт покачиваниями, ритмом, голосом. Все эти составляющие действуют успокаивающе и помогают справляться с тревогой, яркими дневными впечатлениями.

Колыбельная — это проявление заботы. Мама нежно помогает ребенку уснуть, настраивает на отдых, ребенок чувствует, что мама в это время рядом с ним. Для малыша это еще и структура, она приучает кроху к ритуалу отхода ко сну — раз мама сейчас поет, значит нужно ложиться спать. Благодаря этому мир становится все более предсказуемым для малыша местом.

Колыбельная — это про привязанность. Про близкий контакт между ребенком и матерью. Про сонастройку. Никакой суперкрасивый голос, исполняющий колыбельную, не заменит голоса матери, пусть не столь талантливого и даже не попадающего в ноты.

Текст колыбельной не настолько важен, сколько важна интонация, тембр голоса и ритм. Раньше колыбельные выполняли роль оберегов. Мать, поющая колыбельную, будто читала мантру или молитву на защиту ребенка от злых духов и нечисти. Многие колыбельные так и остались про то, что «придет волчок и ухватит за бочок». Это было не для того, чтобы напугать ребенка, это своеобразный способ проверки ребенка на «волю к жизни», средство испытания.

© Amax Photo/Getty Images/E+ колыбельные для быстрого засыпания

Некоторых родителей тревожат пугающие тексты колыбельных песен. Но и это тоже важно. Когда у ребенка появляется понимание речи, колыбельные становятся его первым опытом столкновения со страхом. Этот опыт ребенку необходим для того, чтобы научиться справляться со своим страхом, проживать его и в дальнейшем использовать этот опыт проживания в жизни.

Одна из главных функций колыбельных — помочь матери в вокальной форме выразить свои страхи и заботы, а точнее, служить ей своеобразной терапией. Первооснова всех колыбельных — даже самых страшных — любовь, нежность и забота.

Мы перестали петь колыбельные, наши дети очень часто засыпают под звук телевизора, и это опаснее, чем принято считать. Самое безобидное, к чему это может привести в будущем — синдром дефицита внимания. Колыбельная, спетая мамой, помогает защищать психику ребенка от стрессов, формирует базовое доверие, формирует художественный вкус на начальном уровне, усиливает взаимосвязь родителей и детей. Необязательно же, чтобы пела именно мама!

Позже пение колыбельной становится частью вечернего ритуала. Простая, монотонная мелодия помогает малышу идти в мир грез счастливым, уверенным в родительской любви, а значит впоследствии и в себе. Колыбельная — это магия, мантра, это средство влияния на подсознание своего ребенка — своего рода программирование. Поэтому крайне важно выбирать, что слушает ваш малыш и как это спето. Ребенок быстрее засыпает, ему снятся лучшие сны. Практически все поэты писали колыбельные, многие из них представлены на нашем диске!

Войдите, чтобы использовать все возможности RUTUBE

Колыбельная для грудничков

Каждый мамин день наполнен таким количеством суеты: приготовить, подать, помыть, прибрать, что и присесть часто маме некогда. Когда мы ищем возможность успокоиться, мы думаем, что нужно побыть одной, уйти из дома, отвлечься, но начинать отвлекаться от суеты можно, укладывая спать наших крох! И поможет в этом просто колыбельная.

Колыбельная для грудничков

Иногда мамы не хотят петь, переживая, что у них это плохо получается, нет слуха/голоса, но ребенку все это не важно, он смотрит на мамино лицо, слышит нежные любовные интонации, плавную размеренную речь, уменьшительно-ласкательные суффиксы и очень скоро будет просить вас петь снова и снова. Ну, а если петь действительно не в удовольствие, то попробуйте выучить несколько стишков-засыпалок, чтобы рассказывать их нараспев.

Начинайте петь, когда вы еще беременны и продолжайте пока это приносит радость вам и малышу!

А чтобы быть убедительными приводим вам несколько основных причин, которые показывают, насколько важна колыбельная для ребенка:

Мамина речь – звук, который малыш слышит в утробе чаще всего, именно поэтому ребенок успокаивается, когда мама поет или просто говорит с ним спокойным и нежным голосом. Колыбельная расслабляет малыша, дает ему ощущение тепла, защищенности. Специалисты утверждают, что дети, которые в детстве засыпали под колыбельные песни, более успешны в жизни и реже страдают душевными расстройствами.

Колыбельные развивают речь малыша. Когда мама поет малышу перед сном, то ребенок сосредоточен только на ней и некоторое время просто следит за артикуляцией, движениями губ и соотносит их со звуками, которые слышит. В будущем это поможет ребенку раньше исследовать возможности своего рта и языка и, возможно, опередить своих сверстников в речевом развитии. Помимо развития речи колыбельная развивает слух и память.

Колыбельные — эффективное средство от синдрома дефицита внимания, ведь связь, которая возникает между родителем, который поет и малышом — каждый день укрепляется и доказывает ребенку, что его любят. Это позволяет ребенку быть спокойным, уравновешенным, уверенным.

Колыбельные песни участвуют в процессе социализации. Ребенок воспринимает агрессию или наоборот доброту окружающего его мира – чувствуя заботу и любовь в семье. То есть если в семье все тихо и спокойно, если есть особое время перед сном, то значит и окружающий мир не страшный, а люди добрые и бояться нечего. Таким образом, колыбельная в недалеком будущем предотвратит возможную нелюдимость малыша и отсутствие или скупость межличностных отношений.

Колыбельные дают возможность настроиться на сон и при этом получить позитивную ассоциацию со сном и укладыванием, ведь последнее, что видит малыш перед сном — это мамина улыбка.

