А1. Кто из названных князей пригласил Святослава Ольговича «в город Москов» на пир?
- Владимир Мономах
- Андрей Боголюбский
- Юрий Долгорукий
- Иван Калита
А2. Какое из названных событий произошло раньше других?
- Грюнвальдская битва
- Ледовое побоище
- взятие Казани
- «стояние на Угре»
A3. Что из названного потеряла Россия в результате Ливонской войны (1558-1583 гг.)?
- Смоленские земли
- Черниговские и Северские земли
- крепости Ям, Нарву, Копорье, Иван-город
- Новгород и Псков
А4. В конце XVII в. в храмовом зодчестве появился новый стиль —
- византийский
- классицизм
- рококо
- нарышкинское барокко
А5. Укажите, из какого документа взят приведенный ниже отрывок.
«Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и бобылях тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам без урочных лет. Суд за крестьян своих ищут и отвечают они же дворяне и дети боярские во всех делах, кроме татьбы и разбою, и поличного и смертных убийств».
- «Соборного уложения» 1649 г.
- «Судебника» 1497 г.
- «Судебника» 1550 г.
- Русской Правды
А6. Кто из названных лиц XIX в. был автором «Записки об освобождении крестьян», известным российским либералом?
- К.Д. Кавелин
- К.П. Победоносцев
- A.M. Горчаков
- В.П. Мещерский
А7. К какому году относится воцарение Николая I?
- 1801 г.
- 1825 г.
- 1855 г.
- 1881 г.
А8. Какую цель преследовал созыв в 1814-1815 гг. Венского конгресса?
- восстановить свергнутые династии на своих престолах
- пересмотреть условия Парижского договора
- заключить мир с Наполеоном
- решить восточный вопрос
А9. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьева и назовите войну, с которой связаны описанные события.
«В сентябре Карл повернул к Украине; сам царь 28 сентября перехватил спешившего к нему Левенга- упта при деревне Лесной, недалеко от Пропойска, и поразил его наголову, взял всю артиллерию и обоз, на которые так надеялся Карл. «Сия у нас победа, — по словам Петра, — может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому же еще гораздо меньшим число пред неприятелем: тут первая проба солдатская была». Карл вошел в Украину. Малороссийский гетман Мазепа перешел на его сторону, перешли на его сторону запорожские казаки; но масса народная в Малороссии осталась верна русскому царю».
- Ливонская
- Смоленская
- Северная
- Семилетняя
А10. Что такое «отрезки»?
- земля, которую отрезали у ломещиков
- земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г.
- часть крестьянского надела, отрезаемая по условиям реформы 1861 г. в пользу помещика
- земля, переходившая в государственный фонд
A11. Какие из названных вопросов входили в число тех, которыми занимались земства?
- вопросы сельского благоустройства и медицинского обеспечения
- законодательная деятельность
- передел крестьянской земли внутри общины
- судопроизводство
А12. Прочтите отрывок из воспоминаний В.Н. Фигнер и определите, о каком разделе в нем идет речь.
«Тут на первых же порах Квятковский, Морозов и Михайлов стали жаловаться на сторонников деятельности в деревне, что они тормозят работу по террору… Еще и еще говорили они на ту же тему, и возражений теперь не было: главные оппоненты — Плеханов, Попов, Стефанович — отсутствовали; Перовская и я, которые в Воронеже колебались, стараясь сохранить единство организации, перестали сопротивляться, когда дело коснулось практики и петербургские товарищи открыли нам, что все средства для покушений приготовлены и остается только осуществлять замысел, вместо того чтобы стоять на мертвой точке… Вопрос о судьбе [организации], о разделе был поставлен наконец ребром и решен утвердительно…»
- декабристов на Северное и Южное общества
- либералов на западников и славянофилов
- «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел»
- РСДРП на большевиков и меньшевиков
А13. Расцвет творчества какого художника пришелся на последнюю четверть XIX в.?
- П.А. Федотова
- К.П. Брюллова
- И.И. Левитана
- А.А. Иванова
А14. Какое из названных событий произошло в 1930-е гг.?
- принятие первого пятилетнего плана
- хлебозаготовительный кризис
- начало массовой коллективизации
- образование Союза советских писателей
А15. Следствием разгона Учредительного собрания стало
- признание западными странами легитимности большевистской власти
- установление военной диктатуры генерала Корнилова
- участие эсеров и меньшевиков в Гражданской войне на стороне белых
- установление режима двоевластия
А16. Согласно решениям Потсдамской конференции
- территория Восточной Пруссии делилась между Польшей и СССР
- Германское государство делилось на два государственных образования — Западную и Восточную Германию
- столица Германии — Берлин — относилась к зоне исключительной ответственности советских войск
- Польша восстанавливалась в довоенных границах
А17. Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника и определите, о начале какой битвы в нем идет речь.
«С раннего утра 17 апреля на всех участках фронта разгорелись ожесточенные сражения, враг отчаянно сопротивлялся. Однако к вечеру, не выдержав удара танковых армий, введенных накануне, которые во взаимодействии с общевойсковыми армиями пробили на ряде участков оборону на Зееловских высотах, противник начал отступать. Утром 18 апреля Зееловские высоты были взяты…»
- Курская битва
- прорыв блокады Ленинграда
- битва за Днепр
- битва за Берлин
А18. Какое из названных событий произошло позже остальных?
- Чернобыльская катастрофа
- провозглашение курса на «ускорение»
- избрание М.С. Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС
- вывод советских войск из Афганистана
А19. Что из названного относится к причинам кризиса системы управления в СССР в конце 1970-х — начале 1980-х гг.?
- излишняя децентрализация управления
- низкая заработная плата чиновников
- отсутствие ротации партийных и государственных кадров
- низкий уровень образованности высшего и среднего звена управления
А20. Б.Ш. Окуджава и А.А. Галич были широко известными в СССР
- 1) художниками
- 2) учеными
- 3) бардами
- 4) спортсменами
А21. 1993 г., 1995 г., 1999 г., 2004 г., 2007 г. И 2011 г. — это даты, связанные с
- принятием поправок в Конституцию РФ
- денежными реформами в России
- выборами в Государственную Думу
- финансовыми кризисами
А22. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?
- Дмитрий Донской
- Александр Невский
- Святослав Игоревич
- Иван Калита
А23. В каком из рядов указаны даты борьбы Руси с монголо-татарами?
- 1111 г., 1136 г.
- 1237 г., 1380 г.
- 1410 г., 1485 г.
- 1462 г., 1550 г.
A24. Как назывались в России вXV-XVIIвв. органы центрального управления, возглавляемые боярами или дьяками?
- вече
- думы
- приказы
- коллегии
А25. Кто из названных исторических деятелей XVI- XVII вв. считается первым русским поэтом?
