Продолжаешь как пишется правильно

Фотографии: depositphotos / иллюстрация: юлия замжицкая министерство просвещения рф провело конкурс среди учителей на платформе tiktok. в течение месяца школьные

Продолжаешь как пишется правильно
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Министерство просвещения РФ провело конкурс среди учителей на платформе TikTok. В течение месяца «школьные тиктокеры» выложили 3770 роликов про обучение и набрали 220 миллионов просмотров. Победа досталась трем креативным педагогам. Рассказываем, какой контент завоевал сердца жюри и зрителей.

Самый креативный учитель

Ольга Морозова, учитель русского языка и литературы Центра реабилитации и образования № 7 в Москве, начала вести TikTok год назад. Первые ее видео сразу подкупают искренностью — она не стесняется шутить над собой и своей профессией.

Но постепенно контент стал более экспертным и полезным. Сейчас подписчики Ольги знают, какой род у слова «брокколи», сколько букв «н» пишется в прилагательных и как правильно говорить: «кушать» или «есть». Правила учитель подает в форме стихов, песен или рифмовок — так лучше запоминается.

@olga__super

♬ оригинальный звук — Креативный педагог?

Иногда содержание видеороликов удивляет даже взрослых: не все знают разницу между словами «комплимент» и «комплемент». А чтобы объяснить, на какой слог падает ударение в слове «камбала», Ольга подключает ассоциативное мышление: в одном из роликов она рассказывает про способности камбалы мимикрировать под шахматную доску и становиться черно-белой в клеточку. 

@olga__super

#летовнауке #учисьвтикток

♬ оригинальный звук — Креативный педагог?


О мнемонических техниках мы уже рассказывали в этой статье.


Сейчас у Ольги около 270 тысяч подписчиков и более 2 миллионов лайков. В комментариях блогера поддерживают коллеги и благодарные ученики. 

«TikTok — это отличная платформа для развития творческого потенциала. Удобнее записать видеоролик, чем объяснить текстом, потому что так можно выразить свою мысль эмоциональнее, подать информацию доступнее. Благодаря конкурсу я познакомилась со своими коллегами — молодыми, инициативными и креативными учителями, горящими своей работой. Мы теперь общаемся, смотрим контент друг друга, обмениваемся идеями и планами», — рассказала нам Ольга.

Лучший познавательный видеоролик

«Привет всем. Я — Алекс, и я — учитель. Сегодня я покажу, чем занимаются учителя в выходные», — так интригующе начинается один из первых видеороликов учителя начальных классов столичной школы № 460 Алексея Шабатько, который он опубликовал в марте 2021 года.

Поначалу в своём TikTok Алексей постил шуточные видео, но сейчас знакомит подписчиков с важными правилами русского языка. Например, объясняет, почему правильно говорить «брелоки» и что «наращЁнные ресницы и ногти» — это ошибка.

Также хорошо «заходят» видео, где учитель превращает цифры в рисунки — из двойки может получиться замечательная змея, а тройка становится обезьянкой.

@alex_luft

Рисуем птичку✨ #урокдня #учительначальныхклассов #молодойучитель #рисуемвместе

♬ Я и ты — Alex Luft

А победил Алексей благодаря видео со стишком про свёклу, которое помогает школьникам раз и навсегда запомнить, куда ставить ударение в этом слове. Ролик набрал более 4,5 миллиона просмотров и 500 тысяч лайков. 

@alex_luft

Ещё разок повторим! Запомнили как правильно?) #молодойучитель #учителятикток #учительначальныхклассов

♬ оригинальный звук — Alex Luft

Всего у Алексея 60,5 тысячи подписчиков и 1,7 миллиона лайков. В комментариях педагога поздравляют с победой и коллеги, и ученики.

«Мне нравится TilTok — я всегда в курсе главных событий и трендов. Участие в конкурсе дало веру в себя, возможность для креатива и отличный опыт выхода из зоны комфорта. Сейчас я генерирую уникальный контент, чтобы не повторяться. Пока работа идет — делюсь моментами из жизни школы и продолжаю объяснять правила понятным языком», — поделился с «Педсоветом» Алексей.

Учитель — открытие

Учитель истории московской школы № 854 Александр Оджо пока не так популярен в TikTok, как его коллеги — у него 7153 подписчика и 67,7 тысячи лайков. Победу в номинации он получил, потому что его аккаунт набрал наибольшее количество просмотров за время конкурса.