Включайте колыбельные в свои ритуалы укладывания и пусть все ночи будут спокойными!

Несколько вариантов колыбельных и стишков перед сном, пусть будут вам в помощь.

Колыбельная для грудничков

Спи, сыночек мой, усни

Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.

Спи, моя радость!

Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно,
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Кто-то вздохнул за стеной
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

Сладко мой птенчик живет.
Нет ни тревог, ни забот;
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей,
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал, малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

Стишки засыпалки

А куда поедем днем, перед сном?

Со станции Топтушкино
До станции Кровать
Скорей добраться нужно нам!
И чу-у-уточку поспать.

На станции Вставайкино
Проснешься — выйдешь сам!
И побежишь в Играйкино,
К друзьям и чудесам!

Ну, а пока — приехали
На станцию… Кровать!
На этой самой станции
Так сладко засыпать…

Дедушка-Вредушка

Дедушка-Вредушка
К нам не заходи!
Дедушка-Вредушка
Дом наш обойди.
Нет у нас
Капризных деток —
Нет, нет, нет!
Видишь, спать ложимся?
Видишь — выключаем свет?!

Колыбельная для грудничков

Важной частью жизни малышей является колыбельная. Эти самые колыбельные для новорожденных вообще выделяются в отдельную категорию. По сути это и народное творчество, и важный элемент воспитания детей. Чем отличаются эти произведения от обычной музыки, и какое влияние оказывают на новорожденных? О влиянии классической музыки на ребенка написано здесь.

Влияние на ребенка

Находясь в утробе матери, на определенном этапе плод начинает распознавать звуки, поступающие из внешнего мира, в том числе и голоса родных. Голос мамы – это самый приятный звук для всех без исключения младенцев. После рождения, кроме общения в течение дня, ласковых обращений и обучения речи, мамин голос ребенок может услышать при исполнении песни. Когда колыбельную для новорожденного поют мама, папа или бабушка, это успокаивает кроху, так как в голосах он слышит что-то родное, привычное, теплое и любящее.

Основным назначением колыбельной является успокаивание деток и их подготовка ко сну. Мелодия подбирается усыпляющая, то есть идет плавный мотив с повторяющимися ненавязчивыми акцентами. Текст при этом берется скорее монотонный, с множеством гласных. Это смягчает его восприятие и быстрее расслабляет младенца.

Колыбельная для грудничков

Колыбельная поможет ребенку быстро уснуть

Детские убаюкивающие песенки содержат простой текст. Можно включать в него имя ребенка, что особенно актуально в период до года, когда новорожденный только привыкает к новой обстановке и не идентифицирует себя по имени. Это ускорит соответствующий процесс. Более подробно о песнях для новорожденного написано здесь.

Подбор колыбельной

Для того чтобы эффект от колыбельной для новорожденного был удовлетворительным, необходимо подобрать правильную композицию. Сложного в этом ничего нет. Главное, чтобы в основе лежала убаюкивающая музыка или мотив, а сама композиция нравилась ребенку и располагала его ко сну.

Большинство колыбельных песен имеют простой текст в форме стихотворения. Смысл чаще всего сводится к «баю-бай, засыпай». При этом добавляется добрый сюжет и ласковые обороты. От самой песни должно веять теплом и уютом, даже без смыслового восприятия текста.

Детские колыбельные составляют отдельную категорию музыкальных произведений. Можно использовать ту композицию, которую пела вам мама или же сочинить собственную. Не обязательно даже писать слова, можно просто общаться с малышом под соответствующий темп и мотив, то есть вести монолог, напевая его ребенку.

Колыбельная для грудничков

Подбирать колыбельную нужно индивидуально для каждого малыша

Также для детей ежегодно сочиняют все новые песенки для сна. Их можно найти в интернете или купить запись. Конечно же, такое исполнение колыбельной не может стать полной альтернативой живой песни от мамы, но иногда, действительно, способно выручить. Некоторые исполнители работают исключительно в этом направлении, и можно найти целые сборники колыбельных одного автора.

Как правильно исполнять

Советуем почитать: Колыбельная для грудничковСколько должен спать месячный ребенок?

Для того чтобы колыбельная песня оказала ожидаемое от нее действие, важно правильно исполнять ее. Для того чтобы малыш скорее заснул и видел добрые и яркие сны, нужно прежде всего обеспечить ему комфортное спальное место. Условия должны соответствовать нормам: температура, свежий воздух, в меру жесткая постель. Не забывайте покормить кроху и поменять ему пеленки.

Петь нужно вполголоса, чтобы не разбудить ребенка. Доброта и забота в голосе сами по себе действуют успокаивающе. Добавьте к песне движения, укачивая малыша на руках, в коляске или кроватке. Для младенцев легкая тряска и покачивания из стороны в сторону – это лучшее успокаивающее средство. Старайтесь совершать движения с привязкой к ритму мелодии. Акцент в песнях зачастую делается на последний слог, выделяя гласную букву.

Если времени петь самостоятельно у вас нет, включите запись колыбельной и некоторое время побудьте рядом с кроваткой, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Можно вместо песни включить мобиль над кроваткой, который отвлечет внимание малыша и постепенно усыпит его монотонной мелодией.

Колыбельная перед сном – это запоминающаяся часть жизни практически каждого человека. Песни, которые пели мамы, переходят из поколения в поколение и дарят теплые воспоминания о счастливом детстве. Не лишайте свое чадо такой сладкой возможности.

  • Продолжаешь как пишется правильно
  • Продолжение сказки как дед наклал в коляску
  • Продолжение дубровского сочинение продолжение романа
  • Прогулянный урок как пишется и почему
  • Продвинуть стул как пишется