- Симеон Ушаков
- Симеон Полоцкий
- Семен Дежнев
- Федор Конь
А26. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком правителе идет речь. «Между иными тяжкими опытами судьбы… Россия должна была испытать и грозу самодержавца- мучителя… Напрасно некоторые чужеземные историки, извиняя его жестокость, писали о заговорах, будто бы уничтоженных ею: сии заговоры существовали единственно в смутном уме даря… Духовенство, бояре, граждане знаменитые не вызвали бы зверя из вертепа слободы Александровой, если бы замышляли измену…»
- Иване III
- Алексее Михайловиче
- Иване IV
- Иване Калите
А27. Современником императрицы Анны Иоанновны был
- А. Курбский
- С. Дежнев
- Э. Бирон
- Б. Хмельницкий
А28. В 1726 г. Екатерина I учредила
- Кабинет министров
- Сенат
- Верховный тайный совет
- Земский собор
А29. Междуцарствие, наступившее после смерти Александра I, привело к
- дворцовому перевороту
- выступлению декабристов
- выходу России из Семилетней войны
- созыву Уложенной комиссии
А30. Прочтите отрывок из воспоминаний фельдмаршала М.И. Кутузова и укажите, о какой баталии идет речь.
«Баталия, 26 числа бывшая, была самая крово- пролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать. Но чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, принудила меня отступить по Московской дороге. Ранним утром 1 сентября под слабым давлением французского авангарда армия выступила из деревни Мамоновой к Москве и расположилась лагерем».
- Бородинском сражении
- Смоленском сражении
- сражении под Малоярославцем
- сражении при Аустерлице
Теги
Подготовка к ЕГЭ Блок «Киевская Русь»
ТЕМА 1. НАША СТРАНА В VIII—НАЧАЛЕ XIII вв.
Часть 1
А1. В каком году началось правление князя Андрея Боголюбского?
1) в 1157 г. 3) в 1174 г.
2) в 1169 г. 4) в 1176 г.
А2. Начало древнерусского законодательства связано с именем князя
1) Рюрика 3) Ярослава Мудрого
2) Олега 4) Владимира Мономаха
A3. Каким было официальное название церкви в Киеве, получившей в народе название Десятинной?
1) Успения Богородицы
2) Рождества Богородицы
3) Покрова Богородицы
4) храм Всех святых
А4. Что явилось итогом похода дружины князя Олега на Константинополь?
1) захват и разграбление Константинополя дружиной Олега
2) заключение торгового договора с Византией
3) заключение договора с Византией о военном союзе
4) убийство князя Олега печенегами и разгром его дружины
А5. Какое событие произошло в 1216 г.?
1) основание города Владимира
2) битва на реке Липице между князем Константином Всеволодовичем и его братьями
3) провозглашение Киева «матерью городов русских»
4) восстание в Новгороде
А6. В каком городе в XII в. был сооружен Дмитриевский собор?
1) в Москве 3) в Ростове
2) в Смоленске 4) во Владимире
А7. Какие из славянских племен вошли в состав Древнерусского государства?
A) поляне
Б) моравы
B) поморяне
Г) кривичи
Д) дреговичи
Е) мазовшане
Укажите верный ответ.
1) АБВ 2) АГД 3) БДЕ 4) ВГЕ
А8. Какая религия была государственной в Хазарском каганате?
1) буддизм
2) иудаизм
3) ислам
4) христианство
А9. Что явилось следствием принятия Русской Правды?
1) ликвидация зависимого положения крестьян-общинников от вотчинников
2) отмена кровной мести
3) установление крепостного права
4) введение единой подушной подати
А10. Прочтите отрывок из летописи и укажите событие, о котором в нем говорится.
«И когда пришел, повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!» Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. И, притащив, кинули его в Днепр».
1) крещение Руси Владимиром I
2) захват Киева Олегом
3) восстание древлян
4) захват Киева Андреем Боголюбским —
A11. Легендарная поездка княгини Ольги в Константинополь состоялась в
1) 907 г.
2) 917 г.
3) 957 г.
4) 987 г.
А12. Отроками, гридями в Древней Руси называли
1) купцов, торговавших со странами Востока
2) младших дружинников
3) отпущенных на свободу холопов
4) молодых священнослужителей
А13. Какие термины связаны с древнерусской культурой?
1) зернь, пергамент, закомара
2) иерархия, евхаристия, литургия
3) полюдье, тиун, погост
4) зерцало, саадак, шелом
А14. Что было характерно для правления княгини Ольги?
1) перенос столицы государства в Новгород
2) выплата Русью дани Византии
3) принятие Устава о резах и закупах
4) установление фиксированного размера дани с подвластных Киеву племен
А15. Какой принцип наследования княжеского стола установился в Древней Руси?
1) от отца к старшему сыну
2) от отца к младшему сыну
3) наследника определяло вече
4) старшему в княжеском роду
А16. Какие народы занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни?
A) половцы
Б) эсты
B) мордва
Г) хазары
Д) печенеги
Е) пруссы
Укажите правильный ответ.
1) АБД 2) АГД 3) БВГ 4) ВДЕ
А17. Прочтите отрывок из сочинения византийского автора и определите, о каком народе идет речь.
«Племена … многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей».
1) тюрки-кочевники
2) норманны
3) славяне
4) волжские булгары
А18. Какое из названных событий произошло раньше остальных?
1) поход русских князей на Шарукань
2) приглашение Владимира Мономаха на киевский престол
3) усобица между сыновьями Владимира I
4) сооружение Софийского собора в Новгороде
А19. Какой термин имеет отношение к деятельности древнерусских князей?
1) перепись населения
2) ясак
3) пятина
4) полюдье
А20. Какой термин относится к устройству древнерусского храма?
1) неф 3) финифть
2) левкас 4) псалтирь
А21. Каковы были причины раздробленности русских земель?
1) княжеские усобицы после смерти Юрия Долгорукого, раскол в Православной церкви, прекращение торговли по Великому Волжскому пути
2) восстания крестьян и горожан, захват и разграбление Киева половцами, раздел русских земель между сыновьями Всеволода Большое Гнездо
3) разгром русских земель печенегами, экономический упадок городов, разорение Киевской земли войсками Андрея Боголюбского
4) слабые экономические связи между отдельными частями страны, господство натурального хозяйства, рост крупного вотчинного землевладения
А22. Какие элементы внутреннего убранства были характерны для храмов Древней Руси?
A) фрески
Б) мозаики
B) витражи
Г) иконы
Д) каменные статуи
Е) идолы
Укажите правильный ответ.
1) АБВ 2) АБГ 3) БВД 4) ВДЕ
А23. Прочтите отрывок из летописи и укажите имя князя, о котором говорится в тексте.
«Он сказал матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».
1) Владимир Мономах
2) Святослав
3) Ярополк
4) Ярослав
А24. Ярослав Мудрый нанес поражение печенегам в
1) 980 г.
2) 1015 г.
3) 1036 г.
4) 1054 г.
А25. Прочтите отрывок из летописи и определите название города, пропущенное в тексте.