Александр придумал необычную рубрику «60 секунд» — в ней он за одну минуту рассказывает интересные факты о событиях, явлениях или личностях из мировой истории. Например, о жизни Николая Карамзина, восстании декабристов или о том, почему в Древнем Риме ненавидели собак.

@history_teacher

Бывало на правителей совершали покушения. Расскажу о неуспешных

♬ оригинальный звук — УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

Также Александр выкладывает ролики со своих офлайн-уроков: чтобы заинтересовать учеников предметом, он переодевается в разные исторические костюмы и становится то средневековым рыцарем, то римским императором. 

А еще педагог рассказывает подписчикам, как успешно сдать ЕГЭ по истории и обществознанию или запомнить исторические даты с помощью стихов.

@history_teacher

#учительтикток #рек #учисьвтиток #рекомендации #история #хочуврек

♬ Wake Up — Cheese People

Многие учителя-участники конкурса стали популярными — теперь не только в масштабах школы, но и всей страны. Даже тем педагогам, кто не занял призовые места, он помог набрать подписчиков и продемонстрировать своим коллегам, что быть с учениками «на одной волне» не так уж и сложно.


Материалы по теме:

  • Учителя-тиктокеры: утром — уроки, вечером — вайны
  • Педагог из Мурманска стала звездой TikTok
  • Учитель-рэпер Олег Павлов: «Работаю над созданием TikTok-школы»​​​​​​​

Всего найдено: 432

«Можем ли мы выбрать какие-то спецэффекты? Входит ли это в основную стоимость, или требуется дополнительная оплата?» Ответьте, пожалуйста, нужна ли во втором предложении запятая перед или. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Подобный случай в правилах пунктуации не описан. Рекомендуется не ставить запятую в сложном вопросительном предложении, части которого соединены союзами и, да (в значении «и»), или, либо. Но в Вашем предложении союз другой — ли… или. Этот союз в сложносочиненном предложении характеризуется как повторяющийся. По поводу повторяющегося союза в правиле о вопросительном предложении нет указаний, но они есть в других правилах: 

— При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзом и ставится, если союз повторяется: В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.

— Запятая перед соединительными и разделительными союзами в сложносочиненном предложении не ставится, если в его состав входят: <…> 6) номинативные (назывные) предложения: Мороз и солнце… (П.); Хриплый стон и скрежет ярый (П.); Смрад и копоть (Н.); Хохот и шум (Пом.); Зловещий блеск и пестрота дерев… (Тютч.); Ночь, лес и снег (Бл.). Но (при повторении союза [подчеркивание наше. — Грамота]): Деревья, и солнце, и тени, и мёртвый, могильный покой (Н.); Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля (Сурк.).

Полагаем, что при повторяющемся союзе ли… или запятую нужно поставить и в вопросительном предложении.

Здравствуйте. Верно ли поставить запятую перед «и» в таком предложении: «Не замечал я(,) и чтобы он хотя бы старался.»?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна. Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, или, либо и т. д., запятая между главной и следующей за ней придаточной частью сложноподчиненного предложения не ставится. Ср.: Не представлял себе и как выбраться из создавшегося положения; Я знаю и как это делается.

Дорогая грамота! Который раз уже я задаю вопрос и либо получаю на него ответ только после того, как задам его повторно, либо вовсе не получаю. И вопросы мои не настолько элементарны, чтобы ответ я мог легко найти и сам, почитав правила. Нужна ли запятая перед «или» и какое здесь действует правило? «Будет когда-нибудь порядок в России(,) или до тех пор, пока все не развалится, ничего не будет?» Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна, так как союз или связывает части сложного вопросительного предложения. Правило таково. 

В сложносочиненном предложении с одиночными союзами и, да (в значении «и»), или, либо запятая не ставится в следующих случаях: <…> 5) если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения; объединяющей здесь оказывается интонация, а в побудительных предложениях могут быть и общие частицы: Где будет собрание и кто его председатель? — общая вопросительная интонация; Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! — общая восклицательная интонация; Пусть светит солнце и птицы поют! — общая частица.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, верно ли написание слово «наногубка»? Верно ли слитное написание, либо такое слово должно быть написано через дефис?

Ответ справочной службы русского языка

Слитное написание правильно. Первая часть сложных слов нано… пишется слитно.