«Пошел Юрий воевать Новгородскую волость и, придя, взял Новый Торг и всю Мету. А к Святославу послал Юрий, повелел ему воевать Смоленскую волость. И Святослав пошел и захватил голядь вверх по Протве, и дружина Святослава набрала там пленных. И прислал к нему Юрий со словами: «Приди ко мне, брат, в … ». Святослав поехал к нему с сыном своим Олегом и с небольшою дружиной… А Олег поехал вперед к Юрию и подарил ему барса. Вслед за ним приехал его отец Святослав, и они сердечно встретились с поцелуями в пятницу, в день похвалы святой Богородицы, и были веселы. На другой день повелел Юрий устроить большой пир и оказал князьям великую честь…»
1) Дмитров
2) Владимир
3) Москва
4) Чернигов
А26. С какими событиями связаны даты 1111 г., 1185 г.?
1) с народными восстаниями
2) с борьбой русских князей против половцев
3) с религиозными реформами
4) с княжескими усобицами
А27. Что относилось к функциям посадника в Новгороде в XII—XIII вв.?
1) назначение и смещение должностных лиц, руководство административным аппаратом
2) заведование государственной казной
3) командование ополчением
4) руководство церковью
А28. Какие черты характерны для древнерусской архитектуры?
1) из камня сооружались преимущественно храмы, жилые здания строились из дерева
2) каменное строительство было редким явлением и развито было только на Севере Руси
3) из камня строились как христианские храмы, так и дома горожан
4) стены древнерусских городов сооружались только из камня, по проектам западноевропейских архитекторов
А29. Что было одним из последствий победы Ярослава Мудрого в междоусобной войне?
1) ослабление великокняжеской власти
2) политический и культурный расцвет Древнерусского государства
3) окончательный распад Древнерусского государства
4) установление неограниченной власти киевского князя
А30. Какие сооружения были построены в Новгородской земле в XII— XIII вв.?
A) Софийский собор
Б) Георгиевский собор Юрьева монастыря
B) церковь Бориса и Глеба
Г) церковь Спаса на Нередице
Д) церковь Параскевы Пятницы на Торгу
Е) Золотые ворота
Укажите правильный ответ.
1) АБД 2) АГЕ 3) БГД 4) ВДЕ
А31. Прочтите отрывок из летописи и укажите год упомянутого события.
«Пришли Святополк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира. И обращались к себе, говоря: «Зачем рубим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою…» И на том целовали крест: «Если кто пойдет на кого, то на того будем все…» и, принеся клятву, разошлись восвояси».
1) 1015 г. 3) 1113 г.
2) 1097 г. 4) 1225 г.
А32. Какое событие произошло в 1136 г.?
1) принятие Правды Ярославичей
2) изгнание князя Всеволода Мстиславича из Новгорода
3) начало строительства Софийского собора в Киеве
4) образование Галицко-Волынского княжества
Часть 2
В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
A) взятие Киева войсками Андрея Боголюбского
Б) поход новгород-северского князя Игоря на половцев
B) Любечский съезд князей
Г) основание Ливонского ордена
В2. Установите соответствие между племенами и их этнической принадлежностью.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПЛЕМЕНА | ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ | ||
А) меря | 1) тюрки | ||
Б) древляне | 2) славяне | ||
В) ятвяги | 3) германцы | ||
Г) печенеги | 4) балты | ||
5) финно-угры | |||
А | Б | В | Г |
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
ВЗ. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и напишите название реки, пропущенное в тексте.
«Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь… по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до …, а по … можно войти в Ильмень, озеро великое, из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево (Ладожское), и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому же морю можно плыть до Рима, а от Рима можно плыть по тому же морю к Царьграду…»
Ответ: ______________
В4. Установите соответствие между именами современников. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ИМЯ | ИМЯ | ||
А) Олег | 1) Святослав | ||
Б) Ярослав Мудрый | 2) Борис | ||
В) Владимир Мономах | 3) летописец Нестор | ||
Г) Андрей Боголюбский | 4) Рюрик | ||
5) Всеволод Большое Гнездо | |||
А | Б | В | Г |
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
В5. Прочтите отрывок из научного труда и напишите название органа власти, о котором идет речь.
«Этот орган власти, на собрание которого сходились все свободные люди, ведал вопросами войны и мира, финансовыми и земельными ресурсами, обсуждал законодательство. Он активно вторгался в вопросы княжения. Невзирая на установившийся порядок, он мог пригласить на княжение какого угодно князя или указать неугодному князю «от ворот поворот». Князь и местная знать были вынуждены считаться с волей этого органа власти, так как в его распоряжении находилось народное ополчение — основа военной организации Древнерусского государства».
Ответ: ____________
В6. Установите соответствие между именами славянских языческих богов и сферами их покровительства. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
БОГИ | СФЕРЫ ПОКРОВИТЕЛЬСТВА | ||||
А) Мокошь | 1) гром | ||||
Б) Перун | 2) скот | ||||
В) Белее | 3) ветер | ||||
Г) Стрибог | 4) морская стихия | ||||
5) плодородие | |||||
А | Б | В | Г | ||
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
В7. Прочтите фрагмент «Поучения» и напишите имя его автора.
«Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол… Больного навестите, покойника проводите… Не пропустите человека, не приветствовав его…»
Ответ: ___________________
В8. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
СОБЫТИЯ | ДАТЫ | ||
А) легендарное призвание Рюрика в Новгород | 1) 945 г. | ||
Б) гибель князя Игоря | 2) 862 г. | ||
В) поход Олега на Киев | 3) 911 г. | ||
Г) заключение письменного договора между Русью и Византией | 4) 915 г. | ||
5) 882 г. | |||
А | Б | В | Г |
В9. Прочтите описание храма и укажите название реки, на которой он построен.
«Церковь Покрова была построена в середине XII в. при князе Андрее Боголюбском. Она выполнена из белого камня, стены украшены резными рельефами. Церковь построена на заливном лугу, на насыпном холме и имеет сложный фундамент, проникающий в землю на глубину около 5 метров. Это необходимо для того, чтобы здание устояло при подъеме воды. Иногда вода заливала пойму, луга вокруг церкви, и она оказывалась полностью окруженной водой. Изысканность пропорций и общая гармоничность церкви Покрова отмечаются многими исследователями, часто ее называют самым красивым русским храмом».
Ответ: ______________
В10. Какие три из перечисленных городов находились на реке Волге? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) Тмутаракань 4) Булгар
2) Итиль 5) Ярославль
3) Чернигов 6) Псков
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
В11. Расположите имена древнерусских князей в хронологической последовательности их правления. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.
А) Владимир
Б) Олег
В) Святослав
Г) Ярополк
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Часть 3
Фрагмент статьи академика Д. С. Лихачева «Крещение Руси и государство Русь»
«Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X—XII веках, не могло быть осуществлено язычеством.
Истинный создатель огромной империи Руси — князь Владимир I Святославич в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот «постави кумира над Волховом».
Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И неслучайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность общения не только с современными Руси культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы.
Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях.
Благодаря письменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, — это самое важное, что дало Руси крещение».
С1. В каком году князь Владимир предпринял реформу языческих культов? Какого языческого бога он провозгласил главным?
С2. В каком году князь Владимир принял христианство? В каком городе это произошло? Как звали греческую принцессу — жену князя Владимира?
СЗ. Опираясь на документ и ваши знания по истории, определите, какие последствия имело принятие Русью христианства. Назовите не менее трех положений.
С4. Какие задачи стояли перед княгиней Ольгой, когда она возглавила Древнерусское государство? Укажите не менее двух задач. Приведите не менее трех примеров действий княгини, направленных на решение этих задач.
С5. Ниже приведены две точки зрения на деятельность князя Святослава.
1. Политика князя Святослава, величайшего полководца Древней Руси, была направлена на решение крупных и важных государственных задач.
2. Князь Святослав больше заботился о воинской славе, чем о благе государства. Его походы носили авантюрный характер.
Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.
Сб. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В период правления сыновей Ярослава Мудрого — Ярославичей — на Руси шла бесконечная череда княжеских войн. Страна страдала от половецких набегов. Кто в это время правил на Руси? Назовите не менее двух имен князей. В 1113 г. киевским князем стал Владимир Мономах — внук Ярослава. Какие шаги были им предприняты для укрепления государства? Назовите не менее трех фактов (они могут относиться и к периоду до 1113 г.).
С7. Сравните систему управления Древнерусским государством при первых князьях (Олеге, Игоре) и при Ярославе Мудром.
Укажите, что было общим (не менее двух положений), а что различным (не менее трех положений).
8
Тест ЕГЭ-2011 по истории России.
Вариант 5.
(ответы в конце теста)
ЧАСТЬ 1
А1. Какое из названных событий произошло во второй половине XVII веке?
1) Медный бунт
2) Соляной бунт
3) окончание Смуты
4) избрание на царство Михаила Романова
А2. Решающую победу Руси над Ордой одержал князь
1) Иван Калита 3) Иван IV
2) Иван III 4) Василий III
А3. Как называлось на Руси земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности?
1) вотчина 3) десятина
2) кормление 4) поместье
А4. Русские города в XIV – XV веках поддерживали усилия великих князей по объединению русских земель потому, что в результате этой политики
1) прекращались усобицы, разорявшие города
2) в городах вводилось самоуправление
3) города освобождались от уплаты налогов
4) города получали право распоряжаться государственной казной
А5. Какое из названных литературных произведений было создано в XVII веке?
1) «Слово о полку Игореве»
2) «Задонщина»
3) «Житие протопопа Аввакума»
4) «Хожение за три моря»
А6. Утверждение «Священство выше царства» связано с
1) борьбой иосифлян и нестяжателей
2) событиями конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона
3) реформами Избранной рады
4) ликвидацией патриаршества в России в начале XVIII века
А7. Изданный Петром I Указ о единонаследии предусматривал
1) назначение наследника трона по воле самодержца
2) наследование вотчин и поместий только одним из сыновей
3) переход к наследникам как имущества, так и долгов завещателя
4) передачу царской власти старейшему представителю династии
А8. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком князе идет речь.
«Этот князь получил свое прозвище после того, как был ослеплен. Случилось это в 1446 г., когда поехал князь на богомолье в Троицкий монастырь. Но ослепленный и сосланный в Углич князь не прекратил борьбу с врагами. Он отомстил своему противнику в 1453 г., отравив его. Князь убирал тех, кто поднимал меч на великое княжение. Москва поднялась на новую ступень власти и единения».
1) Андрее Боголюбском 3) Иване III
2) Василии II 4) Василии III
А9. Царскосельский лицей был основан в
1) 1811 г. 3) 1864 г.
2) 1842 г. 4) 1881 г.
А10. Проведение денежной реформы 1897 г. связано с деятельностью
1) К.П.Победоносцева 3) Д.А.Толстого
2) С.Ю.Витте 4) М.Н.Каткова
А11. С 1861 г. и до 1905 г. понятие «крестьянский вопрос» в России включало
1) отмену выкупных платежей крестьян
2) личное освобождение крестьян
3) право для крестьян вести торговлю
4) право для крестьян наниматься на работу без разрешения помещика
А12. Что характеризовало политику Александра I в Царстве Польском?
1) упразднение Сейма
2) подавление революционных выступлений в Варшаве
3) дарование Конституции
4) передача Царству Польскому территории Белоруссии, Правобережной Украины
А13. Что было одной из причин медленного внедрения машин на помещичьих мануфактурах в первой половине XIX века?
1) широкое распространение испольщины, издольщины
2) высокая производительность труда помещичьих крестьян
3) широкое распространение отработочной системы
4) применение дешевого труда крепостных крестьян
А14. Прочтите отрывок из записок П.А.Кропоткина и укажите дату начала общественного движения, о котором говорится в отрывке.
«Целью всех этих чтений и споров было разрешить великий вопрос, стоявший перед молодежью: каким путем может она быть наиболее полезна народу? И постепенно она приходила к выводу, что существует лишь один путь. Нужно идти в народ и жить его жизнью. Молодые люди отправлялись поэтому в деревню как врачи, фельдшеры, народные учителя… Девушки сдали экзамены на народных учительниц, фельдшериц, акушерок и сотнями шли в деревню, где беззаветно посвящали себя служению беднейшей части народа».
1) 1816 г. 2) 1825 г. 3) 1849 г. 4) 1874 г.
А15. Военное столкновение между советскими и японскими войсками на реке Халхин-Гол произошло в
1) 1928 г. 2) 1934 г. 3) 1939 г. 4) 1941 г.
А16. Орган представительной власти, созыв которого в целях окончательного установления формы правления был провозглашен одной из первоочередных задач Временного правительства, назывался
1) Государственной думой
2) Учредительным собранием
3) Земским собором
4) Съездом Советов
А17. Какое из политических движений начала XX века характеризовалось социалистическими представлениями?
1) эсеры 3) октябристы
2) кадеты 4) черносотенцы
А18. Что из названного было одной из причин поражения Белого движения в Гражданской войне?
1) осуждение лидерами Белого движения иностранной интервенции
2) необходимость сражаться на два фронта – против Красной Армии и против иностранных интервентов
3) поддержка Антантой Красной Армии
4) отсутствие политического единства среди лидеров Белого движения
А19. Прочтите отрывок из документа и укажите год, к которому он относится.
«…после того, как мы преодолели важнейший этап гражданской войны, и преодолели победоносно, мы наткнулись на большой – я полагаю самый большой – внутренний политический кризис Советской России, который привел к недовольству не только значительной части крестьянства, но и рабочих… Мы вскоре, через несколько недель, признали… что если мы окажемся не в состоянии произвести отступление… то нам угрожает гибель… Мы единогласно решили… перейти к новой экономической политике».
1) 1917 г. 2) 1921 г. 3) 1927 г. 4) 1936 г.
А20. В каком из названных городов в годы Великой Отечественной войны состоялась первая встреча И.В.Сталина, У.Черчилля и Ф.Рузвельта?
1) Москве 3) Тегеране
2) Ялте 4) Потсдаме
А21. Прочтите отрывок из сочинения историков и укажите город, о битве за который идет речь.