Здравствуйте, уважаемые сотрудники ГРАМОТЫ! Скажите, пожалуйста, ставится ли запятая между частями сложносочинённого предложения при наличии обращения? Можно ли рассматривать обращение как общее для обеих частей и не разделять их запятой? Предложения такие: Сынок, я всегда рядом(,) и всё, что у меня есть,— твоё. / Мамочка, мы очень тебя любим(,) и все твои внуки очень тебя уважают. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Обращение не упоминается как компонент, объединяющий две части сложносочиненного предложения, ни в полном академическом справочнике «Правила орфографии и пунктуации» под редакцией В. В. Лопатина, ни в руководствах Д. Э. Розенталя, ни в «Правилах орфографии и пунктуации» 1956 года. Наиболее общий принцип, лежащий в основе правил об «отмене» запятой в сложносочиненном предложении, сформулирован в Правилах 1956 года:

«Запятая перед союзами и, да (в значении «и»), или, либо не ставится, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение. Наличие общего второстепенного члена или общего придаточного предложения тесно связывает такие предложения в одно целое…»

То есть объединяет части какой-то компонент, который является структурным и смысловым элементом обеих частей предложения, или относится к обеим частям. Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения. Вероятно, это дает основание авторам руководств по пунктуации не упоминать обращение как компонент, «отменяющий» запятую. При этом и в академическом справочнике, и у Д. Э. Розенталя говорится, что объединяющую функцию может выполнять вводное слово, а оно, как и обращение, не является членом предложения. Однако это кажется вполне соответствующим принципу, прописанному в правиле: вводное слово, указывая на оценку достоверности высказывания, выражая чувства говорящего и т. д., относиться ко всему предложению в целом, объединяет его части.

Может ли такой функцией обладать обращение? Нам кажется, что объединяющий потенциал у обращения есть. «Русская грамматика» пишет:

«Обращение не является таким распространителем, который никак не связан с остальным составом предложения. Такая связь существует. Она выражается, во-первых, в том, что любое предложение, сообщающее о действии или состоянии определенного субъекта и имеющее в качестве сказуемого глагол в форме 2 л., с абсолютной регулярностью может распространяться обращением, называющим субъект, который либо обозначен в подлежащем местоимением, либо не обозначен совсем: Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки? (Крыл.); Ах, раскиньтесь, строчки песнопений, над землею вечно молодой (Прок.); Откройся, мысль! Стань музыкою, слово (Забол.).

<…>

В художественной литературе, в поэзии функции обращения расширяются и обогащаются. Основная, общеязыковая функция адресования речи сохраняется; однако здесь она не только не является единственной, но очень часто оказывается ослабленной или преобразованной».

Здесь же приводится несколько примеров такого расширения функций обращения: «В поэтической речи обращение может вводить основную тему, называть тот предмет, которому посвящено последующее повествование», «сохраняя функцию называния того, к кому адресована речь, обращение в художественной, поэтической речи часто сосредоточивает в себе центральную часть сообщения» и др.

Таким образом, мы видим, что обращение может быть семантически очень значимым компонентом предложения, по смыслу связанным со всем предложением. А значит, оно способно объединять части.

В Ваших предложениях в соответствии с буквой правила запятую ставить нужно, но духу правила отвечает вариант без запятой. Внутри частей есть местоимения, которые указывают на того, кто назван в обращении, то есть связь частей с обращением выражена.

Однако мы нашли предложения (и пока только такие), где при наличии обращения объединения не происходит, например: Сынок, я всю жизнь оберегал Амина, и всю жизнь меня за это били по рукам [О. Гриневский. Восток ― дело тонкое (1998)]

Очевидно, что Ваш вопрос требует научного изучения, а правила ― уточнения.

Добрый день! В юридической литературе часто встречаются конструкции типа «когда выбор в установленных(-ые, -ом) порядке и сроки должник не сделал», «в порядке и сроки, установленные(-ых) законодательством». По какому принципу здесь согласовывать прилагательное? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: когда выбор в установленном порядке и установленные сроки должник не сделал; в порядке и сроки, которые были установлены законодательством. Причастие должно согласоваться в падеже с определяемым словом. Поскольку определяемые слова стоят в разных падежах, причастие приходится либо повторять, либо заменять придаточным предложением.