«125 дней длилась оборона советских войск под [городом]. В ходе оборонительных боев немецко-фашистские войска потеряли около 700 тыс. убитыми и ранеными, свыше 2 тыс. орудий и минометов, более 1 тыс. танков и штурмовых орудий и свыше 1,4 тыс. самолетов всех видов.
К 19 ноября 1942 г. сложились благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление.
75 дней и ночей понадобилось советским войскам, чтобы окружить и разгромить немецко-фашистские войска под [городом]».
1) Киев 3) Новороссийск
2) Курск 4) Сталинград
А22. В каком году был проведен референдум о сохранении СССР?
1) 1987 г. 2) 1989 г. 3) 1991 г. 4) 1993 г.
А23. Какое из перечисленных событий произошло в послевоенный период (1945 – 1953 гг.)?
1) проведение избирательной реформы
2) суд над диссидентами
3) выступление рабочих в Новочеркасске
4) «дело врачей»
А24. Что из названного относилось к периоду перестройки в СССР?
1) принятие новой Конституции СССР
2) падение в обществе интереса к публицистике
3) возобновление процесса реабилитации жертв массовых репрессий
4) изгнание из страны представителей диссидентского движения
А25. Что было одной из причин перехода СССР и стран Запада от союзнических отношений к «холодной войне»?
1) отказ СССР от сокращения армии после окончания Второй мировой войны
2) расхождение интересов бывших союзников в борьбе за усиление влияния в мире
3) создание Организации Варшавского договора
4) начало Корейской войны
А26. Прочтите отрывок из записки в ЦК КПСС группы ученых и руководителей ведомств от 10 сентября 1960 года и укажите фамилию ученого, которая была среди подписавших записку.
«Для обеспечения первого полета человека на корабле-спутнике в короткие сроки и с высокой степенью надежности необходимо эту задачу поставить как основную в плане космических работ, отодвинув сроки решения других задач в этой области…
Просим одобрить наши предложения по осуществлению первого полета человека в космическое пространство на корабле-спутнике как задачу особого значения…»
1) Н.И.Вавилов
2) С.П.Королев
3) Н.Н.Семенов
4) Л.Д.Ландау
А27. Что является одной из важных внешнеполитических задач РФ в начале XXI века?
1) вхождение в «большую семерку» ведущих стран мира
2) усиление интеграционных процессов в СНГ
3) вступление в НАТО
4) вывод войск из стран Восточной и Центральной Европы
ЧАСТЬ 2
В1. Расположите произведения древнерусского искусства в хронологической последовательности их создания. Запишите буквы, которыми обозначены эти произведения, в правильной последовательности.
А) Успенский собор Московского Кремля
Б) Софийский собор в Новгороде
В) «Слово о полку Игореве»
Г) церковь Вознесения в Коломенском
В2. Какие три из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича?
1) принятие Соборного уложения
2) Северная война
3) разделы Речи Посполитой
4) Медный бунт
5) Семилетняя война
6) крестьянско-казацкое движение под руководством С.Разина
В3. Установите соответствие между терминами и их определениями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
ТЕРМИНЫ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
А) барщина Б) посад В) рада Г) былина | 1) народное сказание о подвигах героев 2) совет знати в Великом княжестве Литовском 3) труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца 4) община у восточных славян 5) торгово-ремесленная часть города |
В4.Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М.Карамзина и назовите имя государя, о котором идет речь.
«…рожденный и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе: без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские…
[Он] как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей ступени величия».
В5. Расположите следующие фамилии исторических личностей в хронологической последовательности их деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности.
А) С.Л.Перовская В) Н.М.Муравьев
Б) В.И.Ленин Г) А.Н.Радищев
В6.Какие три из перечисленных положений относятся к деятельности Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»?
1) борьба за отмену крепостного права в России
2) попытка организовать и возглавить выступления рабочих
3) распространение листовок среди участников стачек
4) пропаганда марксизма в рабочих кружках
5) террор против высокопоставленных чиновников, убийство царя
6) хождение в народ
В7. Установите соответствие между именами ученых и сферами их деятельности.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
ИМЕНА УЧЕНЫХ | СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) Д.И.Менделеев Б) В.О.Ключевский В) А.Н.Туполев Г) С.В.Ковалевская | 1) химия 2) математика 3) история 4) самолетостроение 5) театральное искусство |
В8. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования.
«Министр народного просвещения И.Д.Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы».
В9. Какие три из перечисленных внешнеполитических событий относятся к царствованию Николая II?
1) русско-японская война
2) Берлинский конгресс, подведение итогов русско-турецкой войны
3) создание русско-французского союза
4) Первая мировая война
5) заключение Рапалльского договора с Германией
6) заключение соглашения с Англией по разделу сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете
В10. Установите соответствие между политическими событиями и годами, в которые они произошли.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) процесс над М.Н.Тухачевским Б) высылка Л.Д.Троцкого из СССР В) открытый судебный процесс над партией эсеров Г) убийство С.М.Кирова | 1) 1922 г 2) 1929 г. 3) 1934 г. 4) 1937 г. 5) 1940 г. |
В11. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите краткое название политической партии, о которой идет речь.
«В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллигенции начала XX в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путем и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже XIX – XX вв.
В либеральном движении все громче и увереннее зазвучали голоса историка П.Н.Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права – профессора С.А.Муромцева, В.М.Гессена, Л.И.Петражицкого, экономистов и публицистов – П.Б.Струве, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева».
В12. Какие три из названных положений относятся к последствиям политики перестройки в СССР?
1) укрепление содружества социалистических стран
2) ухудшение геополитического положения страны
3) начало реабилитации жертв политических репрессий
4) складывание многопартийности
5) осложнение межнациональных отношений
6) укрепление Советской армии
В13. Установите соответствие между событиями в СССР, РФ и годами, когда эти события происходили.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) создание Организации Варшавского договора Б) подписание договора с США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности В) образование Совета экономической взаимопомощи Г) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе | 1) 1949 г. 2) 1955 г. 3) 1975 г. 4) 1987 г. 5) 1997 г. |
В14. Прочтите отрывок из статьи Г.Федорова и напишите фамилию руководителя СССР, при котором происходили описанные в отрывке события, явления.
«Ряд реформ был проведен достаточно твердо, до конца доведен и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды…
Пенсионная реформа. До нее пенсии были настолько мизерны, что носили символический характер. Реформа пенсий распространилась на десятки миллионов человек и сделала для них возможным сносное, хотя и скромное существование.
Жилищная реформа. Массовое жилищное строительство… сделало по крайней мере для вступающих в жилищные кооперативы доступным получение квартиры, да и цены на кооперативы были тогда вполне умеренными».
В15. Расположите следующие экономические преобразования в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены экономические преобразования, в правильной последовательности.
А) разработка первого пятилетнего плана развития народного хозяйства
Б) денежная реформа С.Ю.Витте
В) национализация банков
Г) отмена выкупных платежей
ЧАСТЬ 3
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из статьи Г.М.Корниенко «Холодная война: истоки, причины и последствия».
«Провозглашенное М.С.Горбачевым «новое мышление» во внешних делах скоро стало превращаться в концептуальном плане в нечто лишенное логики. Увлекшись велеречивыми рассуждениями о примате общечеловеческих ценностей и интересов, руководители Советского государства перестали видеть и принимать в расчет все другие интересы – национальные, классовые и т.д. Выдавая желаемое за действительное, они повели себя так, будто весь мир, за исключением нас, живет по общечеловеческим заповедям.
В практическом плане это проявилось в том, как решались вопросы разоружения, как произошло объединение Германии и какой карт-бланш был дан Соединенным Штатам для действия в «третьем лице».
С1. Какому периоду отечественной истории посвящен приведенный текст? О какой сфере политики идет в нем речь?
С2. Каковы были основные результаты проведения политики «нового мышления»? Приведите не менее трех результатов. Используйте для ответа текст и ваше знание истории.
С3. Каково отношение автора статьи к политике «нового мышления», в каких положениях оно выражено? Укажите не менее трех положений.
С4. Укажите не менее двух причин народных выступлений в XVII в. Приведите не менее трех примеров народных восстаний, произошедших в «бунташный» век.
С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
«В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю».
Приведите не менее трех причин недовольства рабочих своим положением.
Укажите, чем завершилась подача петиции.
Назовите одно основное последствие событий, связанных с подачей петиции.
С7. Сравните процессы демократизации общественной жизни в СССР в период «оттепели» и в период перестройки.
Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Ответы:
ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2 | ||
№ вопросов | Ответы | № вопросов | Ответы |
А1 | 1 | В1 | БВАГ |
А2 | 2 | В2 | 146 |
А3 | 1 | В3 | 3521 |
А4 | 1 | В4 | ИванТретий |
А5 | 3 | В5 | ГВАБ |
А6 | 2 | В6 | 234 |
А7 | 2 | В7 | 1342 |
А8 | 2 | В8 | АлександрТретий |
А9 | 1 | В9 | 146 |
А10 | 2 | В10 | 4213 |
А11 | 1 | В11 | кадеты |
А12 | 3 | В12 | 245 |
А13 | 4 | В13 | 2413 |
А14 | 4 | В14 | Хрущев |
А15 | 3 | В15 | БГВА |
А16 | 4 | ||
А17 | 1 | ||
А18 | 4 | ||
А19 | 2 | ||
А20 | 3 | ||
А21 | 4 | ||
А22 | 3 | ||
А23 | 4 | ||
А24 | 3 | ||
А25 | 2 | ||
А26 | 2 | ||
А27 | 2 |
ЧАСТЬ 3
№ вопроса | Ответы | ||
С1 | Период перестройки. Речь о внешней политике СССР. | ||
С2 | 1) разрядила напряженность в мире 2) снизило уровень вооружений 3) улучшила отношения СССР со странами Запада | ||
С3 | Отношение автора негативное: 1) руководители СССР потеряли чувство реальности в международных делах 2) вопросы разоружения решались в ущерб национальным интересам СССР 3) СССР предоставили США недопустимый карт-бланш в международных делах 4) слишком поспешно решался вопрос об объединении Германии | ||
С4 | Причины: 1) усиление крепостного гнета 2) ухудшение материального положения крестьян 3) церковная реформа Народные выступления в XVII веке: 1) «соляной» бунт 2) «медный» бунт 3) восстание крестьян и казаков под руководством С.Разина | ||
С5 | —- | ||
С6 | Причины недовольства: 1) продолжительный рабочий день 2) низкая заработная плата 3) бесправное положение рабочих Чем завершилось: выступление было расстреляно («кровавое воскресенье») Последствия: Начало первой русской революции. | ||
С7 | Общие характеристики: — преобразования осуществлялись «сверху» — проводилась реабилитация репрессированных — оживилась общественно-политическая жизнь — либерализация в различных сферах жизни Различия:
|
Описание презентации Подготовка к ЕГЭ по истории Часть В Задание по слайдам
Подготовка к ЕГЭ по истории Часть В Задание 4, 8, 11, 14 Работа с источником
Прочитайте отрывок «Жития Сергия Радонежского» и напишите, о каком сражении идёт речь. «…Началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому и победоносному Дмитрию, и побеждены были… татары, и полному разгрому подверглись… Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришёл к Сергию, благодарность принеся за добрый совет, Бога славил и вклад большой в монастырь дал» . Ответ: Куликовская битва
Прочитайте отрывок из сочинения историка Н. М. Карамзина и назовите имя государя, о котором идёт речь. . «…рождённый и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитых государей в Европе: без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские… (Он) как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей ступени величия» . Ответ: Иван Третий
Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите имя царя, о котором идёт речь. «После возвращения Филарета из польского плена и возведения в сан московского патриарха с титулом великого государя (1619 г. ), началось фактическое двоевластие. Хотя имя царя стояло в документах на первом месте, но фактически опытный и твёрдый Филарет играл большую роль в управлении, чем его сын. С 1619 г. он фактически правил за сына вплоть до своей смерти» . Ответ: Михаил Романов
Прочитайте отрывок из сочинения историка и назовите имя церковного деятеля, о котором идёт речь. «В 1655 г. в неделю православия патриарх совершил в Успенском соборе торжественное богослужение в присутствии двух восточных патриархов, антиохийского и сербского, случившихся тогда в Москве. После литургии он, прочитав беседу о поклонении иконам, произнёс сильную речь против новой русской иконописи и предал церковному отлучению всех, кто впредь будет писать или держать у себя новые иконы. При этом ему подносили отобранные иконы, и он, показывая каждую народу, бросал её на железный пол с такой силою, что икона разбивалась. Наконец, он приказал сжечь неисправные иконы. » Ответ: Никон
Прочитайте отрывок из сочинения современного историка и напишите имя патриарха, о котором идёт речь «Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего «собинного друга» Алексея Михайловича. Все года, проведённые в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи. В 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, а в 1681 г. Патриарху разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть помешала этому» . Ответ: Никон
Прочитайте отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и назовите российского государя, к которому относится эта характеристика. « « Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был, как вода рыбе. Бросив кремлёвские хоромы, он вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нём во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма II мог поспорить в простоте с петербургским; недаром он сравнивал себя с этим королём и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При нём не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды. Обычная прислуга царя состояла из 10 -12 молодых дворян, большею частью незнатного происхождения, называвшихся денщиками» . Ответ: Пётр Первый
Прочитайте отрывок из именного указа от 18 января 1721 г. и напишите, как назывались крестьяне, о которых идёт речь. . «…Позволяется сим нашим указом для размножения…заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно с позволения берг- и мануфактур-коллегии, токмо под такоею кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно» . Ответ: Посессионные крестьяне
Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите имя государственного деятеля, о котором идёт речь. « « В своём несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твёрдость духа. Отчуждённый от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю. В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей XVIII столетия. » . Ответ: Меншиков
Прочитайте отрывок изиз сочинения историка Н. М. Карамзина и назовите императрицу, о которой идёт речь. «Россияне хвалили её царствование: она изъявляла к ним более доверенности, нежели к немцам; восстановила власть Сената, отменила смертную казнь, имела страсть к весельям и нежным стихам. При ней был открыт Московский университет» . Ответ: Елизавета Петровна