Подскажите, пожалуйста, очень необходимо написать верно! В названии повести «От не(?)любви к любви» #не# пишется слитно, либо раздельно. Вроде как подразумевается противопоставление и хочется написать раздельно, верно ли? Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Корректно слитное написание. 

Добрый день. Возник спор, помогите разрешить его. Я считаю, что правильно писать «Свободный балет» Валерия Терёшкина (т.е. Свободный балет — это название, а Валерий Терёшкин худрук и основатель). Коллега утверждает, что кавычки вообще не нужны, либо брать в кавычки Свободный балет, если он упоминается без Валерия Терёшкина.

Ответ справочной службы русского языка

Судя по информации в открытых источниках, все четыре слова входят в название труппы, поэтому корректно: «Свободный балет Валерия Терёшкина» и «Свободный балет» (как сокращенное название).

Здравствуйте. В разных источниках пишут что слова «соты» в единственном числе нет, либо слово мужского рода. Кому верить?

Ответ справочной службы русского языка

Действительно, некоторые словари фиксируют существительное в единственном числе сот. Также оно встречается в литературе и публицистике — но в основном в том же значении, что и соты (совокупность ячеек).

Таким образом, слово существует, но употребляется редко, сильно уступая форме множественного числа.

Для обозначения одной ячейки в литературе иногда используется вариант сота (женского рода), но нам не удалось найти словари, которые фиксировали бы его как нормативный.

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая перед союзом либо в предложении: «Выберите тариф на ваш номер, либо получите новую SIM-карту».

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна. Слово сим-карта нужно писать кириллицей, оно зафиксировано в академическом орфографическом словаре. 

Подскажите, пожалуйста, нужна ли здесь запятая в скобках: Но откуда искусственные бриллианты в Средневековье? Здесь одно из двух: либо я ошибаюсь(,) и камень натуральный, либо автор книги лжет.

Ответ справочной службы русского языка

Запятую ставить не нужно. 

Пятая неделя(,) и я продолжаю активно тренировать растение. Седьмая неделя(,) и на повестке дня снова обрезка и подвязывание ветвей. Нужна ли запятая после слова «неделя» перед союзом «и» в данных предложениях? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Перед союзом и требуется знак препинания: либо тире, либо запятая.

Нужно ли двоеточие На фото: победительница конкурса Маша Мишкина с большим букетом цветов.

Ответ справочной службы русского языка

Да, стоит поставить либо двоеточие, либо тире.

Здравствуйте! У меня вопрос по поводу ударения в слове «симметрия». Я учился в математической школе. И наша учительница говорила «симметрИя». Мне это было смешно. Но, когда я полез в словарь ударений дома, я обнаружил, точно помню: «симметрИя, не симмЕтрия». Меня это поразило, и я твёрдо запомнил, как правильно. Однако, недавно, когда я решил опять проверить это слово, я обнаружил в словаре ударение «симмЕтрия». Так как правильно?

Ответ справочной службы русского языка

Современные орфоэпические словари указывают в качестве правильного либо ударение на е: симмЕтрия (как в словаре М. В. Зарвы), либо оба варианта: с ударением на е или и: симмЕтрия и симметрИя (как в словарях И. Л. Резниченко и Р. И. Аванесова). Так что выбор за Вами.

Срочно, пожалуйста. Нужна ли запятая перед «либо», если в предложении уже есть «или», например: (напр., Х мг дексаметазона внутрь или внутривенно ежедневно, либо Х мг гидрокортизона внутривенно каждые Х часов) или Данная рекомендация не распространяется на следующие случаи использования кортикостероидов: чрескожное или ингаляционное введение, лечение по схеме с применением высоких доз или с назначением на длительное время либо профилактический прием. Есть ли в этом правиле какие-нибудь исключения? Спасибо!!!

Ответ справочной службы русского языка

Пунктуационная ситуация, о которой Вы спрашиваете, в правилах не описана. Если союз или используется для связи слов внутри однородных компонентов предложения, в свою очередь связанных союзом либо, то, на наш взгляд, лучше запятую перед либо поставить. Это позволит читателю безошибочно воспринять смысл фразы.  

  • Продолжение сказки как дед наклал в коляску
  • Продолжение дубровского сочинение продолжение романа
  • Прогулянный урок как пишется и почему
  • Продвинуть стул как пишется
  • Прогулка с четвероногим другом сочинение