Прочитайте отрывок из сочинения историка и назовите императрицу, о которой идёт речь. « « Начала своё царствование с того, что …щедро одарила участников дворцового переворота. В феврале 1764 года была осуществлена секуляризация (обращение государством церковной собственности, преимущественно земли, в светскую) церковного землевладения. Императрица широко использует политику лавирования. Для маскировки своей продворянской, прокрепостнической политики она использует политические, экономические и философские концепции западноевропейских просветителей, широко афишируя свою переписку с наиболее яркими учёными-просветителями того времени. Это создавало о ней мнение как о просвещённом и гуманном монархе » . Ответ: Екатерина Вторая
Прочитайте отрывок из сочинения М. Е. Салтыкова-Щедрина и напишите, как в XIXXIX веке называлась повинность крепостных крестьян, о которой идёт речь «Помещик всецело овладел /крестьянином/ в свою пользу и даёт ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока /крепостные крестьяне/ томятся на полях помещика, мальчики и девочки работают дома лёгкую работу: сушат сено, вяжут снопы… Почти нет той минуты в сутках, чтобы в /помещичьих/ полях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи – вот всё, что остаётся крестьянину для отдыха» . Ответ: барщина
Прочитайте отрывок из письма и напишите название войны XIXXIX века, о последствиях которой идёт речь «Я уже пять дней в нашей несчастной Москве. Ах, Гриша, голубчик, ты представить себе не можешь , что Москва сделалась, узнать её нельзя и без слёз видеть невозможно этих руин. От каменных домов стены остались, а от деревянных печи торчат. Вообрази, какое ч3 удо, что маменькин дом уцелел… а слободы как не было – вся выгорела…» Ответ: Отечественная
Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите название представителей общественной мысли, о которых идёт речь «Составляющей… единения /представителей общественной мысли/ была…теснейшая привязанность к Москве и Московскому университету, с которым были связаны почти все виднейшие /представители этого направления/, Хомяков был кандидатом университета, братья Киреевские брали уроки у университетских профессоров, курс «студентства» в разные годы прошли К. Аксаков, А. Кошелев, Ю. Самарин, Д. Валуев…» Ответ: Славянофилы
Прочитайте отрывок из письма императора и напишите название войны XIXXIX века, о событиях которой идёт речь «Ты уже, вероятно, знаешь, любезный Горчаков, про начатие бомбардировки Севастополя и что первое сие покушение, несмотря на свою огромность, благодаря Богу, благополучно выдержано славным гарнизоном и даже без большой потери, ежели бы, к несчастию, оно не стоило нам дорогого и почтенного генерал-адъютанта Корнилова, павшего смертью храбрых. Потеря эта невыразимо тяжела мне, ибо на нём покоилась моя надежда не только в нынешнем, но и для будущего устройства Черноморского флота, по его редким достоинствам. Но буди воля Божия. Теперь вся надежда – на дух войск. Николай II » . Ответ: Крымская
Прочитайте отрывок из записок военного корреспондента и напишите название проходившей в XIXXIX веке войны, о которой идёт речь «Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевского отряда. Со дня на день ждали приказа – двинуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову… На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказочного города…» Ответ: Русско-турецкая
Прочитайте свидетельство К. П. Победоносцева и напишите имя императора, проводившего описанное совещание «Когда обратились ко мне, я не мог уже сдержать волнения негодования. Объяснив всю фальш /проекта Лорис-Меликова/, я сказал, что стыд и позор покрывают лицо, когда подумаешь, в какие минуты мы об этом рассуждаем, когда лежит ещё не погребённым труп нашего Государя. А кто виновен в том? Что мы делали всё это время и в царствование /Александра Второго/? Мы говорили, говорили… и дарованная им свобода стала ложью. А в последние годы – в годы взрывов и мин, что мы делали, чтобы охранить его? Мы говорили – и только…» Ответ: Александр Третий
Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования «Министр народного просвещения И. Д. Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 году издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей» . Известный как циркуляр о «кухаркиных детях» , он стал позорной страницей в истории российской школы» . Ответ: Александр Третий
Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите фамилию чиновника, о деятельности которого идёт речь «Энергичное участие в организации строительства Сибирской и других железных дорог укрепили /его/ престиж. Пробыв недолгое время министром путей сообщения, он становится министром финансов /при Александре Третьем/. И сразу же проявляет инициативу, добившись введения государственной монополии на винную торговлю… По его инициативе в стране вводится золотая валюта… /Он/ нашёл общий язык с самим Победоносцевым!» Ответ: Витте
Прочитайте отрывок из сочинения современника и напишите фамилию деятеля культуры, о котором идёт речь «Если же что продолжало жить и сильно развиваться, так это знаменитая галерея русской живописи… Она обогатилась в отчётном году на целых 14 произведений, принадлежащих 13 художникам, и привлекла до 26 680 посетителей. Кроме того, в ней устроился в том же году новый отдел – рисунков и акварелей русских мастеров в количестве 266 экземпляров, приобретённых в разное время. Но это надо отнести к особой энергии и необыкновенному самопожертвованию её владельца, посвятившего всю свою жизнь на создание действительно настоящего национального музея для русского искусства… который завещается им (Москве)» . Ответ: Третьяков
Прочитайте отрывок из воспоминания философа Н. А. Бердяева и напишите образное название периода развития русской культуры, о котором идёт речь «Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии… религиозного беспокойства и искания… Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни. Александр Блок и Анна Ахматова, Николай Гумилёв и Константин Бальмонт принадлежат этому времени» . Ответ: Серебряный век
Прочитайте отрывок из речи Николая IIII и и напишите название государственного органа, к представителям которого он обращался. «Всевышним Промыслом вручённое Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа. С пламенной верой в светлое будущее России Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас» . Ответ: Дума
Прочитайте фрагмент документа и напишите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в IIIIII Государственной думе в 1907 г. с данными предложениями. «Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание… Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия Русской державы» . Ответ: Столыпин
Прочитайте отрывок из международного договора и напишите название государства, с которым Россия подписала данный договор. «Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение… южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся» . Ответ: Япония
Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите краткое название партии, о которой идёт речь. «…Центральный пункт их программы – «социализация» земли, т. е. ликвидация частной собственности на землю и передача её без выкупа в заведование сельских и городских общин. В основу пользования землёй они клали уравнительно-трудовой принцип. Важнейшим элементом революционной тактики они считали политический террор. Для осуществления крупных актов, т. н. «центрального террора» , осенью 1901 года была создана боевая группа, которая затем получила название Боевой организации. Вождём и теоретиком партии был В. М. Чернов» . Ответ: Эсеры
Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите краткое название партии, о которой идёт речь. «В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллигенции начала XXXX в. , мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путём и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже XIXXIX — XXXX вв. В либеральном движении всё громче и увереннее зазвучали голоса историка П. Н. Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права – профессора С. А. Муромцева, В. М. Гессена, Л. И. Петражицкого, экономистов и публицистов – П. Б. Струве, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева» . Ответ: Кадеты
Прочитайте фрагмент документа и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идёт речь. «Он многое задумывал осуществить. «Дайте только 20 спокойных лет – и вы не узнаете России» , — говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать. 1 сентября 1911 года он был смертельно ранен в Киеве. Один из наиболее ярких премьер-министров России унёс с собой большинство своих планов и начинаний» . Ответ: Столыпин
Прочитайте фрагмент статьи 1917 года и напишите название правительства, о котором идёт речь. «Бессильное в самостоятельной борьбе с контрреволюцией, неспособное к положительной, творческой работе в деле обороны и борьбы с разрухой, живущее целиком за счёт авторитета и поддержки (Совета), его руками выводящее страну из-под смертельного удара корниловщины, — наше правительство, наша власть чувствует себя достаточно «независимой» и «неограниченной» …в пределах Зимнего дворца» . Ответ: Временное
Прочитайте отрывок из воспоминаний У. Черчилля и напишите название описанного им явления. «Находились ли они, союзники /страны Антанты/, в состоянии войны с Советской Россией? Конечно, нет. Но… они находились на русской земле как завоеватели. Они вооружали врагов советского правительства. Они блокировали его порты. Они топили его военные суда» . Ответ: Интервенция
Прочитайте отрывок из документа и напишите название армии, о которой в нём идёт речь. «Строилась она на принципах старых, отменённых революцией и большевиками в первый период их властвования, в том числе на нормальной организации, единовластии и дисциплине… Советская власть считала себя уже достаточно сильной, чтобы влить без опасения в ряды своей армии десятки тысяч «специалистов» , заведомо чуждых или враждебных господствующей партии» . Ответ: Красная Армия
Прочитайте отрывок из книги Д. А. Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь. «Достигнув апогея своего могущества, он не мог не понимать, что обязан не просто стечению обстоятельств, бесспорности идеи, но прежде всего выбранной методологии. Вся она – в вечной борьбе. Неважно, какая она: борьба с фракционерами… с «космополитами» и множеством других «крепостей» , которые должны «взять большевики» . В конечном счёте лично для него, «вождя» , такая борьба – это его самоутверждение, увековечение, обожествление» . Ответ: Сталин
Прочитайте отрывок из воспоминаний С. Берии и укажите, какой вид вооружений впервые был испытан во время описываемых событий. «…В августе 1949 года я сам присутствовал при взрыве… так что обо всём знаю не понаслышке… Сообщение ушло в Москву прямо …с полигона, а несколько позднее Сталин попросил отца пригласить к нему И. В. Курчатова и его ближайших помощников… Все получили колоссальное материальное вознаграждение… И это, заметьте, в условиях всеобщей послевоенной бедности» . Ответ: Атомная бомба
Прочитайте отрывок из книги Д. А. Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь. «Постоянная «тайна» (его) воздействия на общественное сознание заключалась в поддержании непрерывного напряжения в обществе. Обстановка потенциально возможной «гражданской войны» , а точнее конкретной борьбы с «врагами народа» , «шпионами» , «маловерами» , «космополитами» , «перерожденцами» , «вредителями» , создавала атмосферу, где его указания и призывы к бдительности всегда падали на благодатную почву» . Ответ: Сталин
Прочитайте отрывок из статьи Г. Фёдорова и напишите фамилию руководителя СССР, при котором происходили описанные в отрывке события, явления. «Ряд реформ был проведён достаточно твёрдо, до конца доведён и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды… Пенсионная реформа. До неё пенсии были настолько мизерны, что носили символический характер. Реформа пенсий распространилась на десятки миллионов человек и сделала для них возможным сносное, хотя и скромное существование. Жилищная реформа. Массовое жилищное строительство… сделало по крайней мере для вступающих в жилищные кооперативы доступным получение квартиры, да и цены на кооперативы были тогда вполне умеренными» . Ответ: Хрущев
Прочитайте отрывок из статьи журналиста В. Кобыша и напишите название страны, о которой идёт речь. «В полном согласии с международным правом две наши страны договорились о ряде мер, направленных на укрепление обороноспособности /этой страны/. Меры эти, в частности, предусматривали доставку туда советского ракетного оружия. С нашей стороны это решение представлялось тем более оправданным, что Соединённые Штаты начали в то время обкладывать Советский Союз по всему периметру его границ ракетными базами. Оправданно ли то, что доставив… свои первые ракеты, мы не сделали официального заявления, более того, отрицали, в частности, на Генеральной Ассамблее ООН этот факт? . . » Ответ: Куба
Прочитайте отрывок из воспоминаний военного историка и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь. «…Главнокомандующий Объединёнными силами Варшавского Договора Маршал Советского Союза И. С. Конев… поставил боевую задачу: «ликвидировать контрреволюционный мятеж в Будапеште» . Для этого корпус усилился танками, артиллерией и воздушно-десантными войсками. Боевая операция проводилась по указанию нашего высшего партийного и государственного руководства во главе с // фамилия руководителя СССР /» /» Ответ: Хрущёв
Прочитайте отрывок из послания президента США, адресованного руководителю СССР, и напишите фамилию этого советского руководителя. «Уважаемый г-н Председатель, …… Я пришёл к выводу, что ключевые элементы… заключаются в следующем: Вы согласитесь устранить эти виды оружия с Кубы под надлежащим наблюдением и надзором ООН и принять обязательство… прекратить дальнейшую доставку таких видов оружия на Кубу. Мы, с нашей стороны, согласимся… а) быстро отменить меры карантина, применяющиеся в настоящий момент, и б) дать заверение об отказе от вторжения на Кубу…» Ответ: Хрущев
Прочитайте отрывок из протокола заседания Политбюро ЦК КПСС и напишите фамилию руководителя СССР, автора приведённого высказывания. «В Афганистане мы воюем уже шесть лет. Если не менять подходов, то будем воевать ещё 20 -30 лет. Это бросало бы тень на наши способности воздействовать на развитие событий… Что, может быть, нет простора для того, чтобы развернуться нашему Генеральному штабу? В общем, мы не подобрали ключей к решению этой проблемы… Нам нужно завершение этого процесса в ближайшее время… Нужно в постановлении сказать о необходимости завершения (войны) в течение одного года – максимум двух лет» . Ответ: Горбачев
Прочитайте отрывок из резолюции II съезда шахтёров СССР и напишите название периода, когда эта резолюция была принята. «Мы требуем, чтобы КПСС уже сегодня была лишена привилегированного положения на наших предприятиях и в учреждениях. Парткомы и комитеты ВЛКСМ должны быть выведены с предприятий и учреждений. Льготный стаж, который идёт освобождённым партийным и комсомольским работникам, должен быть отменён. Мы считаем, что в условиях становления многопартийности должен быть решён вопрос о национализации созданной народом собственности КПСС, а также созданы реальные возможности для деятельности партий» . Ответ: Перестройка
Прочитайте отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 года и напишите его фамилию. «В силу сложившейся ситуации… прекращаю свою деятельность… Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы – наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни…» . Ответ: Горбачев